Особенности функционирования малых совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг
Конкурентная стратегия транснациональных корпораций строится по разным моделям, наиболее популярная из которых до недавнего времени осуществлялась в соответствии с «циклом жизни продукта»: сначала экспортировался новый продукт, затем следовала передача технологии своим филиалам, и на последней стадии осуществлялась передача устаревающей технологии независимым фирмам. Сегодня разрабатываются еще… Читать ещё >
Содержание
- I. глава
- СУЩНОСТЬ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ СТВА И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
- 1. 1. Международная производственная кооперация как основа формирования и взаимодействия российских малых совместных предприятий с зарубежными партнерами
- 1. 2. Сущность и мотивационный механизм возникновения и функционирования современных форм совместных предприятий с участием иностранного капитала и их классификация
- II глава. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛЫХ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИИ
- 2. 1. Характеристика и основные особенности развития малых совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг
- 2. 2. Основные проблемы и препятствия на пути развития малых совместных предприятий (социально-экономический аспект)
- 2. 3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность малых совместных предприятий с участием иностранного капитала
- III. глава
- ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВО ВАНИЯ МАЛЫХ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В СФЕРЕ УСЛУГ
- 3. 1. Концептуальные требования к формированию и развитию малых совместных предприятий в сфере услуг с участием иностранных инвестиций и совершенствование их правового обеспечения
- 3. 2. Государственная социальная защита и корпоративная социальная ответственность как фактор развития и поддержки совместных предприятий с участием иностранного капитала
- 3. 3. Формирование инфраструктуры — важнейшее условие эффективного и устойчивого развития совместных предприятий с участием иностранного капитала
Особенности функционирования малых совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследовании. Социально — экономические процессы в обществе неразрывно связаны с развитием разнообразных форм и видов предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь отражает изменения не только в факторах, формирующих производство, но и в потребительских тенденциях и общественном настроении. В последние десятилетия одной из ведущих форм международного бизнеса стало совместное предпринимательство, которое включает многообразные кооперационные связи между предприятиями разных стран, обусловленные многими причинами и обстоятельствами, в основе которых лежит объективный процесс дальнейшего развития производительных сил, углубления международного разделения труда, специализация и интернационализация производства продукции и услуг, происходящих в мировой системе хозяйства и национальных экономик в условиях острых конкурентных противоречий.
На начало 2004 г. в России в Государственный реестр внесено около 12 тыс. совместных организаций, в том числе из них более 7 тыс. находятся в сфере услуг /или 84%/. Среднесписочная численность работников /без внешних совместителей/ составила 3 млн. человек, объём продукции /работ, услуг/ в фактически действующих ценах составил в 2003 г. 434,6 млрд руб. или 7% промышленной продукции и услуг (М., Статиздат РФ, 2005, — 345 е.).
Совместное предпринимательство изменяет структуру национального производства и обмена, ускоряет процесс глобализации мировой экономики как единого целого. Быстрый рост межфирменных соглашений — наиболее яркий показатель глобализации. Ведущую роль в развитии межфирменных связей играют крупные компании и транснациональные корпорации / ТНК /, а также разветвлённая сеть не только собственных филиалов и отделений, но и система международных связей и соглашений разнообразного характера — совместных предприятий, консорциумов, соглашений о сбыте и маркетинге, обмене патентами и лицензиями, научнотехнической и производственной кооперацией. В последние годы в процесс совместного предпринимательства всё более активно включаются малые и средние предприятия с участием иностранного капитала. В 2005 г. численность малых совместных предприятий в России с участием иностранного капитала составляет 4% в общей численности МП, в том числе в торговле и общественном питании /10,5%/, в информационно — вычислительном обслуживании /6,2%/, в образовании / 11,8%/, в науке и научном обслуживании / 30,6% /, финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение /18% /.
Возрастающая роль и недостаточная изученность формирования и развития деятельности малых совместных предприятий с участием иностранного капитала определили тему диссертационного исследования.
Степень разработанности темы. Общим проблемам формирования развития и совершенствования совместного предпринимательства, международной производственной кооперации в условиях рыночной экономики посвящёп ряд трудов отечественных и зарубежных учёных и специалистов: Герчикова И. Н., Кабакова В. С., Кратко 10. И., Новицкого А. Г., Савельева В. М., Семеко Г. В., Скирко 10. И., Спиридонова И. А., Сульповара J1. Б., Перцовского Н. И., Туфетулова А. М., Якутова Н. М., 1 Апсоффа И., Друкера П. Ф., Портера М., Роджерса Л., Родеба Ли X., Хизрича Р. 2и др.
Однако работы этих учёных и специалистов носят общетеоретический характер и не отражают особенности развития совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг в современных условиях.
