Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационное развитие системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время развитие ДЗЗ в России регламентируется Федеральной космической программой России на 2006;2015 гг. и Концепцией развития российской космической системы ДЗЗ на период до 2025 г. Программами выделены значительные объемы бюджетных средств на создание космических аппаратов и развитие технологий ДЗЗ. Однако существующие программы развития не содержат анализа и не привязаны… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
  • ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СПиС ПРОДУКЦИИ ДЗЗ
    • 1. 1. Современное состояние, показатели и программы развития СПиС в
  • России и за рубежом
    • 1. 2. Системные проблемы выведения инновационной продукции ДЗЗ на рынок
    • 1. 3. Методические основы организации и управления инновационным развитием СПиС продукции ДЗЗ
  • ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СПиС ПРОДУКЦИИ ДЗЗ В
  • РОССИИ
    • 2. 1. Направления инновационного развития структуры СПиС отечественной продукции ДЗЗ
    • 2. 2. Факторы инновационного развития процессов производства и сбыта отечественных продуктов и услуг ДЗЗ
    • 2. 3. Основные направления долгосрочного продуктового и технологического развития СПиС продукции ДЗЗ в России и за рубежом
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СПИС ПРОДУКЦИИ ДЗЗ В РОССИИ
    • 3. 1. Подсистемы инфраструктурного обеспечения инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ в России
    • 3. 2. Усовершенствованные концептуальные положения инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ в России и направления их внедрения
    • 3. 3. Опорные элементы стратегии внедрения усовершенствованных концептуальных положений инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ в России

Инновационное развитие системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из наиболее востребованных в современной хозяйственной деятельности видов информационных ресурсов является комплекс пространственных данных, описывающих состояние, характер и изменчивость природных явлений и ресурсов, окружающей среды, а также технических систем, -космическая информация дистанционного зондирования Земли (далее — ДЗЗ). Данные ДЗЗ применяются при решении около 200 социально-экономических и военно-оборонных задач. Рост потребности в информации ДЗЗ обусловил формирование и интенсивное развитие (по оценкам маркетинговых агентств — около 3 млрд долл. США и 20% роста в 2011 г.) рынков данных ДЗЗ по всему миру. Российский рынок данных ДЗЗ в 2012 г. достиг объема 70 млрд долл. США, в 2011 г. рост рынка, согласно оценкам экспертов, составил 16%, а до 2010 г. составлял 40−50%. С учетом размеров территории страны и оценки текущей доли российского рынка в мировом масштабе можно прогнозировать его интенсивный рост в долгосрочном периоде.

Наряду с этим, анализ параметров российского рынка показывает, что его текущий объем формируется зарубежными данными, а доля отечественной продукции не достигает 5%. Исходные данные ДЗЗ и полученные посредством их обработки продукты и услуги отечественного производства характеризуются невысоким качеством, что в значительной степени обусловливается неэффективностью системы их производства и сбыта (далееСПиС), формируемой государственными компаниями за счет бюджетных средств. Дополненный высокой стоимостью зарубежной продукции, данный факт ограничивает эффективность прикладного применения информации ДЗЗ. В результате ограничивается инвестиционная привлекательность и возможности развития отрасли ДЗЗ, формируется увеличенная нагрузка на государственный бюджет, снижается результативность отраслей промышленности, использующих средства и результаты деятельности в области ДЗЗ.

В настоящее время развитие ДЗЗ в России регламентируется Федеральной космической программой России на 2006;2015 гг. и Концепцией развития российской космической системы ДЗЗ на период до 2025 г. Программами выделены значительные объемы бюджетных средств на создание космических аппаратов и развитие технологий ДЗЗ. Однако существующие программы развития не содержат анализа и не привязаны к конкретным требованиям прикладных пользователей к информационным продуктам и услугам ДЗЗ, а также недостаточно полно описывают современные тенденции развития технологий и процессов их производства и сбыта, в особенности, тенденцию к коммерциализации производства. Вследствие этого экспертным сообществом, в частности, организациями «ГИС-Ассоциация» и Ассоциация «Земля из Космоса» разрабатываются 3 альтернативные концепции развития, направленные на развитие коммерческого производства продукции ДЗЗ, но, по большей части, нацеленные на выделение ДЗЗ в отдельную отрасль права и решающие только часть описанных выше проблем.

В результате высокую актуальность приобретают вопросы дополнения существующих концепций развития положениями, направленными на: модификацию СПиС отечественной продукции ДЗЗ, внедрение инновационных отечественных продуктовых концепций для эффективного решения прикладных задач внутренних пользователей в отраслях сельского и лесного хозяйства, нефтедобычи, строительства и транспорта, создание комплекса инфраструктурных элементов для вовлечения в производство продукции ДЗЗ частных инвестиций и компетенций, а также научно-обоснованное выявление направлений инновационного развития средств, технологий, процессов производства и сбыта продукции ДЗЗ.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в теорию стратегического инновационного менеджмента и маркетинга инноваций внесли такие ведущие ученые и исследователи как: Л. Г. Ахтариева, С. Ю. Глазьев, Г. Я. Гольдштейн, В. Н. Засько, В. Л. Иноземцев, О. В. Иншаков, А. К. Казанцев, Б. С. Касаев, А. И. Кузнецова, Б. Н. Кузык, Н. П. Масленникова, А. М. Мухамедьяров, Е. Г. Непомнящий, С. А. Орехов, В. А. Первушин, В. П. Савчук, А. В. Соколов, А. В. Тычинский. В западной экономической науке вопросам инновационного развития и стратегического планирования инновационной деятельности посвящены работы таких ученых и исследователей, как: Д. Абелл, И. Ансофф, У. Винд, Ф. Котлер, Р. Купер, Ж. Ж. Ламбен, П. Линдхолм, А. Литтл, Д. Ловеридж, Дж. О'Меара, К. де Мерлуз, Э. Мэнсфилд, К. Прахалад, М. Портер, Р. Проппер, Э. фон Хиппель, С.Эджет. Методы оценки эффективности хозяйственной деятельности и методы оценки инновационной способности производственных звеньев рассмотрены в работах И. Ансоффа, Р. Каплински, М. Морриса, М. Портера, Р. Шмалена, а также отечественных ученых — С. Б. Адашевой, В. В. Голиковой, Р. А. Косенкова, Б. М. Рапопорта. Вопросы производства, сбыта продуктов и услуг ДЗЗ, факторы повышения их потребительской ценности и инновационного развития рассматриваются в работах специалистов ракетно-космической промышленности, таких как: Г. Г. Райкунов, С. А. Миллер, А. А. Емельянов,.

A.Д.Глоточкин, Ю. И. Носенко, В. И. Селин, Д. Б. Пайсон, В. Н. Адров, М. А. Болсуновский,.

B.Е.Гершензон, П. А. Лошкарев.

Несмотря на значительный объем исследований российского рынка, процессов производства продуктов и услуг ДЗЗ, системные научно-технические разработки, обеспечивающие их эффективность и инновационное развитие, находятся в настоящее время на этапе становления. В частности, существует ряд пробелов в исследованиях структуры СПиС, потребительских требований к продуктам и услугам, недостаточно 4 обоснованы пути и механизмы обеспечения их инновационного развития.

