Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Готический канон и его трансформация в русской литературе второй половины XIX века: На материале произведений А.К. Толстого, И.С. Тургенева и А.П. Чехова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При исследовании текстов А. К. Толстого выяснилось, что писатель осваивал наследие готического романа двумя путями: через жанр новеллы (более характерный для западной традиции) и жанр повести (более близкий для русских авторов). В первом случае в центре произведения находится забавная история, анекдот с мистическим элементом. В повестях же речь идет о нарушении сложившегося миропорядка и его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Готический канон и проблема трансформации жанра
    • 1. 1. Термин «готический»
    • 1. 2. Готический роман: хронологические рамки классической формы
    • 1. 3. Классификации готических романов
    • 1. 4. Готический канон
    • 1. 5. Пути трансформации готического канона в России
  • Глава II. Меяеду новеллой и повестью (А.К. Толстой)
    • 2. 1. От романа — к новелле
      • 2. 1. 1. «Семья вурдалака»
      • 2. 1. 2. «Встреча через триста лет» .'¦*¦
    • 2. 2. От романа — к повести
      • 2. 2. 1. «Упырь»
      • 2. 2. 2. «Амена»
  • Глава III. Новый этап развития русской готической повести: интерио-ризация конфликта и переживание истории (И.С. Тургенев, А.П. Чехов)
    • 3. 1. «Таинственная» проза И. С. Тургенева и готическая традиция
      • 3. 1. 1. «Призраки»
      • 3. 1. 2. «Песнь торжествующей любви»
    • 3. 2. Трансформация готического канона в «Черном монахе» А.П. Чехова

Готический канон и его трансформация в русской литературе второй половины XIX века: На материале произведений А.К. Толстого, И.С. Тургенева и А.П. Чехова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главная цель предлагаемого диссертационного сочинения — охарактеризовать канон готического романа и проследить его трансформацию в русской литературе второй половины XIX века. Для этого необходимо решить две взаимосвязанных задачи:

1. выявить готический канон и дать его определение;

2. сопоставить с полученной моделью жанровые структуры ряда произведений и дать ответ на вопрос о путях трансформации готического канона в русской литературе XIX века.

Первая задача представляется тем сложнее, что оба используемых здесь термина нуждаются в дополнительном разъяснении. Так, прилагательное «готический» хотя и встречается в научной литературе нередко, зачастую относится к чрезвычайно широкому кругу понятий. Например, готической может быть как литература вообще (подразумевая особое литературное направление конца XVIII — начала XIX века), так и отдельные эпические жанры — «готический роман», «готическая повесть», «готическая новелла"1.

Очевидно, при этом подразумевается, что рассматриваемое в этом контексте произведение обладает определенными структурными особенностями, позволяющими отнести его к готической литературе. Однако анализ и систематизация упомянутых свойств, позволяющие поставить вопрос о готическом жанровом каноне и сформулировать его основные характеристики, встречаются в научной литературе крайне редко2.

1 По мнению многих исследователей, наиболее ярко и плодотворно готическая традиция проявилась в эпических жанрах, тогда как существовавшие параллельно с ними готическая лирика (ведущий жанр — баллада), и готическая драма (например, переработки готических романов) являются по отношению к ним вторичными текстами. См., например, Evans В. The Gothic Drama from Walpole to Shelley. Berkeley, 1947.

2 Так, даже в монографии М. Геймера, посвященной готическому канону, последний рассматривается как ряд мотивов и ситуаций, но отнюдь не как жанровая структура. См.: Gamer М. Romanticism and the Gothic: Genre, Reception and Canon Formation. New York, 2000.

Что же касается понятия «канон», то оно имеет множество самых разных определений, зачастую общих как для произведений изобразительного искусства, так и для литературных текстов. Тем не менее, существует лишь несколько работ, где предпринимаются попытки выявления и определения жанрового канона (да и в этих трудах речь преимущественно идет о каком-то конкретном жанре)3. В свете поставленных задач наиболее точным нам кажется определение канона, данное А. Ф. Лосевым в статье «О художественном каноне"4.

Так, говоря о готическом каноне, мы будем иметь в виду классическую форму готического романа и совокупность признаков, по которым эта форма отличалась как от самых первых произведений этого жанра, так и от последующих его вариаций.

Еще один термин, который необходимо уточнить для нашей дальнейшей работы, — это мотив. Под готическими мотивами мы будем подразумевать такие элементы сюжета (включая ситуации, события и коллизии), которые характерны для изучаемой традиции и регулярно повторяются в готических текстах.

Примечательно, что подавляющее большинство исследований, посвященных готической литературе, ставит своей целью либо изучение истории готики, ее зарождения, основных этапов развития и т. д., либо анализ того или иного значительного готического произведения, но не характеристики инварианта готической эпики (и в первую очередь романа).

3 Зачастую речь идет о средневековой литературе, где роль канона была особенно важна. См., например: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988; Бермап Б. И. Читатель жития (агиографический канон русского Средневековья и традиции его восприятия)// Художественный язык Средневековья. М., 1982. С. 154−172.

4А.Ф. Лосев определяет канон как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений». См.: Лосев А. Ф. О понятии художественного канона// Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки М., 1973. С. 15. Сходную формулировку дает и Д. С. Лихачев. Предложенный ученым термин «литературный этикет» во многом перекликается с «каноном» А. Ф. Лосева. См.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Между тем, интересующая нас проблема представляется чрезвычайно важной, поскольку лишь при наличии четко сформулированного канона мы можем выявить отклонения от него, вызванные не только историческим развитием литературы вообще, но и освоением и переосмыслением готики литературами других стран.

Кроме того, этот пробел ведет, на наш взгляд, к не вполне четкому пониманию специфики готической литературы как таковой. Одним из следствий этого является, например, тот факт, что готическая традиция в русской литературе зачастую приравнивается к фантастической без учета разновидностей русской фантастики XIX века.

Наконец, при изучении влияния западноевропейской готической литературы на русскую не учитываются типологические разновидности зарубежной готики, оказавшие различное влияние на разных русских авторов.

Сопоставляя устойчивую константную систему признаков жанра с жанровым целым хронологически более поздних текстов (в нашем случае — с рядом произведений А. К. Толстого, И. С. Тургенева и А.П. Чехова), можно будет поставить вопрос об их принадлежности к готической традиции (то есть к числу текстов, появившимся после готических романов и заимствующих отдельные элементы их поэтики), а также проследить специфику трансформации в них готического канона (вторая задача этой работы).

Очевидно, что деформации канона в этих произведениях могут быть как случайными, так и закономерными, обусловленными особенностями конкретной литературной традиции. Отслеживая и систематизируя эти отклонения, можно будет поставить вопрос и о специфике русской готической литературы. В известных нам работах о русской готике эта задача не решается. Например, Чарльз Пэсседж в своей книге «The Russian Hoffmannists» не только рассматривает русскую готическую литературу как фантастическую литературу вообще, не останавливаясь на специфике готической фантастики, но и делает акцент, прежде всего, на влиянии западноевропейской литературы (в частности, Э.Т.А. Гофмана), часто преувеличивая роль названного писателя5.

Еще одно преимущество предложенного нами подхода заключается в том, что он позволяет привлечь новый материал, который ранее крайне редко изучался в своей связи с литературной готикой. Сопоставление текстов в свете системы признаков жанров (а не одного или нескольких мотивов) позволяет проследить связь с готическим каноном там, где она не столь очевидна.

Именно поэтому для анализа были выбраны тексты, относящиеся к наименее изученному периоду существования русской готической литературы, а именно — середине и второй половине XIX века: «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет» и «Амена» А. К. Толстого, «Призраки» и «Песнь торжествующей любви» И. С. Тургенева, «Черный монах» А. П. Чехова.

При анализе этих произведений, необходимо, прежде всего, рассмотреть их сюжетную и субъектную структуры, а также соотношение реального и сверхъестественного на предмет сопоставления с аспектами и элементами готического канона. Еще одна задача: проследить, изменился ли в них канон, а если обнаруженные изменения можно охарактеризовать как неслучайные и значимые, то им необходимо будет дать надлежащее пояснение.

В данном случае прозу А. К. Толстого можно рассматривать как подведение итогов самого плодотворного периода существования готической традиции в русской литературе первой трети XIX века и осмысление не только западноевропейской готики, но и русских текстов, выдержанных в той или иной степени в соответствии с готическим каноном. Что же касается произведений И. С. Тургенева и А. П. Чехова, то они представляют важнейшее звено, соединяющее русскую литературную готику начала XIX века и рубежа.

5 См.: Passage Ch. Russian Hoffmannists. Hague, 1963.

XIX-XX веков. Тем интереснее представляется проследить, какие элементы готического канона оказались наиболее устойчивыми в русской литературе.

Еще одним важным аргументом при выборе материала является и его высокий художественный уровень. Все названные авторы, вне всякого сомнения, являются превосходными стилистами и самобытными писателями, которые не просто заимствуют и по-новому комбинируют сюжетные структуры и комплексы мотивов готической литературы, но и наполняют их новым содержанием, переосмысляя их и выходя тем самым за рамки готического канона.

