Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовое регулирование валютных отношений в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты анализа норм, регламентирующих валютные отношения, свидетельствуют о наличии следующих институтов административного права, востребованных рассматриваемой сферой общественных отношений: уполномоченных банковспециального валютного счетарезервирования (суммы валютной операции) — предварительной регистрации счета, открываемого в банках за пределами территории Российской Федерацииучета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы административно-правового регулирования валютных отношений
    • 1. Валютные отношения: понятие, элементы, система и виды
    • 2. Валютные отношения как объект административно-правового регулирования
    • 3. Основные административно-правовые институты, задействованные для регулирования валютных отношений
  • Глава 2. Механизм административно-правового регулирования валютных отношений
    • 1. Нормативный акт в механизме административно-правового регулирования валютных отношений
    • 2. Валютные правоотношения в системе элементов механизма административно-правового регулирования
    • 3. Акты применения права в механизме административно-правового регулирования валютных отношений

Административно-правовое регулирование валютных отношений в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие в России рыночных отношений способствовало возрастанию интереса к изучению финансового права в целом и отдельных его составляющих в частности. В 90-х годах начало складываться налоговое законодательство, адаптированное к новым экономическим отношениям рыночной направленности. Именно в виду новизны основное внимание юристов, ученых и практиков было приковано к налоговому законодательству. Новое тысячелетие ознаменовалось усилением внимания к валютному законодательству.

Бурное развитие валютных отношений вызвало потребность в должной их регламентации со стороны государства. По своей природе основной объем таких отношений носит публичный характер. Соответственно они регулируются нормами публичных отраслей права. Административное право является одним из них. Поэтому представляется правомерным и вполне актуальным восприятие административно-правового регулирования валютных отношений как заслуживающее внимания объект научных изысканий.

Административно-правовое регулирование валютных отношенийодно из молодых и формирующихся направлений правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовая основа (нормативная база) за столь короткий промежуток времени еще не успела должным образом сформироваться. Изобилует проблемами и правоприменительная практика в этой сфере. В каждом из обозначенных направлений предстоит осуществить реальные преобразования.

Созданы все предпосылки для перехода на более качественный уровень регулирования валютных отношений: сформировался валютный рынок, определены правовые контуры валютных отношений в Российской Федерации, наработана практика реализации валютного законодательства, есть доступ к опыту правового регулирования валютных отношений за рубежом и в сфере международного права. Все это требует научного осмысления и трансформации выходов творческой деятельности в нормативные акты и правореализационную деятельность.

Принятие в декабре 2003 года Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» имело целью подготовить почву для дальнейшей либерализации валютных отношений. Российское правительство заинтересовано в том, чтобы Российская Федерация стала членом ВТО. В этой связи возникает необходимость решения задачи приведения валютного законодательство страны в соответствие с международными стандартами и требованиями современного международного экономического сотрудничества.

По существу речь идет об ускоренном переходе от тотального контроля к либерализации. От режима валютной монополии до полной либерализации законодатели отмерили России путь длиной в 16 лет. В 1991 году с распадом СССР ушла в прошлое командно-административная система управления экономикой в целом и валютным рынком в частности. А с 1 января 2007, как сказано в Законе1, отменяются все валютные ограничения, за исключением обязательной репатриации валютной выручки из-за рубежа.

Многие подумали, что в области валютного регулирования мы достигли того уровня развития, что позволяет нам полностью либерализировать валютное законодательство, как, например, это сделано в США, Японии и других промышленно развитых странах Западной Европы. В этих странах к настоящему времени значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Регулирование движения капитала обеспечивается рыночным механизмом и инструментами денежно-кредитной политики. Это произошло не в одно мгновение: ведущим странам мира потребовалось достичь такого развития экономики, когда их валюта стала свободноконвертируемой, а ее конкурентоспособность определяется лишь рыночными показателями на мировых валютных биржах. Немалая заслуга в этом отводится соответствующей нормативной базе, четко регламентирующей возможность вмешательства государства в экономику и условия такого вмешательства.

Россия начала формировать свою валютную политику фактически с нуля, методом проб и ошибок. Либерализация внешнеэкономических связей, предоставление права хозяйствующим субъектам самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность существенно увеличили потребность в валюте. Эта потребность предопределила быстрое формирование валютного рынка, на котором происходит обмен денег одной страны на деньги другой. Уровень обменного курса выступает важным моментом успеха национальных экспортных отраслей и цен на товары и услуги, импортируемые из других стран.

Состояние дел на валютном рынке (месте, где реализуется большинство валютных отношений) служит индикатором здоровья внутренней экономики. Если на рынке валют наблюдается быстрый приток денежных средств, значит в остальных секторах финансового рынка, а, следовательно, и в экономике в целом, наблюдается кризис. В случае если в стране идет экономический рост, а денежные капиталы направляются в более прибыльные отрасли экономики, объем операций на валютном рынке падает до того уровня, который необходим для обслуживания участников внешнеэкономической деятельности.

Изучение процесса возникновения и становления валютного рынка в России показало, что за сравнительно небольшой период он сумел достичь такого уровня, который сложился в экономически развитых странах спустя десятилетия. Но, если на начальном этапе небольшие огрехи и недостатки можно было простить, то в настоящее время любая ошибка может дорого обойтись стране.

