Анализ рынка кредитных карт на примере ОАО «Сбербанк России»
Естественно предположить, что конкуренция на рынке пластиковых карт в ближайшие годы ожесточится (учитывая, что операции по картам можно отнести в настоящее время к наиболее доходным видам банковской деятельности). Реализация зарплатных схем позволяет банкам получить доступ к дополнительным дешевым ресурсам, аналогичным расчетным счетам организаций, остатки по которым можно довольно точно… Читать ещё >
Анализ рынка кредитных карт на примере ОАО «Сбербанк России» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Глава 1 Сущность, значения и основные понятия кредитных карт
1.1 Нормативно-правовая база регулирующая деятельность кредитных карт
1.2 История возникновения кредитных карт в Сбербанке России
1.3 Сущность, виды и назначение кредитных карт
1.3.1 Visa
1.3.2 MasterCard
1.3.3 Union Card
1.3.4 Золотая корона
1.4 Проблемы и перспективы развития кредитных карт Глава 2 Анализ рынка кредитных карт на примере ОАО «Сбербанк России»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Сбербанк России»
2.2 Анализ статистики использования кредитных карт в Сбербанке России
2.3 Практическая часть Заключение Список литературы Приложения
Введение
Российский рынок банковских карт последние годы бурно развивается. За годы существования рынка кредитных карт в России банки сумели оценить привлекательность этого бизнеса и научились зарабатывать на нем деньги. Причиной тому является общемировая тенденция в развитии безналичных расчетов. Кредитные карты создают возможность организации функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволит обеспечивать обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приведет к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков в России. Использование кредитных карточек существенно влияет на развитие безналичного денежного оборота, сокращает издержки обращения. Существуют и некоторые другие достоинства: рост оборота и прибыли, повышение конкурентоспособности и престижа банков, предприятий розничной торговли, других организаций, принимающих карточки, наличие гарантии платежа. Каждый банк, решивший предоставлять своим клиентам услуги по обслуживанию кредитных карточек, может как создать свою платежную систему, так и начать сотрудничать с уже существующие платежные системы отечественные или международные. В основном банки выпускают кредитки на базе международных пластиковых карт систем Visa и MasterCard. Причем, как правило, это классические и элитные продукты: золотые или платиновые. В ряде случаев клиенты могут получить и дешевые электронные кредитки VISA Electron и Maestro. Ориентир банковской деятельности в рыночном хозяйстве состоит в максимизации прибыли от операций при сведении к минимуму потерь. Прибыль или убытки, полученные банком — показатели, концентрирующие в себе результаты различных пассивных и активных операций банка и отражающие6 влияние всех факторов, воздействующих на деятельность банка. Повышение эффективности кредитных операций — это главный показатель правильно спланированного и проводимого управления кредитными операциями. Анализ банковской деятельности с точки зрения её доходности позволяет руководству сформировать кредитную и процентную политику, выявить менее прибыльные операции и разработать рекомендации возможного получения банком больших доходов. Операции с кредитными картами открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам, увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и др.
Цель данной курсовой работы — рассмотреть историю возникновения кредитных карточек, их классификацию, ознакомиться с основными платежными системами, в которых участвуют кредитные карты.
Глава 1 Сущность, значения и основные понятия кредитных карт
1.1.Нормативная и правовая база регулирующая деятельность кредитных карт Законодательный уровень В законодательный уровень входят:
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ (ред. От 08.03.2015) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ (ред. От 08.03.2015)
Налоговый кодекс регулирует расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (кредитных карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств).
Нормативный уровень:
Главным законом, в котором прописано регулирование кредитных карт, является «Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ от 02.12.1990 N 395−1» (ред. от 29.12.2014) «Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ от 02.12.1990 N 395−1» (ред. от 29.12.2014″.
Кредитная организация — владелец банкомата обязана информировать держателя кредитной карты до момента осуществления им расчетов с использованием кредитной карты, передачи им распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по его банковским счетам с использованием банкоматов, принадлежащих этой кредитной организации, предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией — владельцем банкомата и взимаемого ею за совершение указанных операций в дополнение к вознаграждению, установленному договором между кредитной организацией, осуществившей выпуск кредитной карты, и держателем этой карты, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении кредитной организации — владельца банкомата в случае взимания такого вознаграждения на чеке банкомата либо об отсутствии такого вознаграждения.
Методический уровень:
Обращение банковских карт в России регулируется:
· Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием кредитных карт, утв. ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П; Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием кредитных карт, утв. ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П
· Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»; Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
· письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием кредитных карт»; письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием кредитных карт»;
· письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 86-Т «О составлении и предоставлении отчетности кредитных организаций» и другими актами Ищенко С. В. Государственно-правовое регулирование обращения банковских карт в Российской федерации// Право и экономика.- 2010. № 11.-с. 65−68. письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 86-Т «О составлении и предоставлении отчетности кредитных организаций» и другими актами На практике расчеты с использованием банковских карт в РФ осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).
Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования названных отношений, является подзаконный акт — положение Центрального Банка Российской Федерации «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием кредитных карт», утвержденное ЦБ РФ 24 декабря 2004 г., № 266-П.
В Положении четко определено, что банковская карта признается видом платежной карты и служит инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом.
Конкретные условия предоставления денежных средств для расчетов по операциям, совершаемых с использованием расчетных карт, кредитных карт, порядок возврата предоставленных денежных средств, а также начисления и уплаты процентов по указанным денежным средствам могут определяться в договоре с клиентом согласно пункту 1.8 Положения.
В Положении № 266-П определено Положении № 266-П определено:
· эмиссия и эквайринг платежных карт на территории РФ могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;
· в целях практической поддержки развития новых видов инструментов безналичных расчетов в Положение включены нормы, регулирующих расчеты по операциям с использованием кредитных карт — предоплаченных карт (при совершении клиентом — физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с физическим лицом не заключается);
· установлены единые требования к документарному оформлению операций, осуществляемых с использованием платежных карт. Унифицированы обязательные реквизиты документа, составляемого при их совершении;
· в связи с изменениями норм валютного законодательства в Положении № 266-П уточнен перечень операций, совершаемых с использованием кредитных, в том числе банковских, карт. В частности, расширен перечень операций за счет предоставления возможности осуществления физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) на территории Российской Федерации и за ее пределами операций с соблюдением требований валютного законодательства;
· требования положения не распространяются на технологические аспекты проведения операций с использованием платежных карт;
· из положения № 266-П исключены вопросы бухгалтерского учета операций, совершаемых с использованием кредитных карт, а также требование о присутствии на банковской карте наименования и логотипа эмитента, однозначно его идентифицирующих. Последнее обусловлено тем, что правила платежных систем допускают размещения на карте одновременно логотипа кредитной организации-эмитента и наименование кредитной организации-агента, а также появлением новых карточных продуктов, предназначенных для платежей в сети Интернет (так называемых виртуальных крат).