Таким образом, метод, выбранный нами для диссертационной работы, сочетает в себе типологический и исторический подходы. В статье В. М. Жирмунского «Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур» ученый отмечает, что «сравнение, т. е. установление сходств и различий между историческими явлениями и историческое их объяснение представляет <.> обязательный элемент всякого исторического исследования. Сравнение не уничтожает специфики изучаемого явления <.>- напротив, только с помощью сравнения, т. е. установления сходств и различий, можно точно определить, в чем заключается эта специфика"6. Так как наше исследование также носит сравнительно-исторический характер, на первый план выступают проблемы скорее типологические, нежели генетические. Но при этом мы будем учитывать важнейшие факты истории развития готической литературы за рубежом и в России, поскольку исследование посвящено также и истории жанра. Между тем, в упомянутой работе Жирмунского этот вопрос не затрагивается.

Необходимо также отметить, что изучаемая здесь проблема представляется чрезвычайно актуальной и перспективной. В Советской России готическая литература мало изучалась, а сами произведения практически не переиздавались — доминировавшая в литературоведении установка на «реалисти.

6Жирмунский В. М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур// Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979. С. 67. ческий" метод не способствовала изучению готики. Ярким подтверждением этого тезиса служат исследования, посвященные «таинственным повестям» И. С. Тургенева. Сегодня же интерес к готической литературе постоянно растет. Издаются серии «Готический роман» (например, издательств «Ладо-мир», «Терра» и «Центрполиграф»), в которых можно найти образцы русской и зарубежной готики, создаются антологии «таинственной» прозы, экранизируются готические произведения (чрезвычайно интересный пример такого рода — фильм Е. Татарского «Пьющие кровь» (1991), представляющий экранизацию повести А. К. Толстого «Упырь»). Подобные тенденции не могут не отражаться и на науке.

Поставленные задачи и выбранный материал определили структуру работы. В первой, теоретической главе дается характеристика готического канона и предлагается типология готических романов. Последующие две главы посвящены, во-первых, анализу произведений А. К. Толстого и во-вторых, произведениям И. С. Тургенева и А. П. Чехова. Затем следуют заключение и библиография.

Заключение

.

В результате исследования была выявлена и определена система устойчивых жанровых признаков готического романа:

1. Особый хронотоп, предполагающий наличие характерного топосазамкнутого проклятого места, в котором происходит столкновение двух миров и которое противопоставляется открытому внешнему миру. Кроме того, готическому роману свойственна и специфическая временная организация, предполагающая несколько взаимодействующих временных пластов.

2. Циклический сюжет (равновесие двух миров, его нарушение и затем восстановление), включающий в себя кумулятивную цепочку эпизодов приближения героев к проклятому месту, а в нем — к границе противоположных миров. В составе сюжета — устойчивый комплекс мотивов: кровь, родовое проклятие, преступление и месть и т. д.

3. Субъектная структура, подразумевающая столкновение разных точек зрения на характер событий в связи с проблемой реального и сверхъестественного.

Кроме того, была предложена классификация «готических» текстов, основанная на различном соотношении в них реального и фантастического. Выделены три их группы:

1. Фантастический элемент как таковой отсутствует и сводится к уровню предположениий, слухов. Сюда относятся тексты так называемой «сентиментальной» готики и, в частности, романы А. Радклиф, которая использует мотивы тайны и интриги, привлекая читателя, но затем предлагает простое объяснение таинственных событий.

2. Фантастика является объективной частью мира персонажей, как, например, в «Замке Отранто» Г. Уолпола или «Монахе» М. Г. Льюиса.

3. Соотношение реального и фантастического строится как постоянное и не имеющее исхода колебание между двумя возможными интерпретациями событий. Читателю предоставляется право самому выбрать, считать ли случившееся плодом воображения героя, сном, фантазией, галлюцинацией и т. д. или действительно имевшими место событиями. К этой группе относятся, например, «Влюбленный дьявол» Казота, а также роман Я. Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе».

Эта классификация не просто дополняет выявленное Дибелиусом и считающееся общепринятым в научной литературе делению готических текстов на «сентиментальные» и «черные». На наш взгляд, именно соотношение реального и сверхъестественного в первую очередь определяет комплекс важнейших мотивов и особую субъектную структуру произведения.

Для решения второй из главных задач диссертации ряд текстов русских писателей середины и второй половины XIX века был сопоставлен с готическим каноном. Анализ показал, что все они связаны с готической традицией. При этом характер трансформации канона различен в каждом отдельном случае в зависимости от жанра вновь создаваемого произведения.

При исследовании текстов А. К. Толстого выяснилось, что писатель осваивал наследие готического романа двумя путями: через жанр новеллы (более характерный для западной традиции) и жанр повести (более близкий для русских авторов). В первом случае в центре произведения находится забавная история, анекдот с мистическим элементом. В повестях же речь идет о нарушении сложившегося миропорядка и его восстановлении, повествование ведется в серьезном тоне и не допускает двусмысленной интерпретации. При этом влияние готического канона прослеживается на всех уровнях текстов в обеих группах, а отбор элементов структуры романа обуславливается, прежде всего, спецификой каждого из «воспринимающих» жанров.

Анализ текстов И. С. Тургенева и А. П. Чехова выявил ряд принципиальных отличий в трансформации готического канона по сравнению с прозой А. К. Толстого.

Прежде всего, основное действие (вторжение сверхъестественных сил в мир людей) локализируется здесь в сознании персонажа. Это может достигаться за счет мотива сна (как в «Песни торжествующей любви»), безумия («Черный монах») и т. д. Интериоризация конфликта усиливает, таким образом, балансирование между реальным и сверхестественным объяснениями событий, которое было предложено еще авторами классических готических романов (а именно — их третьего варианта) и вышло на первый план с наступлением романтического периода существования готики.

Кроме того, по-новому осознается автором и персонажами роль истории. Речь идет о включении в кругозор героев хода мировой истории, а в отдельных случаях — и о попытке его изменить.

Два «таинственных» произведения И. С. Тургенева представляют собой разные варианты осмысления писателем готической традиции. В «Призраках» мы видим оригинальное сочетание и взаимодополнение в рамках одного текста двух литературных традиций: готического романа и философской сатиры. «Песнь торжествующей любви» представляет, по сути, значительно трансформированный и приближенный к жанру повести вариант готической новеллы с видоизмененным пуантом. В то же время проблематика произве-г-дения — вторжение темной силы в размеренную жизнь супругов и преодоление этого дисбаланса — равно как и серьезный тон повествования, говорят о его близости к жанру повести.

Примечательно, что Тургенев синтезирует в обоих текстах элементы классического готического романа и его более поздней романтической модификации. При этом писатель опирается на опыт как западноевропейской (Радклиф, Льюис, Гофман), так и русской (Пушкин, Гоголь) литературной готики.

Повесть А. П. Чехова «Черный монах» обнаруживает свою связь с готической традицией уже в названии. В то же время, эта связь, скорее всего, не была прямой и строится на текстах-посредниках. Среди наиболее вероятных.

— «Призраки» Тургенева. Очевидно также влияние Пушкина и Достоевского.

— двух ключевых для русской готической литературы фигур.

Во всех изученных текстах (кроме «Амены») соотношение реального и фантастического строится как баланс между двумя возможными интерпретациями событий. Это еще раз подтверждает необходимость предложенной нами классификации и свидетельствует о том, что в русской литературе именно третий тип готического романа оказался наиболее плодотворной основой сохранения и продолжения традиции готики в последующей литературе.

Установлено, что в рамках избранного в диссертации исторического периода готический канон ретроспективно осмысливается и путем непосредственного обращения к классическим образцам жанра (что более характерно для произведений А.К. Толстого), и — у Тургенева и Чехова — через посредство как русских готических повестей, так и западных романтических новелл.

