Формирование и регулирование пассажирских тарифов на услуги авиакомпаний
В результате проведенного диссертационного исследования можно сделать вывод, что в теории ценообразования существуют два альтернативных подхода к пониманию сущности цены, которые были рассмотрены автором. Учитывая тот аспект, что тариф является частным случаем цены, то на наш взгляд рассмотренные теории ценообразования могут быть адаптированы к пониманию экономической сущности тарифа. Первый… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические аспекты формирования пассажирских тарифов на услуги авиакомпаний
- 1. 1. Концептуальные подходы формирования тарифов на услуги пассажирских авиаперевозок
- 1. 2. Стратегии тарифообразования, их применение авиакомпаниями
- 1. 3. Качество услуг пассажирских авиаперевозок и его влияние на формирование тарифов
- 2. Региональный рынок пассажирских авиаперевозок: конъюнктура, факторы тарифообразования, субъекты регулирования
- 2. 1. Конъюнктура регионального рынка пассажирских авиаперевозок
- 2. 2. Факторы тарифообразования на услуги пассажирских авиаперевозок
- 2. 3. Субъекты регулирования пассажирских тарифов на услуги авиакомпаний
- 3. Формирование и регулирование пассажирских тарифов на услуги авиакомпаний
- 3. 1. Методические подходы формирования тарифов на услуги пассажирских авиаперевозок
- 3. 2. Партнерские отношения в обеспечении соотношения рыночного и государственного регулирования тарифов
Формирование и регулирование пассажирских тарифов на услуги авиакомпаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В соответствии с международным классификатором товаров и услуг пассажирские перевозки, осуществляемые всеми видами транспорта, относятся к услугам. Территориальные особенности Российской Федерации определяют значимость услуг пассажирских авиаперевозок для удовлетворения потребностей населения в перемещении, особенно на дальние расстояния. Величина спроса на них в значительной степени определяется уровнем тарифа, который, с одной стороны должен покрывать издержки авиакомпании, обеспечивать запланированный уровень рентабельности и эффективность деятельности организации, несмотря на тенденцию роста затрат, с другой — обеспечивать доступность данного вида услуг для потребителей.
Каждой авиакомпании при установлении пассажирских тарифов целесообразно учитывать параметры конъюнктуры рынка транспортных услуг, а также стратегические, тактические и оперативные цели организации. В настоящее же время, большинство авиакомпаний при тарифообразовании ориентируются исключительно на издержки и рентабельность услуг, недооценивая рыночные методы установления тарифа, а также его взаимосвязь с качеством и сервисом предоставляемых услуг, игнорируя потребительские предпочтения.
В условиях роста конкуренции в целях обеспечения экономического роста и повышения устойчивости на рынке авиакомпании при формировании пассажирского тарифа должны придерживаться маркетинговой концепции.
Краткий обзор литературы. Вопросам взаимосвязи цены и качества услуг посвящены труды таких исследователей, как С. А. Бартенева, Е. Бем-Баверка, В. М. Гальперина, В. В. Герасименко, В. Е. Есипова, И. А. Желтяковой, К. Кита, Ф. Котлера. И. В. Липсица, А. Маршалла, Г. А Маховиковой, К. Менгера, И. К. Салимжанова, Т. А. Слепневой, В. М. Тарасевич, Э. А. Уткина, Ф. Янга, Е. В. Яркина. Проблемам тарифообразования на услуги транспорта большое внимание уделяют в своих работах А. П. Абрамов, В. Е. Брусиловский, H.H. Громов, Е. В. Костромина, М. Б. Мирошников, В. А. Персианов, В. М. Курило, и др. Однако относительно услуг пассажирских авиаперевозок отсутствует комплексность в рассмотрении вопросов формирования тарифов на услуги пассажирских авиаперевозок, а таюке практические рекомендации в области тарифных планов применительно к авиакомпаниям с учетом региональных особенностей.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются авиакомпании, функционирующие на рынке транспортных услуг.
Предмет исследования. Экономические отношения формирования и регулирования пассажирских тарифов с учетом качества услуг авиакомпаний.
Целью диссертационного исследования является развитие и обоснование теоретических положений и разработка методических рекомендаций в области регулирования пассажирских тарифов на услуги авиакомпаний.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— рассмотреть существующие концепции формирования тарифов на услуги авиакомпаний;
— уточнить принципы маркетинговой концепции формирования и регулирования тарифов на услуги;
— исследовать и обобщить практику тарифообразования, в сфере услуг предоставляемых авиакомпаниями;
— уточнить показатели качества услуги авиакомпаний и выявить их влияние на величину тарифа;
— определить и систематизировать факторы тарифообразования на услуги авиапассажирам;
— исследовать конъюнктуру дальневосточного рынка авиапассажирских перевозок;
— разработать алгоритм формирования тарифов с учетом модели конкурентного рынка авиатранспортных услуг и маркетинговой концепции управления организацией.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили концепции экономической теории, фундаментальные исследования в области экономики предприятия, менеджмента, маркетинга, теории потребительского поведения, ценообразования.
