Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие инспектирования в системе образования советской России: 1917-1991 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, нельзя не отметить и серьезные недостатки, впервые за многие годы, проявившиеся в образовании. Одним из главных недостатков является рассогласование управленческой деятельности. В настоящее время не ясны место и роль инспектирования образовательных учреждений в системе управления. Роль инспекции либо полностью отрицается в условиях демократизации образования, либо возводится… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ (1917−1930-е гг.)
    • 1. Первые шаги Советской власти в организации системы инспектирования народного просвещения
    • 2. Организация и деятельность инструкторского аппарата народного образования (1917−1923 гг.)
    • 3. Роль первой Всероссийской конференции инспекторов в анализе и регламентации деятельности инспекции народного просвещения (декабрь 1923 года)
    • 4. Реорганизация инспекции в систему функциональной инспектуры народного просвещения в 1927—1929 гг.
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ИНСПЕКТИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ (1930−1954 гг.)
    • 1. Советская школьная инспекция в период осуществления культурной революции (1930−1940-е гг.)
    • 2. Деятельность школьной инспекции в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941 — 1954 гг.)
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ИНСПЕКЦИИ КАК КОНТРОЛИРУЮЩЕГО И ИНСТРУКТИРУЮЩЕГО ЗВЕНА ОРГАНОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1954−1991 гг.)
    • 1. Всероссийское совещание инспекторов как этап совершенствования работы инспекции на пути повышения качества образования
    • 2. Организация работы школьного инспектора на пути повышения его авторитета
    • 3. Созидательные тенденции в практике инспектирования общеобразовательной школы (1954−1960 гг.)
    • 4. Инспектирование системы образования СССР в 1960 годы
  • Выводы по главе 3

Становление и развитие инспектирования в системе образования советской России: 1917-1991 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последние десятилетия российская система образования коренным образом реформировалась. Этот процесс привел как к положительным результатам: гуманизация, демократизация образовательной системы, внедрение многообразных форм обучения, придание значительных свобод образовательному учреждению и их педагогическим коллективам.

Вместе с тем, нельзя не отметить и серьезные недостатки, впервые за многие годы, проявившиеся в образовании. Одним из главных недостатков является рассогласование управленческой деятельности. В настоящее время не ясны место и роль инспектирования образовательных учреждений в системе управления. Роль инспекции либо полностью отрицается в условиях демократизации образования, либо возводится в абсолют. Последнее утверждение базируется на тезисе о том, что советская система образования была лучшей в мире и надо вернуться к принципам ее функционирования. При этом необходимо осуществлять жесткий контроль над всеми образовательными учреждениями. Следует отметить, что до настоящего времени нет четкого теоретического осмысления роли и места инспекции в развитии системы образования. Между тем, такой анализ поможет определить новые подходы к управлению образованием в условиях его модернизации, результативно использовать положительные моменты теории управления и инспектирования в частности, разработанные советскими учеными.

Инспекторский контроль — это проверка исполнения задач, поставленных перед школой. Одной из причин, недостатком и пробелов в учебно-воспитательной работе является не всегда удовлетворительное состояние действенного и постоянного контроля за работой школ, отсутствие своевременной педагогической помощи учителям со стороны органов образования. Это ведет к тому, что руководители школ и учителя зачастую не видят недостатков в работе, мирятся с ними.

В поисках путей удержания единого образовательного пространства России, достаточно остро ставится вопрос о создании государственного централизованного инспектирующего органа, способного принимать и контролировать выполнение нормативных актов по деятельности того или иного учреждения образования.

Вопрос о содержании, формах, методах, об организации, о полномочиях инспекционных органов образования сегодня вызывает противоречивые суждения, активно обсуждается и дискутируется. Это создает сложную атмосферу споров и отстаивания различных точек зрения в органах управления образованием, а также ведет к разночтениям в нормативных документах, касающихся деятельности инспекции.

Сегодня становятся все более очевидными противоречия: между необходимостью определения социально-педагогических условий развития системы государственного инспектирования и отсутствием единых подходов к их разработкемежду необходимостью создания единой нормативно-правовой базы новой системы инспектирования и различием ряда подходов к формированию систем инспектирования регионовмежду необходимостью создания единых требований к полномочиям государственных инспекционных органов образования и частой сменой этих полномочий, как на федеральном, так и на региональном уровнемежду многообразием подходов к решению вопросов организации, форм и методов школьного инспектирования и необходимостью их согласования в единую систему и др.