Актуальность темы

диссертации, а также состояние изученности проблемы определили цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель диссертационной работы заключается в совершенствовании концептуальных положений инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи, отражающие логическую структуру и последовательность этапов исследования:

• Изучить структуру, состояние и показатели развития систем производства и сбыта информационной продукции ДЗЗ в России и за рубежом;

• Исследовать методологические подходы к организации и управлению инновационным развитием систем производства и сбыта информационной продукции ДЗЗ в России и за рубежом;

• Выявить приоритетное направление инновационного развития системы производства и сбыта, а также факторы инновационного развития процессов производства отечественной информационной продукции ДЗЗ;

• Сформулировать и обосновать усовершенствованные концептуальные положения инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции ДЗЗ в России;

• Определить и обосновать перечень подсистем инфраструктурного обеспечения инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции ДЗЗ в России;

• Разработать опорные элементы стратегии и предложить механизм внедрения усовершенствованных концептуальных положений инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции ДЗЗ в России.

Объектом исследования диссертационной работы являются методы и экономические процессы организации эффективного функционирования и инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли, а также механизмы их инвестиционного и организационно-управленческого обеспечения.

Предметом исследования работы является совокупность организационно-экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе формирования факторов и обеспечения инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли в современных российских условиях.

Методологической основой диссертационного исследования выступил системный подход, предполагающий рассмотрение объекта управления в качестве сложной системы, состоящей из элементов, обладающих внутренними и внешними связями и определяющих итоговый результат ее функционирования. В исследовании применялись общенаучные методы научной абстракции, сравнения, аналогии, а также методы теории систем. Исследования основывались на подходах, понятиях и принципах стратегического менеджмента, методах декомпозиции производственных систем по цепочке формирования добавочной стоимости, методах форсайта, а также методах системного анализа и прогнозирования фаз инновационного роста для оценки инновационной способности.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения теории управления инновациями и инновационного маркетинга, работы отечественных и зарубежных ученых в области исследования факторов и путей повышения эффективности хозяйственной деятельности, вопросов выбора направлений и факторов инновационного развития производства. В ходе исследования были рассмотрены материалы научно-практических конференций, изучены открытые отчеты о научно-исследовательских работах, выполненных по заказу Федерального космического агентства, а также научно-техническая литература, посвященная вопросам разработки, продвижения и коммерциализации информационных продуктов и услуг ДЗЗ, развития рынков данных ДЗЗ.

Информационную базу исследования составили данные аналитических отчетов агентств «Global Industry Analysts Inc.» и «Euroconsult», специализирующихся на анализе космической промышленности, финансовые отчеты компаний-лидеров мирового рынка данных ДЗЗ. Наряду с данными зарубежных источников использовались также данные, представленные в ежегодниках «Космическая съемка Земли», «Ракетно-космическая отрасль России», данные Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг «ГИС — Ассоциация».

Научная новизна работы заключается в разработке усовершенствованных концептуальных положений инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли, нацеленных на максимизацию инновационной способности развиваемой системы за счет производства наиболее ценных для потребителей тематических информационных продуктов и аналитических услуг на основе отечественных исходных данных, реализации факторов мирового инновационного развития, создания субъектов и комплексной инфраструктуры коммерческого производства продукции дистанционного зондирования Земли.

Полученные посредством впервые реализованного, совместного применения методов технологического форсайта, стратегического анализа рынка и оценки инновационной способности структур системы производства продукции дистанционного зондирования Земли, усовершенствованные концептуальные положения позволяют расширить представления о механизмах управления и особенностях развития данного специфического сектора ракетно-космической промышленности, формируют методологическую базу обеспечения коммерциализации результатов космической деятельности.

В числе наиболее важных научных результатов, выносимых на защиту, полученных лично автором и обладающих существенными признаками научной новизны, можно выделить следующее:

1. Выявлено приоритетное направление инновационного развития структуры системы производства и сбыта отечественной информационной продукции дистанционного зондирования Земли, отличающееся максимизацией ее инновационной способности за счет создания звена коммерческих сервисных компаний, предоставляющих пользователям услуги по разработке и наполнению отраслевых систем поддержки принятия решений, полученное методами оценки инновационной способности производственных систем и позволяющее планировать управленческие мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и прибыльности производства отечественной продукции дистанционного зондирования Земли.

2. Определены и обоснованы факторы инновационного развития процессов производства и сбыта отечественной информационной продукции дистанционного зондирования Земли, отличающиеся обоснованием результатами декомпозиции процесса производства (с точки зрения потребителя), а также результатами технологического форсайта, позволяющие разработать коммерчески эффективные отечественные продукты и услуги дистанционного зондирования Земли, а также обеспечить функционирование инновационно-способной структуры системы производства и сбыта.

3. Определен и обоснован перечень подсистем инфраструктурного обеспечения инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли, сформированный на основе результатов анализа деятельности ведущих зарубежных коммерческих компаний, отличающийся нацеленностью на комплексную поддержку коммерческой деятельности и создание единой маркетингово-информационной среды и позволяющий создать полный комплекс вспомогательных условий для производства отечественной продукции дистанционного зондирования Земли.

4. Сформулированы и обоснованы усовершенствованные концептуальные положения инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли, отличающиеся ориентацией на создание комплексной инфраструктуры производства наиболее ценных для потребителя тематических аналитических услуг дистанционного зондирования Земли на основе отечественных исходных данных, снижение стоимости зарубежной продукции, а также максимизацию инновационной способности структуры системы производства и сбыта, внедрение которых позволит повысить эффективность и увеличить число коммерческих потребителей продукции дистанционного зондирования Земли.

5. Разработаны опорные элементы стратегии и предложен механизм внедрения усовершенствованных концептуальных положений инновационного развития системы производства и сбыта информационной продукции дистанционного зондирования Земли, отличающиеся экспериментальным созданием инновационно-способной структуры развиваемой системы в приоритетных сегментах рынка дистанционного зондирования Земли силами коммерческих дистрибьюторов и посредством программно-целевых методов управления, что позволит снизить риск коммерческого провала и ускоренными темпами сформировать поток доходов от инновационной отечественной продукции дистанционного зондирования Земли.

6. Разработан методический подход по ранжированию риска коммерческого провала проектов, связанных с выведением на рынок инновационных продуктов и услуг дистанционного зондирования Земли, отличающийся применением экспертной дифференциации составляющих риска по инновационным характеристикам информационного наполнения выводимого на рынок продукта, позволяющий обеспечивать баланс прибыли и риска продуктовых портфелей российских производителей, а также создающий базис для внедрения механизмов учета и управления риском создания и выведения на рынок новых концепций отечественных продуктов дистанционного зондирования Земли.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что основные научные результаты, теоретические положения и выводы, представленные в исследовании, вносят определенный вклад в развитие теории управления инновациями, рисками инновационных проектов и методологии стратегического менеджмента в ракетно-космической промышленности. Результаты работы могут быть использованы при проведении оценки эффективности и инновационного потенциала космических предприятий, определении направлений и факторов их развития, а также применены в высших и средних специальных образовательных учреждениях в качестве наполнения специализированной дисциплины: «Инновационный менеджмент на предприятиях ракетно-космической промышленности».

