Концептуальные проблемы развития теории налогового права современного российского государства
Научная новизна исследования состоит в комплексной разработке концептуальных теоретических проблем, определяющих перспективы развития современного российского налогового права, усиления его роли в становлении эффективной системы налогов и налоговых правоотношений в их принципиальном значении. В исследовании обосновано развитие статуса налогового права как подотрасли финансового права. Необходимо… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы налогового права
- 1. Налоговое право в системе российского права
- 2. Тенденции развития предмета и метода налогового права
- 3. Принципы налогового права и их развитие на современном этапе
- Глава II. Особенности налогово-правовых норм
- 1. Понятие и признаки налогово-правовых норм
- 2. Логическая структура налогово-правовых норм
- 3. Классификация налогово-правовых норм
- 4. Аналогия в налоговом праве
- Глава III. Источники российского налогового права
- 1. Понятие и классификация источников налогового права
- 2. Конституция РФ как основополагающий источник российского налогового права
- 3. Законодательство РФ и субъектов РФ о налогах и сборах
- 4. Налогово-правовые акты представительных органов муниципальных образований
- 5. Налогово-правовые акты Президента РФ и федеральных исполнительных органов государственной власти РФ
- 6. Дискуссионные вопросы иных источников налогового права
- Глава IV. Налоговое право и правовое государство
- 1. Взаимоотношение налоговых органов и налогоплательщиков в правовом государстве
- 2. Проблемы формирования российской налоговой культуры на современном этапе
- 3. Значение налоговых льгот в правовом государстве
- 4. Роль налогового права в формировании налогового государства
Концептуальные проблемы развития теории налогового права современного российского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. В первом десятилетии нового столетия налоговое право России вступило на качественно новую ступень своего развития, которая объективно обусловлена происходящими социально-экономическими изменениями в российском обществе. Одним из приоритетных направлений в развитии российского налогового права является усиление его роли в процессе становления сильного социально-правового государства.
В русле названного направления, формируемого на стыке многих научных дисциплин (юридических, финансово-экономических, социально-политических) в диссертации исследуются вопросы налогового права в целях выявления и обоснования теоретических основ его роли с учетом необходимости реформирования налоговой сферы как базового условия успешного построения цивилизованных рыночных отношений в стране.
Для налогового права характерно тесное переплетение, с одной стороны, публичных проблем, связанных с общими интересами государства, с другой стороны, частных проблем, ставящих в центр научной парадигмы отдельного налогоплательщика. Ключевыми аспектами исследования стали: изучение процессов, происходящих в ходе формирования источников налогового права и в системе налоговых правоотношенийанализ категорий «налог», «налогообложение», образующих теоретический фундамент основ налогового прававыявление особенностей налогово-правовых нормопределение степени значимости отдельных правовых явлений в ракурсе налогового права, в частности, таких как взаимоотношения между субъектами налоговых правоотношений, специфические проблемы применения аналогии как одного из способов устранения пробелов в налоговом праве, роль налоговой культуры в процессе формирования демократического правового государстварассмотрение Российской Федерации как современного налогового государства, целью которого является построение и переход к эффективному правовому социальному государству.
Актуальность данного диссертационного исследования определяется также требованиями новых подходов к налоговому праву (как подотрасли финансового права), обусловленными процессами всемирной глобализации, которые оказывают непосредственное влияние на формирование современного российского государства, как на международном, так и внутригосударственном уровне.
Российская концепция усиления государственности на основе укрепляемой вертикали власти определяет новые аспекты возрастания роли налогового права в эффективном регулировании экономики страны. Задачи дальнейшего совершенствования федеративного устройства, стоящие перед Россией, требуют выхода налогового регулирования на новый уровень сбалансированного соотношения федеральных и региональных, а также публичных и частных интересов, на уровень цивилизованных отношений, обеспеченных высокой налоговой культурой при обязательном условии, в первую очередь, приоритета прочной правовой основы и лишь затем — обращения к морально-нравственным критериям, предъявляемым к участникам налоговых отношений.
Степень научной разработанности темы. В процессе исследования использовались, помимо разработок ученых в области финансового права, современные достижения науки теории государства и права, конституционного права, административного права и других отраслей права.