Совместное предприятие — форма международного разделения труда, при которой труд работников разных стран непосредственно соединяется в повседневном взаимодействии в одном и том же или в разных, но связанных между собой процессами процессах производства и обращения.
Наиболее полное определение совместного предпринимательства дают эксперты Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Совместные предприятия — это все формы соглашений, посредством которых деятельность двух или более фирм функционально интегрируется / не полностью, но частично /: это могут быть операции в форме закупок и продаж, научных исследований и разработок, добычи природных ресурсов, производства продукции /услуг/, инжиниринга, строительства и др.».
Отсутствие современных научных исследований, посвященных непосредственно вопросам становления, развития и совершенствования деятельности совместных предприятий в сфере услуг определили цель и основные направления диссертационной работы.
1 См.: Якупова Н. М., Туфстулов A.M. Управление международной производственной кооперацией предприятий. //Казань, КФЭИ, 2000 г., — Кратко И. Г. Международное предпринимательство. //М.ИНФРА-М, 2001 г.- Кабаков B.C., Ващилло А. А. Технологии проектирования малого бизнеса с иностранными инвестициями//СПб, СПб ГИЭУ, 2001 г.- Ссмско Г. В. Совместное предпринимательство. //М., Зсрцало-M, 2004 г.- Савельев В. М. Формы партнерских связей и механизм сотрудничества предпринимательских структур в сфере услуг. Раздел 3.2. Совместное предпринимательство как фактор эффективного сотрудничества в сфере бизнеса.//.ПРО-ПРЕСС, 2004 г. и др.
2 См.: Ансофф И. Стратегическое управление.//М., Экономика, 1989 г.- Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе. Пер. с англ.//М., Бизнес-книга, 1996 г.- Дсннэлс Джон Д., Радсба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции.//М., Дело. 1998 г.- Питер 3 Хэнд. Менеджментискусство управлять: //М., ИНФРА-M., 1995 г.- Хизрич Р., Питере M., Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. //М., Прогресс, 1992 г.- Хоткинс Т. Искусство торговать. //СПб., ВИАН, 1997 г.- Маури Д. Международные совместные предприятия и стратегии коммерциализации технологий фирм США. Уроки организации бизнсса.//СПб, 1994 г. и др.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационной работы заключается в разработке научно — методических и практических рекомендаций по развитию и совершенствованию малых совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг (па примере розничной торговли и предприятий массового питания).
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
— исследовать и обобщить понятийный аппарат совместного предпринимательства с целью уточнения и развития понятия «совместное предпринимательство» (СП) с участием иностранного капитала", рассмотреть формы производственной кооперации с иностранными фирмами и дать классификацию видов СП;
— установить место и роль малых совместных предприятий и уточнить их функциональные особенности в сфере услуг на базе изучения отечественного и зарубежного опыта;
— разработать методические рекомендации по изучению и оценке деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг, в том числе для выявления причин, сдерживающих развитие этого эффективного направления малого бизнеса;
— разработать концептуальные подходы к системе развития и совершенствования малых предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг с учетом решения вопросов, тормозящих их становление и совершенствование;
— обосновать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию организационно — экономических механизмов применения различных современных форм и видов совместного предпринимательства с учётом рыночных преобразований, обратив особое внимание на социальную защиту занятых в СП и совершенствование инфраструктуры их обслуживания.
В качестве объекта исследования в диссертации рассматриваются совместные малые предприятия с участием иностранного капитала, функционирующие в отраслях сферы услуг России.
Предметом исследования диссертационной работы являются организационноэкономические отношения, возникшие и сложившиеся в процессе деятельности малых совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг.
Методологическую и методическую основу диссертационной работы составляет системный подход к исследованию особенностей развития совместных предприятий с участием иностранных инвестиций в отраслях сферы услуг, основанный па достижениях зарубежной и отечественной теории и практики международного разделения труда и производственной кооперации.
Теоретической базой для исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей совместного предпринимательства, управления международной производственной кооперацией предприятий и разделения труда. В диссертации используются приёмы и средства статистического, экономического анализа, методы сравнения, экспертных оценок и группировок, а также социологические обследования работников совместных предприятий сферы услуг.
Информационную базу исследования составили: официальные нормативноправовые акты Российской Федерации, данные Федеративной службы государственной статистики /Росстат/- публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, а также конкретные результаты обследований совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг Московского региона, данные социологических опросов, проведённых специалистами, в т. ч. при участии автора в рамках научных исследований кафедры «Экономика и организация предпринимательской деятельности» МГУС / 2004 — 2005 гг. /.
Научная новизна диссертации состоит в разработке концептуальных подходов и рекомендаций (методических и практических) по развитию и совершенствованию деятельности малых совместных предприятий с участием иностранного капитала в отраслях сферы услуг.