Именно поэтому сегодня актуальным является правильная грамотная постановка и решение вопроса о реформировании системы инспектирования образования в условиях его модернизации. И чтобы ответить на вопрос — как должна дальше развиваться система инспектирования, необходимо, в первую очередь, обратиться к отечественному историко-педагогическому опыту ее становления в стране.

Становление любого явления, процесса связано с проблемой периодизации, с вопросами определения этапов его развития, особенностей и тенденций развития на каждом из них, с определением прогнозов на основе полученного анализа историко-педагогической реальности.

Названные противоречия и методологические посылы историко-педагогического исследования позволяют нам сформулировать важную педагогическую проблему — на основе анализа становления и развития отечественной системы инспектирования образовательных учреждений, выделить совокупность сущностных характеристик конструктивно или деструктивно влияющих на развитие образовательной сферы.

В нашем исследовании мы выбрали период деятельности инспекции с момента создания новой системы контроля народного просвещения (с периода октябрьской революции 1917 года) до времени реформирования образования (90-е годы XX века).

Именно этот исторический период деятельности инспекции был поводом для споров и критики со стороны буржуазных идеологов развития образования, а также современных идеологов школы (работы по школоведению конца XX столетия).

Эта проблема, применительно к заданному временному отрезку, в значительной степени сдерживает разработку и развитие новых подходов к управлению системой образования в условиях ее модернизации. Необходимо четко понять и оценить достижения и промахи, допущенные при создании и развитии новой системы инспектирования образовательных учреждений в советскую эпоху, чтобы, на этой основе, принимать объективные управленческие решения на новом этапе модернизации российского образования.

Решение этой проблемы и определило цель данного исследования.

Цель исследования — на основе выявления основных проблем и отличительных особенностей развития системы инспектирования в советский период (1917;1991 гг.) оценить роль инспекции в развитии народного образования в России.

Объект исследования — теория и практика инспектирования образовательных учреждений в советской России — 1917;1991 годы.

Предмет исследования — развитие инспекции образовательных учреждений в условиях создания новой системы народного просвещения России (1917;1991 гг.).

Гипотеза исследования. Мы исходим из того, что дать оценку и создать целостное научное представление о развитии советской системы инспектирования возможно при условии, если:

• рассмотреть историко-педагогический процесс развития системы образования во всем многообразии фактов и на этой основе выделить этапы становления и развития инспекции на пути реформирования образования в советский период;

• определить ход эволюционного развития модели инспекционной системы в образовании, изменения принципов ее функционирования;

• выявить сущностные характеристики работы инспекторского аппарата на разных этапах развития системы образования;

• выделить направления развития системы инспектирования и оценить успешность их реализации на каждом этапе ее развития.

Методологическую ценность для нашего исследования представляют работы Ю. К. Бабанского [24- 25], М. В. Богуславского [43], В. И. Бочкарева [48], И. И. Зарецкой [84], А. И. Иванова [86], Г. Б. Кор-нетова [99], В. Ф. Кривошеева [105], А. М. Новикова [128], М. М. Поташника [126], З. И. Равкина [141], В. П. Симонова [162], В.А. Сласте-нина [165- 166], Ю. П. Сокольникова [168] и др.- работы по истории развития образования и школьной политики в России и за рубежом Ю. С. Алферова [9], В. В. Анисимова [14], Н. И. Барбашова [26], А. Н. Веселова [53], О. Г. Грохольской [17], А. Н. Джуринского [72], Э. Д. Днепрова [73], Н. К. Крупской [106], И. М. Курдюмовой [9], A.B. Луначарского [121], Е. Б. Лысовой [9], А. И. Пискунова [131], Д. А. Торопова [9] и др.

К сожалению, в исследованиях приведенных ученых проблемы инспектирования образовательных учреждений в советское время специально не рассматриваются, а лишь затрагиваются в связи с обоснованием определенных идей по управлению системой образования. Причем ряд работ освещает процесс развития народного просвещения в послереволюционной России, в том числе и инспектирование, как процессе повышения эффективности и качества образования на каждом этапе, с однозначно жестких идеологических позиций.

