Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегративный подход к формированию и развитию пространственных представлений у младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важность развитых пространственных представлений в жизнедеятельности человека подтверждена исследованиями психологов. Пространственные представления определены как основа конструктивно-технических способностей и ориентации в пространстве (В.Е.Бушуров, В. Гамезо, Ф. Кейра, Н. Г. Левандовский, О. Липман, А. Ц. Нуни и др.) — основной компонент творчества (Ю.Г.Божко, А.А.Михайлов) — средство создания… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Пространственные представления в начальной школе как необходимое условие успешного обучения
    • 1. 1. Пространственные представления, воображение, мышление
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования и развития пространственных представлений у младших школьников
    • 1. 3. Особенности формирования и развития пространственных представлений в рамках различных учебных дисциплин
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Разработка интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений у младших школьников и методика ее внедрения в учебный процесс начальной школы
    • 2. 1. Конструирование интегрированной методической системы формирования и развития пространственных представлений
    • 2. 2. Интегрированная методическая система
    • 2. 3. Методические особенности организации обучения с использованием интегрированной системы
    • 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений
  • Выводы по главе 2

Интегративный подход к формированию и развитию пространственных представлений у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. В настоящее время усилились тенденции к реализации принципов развивающего обучения через предметное содержание учебных дисциплин начальной школы. Воспитание разносторонне развитой личности — цель современной школы.

Обучение, развитие и воспитание в начальной школе направлены на формирование общих представлений об окружающем мире, опыта социального общения, практических умений и навыков, где пространственные представления играют исключительную роль в структуре различных видов деятельности — учебной, практической, технической, творческой.

Важность развитых пространственных представлений в жизнедеятельности человека подтверждена исследованиями психологов. Пространственные представления определены как основа конструктивно-технических способностей и ориентации в пространстве (В.Е.Бушуров, В. Гамезо, Ф. Кейра, Н. Г. Левандовский, О. Липман, А. Ц. Нуни и др.) — основной компонент творчества (Ю.Г.Божко, А.А.Михайлов) — средство создания целостной картины мира, подготовки к самостоятельной практической и интеллектуальной деятельности (Б.Г.Ананньев, А. Д. Ботвинников, Г. Д. Глейзер, Е.Н.Кабанова-Меллер и др.) — средство овладения учебными предметами (И.С.Якиманская — геометрией, географией, черчением, физикой, биологией, химиейН.И.Запорожец, И. Я. Лернер — историей;

A.И.Липкина, Н. А. Менчинская — чтением, письмомЕ.И.Игнатьев, В. С. Кузинрисованием, художественным трудом).

В психологии выявлены возрастные периоды, наиболее оптимальные для формирования и развития пространственных представлений: раннее детство (В.В.Зеньковский), дошкольный возраст (А.А.Люблинская Е. С. Демина,.

B.П.Манеева и др.), младший школьный возраст (П.П.Блонский, В. В. Давыдов,.

Л.В.Занков, П. Каптерев (1883), В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.), средний школьный возраст (Ф.Н.Шемякин, Н. Ф. Четверухин и др.).

Накоплен методический и практический материал формирования и развития пространственных представлений (Б.Г.Ананьев, О. И. Галкина, П. Л. Гонфункель, М. А. Гузева, Е. И. Игнатьев и др.). Определены основные направления в их формировании: учение о геометрических формах (И.Ф.Гербарт, Ф.В. А. Дистерверг, Ф. Фребель, М. Монтессори), генетическая система (К.А.Клеро, П. Фан-дер-Флит), геометрическое черчение (И.С.Борышкевич, А. Д. Ботвинников, Е.Н.Кабанова-Меллер, Б. Ф. Ломов, Н. Г. Преображенская и др.), наглядная геометрия (А.М.Астряб, Э. А. Маркус, Э. Филипс, И. Фишер и др.), геометрия (А.Д.Александров, Г. Д. Глейзер, А. М. Пышкало и др.). Изданы новые учебные комплекты по развитию пространственного воображения и мышления, разработанные коллективами авторов: Е. П. Бененсон и др.- Н. С. Подходова и др.- Э. Г. Гельфман и др., сборники задач Т. В. Башаевой, А. Э. Симановского, Н. Ф. Шарыгина и Т. Г. Шарыгиной, М. А. Гончаровой др.

Важность пространственных представлений раскрыта в программах ряда учебных дисциплин (математика — Н. Ф. Виноградова, Т. М. Геронимус, И. Б. Истомина, М. И. Моро, Л. Г. Петерсон, трудовое обучение — Н. М. Конышева, изобразительное искусство — В. С. Кузинв условиях интеграции математики и трудового обучения — И. С. Волкова, О. Л. Пчелкина, изобразительного искусства и трудового обучения — С. И. Гудилина, Б. М. Неменский, Т.Я.Шпикалова).

Однако, несмотря на разработанноость данной проблемы, в настоящее время уровень развития пространственных представлений у школьников начального и среднего звена имеет тенденцию к понижению, чему свидетельсвуют результаты наших констатирующих экспериментов. Причины этого заключаются в недостаточном внимании учителей к формированию и развитию пространственных представлений у учащихся в начальном звене обучения, в отсутствии комплексного подхода к их формированию и развитию, способствующего с одной стороны, систематизации знаний о пространственных признаках и отношениях предметов, а с другой — их расширению и динамичности в среднем звене.

