Управление развитием межрегиональной интеграции Забайкальского региона
Аргументировано создание территориально-хозяйственного комплекса, позволяющего повысить качество и эффективность межрегиональной интеграции, расширить кооперацию регионов, увеличить совокупный экономический потенциал, осуществить более рациональный товарный обменпредложена организационная структура управления территориально-хозяйственным комплексом — Администрация программы «Забайкалье» (АПЗ… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Межрегиональная интеграция социальноэкономического развития России объект исследования
- 1. 1. Методология развития интеграции регионально-хозяйственных 9 систем
- 1. 2. Экономические отношения в условиях межрегиональной 34 интеграции регионально-хозяйственных систем Российской Федерации по социально-экономическому развитию
- 1. 3. Предпосылки образования территориально-хозяйственного 54 комплекса
- ГЛАВА 2. Пути совершенствования управления развитием межрегиональной интеграции
- 2. 1. Оценка экономического потенциала и его конкурентных 75 преимуществ
- 2. 2. Организационно-управленческое обеспечение территориально- 88 хозяйственного комплекса
- 2. 3. Специфика механизма отбора наиболее привлекательных 106 инвестиционных проектов
Управление развитием межрегиональной интеграции Забайкальского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена объективной необходимостью решения проблемы отставания промышленного и социального развития Забайкальского региона от других регионов страны.
В настоящее время межрегиональная дифференциация в России значительно усилилась. По величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации различаются более чем в 20 раз. Данные процессы привели к возникновению устойчивой тенденции разделения российских регионов на благополучные и бедные, ослаблению механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастанию межрегиональных противоречий. В территориальном аспекте эта тенденция приводит к усилению поляризации развития страны: на макроуровне — между европейской и восточными частями, на мезоуровневнутри большей части федеральных округов.
Усиление межрегиональной дифференциации экономического пространства России при переходе к рыночным отношениям во многом связано с тем, что рыночные отношения сами по себе не создают условий для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов. Положение усугубляет отсутствие единой государственной политики регионального развития на перспективу, общегосударственной системы оценки экономической самодостаточности субъектов РФ, а также научно-обоснованных подходов к размещению производительных сил в стране, к экономическому выравниванию регионов.
В сложившихся условиях особую значимость приобретают задачи усиления интеграционных процессов между субъектами РФ. Многие хозяйственные проблемы являются межрегиональными, а в ряде случаев и общероссийскими. Их эффективное решение напрямую способствует комплексному социально-экономическому развитию страны в целом.
Однако приходится констатировать, что на практике решение данных задач не отличаются заметной результативностью и реализуются крайне противоречиво.
Существенным фактором, тормозящим территориальное социально-экономическое развитие страны, является недостаточность системных теоретических и методологических основ межрегионального экономического взаимодействия как движущей силы интеграции экономического пространства России. Необходимым является анализ тенденций и проблем, а также совершенствование методологии организации и управления крупными территориально-хозяйственными системами.
Изученность проблемы. Исследованию проблем территориального развития экономики в условиях централизованного управления экономикой посвящены фундаментальные работы отечественных исследователей — Э. Б. Алаева, П. М. Алампиева, И. Г. Александрова, П. Я. Бакланова, М. К. Бандмана, Н. Н. Баранского, В. Г. Введенского, В. В. Кистанова, Н. Н. Колосовского, Г. М. Кржижановского, В. В. Кулешова и др. Наряду с работами отечественных ученых выдающийся вклад в исследование рассматриваемой темы внесли классические труды зарубежных исследователей X. Армстронга, А. Вебера, У. Изарда, X. Зиберта, Э. Куклински, А. Леша, Г. Мюрдаля, X. Ричардсона, Дж. Тейлора и др.
Переход на рыночные методы хозяйствования потребовал уточнения, а также разработки новых теоретико-методологических подходов к исследованию региональных и межрегиональных проблем. Указанные проблемы в контексте рыночных отношений нашли отражение в работах Ю. П. Алексеева, Г. Д. Антонова, A.JI. Гапоненко, А. Г. Гранберга, Ю. С. Дулыцикова, О. В. Кузнецовой, В. И. Кушлина, В. Н. Лексина, С. Б. Мельникова, П. А. Минакира, А. Н. Швецова, В. Ф. Уколова и др.
Несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных вопросам социально-экономического развития регионов, научную разработанность проблемы нельзя признать достаточной. Анализ показывает, что в экономической науке еще недостаточно уделяется внимания проблеме повышения эффективности межрегиональных экономических взаимоотношений. Прежде всего, это касается работ по созданию и управлению крупными территориально-хозяйственными образованиями, которые характеризуются повышенной интенсивностью интеграционных процессов.
Общая цель исследования состоит в выработке современных подходов к управлению развитием межрегиональной интеграции Забайкальского региона.
Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач: методологическое обеспечение развития интеграции регионально-хозяйственных системвыделение экономических отношений, влияющих на межрегиональную интеграцию регионально-хозяйственных систем Российской Федерацииопределение предпосылок образования территориально-хозяйственного комплекса на территории Забайкальского регионаоценка экономического потенциала Забайкальского региона и его конкурентных преимуществвыявление специфики механизма отбора наиболее привлекательных инвестиционных проектовразработка организационной структуры управления межрегиональным территориально-хозяйственным комплексом на примере Забайкальского региона.
Объектом исследования является процесс управления межрегиональной интеграцией Забайкальского региона.
Предметом исследования выступает совокупность управленческих и экономических отношений, складывающихся в результате управления развитием межрегиональной интеграцией Забайкальского региона.
Теоретической и методологической базой исследования служат фундаментальные труды классиков экономической теории, работы отечественных и зарубежных авторов в области региональной экономической политики и межрегиональных экономических отношений.
В диссертационном исследовании использовались структурно-функциональные методы экономического и статистического анализа, сравнительный и факторный анализ управленческих процессов, а также общенаучная методология, основанная на системном и ситуационном подходах.
Новые научные результаты, полученные лично автором в процессе научного исследования, состоят в том, что предложены современные подходы к управлению развитием межрегиональной интеграцией Забайкальского региона.
В частности: выявлены предпосылки образования межрегионального территориально-хозяйственного комплекса Забайкальского региона:
• геополитические интересы государства в Забайкальском регионе;
• общность климатических и природных условий;
• социокультурная общность;
• наличие положительного опыта производственного сотрудничества;
• взаимодополняемость сильных и слабых сторон участников объединенияпредложено формирование межрегиональной программы социально-экономического развития Забайкальского региона, производственной базой которой должен стать территориально-хозяйственный комплекс.
Аргументировано создание территориально-хозяйственного комплекса, позволяющего повысить качество и эффективность межрегиональной интеграции, расширить кооперацию регионов, увеличить совокупный экономический потенциал, осуществить более рациональный товарный обменпредложена организационная структура управления территориально-хозяйственным комплексом — Администрация программы «Забайкалье» (АПЗ), представляющая собой открытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству. Данная структура управления, полностью отвечающая за ход выполнения программных заданий, позволит консолидировать финансовые ресурсы государственного и негосударственного секторов экономикиосуществить структурную перестройку с целью ликвидации дисбалансов, вызванных переходным периодомвосстановить прежние и создать новые экономические связисоздать единое информационное пространство, в т. ч. банк данных относительно всех перспективных направлений развития, инвестиционных проектов, действующих налоговых льготобосновано основное направление финансовой кооперации в рамках территориально-хозяйственного комплекса, которое заключается в консолидации государственных и негосударственных финансовых средств, управление которыми Администрация программы передает кредитной организации, расположенной на территории территориально-хозяйственного комплекса. Данный процесс сопровождается параллельным открытием филиалов данной кредитной организации в субъектах федерации, входящих в территориально-хозяйственный комплекспредложен механизм отбора наиболее привлекательных инвестиционных проектов территориально-хозяйственного комплекса, основанный на учете косвенных результатов, образующихся в процессе реализации инвестиционных проектов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором на примере Забайкальского региона разработаны методические и практические рекомендации по совершенствованию управления развитием межрегиональной интеграции с целью снижения межрегиональных дисбалансов по уровню социально-экономического развития. Выдвинутые в исследовании предложения могут использоваться государственными органами власти, институтом полномочных представителей Президента РФ при выработке региональной экономической политики, а именно, в части развития межрегиональных экономических связей, структурной перестройки экономики регионов, совершенствования кооперации производства, пространственного размещения производительных сил, формирования адекватных организационных форм существования территориально-хозяйственных систем.
