Организационно-экономические основы совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством крупного города
В диссертации указывается, что основным направлением жилищно-коммунальной реформы в крупных городах является ликвидация муниципальной монополии. В то же время недопустима полная замена муниципальной собственности частной, так как это может привести лишь к удорожанию услуг. Деятельность частного монополиста на рынке жилищно-коммунальных услуг должна регулироваться местными органами исполнительной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством в рыночной экономике
- 1. 1. ЖКХ как объект управления и его состояние в крупных городах
- 1. 2. Проблемные сферы ЖКХ и необходимость его реформирования
- 1. 3. Особенности внедрения в ЖКХ рыночных отношений
- 1. 4. Зарубежный опыт государственного регулирования и управления в системе ЖКХ
- Глава 2. Экономические аспекты управления ЖКХ крупного города
- 2. 1. Тенденции изменения отношений собственности в ЖКХ
- 2. 2. Пути формирования конкурентной среды в сфере управления, эксплуатации и обслуживания муниципальных объектов ЖКХ
- 2. 3. Методы организации и проведения финансово-технологического аудита в системе ЖКХ.,
- Глава 3. Направления повышения эффективности управления ЖКХ крупного города
- 3. 1. Принципы формирования материально-технической базы ЖКХ и его организационная реструктуризация
- 3. 2. Коммерциализация деятельности естественных локальных монополий в системе ЖКХ
- 3. 3. Формирование рациональной системы имущественных и договорных отношений местных органов исполнительной власти с предприятиями и организациями ЖКХ
Организационно-экономические основы совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством крупного города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс разнообразных подотраслей, призванных обеспечивать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования социальной и производственной структуры территории.
На протяжении десятилетий в этой сфере преобладали неэкономические подходы и методы хозяйствования, остаточный принцип ресурсообеспечения и административный механизм регулирования хозяйственной деятельности. В настоящее время эта отрасль социальной сферы оказалась на изломе проблем формирования рыночных отношений, с одной стороны, и обеспечения социальной защиты населения, с другой.
Тарифы на продукцию и услуги ЖКХ были экономически необоснованными, эксплуатация и развитие комплекса ЖКХ обеспечивались в основном за счет бюджетных ассигнований, а их размер зависел не от качества и надежности услуг, а от затрат предприятий (организаций) ЖКХ на их производство.
Хозяйственный механизм, действовавший в системе ЖКХ, не стимулировал предприятия этой сферы улучшать результаты своей деятельности. Предоставляемые им бюджетные ассигнования и дотации зачастую расходовались нерационально, что, в конечном итоге, привело к снижению устойчивости и надежности функционирования всех структур этой сферы.
Переход к работе в условиях рынка формирует качественно новые принципы функционирования ЖКХ, изменяет сложившиеся представления об управлении этой сложной составляющей социальной сферы в современных условиях. В связи с этим возникает острая необходимость в совершенствовании действующей системы управления, экономики и организации ЖКХ на региональном уровне, исключающей методы командно-административной системы управления отраслью.
Существующее состояние практически всех подотраслей ЖКХ не позволяет обеспечить отвечающий современным требованиям качественный уровень обслуживания потребителей. В условиях трансформационного периода развития экономики важными также становятся не только проблемы качества и объема услуг ЖКХ, но и минимума социальных услуг (обслуживания), обеспечивающих потребности малообеспеченных слоев населения.
Продолжают также оставаться нерешенными вопросы хозяйственно-договорных отношений местных органов власти с предприятиями (организациями) ЖКХ в условиях формирования дирекции единого заказчика. Эти проблемы особенно обостряются на региональном уровне и стребуют совершенствования действующей системы управления отраслью.
Все это наглядно подтверждает необходимость и актуальность совершенствования действующей системы управления и внедрения механизмов, способствующих адаптации ЖКХ к требованиям цивилизованных рыночных отношений.
Степень разработки проблемы. Различные аспекты проблемы функционирования, развития и управления ЖКХ в условиях трансформационного периода российской экономики рассматривались в работах таких ученых i и специалистов как А. И. Безлюдов, И. В. Бычковский, Н. В. Васильева, В. Б. Зотов, В. И. Каспин, А. Е. Когут, С. Ф. Легорнев, Д. Г. Родионов, А. Е. Рохчин, Ф.Г.Таги-заде, Е. Г. Хайло, В. С. Чекалин и др.