Сейчас вопрос о либерализации валютного регулирования в нашей стране актуален, как никогда. Россия, по мнению одних, встала на путь смелых реформ. Другие считают эту дорогу в пропасть, о последствиях попадания в которую мы можем только догадываться.

В России рыночные отношения не достигли должного уровня развития. Ее денежно-кредитная политика весьма подвержена влиянию извне, а преимущественное развитие ее финансового сектора отрицательно влияет на состояние реального сектора. Россию можно отнести к стране с переходной экономикой. Характерной чертой большинства таких государств является наличие тех или иных ограничений на проведение валютных операций.

Целями принятого Закона признается обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Реализация обозначенных целей предполагает использование соответствующих способов правового регулирования. Одним из таких способов является административно-правовое регулирование.

Обозначенный способ правового регулирования применительно к валютным отношениям не отличается требуемым уровнем своего развития. В этом направлении предстоит принятие правовых решений, основанных на серьезных научных изысканиях.

Вышеизложенное свидетельствует о несомненной актуальности избранной в качестве объекта диссертационного исследования проблемы.

Объектом исследования являются валютные правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного контроля.

Предмет исследования — законодательство Российской Федерации, регулирующее валютные отношения, правоприменительная практика в данной области, в том числе и судебная, механизм административно-правового регулирования валютных отношений в целом.

Цели и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования — изучение механизма административно-правового регулирования валютных отношений и формулирование предложений по его совершенствованию.

Для достижения поставленной диссертантом цели в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру исследования:

• выработать определение понятия «валютное правоотношение»;

• исследовать элементы валютного правоотношения (объект, субъект, содержание);

• определить правовое содержание «валютного рынка», как одной из наиболее значимых сфер возникновения валютных правоотношений;

• определить критерии, позволяющие ограничивать валютные отношения, подлежащие административно-правовому регулированию, от валютных отношений, являющихся объектом регулирования иных отраслей права;

• проанализировать основные административные институты, задействованные для регулирования валютных отношений;

• определить механизм административно-правового регулирования валютных отношений;

• дать систему источников права, регламентирующих валютные отношения;

• на основе изучения практики реализации валютного законодательства, в том числе и судебной, выработать предложения по совершенствованию валютного законодательства и практики его применения.

Степень разработанности темы. Правовое регулирование валютных отношений в современной России является проблемой, возникшей сравнительно недавно, в силу чего степень ее разработанности не устраивает ни законодателя, ни участников такого рода правоотношений, ни представителей науки. Особенно не востребованным в качестве объекта исследования остается проблема административно-правового регулирования обозначенного вида правоотношений. Предлагаемая диссертация направлена на восполнение отмеченного пробела.

Теоретической базой настоящей работы послужили теоретические разработки, представленные в научных трудах российских и зарубежных ученых-правоведов. Среди отечественных специалистов стоит выделить: С. С. Алексеева, А. Б. Альтшулера, Е. П. Андреева, Н. М. Артемова, М. М. Богуславского, А. Б. Венгерова, И. И. Веремеенко, Я. А. Гейвандова, О. Н. Горбунову, Е. Ю. Грачеву, А. В. Емелина, Н. Ю. Ерпылеву, О. С. Иоффе, А. Н. Козырина, B.C. Кузнецова, В. И. Лисовского, JI.A. Лунца, А. В. Малько, Г. И. Петрова, И. Г. Радушинского, Е. А. Ровинского, Н. В. Сапожникова, Ю. А. Тихомирова, Ю. Г. Ткаченко, Ю. К. Толстого, Г. А. Тосуняна, Н. И. Химичеву, P.O. Халфину, О. И. Хлестову. Из числа зарубежных ученых обозначенной проблемой занимались Г. П. Вербит, Р. С. Карлсон, Ж.К.Курсель-Сенель, М. Моффит, А. Муллинекс, В. Ф. Эбке, Х. Э. Эвит.

В диссертационном исследовании использованы так же труды российских и зарубежных ученых-экономистов. В их числе: A.M. Алексеев, А. В. Аникин, Е. В. Афанасьев, И. Т. Балабанов, С. М. Борисов, М. К. Бункина, И. Г. Доронин, Е. Ф. Жуков, В. Д. Ильясов, Л. Н. Красавина, О. И. Лаврушин, Л. П. Наумова, И. Н. Платонова, Д. В. Смыслов, Л. И. Фрей, А. А. Хандруев, С. Фишер, Э. Фондела, М.Фридмен.

Информационную базу диссертационного исследования составили законы и подзаконные нормативные правовые акты, международные договоры России с иностранными государствами по валютным вопросам, постановления и определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Федеральных арбитражного судов различных округов РФ. В диссертации использованы материалы российских и мировых валютных бирж, Международного валютного фонда, статистика ЦБ РФ, публикуемая в специальных периодических изданиях: «Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики».

Методология и методика исследования. Исследование проводилось с использованием историко-правового, формально-юридического, логического, системно-структурного, сравнительно-правового, диалектического, статистического методов.