В процессе диссертационного исследования использовались такие методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, экспертных оценок, а также количественные методы маркетинговых исследований и другие.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы воздушного транспорта, данные текущей деятельности и отчетности региональных авиакомпаний, публикации результатов исследований отечественных и зарубежных ученых в области услуг, оказываемых предприятиями воздушного транспорта, а также результаты выборочного опроса пассажиров авиатранспортных услуг.
Основными результатами исследования являются:
— научно обобщены теории ценои тарифообразования, используемые при формировании тарифов на услуги авиакомпаний;
— уточнены и дополнены принципы маркетингового подхода при формировании пассажирского тарифа на услуги авиакомпаний;
— сгруппированы стратегии тарифообразования в зависимости от целей деятельности авиакомпании;
— дополнена классификация показателей качества услуг пассажирских авиаперевозок;
— предложена организация сервисного обслуживания обеспечивающая возможность альтернативного выбора дополнительных услуг авиапассажирами;
— определена система отношений авиакомпаний с участниками государственно-частного и кросс-секторального партнерств;
— предложены два вида партнерств для авиакомпании, которые позволяют получать доход в условиях неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры;
— обоснована необходимость использования хеджирования как инструмента, сдерживающего увеличение пассажирского тарифа на услуги авиакомпаний в условиях роста цен на топливо.
Достоверность полученных результатов диссертационной работы основывается на использовании теоретических основ, на обширном статистическом материале, на итогах производственно — хозяйственной деятельности предприятий воздушного транспорта, апробации результатов исследования автора и их применение в практической деятельности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— уточнены и дополнены принципы маркетингового подхода при формировании тарифа на услуги пассажирских авиаперевозок;
— разработан алгоритм формирования тарифов на услуги авиакомпаний с учетом модели конкурентного рынка;
— предложены инструменты взаимодействия участников рынка авиатранспортных услуг в рамках государственно-частного и кросс-секторального партнерств.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании необходимости использования различных подходов при формировании тарифов на услуги пассажирских авиаперевозок и разработке рекомендаций эффективного регулирования тарифов региональных авиакомпаний. Предложенный алгоритм формирования тарифа с учетом качества транспортного сервиса может быть использован при определении тарифа на пассажирские перевозки другими видами транспорта.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования ее положений, выводов и рекомендаций при формировании пассажирских тарифов на услуги авиакомпаний и предприятий других видов транспорта.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на конференциях, а также используются при чтении курсов лекций по дисциплинам «Транспортные тарифы», «Единая транспортная система».
Публикации. По результатам выполненных в диссертации исследований опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,51 печатных листа.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка (135 наименований) и приложений, содержит 17 таблиц, 42 рисунка. Основной текст диссертации содержит 160 страниц.
В результате проведенного диссертационного исследования можно сделать вывод, что в теории ценообразования существуют два альтернативных подхода к пониманию сущности цены, которые были рассмотрены автором. Учитывая тот аспект, что тариф является частным случаем цены, то на наш взгляд рассмотренные теории ценообразования могут быть адаптированы к пониманию экономической сущности тарифа. Первый подход, основан на затратной теории в соответствии с которой при определении тарифа на транспортную услугу предприятия ориентируются на издержки связанные с ее производством. Другой подход, рассмотренный автором, опирается на маржинальную концепцию и определяет тариф на услугу с точки зрения ценности и значимости услуги для потребителя. Основываясь на данных теориях, на наш взгляд неверно утверждать, что один из подходов исчерпывающе определяет понятие тарифа. Каждая из концепций имеет свои достоинства и может быть использована в деятельности хозяйствующих субъектов на рынке транспортных услуг в зависимости от его конъюнктуры. При формировании тарифа в условиях конкурентного рынка, на наш взгляд, необходимо придерживаться маркетинговой концепции, реализация которой предполагает использование базовых принципов тарифообразования. Автором исследования, в рамках данной концепции были предложены следующие принципы маркетинговой концепции тарифообразования: принцип учета коммерческого риска и неопределенности, принцип дифференциации маркетинговых программ, принцип вовлеченности структурных подразделений предприятия, принцип приоритета «маркетинга отношений», принцип ориентации на лидера. Реализация принципов маркетинговой концепции формирования тарифа позволит повысить не только эффективность деятельности авиакомпании за счет расширения клиентской базы, но и удовлетворить потребности различных категорий населения в пространственном перемещении. Основываясь на существующих и предложенных принципах маркетинговой концепции тарифообразования, нами были разработаны этапы формирования тарифа на услуги пассажирских авиаперевозок. Таким образом, применение маркетингового тарифообразования позволяет разработать эффективную тарифную политику, под которой понимается обеспечение оптимальной величины тарифа с точки зрения соотнесения выгод производителя и потребителя, а также разработка системы надбавок и скидок для разных случаев и разных групп потребителей с учетом конкретной рыночной ситуации. Данная концепция существенно сказывается на лояльности потребителя