В диссертационном исследовании отражены идеи ведущих ученых в области общей теории права и конституционного права, таких как С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. В. Баглай, В. М. Баранов, М. И. Байтин, А. Б. Венгеров, Г. А. Гаджиев, Т. Д. Зражевская, Д. А. Керимов, С. Н. Кожевников, Е. И. Козлова, Е. В. Колесников, C.B. Комаров, В. М. Корельский, O.E. Кутафин, О. Э. Лейст, В. И. Леушин, В. О. Лучин, Н. И. Матузов, A.B. Малько, М. Н. Марченко, Л. А. Морозова, B.C. Нерсесянц, П. Е. Недбайло, В. В. Оксамытный, B.C. Основин, В. Д. Перевалов, A.C. Пиголкин, C.B. Поленина, O.A. Пучков, Т.Н.
Радько, P.K. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, Ю. В. Сорокина, В. М. Сырых, В. Н. Хропанюк, Р. В. Шагиева, JIM. Энтин, Л. С. Явич.
Использованы исследования в области административного права: Д. Н. Бахраха, И. И. Веремеенко, Г. Д. Денисовой, Н. М. Конина, В. М. Манохина, С. Н. Махиной, И. В. Пановой, О. С. Рогачевой, Б. В. Российского, Н.Г. Сали-щевой, Ю. Н. Старилова, Ю. А. Тихомирова.
Особое внимание было уделено научным работам экономического характера, посвященным вопросам налогообложения, которые выполнили: C.B. Барулин, И. В. Горский, E.H. Евстигнеев, A.B. Ильин, В. Г. Пансков, В. А. Парыгина, A.B. Петров, А. И. Погорлецкий, В. М. Пушкарева, В. М. Родионова, JI.B. Салин, С. Ф. Сутырин, A.A. Тедеев, A.B. Толкушкин, С. Д. Шаталов, Т. Ф. Юткина.
Теоретическая основа исследования отразила труды ученых, занимающихся проблемами финансового и налогового права, таких как: Е.М. Ашма-рина, О. Ю. Бакаева, Д. А. Бекерская, К. С. Бельский, A.B. Брызгалин, Д.В. Ви-ницкий, JI.K. Воронова, О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева, В. И. Гуреев, C.B. За-польский, М. Ф. Ивлиева, М. В. Карасева, А. Н. Козырин, Ю. А. Крохина, С. А. Кудреватых, В. Е. Кузнеченкова, В. В. Кустова, H.A. Куфакова, Н.П. Кучеря-венко, П. С. Пацуркивский, С. Г. Пепеляев, Г. В. Петрова, Е. В. Покачалова, М. Б. Разгильдиева, Е. А. Ровинский, И. В. Рукавишникова, Г. Ф. Ручкина, Э. Д. Соколова, Г. П. Толстопятенко, Л. Б. Хван, Н. И. Химичева, А. И. Худяков, H.A. Шевелева, P.A. Шепенко, О. И. Юстус, И. И. Янжул, — A.A. Ялбулганов и др.
Использовались труды иностранных ученых: Д. Бирка, П. М. Годме, У. Закзовски, П. Зельмера, Г. Зинна, В. Зомбарта, П. Кирхгофа, К. Крюгера, Г. Лембруха, Г. Лукаса, Ф. Манна,. Р. Никсдорфа, П. Нольте, А. Смита, А. Шеффле, Е. Шреммера, Л. фон Штейна, Й. Шумпетера, Г. П. Ульмана и др. как в переводе, так и в оригинале.
Изучена правоприменительная практика по теме исследования.
Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе проведенного комплексного анализа проблем, представляющих наибольшую актуальность для налогового права развивающейся России, определить его роль, концептуальные принципы и перспективы развития в процессе становления современного налогового государства на пути к развитому правовому социальному государству, а также выявить доминантные признаки ключевых понятий налогового права, необходимых для четкого формулирования и обоснованного применения норм налогового права, исходящих из публичных и частных интересов субъектов правоотношений.