Локальный уровень:
Кредитные организации, как и любые юридические лица, вправе устанавливать для своих участников и членов трудового коллектива определенные правила, оформляемые локальными актами. Не которые банки снижаю процентные ставки по кредитным картам своим сотрудникам. А не которые на оборот не делают ни каких снисхождений при выдаче кредитных карт.
Локальные акты подразделяются на 2 группы:
1) внутренние акты;
2) санкционированные государством уставы, положения и решения (могут выражаться в государственной регистрации, утверждении в совместном принятии акта).
Локальные акты могут приниматься руководителями кредитных организаций (например, в форме приказов) либо коллегиальными органами управления (Совет директоров, общее собрание акционеров) в форме решений, которые преимущественно имеют нормативное содержание.
1.2 История возникновения кредитных карт в Сбербанке России Банковская карта — очень давнее изобретение. Идея была выдвинута в книге Эдуарда Беллами «Глядя назад» еще в 1880 году. Однако первая кредитная карта была выпущена лишь в 1914 году известной фирмой MobilOil. Сначала они были картонными, данные на них были либо написаны, либо выдавлены. В 1928 году бостонская компания FarringtonManufacturing выпустила первые металлические пластинки, на которых выдавливался адрес. Но поиск подходящего материала продолжался, и лишь в 60-е годы появилось приемлемое решение — пластиковая карточка с магнитной полосой. А в 1975 г. француз Ролан Морено изобрел и запатентовал электронную карту памяти. Прошло еще несколько лет, и компания Bull (Франция) разработала и запатентовала смарт-карту со встроенным микропроцессором.
Активно осваивающих мир иностранцев иногда заносило и в Советский Союз. Вслед за ними не преминули прийти в СССР и международные карточные системы. В начале речь шла лишь о приеме их в структурах «Интуриста». В 1958 г. было открыто представительство AmericanExpress в Москве. Через три года «Интурист» стал первой в Советском Союзе организацией, принимающей к оплате кредитные карты AmericanExpress. В 1969 году было подписано аналогичное соглашение с компанией DinersClub. Затем на нашем рынке появились VISA (тогда еще Americard) (1974) и EuroCard (1975), японская JCB International (1976). С советской стороны все соглашения подписывал Госкоминтурист СССР, а специально образованное при нем ВАО «Интурист» взяло на себя организацию обслуживания пластиковых карт в валютных магазинах «Березка» и в соответствующих гостиницах через расчетный центр ВАО «Интурсервис». В 1988 ВАО «Интурист», не смотря на то, что не являлось банковским учреждением, становится первым членом VISA в бывшем СССР.
Все расчеты по международным картам проходили в этот период через Внешэкономбанк СССР. Он первым выпустил 20 карт Europay в 1986 г. Именно он и стал первым советским банком-эмитентом, выпустив карты VISA для участников советской сборной на летних Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. Ответный ход конкурирующий платежной системы последовал незамедлительно. Уже в 1989 году Внешэкономбанк выпустил «золотые» карточки EuroCard. Это были суперэлитные карты (по слухам, предназначавшиеся для Горбачева и иных высокопоставленных лиц). Вскоре круг владельцев пластиковых карточек расширился и стал более открытым: совместные и вырвавшиеся из-под опеки ведомств государственные предприятия, ассоциации и прочие коммерческие структуры, получающие доход в конвертируемой валюте, открывали счета во Внешэкономбанке и проявляли интерес к кредитным картам, количество которых к тому времени возросло до пятисот. Ну, а начавшаяся эра коммерческих банков вскоре положила конец монополизму на рынке международных карт. Представление первой кредитной карты Сбербанка СССР состоялось в Госбанке СССР в Москве в 1990 г. Первым держателем отечественной кредитной карты Сбербанк СССР VISA стал председатель правления Сбербанка СССР Александр Бурков. Первые считывающие устройства были установлены в Москве в Дзержинском отделении Сбербанка СССР. Первой республикой перешедшей на «электронные деньги» стала Эстонская СССР, она заказала 1.500.000 кредитных карт Сбербанка СССР. Банковские карточки Сбербанка СССР первыми появились также в Тольятти, Ноябрьске и Киеве. Однако массового использования они получить не успели. Им на смену пришли карты Сбербанк РФ. Эмиссия карточек системы «Сберкарт» началась в 1997 г. Миллионная клиентская карточка системы «Сберкарт» была торжественно выдана в городе Пермь 19 июля 2001 г. в Западно-Уральском банке Сбербанка России. Первой картой, выпущенной коммерческим банком в России была CREDO CARD Кредобанка. Первая транзакция по этой VISA осуществлена 21.09.93. Условия получения карты кажутся сейчас невероятными: первоначальный взнос — $ 10 тыс., страховой депозит — $ 10 тыс. Ее крестным отцом стал банкир Игорь Липанов, который специально перешел в Кредобанк на карточную программу. А банку эта программа была нужна для получения от ЦБ валютной лицензии. Лицензию Кредобанк тогда получил — за № 1, однако он уже давно не существует…
Альфа-Банк выпустил первую карту в 1991 г. это была карта российской платежной системы Юнион-Кард. Первую карту международной платежной системы VasterCard/Europay он выпустил в 1994 г.
ОАО «Промышленно-строительный банк» осуществляет эмиссию международных карт с 1994 года.13 октября 2002 г. — Газпромбанк стал первым российским банком, получившим разрешение от международной платежной системы Visa на выпуск карт с индивидуальным дизайном — персонализированных банковских карт с фотографиями по выбору клиентов (фотокарт). Данный проект уникален не только для России, но и для всего региона Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Сейчас эту услугу предоставляют многие банки.
В 2003 г. Банк «Санкт-Петербург» первым в Санкт-Петербурге приступил к выпуску кредитных карт VISA на основе микропроцессорных чипов EMV.
