Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка эффективности деятельности организаций потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап развития потребительской кооперации характеризуется положительными тенденциями. Преодоление кризисных явлений и наметившаяся тенденция стабилизации экономического положения потребительской кооперации обусловлены, с одной стороны, наличием законодательной основы, совершенствованием взаимоотношений с органами власти как на федеральном, так и на местном уровнях, расширением… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 1. 1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности кооперативных организаций
    • 1. 2. Показатели эффективности деятельности хозяйствующих субъектов
    • 1. 3. Методические подходы к оценке эффективности деятельности организаций потребительской кооперации
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Особенности развития потребительской кооперации
    • 2. 2. Анализ социально-экономической деятельности Белгородского обл потребсоюза
    • 2. 3. Оценка реализации Программы стабилизации и развития потребительской кооперации на период до 2002 года
  • ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 3. 1. Методика комплексной оценки эффективности деятельности кооперативных организаций
    • 3. 2. Комплексная оценка эффективности деятельности кооперативных организаций системы белгородского обл потребсоюза
    • 3. 3. Основные направления повышения эффективности деятельности кооперативных организаций

Оценка эффективности деятельности организаций потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Потребительская кооперация является важным социально ориентированным субъектом рыночной экономики. Выполнение ее социальной миссии зависит от эффективности деятельности кооперативных организаций.

Современный этап развития потребительской кооперации характеризуется положительными тенденциями. Преодоление кризисных явлений и наметившаяся тенденция стабилизации экономического положения потребительской кооперации обусловлены, с одной стороны, наличием законодательной основы, совершенствованием взаимоотношений с органами власти как на федеральном, так и на местном уровнях, расширением взаимодействия с другими видами кооперациис другой — ее реформированием в соответствии с Программой развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2002 года.

Особое значение для устойчивого развития потребительской кооперации имеет повышение эффективности ее деятельности. Поэтому исследование проблемы оценки и повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации является актуальным.

Различные аспекты оценки и повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе организаций потребительской кооперации, рассматривали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Баканов М. И., Бланк И. А., Вахрин П. И., Вебер М., Галкин Л. Г., ГребневА.И., Жигалов В. Т., Капелюк З. А., Лебедев А. Н., Раицкий К. А., Санталайнен Т., Сергеев И. В., Сероштан М. В., Слабинский В. Т., Снитко Л. Т., Теплов В. И., Теплова Л. Е., Фридман A.M., Хедцервик К., Шмален Г., Шеремет А. Д. и др.

Однако до настоящего времени не выработан единый методический подход к оценке эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе организаций потребительской кооперации. Недостаточно исследованы вопросы комплексной оценки эффективности деятельности кооперативных организаций в условиях рыночной экономики. Все это обусловило выбор темы и определило основные направления диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка методики комплексной оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации и ее практическая реализация на примере потребительских обществ и потребительских союзов.

Для реализации этой цели в диссертации поставлены и решены следующие основные задачи:

— исследование теоретических и методических аспектов оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации;

— анализ современного состояния потребительской кооперации;

— обоснование системы показателей оценки эффективности деятельности кооперативных организаций;

— разработка методики комплексной оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации;

— комплексная оценка эффективности деятельности организаций потребительской кооперации;

— разработка и обоснование рекомендаций по повышению эффективности деятельности кооперативных организаций.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является эффективность деятельности организаций потребительской кооперации.

В качестве объекта исследования избраны потребсоюзы ЦентральноЧерноземного региона и организации потребительской кооперации Белгородской области.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения экономической теории, общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), специальные экономические методы (сравнение, группировка, корреляция, регрессия). Информационной основой исследования явились публикации Государственного комитета РФ по статистике, информация финансово-экономического управления Центросоюза Российской Федерации, отчетность и результаты обследования организаций потребительской кооперации Белгородской области. В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации, материалы общих собраний представителей районных потребительских обществ и областных потребительских союзов, решения Совета и Правления Центросоюза Российской Федерации, Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2002 года.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— предложено авторское определение понятия «эффективность деятельности организаций потребительской кооперации» ;

— выявлены тенденции развития потребительской кооперации на современном этапе;

— обоснована система показателей комплексной оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации;

— разработана методика комплексной оценки эффективности деятельности кооперативных организаций;

— дана оценка эффективности деятельности организаций потребительской кооперации Белгородской области;

— определены основные направления повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации.

Практическая значимость исследования. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по повышению эффективности деятельности кооперативных организаций будет способствовать устойчивому развитию потребительской кооперации в условиях рыночных отношений.

Применение на практике предложенной методики комплексной оценки эффективности деятельности кооперативных организаций позволит принимать обоснованные управленческие решения.

