Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка студентов туристского вуза к управлению персоналом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования было выявлено следующие противоречие: с одной стороны, в туристском бизнесе существует потребность в квалифицированных специалистах, разбирающихся в специфике туристского бизнеса и сфере человеческих отношений, а с другой стороны, подготовка будущих управленцев для сферы туризма затруднено по причине недостаточной разработки в теории и методике профессионального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В ТУРИЗМЕ»
    • 1. 1. Анализ исследований проблемы подготовки профессиональных туристских кадров
    • 1. 2. Педагогические условия формирования профессиональной самостоятельности специалистов по управлению персоналом в туризме
    • 1. 3. Основы современной индустрии туризма, формирующие требования к персоналу в международной практике
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ»
    • 2. 1. Содержание эффективной подготовки менеджеров по управлению персоналом в сфере туризма
    • 2. 2. Модель профессиональной подготовки менеджеров по управлению персоналом в сфере туризма
    • 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Профессиональная подготовка студентов туристского вуза к управлению персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Индустрия туризма и гостеприимства стремительно развивается: по прогнозам специалистов, к 2020 году количество туристов в мире достигнет 1,6 млрд. человек, а, по данным Всемирной туристской организации (ВТО), к 2010 году в отрасли появится 105 млн. новых рабочих мест. При этом следует отметить, что владение новыми методами и технологиями управления стало основным фактором, определяющим успех компании на рынке. При существующих темпах развития туристского и гостиничного бизнеса в России компания, сотрудники которой обладают лишь поверхностными знаниями, вряд ли удержится на плаву. [159].

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям (Л?ТТС) и Центра экономического прогнозирования (ОЕБ) в следующем десятилетие Российская Федерация может стать одной из ведущих стран в сфере туризма и гостеприимства. Для страны такого размера, как Россия, потенциал которой позволяет увеличивать спрос на услуги в сфере туризма и путешествий на 6,5% в год в течение следующих десяти лет, прогноз УТТС/ОЕР в отношении роста занятости более чем скромен.].

Как ожидается, уровень занятости в индустрии туризма и путешествий будет расти только на 0,3% в год в период с 2006 по 2016 годы, в то время как уровень занятости в экономике путешествий и туризма в целом будет расти приблизительно на 1,5%.

Такой низкий рост недостаточен для обслуживания потребностей развивающейся индустрии. Целью современного профессионального образования в туризме выступает необходимость в усилении специализированной подготовки менеджеров, обладающих необходимыми практическими умениями для профессиональной деятельности в условиях современного туристского рынка. [159, 161 з.

В туристских вузах в рамках курса 521 500 «Менеджмент», ведется подготовка студентов по специальности 61 100 «Менеджмент организации», где студенты получают знания по основам управления организацией, финансовыми, материальными, людскими ресурсами в рамках своей компетенции.

Одним из наиболее важных моментов изучения в этой дисциплине является направление управление персоналом. Его отличительная особенность — практическая направленность к цели подготовки обучающихся эффективному управлению сотрудниками, персоналом. Это предполагает не только сообщение студентам соответствующих знаний, но и формирование у них, умений практического руководства людьми, умения определять профессиональные и личностные качества сотрудников, а также выработку желания и умения самосовершенствоваться в качестве руководителей и личностей.

Особенно важна такая подготовка менеджерам сферы туризма, т.к. их профессиональная деятельность связана со сферой человеческих отношений.

В рамках предмета нашего исследования мы выделяем область управления персоналом как одно из важнейших направлений подготовки менеджеров сферы туризма.

Несмотря на то, что в литературе имеется достаточно серьезные исследования в области профессиональной подготовки управленческих кадров для сферы туризма (Квартальное A.B., Зорин И. В., Алилуйко Е. А., Лаврова Г. Н.), проблема подготовки студентов туристских вузов к управлению персоналом остается актуальной.

По нашим данным, 80% студентов 4-го курса Российской Международной Академии Туризма считают важным изучение курса управления персоналом в подготовке менеджеров сферы туризма, однако, только 10% - считают, что они владеют этими знаниями и умеют применять их на практике.

По оценке руководителей туристских компаний, только 15% выпускников туристских вузов способны осуществлять профессиональную деятельность, связанную с управлением персоналом. 81].

Зачастую студенты имеют неопределенное представление о специфике управленческой деятельности и, соответственно не могут оценить степень своей пригодности к этому типу деятельности [65]. Необходимо создание условий для определения профессиональной пригодности студентов к деятельности связанной с управлением персоналом. Одним из показателей готовности студента к управленческой деятельности является профессиональная самостоятельность, формированию которой должно быть посвящено значительное время в процессе их образования в вузе.

Важным моментом подготовки студентов туристского вуза является организация практической деятельности, как один из элементов учебного процесса. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих менеджеров сферы туризма представляет собой решение ряда взаимосвязанных проблем: анализ сложившейся ситуации с подготовкой студентов туристского вуза к управлению персоналом, включая выявленные условия и факторымоделирование самих программ и форм обученияопределение ближайшей и стратегической цели, а также выбор оперативных, строго продуманных способов, форм и средств обучения. Основными этапами работы являются: исследование самооценки студентовразработка и апробация практико-ориентированной модели обучения, с применением активных методов подготовкиразработка методического обеспечения подготовкиформирование профессиональных знаний и умений в области управления персоналом и мотивационной сферы будущих менеджеров.

На основе анализа исследований посвященных проблемам подготовки профессиональных туристских кадров было выявлено, что нынешняя подготовка студентов туристского вуза не соответствует количественным и качественным потребностям индустрии туризма. Также не в полной мере разработано методическое обеспечение такого направления как управление персоналом. На наш взгляд область управления персоналом является неотъемлемой частью подготовки управленческих кадров. Туристский бизнес требует от специализирующихся в этой области высокой коммуникабельности, гибкости, творчества, новаторства и, самое важное, практического знания своей специальности и умения безошибочно ориентироваться в динамичной деловой среде.