Наконец, исследование показало, что готическая традиция сохраняется в русской литературе и между двумя известными периодами ее наибольшей популярности (романтизм и рубеж XIX—XX вв.еков), причем присутствует не только в беллетристике, но и в произведениях ведущих русских писателей. Тем более значительным представляется нам ее место в истории западной литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Г. Английские поэты и шотландские обозреватели // Собрание сочинений: в4т.-М.: Правда, 1981.-Т. 1.-С. 134- 158.
  2. Д.Г. Вампир // Английская готическая проза: в 2 т. / сост. и вступ. ст. Н. Будур. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — Т. 1. — С. 5764.
  3. Барбе д 'Оревильи Ж. Пунцовый занавес // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII—XIX вв.еков / сост. С. Н. Зенкин. М.: Ладомир, 1999. — С.637−669. — (Готический роман).
  4. Бестужев (Марлинский) А. А. Замок Венден: отрывок из дневника гвардейского офицера // Сочинения: в 2 т. М.: ГИХЛ, 1958. — Т. 1. — С. 84−113.
  5. Бестужев (Марлинский) А. А. Замок Эйзен // Сочинения: в 2 т. М.: ГИХЛ, 1958.-Т. 1.-С. 187−240.
  6. В.Я. Огненный ангел : повесть в XVI главах / В. Я. Брюсов — сост., вступ. ст. и комм. С. П. Ильева. М.: Высшая школа, 1993. — 479 с.
  7. Н.В. Страшная месть // Полное собрание сочинений. М.: АН СССР, 1940.-Т. 1.-С. 34−67.
  8. Т. Любовь мертвой красавицы // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII—XIX вв.еков / сост. С. Н. Зенкин. М.: Ладомир, 1999. — С. 401−422. — (Готический роман).
  9. Гофман Э.Т. А. Песочный человек // Собрание сочинений: в 6 т. М.: Худож. лит., 1994. — Т. 2. — С. 280−322.
  10. Гофман Э.Т. А. Эликсиры сатаны // Собрание сочинений: в 6 т. М.: Худож. лит., 1994. — Т. 2. — 370 с.
  11. М.Н. Концерт бесов // Русская готическая проза: в 2 т. / сост. Н. Будур. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — Т. 1. — С. 355−366.
  12. Куприн А. К Звезда Соломона // Русская готическая проза: в 2 т. / сост. Н. Будур. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999.-Т. 2.-С. 245−314.
  13. Ли С. Убежище, или Повесть иных времен / С. Ли — пер. с англ. И. Про-ценко М.: Ладомир, 2000. — 341 с. — (Готический роман).
  14. М.Г. Монах / М. Г. Льюис — пер. с англ. И. Гуровой. М.: Ладомир, 1993. — 340 с. — (Готический роман).
  15. П. Венера Илльская // Infernaliana. Французская готическая®- проза XVIII—XIX вв.еков / сост. С. Н. Зенкин. М.: Ладомир, 1999. — С. 527−548. — (Готический роман).
  16. В.Н. Странный бал // Русская готическая проза: в 2 т. / сост. Н. Будур. Т. 1. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — С. 375−390.
  17. ОстенДж. Нортенгерское аббатство / пер. с англ. И. С. Маршака // Собрание сочинений: в 3 т. М.: Худож. лит., 1988. — Т. 2. — С. 5−244.
  18. А. Двойник, или мои вечера в Малороссии // Библиотека русской фантастики: в 20 т. М.: Советская Россия, 1997. — Т. 4. — С. 56−98.
  19. А. Лафертовская маковница // Русская готическая проза: в 2 т. / сост. Н. Будур. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — Т. 1. — С. 135−154.
  20. Н. А. Блаженство безумия // Русская готическая проза: в 2 т. / сост. Н. Будур. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — Т. 1. — С. 17−54.
  21. Д. Вампир // Английская готическая проза: в 2 т. / сост. и вступ. ст. Н. Будур. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — Т. 1. — С. 6586.
  22. Ян. Рукопись, найденная в Сарагосе / Ян Потоцкий. М.: РИПОЛ, 1994.-638 с.
  23. А. Удольфские тайны / А. Радклиф — пер. с англ. Л. Гей. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1996. — 576 с.
  24. Рив К. Рыцарь добродетели, повесть, взятая из самых древних записок английского рыцарства / [К. Рив]. СПб.: Б.и., 1792.
  25. А. Роман в лесу / Рэдклифф А.- пер. с англ. Е. И. Малыхиной. М.: Ладомир, 1999. — 315 с. — (Готический роман).
  26. В. Комната с гобеленами, или Дама в старинном платье // Комната с гобеленами. Английская готическая проза. М.: Правда, 1991. — С. 41530.
  27. В. Уединенный домик на Васильевском // Русская готическая проза: в 2 т. / сост. Н. Будур. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — Т. 1. -С. 155−174.
  28. А.К. Упырь // Собрание сочинений. М.: Правда, 1964. — Т. 3. -С. 5−46.
  29. А.К. Семья вурдалака // Собрание сочинений. М.: Правда, 1964. — Т. 3.-С. 70−88.
  30. А.К. Встреча через триста лет // Собрание сочинений. М.: Правда, 1964. — Т. 3. — С. 89−103.
  31. А.К. Амена. Отрывок из романа «Стебеловский» // Собрание сочинений. М.: Правда, 1964. — Т. 3. — С. 139−167.
  32. А. Барчестерские башни / А. Троллоп — пер. с англ. И. Гуровой. М.: Худож. лит, 1970. — 478 с.
  33. И.С. Песнь торжествующей любви // Собрание сочинений. -М.: Правда, 1962. Т. 8. — С. 286−302.
  34. И.С. Призраки // Собрание сочинений. М.: Правда, 1965. -Т. 7.-С. 5−28.
  35. Н.Я. И.С. Тургенев. Жизнь, личность и творчество / Н. Я. Абрамович (Н. Кадмин). М.: Бр. Башмаковы, 1913. — 78 с.
  36. Ю. Чехов. Основные моменты его произведений / Ю. Айхенвальд. М.: Типо-лит. т-ва П. Н. Кушнерев и К0, 1905. — 29 с.
  37. М.П. У. Годвин и его роман «Калеб Уильяме» // Калеб Уильяме / У. Годвин. М.- Л.: ГИХЛ, 1961. — С. iii-xxiii.
  38. М.П. Ч.Р. Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Мель-мот Скиталец / Ч.Р. Метьюрин. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние, 1977. -С. 563−674.
  39. Алъван Яхья Кадим. Художественное своеобразие прозы Чехова 90-х годов: автореф. дис.. канд. филол. наук / Альван Яхья Кадим.-М., 1991. 17 с.
  40. А.У. Своеобразие символики в повести А.П. Чехова «Черный монах» // Творчество А. П. Чехова: особенности художественного метода. Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1986. — С. 23−35.
  41. К.Н. Анна Рэдклифф и ее время // Роман в лесу / А. Рэдк-лифф. М.: Ладомир, 1999. — С. 5−12. — (Готический роман).
  42. С.М. Проблемы поэтики Тургенева-романиста : уч. пособие / С. М. Аюпов. Уфа: Башкирский ун-т, 1998. — 162 с.
  43. С.М. Эволюция тургеневского романа. 1856−1862 гг. / С. М. Аюпов. Казань: Казанский ун-т, 2001. — 290 с.
  44. С.Д. Библиотека Чехова // Чехов и его среда. Л.: Academia, 1930.-С. 197−423.
  45. Ш. Проблемы поэтики творчества позднего И.С. Тургенева: автореф. дис.. канд. филол. наук / Шьямапада Банерджи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — 16 с.
  46. О. Пушкин и английский «готический» роман // Московский пушкинист. 2000. — № 8. — С. 192−213.
  47. СЛ. Чеховский сад («Черный монах» и «Вишневый сад») // Чеховиана. Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. -С. 44−52.
  48. АЛ. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени / А. И. Батюто. JI.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1990.-297 с.
  49. АЛ. Тургенев-романист / А. И. Батюто. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. — 389 с.
  50. М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. -М.: Сов. Россия, 1963. 318 с.
  51. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. -527 с.
  52. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста // Мастерство русских классиков. М.: Гослитиздат, 1959. — С. 168−217.
  53. А.А. Английский роман 1800−1810 годов : учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета / А. А. Вельский. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1968. — 146 с.
  54. А.А. Английский роман 1820-х годов / А. А. Вельский. -Пермь: Пермский гос. ун-т, 1975. 210 с.
  55. Л.П. Основные мотивы поэзии графа А.К. Толстого / Л. П. Вельский. М.: Журнал «Русское обозрение», 1894. — 16 с.
  56. Берегулева-Дмитриева Т.Г. «Чувство таинственности мира» // Сказка серебряного века. М.: Терра, 1997. — С. 7−30. *
  57. Н.Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский — вступ. ст. А. Аникста. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1973. — 512 с.
  58. Н.Я. Э.Т. А. Гофман // Новеллы и повести / Э.Т. А. Гофман — пер. с нем. — под ред А. В. Федорова. Л.: Худож. лит., 1936.-С. 5−114.