К июльскому банковскому кризису 2004 г. в России было 1329 банков. В России «пластиковые деньги» уже стали реальностью повседневной жизни. Технику использования банковских карт освоили и студенты, и пенсионеры, но пока наиболее популярной «платежной системой» среди российских покупателей по-прежнему является наличный расчет. Однако в мире лишь 5% покупок оплачивается по кредиткам. К сожалению, коллекционирование банковских карт, многими считается незаконным видом собирательство. Это связано с тем, что все банковские карты являются собственностью банка, а это значит, что служба безопасности банка имеет право изъять из вашей коллекции карты своего банка. Вот почему мы в ближайшее время нигде не увидим выставки банковских карт из частных собраний.
1.3 Сущность, виды и назначение кредитных карт Кредитная карта (разг. кредитка) — банковская платёжная карта, предназначенная для совершения операций, расчёты по которым осуществляются исключительно за счёт денежных средств, предоставленных банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора (положение ЦБ РФ № 266П). Банк устанавливает лимит исходя изплатёжеспособности клиента.
Дебетовая карта с разрешённым овердрафтом отличается от кредитной карты тем, что предполагает возможность использования, в случае нехватки средств клиента, денежных средств банка.
Кредитная карта может заменять потребительские кредиты и кредиты на неотложные нужды. Главным преимуществом кредитных карт перед кредитами является возможность использования кредита, не отчитываясь перед банком о его целевом использовании, и возможность постоянного возобновления кредитной линии (установленного банком для данного клиента максимального размера кредита) после погашения. Кредитная карта может предполагать наличие выданного клиенту кредита или его отсутствие.
Сущность классической кредитной карты.
Если говорить о полноценных «кредитках», то они предусматривают возможность пользоваться исключительно заемными средствами, причем на следующих условиях.
1. За пользование деньгами банка клиент оплачивает проценты, которые обычно определяются в годовом исчислении, оговариваются в кредитном договоре и остается постоянными в течение всего срока кредитования.
2. Большинство банков взимают дополнительные комиссии за оформление и обслуживание кредитной карты. По сути, комиссия за обслуживание может взиматься ежемесячно или раз в год, либо вообще не быть предусмотренной условиями кредитования.
3. Одним из основных свойств кредитных карты является наличие периода льготного кредитования. Большинство продуктов предусматривает возможность беспроцентно пользоваться деньгами банка в течение 30−55 дней. При этом по некоторым картам длительность льготного периода составляет до 100−200 дней (в частности, такие условия предусмотрены по кредитным картам банка Авангард).
4. Сущность кредитной карты, — совершение безналичных расчетов. Таким образом, использование «кредитного пластика» для снятия наличных может оказаться не выгодным для заемщика сразу по нескольким причинам. Так, при снятии наличных может взиматься дополнительная комиссия, не распространяется действие льготного периода, не действует схема cash-back и т. д.
5. Сегодня условия предоставления кредитных карт многих банков предусматривает наличие дополнительных бонусов. В частности, за потраченные на покупки деньги могут начисляться дополнительные баллы, которые можно направить на оплату авиаперелетов, билетов на железнодорожный транспорт, покупку товаров в магазинах-партнерах банка и на другие цели.
Сегодня потенциальный заемщик может выбрать как «мгновенную кредитку», оформляемую в течение получаса, так и классическую кредитную карту, на изготовление которой у банка может уходить до 10−14 дней. Отличий между двумя этими продуктами несколько. Так, оформление «мгновенной» карты потребует меньше времени и документов, однако будет предусматривать меньший кредитный лимит и большую стоимость пользования заемными средствами.
1.3.1 Кредитная карта Visa
История Visa
В 1958 BankofAmerica выпустил сине-бело-золотую карту BankAmericard. C ростом национальной популярности карт банка BankAmerica для их поддержки была учреждена отдельная организация «BankAmericardServiceCorporation», в которой сосредоточились все операции с карточками «BankAmericard» и которая начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам. Последние должны были придерживаться стандартов и правил обращения с карточками. В 1976 эта структура получила имя «Visa». По своему статусу это была ассоциация, членами которой становились банки.
В октябре 2007 года как отдельное юридическое лицо учреждена корпорация VisaInc., а Visa U.S.A., VisaInternational, VisaCanada и Inovant стали прямыми или косвенными филиалами компании. VisaEurope не стала филиалом, а остаётся в собственности и управляется европейскими финансовыми учреждениями — членами ассоциации.
История Visa в России насчитывает более 20 лет. Первым российским финансовым институтом Visa в 1988 г. стало АО «Интурист». В марте 1988 года в рамках «Интуриста» была организована компания Интуркредиткард специально для работы с программой Visa. Первые пластиковые карты Visa были выданы АО «Интурист» советской олимпийской сборной, направлявшейся на Олимпийские игры в Сеул в сентябре 1988 года.
В 1989 году Сбербанк России стал первым банком-членом Visa. Число банков-членов Visa с тех пор неуклонно растёт.
Первый банкомат, в котором принимались карты Visa, был установлен в Москве в 1992 году Мосбизнесбанком Ежегодный торговый оборот по картам Visa составляет 2,5 триллиона долларов США. Карты Visa принимаются к оплате в торговых точках более 170 стран мира. Организация играет центральную роль в разработке инновационных платёжных продуктов и технологий, которые использует 21 тысяча финансовых организаций — членов платёжной системы и держатели их карт. Около 57% платёжных карт в мире приходятся на долю VISA, главный конкурент Mastercard имеет примерно 26%, третья система AmericanExpress чуть более 13%. На сегодняшний день в мире насчитывается более 1.59 млрд. всех типов карт Visa вместе взятых, которые принимаются к оплате примерно в 20 млн. различных учреждений по всему миру.
Visa — самая распространенная в мире платежная система. Кредитные и дебетовые карты VISA принимаются к оплате в более чем 200 странах мира, поэтому куда бы Вы ни отправились, у Вас не возникнет проблем с карточкой.
По оценкам специалистов сейчас в обращении находится более 2 000 млрд карт Visa. А история компании уходит в 70-е годы двадцатого века, когда BankofAmerica придумал единое название для платежной системы, действующей в разных странах.
Однако, стоит помнить, что не все карточки, выпущенные под брендом VISA одинаковы. Давайте остановимся на основных типах карт, выпускаемых в России и посмотрим, чем они отличаются:
1. Classic — оптимальный баланс функционала, безопасности и стоимости обслуживания. На классической карте выдавлено имя держателя и номер, картой можно расплачиваться в интернете, в магазинах, а также снимать деньги в банкомате.
