Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка стратегии деятельности предприятий АПК в условиях растущей конкуренции на региональном рынке: На материалах Южного федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и методологическая основа исследования построена на использовании положений экономической науки. При выполнении работы рассматривались и обобщались результаты исследований в области менеджмента, стратегического менеджмента, корпоративной стратегии, маркетинга, математического моделирования, экономико-статистического анализа. При решении частных вопросов применялись методы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
    • 1. 1. Фирма в системе хозяйственных отношений
    • 1. 2. Методологические особенности анализа экономической стратегии предприятия
    • 1. 3. Процесс разработки и реализации стратегии деятельности предприятий в формирующейся рыночной среде
  • ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
    • 2. 1. Анализ внешней среды деятельности предприятий на региональном уровне
    • 2. 2. Разработка конкурентной стратегии предприятий на региональном рынке
    • 2. 3. Состояние институциональной инфраструктуры перерабатывающей отрасли в субъектах Южного федерального округа
  • ГЛАВА I. I1. МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
    • 3. 1. Моделирование поведения предприятий в условиях растущей конкуренции
    • 3. 2. Способы анализа и моделирования, применяемые при разработке. стратегий
    • 3. 3. Методика оценки оптимальной структуры внутрифирменного управления

Разработка стратегии деятельности предприятий АПК в условиях растущей конкуренции на региональном рынке: На материалах Южного федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нынешнее состояние российской экономики характеризуется медленным выходом из системного кризиса и формированием рыночной модели, в которой заметно присутствие государства. Трудности экономических преобразований во многом связаны с недостаточным вниманием к разработке стратегии развития субъектов хозяйствования и предающих предприятиям статус — основного субъекта хозяйствования. В условиях функционирования централизованной плановой экономики, административно-командных методов управления проблемы формирования и реализации стратегии предприятия играли второстепенную роль. Рыночная экономика, ориентированная на конечного потребителя и экономические методы управления, предопределяет необходимость исследования понятия экономической стратегии предприятия и принципов ее формирования. Разработка теоретических основ стратегии фирмы и их внедрение в реальную практику является важнейшим условием создания стабильности хозяйственной деятельности предприятия. Это не только создаст положительный эффект в деятельности конкретного субъекта хозяйствования, но и стабилизирует окружающую экономическую среду.

В силу специфических особенностей аграрного производства особую актуальность проблема разработки стратегии приобретает для предприятий АПК. Для эффективного функционирования предприятиям — субъектам АПК необходимо предвидеть изменения во внешней среде, управлять внутренними контролируемыми, учитывать воздействие неконтролируемых факторов, активно влиять на будущее состояние. Первостепенное значение здесь приобретает решение вопросов, связанных с разработкой и реализацией на предприятиях агропромышленного комплекса стратегии, учитывающей производственный потенциал предприятий и потребности регионального рынка. Специфику развития хозяйственных субъектов АПК обусловливают не только институциональные условия, но также и региональные различия: степень развитости конкурентного рынка, степень стабильности рынка, степень склонности к риску, которые зависят от общего уровня социально-экономического развития региона.

Таким образом, актуальность, народно-хозяйственное значение, нерешенность ряда проблем в управлении деятельностью предприятий АПК в условиях нестабильной рыночной среды определили выбор темы, ее цель, задачи, основные направления исследования и содержание диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Основной вклад в разработку общих проблем формирования стратегии деятельности субъектов хозяйствования (применительно к фирмам) внесли западные исследователи, среди которых следует выделить специально Д. Абелла, И. Ансоффа, Р. Ванделя, П. Дойля, Б. Карлофа, Г. Минцберга, Т. Коно, Ж. Ламбена, П. Лоранжа, Д. Майнера, М. Портера, Ф. Махлупа, А. Стрикленда, А. Томсона, Д. Хана, А. Чандлера, Д. Штайнера и др. Отечественная управленческая мысль в этой области по объективным причинам, не имеет такого послужного списка как западная. Однако западные модели и разработки могут быть в полной мере использованы в отраслях и сферах национального хозяйства, где рыночные отношения получили достаточное распространение и развитие. Но таких отраслей в нынешнем национальном хозяйстве немного. В частности, такой важный сектор национального хозяйства как агропромышленный сильно отстает в плане развития рыночных отношений и поэтому западные разработки могут получить здесь лишь ограниченное применение. Возможно по этой причине в настоящее время в трудах отечественных специалистов в области стратегии, в первую очередь А. П. Градова, Р. А. Фатхутдинова, В. В. Глухова, А. Т. Зуба, А. В. Агафонова, А. Л. Богокина, О. С. Виханского, Ю. М. Гусева, П. Б. Забелина, Л. И. Евенко, Е. А. Иванова, М. И. Круглова, А. Л. Семенова, А. Ю Юданова описаны принципы стратегии деятельности российских предприятий. Данные разработки учитывают многие особенности национальной экономики России.

