Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие устной и письменной математической речи учащихся 4-5 классов при изучении геометрического материала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность обеспечивается также большим объемом исследуемого фактического материала (анкеты, контрольные работы, результаты наблюдей на уроках и изучения опыта учителей) и неоднократным обсуждением стержневых вопросов данной работы на всесоюзных и республиканских совещаниях, конференциях, педагогических чтениях и пр. Основные положения диссертации обсуждались на Всесоюзной научной конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ И ПОНИМАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМ
    • 1. 1. Содержание понятий «понимание», устная речь", «письменная речь»
    • 1. 2. Устная речь как один из показателей понимания материала
    • 1. 3. Письменная речь как высшая форма владения материалом
  • Выводы
  • Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 4−5 КЛАССОВ
    • 2. 1. Требования к развитию математической речи учащихся 1−3 классов
    • 2. 2. Основные положения методики развития понимания и формирования устной и письменной речи учащихся 4−5 классов
    • 2. 3. Роль задач для проверки понимания геометрического материала
    • 2. 4. Система упражнений, способствующая развитию устной и письменной математической речи учащихся
    • 2. 5. Методика проведения экспериментального исследования и его результаты
  • Выводы

Развитие устной и письменной математической речи учащихся 4-5 классов при изучении геометрического материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Программе КПСС, в решениях ХХУ1 съезда КПСС, в специальных постановлениях Центрального Комитета и Совета Министров СССР о школе нашли отражение задачи огромной важности, стоящие перед советской школой на современном этапе. Решение этих задач требует дальнейшего совершенствования процесса обучения и воспитания подрастающего поколения и, в частности, целенаправленного развития мышления и речи учащихся.

Развитию речи учащихся постоянно уделялось внимание в методических исследованиях по различным школьным дисциплинам. Этими вопросами занимались, например, Т. А. Ладыженская, Н. И. Жинкин, К. В. Мальцева, И. Е. Синица (русский язык), Н. Л. Просина, Н. И. Запорожец (история), Н. А. Рыков (зоология), М. Р. Львов, В. П. Стрезикозин (начальные классы), В. Ф. Паламарчук (ботаника, история, география).

На важность и специфику развития мышления и речи при обучении математике неоднократно указывали А. Я. Хинчин, Б. В. Гнеденко, И. А. Гибш, М. В. Потоцкий, А. М. Пышкало, А. Д. Семушин, А. А. Столяр, А. И. Фетисов, С. И. Шварцбурд, Дж.Икрамов.

В статье Б. В. Гнеденко «О развитии мышления и речи на уроках математики» (1976) сказано: «То, что может сделать математик, порой не под силу преподавателю истории или литературы. Действительно, именно на уроках математики учащийся должен привыкать к краткой, 4 четкой, логически обоснованной речи. Именно в математике мы должны приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки.» .

Для овладения математическими знаниями существенно важно не только хорошее владение обычной речью, но и математической терминологией, символикой. Понимание математического материала находит внешнее выражение в правильной, хорошо развитой (устной и письменной) математической речи. Вообще, понимание, являясь мыслительным процессом, видом, стороной мышления (исследования советских психологов В. А. Артемова, Ф. Н. Гоноболина, Л. П. Доблаева, А. П. Кузнецовой, Н. Д. Левитова, Н. А. Менчинской, А. А. Смирнова и др.), теснейшим образом связано с речью. Развитие речи учащихся (устной и письменной) осуществляется в процессе понимания ими соответствующего материала и на основе этого понимания. В то же время понимание становится возможным лишь на определенной речевой основе.

Анализ устных и письменных ответов учащихся на уроках математики в восьмилетней школе свидетельствует о том, что во многих случаях ученики не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, ясно и логично, грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании и произнесении математических терминов. В национальных школах, в частности, в школах с туркменским языком обучения, формирование правильной математической речи осложняется еще и тем, что учащимся, помимо трудностей математического характера, приходится преодолевать еще и языковый барьер.

Эти недостатки особенно сказываются при обучении геометрии. Имеет место весьма существенный разрыв между уровнем развития речи учащихся, предполагаемым к началу изучения систематического курса геометрии, и фактически достигаемым к этому времени уровнем. 0 6 класса геометрия изучается как дедуктивная система. При этом от учащихся требуются достаточно развитые речевые умения, навыки рассуждений, умение владеть специальными речевыми оборотами, выражающими схемы правильных умозаключений, свободное владение некоторыми специфическими для математики оборотами речи («по крайней мере один», «один и только один», «не более одного», «существуют», «все», «некоторые» и т. д.). Отсутствие таких умений весьма затрудняет обучение геометрии.

Недостатки в развитии речевой культуры учащихся, влияющие на качество усвоения учащимися материала, являются следствием недостаточной теоретической разработанности методики развития речи учащихся при изучении математики в целом и геометрии в частности. В имеющихся публикациях (А.И.Волхонский, М. Иванов, Е. Крылов, H.A.Принцев, Я. М. Черняков, Э.Я.Ясиновый) рассматриваются лишь фрагменты методики развития математической речи учащихся. Вышедшая недавно книга Дж. Икрамова «Математическая культура школьника» систематизирует, обобщает и развивает результаты, достигнутые в решении этой проблемы и содержит полезные рекомендации общего характера. В нашем исследовании мы частично использовали работу Дж. Икрамова, преломив и конкретизировав некоторые ее положения применительно к изучению геометрической части курса математики 4−5 классов.