  59. .И. Читатель жития (агиографический канон русского Средневековья и традиция его восприятия) // Художественный язык Средневековья: сб. статей / отв. ред. В. А. Карпушин. М.: Наука, 1982.-С. 154−172.
  60. Ф.К. Эти разные, разные, разные лица (Коврин А. П. Чехова и Лужин В. В. Набокова) // Творчество А. П. Чехова: поэтика, истоки, влияние. Таганрог: Сфинкс, 2000. — С. 21−33.
  61. А.П. Проблема человека в романе Вильяма Годвина «Сен Леон» // Сен-Леон: повесть шестнадцатого века / В. Годвин. М.: Ладомир, 2003. — С. 5−32.
  62. X.JI. О «Ватеке» У. Бекфорда // Сочинения: в 3 т. Рига: Полярис, 1994. — Т. 2. — С. 107−110.
  63. Н.Ф. Достоевский и Тургенев. Творческий диалог / Н. Ф. Буданова. Л.: Наука, 1987. — 196 с.
  64. Н. Классический готический роман и пути его развития // Ангел твой, Робинзон / Э. Хоэм. М.: Терра, 1996. — С. 5−8.
  65. Н. Неизвестный классик // Ч. Б. Браун Виланд. М.: Терра, 1998.-С. 309−310.
  66. Н. Русская готика? // Русская готическая проза: в 2 т. / сост. Н. Будур. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — Т. 1. — С. 5−16.
  67. Н. Комментарии // Русская готическая проза: в 2 т. / сост. Н. Будур. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — Т. 2. — С. 388−398.
  68. И.Ю. Особенности жанровой динамики прозы 80−90-х годов (на примере произведений Толстого и Чехова) // А. П. Чехов. Проблемы жанра и стиля. Ростов-на-Дону: Рост. ГПИ, 1986. — С. 34−44.
  69. А. Из истории готического жанра // Комната с призраком: антология британской готической новеллы. 1765−1850. Тверь: Книжный клуб, 1992. — С. 3−14.
  70. М. Парадоксы мифологического сознания («Культурный герой» в рассказе А. П. Чехова «Черный монах») // Молодые исследователи Чехова / ред. Р. Б. Ахметшин. Вып. 3. — М.: Филол. фак. МГУ, 1998.-С. 80−84.
  71. Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову / Г. Бялый. -J1.: Советский писатель, 1990. 637 с.
  72. Г. А. Тургенев и русский реализм/ Г. Бялый. М., J1.: Советский писатель, 1962. — 245 с.
  73. Л.П. О синтаксической структуре пейзажа у А.П. Чехова // Статьи о Чехове / под ред. Л. П. Громова. Ростов-на-Дону: Рост, пед. ин-т, 1972.-С. 44−51.
  74. В.В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1966.-403 с.
  75. С. Ф. Проза А.К. Толстого : направление эволюции и контекст / С. Ф. Васильев. Ижевск: Удмуртский ун-т, 1989. — 96 с.
  76. И. Предисловие // Отель с привидениями. Шедевры викторианской готической прозы. М.: Квадрат, 1992. — С. 4.
  77. В.Э. А. Радклиф. Ее первые русские читатели и переводчики // Готический роман в России / В. Э. Вацуро. М.: НЛО, 2002. -С.113−150.
  78. В.Э. «Монах» М.Г. Льюиса и «френетическая» готика // Готический роман в России / В. Э. Вацуро. М.: НЛО, 2002. — С. 151−167.
  79. В.Э. Псевдорадклифиана // Готический роман в России / В. Э. Вацуро. М.: НЛО, 2002. — С. 301−311.
  80. В.Э. Роман Клары Рив в русском переводе // Готический роман в России / В. Э. Вацуро. М.: НЛО, 2002. — С. 52−68.
  81. В.Э. София Ли // Готический роман в России / В. Э. Вацуро. -М.: НЛО, 2002.-С. 69−77.
  82. В.Э. Уолпол и Пушкин // Временник Пушкинской комиссии. 1967−1968.-Л.: АН СССР, 1970.-С. 47−57.
  83. Ч. Муза-вампир // Творчество Тургенева: сб. статей / под ред. И. Н. Розанова и Ю. М. Соколова. М.: Задруга, 1920. — С. 152−165.
  84. И. А. Об идейных истоках «Призраков» и «Довольно» И.С. Тургенева (Тургенев и Шопенгауэр в 60-е гг. XIX века) // Вопросы славянской филологии: сб. статей. Саратов: Саратовский ун-т, 1963.-С. 65−84.
  85. В.В. Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Эволюция русского натурализма /В.В. Виноградов. JI.: Academia, 1929. — 430 с.
  86. В.В. Стиль «Пиковой дамы» // О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. JI.: Наука, 1980. — 360 с.
  87. И. О теории новеллы // Вопросы марксистской поэтики / И. Виноградов — сост. Г. Белая. М.: Сов. писатель, 1972. — 390 с.
  88. Н. И.С. Тургенев. Биография и разбор его произведений / Н. Виноградов. СПб.: Прогресс, 1910. — 87 с.
  89. А.А. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Творчество И. С. Тургенева: сб. науч. тр. Курск: КГПИ, 1984. — С. 134−142.
  90. К. О «Черном монахе» // Чеховский вестник. Вып. 6. -М.: Скорпион, 2000. — С. 15−20.
  91. М. Мечта и мысль И.С. Тургенева / М. Гершензон. -М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1919. 170 с.
  92. А.Н. Готический роман Анны Радклиф : из истории рецепции в России // Филология в системе современного университетского образования. 2002. — Вып. 5. — С. 72−79.
  93. А. И.С. Тургенев / А. Гозенпуд. СПб.: Композитор, 1994.- 197 с.
  94. М.И. Семантические оппозиции в поэтике позднего Чехова: реальное ирреальное, идол — идолопоклонник (анализ повести «Черный монах») // Филологические науки. — 1991. — № 5."-С. 27−32.
  95. А. Чеховские финалы // Красная Новь. 1939. — № 8−9. С.43−49.
  96. ПЛ. Тургенев и романтизм / П. И. Гражис. Казань: Казан. ун-т, 1966.-52 с.
  97. Е.В. «Готический» роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма : автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. В. Григорьева. Л., 1989. — 17 с.
  98. МЛ. Скрытые цитаты (Чехов и Достоевский) // Чехов и его время. М.: Наука, 1977. — С. 39−52.
  99. И. А. Проза Чехова (человек и действительность). М.: Худ. лит., 1970.- 190 с.
  100. М. Творчество А. П. Чехова / М. Гущин. Харьков: Харьковский ун-т, 1954. — 210 с.
  101. Ю.Н. Культура Природа — Традиция // Традиция в истории культуры / отв. ред. В. А. Карпушин. — М.: Наука, 1978. — С. 80−87.
  102. К. «Жизнь изучается не по одним только плюсам, но и минусам» (О значении меланхолии в жизни и творчестве А.П. Чехова) // Молодые исследователи Чехова / ред. Р. Б. Ахметшин. -Вып. 3. М.: Филол. фак. МГУ, 1998.- С. 23−30.
  103. Р.Ю. «Что такое Эллис на самом деле?» // Спасский вестник. 2000. — № 6. — С. 9−13.
  104. Деке 77. Семь веков романа / П. Деке — пер. с фр. Я. З. Лесюка и Ю. П. Уварова — под ред. Ю. Б. Виппера. М.: Изд. иностр. лит., 1962.-482 с.
  105. Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики / В .Я. Дьяконова. М.: Наука, 1978. — 208 с.
  106. Н.И. А.К. Толстой. Биография и разбор его главных произведений / Н. И. Дюнькин, А.И. Новиков — под ред. В. Рябова. -СПб.: И. Загряжский, 1909. 64 с.
  107. М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца XIX века / М. Е. Елизарова. М.: Гослитиздат, 1958. — 200 с.
  108. А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. М.: Наука, 1966. — 472 с.
  109. А.А. Наследие английского романтизма и современность / А. А. Елистратова. М.: АН СССР, 1960. — 505 с.
  110. В. А.П. Чехов / В. Ермилов. М.: Сов. писатель, 1954. -404 с.
  111. В. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1 / В. Ермилов. М.: Гослитиздат, 1955. — 472 с.
  112. Д.А. А.К. Толстой / Д.А. Жуков. М.: Молодая гвардия, 1982.-383 е.- (ЖЗЛ).
  113. JI.A. Заколдованный круг (Проза А. П. Чехова 18 801 904 гг.) / JI.А. Звонникова. М.: Всерос. гос. ин-т кинематографии, 1998.-114 с.
  114. Т.В. О понятии «готический» в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии. 1978. — № 7. — С. 34−40.
  115. Зельдхейи-Зеак Ж. К проблеме реминисценций в «малой» прозе И. С. Тургенева // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. -Л.: Ленингр. ун-т, 1984. С. 99−111.
  116. Зельдхейи-Зеак Ж. Поздний Тургенев и символисты (к постановке проблемы) // От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX начала XX века / под ред. В. М. Марковича. -СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, 1992. — С. 146−169.
  117. С.Н. Французская готика : в сумерках наступающей эпохи // Infernaliana: французская готическая проза XVIII—XIX вв.еков / сост. С. Н. Зенкин. М.: Ладомир, 1999. — С. 5−26. — (Готический роман).
  118. Золотарев KJI. Фантастические произведения И. С. Тургенева и П. Мериме (сравнительно-типологический анализ) / И. Л. Золотарев. Орел: ОГУ, 1998.- 178 с.