2. Gold — карта более высокого статуса, как правило, предоставляет держателю дополнительный набор услуг.
3. Platinum, Signature, Infinite, Black — элитныекарты Visa. В комплекс услуг, как правило, входит консьерж служба, возможность пользоваться Vip-залами в аэропортах и банковское обслуживание по высшему классу.
4. Electron — базовая карточка с минимальной степенью защиты. По такой карте Вы сможете снимать деньги в банкомате или расплачиваться в местном магазине. Большинство зарплатных дебетовых карт в нашей стране именно такие.
5. Virtual — виртуальная карта, предназначенная только для оплаты в сети интернет. Чаще всего выпускается в дополнение к основной карте.
1.3.2 Кредитная карта MasterCard
Карты платежной системы MasterCard были вторыми по популярности в мире, пока их долю не потеснили китайские карточки UnionPay. Впрочем, Мастер Кард по прежнему имеет большую долю рынка и принимается во всех странах мира, где вообще принимаются карты.
В России карты MasterCard, пожалуй, также популярны как Visa, а число премиальных кредитных карт этой платежной системы даже выше за счет активной работы банка Тинькофф, Русского Стандарта и Альфа Банка. Какие же виды МастерКард Вы можете встретить в России:
· Standard — базовая карта, которая позволяет в полной мере использовать все преимущества платежной системы и не переплачивать за статус: Вы можете совершать покупки в магазинах и через интернет, пользоваться банкоматами, бронировать отели и получать скидки и бонусы от платежной системы.
· Gold — золотая карта более высокого уровня с расширенным списком дополнительных сервисов.
· Platinum — платиновая карточка, подчеркивающая статус владельца. Обладает дополнительным набором преимуществ от банка и платежной системы.
· World — карта создана специально для тех, кто собирается в путешествие — глобальная служба поддержки, бонусы и скидки в магазинах по всему миру. Также выпускается версия WorldBlack и WorldElite — элитные карты самого высокого уровня обслуживания.
· Maestro — дебетовая карта, которая подходит для использования в банкоматах и магазинах.
Кредитная карта Мастеркард, которую выпускает Сбербанк, имеет льготный период до 50 дней. В этот срок можно тратить деньги с карты и ложить их обратно без уплаты процентов. После того, как закончится льготный период, будет действовать фиксированная процентная ставка в 24% годовых. Размер лимита этой карты может быть в рамках 10 — 300 тысяч рублей. Если вы решите снять наличные деньги с этой карты в банкоматах Сбербанка, то будет удержана комиссия в 3% от суммы снятия. А вот если снять деньги с этой карты в банкоматах сторонних банков, то заплатите комиссию 4%. Погашать долг по этой карте можно через банкоматы Сбербанка, через кассы этого банка или же безналичным расчетом со счета в другом банке.
1.3.3Кредитная карта UnionCard
UnionCard — одна из первых российских платежных систем, предоставляющая широкий спектр услуг в сфере финансового обслуживания по картам — от технологии до процессинга и координации участников, которое происходит в рамках сети UnionCard, охватывающей многие регионы России, а также Украину, Беларусь, Кыргызстан.
Компания UnionCard была основана весной 1993 года группой коммерческих банков и частных лиц. Сегодня данная платежная система — это группа компаний, обеспечивающих на территории РФ и стран СНГ полный спектр функций, начиная технологическими и заканчивая процессингом. Количество выпущенных пластиковых карт насчитывает миллионы, а число точек сервиса и торговли, их принимающих — десятки тысяч. Кредитные карты UnionCard получили особо широкое применение для выдачи заработной платы работникам отечественных организаций. Активное развитие система имеет и в регионах России.
Как и в случае по большинству банковских карт российских систем, расчеты по кредитной карте UnionCard можно осуществлять в разных валютах, в независимости от вида карточного счета. Отечественное происхождение карты обеспечивает UnionCard два существенных преимущества — она надежна и недорога.
Локальная система функционирует таким образом, что необходимость постоянного контакта с головным процессинговым центром, который, как в случае с международными платежными системами находится в другой стране, отсутствует. Весь обмен информацией имеет внутригосударственный характер, что делает карточки локальных платежных систем на порядок дешевле карточек международных систем, которые выполняют в России аналогичные функции. Высокий уровень адаптируемости к российским условиям способствует стремительному развитию системы эмиссии и расчетов по кредитным картам UnionCard. Количество банков, являющихся членами системы, превышает 300. При этом часть из них является филиалами крупных банков. Все это можно назвать безусловным показателем, как широкого распространения кредитной карты UnionCard, так и прогрессирующего развития сети обслуживания карты на территории РФ и стран СНГ. Кроме того, владельцы карт UnionCard могут получить наличные средства в нескольких отделениях BankofCyprus на территории острова Кипр, в городах Никосия, Пафос, Лимасол, Ларнака.
Платежная система UnionCard привлекает все большее количество торгово-сервисных предприятий к обслуживанию владельцев своих кредитных карт, разрабатывает множество интересных владельцам карт проектов. Одним из них является совмещение в одной карте сразу двух функций — дисконтной и расчетной. Владельцам кредитных карт UnionCard предоставляются скидки в некоторых туристических агентствах и других фирмах.
Владельцы кредитных карт UnionCard обслуживаются в пунктах выдачи наличных на тех условиях, которые определяет банк-участник сети ПВН (пунктов выдачи наличных). Наличные предоставляются и в рублях, и в иностранной валюте. При предоставлении наличных в иностранной валюте пункт выдачи наличных работает как обменный пункт. При этом курс продажи и покупки валюты самостоятельно устанавливает банк-участник сети ПВН.
Благодаря широкому распространению сети UnionCard по территории бывшего Союза, кредитные карты UnionCard очень удобны в использовании во время поездок по городам России и странам СНГ
1.3.4 Кредитная карта «Золотая корона»
История платежной системы «Золотая Корона» неразрывно связана с развитием бренда «Золотая Корона». Исторически первым проектом бренда «Золотая Корона» был сервис Банковская карта «Золотая Корона», который был создан в конце 1993 года в Новосибирском Академгородке. В 1994;м году в рамках сервиса была осуществлена первая транзакция по микропроцессорной карте в системе «Золотая Корона». В период с 1999 по 2005 год «Золотая Корона» существенно увеличила технологические, операционные возможности, продуктовый диапазон, количество банков-участников. Многие из возникших в данный период проектов выделились в самостоятельные направления, которые сейчас развиваются отдельными подразделениями в рамках процессингового бизнеса ГК ЦФТ.