и является конкурентным преимуществом транспортного предприятия. В работе были исследованы существующие модели рынков, основываясь на которых диссертантом были определены основные подходы к определению тарифов для различных моделей рынков. На основе выполненного в диссертационном исследовании анализа и систематизации основных принципов тарифообразования автором были определены стратегии тарифообразования, обеспечивающие достижение различных целей функционирования авиакомпаний. Что же касается региональных авиакомпаний, то они как правило, ориентируются на лидеров в отрасли, и соответственно им приходится использовать пассивную стратегию тарифообразования. На выбор метода установления тарифа оказывают влияние такие факторы, как: степень новизны маршрута на рынке, дифференциация услуг по показателям качества, бюджетные ограничения, к которым мы относим издержки и прибыль авиакомпании, покупательная способность населения, спрос на услуги авиатранспорта, тарифы авиакомпаний конкурентов и т. д.Полагаем, что возможные методы тарифообразования условно можно разделить на три группы: «затратные», «рыночные» и «параметрические». Среди региональных авиакомпаний наиболее распространенным является метод «издержки плюс», основное достоинство которого — простота расчета. При этом есть и существенный недостаток, данный метод не позволяет учитывать особенности рынка. Изменяющаяся конъюнктура рынка определила необходимость совершенствования методических основ тарифообразования на авиатранспортные услуги, которые бы позволили авиакомпании своевременно реагировать на изменения на макрои микроуровне, и устанавливать рациональный уровень тарифа. В условиях конкуренции при формировании тарифа следует учитывать критерий «тариф-качество». В этой связи нами были предложены показатели, характеризующие качество услуг пассажирских авиаперевозок и их классификация. Так же разработана модель качества услуг с ориентацией на маркетинговую концепцию. В рамках данного исследования был проведен опрос пассажиров авиакомпаний. Потребители оценили качество полученной услуги как несоответствующее величине тарифа. Увеличение количества неудовлетворенных пассажиров прежде всего связано с тем, что в данный период времени был отмечен значительный рост пассажирского авиатарифа, вызванный в первую очередь повышением эксплуатационных затрат, при неизменном уровне предоставляемого качества. Одной из составляющих качества услуг пассажирских авиаперевозок является транспортный сервис. В работе приведена оценка сервиса каждого класса обслуживания на основе балльных оценок независимых экспертов. При расчете весомости параметров сервиса в диссертационном исследовании рассмотрено три методики. При этом целесообразной в примененеии методика, основанная на расчете суммы удельных весов баллов, присвоенных i-му параметру j-ым экспертом в общей сумме баллов, присвоенных j-ым экспертом всем параметрам. Цель ранжирования заключается в формировании тарифа на услуги пассажирских авиаперевозок с учетом критерия «тариф-качество», для чего в исследовании предлагается использовать поправочный коэффициент сервиса. В исследовании предлагается определять поправочный коэффициент сервиса на основе полученных оценок экспертов. Использование поправочного коэффициента, позволит не изменяя базовую величину тарифа на услуги, варьировать набором дополнительных сервисных услуг, предоставляя широкий спектр выбора для потребителя. Во второй главе был проведен анализ конъюнктуры рынка услуг пассажирских авиаперевозок, определены функции спроса и функции предложения, а так же определены факторы, усиливающие и ослабляющие спрос на услуги воздушного транспорта. В рамках данной работы было проведено исследование потребителей, пользующихся услугами авиакомпаний, работающих на дальневосточном рынке авиаперевозок, среди них были выявлены наиболее подвижные группы. Характеризуя предложение на региональном рынке воздушных пассажирских перевозок, можно отметить, что авиакомпании функционируют в весьма неблагоприятных условиях, поскольку очень зависимы от постоянного роста цен на топливо. Такая ситуация затрудняет возможности проводить гибкую тарифную политику, учитывающую не только фактор сезонности, но и структуру спроса на рынке авиатранспортных услуг. Так же автором был проведен анализ направлений, в результате которого можно сделать вывод, что численность компаний на маршрутах воздушной сети меняется с изменением направления. В связи с этим можно сказать, что направления соответствуют разным моделям рынка. Данный аспект необходимо учитывать при формировании пассалшрских тарифов на услуги авиатранспорта. В целом проведенный анализ конъюнктуры рынка воздушных пассажирских перевозок, показал, что в настоящий момент авиакомпания функционирует в условиях олигополистической конкуренции и имеет ряд проблем, которые связаны с неконкурентоспособностью тарифа (в связи с высокими издержками) и отсутствием методического подхода при формировании авиатарифов. В условиях рыночной экономики на формирование тарифа оказывают влияние экзогенные и эндогенные факторы, имеющие различную степень неопределенности и воздействия на значение тарифа. По мнению автора, экзогенные факторы целесообразно представить в виде факторов рабочей среды, факторов косвенного воздействия и фоновых факторов. Проведенная систематизация эндогенных факторов позволила автору расширить используемые ранее группировки с точки зрения поэлементного и ресурсного подходов и внести изменения с учетом особенностей тарифообразования на предприятиях воздушного транспорта. Необходимо отметить, что в сложившихся экономических условиях регулирующее воздействие на рынок услуг пассажирских авиаперевозок оказывает не только государство, но и авиакомпании. Регулирование тарифов и их соотношений осуществляется на двух уровнях — на макроуровне ;
