Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурно-образовательная среда как основа обучения межкультурному иноязычному профессионально ориентированному общению в неязыковом вузе: на материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительные изменения, произошедшие в российском обществе за последние 20 лет, обусловили необходимость глубинной перестройки всей системы российского образования в целом. Общая неудовлетворенность существующими целями, задачами, содержанием, методами и формами образования привела к появлению целого ряда документов, дающих представление о последующем развитии российской системы образования… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
    • 1. 1. Специфика подготовки студентов неязыковых вузов как субъектов культурно-образовательной среды
    • 1. 2. Межкуль турные аспекты иноязычного образования
      • 1. 2. 1. Представление культуры в языке и речи
      • 1. 2. 2. Культура и иноязычное образование
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. Межкультурная коммуникативная компетентность специалиста как цель обучения межкуль турному иноязьтчнош профессионально ориентированному общению в неязыковом вузе
      • 2. 1. 1. Сущность меэюкультурной коммуникативной компетентности специалиста
      • 2. 1. 2. Структура и содержание межкультурной коммуникативной компетентности специалиста
      • 2. 1. 3. Уровни и показатели сформированности межкультурной коммуникативной компетентности специалиста
    • 2. 2. Подходы к формированию межкультурной коммуникативной компетентности специалиста
    • 2. 3. Принципы формирования межкультурной коммуникативной компетентности специалиста
    • 2. 4. Содержание обучения иностранному языку при формировании межкультурной комму ника тивной компетентности специалиста
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ' МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    • 3. 1. Комплекс упражнений, направленный на формирование межкультурной коммуникативной компетентности специалиста
    • 3. 2. Контроль сформированности межкультурной коммуникативной компетентности специалиста
    • 3. 3. эксперишшальное исследование, направленное на формирование межкультурной коммуникативной компетентности специалиста с использованием потенциала культурно-образовательной среды
  • Выводы по главе 3

Культурно-образовательная среда как основа обучения межкультурному иноязычному профессионально ориентированному общению в неязыковом вузе: на материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительные изменения, произошедшие в российском обществе за последние 20 лет, обусловили необходимость глубинной перестройки всей системы российского образования в целом. Общая неудовлетворенность существующими целями, задачами, содержанием, методами и формами образования привела к появлению целого ряда документов, дающих представление о последующем развитии российской системы образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая в 2000 году, и нашедшая дальнейшее отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВО) третьего поколения, подтвердила приоритетный статус образования в государственной политике и признала появление новых целей и задач образования, призванных обеспечить не просто подготовку высокообразованных и высококвалифицированных людей, но также воспитание граждан, бережно относящихся к историческому и культурному наследию нашей страны, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов и владеющих культурой мира, межличностных и межэтнических отношений [115].

Высшее профессиональное образование в современных условиях ориентировано на подготовку конкурентоспособного профессионала, который в со-тоянии быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. Так, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, подготовленная Министерством образования России и одобренная правительством Российской Федерации, предполагает оптимизацию методов обучения, актуализацию содержания и повышение качества профессиональной подготовки. Таюке, согласно Концепции, основным фактором обновления профессионального образования должен стать учет запросов общества в сфере экономики и в социальной сфере, в области науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда как на современном этапе, так и в перспективе их развития [119]. Учитывая общую ориентацию российской их развития [119]. Учитывая общую ориентацию российской экономики на международное сотрудничество, особую важность приобретают вопросы подготовки специалистов, способных к успешному профессиональному иноязычному общению в контексте как родной, так и иноязычной культуры.

Процесс модернизации системы российского образования в условиях социально-экономических изменений в обществе делает проблему повышения качества высшего образования как никогда актуальной. В то же время наблюдается недостаток исследований, посвященных выявлению научных основ повышения качества профессиональной подготовки с целью формирования у будущих специалистов межкультурной коммуникативной компетентности. Не разработана структурно-содержательная модель межкультурной коммуникативной компетентности специалистане в полной мере выявлены и рассмотрены средства и условия интенсификации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентовнедостаточно разработана типология профессионально ориентированных упражнений, направленных на формирование межкультурной коммуникативной компетентностине представлены критерии и параметры оценки ее сформированности.

Поскольку современный этап научно-педагогических исследований характеризуется ориентацией на целостность и системность в оценке факторов личностного и профессионального роста специалиста, мы считаем перспективным обращение к культурно-образовательной среде как совокупности культурно-связанных условий, определяющих личностное и профессиональное становление специалиста.

Таким образом, при решении проблемы повышения эффективности иноязычной профессиональной подготовки специалиста сложился ряд противоречий:

• в социальном плане: между потребностью в специалистах, способных осуществлять иноязычную профессионально ориентированную деятельность на международном уровне, и фактическим отсутствием целостной системы культуросообразной профессиональной языковой подготовки студентов в неязыковых вузах;

• в социально-педагогическом плане: между социальным заказом на формирование межкультурной коммуникативной компетентности будущих специалистов и недостаточной ориентированностью неязыковых вузов на международные стандарты качества в данной области;

• в организационно-педагогическом плане: между необходимостью интегрированной профессиональной, языковой и культурологической подготовки студентов неязыкового вуза и отсутствием комплекса условий для ее реализациивысоким педагогическим потенциалом культурно-образовательной среды неязыкового вуза и неразработанностью теоретических основ и прикладных аспектов ее внедрения в современный учебно-воспитательный процесс.

Поиск разрешения данных противоречий, как в теоретическом, так и в практическом планах, обусловил выбор темы диссертационного исследования: «Культурно-образовательная среда как основа обучения межкультурному иноязычному профессионально ориентированному общению в неязыковом вузе (на материале английского языка)».