Проведённое исследование позволило получить следующие наиболее существенные результаты, которые выносятся на защиту:
— определена сущность и мотивационный механизм возникновения и особенности функционирования малых совместных предприятий с участием иностранного капитала /международная производственная кооперация, углубление международного разделения труда, специализация и интернационализация производства в мировой системе хозяйства /, а также приобретение необходимых производственных ресурсов для успешной хозяйственной деятельности: финансовые и трудовые ресурсы, техника и оборудование, технологии, патенты и лицензии, управленческие кадры, информация, ноу-хау и т. д.- расширение производственных и сбытовых возможностей, разделение рисков и т. д.- выявлены современные формы совместного предпринимательства и их характерные признаки /объединение активов, разделение между партнёрами прибыли и предпринимательского риска, объем деятельности не может быть разбит на отдельные проекты, капиталовложения формируются на долгосрочной основе и т. д. /- уточнён понятийный аппарат по совместной деятельности: при широком определении совместного предпринимательства — как диапазон различных форм производственно — хозяйственной деятельности партнёров двух или более стран, основанных на договоре кооперации в сфере производства и обмена, научно технической, инвестиционной, сервисной и других областяхв узком /функциональном/ смысле, совместное предприятие выступает также как юридически самостоятельная хозяйственная единица, планируемая, создаваемая, контролируемая и управляемая двумя или несколькими партнёрами с различными формами собственности в соответствии с их вкладами в капитал и внутренней договорённостью. СП создаётся для совместного производства и реализации продукции (услуг), проведения научнотехнических работ, строительства, технических консультаций, сервиса, оказания транспортных, финансовых, страховых и др. услуг, а также участвует в распределении прибылей и рисковпредложена классификация совместных предприятий по таким критериям, как комплексность сотрудничества, местоположение /отечественное и зарубежное /, по виду связи этапов производства и сбыта /горизонтальные и вертикальные СП/, по формам собственности (государственная, частная, муниципальная, общественная), что позволяет дать более объективную оценку особенностей СП и сформулировать требования к эффективному и устойчивому их развитию;
— разработаны методические рекомендации по оценке деятельности малых совместных предприятий с участием иностранного капитала, позволяющие не только выявить основные проблемы и препятствия /причины/ на пути развития СП с участием иностранного капитала, но и дать прогнозную оценку их развития на перспективу;
— с учетом выявленных причин, сдерживающих развитие СП, сформулированы концептуальные требования к формированию малых совместных предприятий с участием иностранного капитала в сфере услуг и обоснованы предложения по их нормативно — правовому обеспечению /уточнение законов РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 08.10.03 г. № 169 — ФЗ и «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. № 157 — ФЗ /, создание единого общероссийского Положения /кодекса / «О деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала» (понятийный аппарат, иностранные инвестиции и защита национальных интересов, налоговый, таможенный и административный режим хозяйствования и др.);
— учитывая интересы респондентов и приоритетность нерешенных проблем, отмеченных ими, разработаны рекомендации по социальной защите и развитию корпоративной социальной ответственности (соотношение государственных социальных гарантий и дополнительных льгот, предоставляемых работодателями наемным работникам, участие в решении экологических проблем и в социальном страховании и др.), а также по формированию инфраструктуры как важнейших условий эффективного и устойчивого развития совместных предприятий с участием иностранных инвестиций в отраслях национальной экономики, включая сферу услуг.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в диссертации совместные предприятия с участием иностранного капитала рассматриваются как важнейшая форма поддержки развития малого бизнеса, обеспечивающая более эффективное и устойчивое развитие предпринимательской деятельности за счёт инновационной деятельности, международного производственного кооперирования, как на внутрифирменной, так и на межфирменной основе.
Отдельные положения работы могут быть использованы при прогнозной оценке развития малых совместных предприятий, а также в учебном процессе высших учебных заведений по дисциплинам «Экономика сферы обслуживания населения», «Экономика малых предприятий» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Сегодня характерной чертой мировой хозяйственной жизни является процесс интернационализации производства: ни одна страна, даже самая крупная, не может эффективно развиваться только на собственной экономической базе, не используя возможностей и преимуществ международного разделения труда и международного сотрудничества.
Анализ международных экономических процессов свидетельствует о формировании мирового хозяйства, взаимосвязанные элементы которого представлены странами различных уровней развития, социального и политического устройства. Рост взаимозависимости стран в рамках мирового хозяйства является следствием международного разделения труда и перелива капитала в свободные отрасли предпринимательства. При этом традиционные международные отношения в форме торговли все в большей степени замещаются международными отношениями промышленного сотрудничества различных стран и субъектов производства. Эта новая, перспективная форма внешнеэкономической деятельности воплощается в создании совместных предприятий с особой системой партнерских связей.