Научная новизна работы заключается в том, что это первое диссертационное исследование валютных отношений со времени принятия в 2003 году Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Диссертантом проведено комплексное исследование механизма административно-правового регулирования валютных отношений и выработаны предложения по его совершенствованию, рассмотрены основные административные институты, задействованные для регулирования валютных отношений.

Состоявшиеся научные исследования посвящены либо проблемам финансово-правового регулирования валютных отношений3, либо правого регулирования в целом4 (названная диссертация является комплексным правовым исследованием), либо государственно-правового регулирования5.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Валютные правоотношения по своей природе являются разновидностью административно-правовых отношений. Наличие финансово-правовой или гражданско-правовой составляющей в отношениях, объектом регулирования которых являются валютные операции, не исключает административно-правовой природы определенной группы валютных отношений. Соответственно в такой группе валютных отношений речь может идти об административно-правовом регулировании.

3 Емелин А. В. Проблемы финансово-правового регулирования валютных отношений в Российской Федерации. М., 2000 г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

4 Прокопчук С. И. Валютное регулирование и валютный контроль как объект правого регулирования. М., 2002 г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

3 Вязовский К. О. Административно-правовое регулирование валютных отношений в Российской Федерации. С-Пб., 2000 г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 9

2. Публичные валютные правоотношения представляют собой урегулированные нормами валютного права общественные отношения, обладающие управленческой природой, возникающее по поводу и в связи с образованием, распределением и использованием валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей в процессе валютного обращения, валютного регулирования и валютного контроля.

3. Валютные отношения регулируются различными административно-правовыми институтами, которые составляют наиболее значимый элемент в механизме регулирования валютных отношений. Административно-правовую природу имеют следующие институты: уполномоченных банковспециального валютного счетарезервирования (суммы валютной операции) — предварительной регистрации счета, открываемого в банках за пределами территории Российской Федерацииучета и отчетности по валютным операциямидентификации личности при купле-продаже наличной иностранной валюты и чековуведомления налоговых органов об открытии счетов в зарубежном банкедекларированиярепатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФобязательной продажи иностранной валютывалютного контроля. Каждый из указанных институтов целесообразно представить самостоятельным структурным элементом предполагаемого кодифицированного акта.

4. Целесообразность законодательного закрепления права Центрального Банка РФ на введение в установленных законом случаях специального административно-правового режима валютного регулирования. Предоставление таких полномочий должно быть обусловлено необходимостью обеспечения финансовой безопасности государства, необходимостью защиты курса рубля.

5. Необходимость делегирования органам исполнительной власти полномочий по вопросам валютного регулирования определенной группы валютных отношений, в виду необходимости оперативного вмешательства на ситуацию в сфере совершения валютных операций. Законодательный орган в лице Федерального Собрания РФ не всегда обеспечивает необходимую оперативность реагирования на изменяющиеся условия в этой сфере. Это помогло бы урегулировать многие правовые коллизии, которые существуют на сегодняшний день в данной области.

6. Предложение о необходимости принятия Кодекса РФ О валютном регулировании и валютном контроле. Сложившаяся система законов и подзаконных нормативных правовых актов отличается своей противоречивостью, несовершенством, имеет тенденцию внесистемного развития, а также осложняет правоприменительную деятельность.

7. Эффективность механизма административно-правового регулирования валютных отношений обусловлена качеством правотворческой и правоприменительной деятельности. Добиться желаемого возможно с помощью совершенствования законодательства, укрепления законности, улучшения правоприменительной деятельности, подъема уровня правосознания и правовой культуры, повышения правовой активности субъектов права.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость проведенного исследования выражается в том, что оно направлено на обогащение теории правового регулирования в целом и теории административно-правового регулирования в частности. Научная ценность работы усиливается преломлением доктринальных положений на сферу обращения валюты.

Анализ нормативно-правовой материи, на которой основаны валютные отношения, позволил установить многоплановость природы этих отношений. Выделение качественного многообразия природы рассматриваемых отношений является теоретической основой правового их опосредования нормами различных отраслей права.

Теоретическую ценность представляет и институциональный подход к вопросу об административном регулировании валютных отношений. Часть теоретических конструкций в диссертации выражены в авторском содержательном наполнении наиболее значимых дефиниций.

Практическая значимость выражается в рекомендациях по совершенствованию механизма административно-правового регулирования валютных отношений, основанных на анализе современного состояния валютного законодательства. Кроме того, практический интерес представляет качественные изъяны сложившейся нормативной базы, что позволило автору внести предложения по их устранению.

Практическая значимость работы состоит так же в возможности использования результатов монографического исследования в учебном процессе при преподавании курсов: «Административное право России», «Административно-процессуальное право России», «Финансовое право России», «Валютное регулирование и валютный контроль».

Апробация результатов исследования. Данная диссертация была рассмотрена и одобрена на заседании кафедры административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ. Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли свое отражение: в семи публикациях автора общим объемом 4 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК России и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Валютные отношения в Российской Федерации относятся к категории наиболее активно развивающихся видов общественных отношений. Они нуждаются в адекватном правовом регулировании. Административно-правовые нормы востребованы в качестве регуляторов такого вида отношений. Именно поэтому уместна постановка вопроса об административно-правовом регулировании валютных отношений.