Практическая ценность полученных научных результатов заключается в разработке и научно-практическом обосновании комплекса мероприятий, позволяющих повысить эффективность функционирования системы производства информационной продукции ДЗЗ, улучшить качество отечественных продуктов и услуг ДЗЗ, обеспечить их использование в хозяйственной деятельности. Включение разработанных концептуальных положений в существующие программы развития ДЗЗ позволит обеспечить выполнение их целей и задач за счет коммерциализации отечественной продукции и развития системы ее производства и сбыта. Полученные в работе результаты могут быть использованы в качестве базиса при реализации научно-исследовательских работ Федерального космического агентства, а также применены при разработке Концепции развития ДЗЗ в России на период после 2025 г., Федеральной космической программы на период после 2015 г., технико-экономических обоснований государственного финансирования и проведении экспертиз проектов по созданию новых технологий, продуктов и услуг ДЗЗ.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обусловлена:

• опорой на достижения современной экономической науки в части решения проблем инновационного развития отраслей промышленности;

• использованием опробованных и доказавших высокую надежность методов анализа и управления экономическим развитием;

• высокой авторитетностью привлекавшихся к исследованию экспертов, а также применявшихся информационных источников, отечественных и зарубежных;

• корректным применением методов теоретических исследований, обработки и анализа фактических данных, подтверждаемых сопоставимостью выводов и результатов, полученных теоретическим и эмпирическим путем.

Соответствие диссертации паспорту специальности. Область диссертационного исследования соответствует пункту 2.18 «Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной инновационной и инвестиционной политики экономических систем с учетом накопленного научного мирового опыта» Паспорта специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями).

Апробация результатов исследования. Теоретические и практические результаты, полученные в исследовании, были обсуждены и одобрены на Международной научно-технической конференции и российской научной школе молодых ученых и специалистов «ИННОВАТИКА-2011» в 2011 г., Межвузовской научно-практической конференции.

Актуальные проблемы экономики, управления, права" в 2010 и 2011 гг., а также представлены в качестве инновационного проекта и одобрены специалистами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства финансов Российской федерации, ОАО «Российская венчурная компания» в рамках стажировки Некоммерческого партнерства по проведению экспертизы в области промышленности и энергетики «Экспертный клуб» по теме «Управление инновациями» в 2011 г. Результаты исследования нашли применение при выполнении ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», научно-исследовательских работ «Магистраль» (Гарантия) часть 3, «Магистраль» (Система), а также были внедрены в учебный процесс НОУ ВПО «Институт экономики и предпринимательства» (НОУ «ИНЭП») в качестве наполнения специализированной дисциплины «Инновационный менеджмент».

Публикация результатов исследования. Основные результаты диссертации опубликованы в 8 статьях общим объемом 3,5 п.л., в том числе в 3 публикациях из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка применявшейся литературы. Общий объем работы составляет 200 листов. Диссертация содержит 25 таблиц, 30 рисунков, библиографический список включает 206 наименований. Содержание работы приведено ниже.

Выводы по главе 3. В результате исследований, описанных в главе 3, были получены следующие научно-технические результаты:

1) Определены и обоснованы инфраструктурные подсистемы, необходимые для эффективного коммерческого производства отечественных продуктов и услуг ДЗЗ.

2) Разработаны усовершенствованные концептуальные положения инновационного развития СПиС информационных продуктов и услуг ДЗЗ в России, позволяющие устранить существующие структурные разрывы СПиС и внедрить новые принципы организации деятельности в области ДЗЗ, а также снизить стоимость зарубежной продукции ДЗЗ для прикладных пользователей.

3) Определена сегментная структура российского рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ, выявлены приоритетные сегменты рынка, характеризующиеся максимальным объемом спроса на продукцию ДЗЗ.

4) Разработаны опорные элементы стратегии и механизм внедрения усовершенствованных концептуальных положений инновационного развития СПиС информационной продукции ДЗЗ в России в выявленные приоритетные сегменты рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1) В результате исследования текущего состояния, показателей и направлений, а также программ развития СПиС информационной продукции ДЗЗ в России и за рубежом была выявлена высокая актуальность дополнения существующих концепций развития ДЗЗ в России положениями, направленными на: инновационное развитие СПиС отечественной продукции ДЗЗвнедрение инновационных отечественных продуктовых концепций для эффективного решения задач внутренних пользователей в отраслях сельского и лесного хозяйства, нефтедобычи, строительства и транспортасоздание комплекса инфраструктурных элементов для вовлечения в производство продукции ДЗЗ частных инвестиций и компетенцийа также научно-обоснованное выявление направлений инновационного развития средств, технологий, процессов производства и сбыта продукции ДЗЗ.

2) Анализ статистических данных венчурного инвестирования, полученных зарубежными исследованиями, позволил выявить, что реализация инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ характеризуется высоким риском коммерческого провала инновационных проектов, реализуемых в ее рамках. Столь высокий риск вызван, в том числе, текущим состоянием рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ, характеризующимся сравнительно слабым уровнем потребительского восприятия продукции. Вследствие этого для обеспечения инновационного развития СПиС требуется разработать и внедрить комплекс организационно-экономических и управленческих мероприятий, который позволит осуществить разработку и вывести инновационную отечественную продукцию ДЗЗ на рынок, а также внедрить организационные инновации, направленные на модификацию текущей структуры СПиС максимально эффективным образом с минимальным риском.

3) Ограниченность ресурсов, имеющихся у компаний, осуществляющих производство информационной продукции ДЗЗ, дает им возможность осуществления только узкого перечня мероприятий, достаточных для снижения и управления риском коммерческого провала конкретного проекта. Вследствие этого возникает необходимость ранжирования инновационных проектов на рынке ДЗЗ по присущим им уровням риска. Для решения данной задачи был применен метод ранжированных экспертных оценок, в ходе которого было ранжировано 8 типов инновационных проектов, реализуемых на рынке ДЗЗ. Все проекты были ранжированы по совокупному рыночному риску, формируемому новизной, природой и происхождением инновационной информационной продукции. Разработанный методический подход, основанный на применении экспертной дифференциации составляющих риска по инновационным характеристикам информационного наполнения выводимого на рынок продукта, а также уровню его восприятия потребителями, является эффективным механизмом выбора различных типов инноваций при формировании краткосрочных планов и долгосрочных стратегий развития компаний, осуществляющих деятельность в области ДЗЗ. Полученные оценки коммерческого риска конкретных проектов позволяют определять объем маркетинговых и аналитических мероприятий, необходимых для их поддержки, а также формируют базис для дальнейшего развития и внедрения механизмов оценки и управления риском создания и выведения на рынок новых концепций отечественных информационных продуктов и услуг ДЗЗ.

4) В результате анализа зарубежных научно-исследовательских работ, посвященных вопросам изучения статистических данных реализации различных инновационных проектов, было выявлено, что ключевые факторы коммерческого успеха инновационной продукции могут быть в значительной степени сформированы субъектом инновационной деятельности самостоятельно за счет эффективного управления деятельностью по ее разработке, производству, выведению и коммерциализации, скоординированного с развитием СПиС инновационной продукции и обеспечивающих производство вспомогательных систем.

