Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время сушрствует ряд программ обучения изобразительному искусству в школе. К их числу относится программа" Изобра-зительное искусство 1−9 классы" «созданная коллективом авторовВ, С. Кузиным, Е Е Ростовцевым, Е, В, [Пороховым и др. Программа Б, М. Не-менского» Изобразительное искусство и художественный труд" «программа для школ с углубленным изучением изобразительного искусства Т. Я… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТ НОШЕ' ПИЯ ПОДРОСТКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
    • 1. 1. Природа ухода подростка от занятий изобразительной деятельностью,
    • 1. 2. Специфика приобщения к изобразительному искусству учащихся подросткового возраста,
    • 1. 3. Сущность творчества в процессе изобразительной деятельности и развитие способности к нему у подростков,
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Выявление мотивации и интереса к обучению изобразительному искусству у подростков (констатирующий эксперимент.,.'
    • 2. 2. Формирование положительного отношения подростков к изобразительной деятельности (формирующий эксперимент)
    • 2. 3. Обоснование методов организации изобразительной деятельности,

Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Среди «вечных проблем» подроеткового вовраста, теоретиков и педагогов-практиков по изобразительному искусству5 озадачивает потеря интереса и потребности потростков в изобразительной деятельности, дазт при наличии определенных способностей к ней у отдельных учащихся «Изобразительная деятельность, к которой инстинктивно стремится ребенок, как к средству саморазвития, становится для него непривлекательной, как и детские подвижные игры, хотя ее развивающая функция остается неизменной. От подвижных игр в подростковом возрасте ребёнок переходит к спортивным, от пассивного получения знаний — к активному их добыванию, от адаптации к социальным требованиям — к поиску своей индивидуальности,.

В подростковом возрасте происходит переход на новый виток развития и саморазвития, который требует ноеых методов преподавания, е том числе и изобразительного искусства.

Отсюда — проблема поиска методов формирования интересов и потребностей подростков в изобразительной деятельности остается актуальной и на сегодняшний день, с учетом влияния социальных перемен на психологию современного подростка,.

Для решения данной проблемы необходимо, предще всего, разобраться в природе потери интереса к изобразительной деятельности, Потеря подростками интереса к изобразительной деятельности, как Факт, отмечается многими учеными, но, к сожалению, до сих пор нет единой точки зрения на причины кризиса и пути его преодоления.

А. В, Бакушинский связывает этот процесс с ослаблением внешней физической активности подростка и усилением умственной, А. Б. Фаворский видит причину в изменений специфики зрительного восприятия подростка по сравнению с детьми младшего Еизраста, ЕИ. Игнатьев объясняет этот кризис отсутствием достаточной техники изображения при переходе к новому способу передачи формы — к сложной линии.

Существует также мнение о том, что в изобразительной сфере детское творчество во всех своих вариантах тяготеет к авангарду и примитиву, а не к классическим образцамчто на данном этапе обучения детей академическому рисунку не адекватно перестраивающемуся мышлению ребенка и совершенно непродуктивно (А. Г, Раппа-порт),.

Все перечисленные аспекты рассмотрения причин затухания интереса подростков к изобразительной деятельности, касались одной из специфических особенностей подросткового возраста.

Мы полагаем, что для глубокого изучения проблемы, необходимо рассмотреть отношение к данному виду деятельности подростка с позиции онтогенеза, в связи с кардинальными преобразованиями в сфере направленности возрастного развития,.

В данном возрасте кончается определенный период естественной адаптации к среде и наступает период индивидуального поиска себя, своих возможностей и способностей. Спонтанно и неосознанно возникающая потребность в изобразительной деятельности также неосознанно исчезает в этом возрасте.

Проблема формирования интересов и потребностей к изобразительной деятельности у подростков, выходит за рамки одного учебнго предмета, т, к, формирование интереса и потребности в учебной деятельности касается и другихих школьных дисциплин,.

То, что делает привлекательной любую форму деятельности имеет общие корки, общие принципы в каждом возрастном периоде.

Также привлекательность любой формы деятельности органически связана с ее необходимостью, жизненной значимостью,.

В этом отношении изобразительная деятельность, не входящая в структуру обязательных учебных предметов, находится на особом положении в обычной школе. У подростков складывается на уровне подсознания определенное отношение к предметам, дополнительными и необязательными.