  119. Е.П. Джозеф Шеридан Ле Фаню и его роман «Дом у кладбища» // Дом у кладбища: роман — «Дух мадам Краул» и другие таинственные истории: сб. рассказов / Дж. Шеридан Ле Фаню. М.: Ладомир, 2003. — С. 5−23.
  120. Т.В. Фольклор в творчестве А.К. Толстого: автореф. дис. канд. филол. наук / Т. В. Иванова. Петрозаводск, 1975. — 22 с.
  121. Э. «Жизнь льется через край» // Песнь о любви и смерти. М.: Терра, 1998. — С. 5−26.
  122. Н.В. Фантастическая повесть // Русская повесть XIX в.: история и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. — С. 270−295.
  123. А.А. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого / А. А. Илюшин.-М.: Моск. ун-т, 1999. 87 с.
  124. JI.A. И.С. Тургенев и Н.И. Надеждин о нигилизме // Тургеневский сборник. Вып. 1. — М.: Русский путь, 1998. — С. 1930.
  125. JI. Э.Т. А. Гофман и И. С. Тургенев // В мире Э.Т. А. Гофмана. Калининград: Гофман-центр, 1994. — С. 44−58.
  126. История русского романа: в 2 т.- М. — Л.: АН СССР, Ленингр. отд-ние, 1962−1964.
  127. О.Н. Малая проза Ф.М. Достоевского, А. П. Чехова и писателей рубежа веков (новелла, святочный рассказ, притча) / О. Н. Калениченко. Волгоград: Перемена, 1997. — 101 с.
  128. В. Дар проникновения. К 125-летию со дня рождения А. П. Чехова //Октябрь.- 1985. -№ 1.-С. 181−192.
  129. В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. -М.: МГУ, 1979.-327 с.
  130. В.Б. Чехов и мифология Нового времени // Филологические науки. 1976.-№ 5. — С. 71−77.
  131. А. Введение в историю английского романа / А. Кеттл. -М.: Прогресс, 1966.-446 с.
  132. Ю.В. Сновидение как композиционно-стилевой фактор (Тургенев, рассказ «Сон», Куприн, рассказ «Сны») // Творчество И. С. Тургенева: сб. науч. тр. Курск: КГПИ, 1984. — С. 47−55.
  133. Клуге Р.-Д. Отображение болезни в рассказах «Палата № 6» и «Черный монах») // Чеховиана. Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995.-С. 52−60.
  134. В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник/ В. О. Ключевский. М.: Наука, 1988. — 510 с.
  135. Т.М. Готическая традиция в американской прозе 1920−30-х годов : новеллистика Х. В. Лавкрафта: автореф дис.. канд. филол. наук / Т. М. Ковалькова. Саранск, 2001. — 22 с.
  136. Н.А. Язык и композиция произведений А.П. Чехова / Н. А. Кожевникова. Нижний Новгород: Типогр. ННГУ, 1999. -103 с.
  137. И. С. Повести А.П. Чехова 90-х годов (поэтика характера): автореф. дис. канд. филол. наук / И. С. Козловская. Горький, 1990.-14 с.
  138. И. С. Повести А.П. Чехова 90-х годов (поэтика характера) / И. С. Козловская. Горький: Горьк. гос. ун-т, 1990. — 128 с.
  139. Н. А.К. Толстой / Н. Колосова. М.: Молодая гвардия, 1984.-79 с.
  140. Н.А. Гр. А. К. Толстой как сатирик // Вестник Европы. 1906. — Т. 4. — С. 12−17.
  141. В.А. Онегинский «миф» в прозе Чехова // Чеховиана. Чехов и Пушкин. М.: Наука, 1998. — С. 147−155.
  142. А. В. Проза А.П. Чехова : искусство стилизации / А. В. Кубасов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. — 399 с.
  143. А.П. Пушкинские цитаты в произведениях Чехова // Чеховиана. Чехов и Пушкин. М.: Наука, 1998. — С. 54−66.
  144. В. Александр Бестужев-Марлинский // Повести / А.А. Бестужев-Марлинский. М.: Правда, 1986. — С. 5−14.
  145. В.И. Чехов и Достоевский // Чеховские чтения в Ялте. -М.: Книга, 1978.-С. 50−56.
  146. Г. Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов / Г. Б. Курляндская. Тула: Приокское книжное издательство, 1977. — 247 с.
  147. М.Б. Английский «готический» роман и проблемы предромантизма : автореф. дис.. канд. филол. наук / М. Б. Ладыгин. -Москва, 1981.-19 с.
  148. М.Б. Романтический роман / М. Б. Ладыгин. М.: МГПИ, 1981.- 140 с.
  149. С. Ян Потоцкий и его роман «Рукопись, найденная в Сарагосе» // Рукопись, найденная в Сарагосе / Ян Потоцкий. М.: Худож. лит., 1971.-С. 31−32.
  150. В. «Черный роман», светлая сказка, или фантазия в манере автора этой книги // Эликсиры сатаны / Э.Т. А. Гофман — пер с нем. Н. Славятинского. Ярославль: Верхне-Волжск. кн. изд-во, 1990.-С. 5−32.
  151. О. Еще раз о заглавном образе повести «Черный монах» // Молодые исследователи Чехова. Вып. 3. — М.: Филол. фак. МГУ, 1998.-С. 77−80.
  152. В.Я. Проблема смысла жизни в «Черном монахе» Чехова // Известия АН СССР. 1985. — № 4. — С. 43−54. — (Сер. лит. и яз.).
  153. В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова / В. Я. Линков. М.: МГУ, 1982. — 178 с.
  154. А.Ф. Гротеск / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков // История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1965.-372 с.
  155. А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973.-С. 6−15.
  156. Ю.М. Пути развития русской прозы 1800−1810-х годов // Карамзин / Ю. М Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1997. — 829 с.
  157. Ю.В. Динамика русского романтизма / Ю. В. Манн. М.: Аспект Пресс, 1995. — 380 с.
  158. В.В. Дыхание фантазии // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820−1840 гг.). Л.: ЛГУ, 1990. — С. 3−17.
  159. В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века / В. М. Маркович. Л.: ЛГУ, 1982. — 208 с.
  160. И. В. Проза А.П. Чехова 90-х годов и традиции русского классического романа : автореф. дис.. канд. филол. наук / И. В. Мартынова. М., 1986. — 24 с.
  161. JI.K. Возникновение и развитие английского «готического» романа / JI.K. Маслянко. Львов: Львовский гос. ун-т им. И. Франко, 1989.-220 с.
  162. Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П. Чехова / Е. Б. Меве. Киев: Госмедиздат УССР, 1961. — 288 с.
  163. Ю. Там лес и дол видений полны. // Русская фантастическая проза XIX начала XX века. — М.: Правда, 1989. — С. 453−466.
  164. А. Э.Т. А. Гофман и А. П. Чехов // В мире Э.Т. А. Гофмана. Калининград: Гофман-центр, 1994. — С. 134−157.
  165. Е.М. Средневековый роман: происхождение и классические формы / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1983. — 302 с.
  166. В.Б. Струна в тумане. Проблема несказанного в поздней прозе Тургенева // Тургеневские чтения: Сб. статей. М.: Рус. путь, 2004.-С. 39−62.
  167. А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867−1871 годов / А. Б. Муратов. Л.: Ленингр. ун-т, 1980. — 182 с.
  168. А.Б. Тургенев-новеллист (1870−1880-е годы) / А. Б. Муратов. Л.: Ленингр. ун-т, 1985. — 119 с.
  169. МЛ. Чехов как изобразитель больной души // А. П. Чехов: Pro et Contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX начала XX вв. (1887 — 1917): Антология / сост. И. Н. Сухих. -Спб.: Изд-во РХГИ, 2002. — С. 599−613.
  170. Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск / Д. Николаев. М.: Худож. лит., 1977. — 358 с.
  171. Е.Г. «Лирические» повести И.С. Тургенева «Призраки» и «Довольно» // Проблемы метода и жанра: сб. статей. Вып. 12. — Томск: Томский ун-т, 1986. — С. 57−64.
  172. Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С. Тургенева // Проблемы метода и жанра. Томск: Томский ун-т, 1978. — С. 1931.
  173. Е.Г. Типология «художника» и тургеневская традиция в художественном мире А.П. Чехова // О поэтике А. П. Чехова. -Иркутск: Иркутский ун-т, 1993. С. 47−53.
  174. А. С. «Призраки» Тургенева (Одоевский Гоголь — Тургенев) // Родной язык в школе. — 1927. — № 1. — С. 57−68.
  175. JI.H. О поэтике «таинственных» повестей Тургенева // И. С. Тургенев в современном мире: сб. статей. М.: Наука, 1987.-С. 49−69.
  176. JI.H. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины XIX века // Научные доклады высшей школы. М., 1984. — № 1 (139). — (Филологические науки). — С. 80−97.
  177. И. Славянский The Gothic Novel? // Копья летящего тень. М.: Терра, 1998. — С. 5−6.
  178. Панкеев И. The Gothic Novel «серебряного века» // Мистика серебряного века. М.: Терра, 2002. — С. 3−11.
  179. Паперный 3. А. П. Чехов. Очерк творчества / 3. Паперный. М.: Гослитиздат, 1960. — 302 с.
  180. С.М. И.С. Тургенев / С. М. Петров. М.: Худож. лит., 1961.-211 с.
  181. Е.Е. Типологические жанровые признаки черного романа/ Е. Е. Петрова. СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1997. — 142 с.