Международные совместные предприятия являются основной формой организации зарубежного производства. С 1980 по 1989 г. число совместных предприятий, связанных с этой формой сотрудничества, в мире увеличилось почти десятикратно. Этой формой бизнеса в разных странах мира охвачено около 40% филиалов американских и английских ТНК, свыше 50% западногерманских и итальянских, 70% французских и почти 90% японских.
2. Конкурентная стратегия транснациональных корпораций строится по разным моделям, наиболее популярная из которых до недавнего времени осуществлялась в соответствии с «циклом жизни продукта»: сначала экспортировался новый продукт, затем следовала передача технологии своим филиалам, и на последней стадии осуществлялась передача устаревающей технологии независимым фирмам. Сегодня разрабатываются еще более эффективные схемы экспансии, например, «модели фаз процесса интернационализации». Этот процесс также начинается с экспорта, затем следуют трансферты капитала и новых технологий, создание производственных филиалов за рубежом и, наконец, — становление совместного предприятия с участием иностранного капитала.
В дайной схеме факторная стратегия во все большей степени объединяет инвестиции, производство, мировую торговлю и привязку к «местной базе» в единый комплекс, что обеспечивает задействование так называемых интерспецифических ресурсов — взаимодополняемых, взанмоупикальных редких ресурсов, максимальная ценность которых достигается только в данном совместном предприятии и только посредством его функционирования.
3. В сегодняшней экономике России и экономике других стран СНГ необычайно остра проблема инвестиционного климата, иностранных инвестиций, ввоза и вывоза капитала. Между тем, по данным за 1996 год прямые иностранные инвестиции составляли: в Украине — 14 долларов на душу населения, России — 27, в то время как в Венгрии этот показатель равен 700, Чехии — 300, Эстонии — 140, Польше — 75. Несомненно, это объясняется высоким уровнем инвестиционного риска в России.
Судьба экономики России во многом определяется ее местом в системе мирохозяйственных связей. В таком контексте международные совместные предприятия, па наш взгляд, имеет смысл рассматривать как важный фактор и верный способ облегчения интеграции в мировую экономику в качестве инструмента поддержки внутренних производителей, пока те не смогут самостоятельно выдерживать конкуренцию на отечественных или мировых рынках. В этом отношении очень важное значение приобретает мировой опыт и оценка всех «плюсов» и «минусов» нашей реформации — через концептуальное осмысление деятельности международных совместных предприятий.
Актуальность темы
этой проблемы связана и с тем, что в современных условиях расширение международного совместного предпринимательства в различных формах является ведущей тенденцией развития мирового бизнеса вообще.
В нем активно участвуют не только крупные и известные компании, но и все большее число мелких и средних предприятий. Мелкие и средние предприятия проводят свою политику в развивающихся странах в расчете па расширение производства и рынка. Важнейший их шаг — выбор форм интернационализации: экспорт, передача технологии, соглашение о частичном производстве за границей, международные совместные предприятия, прямые инвестиции. Этот выбор требует анализа всех «за» и «против» с учетом принимающей страны.
Следует отметить, что совместные предприятия и разные формы межфирменного сотрудничества обеспечивают компаниям доступ в транснациональные сети и па зарубежные рынки при меньших издержках и риске, чем, например, прямые инвестиции (хотя, конечно, и значение прямых зарубежных инвестиций для мировой торговли 1990;х гг. нельзя недооценивать). Между тем официальная российская государственная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям. Однако на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается па бюрократические препоны, кроме того, многие российские политики боятся прямых зарубежных инвестиций, т.к. убеждены, что зарубежные компании откровенно эксплуатируют отечественную экономику.
Вопросы деятельности совместного предпринимательства как объекта и субъекта рыночной экономики приобретают огромное значение в связи с необходимостью понимания глубинных мотивов и действительных причин их выживаемости, функционирования и эффективного развития, анализа проблем возможного участия персонала в их управлении.
Россия и другие постсоциалистические страны как государства с переходящей экономикой, в отличие от развитых стран со зрелой рыночной экономикой, испытывают, как известно, пе избыток капиталов, а их нехватку. Поэтому анализ факторов современного международного движения капиталов, также как и других редких ресурсов (особенно специализированной информации, новейших ноу-хау и технологий, конкурентоспособных инновационных решений в области организации, управления, маркетинга, финансов и т. п.), на наш взгляд, также является актуальным, а с научной точки зрения приращения знаний в этой области — весьма интересным и полезным.
4. Независимо от мотивов выбора формы совместного предприятия, она дает возможность партнерам реализовать цели, выходящие за пределы потенциала каждого из них, т. е. обеспечивает «эффект сииергетически». Среди характерных признаков совместного предприятия в широком значении этого понятия следует выделить следующие:
• совместные предприятия создаются путем частичного объединения активов (денежные средства, здания и оборудование, ноу-хау, интеллектуальная собственность и др.), которые можно рассматривать как вклад каждого из партнеров,.