Результаты комплексной оценки эффективности деятельности кооперативных организаций могут быть использованы для выявления передового опыта и определения основных направлений повышения эффективности их деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения по повышению эффективности деятельности организаций потребительской кооперации внедрены в практику работы системы потребительской кооперации России (акт внедрения от 25 декабря 1999 г.) и Белгородского облпотребсоюза (акт внедрения от 6 марта 1999 г.).

Основные результаты проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Белгородском университете потребительской кооперации, собраниях представителей потребительских обществ Белгородской области.

Результаты исследования, полученные автором, используются в учебном процессе в Белгородском университете потребительской кооперации (акт внедрения от 05.12.99 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим объемом 8,6 печатных листа, в том числе авторских 3,8 печатных листа.

Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в процессе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преодоление убыточности хозяйствующих субъектов является стратегической и тактической задачей, решение которой во многом зависит от эффективности использования всех видов ресурсов. В связи с этим важнейшим направлением научного исследования является выявление путей повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, особенно потребительской кооперации как социально ориентированного субъекта рыночной экономики.

На основе анализа литературных источников изучена сущность эффективности, определены критерии и показатели ее оценки, предложено определение понятия «эффективность деятельности организаций потребительской кооперации» .

Экономическая эффективность характеризует соотношение результатов деятельности с затратами, необходимыми для их достижения, социальная эффективность отражает степень реализации социальных функций.

В диссертации рассмотрены концепции и модели функционирования хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики с точки зрения социальной и экономической эффективности их деятельности.

По нашему мнению, эффективность деятельности организаций потребительской кооперации — это экономическая категория, в комплексе характеризующая результативность социально-экономической деятельности и степень использования экономического потенциала потребительских обществ и их союзов.

Эффективность деятельности кооперативных организаций рассматривается нами в двух аспектах: экономическом и социальном.

Повышение эффективности деятельности кооперативных организаций способствует реализации социальной миссии потребительской кооперации.

В результате проведенных исследований установлено, что в современной экономической науке используются различные методические подходы к оценке эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих положительный финансовый результат. Для оценки эффективности деятельности кооперативных организаций их применение ограничено, так как в настоящее время около 50% кооперативных организаций являются убыточными. Поэтому совершенствование имеющихся и разработка новых методик оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации является актуальной.

Нами выявлены тенденции развития потребительской кооперации в условиях формирования рыночных отношений, определены основные факторы и степень их влияния на результаты деятельности кооперативных организаций.

Важным показателем деятельности кооперативных организаций является доля рынка. Как показали исследования, во всех областях ЦентральноЧерноземного региона наблюдается тенденция снижения доли рынка. Так, в Белгородской области доля рынка сократилась с 35,8% в 1990 году до 7,4% в 1999 году.

В значительной мере эффективность деятельности кооперативных организаций характеризуется розничным товарооборотом на одного человека, обслуживаемого потребительской кооперацией. Положительным является рост данного показателя в целом по системе потребительской кооперации России. В системе Белгородского облпотребсоюза темпы роста в 1999 году по сравнению с 1998 годом самые высокие среди потребсоюзов Центрально-Черноземного региона — 167,3%.

В зависимости от объема розничного товарооборота кооперативные организации системы Белгородского облпотребсоюза объединены в 3 группы: первая группа включает 3 кооперативные организации, имеющие объем розничного товарооборота до 4,9 млн руб.- вторая группа включает 9 организаций с объемом розничного товарооборота от 5 до 14,9 млн руб.- третья группа включает 12 организаций с объемом розничного товарооборота от 15 до 45 млн руб.

Результаты группировки показывают, что средние значения розничного товарооборота и товарооборота на одного человека, обслуживаемого потребительской кооперацией, в третьей группе превышают значения данных показателей первой группы соответственно в 11,2 и 3,7 раза.

Для всех групп кооперативных организаций системы облпотребсоюза характерны убытки, но первая группа кооперативных организаций имеет наибольший удельный вес в общей их сумме. Основной причиной убытков в кооперативных организациях данной группы является высокая затратность. Следует отметить, что уровень доходов во всех группах колеблется незначительно — от 18,7% до 19,7% к товарообороту.

В облпотребсоюзах Центрально-Черноземного региона, начиная с 1997 года, выявлена тенденция снижения уровня издержек обращения, что обусловило улучшение финансового состояния кооперативных организаций. Этому также способствовало реформирование организационной структуры кооперативных организаций.

Сокращение числа хозрасчетных организаций привело к уменьшению удельного веса убыточных организаций в общем их количестве.

В 1999 году в Белгородском облпотребсоюзе в среднем на один административный район приходилось 3 хозрасчетные организации. Доля убыточных организаций составляла 41,5%. В Курском облпотребсоюзе в каждом районе имелись в среднем 1−2 хозрасчетные организации, что обеспечило самый низкий по региону удельный вес убыточных субъектов -12,2%. Наибольший удельный вес убыточных хозрасчетных организаций отмечен в системе Тамбовского облпотребсоюза — 79,7%.