  182. О.А. Обращение к античности как элемент художественной системы А. П. Чехова // Творчество А. П. Чехова: особенности художественного метода. Ростов-на-Дону: Рост. ГПИ, 1981. -С. 132−141.
  183. М.А. Таинственное у Тургенева // Творчество Тургенева: сб. статей / под ред. И. Н. Розанова и Ю. М. Соколова. М.: Задруга, 1920.-С. 44−63.
  184. Е.В. О пессимизме И.С. Тургенева / Е. В. Петухов. -Юрьев: Типография К. Матисена, 1897. 21 с.
  185. Н.И. История «Призраков» // Тургенев и его время. -М.- Пг.: Тургеневская комиссия о-ва любителей рос. словесности, 1923.-С. 21−40.
  186. К. «У него было такое же ангельское лицо, ясное и доброе» (символика подтекста рассказа «Черный монах») // Молодые исследователи Чехова. Вып. 3. — М.: Филол. фак. МГУ, 1998.- С. 74−77.
  187. Р.Н. Тургенев и Брюсов (от психологических «студий» к научной фантастике) // Творчество И. С. Тургенева. Проблемы метода и мировоззрения. Орел: ОГПИ, 1991. — С. 93−112.
  188. К.В. Период расцвета поэтической деятельности А.К. Толстого / К. В. Покровский. М.: Тип. Лиснера и Собко, 1908. -9 с.
  189. Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли / Э.А. Полоцкая. М.: Сов. писатель, 1979. — 256 с.
  190. Э.А. О поэтике Чехова / Э. А. Полоцкая. М.: Наследие, 2001.-238 с.
  191. Л.М. Алексей Толстой художник. Проза / Л. М. Поляк. -М.: Наука, 1964.-462 с.
  192. Г. Н. Принципы сюжетоположения в повестях Чехова // Научные доклады высшей школы. 1960. — № 4. — (Филологические науки). — С. 15−36.
  193. Предисловие // Удольфские тайны / А. Радклиф. Перепеч. с изд. 1905 г. — М.: Терра, 1996. — С. 5−10.
  194. В.Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2001. — 143 с.
  195. И. Предисловие // Убежище, или Повесть иных времен: роман / София Ли. М.: Ладомир, 2000. — С. 5−12. — (Готический роман).
  196. JI.B. Группа таинственных повестей // Сочинения / И. С. Тургенев. Т. 8. — М.- Л.: Гос. изд-во, 1929. — С. 5−49.
  197. П.Г. И.С. Тургенев художник слова / П.Г. Пусто-войт. — М.: Моск. ун-т, 1980. — 375 с.
  198. Т.Ф. Проблемы поэтики повестей А.П. Чехова 1890−1904 годов: автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. Ф. Пухова. М., 1990.-20 с.
  199. A.M. Образы священнослужителей у Чехова // Чеховский сборник. М.: Лит. ин-т им. A.M. Горького, 1999. — 19−37.
  200. Рев М. Специфика новеллистического искусства А. П. Чехова («Черный монах») // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л.: МГПИ, 1984. — С. 213−227.
  201. .Г. Петрюс Борель // Шампавер. Безнравственные рассказы / П. Борель. М.: Наука, 1993. — С. 167−188.
  202. А. Огонь вещей / А. Ремизов. М.: Советская Россия, 1989.-525 с.
  203. Русская повесть XIX в.: история и проблематика жанра. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. — 565 с.
  204. Русские писатели XIX века о Пушкине. Л.: Гослитиздат, 1938. -496 с.
  205. Е.М. «Письмо Татьяны предо мною.» (К вопросу об интерпретации Чеховым образа героини «Евгения Онегина») // Че-ховиана. Чехов и Пушкин. М.: Наука, 1998. — С. 155−162.
  206. Е.М. Пушкинские мотивы в «Черном монахе» // Чеховские чтения в Ялте. М.: Книга, 1978. — С. 5−15.
  207. Е.М. «Черный монах» и «Ошибка» Горького // А. П. Чехов: сб. статей и материалов. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1959.-С. 79−98.
  208. В.В. Фантастическое и реальное в демонологии Гоголя первой половины 1830-х гг. // Гоголевский сборник. СПб.- Самара: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2003. — С. 24−36.
  209. Е.В. Проблема безумия в рассказе А.П. Чехова «Черный монах» // Творчество А. П. Чехова: поэтика, истоки, влияние. -Таганрог: Сфинкс, 2000. С. 18−32.
  210. Н. Э.Т. А. Гофман и А. Погорельский (Из истории сравнительного изучения русского и немецкого романтизма) // Вмире Э.Т. А. Гофмана. Калининград: Гофман-центр, 1994. — С. 45−57.
  211. И.В. К истории вопроса о русской фантастической прозе 30-х гг. XIX в. // Вестник Моск. ун-та. 1972. — № 4. — (Сер. 10. Филология). — С. 43−49.
  212. И.В. Типология фантастики в русской прозе 3040-х годов 19 в.: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. В. Семибратова.-М., 1973.-20 с.
  213. И.В. Фантастические мотивы в рассказах Чехова 80-х гг. и русской прозе XIX века // Чеховские чтения в Ялте. М.: Книга, 1978.-С. 119−134.
  214. И. «Чудесные рассказывая тайны» // Оборотень: русские фантасмагории. М.: Книжная палата, 1994. — С. 327−335.
  215. Т.И. Диккенс. Очерки творчества / Т. И. Сильман. Л.: Худож. лит., 1970. — 376 с.
  216. А.П. Нравственные искания русских писателей 7 А.П. Скафтымов. М.: Худож. лит., 1972. — 543 с.
  217. В. Монах Льюис и его роман // Монах / М. Г. Льюис. М.: Ладомир, 1993. — С. 5−14. — (Готический роман).
  218. Н.А. Английский предромантизм и формирование романтического метода / Н. А. Соловьева. М.: Моск. ун-т, 1984. -146 с.
  219. Н. В лабиринте фантазии // Комната с гобеленами. -М.: Правда, 1991.-С. 5−22.
  220. Н.А. У истоков английского романтизма / Н. А Соловьева. М.: Моск. ун-т, 1988. — 230 с.
  221. Х.Э. Загадка Тургенева / Х. Э. Суньига. Орел: Орловская гос. телерадиовещ. компания, 1998. — 332 с.
  222. И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова / И. Н. Сухих. JI.: Ленингр. ун-т, 1987. — 180 с.
  223. Н.Д. М.М. Бахтин и А. Н. Веселовский. (Методология исторической поэтики) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998. -№ 4.-С. 33−44.
  224. Н.Д. Типология реалистического романа. На материале классических образцов жанра XIX века / Н. Д. Тамарченко. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1988. 195 с.
  225. Н.Д. «Эстетика словесного творчества» Бахтина и русская религиозная философия / Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2001.- 199 с.
  226. О. Уолпол и Шекспир // Вопросы филологии в контексте современности. Якутск: Якутский гос. ун-т, 1999. — С. 65−70.
  227. С.В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана. Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995.-С. 35−44.
  228. И.В. «Черный монах» А.П. Чехова и «Межзвездный скиталец» Дж. Лондона // О поэтике А. П. Чехова. Иркутск*: Иркутский ун-т, 1993. — С. 82−98.
  229. В.Н. Странный Тургенев: (Четыре главы) / В. Н. Топоров.-М.: РГГУ, 1998.-188 с.
  230. С.В. От Просвещения к романтизму / С. В. Тураев. М.: Наука, 1983.-255 с.
  231. М.А. «Пестрые сказки» Владимира Одоевского // Пестрые сказки /В.Ф. Одоевский. СПб.: Наука, 1996. — С. 131−168.
  232. М.А. «Таинственные повести» В.Ф. Одоевского и И. С. Тургенева и проблемы русской психологической прозы: автореф. дис. канд. филол. наук/М.А. Турьян. Л., 1980.-21 с.
  233. О.Б. Проблемы поэтики «таинственных повестей» И.С. Тургенева: автореф. дис. канд. филол. наук / О. Б. Улыбина. Н. Новгород, 1996. — 15 с.
  234. А.В. А.К. Толстой: от истории рода к истории Отечества // Грехневские чтения: сборник научных трудов. — Вып. 3. -Нижний Новгород, 2006. — С. 5−9.
  235. Н.М. Архитектоника чеховской новеллы / Н. М. Фортунатов. Горький: Кн. изд-во, 1975. — 109 с.
  236. Н.М. Музыкальность чеховской прозы (опыт анализа формы) // Научные доклады высшей школы 1971. — № 3. -(Филологические науки). — С. 37−58.
  237. Н.М. Пути исканий / Н. М. Фортунатов. М.: Советский писатель, 1974. — 237 с.
  238. М.И. Загадки «Черного монаха» // Ученые записки Костромского пед. ин-та. Кострома: Костромской пед. ин-т, 1969. -С. 105−111. — (Филологическая серия — вып. 14).
  239. В.Е. Художественное миросозерцание Чехова и традиция Толстого // Чехов и Лев Толстой. М.: Наука, 1980. — С. 26−55.
  240. Н.Н. Культурно-исторические мотивы в творчестве И.С. Тургенева // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. М.: Наука, 1984.
  241. К. «Эликсиры сатаны» Гофмана в свете эволюции немецкого романтического романа // В мире Э.Т. А. Гофмана. Калининград: Гофман-центр, 1994. — С. 47−62.
  242. А.Г. И.С. Тургенев / А. Г. Цейтлин. М.: Знание, 1958. -40с.