Актуальность настоящего исследования определяется следующими факторами:

• требованиями, предъявляемыми современным обществом к содержанию и качеству подготовки специалиста со знанием иностранного языка, готового работать на межкультурном уровне, и осознанием возможностей и значительного педагогического потенциала культурно-образовательной среды;

• недостаточной разработанностью теоретических вопросов, связанных с проблемой включения культурного компонента в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе при использовании культурно-образовательной среды;

• необходимостью поиска путей повышения эффективности современного процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и научно-методической разработке эффективной методики обучения студентов неязыковых вузов межкультурному иноязычному профессионально ориентированному общению в условиях заданной культурно-образовательной среды.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• уточнить структуру и содержание понятий «культурно-образовательная среда», «межкультурная коммуникативная компетентность специалиста" — «иноязычная культурная грамотность»;

• проанализировать перспективы использования потенциала культурно-образовательной среды в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе;

• обосновать роль и место культурно-образовательной среды в формировании межкультурной коммуникативной компетентности будущего специалиста;

• теоретически обосновать и применить комплекс педагогических условий, организующих культурно-образовательную среду, с целью развития межкультурной коммуникативной компетентности специалиста;

• осуществить анализ и отбор существующих общедидактических, част-нометодических и специальных принципов обучения языку и культуре и на их основе разработать методику формирования межкультурной коммуникативной компетентности специалиста в условиях заданной культурно-образовательной среды;

• разработать диагностический инструментарий сформированности межкультурной коммуникативной компетентности на основе предлагаемой методики, определить критериальные и уровневые характеристики развития межкультурной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза в контексте культурно-образовательной среды и внедрить их в учебный процесс;

• разработать типологию упражнений, направленных на формирование межкультурной коммуникативной компетентности специалиста при обучении иностранному языку на основе культурно-образовательной среды (неязыковой вуз);

• разработать и включить в образовательный процесс учебное пособие дополнительного характера, учитывающее базовую программу дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе и нацеленное на развитие межкультурной коммуникативной компетентности специалиста в условиях заданной культурно-образовательной среды.

В качестве объекта данного диссертационного исследования выступает процесс обучения иностранному языку (и культуре) в системе высшего профессионального образования.

Предметом исследования является влияние культурно-образовательной среды на процесс обучения межкультурному профессионально ориентированному общению на иностранном языке в системе высшего профессионального образования.

Гипотеза исследования заключается в следующем: обучение межкультурному профессионально-ориентированному общению на иностранном языке будет эффективным, если:

• обучение межкультурному профессионально ориентированному общению будет рассмотрено как личностный и профессионально значимый процесс, направленный на становление субъектности и формирование межкультурной коммуникативной компетентности будущего специалиста;

• педагогический потенциал культурно-образовательной среды будет максимально раскрыт как в содержательном, так и в организационном плане, что предполагает использование комплекса педагогических средств, методов и форм развития межкультурной коммуникативной компетентности студентов (предпочтение будет отдаваться активным формам и методам обучения, доминирующую роль среди которых играют проблемные, поисковые, исследовательские задания творческого характера);

• содержание и организация процесса обучения межкультурному профессионально ориентированному общению в неязыковом вузе будут направлены на учет ведущей роли культурно-ориентированных принципов обучения иностранному языку и культуре и реализованы на базе основных положений общепринятых в методике подходов (межкультурного, коммуникативного, компетентностного, личностно-деятельностного, профессионально ориентированного и средового).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные достижения в следующих областях:

• теория и методика обучения иностранным языкам, в том числе концепция языковой личности и вторичной языковой личности: В. В. Виноградов, Н. В. Баграмова, И. Л. Бим, В. А. Бухбиндер, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Ю. Н. Караулов, М. К. Колкова, A.A. Леонтьев, М. В. Ляховицкий, Р. П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, A.A. Миролюбов, Е. И. Пассов, И. И. Халеева, Л. В. Щерба;

• соизучение языка и культуры: Е. М. Верещагин, Г. В. Елизарова, В. Г. Костомаров, O.A. Леонтович, A.B. Маслова, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова, W.H. Goodenough, W. Gudykunst, С. Kluckhohn, Н. Spencer-Oatey;

• теория и практика межкультурной коммуникации: Т. Н. Астафурова, Д. Б. Гудков, Г. В. Елизарова, В. В. Красных, O.A. Леонтович, И. В. Привалова, Ю. Е. Прохоров, А. П. Садохин, И. А. Стернин, С.Г. Тер-Минасова, В. П. Фурманова, Е.Т. Hall;

• идеи о взаимодействии культуры и образованиякультурологический подход, рассматривающий высшее образование как культурный процесс в культуросообразной образовательной среде, ориентированный на развитие человека как субъекта культуры в процессе диалога: Н. И. Алмазова, А. И. Арнольдов, Н. Г. Багдасарьян, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, И. Е. Видт, Н. Ф. Гейжан, О. В. Гукаленко, О. В. Долженко, Л. Г. Ионин, Н. Б. Крылова, Б. С. Патралов, В. Е. Розин, Н. В. Руденко, П. В. Сысоев;

• разработка компетентностного подхода, в том числе и к обучению иностранным языкам: И. А. Зимняя, Дж. Равен, А. И. Сурыгин, A.B. Хуторской, М. Canale, D. Hymes, S.J.Savignon, M. Swain;

• исследования в области профессиональной компетентности и специфики профессионального становления личности: О. М. Бобиенко, Н. Ш. Валеева, Н. И. Гез, Э. Ф. Зеер, В. Н. Козлов, В. А. Сластёнин, А. Н. Щукин;

• концепция личностно ориентированного образования: М. А. Акопова, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская;

• средовый подход и концепция образовательной среды: А. И. Артюхина, E.H. Белозерцев, Г. Ю. Беляев, В. А. Козырев, Ю. С. Мануйлов, В. В. Рубцов, В. А. Ясвин;

• теория оценивания, тестового контроля: В. А. Коккота, A.B. Конышева, И. А. Цатурова, A. Hughes, R.V. Valette.