Ученики часто не понимают, с какой целью вообще преподается изобразительное искусство в школе, зачем нужно заниматься км, и никак не связывают это в сознании с необходимостью в саморазвитии, с поиском своей индивидуальности.

Вместе с тем, именно изобразительная деятельность в наибольшей степени способствует развитию индивидуальности, и в большой мере соответствует по своей природе тому периоду, в который вступают подростки.

Одинаковые знания, умения, навыки по тому или иному «основному» предмету не определяют индивидуальных различий между учениками. Вместе с тем, те же одинаковые знания, умения, навыки в изобразительной деятельности способствуют проявлению индивидуальности в продуктах их творческой деятельности. В работе Н. С. Боголюбова, например, развитие индивидуальности рассматривается как обязательный компонент учебного процесса, направленного на формирование изобразительных навыков (17).

От того, насколько в этот период ученик включается в процесс саморазвития, зависит его дальнейший путы либо он будет опираться на свои природные задатки и останется во всем зависимым от них, либо он всегда будет ориентироваться на совершенствование и достижение новых результатов" либо начнет деградировать (п. Д. Успенский. Р. Филлипс и др.),.

Поэтому очень важно не пропустить данный возраст и сформировать у учащихся интерес и потребность к изобразительной деятельности как к одному из наиболее доступных видов творчества.

Поэтому занятия изобразительным искусством, как и другие художественные дисциплины, особенно нуждается в новых формах организации, учитывающих возрастные особенности и направленность на саморазвитие.

Проблема заключается в том, как это сделать. Идеи высокой эффективности развития школьников средствами изобразительного искусства положены в основу исследований: Е. И. Игнатьева, Е Е Ростовцева" В. С, Кузина" Е С, Боголюбова, Е. В, Шорохова, Т. Я, Шпикадовой" Л Б. Ермолаевой-Томиной и др.

В настоящее время сушрствует ряд программ обучения изобразительному искусству в школе. К их числу относится программа" Изобра-зительное искусство 1−9 классы" «созданная коллективом авторовВ, С. Кузиным, Е Е Ростовцевым, Е, В, [Пороховым и др. Программа Б, М. Не-менского» Изобразительное искусство и художественный труд" «программа для школ с углубленным изучением изобразительного искусства Т. Я. Шпикаловой ''Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», программа полихудошственного развития на основе взаимодействия искусств Б, П. Юсова и другие,.

Авторы перечисленных программ" по-разному подходят к процессу обучения изобразительному искусству школьников, Одни исходят из принципов развития изобразительных навыков, которые в разные возрастные периоды отрабатываются, главным образом, в результате усложнения заданий. Другие базируются, главным образом, на формировании личностных качеств через систему заданий"провоцирующих развитие творческого воображения и фантазии, на всем протяжении обучения. У третьих обучение строится на основе интеграции искусств (музыки, литературы, театрального искусства и т. д.).

Традиционная программа, разработанная под руководством В. С. Кузина, требует в преподавании высокого профессионализма, глубокого знания изобразительной грамоты и методов обучения в разные возрастные периоды. Именно последнее — владение педагогическими приемами, наиболее часто является слабым местом художников-педагогов. Особенно зто касается работы с учащимися сложного переходного возраста.

Поэтому в настоящей работе перед нами стояла задача поиска наиболее действенных приемов, стимулирующих интерес к изобразительному искусству, осмыслению его социальной и индивидуальной значимости для саморазвития со стороны учащихся, и способствующих организации привлекательности самого процесса, деятельности, с целью формирования потребности в ней у подростков, со стороны учителя.

Для создания такой методики необходимо, прежде всего, опираться на общие положения, по которым любая форма деятельности становится для человека привлекательной, а также на психологические особенности, потребности и направленность интересов детей данного возраста.

В связи с выше изложенным, проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы найти те приемы обучения, которые, опираясь на глубокие знания психологической специфики подросткового возраста, способствовали бы формированию интереса и потребности к изобразительной деятельности и развитию специальных и творческих способностей у учащихся 6−8 классов.

Поиск приемов, экспериментальная проверка их эффективности в процессе обучения, составили цель исследования.

Объектом исследования стада изобразительная деятельность подростков 6−8 классов средней школы.

Предметом исследования — методические приёмы, способствующие активизации интересов подростков к изобразительной деятельности,.

На основании теоретического исследования, анализа педагогического опыта была выдвинута следующая гипотеза — сохранить и сформировать интерес и мотивировать подростков к изобразительной деятельности возможно на основе приемов обучения, соответствующих возрастным тенденциям поиска, средств для саморазвития, испытания своих возможностей и потребности в самостоятельной, социально-значимой деятельности,.