Однако, несмотря на то, что вопросам формирования стратегии уделено достаточное внимание в экономической литературе, многие аспекты этой проблемы продолжают оставаться недостаточно изученными. Среди этих аспектов следует выделить: слабый учёт специфики российской экономики в условиях экономического кризисанедостаточное исследование функций стратегий в становлении предприятий и фирм и их хозяйственных и финансовых результатовнеполнота раскрытия сущности стратегии и процесса её формированияслабое освещение вопросов, связанных с жизненным циклом стратегиинеиспользование синергетического подхода в разработке стратегии и т. п. Также нуждаются в более глубоком, на наш взгляд, анализе факторы внешней и внутренней среды.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в разработке на методическом уровне и с выходом на практическую реализацию рекомендаций по формированию стратегии создания и деятельности предприятий АПК на региональных рынках с параметрами внешней среды аналогичным тем, которые имеют место в КБР.

Цель работы определила постановку и решение следующих задач:

— изучить теоретические и методологические разработки по вопросам экономической стратегии создания и функционирования фирм в условиях локальных региональных рынков и адаптировать их к предприятиям АПК региона;

— дать анализ внешней среды, содержащий высокий уровень патернализма, низкий уровень конкурентного давления в отраслях и территориальных кластерах, неразвитость инфраструктуры кластеризации, высокий уровень дотационности, трудоизбыточность и высокую населенность территории, сильное влияние исторических традиций и системы национальных ценностей на хозяйственную деятельность;

— выявить основные устойчивые тенденции в этой среде, смоделировать ее и описать направления реформированияразработать мероприятия по формированию конкурентной стратегии предприятий АПК в условиях ограниченности свободного обмена ресурсами и сильного влияния соседних регионов;

— выявить и разработать модели поведения предприятий АПК в условиях ограниченности числа конкурентов;

— предложить методику оценки конкурентного давления в региональных кластерах и определить основные технологические особенности управления нуклеацией кластеров.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— сформулирована и доказана гипотеза об экономической стратегии как основном ресурсе деятельности предприятия в условиях неопределенной внешней среды и растущей конкуренции, которая предполагает построение целостной системы доказательства;

— предложены модели поведения предприятий АПК в условиях ограниченного числа конкурентов и высоком уровне патернализма в экономике.

Элементами научной новизны автор считает разработанную методику оценки конкурентного давления в региональных кластерах, которая базируется на использовании корреляционного анализа. Помимо этого, по мнению автора, элементы научной новизны присущи также предложенной классификации и типологизации факторов внешней среды, влияющих на разработку стратегии предприятий АПК на этапе их создания.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в разработке научного и методического аппарата моделирования стратегии предприятий в условиях рынка, в представлении комплексного анализа состояния аграрного сектора КБР. Кроме того, результаты исследования могут служить основой для поиска новых решений по данной проблеме.

Практическая значимость диссертации обусловлена использованием результатов работы на предприятиях при разработке стратегии их развития.

Объектом исследования являются предприятия агропромышленного комплекса национального хозяйства Кабардино-Балкарской республики, параметры и элементы развития их в системе взаимодействия с внешней и внутренней средой.

Предметом исследования является комплекс организационных, технологических и институциональных процессов разработки стратегии предприятий на региональных рынках.