• фирмы-партнеры разделяют ответственность, связанную с управлением, которое осуществляется с помощью создаваемых органов управления каждой из них,.
• капиталовложения делаются, как правило, на долгосрочной основе,.
• совместным предпринимательством охватывается только часть деятельности участников, каждый из них сохраняет свою производственную индивидуальность и продолжает осуществлять проекты, не подпадающие под соглашения,.
• весь объем совместной деятельности пе может быть разбит на отдельные самостоятельные элементы, из чего следует, что интенсивность взаимосвязей между партнерами оказывает решающее воздействие на результаты,.
• распределение между партнерами прибыли и риска предпринимательства осуществляется в соответствии с вкладом капитала каждого из них.
С учетом понятия иностранные инвестиции, а также контент-анализа отечественного и зарубежного опыта функционирования совместных предприятий нами сделаны следующие обобщения:
Совместное предпринимательство (в мировой практике называемое стратегическими альянсами) предполагает наличие, по крайней мере, двух, участников разной государственной принадлежности. Различаются две следующие формы совместного предпринимательства с участием иностранного капитала:
1) объединение участников под единой организационной формой (с созданием юридического лица), то есть создание совместного предприятия (СП);
2) объединение участников на основе договора о совместной деятельности или кооперационного соглашения (без создания юридического лица).
Совместные предприятия в зависимости от главных мотивов создания делятся на две группы:
• СП с местным (национальным) партнером (наиболее распространенный вид СП). При этом в качестве главной цели выступает использование преимуществ местного партнера;
• СП двух участников из различных стран на территории третьей страны. В это случае главной целыо является использование благоприятных факторов предпринимательской среды. Различают две трактовки совместного предпринимательства.
5. Совместное предпринимательство в узком смысле слова подразумевает объединение иностранного и национального участников (на территории принимающей страны) или двух разных участников па территории третьей страны под единой организационно-правовой формой. Это значит, что создается совместное предприятие (joint venture), определяемое как предприятие совместного владения. В рамках российского законодательства СП могут создаваться в форме товарищества или общества, в мировой практике — в форме партнерства или корпорации.
Признаки совместного предприятия:
• объединение собственности (капитала) участников предприятия.
• распределение прибыли между участниками;
• коллективная ответственность за эффективность работы и распределение рисков;
• совместное управление деятельностью предприятия.
Не следует отождествлять СП со смешанными. Последние представляют собой предприятия со смешанным частпогосударственным капиталом.
На основе анализа опубликованной литературы можно выделить четыре типа технологически ориентированных совместных предприятий.
Первый тип включает сотрудничество между фирмами только в исследованиях, однако эти предприятия и консорциумы, как правило, представлены лишь «внутренними» (однонациональными) фирмами (применительно к внутриевропейскому сотрудничеству в области исследований под определением «внутренние» подразумеваются компании, прежде всего, ЕЭС).
Вторая категория технологически ориентированного совместного сотрудничества предполагает обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии или через многие продукты. Эти международные совместные предприятия особенно известны в мировой микроэлектроппой промышленности благодаря давно установившейся здесь практике перекрестного лицензированияони также широко распространены в роботостроении.
Третий тип совместного сотрудничества включает совместную разработку одного или более продуктов. Такие совместные предприятия характерны для международного сотрудничества в коммерческом самолетои моторостроении, в отдельных сегментах телекоммуникационной, микроэлектроппой и биотехнологической индустрии.
Четвертый тип совместного сотрудничества включает ряд международных совместных предприятий в области биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной промышленности и автомобилестроении. Оп подразумевает сотрудничество посредством выполнения различных функций: одна фирма разрабатывает новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптация к зарубежному рынку (или, как с биотехнологией, продажи в рамках национальной экономики) осуществляются другой фирмой.
Совместное предпринимательство в широком смысле слова наряду с деятельностью СП охватывает совместную деятельность партнеров из различных стран, основанную на договоре. В частности, это может быть организация совместного производства или реализация других совместных программ. При этом обязательно участие представителей разных государств, но не обязательно создание нового юридического лица. Такого рода взаимоотношения называются контрактными СП. Одной из разновидностей контрактных совместных предприятий являются соглашения о разделе продукции.
Существует ряд факторов, делающих совместное предпринимательство с участием местных партнеров более привлекательным по сравнению с иностранным или зарубежным предпринимательством.