Торговля является ведущей отраслью деятельности потребительской кооперации, занимает наибольший удельный вес в совокупном обороте. Однако с 1994 года по 1998 год торговая деятельность в потребсоюзах региона не приносила прибыли.

В 1999 году сумма убытка в торговле в целом по системе Центросоюза РФ уменьшилась на 607 238 тыс. руб., Белгородского облпотребсоюза — на 7795 тыс. руб. по сравнению с 1998 годом.

В 1999 году наблюдается рост отчислений в фонд развития потребительской кооперации во всех потребсоюзах Центрально-Черноземного региона, кроме Тамбовского.

В Белгородском потребсоюзе начислен фонд развития потребительской кооперации в размере 1,44% к совокупному объему деятельности, что является положительным, так как средства фонда являются источником добавочного капитала и используются на пополнение основных и оборотных средств.

Эффективность деятельности кооперативных организаций оценивалась экономическими и социальными показателями.

В процессе исследования выявлен положительный опыт работы Белгородского облпотребсоюза в решении проблем занятости сельского населения. Так, в потребительских обществах и их союзах создаются дополнительные рабочие места за счет изменения режима работы магазинов и производственных предприятий, открытия кафе и баров-дискотек, ввода дополнительных производственных мощностей по выпуску товаров, пользующихся покупательским спросом. Создание новых рабочих мест способствует росту объемов деятельности, увеличению доходов и снижению затрат кооперативных организаций и реализации социальной миссии потребительской кооперации.

Расходы по оплате труда занимают наибольшую долю в общей сумме издержек обращения. Следует отметить, что темпы снижения объема товарооборота опережали темпы снижения численности работников, в связи с чем резко снизилась производительность труда, которая является важным показателем оценки эффективности деятельности кооперативных организаций. В 1999 году темпы роста средней заработной платы опережали темпы роста производительности труда, например, в Белгородском облпотребсоюзепочти в 2 раза. Следовательно, необходимо совершенствовать управление трудовыми ресурсами для обеспечения снижения уровня расходов по оплате труда и повышения стимулирующей роли заработной платы.

Особое значение для повышения эффективности деятельности кооперативных организаций имеет формирование оборотных средств. В системе Белгородского облпотребсоюза самый высокий уровень расходов по статье «проценты за пользование кредитом» в 1999 году имело Краснояружское райпо — 1,95%, что более чем в 4 раза превысило среднеобластной показатель. Доля этих затрат в совокупных издержках обращения райпо составила 14,27%. В данном райпо отсутствуют собственные оборотные средства, не используются возможности их пополнения за счет привлечения заемных средств населения, отчислений в фонд развития потребительской кооперации.

В диссертационной работе выявлены факторы, обусловливающие уровень издержек обращения по статье «проценты за пользование кредитом». Проведенный регрессионный анализ позволил установить степень их влияния на уровень расходов по данной статье.

Наблюдается тенденция снижения доли расходов по данной статье в совокупных затратах кооперативных организаций.

В системе потребительской кооперации выявлена тенденция роста уровня непроизводительных расходов. В Белгородском облпотребсоюзе уровень непроизводительных расходов составил 1,09% при уровне убытков.

1,88%. Между прибылью (убытком) и непроизводительными расходами установлено наличие тесной связи (R = - 0,942).

В диссертационной работе дана оценка реализации Программы стабилизации и развития потребительской кооперации РФ на период до 2002 года.

Для повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации необходима разработка методики ее комплексной оценки.

Нами предложена модель оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации, реализация которой позволит повысить обоснованность управленческих решений.

Обоснован выбор потребительских обществ и их союзов в качестве объекта оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации.

Предложена система показателей оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации, включающая комплексные показатели: финансовой устойчивости, деловой активности, результативности, социально-экономической деятельности, надежности.

В результате анализа комплексных показателей выявлена значительная их вариация. Поэтому на их основе предложен расчет интегрального показателя эффективности деятельности организаций потребительской кооперации.

Критериями выбора показателей оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации являются: доступность статистической информации, простота определения значений единичных показателей, возможность комплексной оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации.

Предлагаемая нами методика позволяет проводить комплексную оценку эффективности деятельности кооперативных организаций с целью выявления резервов ее повышения и апробирована на конкретных хозяйствующих субъектах — организациях потребительской кооперации Белгородского облпотребсоюза.

По предложенной методике в работе проведена комплексная оценка эффективности деятельности кооперативных организаций системы Белгородского облпотребсоюза за 1997;1999 годы. Произведено ранжирование кооперативных организаций системы Белгородского облпотребсоюза по комплексному показателю финансовой устойчивости за 1997;1999 годы.