Для выполнения этой работы принципиальное значение имели труды известных отечественных педагогов П. П. Блонского, Ю. К. Васильева, Р. Б. Вендровской, А. Н. Джуринского, В. М. Кларина, А. И. Пискунова, М. Н. Скаткина, С. Т. Шацкого и др.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

• выделить этапы становления и развития инспекции на пути реформирования образования в советский период;

• проследить процесс изменения принципов функционирования инспекционной системы в образовании и их влияния на ход развития образования в целом;

• выделить сущностные характеристики работы инспекторского аппарата и рассмотреть их эволюцию;

• рассмотреть эволюцию модели советской инспекции;

• определить направления развития системы инспектирования и оценить успешность их реализации на каждом этапе ее развития.

Методологической основой являются принципы объективности, социально-исторической обусловленности развития науки и практики, единства исторического и логического в процессе познания, положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образованиянашедшие свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области истории педагогики, психологии, социологии и экономики.

Методы, источники и база исследования.

Источниками исследования послужили законодательные акты, постановления советских и партийных органов, материалы Министерства просвещения РСФСР и СССР, сборники приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР и СССР, учебные программы, материалы съездов работников народного образования, а также работы историков в области образования.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, характерных для историко-педагогического исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документовизучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатииспользовались при этом методы системно-структурного подхода, контент-анализа, синтеза, моделирования, прогностики.

Организация и этапы исследования.

Диссертация выполнена в реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других федеральных и региональных нормативно-правовых документов, определяющих основные требования к системе управления образованием.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап (1998 -1999 гг.).

Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Формирование библиографической базы.

2 этап (1999 — 2000 гг.).

Уточнение основных направлений исследования на основе систематизации полученных материалов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Подготовка публикаций к печати.

3 этап (2000 — 2002 гг.).

Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

• показано, что инспектирование обеспечивало государственный контроль в области образования в соответствии с целевыми установками правящей партии;

• выделены этапы развития инспекции сферы образования в советский период: 1917;1930 гг.- этап становления новой инспекции;

1930; 1946 гг — этап реформирования инспекции- 1946;1991 гг. — этап стабилизации и развития инспекции;

• определены критерии выделения этапов развития инспекции в системе образования советской России;

• показана эволюция принципов инспектирования в советский период;

• выделены сущностные характеристики работы инспекторского аппарата;

• показана эволюция модели советской инспекции в области образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выделение этапов развития инспекции, а также обоснование эволюционного характера этого развития, основанное на анализе трансформации модели инспектирования, позволяет по новому взглянуть на особенности управления системой образования в советский период и отдельные положения теории и истории образования. Результаты работы, связанные с определением сущностных характеристик инспектирования, эволюции принципов и модели инспектирования являются основанием для новых исследований как в области управления, так и в области истории образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы истории философии и педагогикиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов — цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, широкой апробацией в публикациях автора, выступлениях перед научно-педагогической общественностью.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации используются при разработке региональных и федеральных программ управления системой образования, а также могут быть использованы при определении основных принципов построения государственной аттестационной службы, необходимость создания которой заложена в документах по модернизации образования на перспективу.

Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

• критерии выделения этапов развития инспекции в советский период (изменение принциповсовокупность факторов, определяющих эффективность деятельности инспекцииизменение содержания и форм инспекционной работы) и этапы развития инспекции сферы образования (1917;1930 гг.- этап становления новой инспекции- 19 301 946 гг — этап реформирования инспекции- 1946;1991 гг. — этап стабилизации и развития);

• сущностные характеристики работы инспекторского аппарата (задачипричины недостатков в деятельности инспекциифакторы, определяющие эти причиныособенности содержания и используемых формосновные методы и приемы инспектирования).

• эволюция модели советской инспекции: от контрольно-директивной, ставящей на первое место контрольную функцию инспектированиядо контрольно-консультационной, выдвигающей на первый план совместное решение вместе в педагогическим коллективом проблем образовательного учреждения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли свое отражение в выступлениях автора Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы непрерывного педагогического образования и аттестации кадров» в апреле 2001 г. в г. Вологдена заседаниях лабораторий ИОО МО РФв докладах материалов диссертационного исследования на Ученых советах ИОО МО РФ, Гуманитарного университета РАН, научно-практических конференциях, проводившихся МПУ.