На основе результатов анализа методологических подходов к организации и управлению инновационным развитием сложных производственных систем как в России, так и за рубежом была сформирована комплексная трехзвенная система управления инновационным развитием СПиС продукции ДЗЗ, которая позволяет осуществлять координированное инновационное развитие производимой информационной продукции совместно с обеспечением инновационного развития системы ее производства и сбыта, а также созданием требующегося комплекса вспомогательных систем. В результате координированного развития СПиС, вспомогательных систем и продукции обеспечивается выполнение всех положений программ долгосрочного инновационного развития ДЗЗ в России и обеспечивается коммерческая эффективность данных программ.

Применение разработанной системы управления особенно актуально для обеспечения инновационного развития СПиС информационной продукции ДЗЗ, проекты по реализации которого характеризуются повышенным уровнем коммерческого провала, и усовершенствования существующих концептуальных положений развития ДЗЗ на период до 2025 г.

5) В соответствии с сформированной системой управления инновационным развитием сложных производственных систем для формулирования усовершенствованных концептуальных положений инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ был проведен анализ и осуществлена декомпозиция СПиС продукции ДЗЗ. Декомпозиция проводилась.

181 на основе прикладной методики анализа цепочек формирования добавочной стоимости, предложенной Р. Каплински и М.Морисом.

В результате были получены структурные модели СПиС российской и зарубежной продукции ДЗЗ. Полученные модели, представляющие собой отображение обобщенных субъектов деятельности, располагающихся на разных звеньях цепочки формирования добавочной стоимости информационных продуктов и услуг ДЗЗ отечественного и зарубежного производства, использовались в качестве входных объектов для проведения сравнительного анализа. Полученные структурные модели сравнивались между собой, на основании сравнения выявлялись существующие разрывы в структуре СПиС отечественной продукции ДЗЗ и определялись звенья, внедрение, удаление или модификация функций которых наиболее критична для обеспечения ее инновационного развития.

Выделенные ключевые направления инновационного развития структуры СПиС были оценены с точки зрения формирования инновационной способности с применением методики системного анализа и прогнозирования фаз инновационного роста «САПФИР». В результате проведенных расчетов было выявлено, что для обеспечения максимально интенсивного инновационного развития СПиС отечественной продукции ДЗЗ требуется создать звено сервисных компаний, формирующих аналитические услуги ДЗЗ, предназначенные для интеграции в отраслевые СППР, устранить государственную монополию в звеньях, а также звено контролирующих органов. Модифицированная СПиС позволит получить больший объем производства и прибыли при меньших издержках за счет наукоемких технологий, знаний и интеллекта, развития конкуренции.

6) Для обеспечения модификации структуры СПиС отечественной продукции ДЗЗ, направленной на развитие ее коммерческой эффективности и требующей также изменения основных процессов производства и сбыта данных, продуктов и услуг с точки зрения повышения их прикладной ценности для потребителей, был проведен анализ процессов функционирования отдельных звеньев СПиС отечественной и зарубежной продукции и выявлены факторы их инновационного развития, реализация которых наиболее критична для формирования у отечественной продукции ДЗЗ конкурентного преимущества над зарубежными аналогами и повышения ее рыночного спроса.

Анализ процессов производства и сбыта информационной продукции ДЗЗ проводился по методологии IDEF0 и по методике декомпозиции процесса функционирования производственной системы с точки зрения формирования ценности выходящей продукции для потребителя М.Портера. В качестве исходных данных для анализа использовалась информация о деятельности российских и коммерчески успешных зарубежных (DigitalGlobe Inc., GeoEye Inc.) производителей продуктов и услуг ДЗЗ,.

182 полученная из открытых информационных источников и научно-технических отчетов, а также собранная в ходе интервьюирования специалистов РКП, находящихся на разных звеньях цепочки формирования добавочной стоимости продукции ДЗЗ.

В результате функционального анализа процессов производства отечественной и зарубежной информационной продукции ДЗЗ с применением методики декомпозиции М. Портера было выявлено 10 ключевых факторов инновационного развития процессов производства и сбыта отечественной продукции ДЗЗ с точки зрения обеспечения ее коммерческого успеха и инновационного развития СПиС.

7) Для верификации выявленных факторов и направления инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ в долгосрочном периоде был применен один из методов форсайта — метод разработки сценариев развития, основанный на первичной информации, полученной обзором мировых информационных ресурсов. В ходе исследования было выявлено 40 рамочных событий, приоритетных с точки зрения влияния на развитие мировых СПиС продукции ДЗЗ на период до 2025 г. На основе рамочных событий было выделено 11 ключевых факторов долгосрочного развития процессов производства информационных продуктов и услуг ДЗЗ за рубежом, которые были включены в перечень, построенный по результатам функционального анализа.

В результате анализа основных направлений и факторов долгосрочного развития зарубежных рынков, технологий, информационных продуктов и услуг ДЗЗ было верифицировано выделенное с помощью методики «САПФИР» приоритетное направление инновационного развития структуры СПиС отечественной информационной продукции ДЗЗ, а также скорректирован первичный перечень факторов инновационного развития процессов производства и сбыта отечественной продукции, полученный с применением методологии ШЕБО. Полученные результаты позволяют обеспечить актуальность выявленного приоритетного направления и факторов инновационного развития СПиС информационной продукции ДЗЗ отечественного производства в долгосрочном периоде, что является обязательным условием усовершенствования существующих положений развития ДЗЗ в России.

8) В результате функционального анализа процессов производства информационных продуктов и услуг ДЗЗ было выявлено, что полный производственный цикл получения, преобразования и коммерциализации исходного информационного сырья, выстроенный с целью придания ему совокупности характеристик, представляющих ценность для конечного пользователя, формируется посредством реализации значительного числа различных видов деятельности, не относящихся напрямую к получению, обработке или передаче данных, реализуемых инфраструктурными подсистемами. Вспомогательные виды деятельности, не вносящие прямого вклада в.

183 формирование добавочной стоимости информационных продуктов или услуг, оказывают значительное влияние на результативность каждого из основных звеньев СПиС и обеспечивают их правильное и эффективное функционирование.

Для определения перечня подсистем инфраструктуры, необходимых для эффективного коммерческого производства отечественных информационных продуктов и услуг ДЗЗ, было проведено исследование деятельности ведущих зарубежных операторов ДЗЗ и сервисных компаний, предложений по созданию нормативно-правового обеспечения альтернативных концепций развития, а также научно-исследовательских работ Д. Б. Пайсона.

В результате исследования была выявлена необходимость создания, определены и обоснованы семь инфраструктурных подсистем, необходимых для обеспечения инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ в России и развития коммерческого производства отечественных информационных продуктов и услуг ДЗЗ. Данный перечень инфраструктурных подсистем позволит системно поддерживать развитие и обеспечивать эффективность коммерческого производства информационных продуктов и услуг ДЗЗ отечественного производства, а также снизить стоимость продукции ДЗЗ зарубежного производства.

9) В результате полного комплекса исследований, проведенных в работе, было выявлено, что инновационное развитие СПиС продукции ДЗЗ должно быть направлено на: модификацию структуры СПиС отечественной информационной продукции ДЗЗ в соответствии с выявленным приоритетным направлениемреализацию идентифицированных факторов инновационного развития процессов производства и сбыта отечественной продукции ДЗЗформирование комплекса подсистем инфраструктурного обеспечения коммерческого производства отечественной продукции ДЗЗ, а также позволяющего снизить стоимость информационной продукции ДЗЗ зарубежного производства.