Формирование у школьников пространственных представлений входит в учебные программы различных дисциплин. Следовательно, проблема их развития приобретает межпредметный характер и оптимальное ее решение возможно лишь на межпредметном уровне, то есть посредством интегративного подхода.

В результате анализа психолого-педагогической, учебно-методической литературы установлено, что средством управления интеграционными процессами является интегрированная методическая система. Данное исследование, опирающееся на экспериментальную работу, показало, что интегрированная система должна быть: а) построена на рациональном сочетании изучаемого материала, ряда учебных дисциплин, имеющего отношение к формированию и развитию пространственных представлений у младших школьниковб) основана на концепциях развивающего обученияв) осуществима на практике посредством использования наиболее оптимальных, методов и средств обучения.

Рассматриваемый в психолого-педагогической литературе ряд моделей интегрированных образовательных систем не охватывает всех учебных дисциплин, в максимальной степени способствующих развитию пространственных представлений — изобразительного искусства, математики, трудового обучения.

Мы предположили, что комплексное изучение и формирование понятий об объектах окружающей действительности способствует наиболее полному представлению учащихся об окружающем мире, о пространственных признаках его объектов.

Подтверждение этого мы нашли в литературе, где интеграция рассматривается как первый принцип дидактики (А.Я.Данилюк), средство повышения целостности (Ю.К.Бабанский, И. Я. Лернер, Н.М.Скаткин) и логики общеобразовательного процесса. (В.Т.Фоменко). Исследованы необходимые условия создания моделей интегрированных форм в общеобразовательном процессе.

М.Н.Берулава, А. Я. Данилюк, О. И. Спесивцева, Л.В.Трубайчук), определены возможные приемы конструирования интегрированных форм на основе межпредметных связей (Г.И.Вергелес, И. Д. Зверев, ИВ. Кошмина, Г. Ф.Федорец).

Несмотря на значительное количество исследований проблемы развития пространственных представлений, интеграционных процессов в системе начального образования, в практике преподавания отсутствуют подходы к проектированию интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений.

Поэтому противоречиями, определившими проблему нашего исследования, являются несоответствие реального уровня развития пространственных представлений у младших школьников необходимости их использования в учебном процессе и жизнедеятельности, изучения объектов в пределах отдельной дисциплины и необходимости комплексных представлений о различных параметрах объектов (форма, направление, протяженность).

Таким образом, проблема исследования определена нами как формирование и развитие пространственных представлений у младших школьников с использованием интегративного подхода.

Цель исследования — разработка и экспериментальная проверка интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений у младших школьников.

Объект исследования — процесс формирования и развития пространственных представлений у младших школьников.

Предмет исследования — процесс интеграции учебных дисциплин, создающих условия оптимального формирования и развития пространственных представлений у младших школьников.

Гипотеза исследования — формирование и развитие пространственных представлений у младших школьников будет успешно осуществляться, если:

— в педагогическом образовательном процессе создаются условия комплексного познания объектов действительности посредством целенаправленного и систематического использования межпредметных связей в учебном процессе;

— соблюдается этапность формирования и развития, взаимосвязь и преемственность форм, средств, принципов обучения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические условия оптимального формирования и развития пространственных представлений у учащихся первого звена школьного обучения.

2. Определить современное состояние степени развития пространственных представлений у школьников.

3. Разработать интегрированную систему оптимального формирования и развития пространственных представлений: установить содержание интегрированного курса, создать программу, разработать методику ее внедрения в практику школы.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений в практике обучения учащихся начальной школы.

Методологической основой исследования являются: теория рефлекторной пространственно-различительной деятельности головного мозга (И.М.Сеченов, И.П.Павлов) и результаты научных исследований познавательной деятельности (В.Вундт, Г. Д. Глейзер, Е.Н.Кабанова-Меллер, С. Л. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.) — положения о развивающем характере обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б.Эльконин) и деятельностном подходе к развитию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — положения о готовности младшего школьника к формированию и развитию пространственных представлений (П.П.Блонский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, А. А. Люблинская, Н. Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин) — результаты исследований процесса формирования и развития пространственных представлений у младших школьников на различных учебных дисциплинах (Б.Г.Ананьев, О. И. Галкина, П. Л. Гонфункель, М. А. Гузева и др.) — принципы целостности педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, И. Я. Лернер, В.Т.Фоменко), положения о совершенствовании обучения и воспитания с позиции интеграции (Г.И.Вергелес, Л. В. Бахарева, М. Н. Берулава и др.);

— подходы к разработке и конструированию систем, основанных на межпредметных связях (А.Я.Данилюк, И. Д. Зверев, Г. Ф. Федорец, И.В.Кошмина).

Основными методами исследования являлись анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, сравнительный анализ результатов констатирующих экспериментов, наблюдение, фиксирование и подведение результатов обучения учащихся, анкетирование, проведение опросов, обучающий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

Организация исследования. Исследование начато в 1998 по линии Научного студенческого общества.

• Первый этап: (1998 — 1999 г.) — диагностирующе-прогностический, на котором исследовалось современное состояние развития пространственных представлений у школьников 5−6 классовосуществлялось изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы в соответствии с рассматриваемой проблемойпроводились беседы, наблюденияустановливались на основе результатов констатирующих экспериментов содержание и методика поисковых экспериментовопределялась методика исследования.