В процессе исследования было выявлено следующие противоречие: с одной стороны, в туристском бизнесе существует потребность в квалифицированных специалистах, разбирающихся в специфике туристского бизнеса и сфере человеческих отношений, а с другой стороны, подготовка будущих управленцев для сферы туризма затруднено по причине недостаточной разработки в теории и методике профессионального туристского образования вопросов подготовки специалистов в области управления персоналом. Это происходит по причине несовершенства нормативной базы, которая бы обеспечила основу для разработки требований к квалификации специалистовнесовершенства методического обеспечения существующей системы профессиональной подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом. Содержание подготовки студентов ориентированны на общие знания, что не позволяет учитывать специфический контекст деятельности туристской компании: несмотря на то, что туристская деятельность напрямую связана со сферой человеческих отношений, в подготовке студентов туристского вуза недостаточное внимание уделяется обучению в области управления персоналом.

Преодоление этого противоречия возможно при разработке новой модели профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере туризма к управлению персоналом в высшей школе, основанной на практико-ориентированном подходе.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения индустрии туризма профессионально подготовленными управленческими кадрами, обладающими необходимым объемом как теоретических знаний, так и практических умений в области управления персоналом.

Проблема исследования: какими должны быть содержание, структура, методы и формы профессиональной подготовки студентов туристских вузов к управлению персоналом?

Цель исследования — разработать модель подготовки студентов в области управления персоналом на примере специальности «Менеджмент организации».

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов туристского вуза.

Предмет исследования — профессиональная подготовка студентов туристского вуза к управлению персоналом.

Гипотеза исследования: подготовка студентов туристского вуза в области управления персоналом будет более эффективной, если:

V она будет ориентирована на реализацию таких актуальных направлений, как: повышение профессиональной самооценкиуглубленное обучение в области управления персоналомусиление практической направленности обученияпрофессиональная мотивация;

V на основе анализа основных обязанностей менеджеров сферы туризма будут определены необходимые профессиональные знания и умения в области управления персоналом направленные на: осуществление вспомогательных функцийанализ отдельных аспектов работы с персоналом и подготовка предложений по изменению имеющихся управленческих технологийосуществление реального управления коллективом в целомпередача своего опыта менее опытным коллегам;

V будут применяться наиболее эффективные активные методы (семинары-конференции, лекции прикладного характера, мини-исследования, практические кейсы, экспериментальные задания и имитационные деловые игры, изучение производственных ситуаций, тестирование) подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом на основе практико-ориентированного подходаV модель подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации» к управлению персоналом будет основываться на практико-ориентированном подходе к обучению и включать в себя изучение предметов курса управления персоналом, использование активных методов обучения и специально организованную практику.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исследования, посвященные проблеме подготовки профессиональных туристских кадров, с целью выявления содержания и направлений подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом.

2. На основе анализа основных обязанностей менеджеров сферы туризма определить необходимые профессиональные знания и умения менеджеров в области управления персоналом.

3. Произвести отбор наиболее эффективных активных методов подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом.

4. Разработать и экспериментально проверить модель подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации» к управлению персоналом на основе практико-ориентированного подхода.

Методологической основой исследования являются научные труды: В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, А. И. Сеселкина, JI.A. Семеновой, А. Ю. Лапина, И. П. Подласого, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой, P. Ferdinand Drucker D. Airey, R. Baker, G. Benko, G. Busby, E. Fayos-Sola, I. Fleming, C. Holloway и др.- педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального туристского образования (В.И. Жолдак, И. В. Зорин, В. А. Кальней, В. А. Квартальное, A.M. Новиков, А. И. Сеселкин, С. Е. Шишов и др.) — инновационные модели и технологии обучения (В.В. Гузеев, М. В. Кларин, В. Ю. Питюков, В. А. Сластенин и др.) — по общетеоретическим вопросам психологии — JI.C.

Выготского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, В. В. Давыдова, JI.B. Занкова, В. В. Краевского, Д. И. Фельдштейна и др. в вопросах, посвященных профессиональным аспектам педагогической деятельности в сфере туризма, за основу взяты труды В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, А. И Зорина, П. Ф. Кубрушко, A.M. Новикова, E.H. Ильиной, Е. В. Мошняги, Е. А. Алилуйко, JI.A. Семеновой.

Этапы исследования.

1 этап (2005;2006 гг.): включал в себя формулирование проблемы и научного аппарата исследования. Использовались такие методы педагогического исследования, как выявление исходных условий, изучение теоретических источников и практического опыта, анализ и оценка работы отечественных вузов, готовящих специалистов в области управления персоналомпроведение констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлялось направления подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом, проводился устный и письменный опрос.

2 этап (2006;2007 гг.): проводился формирующий эксперимент, в ходе которого в педагогический процесс вводились изменения в соответствии с задачами исследованиябыла разработана методика формирующего эксперимента. Была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было внедрение в процесс обучения модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза к управлению персоналом на основе практико-ориентированного подхода, создающего благоприятные условия для формирования профессиональных умений и навыков студентовбудущих управленцев.

3 этап (2007;2008 гг.): происходило обобщение итогов экспериментальной работы: проводился сравнительный анализ эффективности подготовки студентов по разработанной экспериментальной методике формирования профессиональных умений, и студентов, работающих в рамках традиционной вузовской системыопределение окончательных результатов, формирование выводов, внедрение результатов исследования в педагогический процесс, оформление диссертации.

Экспериментальная база исследований — Российская международная академия туризма, Российская академия предпринимательства, Российский новый университет.

Методы исследования: в работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ и синтез эмпирических данныхтеоретико-методологический анализ управленческой, психологической, педагогической литературымоделированиеэмпирические частные методы (анкетирование, изучение документов и результатов практической деятельности, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок) — констатирующий и формирующий экспериментыопытная работаизучение и обобщение педагогического опытакачественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования:

1. По результатам анализа исследований, посвященных проблемам подготовки профессиональных туристских кадров, выявлены содержание и направления подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом: повышение профессиональной самооценки, предполагающий осознанный выбор студентом будущей профессииуглубленное обучение в области управления персоналом, предполагающее формирование у будущих специалистов определенной суммы знанийусиление практической направленности обучения, предполагающее формирование умений профессиональной деятельности менеджеров, необходимых в управлении организацией и персоналомпрофессиональная мотивация, предполагающая формирование профессиональных потребностей.