регулирование тарифов осуществляется государством, на микроэкономическом уровне (субъект — авиакомпания) — осуществляется на основе спроса и предложения. Учитывая тот факт, что авиакомпании оказывают услуги не только на территории Российской Федерации, но и в международном направлении, соответственно добавляется третий субъект регулирования тарифообразования на макроэкономическом уровне ;
международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), хотелось бы отметить, что на внутреннем рынке регламенты международной ассоциации воздушного транспорта не учитываются. Учитывая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на воздушном рынке пассажирских перевозок, необходимо более интенсивное вмешательство государства в процесс регулирования тарифов. Установление тарифа на услуги авиапассажирских перевозок представляет собой сложный многоэтапный процесс. В связи с этим автором был предложен алгоритм формирования тарифов с учетом модели конкурентного авиатранспортного рынка, который может быть использован при определении пассажирского тарифа другими видами транспорта. Каждый субъект рынка авиатранспортных услуг, обладая хозяйственной самостоятельностью, имеет собственные экономические интересы. Достижение их сбалансированности, на наш взгляд, возможно в рамках государственно-частного и кросс-секторального партнерств. В рамках исследования нами были определены инструменты взаимодействия при реализации данных партнерств. Проведенный во второй главе анализ регионального рынка воздушных пассажирских перевозок выявил ряд проблем, не зависящих от деятельности авиакомпаний, но непосредственно на нее влияющих. В ходе диссертационного исследования автором было выявлено, что данная проблема связана не только с ростом мировых цен на нефть, но и с большим количеством посредников участвующих в цепи поставок авиатоплива. Решение данной проблемы, на наш взгляд, возможно путем участия авиакомпании в заключении и развитии таких взаимовыгодных партнерств как государственно-частное и кросс-секторальное.В связи с тем, что основная цель развития партнерских отношений на рынке воздушных пассажирских перевозок направлена на снижение величины тарифа на внутренних воздушных линиях, на наш взгляд необходимо выявить те сферы, где применение данных партнерств является наиболее актуальным. В результате проведенного анализа структуры авиатарифа можно сделать вывод, что к одному из основных затратообразующих факторов относится стоимость авиаГСМ. Другие статьи затрат не являются столь же значительными в структуре себестоимости авиатранспортной услуги и к тому же итак регулируются государством. Поэтому сторонние методы воздействия .на них не приведут к желаемому результату (снижение величины авиатарифа). В данной работе автором исследования предлагается для регулирования величины авиатарифа, путем воздействия на большую по объему и самую нерегулируемую его часть ;
авиатопливо, использовать два альтернативных варианта развития партнерских отношений в области топливообеспечения: государственно частное и кросс-секторальное партнерства. В рамках исследования нами были разработаны механизмы взаимодействия элементов рынка воздушных пассажирских перевозок в области топливообеспечения в рамках государственно-частного и кросс-секторального партнерств. Также автором была определена система отношений авиакомпаний с другими участниками государственно — частного партнерства, в которое должны быть вовлечены предприятия топливозаправочного комплекса с последующим закреплением за последними функций хранения авиатоплива и заправки воздушных судов. Автором диссертационного исследования обоснована необходимость использования авиакомпаниями инструментов страхования цен на авиатопливо, при приобретении топлива в рамках государственно-частного и кросс-секторального партнерств. Авиакомпания страхует риски, связанные с повышением стоимости авиатоплива и имеет возможность прогнозировать и снижать вероятный уровень тарифа на услуги пассажирских авиаперевозок.
Список литературы
- Ядгаров, Я.С. История экономических учений Текст.: Учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. — 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 288 с.
- Менгер, К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии Текст. / К. Менгер. -. М.: Издательство БЕК, 1992−312 с.
- Бем-Баверк, Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Австрийская школа в политической экономии Текст. / Е. Бем-Баверк -М.: ИНФРА-М, 1992. с. 345
- Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность) Текст. / С. А. Бартенев. М.: Издательство БЕК, 1997. -352 с.
- Экономика предприятия Текст.: Учебник / Под ред. проф. H.A. Сафронова. М.: Юристь, 2001. — 608 с. •
- Котлер, Ф. Основы маркетинга Текст.: пер. с англ. / Ф. Котлер [и др.] 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.- Издательский дом «Вильяме», 2002. — 944 с.: ил. — Парал. тит. англ.
- Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия Текст. / В. М. Тарасевич. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 288 е.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
- Уткин, Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика Текст. / Э. А. Уткин. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1997.-224 с.
- Герасименко, В.В. Ценообразование Текст.: учеб. пособие / В. В. Герасименко М.: ИНФРА-М, 2006. — X, 422 с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
- Щегорцов, В.А. Маркетинг Текст.: учебник для вузов / В. А. Щегорцова, В.А. Таран- под ред. В. А. Щегорцова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-447 с.
- Желтякова, И.А. Цены и ценообразование Текст. / Г. А. Маховикова, Н. Ю. Пузыня СПб: Питер, 2001. — 112 с. — (Серия «Краткий курс»).
- Липсиц, И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации) Текст.: учебник / И. В. Липсиц. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономисте, 2005. — 448 с.
- Гальперин, В.М. Микроэкономика Текст.: В 2-х т. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В.И. Моргунов- под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1994. — Т. 1. — 349 с.