Теоретические разработки данной темы могут использоваться при разработке учебных курсов по дисциплинам «Региональная экономика», «Территориальная организация производства и населения».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором в научных публикациях в общем объеме 1,8 п.л. и отражены в тезисах изданных по материалам научно-практических конференций.
Логика и структура работы определяется целью и научными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Управление развитием межрегиональной интеграции — это процесс выработки федеральными и региональными органами государственной власти эффективных механизмов, направленных на активизацию межрегиональных интеграционных процессов, выявление внутренних предпосылок межрегиональной экономической интеграции в регионах. Управление развитием межрегиональной интеграции в наибольшей степени ориентируется на административно-правовые и экономические методы стимулирования интеграционных процессов. Эффективность управления формированием и развитием межрегиональной интеграции складывается из развитости межрегиональных экономических отношений и степени достижения стратегических целей. При этом необходимо отметить, что межрегиональные интеграционные процессы подчиняются ряду объективных условий, определяющих степень развития интеграции: наличие институциональных, законодательно-нормативных предпосылок и политической воли к развитию межрегиональной интеграцииотсутствие существенной экономической дифференциации регионоввлияние уровня развития инфраструктуры и территориального фактораналичие развивающейся экономики.
2. Процесс межрегиональной интеграции требует проведения целенаправленной государственной политики повышения конкурентоспособности регионально-хозяйственных систем. При этом развитие межрегиональной интеграции не должно восприниматься регионами в качестве самоцели в связи с тем, что межрегиональная интеграция является всего лишь инструментом достижения поставленных региональных целей.
3. Объективно существующие различия в географическом положении, размерах занимаемой территории, природно-климатических условиях, уровне развития отраслей промышленности и сельского хозяйства, состоянии производственной и социальной инфраструктуры, численности населения, а также в таких преобразованиях, как ослабление государственного контроля над механизмами воспроизводства в отраслевом и региональном аспекте, обусловили быстрое развитие межрегиональных диспропорций. Естественным следствием снижения активности межрегиональных экономических отношений и повышения значимости географического фактора в развитии регионов, в частности, для Забайкальского региона стала выраженная их ориентация не на Федеральный центр, а на пространственно близкие регионы, как России, так и зарубежных стран. Воздействие внешнеэкономических связей превратилось в устойчивый механизм, причем данное влияние в настоящее время не ограничивается внедрением на товарные рынки регионов России, но и включает значительные элементы геокультурной экспансии, скрытого экономического проникновения в регионы, что не только ослабляет внутренние российские экономические связи, но и ставит под угрозу целостность страны.
4. Межрегиональная интеграция должна быть составной частью политики государства и регионов, нацеленной на предотвращение межрегиональных дисбалансов, улучшение социально-экономического положения регионов и способствующей переходу к стратегии устойчивого развития. Межрегиональная интеграция в качестве условия развития экономики стимулирует экономический рост отдельных регионов в силу увеличения преимуществ, связанных с усилением экономических, хозяйственных связей, кооперации и специализации регионов.
5. Наиболее сложной проблемой межрегиональной интеграции в нашей стране является отсутствие как институциональной, так и правовой базы соответствующей политики. Для усиления межрегиональных экономических отношений в России необходимо принятие на федеральном уровне единой государственной политики межрегиональной интеграции, которая учитывает объективные условия, способствующие созданию эффективного механизма вертикального и горизонтального взаимодействия, а именно, научной обоснованности, комплексности, стабильности, предсказуемости и последовательности при реализации. Наряду с этим проводятся мероприятия по укреплению правовых основ экономических взаимоотношений Федерального центра, субъектов РФ и местного самоуправления.
6. Создание новой организационной структуры и формы межрегиональной кооперации в виде территориально-хозяйственных комплексов, интегрированных в единое экономическое пространство, представляется одним из эффективных методов улучшения управления межрегиональными экономическими отношениями. При этом создание территориально-хозяйственных комплексов должно осуществляться через целевые межрегиональные программы, где общим для всех межрегиональных программ должно стать отведение значительной роли вопросам межрегиональных экономических отношений, стремлению к разрешению проблем соответствующих регионов путем аккумуляции имеющихся сил и средств. Широкому применению этого метода в нашей стране способствовало принятие ряда решений Правительством Российской Федерации о необходимости разработки программ, в которых предусматривается порядок и методические рекомендации по их разработке.