2. На основе анализа основных обязанностей менеджеров сферы туризма отобраны необходимые профессиональные знания и умения в области управления персоналом, направленные на: осуществление вспомогательных функций, направленные на решение отдельных управленческих задач на основе имеющихся методик и технологийанализ отдельных аспектов работы с персоналом и подготовка предложений по изменению имеющихся управленческих технологийосуществление реального управления коллективом в целом, способность планировать, организовывать, контролировать деятельность коллективапередача своего опыта менее опытным коллегам.

3. Произведен отбор эффективных активных методов подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом, основанные на практико-ориентированном подходе к обучению, к которым относятся такие методы, как личностно-ориентированная практическая деятельность, предполагающая формирование профессиональных умений менеджерасеминары-конференции предполагающие установление контактов, распространение опыталекции прикладного характера, снимающие противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельностимини-исследования, предполагающие отработку простейших навыков анализа, а также навыков эффективной презентации полученных результатовпрактические кейсы, предполагающие описание и рассмотрение реальных производственных ситуацийэкспериментальные задания и имитационные деловые игры, предполагающие моделирование разнообразных условий профессиональной деятельности, изучение производственных ситуацийтестирование.

4. На основе практико-ориентированного подхода разработана модель подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации» к управлению персоналом. Модель является структурированным представлением подготовки студентов туристского вуза к профессиональной деятельности в сфере управления персоналом. Целью создания модели, является формирование необходимых профессиональных знаний и умений в области управления персоналом. Основными принципами создания модели, являются: исследование самооценки студентовприменения практико-ориентированного подхода, с использованием активных методов обученияразработка методического обеспечения подготовкиопределение профессиональной мотивации будущих менеджеров. Основные формы модели: индивидуальнаягрупповаялекционно-семинарская системаработа в малой группе. Включает в себя основной базовый курс подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации», основные дисциплины курса управления персоналом («Риторика», «Организационное поведение», «Кадровый консалтинг», «Этика деловых отношений» («Этика и культура управления»), «Конфликтология», «Мотивация трудовой деятельности», «Искусство ведения переговоров», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Управление социальным развитием организации», «Мировой опыт в управлении персоналом») — использование активных методов обучения (личностно-ориентированная практическая деятельность, семинары-конференции, лекции прикладного характера, мини-исследования, практические кейсы, экспериментальные задания и имитационные деловые игры, изучение ^ производственных ситуаций, тестирование) и специально организованную практику, ориентированную на формирование представления о содержании и направлениях профессиональной деятельности управленца в туристской организации на наиболее типичных примерахформирование профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этикиовладение умениями с развитие элементов профессиональной квалификации самостоятельного решения рабочих задачприобретение практических навыков по разработке и использованию технологий управления персоналом.

Теоретическая значимость исследования: теория и методика профессионального образования дополнена структурной моделью, подготовки студентов туристского вуза к управлению персоналом на основе практико-ориентированного подхода.

Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов по специальности.

Менеджмент организации" к управлению персоналомразработаны дидактические материалы: тесты, упражнения, творческие задания («Являетесь ли вы управленцем», «Оцените свой интеллектуальный потенциал как менеджера», «Подходите ли вы для работы в сфере туризма»), разработаны учебные программы элективных курсов (личностно-ориентированная практическая деятельность, семинары-конференции и лекции прикладного характера, мини-исследования, практические кейсы, тренинги («Работа в напряженной обстановке" — «Стратегия управления персоналом»), экспериментальные задания и имитационные деловые игры, изучение производственных ситуаций).

На защиту выносится:

1. Содержание и направления подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом: повышение профессиональной самооценки, предполагающий осознанный выбор студентом будущей профессииуглубленное обучение в области управления персоналом, предполагающее формирование у будущих специалистов определенной суммы знанийусиление практической направленности обучения, предполагающее формирование умений профессиональной деятельности менеджеров, необходимых в управлении организацией и персоналомпрофессиональная мотивация, предполагающая формирование профессиональных потребностей.

2. Профессиональные умения менеджеров сферы туризма с учетом знаний в области управления персоналом (умение осуществлять вспомогательные функцииумение анализировать отдельные аспекты работы с персоналом и готовить предложения по изменению имеющихся управленческих технологийумение осуществлять реальное управление коллективом в целом, способность планировать, организовывать, контролировать деятельность коллективаумение передавать свой опыт менее опытным коллегам).

3. Наиболее эффективными активными методами подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом, основанными на практико-ориентированном подходе к обучению являются: личностно-ориентированная практическая деятельность, семинары-конференции, лекции прикладного характера, мини-исследования, практические кейсы, экспериментальные задания и имитационные деловые игры, изучение производственных ситуаций, тестирование.

4. Модель подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации» к управлению персоналом. Модель является структурированным представлением подготовки студентов туристского вуза к профессиональной деятельности в сфере управления персоналом. Основными принципами создания модели, являются: исследование самооценки студентовприменения практико-ориентированного подхода, с использованием активных методов обученияразработка методического обеспечения подготовкиформирование необходимых профессиональных знаний, умений в области управления персоналомопределение профессиональной мотивации будущих менеджеров. Включает в себя основной базовый курс подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации», дополнительно использование активных методов подготовки и основные дисциплины курса управления персоналом и специально организованную практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе обсуждений основных положений, хода и предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры менеджмента Российской Международной Академии Туризма, кафедры Российской Академии ПредпринимательстваАвтор участвовал в ряде научно-практических конференций и выставок: Intourmarket — Москва, 2007/2008, MITT — Москва, 2007/2008, Международный Форум «Туризм: Наука и образование» 2007 г., Москва. Тезисы были опубликованы в сборнике материалов Международный Форум «Туризм: Наука и образование».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе.

Наиболее полный анализ современных систем обучения управлению персоналом содержится в работах Клайда Митчелла, Кемини, Томпсона, Снелла. Эти авторы отмечают, в частности, что в настоящее время появилась необходимость в разработке новых моделей развития рынка, которые учитывали бы глобальные изменения, происходящие в экономике.