Многие учителя довольно часто используют в своей практике отдельные приемы развития математической речи учащихся. Однако эта работа, не будучи обеспечена научно-методической основой, с неизбежности носит эпизодический характер и поэтому не является достаточно эффективной.

Проблемой исследования является обоснование целесообразности и возможности специальной организации систематической работы по развитию устной и письменной математической речи учащихся при изучении геометрического материала в 4−5 классах и разработка соответствующей методики.

Предварительное изучение состояния исследуемой проблемы дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что строго целенаправленный и методически обоснованный подход к вопросам развития устной и письменной математической речи учащихся 4−5 классов в процессе изучения геометрического материала окажет существенное положительное влияние на его понимание и усвоение учащимися.

При этом мы исходили из предложения, что речевые умения могут служить критериями понимания изучаемого материала.

В свете поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы определены конкретные задачи исследования:

1. Определить характер взаимосвязи мевду развитием понимания геометрического материала и формированием соответствующих речевых умений учащихся 4−5 классов.

2. Разработать основные положения методики формирования математической речи учащихся 4−5 классов в связи с развитием понимания ими геометрического материала.

3. Разработать требования к организации работы по развитию математической речи учащихся.

4. Определить типы заданий для проверки понимания учащимися геометрического материала.

5. Разработать систему упражнений, направленных на развитие устной и письменной математической речи учащихся.

Методологической основой исследования явилась марксистская теория познания, а также важнейшие положения советской педагогики, в частности, принципы единства теории и практики, связи обучения и развития личности учащегося.

Исследование осуществлялось с помощью различных методов:

— анализа педагогической, психологической, методической литературы, школьных учебных программ, учебников, учебных пособий;

— наблюдений, анкетных опросов, бесед с учителями и учениками, магнитофонных записей ответов учеников с последующим их анализом;

— изучения и обобщения опыта работы передовых учителей, анализа личного опыта преподавания математики;

— педагогического эксперимента, видами которого явились: констатирующий эксперимент — для выявления фактического состояния развития математической речи учащихся 4−5 классов, и обучающийдля проверки эффективности разработанной нами методики развития устной и письменной математической речи учащихся и подготовленных в соответствии с этой методикой учебных материалов.

Новизна и теоретическая значимость диссертации определяются следующим:

— исследован вопрос о развитии математической речи учащихся 4−5 классов при изучении ими геометрического материала, не получивший до сих пор в методике обучения математике систематической разработкитеоретически осмыслен и освещен с общих методологических позиций накопленный опыт работы в этом направлении;

— в процессе исследования были определены уровни понимания учащимися геометрического материала и речевые критерии их достижения, разработаны основные положения методики формирования математической речи учащихся 4−5 классов в связи с развитием понимания ими геометрического материала, а такяе требования к содержанию и организации работы по развитию математической речи учащихся;

— на основе этих теоретических положений разработаны конкретные методические рекомендации и учебные материалы по развитию математической речи учащихся 4−5 классов при изучении ими геометрического материаласущественными компонентами этих материалов являются опорные обороты речи по каждой геометрической теме, этимологический словарь терминов, употребляемых при изучении геометрического материала в 4−5 классах школ с русским и туркменским языками обучения, идеографический словарь-минимум по геометрическому материалу этих классов;

— основные теоретические положения данной работы, соответствующим образом модифицированные и дополненные, могут быть использованы при исследовании проблемы развития математической речи учащихся других возрастных категорий, для школ и классов с углубленным изучением математики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методика и система упражнений для развития устной и письменной математической речи учащихся при изучении геометрического материала в 4−5 классах органически вписываются в учебный процесс и дают заметный развивающий эффект, что подтверждается результатами трехлетней экспериментальной проверки, проведенной в 4−5 классах массовых школ с русским и туркменским языками обучения.

Практическую ценность (особенно в условиях национальной школы) представляют также составленные автором идеографический словарь-минимум и этимологический словарь терминов по геометрическому материалу 4−5 классов.

Разработанная методика развития математической речи учащихся ориентирована на основное содержание обучения математике в 4−5 классах и инвариантна относительно специфических особенностей различных учебников этих классов.

Теоретические положения разработанной методики и принципы,' полоненные в основу составления упражнений для развития устной и письменной математической речи учащихся, могут быть использованы при совершенствовании учебников и методических пособий по математике, в курсах методики математики пединститутов, в системе повышения квалификации учителей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Тесная взаимосвязь процессов понимания изучаемого материала и развития математической речи позволяет в качестве критериев понимания использовать комплексы речевых умений учащихся.

2. Для успешного формирования математической речи учащихся, как важнейшего условия и показателя развития понимания учащимися геометрического материала, необходимо:

— специальное планирование работы по развитию математической речи учащихся при изучении каждого раздела программы с учетом основной цели обучения геометрии в 4−5 классах — подготовки к изучению систематического курса геометрии;

— систематическое использование речевых умений учащихся в качестве критерия достижения ими определенных уровней понимания изучаемого материала и уточнение на этой основе содержания дальнейшей работы;

— учет специфических трудностей, связанных с искаженным восприятием наглядного образа, неверным пониманием термина, неумением точно и кратко выразить свою мысль;

— при изучении геометрического материала предусматривать специальную работу над лексикой, выделение опорных оборотов речи, подготовку учащихся к изложению материала в форме монологической речи;

— использовать при проверке знаний учащихся задания речевого характера (словарно-понятийные диктанты, математические изложения, устное описание чертежа и др.)" выявляющие уровни понимания ими изученного материала.