Теоретическая и методологическая основа исследования построена на использовании положений экономической науки. При выполнении работы рассматривались и обобщались результаты исследований в области менеджмента, стратегического менеджмента, корпоративной стратегии, маркетинга, математического моделирования, экономико-статистического анализа. При решении частных вопросов применялись методы, практикуемые в экономических исследованиях и обеспечивающие достоверность, объективность и сопоставимость оценок (индексный метод, метод корреляции и т. п.).

Базой исследования наиболее общих тенденций явился агропромышленный комплекс России и ее регионов. Изучение же тенденций и явлений на микроуровне, а также отдельных сегментов агропромышленного рынка, проводилось на уровне сферы малого предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики.

Исследование выполнено на основе анализа статистических данных, характеризующих рыночные возможности агропромышленного комплекса (производство, потребление, реализацию) РФ и Кабардино-Балкарской Республики.

Апробация работы. Основные положения данного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии (2001 г), в.

Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова (2001 г), в Курской государственной сельскохозяйственной академии (2001г.), в Алтайском государственном аграрном университете (2003 г).

Выводы и предложения, основанные на результатах исследований, используются автором в учебном процессе Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии при чтении курса: «Основы менеджмента», «Краткосрочная и долгосрочная стратегия фирмы».

Публикации. Результаты исследований опубликованы в научной литературе и периодической печати в 6 публикациях, в т. ч. монографии общим объемом 2,26 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Происходит снижение уровня эффективности традиционных факторов и параметров хозяйствования предприятий: сокращается численность занятых в активном возрасте, происходит старение рабочей силы, растет износ основных производственных фондов и т. д. Поэтому на повестку дня выдвигается поиск нетрадиционных факторов. В ряду таких факторов называют: маркетинг, стратегический менеджмент и т. д.

2. Анализ систем управления на большинстве существующих, а также на вновь создаваемых предприятий АПК в Южном Федеральном округе указывает на то, что нет четкого понимания того, что экономическая стратегия предприятия в условиях рыночной модели хозяйствования может выступить наиболее действенным ресурсом, повышающим эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Подавляющее большинство менеджеров (в том числе собственников) предприятий делают акцент на традиционных ресурсах: сельскохозяйственных угодьях, занятых работниках, технике, дешевых кредитах со стороны государства и т. п. Незначительное количество стало использовать возможности рынка. Но эти возможности рынка используются пассивнопреимущественно в форме примитивной адаптации к запросам покупателейпредприятия стали производить ту продукцию, на которую имеется спрос у потребителя.

3. На уровне отраслевой системы управления (в частности, МСХ, а также районных управлений АПК) нет четкого понимания роли разработки стратегии на уровне предприятий и непосредственных субъектов хозяйствования. В основном наблюдается использование двух моделей: а) традиционной патерналистской, которая приняла явно консервативно негативные тенденцииб) рыночно-стихийной, в которой государство отдельно, предприятие отдельноих взаимосвязь происходит исключительно или преимущественно в фискальной форме.

Приведенные выводы позволяют разработать систему предложений:

1. Рекомендовано постепенное формирование у предприятий самостоятельности в выборе экономической стратегии развития не только на том или ином рынке или сегментах, но и в национальном хозяйстве региона. Сильные предприятия — основа сильной региональной экономики. А сила предприятия — в самостоятельности, т. е. в т. ч. в выработке своей стратегии на рынке.

2. При разработке стратегии исходить следует не из рекомендаций (в т.ч. зарубежных), а из всестороннего анализа внешней среды и внутренних переменных организации, выработке целей (в первую очередь стратегических) и разработке на их основе самостоятельной эффективной экономической стратегии.