Принципы построения программы, заложенные ее авторами, вкратце сводятся к следующему:

— предельная интенсивность;

— гармоничное сочетание лекционных, групповых, индивидуальных форм учебной работы;

— соревновательность при выполнении заданий;

— разнообразие видов и содержания деятельности: обсуждение и анализ проблем бизнеса, политики, культуры и социальных аспектов;

— постоянный самоанализ рабочих групп (GR.PI).

В рамках практико-ориентированного подхода обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.

Можно отметить мнение многих работодателей, считающих, что между бакалавриатом и получением магистерской степени специалист обязательно должен поработать в службе по управлению персоналом организации. Реальная корпорация является идеальной площадкой для изучения на практике деятельности управления персоналом, специфика понимания профессии, освоение ее прикладного аспекта и применение его на практике придет к специалисту только с опытом работы. В случае если из бакалавриата студент сразу идет в магистратуру, работодателю выгодно предоставлять ему такую возможность без отрыва от профессиональной деятельности.

Обучение студентов туристского вуза к управлению персоналом с точки зрения практико-ориентированного подхода это подготовка обучаемых к включению и участию в практической деятельности туристской организации. Так сформулированная цель обучения предполагает определенные требования, предъявляемые к результату обучения.

На основе практико-ориентированного подхода разработана модель подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации» к управлению персоналом. Модель является структурированным представлением подготовки студентов туристского вуза к профессиональной деятельности в сфере управления персоналом. Целью создания модели, является формирование необходимых профессиональных знаний и умений в области управления персоналом. Основными принципами создания модели, являются: исследование самооценки студентовприменения практико-ориентированного подхода, с использованием активных методов обученияразработка методического обеспечения подготовкиопределение профессиональной мотивации будущих менеджеров. Основные модели: индивидуальнаягрупповаялекционно-семинарская системаработа в малой группе. Включает в себя основной базовый курс подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации», основные дисциплины курса управления персоналом («Риторика», «Организационное поведение», «Кадровый консалтинг», «Этика деловых отношений» («Этика и культура управления»), «Конфликтология», «Мотивация трудовой деятельности», «Искусство ведения переговоров», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Управление социальным развитием организации», «Мировой опыт в управлении персоналом») — использование активных методов обучения (личностно-ориентированная практическая деятельность, семинары-конференции, лекции прикладного характера, мини-исследования, практические кейсы, экспериментальные задания и имитационные деловые игры, изучение производственных ситуаций, тестирование) и специально организованную практику, ориентированную на формирование представления о содержании и направлениях профессиональной деятельности управленца в туристской организации на наиболее типичных примерахформирование профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этикиовладение умениями с развитие элементов профессиональной квалификации самостоятельного решения рабочих задачприобретение практических навыков по разработке и использованию технологий управления персоналом.

Отличительная особенность подготовки управленцев со знаниями области управления персоналом в сфере туризма является, элективная, практическая направленность к цели подготовки студентов туристского вуза эффективному управлению сотрудниками. Это предполагает не только сообщение студентам соответствующих знаний, но и формирование у них навыков практического руководства людьми, умения определять профессиональные и личностные качества сотрудников. Модель направлена на: исследование самооценки студентовапробацию практико-ориентированного подхода, с применением активных методов подготовкиразработку методического обеспечения подготовкиформирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков в области управления персоналомформирование профессиональной мотивации будущих менеджеров. Важным является выработка желания и умения самосовершенствоваться, в качестве руководителей и личностей, а так же формирование мотивационной сферы, куда входят профессиональное и индивидуальное развитие, повышение квалификации, карьерный рост и т. д.

Динамика формирования профессиональных умений студента в области управлению персоналом означает наращивание уровня и номенклатурного состава знаний, а также генерализацию практических умений. Иными словами, происходит развитие структуры, необходимых для работы в условиях туристского рынка, практических умений. Предлагаемая нами модель подготовки специалистов по управлению персоналом ориентирована на требования современного международного рынка.

Специфика управленческой деятельности состоит в том, что субъект этой деятельности должен обладать отчетливо выраженным профессиональным самосознанием, без которого невозможна реализация таких качеств как ответственность, самостоятельность и т. д.

Рост российской экономики способствует повышению спроса на квалифицированные кадры со стороны отечественного бизнеса.' Сегодня для крупных компаний весьма актуальны проблемы мотивации персонала и внутрикорпоративных коммуникаций. В связи с этим, область ответственности менеджера по управлению персоналом существенно расширилась, и обычный уровень подготовки представителей кадровой службы для решения этих масштабных задач является недостаточным. Требуется системная подготовка специалистов по управлению персоналом, особенно со стороны российских вузов.

На основе предложенной модели нами была проведена экспериментальная оценка эффективности методики подготовки менеджеров сферы туризма с точки зрения практико-ориентированного подхода.

Опытно-экспериментальное исследованное, проведенное автором, в своей основе имело комплексный педагогический эксперимент, состоящий из формирующего и констатирующего экспериментов.

На базе московского филиала Российской международной академии туризма проводилась подготовка студентов из состава экспериментальной группы, проведении с ними занятий (по предложенной модели подготовки организованной практической деятельности, тренинга коммуникативных и управленческих умений.

Эффективность подготовкой студентов туристского вуза к управлению персоналом определяется не тем, что теоретические занятия должны заменяться на активные формы обучения, а прежде всего тем, что теоретические занятия должны быть тесно связаны с содержанием практической деятельности студентов.

Таким образом, подводя итоги опытно-экспериментальной работы в рамках данного исследования, можно сделать следующие заключения:

V В процессе подготовки студентов туристского вуза практико-ориентированный подход явился, по мнению опрошенных студентов, более актуальным и интересным;

V Подготовка студентов туристского вуза на основе практико-ориентированного подхода с целью приобретения навыков управления персоналом близка к требованиям современного туристского бизнеса;

V Модель, основанная на практико-ориентированном подходе, помогает интеграции студентов в современную профессиональную деятельность;

V Эксперимент по реализации данной модели проходит успешно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя общие итоги проведенного в диссертации теоретического и практического исследования, необходимо еще раз вернуться к полученным выводам и результатам.

Целью профессионального образования в туризме выступает необходимость расширения набора специальностей и специализаций образовательной системы, что связано с проблемами туристской занятости, созданием условий социальной поддержки туристского образования населения.