Вместе с тем, многие вопросы реформирования и совершенствования управления ЖКХ в современных социально-экономических условиях с учетом региональных особенностей продолжают оставаться недостаточно разработанными. Это прежде всего проблемы взаимоотношений местных органов власти с предприятия и организациями ЖКХ, пути формирования конкурентной среды в сфере управления, эксплуатации и обслуживания объектов ЖКХ, коммерциализация деятельности естественных локальных монополий в системе ЖКХ, совершенствование организационных структур ЖКХ и некоторые другие.
Все эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности и необходимости проведения дальнейших исследований в рассматриваемой области и предопределяют цели, задачи, объект и предмет диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования является разработка методических организационно-экономических и практических рекомендаций по совершенствованию существующей системы управления ЖКХ и его развитию в крупных городах в условиях углубления рыночных отношений в российской экономике.
Указанная цель исследования определила постановку и реализацию следующего комплекса задач:
• исследовать особенности ЖКХ как объекта управления и проанализировать его состояние в крупных городах;
• выявить проблемные сферы ЖКХ и обосновать необходимость его реформирования;
• выявить особенности внедрения в ЖКХ рыночных отношений;
• проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования и управления в системе ЖКХ;
• обосновать тенденции изменения оиношений собственности в ЖКХ;
• обосновать пути формирования конкурентной среды в сфере управления, эксплуатации и обслуживания муниципальных объектов ЖКХ;
• разработать методы организации и проведения финансово-технологического аудита в системе ЖКХ;
• разработать принципы формирования материально-технической базы ЖКХ и направлений его организационной реструктуризации;
• выявить возможности коммерциализации деятельности естественных локальных монополий в системе ЖКХ;
• разработать рекомендации по формированию рациональной системы имущественных и договорных отношений местных органов исполнительной власти с предприятиями и организациями ЖКХ.
Объектом исследования являются предприятия и организации ЖКХ крупных городов, рассматриваемые как сложная техническая и социально-экономическая система.
Предмет исследования — организационно-экономические отношения возникающие в процессе оказания жилищно-коммунальных услуг в рыночных условиях хозяйствования между предприятиями и организациями ЖКХ, с одной стороны, и городским населением, а также расположенными в городах корпоративными потребителями этих услуг, с другой.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляет системный и комплексный подход к исследуемым проблемам и процессам, концептуальные положения теорий рыночной экономики и управления социально-экономическими системами, научные труды отечественных ученых и специалистов в области экономики и управления жилищно-коммунальным хозяйством.
В качестве инструментов исследования использовались методы научной классификации, логический анализ, методы аналитической обработки фактических прогнозных материалов.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые и законодательные акты федерального и регионального масштабов, статистические данные, публикации в средствах массовой информации, результаты ряда обследований и наблюдений, в которых принимал участие диссертант.
Научная новизна выводов и результатов диссертации состоит в разработке научно-методических и практических рекомендаций, направленных на совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством крупного города.
На защиту выносятся следующие основные научные результаты исследования:
• разработаны основные направления концепции реформирования ЖКХ, включающие создание механизма управления и системы нормативов, демонополизацию и переход на договорные отношения, совершенствование финансовой политики местных органов исполнительной власти и системы социальной защиты населения;
• выявлены особенности внедрения в ЖКХ рыночных отношений, обоснована необходимость перехода на контрактную систему договорных отношений между городскими властями и предприятиями ЖКХ, предусматривающую совершенствование местной налоговой, ценовой и тарифной политики, поэтапный переход к новой системе оплаты жилья, разработку механизма правового и экономического регулирования качества обслуживания потребителей;
• обоснованы пути формирования конкурентной среды в системе ЖКХ, предложено выделить в ней три группы подотраслей: рыночный сектор (жилищное хозяйство, ремонтно-эксплуатационное производство, банно-прачечное хозяйство), естественные локальные монополии (водопроводно-канализационное хозяйство, газо-, электро-, водо-, теплоснабжение), преимущественно — бюджетный сектор (дорожно-мостовое и садово-парковое хозяйство, санитарная очистка, уличное освещение) — обоснованы условия формирования конкурентной среды в ЖКХ;
• предложено проведение на предприятиях ЖКХ финансово-технологического аудита, включающего наряду с независимой финансовой экспертизой величины тарифов на услуги ЖКХ, оценку эффективности применения в этой сфере технологий, оборудования, форм организации производства и труда, качества обслуживания потребителей с целью устранения необоснованных затрат;
• разработаны рекомендации по коммерциализации деятельности естественных локальных монополий в системе ЖКХ путем перевода отдельных подразделений на внутрихозяйственный расчет, направленный на экономное расходование средств, выделяемых на выполнение работ и оказание услуг населению;
• разработана модель формирования рациональной системы имущественных договорных отношений местных органов власти с предприятиями и организациями ЖКХ, создающих нормативно-правовую основу таких взаимоотношений, позволяющую увязать интересы потребителей услуг и предприятий и организаций ЖКХ.