- Гальперин, В.М. Микроэкономика Текст.: В 2-х т. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В.И. Моргунов- под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1997. — Т. 2. — 503 с.
- Макконнелл, K.P. Экономикс: Принципы, проблемы и политика Текст.: В 2-х т.: пер. с англ. / K.P. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: Республика, 1993.-400 с.
- Единая транспортная система Текст.: учеб. для вузов / В. Г. Галабурда, [и др.]- под ред. В. Г. Галабурды. 2-е изд. с измен, и дополн. — М.: Транспорт, 2001. — 303 с.
- Агапова, И.И. История экономических учений Текст.: Курс лекций / И. И. Агапова. М.: Юристъ, 2001. — 285 с.
- История экономических учений Текст.: учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2000. — 784 с. — (Серия «Высшее образование»)
- Трихунков, М.Ф. Транспортное производство в условиях рынка: Качество и эффективность Текст. / М. Ф. Трихунков. М.: Транспорт, 1993.-255 с.
- Фатхутдинов, P.A. Стратегический менеджмент Текст.: учебник / P.A. Фатхутдинов. 7-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2005. — 448 с.
- Маршалл, А. Принципы экономической науки Текст.: пер. с англ. / А. Маршалл. М., Издательская группа «Прогресс», 1993. — 416 с. (Экономическая мысль «Запада» Для научных библиотек).
- Есипов, В.Е., Ценообразование на мировом рынке Текст.: учебное пособие / В. Е. Есипов, Г. А. Маховикова. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. — 144 с.
- Тарасевич, В.М. Экономико математические методы и модели в ценообразовании Текст.: учебник для вузов / В. М. Тарасевич .- Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.- 180 с.
- Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения) Текст. / В. Е. Брусиловский [и др.]- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001. -240 с.
- Курило, В.М. Концепция перехода гражданской авиации к рыночным отношениям Текст. / В. М. Курило. М.: Воздушный транспорт. — 1991, 222 с.
- Кривенс, Д. Стратегический менеджмент Текст. / Д. Кривенс. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 752 с.
- Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия Текст.: учебник для вузов / Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 1999. — 804 с.
- Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок Текст. / Ж.-Ж. Ламбен. СПб.: Питер, 2004. — 800 с.
- Слепнева, Т.А. Цены и ценообразование Текст.: учебное пособие / Т. А. Слепнева, Е. В. Яркин. М.: ИНФРА-М, 2001. — 240 с. — (Серия «Высшее образование»).
- Веснин, В.Р. Стратегическое управление Текст.: учеб / В. Р. Веснин. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 328 с.
- Абрамов, А.П. Маркетинг на транспорте Текст.: учебник для вузов / А. П. Абрамов, В. Г. Галабурда, Е. А. Иванов — под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. В. Г. Галабурды. М.: Желдориздат, 2001. — 329 с.
- Менеджмент на транспорте Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / H.H. Громов [и др.]- под общ. ред. H.H. Громова, В. А. Персианова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 528 с.
- Эконометрика Текст.: учебник / И. И. Елисеева, C.B. Курышева, Т. В. Костеева [и др.]- под ред. И. И. Елисеевой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 576 е.: ил.
- Эконометрика Текст.: учебник / Н. П. Тихомиров, Е. Ю. Дорохина. -2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 512 с. (Серия «Учебник Плехановской академии»)
- Кремер, Н.М. Эконометрика Текст.: учебник для вузов / Н. М. Кремер, Б. А. Путко — под ред. проф. Н. М. Кремера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -311 с.
- Салманов, О.Н. Эконометрика Текст.: учеб. пособие / О. Н. Салманов. -М.: Экономиста, 2006. 320 е.: ил.
- Словарь иностранных слов Текст. М.: Рус. яз., С 48. 1988. — 608 с.
- Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 е., ил.
- Микроэкономика Текст.: учебник / Н. П. Макаркин [и др.]- под общ. ред. Н. П. Макаркина. М.: Академический Проект, 2006. — 413 с. -(«Gaudeamus»)
- Чеботаев, A.A. Геотранспортные ресурсы России Текст.: учеб. пособие / A.A. Чеботаев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. -454 с.
- Салимжанов, И. К. Цены и ценообразование Текст.: учебник для вузов / под ред. И. К. Салимжанова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. -304 с.
- Цацулин, А.Н. Ценообразование в системе маркетинга Текст. / А. Н. Цацулин. М.: Филинь, 1997. — 296 с.
- Нуреев, P.M. Курс микроэкономики Текст.: учебник для вузов / P.M. Нуреев. 2-е изд., изм. -М.: Издательство НОРМА, 2003. — 572 с.
- Курс экономической теории Текст.: учеб. пособие / М. Н. Чепурин [и др.]- под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. К.: Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Вятка», 1994. — 624 с.
- Губенко, A.B. Проблемы развития пассажирского транспорта региона Текст. / A.B. Губенко. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2000. -283 с.
- Мировая экономика Текст.: учебник / под ред. проф. A.C. Булатова. -М.: Экономисте, 2005. 734 с. — (серия: Homo faber).