Современная система туристского образования отмечена большим количеством исследований посвященных вопросам профессиональной подготовки специалистов сферы туризма. Анализ диссертационных исследований показывает, что исследования проводились по разным направлениям.

В результате проведенного эксперимента подтверждена эффективность подготовки студентов туристского вуза на основе практико-ориентированного подхода с целью приобретения навыков управления персоналом, результативность данного подхода обусловлена организацией личностно-ориентированной практической деятельности. Одним из наиболее интересных моментов изучения в дисциплине «Менеджмент организации» является направление «Управление персоналом». Его отличительная особенность — практическая направленность к цели подготовки обучающихся эффективному управлению сотрудниками, персоналом. Это предполагает не только сообщение студентам соответствующих знаний, но и формирование у них, хотя бы в минимальной степени (поскольку возможности учебного процесса ограничены), навыков практического руководства людьми, умения определять профессиональные и личностные качества сотрудников, а также выработку желания и умения самосовершенствоваться в качестве руководителей и личностей.

Таким образом, исходя из результатов теоретического анализа профессиональной подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом, выявлены следующие факторы, влияющие на качество профессионального образования в туризме: одной из серьезнейших проблем в сфере туризма на наш взгляд является проблема неосознанности управленческого сектора в профессиональной деятельности будущих менеджеров сферы туризмапрофессиональная подготовка студентов, будущих менеджеров туризма, не может быть осуществлено только теоретически, а должно осуществляться в контексте специально организованной практической деятельностидефицит в теоретической базе подготовки студентов, будущих менеджеров туризма, примеров из реальной практики работы предприятий туризма.

Проведенный анализ исследований проблемы подготовки профессиональных туристских кадров и положения дел в области существующей методологии подготовки студентов туристского вуза в нашей стране и за рубежом с учетом тенденций его дальнейшего развития, позволил к в рамках нашего исследования сделать вывод, что подготовка профессиональных управленческих кадров в существующей системе образования существенно отстает от потребностей современного рынка. Речь идет о качественно новых подходах к методике обучения, о приближении учебного процесса к условиям реально существующего рынка.

Анализ современного международного рынка позволил сформулировать требования к управленцам, работающим в туристских компаниях. На наш взгляд, высшая школа должна быть ориентирована на формирование у будущих управленцев как соответствующих базовых управленческих знаний, так и практических умений и навыков, а без этого подлинное формирование личности управленца будет чрезвычайно затруднено.

По мнению опрошенных работодателей между бакалавриатом и получением магистерской степени специалист обязательно должен поработать в службе по управлению персоналом организации. Реальная корпорация является идеальной площадкой для изучения на практике деятельности управления персоналом, специфика понимания профессии, освоение ее прикладного аспекта и применение его на практике придет к специалисту только с опытом работы. Специально организованная практика является неотъемлемым и одним из самых эффективных способов приобретения и закрепления, как теоретических знаний, так и профессиональных умений, необходимых для специалиста по управлению персоналом. Подготовка студентов туристского вуза к управлению персоналом в данном исследование основана на практико-ориентированном подходе.

Практико-ориентированный подход обучения это — вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

На основе практико-ориентированного подхода разработана модель подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации» к управлению персоналом. Модель является структурированным представлением подготовки студентов туристского вуза к профессиональной деятельности в сфере управления персоналом.

Отличительная особенность подготовки управленцев со знаниями области управления персоналом в сфере туризма является, элективная, практическая направленность к цели подготовки студентов туристского вуза эффективному управлению сотрудниками.

На основе предложенной модели нами была проведена экспериментальная оценка эффективности методики подготовки менеджеров сферы туризма с точки зрения практико-ориентированного подхода.

Опытно-экспериментальное исследованное, проведенное автором, в своей основе имело комплексный педагогический эксперимент, состоящий из формирующего и констатирующего экспериментов.

В целом результаты эксперимента свидетельствуют о повышении необходимости углубленного изучения области управления персоналом в подготовке управленческих кадров для сферы туризма, продемонстрированном участниками экспериментальной группы, что подтверждает целесообразность реализации практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов туристского вуза.

V Необходимость внедрения практико-ориентированного подхода в подготовку студентов туристского вуза подтверждает актуальность организации личностно-ориентированной практической деятельности. В данном исследовании научно обоснована система управления персоналом в структуре подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации».

V В основу профессиональной подготовки студентов туристского вуза положен принцип взаимосвязи высшего образования и предпринимательской деятельности, определяющий структуру и содержание обучения.

V По результатам анализа исследований, посвященных проблемам подготовки профессиональных туристских кадров, выявлены направления подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом: направление профессиональной самооценкипредметно-дисциплинарное направлениепрактическое направлениемотивационное направление.

V На основе анализа основных обязанностей определены необходимые профессиональные умения и навыки менеджеров сферы туризма с учетом знаний в области управления персоналом (умение осуществлять вспомогательные функции, направленные на решение отдельных управленческих задач на основе имеющихся методик и технологийумение анализировать отдельные аспекты работы с персоналом и готовить предложения по изменению имеющихся управленческих технологийумение осуществлять реальное управление коллективом в целом, способность планировать, организовывать, контролировать деятельность коллективаумение передавать свой опыт менее опытным коллегам).

V Определены наиболее эффективные активные методы подготовки студентов туристского вуза в области управления персоналом, основанные на практико-ориентированном подходе к обучению, к которым относятся такие методы, как личностно-ориентированная практическая деятельность, семинары, лекции прикладного характера, исследования, практические кейсы, экспериментальные задания и имитационные деловые игры, изучение производственных ситуаций, тестирование.

V На основе практико-ориентированного подхода разработана модель подготовки студентов туристского вуза по специальности «Менеджмент организации» к управлению персоналом. Модель является структурированным представлением подготовки студентов туристского вуза к профессиональной деятельности в сфере управления персоналом. Основными принципами модели, являются: исследование самооценки студентовапробация практико-ориентированного подхода, с применением активных методов подготовкиразработка методического обеспечения подготовкиформирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков в области управления персоналомформирование профессиональной мотивации будущих менеджеров.

V Структура подготовки студентов туристского вуза к управлению персоналом в сфере туризма подкрепляется учебно-методическими разработками в виде учебно-тематических планов и программ обучения, методическими рекомендациями, подготовленных в ходе данного исследования.