3. Формирование математической речи учащихся в связи с изучением ими геометрического материала осуществляется через систему упражнений, основу которой составляют традиционные упражнения, подвергнутые специальной методической обработке, усиливающей их функцию формирования речевых умений, и включающую специальные типы упражнений на развитие устной и письменной математической речи учащихся.

В основу системы упражнений положены: система понятий геометрической части курса математики 4−5 классов, важнейшие опорные обороты речи по каждому геометрическому понятию, а также некоторые специальные методические подходы, такие как составление упражнений с целью усвоения учащимися опорных оборотов речи, рассмотрение одной и той же задачи в разных вариантах, перевод со словесного языка на символический и обратно и др.

Достоверность результатов исследования определяется всесторонним анализом психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, а также материалов педагогических исследований в области развития речевой культуры учащихся на уроках русского языка и других предметов, анализом практики работы передовых учителей математики, изучением знаний учащихся и причин затруднений, возникающих у них в связи с изучением геометрического материала в 4−5 классах. В ходе экспериментальной работы были проверены основные положения исследования и откорректированы разработанные материалы. Результаты эксперимента подтвердили основную гипотезу исследования.

Экспериментальная часть исследования выполнялась в школах г. г. Ашхабада, Красноводска, Безмеина и поселка Гями Ашхабадской области в 1973/1974, 1974/1975, 1975/1976 учебных годах (всего 1100 учащихся). В дальнейшем продолжалась работа по коррекции результатов экспериментального исследования и внедрению их в практику преподавания. Экспериментальные и контрольные классы (по 15 в каждой группе) были примерно одинаковы по успеваемости. Эксперименты поручали как опытным учителям, способным критически подойти к материалам, проходящим апробацию, так и начинающим.

Достоверность обеспечивается также большим объемом исследуемого фактического материала (анкеты, контрольные работы, результаты наблюдей на уроках и изучения опыта учителей) и неоднократным обсуждением стержневых вопросов данной работы на всесоюзных и республиканских совещаниях, конференциях, педагогических чтениях и пр. Основные положения диссертации обсуждались на Всесоюзной научной конференции «Проблема совершенствования методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе» (Могилев, 1975), Всесоюзном совещании по проблеме «Пути совершенствования методики факультативных занятий» (Ташкент, 1976), У1 Всесоюзных педагогических чтениях (Ереван, 1982), заседаниях лаборатории обучения математике НИИ СиМО АПН СССР (Москва, 1979, 1980, 1982), республиканских научно-практических конференциях (Ашхабад, 1972, 1973), республиканских и областных педагогических чтениях (Ашхабад, 1978, 1981), на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей в Республиканском институте усовершенствования учителей Туркменской ССР (Ашхабад, 1974;1982 г. г.)".

Выводы.

I. В развитии математической речи учащихся на геометрическом материале необходимо осуществлять преемственность мевду 1−3 и 45 классами.

Требования к уровню развития математической речи учащихся начальных классов, перечень конкретных речевых умений по каждому классу в отдельности, которым овладевают ученики 1−3 классов, должны явиться основой в развитии математической речи учащихся 4−5 классов.

П. В данной главе разработаны основные положения методики формирования математической речи учащихся 4−5 классов в связи с развитием понимания ими геометрического материала:

— процессы понимания, развития устной и письменной математической речи учащихся при обучении происходят в тесном единстве, но для более эффективного методического управления ими необходимо уметь разграничивать данные процессы;

— формирование понимания учебного материала и развития математической речи учащихся не завершается в 4−5 классах, этот процесс находится в стадии развитияв курсе математики 4−5 классов закладываются основы геометрических знаний;

— достижение понимания у учащихся указанной возрастной категории осуществляется с преобладанием индуктивного подхода. Однако необходимо развивать у учащихся умение выполнять и дедуктивные умозаключения, что готовит их к обучению в старших классах;

— понимание учащимися геометрического материала осуществляется соответственно разработанным уровням понимания по следующему направлению: образ — действие — слово — обобщение. Оно направляется и определяется рядом вопросов, в зависимости от того, описывается или обобщается данный материал. Причем, обобщение требует более высокого уровня понимания, чем описание;

— определены педагогические условия для подготовки учащихся к пониманию геометрического материала, а именно: создание установки на понимание, активизация мышления и др.;

— на работу учителя существенное влияние оказывают трудности, тормозящие развитие математической речи учащихся, а также дальнейшее понимание ими последующего учебного материала (выявлены 17 трудностей).

Ш. Существуют особенности, относящиеся непосредственно к методике формирования устной и письменной математической речи учащихся 4−5 классов. Они рассматриваются как требования к организации работы по развитию математической речи учащихся.

1. Специальная организация работы с лексикой на уроках математики.

2. Выделение опорных оборотов речи.

3. Систематическая работа по осмысливанию речевой структуры учебного текста.

4. Подготовка учащихся к изложению мыслей в монологической речи.

IV. Основным и наиболее доступным средством проверки понимания геометрического материала являются учебные задачи, несущие дидактические, познавательные и развивающие функции.

К проверке понимания материала, представленного в названных задачах, следует подходить с точки зрения критериев понимания, определенных в главе I.