В соответствии с выявленными разрывами структуры СПиС и ключевыми проблемами производства и сбыта отечественной продукции ДЗЗ, были сформулированы ключевые принципы инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ, а также усовершенствованные концептуальные положения инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ, включающие в себя: а) Создание в основных сегментах российского рынка замыкающего звена инновационно-способной СПиС — сервисных компаний, производящих продукты и услуги ДЗЗ с наивысшей потребительской ценностью, специализирующихся на создании наполнения для СППР. b) Разработку и внедрение сервисными компаниями отраслевых и региональных систем мониторинга и СППР, основанных на использовании отечественной КИ ДЗЗ, для формирования устойчивого потока ее использования и продвижения на рынок. c) Реализацию процессов сбыта зарубежной продукции ДЗЗ через механизм единой торгово-коммуникационной площадки для снижения ее стоимости для конечных прикладных пользователей и исключения надбавки дистрибьюторов из ее стоимости. d) Привлечение к государственному заказу и стимулирование входа на рынок коммерческих конструкторов и разработчиков технологий и средств ДЗЗ, что, согласно концепции развития «ГИС-Ассоциации», необходимо для развития конкуренции, повышения качества средств ДЗЗ, снижения их цены. e) Создание отраслевой консалтинговой компании, системы сбора и анализа маркетинговой информации на основе единой торгово-коммуникационной площадки для консультирования производителей технологий и продукции ДЗЗ, формирование единой коммуникационной среды в секторе ДЗЗ. f) Разработку кастомизированных продуктов и услуг ДЗЗ для узких сегментов рынка силами консалтинговой компании, а также продуктов и услуг ДЗЗ для решения государственных задач силами межотраслевых экспертных комитетов для повышения спроса на отечественные продукты и услуги ДЗЗ. g) Разработку, в соответствии с предложениями альтернативной концепции развития, нормативно-правового обеспечения и системы управления рисками проектов в области ДЗЗ для формирования равных конкурентных условий для производителей отечественной и дистрибьюторов зарубежной продукции ДЗЗ, устранение звена контролирующих органов из цепочки формирования добавочной стоимости информационных продуктов и услуг ДЗЗ отечественного производства. h) Делегирование функций и прав по получению продуктов ДЗЗ для решения социально-экономических и военно-оборонных задач коммерческим компаниям с применением механизмов ЧГП для повышения конкуренции и сокращения расходов на программы ДЗЗ (формирования отечественной коммерческой ОГ ДЗЗ). i) Создание коммерчески эффективных инноваций — технологий целевого применения, алгоритмов тематической обработки, способов сбыта информации, создания low-cost, повышения эффективности и длительности службы средств ДЗЗ, что позволит сформировать входные потоки разработок в другие звенья СПиС за счет функционирования «инновационной экосистемы» ДЗЗ, единой торгово-коммуникационной площадки и внедрения системы грантов для малых инновационных компаний. Модификацию механизма управления государственными предприятиями отрасли посредством внедрения потребительских принципов реализации деятельности, концентрации средств государственного бюджета на создании экологических КА ДЗЗ для повышения их рентабельности. к) Создание центра повышения квалификации работников РКП для подготовки менеджеров, инновационных предпринимателей в области ДЗЗ.

Для эффективного внедрения разработанных положений был проведен сегментационный анализ российского рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ, который позволил выделить приоритетные потребительские группы (сегменты), уже в настоящее время активно применяющие продукцию ДЗЗ в своей деятельности, ориентацию на которые необходимо осуществлять при проектировании перспективных отечественных технических средств, информационных продуктов и услуг ДЗЗ, внедрении усовершенствованных концептуальных положений инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ: сегмент землепользования, сельского, лесного хозяйства (до 30% общего объема рынка), сегмент строительства технических систем и комплексов (до 23% общего объема рынка), сегмент недропользования (до 26% общего объема рынка).

10) На основании описания профилей и перечня наиболее предпочтительных зарубежных информационных продуктов ДЗЗ, применяемых потребителями идентифицированных приоритетных сегментов рынка ДЗЗ, характеризующихся наивысшим спросом на информационную продукцию, были разработаны опорные элементы стратегии и предложен механизм экспериментального внедрения усовершенствованных концептуальных положений инновационного развития СПиС информационной продукции ДЗЗ. На основе данных о лидерах российского рынка ДЗЗ, их компетенциях были предложены ключевые субъекты коммерческого производства отечественной продукции ДЗЗ — оператор КС ДЗЗ и сервисная компания, были также предложены основные участники мероприятий по созданию подсистем инфраструктуры.