7. Основной целью инвестиционной политики в рамках территориально-хозяйственных комплексов является привлечение свободных финансовых средств: региональных государственных, предпринимательских финансовых структур и населения рассматриваемых нами субъектов РФ, а также зарубежных инвестиций. Привлечение средств в инвестиционные программы позволит эффективно развивать ведущие отрасли промышленности, инфраструктуру, увеличить занятость и расширить налогооблагаемую базу региональных бюджетов. В данном контексте необходимо отметить, что для эффективного решения инвестиционных задач необходимо использовать технологии различных отраслей деятельности: финансовые, правовые, управленческие, информационные, маркетинговые, логистические, торговые, оценочные, научные и другие.
8. Забайкальский регион следует рассматривать как своеобразную модель для создания территориально-хозяйственного комплекса, на котором можно апробировать различные механизмы совершенствования регионального управления.
Список литературы
- Директивные и фондовые материалы
- Конституция Российской Федерации. Принята Всероссийским голосованием 12 декабря 1993 года. — М.: Известия, 1995. — 62с.
- Путин В.В. Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. М., Кремль, 3 апреля 2001 года.
- Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ «России надо быть сильной и конкурентоспособной"//Российская газета. 2002. — 19 апреля.
- Указ Президента РФ В. В. Путина «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 3 апреля 2000 года.
- Постановление ВС РСФСР «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов и других объединений предприятий на территории РСФРС"//Российская газета. 1991. — 25 октября.
- Постановление Правительства РФ «Правовые основы формирования и деятельности региональных ассоциаций экономического взаимодействия Российской Федерации». 1992 год.
- Постановление Правительства РФ от 04. 1993 года «О координации и обеспечения деятельности межрегиональных экономических ассоциаций».
- Постановление Правительства РФ от 16 сентября 1993 года «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления».
- Постановление Правительства РФ от 23 марта 1996 года «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» 1996 год.
- Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года.
- Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 года «О совершенствовании работы с федеральными целевыми программами». № 1083.
- Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 года «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)».
- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 июня 1995 года.
- Комплексный прогноз регионального развития на период до 20 102 015 гг. в разрезе субъектов Российской Федерации и федеральных округов. СОПС. М., 2001.
- Прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года. М.: Минэкономразвития и торговли РФ, 2004.
- Закон Республики Бурятия от 06.07.2001 г. № 766-И «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002−2004 годы».
- Научные публикации и статистические сборники
- Аверочкин А.К. Методы и организация многоуровневого программно-целевого управления экономикой субъекта Российской Федерации/ Диссертация на соискание к.э.н. — М.: Государственное учреждение Институт макроэкономических исследований, 2003.
- Анализ социально-экономического развития региональных объединений стран СНГ и этапы формирования. Анал. доклад./ Рук. исп. группы О. Е. Рыбкин. М.: Финстатинформ, 2001. — 87с.
- Антонов Г. Д. Предпосылки интеграции и эволюция структур в России// Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 5. — С. 32−44.
- Антонов Г. Д., Иванова О. П. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России// Менеджмент в России и за рубежом. -2002.-№ 5.-с. 32−44.
- Антонов Г. Д., Иванова О. П., Смоляго В. А. О необходимости реформирования коммерческой службы промышленных предприятий в трансформируемой экономике (на примере КОАО «АЗОТ"// Вестник КузГТУ. 2001. — № 3. — С. 90−94.
- Апарина Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона// Вопросы экономики. 2003. — № 11.- С.110−119.
- Арбатов А. Минерально-сырьевой потенциал Сибири и Дальнего Востока в народном хозяйстве России// Российский экономический журнал. 2001. — № 8.- С. 25−34.
- Аяцков Д. Российская государственность в начале XXI века//Власть. 2002. — № 8. — С. 3−8.
- Бадалян К.Г., Товмасян Р.С Моделирование развития отраслей специализации в регионе с учетом рационального использования водных и земельных ресурсов/ Совершенствование разработки планов развития отраслевых комплексов. Новосибирск: Наука, 1987.
- Бакланов П.Я. Пространственные системы воспроизводства: (Микроструктурный уровень анализа и управления)/АН СССР. Дальвевост. Научн. Центр Тихоокеан. инст. географии. Отв. ред. Б. Алаев. М.: Наука, 1986. — 149 с.
- Бандман М.К. Смена парадигм развития Сибири в рамках государственной региональной политики// Регионы России в новых экономических условиях: Сб. докл. — М., 1996. — С.82−88.