Общие выводы по работе:

1. Показано, что Государственный контроль в области образования стал действенным аппаратом в руках правящей Коммунистической партии в деле охраны и укрепления, установленных в результате ее победы идей, ряд из которых, как показало время, носило догматический характер.

2. Выделено три этапа развития инспекции сферы образования в советский период: 1917;1930 гг.- этап становления новой инспекции- 1930; 1946 гг — этап реформирования инспекции- 1946;1991 гг. — этап стабилизации и развития.

3. Выделены критерии выделения этапов: изменение принциповсовокупность факторов, определяющих эффективность деятельности инспекцииизменение содержания и форм инспекционной работы.

4. Показана эволюция принципов инспектирования в советский период от провозглашения в 1917 — 1930 годах принципов: демократизации, сближения с широкими массами рабочих и крестьян, районирования, дифференцированной инспектуры, принципа исправления ошибок и отклонений и доведения дела до концапровозглашения и реализации принципа совместного инспектирования органов управления и работников школ в середине 50-х годов, до формулирования совокупности принципов деятельности советской инспекции: партийности, научности, преемственности, связи с жизнью, систематичности.

5. Рассмотрена эволюция сущностных характеристик работы инспекторского аппарата: задачипричины недостатков в деятельности инспекциифакторы, определяющие эти причиныособенности содержания и используемых формосновные методы и приемы инспектирования.

6. Показана эволюция модели советской инспекции: от контрольно-директивной, ставящей на первое место контрольную функцию инспектированиядо контрольно-консультационной, выдвигающей на первый план совместное решение вместе в педагогическим коллективом проблем образовательного учреждения.

7. На основе анализа недостатков работы инспекционного аппарата в рассматриваемый исторический период представлены главные направления улучшения и укрепления советской инспекции, успешность их реализации на выделенных в работе этапах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало наше исследование, инспекция образовательных учреждений в советский период прошла сложный и противоречивый путь. От попыток внедрить принципиально новые подходы к инспектированию на первом этапе развития этой деятельности (1917;1930 гг.) до жесткой регламентации работы инспектора на втором этапе (1930;1954 гг.) и, наконец, к стабилизирующему развитию через последовательное устранение недостатков (1954;1991 гг.).

К положительным моментам организации работы инспекции следует отнести: адекватное выполнение задач высшей государственной власти, определяемых в рассматриваемый период решениями партийных органовпомощь преподавательскому корпусу в развитии профессионального мастерства через организацию методической работы.