Второй этап: (1999 — 2000 г.) — теоретико-экпериментальный, на котором изучалась психолого-педагогическая литература по интеграции и образовательным технологиям в учебном процессе начальной школыразрабатывались научно-методические материалы для проведения поисковых экспериментов и апробации методов, средств, форм обучения на интегративной основеосуществлялась разработка интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений в начальной школе и варианта обучающей программы.

Третий этап: (2000 —2003 гг.) — опытно-экспериментальный, на котором устанавливались цель, задачи, гипотеза исследованияразрабатывалась программа опытно-экспериментальной работыкорректировалась интегрированная системапроводились констатирующие и поисковые экспериментыразрабатывалась методика проведения формирующего эксперимента, его осуществления и обработки результатоввнедрялись в педагогический процесс начальной школы интегрированная программа и система формирования и развития пространственных представлений обучающихся.

Четвертый этап: (2003 — 2004 г.) — корректировочный, где проводились анализ, обработка, систематизация результатов формирующего экспериментаобобщались полученные результаты исследованияформулировались выводы диссертационной работыосуществлялось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— выявлено несоответствие уровня развития пространственных представлений школьников 3, 5−6 классов требованиям нормативных документов (программ);

— определены учебные дисциплины, интеграция которых способствует активизации, интенсификации формирования и оптимального развития пространственных представлений у младших школьников;

— разработана и экспериментально проверена интегрированная методическая система формирования и развития пространственных представлений у учащихся на уроках математики, изобразительного искусства, трудового обучения в начальной школе, которая включает в себя пояснительную записку, учебную программу, системы развивающих заданий для каждой дисциплины в изучении всех тем учебной программы, систему управления и контроля уровня сформированное&tradeпространственных представлений у младших школьников.

Теоретическая значимость и результаты исследования состоят в том, что.

— внесен вклад в разработку теории формирования и развития пространственных представлений у младших школьников и методики, направленной на повышение результативности их дальнейшего обучения;

— проведена систематизация приемов, форм, методов формирования и развития пространственных представлений;

— обоснован подход, обеспечивающий создание условий формирования и развития пространственных представлений у учащихся на основе интеграции;

— обосновано методическое построение программного материала интегрированной системы, особенности его планирования и организации изучения.

Практическая значимость результатов исследования заключается:

— в разработке, экспериментальной проверке и возможном внедрении в педагогический процесс интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений у младших школьников;

— в эффективности интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений у младших школьников, способствующей комплексному восприятию мира;

— в использовании результатов исследования и особенностей организации обучения на интегративной основе при подготовке студентов факультетов начальных классов, художественно-графических, а также в системе повышения квалификации учителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена научной обоснованностью методологической основы исследованиясоответствием используемых методов, средств, форм целям и задачам исследованияпоследовательной организацией экспериментальной работыматематической обработкой результатов эксперимента в соответствии с принятыми методами и приемами. На защиту выносятся:

— содержание, структура интегрированной методической системы формирования и развития пространственных представлений;

— методические рекомендации по ее использованию в процессе обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследований по проблеме диссертации докладывались на межвузовских научных конференциях в СГИИ (1999 г., 2000 г.), международной научной конференции молодых ученых в СГИИ (2001 г., 2002 г.), научно-практической региональной конференции «Оптимизация преподавания чертеж-но-графических и художественно — изобразительных дисциплин» (2001 г.), Всероссийских научно-практических конференциях: «Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития» (Москва, 2002), «Народное искусство: прошлое и современность» (Смоленск, 2003), «Проблемы развития российского и зарубежного образования» (Смоленск, 2003).

Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры черчения и методики его преподавания Смоленского государственного педагогического университета, методическом объединении учителей МОУ СОШ № 3 г. Смоленска, МОУ Муниципальной гимназии г. Ярцево Смоленской области.

В констатирующих, поисковых экспериментах участвовали учащиеся школ г. Смоленска: № 2, 3, 6, 28, 33- г. Ярцево Смоленской области: № 1, 4, 8, 9- МСОШ Стабны, Новомихайловской сельской школы Монастырщинского района, школы — интерната г. Демидова Смоленской области. Разработанная система внедрена в педагогический процесс школ № 734 г. Москвы, № 33 г. Смоленска, Муниципальной гимназии г. Ярцево Смоленской области. В экспериментальной работе принимало участие 565 учащихся.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

1. Эвристический характер исследования проблемы пространственных представлений у учащихся среднего звена общеобразовательной школы позволяет определить причины недостаточного их уровня развития, которые заключаются в отсутствии целенаправленной, систематичной, регулярно проводимой работы в начальной школе.

2. Природа комплексного познания действительности позволила определить межпредметный характер формирования и развития пространственных представлений в начальной школе. Математика, трудовое обучение, изобразительное искусство — дисциплины, которые основаны на единых представлениях о пространственных признаках и отношениях. Состыковка программного содержания их на протяжении всей начальной школы позволяет установить систему межпредметных связей между тремя учебными предметами.

3. Организация целенаправленного, систематического, регулярного использования межпредметных связей в реальном учебном процессе наиболее рациональна посредством интеграции. Формой управления интеграционными процессами в изучении объектов и явлений является интегрированная система формирования и развития пространственных представлений, разработанная на основании дидактических принципов, методов, форм, средств.

4. Основная идея интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений — систематическое изучение отдельных тем через содержание трех дисциплин с сохранением их предметной самостоятельности и характерных приемов познания. Обучение по данной системе раскрывается через организацию и структурирование программного материала (единая тематическая направленность дисциплин в пределах одной темы, создание блоков, разработка приема структурирования материала), дуальный характер реализации интеграции (вертикальная, горизонтальная).