- Бандман М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований/АН СССР Сибирское отд. Новосибирск: Наука, 1980. — 254 с.
- Бандман М.К., Малов Ю. В. Сибирь и ее проблемные регионы: подходы их развития// Экономист. 1997. — № 4. — С.57−58.
- Баранский Н.Н. Обзор рецензий на «Вопросы географии»// Вопросы географии. 1949.-№ 14. — С.160.
- Бачило И.Л. Правовая основа решения региональной проблемы: опыт освоения реки Тенннеси// Изв. СО АН СССР. Сер. Экономики и прикл. социологии. 1990. — Вып. 1. — С. 54−64.
- Безруков В., Новосельский В. Потенциал экономического развития и научно-технический прогресс// Экономист. 2002. — № 1. — С. 3−6.
- Богачев В.Н. О функциях районного звена хозяйственного управления// Методология системного анализа регионального развития и управления: Сб. тр. ВНИИСИ. М., 1980. — 70 с.
- Бондаренко Л.А., Ратьковская Т. Г. Читинская область: потенциал развития экономики// Регион: экономика и социология. 2003. — № 3. -С.99−100.
- Бородоевский А.Д. Кризис мирового капиталистического хозяйства в 80-е годы. М.: Наука, 1986.
- Бухвальд Е. Роль федеральных и региональных структур управления в интеграции малого и крупного бизнеса России// Федерализм. — 2003.3.-C.l 18−135.
- Введение в экономическую географию и региональную экономику России. T.l. -М.: Владос-Пресс, 2003. 430 с.
- Вебер А. Теория размещения промышленности./С прил. Работы Шлира «Промышленность Германии с 1960 г.» Излож. и перев. Н. Морозов. Под ред. и с предисл. Н. Баранского. JL, М., 1926. -223с.
- Вольский А.И. Путь экономической интеграции в новых условиях// Внешняя торговля. 2000. — № 4. — С. 4−6.
- Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
- Гапоненко A.JI. Новые тенденции экономического развития. — М.: РАГС, 1997.-41 с.
- Географический энциклопедический словарь. Понятие и термины/ Гл. ред. А. Ф. Трешников. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 432с.
- Геологическое строение СССР и закономерности размещения полезных ископаемых. Т. 10. Геологическое строение и минералогия СССР. Кн. 2. Закономерности размещения полезных ископаемых СССР/ Под ред. Г. А. Габриэлянца и др. — JL: Недра. —1989. — 630 с.
- Глазырин М. И т.д. Корпоративные формы территориальной интеграции производства// Экономист. 2003.-№ 2. — С.65−72.
- Глисин Ф., Воронина Г. О конкурентоспособности промышленных предприятий// Экономист. 2004. — № 6.- С. 19−21.
- Горбунов Н.М. Межрегиональная экономическая интеграция: тенденции, факторы и механизм государственного регулирования/ Диссертация на соискание степени д.э.н. М.: РАГС, 2000. — 329 с.
- Государственное и территориальное устройство России (экономические и правовые основы)/ Под. ред. А. Г. Гранберга, В. В. Кистанова. М.: ДеКА, 2003. — 448 с.
- Государственное регулирование размещения производительных силв капиталистических и развивающихся странах./ Под ред. В. В. Вольского.- М.: Мысль, 1975. 424 с.
- Государственное регулирование рыночной экономики, издание второе/Учебник под общ. ред. В. И. Кушлина. М.:РАГС, 2002. — 489 с.
- Гохберг М.Я. Федеральные округа РФ: анализ и перспективы развития. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 357 с.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУВШЭ, 2000. 290 с.
- Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт европейского союза. -М.: Экономика, 2000. 435 с.
- Граник Г. И. отраслевое и территориальное разделение труда. — М.: Мысль, 1970. 134 с.
- Григорьев С.И. Организационные и экономические механизмы развития межрегиональной и межотраслевой интеграции/Диссертация на соискание степени к.э.н. М.: РАГС, 2003. 143 с.
- Гринберг Р. Десятилетие эволюции и перспективы структурирования постсоветского экономического пространства// Российский экономический журнал. 2001. — № 8. — С.55−67.
- Дальний восток и Забайкалье 2010. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года/Под. ред. П. А. Минакара. Рос. акад. наук. Дальвевост. Отд. Ин-т экон. исследований. — Москва: Экономика, 2002. — 434 с.