В 2003 г. под брендом «Золотая Корона» вводится новая услуга для частных лиц — мгновенные денежные переводы, которая сегодня позиционируется как платежный сервис «Золотая корона — Денежные Переводы"[8].
Также в рамках бренда «Золотая Корона» помимо платежной системы и входящих в нее платежных сервисов реализованы проекты в транспортной и социальной сфере («Золотая Корона — Транспортная карта», «Золотая Корона — Социальная карта»), сервис «Золотая Корона — Погашение Кредитов», «Золотая Корона — Программы лояльности» и другие.
В 2013 платежная система «Золотая Корона» признана Центральным Банком РФ социально значимой платежной системой. Согласно закону «О национальной платежной системе» минимальное значение общего объема денежных переводов, осуществляемых в рамках платежной системы в течение трех месяцев подряд, при котором она может быть отнесена к категории социально значимой, составляет 100 млрд руб., при этом более половины этой суммы должно приходиться на переводы не выше 100 тыс. руб. Платежная система «Золотая Корона» является частью зонтичного бренда «Золотая Корона» ЦФТ.
В настоящее время количество карт в национальной платежной системе «Золотая Корона» достигло 3 миллионов штук. Из них 83,9% - это многофункциональные микропроцессорные карты и 16,1% - магнитные карты. Прирост количества карт за десять месяцев 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года составил 38%.
Участниками системы являются 220 банков из 75 регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, число обслуживаемых «Золотой Короной» клиентов уже вплотную приблизилось к 3,5 миллионам человек.
Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети сохраняется на уровне 36,5%, что является лидирующим показателем среди платежных систем, работающих на российском рынке пластиковых карт. Оборот в системе за 10 месяцев 2005 года составил более 93,4 миллиардов рублей, что в сравнении с аналогичным показателем 2004 года составляет более чем 44% прирост. Количество же совершенных в системе операций за 10 месяцев 2005 года составило 47,4 миллиона (рост на 30%).
На карты «Золотая Корона» получают заработную плату сотрудники более 14 000 крупных предприятий России. Сегодня держатели карт «Золотая Корона» могут совершать платежи, переводы, управлять счетом через Интернет и с мобильного телефона, получать доступ к консолидированной информации по всем банковским счетам без обращения в офис банка, делать взносы по кредитам через различные каналы, в том числе через небанковскую инфраструктуру, вносить на счет наличные для оплаты услуг и пополнения счета, используя устройства cash-in, участвовать в программах лояльности магазинов и многое другое.
1.4 Проблемы и перспективы развития кредитных карт.
Российский рынок кредитных карт возник относительно недавно и выглядит, на сегодняшний день хаотично, вследствие того, что банки до сих пор не могут определить прямую или обратную зависимость требований к заемщикам и уровня процентных ставок, что зачастую заставляет клиентов сомневаться в преимуществах открытия кредитных линий подобного образа.
В общем и целом банки направляют свою деятельность на снижение требований к заемщикам и уменьшению процентных ставок по кредитам, тем самым делая их популярнее и доступнее для широких слоев населения.
Кроме всего вышеперечисленного, на первом месте стоит налаживание системы работы с клиентами, «обратная связь», что поможет наладить коммуникации в заданном направлении.
Эффективность коммуникаций с потенциальной аудиторией — залог успешной деятельности, в нашем случае продвижения кредитных карт, как банковского продукта для населения.
Последние исследования показывают, что большое количество людей имеет претензии по обслуживанию в банках. Перечислим основные из них:
1. Очереди в отделениях банка;
2. Непрофессиональная работа обслуживающего персонала;
3. Неудобные часы работы отделения банка;
4. Сложности с решением вопросов клиентов по телефону;
5. Сложность с пониманием тарифных сеток банка;
6. Недостаточность рекламно — информационных материалов;
Именно по этим причинам большое количество клиентов могут и готовы сменить банк на другой, более удобный во всех вышеперечисленных требованиях.
Ко всему прочему, необходимо добавить, что далеко не все банки готовы предложить своим клиентам кредитные карты, что так же является существенной проблемой.
На основании современной ситуации на рынке кредитных карт, можно выделить ряд основных проблем:
1. Невыгодность беспроцентного кредитования по картам;
2. Недостаточное развитие банковского сектора экономики;
3. Проблемы с большим количеством должников;
4. Нехватка внутренних ресурсов банка;
5. Отсутствие маркетингового подхода;
6. Высокий уровень недоверия к банкам у клиентов;
7. Низкий уровень качества обслуживания;
8. Незнание всего спектра банковских продуктов.
Изучение проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт в России имеет смысл, потому как рынок пластиковых дебетовых и кредитных карт с каждым днем расширяется все больше и больше, что приводит к некоторым проблемам в процессе их выпуска и использования.
Изучим некоторые из проблем развития рынка пластиковых кредитных карт в России.
1. Увеличение процентной ставки.
Большинство банков подняли проценты за пользование кредитными средствами, как так спрос на получение карт и открытие кредитной линии в последние годы значительно возрос, но так же возросла и доля «невозвратов» по выданным кредитам и картам.
2. Информирование клиента об изменении процентной ставки.
Не все банки делают это открыто, то есть, в большинстве случаев просто отправив письмо по почте на адрес держателя карты. Чтобы сэкономить деньги на почтовую пересылку, некоторые финансовые учреждения прекратили посылать «бумажные» письма клиентам и перешли на SMS — информирование об изменении условий процентной ставки на картах. Есть и менее удобный способ подхода к потребителю — информирование его через публикацию в СМИ. Это имело место, в частности, в «Хоум Кредит энд Финанс Банк», размещение объявления в газете «Комсомольская правда».
3.
Введение
платы за опцию подключения ссудного счета или льготного периода.
Это относится и к банкам, что подключают к картам различные опции, в том числе «овердрафт». Иногда, если клиент хочет использовать конкретную опцию, для ее исполнения банк берет комиссию.
Например, если держателю карты Русского Банка Развития нужен льготный период (это в данном случае 30 дней), то ему придется заплатить 20 долларов, 20 евро или 800 рублей, в зависимости от валюты кредита.
4. Резка кредитного лимита.
Для большинства вновь выпущенных лимитов по кредитным картам лимит значительно снижается по сравнению с суммами, которые банки предоставляли клиентам до кризиса.