Для проверки понимания геометрического материала в диссертации рассматриваются некоторые типы заданий речевого характера (задания на выявление умения изображать геометрические объекты на чертеже и при этом описывать свои действия в устной речи, задания на распознавание фигур, словарно-понятийные диктанты, словарные диктанты и др.).

V. Одно из основных мест в работе по формированию математической речи учащихся отводится системе специальных упражнений, развивающих устную и письменную речь учащихся по каждому геометрическому понятию курса математики 4−5 классов.

Основное назначение данной системы — наряду с развитием речи ученика развивать его мышление, способность рассуждать логически, размышлять, делать обобщения.

VI. В результате эксперимента выявлены степень влияния разработанных нами рекомендаций по методике и организации работы по развитию устной и письменной математической речи учащихся, учебных материалов на развитие математической речи учащихся, недостатки и достоинства их, трудности в использовании, доступность и т, д.

Сравнение эффективности обучения в экспериментальных и контрольных классах проводилось по результатам понимания учениками геометрического материаластепени осознанности, осмысленности, логичности, связности устной и письменной математической речи учащихсярезультатам специальных контрольных работ, проверяющих речевые умения учащихся.

Проведенная экспериментальная работа дала возможность убедиться в необходимости проведения специальной работы по развитию математической речи учащихся 4−5 классов, в эффективности сочетания развития математической речи учащихся с формированием у них понимания геометрического материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное нами исследование по методике развития устной и письменной математической речи учащихся 4−5 классов во взаимосвязи с задачей развития понимания ими геометрического материала дает возможность сделать следующие общие выводы и сформулировать основные результаты исследования.

1. При усвоении учащимися геометрического материала в 4−5 классах процесс развития понимания проходит, как правило, 4 уровня, каждый из которых имеет свои дифференциальные признаки, схематически отображенные в самом названии уровней: наглядно-рецептивный, репродуктивный, словесно-репродуктивный, практически-обобщенный. Для каждого уровня понимания геометрического материала выработаны речевые критерии его достижения. Ориентировка на эти уровни понимания и использование критериев их достижения помогают учителю управлять процессом развития понимания учащимися содержания учебного материала и формирования необходимых речевых умений.

2. Определены основные положения, на базе которых разработана методика формирования устной и письменной математической речи учащихся:

— процессы развития речи и понимания геометрического материала протекают в тесном взаимодействии, но для более эффективного управления этими процессами целесообразно параллельное их рассмотрение ;

— в курсе математики 4−5 классов элементы геометрии изучаются в пропедевтическом плане с целью — подготовить учащихся к изучению систематического курса геометриив этой подготовке большое значение имеет формирование речевых умений учащихся;

— при обучении математике учащихся рассматриваемой возрастной категории преобладает индуктивный подход к изучению фактов. Однако с целью эффективной подготовки учащихся к изучению систематического курса геометрии определенное внимание должно быть уделено формированию у них и начальных навыков дедуктивного мышления;

— процесс развития понимания учащимися геометрического материала происходит по схеме: образ — действие — слово — обобщение;

— для подготовки учащихся к пониманию учебного материала необходимо соблюдение ряда педагогических условий, например, создания установки на понимание, организации внимания учащихся, воспитания у них умения наблюдать и т. д.;

— в работе по достижению понимания учащимися геометрического материала и развитию математической речи необходимо учитывать встречающиеся у учащихся при этом трудности, такие, как возможность появления у них пробелов в усвоении предыдущего геометрического материала, несоответствие в ряде случаев житейских представлений с математическим содержанием вводимых понятий, использование учителем пассивных методов работы и др.

3. Разработаны и обоснованы требования, обусловливающие эффективность развития математической речи учащихся при обучении математике :

— организация специальной работы над лексикой;

— выделение опорных оборотов речи;

— внимание к осмысливанию речевой структуры учебных текстов;

— направленная подготовка учащихся к изложению мыслей в форме монологической речи.

4. Разработаны типы заданий для проверки понимания учащимися геометрического материала (задания на выявление умения изображать геометрические фигуры на чертеже и обосновывать в устной речи, задания на распознавание фигурдиктанты — геометрические, словарные, словарно-понятийные и др.).