Для определения ресурсных потребностей и эффективности мероприятий по внедрению положений инновационного развития СПиС продукции ДЗЗ был проведен анализ аналогичных мероприятий, реализуемых в других отраслях промышленности за счет средств государственного бюджета, а также проведен анализ возможных источников возврата бюджетных инвестиций. В результате было выявлено, что затраты федерального бюджета на внедрение концептуальных положений инновационного развития СПиС будут в полном объеме возвращены за счет коммерциализации отечественной продукции ДЗЗ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б., Буданов И. А., Голикова В. В. и др. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленности России) // Экономический журнал ВШЭ. 2005. № 3. С. 361 376.
  2. В.Н., Карионов Ю. И. и др. Критерии выбора данных ДЗЗ для топографического картографирования // Ракурс. 2004: [Электронный ресурс]. URL: http://www.racurs.ru/?page=303 (дата обращения: 27.05.2011).
  3. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 303 с.
  4. Л.Г., Богданов A.B., Зайнашева З. Г. Развитие региональной рыночной инфраструктуры в современных условиях (теоретический и практический аспекты). Уфа: УГАЭС, 2007. 162 с.
  5. Л.Г. Современные предпосылки совершенствования государственного управления на региональном уровне // Вестник университета Государственный университет управления. 2007. № 9. С. 144−148.
  6. Л.Г. Системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры // Проблемы современной экономики. 2008. № 3(27). Электронный архив журнала. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2137 (дата обращения: 27.05.2011).
  7. А.Б. Стандартные уровни обработки и форматы представления данных ДЗЗ из космоса. Мировой опыт // ГЕОМАТИКА. 2009. № 4. С. 18−20.
  8. Р. «Дорожная карта» инноваций: 15 шагов до успеха // Инновационные тренды. 2011. № 8. С. 20−22.
  9. М.А., Дворкин Б. А. Развитие систем ДЗЗ и информационно-аналитического обеспечения данными космической съемки: ближайшие перспективы // Геоматика. 2010.№ 4. С. 11−16.
  10. М.А. Космическая съемка: рынок, теория, практика // Connect! Мир связи Электронный журнал. URL: http://www.connect.ru/article.asp?id= 10 667 (дата обращения: 19.11.2012).
  11. М.А. Создание Центра космического мониторинга для решения задач нефтегазовой отрасли // Геоматика. 2009. № 1. С. 26−34.
  12. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012—2014 гг. // Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/news/11 779 (дата обращения: 28.05.2011).
  13. В.Е. Дистанционное зондирование Земли: общие проблемы и российская специфика // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 2005. № 3. С. 5759.
  14. А.Д., Борисов A.B., Рябов И. В. Анализ возможных путей создания инновационного информационного рынка ДЗЗ в России // Ракетостроение и космонавтика. 2011. № 2(63). С. 41−47.
  15. Г .Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.132 с.
  16. Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 244 с.
  17. И.С., Киричук B.C. и др. Цифровая обработка изображений в информационных системах. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. 168 с.
  18. Р. Зачем Кремниевой долине крупные компании? // Инновационные тренды. 2011. № 8. С. 29−33.
  19. Ш. М., Ландгребе Д. А., Филлипс Т. Л. и др. Дистанционное зондирование: количественный подход. М.: Недра, 1983. 401 с.
  20. С. Земные проблемы космонавтики // STRF. Электронное издание «Наука и технологии России. URL: http://www.strf.ru /innovation.aspx? CatalogId=223&dno= 17 100 (дата обращения: 27.05.2011).
  21. А.И., Работько С. Н. и др. Опыт разработки и внедрения систем мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов // Мониторинг. Наука и безопасность. Специальный выпуск 2012. С. 74−80.
  22. В.Н. Проблемы инновационного развития экономики и роль предпринимательства. //Российское предпринимательство. 2004. № 8 (56). С. 3−8.
  23. В .А., Комачев В. П., Степанов И. В. Создание систем поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях на объектах нефтепереработки и нефтехимии // Мониторинг. Наука и безопасность. Специальный выпуск 2012. С. 48−60.
  24. В.Jl. «Modernizatsya.ru: Made in Russia», газета «Ведомости», 12 июля 2010 г. // Персональная страница В. Л. Иноземцева. URL: http://inozemtsev.net/2010/07/1969 (дата обращения: 27.08.11).
  25. О.В., Русакова Е. Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования. // Вестник С. Петербургского университета. 2005. Вып.2. С. 2837.
  26. Р. Распространение положительного влияния глобализации. Какие выводы можно сделать на основании анализа цепочки накопления стоимости? М.: ГУ ВШЭ, 2002. 68 с.
  27. Т. Поколение X секретное оружие США.// Инновационные тренды. 2011. № 8. С. 23−28.
  28. А.Г. Функционирование современного ситуационного центра невозможно представить без использования космических снимков // Геоматика. 2010. № 4(9). С. 8−10.
  29. В.Б., Сухинин А. И. Дистанционное зондирование Земли из космоса. Цифровая обработка изображений. М.: Логос, 2001.312 с.
  30. А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (теоретико-методологический аспект). М.: Изд-во РГУ, 2000. 252 с.
  31. Классификатор тематических задач оценки природных ресурсов и окружающей среды, решаемых с использованием материалов дистанционного зондирования Земли // Земля из космоса. 2009. № 1. С. 40−47.
  32. В.В. Государственные программы: вопросов больше, чем ответов. // STRF. Электронное издание «Наука и технологии России. URL: http://www.strf.ru/innovation.aspx?CatalogId=223&dno=17 100 (дата обращения: 27.05.2011).
  33. В.В., Алтынцев A.B. Бюджетные закупки на региональном и муниципальном уровне: нововведения и перспективы // Финансы, 2008. № 3. С. 15−18.
  34. О.Н., Ялдыгина Н. Б. Создание лаборатории ДЗЗ в высшихучебных заведениях // Геоматика. 2009. № 2. С. 40−45.189
  35. A.A. Искусство быть новатором: Мировой опыт рискового бизнеса. М.: Знание, 1990. 64 с.
  36. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: ПИТЕР, 2007.800 с.
  37. С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии/ В сб.: Государственно-частное партнерство в инновационных системах / Под общ.ред. С. Н. Сильверстова. М.: Издательство ЛКИ, 2008. С. 51−62.
  38. П. Несколько стратегических вопросов развитии положительной инновационной экосистемы, способствующей экономическому развитию Российской Федерации // Экономические стратегии. 2010. № 9. С. 34−40.
  39. Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: Вильяме, 2002. 960 с.
  40. Р.Г. Управление развитием региона на современном этапе // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Матер. VII Российской конференции с международным участием. Уфа: УГАТУ, 2007. С. 60−69.
  41. Маркетинг: инструментарий для маркетинговой службы. Методика Bain and Company. Business Toolkits, 1996. 514 с.
  42. К. Космическая съемка: вся суть в деталях // Геоматика. 2011. № 2. С. 13.18.
  43. Методическая поддержка центров коммерциализации технологий. Практические руководства. 4.1. Под ред. В. Иванова, П.Линдхольма. М.:ЦИПРАН РАН, 2006. 392 с.
  44. В. У нас нет инновационной системы// Инновационные тренды. 2011. № 8. С. 4−7.
  45. С.А. Российский рынок данных космического зондирования в 2008 г. // Пространственные данные. 2009. № 2. С. 18−27.
  46. А.И. Создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности: комплексный подход // Геоматика. 2012. № 2(15). С. 7782.
  47. В.А. Применение современных информационных технологий всистемах мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Сайт ОАО «НИИ ТП».191
  48. Электронный ресурс. URL: http://www.niitp.ru/arhiv-news/225-primenenie-sovremennyx-infomiaczionnyx-texnologij-v-sistemax-monitoringa-i-prognozirovaniya-chrezvychajnyx-situaczij (дата обращения: 17.10.2011).
  49. A.M. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 137 с.
  50. Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.171 с.