- Дементьев В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие.- М.: ЦЭМИ РАН, 1998. 123с.
- Доклад о социально-экономическом положении Агинского Бурятского АО за 2003 год — Агинское: комитет государственной статистики АБАО, 2004.- 46с.
- Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. — М.: Международные отношения, 1990. 164с.
- Дулыциков Ю.С. Региональная политика и управление. — М.: РАГС, 1999. 227 с.
- Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес группы в российской экономике// Вопросы экономики. 2002. -№ 4. — С.83−95.
- Егоров Е.Г. Проблемы региональной экономики. Новосибирск: Наука, 1979.-286 с.
- Журавлева Г. П. Экономика. М.: Юристь, 2004. — 574 с.
- Зимин Б.Н. Размещение производства в рыночной среде. — М.: Альфа-М, 2003.-176 с.
- Иванов В.В. Автономные округа в составе края, областей — феномен «сложносоставных субъектов РФ». М.: МГУ, 2002. 253 с.
- Изард У. Методы регионального анализа:введение в науку о регионах: перев. с англ./ Вступ. Ст. и ред. А. Е. Пробста. М.: Прогресс, 1966. — 643 с.
- Инвестиционные проекты Читинской области и Агинского Бурятского АО. Иркутск: Агентство РИП, 2003.- 146 с.
- Казаков А. Законодательное обеспечение региональной политики в РФ// Федерализм. -2003. № 1.- С.5−24.
- Колововский Н.Н. Теория экономического районирования. — М.: Мысль, 1969.-336 с.
- Кондратьева Н.Б. Сближение социально-экономического развития европейских стран в условиях интеграции иллюзия или реальность? // Экономическая наука современной России. — 2003. — № 1.-С. 90−98.
- Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. -308 с.
- Лапина Н.И. Смена парадигмы региональной политики// Регион: экономика и социология. 2000. — № 4. — С. 3−22.
- Лексин В., Швецов А. Реформы и целостность государства.
- Проблемы территориальной дифференциации и дезинтеграции// Российский экономический журнал — 1999 № 5. — С. 36−44.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Региональные программы в новейшей реформационной ситуации// Российский экономический журнал. — 2000. -№ 8. С. 23−35.
- Леш А. Географическое размещение хозяйства. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959.-455 с.
- Леш. А. Географическое размещение хозяйства.: перев. с англ. /Вступ. ст. и ред. Я. Г. Фейгина. М.: Изд-во иностр. лит., 1956. — 455 с.
- Методические положения об эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ. № 1470 от 27.11. 1997 года.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция). М.: Экономика, 2000. — 421с.
- Методические рекомендации по разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния// Регионология. — 1997. -№ 1.
- Минакир П.А. Дальний Восток и другие регионы в модифицирующейся экономике России// Экономическая наука России. — 2004. № 1. —С.67−79.
- Минакир П.А. Экономическая интеграция: региональный аспект// Регион: экономика и социология. 2004.- № 1. — С. 118−135.
- Минакир П.А. Экономическое развитие региона: программный подход. М.: Наука, 1983. — 224 с.
- Минакир П.А., Михеева Н. Н. Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года// Регион: экономика и социология. 2002. -№ 3- С.34−66.
- Минасов М.Ш. Взаимодействие всех уровней власти — необходимое условие развития региона//Регион: экономика и социология. 2003. — № 1.- С.188−189.
- Михайлов С., Цепляев В. Россия в нарезку: 89 на 7не делится// Аргумента и факты. 2002. — №.20.
- Моделирование формирования территориально-производственных комплексов/ Отв. ред. М. К. Бандман. Сибирское отделение. Институт экономики и организации промышленного производства. Новосибирск: Наука, 1976.-333 с.
- Москвин Б.В. Прогнозирование развития и размещение производительных сил экономического района/ Под ред. Н. Т. Агафонова. -Ленинград: Наука, 1981. 108 с.
- Некрасов Н.Н. Региональная экономика: сущность, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978. — 343 с.
- Новицкий Н.А. Факторный анализ эффективности размещения производства. М.: Наука, 1982. — 128с.
- Норт Р. Перестройка и пространственные изменения в стране// Регион: экономика и социология. 1992. — Вып. 2.