5. Разработаны учебно-методические материалы для развития математической речи учащихся 4−5 классов, среди которых главное место занимает система специальных упражнений на развитие устной и письменной математической речи учащихся. Предложены апробированные в практике разнообразные формы словарной работы, имеющие целью обучение учащихся правильному произнесению и написанию терминов, символов, выражений, облегчение усвоения содержания понятийвыяснение этимологической сущности термина (составлен этимологический словарь терминов, употребляемых в 4−5 классах) и др.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы непосредственно учителями математики 4−5 классов для развития математической речи учащихсяосновные положения диссертации могут быть развиты и для других классов средней школы и при соответствующей обработке включены в общую систему развития речи при изучении других школьных дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 20. -827 с.
  2. В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 29.- 782 с.
  3. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., 1981. 223 с.
  4. В.А. Курс лекций по психологии. 2-е доп. изд. -Харьков: Изд-во Харьк. университета, 1958. — 421 с.
  5. О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стереотип. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — 605 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 251 с.
  7. Е.С., Колмогоров А. Н., Нагибин Ф. Ф., Черкасов P.C. Сборник задач по геометрии: Пособие для учителей ср.школы. М.: Учпедгиз, 1959. — 208 с.
  8. Бим И. Л. Методика обучения устной речи на основе речевых образцов во 2-х классах школ с преподаванием ряда предметов на немецком языке: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., 1964 г. -16 с.
  9. П.П. Развитие мышления школьника. М.: Гос. уч.пед.изд-во, 1935. — 128 с.
  10. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  11. В.Г., Волович М. Б., Красс Э. Ю., Левитас Г. Г. Тетрадь с печатной основой по математике для 4-го класса: Учебные задания. М., I97X. — 241 с.
  12. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  13. Г. Р. Методика обучения элементам доказательства в курсе математики 4 и 5 классов: Автореф. Дис.. канд.пед. наук. Л., 1973. — 16 с.
  14. Р. Формирование навыков дедуктивного мышления у учащихся 4−5 классов в курсе математики: Автореф. Дис.. канд. пед.наук. Ташкент, 1974. — 52 с.
  15. М.М. Понимание и усвоение школьниками П, 1У и У1 классов некоторых форм дедуктивных умозаключений. В кн.: Мышление детей: Ученые записки Ленинградского пед. ин-та им. Герцена, т.159. Л., 1958, с. 97−133.
  16. Е.М. Слово: соотношение планов содержания и выражения. В кн.: Вопросы порождения речи и обучения языку. /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Московского университета, 1967, с.39−75.
  17. И.А. Формирование обобщенных приемов геометрического мышления. В кн.: Управление познавательной деятельностью учащихся. /Под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, с.163−208.
  18. А.И. О письменном объяснении решения арифметических задач. Математика в школе, 1951, А^ 6, с.69−70.
  19. Л.С. Мышление и речь. (Избранные псих. исследования). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  20. П.Я. О формировании чувственных образов и понятий: Материалы совещания по психологии 1−6 июля 1955 г. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957, с.417−425.
  21. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии, 1957, № 6, с.58−69.
  22. Ш. И. Письменные работы как средство воспитания мышления. В кн.: Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949, с.153−202.
  23. И.А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики. Математика в школе, 1952, № 5, с.30−36.
  24. .В. О развитии мышления и речи на уроках математики. Математика в школе, 1976, 1-й 3, с.8−13.
  25. Л.И., Яглом И. М. Индукция в геометрии. 2-е изд. М.: Физматгиз, 1961. — 99 с.
  26. Ф.Н. К вопросу о понимании геометрических доказательств учащимися. Известия АПН РСФСР, вып.54. М., 1954, с.175−192.
  27. Ф.Н. Психология. /Под ред. Н. Ф. Добрынина: Учебное пособие для педучилищ. М.: Просвещение, 1973. -240 с.
  28. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  29. Д.П. Роль языка в познании. В кн.: Мышление и язык. — М.: Госполитиздат, 1957. — с.73−116.
  30. Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем. -М.: Просвещение, 1981. 95 с.
  31. Т.И. Письмо как одно из средств обучения устной речи в старших классах средней школы: Автореф. Дис.. канд. пед.наук. М., 1972. — 23 с.
  32. У.В. Математические диктанты. Математика в школе. 1952, № 5, с.36−37.
  33. B.B. Методика русского языка. Петроград-Киев, 1917. — III с.
  34. Ф.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1956. с.136−203.
  35. Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1965. — 91 с.
  36. Л.П. Проблема понимания в советской психологии. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1967. 66 с.
  37. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
  38. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН, 1958. -369 с.
  39. Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966, с. 5−25.
  40. Н.И. Развитие письменной речи учащихся Ш-У1 классов. Изв. АПН РСФСР, вып. 78. М., 1956, с.141−250.
  41. Л.В. О сочетании слова учителя и наглядных средств в обучении. Вопросы психологии, 1957, № 6, с.40−57.
  42. Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (1У-УШ классы): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 144 с.