Преимущества совместного владения капиталом СП вместе с партнерами из принимающей страны связаны с тем, что:
• партнеры лучше знают местные условия, рынок, поставщиков;
• происходит относительное уменьшение угрозы национализации или принятия каких-либо дискриминационных мер в отношении СП;
• облегчается привлечение квалифицированных местных специалистов — юристов (адвокатов), бухгалтеров, аудиторов;
• у СП более высокие инновационные возможности по сравнению с обычными малыми предприятиями за счет лучших финансовых возможностей;
• средняя численность запятых на одном СП в сфере услуг составляет 12−14 человек. Это на 30−40% больше, чем па предприятии обычного типа;
• количество убыточных совместных малых предприятий почти в 2 раза меньше, чем в целом по всем малым предприятиям;
• совместные предприятия более конкурентоспособны за счет широкого использования лизинговой и франчайзинговой деятельности, а также консалтинга;
• около 30% совместных малых предприятий с иностранными инвестициями участвуют во внешнеэкономической деятельности (экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд);
• СП с участием иностранных инвестиций имеют более высокий уровень рентабельности продукции и активов, а также коэффициент текущей ликвидности и индекс предпринимательской уверенности. Все это позволяет обеспечить конкурентоспособность и повысить эффективность и устойчивость деятельности малого совместного предприятия с участием иностранного капитала.
Список литературы
- Гражданский Кодеке Российской Федерации (Первая и вторая части) М., Труд, 1996, с. 327
- Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16,с.499
- Закон РФ „Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ от 08.10.03 г. № 169-ФЗ
- Закон РФ „О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ от 13.11.95 г. № 157-ФЗ
- Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“.// Российская газета, 1992, 7 апреля.
- Закон Российской Федерации „О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.// Экономика и жизнь, 1995, № 25, 26
- О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г., № 1929.//Российская газета, 24 сентября 1994 г.
- О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Постановление Совета Министров Правительства РФ от И мая 1993 г., № 446. // Российская газета от 27 мая 1993 г., с. 5.
- Положение о фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 3 февраля 1994 г., № 65.// Российская газета, 10 февраля, 1994 г.
- О лицензировании отдельных видов деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г., № 1418. //Российская газета, 6 января, 1995 г., с.4−5.
- О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1994 г., № 1434. // Российская газета от 17 января 1995 г., с. 4.
- Абалкин Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества.// Экономика и жизнь, 1991, № 29, с.6−7.
- Апсофф И. Стратегическое управление. /Пер. с англ, М.: Экономика, 1989, с. 346.
- Багиев Г. Л., Красикова Н. И. Мотивация коммерческих коммуникаций в системе маркетинга. СПб., 1994.-c.85.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. 2-е изд.,-М., „Ось-89“, 1998, с. 336.
- Блажевич А.А. Теория управления. Конспект лекций. Уфа, Нефтяной институт, 1992.
- Богачев В. Малый бизнес в высшей школе. //Российский экономический журнал, 1994, № 11,с.56−63.
- Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. /Пер. с англ.-М.: Экономика, 1991,271 с.
- Большой экономический словарь. Под ред. А. Н. Аэрилиян. 3-е изд.-М., 1998, с.864
- Булатов А.С. Вывоз капитала: своя компания за рубежом. Пособие для предпринимателей.- М., изд. БЕК, 1996, с. 10−11.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. М., ИНФРА-М., 1997, с. 608.
- Васильев Ю.П. Управление внутрифирменной системой информации. Опыт США. М.: Экономика, 1984.
- Верхан П. Предприниматель. Его экономические функции и общественно-политическая ответственность Пер. с нем. Минск, Эридим, 1992 г.
- Вознесенская Н.Н. Совместное предприятие как форма международного экономического сотрудничества. М., Наука, 1989 г.
- Волкер Г. Что и как нужно сделать, чтобы стать предпринимателем. /Пер. с чешского МИГ-ТПЦ Полифакт. Мп-М, 1991- 128 с.
- Воробьев А.К. Принципы маркетинга во внешнеэкономической деятельности. -М.: ВАВТ МВЭС, 1992.
- Гипс Г. К. Предприниматель М., „Киев“, 1992- 223 с.
- Гончаров В.В. В поисках совершенствования управления. Руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. М.: Изд-во МП „Сувенир“, 1993.
- Горбунов Э. Об условиях развития малого и среднего бизнеса.//Экономист, 1992, № 1, с. 86−92.
- Горемыки» В. А. Лизинг.М., ИНФРА-М., 1997−379 с.
- Дараховский И.С., Черпоиванов И. П., Прехул Т. В. Бизнес и менеджер. М.: Азимут-Центр, 1992.
- Денисов Н.А. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы, пути развития. М., 1998 г.
- Дмитриев Е., Костенко А. С первых шагов на шаг впереди.//Экономика и жизнь, 1993 г.,№ 26, с. 2.
- Довгань В.В. Франчайзинг: пусть к расширению бизнеса (организационный, технологический, методический аспекты). Тольятти, Дока-пресс, 1994.