  243. Д.Н. Юмористические и шуточные произведения гр. А. К. Толстого. СПб.: Тип. «С.-Петербургских ведомостей», 1907. -16 с.
  244. JI.M. Сюжет чеховского рассказа / Л. М. Цилевич. Рига: Звайгзне, 1976. — 237 с.
  245. Н.И. «Итальянец» : творческий кризис А. Радклиф или кризис готического романа? / Н. И. Черенкова — Ленигр. ин-т авиац. приборостр. Л., 1988. — 6 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР 6.03.89, № 37 032.
  246. Н.И. Роман Анны Радклифф «Удольфские тайны» и английская эстетика конца 18 столетия / Н. И. Черенкова. Л., 1985. — 6 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР 6.03.89, № 37 031.
  247. Н.И. «Убежище» Софии Ли и трансформация готического романа / Н. И. Черенкова — Ленигр. ин-т авиац. приборостр. -Л., 1988. 8 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР 6.03.89, № 37 030.
  248. Е.Г. Античный миф в фантастических повестях А.К. Толстого // Проблемы поэтики русской фантастической прозы 2040-х гг. XIX в. / Е. Г. Чернышева. М.: Прометей, 2000. — С. 107 129.
  249. Е.Г. Художественные функции и типология сновидения в русской фантастической прозе 20−40-х годов XIX века // Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20−40х гг. XIX в. / Е. Г. Чернышева. М.: Прометей, 2000. — С. 28−47.
  250. Т. Готика и шведский романтизм // Мемуары мертвеца: романы. М.: Терра, 1997. — С. 5−16.
  251. М.В. Ранние пародии Джейн Остен // Научные доклады высшей школы. 1973. — № 6. — (Филологические науки). — С. 2641.
  252. О.В. Гротеск и художественная условность // Вестник Московского университета. 1982. — № 3. — С. 12−22. -(Сер. 9. Филология).
  253. С.Е. Проблемы поэтики Тургенева / С. Е. Шаталов. -М.: Просвещение, 1969. 328 с.
  254. С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева / С. Е. Шаталов. М.: Наука, 1979. — 312 с.
  255. С.Е. Черты поэтики (Чехов и Тургенев) // В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. — С. 296−309.
  256. JI. Творчество из ничего // А. П. Чехов: Pro et Contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX начала XX вв. (1887 — 1917): Антология / сост. И. Н. Сухих. — Спб.: Изд-во РХГИ, 2002.-С. 566−598.
  257. Т.А. «Романтические» повести А.П. Чехова (сюжет, конфликт, ситуация) // Творчество А. П. Чехова: особенности художественного метода. Ростов-на-Дону: Рост. ГПИ, 1986. — С. 176−189.
  258. Н.А. Загадочное и таинственное в повести А.П. Чехова «Черный монах» // Творчество А. П. Чехова: поэтика, истоки, влияние. Таганрог: Сфинкс, 2000. — С. 49−65.
  259. В. Повести о прозе. Т. 1 / В. Шкловский. М.: Худож. лит., 1966. — 335 с.
  260. . Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе / Б. Эйхенбаум. Л.: Худож. лит., 1969. — С. 306−326.
  261. . О. Генри и теория новеллы // Звезда. 1925. — № 6 (12).-С. 291−308.
  262. Addison A. Romanticism and the Gothic Revival / A. Addison. New York: R.R. Smith, 1938. — 187 p.
  263. Allen W. The English Novel: a Short Critical History / W. Allen. -Harmondsworth: Penguin Books, 1963. 98 p.
  264. Arnaud P.J. Le Pre-Romantisme Anglais. Paris: Presses universi-taires de France, 1980. — 267 p.
  265. Baker E.A. The History of English Novel. In 10 v. Vol. V / E. Baker. London: H. F. & G. Witherby, 1934. — 220 p.
  266. Bayer-Berenbaum L. The Gothic Imagination. Expansion in Gothic Literature and Art / L. Bayer-Berenbaum. Rutherford N.J.: Fairleigh Dickinson University Press — London: Associated University Press, 1982.- 155 p.
  267. Becker S. Gothic Forms of Feminine Fiction / S. Becker. Manchester: Manchester University Press — New York: St. Martin’s Press, 1999. -335 p.
  268. Berry Т.Е. A.K. Tolstoy: russian humorist / Т.Е. Berry. Bethany: Bethany college press, 1971. — 79 p.
  269. Birkhead E. The Tale of Terror: a Study of the Gothic Romance / E. Birkhead. New York: Russell & Russell, 1963. — 210 p.
  270. Brauchli J. Der Englische Schauerroman um 1800. Unter Beriick-sichtung der unbekannten Bucher / J. Brauchli. Weida: Thomas & Hubert, 1928.-260 p.
  271. Carter M.L. Spectre or delusion? The Supernatural in Gothic fiction / M.L. Carter. Ann Arbor: UMI Research Press, 1987. — 131 p.
  272. Conant M.P. The Oriental Tale in England in the Eighteenth Century / M.P. Conant. New York: Octagon Books, 1966. — 312 p.
  273. Conger S.M. Matthew G. Lewis, Charles Robert Maturin and the Germans: an interpretative study of the influence of German literature on two Gothic novels / S.M. Conger. Salzburg: Inst. f. Engl. Sprache u. Literatur, Univ. Salzburg, 1977. — 307 p.
  274. Cornwell N. Russian Gothic: an Introduction // The Gothic-Fantastic in Nineteenth-Century Russian Literature / edited by Neil Cornwell.
  275. Amsterdam: Rodopi, 1999. (Studies in Slavic Literature and Poetics. XXXIII).-P. 3−22.
  276. Cruse A. The Englishman and His Books in the Early 19 th Century / A. Cruse. London: G.G. Harrap & Company, ltd, 1930. — 300 p.
  277. Davenport-Hines R. Gothic: four hundred years of excess, horror, evil and ruin / R. Davenport-Hines. New York: North Point Press, 1999.-438 p.
  278. Dibelius W. Englische Romankunst: die Technik des englischen Romans im achtzehnten und zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts / W. Dibelius. Bd. 1−2. — Berlin — Leipzig: Mayer & Muller, 1922. -471 p.
  279. Draper J. W. The funeral elegy and the rise of English Romanticism / John W. Draper. New York: Octagon Books, 1967. — 358 p.
  280. Eggenschwiller D. Melmoth the Wanderer. Gothic on Gothic I I Genre. 1975. — Vol. 8, № 2. — P. 43−67.
  281. Ellis K.F. The Contested Castle. Gothic Novels and the subversion of domestic ideology / K.F. Ellis. Urbana: University of Illinois Press, 1989.-226 p.
  282. Esteve E. Etudes de litterature preromantique / E. Esteve. Paris: Gamier., 1923.-224 p.
  283. Evans В. The Gothic Drama from Walpole to Shelley / B. Evans. -Berkeley: Univ. of California Press, 1947. 257 p.
  284. Foster J.R. History of the Pre-Romantic Novel in England / J.R. Foster. New York: Modern Language Assn. of America, 1949. — 294 p.
  285. Frank F.S. The first Gothics: a critical guide to the English Gothic novel / F.S. Frank. New York: Garland Pub., 1987. — 496 p.
  286. Freye W. The influence of Gothic Literature on Sir Walter Scott / W. Freye. Rostock: H. Winterberg’s Buchdruckerei, 1902. — 63 p.
  287. Frye N. Fables of Identity / N. Frye. New York: Harcourt, Brace & World, 1961.-264 p.
  288. Hadley M.L. The Undiscovered Genre: A Search for the German Gothic Novel / M. Hadley. Berne — Frankfurt am Main- Las Vegas: P. Lang, 1978.-155 p.
  289. Haferkorn R. Gotik und Ruine in der Englischen Dichtung / R. Haferkorn.-Leipzig :B. Tauchnitz, 1924.-204 p.
  290. Haggerty G.E. Fact and Fancy in the Gothic Novel // Nineteenth-Century Fiction. 1985. — № 6. — P. 59−87.
  291. Haggerty G.E. Gothic Fiction / Gothic form / G.E. Haggerty. University Park: Pennsylvania State University Press, 1989. — 194 p.
  292. Holbrook W.C. The Adjective «Gothic» in the Eighteenth Century // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes. Bd. 1. -Salzburg: Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, 1986. P. 54−81.
  293. Howells C.A. Love, Mystery and Misery: Feeling in Gothic Fiction / C.A. Howells. London: Athlone Press: 1978. — 199 p.
  294. Hume R.D. Gothic versus Romantic: A Revaluation of the Gothic Novel // Publications of the Modern Language Association of America. 1969. — Vol. 84, № 2. — P. 283−297.
  295. Gamer M. Romanticism and the Gothic: Genre, Reception and Canon Formation / M. Gamer. Cambridge England. — New York: Cambridge University Press, 2000. — 255 p.
  296. Geary R.F. The supernatural in Gothic Fiction. Horror, Belief and Literary Change / R.F. Geary. New York — Lewiston, N.Y.: E. Mellen Press, 1992.-151 p.
  297. Gunzenhauser R. Horror at Home. Genre, Gender und das Gothic Sublime / R. Gunzenhauser. Essen: Blaue Eule, 1993. — 315 p.