В результате, у сотрудников той же компании, с такой же зарплатой, размеры кредитного лимита могут значительно отличаться. Например, для сотрудника, который ежемесячно получает 60 000 рублей, на карте, выпущенной ранее, лимит составлял 180 000 рублей, а на такой же карте, выпущенной сегодня, его коллеге предоставляется только 81 000 рублей кредитного лимиты. На ранее выпущенные, уже существующие кредитные карты банк может сократить предел кредитования, если заемщик неаккуратно гасил предыдущий займ.
5. Завышение кросс-курсов валют перевода.
Кредитные карты — средство платежа. Особенно их любят использовать те русские, которые заинтересованы в покупке за рубежом. Многие признают, что они берут кредитные карты, «на всякий случай, если станет не достаточно своих средств». Не подумав, сколько денег теряется при преобразовании.
Если вы платите по кредитной системе «VisaInternational» в Европе, конвертация валют утроится: «VisaInternational» оседает в долларах США, поэтому рубля с карты клиента будут сначала конвертированы в доллары и только потом — в евро. И обменные курсы и так устанавливаются банком-эмитентом на уровне выше, чем текущая ставка на рынке. Завышенный курс преобразования для пользователя создает дополнительный навес долга.
6. Классификация клиентов в зависимости от кредитного риска работодателя.
Те, кто впервые планирует обратиться в банк за кредитной картой, должны понять: необходимо доказать свою платежеспособность в упорной борьбе.
Финансовые учреждения ужесточили программы оценки потенциальных заемщиков: необходим отчет о прибылях (форма 2-НДФЛ), но этого документа часто оказывается недостаточно. Кредитные организации рассчитывают риск банкротства работодателя и перспективы конкретного человека остаться без доходов — в зависимости от того, где он востребован. Если потенциальный клиент занимается в банковской сфере, строительстве, работает в торговых сетях, положение на рынке и использовать его компании-работодателя будет тщательно исследовано на возможное банкротство.
И это далеко не полный список проблем, с которыми сталкивается гражданин в надежде получить кредитную карту, и гражданин, уже ее имеющий.
Таким образом, можно сказать, что развитие рынка кредитных карт происходит благодаря, в основном, развитию мегаполисов, где уровень жизни людей выше, чем по стране в целом, и более развита различная инфраструктура. Тем не менее, это не повышает уровень эмиссии кредитных карт в целом по стране.
К сожалению, на сегодняшний день, рынок кредитования и эмиссии карт таит в себе множество подводных камней и тонкостей, не известных обычному человеку. Данная тема требует разработки путей решения проблем рынка кредитных карт в Российской Федерации.
Перспективы кредитных карт еще более масштабны.
Сегодняшняя принципиальная тенденция — «вытеснение» дорогих экспресс кредитов более дешевыми кредитными картами.
Конечно, уровень финансовой грамотности населения России еще низок и сдерживает «карточное» развитие, но он быстро растет. Многие начинают понимать, что экспресс кредит (кредит за час) с эффективной процентной ставкой порядка 50% годовых — далеко не идеальный способ покупок. Кредитная карта с более низкой процентной ставкой, обладающая льготным периодом оплаты и рядом других преимуществ подходит для этих целей куда лучше. Кроме того, кредитка может быть использована для реализации других задач — например, бронирование отелей или билетов, аренда автомобилей (в Европе за наличные авто не арендуются) и так далее. Так что тенденция роста рынка кредитных карт будет не только сохраняться, но и усиливаться.
Рынок сейчас насыщен такими предложениями, многие банки предлагают идентичные продукты, это можно заметить по засилью рекламы с предложением оформить кредитную карту (одинаковая процентная ставка, стоимость годового обслуживания, период рассмотрения заявки). Например, на сайте banki.ru размешено порядка 154 предложений по кредитным картам. В такой ситуации есть только два способа выделиться среди конкурентов — создать дополнительную ценность своего продукта или найти потребителя, который изначально будет лоялен именно к вашей карте. Кобрендинговые проекты позволяют решить обе задачи одновременно.
Глава 2 Анализ рынка кредитных карт на примере ОАО «Сбербанк России».
2.1 Краткая характеристика ОАО «Сбербанк России»
История Сбербанка России начинается с именного указа царя Николая от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт — Петербурге в 1842 году… Спустя полтора века — в 1987 году — на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридические лица. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.
В июле 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)» .
Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2014 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.
Виды банковских карт, с которыми работает Сбербанк России В 2008 году Сбербанк России активно развивал операции с банковскими картами и сумел укрепить конкурентные преимущества в данном сегменте: развитая инфраструктура приема карт на территории всей страны, широкий продуктовый ряд, ориентированный на все категории клиентов, конкурентные тарифы.
В течение года велась целенаправленная работа по сопровождению и заключению новых «зарплатных» договоров, развитию эквайринговых услуг в регионах, в том числе за счет привлечения крупнейших сетевых торговых компаний, внедрению новых технологий обслуживания карт, расширению каналов взаимодействия с Банком за счет электронных каналов и устройств самообслуживания, улучшению качества работы клиентской службы.
Количество действующих карт, выпущенных Банком, на 31 декабря 2012 года превысило 30 миллионов, а остаток средств частных клиентов на счетах банковских карт составил более 300 миллиардов рублей.
2.2 Анализ статистики использования кредитных карт в Сбербанке России Активное развитие бизнеса кредитных карт привело к тому, что карты становятся инструментом конкурентной борьбы банков не только за вкладчика, но и за заемщика. В последнее время наряду с потребительским экспресс-кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. По мнению экспертов, в скором времени кредитные карты станут преобладать на рынке потребительского кредитования. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2014 года объем эмиссии кредитных карт в России превысил 200 тыс., при этом эмиссия именно кредитных карт за прошедший год возросла в 4,3 раза, а объем транзакций — в 2,3 раза. Большинство людей выбирают кредитные карты, так как они более удобны для использования в личных целях.
В обращении появились не только традиционные продукты на основе карт Сlаssiс/Mаss или Gоld с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как VizаЕlесtrоnInstаnt или MаstеrСаrdЕlесtrоniс, которые ориентированы на массового потребителя.
Естественно предположить, что конкуренция на рынке пластиковых карт в ближайшие годы ожесточится (учитывая, что операции по картам можно отнести в настоящее время к наиболее доходным видам банковской деятельности). Реализация зарплатных схем позволяет банкам получить доступ к дополнительным дешевым ресурсам, аналогичным расчетным счетам организаций, остатки по которым можно довольно точно прогнозировать. Издержки обслуживания карточных счетов достаточно низкие вследствие высокой степени автоматизации. Довольно существенны для банков и комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также эквайринговые поступления. С распространением кредитных карт банки получают больше процентных доходов по кредитам. А это в свою очередь означает, что банки заинтересованы в разностороннем развитии карточного бизнеса не меньше, чем пользователи карт.