За анализируемый период в целом по системе Белгородского облпотребсоюза произошло улучшение финансовых показателей. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами возрос с 0,05 в 1997 году до 0,07 в 1999 году.

Аутсайдерами по комплексному показателю финансовой устойчивости являются Губкинское, Борисовское и Красненское райпо. Коэффициенты платежеспособности в Губкинском и Борисовском райпо составили соответственно 0,23 и 0,25, что свидетельствует о наличии реальной угрозы возбуждения кредиторами иска об их несостоятельности (банкротстве).

Большое значение при оценке эффективности деятельности организаций имеют показатели результативности. Потребительская кооперация является некоммерческой организацией и не ставит главной целью получение прибыли. Однако только безубыточные организации могут в полной степени реализовывать социальные функции. При оценке результативности нами был учтен специфический для потребительской кооперации показатель — уровень отчислений в фонд развития потребительской кооперации.

В результате исследования установлено, что по показателям результативности деятельности в 1999 году наиболее высокий ранг имеют Прохоровское, Волоконовское райпо, Шебекинский райпотребсоюз, самый низкий — Корочанское, Борисовское, Губкинское райпо.

Собственный капитал наиболее эффективно использован в Красногвардейском райпо, где на 1 руб. вложенного капитала получено в 1999 году 5,5 руб. выручки при среднеобластном данном показателе 1,99 руб.

Показатели деловой активности были наиболее высокими в Красногвардейском, Чернянском, Волоконовском райпо.

В процессе исследования установлена взаимосвязь затратоотдачи и доли рынка кооперативных организаций. Тенденция роста затратоотдачи имеет устойчивый характер. Самая высокая затратоотдача имеет место в организациях, осуществляющих диверсификацию деятельности. Как показывает опыт работы Алексеевского, Валуйского райпо, Борисовского сельпо «Хлеб», даже при невысокой доле рынка, но при эффективном управлении возможно обеспечение высокого уровня затратоотдачи.

В результате ранжирования комплексных и интегрального показателей эффективности деятельности организаций потребительской кооперации Белгородского облпотребсоюза установлено, что наиболее эффективно функционирующими являются Прохоровское, Волоконовское, Красногвардейское, Вейделевское и Ровеньское райпо. Наиболее проблемными в системе Белгородского облпотребсоюза являются: Губкинское, Борисовское, Корочанское райпо и Белгородский райпотребсоюз. Губкинское и Борисовское райпо являются абсолютными аутсайдерами.

В ходе анализа нашла подтверждение гипотеза о взаимосвязи между интегральным и комплексными показателями. Наиболее тесная связь выявлена между интегральным показателем эффективности деятельности и комплексными показателями финансовой устойчивости и результативности, о чем свидетельствуют коэффициенты парной корреляции — 0,843 и 0,890 соответств енно.

Проведенный анализ эффективности деятельности кооперативных организаций Белгородского облпотребсоюза позволил выявить лидеров и аутсайдеров и определить их место в системе потребительской кооперации области. В диссертации обобщен опыт работы организаций-лидеров, выявлены факторы, обусловившие наличие аутсайдеров.

На основе анализа результатов оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации Белгородской области определены направления повышения эффективности их деятельности.

Управление экономическими процессами в современных условиях требует комплексного решения многочисленных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. В связи с этим в работе обоснована необходимость внедрения системы контроллинга в деятельность кооперативных организаций и определены ее задачи и функции.

В рамках системы контроллинга рекомендуется использование нетрадиционных методов экономической работы.

Важным фактором повышения эффективности деятельности является совершенствование организационной структуры управления. Сокращение количества хозрасчетных единиц будет способствовать снижению затрат на содержание административно-управленческого аппарата, уменьшению налогов, дебиторской и кредиторской задолженности, концентрации материальных и финансовых ресурсов.

В работе обоснована целесообразность внедрения внутрихозяйственного расчета.

Важными направлениями повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации, по нашему мнению, является диверсификация деятельности и межотраслевая интеграция. В работе предложены следующие модели диверсификации деятельности кооперативных организаций: концентрическая, горизонтальная, конгломеративная.

В условиях растущей конкуренции необходимо особое внимание уделять совершенствованию маркетинговой работы.

В результате исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Современное состояние потребительской кооперации обусловливает необходимость повышения эффективности деятельности кооперативных организаций.

2. Для повышения эффективности деятельности кооперативных организаций необходимо совершенствование имеющихся и разработка новых методик ее оценки.

3. Разработанная в диссертации методика позволяет осуществлять комплексную оценку эффективности деятельности кооперативных организаций с целью выявления резервов ее повышения.