В соответствии с обозначенной целью исследования ставятся следующие задачи:
1) провести комплексное исследование теоретических основ налогового права с целью определения его места в научной парадигме и системе российского права;
2) рассмотреть основные элементы терминологического аппарата с целью определения и уточнения ключевых понятий налогового права;
3) сформулировать принципы налогового права и определить перспективы его развития на современном этапевыработать научные рекомендации по эффективному внедрению принципов налогового права как основ, определяющих содержание соответствующих нормативно-правовых актов и их норм;
4) проанализировать понятие «налогово-правовая норма», на основе системного анализа налогово-правовых норм выявить их особенности;
5) обосновать логическую структуру налогово-правовых норм;
6) проанализировать и дать оценку возможности применения аналогии в налоговом праве;
7) рассмотреть проблему понятия и состава источников налогового права на основе их системного анализа и выявления релевантных признаков, дифференцирующих отдельные виды названных источников, провести их классификацию;
8) выявить специфику основных и иных источников налогового права;
9) провести комплексный анализ источников налогового права с целью выявления их взаимодействия и определения роли федерального и регионального налогового законодательства, налоговой нормативно-правовой базы представительных органов муниципальных образований;
10) выработать научные рекомендации по совершенствованию налогового законодательства и практики его применения;
11) выявить специфику взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, имманентную налоговому правовому государству;
12) раскрыть роль и место налоговой культуры в процессе формирования эффективного налогового правового государства;
13) проанализировать институт налоговых льгот и обосновать его роль в круге институтов демократической правовой системы;
14) разработать концепцию современного российского налогового государства, определить его характерные черты и основные принципы.
Объектом диссертационного исследования являются особенности российского налогового права в условиях экономических и политических преобразований во взаимодействии с другими отраслями права, а также перспективы развития налогового права как подотрасли финансового права.
Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения в сравнительном аспекте, практика их применения, теоретические исследования по выбранной теме.
Методологической основой исследования служит диалектический метод научного познания социальных и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Обоснованность и достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, достигается за счет комплексного применения методов историко-правового анализа, системно-структурного, сравнительно-правового, статистического, формально-юридического, логико-теоретического методов, а также метода лексикографического описания понятий и терминов, метода анализа, индукции, обобщения, толкования, классификации.
Научная новизна исследования состоит в комплексной разработке концептуальных теоретических проблем, определяющих перспективы развития современного российского налогового права, усиления его роли в становлении эффективной системы налогов и налоговых правоотношений в их принципиальном значении. В исследовании обосновано развитие статуса налогового права как подотрасли финансового права. Необходимо отметить, что в последние годы налоговое право находится в поле усиленного внимания ученых, посвящающих свои труды проблемам отечественного налогового права. Однако работы, касающиеся данной сферы, не исчерпали потребностей в исследовании как ее новых аспектов, так и других, еще не затронутых проблем, обусловленных продолжающимися процессами формирования современного налогового права, реформирования порядка налогообложения и контроля в этой сфере.
В целях углубления характеристики налогово-правовых норм в работе рассмотрены их особенности в сравнительно-правовом аспекте. Автор излагает новые результаты, основанные на выявлении релевантных признаков налогово-правовых норм.
При анализе источников налогового права особое внимание уделено вопросу применения аналогии (в данной сфере), предложена и обоснована авторская классификация источников налогового права, позволяющая выявить взаимосвязь между ними по признакам сходства и дифференциации, определить степень комплементарности источников налогового права в системном единстве.
Новые выводы получены в результате анализа взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Впервые рассматривается налоговая культура как сложное и многоаспектное явление, влияющее в целом на качественный уровень системы налогов и сборов.
Анализ налоговых льгот позволил обосновывать их значение как неотъемлемого элемента налогообложения в демократическом обществе.
Разработана концепция современного налогового государства применительно к Российской Федерации, описаны его характерные черты и принципы.
Положения, выносимые на защиту:
1. На основе анализа дискуссионного вопроса о статусе налогового права в системе российского права обосновывается, что налоговое право является одной из основных подотраслей финансового права.
2. Для современного российского налогового права в системе российского права характерна многофункциональность, что находит выражение в разноплановости его статуса. Согласно авторской концепции налоговое право, помимо того, что оно является подотраслью финансового права, формируется как отрасль законодательства, как юридическая наука, обладающая потенциалом крупной теоретической дисциплины, имеющая особую значимость для разработки научных основ развития правового регулирования сферы налогообложения как необходимого условия функционирования демократического налогового государства, а также как научная учебная дисциплина.