Для решения вышеизложенных задач использовались следующие методы исследования:

• методы теоретического исследования: анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, культурологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-программной и нормативной документации высшей школы;

• методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов.

Основные этапы и экспериментальная база исследования. Научное исследование осуществлялось поэтапно с 2003 по 2008 гг. на базе факультета иностранных языков и факультета экономики и менеджмента «Санкт-Петербургского государственного политехнического университета».

Первый этап (2003 — 2006 гг.) — изучение проблемы исследования на основе теоретического анализа психолого-педагогической, методической, культурологической, лингвистической литературы, архивных материалов и нормативных документов, используемой учебно-методической литературыопределение объекта, предмета, цели и задач исследованияформулировка рабочего варианта гипотезыформирование, уточнение и систематизация понятийного аппарата исследованияразработка комплекса педагогических условий обучения межкультурному иноязычному профессионально ориентированному общению.

Второй этап (2006 — 2007 гг.) — систематизация и критический анализ теоретического и эмпирического материала, уточнение и обобщение основных положений работы на концептуальном уровне, конкретизация гипотезыосуществление опытно-экспериментальной работы на основе интеграции в учебный процесс созданного нами дополнительного учебного пособия по английскому языку для студентов экономических специальностей.

Третий этап (2007 — 2008 гг.) — уточнение некоторых теоретических и практических положений исследованияанализ, систематизация, обобщение опытно-экспериментального материала, внедрение разработанных положений в образовательную практикуформулировка выводовоформление диссертационной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Подготовка специалиста рассматривается как процесс его личностного и профессионального становления в качестве субъекта культуры в культурно-образовательной среде. Развитие способности специалиста осуществлять эффективное межкультурное профессионально ориентированное общение на иностранном языке (т.е. формирование и развитие его межкультурной коммуникативной компетентности) базируется на активном использовании педагогического потенциала заданной культурно-образовательной среды в процессе преподавания иностранного языка и культуры.

2. Межкультурная коммуникативная компетентность специалиста представляет собой многоаспектное интегративное качество вторичной языковой личности, которое включает когнитивный, деятельностный, аффективный и мо-тивационно-ценностный компоненты. Из трех уровней сформированности межкультурной компетентности достижимым в условиях неязыкового вуза можно считать базовый уровень.

3. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности специалиста на основе культурно-образовательной среды предполагает экспликацию скрытого культурного компонента (интеграция среды) либо его привнесение в процесс обучения иностранному языку (генерирование среды) и коррекцию образовательного процесса на содержательном и процессуальном уровнях, а именно:

— опору на комбинацию подходов (межкультурного, коммуникативного, компетентностного, личностно-деятельностного, коммуникативного, профессионально ориентированного и средового) в системе профессионально ориентированной языковой подготовки студентов неязыкового вуза;

— выделение в качестве основных культурно-ориентированных принципов обучения иностранному языку и культуре;

— подбор различных форм, методов и приемов обучения, учитывающих профессиональный и межкультурный аспекты деятельности будущих специалистов, актуализирующих их субъектный опыт, опирающихся на их потребности, возможности, личностные и профессиональные интересы;

— изменение характера внеаудиторной самостоятельной’работы за счет введения проблемных, поисковых, исследовательских заданий.

Научная новизна исследования заключается в уточнении отдельных теоретических и практических положений, касающихся преподавания иностранного языка и культуры, а именно:

• представлена взаимосвязь формирования межкультурной коммуникативной компетентности специалиста и культурно-образовательной среды в процессе обучения иностранному языку и культуре;

• выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, определяющих эффективность формирования межкультурной коммуникативной компетентности специалиста на основе культурно-образовательной среды. Данный комплекс включает две группы условий: содержательную (использование в программе обучения иностранному языку в неязыковом вузе дополнительного учебного пособияразработка в его составе заданий для самостоятельной работы студентов, носящих проблемный, поисковый, исследовательский, творческий характериспользование ресурсов информационных технологий) и процессуальную (активизация мотивационно-ценностной составляющей учебной деятельностиорганизация самостоятельной работы студентов в процессе решения проблемных личностно-значимых задач в рамках обучения межкультурному профессионально ориентированному общениювключение студентов в интерактивную познавательную деятельность);

• уточнены структура и содержание межкультурной коммуникативной компетентности специалиста, предложена классификация уровней ее сформированное&trade—.

• разработана типология упражнений, направленных на формирование межкультурной коммуникативной компетентности специалиста в условиях обучения иностранному языку в неязыковом вузе;

• обосновано выделение иноязычной культурной грамотности как значимого компонента межкультурной коммуникативной компетентности базового уровня, на котором она себя манифестирует и с которого начинается сознательная работа по ее формированию;

• обосновано использование тестов иноязычной культурной грамотности для выявления динамики развития межкультурной коммуникативной компетентности специалиста.