Вместе с тем, загруженность формальной бюрократической работой отрицательно сказывалась на деятельности инспекции. На наш взгляд, нельзя абсолютизировать этот недостаток и делать вывод о порочности системы инспектирования в образовании. На перспективу инспекция должна сохраниться как канал помощи преподавательским кадрам и как орган контролирующий выполнение законодательства и нормативов в области образованияорган, отвечающий за соблюдение законных интересов всех участников образовательного процесса в рамках действующего законодательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
  2. А.Н. Система познания мира: методологические проблемы. М., 1985.-261 с.
  3. Р.В., Власенко А. Н., Колесников H.A. Педагогическое творчество преподавателей колледжа в условиях рынка. М.: Издательский центр АПО, 2001. — 50 с.
  4. Актуальные проблемы управления образованием в регионе./Под ред. В. В. Садырина: Сб. науч.-метод, материалов. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2002. — Вып. 1(21). — 248 с.
  5. И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. М., 1998. — 305 с.
  6. Актуальные задачи высшей школы. //Вестник высшей школы. -1983, № 12-С. 3−14.
  7. Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования.//Вопросы методологии, 1994, №№ 1, 2.
  8. Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти.//Вопросы философии. М. 1998, № 7. -С.58−65.
  9. Ю.С., Курдюмова И. М., Лысова Е. Б., Торопов Д. А. Школьное инспектирование за рубежом: традиции и новые тенденции. М., 2001. — 89 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психология человека. СПб., 1997. — 90 с.
  11. П.Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1- Кн. 2. / Пер. с англ. -М., 1982.
  12. В.И. Условия эвристического программирования учебно-исследовательской деятельности школьников. // Сов. педагогика. -1984.-№ 3.
  13. В.В. Теория и практика развития начального профессионального образования в России XX века. М., 2000. — 384 с.
  14. М.Анисимов В. В., Грохольская О. Г. Проблемы аттестации работников образования в России.//География в школе. № 2, 2000. С. 4450.
  15. В.В., Грохольская О. Г. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе.//География в школе. № 7, 1998. -С. 35−41.
  16. В.В., Грохольская О. Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России./Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М.: МПУ, 2000. — С. 6−14.
  17. В.В., Грохольская О. Г., Гальсков Е. С. Инспектирование образовательных учреждений в современных условиях. М., 1994. — 42 с.
  18. В.В., Грохольская О. Г., Коробецкий И. А. Управление процессом развития современной образовательной системы. М., 2000.- 105 с.
  19. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М.: Педагогика, 1990.
  20. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.: ГУ ВЩЭ, 2001.- 164 с.
  21. П.Р., Будаева М. Н. Методологические проблемы национально-регионального образования/На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. -М.: ИОСО РАО, 2000. С. 259−271.
  22. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат. 432 с.
  23. М.Н. Государев двор или гражданская служба? (Российское чиновничество на распутье).//Полис. 1995, № 6. — С. 67−80.
  24. Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации //Сов. педагогика. 1982. — № 11. -С. 30−37.
  25. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М., 1988.- 160 с.
  26. Н. И. Очерки по истории технического образования на водном и железнодорожном транспорте в России: Автореф. дис. док. ист. наук. М., 1946.
  27. Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города. А/р. диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1999. — 25 с.
  28. Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (нач. XX в. 90-е гг.): Автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.
  29. Е.Л. Основные вопросы управляемого обучения. М., 1969. — 83 с.
  30. Е.Л., Новикова Т. В., Ефимов В. Н. Методические указания по изучению основ организации процесса обучения. М., 1981. -32 с.
  31. Г. А. Эволюция нормативной политической системы современного российского общества./Юбщественные науки и современность. М.1996. 45 с.
  32. Бем A. J1. План новой реформы советской школы второй ступени. Докл. На Пленуме Пед. Бюро в Праге 16 июля 1924 г. Прага, 1924.
  33. Бем А. Л. Судьбы повышенного образования в СССР. Пед. Бюро поделам средней и низшей русской школы за границей. № 28, Прага, 1927.
  34. H.A. Смысл истории. М., 1990. — 173 с.
  35. H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  36. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 192 с.
  37. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.-304 с.
  38. В.П. Теория учебника. М., 1988.
  39. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышление социолога. -М., 1988.-252 с.
  40. А. Измерение умственных способностей. СПб, Союз, 1998. -218с.
  41. И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 272 с.
  42. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т./Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  43. М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. (Из истории отечественной педагогики). М., 1994.