Механизм административно-правового регулирования валютных отношений представлен тремя классическими элементами, признаваемыми как общей, так и отраслевой теорией права. В качестве таковых выступают: нормы праваправоотношения, возникающие на их основеакты применения права.

Анализ реалий административно-правового регулирования свидетельствует о наличии серьезных проблем, связанных с каждым из указанных элементов механизма административно-правового регулирования валютных отношений.

Следует отметить, что проблемы, обусловленные правовой материей, на которых основаны валютные отношения, носят первичный характер. Без их преодоления нельзя рассчитывать на оптимальное развитие валютных правоотношений и достижение необходимого правоприменительного эффекта. Именно поэтому во главе угла следует обозначить задачу оптимизации правовой материи. С учетом темы настоящего исследования речь может идти об оптимизации административно-правовой материи.

Прежде всего, речь должна идти об эффективной систематизации административно-правовых норм, которые задействованы для регулирования валютных отношений. Наиболее высокой формой систематизации права является кодификация. Именно поэтому курс на кодификацию норм, регулирующих валютные отношения, следует считать наиболее обоснованным. Результаты усилий ученых, практиков и законодателя в этом направлении могли бы быть выражены в Кодексе РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Кодексом Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле необходимо установить административно-правовой режим осуществления валютных операций и валютного контроля. В этих целях в нем должны быть представлена система административно-правовых институтов, в рамках которых может быть реализован государственный императив в отношении участников валютных отношений. При этом речь должна идти не только о материально-правовом, но и процессуально-правовом наполнении каждого из закрепленных в кодифицированном акте институтов.

Результаты анализа норм, регламентирующих валютные отношения, свидетельствуют о наличии следующих институтов административного права, востребованных рассматриваемой сферой общественных отношений: уполномоченных банковспециального валютного счетарезервирования (суммы валютной операции) — предварительной регистрации счета, открываемого в банках за пределами территории Российской Федерацииучета и отчетности по валютным операциямидентификации личности при купле-продаже наличной иностранной валюты и чековуведомления налоговых органов об открытии счетов в зарубежном банкедекларированиярепатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФобязательной продажи иностранной валютывалютного контроля. Каждый из указанных институтов целесообразно представить самостоятельным структурным элементом предполагаемого кодифицированного акта.

Кроме того, предполагаемый кодифицированный акт должен содержат совокупность норм-дефиниций, которые придают предметность и определенность правоприменительному процессу и обеспечивают единообразие подходов субъектов правореализации.

Детально разработанный административно-процессуальный компонент Кодекса Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле позволит значительным образом избежать подзаконной регламентации, соответственно обеспечить и стабильность нормативной основы валютных отношений, и устранить нормативный произвол, обусловленный подзаконным регулированием, осуществляемым органами исполнительной власти.

В предполагаемом кодифицированном акте следует предусмотреть реальные правовые механизмы, обеспечивающие правомерное возникновение, развитие и прекращение валютных отношений. Данная задача может быть решена путем закрепления в кодифицированном акте баланса прав и обязанностей участников валютных правоотношений, включения в него норм, позволяющих осуществлять односторонние действия участникам правоотношений в условиях, когда противоправное поведение другой стороны очевидна и другие.

Необходимо также более детальная и тщательная проработка института юридической ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле каждым из участников валютных отношений, в том числе и субъектов, обладающих императивными полномочиями. Следует дать определение понятия «валютное правонарушение», перечислить составы валютных правонарушений. Разумеется, группа норм о юридической ответственности участников валютных правоотношений должна быть представлена в соответствующих деликтных кодифицированных актах: в УК РФ и в КоАП РФ.

Следует ужесточить наказание за валютное правонарушение, предусмотренное статьей 193 УК РФ. Целесообразнее, с точки зрения автора, установить уголовную ответственность для общего субъекта. В таком случае вырастет вероятность того, что истинные виновные понесут уголовное наказание. Необходимо внести изменения и в статью 15.25 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации. Однако данной статьей не предусмотрена ответственность за осуществление купли-продажи иностранной валюты и (или) чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки. Между тем, такие валютные операции прямо запрещены Законом221'

В отличие от Закона о валютном регулировании 1992 года, новый Закон не содержит важную, по мнению автора, норму об ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий, подлежало взысканию в доход государства. Эта ошибка законодателя может нанести существенный урон интересам страны, в связи с этим необходимо как можно скорее ее ликвидировать.

Необходимо внимание всех ветвей власти к исследуемой автором области, стоит пересмотреть позицию по поводу отмены всех валютных ограничений, иначе такая либерализация валютного законодательства может привести:

1. к увеличению числа нарушений норм валютного законодательства;

2. к увеличению оттока капитала, поскольку для российских экспортеров будет предпочтительней вести расчеты с помощью счетов, открываемых в заграничных банках, а не на российской территории;

Это может произойти из-за преждевременного закрепления за резидентами права свободного открытия счетов на западе. Данный шаг, безусловно, окажет негативное влияние на состояние национальной банковской системы, и без того переживающей в настоящее время трудности, вызванные резким сокращением ресурсной базы. Несмотря на то, что по настоятельной просьбе российского банковского сообщества введение данной нормы для юридических лиц было отсрочено до июня 2005 года без комплексной реформы внутреннего финансового рынка, национальные банки

221 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 18 июля 2005 г), статья 11, пункт 1.