  298. James H. French poets and Novelists / H. James. London: Macmil-lan and со., 1904.-344 p.
  299. Jursa Ayers C. Elena Gan and the Female Gothic in Russia // The Gothic-Fantastic in Nineteenth-Century Russian Literature / edited by Neil Cornwell. Amsterdam: Rodopi, 1999. — (Studies in Slavic Literature and Poetics. XXXIII). — P. 171−188.
  300. Kiely R. The Romantic Novel in England / R. Kiely. Cambridge (Mas.): Harward University Press, 1972. — 275 p.
  301. Killen A. Le roman terrifiant ou le roman noir de Walpole a Anne Radcliffe et son influence sur la litterature fran9aise jusqu’en 1840 / A. Killen. Paris: Ё. Champion, 1923. — 315 p.
  302. Ledkovsky M. The Other Turgenev: From Romanticism to Symbolism / M. Ledkovsky. Wuerzburg: Jal-Verlag, 1973. — 170 p. — (Colloquium Slavicum 2. Beitrage zur Slavistik).
  303. Le Tellier R.I. An Intensifying Vision of Evil: The Gothic Novel (1764−1820) as a Self-Contained Literary Cycle / R.I. Le Tellier. Salzburg: Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, 1980.-264 p.
  304. Le Tellier R.I. Kindred Spirits: Interrelations and Affinities between the Romantic Novels of England and Germany (1790−1820) / R.I. Le Tellier. Salzburg: Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, 1982.-423 p.
  305. Levy M. Le roman «gothique» anglais (1764−1824) / M. Levy. -Toulouse: Imprimerie M. Espic, 1968. 750 p.
  306. Longeuil A.E. The Word «Gothic» in Eighteen-Century Criticism // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes. Bd. 1. -Salzburg: Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, 1986.-P. 170−198.
  307. MacAndrew E. Introductory Gothic Literature What it is and why // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes. — Bd. 1. -Salzburg: Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, 1986.-P. 240−276.
  308. Macintyre C.F. Ann Radcliffe in Relation to her Time / C.F. Macin-tyre. New Haven: Yale university press, 1920. — 108 p.
  309. Maegd-Soep C., de. Романтические элементы в творчестве Чехова / С. de Maegd-Soep. Brussels: Brussels university press?., 1973. -250 p.
  310. Matual D. Chekhov’s «Black Monk» and Byron’s «Black Friar» // International Fiction Review. 1978. — V. 5, № 1. — P. 46−51.
  311. Mclntyre C.F. Were the «Gothic Novels» Gothic? // Publications of the Modern Language Association of America. 1921. — Vol. 36, № 4. -P. 39−61.
  312. Mehrotra K.K. Horace Walpole and the English Novel / K.K. Mehro-tra. New York: Russell & Russell, 1970. — 197 p.
  313. Mengel E. Der Englische Roman des 18. Jahrhunderts / E. Mengel. -Leipzig: Stauffenburg-Verl., 1964. 214 p.
  314. Miles R. The Gothic Aesthetic: The Gothic as Discourse // The Eighteenth century. Spring, 1991. — № 32. — P. 176−211.
  315. Mobius H.R. The Gothic Romance / H. Mobius. Leipzig: Buch-druckerei Grimme & Tromel, 1902. — 143 p.
  316. Miiller W. Charles Robert Maturins Romane «Fatal Revenge» und «Melmoth» / W. Miiller. Weida: Thomas & Hubert, 1908. — 111 p.
  317. Passage Ch. Russian Hoffmannists / Ch. Passage. Hague: Mouton, 1963.-261 p.
  318. Peace R. From Pantheon to Pandemonium I I The Gothic-Fantastic in Nineteenth-Century Russian Literature / edited by Neil Comwell. Amsterdam: Rodopi, 1999. — (Studies in Slavic Literature and Poetics. XXXIII).-P. 23−36.
  319. Punter D. The Literature of Terror: a history of gothic fictions from 1765 to the present day / D. Punter. New York: Longman, 1996. — 449 P
  320. Railo E. The Haunted Castle: A Study of the Elements of English Romanticism / E. Railo. London: G. Routledge & Sons, ltd- New York: P. Dutton & Co, 1927. — 388 p.
  321. Reno R.P. The Gothic Visions of Ann Radcliffe and Matthew Gregory Lewis / R.P. Reno. New York: Arno Press, 1980. — 235 p.
  322. Ringel F. New England’s Gothic Literature, History and Folklore of the Supernatural From the Seventeenth through the Twentieth Centuries / F. Ringel. New York: E. Mellen Press, 1995. — 266 p.
  323. Roberts M. Gothic Immortals. The Fiction of the brotherhood of the Rosy Cross / M. Roberts. London — New York: Routledge, 1990. -239 p.
  324. Russett M. Narrative as Enchantment in the Mysteries of Udolpho // English Literary History. 1998. — № 65.1. — P. 49−72.
  325. Scholten W. Charles Robert Maturin: the terror novelist / W. Scholten. Amsterdam: H.J. Paris, 1933.- 197 p.
  326. Schmid A. The Fear of the Other. Approaches to English Stories of the Double (1764−1910) / A. Schmid. Bern — New York: P. Lang, 1996.-265 p.
  327. SeifertH. Shakespeare und die Gothic Novel / H. Seifert. Frankfurt am Main: Lang, 1983. — 170 p. — (Europaische Hochschulschriften.
  328. Reihe 14. AngelsachsischeSpracheundLiteratur. Bd. 111).
  329. Selmeczi J. Words, Pictures, Dreams and a Written Reality (Tur-genev: The song of Triumphant Love) // A Szo Elete. Tanulmanyok a hatvaneves Kovacs Arpad tiszteletere. — Budapest: Argumentum, 2004. -P. 70−77.
  330. Simpson M. The Russian Gothic Novel and its British Antecedents / M. Simpson. Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1986. — 110 p.
  331. Stevenson L. The English Novel. A Panorama / L. Srevenson. -Cambridge: Harvard University Press, 1960. 539 p.
  332. Summers M. A Gothic Bibliography / M. Summers. New York: Russell & Russell, 1964. — 620 p.
  333. Summers M. The Gothic Quest. A History of the Gothic Novel / M. Summers. London: The Fortune press, 1938. — 524 p.
  334. Tarr M.M. Catholicism in Gothic Fiction. A Study of the Nature and Function of Catholic Materials in Gothic Fiction in England (1762— 1820) / M.M. Tarr. Washington, D.C.: The Catholic university of America Press, 1946.- 141 p.
  335. Taubenbock A. Die binare Raumstruktur in der Gothic Novel / A. Taubenbock. Munchen: W. Fink, 2002. — 304 p.
  336. Tamarcenko N. Problem «unutarnje mjere» realistickog romana// Knjizevna smotra. (Zagreb). 1998. B. 107 (1). P. 36. (Резюме).
  337. Thompson G.R. Poe’s Fiction, Romantic Irony in the Gothic Tales / G.R. Thompson. Madison: University of Wisconsin Press, 1973. -254 p.
  338. Tomkins J.M.S. The Gothic Romance. Themes, Motifs, Characteristics // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes. Bd. 2. — Salzburg: Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, 1986.-P. 162−195.
  339. Tomkins J.M.S. The Popular Novel in England / J.M.S. Tomkins. -London: Constable & со. ltd., 1938. 388 p.
  340. Tracy A.B. The Gothic Novel (1790−1830). Plot Summaries and Index to Motifs / A. Tracy. Kentucky: University Press of Kentucky, 1992.-216 p.
  341. Trail N.H. The Fantastic for the Realist: The Paranormal Fictions of Dickens, Turgenev and Maupassant / N.H. Trail. Toronto: Un. of Toronto, 1989.-356 p.
  342. Van Tieghem P. Le preromantisme: Etudes d’histoire litteraire eu-ropeenne: en 3 v. / P. Van Tieghem. Paris: F. Rieder & cie, 1947. -412 p.
  343. Varma D.P. The evergreen tree of diabolical knowledge / D. Varma. Washington: Consortium Press, 1972. — 225 p.
  344. Varma D.P. The Gothic Flame, Being a History of the Gothic Novel in England: Its Origins, Efflorescence, Disintegration and Residuary Influences / D.P. Varma. London: A Barker, 1957. — 264 p.
  345. Wilt J. Ghosts of the Gothic / J. Wilt. Princeton: Princeton University Press, 1980. — 307 p.
  346. Библиотека Ивана Сергеевича Тургенева: каталог. Ч. 1. -Орел: Изд-во Орловской гос. телерадиовещат. компании, 1994.-208 с.
  347. Славянские древности. В 5 т. Т. 1. Этнолингвистический словарь / ред. Н. И. Толстой. — М.: Междунар. отношения, 1998. 704 с.
  348. Г. И. А.К. Толстой. Библиографический указатель / Г. И. Стафеев. Брянск: Брянская обл. б-ка, 1969.
  349. Энциклопедия сверхъестественных существ. М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2000.-674 с.
  350. The Penguin Encyclopedia of Horror and the Supernatural / edited by Jack Sullivan- with an introduction by Jacques Barzun. New York, N.Y.: Viking, 1986.-482 p.
Заполнить форму текущей работой