Итоги опытно-экспериментальной работы в рамках данного исследования подтверждают успешность внедрения данной системы обучения при подготовке бакалавров по специализации 80 507 «Менеджмент организации».

В работе определены перспективы дальнейших исследований: анализ опыта зарубежных стран в сфере управления организациейанализ особенностей профессионального образования в сфере гостеприимства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. С. Основы методологического мышления. — М., 1989.
  2. , Ю.Н., Щербакова, В.А. Проблемы подготовки менеджера туризма в едином образовательном пространстве. // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. — С. 142−148.
  3. С. Цит.: Модели и методы управления персоналом / Е. Б. Моргунов -М., 2005 С. 80.
  4. В. П. Педагогика и прогрессивные технологи обучения. — М.: ИРПОМо РФ, 1995. 208 с
  5. И. В. Проблемы целостности и системный подход. М., 1997. — 448 с.
  6. И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М., 1973.
  7. В. В. Менеджмент туризма. М.: РМАТ, 1996. — 80 с.
  8. А. А. Активное обучение в высшей школе. М.: Прогресс, 1991. С. 45−48.
  9. А.И., Полянская Г. И. Система зарубежной высшей школы : обзорная информация НИИВО. М., 1998. Вып.4.
  10. Т. А. Влияние государства на рекреационную сферу развитых капиталистических стран // Региональные проблемы управления хозяйством (зарубежный опыт). М., 1990. — С. 186 — 208
  11. П. Я. Введение в психологию. М: Изд-во МГУ, 1976. — 289
  12. П. Я. Лекции по психологии. М.: Высш. шк., 2002. — 400 с.
  13. Гейз А., де. Живая компания: рост, научение и долгожительство в деловой среде / А. Де Гейз. СПб., 2004 — С. 39.
  14. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: Юнити — Дана, 2003.-415 с.
  15. В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / В. И. Жолдак. М.: Сов. спорт, 1994. — 237 с.
  16. В.И. Методология и методика педагогических исследований: Учеб. пособие / В. И. Загвязинский. Тюмень: Изд-во. Тюмен. ун-та, 1976. — 182 с.
  17. Г. Г. Управление персоналом. СПб.: Изд-во «Северо-Запад», 1998. С. 72.
  18. И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме: Учебник. -М.: РМАТ, 1997. С. 22−25.
  19. И. В. Энциклопедия туризма /И.В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.
  20. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме / И. В. Зорин. -М.: РМАТ, 1997. 240 с.
  21. И.В. Научные основы профессионального туристского образования / И. В. Зорин. // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. -С. 94−111. ' ' 1
  22. И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие /И.В.Зорин. М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
  23. И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме /И.В.Зорин, А. И. Зорин. М.: Советский спорт, 2005. — 528 с.
  24. И.В. Развитие профессионального туристского образования в условиях Болонского процесса: Материалы Международного форума «Туризм: наука и образование», Москва, 2007. — 201 с.
  25. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография /И.В.Зорин. М.: Советский спорт, 2001. — 264 с.
  26. И.В. Толковый словарь туристских терминов / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: АО ЦСТЭ-Интур. — 1994. — 407 с.
  27. E.H. Туроперейтинг: организация деятельности / Е. Н. Ильина. -М.: Финансы и статистика, 2000. 180 с.
  28. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения /Т.А.Ильина. М.: Знание, 1972. — 152 с.
  29. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся / В. А. Кальней. //Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М., 1986. — С. 24 — 32.
  30. В.А. Корпоративная культура как компонент профессионального воспитания студентов туристского вуза / В. А. Кальней, Г. Б. Литовченко. // Туризм: наука и образование.-2006.-№ 1.-С.68−70.
  31. В.А. Мониторинг качества образования / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. Вологда: Изд-во Вологод. ин-та повышения квалификации и перепод. пед. кадров, 1998. — 203 с.
  32. В.А. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования / В. А. Кальней, В. М. Кузнецов, Ю. М. Роговский. М.: Педагогика, 1994. — 187 с.
  33. В. А. Педагогика и туризм. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 59−62. -
  34. В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 59−62.
  35. В.А. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма 1987−1997 гг. /В.А.Квартальнов, И. Д. Солодухин. М.: РМАТ, 1997. — 212 с.
  36. В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России / В. А. Квартальнов. // Туризм: теория и практика: Избр. тр.: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 5. -248с.
  37. В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 96 с.
  38. В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук / В. А. Квартальнов.-М., 2000.-35 с.
  39. В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт /В. А. Квартальнов, И. В. Зорин.-М., 1990.-137 с.
  40. В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды / В. А. Козырев. // Педагог № 7, 1999. 130 с.
  41. В.А. Образование как способ становления современного человека: Автореф. дисс.. канд. философ. Наук / В. А. Колесников. -Иркутск, 2000. 19 с.
  42. В.В. Концепция культуры: образ понятие — символ / В. В. Колесов. // Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 3 (№ 16). — 1992. — С. 30−40.
  43. Э.М. Менеджмент в России и за рубежом / Э. М. Коротков, А. Г. Поршнев, B.C. Румянцев, Ю. Л. Старостин, В. С. Ефремов.-М.: Наука, 1997. -190 с.
  44. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко, Под. общ. ред.
  45. A.B. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1985. — 431 ci. «||
  46. Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.:Наука, 1996. 150 с.
  47. H.H. Психология менеджмента: Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики» / H.H.Лагусева. М.: РМАТ, 1998. — 235 с.
  48. М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 68−71.
  49. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание /
  50. B.С.Леднев. М.: Педагогика, 1988. — 320 с.
  51. И.Я. О методах обучения / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. // Сов. педагогика. 1965. — № 3. — С. 14−17.
  52. А. Теория человеческой мотивации. СПб., 1999 — С.77−105.