Крупнейшим банком нашей страны является Сбербанк России. Его деятельность служит примерным ориентиром для всех прочих российских коммерческих банков. Сбербанк России занимает 2 место по количеству кредитных карт, уступая всего лишь Альфа-Банку. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Доля Сбербанка России на рынке банковских карт остается стабильной и по результатам работы составляет более 30% по таким основным показателям, как количество обслуживаемых карт и обороты по ним.
В 2014 году оборот по кредитным картам превысил 7,5 триллионов. Для сравнения, фонд заработной платы достиг всего 5,2 триллионов, оборот по рознице и общепиту — 6,3 триллионов. В 2014 году среднемесячное количество активных карт достигло 6,7 миллионов, против 5,9 миллионов в 2013 году. В стране появилось более 740 тысяч новых активных пользователей. По итогам декабря 2014 количество активных карт превысило 7,2 миллиона. От общего числа всех эмитированных карт (17,3 миллионов) это составило, как и годом ранее, почти 42%.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Разнонаправленные изменения продемонстрировали средние стоимости годового обслуживания кредитных карт различных классов. Так, в течение 1-го полугодия 2010 года был зафиксирован рост средней стоимости годового обслуживания карт Visa Electron/MC Electronic и Visa Classic/MC Standart на 3,1 и 8% соответственно. Однако в то же время на 4,9% снизилась средняя стоимость годового обслуживания кредитных карт Visa Gold/MC Gold и составила 2 765 руб. Текущий уровень ставок по кредитным картам сохранится на рынке до конца года. Это объясняется несколькими факторами: высокой стоимостью банковского фондирования; сохраняющимися довольно высокими рисками потерь, закладываемыми в ставку в виде премии за риск; высоким уровнем неудовлетворенности спроса населения на кредитные продукты и на карты в частности.
Большинство пользователей кредитных карт Сбербанкафизические лица (99%). Количество же юридических лиц — держателей кредитных карт банка несравнимо меньше и составляет на протяжении 2012;2014 годов 3,1% от общего объема клиентов по карточным проектам. Физические лица являются той категорией клиентов, привлечь на карточные программы которых не составляет большого труда. В то же время эта категория приносит меньший доход банку.
№ п/п | Держатели | Количество клиентов, ед | Структура, % | |||||
Физические лица | 97,9 | 97,9 | 97,9 | |||||
Юридические лица | 3,1 | 3,1 | 3,1 | |||||
Всего клиентов | ||||||||
кредитоспособность заемщик кредитный карта Рост количества банковских карт для физических лиц: на 4,1% и 12,6% соответственно в 2013 и 2014 годах. Причиной этому служит приток новых клиентов в результате расширения спектра продуктов для данного сегмента клиентов: появление на рынке карт НСПК, предоплаченных карт Maestro, улучшения качества обслуживания. Противоположная ситуация с картами юридических лиц: их количество в 2013 году составляло 62 штуки, а к 2009 году уменьшилось до 49 штук в результате пересмотра партнерских программ. Количество операций по банковским картам Сбербанка совершаемых физическими лицами, в 2013 году сократилось на 11,9%, а к 2014 году возросло на 14,4% и составило 820 441 ед., что обусловлено введением банком новых карточных программ.
В целом, количество операций, совершаемых по картам физических лиц лицами существенно больше, чем по карточкам юридических лиц: в 2013 году оно составляло 820 441 ед., что превышает показатель предыдущего года на 14,4%. Этот факт является следствием нахождения меньшего числа карт у юридических лиц. Сумма операций, совершаемых по карточкам физическими лицами, в 2013 году снизилась на 20,2% или 749 686 тыс. рублей, тогда как сумма операций по карточкам физических лиц, напротив, выросла почти в 3 раза, как и количество операций, которое составило 964 ед., что все же меньше, чем в 2014 году. Объяснением может служить ухудшение финансового положения граждан, а также низкая степень стимулирования безналичной оплаты при помощи банковских карт.(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
2.3 Практическая часть Расчет кредитоспособности заемщика: ООО «Сфера»
Определить:
1. Определение кредитоспособности и рейтинг заемщика в баллах.
2. Платежеспособность клиента и его ликвидность.
3. Сделать выводы о возможности кредитования данного ссудозаемщика.
4. Разработать предложения по улучшению финансового состояния клиента.
Ликвидные активы 1 класса Табл. 1
Показатели | 01.10.2014 г. | 31.12.2014 г. | |
1.Касса | |||
2.Денежные средства на р/с | |||
3.Валютный счет | |||
4.Краткосрочные финансовые вложения | |||
Итого | |||
Ликвидные активы 2 класса Табл. 2
Показатели | 01.10.2014 г. | 31.12.2014 г. | |
1.Авансы выданные поставщикам | |||
2.Дебеторская задолженность | |||
Итого | |||
Ликвидные активы 3 класса.
Табл. 3
Показатели | 01.10.2014 г. | 31.12.2014 г. | |
Запасы и затраты | |||
Итого | |||
Объем и структура долговых обязательств.
Табл. 4
Показатели | 01.10.2014 | 31.12.2014 | |
1.Краткосрочные кредиты банков | |||
2.Краткосрочные займы | |||
3.Долгосрочные обязательства | |||
4.Долгосрочные кредиты банков | |||
5.Итого | |||
6.В т. ч краткосрочные обязательства | |||
7.Собственные средства | |||
8.Итог баланса | |||
Расчеты:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности:
Кал=(ДС+КФВ)/ КО
(236+2650)/12 260=0,2
(144+5060)/6229=0,8
2. Коэффициент текущей ликвидности Ктл=(ДС+КФВ+ДЗ)/КО
(236+2650)/12 260=0,2
(144+5060)/6229=0,8
3. Коэффициент покрытия Кл=(ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ)/КО
(236+2650+11 260)/12 260=1,2
(144+5060+25 630)/6229=5
4. Коэффициент автономии Ка= СК/ВБ
28 170/47746=59% (0,6)
27 803/43861=63% (0,6)
Рейтинг заемщика в баллах на 01.10.2014 г.