4. Эффективная деятельность кооперативных организаций будет способствовать реализации социальной миссии потребительской кооперации и повышению ее социально-экономической значимости в обществе.

Сформулированные в работе научные выводы и практические рекомендации, по нашему мнению, будут способствовать повышению эффективности деятельности организаций потребительской кооперации в условиях рыночных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. — М.: Экономика, 1989. -319с.
  2. Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка: Учебное пособие. Гомель: ГКИ, 1995. — 240 с.
  3. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  4. Анализ причин убыточности потребительских обществ и союзов и рекомендуемые меры по обеспечению рентабельной работы потребительской кооперации. М.: Центросоюз, 1998. — 58 с.
  5. Е.А., Данилочкин Н. Г. Управление затратами. М.: «Издательство ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998. — 64 с.
  6. Ансофф. Стратегическое управление. М.: Экономика 1989.
  7. В., Уварова Г. Экономический советник менеджера. Пособие по управлению предприятием. Минск: «Финансы, статистика, аудит» 1996. — 320 с.
  8. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению /Под ред. Г. Н. Иванова. М.: ЮНИТИ, 1995.
  9. В.В. Современный менеджмент // Российский экономический журнал. 1997. — № 5.
  10. В.В. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 5. — С. 117−122.
  11. А. О формировании прибыли // Экономика и управление. -1999.-№ 1.-С. 93−95.
  12. М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торг. вузов. М.: Экономика, 1990. — 325 с.
  13. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1998. — 112 с.
  14. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?. М.: Финансы и статистика, 1994- - 384 с.
  15. Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. /Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1996. — 624 с.
  16. И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. Киев: Ника — Центр, 1999. — Т. 1. — 592 е., Т И. — 512 с.
  17. И.А. Управление прибылью. Киев: «Ника — Центр», 1998. — 544с.
  18. И.А. Управление торговым предприятиям. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ, 1998. — 416 с.
  19. Большая советская энциклопедия. В 30-ти томах. /Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1978. — Т.30. — 650 с.
  20. Большой экономический словарь. / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
  21. Е.Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. -М.: Финансы и статистика, 1997. 400 с.
  22. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.-392 с.
  23. П.И. Пути повышения эффективности использования основных фондов кооперативной торговли: Обзорная информация. Вып. 3. -ЦБТЭИ Центросоюза. — М.: 1978. — С. 3.
  24. Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г., № 24.
  25. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник /Пер. с датского А. Н. Чеканского. М.: Высш. школа, 1994. — 272 с.
  26. Д., Зацнашев Н. Принятие управленческих решений на основе показателей эффективности // Экономика и управление. 1999. — № 2. -С. 83−87.
  27. Л.Г. Политико-экономическое содержание понятия эффективности социалистического производства /В кн.: Проблемы роста эффективности общественного производства / Под ред. J1.H. Самсонова. -М.: МГУ, 1996.-С. 5−31.
  28. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть I, II М.: Юриздат, 1998.
  29. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 1998. 208 с.
  30. Т.И. Статистические изучения взаимосвязей в торговле. Лекция СПбЭИ.-СПб, 1994.
  31. Д.Е. Актуальные вопросы рыночной экономики: издержки, безубыточность, эффективность. Ставрополь: ЦНТИ, 1996.
  32. Д.Е. Показатели оценки эффективности экономики в условиях рыночных отношений (макро- и микроуровни). Ставрополь: «Кавказский край», 1998. — 492 с.
  33. Г. Торговый бизнес: Как организовывать и управлять. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 304 с.
  34. Доклад о социально-экономическом положении потребительской кооперации Российской Федерации в 1998 году. М.: Центросоюз, 1998.
  35. Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. С-Пб., 1992. 620 с.
  36. К. Введение в управленческий и производственный учёт./ Под ред. С. А. Табалиной. М., ЮНИТИ., 1994. — 560 с.
  37. В.Ф. Потребительская кооперация на пути радикальных реформ. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998. — 178 с.
  38. В.Т. Проблемы теории и анализа эффективности торговли. К.: Вища школа, Головное изд-во, 1984. — 139 с.
  39. В.Т. Социально-экономические проблемы эффективности торговли. Харьков: Основа, 1989. — 206 с.
  40. Г. В. Доходы, издержки и прибыль торгового предприятия: Учебное пособие. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1997. — 78 с.
  41. Закон о несостоятельности (банкротстве) 1998 г.
  42. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11 июля 1997.
  43. А. О синтетическом критерии эффективности. // Советская торговля. 1980. — № 9. — С. 55−57.
  44. В., Федорова Н. Методика оценки эффективности организационных структур управления // Консультант директора. -1998.-№ 2.-С. 2−8.