Теоретическая значимость исследования:

• скорректировано содержание понятия «межкультурная коммуникативная компетентность специалиста" — определены его содержательные компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, аффективный, рефлексивный);

• расширено научное представление об уровнях межкультурной коммуникативной компетентности специалиста в условиях непрофильного (неязыкового) образования;

• уточнена и расширена номенклатура принципов обучения при развитии межкультурной коммуникативной компетентности специалиста;

• расширено понимание культурно-образовательной среды в применении к обучению межкультурному профессионально ориентированному общению и формированию межкультурной коммуникативной компетентности специалиста.

Полученные при исследовании исследования результаты развивают существующие в теории и методике профессионального образования подходы к повышению качества подготовки студентов к межкультурному профессионально ориентированному общению и определяют принципы применения теоретических положений на практике.

Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках диссертационного исследования было создано, апробировано и затем внедрено в образовательный процесс учебное пособие дополнительного характера по английскому языку «Business English: Focus on Culture», которое может быть использовано для оптимизации процесса обучения межкультурному профессионально-ориентированному общению студентов экономических специальностей. Методические рекомендации, сформулированные в данном исследовании, могут послужить основой для специального курса для студентов педагогических специальностей или преподавания в рамках курсов повышения квалификации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены четкостью исходных теоретико-методологических положений исследования, логикой построения теоретического и экспериментального исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, использованием признанных положений педагогики, методики, психологии и культурологии, а также результатами опытно-экспериментальной работы (репрезентативностью выборки, статистической значимостью полученных данных и сочетанием количественного и качественного их анализа).

Личный вклад автора заключается: в осуществлении научно-теоретического анализа исследуемой проблемыв уточнении формулировки понятия «межкультурная коммуникативная компетентность специалиста» и выявлении его структурыв обосновании содержания понятия «иноязычная культурная грамотность», в составлении тестов иноязычной культурной грамотностив разработке и апробации учебного пособия дополнительного характера по английскому языку для студентов экономических специальностей «Business English: Focus on Culture" — в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования и их внедрении в практику работы Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Диссертационные выводы можно рассматривать в качестве методических рекомендаций.

Апробация основных положений исследования. По результатам исследования опубликованы 4 научные статьи, в том числе в издании, включенном в реестр ВАК РФ, и учебное пособие. Основные положения и результаты исследования апробировались на Международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество в образовании и науке» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.). Основные положения исследования обсуждались также на научно-методических и аспирантских семинарах факультета иностранных языков Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (2004;2008 гг.). Результаты исследования внедрены в учебный процесс Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Выводы по главе 3.

По результатам деятельности, направленной на организацию КОС в неязыковом вузе с целью формирования профессиональной МКК, можно сделать следующие выводы.

1. Методическая организация отобранного содержания обучения ИЯ как средства межкультурного профессионально ориентированного общения осуществляется путем включения в учебный процесс комплекса упражнений, вошедших в состав разработанного нами учебного пособия «Business English: Focus on Culture». Предлагаемая методика обучения иноязычному профессионально ориентированному общению в контексте межкультурного взаимодействия на основе данного пособия предполагает активизацию существующих и создание дополнительных педагогических условий и включает: обеспечение индивидуализации и вариативности образовательного процессавведение в него элементов проективной творческой деятельностиразработку полифункциональных заданий, поискового и исследовательского характера отвечающих личностным и профессиональным интересам учащихся, актуализирующих имеющийся у них опыт и обладающих высоким мотивационным потенциаломи, таким образом, создание предпосылок для формирования у студентов потребности к дальнейшему повышению уровня своей МКК.

2. Контроль сформированности МКК дополняет содержание основного контроля. В качестве оценки динамики развития МКК рекомендуется ориентироваться на результаты тестов ИКГ, которые рассматриваются как интегратив-ная составляющая результатов ведущего контроля.

3. Данные, полученные в ходе проведения экспериментального исследования, демонстрируют устойчивую тенденцию роста уровня развития МКК специалиста на протяжении формирующего этапа в экспериментальных группах и подтверждают обоснованность и эффективность выделенного комплекса условий, а также позволяют сделать вывод о целесообразности использования набора предлагаемых учебно-методических мероприятий, направленных на их реализацию, при формировании профессиональной МКК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполнения данного научного исследования, проведённого в соответствии с поставленными целью и задачами, были подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы и получены следующие основные результаты:

1. Обосновано, что подготовка специалиста представляет собой протекающий в КОС процесс его личностного и профессионального становления как субъекта культуры.

2. На основе экспериментальных данных подтверждено, что обучение студентов межкультурному профессионально ориентированному общению на ИЯ в неязыковом вузе предполагает активное использование педагогического потенциала КОС в рамках обучения ИЯ.

3. Доказано, что обучение межкультурному иноязычному общению нацелено на формирование у вторичной языковой личности студента достаточного (базового) уровня МКК, что подразумевает расширение и актуализацию культурологического компонента содержания обучения ИЯ и коррекцию организации этого обучения при учете профессиональных и личностных потребностей учащихся.

4. Освоение педагогического потенциала КОС с заданной целью осуществляется путем ее интеграции и генерирования на содержательном и процессуальном уровнях образовательного процесса.