222 Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615−1, статья 14, п.З.

154 выдержать конкуренцию со стороны своих зарубежных коллег окажутся попросту не в состоянии. Нельзя без удивления наблюдать равнодушие законодателей к судьбе национальной финансовой системы. Так, несмотря на многократные предложения, депутатами была отклонена идея о принятии одновременно с" Законом пакета мер по проведению комплексной банковской реформы, нацеленной на создание равных конкурентных условий для российских и зарубежных банков. Однако только таким путем можно будет обеспечить наличие в России эффективной национальной банковской системы.

3. к ухудшению условий для государственного мониторинга и контроля над миграцией отечественного капитала за границу, поскольку иностранные банки находятся вне пространства, контролируемого российскими органами валютного регулирования;

А когда с 1 января 2007 года будет отменено требование о предварительной регистрации счетов, открываемых в банках государств, не входящих в ОЭСР/ФАТФ, а также счетов в рублях в любых банках за рубежом этот процесс станет практически бесконтрольным.

4. к уменьшению способности государства воздействовать на курс рубля.

Имеющиеся проблемы в правоприменительной деятельности обусловлены как качеством сложившегося законодательства в рассматриваемой сфере, так и субъективными причинами. Детальная процессуально-правовая регламентация порядка возникновения, развития и прекращения валютных правоотношений, закрепление процессуальных форм актов применения права, конкретизация статуса субъектов правоотношений позволяет решить многие проблемы, связанные с третьим элементом механизма административно-правового регулирования валютных отношений. Однако следует констатировать наличие проблем, обусловленных субъективными причинами. В диссертации предлагается характеристика такого рода проблем и пути их преодоления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ (часть 1) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г.
  3. Гражданский Кодекс РФ (часть 2) № 14-ФЗ от 26 января 1996 г.
  4. Кодекс об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.
  5. Налоговый Кодекс РФ (часть 1) № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.
  6. Таможенный Кодекс Российской Федерации № 61-ФЗ от 28 мая 2003 г.
  7. Уголовный Кодекс РФ № 63-Ф3 от 13 июня 1996 г.
  8. Федеральный закон № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.
  9. Федеральный закон № 23-Ф3 «О принятии Четвертой поправки к Статьям Соглашения Международного валютного фонда, одобренной Советом управляющих Фонда 23 сентября 1997 г.» от 6 марта 2001 г.
  10. Ю.Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г.
  11. Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.
  12. Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27 июня 2002 г.
  13. Федеральный закон № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. 14.3акон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615−1.
  14. Указ Президента РСФСР № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г.
  15. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 № 278.
  16. Положение о Министерстве финансов РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 329.
  17. Положение о Федеральной таможенной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 № 429.
  18. Положение о Федеральной налоговой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 № 506.
  19. Постановление Правительства РФ № 623 «Об утверждении правил осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации» от 17 октября 2005 г.
  20. Постановление Правительства РФ № 819 «Об утверждении правил предоставления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» от 28 декабря 2005 г.
  21. Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 3 «О судебной практике по делам о нарушениях правил о валютных операциях» от 18 апреля 1980 г.
  22. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 2815−1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития» от 22 мая 1992 г.
  23. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3322−1 «О принятии Третьей поправки к Статьям Соглашения Международного валютного фонда» от 16 июля 1992 г.
  24. Распоряжение Правительства РФ № 919-р «О руководителе Федеральной таможенной службы» от 6 июля 2004 г.
  25. Инструкция ЦБ РФ № 76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» от 24 августа 1998 г. '
  26. Инструкция ЦБ РФ № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» от 01 июня 2004 г.
  27. Инструкция ЦБ РФ № 115-И «О специальных брокерских счетах для учета денежных средств нерезидентов» от 7 июня 2004 г.
  28. Инструкция ЦБ РФ № 116-И. «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» от 07 июня 2004 г.
  29. Инструкция ЦБ РФ № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями» от 15 июля 2005 г.
  30. Информационное письмо ЦБ РФ № 31 «Вопросы, связанные с применением Федерального Закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 „О валютном регулировании и валютном контроле“ и нормативных актов Банка России» от 31 марта 2005 г.
  31. Информационное письмо ЦБ РФ № 32 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» от 15 июня 2005 г.
  32. Письмо Госбанка СССР № 352 «Об утверждении основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР» от 24 мая 1991 г