3. Экономическая стратегия предприятий АПК должна включать в качестве составных системообразующих элементов товарную стратегию, стратегию взаимодействия с рынками факторов производства, стратегию снижения трансакционных издержек, стратегию инвестиционной деятельности, стратегию предотвращения несостоятельности предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б., Розанова Н. М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. М.: Теис, 1998. — 133 с.
  2. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.-216с.
  3. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.-216с.
  4. Г. А., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  5. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208с.
  6. P.JI. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985.-326с.
  7. Р. Математическая экономика. М.: ил., 1993. — 541 с.
  8. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике.-М.: Финансы и статистика, 2000. 368с.
  9. И. Новая корпоративная стратегия. Спб.: Питер, 1999. — 416 с. Ю. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519с. П. Арнольд В. И. Теория катастроф. — М.- Наука, 1990. — 128 с.
  10. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  11. А. Роль оптового сельскохозяйственного рынка // Экономист. № 8.2001.
  12. Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. М, 1965.
  13. Беа Ф.К., Дихтл Э., Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.-928 с.
  14. X. Управление формированием регионального продовольственного рынка (Вопросы методологии и хозяйственной практики). Нальчик: CKAJIAP, 1999. — 127с.
  15. Р., Заде JL Принятие решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений.- М.: Мир, 1976.
  16. Берзинь И. Э Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики, 1997. — 253 с.
  17. Берзинь И. Э Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики, 1997. — 253 с.
  18. С.П. Разработка стратегии предприятия. Сыктывкар, 1994.- 154с.
  19. Н., Назаренко А. Ценовые соглашения опыт регионов 2000 года // Экономика сельского хозяйства России. — 2001. — № 11.
  20. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997. -175 с.
  21. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997. -175 с.
  22. М.И. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра-М, 1999. -392с.
  23. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник /под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999. -621 с.
  24. О.Э., Сокуров Ю. С. О государственном регулировании воспроизводственного процесса в аграрных формированиях (на примере Кабардино-Балкарской республики) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.№ 3.2002.
  25. Ван Хорн Д. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996. — 800 с.
  26. Н. Стратегия и тактика // Вестник РОСагроснаба.№ 4. 2001.
  27. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  28. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1998. — 296 с.
  29. В., Линницкий Д. Оценка снижения налогового бремени в переходной экономике // Вопросы экономики, № 2,2000.
  30. Водочек JL, Водочкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989. — 386 с.
  31. М. М. Щербаков А.В. Модель поведения предприятия-монополиста на денежном и бартерном рынках одновременно // Экономика и математические методы. 1998, № 1.-е. 93−102. Вороновицкий М.М.
  32. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник. М.: Высшая школа, 1994.-272 с.
  33. А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Тейс, 2000. -253с.
  34. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М.: Юнити, 1997. -415с.
  35. Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики, № 4,2000.
  36. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: в 2-х томах/ Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  37. З.Д. Формирование территориальных хозяйственных систем на основе кластерных технологий: Автореф. дисс. канд. экон. наук / Нальчик, 2002.
  38. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  39. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.- М.: ИНФРА-М, 1995.
  40. А. Стабильное и динамичное развитие АПК первостепенная задача.// АПК: экономика, управление. № 11.2000.
  41. А. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.№ 4.2003.
  42. В.А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 1997. — 334 с.
  43. А.А., Орлова И. В. Компьютерные экономико-математические модели. М.: ЮНИТИ, 1995. — 136 с.
  44. В. Эволюционный процесс. М.: Мир, 1991. — 367 с.
  45. М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: «Дело ЛТД», 1993.- 208 с.
  46. П.И., Леусский А. И., Тарасович Л. С. Микроэкономика. -СПб., 1998.
  47. А. И др. Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993. -572с.
  48. Э.Дж., Линдсеи Д. Е. Рынок: Микроэкономическая модель. -СПб.: 1992.
  49. Ю.Н. Прогнозирование продовольственного обеспечения: Автореф. дисс. канд. экон. наук / Екатеринбург, 2002.