3. Разработан понятийный аппарат налогового права, в том числе сформулированы авторские основные понятия предмета, метода и принципов налогового права. Излагается концептуальная идея диссертанта, согласно которой налогообложение как многоступенчатый процесс по установлению, введению в действие и взиманию налогов в стране, по определению величины налогов, их ставок, порядку уплаты налогов, а также круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, следует рассматривать как результат взаимодействия широкого спектра общественных отношений, реализуемых в социальной, финансово-экономической, организационно-правовой, процессуальной и политической сферах. В данной связи обоснован вывод о соответствующих системообразующих составляющих современного налогообложения.
4. На основе вывода об историческом характере налогообложения доказано, что налогообложение как сформировавшаяся и накопившая в течение многих столетий эволюционирующая система направлена не только на саморазвитие, но и на преобразования в сопричастных с ней сферах.
5. Обосновывается специфика методов налогового права, система которых строится на векторных отношениях, где один ведущий метод, отличающий налоговое право от иных отраслей и подотраслей права (метод вмешательства), реализуется в других методах, посредством которых осуществляется налогообложение. Резюмируется, что в процессе становления социального государства для отечественной экономики все большую актуальность приобретают методы поощрительного и рекомендательного характера.
6. Учитывая преемственность принципов налогового права современной России, основы которых заложены в общих принципах права, выявлен смежный характер принципов налогового права, принципов налоговой системы и принципов налогообложения. Обобщены аргументы о необходимости последующего теоретического осмысления данных категорий, что, в свою очередь, позволяет рассматривать налоговое право как науку.
7. Проанализированы законодательные документы по поводу закрепления в них принципов налогового права. Предложен вариант преодоления их законодательно бессистемного изложения в целях создания условий активной интеграции принципов налогового права в сферу налогового регулирования. Обоснованы пути реализации внесенного предложения, в частности:
— формирование отдельного налогово-правового института принципов налогообложения;
— принятие федерального закона об основах налогообложения и принципах разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.
8. Обосновывается позиция об эффективности норм налогового права в зависимости от степени адекватности отражения в них принципов налогового права. Проанализированы условия, которые способствуют широкой представленности налогово-правовых норм в законодательстве РФ и определяют значимость налогово-процессуальных норм. В данной связи автором разработаны понятия указанных норм, исследованы их функции и определена роль отдельных видов налогово-правовых норм, в частности, налогово-процессуальных, коллизионных и др. в создании правовой основы социального правового государства.
9. Опираясь На разработанные в науке налогового права подходы к выявлению специфики функционирования налогово-правовых норм, предложен авторский подход к данной проблеме, позволяющий выделить в современных условиях два обособленных процесса, в пределах которых осуществляется формирование налогово-правовых норм — процесс установления и процесс санкционирования. В связи с этим следует вывод о приоритете законодательной деятельности в сфере налогообложения.
10. Обоснован вывод о необходимости совершенствования налогово-правовых норм и предложено два основных пути решения данной проблемы, направленных на улучшение содержания норм и упорядочение их структуры и системы в целом. В связи с полученными выводами предпринята разработка соответствующих основных понятийных категорий. В теорию налогового права предложено ввести понятие базовой логической структуры нало-гово-правовой нормы как трехчленной идеальной модели «гипотеза — диспозиция — санкция». Вступая в дискуссию относительно количества элементов в структуре налогово-правовой нормы, автор выдвинул научную гипотезу о существовании упрощенных налогово-правовых норм с количеством элементов не более двух и предложил выделять в идеальной модели налогово-правовой нормы обязательный (диспозицию) и факультативные (гипотезу и санкцию) элементы.
11. На основе анализа особенностей развития налоговых правоотношений современной России, проявляющихся с негативной стороны, с целью поиска принципиально значимых в своем эффективном влиянии правовых явлений выделен и раскрыт вопрос о применении аналогии в налоговом праве.
Аналогия рассматривается как один из способов устранения и нивелирования негативного действия пробелов в праве. Доказана допустимость аналогии в налоговом законе, установлен ряд необходимых для этого условий. В связи с этим предлагается закрепить понятие «аналогия» в НК РФ. Обоснована позиция о нецелесообразности принятия решений судебными органами как противоречащих принципу разделения властей, из чего следует закономерный вывод об отнесении решения данной проблемы исключительно к компетенции законодателя.
12. Обоснован вывод о значимости концептуального осмысления источников налогового права как одного из ключевых понятий в теории налогового права и практике применения его положений в сфере регулирования общественных отношений в области налогообложения.