- Андреев, A.B. Основы региональной экономики Текст.: учебное пособие / A.B. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская. М.: КНОРУС, 2007.-336 с.
- Управление качеством Текст.: учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова [и др.] - Под ред. С. Д. Иленковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-334 с.
- Салимжанов, И. Ценовая политика организации Текст. / И. К. Салимжанов // Финансы. Б.М., 2006. — № 8 — С. 22 -24
- Цены и ценообразование Текст. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 560 е.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
- Кривенс, Д. Стратегический маркетинг Текст. / Д. Кривенс. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 752 с.
- Багиев, Г. Л. Маркетинг Текст.: учебник для вузов / Г. Л Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. 703 с.
- Мировая экономика и международный бизнес Текст.: учебник / кол. авт.- под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В. В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р. К. Щенина. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: КНОРУС, 2007.- 688 с.
- Экономика автомобильного транспорта Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Будрин [и др.] - Под ред. Г. А. Кононовой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
- Кусков, A.C., Менеджмент транспортных услуг: туризм Текст.: ученое пособие / A.C. Кусков, О. В. Понукалина. М.: Издательство «Р Консульт», 2004. — 448 с.
- Экономика и организация внешнеторговых перевозок Текст.: учебник / Под ред. проф. К. В. Холопова. М.: Юристъ, 2000. — 684 с.
- Троицкая, H.A. Единая транспортная система Текст.: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / H.A. Троицкая, А. Б. Чубуков. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.
- Шепелев, А.Ф. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности Текст.: учебное пособие / А. Ф. Шепелев, И. А. Печенежская — Серия «Экономика и управление» Ростов нД.: ИЦ «Март», 2001. — 424 с.
- Костромина, Е.В. Авиатранспортный маркетинг Текст. / Е. В. Костромина — НОУ «Высш.Коммер.Шк. «Авиабизнес». М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2003. — 384 с.
- Григорьев, И. Полномочия получены Текст. / И. Григорьев // Воздушный транспорт. 2008. — № 28 — С. 1−3
- Галабурда, В.Г. Методы оценки качества транспортного обслуживания Текст. / В. Г. Галабурда // Бюллетень транспортной информации. 2003. -№ 6 (96). — С. 8−14
- Тарасова, O.A. Маркетинговое ценообразование, как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности современной транспортной (железнодорожной) компании Текст. / O.A. Тарасова // Бюллетень транспортной информации. 2008. — № 1 (151). — С. 20−22
- Герасименко, В.В. Управление ценовой политикой компании Текст.: учебник / В. В. Герасименко. М.: Эксмо, 2007. — 688 с. — (Полный курс MB А)
- Осипова, О.Я. Транспортное обслуживание туристов Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Я. Осипова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент Текст.: Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.
- Романович, Ж.А. Сервисная деятельность Текст.: учебник / Ж. А. Романович, C.JI. Калачев. М.: Издательско'-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — 284 с.
- Николашин, В.М. Сервис на транспорте Текст.: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Николашин [и др.] - Под ред. В. М. Николашин. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.
- Кит, П. Управленческая экономика Текст.: инструментарий руководителя: пер. с англ. / П. Кит, Ф. Янг. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 624 е.: ил. — (Серия «Классика MB А»)
- Петрович, М. В. Государственное регулирование потребительского рынка Текст. / М. В. Петрович. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. — 401 с.
- Еловой, И. А. Эффективность логистических транспортно-технологических систем (теория и методы расчетов) Текст.: в 2 ч. Ч. 1. / И. А. Еловой. Гомель: БелГУТ, 2000. — 290 с.
- Еловой, И. А. Тарифы логистических транспортно-технологических систем (теория и методы расчетов) Текст. / И. А. Еловой. Гомель: БелГУТ, 2001.-336 с.
- Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, JI. III. Лозовский, Е. В. Стародубова. изд. 2-е, испр. — М.: Инфра-М, 1998. — 478 с.
- Буянов, В.П. Управление рисками (рискология) Текст. / В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, Л. А. Михайлов. -М.: Экзамен, 2002. 384 с.
- Еловой, И.А. Экономический механизм тарифного регулирования транспортно-технологических систем / И. А. Еловой // Вестник ВНИИЖТ Электронный ресурс. / Электрон, журнал. М., 2004. — Режим доступа: www. css-rzd.ru/vestnik-vniizht/index.html
- Колесов, Т. Дело пахнет керосином Текст. / Т. Колесов // Воздушный транспорт. 2008. — № 3. — С. 3
- Леонтьев, Р.Г. Стратегии поведения автостроительных корпораций на российских региональных рынках : научное издание Текст. / Р. Г. Леонтьев, А. Л. Орлов. Хабаровск: ДВГУПС, 2004. — 311 с.
- Саболин, В.А. Состояние авиастроения эхо ситуации в экономике Текст. / В. А. Саболин // Вестник транспорта — 2008. — № 3. — С. 5−9
- Громов, H.H. Проблемы в развитии воздушного транспорта Текст. / H.H. Громов // Бюллетень транспортной информации. 2007. — № 7 (145). -С. 2−11
- Гайноченко, Т.М. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий на транспорте Текст. / Т. М. Ганойченко //Бюллетень транспортной информации. 2007. — № 12 (150). -С. 2−12
- Комаристый, E.H. Определение объема рынка авиаперевозок Текст. / Е. Н. Комаристый // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 1 (39). -С. 34−41
- Костромина, Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка Текст. / д-р экон. наук, профессор Е. В. Костромина. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2002. — 304 с.