  50. А.В., Спиридонов М. А. Монополия и экономический рост в переходной экономике // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. — № 1. — с. 25−31.
  51. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления.- М.: Центр «Маркетинг», 1998.- 195.
  52. В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Институциональные проблемы функционирования и преобразования российской экономики // Экономическая наука современной России. 1999, № 1.-е. 7−21.
  53. М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: 1975.
  54. А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. № 12. 1996.
  55. Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия // проблемы теории и практики управления. № 3. 2000.
  56. Кабардино Балкария в цифрах. 1998.- Нальчик. Госкомстат КБР, 1999.-221с.
  57. Кабардино Балкария в цифрах. 1999.- Нальчик. Госкомстат КБР, 2000.-239с.
  58. Кабардино Балкария в цифрах. 2000.- Нальчик. Госкомстат КБР, 2001.-231с.
  59. Кабардино Балкария в цифрах. 2001.- Нальчик. Госкомстат КБР, 2002,-221с.
  60. А.Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М.: СПАРК, 1999. — 208 с.
  61. А.П. Реформирование и стратегия развития АПК района: Автореф. дисс. канд. экон. наук / Нальчик, 2000.
  62. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М.: Логос, 1999. -368 с.
  63. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.-384с.
  64. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.-136.
  65. А., Никонова Л. Стратегическое управление региональными АПК // АПК: экономика, управление. № 9.2000.
  66. А.И. Внешние условия и внутренние факторы сельскохозяйственного производства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.№ 3.2003.
  67. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. — 270 с.
  68. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993. — 224 с.
  69. С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы. — М.: Наука, 1983. — 337 с.
  70. Курс переходной экономики. Учебник для вузов /под ред. акад. Л. И. Абалкина. М.: ЗАО Финстатинформ, 1997. — 640 с.
  71. Курс для высшего управленческого персонала / Пер. с англ. М.: Экономика, 1970.-383с.
  72. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -СПб.: Наука, 1996.-589 с.
  73. В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов. М.: Изограф, 1997. — 224 с.
  74. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей/ Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1992.-365с.
  75. М., Долгушкин П. Стратегическое планирование основа эффективного функционирования аграрной фирмы.// АПК: экономика, управление. № 8.2000.
  76. Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  77. Т.Н. Факторы и условия развития региональных социально -экономических систем / Автореф. дисс. канд. экон. наук / Ставрополь, 2002.
  78. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -М.: Финансы и статистика, 1990. 136 с.
  79. Менеджмент организации / под. ред. Румянцевой З. П., Соломатина Н.А.-М.: ИНФРА, 1995.- 154с.
  80. М.Х., Альберт М., Хедоули Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1992.-702с.
  81. .З. Теория организаций. М.: Инфра-М, 1998. — 336 с.
  82. В.Д. Методология систем.- М.: Экономика, 1999.-251с.
  83. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.-М. 1997.-321с.
  84. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. М.: ЮрИнформцентр, 1999. — 40 с.
  85. О Шоннеси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. / под ред. Ямпольской О.Я.- СПб.: Питер, 2001.88.0крепилова И. Г. Монополии и антимонопольное регулирование в России.-СПб., 1999.-228 с.
  86. А. Нерешенные задачи аграрных преобразований.// АПК: экономика, управление. № 11.2000.
  87. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело. 2000.
  88. С. Стратегия развития АПК на пороге XXI в.// АПК: экономика, управление. № 8.1999.
  89. М. Международная конкуренция. Пер. с англ./ Под ред Щетининина. М.: Международные отношения, 1993- 896 с.
  90. Р.А. Региональный менеджмент. Учебник.- Краснодар: «Сов. Кубань», 2000.-384.
  91. Проблемы монополии в переходной экономике // М., 1999. 170 с.
  92. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. / Б. Ниндз, Т.Андерсон. М.: Финансы и статистика, 1994.- 488с.
  93. Н.П. Радикальная экономическая реформа в РФ и продовольственная безопасность. М.: 1996.-203с.
  94. А.Д. Реформы собственности в России: на пути из прошлого в будущее.- М.: Республика, 1994.-159с.
  95. Я. Об экономической оценке эффективности управленческих решений // Экономические науки. № 7. 1991.
  96. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.:1986.
  97. Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке.// Вопросы экономики.№ 1.2001.
  98. Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике. М.: ТЕИС. 1998. — 261 с.
  99. Н.М. Общая характеристика конкуренции и монополии в российской экономике // Вопросы статистики. 1998. — с. 25−31.
  100. Н.М. Поведение фирмы в условиях переходной экономики // Вестник Московского государственного университета. Сер. 6, Экономика. -М., 1997.- № 2. -с. 66−85.