  53. Д. Корпоративная культура и управление изменениями /Д.Метерсон // Harvard Business Review, March, 2007 P.65−90.
  54. .З. Теории организационных изменений, М., 199 С. 261.
  55. В.А. Туристское образование в России: современные проблемы развития / В. А. Минаев. //Туризм: наука и образование.-2006.-№ 1.-С.12−32
  56. A.B. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие /A.B. Морозов, Д. В. Чернилевский. М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
  57. H.H. Основы профессионально-педагогических деятельности /H.H. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. -288 с.
  58. Никифоров Г. С, Дмитриева М. А., Снетков В М Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2001-
  59. Д.В. Гуманистическая география Запада. Критический анализ. Дис.канд. геогр. наук / Д. В. Николаенко. JI.: Ленинградский гос. ун-т, 1983.- 162 с.
  60. Д.В. Пространственно-временная динамика процессов социо-культурного освоения территорий. Автореф. дис. докт. геогр. наук /
  61. Д.В.Николаенко. СПб.: СПб гос. ун-т, 1999. — 42 с. !
  62. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений М: Высшая школа, 1986-
  63. A.M. Интеграция базового профессионального образования /А.М.Новиков. // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 54−59.
  64. A.M. Методология. Учебно-методическое пособие / А. М. Новиков., Д. А. Новиков М.: СИНТЕГ, 2007. — 660 с.
  65. A.M. О взаимоотношениях науки и практики в туристской отрасли * А.М.Новиков. // Туризм: наука и образование.-2006.-№ 1.-С.20−26.
  66. A.M. Профессиональное образование в России / А. М. Новиков. -М.: Педагогика, 1997. -178 с.
  67. Дж., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. С. 258−267.
  68. О.Н. Обучение в течение всей жизни / О. Н. Олейникова. -М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2002. 83 с.
  69. Основы менеджмента туризма / Науч. ред. В. А. Квартальнов. М.: РМАТ, 1996.
  70. Основы предпринимательства. Словарь-справочник. М: Луч-2,1993 — 384
  71. А. Ю. Управленческое общение: практические советы. М: Экономика, 1990, -112 с.
  72. Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
  73. Т. Функциональная теория изменения / Т. Парсонс // О структуре социального действия. Изд.2-е.-М., 2002 — С. 700.
  74. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб. -практ. Пособие / В. Ю. Питюков. М.: Тандем, Роспедагенство, 1997. — 174 с.
  75. Ю.П. Психология коллективной деятельности /Ю.П.Платонов. -Л., 1990.- 181с.
  76. И.П. Педагогика: Учебник. М.: Просвещение, Владос, 1966. — 432 с.
  77. Постановление Правительства Российской Федерации «Положение о лицензировании международной туристической деятельности» от 12.12.95 № 1222 // 1996. 22 февраля. — С. 1.
  78. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2000-
  79. Психологические механизмы мотивации человека. М: МГУ, 1990 — 283 с.
  80. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Спб: СпбГУ, 1991.- 152 с.
  81. Психология и педагогика: Учеб. пособие /Под редакцией К. А. Альбухановой. М.:Высш.шк., 1998. — 320 с.
  82. Психолого-педагогические основы активизации самостоятельной работы студентов по овладению будущей специальностью. Днепропетровск: ДГУ, 1990. -143 с.
  83. Российская Академия Естествознания Научный журнал «Успехи современного естествознания» № 11, 2007 год
  84. Т.В. Мониторинг качества образования в учреждениях общего и начального профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1999.-244 с.
  85. Т. и др. Управление по результатам. Пер сфин. М: Прогресс, 1993.-318 с.
  86. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика, 1995. N 4, с. 63−66.
  87. В.Д. Социальная педагогика: история и современность / В. Д. Семенов. Екатеринбург: УрГУ, 1993. — С. 437.
  88. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. М.: НИИВО, 1993, вып. I — С. 111.
  89. П. Танец перемен / П. Сенге М., 2004 — С. 56−170, 248−276.
  90. А.И. Диверсификация профессионального туристского образования / А. И. Сеселкин. М.: Советский спорт, 2004. — 233с.
  91. А.И. Основные направления диверсификации профессионального туристского образования / А. И. Сеселкин. // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. — С. 112−118.
  92. И.А., Ефремов О. Ю. Организационное поведение. СПб., 2001-
  93. И.А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. СПб., 2000-
  94. А. М. Методы активного обучения — М: Высшая школа, 1991. 176 с.
  95. И.Г. Формирование профессиональной готовности менеджеров туризма средствами дополнительного образования : Дис.. канд. пед. наук / И. Г. Соколова.-Сходня, 2002.-146 с.
  96. В. К. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. С. 48−54.
  97. Т. Самообучающаяся организация. Видение и перспективы развития человеческих ресурсов. М., 2004 — С. 172
  98. Р. Введение в менеджмент. Все о качестве. Зарубежный опыт., Вып.№ 33 — М&bdquo- 2003 — С. 37−64
  99. С. С. Способности и карьера. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 7082
  100. В. А. Методика воспитания коллектива / В. Н. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  101. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие /Н.Ф.Талызина. М: Педагогика, 1998. -288 с.
  102. А.И. Введение в экономику рекреационного ! природопользования / А. И. Тарасов. // Теорет. проблемы рекреационной географии. М.: ИГАН, 1989. — С. 35−47.
  103. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес /Авт. сост., авт. предисл. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. -М.: Афины: 1№ОСКОиР, 1994.
  104. И.С. Педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1998.
  105. А. Футурошок. СПб., 1997 — С. 17.
  106. В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. М.: Дашков и К, 2002. -86 с.
  107. Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том I. / Под ред. И. В. Зорина. — М.: РАЕН, 2006. — 335 с.
  108. Е.И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебнометодическое пособие / Е. Н. Фадеева, М. В. Ясюкевич. М.: ЦГЛ, 2004. 96 с.
  109. Управление это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. — М.: Республика, 1992. С. 12.
  110. Управление это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. — М.: Республика, 1992. С. 12.
  111. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. М., 1998. С.128-