5. Основными методическими особенностями процесса обучения является создание развивающей среды, формирование умений комплексного познания окружающей действительности посредством пространственных представлений и знаний о пространственных признаках и отношениях, применяемых в различных видах деятельности. Организация комплексного познания в реальном процессе обучения осуществляется посредством основных типов задач (наблюдение, измерение, вычисление, построение и т. д.) и сквозных видов деятельности (чтение и выполнение чертежа, моделирование объектов, реалистическое рисование) в пределах изучения одной темы (горизонтальная интеграция), всего процесса обучения (вертикальная интеграция).

6. На каждом этапе конструирования реализуется интегративный подход. 1 этап: обоснование выбора дисциплин интегративного пространства, отбор и анализ программ (внутренний и внешний структурно-логический анализ), определение ведущего предмета и общих требований к знаниям, умениям и навыкам. 2 этап: определение программ учебных предметов, входящих в интегральное образовательное пространство, координация программ и заполнение сводных таблиц. 3 этап: крупноблочное структурирование, годовое планирование и создание учебной программы, отбор форм, средств, дидактических методов и приемов, разработка структуры программного материала, определяющего организацию учебного процесса.

7. Эффективность использования интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений у младших школьников подтверждена организацией и полученными результатами проводимой экспериментальной работы в начальной школе.

8. Процесс создания интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений является наглядным инструментарием, моделью конструирования интегрированных форм, которые возможно реализовать в общеобразовательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Психолого-педагогическое исследование, проведенное по теме диссертации, подтвердило актуальность проблемы.

Теоретические и экспериментальные материалы исследования свидетельствуют о решении всех задач в полном объеме.

Определено значение пространственных представлений в различных видах деятельности, в формировании познавательных процессов восприятия, воображения, мышления человека.

Дана оценка современному состоянию пространственных представлений у школьников в результате сравнительного анализа итогов констатирующих экспериментов в 5−6 — х классах (1967;69, 1998, 2002 г.) в 3 — х классах (1999 г.). Выявлено значительное снижение пространственных представлений у школьников 5−6 — х классов, несоответствие реального уровня развития пространственных представлений программным требованиям к выпускнику начальной школы. Причиной является недостаточное внимание к их формированию и развитию в начальной школе.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что начальная школа — основной период формирования и развития пространственных представлений. Результаты наших экспериментальных исследований учащихся до систематического обучения (2000 г.) указывают на готовность младших школьников к формированию и развитию пространственных представлений.

Рассмотрены особые виды затруднений в овладении пространственными признаками и отношениями, общие виды деятельности формирования и развития пространственных представлений, основные критерии их сформированности.

Поиск наиболее благоприятных условий формирования пространственных представлений осуществлялся через анализ учебно-методической литературы по следующим дисциплинам начальной школы: геометрии, математике, изобразительному искусству, трудовому обучению, а также интегрированных курсов: математика — трудовое обучение, трудовое обучение — изобразительное искусство.

Комплексный характер формирования представлений об объектах и явлениях окружающей действительности посредством пространственных представлений и знаний о пространственных признаках и отношениях позволил определить межпредметный уровень как наиболее благоприятные условия формирования и развития пространственных представлений.

Математика, трудовое обучение, изобразительное искусство основаны на единых знаниях о пространственных признаках, которые являются основой определения межпредметных связей, направленных на формирование и развитие пространственных представлений на протяжении всего обучения. Содержание межпредметных связей, структурные особенности программ трех дисциплин, количество часов, отведенных на изучение в течение недели, четверти, года позволяет использовать межпредметные связи систематично, целенаправленно, регулярно.

Изучение теории и практики интеграции в общеобразовательном процессе позволяет охарактеризовать систематическое использование межпредметных связей в учебном процессе как интеграцию, которая в данном случае выступает как прием организации процесса формирования и развития пространственных представлений. Формой управления интеграционными процессами в формировании и развитии пространственных представлений у младших школьников является интегрированная система.

На основании личностно-деятельностного, системного подхода к обучению, дидактических принципов, методов, форм, средств разработана трехгодичная интегрированная система формирования и развития пространственных представлений (программа также имеет возможность распределения учебного материала в четырехгодичной системе обучения, поскольку переход на четырехлетнее начальное обучение увеличил количество времени на изучение программного материала, не изменив логику).

Идеей интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений является организация систематичного изучения отдельных тем через содержание трех дисциплин с сохранением их предметной самостоятельности и характерных приемов познания.

Направлением формирования и развития пространственнных представлений в данной системе является: обучение учащихся определению геометрической формы, размеров объектов, их взаимного расположения и способам изображенияформирование обобщенных приемов комплексного познания окружающей действительности.

Условия взаимодействия интегрируемых дисциплин: самостоятельность каждой дисциплины, единая тематическая направленность трех дисциплин, создание тематических блоков (условно принятых за одну четверть), вариативность в последовательности проведения уроков, дуальное построение интеграции (горизонтальная, вертикальная интеграция), структурирование учебного материала трех дисциплин.

Принципы организации обучения по интегрированной системе: целенаправленность, доступность, последовательность, систематичность (а) в отборе программного материалаб) в организации использования межпредметных связей в течение недели, черверти)). Процессуальная сторона системы: развивающая и личностно-деятельностная направленность.

Последовательность разработки интегрированной системы является инструментарием конструирования любых интегрированных форм в реальном общеобразовательном процессе.