Разработана классификация источников налогового права с выделением внутренних, регулирующих налоговые отношения в пределах страны, и внешних, обеспечивающих регулирование общественных отношений в сфере налогообложения между Российской Федерацией и другими государствамиформально закрепленных и формально не закрепленныхсанкционируемых и устанавливаемых компетентным органомосновных и иных источников. Выявлена многогранная’специфика источников налогового права, которая проявляется в зависимости от основания их классификации.
13. Для системы источников налогового права на современном этапе характерно: наличие различных форм выражения правовых норм, среди которых выделяются федеральные законы и подзаконные акты, акты субъектов РФ и акты органов муниципальных образований, которые занимают свое место в этой системе в соответствии с положениями Конституции РФ. Системность данных источников права проявляется в их иерархической соподчи-ненности и расположении по юридической силе. Взаимодействие элементов системы источников налогового права основано на отношениях одновременно комплементарности и контрарности. В данной связи сделан вывод о функциональной значимости каждого источника в пределах регулируемой им сферы. Отмечено, что источники налогового права дополняют друг друга, но при этом не являются взаимозаменяемыми.
14. Детально анализируя суждения о роли судебного прецедента в системе источников права, автор не поддерживает мнение о нем как об одном из видов источников современного налогового права, однако отмечает его важную роль в их формировании и развитии, выделяя комплекс отношений, находящихся под непосредственным влиянием решений Конституционного Суда РФ.
15. Обоснован вывод о важном прикладном значении разработок в области теории налогового права, направленных на изыскание способов повышения эффективности государственного регулирования в налоговой сфере. В качестве мер совершенствования налогового законодательства выдвинут ряд предложений: а) указать в преамбуле к НК РФ на Конституцию РФ как основополагающий источник налогового праваб) исключить из названия статьи 1 НК РФ формулировку «нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах». Учитывая, что пункт 5 данной статьи закрепляет, кем и на основании чего устанавливаются указанные налоги, оформить данный пункт отдельной статьей -1.1 НК РФ. Таким образом, законодательство о налогах и сборах будет состоять только из НК РФ, а также федеральных и региональных законов о налогах и сборахв) исключить пункт 6 статьи 1 НК РФ, который включает в законодательство о налогах и сборах законы и другие нормативно-правовые акты, что противоречит содержанию рассматриваемой статьиг) принять Федеральный закон «О нормативно-правовых актах Российской Федерации», четко указав иерархию налоговых нормативно-правовых актов.
16. С учетом роли науки налогового права как теоретической основы реформационных преобразований в стране разработана концепция стратегии государства в сфере налогообложения на приоритете закона, в которой автор относит к принципам регулирования взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками:
— принцип нормативно-правовой закрепленности механизмов налогообложения в НК РФ с выделением правовых институтов, охватывающих полный круг отношений;
— принцип создания паритетных отношений между сторонами в налоговой сфере;
— принцип гуманизации со стороны налоговых органов в отношении налогоплательщиков, который должен находить выражение в многосторонних мерах информационной поддержки и консультирования, направленных на ослабление психологической напряженности и формирование бесконфликтного поведения между участниками налоговых правоотношений.
17. Разработан вопрос о значении налоговой культуры для оптимизации налогообложения. Изложена научная позиция автора о налоговой культуре как особом социальном явлении, оказывающем непосредственное влияние на достижение более высокого уровня правового развития и личности, и общества, и государства применительно к сфере налогообложения.
18. Предложена научная гипотеза, объясняющая недобросовестное исполнение налоговых обязательств как результат смещения ценностных приоритетов — от публичных интересов к частным —, как в индивидуальном, так и в общественном сознании налогоплательщиков.
19. Обоснована комплексность понятия налоговой культуры с выделением в данной теоретической конструкции многоуровневой структуры, основанной на неразрывном единстве следующих элементов:
— уровня развития налогового законодательства;
— уровня развития налоговой деятельности, включая теоретический (научные разработки в теории налоговой культуры) и практический (правотворческая и правоприменительная деятельность) аспекты;
— уровня развития правового сознания налогоплательщиков.
20. При анализе правовых институтов налогового права налоговые льготы классифицированы как дополнительный элемент налогообложения. Выделены и раскрыты принципы применения налоговых льгот, в частности, принципы справедливости, обоснованности, целесообразности. Четко определена позиция диссертанта о необходимости принципиального признания налоговых льгот как неотъемлемого правового института каждого демократического общества. Эффективность применения налоговых льгот исследована через призму уровня развития налоговых льгот как правового института. Сделан вывод о прямой зависимости эффективности применения налоговых льгот от степени разработанности данного правового явления.