5. Разработано и апробировано дополнительное учебное пособие, реализующее методику формирования МКК специалиста в неязыковом вузе в рамках КОС. Данная методика предполагает соблюдение следующих условий:

— единство межкультурного, коммуникативного, компетентностного, личностно-деятельностного, коммуникативного, профессионально ориентированного и средового подходов в системе языковой профессионально ориентированной подготовки студентов неязыкового вуза;

— выдвижение культурно-ориентированных принципов обучения иностранному языку и культуре в качестве ведущих;

— применение разнообразных форм, методов и приемов обучения, которые учитывают профессионально ориентированный и межкультурный характер будущей деятельности учащихся, задействуют их субъектный опыт, ориентированы на их потребности, возможности, личностные и профессиональные интересы;

— включение в процесс обучения ИЯ значительного числа проблемных, поисковых, исследовательских заданий культурологически и профессионально ориентированного характера, выполняемых в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

6. Раскрытие сущности МКК специалиста, уточнение ее содержания и структуры на основании теоретического анализа позволило сделать вывод о том, что развитие ее когнитивного, деятельностного, аффективного и мотива-ционно-ценностного компонентов у разных студентов происходит в различном темпе. Динамику развития межкультурной коммуникативной компетентности специалиста целесообразно отслеживать, ориентируясь на повышение уровня ИКГ учащихся как когнитивной основы МКК и базового уровня, на котором она сознательно проявляется.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. А. Теория и методология реализации личностно-ориентироваиного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / М. А. Акопова. -СПб., 2004. 42 с.
  2. , Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Н. И. Алмазова. СПб., 2003. — 47 с.
  3. , Н. И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивный и дидактический аспекты / Н. И. Алмазова. — СПб.: Наука, 2003.- 137 с.
  4. , Н. И. Философия иноязычного образования в неязыковом вузе на современном этапе / Н. И. Алмазова // Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: Сборник научных статей. Выпуск 8. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. С. 10−20.
  5. , Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания 1995. — № 1 — С. 37−67.
  6. , А. И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен) / А. И. Арнольдов. М., 2000. — 108 с.
  7. , А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография / А. И. Артюхина. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 237 с.
  8. , Т. Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации / Т. Н. Астафурова. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1997. — 108 с.
  9. , Н. Г. Высшая техническая школа в пространстве культуры (социология и философия проблемы) / Н. Г. Багдасарьян. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. — 80 с.
  10. , Н. В. Лингводидактические основы обучения второму иностранному языку: Учебное пособие / Н. В. Баграмова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 221 с.
  11. , Н. В. Обучение второму иностранному языку в условиях модернизации образования / Н. В. Баграмова // Обучение второму иностранному языку в вузе и школе: Сборник статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — С. 5−11.
  12. , Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 704 с.
  13. , Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  14. , А. Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности / А. Л. Бердичевский // ИЯШ. 2004.- № 2. — С. 17−20.
  15. , М. Н. Основные направления гуманизации современного образования / М. Н. Берулава // Гуманизация образования — императив XXI века.-Набережные Челны, 1996. Вып. 1. — С. 6−9.
  16. , В. С. Культура. Диалог культур / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6 — С. 31−42.
  17. Бим, И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) / И. Л. Бим // ИЯШ. 2005. — № 8. — С.2−6.
  18. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // ИЯШ. 2002. — № 2. — С. 11−15.
  19. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника / И. Л. Бим. М., «Русский язык», 1977. — 288 с.
  20. Бим, И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач / И. Л. Бим // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. -М.: Рус. яз., 1991. С. 99 -111.
  21. , О. М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки / О. М. Бобиенко. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова — Ленина, 2006. — 146 с.
  22. , И. Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку иностранному: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2004. — 46 с.
  23. , А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов : автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. / А. И. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 2004. -24 с.
  24. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4 — С. 1117.
  25. , Н. Е. Полиязыковое информационно-образовательное пространство личности. Методология. Проблемы. Технология.: Монография / Н. Е. чБуланкина Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2000. — 200 с.
  26. , В. А. О системе упражнений. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / В. А. Бухбиндер- сост. А. А. Леонтьев -М.: Рус. яз., 1991. С. 92−98.
  27. , Н. Ш. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт / Н. Ш. Валеева, Н. И. Самойлова. — Казань: Казан, гос. технол. ун-т, 2005. 116 с.
  28. , А. П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А. П. Валицкая // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12−18.
  29. , Е. М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М., Индрик, 2005. — 1040 с.
  30. , Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. 3-е изд., перераб. и доп — М.: «Русский язык», 1983. — 269 с.
  31. , И. Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видт. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2002. — 164 с.
  32. , И. Е. Образование как феномен культуры: Монография / И. Е. Видт. Тюмень: Печатник, 2006. — 200 с.
  33. , В. В. О языке художественной прозы. Избранные произведения / В. В. Виноградов. Изд-во «Наука», 1980. — 360 с.
  34. , Л. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе / Л. А. Волович. Казань: ИСПО РАО, 1999.-56 с.
  35. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод, пособие / под ред. А. А. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 1999. 112 с.
  36. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
  37. , И. Г. Идеи к философии истории человечества: пер. с нем. / И. Г. Гердер. М.: Наука, 1977. — 703 с.
  38. , И. Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. — 256 с.