Особенности контроля и подведения общего уровня пространственных представлений у младших школьников определили необходимость создания индивидуальных диагностических карт и карт подведения итогов, которые позволяют определить:

— общий уровень пространственных представлений у школьника, уровень по критериям сформированностивключенность пространственных представлений в учебные предметы, входящие в интегральное пространство.

Экспериментальная проверка в реальном учебном процессе эффективности содержания, средств и методов, разработанной интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений у младших школьников осуществлялась в школах г. Москвы (№ 734), г. Смоленска (№ 33), г. Ярцево (№ 3) подтвердила эффективность разработанной программы.

Количественная обработка результатов показала увеличение количества учащихся в экспериментальных классах с высоким, выше среднего уровнями развития пространственных представлений. Возрос результат по основным критериям сформированности пространственных представлений и включенности их в различные виды деятельности на учебных предметах математики, трудового обучения, изобразительного искусства.

Введение

в начальную школу данной системы позволило избежать общего снижения уровня сформированности пространственных представлений во вторых классах, когда увеличивается количество учебного материала о пространственных признаках и измерениях.

На основании проведенного исследования сформулированы выводы.

1. Начальная школа — базовый период формирования и развития пространственных представлений человека.

2. Комплексный характер процесса познания окружающей действительности с использованием пространственных представлений и знаний о пространственных признаках и отношениях позволяет определить межпредметный уровень их развития. В формировании и развитии пространственных представлений у младших школьников математика, трудовое обучение, изобразительное искусство — три дисциплины, взаимодействие которых создает для этого наиболее благоприятные условия.

3. Интегрированная система формирования и развития пространственных представлений позволяет создать развивающую среду комплексного познания окружающей действительности и становления личностно-значимых качеств ребенка и предполагает систематическое, целенаправленное, регулярное использование межпредметных связей в процессе обучения в начальной школе.

4. Основными этапами конструирования интегрированной системы формирования и развития пространственных представлений являются следующие: обоснование выбора дисциплин интегративного пространства, отбор и анализ программ (внутренний и внешний структурно-логический анализ), определение ведущего предмета и общих требований к знаниям, умениям и навыкамопределение программ учебных предметов, входящих в интегральное образовательное пространство, координация программкрупноблочное структурирование, годовое планирование и создание учебной программыотбор форм, средств, дидактических методов и приемов, разработка структуры интегрируемого программного материала, определяющего организацию учебного процесса Данное исследование не претендует на полноту решения проблемы. Оно открывает перспективу ее дальнейшей разработки, которая может быть осуществлена в результате:

— исследования уровня сформированности пространственных представлений у младших школьников на других предметах (естествознание, физкультура и т. д.);

— изучения уровня сформированности пространственных представлений у школьников среднего звена и создание программы, обеспечивающей преемственность между начальной и средней школой, а также их дальнейшего развития;