Практическая значимость диссертационного исследования. Содержащиеся в диссертации результаты, выводы и предложения могут быть успешно использованы в практической деятельности местных органов исполнительной власти при выработке стратегии управления и взаимодействия с предприятиями и организациями ЖКХ, разработке конкретных направлений реорганизации системы ЖКХ, формирования в ней конкурентной среды.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Московского государственного университета сервиса (г.Москва, 2000;2002гг.), а также используются в учебном процессе при преподавании ряда дисциплин специальности 61 000 «Государственное и муниципальное управление».
Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 4 опубликованных работах (брошюра и три статьи) общим объемом 4,1 п.л.
Структура диссертации. Цель, задачи и логика исследования определили следующую структуру диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе «Проблемы совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством в рыночной экономике» ЖКХ рассматривается в качестве объекта управления, анализируется его состояние в крупных городах, исследуются проблемные сферы ЖКХ. и обосновывается необходимость его реформирования, выявляются особенности внедрения в ЖКХ рыночных отношений, рассматривается зарубежный опыт государственного регулирования и управления в системе ЖКХ.
Во второй главе «Экономические аспекты управления ЖКХ крупного города» рассматриваются тенденции изменения отношений собственности в ЖКХ, обосновываются пути формирования конкурентной среды в сфере управления, эксплуатации и обслуживания муниципальных объектов ЖКХ, разрабатываются методы организации и проведения финансово-технологического аудита в системе ЖКХ.
В третьей главе «Направления повышения эффективности управления ЖКХ крупного города» разрабатываются принципы формирования материально-технической базы ЖКХ и его организационной реструктуризации, предлагаются пути коммерциализации деятельности естественных локальных монополий в системе ЖКХ, обосновываются направления формирования рациональной системы имущественных и договорных отношений местных органов исполнительной власти с предприятиями и организациями ЖКХ.
Основные выводы и рекомендации выполненного исследования приведены в заключении по диссертации.
В приложениях приведены справочные материалы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг, включающее жилищное хозяйство, коммунальную энергетику, водоснабжение и водоотведение, городской транспорт, связь и благоустройство, гостиничное, бытовое и санитарное обслуживание. К числу его особенностей относится сочетание производственных и непроизводственных, коммерческих и некоммерческих услуг, предоставляемых естественными монополиями и малым конкурентным бизнесом. Особая социальная и экологическая значимость отрасли, необходимость обеспечения минимума благ многообразных и территориально рассредоточенных потребителей требуют создания особого организационно-экономического механизма управления.
ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных и технологически отсталых отраслей народного хозяйства. Проведенный в диссертации анализ позволил выявить наиболее острые проблемы основных подотраслей ЖКХ (водотепло-, электроснабжение, благоустройство, содержание и эксплуатация жилищного фонда, городской транспорт и т. д.). Выявлены основные причины снижения объемов производства услуг, низкого уровня менеджмента в ЖКХ, связанные с монополизмом государственной и муниципальной собственности, бюрократизацией управления, отсутствием должной защиты потребителей и т. д.
2. В диссертации вскрыты исторические причины кризиса ЖКХ обоснована необходимость и сущность реформы, связанной с ликвидацией затратного механизма формирования цен и тарифов на услуги, устранением необоснованной монополизации рынка, переходом к адресной системе социальной помощи, дифференциации цен на услуги в зависимости от их качества, освоением новых ресурсосберегающих технологий, нормативов потребления услуг, системы их учета, а также организации управления, эксплуатации и контроля в ЖКХ.