- Олдак П.Г. Программный подход к планированию экономического развития/ П. Г. Олдак, А. Н. Дубнов, В. Д. Гробер // Изд. СО АН СССР. Сер. Обществт. наук. 1997. — № 6. — С. 8−18.
- Ольшанский Д. Дезинтеграция: новые симптомы старой болезни.// Pro et Contra. 2000. — № 99 — С. 15−27.
- Орешин В.П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой.- М.: ТЕИС, 2003.-328 с.
- Панченко А.И. Межотраслевые комплексы и программы их развития. Новосибирск: Наука, 1979. — 253 с.
- Пикалов С.А. Управление социально-экономическим развитием региона/ Диссертация на соискание к.э.н. М.: МГУС, 2002. 150 с.
- Пилясов А. Политические и экономические факторы развития российских регионов// Вопросы экономики № 5. — 2003. — С.67−82.
- Пихоя Р.Г. История власти. 1945−1991 годы. М.: РАГС, 1998. 735 с.
- Попаренко Я.В. Развитие территориально-хозяйственных систем в условиях федерализации страны/ Диссертация на соискание степени д.э.н. — М.: издательство МГСУ, 2004. 310 с.
- Портер М. Конкуренция: Учебн. пособие. — М.: Вильяме, 2000. -495с.
- Портер М. Международная конкуренция: Учебн. пос./ Под. ред. В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. 896с.
- Природные ресурсы Читинской области и Агинского Бурятского АО/ Науч. ред. Ю. Ф. Харитонов. Чита: АНО «Центр научных и образовательных программ», 2002. — 151с.
- Пробст А.Е. Размещение социалистической промышленности: (Теорет. очерки). М.: Экономиздат, 1962. — 340 с.
- Пробст А.Е. Эффективность территориальной организации производства: (Методологические очерки). -М.: Мысль, 1965.- 208 с.
- Программа социально-экономического развития и финансовой стабилизации на 2001−2005гг. для Читинской области. Чита, 2001.- 207с.
- Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2003 год. Улан-Удэ, 2001.
- Программа социально-экономического. развития Республики Бурятия на 2004 год// Бурятия. 2004. — № 35.
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы). — М., 2001.
- Пространственная трансформация российской экономики. М.: Экономика, 2002. С. 293−298.
- Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. Авт. Колл. Д. Л. Львов. М.: Экономика, 1999.-614с.
- Пчелинцев О.С. Урбанизация и региональное развитие// Методология системного анализа регионального планирования и управления. Сб. трудов ВНИИСИ. — М., 1980. — С.50−55.
- Пчелинцев О.С. Урбанизация и региональное развитие// Методология системного анализа регионального планирования и управления. Сб. трудов ВНИИСИ. Москва, 1980. — С. 50−55.
- Райзберг Б.А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2002. — 427 с.
- Регион к новому качеству управления./Под ред. Ю. П. Алексеева, А. Н. Падучина. М.: РАГС, 2000. — 320 с.
- Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы их выравнивания: Материалы межведомственного семинара, Миннац. России/ Отв. ред. В. В. Климанов. -М.:ИНСАН, 1998. 160 с.
- Регионально производственные комплексы и иностранные инвестиции: Монография/ Под ред. Н. Д. Эрнашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- Регионоведение: Учебник для вузов/ Под ред. Т. Г. Морозовой. — М.: Банка и биржи, 1999. 419 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. М: Госкомстат России, 2003. — 863 с.
- Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1967. -Т. 1.
- Родионова И.А. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов. — М.: Экзамен, 2003. 384 с.
- Розенфельд Ш. Л. Методология выравнивания уровней развития экономических районов СССР. М.: Экономика, 1969. — 175 с.
- Российский статистический ежегодник. 2003. М: Госкомстат России, 2003. — 705с.
- Рукина И.М. Регион и его роль в создании общего экономического пространства// Экономическая наука современной России. — 2003. № 3. — С.73−75.
- Сапожников А.Д., Смольников М. В., Васильев В. А. Буржуазная региональная теория и государственно-монополистическое регулирование размещения производительных сил. М.: Мысль, 1981. -251 с.
- Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, методы, практика. М.: Мысль, 1973. — 559с.
- Сидоров Н.К. Социальная география и регионалистика России. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА -М, 2003.-248 с.
- Старов Н.Н. Теория и практика использования инвестиционного мультипликатора при обосновании целесообразности развития транспортной инфраструктуры: Автореф. дис. на соискание к.э.н. — М.: РАГС, 2000.-27 с.