  33. Письмо ЦБ РФ № 59 «О создании Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России» от 13 октября 1993 г.
  34. Письмо ГТК РФ. № 01−06/21 948 «О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг» от 17 июня 2004 г.
  35. Письмо ГТК РФ № 01−06/32 600 «О нарушениях валютного законодательства» от 8 сентября 2004 г.
  36. Письмо ФТС РФ № 13−15/2237 «О вывозе внешних ценных бумаг» от 1 октября 2004 г.
  37. Письмо ФТС РФ № 01−06/3086 «О направлении методических рекомендаций» от 12 октября 2004 г.
  38. Письмо ФТС РФ № 01−06/8128 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» от 17 марта 2005 г.
  39. Письмо ФТС РФ № 01−06/8497 «О перемещении наличной иностранной валюты лицами в возрасте до 16 лет» от 22 марта 2005 г.
  40. Письмо ФТС РФ № 01−06/16 132 «Об изъятии иностранной валюты» от 18 мая 2005 г.
  41. Письмо ФТС РФ № 14−14/20 697 «О некоторых вопросах применения Инструкции от 15.06.2004 № 117-И» от 21 июня 2005 г.
  42. Письмо ФТС РФ № 01−06/25 300 «О порядке перемещения валюты и ценных бумаг» от 26 июля 2005 г.
  43. Письмо ФТС РФ № 01−06/26 234 «Об уточнении перечня товаров, подлежащих декларированию в письменной форме» от 2 августа 2005 г.
  44. Письмо ФТС РФ № 01−06/30 655 «О выдаче разрешений на переработку товаров вне таможенной территории» от 6 сентября 2005 г.
  45. Письмо ФТС РФ № 14−14/36 686 «О некоторых вопросах заполнения ведомости банковского контроля и паспорта сделки» от 20 октября 2005 г.
  46. Письмо ФТС РФ № 01−06/46 464 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» от 27 декабря 2005 г.
  47. Письмо Федеральной службы по финансовым рынкам № 05−0в-03/5060 «Об оплате акций иностранной валютой» от 6 апреля 2005 г.
  48. Письмо ФНС РФ №КБ-6−24/351 «О представлении информации по отдельным видам банковских счетов» от 27 апреля 2005 г.
  49. Письмо ФНС РФ № ВЕ-6−24/1020 «О предварительной регистрации счетов (вкладов), открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации» от 07 декабря 2005 г.
  50. Приказ Министерства финансов РФ № 77н «Об утверждении Положения о территориальных органах валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации» от 18 августа 2003 г.
  51. Приказ ФНС № САЭ -3−24/493 «Об утверждении формы уведомления резидентами налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации» от 06 октября 2005 г.
  52. Положение ЦБ РФ № 269-П «Об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам» от 4 мая 2005 г.
  53. Соглашение о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 14 июля 2005 г.
  54. Телеграмма ЦБ РФ № 83−93 «О применении „Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР“, утвержденных Госбанком СССР 24 мая 1991» от 19 мая 1993 г.
  55. Телеграмма ЦБ РФ № 1443-У от 11.06.2004. «О процентной ставке рефинансирования, установленной с 15 июня 2004 года».
  56. Указание ЦБ РФ № 1410-У «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом» от 30 марта 2004 г.
  57. Указание ЦБ РФ № 1411-У «Об открытии физическими лицами-резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации» от 30 марта 2004 г.
  58. Указание ЦБ РФ № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» от 30 марта 2004 г.
  59. Указание ЦБ РФ № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» от 28 апреля 2004 г.
  60. Указание ЦБ РФ № 1441-У от 10 июня 2004 г. «О внесении изменений в Инструкцию Банка России № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации от 30 марта 2004 г».
  61. Указание № 1465-У «Об установлении требования о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов» от 29 июня 2004 г.
  62. Указание ЦБ РФ № 1475-У от 13 июля 2004 г. «О специальных брокерских счетах и счетах для расчетов с клиентами-нерезидентами по брокерским операциям с ценными бумагами, открытых до 18 июня 2004 года»
  63. Указание ЦБ РФ № 1520-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»» от 26 ноября 2004 г.
  64. Указание ЦБ РФ № 1529-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 7 июня 2004 года № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» от 16 декабря 2004 г.
  65. Указание ЦБ РФ № 1574-У «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации» от 4 мая 2005 г.
  66. Указание ЦБ РФ № 1577-У «Об установлении требования о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации» от 6 мая 2005 г.
  67. Указание ЦБ РФ № 1608-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 30 марта 2004 года № 1411-У «Об открытии физическими лицами резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации» от 25 августа 2005 г.
  68. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ№С5−7/УЗ-87 «О Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 29 января 2004 г. 82.0пределение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ № КАС05−9 от 1 февраля 2005 г.
  69. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа № А56−15 310/03 от 11 декабря 2003 г.
  70. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа № КА-А40/1671 -04 от 15 марта 2004 г.
  71. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа №Ф04/3100−293/А81−2004 от 7 июня 2004 г.
  72. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа №А19−739/04−26-Ф02−2254/04-С1 от 24 июня 2004 г.
  73. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа №Ф09−2694/04АК от 9 июля 2004 г.
  74. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа № КА-А40/5631−04 от 14 июля 2004 г.