  43. A.B. Система упражнений, раскрывающих сущность геометрических понятий и их роль в построении геометрии. В кн.: Актуальные вопросы методики преподавания математики. М., 1975, с. 106−124.
  44. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  45. В.И. Оперирование понятиями при решении геометрических задач. Изв. AIIH РСФСР, вып.28, 1950, с.155−194.
  46. В.И. Очерки психологии усвоения начальных геометрических знаний: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1955. -164 с.
  47. В.И. Психология усвоения геометрических понятий учащимися У1 класса. Изв. АПН РСФСР, вып.61, 1954, с.85−114.
  48. В.И. Формирование практических умений на уроках геометрии. М.: Изд-во АНН РСФСР, 1963. — 200 с.
  49. P.A. К проблеме понимания в процессе речевого общения. В кн.: Сознание и общение. Фрунзе: Изд-во «Илим», 1968, с.39−48.
  50. P.A. Речевое выражение мысли как философско-психологическая проблема: Автореф. Дис.. канд.филос.наук. -Фрунзе, 1973. 22 с.
  51. М. Как оформлять в письменном виде доказательст- -во геометрических теорем. Математике в школе, 1937, JS 2, с.55−56.
  52. П.И. Общая психология. Перераб. и доп.изд.- Ташкент: Изд-во Средн. и высш. школа, 1964. — 459 с. с илл.
  53. Дж. Гносеологические основы формирования математического языка. В кн.: Вопросы теории и методики преподавания физико-математических наук. — Ташкент, 1979, с.127−136.
  54. Дж. Математическая культура школьника. Методические аспекты проблемы развития мышления и языка школьников при обучении математике. Ташкент: Укитувчя, 1981. — 277 с.
  55. .А. Подражание в письменной речи учащихся 1У-УШ классов: Автореф. Дис.. канд.психол.наук. Киев, 1974. — 33 с.
  56. II.С. Обучение измерениям «на глаз» и «на руку» в начальных классах. В кн.: Методы начального обучения математике. /Под ред. Л. Н. Скаткина. — М., Просвещение, 1965, с.80−93.
  57. U.C., Клушин A.B., Пчелко A.C. Правильно черти: Таблицы по математике для I-Ш классов: Учебное наглядное пособие для начальных классов. /Художник Лукьянченко Г. Ф. Редактор Орлова Т. М. -М.: Просвещение, 1971.
  58. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  59. A.B. Лексика русского языка: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., М.: Изд-во МГУ, 1978. — 232 с.
  60. Ф.А. Обобщения в учебной работе учащихся начальной школы: Автореф. Дис.. канд.neд.наук. Л., 1950, — 15 с.
  61. Л.И. Психологический анализ понимания научного текста: Автореф. Дис.. канд.пед.наук (по психологии). гл., 1953. — 12 с.
  62. Л.С., Карнацевич B.C. Сборник вопросов и задач по планиметрии. М.: Учпедгиз, I960. — 68 с.
  63. Ю.М. Задачи в обучении математики. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся, ч.1. М.: Просвещение, 1977. — ПО с.
  64. Ю.М. Задачи в обучении математике. Обучение математике через задачи и обучение решению задач, ч.2. М.: Просвещение, 1977. — 113 с.
  65. Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Автореф. Дис.. докт.пед. наук. M., 1978. — 55 с.
  66. Ю.М., Оганесян В. А., Саннинский В. Я., Лукан-кин Г.Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультета пед. институтов. М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
  67. Я.А. Избранные педагогические сочинения, т.1. /Под ред. А. А. Крсновского. М.: Учпедгиз, 1939. — 320 с.
  68. Л.А. Учебник в руках ученика. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  69. З.А. Понимание звучащей речи (аудирование) (обзор американских работ). Вопросы психологии, 1963, № 3, с.161−169.
  70. М.И. О формировании представлений у школьников У-У1 классов. Вопросы психологии, 1964, № 6, c. III-126.
  71. Е. О воспитании культуры речи учащихся. Мате- -матика в школе. 1951, № 3, с.46−48.
  72. Л.Р. Пути формирования речевой культуры учителя. Советская педагогика, 1977, К" 9, с.60−65.
  73. А.П. К вопросу о понимании речи: Автореф. Дис.. канд.пед.наук (по психологии). М., 1963. — 17 с.
  74. Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера. Советская педагогика, 1978, fo 9. — с. 75−81.
  75. Т.А. Анализ устной речи учащихся У-УП классов. Изв. АПН РСФСР, вып.125. — М., 1963. — 136 с.
  76. Т.А. Связная речь. В кн.: Основы методики русского языка в 4−8 классах. /Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1978, с.304−352.
  77. Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики: Из опыта работы. /Под ред. М. И. Моро. М.: Просвещение, 1978. — 124 с.
  78. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Учпедгиз, i960. — 320 с.
  79. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. -340 с.
  80. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  81. Х.Б. Основные понятия и основные предложения школьного курса геометрии и методика их введения и применения: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., 1958. — 24- с.
  82. P.M. Психологические особенности письменной речи: Автореф. Дис.. канд.пед.наук (по психологии). Киев, 1956. -17 с.
  83. .Ф., Люблинская A.A. Вопросы психологии речи и мышления. Вопросы психологии, 1955, N2 I. — с.28−40.
  84. В.Н. Работа по развитию речи при изучении состава слова (5 класс): Автореф. Дис.. канд.пед.наук. Л., 1965. — 24 с.
  85. А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 84 с.
  86. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 175 с.
  87. Мастерство устной речи: Пособие для учителя. /Под ред. В. В. Голубкова. Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1967. — 200 с.
  88. Математика в 4 классе: Методическое пособие для учителей. (К.И.Нешков, В. Н. Рудницкая, А. Д. Семушин, А. С. Чесноков, С.И.Шварц-бурд). /Под ред. А. И. Маркушевича. М.: Просвещение, I) 1975. -238 е., 2) 1982. — 223 с.