  44. М.В., Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы: история и прогноз. // Магистр, 1992. № 9. — С. 37−43.
  45. Большой энциклопедический словарь. М. — СПб., 1997.
  46. В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен. А/р. диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. СПб., 2001,-43 с.
  47. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1986.- 120 с.
  48. В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. М., 2001. — 192 с.
  49. A.C. Восстановить полностью в права педагогику и педагогов. В сб. «Статьи и речи о народном образовании». Изд-во АПН, 1959 г.-401 с.
  50. A.C. Народное образование перед неотложными задачами. В сб. «Статьи и речи о народном образовании». Изд-во АПН, 1959 г.-316 с.
  51. Бюллетень МП РСФСР, 1969 г., № 3.
  52. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М., 1983.
  53. А.Н. Очерки по истории низшего профессионально-технического образования. Дис. док. ист. наук. М., 1952.
  54. А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. М., 1961.
  55. С.Ю. Воспоминания. В 3-х т., т. 2, (1894-октябрь 1905). М., 1960.
  56. Владимирский-Буданов. Государство и народное образование в России с XVII в. до учреждения Министерств.//Ж.М. Н. Пр. С.Петербург. 1873.
  57. В.И. Избранные педагогические сочинения./Сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1986.
  58. А.Н. Развитие начального народного образования в России. Середина 1890-х 1917 гг. (На материалах Саратовской губернии). Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Саратов, 1999.
  59. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России // Сб. науч. трудов. Под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1978.
  60. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школы. М., 1981.
  61. Всероссийская конференция инспекторов народного просвещения. 3−5 декабря 1923 г., «Народное просвещение», № 1, 1924 г.
  62. О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее. // Советская педагогика, 1990. № 4. — С. 38−44.
  63. Е.С. Инспектирование учебных заведений в дореволюционной России. М., 2001. — 87 с.
  64. Е.С. Становление инспекции образовательных учреждений в условиях создания государственной системы народного просвещения России (1802 1917 гг). Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.- М., 2001.- 18 с.
  65. Н.Г. Структура научного исследования: Философский анализ познавательной деятельности в науке. М., 1985. — 215 с.
  66. .С. Педагогическая прогностика. Методология, теория, практика. Киев, 1986. — 200 с.
  67. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). М., Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  68. Л.С. Управление содержанием гуманитарного образования в России (правовой, целевой и технологический аспекты). Научный доклад. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 22 с.
  69. Ю. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996. — 545 с.
  70. О.Г., Анисимов В. В., Ванько Ю. В. Критерии оценки эффективности взаимодействия образовательных систем России и Беларуси. М.: Издательство Института общего образования, 2002. — 108 с.
  71. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. — 544 с.
  72. А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998. -267 с.
  73. Э.Д., Аркадьев А. Г. Образовательный стандарт: российский и зарубежный опыт./Каким должен быть образовательный стандарт: (Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования). М.: Издательство МИОО, 2002. — С. 9−40.
  74. Н. Инспектор пришел в школу. «Учительская газета № 2, 1956 г.
  75. Д. Школа будущего. Берлин, 1922. — 179 с.
  76. JI. Повысить значение государственного инспектирования школ. „Учительская газета“ 3 марта 1954 г.
  77. Еженедельник народного комиссариата просвещения РСФСР, 1927 год, № 921.
  78. Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР, 1928 г.
  79. Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР, 1929 г.
  80. В.А. Образование в эпоху перемен: Статьи, доклады, письма, записки ректора Удмуртского Государственного университета (1995−1998 гг.). Ижевск, 1998. — 72 с. 81.3а живое, действенное инспектирование. „Учительская газета“. № 6, 1956 г.
  81. А.И. Негосударственное образование: проблемы, пути, решения, перспективы. Ставрополь: ИРО, 1999. — 218 с.
  82. С.А. Проблемы международного регулирования труда. -М.: Наука, 1964. С. 100−102.
  83. Из деятельности центральной инспекции народного просвещения. „Народное просвещение“, № 4−5, 1924 г.
  84. И. Об основных задачах инспекторов школ. „Учительская газета“ 2 марта 1954 г.
  85. А.Г. Образовательный стандарт и новое качество образования ./Каким должен быть образовательный стандарт: (Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования). М.: Издательство МИОО, 2002. — С. 128−146.
  86. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995.-328 с.
  87. Э.П. Концепция нравственного образования/Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. — С. 90 106.