- Долан Э.Дж., Лиидсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель./ Пер. с англ.-С.-П. 1992 г. -496с.
- Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. /Пер. с англ. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1994- 200с.
- Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. /Пер.с англ.-М.: СП-Бук Чембер Интернэшнл. 1992- 350с.
- ДЭНИЭЛС Джон Д., Радсба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М.- «Дело», 1998 г.
- Дьячков С.Г. Скользкий путь к хорошей жизни. //Интер-Волга. Журнал деловых людей, Тольятти, 1993, № 2, с.27−29.
- Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России. Курс лекций. М., ТЕИС, 1998,193с.
- Жизнин С.З., Крупнов В. И. Как стать бизнесменом. Мн: Предприниматель («Майнер-Советник» Полифакт), 1990, 64с.
- Завьялов П.С., Демидов Б. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1990.
- Зубарев И.В., Юночпиков И. К. Механизм экономического роста транснациональных корпораций. М.: Высшая школа, 1990.
- Иващенко Н.П. Экономика фирмы. М., ТЕИС, 1998- 125с.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. /Пер. е апгл.-Экономика, 1998, 238с.
- Кабаков B.C., Ващилло А. А. Технологии проектирования малого бизнеса с иностранными инвестициями. Учебное пособие. СПб., ГИЭУ, 2001 г.- 172с.
- Кадзума Татенси. Вечный дух предпринимательства. М.: Московский бизнес, 1990.
- Как преуспеть в бизнесе. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг-2» 1993.
- Карлоф Б. Деловая стратегия. /Пер. с англ. М.: Экономика, 1993.
- Карпова Н.С. Что нужно знать о рынке, чтобы выйти на него. М.: Россия молодая, 1992.
- Кессон Герберт Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (Эффективный менеджмент). М.: «Биком», 1992.
- Киллен В. Вопросы управления. М.: Экономика, 1981.
- Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. /Пер.с англ. М.: Прогресс, 1990- 736с.
- Кохно П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Мепджмент. М.:Финансы и статистика. 1993.
- Кратко И.Г. Международное предпринимательство. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М. 2001,-272 с.
- Крутик А.Б., Горепбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. СПб, 1998, 295с.
- Куиц Г., Доннел С. О. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1, т, 2, М.: Прогресс, 1981.
- Кэссон Г. Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (эффективный менеджмент). М.: «Биком», 1992.
- Лавров С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объединений. М.: Внешторгиздат, 1989.
- Литвинова О.И. Формы поддержки развития малого предпринимательства (экономический аспект). М.: ГАСБУ, 1998, 184 с.
- Магомедов Ш. М. Экономико-организационные основы развития предпринимательства в России. М.: Прометей, 1993, — 185 с.
- Макрак В.А. Сфера услуг и проблемы подготовки кадров предпринимателей (вопросы теории и практики). М.: МГУ, 1998, — 194 с.
- Макрак В.А., Новицкий А. Г., Чеспоков А. Г. Предпринимательство и налоговая система в России. М.: Бизнес-контакт, 1996, — 143 с.
- Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: РАРМП, 1996, 303 с.
- Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под общ. ред. Ясина Е. Г., Чкпуренко АЛО. и др. М., Новое издательство, 2004 г.- 268 с.
- Маннапов Р.Г. Организационные проблемы развития предпринимательства в России. Саратов. Изд. Саратовского университета, 1993, — 177 с.
- Маннапов Р.Г., Рябов В. М. Новые формы предпринимательских отношений в сфере малого бизнеса. Тольятти, Волжская академия бизнеса и менеджмента, 1995, — 34 с.
- Масленников В.В. Деловое партнерство: хозяйственные связи предпринимателей. Справочник. М.: «Финансы и статистика», 1993.
- Маури Д. Международные совместные предприятия и стратегии коммерциализации техпологий.-СПб, 1994 г.
- Международные инвестиции и международные закупки. Под ред.проф. В. Е. Есипова.-СПб, изд. СПб ГУЭФ, 1998 г.
- Менеджмент в сфере услуг. Под ред. В. Ф. Уколова. М.: «Луг», 1995.
- Мировой рынок информационных услуг: электронная деловая и коммерческая информация. М., МП «Данные, информация, знания», 1991.-243 с.
- Муравьев А.И., Игнатьев A.M., Крутнк А. Б. Малый бисзнес: экономика, организация, финансы. Уч.пособие.М., СПб ГУЭФ «Бизнес-пресса», 1999.608 с.
- Новицкий А.Г., Попова Р. Ю., Свириденко Ю. П. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг. Социально-экономический аспект. М.: 1994.
- Одинцов А.А. Управление защитой предпринимательства. М., РАГС при Президенте РФ, 1995, — 247 с.
- Организация поддержки малого бизнеса. Под ред.В.Ш Качанова. М., АМИР, 1995, — 123 с.