  45. В.И. и др. Эффективность межотраслевых и региональных связей торговли. / Иваницкий В. И., Задорожный В. К., Бланк И. А. М.: Экономика, 1981. — 176 с.
  46. В.И., Бланк И. А. Резервы повышения эффективности торговли. К.: Техника, 1981. — 157 с.
  47. В. Б., Ивашневич А. И. Контроллинг: экзотика или необходимость. П Бухгалтерский учет, 1996, № 7.
  48. Как повысить эффективность вашей торговой деятельности. Европейская комиссия. Руководство по практике продаж. Люксембург: Офис официальных изданий Европейского Сообщества, 1996. — 44 с.
  49. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1996. -432 с.
  50. В.М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. — 368 с.
  51. Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». М.: Центросоюз, 1998. — 163 с.
  52. Коммерческий словарь / Под общ. ред. А. Н. Азримсяна. М.: Фонд «Правовая культура», 1992.
  53. Контроллинг как инструмент управления предприятием. /Е.А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н.Г. Данилочки-ной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 279 с.
  54. Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  55. Р. Фирма, рынок и право. М.: Финансы и статистика, 1993. — 296 с.
  56. Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Минск: ¦ «Вышэйшая школа», 1995. — 350 с.
  57. Э. Торговля и рынок потребительских товаров. // Маркетинг.1998.-№ 5.-С. 83−87.
  58. Ю. Развитие методологии менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — С. 110−117.
  59. М.С. Категория экономической эффективности общественного производства. /В кн.: Вопросы теории и оценки экономической эффективности народного хозяйства. Минск: Наука и техника, 1976. -С. 31−73.
  60. Курс экономической теории. / Под ред. М. Н. Чепурнина и Е. А. Киселевой. Киров: «АСА», 1999. — 624 с.
  61. Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987.-510 с. А
  62. Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.:
  63. Финансы и статистика, 1993,96 с.
  64. Менеджмент организации: Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З. П., Саломатина Н. А., Акбердина Р. З. и др. М.: ИНФРА — М, 1995. — 432 с.
  65. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с щ англ. М.: Дело, 1997. — 704 с.
  66. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Краюхина. СПб.: Издательство СПбГИЭА, 1996. — 234 с.
  67. Методические рекомендации по ведению управленческого учета в структурных подразделениях потребительских обществ, работающих на внутреннем хозрасчете (Авторы-составители: Овсийчук М. Ф.,
  68. Овсийчук В.Я.). Москва: Московский университет потребительской кооперации, 1999. — 52 с.
  69. Методические рекомендации по переводу предприятий потребительской кооперации на внутренний хозрасчет /Капелюк З.А., Сипко JI.A. -Новосибирск: СибУПК, 1998. 46 с.
  70. Ю. Слагаемые конкурентоспособности // Риск. 1999. — № 1. — С. 41−45.
  71. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательский дом «Бизнесс-Пресса», 1999. — 608 с.
  72. Народнохозяйственная эффективность: показатели, методы оценки. / Под ред. А. С. Астахова. М.: Экономика, 1984. — 284 с.
  73. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации»: Закон РФ от 13 июня 1997 г.
  74. О дополнениях к Положению о Фонде развития потребительской кооперации Российской Федерации. Постановление правления Центросоюза РФ от 15. 12. 94 г. № 74.
  75. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами": Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г., № 795.
  76. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г., № 730.
  77. О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 г., № 24.
  78. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г.
  79. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /А.И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.- Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1994. — 296 с.
  80. А. О показателях хозяйственной деятельности и ее эффективности // Советская торговля. 1981. — № 5. — С. 29−31.
  81. Оценка бизнеса /Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 1998. — 512 с.
  82. Оценка финансового состояния потребительского общества: Методические рекомендации. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1999. — 54 с.
  83. Оценка финансового состояния потребительского общества: Методические рекомендации /Авторы-составители д.э.н., профессор З.А.
  84. Капелюк, к.э.н., профессор О. П. Зайцева, к.э.н., доцент J1.A. Сипко.
  85. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 1999.-60 с.
  86. В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. М.: ИВЦ и «Маркетинг», 1998.
  87. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1988.
  88. Положение о Фонде развития потребительской кооперации Российской Федерации. Утверждено постановлением правления Центросоюза РФ от 15. 12.94 г. № 74.
  89. А. Предприятие: стратегия эффективного хозяйствования //Риск. 1996. — № 10−12. — С. 20 — 23.
  90. Г. О модели будущего развития России // Экономика и управление. * 1999.-№ 1.-С. 26−36.
  91. М. Международная конкуренция. Пер. с англ. /Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  92. Потребительская кооперация России в системе рыночных отношений: проблемы и перспективы /Материалы межвузовской научно-практической конференции. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1997. — 618 с.