21. Процессы формирования российского налогового государства, о котором свидетельствует способ осуществления его жизнедеятельности главным образом за счет налоговых поступлений, анализируются на основе вывода о неразрывном единстве механизмов взаимодействия теории налогового права и практики его применения в сфере налогообложения. Для концептуального осмысления идеи о России как современном налоговом государстве предложены выводы диссертанта об основных критериях и принципах такого государства.
22. В рамках разработанной концепции степень формирования системы налоговых правоотношений рассматривается как объективный критерий уровня развития государства в целом. Показана роль такого государства с высоким уровнем налоговой культуры в создании необходимых условий построения правового социального государства. Обобщая критический материал зарубежных исследователей в отношении проблем, связанных с функционированием налогового государства, выявлены основные особенности становления и тенденции развития налогового государства РФ. Сделан вывод о прямо пропорциональной зависимости уровня развития правового и социального государства от степени эффективности налогового государства.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в комплексной разработке основополагающих концептуальных положений науки налогового права и вытекающих из них рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства на новом этапе развития российской правовой системы и практики его применения.
Результаты исследования могут быть использованы:
— в дальнейшей разработке и разрешении теоретических и практических проблем налогового права;
— в преподавании учебных курсов «Финансовое право», «Налоговое право», а также учебных дисциплин «Налогово-правовая ответственность», «Административная ответственность»;
— в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертация рассмотрена и одобрена на заседании кафедры финансового, банковского и таможенного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права».
Результаты исследования, в частности, по вопросу о налогово-правовой норме, возможностям применения аналогии в немецком и австрийском налоговом праве обсуждались автором с зарубежными учеными в области налогового права профессором Д. Бирком (ФРГ), доктором М. Фоком (Австрия).
Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, получили отражение в процессе преподавания (в лекционных и семинарских занятиях), а также в подготовленных и изданных трудах автора: монографиях, учебниках и учебных пособиях, научных статьях, в выступлениях на конференциях.
По теме диссертационного исследования опубликовано более 50 печатных работ общим объемом более 160 п.л.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами работы и состоит из введения, четырех глав, включающих семнадцать параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1 -ФКЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации1 1994. № 13. ст. 1447- 2001. № 7. Ст. 607- № 51 ст. 4824- 2004. № 24. Ст. 2334- 2005. № 15, ст. 1273.
3. Федеральный конституционный закон «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ 1997, № 1 ст. 1- 2001, № 51, ст. 4825- 2003. № 27. Ст. 2698- 2005, № 15, ст. 1274.
5. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ//СЗ РФ 1995. № 18. ст. 1589- 2003. № 27. Ст. 2699- 2004. № 13. ст. 1111.
6. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 1- 2004. № 25. Ст.2478- № 45. Ст.4376- 2005. № 23. Ст. 2197.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- 1996. № 9. Ст. 773- № 34. Ст. 4025, 4026- 1999. № 28. Ст. 3471- № 51. Ст. 6288- 2001. № 17. Ст. 1644- № 1 Далее СЗ РФ.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // СЗ РФ 2002 № 46, ст. 4532- 2003. № 27 (ч.1). Ст. 2700- 2004. № 24. Ст. 2335- № 31. Ст. 3230- № 45. Ст. 4377- 2005. № 1. Ст. 20- № 30(ч.1). Ст. 3104.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. ст. 16- 1997. № 46. Ст. 5243- 1998. № 26. Ст. 3014- 2000. № 2. Ст. 153- 2004. № 35. Ст. 3607- 2005. № 1 (ч.1). Ст. 11.
10. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; 2004. № 27. Ст. 2711- № 34. Ст. 3533- № 46 (ч. 1). Ст. 4494- 2005. № 30 (ч.1). Ст. 3101.
11. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ 2002, № 1 ст. 3- № 30. Ст. 3014, 3033- 2003. № 27 (чЛ). Ст. 2700- 2004. № 18. Ст. 1690- № 35. Ст. 3607- 2005. № 1 (ч.1). Ст. 27- № 19. Ст. 1752.
12. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 2102. 2003. № 44. Ст. 4262. 2004. № 35. Ст. 3607, № 52. Ст. 5267.
13. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» //СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609- 2003. № 2. Ст. 167.
14. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
15. Федеральный закон от 19 июня 2001 г. № 80-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 1999 год"// СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2584;
16. Федеральный закон от 23 апреля 2002 г. № 39-Ф3 «Об исполнении федерального бюджета за 2000 год» // СЗ РФ. 2002. № 17. Ст. 1602;
17. Федеральный закон от 7 июня 2003 г. № 67-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2001 год» // СЗ РФ 2003. № 23. Ст. 2176;
18. Федеральный закон от 8 мая 2004 г. № 35-Ф3 «Об исполнении федерального бюджета за 2002 год» //СЗ РФ. 2004. № 19 (ч. 1). Ст. 1836;
19. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» // СЗ РФ. 2002. № 52 (чЛ). Ст. 5132- 2003; № 26. Ст. 2567- № 28. Ст. 2876- № 46 (ч.1). Ст. 4446- 2004. № 46 (ч.1). Ст. 4491.
20. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» // СЗ РФ. 2003. № 52(ч. 1). Ст. 5038- 2004. № 27. Ст. 2711- № 31. Ст. 3221- № 34. Ст. 3535- № 46 (ч.1). Ст. 4491.
21. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» //СЗ РФ. 1998. № 2. Ст.221- 2004. № 27. Ст. 2711.
22. Федеральный закон от 12 декабря 2002 г. № 172-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле».№ 172-ФЗ// СЗ РФ. 2002. № 50. Ст. 4933.
23. Федеральный закон от 12 декабря 2002 г. № 173-Ф3 «О ратификации Соглашения между Правительством Грузии о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг)» № 173-Ф3//С3 РФ. 2002. № 50. Ст. 4934.
24. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи"//СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
25. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 74-ФЗ «О государственной гражданской службе» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
26. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-Ф3 «О федеральном бюджете на 2005 г.» // СЗ РФ. 2004. № 52. Ст.5277- 2005. № 28. Ст. 2813.
27. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ //СЗ РФ. 1998. № 30, ст.3619- 2002. № 13. Ст.1179- 2003. № 1. Ст. 2, Ст.6- № 2. Ст. 160- № 22. Ст. 2060. № 27 (с.1). Ст.2700;
28. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета. 2005. 27 июля.
29. Федеральный закон от 22 июля 2005. № 117-ФЗ «О внесении изменений и некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“» //Российская газета. 2005. 27 июля.
30. Федеральный закон от 30 июня 2005 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» //Российская газета. 2005. 5 июля.
31. Закон Воронежской области от 27 декабря 2004 г. № 93−03 «Об областном бюджете’на 2005 год» // Коммуна 2004. 30 декабря- 2005. 3 июня- 9 июля.
32. Закон РУз «О нормативно-правовых актах» от 14.12.2000. //СЗ РУз, 2000, № 11. С. 153.
33. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 года № 511 «О классификаторе правовых актов» // СЗ РФ 2000 № 12 ст. 1260- 2002. № 40. Ст. 3905- 2005. № 28. Ст. 2865.
34. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношения с бюджетами субъектов РФ в 1994 г» // Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 № 52 ст. 5074- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4146.
35. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению финансового контроля в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2000 г., 18 июля 2001 г.) // СЗ РФ. 1996. № 31. ст. 3696- 2000. № 31. Ст. 3252- 2001. № 30. Ст. 3156.
36. Указ Президента РФ от 11 июня 1998 г. № 697 «О снижении цен на газ для потребителей Российской Федерации» //СЗ РФ. 1998. № 24. Ст.2698;
37. Указ Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» // СЗРФ. 1995. № 30. Ст. 2906.
38. Указ Президента РФ от 3 апреля 2002 № 311 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента РФ по вопросам налогообложения» // СЗ РФ 2002 № 14 ст. 1255.
39. Указ Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 «О продлении срока подачи заявлений о предоставлении отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1964.
40. Указ Президента от 2 апреля 1997 № 277 «О дополнительных мерах по сокращению налоговых льгот и отмене решений, приводящих к потерям доходов федерального бюджета» //СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1607.
41. Указ Президента РФ от 3 августа 1999 г. № 977 «О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4045.
42. Указ Президента РФ от 5 декабря 2001 г. № 1408 «О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4705.
43. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» //Российская газета. 2004. 12 мартаСЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
44. Указ Президента РФ от 15 марта 2005 г. № 295 «Вопросы Федеральной налоговой службы» //СЗ РФ. 2005. № 12. Ст. 1023.
45. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 25 мартаСЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
46. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года № 781−11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // СЗ РФ 1996 № 4. ст. 5506.
47. Постановление Правительства от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ» // СЗ РФ 2000 № 49 ст. 4826.
48. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908.
49. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002. № 803 «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» //Российская газета. 2002. 13 ноября.
50. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 864;
51. Постановление. Правительства № 310 «О порядке подготовки Правительством Российской Федерации заключений по проектам законов, направляемым Государственной Думой"/ САПП РФ. 1994. № 16. Ст. 1276.
52. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258- № 49. Ст. 4908- 2005. № 23. Ст. 2270.
53. Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961- 2005. № 8. Ст. 654- № 23. Ст. 2270- № 42. Ст. 4277.
54. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) //СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 113.
55. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы //СЗ РФ.2004. № 9. Ст. 699.
56. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов и взаимной торговле 2000 г. //БМД. 2001. № 4.
57. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал // СЗ РФ 2002. № 20 ст. 1836.
58. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Казахстан о принципах взимания косвенных налогов и взаимной торговле //БМД. 2001. № 10.
59. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения в отношении налогов на доходы //СЗ РФ. 2003. № 9. Ст.806;
60. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголия о сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства 2001 г. //БМД. 2001. № 10.
61. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы //СЗ РФ. 2003. № 47. Ст. 4511.
62. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы // СЗ РФ. 2003. № 6 ст. 511.
63. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле //СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2716.
64. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал //СЗ РФ, 2003. № 43. Ст. 4109.
65. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Сирийской Арабской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы //СЗ РФ 2003. № 36. Ст.3494;
66. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокол к Соглашению //СЗ РФ. 2003. № 4. Ст. 269, 270;
67. Соглашение с Республикой Узбекистан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле //СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1259.
68. Соглашение между РФ и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал //СЗ РФ. 2003. № 11. Ст. 958;
69. Конвенции между РФ и Королевством Норвегии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал //СЗ РФ. 2003. № 15. Ст. 1305.
70. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал //СЗ РФ. 2003. № 5. Ст. 381.
71. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов от доходов // СЗ РФ. 2004. № 29. Ст. 2236.
72. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы //СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2236.
73. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения ипредотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы //СЗ РФ. 2003. № 6. Ст. 51.
74. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы //СЗ РФ. 2003. № 38. Ст. 3627.
75. Приказ Минфина РФ от 01.11.2004 г. № 96-Н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и инструкции о порядке ее заполнения» //Российская газета. 2004. 8 декабря, 2005. 17 февраля.
76. Приказ МНС от 15 июня 2004 г. №САЭ-3−04/366@ «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 26 июля 2004 г. № 30. С. 29.
77. Приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» //Российская газета. 2005. 12 августа. С. 10.
78. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 29 декабря 2005 г. №БГ-3−21/727 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогуна добычу полезных ископаемых и инструкции по ее заполнению» // Российская газета. 2004. 3 февр.
79. Приказом МНС РФ от 07.03.2002 г. №БГ-3−23/118 «Об утверждении инструкции по заполнению Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» // Российская газета. 2002. 24 апреля- 2004. 6 февраля.
80. Постановление Воронежской областной Думы от 29.05.2003 № 216-Ш-ОД «О предоставлении физическим лицам льгот по уплате земельного налога в 2003 году» //Информационно-аналитическая газета «Консультант Черноземья». 2003. 15 июня.
81. Правила Кабинета Министров Латвийской Республики № 276 Правила о безналоговых или с низкими налогами государствах и территориях //http://interinvest.lv/docs/pravilabeznalogzoni.doc.
82. Устав г. Екатеринбург, http://www.egd.ru./index.php.
83. Устав г. Саратов, http://saratovmer.ru.
84. Письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве «О разъяснении законодательства» // Налоги. 2004. № 42. С. 18.
85. Письмо Управления МНС по г. Москве от 22.09.04 «О разъяснении действующего законодательства по налогу на имущество организаций» // Налоги. № 42. С.20−21.