  88. О.Н. Национальные модели воспитания и гуманизм. М.: МГОПИ, 1993. — 155 с.
  89. Комментарий к Федеральному закону „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“. М., 1998. — 368 с.
  90. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-Р.
  91. Конституция Российской Федерации. М., 2001.
  92. Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. М. — Владимир, 1998.-47 с.
  93. КПСС в резолюциях и решения съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд-е 7-е, ч. 2.
  94. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, М., 1970, т. 2, с. 48.
  95. В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. — 86 с.
  96. В.В. Содержание образования потребности, концепция, стандартизация./Каким должен быть образовательный стандарт: (Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования). — М.: Издательство МИОО, 2002. — С. 86−105.
  97. В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего образования. М.: Педагогика, 1983. — 325 с.
  98. В.Ф. Развитие высшей педагогической школы в условиях зрелого социализма. М., 1984. — 184 с.
  99. Н.К. Советская школа. Доклад на всесоюзном съезде учителей „Народное просвещение“, № 2, 1925 г.
  100. B.C. Психология стратегических решений. М., 1994 -82 с.
  101. O.E. Цели общего образования как основа формирования образовательных стандартов./Каким должен быть образовательный стандарт: (Теоретические подходы к разработке стандартаобщего образования). М.: Издательство МИОО, 2002. — С. 105 122.
  102. В.И. Директивы ЦК коммунистам, работникам наркомпроса. Соч., изд. 4-е, т. 32.
  103. В.И. Лучше меньше да лучше. Соч., изд. 4, т.ЗЗ.
  104. В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Соч., изд. 4, т. 33.
  105. В.И. О „левом“ ребячестве и мелкобуржуазности. Соч., изд. 4, т. 27.
  106. В.И. О работе наркомпроса. Соч., изд. 4-е, т. 32.
  107. Ленин, Полн. собр. соч., т. 16.
  108. В.И. Полн. собр. соч., т. 23.
  109. В.И. Полн. собр. соч., т. 37.
  110. В.И. Резолюция об экономических мерах борьбы с разрухой. Соч., изд. 4, т. 24.
  111. В.И. Седьмая (апрельская) Всероссийская конференция РСДРП. Соч., изд. 4, т. 24, с. 201.119. Ленинский сборник, XIII.
  112. A.B. Народное просвещение в РСФСР. Доклад НКП РСФСР в СНК. „Народное просвещение“, № 7−8, 1925 г.
  113. A.C. Избр. пед. соч. Т. 1,2.- М., 1978.
  114. В.Б. Народы и личности в истории. В 3-х т. М.: „Звонница-МГ“, 2000.
  115. В.Б. Русь и Россия./Третье тысячелетие (России верные сыны), Том 1, М., Издательский дом „Летопись-ХХ1“, 2002. -С.553−712.
  116. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999. — 252 с.
  117. A.M. Программирование саморазвития руководителя.//У правление развитием школы/Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995 — С. 302−312.
  118. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. — 303 с.
  119. A.M. Российское образование в новой эпохе/Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  120. О смотре инспектуры. Постановление НКП. „Еженедельник НКП“, № 14, 1925 г.
  121. Основные направления дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной работы школ. Письмо Министерства просвещения СССР от 27 июля 1976 г. № 327 — М.
  122. А.И. История педагогики. Часть 1,2.- М., 1998.132. „Первая Советская Конституция“, сборник документов под ред. А. Вышинского, 1938. 458 е.
  123. Письмо МП РСФСР от 9.02.67 г.
  124. Положение об общественном инспекторе районного, городского, окружного, областного, краевого отделов народного образования, министерства просвещения АССР и Министерства просвещения РСФСР», 23 марта 1963 г., № 233, п. 1.
  125. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987.- 144 с.
  126. Постановление ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной средней школе». В сборнике «Директивы ВКП96) и постановлениясоветского правительства о народном образовании за 1917 1947 гг.». Изд. АПН РСФСР.
  127. Программа ВКП (б). ВКП в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК- Часть 1, изд. 5, с. 297. Партиздат, 1936 г.
  128. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1974.- 187 с.
  129. Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы. Т. 1/Сост. А.Е. Пядочкин- Науч. ред. И. П. Смирнов. — ИРПО, 1999. -424 с.
  130. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры Аксиологический аспект.//Педагогика, 1995. № 5. -С. 87−90.
  131. Резолюция VI съезда заведующих отделами народного образования. «Еженедельник Народного Комиссариата Просвещения», № 21−22, 1928 г.
  132. Резолюция XVI ВКП (б) по отчету Центрального комитета ВКП (б). «ВКП (б) в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК». Часть II. изд. 5-е, Партиздат, 1936 г., с. 404.
  133. Руссо Ж-Ж. Собр. соч. Т. 1. Теория воспитания. — СПб., 1866. -637 с.
  134. . Общество и образование: Пер. с англ./Общ. Ред. И предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
  135. Сборник декретов и постановлений по народному образованию. Изд. НКП, 1919, выпуск 2.
  136. Сборник «Народное образование» (основные постановления, приказы и инструкции). Сост. A.M. Данаев Н., 1943 г.