- Хасанов, Ш. М. Маржинальный подход к ценообразованию и управленческим решениям Текст. / Ш. М. Хасанов, А. Л. Хоменко // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 5 (37). — С. 44−56
- Киреева, Е.А. Тарифы в рыночных условиях важнейший инструмент хозяйственной деятельности (на примере контейнерных перевозок) Текст. / Е. А. Киреева, A.B. Крейнин, Л. Н. Матюшин // Бюллетень транспортной информации. -2008. — № 1 (151). — С. 2−11
- Левиков, Г. А. Совершенствование тарифных правил перевозки контейнеров в международном смешанном сообщении Текст. / Г. А. Левиков // Бюллетень транспортной информации. 2003. — № 12 (102). -С. 14−20
- Морозова, В.Ю. Проблемы воздушного транспорта России Текст. / В. Ю. Морозов // Вестник транспорта. 2007. — № 9. — С. 29−31
- Омельченко, С. Только в полете живут самолеты Текст. / С. Омельченко // Воздушный транспорт. 2007. — № 23. — С.6
- Межох, З.П. Глобализация фактор, определяющий современное развитие транспортной системы Текст. / 3. П. Межох, И. В. Лукашева // Бюллетень транспортной информации. — 2007. — № 10 (148). — С. 14−17
- Бачурин, Е. Росавиация взялась за сценарии Текст. / Е. Бачурин // Воздушный транспорт. 2007. — № 42. — С. 1−3
- Григ, И. Пора менять эшелон-3 Текст. / Григ И. // Воздушный транспорт. 2006. — № 33. — С.4
- Гончаренко, С.С. Транспортные тарифы для развития ресурсных регионов Текст. / С. С. Гончаренко // Бюллетень транспортной информации. 2003. — № 12 (102). — С. 2−13
- Левиков, Г. А. Об организации управления транспортно-логистическим бизнесом Текст. / Г. А. Левиков // Бюллетень транспортной информации. -2003.-№−6(96).-С. 15−25
- Абрамочкина, H.A. Опыт применения альянсовой стратегии при планировании сети маршрутов авиакомпаний Текст. / H.A. Абрамочкина // Бюллетень транспортной информации. 2003. — № 8 (98). — С. 35−40
- Громов, H.H. Перспективы обновления парка в авиакомпаниях России Текст. / H.H. Громов // Бюллетень транспортной информации. 2006. — № 3(129).-С. 2−8
- Бутов, A.M. Оценка соответствия действующего механизма ценообразования на железнодорожном транспорте государственным интересам Текст. / A.M. Бутов // Бюллетень транспортной информации. -2007.-№−7(145).-С. 18−28
- Прокофьева, Т.А. Проблемы развития транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока и формирования интегрированных транспортно-логистических систем Текст. / Т. А. Прокофьева, И. С. Кородюк // Бюллетень транспортной информации. 2003. — № 7 (97). — С. 11−12
- Саакян, Ю.З. Тарифное регулирование в естественно-монопольных секторах: состояние и перспективы Текст. / Ю. З. Саакян // Транспорт Российской Федерации. 2007. — № 12. — С. 24−26
- Гасанов, М.А. Транспортная инфраструктура как приоритет развития экономики региона Текст. / М. А. Гасанов // Транспорт Российской Федерации. 2007. — № 8. — С. 28−30
- Васильев, В. Правовые вопросы осуществления государственно-частного партнерства Текст. / В. Васильев // Транспорт Российской Федерации. 2006. — № 4. — С. 28−29
- Скареднов, Ю.В. Финансово-экономические аспекты обновления авиапарка Текст. / Ю. В. Скареднов // Транспорт Российской Федерации. -2007.-№−11.-С. 32−33
- Куклев, Е.А. Проблемы интегрирования гражданской авиации России в мировую транспортную систему Текст. / Е. А. Куклев, С. А. Сурин // Транспорт Российской Федерации. 2006. — № 6. — С. 58−59
- Юрчик, А. Перспективы развития внутрироссийских пассажирских авиаперевозок Текст. / А. Юрчик // Транспорт Российской Федерации. 2006. — № 5. — С. 70−73
- Аристов, С.А. Пассажирский транспорт сфера государственно -частного партнерства Текст. / С. А. Аристов // Транспорт Российской Федерации. — 2007. — № 8. — С. 2−4
- Кацман, Ф. Отдельные вопросы государственного регулирования в проблеме становления и развития транспорта Текст. / Ф. Кацман // Транспорт Российской Федерации. 2006. — № 3. — С. 2−6
- Левитин, И. Государственно-частное партнерство и транспортная инфраструктура Текст. / И. Левитин // Транспорт Российской Федерации. -2006,-№−7.-С. 2−5
- Зворыкина, Ю. Инвестиционная привлекательность российского транспорта растет Текст. / Ю. Зворыкина // Транспорт Российской Федерации. 2006. — № 3. — С. 26−27
- Комаристый, E.H. Математические подходы к анализу спроса на пассажирские перевозки Текст. / E.H. Комаристый // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. — № 3 (51). — С. 10−16
- Комаристый, E.H. Анализ отдельных видов деятельности предприятия с использованием относительных и абсолютных показателей эффективности Текст. / E.H. Комаристый // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. — № 2 (56). — С. 41−46
- Никольская, О. Перелет бизнес-классом: ни минуты впустую Текст. / О. Никольская // Туризм. 2007. — № 12 (252). — С. 48−53
- Варнавский, В.Г. Государство и бизнес: формы и стратегии взаимодействия Текст. / В. Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 11. — С. 104−116
- Кормнов, Ю.Ф. Государственно-частное партнерство в Российской экономике Текст. /Ю.Ф. Кормнов // Экономика XXI века. -2007. № 9.- С. 53−62
- Пунин, Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики Текст. / Е. И. Пунин — под ред. Э. Е. Обминского. -М.: Международ, отношения, 1993. 112 с.