  75. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа №АЗЗ-4127/04-СЗ-Ф02−3278/04-С1 от 19 августа 2004 г.
  76. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа № А56−22 004/04 от 19 ноября 2004 г.
  77. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа №Ф09−5648/04АК от 30 декабря 2004 г.
  78. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа №Ф04−1129/2005(9290-А27−27) от 10 марта 2005 г.
  79. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа №А54−43 58/04-С21 от 21 марта 2005 г.
  80. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа №А13−496/2005−28 от 18 августа 2005 г.
  81. Решение Верховного Суда РФ № ГКПИ04−1422 от 7 декабря 2004 г.
  82. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 47, ст. 1612.
  83. Вестник Банка России № 15 (739) от 20 февраля 2004 г.
  84. Вестник Банка России № 22 (746) от 14 апреля 2004 г.
  85. Вестник Банка России № 25 (749) от 30 апреля 2004 г.
  86. Вестник Банка России № 29 (753) от 13 мая 2004 г.
  87. Вестник Банка России № 33 (757) от 9 июня 2004 г.
  88. Вестник Банка России № 34 (758) от 16 июня 2004 г.
  89. Вестник Банка России № 35 (759) от 17 июня 2004 г.
  90. Вестник Банка России № 36 (760) от 18 июня 2004 г.
  91. Вестник Банка России № 71 (795) от 16 декабря 2004 г.
  92. Вестник Банка России № 7 (805) от 9 февраля 2005 г.
  93. Вестник Банка России № 51 (849) от 28 сентября 2005 г.
  94. Вестник Банка России № 24 (894) от 26 апреля 2006 г.
  95. Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 52, ст. 5029.
  96. Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 25 ст. 2561
  97. Соглашения Международного валютного фонда от 22 июля 1944 г. (в редакции от 11 ноября 1992 г.) Статья XXX.
  98. Четвертая поправка к Статьям Соглашения Международного валютного фонда (одобрена Советом управляющих Фонда 23 сентября 1997 г.) (Приложение 1/МИД).
  99. Устав Союза России и Белоруссии от 23 мая 1997 года.2. Учебные пособия
  100. Административное право РФ под общ. ред. д.ю.н., профессора Н. М. Конина. М.: Норма, 2005 г.
  101. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966 г.
  102. С.С. Структура советского права. М. Д975 г.
  103. С.С. Общая теория права. В 2-х томах, М., 1981 г., 1982 г.
  104. А.Б. Восток-Запад: валютно-кредитные отношения (организационно-правовой механизм). М., 1979 г.
  105. А.Б. Международное валютное право. М., 1984 г.
  106. Е.П. Валютное законодательство зарубежных стран. Учебное пособие. М., 1989 г.
  107. Е.П. Правовое регулирование валютных отношений. М., 1989 г.
  108. Т.С. Валютное регулирование в России// Закон. № 8. 1994 г.
  109. Ю.Артемов Н. М. Валютные ограничения. М., 2001 г.
  110. П.Афанасьев Е. В. Совершенствование механизма функционирования валютного рынка. М., 2002 г.
  111. И.Т. Валютные операции. М., 1993 г.
  112. И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. М.: Финансы и статистика, 1994 г.
  113. Д.Н. Административное право России. М.: Норма, 2000 г.
  114. К.С. К вопросу о предмете административного права// Государство и право. № 11. 1997 г.
  115. А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» М., 2004 г.
  116. М.К., Семенов A.M. Основы валютных отношений: Учебное пособие. М., 1998 г.
  117. Ф.Н. Валютные и кредитные отношения в международной торговле. М., 1972 г.
  118. Т. Проблемы формирования экономического и валютного союза. М., 1994 г.
  119. Валютная политика капиталистических стран. М., 1990 г.
  120. Валютный рынок и валютное регулирование. Учебное пособие. Под ред. И. Н. Платоновой. М., 1996 г.
  121. Валютные правоотношения во внешней торговле СССР. Правовые вопросы. Под ред. А. Б. Альтшулера. М., 1968 г.
  122. Валютные проблемы развивающихся стран. Учебное пособие. Под ред. A.M. Алексеева. М., 1977 г.
  123. А.Б. Теория государства и права: Теория права. Т.2. М., 1996 г.
  124. Ф.Э. Международное валютное право. М., 1997 г.
  125. С.В. Валютное регулирование в странах Восточной Европы// Банковское дело. № 4. 1995 г.
  126. Я.А. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации// Государство и право. № 6. 1997 г.
  127. Е.Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М., 1995 г.
  128. Г. Проблемы ответственности за валютные нарушения//ФР. № 6 1998 г.
  129. Ю.А. Валютное регулирование и валютный контроль. Ковров, 2001 г.
  130. И.Ф. Валютная политика и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Воронеж, 1986.
  131. А.В. Основы теории валютных отношений и развитие валютного регулирования как экономико-правового института// Финансовой бизнес. № 1. 1998 г.
  132. А.В. Институт резиденства в механизме валютного регулирования// Деньги и кредит. № 9. 1998 г.
  133. Н. Правовые аспекты механизма валютного регулирования в Российской Федерации// Хозяйство и право. № 1−2. 1999 г.
  134. Н.Ю. Валютное регулирование и валютный контроль в российском банковском праве// Банковское право. № 3. 1999 г.
  135. В.Д. Валютные проблемы США. М., 1970 г.
  136. О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. ЛГУ, 1949 г.
  137. С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958 г.
  138. JI.A. Правовой институт. Понятие и виды. Саратов, 2000 г.
  139. Ю.В. Ответственность за нарушения валютного законодательства// ФГ. Региональный выпуск. № 34.1998 г.
  140. А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., 1998 г.
  141. А.Н. Правовое регулирование порядка перемещения валюты и валютных ценностей через российскую границу//Деньги и кредит № 8. 1994 г.