  51. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 170 с.
  52. Е.Г. Инвестиционное проектирование. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 262 с.
  53. Н.В., Смирнов В. И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд/ М.: Инфра-М, 2000, 360 с.
  54. Д.Б. Сравнительный обзор современных радиолокационных систем // ГЕОМАТИКА. 2008. № 1. С. 11−17.
  55. Ю.И., Лошкарев П. А. Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли проблемы, решения, перспективы // Геоматика. 2010. № 3. С. 35−41.
  56. Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 г. № 1950-Р
  57. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности OK 292 001 (КДЕС Рд1). Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454. Дата введения в действие: 01.01.2003 г.
  58. А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. М.: Март, 2004. 144с.
  59. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Под ред. Казанцева А. К. М.:ЭКОНОМИКА, 2004. 518 с.
  60. Отчет на НИР «Разработка предложений по вопросам взаимодействия коммерческих потребителей и распространителей космической информации ДЗЗ с ЕТРИС». М.: ИТЦ «СканЭКС», 2010. 117 с.
  61. Д.Б. Актуальные проблемы методического обеспечения системного развития ракетно-космической промышленности // Полет. 2007. № 8. С. 63−66.
  62. Д.Б. Государственно-частное партнерство как институт развития вобласти космической деятельности: зарубежный опыт и российские планы // Вопросыгосударственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 17−34.192
  63. Д.Б. Сравнительный анализ развития институциональной среды в сфере производства и потребления космических продуктов и услуг в ведущих космических державах мира // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 1−12.
  64. Д.Б. Частники и государство: в космос вместе // Российский космос. 2010. № 9. С. 15−23.
  65. Д.Б. Частно-государственные партнерства в области космической деятельности // Авиакосмическое приборостроение. 2007. № 12. С. 48−51.
  66. В.А. Проблемы управления инновационным развитием предприятия. // Интеллектуальная собственность. 2005. № 2. С. 50−56.
  67. Положение о Федеральном космическом агентстве. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2004. № 314.
  68. М.Е. Конкуренция. СПб, М., Киев: Изд. дом «Вильяме», 2005, 608 с.
  69. М. «Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов». М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2005. 464 с.
  70. М. «Конкурентное преимущество» М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2008. 715 с.
  71. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 594.
  72. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. Утвержден постановлением Правительства Российской федерации от 02.08.2010 г. № 588.
  73. Разработка и обсуждение проекта Концепции развития дистанционного зондирования Земли на территории РФ. Сайт ГИС-Ассоциации. URL: http://www.gisa.ru/koncepciyaddz.html (дата обращения: 06.06.2011).
  74. Г. Г., Емельянов A.A., Райкунов К. Г. Некоторые проблемные вопросы реализации развития космических систем ДЗЗ // Аэрокосмический курьер. 2009. № 6. С. 37−39.
  75. Г. Г., Емельянов A.A. Концептуальные вопросы становления иразвития российского рынка ДЗЗ // Аэрокосмический курьер. 2010. № 6. С. 33−37.193
  76. .М. Оптимизация управленческих решений— М.:ТЕИС, 2001. 264 с.
  77. Рис У. Основы дистанционного зондирования. М.: Техносфера, 2006. 336 с.
  78. . Облачные вычисления в сервисах компании DigitalGlobe // Геоматика. 2012. № 2(15). С 30−32.
  79. М.А., Балаева О. Н. Проблемы госзакупочной деятельности в России: взгляд заказчика //Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. № 18. С. 62−73.
  80. И.Ю., Лупян Е. А., Барталев С. А. Оперативный спутниковый мониторинг состояния посевов сельскохозяйственных культур в России // Геоматика. 2011. № 2. С. 69−76.
  81. В.П. Оценка эффективности инвестиций. Изд-во «Украина», 1998. 144с.
  82. H.H., Бранец H.H., Панченко В. А. и др. Анализ современных возможностей создания малых космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли. // Труды МФТИ. 2009. № 3. Том 1.
  83. В., Семериков А. Н. Актуальные вопросы обеспечения эффективного целевого применения российских космических средств ДЗЗ // Аэрокосмический курьер. 2010. № 6. С. 38−41.
  84. A.B. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. № 1, С. 8−15.
  85. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проект Инновационная Россия -2020. МЭР России, 2010.
  86. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
  87. Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Проект. Минпромторг России, Москва, 2010.
  88. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 956.
  89. . Управление научно-техническими нововведениями. М. Экономика, 1989. 271 с.
  90. A.B., Кучейко A.A. Оперативный космический мониторинг ЧС: история, состояние и перспективы // Земля из космоса. Наиболее эффективные решения. 2010. № 4. С.7−14.
  91. О.О., Кошкин К. В. Опыт разработки и эксплуатации геопортала Роскосмоса // Геоматика. 2011. № 2(11). С. 20−29.
  92. Д.М. Дистанционное зондирование: новые технологии новые возможности поиска нефти и газа // Геоматика. 2009. № 1. С. 17−24.
  93. A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. 154 с.
  94. Федеральная космическая программа России на 2006−2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 635.
  95. Федеральная система сертификации космической техники: сб. руководящих документов. М.: Машиностроение, 2006. 168 с.
  96. Д.И. Технологии предварительной обработки данных ДЗЗ: опыт ИТЦ «СканЭкс в создании программного обеспечения и организации обработки данных в составе приемных комплексов // Данные дистанционного зондирования. 2006. № 1. С. 4043.
  97. A.M., Гош С.К. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. М.: Техносфера, 2008. 308 с.
  98. С.В., Семенов О. И., Ручкин B.C. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2003. 208с.
  99. В.Г., Егурцов С. А., Фокеева М. В., Горбатов М. А. Применение материалов дистанционных съемок для диагностики технического состояния трубопроводов в северных районах // Геоматика. 2009. № 1(2). С. 60−66.
  100. Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // «Наука и инновации в регионах России». Электронный журнал. URL: http//regions.extech.ru/leftmenu/shepelev.php (дата обращения: 24.08.2011).
  101. Р. Основы и проблемы экономики предприятия М.: Финансы и статистика, 1996. 512 с.
  102. Н.Б. Применение технологий обработки данных ДЗЗ и ГИС в высших учебных заведениях // Геоматика. 2010. № 4. С. 43−47.
  103. Л.П. Введение в цифровую обработку изображений. М.: Советское радио, 1979. 311 с.
  104. Abell D.E. and Hammond J.S. (1979). Strategic Market Planning, Engelwood Cliffs NJ, Prentice Hall.
  105. R.E., Kappel Т.A. (2002). Roadmapping in the Corporation // RTM. № 2.195
  106. Astrium An EADS Company. Электронный ресурс. URL: http://www.astrium-geo.com/ (дата обращения: 28.05.2012).
  107. Booz, Allen and Hamilton. (1982). New Product Management for the 1980s.
  108. Boston Consulting Group. Perspectives on Strategy, New York, John Wiley & Sons1998).
  109. CNES De l’Espace pour la Terre // Электронный ресурс. URL: http://www.cnes.fr/web/CNES-en/7114-home-cnes.php (дата обращения: 24.04.2012).
  110. R.G. (1979). The Dimensions of Industrial New Products Success and Failure//Journal of Marketing, 43, Summer, 93−103.
  111. R.G. (1981). The Myth of the Better Mousetrap: What Makes a New Product a Success // Business Quarterly, Spring, 69−81.
  112. R.G. (1993). Winning at New Products, 2nd edn, Reading MA: Addison-Wesley.
  113. Cox W.E. (1981). Product Life Cycle: Analysis and Application Issuses // Journal of Marketing, 45, 60−67.
  114. B. (1980). Analyse de la maitrise des risques // Revue Francaise de Gestion, January-February, 38−48.
  115. Y., Florini A. (2000). Secrets for sale. How Commercial Satellite Imagery will change the world. Carnegie Endowment for International Peace.