- Герасименко, В.В. Эффективное ценообразование: Рыночные ориентиры Текст.: Нормат. док. практ. рекомендации / В. В. Герасименко. М.: Междунар. центр финн.-экон. развития, 1997. — 160 с.
- Игорева, И. Приземлили Текст. / И. Игорева // Российская газета. 2008. — № 4775. — С. 3
- Кузьмин, В. Под государственным крылом Текст. / В. Кузьмин // Российская газета. 2008. — № 4775. — С. 4
- Зыков, С. Бензин заставят подешеветь Текст. / С. Зыков // Российская газета. 2008. — № 4775. — С. 6
- Гладунов, О. Рынок цвета нефти Текст. / О. Гладунов // Российская газета. 2008. — № 4763. — С. 2
- Кукол, Е. Нефть за рубли Текст. / Е. Кукол // Российская газета. -2008, — №−4680.-С. 5
- Мироненко, П. РТС заправят керосином: ТОАП нашел партнера для создания керосиновой биржи Текст. / П. Мироненко // Коммерсантъ. -2008.-№ 127 (3944).-С. 7
- Колесниченко, Ю.А. Почем керосин или проблемы демонополизации топливозаправочных услуг в ГА Текст. / Ю. А. Колесниченко // Вестник авиации и космонавтики. 2007. — № 4. — С. 80−83
- Лукашов, А. Монте-Карло для аналитиков. Как грамотно моделировать и измерять риски Текст. / А. Лукашов // Риск-менеджмент. -2007.-№−3,-С. 21−25
- Лукашов, А. Сделка с будущим. Как управлять ценовыми рисками Текст. / А. Лукашов // Риск-менеджмент. 2007. — № 4. — С. 21−25
- Григорьев, И. Удержится ли отрасль на заданном курсе? Текст. / И. Григорьев // Воздушный транспорт. 2008. — № 42-№ 45.
- Григорьев, И. Каков же вердикт? Текст. / И. Григорьев // Воздушный транспорт. 2008. — № 42. — С.8−9
- Руппель, К.К. Современное состояние и взгляд в будущее воздушного транспорта России Текст. / К. К. Руппель // Вестник транспорта. 2008. — № 7. — С. 3−6
- Наумов, И. Развитие комплексное и инновационное Текст. / И. Наумов // Транспорт России. 2008. — № 44(539). — С. 1−5
- Полякова, И. Не бензином единым Текст. / И. Полякова // Транспорт России. 2008. — № 43(539). — С. 1−14
- Полякова, И. От модернизации к развитию Текст. / И. Полякова // Транспорт России. — 2008. — № 45(540). — С. 1−11
- Наумов, И. Нефтяники испугались ультиматума Текст. / И. Наумов // Транспорт России. 2008. — № 34(539). — С. 1−3
- Сергеев, И. Поднять престиж профессии Текст. / И. Сергеев // Транспорт России. 2008. — № 48(544). — С. 1−3
- Кириллин, М. Транспортная дискриминация может быть ликвидирована только общими усилиями Текст. / М. Кириллин // Транспорт России. 2008. — № 48(544). — С. 4−6
- Казачкова, Е. Цепная реакция Текст. / Е. Казачкова // Авиатранспортное обозрение. 2008. — № 85. — С. 58−61
- Салон повышенной комфортности, отделенный перегородкой (жесткой, мягкой) Да
- Шаг кресел 750 мм (Ил-86, Ту-154М) Да3 Отдельный туалет Да
- Отдельный бортпроводник (и) салона Да
- Плед, подушка, теплая салфетка для рук Да
- Индивидуальный набор журналов и газет Да
- Усиленный по ассортименту рацион питания Да
- Алкогольные и прохладительные напитки в ассортименте Да
- Отдельная стойка регистрации в аэропорту Да
- Бизнес зал ожидания в аэропорту Да
- Отдельная доставка автобусом из зала до самолета при посадке Да
- Отдельная доставка автобусом до терминала по прибытии Да
- Рассадка по двое на блок из трех кресел Да14 Отдельный трап Да