  137. Сборник приказов инструкций МП РСФСР 1963 г. № 9.
  138. Сборник приказов и инструкций, 1966 г., № 16.
  139. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1973 г., № 7.
  140. Сборник приказов инструкций МП РСФСР, 1974 г., № 22.
  141. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1976 г., № 29.
  142. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1977 г., № 11.
  143. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1978 г., № 10.
  144. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1983 г., № 28.
  145. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1984 г., № 5.
  146. Сборник приказов и инструкций МП СССР, 1975 г., № 10.
  147. Сборник узаконений 1928 г., № 91.
  148. Сборник указов РСФСР. 1917 г. № 12.
  149. Сосредоточиться на живом, конкретном деле. «Учительская газета» 20 февраля 1956 г.
  150. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.-256 с.
  151. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд- испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  152. Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука. — 366 с.
  153. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. -96с.
  154. В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование, 1994, № 9−10.
  155. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика.-М., 1997.-512 с.
  156. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. М.: Издательский центр АПО, 2002. — 45 с.
  157. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. М. — Белгород, 2000.
  158. Э.И. Самостоятельная работа студентов. М., 2000.
  159. Справка о качестве знаний, умений и навыков учащихся школ РСФСР по йогам 1975/76 учебный год. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1976 г., № 28.
  160. М., Начальная школа в Симбирской губернии. Симбирск, 1906 г.- 480 с.
  161. М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М.: Издательство ИКАР, 1998. -312 с.
  162. Э.Л. Процесс учения у человека. М., 1935. — 160 с.
  163. Учительская газета, 13 октября, 1927 г.
  164. Учительская газета, 20 февраля 1956 г.
  165. Федеральная программа развития образования. М.: МГУП, 2000. — 88 с.
  166. Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии. Госполитиздат, 1956 г.
  167. A.B. Методологические подходы к проектированию 12-летней школы/На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — С. 22−37.
  168. A.B. Методологические основы конструирования учебных программ для 12-летней школы/Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. — С. 63−69.
  169. A.B. Понятия и принципы дистанционной педагогики/Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999.-С. 227−239.
  170. Г. Познавательная активность студента. // Высшее образование в России. 1995. — № 1.
  171. С.Н. Может ли 12-летняя школа помочь ее выпускникам не стать безработными? /На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов/Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — С. 222−228.
  172. В.Д. Модернизация содержания образования./Каким должен быть образовательный стандарт: (Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования). М.: Издательство МИОО, 2002. — С. 78−86.
  173. Г. И. Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами. IREX, Belarus. — 36 с.
  174. С.Т. Пед. соч. Т. 1 -4. M., 1962−1965.
  175. А. Организационные вопросы инспекции народного просвещения. «Народное просвещение», № 7, 1927 г., с. 83−86.
  176. Т. Стратегия конфликтов.//Социально-политический журнал, 1998, № 6. С.189−206.
  177. В.А. Образование социальная опора жизнедеятельности человека.//Современное образование. Вып. № 5 (37), май-июнь 2000. — С. 2−4.
  178. E.H. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1991. -206 с.
  179. .С. Конституция. М.: ЮНИТИ. 1997. — 225 с.
  180. Combs A. W., Blume R.A., Heiman A. J., Wass H. L. The professional education of teachers: A humanistic approach to teacher preparation. Boston, 1978.
  181. Coombs Ph. H. The World crisis in education. The view from theeighties. New York, 1985.
  182. Lawton D. Education, Culture and the National Curriculum. -London, 1989.
  183. Littlejohn A. Company to Company. Cambridge University press, RELOD, Russia, 1998. — 120 s.
  184. Mahaim, Ernest. International Labour Law // International Labour Review. 1996. — n. 3−4. — P. 287−290.
  185. Malmberg B. Structural Linguistics and Human Communication. -Beriin Gottingen — Heidelberg, 1963.
  186. Maslow A.H. The farther reaches of human nature. New-York: Viking. 1971.-P. 45- 106.
  187. Norman S. Financial English. London, 1998. -102 s.
  188. Peter M. Blau, Bureaucracy in Modern Society. N.Y.: Random House, 1956.-P. 34.
  189. Shapiro H. Applied Economics. Junior Achievement Inc. The USA, 1990.-214 s.
  190. Shears P. Law for GCSE. Pitman Publishing, Great Britain, 1994. -317s.
  191. Valticos N. Droit international du travail. Paris: Dalioz, 1983. — P. 115.
  192. Williams S. Small Business Gnide. Great Britain, 1991.-425 s.
Заполнить форму текущей работой