  142. А.Н. Категории «валюта» и «валютные ценности» в законодательстве Российской Федерации// Бухгалтерия и банки. № 1.1998.
  143. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле"/ под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2004 г.
  144. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1996 г.
  145. Коммерческий словарь. М., 1991 г.
  146. В.Д. Валютные ограничения как форма валютной политики капиталистических стран. М., 1985 г.
  147. О.А. Валютные правонарушения // Арбитражные споры. № 1−2, 1998 г.
  148. B.C. Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. № 7. 2002 г.
  149. В.И. Валюта и международные отношения. М., 1974 г.
  150. Д.А. Валютная политика СССР. М., 1926 г.
  151. А.В. Механизм правового регулирования/ЯТравоведение. № 3, 1996 г.
  152. С.Е. Современный валютный рынок и валютное регулирование в России. М., 2001 г.
  153. А. Валютные ограничения в зарубежных странах. М., 1998 г.
  154. Международный валютный справочник. М., 1991 г.
  155. Международные валютно-кредитные отношения и финансовые отношения. Под ред. JI.H. Красавиной. М., 1994 г.
  156. А.В. Субъекты советского права. М., 1962 г.
  157. JI.A. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации: перспективы развития // Банковские услуги. № 7. 2000 г.
  158. Л.П., Красиков С. А. Валютный рынок России. С.-Пб., 2000 г. бО.Основин B.C. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965 г.
  159. Г. И. Советские административно-правовые отношения. ЛГУ, 1949.
  160. Г. И. Сущность советского административного права. ЛГУ, 1959 г.
  161. Л.И. Валютный рынок. Владивосток, 2000 г.
  162. С.В. Кредитно-денежная политика в США. М., 1988 г.
  163. И.Г. Валютное законодательство капиталистических государств. М., 1963 г.
  164. А.В., Кармашков В. В. Валютное регулирование и валютный контроль. Хабаровск, 2004 г.
  165. С.С., Бабичева Ю. А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М., 1991 г.
  166. И.В. Методы правового регулирования общественных отношений (на примере финансового права). Ростов/Д., 2002 г.
  167. Н.В. Валютные операции коммерческих банков. М., 1999 г.
  168. Е. Актуальные проблемы нового валютного режима// Международные банковские операции. № 4. 2004 г.
  169. А.В. Валютный рынок важное звено мирового хозяйства. С.-Пб., 2003 г.
  170. С.Г. Валютные отношения и валютная политика в современной Франции. М., 1979 г.
  171. Е.И. Теория государства и права. М., 2003 г.
  172. Теория государства и права. Под ред. С. С. Алексеева М., 1985 г.
  173. Теория государства и права. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997 г.
  174. Теория государства и права. Под ред. М. Н. Марченко М., 1987 г.
  175. JI.K. Валютный контроль// Право и экономика. № 17−18. 1997 г.
  176. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998 г.
  177. Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980 г.
  178. Ю.К. К теории правоотношений. ЛГУ, 1959 г.
  179. Г. А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации. М., 2004 г.
  180. И.А. Валютное регулирование в Европейских сообществах. М., 1980 г.
  181. Финансовое право. Учебник/ под ред. Н. И. Химичевой. М., 1995 г.
  182. Финансовое право. Учебник/ под ред. О. Н. Горбуновой М., 1996 г.
  183. Финансовая энциклопедия. М.-Л.Д927 г.
  184. Л.И. Кредитная и валютная политика капиталистических стран. М., 1962 г.
  185. P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974 г.
  186. О.И. Валютные операции и валютное законодательство М., 1997
  187. К.В. Механизм правового регулирования. Саратов: СГАП, 2001
  188. В.Ф. Международное валютное право. Пер. с нем. М.:
  189. Международные отношения. 1997 г. 92. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан,
  190. Б.И.Домненко. М.: Лазурь, 1994 г. 93. Энциклопедический русско-английский словарь-справочник. Под ред. Б. Г. Дякина и А. А. Хандруева. М.: ЦБ РФ. 1997 г.
  191. A.M. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» М., 2004 г.
  192. Юридическая энциклопедия/ под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997 г.
  193. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984 г.
  194. Bowett D.W. The Law of International Institution. London, 1963.
  195. Evitt H.E. Ehchange and trade control in theory and practice. London, 1960.
  196. Functioning of the International Monetary System/ Vol.2 Ed. by J.A. Frenkel, M. Goldstein, Wash.: IMF, 1996. 1
  197. World Economic Outlook.: IMF. June 2004.
  198. Диссертационные исследования и авторефераты.
  199. Н.А. Валютный рынок Российской Федерации. М., 2001 г.
  200. Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации. М., 2002 г.
  201. О.В. Нормативный правовой акт как источник права (теоретический аспект). М., 2004 г.
  202. И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1982 г.
  203. К.О. Административно-правовое регулирование валютных отношений. С.-Пб., 2000 г.
  204. А.В. Проблемы финансово-правого регулирования валютных отношений в Российской Федерации. М., 2000 г.
  205. .У. Правовое регулирование деятельности уполномоченных банков в сфере валютных отношений. Саратов, 2004 г.
  206. С.И. Валютное регулирование и валютный контроль как объект правового регулирования. М., 2002 г.
  207. С.К. Государственно-правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. М., 2000 г.1171
Заполнить форму текущей работой