  39. , Д. В. Воспитательная система школы: от, А до Я: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов- под ред. Л. И. Виноградовой. М.: Просвещение, 2006. — 207 с.
  40. , Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 288 с.
  41. , О. В. Поликультурное образование: теория и практика / О. В. Гукаленко. Ростов — на — Дону: Изд-во РГПУ, 2003. — 510 с.
  42. , В. фон Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985.-451 с.
  43. , В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. фон Гумбольдт // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. — С. 37−298.
  44. , М. М. Лингвистическая теория Л. Вайсгербера // М. М. Гухман Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М., 1961. — С. 123−162.
  45. , О. В. Очерки по философии образования. Учебное пособие / О. В. Долженко. -М.: Промо-Медиа, 1995. 240 с.
  46. , О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Метод. Пособие / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. М.: Высш. шк., 1990.-191 с.
  47. , Г. В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
  48. , Г. В. О природе социокультурной компетенции / Г. В. Елизарова // Studia Linguistica 8. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. — СПб.: Тригон, 1999. — С. 274 — 281.
  49. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский. 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  50. , А. Ключевые идеи русской языковой картины мира Электронный ресурс. / А. Зализняк, И. Левонтина, А. Шмелев //Режим доступа: http://www.lingvoda.ru/transforum/articles/zaliznyakal .asp, свободный. Загл. с экрана.
  51. , Э. Ф. Профессиональное образование ремесленников-предпринимателей: В помощь преподавателю / Э. Ф. Зеер. Юж.-Урал. на-уч.-образоват. центр РАО, Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2001. — 35 с.
  52. , И. А. Гуманизация образования — императив XXI века / И. А. Зимняя // Гуманизация образования императив XXI века. — Набережные Челны, 1996. — Вып. 1. — С. 20−29.
  53. , И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  54. , Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие / Л. Г. Ионин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 432 с.
  55. , И. Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Учебное пособие / И. Ф. Исаев. Белгород: Изд-во БГУ, 1997. — 145 с.
  56. Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе : автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н. / Исаева Татьяна Евгеньевна. — Ростов-на-Дону, 2003.-43 с.
  57. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М.: Наука, 1987.-263 с.
  58. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. 3-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 264 с.
  59. , Э. Философия символических форм. Том 1. Язык / Э. Кассирер. -М.- СПб.: Университетская книга, 2001. 271 с.
  60. , А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки / А. А. Касьян // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 17−22.
  61. , Е. А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд): учебное пособие / Е.
  62. A. Климов. Москва: Изд-во Московского психолого- социального института, 2006. — 173 с.
  63. , В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование: Монография / В. А. Козырев СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 328 с.
  64. , В. А. Лингводидактическое тестирование: науч.- теорет. пособие /
  65. B. А. Коккота. -М.: Высшая школа, 1989. 127 с.
  66. И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. JI. Колесникова, О. А. Дол-гина. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001. — 224 с.
  67. , В. В. Ментальные характеристики русского слова / В. В. Колесов //Язык и этнический менталитет: сб. науч. трудов / отв. ред. 3. К. Тарлано-ва. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 1995. — С. 13−24.
  68. , В. В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004. — 240 с.
  69. , С. В. Проблемы рационального отбора текстового материала в курсе делового французского языка / С. В. Колядко // Обучение иностранным языкам: отв. ред. М. К. Колкова.- СПб.: КАРО, 2003. С. 192−213.
  70. , В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / В. А. Конев // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 46−57.
  71. , А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку. -СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004. 144 с.
  72. , О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. / О. А. Корнилов МГУ — 1999. — 341 с.
  73. , В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. / В. В. Красных. М.: ИТДК «Гнозис», 2002. — 284 с.
  74. , Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие / Н. Б. Крылова. — М.: Высшая школа, 1990. 142 с.
  75. , А. В. Теоретико-методологические основы социального становления личности в современных образовательных системах / А. В. Кузнецов, О. И. Донина, В. М. Верхогляд, В. В Рубцов. М.-Ульяновск: УлГУ, 2006.-311 с.
  76. , О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: Монография / О. А. Леонтович. Москва: Гнозис, 2005. — 352 с.
  77. , А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А. А. Леонтьев. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-448 с.
  78. , М. В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранных языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. -М.: Рус. яз., 1991. С. 28−37.
  79. , А. В. Становление и развитие социальных качеств студенческой молодежи в культурно-образовательной среде вуза: монография / А. В. Мазуренко. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2006. — 178 с.
  80. , Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов- Ун-т Рос. акад. образования. 2-е изд., перераб. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. — 157 с.
  81. , В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.
  82. Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. / Т. В. Менг. СПб., 1999. — 23 с.
  83. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / под ред. В. М. Филатова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 416 с.
  84. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  85. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. М.: Высш. школа, 1982. -373 с.
  86. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 160 с.
  87. , Р. П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // ИЯШ. -2004.-№ 7.-С. 30−36.
  88. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов ар спец. «Иностр. яз.» / Р. К. Миньяр-Белоручев М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  89. Миньяр-Белоручев, Р. К. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев-М.: Рус. яз., 1991.-С. 43−53.
  90. , Н. А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Морева. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.