3. В диссертации указывается, что основным направлением жилищно-коммунальной реформы в крупных городах является ликвидация муниципальной монополии. В то же время недопустима полная замена муниципальной собственности частной, так как это может привести лишь к удорожанию услуг. Деятельность частного монополиста на рынке жилищно-коммунальных услуг должна регулироваться местными органами исполнительной власти на основе отбора частных производителей услуг и тарифов с учетом материальных возможностей населения.
Главное направление реформ — расширение возможностей приобретения услуг ЖКХ на свободном конкурентном рынке. При этом у населения появится возможность самостоятельно выбирать и сами услуги, и их производителямуниципального или частного.
4. Обобщен опыт реформирования ЖКХ в развитых зарубежных странах (США, Великобритании, Германии, Бельгии, Дании, Австрии, Чехии, Словакии и других). На основе рационального сочетания муниципального управления с конкуренцией частных компаний, использования локальных систем конкурентного обслуживания, развития контрактных отношений (договора об обслуживании, управлении, аренде, концессии, франчайзинга и т. д.).
На этой основе с учетом реальных доходов потребителей коммунальных услуг в России развита концепция реформы ЖКХ, обоснованы сферы конкурентного обслуживания и пути развития соответствующей нормативно-правовой базы,.
5. Реформа ЖКХ имеет целью развитие рыночных отношений в сфере услуг при одновременном усилении социальной защиты уязвимых слоев населения. Исходя из этого, в диссертации проведен анализ результатов приватизации в ЖКХ, обоснованы пути дальнейшего развития отношений собственности, рационального разграничения объектов региональной муниципальной и других форм собственности, в том числе в сфере земельных отношений, организационно-правовые формы производства бесприбыльных услуг, использования доверительной собственности (траста) и т. д.
Особое значение имеет демонополизация и создание конкурентной среды в жилищном хозяйстве, ремонтно-строителъном, дорожно-мостовом и садовопарковом хозяйстве, благоустройстве и санитарной очистке территорий и т. д. Выделен тип конкуренции, характерный для различных подотраслей ЖКХ, обоснованы условия организации и проведения тендеров при распределении государственных и муниципальных заказов в ЖКХ, включая порядок оценки оферт участников торгов.
6. В диссертации разработаны предложения по финансовой реструктуризации ЖКХ, включая тарифное регулирование деятельности региональных естественных монополий, определение экономически обоснованных тарифов, проведение финансово-технологического аудита. Вскрыты существенные резервы снижения себестоимости и рационализации хозяйственно-финансовых отношений и расчетов между предприятиями, отказа от перекрестного субсидирования, мониторинга качества и объема услуг и т. д.
Особое внимание при организации финансового аудита обращается на анализ тарифно-ценовой политики, уровня и структуры фактической себестоимости, соотношение фактических и экономически обоснованных тарифов, региональные различия в стоимости услуг между субъектами Российской Федерации.
7. В диссертации обоснованы основные направления организационно-технологической реструктуризации ЖКХ с учетом современных методов оценки конкурентоспособности технологических систем, учета причинно-следственных связей в процессе производства и реализации услуг, их качества и экологичности, рациональной кооперации предприятий ЖКХ на единой технологической основе, нормативной регламентации работы и рационального распределения ответственности.
Разработаны предложения по совершенствованию организационной структуры управления муниципальным ЖКХ, уточнением функций «Службы заказчика».
Список литературы
- Абалкин Л.И., Агангебян А. Г. Переход к рынку. М.: Наука., 1993.
- Авдеев В.В. Почему пробуксовывает реформирование в жилищно-коммунальной сфере. М.: Жилищно4е и коммунальное хозяйство, 1996, № 3
- Авдеев В.В., Яганов В. М., Чернышев J1.H. Экономические правоотношения в ЖКХ: опыт, проблемы, документы. М.: Т. 1−4., 1996−1997
- Адаптации реального сектора экономики: анализ ситуации в инвестиционном секторе: материалы коне, эксперт, совета по проблемам экономических реформ. М.: Высшая школа, Вып. 4, 1994
- Аренда предприятий, /Под ред. В. Ф. Новикова, Т. В. Рышной. М.: Экономика., 1990.
- Архипов Р. Антимонопольное регулирование и приватизация. М.: Вопросы экономики, 1993, № 10.
- Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизмы функционирования. М.: Вопросы экономики, 1995, № 3
- Безлюдов А.И. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы управления. М.: Стройиздат, 1990
- Безруков В. Об этапах реализации правительственной программы Жилище. М.: Экономист, 1994, № 1
- Бессонова О. Жилищная реформа, М, «Эко», 1992, № 12
- Бессонова Н.Е. Экономика и управление в бытовом и жилищно-коммунальном обслуживании, городском хозяйстве. Учебное пособие. JL: ЛИЭИ, 1991
- Библиотека потребителя. Коммунальные услуги в РФ (по материалам ГКРФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур). М: 1996
- Болотин Б.М. Приватизация: чему учит мировой опыт. М.: Международные отношения., 1993
- Буленкова В. Бесплатное жилье: последние иллюзии. М.: «Огонек»., 1996, № 7.
- Бычковский И. Не тарифами едиными. М.: Экономика и жизнь. 1997. 15 апреля.
- Бычковский И.В. Приватизация инфраструктуры. Журнал для акционеров. М.: 1993, № 11.
- Васильева Н.В. Экономико-организационные основы управления жилищным хозяйством крупного города. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Спб: СпбГИЭА., 1994
- Ветрова Н.В. Жилищные сертификаты: способ решения квартирного вопроса. М.: Дело. 1996. 23 апреля. № 6
- Воробьев А. Отстаиваем право на льготы. Спб: Санкт-Петербургские Ведомости. 1997 29 апреля.
- Воротилов В.А. Региональная экономика: концепция формирования и развития. Спб: ИСЭП РАН, 1993, T.I. 267 с. Т.2. «
- Городов О. Кондоминиумы это гораздо лучше чем мы думаем. М.: Новое время, 16 июня.
- Глазырин М.В. Управление социально-экономическим развитием крупного города. Новосибирск: Наука, 1983
- Додатко Т, Пчелкин В, Арцишевский Л. Реформа жилищно-коммунального комплекса. -Экономист, 2002, № 8
- Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике. М.: 1995
- Журавская Е.Г. Приватизация в развивающихся странах Востока. М.: Эко, 1992, № 3
- Жилищная политика в Великобритании. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1993, № 11
- Жилищная стратегия: как уйти от городов-трущоб. М.: Эко, 1991, № 9
- Зотов В.Б. Новый этап реформирования жилищно-коммунального хозяйства. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1996, № 4
- Зубов В.И. Готовы ли мы к рынку жилья. М.: Эко, 1996, № 12
- За жилье и услуги будем платить еще больше. Санкт-Петербургские Ведомости, 1994, 18 ноября.
- Караваев В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт. М.: Вопросы экономики, 1995, № 3
- Квашенников А. Кондоминиумы и вы. М.: Экономика и жизнь, 1995, № 42
- Квартплата: власть на местах должна смягчить ценовой удар. Российские Вести, 1995, 3 февраля.
- Кинг У., Клиланд Д. Системный анализ и ценовое управление. М.: Прогресс, 1974
- Кнастер А. Трудности и перспективы на российском рынке. Деловой мир, 1995, № 22.
- Котут А.Е. Система местного самоуправления. Спб: ИСЭП РАН, 1995
- Когут А.Е. и др. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки, Спб.: ИСЭП РАН, 1994. ,
- Котут А.Е. Экономическая метрология. JL: Наука, 1990
- Когут А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. Спб: ИСЭП, 1995
- Когут А.Е., Рохчин., В. Е и др. Управление административным районом в условиях экономических реформ. Спб: ИСЭП РАН, 1992
- Козлюк А.Г. Состояние жилищного фонда и трудоемкость его обслуживания. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1996, № 1
- Козлюк А.Г. Как ЖКХ перейти к самоокупаемости. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1996, № 3
- Колганов А. Закономерности переходной экономики. Вопросы экономики, 1995, № 2.
- Корнай Я. Дефицит. М.: Наука, 1990.
- Красноглазов Б.П. Приватизация: чему учит мировой опыт. М.: Международные отношения, 1993
- Кувалдин Д.В. Адаптация предприятий к трансформационным процессам в России. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Кузьмичев В.А. Роль аренды в разгосударствлении и приватизации. М.: Финансы, 1993, № 2.