— разработки программы профессиональной подготовки учителей начальной школы к систематичному и целенаправленному формированию пространственных представлений на основе интеграции как наиболее рационального способа их развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М. Интегрированный курс художественного творчества в общеобразовательной школе. — М.: Изд-во «Валент», 1996. — 38 с.
  2. Э.И. Математика. Рабочий вариант для 3 класса. Часть 1 (Программа развивающего обучения). Харьков — Москва: Инфолайн, 1995, 150 с.
  3. Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. М.- Издательство «Вита — пресс», 1999. — 65 с.
  4. .Г. Новое в учении о восприятии пространства. // Вопросы психологии. 1960. — № 1.с. 65−71.
  5. .Г. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. М.: Педагогика, 1982. — 363 с.
  6. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  7. Ю.Аргинская И. И. Математика. 1 класс. Самара: Корпорация «Федотов», 1997. — 350 е.: ил. Математика 2 класс. — М.: Просвещение, 1997. — 286 е.: ил. Математика. 3 класс. — М.: Просвещение, 1998. — 269 е.: ил.
  8. П.Астряб A.M. Наглядная геометрия (Начальный курс геометрии.). — Пт. — Киев: Издание «Сотрудника», 1909. 171 с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Методические основы.- М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  10. Л.Н. Технология интегрированных занятий в начальной школе. Учебное пособие. Рязань: Издательство РГ11У, 1997. — 84 с.
  11. Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997. 237 с.
  12. А.В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе «Математика и конструирование». // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 38−45.
  13. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  14. Г. В. Подготовительные упражнения как средство реализации внутрипредметных связей в обучении младших школьников математике. // Сборник статей «Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении». Л.: ЛГПИ, 1981. — С.70 — 80.
  15. Е.П., Вольнова Е. В. Знакомьтесь: Геометрия. Тетрадь № 1.— М.: Финансы и статистика, 1996. 78 с.
  16. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект. -Томск: Издательство Томского универсистета, 1988. 222 с.
  17. П.П. Психология младшего школьника. М.: Воронеж, — 1997.
  18. Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. — Киев: 1991.-363 с.
  19. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1969. — 209 с.
  20. Л. И. Избранные психологические труды. — М.: МПА, 1995. 206 с.
  21. А.Д. Способы развития динамических пространственных представлений учащихся. // Об актуальных вопросах методики обучения черчению. М.: Просвещение, 1977. — С. 28 — 40.
  22. Г. И. Возможности межпредметных связей в формировании учебной деятельности современного школьника. // Сборник статей «Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения школьников». Л.: ЛГПИ, 1987. — С. 108 — 115.
  23. Г. И. Межпредметные связи условие совершенствования учебной дятельности младших школьников. // Сборник статей «Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении». — Л.: ЛГПИ, 1981. -С.89−97.
  24. С.Б. Развитие пространственных представлений у учеников при изучении геометрического материала в 4−5 классах средней школы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1983.- 170 с.
  25. Г. Г. Уроки рисования с натуры. М.: Просвещение, 1980. -144 с.
  26. С.И., Пчелкина О. Л. Математика и конструирование. Рабочая тетрадь 1 класс. М.: Просвещение, 2000. — 35 с. Математика и конструирование. Рабочая тетрадь 2 класс. — М.: Просвещение, 2001. — 42 с.
  27. С.И. Альбом по математике и конструированию для 3 класса (1−4). -М.: Просвещение, 1996. 32 с. Альбом по математике и конструированию для 4 класса (1−4). -М.: Просвещение, 1996. — 63 с.
  28. В. Очерк психологии. М.: 1897. — 381 с.
  29. Л.С. Кризис семи лет. В 6 т. Т. 4. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1984. — С. 376 — 385.
  30. Выготский J1.C. Лекции по психологии. С-П.: Издательство «Союз», 1999.-436 с.
  31. О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 89 с.
  32. П.Я. Умственное развитие как основа формирования мысли и образа. //Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58 — 69.
  33. И.Ф. Психология. СПб.: Типография изданий Штольценбурга А. Ф., 1895.- 278 с.
  34. Т.М. 150 уроков труда в 1−4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. — М.: Новая школа, 1994. 191 с.
  35. Т.М. Урок труда: Работаем с удовольствием: Методическое пособие к комплекту учебников-тетрадей по трудовому обучению для 1−4 кл. четырехлетней нач. школы. М.: ACT — Пресс, 1998. — 124 с.
  36. В.Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы в начальной школе. Методическое пособие. М.: Дрофа, 1996. — 155 с.
  37. Г. Д. Развитие пространственных представлений при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1978. — 104с.
  38. М.А., Кочурова Е. Э., Пышкало A.M. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления— М.: Издательство «Антал», 1995.- 111 с.
  39. М.Г. Психология технических способностей школьников. — Ташкент: Издательство «Фан», 1971. 176 с.
  40. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психического исследования. -М.: Педагогика, 1986.
  41. Давыдов В. В, Савельева О. В., Микулина Г. Г., Горбов С. Ф. Математика 1 класс. Учебник-тетрадь для первоклассников. — М.: МИРОС, Аргус, 1997. -224 с. илл. Математика 2 класс. Учебник-тетрадь для первоклассников. -М.: МИРОС, Аргус, 1997. 224 с. илл.
  42. А.И. Теория интеграции образования. Ростов — на — Дону: 2000. -439 с.
  43. Е.С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Барнаул- 1999. — 23 с.
  44. JI.M. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Москва, 2001.- 21 с.
  45. Е.Н. Пропедевтический курс графического образования для начальных классов. //Школа и производство. 1999. — № 4. — С. 86 — 88.
  46. В.Г., Шеврин JI.H. Путешествие по стране «Геометрии». — М.: Педагогика Пресс, 1994. — 57 с. 53.3агвязинский И. Ф. Методология и методика дидактического исследования. -М.: 1982.- 160 с.
  47. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: 1960. -311 с.
  48. Н.И. Развитие умений и навыков в процессе преподавания истории. М.: Просвещение, 1978. — 278 с.
  49. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.:Педагогика, 1981. 159 с.
  50. И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000. — 384 с.
  51. В.П. О функциях движений руки и глаза в процессе воспри-ятия.//Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С.56−60.
  52. Е.В. Программа и методика преподавания наглядной геометрии на уроках математики в начальной школе. — Тверь: 1998. 87 с.
  53. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. // Известия АПН РСФСР / Психологические исследования представлений и воображения. — 1956. Выпуск 76. — С. 3−19.