  91. , Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  92. , Л. И. Школа и среда /Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  93. , П. И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П. И. Образцов, О. Ю. Иванова. Орел: ОГУ, 2005. — 114 с.
  94. Юб.Парамей, Г. В. Культурная грамотность. Что нужно знать каждому американцу Электронный ресурс. / Г. В. Парамей // Режим доступа: http://www.voppsy.rU/journalsall/issues/l995/956/956 122.htm, свободный. -Загл. с экрана.
  95. , Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация). Методическое пособие для русистов / Е. И. Пассов, Л. В. Кибирева, Э. Колларова. СПб.: «Златоуст», 2007. — 200 с.
  96. , Е. И. Основы методики.обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. — М.: «Русский язык», 1977. 216 с.
  97. Ю9.Патарая, Е. С. Модернизация содержания профессионально-ориентированного обучения студентов неязыковых вузов // Традиции иинновации в методике обучения иностранным языкам. — СПб.: КАРО, 2007.-с.131−144
  98. ПО.Патралов, Б. С. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения / Б. С. Патралов, Н. Ф. Гейжан- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Пенза: Б. и., 1996. — 160 с.
  99. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пагиков и др.- под ред. В. А. Сластёнина. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  100. , С. Языковой инстинкт Электронный ресурс. / С. Пинкер // Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/199 909/1999903.htm, свободный. Загл. с экрана.
  101. , О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика / О. Г. Поляков. М.: НВИ — Тезаурус, 2003. — 187 с.
  102. , В. А. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  103. , И. В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации): Монография / И. В. Привалова. — М.: Гнозис, 2005. 472 с.
  104. , И. В. Разнообразие подходов в развитии теоретических основ межкультурного общения / И. В. Привалова // Вестник Московского университета. Сер.№ 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. — 2004. — С. 85 -97.
  105. , Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 328 с.
  106. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен- пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
  107. Реализация идей личностно-ориентированного образования в начальной школе: Монография / Е. В. Бондаревская и др.- отв. ред. Л. В. Вохлина-Архангельск: Поморский университет, 2006. — 288 с.
  108. , В. М., Философия образования: Учебное пособие / В. М. Розин, С. К. Булдаков. Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 1999. — 284 с.
  109. , В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы. / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина М., Изд-во МГППУ, 2002. -272 с.
  110. , В. Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования // Педагогика. — 2004. № 1. — С.42−48.
  111. , А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 271 с.
  112. , Е. Э. Сопоставительный анализ национально-культурных особенностей языка делового общения (на материале переговоров на англ., исп., и русском языках): автореф. дис.. канд. филол. наук. — М., 2004. -16 с.
  113. , В. А. Об образовательной среде / В. А. Сапрыкин // Культурно-образовательная среда: история, современность, перспективы развития. Сборник материалов научно-практической конференции вузов России. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. С. 26−30.
  114. , В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. — Воронеж: ИСТОКИ., 1996.-237 с.
  115. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: пер. с англ./ общ. ред. и вступ.ст. А. Е. Кибрика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. — 656 с.
  116. , Б. А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / Б. А. Серебренников. — М.: Наука, 1988. — 242 с.
  117. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  118. , В. А. Гуманизация образования и педагогические ценности / В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов // Гуманизация образования императив XXI века. — Набережные Челны, 1996. — Вып. 1. — С. 60−69.
  119. , В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  120. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа- Пресс, 1995. — 384 с.
  121. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 400 с.
  122. , Н. В. Компетентностный подход в инновационном инженерном образовании: монография / Н. В. Соснин. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. -182 с.
  123. , А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке/ А. И. Сурыгин. СПб: Златоуст, 2000. — 230 с.
  124. , П. В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): Монография / П. В. Сысоев. Москва: Изд-во «Еврошкола», 2003.-406 с.
  125. , П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П. В. Сысоев // ИЯШ. 2004. — № 4. -С. 14−20.
  126. , С. В. Образовательная среда и развитие школьника / С. В. Тарасов. СПб.: ЛОИРО, 2003. — 139 с.
  127. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова 2-е изд., доработанное. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — 352 с.
  128. , О. В. Комплекс упражнений, направленный на формирование лингвострановедческой компетенции студентов / О. В. Тополева // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2007.-С. 88−101.
  129. , Б. JI. Отношение норм поведения и мышления к языку Электронный ресурс. / Б. JI. Уорф // Новое в лингвистике [Электронный ресурс]. -Вып. 1. М., 1960. — Режим доступа: http://www.durov.eom/linguisticsl/whorf-60.htm#l, свободный. — Загл. с экрана.
  130. , О. Н. Эволюция подходов к обучению иностранным языкам в неязыковых вузах: от переводной концепции к компетентностному подходу: метод, пособие / О. Н. Федорова. М.: Флинта: Наука, 2006. — 54 с.
  131. , О.Н. «Подход к обучению» иностранным языкам как методическая категория // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2007. — с. 12−23.
  132. , Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  133. , В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. 124 с.
  134. , И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): Монография / И. И. Халеева. М.: Высшая школа, 1989.-238 с.
  135. , Н. В. Личностно-развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования: Монография / Н. В. Ходякова. — Волгоград: ВА МВД России, 2003. 124 с.
  136. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторский. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  137. , А. В. Гипотеза и цели эксперимента по модернизации образования / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос» Электронный ресурс. 2002. — 25 мая.- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0525. htm, свободный. — Загл. с экрана.
  138. , И. А. Тестирование устной коммуникации: Учебно-методическое пособие / И. А. Цатурова, С. Р. Балуян. М.: Высшая школа, 2004. — 127 с.
  139. Н. И. Формирование лингвогуманитарной компетентности специалистов в системе высшего технического образования: автореф. дис.. докт. пед. наук. / Н. И. Чернова. М., 2007. — 49 с.
  140. Чучин-Русов, А. Е. Образование и культура / А. Е. Чучин-Русов // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 9−18.
  141. , С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2 / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — 416 с.
  142. , Э. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам / Э. П. Шубин. М., «Просвещение», 1972. — 351 с.
  143. , JI. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / JI. В. Щерба. 2-е изд. М.: Высш. школа, 1974. — 112 с.
  144. , JI. В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учеб. пособие для студ. филол. фак. / JI. В. Щерба. 3-е изд., испр. и доп. -СПб.: Филологический факультет СПбГУ- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -160 с.
  145. , JI. И. Новая образовательная парадигма как условие развития личности / Л. И. Щербич // Гуманизация образования- императив XXI века.- 1996. Вып.1. — Набережные Челны. — 244 с.
  146. , А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А. Н. Щукин. М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2007. — 746 с.
  147. , А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. — 480 с.
  148. Язык и культура: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН / под ред. Е. О. Опарина и др. М.: ИНИОН, 1999. — 109с.
  149. , И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  150. , Н. В. Формирование межкультурной компетентности студентов университета: Монография / Н. В. Янкина. — М.: ООО «Дом педагогики», 2005.-370 с.
  151. Bachman, L. F. Fundamental considerations in language testing / L. F. Bachman. Oxford: Oxford University Press. — 1990. — xii, 408 p.
  152. Boas, F. Language // F. Boas General anthropology. —New York: Heath, 1938. -P. 124−145.
  153. Boas, F. Linguistics and Ethnology / F. Boas // Language in Culture and Society: A Reader in Linguistics and Anthropology / ed. by D. Hymes. NY: Harper and Low, 1964.-P. 15−26.
  154. Canale, M. Theoretical bases of communicative approach to second language teaching and learning / M. Canale, M. Swain // Applied Linguistics. 1980. -No.l.-P. 1−47.
  155. Carson, S. Introduction / S. McB Carson // Environmental education: principles and practice / ed. by S. McB. Carson London: E. Arnold, 1978. — P. v- xi.
  156. Chomsky, N. Language and Mind / N. Chomsky. 1972. — 194 p.
  157. Clayton, P. H. Environmental Education and Service-Learning / P. H. Clayton // On the Horizon. -2000. Vol.8. — No.6 -P. 8−11.
  158. Common European Framework of Reference for Languages// Access mode: www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/FrameworkEN.pdf, free.
  159. Dahl, S. An Overview of Intercultural Research Electronic resource. / S. Dahl // Access mode: http://stephan.dahl.at/intercultural/aboutculture.html, free.
  160. Fantini, A. E. A Central Concern: Developing Intercultural Competence Electronic resource. / Alvino E. Fantini // Access mode: http://faculty.mdc.edu/jmcnair/J0e4pages/A%20CENTRAL%20C0NCERN.htm, free.
  161. Goodenough, W. H. Cultural anthropology and linguistics / W. H. Goodenough // Language in culture and society: A reader in linguistics and anthropology/ ed. by D. Hymes. New York: Harper & Row, 1964. — P. 36−39.
  162. Gudykunst, W. B. Methodological issues in conducting theory-based cross-cultural research / W. B. Gudykunst // Culturally Speaking. Managing Rapport through Talk across Cultures /ed. by H. Spencer-Oatey. London: Continuum, 2000.-P. 293−315.
  163. Hall, E. T. The Silent Language / E. T. Hall. Greenwich (Conn.): Fawcett, 1970.- 192 p.
  164. Hall, E.T. Beyond Culture / E. T. Hall. New York: Doubleday, 1976. — 256 p.
  165. Hampden-Turner, Ch., Building Cross-Cultural Competence: How to create wealth from conflicting values / Ch. Hampden-Turner, F. Trompenaars. Yale University Press, 2000. — XI, 388 p.
  166. Hoijer, H. Linguistics and Cultural Change / H. Hoijer // Language in culture and society: A reader in linguistics and anthropology / ed. by D. Hymes. — New York: Harper& Row, 1964. P. 455−464.
  167. Hughes, A. Testing for Language Teachers / A. Hughes. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 172 p.
  168. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes // Sociolinguistics / ed. by J. B. Pride and J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. — P. 269−293.
  169. Murdock, G. P. Culture and Society: Twenty-Four Essays / G. P. Murdock. -Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1965. 376 p.
  170. Palmer, G. B. Toward a Theory of Cultural Linguistics / G. B. Palmer. Austin: University of Texas Press, 1996. — P. xii + 348.
  171. Reeves, N. Measuring Language Performance in the Knowledge Economy: The Challenge of Aligning UK and European Language Proficiency Scales / N. Reeves // Fundamental issues of language testing and assessment, 2005. P. 1326.
  172. Reisinger, Y. Cross-cultural behaviour in tourism: concepts and analysis / Y. Reisinger, L. W. Turner. Butterworth Heinemann, Oxford, 2003. — 337 p.
  173. Savignon, S. J. Communicative Competence. Theory and Classroom Practice / S. J. Savignon. McGraw-Hill, 1997. — 288 p.
  174. Shaver, J. H. Culture and Personality Electonic resource. /J. H. Shaver // Access mode: http://cognition.clas.uconn.edu/~jboster/classes/anth232f03/variation/wallacec rit. pdf, free
  175. Spencer-Oatey, H. Culturally Speaking: Managing Rapport through Talk across Cultures / ed. by H. Spencer-Oatey. London: Continuum, 2000. — 381 p.
  176. Tomalin, B. Cultural Awareness / B. Tomalin, S. Stempleski. — Oxford: Oxford University Press, 1996. 160 p.
  177. Valette, R. M. The culture test / R.M. Valette // Culture Bound: Bridging the Cultural Gap in Language Teaching / ed. by J. M. Valdes. New York: Cambridge University Press, 1986. — 236 p.
  178. Van der Walt, C. Business English and International Comprehensibility / C. Van der Walt // Business English: Research into Practice / ed. by M. Hewings, C.
  179. Nickerson. Harlow: Longman in association with the British Council, 1999. -P. 44−52.
  180. Van Ek, J. A. Objectives for foreign language learning. Project No. 12: Learning and teaching modern languages for communication / J. A. Van Ek. Vol.11: Levels. — Council of Europe. Council for Cultural Co-operation. — Strasbourg, 1987. -77 p.
  181. Yule, G. The study of language. 2nd edition / G. Yule. Cambridge University Press, 1996.-285 p.218
Заполнить форму текущей работой