- Куликов В., Талонов О., Сколько ЖЭК ни корми. Российская газета, 1997, 11 марта.
- Лахно П, Бирюков П. Траст новый институт российского законодательства. М.: Хозяйство и право, 1995, № 2
- Легорнев С.Ф. Экономико-правовое пространство города. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1993, № 11−12.
- Лопаткин Н.Т. О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1993, № 11
- Лопаткин Н.Т. Жилищная реформа состояние и перспективы развития. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1996, № 2
- Лужков Ю. Управление развитием города: взаимодействие общественного и частного секторов. М.: Проблемы теории и практики управления, 1996, № 3.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. Спб: ГМП Формак, 1992.
- Макашов И.Н. Приватизированному жилью нужны менеджеры. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1994, № 2.
- Мастеренко В. Жилье в частную собственность и притом бесплатно. М.: Экономика и жизнь, 1996, № 16.
- Материалы круглого стола: жилищно-коммунальная реформа и формирование рынка жилья в странах СНГ. //Материалы экономического форума. Спб: МПАСНГ, июль 1996.
- Мильнер Б, Торкановский Е. Приватизация и управление. М.: Вопросы экономики, 1994, № 3.
- Минц И., Пинегина М. Основные принципы финансирования и оплаты услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве. М.: Вопросы экономики, 1993, № 7.
- Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ, 1995, № 16.
- Москаленко Е.Г. Особенности реформирования жилищно-коммунальной сферы за рубежом. В сб. тезисов-докладов научно-практической конференции 1111С Санкт-Петербургского Технологического института сервиса МГАСБУ., 17−18 декабря., 1997 г. Спб: СпбТИС., 1998.
- Немцов Б. Не надо путать реформу с повышением цен. М. Российская газета, 1997., 11 марта.
- Новрузов Р. Об эффективном управлении государственной собственностью. М.: Проблемы теории и практики управления, 1994, № 2
- Обзор экономики России: основные тенденции развития. Перевод с англ. М.: Прогресс, 1995.
- Овсянко Д. В. Чернова Г. В. Интересы, цели, показатели. Спб: Экономика, 1992.
- Орешкин А. Льготникам придется думать, на что тратить лишние деньги. Смена, 1997., 28 февраля.
- Орешкин А. Квартплата: перейдет ли количество рублей в качество обслуживания. Смена, 1996., 7 февраля.
- О реформе жилищно-коммунального хозяйства. М.: Экономика и жизнь. 1997, 13 марта.
- Ошеверова Д.В. Квартплата: сколько и за что мы платим. М.: Известия, 1996., ноябрь, № 208
- Попович Е.А. Коммунальные услуги: поиск новых организационных форм. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1993, № 5
- Преобразования научно-инновационной сферы региона. /Под ред. А.Е. Ко-гута. Спб: ИСЭП РАН, 1995.
- Проектирование городского хозяйства. Учебное пособие для Вузов., Под ред. Э. Я. Тухчина., 3-е изд., перераб., дополн. М.: Стройиздат, 1991.
- Пузанов А. На жилищных субсидиях экономить невыгодно. М., Экономика и жизнь, 1997, № 11
- Пчелинцев. О. На пороге жилищной реформы. М.: Вопросы экономики, 1993, № 7
- Пчелинцева JI.M. Жилищные льготы. М.: Инфра-М, 1996. ,
- Радыгин В. Технический взгляд на приватизацию в странах Запада. М.: Эко, 1992, № 3.
- Рахманов J1. Да будет свет. Спб: Санкт-Петербургские Ведомости, 1997., 28 февраля.
- Родионова Т.И. Экономико-организационные основы реформирования ЖКХ. Калуга, Облиздат, 2000.
- Рохчин В.Е., Чекалин B.C. Муниципальное планирование. Учебное пособие по спец. 0608 «Экономика и управление в городском хозяйстве». Спб: СпбГИЭА., 1996.
- Сиваев С.Б. Квартиры приватизированы, что дальше. М.: «Эко», № 5., 1996.
- Сивков В. Так вот ты какая коммунальная реформа. М.: Аргументы и факты, 1997, № 20.
- Соболева А. Концептуальное головокружение: жилищная реформа. «Санкт-Петербургские Ведомости», 1997.