Проблема, цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили з адачи ис с ле дования,.

1, Ознакомиться с методической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературой по исследуемой проблеме,.

2, Изучить особенности подросткового возраста по литературным источникам и е практической изобразительной деятельности.

3, Рассмотреть изобразительную деятельность как средство обучения, воспитания и развития в подростковом возрасте.

4, Разработать экспериментальную программу, созданную на основе премов, направленных на формирование интересов и потребностей подростков к изобразительной деятельности с учетом возрастных особенностей,.

5, Проверить эффективность разработанных приемов на практике,.

Ме т о д ы и с с л е д о в ан ия:

1) теоретический анализ литературы, относящейся к содержанию исследования по методике преподавания изобразительного искусства в школе" возрастной психологии, педагогике, вопросам теории и практики художественного воспитания, по искусствоведению;

2) наблюдение, анкетирование, анализ продуктов детского творчества;

3) проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных.

Методологической основой работы является концепция деятельности, разработанная отечественными психологами А. К Леонтьевым, С. Л Рубинштейном, труды и результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования личности в процессе худо же с т ве нно й д е я т е ль нос т и.

Этапы исследования. Исследование проводилось в средних школах NN 32,34,37, гимназии N 2 города Астрахани.

На первом этапе (1993;1994 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследованиябыл проведен анализ литературы по теме.исследования.

На втором этапе (1994;1996 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий и формирующий э кс пе риме нт ы.

На третьем этапе (1996;1997гг,) осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования и его теоретическая значимость.

Изучена и выявлена степень синтонности (соответствия) изобразительной деятельности и возрастных потребностей подростков, на основе установления взаимосвязи между функциями искусства и возрастными потребностяминайдены пути удовлетворения этих потребностей.

— 1и в процессе изобразительной деятельности,.

Научно обоснованы приёмы активизации интереса к искусству, формирования потребности в изобразительной деятельности, опирающиеся на специфические особенности подросткового возраста.

Разработан комплекс методических приемов поэтапно включающих учащихся в выполнение разных типов заданий для постижения специфики изобразительного творчества.

Разработана содержательная основа приёмов обучения изобразительному искусству, направленная на изучение языка искусства и овладение им как средством общения.

Практическая значимость, Разработана экспериментальная программа, в основу которой положены приемы активизации интереса подростков к искусству в сложном переходном возрасте, ориентированная на новый тип взаимоотношений подростков с изобразительной деятельностью.

Программа может оказать педагогам практическую помощь в организации процесса обучения, позволяющего в определенной последовательности использовать приемы, способствующие формированию потребности подростков в изобразительной деятельности и развитии специальных и творческих способностей к ней. Разработаны методические рекомендации по проведению уроков.

Большое внимание в них уделено вводным урокам: «Введение б предмет», «Введение в тему года», которые способствуют осознанию учащимися роли изобразительного искусства в жизни общества и отдельного человека, осознанию значимости изучаемого предмета, через самостоятельное открытие этого,.

Составлены методические пособия для учителей, облегчающие процесс подготовки к урокам: «Искусство как сообщение и как общение» ,.

Язык живописи" .

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, опытно-экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней школы и инновационных учебных заведений, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования } проверкой эффективности предложенных приемов обучения.

Апробация и внедрение. Основные выводы и результаты исследования докладывались на научных конференциях по итогам работы за год (г.Астрахань — 1993, 1994, 1995, 1996 гг.) на преподавательском научном семинаре кафедры педагогики и частных методик (АГШ — 1994, 1995 гг.)} на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства (г. Астрахань, МИУ — 1994, 1995, 1996 гг.).

Результаты работы над диссертацией отражены в методических пособиях, которые используются в практике работы школы N 34 и гимназии N 2 города Астрахани, Результаты исследования используются студентами АГПУ, обучающимися по дополнительной специальности: «Преподаватель изобразительного искусства и черчения», при написании курсовых и дипломных работ.

Материалы исследования включены в содержание лекций дисциплин по выбору на отделении «Педагогика и психология начального обучения» АГПУ, Внедрение результатов исследования в педагогическую практику осуществлялось на основе публикации программы и тезисов докладов,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации были сформулированы основные теоретические выводы и даны практические рекомендации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой