Совершенствование методов конкурсного отбора инновационных проектов для государственных инвестиций
Развитие и совершенствование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Саров на основе методов прямого и косвенного государственного регулирования целесообразно, по мнению автора, проводить путем создания единой системы управления инновационной деятельностью в регионекоммерциализации научно-технических результатоворганизации информационного обеспечения инновационных процессовформирования единого… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Особенности развития инновационных процессов в сфере наукоемких технологий
- 1. 2. Анализ зарубежного опыта формирования и реализации инноваций
- 1. 3. Возможности активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМАТИКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
- 2. 1. Принципы, критерии и методы обоснования инновационных проектов.,
- 2. 2. Экономико-математическая модель формирования направлений и оценки эффективности инновационных проектов
- 2. 3. Методика проведения конкурса инновационных проектов
- 2. 4. Влияние конкурса инновационных проектов на техникоэкономические показатели наукоемкой продукции
- Глава 3. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ
- 3. 1. Особенности проведения конкурса инновационных проектов
- 3. 2. Организационная структура и инновационный потенциал ЗАТО г. Саров
- 3. 3. Обоснование выбора инновационных проектов в технополисе
Совершенствование методов конкурсного отбора инновационных проектов для государственных инвестиций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях уровень развития науки и рациональное применение её результатов в значительной степени обуславливает эффективность производственно-хозяйственной деятельности конкурентоспособность товаров и услуг в условиях рынка, благосостояние, духовную и политическую культуру населения, а широкомасштабное использование научных достижений становится определяющим фактором экономического роста, устойчивого развития государства и обеспечения его национальной безопасности.
На экономическое и социальное развитие государства существенно влияет его позиция на мировом рынке наукоемкой продукции. Объем этого рынка составляет примерно 2,5 трлн. долл., а через 15 лет по прогнозам специалистов он достигнет 4 трлн. долл. Однако доля России в нём составляет всего 0,3%, что свидетельствует о необходимости значительной активизации инновационной деятельности в отечественной научно-технической сфере.
Основные проблемные вопросы активизации инновационной процесса в нашей стране связаны с его финансированием. С одной стороны инновационная деятельность требует крупномасштабных капиталовложений при высокой степени неопределенности и непредсказуемостью результатов исследований и научных разработок, длительных сроках окупаемости инвестиций. С другой стороны, возможности государства в области финансирования инновационной деятельности существенно ограничены. В связи с этим необходимо всестороннее экономическое обоснование эффективного распределения ограниченных бюджетных средств на осуществление инновационной деятельности и привлечения внебюджетных инвестиций от финансово-кредитных институтов, венчурных и производственных компаний, частных инвесторов и других финансовых фондов и образований.
Важная роль в активизации инновационной деятельности отводится конкурсу, что обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции и снижение затрат на её разработку и производство. Автор рассматривает конкурс не только как формальную процедуру по отбору инновационных проектов, но и качественную и количественную оценку достигнутых участниками конкурса значений установленных критериев эффективности проекта на отдельных этапах его реализации. Параллельное участие двух и более организаций в создании инновационного продукта на начальных этапах способствует снижению затрат на его разработку и производство. При этом необходимо реализовать такие принципы, правила и методологию, которые обеспечат научно обоснованный выбор перспективных инновационных проектов.
В настоящее время проводят только качественную оценку влияния конкурса на экономические показатели создаваемой продукции. Не разработаны модели, отражающие механизм данного влияния и позволяющие проводить количественную оценку не по результатам конкурса, а до его проведения. Естественно, без надежного методического аппарата оценки влияния конкурса на технико-экономические показатели продукции и обоснования основных этапов его проведения в условиях дефицита выделяемых для этого средств нельзя рассчитывать на эффективное использование конкуренции в процессе разработки и продвижения на рынок продукции.
Актуальность, сложность и недостаточная разработанность изложенных проблем определили выбор темы диссертации, её цель и основные направления исследования.
Цель исследования заключается в разработке методологии и методического аппарата обоснования выбора инновационных проектов, реализуемых на конкурсной основе с учетом ресурсных ограничений и научно-производственного потенциала исполнителей.
Для достижения цели диссертации автору понадобилось решить следующие основные задачи:
— исследовать особенности развития инновационных процессов в сфере наукоемких технологий и основные направления их активизации;
— изучить зарубежный опыт формирования и реализации инноваций и выявить возможности его использования в отечественных условиях;
— выработать основные принципы, критерии и методы обоснования инновационных проектов с учетом особенностей государственного регулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере;
— разработать методику оценки риска вложения инвестиций и определить подходы к распределению риска между субъектами инновационного рынка;
— рассмотреть влияние конкурса инновационных проектов на технико-экономические показатели и сроки проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию инновационной продукции;
— разработать организационно-экономический механизм проведения конкурса инновационных проектов;
— сформулировать практические рекомендации по формированию тематики инновационных проектов на примере ЗАТО г. Саров.
Предметом исследования являются методология, методические и прикладные вопросы разработки инновационных проектов и их реализации на конкурсной основе.
Объект исследования — процесс государственного управления инновационной деятельностью в научной и научно-технической сфере.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов Абалкина Л. И., Аганбегяна А. Г., Анчишкина А. И., Архангельского В. Н., Гапоненко A. JL, Глазьева С. Ю., Кондратьева Н. Д., Кушлина В. И., Львова Д. С., Пирогова С. В., Тамбовцева В. Л., Фальцмана В. А., Фоломьева А. Н., Яковца Ю. В., Ясина Е. В., Санто Б., Твиса Б., Хучека М., Шумпетера И., Янча Э. и др.
В качестве практических материалов использованы законодательные, нормативные правовые акты и программные документы, статистическая отчетность в области научно-технической и инновационной деятельности, расчеты автора и других специалистов.
Исследования проводились с использованием методологии программно-целевого планирования и управления, технико-экономического и функционально-стоимостного анализов, экономико-математического моделирования, методов экспертных оценок.
Научная новизна диссертации заключается в разработке методических подходов к распределению рисков между субъектами инновационной деятельности, учете при расчете ставки дисконтирования специфических для инновационной деятельности поправок на риск, определении критериев оценки иниовационных проектов, создании организационно-экономического механизма определения степени влияния конкурса на стоимость и сроки реализации проектов, адаптации существующих экономико-математических методов к моделированию инновационных процессов на стадии конкурса.
На защиту автор выносит полученные им лично результаты исследования, содержащие элементы новизны:
• принципы, критерии и методы обоснования инновационных проектов в научно-технической сфере с учетом особенностей их государственного регулирования;
• организационно-экономический механизм проведения конкурсов инновационных проектов;
• методику расчета ставки дисконтирования с учетом премии за риск на различных этапах реализации инновационного проекта;
• методические положения по оценке влияния элементов конкурсного механизма на стоимость и сроки реализации инновационных проектов, с учетом научно-производственного потенциала организаций — исполнителей;
• практические рекомендации по активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере и использование ее результатов в высокотехнологичных отраслях промышленного производства.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что реализация разработанных методологии, моделей и методов обеспечит повышение эффективности государственной поддержки и активизацию инновационной деятельности.
Основные теоретические выводы, практические рекомендации и систематизированный автором информационный материал могут быть использованы при выработке мер государственного воздействия на инновационные процессы.
Результаты исследований автора использованы при разработке «Программы социально-экономического развития г. Саров на 1998;2000 годы», «Программы реформирования Российского Федерального ядерного центра-ВНИИ экспериментальной физики Минатома Российской Федерации на период до 2010 года», «Программы развития инновационной деятельности в Приволжском регионе в 2002 — 2006 годах и на перспективу до 2015 года» и в разработанной творческим коллективом с участием автора «Инновационной программе развития г. Сарова на базе Российского федерального ядерного центра — ВНИИЭФ», ставшей лауреатом национального конкурса «Инновационные программы в региональном и местном управлении», проводимого Советом Федерации Федерального собрания РФ и Государственным университетом управления (Москва) в 2002 г.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Результаты проведенных автором исследований позволяют сделать следующие выводы и рекомендации.
1. В результате проведенного анализа зарубежного опыта формирования и реализации инноваций автор установил, что для научно-технической политики стран-лидеров в этой области характерно: сочетание прямых и косвенных методов государственного воздействия на инновационную деятельность, государственное финансирование фундаментальных исследований, реализация научно-технической политики в основном через целевые программы, повышенное внимание к стадии внедрения новшеств, сочетание государственной поддержки и рыночных механизмов. Показано, что в российских условиях вследствие структурных диспропорций в экономике, высокого удельного веса государственного сектора, значительной обособленности стадий инновационного процесса, отсутствия ориентации производства на внедрение новейших достижений науки, слабой восприимчивости отечественного рынка к наукоемкой продукции не может быть прямого заимствования зарубежного опыта в области выбора и реализации инвестиционных проектов.
2. Активизация инвестиционной деятельности в научно-технической сфере во многом зависит от государственного стимулирования спроса на инвестиции, совершенствования налогообложения научной продукции, амортизационной политики, повышения уровня производственного и финансового менеджмента на всех стадиях инновационного процесса.
Автор полагает, что для привлечения инвестиций в инновационную деятельность необходимо уменьшить риск реализации проекта, который можно обеспечить за счет повышения доли собственного капитала, государственной поддержки проектов на безвозмездной основе и под низкую доходность (около 610%), развития инвестиционных фондов и привлечения их капитала. Использование бюджетных средств и капиталов поддерживаемых государством инвестиционных фондов позволит снизить ставку дисконтирования, уменьшить риск реализации проекта и привлечь недостающие средства частных юридических и физических лиц.
3. Обоснованность оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов может быть обеспечена на основе повышения достоверности расчета ставки дисконтирования. Для этого необходимо учитывать поправки на риск, обусловленные надежностью предприятия с точки зрения реализации инновационного проекта, факторы неопределенности и непредсказуемости результатов самих работ, а также организационные аспекты управления проектом.
На основе отражения влияния относительной вероятности выполнения проекта как функции научно-производственного уровня организации и её специализации на поправки на риск в работе получены их количественные значения. Установлено, что поправку на риск к ставке дисконтирования, обусловленную фактором неопределенности работ, должны принимать для прикладных НИР и ОКР — 10%, для поисковых НИР — 20%. Реализация инновационных проектов на конкурсной основе снижает ставку дисконтирования на 4−5% для прикладных НИР и ОКР, на 5−7% - для поисковых НИР.
Использование предлагаемого автором подхода к расчету ставки дисконтирования при анализе инновационных проектов повышает достоверность расчета срока окупаемости, чистой текущей стоимости доходов, ставки доходности проекта и, как следствие, обоснованность принимаемых решений, что стимулирует инновационную деятельность. Кроме того, поправку на риск следует учитывать при распределении финансирования работ между государством и частными инвестиционными компаниями.
4. В разработанной автором экономико-математической модели формирования направлений и оценки эффективности инновационных проектов предложено два подхода (детальный и укрупненный) к формированию тематики инновационных проектов. Задача сводится к максимизации интегрального критерия эффективности инновационных проектов с учетом ограничений на выделяемые ассигнования. При снижении уровня финансирования работ дефицит средств следует определять с учетом приоритетности проекта.
5. Предложенная в диссертации методика проведения конкурса инновационных проектов учитывает их инвестиционную привлекательность и общественную значимость, а критерии оценки и алгоритм проведения конкурсанаправленность работ. Наряду с общепризнанными показателями оценки инвестиционной привлекательности проектов автор предлагает использовать показатель, отражающий долю собственного и заемного (за исключением государственного) капитала в объеме инвестиций. Это обусловлено тем, что заемный капитал может быть привлечен только при достаточной инвестиционной привлекательности проекта, вследствие чего доля заемного капитала косвенно отражает степень привлекательности проекта.
6. Отдельные элементы системы реализации инвестиционных проектов на конкурсной основе неоднозначно влияют на стоимость НИОКР. С одной стороны, сокращение сроков проведения работ уменьшает затраты на содержание кооперации разработчиков и, вследствие этого, — общие расходы на НИОКР. С другой стороны, — требует дополнительных ассигнований на проведение работ по созданию альтернативных изделий. Организация конкурса должна способствовать реализации преимуществ конкурентной борьбы и ограничивать увеличение затрат, связанных с привлечением к конкурсу дополнительных организаций, достижению лучших результатов. Это может быть обеспечено, когда разработка альтернативного элемента прекращается по мере установления его бесперспективности.
В результате проведенного автором исследования механизма влияния конкурсной разработки изделий на стоимость, сроки проведения НИОКР, чистый текущий доход от реализации проекта, период его окупаемости на основе модели роста их надежности в процессе отработки установлено, что привлечение к конкурсу двух организаций сокращает срок проведения работ на 14%, а трех и более — на 18−20%. При проведении альтернативных НИОКР за счет бюджетных средств к конкурсу нецелесообразно привлекать более двух организаций.
7. Эффективное государственное регулирование инновационной сферы возможно только тогда, когда субъекты инновационной деятельности оформлены в организационные структуры, к которым относятся: инкубаторы технологий, инновационные центры, технопарки и технополисы. Исследование организационной структуры и инновационного потенциала ЗАТО г. Саров Приволжского Федерального округа позволило выявить основные трудности реализации его инновационной деятельности, которые вызваны: противоречием между высоким научно-техническим потенциалом и низким спросом на инновациинесовершенством инфраструктуры инновационной деятельности и сложностью реализации прав на интеллектуальную собственностьнесоответствием возможностей финансирования и ресурсоемкости решаемых задачмалочисленностью квалифицированного инновационного персоналаотсутствием эффективного маркетинга для внедрения инновационных проектовсложностью вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности созданных за счет средств федерального бюджетапереходом инновационно привлекательных предприятий на использование зарубежных технологийнеразвитостью социально-бытовой инфраструктуры инновационной деятельности.
8. Развитие и совершенствование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Саров на основе методов прямого и косвенного государственного регулирования целесообразно, по мнению автора, проводить путем создания единой системы управления инновационной деятельностью в регионекоммерциализации научно-технических результатоворганизации информационного обеспечения инновационных процессовформирования единого информационного пространства для всех участников инновационной деятельностикоординации инновационных процессов фундаментальных, прикладных и поисковых исследованийразвития механизмов их финансирования с целью повышения эффективности использования ресурсов и стимулирования интеграционных и кооперационных процессовконцентрации средств на перспективных и приоритетных направлениях экономического развития.
Для управления инновационной деятельностью Приволжского региона, по мнению автора, необходимо создать в г. Саров Приволжский Федеральный инновационный центр и придать ему статус технополиса.
9. По результатам выполненной в процессе диссертационного исследования оценки представленных на конкурс инновационных проектов ЗАТО г. Саров работ военно-технического назначения, обрабатывающей промышленности, жилищного строительства, издательско-полиграфической деятельности, нефтедобывающей и газовой промышленности было отобрано 4 наиболее перспективных проекта. При общих затратах на их реализацию около 310 млн руб. налоговые поступления составят 217 млн руб., инновационный эффект — 240 млн руб., будет создано 750 новых рабочих мест.
Список литературы
- Гражданский Кодекс РФ. Собрание законодательства РФ, № 34. 1996.-c.4026.
- Налоговый Кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
- Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 18 июня 1995 г. № 88.
- Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 28 ноября 1996 г. № 144-ФЗ.
- Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 № 2030−1.
- Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127.
- Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 13.12.94 № 60-ФЗ.
- Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 2251. ФЗ.
- Закон РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» от 16 июля 1992 года№ 3317−1.
- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-Ф3.
- Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 № 127-ФЗ.
- Закон РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.06.99 № 9 7-ФЗ.
- Закон США 1981 г. «Об инновационных исследованиях малого бизнеса».
- Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Власть, наука, общество: система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. М.: ИНИОН, 1994. -261 с.
- Академгородок близ Новосибирска элемент новой системы расселения. Новосибирск. Наука. 1986. -103 с.
- Антюшина Н.М., Тихонова М. Г., Циренщиков B.C. Опыт реформирования сферы НИОКР в восточных землях ФРГ: выводы для России. Доклады института Европы. № 1. М., 1994. 105 с.
- Анчишкин А.И. Наука-Техника-Экономика. М.: Экономика, 1989. -383с.
- Артемьев И.Е. Американский капитализм и передача технологии. -М: Наука, 1980.-156 с.
- Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: учебное пособие/ Под ред. В. М. Попова. 4-е изд., перераб. и дополнен. -М.: Финансы и статистика, 1997. 265 с.
- Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики, № 2, 2003. -с. 141−144.
- Бородулина Н.А. Государственная инновационная политика в ФРГ. Сб. трудов «Инновационная политика развивающихся капиталистических стран». Выпуск № 3. М.: ВНИИСИ, 1990. с. 45−57.
- Васильев С.И. Организационные структуры инновационнойдеятельности // Конверсия в машиностроении. 2003, № 4, с. 18−21.
- Васильев С.И. Возможности активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере // Химическая промышленность сегодня, № 6, 2003.-с. 15−18.
- Величенков А. К развитию сюжета «российская реформа и МВФ» // Российский экономический журнал № 9,1996. с. 33−16.
- Величенков А. Куда мы идем с МВФ? // Российский экономический журнал № 8,1996.-е. 3−14.
- Величенков В. Три года «на качелях», что дальше? // Российский экономический журнал № 4, 1995. с. 3−15.
- Волынец-Руссет Э. Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау. М.: Юристъ, 1999. -с. 186.
- Гапоненко A. JL, Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: РАГС, 1999. 135 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: «Банки и биржи». Изд-во «ЮНИТИ», 1995. — 480 с.
- Глазьев С.Ю. Геноцид: Россия и новый мировой порядок. -М.: 1997. -324 с.
- Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал № 1, 1997. — с 3−20.
- Глазьев С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. 207 с.
- Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990.-232 с.
- Глазьев С.Ю., Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М: ВлаДар, 1993. -310с.
- Глухих В. Некоторые аспекты промышленной политики в оборонных отраслях промышленности // Вопросы экономики № 9, 1993. -с. 100−105.
- Горемыкина JI.E. Инновационные процессы и роль государства вих стимулировании. Сб. трудов «Инновационная политика развивающихся капиталистических стран». Выпуск № 3. М.: ВНИИСИ, 1990. с. 14−25.
- Государственное регулирование рыночной экономики // Реферативный бюллетень «Государственная служба за рубежом». Отв. ред. Г. И. Иванов. -М.- Изд-во РАГС, 1999. 162 с.
- Добров Г. М., Коренной А. А., Мусиенко В. Б. и др. Прогнозирование и оценки научно-технических нововведений. Киев: Наукова думка, 1989, — 280 с.
- Доктрина развития российской науки. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года.
- Дынкин А. Новый этап НТР: экономическое содержание и механизм реализации в капиталистическом хозяйстве. -М.: Наука, 1991 -204с.
- Елисеев А.Н. Институциональная организация российской науки в переходный период. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. -125с.
- Елисеев А.Н., Тамбовцев B.JT. Экономические вопросы научной деятельности университетов России: постановка проблемы // Развитие университетов в условиях рыночной экономики. М: 1994. — с. 32−48
- Ефанов JI. Конверсия и вхождение военно-промышленного комплекса в рынок // Вопросы экономики № 9,1993. -с. 105−111.
- Ефанов JI. О стратегии конверсии // Российский экономический журнал. № 11, 1993.-с. 105−112.
- Зайцев В.К. Механизм реализации достижений НТП в экономике Японии.-М: 1992.-35 с.
- Западная Европа: от научно-технической к инновационной политике. М.: ИНИОН, 1990.-22 с.
- Иванов М.М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и нововведениями. М.: Наука, 1990. -261 с.
- Игошин Н.В. Инвестиции. М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999. -96 с.
- Иконников О.А. Эмиграция научных кадров из России. М.: Компас, 1993.-120 с.
- Илларионов К. Теория «денежного дефицита» как отражениеплатежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики № 12,1996.-с. 40−61.
- Инновационная революция // Эксперт № 12, 2002. с. 52−53.
- Инновационный менеджмент. Справ. пособие под ред. Завлина П. Н., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. СПб.: Наука, 1997.
- Инновационный менеджмент: Курс лекций: в двух частях/ Под ред. Архангельского В. Н. М.: Изд-во РАГС. 1997. — 340 с.
- Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизмы). Под ред. Рудаковой И. Е. М.: МГУ, 1991.-144с.
- Научно-техническая сфера: проблемы управления. Управление наукой в странах ЕС. Том 1. -М.: Международная академическая издательская компания «Наука», 1999. 304с.
- Научно-техническая сфера: проблемы управления. Управление наукой в странах ЕС. Том 2. -М.: Международная академическая издательская компания «Наука», 1999. 392с.
- Научно-техническая сфера: проблемы управления. Управление наукой в странах ЕС. Том 3. -М.: Международная академическая издательская компания «Наука», 1999. 375с.
- Камбуров С.В., Нистратов В. В. Инновационные процессы в промышленности США и Японии: сравнение стратегических установок. Сб. трудов «Инновационная политика развивающихся капиталистических стран». Выпуск № 3. М.: ВНИИСИ, 1990. с. 25−34.
- Койке Кадзуо. Критический анализ взглядов на проблемы японской экономики. М.: Япония сегодня. 1993. 250 с.
- Комков Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2003, № 3. с.24−43.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб: Питер Ком, 1999.-896с.
- Крылов В. О денежном дефиците в российской экономике. Российский экономический журнал № 2,1997. с. 26−31.
- Кузык Б. Высокотехнологический комплекс в экономике России. Прошлое, настоящее, будущее. М: Институт экономических стратегий, 2002. 250 с.
- Кулик С., Хоменко Н., Хруцкий В. Конверсия и маркетинг российских вооружений на внешнем рынке // Российский экономический журнал № 8, 1993.-е. 52−61.
- Куликов В. Еще раз о смене приватизационной модели // Российский экономический журнал № 5−6, 1996. с. 22−29.
- Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. № 1,1998. с. 10−20.
- Куликов Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. Ответ, ред. И. О. Фаризов. М.: ОАО «НПО», Изд-во «Экономика», 2000. — 247 с.
- Кутейников А.А. Технологические нововведения в экономике США. М.: Наука, 1990. -230 с.
- Кушлин В. Проблемы реальной экономики на фоне финансовых кризисов // Экономист № 3,1999. с. 3−11.
- Кушлин В.И., Леоньтев Н. Я., Титов Б. М., Оздоровление промышленности (региональный аспект). Издательство Нижегородского института экономического развития. Нижний Новгород, 1988. 192 с.
- Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности // Экономист, № 5, 1992. с. 23−29.
- Маевский В., Кузык Б. Условия развития высокотехнологического комплекса // Вопросы экономики, № 2, 2003. с. 11−18.
- Макконел, Брю. Экономикс. М. Экономика, т.2. 1996. -560с.
- Масанори М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М.: Экономика, 1986. 263 с.
- Материалы к VII съезду Российского союза промышленников и предпринимателей. Промышленная политика: выбор пути развития на ближайшие два года. Выпуск № 16. М.: Информпечать, 1996. 66 с.
- Методическое положение по подведению результатов конкурса инновационных проектов «Наука технология — производство — рынок»: Отчет о НИР (итоговый). /Минпромнауки России- рук. Фиров Н. В. 2001. 80с.
- Методология программно-целевого управления. Сборник нормативно-методической и правовой документации. М.:
- ЦНИИатоминформ, 1999. 122 с.
- Мониторинг общественного мнения, № 3 (35), 1998. -с. 36−44.
- Мониторинг общественного мнения, № 4 (36), 1998. с. 32−45.
- Наука в России: Статистический сборник. Госкомстат России. М.: 1998.-96 с.
- Наука России в цифрах. М: ЦИСИ, 2001. 65 с.
- Научно-технический прогресс в Японии. М.: Наука, 1990. 183 с.
- Новая технология и организационные структуры: Пер. с англ./ Под. ред. И. Пиннингса, А.Бьюитандама. М.: Экономика, 1990. — 254 с.
- Оценка бизнеса. Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: «Финансы и статистика», 2001.-512 с.
- Повышение инновационной активности экономики России. Под ред. Логинова В. П., Кулагина А. С. М.: Институт экономики РАН, 1994. -212 с.
- Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. -М.: Наука, 1984.-186 с.
- Поцхверия А.Б. Государственная инновационная политика Японии. Сб. трудов «Инновационная политика развивающихся капиталистических стран». Выпуск № 3. М.: ВНИИСИ, 1990. с. 35−45.
- Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. Под ред. Львова Д. С. М.: Экономика, 1999. 793 с.
- Романова И.Л. Технополис в программах регионального развития. Япония: проблемы научно-технического прогресса. М., 1986. -56с.
- Россия в мировой научно-технологической кооперации. М.: ЦИСН., 1996.- 196 с.
- Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. 2001. -358с.
- Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. Госкомстат России. М.: 1998.- 427 с.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Мир, 1993.-316 с.
- Саати Т. Целочисленные методы оптимизации и связанные с нимиэкстремальные проблемы. М.: Мир, 1973.- 302 с.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
- Самсонов К. Конверсия предприятий оборонного комплекса промышленности в условиях перехода к рынку // Вопросы экономики № 9, 1993.-е. 89−100.
- Саркисян С.А., Ахундов В. М., Минаев Э. С. Анализ и прогноз развития больших технических систем. М.: Наука, 1983.- 280 с.
- Саркисян С.А., Ахундов В. М., Минаев Э. С. Большие технические системы. (Анализ, прогноз, развитие). М.: Наука, 1977. -238с.
- Саркисян С.А., Голованов JI.B. Прогнозирование развития больших систем. М.: Статистика, 1975.- 192 с.
- Современный менеджмент ключ к экономическому подъему. Под ред. Пирогова С. В. — М., РАГС, 1998. — 302 с.
- Соколов Д.В., Титов А. Б., Шабанова М. М. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. Спб.: ГУЭФ, 1997. — 324 с.
- Стратегия социально-экономического развития России на период до 2010 года. -М. 200. 65с.
- США: промышленные корпорации и научные исследования. М.: Наука, 1975.-120 с.
- Тамбовцев B.JI. Спонтанная приватизация в научно-исследовательских организациях // Проблемы прогнозирования, № 4, 1995. -с.74−81.
- Тамбовцев В.Л., Елисеев А. Н., Макарова Н. Н. Институциональный анализ науки. М.: Экономический ф-т МГУ, ТЕИС, 1997.-258 с.
- Тапуно Ш. Стратегия технополисы.-М.: Прогресс, 1989. -263 с.
- Тапуно Ш. Стратегия технополисы. -М. Прогресс, 2002. -325с.
- Твисс Б.С. Управление научно-техническими нововведениями. -М.: Экономика, 1989.- 271 с.
- Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. Под ред.
- Яковца Ю.В. Международный фонд Н.Д. Кондратьева. М., 1997. 183 с.
- Терехов В. Актуальные проблемы экономики России и СНГ // Экономист, № 10, 1999. -с. 3−14.
- Тесля П.Н. Технополис в Японии. ЭКО, № 6, 1989. -с. 36−45.
- Технопарки: организация и управление / Пер. с англ. // Под научной ред. Шукшунова В. Е. М.: Издательство МЭИ, 1997.-164 с.
- Технополисы. Мировой опыт и принципы создания. Рекомендации. -Киев, 1993. -230 с.
- Толкачев С. Двойные технологии и технологическая безопасность государства // Российский экономический журнал, 1998, № 7−8, с. 21−26.
- Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 1999.-302 с.
- Фальцман В. Комплексная программа НТП: достижения, уроки и перспективы // Вопросы экономики № 5,1997. с. 128−138.
- Фальцман В., Корепанов Е., Давыдова JI. //Вопросы экономики № 9,1997. -с.69−84.
- Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент. М. ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“ 2000. -214 с.
- Фиров Н.В., Васильев С. И. Финансирование инновационных проектов в научно-технической сфере // Двойные технологии — 2003, № 2. с. 62−65.
- Фиров Н.В., Панков С. Е. Методика выбора частных фирм и предприятий для участия в конкурсе по созданию ВВТ // Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем: Сб. науч. ст. Серпухов: 2000. Кн.2. -с.340−345.
- Фиров Н.В., Панков С. Е., Зубакин В. В. К вопросу выбора организации на выполнение НИОКР по критерию реализуемость. //Двойные технологии, № 3, 2002. с. 42−44.
- Хромов Г. С. Наука, которую мы теряем. М.: Космосинформ, 1995. 104 с.
- Хучек М., Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992.- 148 с.
- Цыгичко А. Высокая цена конкурентоспособности // Экономист, № 1,2003.-с. 25−36.
- Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. Учебник для вузов. М.: ОАО „НПО“. Изд-во „Экономика“, 2000. — 382 с.
- Шумпетер Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры 1911−1936./ пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. -340 с.
- Шупыро В. Приватизационный процесс и задачи управления госсобственностью // Российский экономический журнал, № 11−12,1997. -с. 19−26.
- Экономика и управление в отраслевых научно-технических организациях, /под редакцией П. Н. Завлина, А.К. Казанцева/. М.: Экономика, 1990.- 447 с.
- Экономика сферы платных услуг/ под ред. Е. Н. Жильцова: уч. пособие. Казань, 1996. -236с.
- Экономист, № 12, 2002. с. 56−62.
- Экономические реформы в России: итоги первых лет (1991−1996). М.: Наука, 1997.-271с.
- Юнь О.М., Фридлянов В. Н. Роль инновационных программ в обеспечении подъема экономики регионов России. Сб. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество (1991−1995 годы: опыт и проблемы), 1995.-156 с.
- Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984. -240с.
- Яковец Ю.В., Пирогов С. В. Методологические рекомендации по долгосрочному прогнозированию динамики науки, культуры и образования/ Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Международный фонд Н. Д. Кондратьева. М., 1995. — 43 с.
- Ямпольский С.М., Лисичкин В. А. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1974.- 207 с.
- Яно С. Японская экономика на пороге XXI века. М.: Прогресс, 1972.-364 с.
- Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974. — 294 с. 141. „Green paper on innovation“, Brussel*Luxembourg, 1995.
- D. Mowery, N. Rosenberg/ Technology and the Pursuit of Economic Growth. Cambridge University Press, 1989.
- D.I. Okimoto, G.R. Saxonhouse. Technology and the future of the economy. Political Economy of Japan: the Domestic Transformation. Stanford. Stanford University Press, 1987.144. Economica, 1997.
- Freeman C., Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan, London: Frances Pinter, 1987.
- G. Kozmetsky. The Challenge of Technology Innovation: The New Competitive Area, in 'Technology Companies and Global Markets», D.V.Gibson, eds., Maryland: Rowman & Littlefield Publishers, 1991.
- Hochtechnologien und intemationale Wettbewerbsfaehigkeit der deutschen Wirtschaft. BMWI, Nr.263, JuU, 1984. 30 c.
- Jesper Lindgaard Christensen. Financing Innovation. OECD, 1997.
- Nelson R., ed., National Innovation Systems: A Comparative Analysis, N.Y.: Oxford University Press, 1993.
- OECD, National Innovation Systems, Paris, 1997.151. Zysman, 1983, OECD, 1993.
- Amable В., R. Barre and R. Boyer, Les systemes d’innovation, а Гете de la globalisation, Paris.153. OECD, MSTI, May 2002.