  116. DigitalGlobe Satellite Imagery and Geospatial Information Products. // Электронный ресурс. URL: http://www.digitalglobe.ru (дата обращения 27.05.2012).
  117. Economist. (1999). The Innovation Industry Survey, 20 February.
  118. Edgett S., Shipley D. and Forbes G. (1992). Japanese and British Companies Compared: Contributing Factors to Success and Failure in NPD // Journal of Product Innovation Management, 9, 3−10.
  119. Earth Observation Commercial Data Market Remains Strong Daespite Slowdown in 2011/ For immediate release. 16.08.2012 // Euroconsult. Электронный ресурс. URL: www. euroconsult-ec.com (дата обращения: 25.11.2012).
  120. GeoEye High Resolution Imagery, Earth Imagery & Geospatial Services. Электронный ресурс. URL: http://www.geoeye.com/CorpSite/ (дата обращения:2805.2012).
  121. GeoEye. 2011 Annual Report. GeoEye Inc. (2012).
  122. G., Korzeniewicz M. (eds) (1994). Commodity Chains and Global Capitalism, port. CT: Greenwood Press.
  123. J.J. (1965). Stimulation des faculties croatrices dans ies groups de recherche synectique, Paris, Homines et Techniques.
  124. Green P.E. and Srinivasan V. (1978). Conjoint Analysis in Consumer Research: Issues and Outlook // Journal of Consumer Research, September, 103−123.
  125. D.S. (2004). Putting Technology on the Road // RTM. № 2.
  126. R.I. (1968). Benefit Segmentation: A Decision Oriented Tool // Journal of Marketing Research, 32, July, 30−35.
  127. G., Prahalad C.K. (1994). Competing For the Future, MA, Boston, Harvard Business School Press.
  128. B.B. (1970). The Product Portfolio, MA, Boston,. The Boston Consulting Group.
  129. Hines A., Bishop P. Thinking about the future: Guidelines for Strategic Foresight.
  130. Hippel von E. (1978). Successful Industrial Products from Customer Ideas // Journal of Marketing, 42, January, 39−49.
  131. C.H., Price R.L. (1991). The Return Map- Tracking Product Teams, Flarvard Business Review, 69, January-February, 92−100.
  132. D.E. (1978). Portfolio Analysis: Practical Experience with the Directional Policy Matrix // Long Range Planning, 11, August, 2−8.
  133. ISO 19 115−2 Metadata — Part 2 Extensions for imagery and gridded data. Электронный ресурс. URL: http://www.iso.org/iso/cataloguedetail.htm?csnumber=39 229 (дата обращения: 04.12.2011).
  134. JAXA Japan Aerospace Exploration Agency. Электронный ресурс. URL: http://www.jaxa.jp/ (дата обращения 02.03.2011)
  135. Kaplinsky R, Morris M. (2003). Handbook for Value Chain Research, IDS.
  136. P. (1997). Marketing Management, 7th edn, NJ, Engelwood Cliffs, Prentice1. Hall.
  137. T. (1965). Imagination au service du marketing, Paris, Economica.
  138. T. (1980). Marketing Success through Differentiation of Anything, Harvard Business Review, January-February.
  139. A.D. (1997). A Global Survey on Innovation, MA, Boston, Arthur D.Little.
  140. A.D. (1998). Findings of the Arthur D.Little. Clobal Survey on Innovation, MA, Boston, A.D.Little.
  141. Lockheed Martin Электронный ресурс. URL: http://www.lockheedmartin.com/ (дата обращения: 25.09.2011)
  142. Lockheed Martin Corporation. 2011 Annual Report. February 23, 2012.
  143. D. (2001). Foresight. PREST. University of Manchester.
  144. B. (1993). Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London.
  145. McCarthy R.C. (2003). Linking Technological Change to Business Needs // RTM.3.
  146. McMillan A. (2003). Roadmapping Agent of Change // RTM. № 2.
  147. MDA Geospatial Services. Электронный ресурс. URL: http://gs.mdacorporation.com (дата обращения: 28.05.2012)
  148. De Moerloose С. (1999). Contingence du type de nouveaute sur le success des produits nouveaux, Louvainla-Neuve, Institut d’adrinistration et de gestion.
  149. NASA National Aeronautics and Space Administration. Электронный ресурс.
  150. URL: http://www.nasa.gov/ (дата обращения: 29.05.2011).th
  151. NISTEP. The 8 science and technology Foresight survey (2005). Delphi analysis. National Institute of Science and Technology Policy. Tokyo.
  152. Number of New Earth Observation Satellites Will More than Double in Next Decade, Euroconsult Forecasts/ For immediate release. // Euroconsult. Электронный ресурс. URL: www. euroconsult-ec.com (дата обращения: 25.11.2010).
  153. O’Meara J. Т. Selecting Profitable Products // Harvard business Review, 39.
  154. A.F. (1963). Applied Imagination, 3rd edn., New York, Charles Scribner’s1. Sons.
  155. J.A. (1993). Green Marketing, IL, Lincolnwood, NTC Business Books.
  156. A.L. (1993). Assessing New Product Development Practices and Performance: Establishing Crucial Norms// Journal of Product Innovation Management, 10(4), 273−290.
  157. R., Farrukh C., Mitchel R. (2003). Starting-up Roadmapping Fast // RTM.2.
  158. R., Farrukh C., Probert D. (2004). Customizing Roadmapping // RTM. № 2.
  159. R. (2007). Methodology: Common Foresight Practices & Tools, in Georghiou, L. et al., International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. Edward Elgar.
  160. S., Wagner C., Larson E. (1998). New forces at work. Industry views critical technologies. RAND, Washington, D.C.
  161. M.E. (1982). Competitive Advantage, New York, The Free Press.
  162. M.E. (1980). Competitive Strategy, New York, The Free Press.198
  163. M. (1996). What is Strategy? Harvard Business Review, November-December, 61−78.
  164. C.K., Hamel G. (1990). The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review, May-June, 79−91.
  165. Public-Private Partnerships for Data Sharing: A Dynamic Environment. (2000). Berth Lachman, DRU-2259-NASA/OSTP, April, RAND Corporation, 11.
  166. Public-Private Partnerships in Europe // European Investment Bank Сайт Европейского инвестиционного банка. URL: http://www.eib.org/ (дата обращения -29.05.2012).
  167. M., Robert D. (2004). Viewing the Future // RTM. № 3.
  168. J.M., Grinnell M. (2004). Evolution of Roadmapping at Motorola // RTM.2.
  169. A., Trout J. (1981). Positioning: The Battle for your Mind, New York, McGraw-Hill.
  170. O.K. (1997). Management Tools and Techniques: An Executive Guide, Boston MA, Bain.
  171. Satellite-Based Earth Obsevation. (2009). Market Prospects to 2018. Euroconsult Research Report. Euroconsult.
  172. B.P., Bonona T.V. (1983). Segmenting Industrial Markets, MA, Lexington, Lexington Books.
  173. Smith W.R. Product Differentiation and Market Segmentation as Alternative Strategies // Journal of Marketing.
  174. Space Industry. CSP Associates, Inc, (2004).
  175. SP АСЕ-INS.RU Космическое страхование (страхование космических рисков). Электронный ресурс. URL: http://www.space-ins.ru/ (дата обращения: 01.10.2011).
  176. SPACEX Электронный ресурс. URL: http://www.spacex.com/ (дата обращения 25.09.2011).
  177. SSTL Surrey Satellite Technology. Электронный ресурс. URL: http://wvvw.sstl.co.uk/ (дата обращения 28.05.2012).
  178. J.D., Radnor V. (2004). Roadmapping for Dynamic and Uncertain Environments // RTM. № 2.
  179. J.E., (1982). Rink D.R. Fitting Market Strategy to Varying Product Life Cycles // Business Horizons, January-February, 72−76.
  180. H., Nonaka I. (1986). The New Product Development Game // Harvard Business Review, January-February, 137−146.
  181. E.M. (1973). Reduce New Product Failures: Measure Needs as well as Purchase Interest // Journal of Marketing, 37, July, 61−70.
  182. The Department of Trade and Industry, (1998), IHT, 4−5 July.
  183. J.Y. (1982). Product Policy: Concepts, Methods and Strategy, MA, Reading, Addison-Wesley.
  184. Y., Mahajan V., Swire D.S. (1983). An Empirical Comparison of Standardized Portfolio Models, Journal of Marketing, 47, 89−99.
  185. Worldwide government spending on space to flatten over the next five years. For immediate release. // Euroconsult. Электронный ресурс. URL: www. euroconsult-ec.com (дата обращения-04.05.2011).
Заполнить форму текущей работой