  54. Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника. //Психология младшего школьника. — М., АПН РСФСР, 1960. С. 283 — 304.
  55. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие. М.: ACADEMA, LINKA — PRESS, 1998. — 288 с.
  56. Л.Б. Лекции по общей психологии. Минск: М.: Харвест, ACT, 2000. — 894 с.
  57. Кабанова — Меллер Е. Н. Психологические особенности пространственных представлений. // Основы методики обучения черчению. Под редакцией Ботвинникова А. Д. М., Просвещение, 1966. — С. 146 — 164.
  58. Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. — М.: АПН РСФСР, 1962. — 353 с.
  59. И .Я. Развитие структуры пространственного мышления. // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 42 — 46.
  60. П. Педагогическая психология. Часть 1. СПб.: 1883. — 429 с.
  61. Ф. Воображение и различные формы его у ребенка. СПб.: Типография Смирнова В. Д., 1912. — 102 с.
  62. В. Наглядная геометрия. Пособие для обучения и самообучения. -М.: 1910,-211 с.
  63. И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование. 1996. — № 1. — С.87 — 89.
  64. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. Геометрия. Том 2. М.: Наука, 1987. — 540 с.
  65. К.Ю. Построение процесса обучения на интегрированной основе: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Ростов-на Дону, 1995.-24 с.
  66. Ю.М., Алексеенко О. Л. Интеграция школьного обучения. // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 52 — 56.
  67. П.А. Особенности преподавания геометрии в связи с арифметикой в 1 6 классах. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 128 с.
  68. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982. 447 с.
  69. Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей. М.: МПСИ, Флинта, — 2000. — 88 с.
  70. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. М.: ACADEMA, 1999. — 189 с.
  71. Г. Г. Развитие пространственного мышления младших школьников. // Начальная школа. 1996. — № 12. — 54 — 58 с.
  72. И.В. Межпредметные связи в начальной школе. — М.: «Владос», 2001.- 144 с.
  73. Е.А. Развитие пространственных представлений у первоклассников шестилеток. // Начальная школа. — 1996. — № 12. — 58 — 61 .
  74. В.А. Психология математических способностей школьников. -Москва Воронеж: НПО «Модэк», 1998. — 411 с.
  75. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. — 192 с.
  76. Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики.- М.: Просвещение, 1978. 126 с.
  77. Н.Г. Опыт практического руководства по методике геометрии. Пропедевтический курс геометрии. Казань: Центральная типография, 1913.- 432 с.
  78. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  79. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  80. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.- М.: Просвещение, 1982. 98 с.
  81. А.И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. — М.: Издательство АПНР, 1961. 137 с.
  82. О. Психология профессий. — Петрограф: Издательство «Петроград Academia», 1923. 50 с.
  83. Н.С. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника. //Психология младшего школьника. Под редакцией Е. И. Игнатьева М.: АПН РСФСР, 1960. — С.215 — 238.
  84. .Ф., Беляева А. В., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: Наука, 1986. — 127 с.
  85. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. 270 с.
  86. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
  87. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — 223 с.
  88. О.А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода. // Наука и школа. 2002. — № 4. — С. 49 — 54.
  89. В.П. Особенности развития пространственного мышления старших дошкольников. Комсомольск — на — Амуре: Издательство К-н-АГПУ, 1998. — 46 с.
  90. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  91. Э.А. Наглядная геометрия. Курс геометрии для младших и средних классов средних учебных заведений. СПб.: Издание Карбаснико-ваН.П., 1913. — 229 с.
  92. Материалы научного совещания по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. Под редакцией Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. Ленинград: 1959. — 111с.
  93. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  94. Методы исследования невербального мышления. (Сборник тестовых методик). Под редакцией И. СЛкиманской М.: «Фолиум», 1993. — 67 с.
  95. М. Дом ребенка. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в домах ребенка. М.: Задруга, 1918. — 336 с.
  96. М.И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. Часть 1 (Первое полугодие). М.: Просвещение, 2001. — 112 е.: ил. Часть 2 (Второе полугодие). -М.: Просвещение, 2001. — 96 е.: ил.
  97. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. Часть 1 (Первое полугодие). М.: Просвещение, 2000. — 112 е.: ил. Часть 2 (Второе полугодие). — М.:Просвещение, 2000. — 204 е.: ил.
  98. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие под редакцией Т. С. Комаровой М.: Просвещение, 1985. -271 е.: ил.
  99. Методические рекомендации по изучению геометрических величин в начальной школе. Составитель С. Е. Царева Новосибирск: НГПИ, 1985. -71 с.
  100. В. и Филиппович Ф. Педагогика математики. Исторические и методические этюды. СПб.: Книгоиздательство О. Богдановой, 1910.-380 с.
  101. B.C. Возрастная психология.- М.: ACADEMA, 1998. 454 с.
  102. Р.С. Психология. Книга 1. М.: ГИЦ «Владос». 1998, — 684 с. Книга 2. — М.: Владос, 1999, — 606 с. Книга 3. — М.: Владос, 1998 — 606 с.
  103. Л.П. Математика и конструирование. 2 класс. — Самара: 1993. 28 с.
  104. Обучаем по системе Занкова Л. В. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-240 с.
  105. Общая психология. Курс лекций. Под редакцией Е. И. Рогова М.: Владос, 1998. — 447 с.
  106. Основы методики обучения черчению. Под редакцией А.Д.Ботвинникова-М.: Просвещение, 1966. 510 с.
  107. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  108. В.А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н., Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников. Часть 1. Томск: Издательство Томского университета, 1998. — 138 с. Часть 2. — Томск: Издательство Томского университета, 1998. — 231 с.
  109. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие под редакцией С. А. Смирнова М.: Academia, 1998. — 512 с.
  110. Л.Г. Математика 1 класс. Часть 1. — М.: Баласс С-инфо, 2000.- 64 с. илл. Часть 2. М.: Баласс — С-инфо, 2000. — 64 с. илл.
  111. Л.Г. Математика 2 класс. Часть 1. М.: Баласс — С-инфо, 2001.- 80 с. илл. Часть 2. 112 с. илл. Часть 3.-112 с. илл.
  112. Л.Г. Математика 3 класс. Часть 1. М.: ООО Баласс — ООО С-инфо, 1996. — 112 с. илл. Часть 2. — 96 с. илл. Часть 3. — 128 с. илл. Часть 4.- 96 с. илл.
  113. Л.Г. Математика 4 класс. Часть 1. М.: Ювента, 2002. — 96 с. Часть 2.-128 с. ил. Часть 3. — 96 с. ил.