Табл. 5
Показатели | Класс | Доля % | Сумма баллов | |
Кал | ||||
Ктл | ||||
Кл | ||||
Ка | ||||
Итого | ; | |||
Вывод:
Данный заемщик принадлежит ко 2 классу, так как сумма баллов заемщика составляет 170 баллов. Такому заемщику кредит может быть предоставлен.
Рейтинг заемщика в баллах на 31.12.2014 г.
Табл. 6
Показатели | Класс | Доля % | Сумма баллов | |
Кал | ||||
Ктл | ||||
Кп | ||||
Ка | ||||
Итого | ; | |||
Вывод:
Данный заемщик принадлежит к 1 классу, так как сумма баллов заемщика составляет 140 баллов. Такому заемщику кредит будет предоставлен.
Финансовые показатели предприятия Табл.7
Индекс показателя | Показатели | 01.10. 2014 г. | 31.12. 2014 г. | Средние показатели по отраслям | |
Коэффициент текущей ликвидности | |||||
А | Коэффициент текущей ликвидности | 0,2 | 0,8 | 0,5 | |
Б | Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2 | 0,1 | 0,15 | |
В | 0,9 | 0,9 | 0,9 | ||
Г | 0,2 | 0,1 | 0,15 | ||
Коэффициент устойчивости | |||||
Д | 0,5 | 0,4 | 0,45 | ||
Е | 0,03 | 0,06 | 0,045 | ||
Ж | 0,7 | 1,5 | 1,1 | ||
З | 0,05 | 1,025 | |||
И | Коэффициент обеспечения по Собственным средствам | 59% (0,6) | 63%(0,6) | 0,6 | |
Решение А=
А=
Б =
Б =
В =
В =
Г =
Г =
Д =
Д =
Е =
Е =
Ж =
Ж =
З =
З =
И =
И =
Для улучшения финансового состояния клиента можно создать финансовый отдел.
Отдел будет решать следующие задачи, которые в настоящее время на предприятии не рассматриваются или недостаточно полно решаются, а именно:
— обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности предприятия, изыскание резервов снижения издержек, увеличения прибыли и повышения рентабельности при полном выполнении обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками
— анализ текущей хозяйственной деятельности предприятия;
— участие в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
— постоянный анализ и контроль за налоговым законодательством, контроль за своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, также за задолженностью перед бюджетом и фондами;
— анализ фондового рынка, работа с векселями и другими ценными бумагами, контроль за долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия;
— постоянный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей, анализ договоров и контрактов;
— подготовка оперативной информации о движении средств на счетах предприятия.
Естественно, что создание еще одного структурного подразделения на предприятии приведет к росту себестоимости, потребует дополнительных финансовых вложений. Но эффект, который может быть получен от данного мероприятия, очевиден.
Планируется, что отдел будет состоять из следующих подразделений, которые будут выполнять определенные функции.
Состав отдела:
— бюро финансового планирования;
— бюро оперативного учета финансовых вложений.
Основные функции бюро финансового планирования включают в себя:
— участие в подготовке и визирование договоров, заключаемых предприятием, в частности условий расчетов с поставщиками и потребителями в соответствии с финансовым планом;
Заключение
Все стремительнее в нашу жизнь входят кредитные карты, заменяя собой наличные деньги. Еще не так давно кредитная карта для россиян была признаком роскоши. Сейчас ситуация в корне изменилась: все больше банков предлагают своим клиентам этот вид услуг, и все больше людей могут им воспользоваться. За последние несколько лет кредитная карта приобрела новые разновидности, стала намного функциональней и удобней в использовании, что привело к значительному увеличению числа картодержателей многих банков.
Но на сегодняшний момент банковская карта стала значительно интереснее для потребителя, так как приобрела дополнительные функции.
Владельцы карт многих банков имеют возможность круглосуточно управлять своим счетом, получать актуальную информацию посредством Интернета и мобильного телефона, пользоваться бонусами и скидками, предоставляемыми банками в сети торгово-сервисных предприятий, а также самостоятельно выбирать набор необходимых функций в зависимости от вида карты. Большой популярностью стали пользоваться карточные услуги, оказываемые посредством мобильного телефона.
Кредитные карты прочно вошли в нашу жизнь. Благодаря надежности и удобству в использовании они применяются во многих сферах коммерческой деятельности. Небольшой кусочек пластика, может исполнять роль универсального платежного инструмента, служить ключом доступа к управлению банковским счетом или использоваться в качестве удостоверения личности гражданина, работника предприятия.
Стимулом к использованию кредитных карт в России будет сочетание двух условий: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств; пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг — за пластиковыми и кредитными картами». И это действительно так, — несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых и кредитных карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ (ред. От 08.03.2015
3. Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
письмом Банка
4. Герасимова Е. Б «Банковские операции»
5. Балабанов О. И «Банки и банковское дело»
6.Нешетой А. С «Финансы и кредит»
7. Носова Т. П. Современная система использования пластиковых карт / Т. П. Носова, А. В. Семин // Финансы и кредит. — 2007. — № 29. — С.28−31.
8. Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А. А. Андреев, А. Г. Морозов, Д.А.Равкин
9.Ольхова Р. Г «Банковское дело»
10. Яныгин С. А. Методы внедрения банковских карт / Банки и технологии. 2012
11. www. consultant. Ru
12. gks.ru
13. сbr.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица «Количество операций по банковским картам за 2012;2014 год»
№ п/п | Показатели: | Значение | Изменение | Темп роста % | |||||
Физические лица: | |||||||||
Количество банковских карт, шт. | 4,1 | 12,6 | |||||||
Количество операций по картам, ед. | — 97 036 | — 11,9 | 14,4 | ||||||
Сумма операций, тыс. руб. | — 749 688 | 25,2 | — 20,2 | ||||||
Юридические лица: | |||||||||
Количество банковских карт, шт. | — 8 | — 12,9 | 35,2 | ||||||
Количество операций по картам, ед. | — 1863 | — 82,6 | 145,9 | ||||||
Сумма операций, тыс. руб. | — 44 317 | 26 116,8 | — 97,9 | ||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рейтинг кредитных карт за 2014 год.
1. Кредитная карта «Кукуруза» от «Ренессанс Кредит» и салонов «Евросети» | |
2. М. Видео-БОНУС от Альфа-банка | |
3. Кредитная карта Master Card Standard от МТС Банка | |
4. Visa Gold и Classic «Аэрофлот» от Сбербанка | |
5. Карта «Тинькофф Платинум» банка Тинькофф кредитные системы | |