  93. Потребительская кооперация России на пороге третьего тысячелетия: Тезисы научно-практической конференции. Ч. I. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1999. — 253 с.
  94. Программа стабилизации и развития потребительской кооперации на tpr 1998 2002 годы: Принята на 119 Общем Собрании представителейпотребительских обществ Российской Федерации 30 июня 1998 г. //Российская кооперация. 1998. — № 34−35. С. 3−6.
  95. В.Ф. Микроэкономика: Структурно-логические схемы: Учебное пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 168 с.
  96. К.А. Резервы повышения эффективности деятельности отраслей потребительской кооперации. М.: Московский университет потребительской кооперации, 1999. — 27 с.
  97. К.А. Экономика потребительской кооперации: Учебник. М.: Экономика, 1987. — 310 с.
  98. К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: Информационный внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 693 с.
  99. В. Предпринимательский доход//Риск.-1999.-№ 4.- С. 61−67.
  100. Российская торговая энциклопедия: В 5-ти тт. М.: РООИиП «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999. — T. I — 480 е., Т. II — 496 е., Т. III — 496 е., Т. IV — 496 е., Т. V — 496 с.
  101. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник /Госкомстат России. М.: Логос, 1996. — 1202 с.
  102. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. /Госкомстат России. М.: ЗАО «Московский Издательский Дом», 1998. -813 с.
  103. З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3. М.: «Инфра-М», 1999, — 336 с.
  104. Ф., Никулин Л., Фаткин Л. Ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы менеджмента // Экономика XXI века. -1999.-№ 1.-С. 75−82.
  105. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т. 1 Теория рыночной экономики. Часть 2. Максимова В. Ф., Шишов А. Л. М.: СОМИНТЭК, 1992. — с. 256.
  106. Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха //Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 6. — С. 102−114.
  107. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. -М.: Радио и связь, 1991.
  108. Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Экоперспектива, 1997. — 498 с.
  109. М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА ¦ М, 1998. 456 с.
  110. Сборник кодексов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 1997. — 608 с.
  111. А. Основа экономического роста // Экономист. 1999. — № 8. -С. 21 -22.
  112. И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 304 с.
  113. М.В. Исследование конкурентоспособности потребительской кооперации: Монография. Белгород: Изд-во Белгородского ун-та потреб, кооперации, 1999.
  114. М.В., Тарасова Е. Е. Резервы повышения эффективности деятельности потребительской кооперации /Материалы научно-практической конференции 18−19 ноября 199 г.: в 2 ч. Белгород: Изд-во Белгородского ун-та потреб, кооперации, 1999.
  115. Скамай J1. Критерии и методы количественной и качественной оценки уровня предпринимательских рисков // Риск. 1998. — №№ 2−3. -С. 54 60.
  116. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 1998. — 752 с.
  117. Л.Т. Оборачиваемость капитала: Методическое пособие. -Белгород: БУПК, 1996. 31 с.
  118. Л.Т. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1998. — 58 с.
  119. Совершенствование управления ключевое звено экономической реформы // Экономика и управление. — 1999. — № 2. — С. 36 — 42.
  120. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. /Науч. ред. О. Мамедов, В. Борщевская, С. Головань и др. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995. — 608 с.
  121. Современное управление: Энциклопедический справочник. T.I. М.: Издатцентр, 1997.
  122. В. Движение основных производственных фондов в народном хозяйстве. 1997. — № 4. — С. 3 — 12.
  123. Социально-экономическая роль торговли и закономерности повышения ее эффективности. /Под ред. К. Г. Губерной. К.: Вища школа, 1986. -192 с.
  124. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1996 году: Статистический ежегодник. М.: Центросоюз, 1997.
  125. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1997 году: Статистический ежегодник. М.: Центросоюз, 1998.
  126. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1998 году: Статистический ежегодник. М.: Центросоюз, 1999. — 192 с.
  127. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1999 году: Статистический ежегодник. М.: Центросоюз, 2000. — 189 с.
  128. Т., Ушакова Н. Об оценочных показателях хозяйственной деятельности //Советская торговля. 1980. — № 8. — С. 38 — 40.
  129. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник /И.К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, А. В. Короткое и др.- Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. — 432 е.: ил.
  130. Е.С., Быкова Е. В., Бланк И. А. Управление оборотным капиталом: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Перспектива», 1998. — 128 с.
  131. Г. Успешный менеджмент торговли. /Пер. с англ. Мн.: Амалфея, 1996. — 192 с.