- Стратегия ускоренного развития: методология, теория и практика/ Отв. ред. Т. М. Орлова. М.: РАГС, 2000. — 291 с.
- США: организация государственных программ/Л.И. Евенко, А. А. Воронков, Г. И. Никеров и др. — М.: Наука, 1980. -408 с.
- Территориально-производственные комплексы: Нижнее Приангарье/ Отв. ред. В. В. Кулешов, М. К. Бандман. Новосибирск: ВО Наука, 1992.342 с.
- Туровский Р. Федеральные округа: политико-географический подход в теории и на практике/ Федерализм. 2003. — № 1. — С.217−250.
- Тюнен И.Г. Изолированное государство/Под ред. А. А. Рыбникова. -М.: Экономическая жизнь, 1926. 326 с.
- Фоломьев А.Н. Инновационное инвестирование/ А. И. Фоломьев,
- В.Г. Ревазов. СПб.: Наука, 2001, С. 107−120.
- Цветкова Г. Экономические проблемы в деятельности местных органов власти// Экономист. — 2002. № 2.
- Чалов В.И. Территориально-производственный комплекс: Проблемы формирования и управления. — М.: Мысль, 1983. 160 с.
- Шадрин А.И. Регион: развитие в условиях рынка. М.: СОПС, 2002.
- Шнипер Р.П. Региональная программа и принципы ее разработки. -Новосибирск: Наука, 1986. 291с.
- Шнипер Р.И. Региональные проблемы рынковедения Regional problems of market research: Эконом. Аспект/ Р. И. Шнипер, А.С. Новоселов- Отв. ред. В.В. Кулешов- РАН, Сиб. отделение. Институт экономики орг. пром. пр-ва. — Новосибирск: 1979. — 367 с.
- Шнипер Р.П. Региональная программа и принципы ее разработки. -Новосибирск: Наука, 1986. 291 с.
- Штульберг Б.М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические и основы, задачи и методы реализации. М.:ГЕЛИОС АРВ, 2000. — 206с.
- Экономика региона: технология деловой активности/Учебник. Под ред. В. И. Кушлина, Б. Т. Пономаренко, А. Н. Фоломьева и др. М.: Универсум, 1999.-422с.
- Эффективность размещения производительных сил/ Л. И. Грамотеева, В. П. Евстигнеев и др. М.: Наука, 1978. — 152с.
- Якутии Ю. Региональный вектор деятельности корпоративных объединений// Российский экономический журнал 2000. — № 9. — С.29−35.
- Armstrong Н., Taylor J. Regional Economic and Policy. New York: Harvester Wheatsheaf, 1993.
- Boudeville JR Problems of Regional Economic Planning. Edinburgh. 1996.
- Dennison S.R. The Location of Industry end Depressed Areas. London, 1939.
- Cingolani M. Disparites regionales de produit par tete dans la Communautee europeene//EIB papers. 1993. — № 19. — P. 8.
- Myrdal G. Economic Theori and Under-Developed Regions. London, 1957. -167 p.
- Тюнен И.Г. Изолированное государство.: пер. с нем./Под ред. А. А. Рыбникова. Экономическая жизнь, 1926. -xi, /1/.- 326с.
- ВРП на душу населения по федеральным округам в % к среднему уровню1
- Федеральные округа 2000 руб. 2001 руб. Количество субъектов РФ, шт. Сумма ВРП, руб. в среднем по РФ 42 902,1 54 325,8
- Центральный 55 410,3 70 025,3 18 740 291,4
- Северо-Западный 42 226,1 52 640,5 11 491 606,8
- Южный 22 451,3 28 110,9 13 297 136,3
- Приволжский 35 210,0 44 197,3 15 543 025,5
- Уральский в т. ч.: 74 431,3 95 456,1 6 363 937,91. Тюменская область, включая Ханты-Мансийский АО и 190 733,8 252 069,9 3 252 069,91. Ямало-Ненецкий АО
- Сибирскийв т.ч.: 34 198,2 42 846,0 16 458 531,9по Республике Бурятия 21 018,2 29 978,5 1 29 978,51. Читинской области, включая Агинский Бурятский 24 058,0 29 322,2 2 29 322,21. АО
- Дальневосточный 43 903,8 55 737,0 10 581 489,01. Итого: 89 3 476 018,80