  101. Н.М. Фирма в экономической системе. М.: ТЕИС, 1998. -287с.
  102. Румянцева 3. Наука управления: к обновлению концепции // Экономические науки. № 3.1991.
  103. Современная фирма: зарубежный и отечественный опыт./ под ред. А. А. Демина.- С.Пб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1999.- 344с.
  104. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / 2-е изд. Испр.- Мн.: Новое знание, 2002.- 687с.
  105. X. Принципы государственного регулирования агропромышленного комплекса. — Нальчик. 1995.
  106. Г. Рациональное поведение в экономике и управлении // Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1995, 534 с.
  107. Статистическое моделирование и прогнозирование. Учебное пособие под ред. А. Г. Гранберга. -М.: Экономика, 1990. -273 с.
  108. Стратегическое планирование /под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство ЭКМОС, 1998. -440 с.
  109. В. Институциональная динамика в переходной экономике // Вопросы экономики, 1998, № 5, с. 28−37.
  110. Н.Тамбовцев B.JI. Введение в институциональный анализ. М.: Теис, 1996.185 с.
  111. Тамбовцев B. J1. Контрактная модель стратегии фирм. М.: Теис, 2000. -83с.
  112. Теория прогнозирования и принятия решения // под ред. С. А. Саркисяна.- М.: Высшая школа, 1977. 317 с.
  113. Теория фирмы. / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.- Экономическая школа, 1995, 534 с.
  114. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Перевод с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996, 789 с.
  115. А., Формби Д. Экономика фирмы / Перевод с англ. М.: ЗАО Изд — во «Бином», 1998, 544с.
  116. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, 576.
  117. Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М., 1995.
  118. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272с
  119. О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и «отношения» контракции. СПб., 1996.
  120. Т.Д., Паррамоу К. Количественные методы в финансах. — М.: ЮНИТИ, 1999.-527 с.
  121. Управление по результатам /под ред. Я. А. Лейманна. М.: Прогресс, 1993.-320 с.
  122. Уроки организации бизнеса. / Сост. А. А. Демин, B.C. Катькало. — Спб.: Лениздат, 1994.-336 с.
  123. Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез». 1999. — 240 с.
  124. Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник. -М.: Дело, 2001.-448с.
  125. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е. С. Стояновой. М.: Изд-во «Перспектива», 1998. — 656 с.
  126. Финансы и статистика, 1997. 800 с.
  127. П.С. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1977.-352 с.
  128. Н. Поддержка агропроизводства необходима // Экономика сельского хозяйства России.- 2001. -№ 11.
  129. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2-х т. М.: Финансы и статистика, 1992. — т. 1 — 384 с. т.2 — 384 с.
  130. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  131. Г. Синергетика.- М.: Мир, 1979.- 316с.
  132. В. Будущее АПК это прежде всего инвестиции.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.№ 7.2001.
  133. А.Н., Фролова H.JI. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.: ТЕИС, 1999. — 421 с.
  134. Э. Теория монополистической конкуренции. М.: 1996.
  135. П. Методологические проблемы стратегического планирования развития интегрированных корпоративных структур.// РЭЖ.№ 9.2000.
  136. А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. М.: Теис, 2000. — 78 с.
  137. А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. — М.: Теис, 1999. 465 с.
  138. А.Е. Новая теория фирмы. М., 1996.
  139. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Перевод с англ.-М.: ИНФРА, 1997,698с.
  140. И. Теория экономического развития. М.: 1982.
  141. А.В. Поведение предприятия при олигопольной конкуренции на денежном и бартерном рынках одновременно // Экономика и математические методы. 1999, Том 35, № 2.-с. 88−101.
  142. Г. З. Конкуренция и стабильность фирмы. СПб., 1998.157 с.
  143. ЧеремисинаТ. Становление рыночных предприятий в экономике России //ЭКО.№ 4.2001.
  144. С. Продовольственные рынки границы и без них // ЭКО. № 6.2001.
  145. Н. Экономический рост: иллюзии и реальность // ЭКО. № 5.2001.
  146. Г. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке.М.: Наука, 2000.
  147. Д.Р., Берман Б. Маркетинг/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1993.
  148. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1992 / под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998. — 113.
  149. Экономика предприятия. Учебник / под ред. Н. А. Сафронова. М.: «Юрист», 1998.-584C.
  150. Экономика фирмы / под ред. Горфинкеля В. Я., проф. Швандара В.А.-М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.- 461с.
  151. Эффективность государственного управления / Пер. с англ. / общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998,848.
Заполнить форму текущей работой