- Основы предпринимательского дела. Учебник 2-е изд. Под ред. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. М., БЕК, 1996, — 476 с.
- Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Под ред.проф. В. М. Власовой. М., «Финансы и статистика», 1997.-528с.
- Платонова Н.А. Экономические проблемы бытового обслуживания в период формирования рынка. М., 1995., -123с.
- Попов В.А. Теория и организация американского менеджмента. М.: Изд. МГУ, 1991.
- Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. Под ред.С. А. Силинга. Санкт-Петербург, 1997.-192с.
- Принципы хозяйственной самоорганизации. Под ред.Ю. М. Осипова. М.: Изд. МГУ, 1993,
- Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. Пер. с англ. М., Прогресс, 1993.
- Русинов Ф.М., Петросян Д. С. Основы теории современного менеджмента. Учебное пособие. М.: 1993.
- Ручкан JI.M. Сфера сервиса: инфраструктура поддержки развития малого бизнеса. М., МГУС, 1999. -51с.
- Ручкан J1.M. Инфраструктура как формы поддержки развития малого предпринимательства. М., Про-Пресс, 2001.
- Рябов В.М. Основные факторы развития малого предпринимательства в современных условиях. Изд. ВАБМ, г. Тольятти, 1994.
- Рябов В.М. Актуальные задачи производственного менеджмента в сфере малого предпринимательства. Изд. ВАБМ, г. Тольятти, 1994.
- Самуэльсоп П. ЭкономикаЛТер.с англ.-т.т.1и2 М.: «Алкон», 1992.
- Савельев В.М. Формы партнерских связей и механизм сотрудничества предпринимательских структур в сфере услуг. М., Про-Пресс, 2004,-353с.
- Сарополис Н.К. Управление малым бизнесом. М., «Дело», 1997.-672с.
- Семеко Г. В. Совместное предпринимательство. Уч. пособие. М., ИКД «Зерцало-М», 2004.-120с.
- Семепкова Т. Инфраструктура и сфера услуг. М., «Мировая экономика и международные отношения», № 3, 1971 г.
- Свириденко Ю.П., Кочурина М. М., Фирсукова В. В. Формирование кадрового потенциала для развития предпринимательской деятельности в малом и среднем бизнесе. М., ГАСБУ, 1997,-127с.
- Скирко Ю.И. Проблемы развития международных совместных предприятий. -Киев, Ваклер, 1996.
- Скрябин В.В. Рынок деловых образовательных услуг и подготовка предпринимательских кадров. М., Про-Пресс, 2003,-344с.
- Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М., ТОО «Контур», 1999 г.-290с.
- Сульповар JI.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. М., МТИ, 1992.
- Сульповар Л.Б., Маннапов Р. Г. Менеджмент: паука и искусство управления бизнесом. Тольятти: Современник, 1992,-146с.
- Таможенный кодекс. М., Теис, 1996 г.
- Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании./Пер.с англ.-М.: Прогресс, 1988.
- Фей К. Международные совместные предприятия (тема для будущих исследований). М., Вопросы экономики, 1994, № 8.
- Форд Г. Сегодня и завтра. /Пер.с англ.-М.: Финансы и статистика. 1992,-239с.
- Хейне Пол. Экономический образ мышления. /Пер.с англ.-М.: Новости, 1991−704с.
- Хизрич С., Питере М. Предпринимательство./Пер с англ.-М.: Прогресс, 1990,
- Хозяйственное (предпринимательское) право: схемы и документы. Сост. Богатова Л. Б. и др. М., ГУУ, 2000 г.,-115с.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства. /Пер. с англ. М.: Международные отношения. 1993−352с.
- Хойер В. Как делать бизнес в Европе. /Пер.с пем.-М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991−253с.
- Цандер Эрнст. Практика управления Обнинск: Титул, 1992.
- Шамхалов Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство России: регионально-отраслевой аспект. М., «Экономика», 1997.-352е.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М., Прогресс, 1983.
- Экономика сферы платных услуг. Под ред.проф.Е. Н. Жильцова, Казань, 1996,-204с.
- Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса. Под ред.проф.А. Г. Новицкого. М., «Про-Пресс», 2000.-450е.
- Энциклопедический социологический словарь. Под ред. академика РАН Осипова Г. В. М., ИСПИ РАН 1995 г.-939с.
- Юрьева Т. Негосударственный вуз как неприбыльная организация.// Российский экономический журнал, 1994, № 11,с.75−78.
- Юферов О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: социологический подход. М., 1990.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991.
- Якубова Н.М., Туфетулов A.M. Управление международной кооперацией предприятий. Казань, Изд. КФЭИ, 2000 г.-104с.
- Российские статистические ежегодники. Официальное издание. 1998,20 002 003гг. М., Госкомстат РФ, 1998, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.