  114. Л.Г. Общая психология. М.: Просвещение, 1970. — 432 с.
  115. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  116. С.С. Интеграция учебно-воспительного процесса в начальных классах Образовательной системы «Школа 2100». // Начальная школа: плюс, минус. -2002.- № 2.-С. 68−72.
  117. И.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 1996. 432 с.
  118. Н.С., Оводова Е. Г. Геометрия в пространстве. СПб.: Го-ланд, 1996.-52 с.
  119. С.Л. Педагогические основы развития пространственных представлений у младших школьников (1−4 классы) в процессе обучения ИЗО: Диссертация на соискание кандидата педагогических наук. М., 1995.-189 с.
  120. Н.Г. О пространственных представлениях. // Школа и производство. 1971. — № 6. — С. 59 — 65.
  121. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. М.: 1960. — 183 с.
  122. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1 -9 классы. Научный руководитель В. С. Кузин. — М.: Агар, 1996. -160 с.
  123. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд .1−4 классы. Научный руководитель -Б.М.Неменский М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  124. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1−4). В 2 частях. Часть 1. Составители Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина М.: Просвещение, 2001. — 319 с. Часть 2. — М.: Просвещение, 2001. — 392 с.
  125. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века». Руководитель проекта проф. Н. Ф. Виноградова. М.: Вента-на-Граф, 2001.- 144 с.
  126. Психологические исследования представлений и воображения. Известия АПН РСФСР М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. вып. 76. — 247 с.
  127. Психология младшего школьника. Под редакцией Е. И. Игнатьева. М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. — 335 с.
  128. A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Просвещение, 1970.
  129. A.M. Геометрия в 1 — 4 классах. — М.: Просвещение, 1965. -244 с.
  130. А.А. Философия. Курс лекций. М.: Центр, 1999. — 272 с.
  131. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е издание, дополненное и переработанное. — М.: Издательство Агар, 1998. — 240 с.
  132. Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 286 с.
  133. С.П. Развитие объемно пространственных представлений младших школьников на занятиях ИЗО: Диссертация на соискание кандидата педагогических наук. — М., 1995. — 185 с.
  134. С.П. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  135. В.Н. Математика 1 класс. М.: Вентана — Граф, 1998. — 112 с.
  136. В.Н., Юдачева Т. В. Математика 2 класс. М.: Вентана — Граф, 2002. — 144 с. Математика 3 класс. — М.: Вентана — Граф, 2002. — 144 с. Математика 4 класс. — М.: Вентана — Граф, 2002. — 160 с.
  137. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова. Составитель Л. А. Вохмянина. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 263 с.
  138. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. М.: ЗАО «Центр общего развития», 2000. — 206 с.
  139. Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. — 1990. № 5. — 57 -60 с.
  140. Н.Я., Семаго М. М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический комплект. М.: АРКТИ, 1999. — 259 с.
  141. А.Ф., Черкасов П. С. О методических концепциях А.Н. Колмогорова, связанных со школьным курсом геометрии. // Математика в школе. 1998. — № 2. — 2 — 8 с.
  142. А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. Сборник упражнений. М.: Айрис — пресс. Рольф, 2000. — 89 с.
  143. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.- 208 с.
  144. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: ACADEMA, 1999. — 368 с.
  145. О.И. Дифференциация и интеграция образования в современных условиях. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург: 1995.- 21 с.
  146. А.А. Педагогика математики. — Минск: Вышеэйшая школа, 1969.- 368 с.
  147. Л.Ю. Развитие воображения у детей. Сборник заданий. — Ярославль: 1996,
  148. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: ACADEMA, 1998. -288 с.
  149. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  150. Л.В. Интеграция знаний как способ оптимизации начального общего образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Челябинск, 1996. 23 с.
  151. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л.: ЛГПИ, 1983.- 88 с.
  152. Филипс Э, Фишер И. Элементы геометрии. Под редакцией В. Р. Мрочека. -СПб.: Просвещение, 1913.-518 с.
  153. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  154. В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. — Ростов — на Дону: Издательство Ростовского университета, 1985. — 216 с.
  155. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Известия АПН РСФСР. М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. вып. 86.-221 с.
  156. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. Под ред. Н. Ф. Четверухина. М.: Просвещение, 1964. — 155 с.
  157. М.А. Психология интеллекта. — СПб — Москва Харьков — Минск: Питер, 2002. — 272 с.
  158. Г. Учебник психологии. — Петроград — Москва Харьков: 1919.-223 с.
  159. Н.Ф. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. Труды научного семинара. Выпуск 1. М.: 1964. -124 с.
  160. Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  161. И.Ф., Шарыгина Т. Г. Первые шаги в геометрии. М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995. — 63 с.
  162. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: 1977. — 112 с.
  163. Е.Е. О становлении восприятия формы объемных тел. // Вопросы психологии. 1969. — № 5. — С. 34 — 37.
  164. Элементарный курс геометрии. Под редакцией Фан — дер Флита П. -С-Пб.: Типография Тиблена Н., 1868. 162 с.
  165. Д.Б. Детская психология. М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1960. — 347 с.
  166. Д.Б. Избранные психологические труды. Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989. — 553 с.
  167. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные особенности усвоения знаний в младших классах. М.: Просвещение, 1966. — 304 с.
  168. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989.
  169. И.С. Некоторые вопросы повышения уровня развития пространственных представлений у школьников. //Повышение эффективности и качества преподавания черчения. Под редакцией А. Д. Ботвинникова. -М.: Просвещение, 1981. С. 44 — 56.
  170. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144
  171. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. — М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  172. И. С. Зархин В.Г. Тест пространственного мышления. Опыт разработки и применения. // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — 27 — 32 с.
  173. А.А. Об интегрированном подходе в обучении. // Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 10 — 16.
Заполнить форму текущей работой