  132. В.И. и др. Прохоровское райпо: путь к успеху /Теплов В.И., Сероштан М. В., Тарасова Т. Ф., Великородный А. Н. Белгород: Изд-во Белгородского ун-та потреб, кооперации, 2000.
  133. В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации: Монография. Белгород: Изд-во Белгородского ун-та потреб, кооперации, 1999. — 206 с.
  134. JI.E. Экономические ресурсы предприятия и показатели эффективности их использования. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1998.- 38 с.
  135. Тимо Санталайнен и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993.
  136. Торговля в России: Статистический сборник. М.: Госкомстат, 1996. -276 с.
  137. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. JI.A. Брагина и проф. Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  138. Трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. 1998. — № 10. -С. 51−68- № 11 — С. 24−46.
  139. Управление организацией: Учебник /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саламатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 669 с.
  140. Управление экономикой: Основные понятия и категории: Словарь /Под ред. Р. А. Белоусова и А. З. Селезнева. М.: Экономика, 1986. — 303 с.
  141. Управленческий учет/Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. М.: ИНФРА-М, 1997.-480 с.
  142. Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. 1997. — № 5. — С. 118−127.
  143. Финансы предприятий: Учеб пособие /Е.И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, З.М. Смирнова- Под ред. Е. И. Бородиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 208 с.
  144. A.M. Как развиваться кооперативной торговле: пути интенсификации. М.: Экономика, 1985. — 191 с.
  145. A.M. Экономика торговой деятельности потребительского общества: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. — 176 с.
  146. Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995.
  147. X. Зайдель, Р. Теммен. Основы учения об экономике. Пер. с нем. М.: «Дело ЛТД», 1994. — 400 с.
  148. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992. — T. I — 384с., Т. II -384 с.
  149. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. С нем. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  150. К. Финансовый и экономический анализ деятельности предприятий /Международная организация труда: Пер. с англ. Д. П. Лукичева и А. О. Лукичевой. /Под ред. Ю. Н. Воропаева. М.: Финансы и статистика, 1996. — 192 с.
  151. Г., Йеннер Т. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров // Проблемы теории и практики управления. -1997.-№ 1. С. 110−115
  152. П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 172
  153. К. Управление компанией на пороге нового тысячелетия //Консультант директора. 1998. — № 1. — С. 2 — 4.
  154. П.В. Методологические основы управления: Курс лекций. -Новосибирск: СибУПК, 1998. 220 с.
  155. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996.- 176 с.
  156. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999. — 343 с.
  157. Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. /Под ред. А. Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996. — 512 с.
  158. Н.И., Егоров Н. Н. Статистика торговли: Учебн. пособие. М.: Финансы и статистика, 1987. — 327 е.: ил.
  159. Щур Д.Л., Трухановач JT.B. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. — 704 с.
  160. Экономика и статистика фирм: Учебник / В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина и др.- Под ред. д-ра экон. наук, проф. Ильенковой М.: Финансы и статистика, 1996. — 240 с.
  161. Экономика потребительской кооперации: резервы и пути развития (А.И. Евдокимов, В. И. Блистер, Н. В. Данильченко и др.: Под общ. ред. А. И. Евдокимова, В. И. Блистера. М.: Экономика, 1991. — 241 с.
  162. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. М. Купрякова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-367 с.
  163. Экономика предприятия: Учебно-практическое пособие. Ставрополь: «Кавказский край», 1998. — 344 с.
  164. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А. И. Гребнев, Ю. К. Баженов, О. А. Габриэлян и др.: Рук. авт. кол. А. И. Гребнев. М.: Экономика, 1996. — 238 с.
  165. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1995.-632 с.
  166. Экономическая статистика: Учебник /Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1999.-480 с.
  167. Эффективность экономики региона / П. А. Капитула, В. Н. Комков, М. В. Никитенко и др.: Под ред. Я. М. Александровича, П. А. Капитулы. -Мн.: Наука и техника, 1987. 248 с.
  168. А. На российском рынке пока доминируют фирмы коммутанты // КоммерсантЪ DAILY, 29 июня 1994, № 118.
  169. Рентабельность чистых активов потребсоюзов Центрально-Черноземного регионав 1998—1999 годах
  170. Центросоюз -854,5 38,1 18 701,6 18 402 -0,046 0,002 422,5 945,8 -432,0 983,9 -0,023 0,053
  171. Белгородский -10,93 -2,4 304,2 295,6 -0,036 -0,008 3,2 10,4 -7,7 8,0 -0,025 0,027
  172. Воронежский -14,9 -4,4 660,6 674,9 -0,023 -0,007 9,9 21,3 -5,0 16,9 -0,008 0,025
  173. Курский -3,9 0,2 303,1 323,7 -0,013 0,001 4,5 12,3 0,6 12,5 0,002 0,039
  174. Липецкий 0,1 7,6 374,9 400 0,0003 0,019 3,8 13,9 3,9 21,5 0,010 0,054
  175. Тамбовский -33,9 -21,4 182,3 118,4 -0,186 -0,181 1,6 2,3 -32,3 -19,1 -0,177 -0,161
Заполнить форму текущей работой