  89. Математика в 5 классе: Методическое пособие для учителей. (К.И.Нешков, В. Н. Рудницкая, А. Д. Семушин, А. С. Чесноков, С.И.Шварц-бурд). /Под ред. А. И. Маркушевича. М.: Просвещение, I) 1976. -256 е., 2) 1982. — 224 с.
  90. Математика: Учебник для первого класса. /М.И.Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  91. Математика: Учебник для второго класса. /М.И.Моро, М. А. Бантова. М.: Просвещение, 1981. — 206 с.
  92. Математика: Учебник для третьего класса. /А.С.Пчелко, М. А. Бантова, М. И. Моро, А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1981. -221 с.
  93. Математика: Учебник для 4-го кл.сред.школы. (Н.Я.Вилен-кин, К. И. Нешков, С. И. Шварцбурд, А. С. Чесноков, А.Д.Семушин). /Под ред. А. И. Маркушевича. М.: Просвещение, 1979. — 239 с.
  94. Математика: Учебник для 4-го кл.сред.школы. (Н.Я.Вилен-кин, К. И. Нешков, С. И. Шварцбурд, А. С. Чесноков, А.Д.Семушин). /Под ред. А. И. Маркушевича. М.: Просвещение, 1980 — 303 с.
  95. Математика: Учебник для 5-го кл.ср.школы. (Н.Я.Вилен-кин, К. И. Нешков, С. И. Шварцбурд, А. С. Чесноков, А.Д.Семушин). /Под ред. А. И. Маркушевича. 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1975. — 237 с.
  96. Математика: Учебник для 5-го кл.ср.школы. (Н.Я.Вилен-кин, К. И. Нешков, С. И. Шварцбурд, А. С. Чесноков, А.Д.Семушин). /Под ред. А. И. Маркушевича. 5-е изд., перераб. — М.:. Просвещение, 1980. — 223 с.
  97. Я.Я. Дидактические функции элементарных упражнений на материале обучения математике в 1−8 классах школ Латвийской ССР: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., 1977. — 20 с.
  98. H.A. Понимание. В кн.: Психология: Учебник для пед.институтов. /Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. — М.: Учпедгиз, 1956 -с.263−268.
  99. H.A. Психология усвоения понятий. Изв. АПН РСФСР, вып.28, 1950- с.3−16.
  100. B.M., Лапчик М. П., Демидович Н. Б. и др. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике. М.: Просвещение, 1978. — 94 с.
  101. В.В. Идеографические словари. М.: Изд-во Московского университета, 1970. — 69 с.
  102. М.И. Методы обучения математике. Начальная школа, 1976, № 3,-с.29−35.1.4-. Мотова З. П. Методика формирования геометрических понятий с помощью системы обучающих задач: Автореф. Дис.. канд.пед. наук. М., 1975. — 23 с.
  103. П.А. Сборник задач на доказательство по геометрии. Для 6−7 классов: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1956.112 с.
  104. К.И., Семушин А. Д. Функции задач в обучении. -Математика в школе, 1971, Кг Згс.4~7.
  105. К.И., Семушин А. Д., Шварцбурд С. И. Оформление записей в тетрадях. Математика в школе, 1971, ?12 I, с.4−1-4−5.
  106. К.И., Кузнецова Л. В., Макарычев Ю. Н. и др. О школьном учебнике математики. Математика в школе, 1982, № 2. -с.52−56.
  107. В.В. Сборник логических упражнений: Пособие для учителей математики. М.: Просвещение, 1970. — 96 с.
  108. В.В., Рупасов К. А. Определения математических понятий в курсе средней школы: Пособие для учителей. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1963. — 150 с.
  109. М.П. Активизация математической речи школьников. Начальная школа, 1977, К" Зге.62−63.
  110. И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике: Автореф. Дис.. канд.пед.наук.- М., 1973.26 с.
  111. И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике. В кн.: Преемственность в обучении математике: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978 г с.24−36.
  112. О преподавании математики в У-X классах: Методическое письмо, 2-е доп. изд. М.: Учпедгиз, 1958. — 92 с.
  113. Павловские среды, т.П. М.- Л.: Изд. АН СССР, 1949. -627 с.
  114. В.Ф. Развитие речи учащихся в процессе обучения (на материале ботаники, истории, Географии в У-У1 классах): Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., 1966. — 20 с.
  115. В.Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  116. Я.И. Знания, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1967. 264 с.
  117. Л.С. О математике и качестве ее преподавания. -Комму нис т, 1980, Ks 14 с. 99−112.
  118. A.A. О некоторых вопросах преподавания математики в коми школах: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. Сыктывкар, 1958. — 13 с.
  119. В.В. К вопросу о математической обработке результатов педагогических экспериментов. Ученые записки: Педагогика, психология и методика преподавания дисциплин. Серия XI, Баку: Изд. АзГПИ им. Ленина, 1973, Кз 3.-C.I5-I8.
  120. М.В. О педагогических основах обучения математике: Яособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 200 с.
  121. М.В. О психологических основах методики обучения математике. Математика в школе, 1961, № 6.-с.49−55.
  122. H.A. О записях при решении математических задач. Математика в школе, 1951, Ш 6 г с.71−73.
  123. Программы для восьмилетней и средней школы. Математика. М., 1982. — 66 с.
  124. И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. М.: Просвещение, 1964. — 99 с.
  125. Н.Л. Развитие речи учащихся в процессе обучения истории в У классе: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., 1954. -16 с.
  126. A.M. Геометрия в 1−1У классах. (Проблемы формирования геометрических представлений у младших школьников). 2-е изд. М.: Просвещение, 1968. — 262 с.
  127. A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах, 2-е изд. М.: Просвещение, 1973. — 208 с.
  128. A.M., Моро М. И. Методика обучения математике в 1-Ш классах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1978. — 336 с.
  129. A.M., Семушин А. Д. К вопросу о математической подготовке учащихся. Математика в школе, 1961, № 4.-с.17−22.