- Собственность: корпоративная, государственная, муниципальная, частная. /Авт.-сост. Б. П. Красноглазов. М.: 1992.
- Соловьев В.Н. Развитие экономических форм и методов управления сферой сервиса в условиях становления рыночных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Спб: СпбТИС, 1997.
- Соловьев В. Н, Шопенко Д. В. Управление предприятиями сферы сервиса. Спб, СпбТИС, 1997.
- Стародубовская И. Логика жилищной реформы. М.: «Эко», 1996, с. 11−13.
- Суханов Е. Доверительное управление или траст. М.: Экономика и жизнь, 1995, № 6.
- Талонов А. Подвержено ли жилищно-коммунальное хозяйство политике протекционизма местных властей. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1994, № 4−5.
- Тахи-Заде Ф. Г. Тарифная политика как основа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1996, № 1.
- Тахи-Заде Ф. Г, Ярошевский Д. А. Программа жилищной реформы в коммунальном хозяйстве. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1992, № 7.
- Торкановский Е. Организационно-правовые формы государственного предпринимательства в современных условиях. М.: Хозяйство и право, 1994, № 8.
- Трегубов А. И, Хайло Е. Г. Некоторые проблемы перехода к рынку жилищно-коммунальной сферы./УПроблемы ремонта и эксплуатации жилищного фонда города в условиях проводимой реформы городского хозяйства. Сб. научн. трудов. Спб.: Оргтехиздат, 1995.
- Хайло Е.Г. Экономико-организационные основы развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях становления рыночных отношений.
- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Спб: СпбГИЭА., 1995.
- Хайло Е.Г. Организационные формы и направления жилищно-коммунального обслуживания населения. В сб. тезисов-докладов 11 региональной научно-технической конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей». Спб.: СпбГИЭА, 1995.
- Чернышев JI.H. О совершенствовании договорных отношений в отрасли. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1993, № 9.
- Чудинов А.С. Жилищная политика и реформа оплаты жилья. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, 1995, N°7−8.
- Ю2.Шопенко Д. В. Экономические методы управления технической реконструкцией. М.: Мысль, 1989.
- Шопенко Д.В., Соловьев В.Н, Горбоконь А. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности на предприятиях сферы сервиса. Учебное пособие. Спб: СпбТИС, 1997.
- Шохина Т. Быть недоверчивым, осторожным и честным. М.: «Огонек», 1994, № 8.
- Щекан Г. Социальное управление как система. М.: «Проблемы теории и практики управления», 1997.
- Экономические реформы: проблемы и перспективы /А.Е. Когут, О. П. Литовка, А-А.Румянцев и др./. Спб: ИСЭП РАН, 1993. ПО. Яковец Ю. В. Экономика России: перемены и перспективы. М.: Экономика, 1996.
- Яковлев В.А. Проблемы финансирования ремонтно-строительного производства. Спб: Оргтехиздат, 1993.
- Яковлев В.А. Концепция реформирования городского хозяйства. Спб: «Научно-технические ведомости технического университета». СпбТУ, 1997., № 1−2.
- Законодательные, нормативные и статистические материалы
- Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», М.: «Юр. лит.» 1991.
- Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР», Экономика и жизнь, 1991., № 4.
- Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Экономика и жизнь, 1992., № 10
- Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря1992 г., № 4218 -Г, «Российская газета», 1993., 23 января.
- Методика определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений, рацпредложений М.: ВНИИ-ТИ, 1977.
- Методические рекомендации «Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса (НТП)». М.: 1988.
- Постановление Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. № 481 «Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий и организаций в федеральный бюджет, включая погашение задолженностей по ним». М.: Экономика и жизнь, 1996., № 6.
- Постановление Правительства РФ «О дополнении Постановления Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 г., № 935», от 23 декабря1993 г., № 1329 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 г., № 52., с,5092.
- Постановление Правительства РФ «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» № 707 от 18 июля 1996 m. II «Экономика и жизнь»., № 26., 1996 г.
- Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации программы углубления экономических реформ» от 19 августа 1992 г.1. Л&-71. ПРИГЮЖНШ
- Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг по субъектам Российской Федерациип/п Субъекты Российской Федерации федеральныйстандарт 2001 г.
- Величина затрат на производство ЖКУ, руб. на 1 м общей площади жилья1. 2.