  112. Э. А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг»: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 28−29.
  113. P.A. Производственный менеджмент. М, 2000-
  114. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в России». Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 177. М., 1996. — С. 15.
  115. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» от 2 февраля 1996 г., постановление Правительства РФ № 10. М., 1996.-С. 31.
  116. Федеральный закон «О природно-лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.96. № 26-ФЗ. //Черноморская здравница, 1996. 7 марта. — С. 2−4.
  117. Федеральный Закон о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» от 5 января 1996 г. // Образование в документах (информационный бюллетень). М.: Частная школа, 1996.-С.7−81.
  118. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» (с практическим комментарием). М.: Право и закон, 1996. — С. 122.
  119. Федеральный Закон «О туризме», проект от 29.04.96
  120. П. Развитие и обучение персонала. СПб., 2007
  121. У. Цит.: Модели и методы управления персоналом / Е. Б. Моргунов М., 2005 — С. 79.
  122. И.П. Основные концепции и модели рекреационной географии / И. П. Чалая. // Теорет. проблемы рекреационной географии. М.: ИГ АН, 1989.- С. 47−68.
  123. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2002. — 432 с.
  124. В.Д. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма /В.Д.
  125. А.Д. Менеджмент туризма /А.Д. Чудновский, М. А. Жукова.- М.: Финансы и статистика, 2002. 288 с.
  126. С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования: Автореф. дис.докт. пед. наук /С.Е.Шишов. М., 1997. — С. 48.
  127. С.Е. Мониторинг качества образования в школе /С.Е.Шишов, В. А. Кальней. -М.: Роспедобщество, 1999. 215 с.
  128. С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений / С. Е. Шишов. I // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Изменения в педагогике». -СПб., 1994.-С. 18−22.
  129. С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М. Роспедобщество, 2000. — 320с.
  130. В.В. Социальные теории организации, М., 2002 С. 165
  131. Г. П. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий, Н. И. Непомнящая. М., 1993. — С. 98.
  132. Т.К. О некоторых вопросах психологии усвоения знаний и совершенствования навыков / Т. К. Яковлева. // Сред. спец. образование. -1997. -№ 1.- С. 22−25.
  133. Е. Единое образовательное пространство / Е.Ямбург. // Народное образование, 1994. № 1. — С. 24.
  134. Bowen, D. Tourism education, issues and perspectives: a UK case study / D. Bowen // Richards, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for quality.- N1: Tilburg University Press, The Netherlands, 1996.- P. 113—122.
  135. Calhoun Cn. What is an Emotion / Cn. Calhoun, R. C.Solomon. -N Y. Oxford, 198
  136. Clark, L. A strategic perspective on employment, education and training issues in the 1990es. / L. Clark // World Travel Tourism Review.- 1992- Vol. 2- P. 219 224.
  137. Cooper, C. Educating the Educators in Tourism: a Manual of Tourism and Hospitality Education / C Cooper, R. Shepherd, J. Westlake.- Madrid: WTO, 1996.-P. 222.
  138. European Foundation for Quality Management Self-assessment. Guidelines for Public SectonEducation.-Belgium, Brussels, 1995-P.
  139. Fayos-Sola, E. Tourism Education / E. Fayos-Sola//Perspectives and Challenges of Employment in the Tourism Industry.- Vienna: OECD, 1996.— P.15−53.
  140. Fayos-Sola, E. Education and training in the new age of tourism: the vision of the WTO / E. Fayos-Sola // Richards, G. (ed.) European Tourism and leisure Education: trends and prospects.-NkTilburg University, 1995.-P. 15−19.
  141. Fays-Sola, E. (ed). An Introduction to TEDQUAL A Methodology for Quality in Tourism Education and training / Fayos-Sola E. (ed).— Madrid: WTO, 1997.-P. 137.
  142. Kleiner A. The Age of Heretics, L., 1996 P.58.
  143. Koh, K. Tourism Education for the 1990s. / K. Koh // Annals of Tourism Research.- 1994.- Vol. 21.- № 3. P. 53−54
  144. Lifelong Learning and Lifewide Learning. National Agency for Education Text. Stockholm, January 2000.
  145. Lifelong Learning and Lifewide Learning. National Agency for Education Text. Stockholm, January 2000.
  146. Mestenhauser, Josef A. «Adding the disciplines: From theory to relevant practice», Washington, DC: NAFSA, 1988.
  147. NHTV International Services. Train the Trainer in Tourism. Summarized Report of the job analysis in the Hungarian tourism industry.- N1: Breda, 1992-P. 60.
  148. Porter M. E. Concurrence / M.E.Porter. N.Y.: The free press, 1988, 476 c. 147. Schildberg-Schroth G. Eigenname und Literarizitat / G. Schildberg-Schroth. -Neumiinster, 1995.
  149. Schmidt C. The relevance to semantic theory of a study of vagueness / C. Schmidt // Papers from the Regional Meeting of the Chicago Linguistic Society, 1974.
  150. Smith, S. I. Tourism Analysis. Longman Group Ltd / S. Smith.- 1989- P. 34. 91. Sorge, A. University Education and training in Europe / A. Sorge //Vocational Training. CEDEFOP European Journal- 1997-№ 10, April. 259
  151. Stear, L. Design of A Curriculum for Destination Studies / L. Stear// Annals of Tourism Research.- 1998 Vol. VIII.-№ l.-P. 85−95.
  152. Stephen H. Rhinesmith, «A Manager’s Guide to Globalization», AlexandriaVirginia: ASTD, 1993, pp. 30−33.
  153. Travel Industry Monitor. 1997-№ 86, may- P. 6−7.
  154. Tribe, J. The indiscipline of Tourism / J. Tribe // Annals of Tourism esearch.-1997.-Vol. 24.-№ 3.-P. 638−657.
  155. Walle, A. Hospitality / Tourism education: Generic vs. Specialized Perspectives / A. Walle // Journal of Hospitality & Tourism Education. Councilon Hospitality, Restaurant and Institutional education.— 1997.—Vol. 9.-№ i.-p. 73−77.
  156. Walters, S. R. Travel Industry World Yearbook. The Big Picture /S. R. Walters.- 1985.-P. 26.
  157. Weirzbicka A. Lexicography and conceptual analysis / A.Weirzbicka. Ann Arbor, 1985.
  158. World Tourism Organization. Tourism Highlights 1996. Madrid: WTO, 1997 82.
  159. WTO News. World Tourism Organisation, Madrid: WTO, 1997. May. — #2. -pp. 1−16. 83.
  160. WTO News. World Tourism Organization.- Madrid: WTO, 1997.- March-Mi.-P. 1−16.
Заполнить форму текущей работой