  130. А.Н. Психология речи в советской психологической науке за 40 лет (I9I7-I957). Изд. Киевского гос. ун-та, 1958. — 123 с.
  131. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  132. Л.О. Понятие и слово. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1958. — 124 с.
  133. A.A. Что такое термин и терминология. В кн.: Вопросы терминологии. — М.: Наука, 1961. — с.46−55.
  134. М.С. Проблема понимания: Автореф. Дис.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1956. — 15 с.
  135. В.М. О культуре математической речи учащихся. Математика в школе, 1952, Ш 5, — с.38−41.
  136. К.А., Тульчинский М. С. Сборник геометрических задач по готовым чертежам (для 6−8 классов). Тамбов: Кн. изд., 1963. — 92 с.
  137. Русский язык: Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1979. — 431 с.
  138. Н. Сборник задач по геометрии, ч.1. М.: Учпедгиз, 1964. — 120 с.
  139. H.A. Методика преподавания зоологии. Изд. 2-е.-Л.: Учпедгиз, 1954.
  140. А.Д. Обучение геометрии в 1У классе. Математика в школе, 1970, J6 I, о.13−22.
  141. А.Д. Обучение геометрии в У классе. Математика в школе, X97I, № 4, с.13−23.
  142. А.Д. Содержание математического образования в средней школе. Советская педагогика, 1964, № 4, с.29−38.
  143. А.Д. Формирование геометрических понятий и развитие логического мышления учащихся. В кн.: Вопросы повышения качества знаний учащихся по математике. /Под ред. А. Д. Семушина. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1955, с.71−150.
  144. И.Е. Психология письменной речи учащихся: Авто-реф. Дис.. доктора пед.наук. Киев, 1968. — 47 с.
  145. A.A., Менчинская H.A. Понимание. В кн.: Психология: Учебник для пед. ин-тов. /Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. М. Рубинштейна, Б. М. Теплова. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1962, с.261−267.
  146. A.A. Понимание. В кн.: Психология: Учебник для пед.институтов. /Под ред. К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова. 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1948, с.229−233.
  147. A.A. Психология запоминания. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 328 с.
  148. Р.Ф. Логические и математические игры. -Шнек: Народная асвета, 1977. 96 с.
  149. A.A. Педагогика математики: Курс лекций. Шнек: Вышэйшая школа, 1969. — 368 с.
  150. В.II. Актуальные проблемы начального обучения. М.: Просвещение, 1976. — 207 с.
  151. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. 343 с.
  152. И.Ф. Педагогические основы преподавания геометрии в средней школе: Автореф. Дис.. доктора пед.наук. Киев, 1970. — 52 с.
  153. К.А. О связи русского языка и математических дисциплин. В кн.: Межпредметные связи в преподавании русского языка. — М., Просвещение, 1977. — с.160−165.
  154. Н.И. Из опыта типологического исследования славянского словарного состава. Вопросы языкознания, 1963, Ш I-с.29−45.
  155. Н.Г. Учет знаний учащихся на уроке. В кн.: Урок в начальной школе. — М.: Просвещение, I975."~c. 11−17.
  156. К.Д. Собрание сочинений, т.У. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 592 с.
  157. А.И. Формирование математических понятий. -Изв. АПН РСФСР, вып.92. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958гс.67−94.
  158. Ф.И. Память и представления. В кн.: Психология: Учебное пособие для пед.институтов. /Под ред. Ковалева А. Г., Степанова A.A., Шебалина С. Н. — М.: Просвещение, 1966.— с .178−196.
  159. P.A. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале математики). М.: Педагогика, 1979. — 175 с.
  160. P.A. О новых приемах обучения планиметрии. М.: Просвещение, 1969. — 158 с.
  161. А.Я. Педагогические статьи. М.: АПН РСФСР, 1963. — 204 с.
  162. А.Я. О формализме в школьном преподавании математики. Советская педагогика, 1944, fe 11−12с.21−27.
  163. А. Геометрия: Учебник для У1 класса школ Румынской Народной Республики: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1962. — 239 с.
  164. Н.Д. Система упражнений как средство формирования геометрических понятий в 1У-У классах: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., 1970. — 22 с.
  165. Я.М. О работе над речью учащихся на уроках математики. Математика в школе, 1952, № 5.-е.42−43.
  166. Н.Ф. Геометрические характеристики причины трудности узнавания фигур на чертеже. Математика в школе, 1965, 1й 4Гс.13−16.
  167. Н.Ф. О научных принципах преподавания геометрии в советской школе. Математика в школе, 1950, Кз 1-е.5−12.
  168. Н.Ф. О некоторых методологических вопросах в преподавании геометрии. М.: Изд. АПН РСФСР, 1955. — 20 с.
  169. Т.В. Устное словесное рисование. В кн.: Эстетическое воспитание в школе. -Л.: Учпедгиз, 1962. — 139 с.
  170. В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. Минск: Вышейшая школа, 1978. — 270 с.
  171. К.И. О ведении тетради по математике. Математика в школе, 1978, fe 1.-е.30−32.
  172. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  173. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963−255 с.
  174. С.И. О развитии интересов, склонностей и способностей учащихся к математике. Математика в школе, 1964, № 6. — с.
  175. С.И. Проблемы повышенной математической подготовки школьников. Авторский доклад на соиск. ученой степени докт. пед.наук. М., 1972. — 105с.
  176. H.H. О развитии глазомера и пространственного воображения учащихся У1 класса. Математика в школе, I960, № 5г с.35−38.
  177. Э.Я. Об устном и письменном изложении решения задач по математике. Математика в школе, 1951, fo 6.-с.62−68.
  178. Т.С. К методике формирования геометрических понятий у учащихся младших классов. Математика в школе, 1971,1. Ш 5г*с.46−48.
Заполнить форму текущей работой