Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономическая адаптация выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования к рынку труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выработать комплекс законодательных, экономических, социальных мер, напрвленных на развитие внутрифирменного обучениянельзя допустить свертывания объемов профессиональной подготовки на том основании, что рынок сейчас не проявляет заинтересованности в тех или иных профилях образования. Ориентация на спрос со стороны невысокотехнологичных производств, столь распространенных в наше время… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Начальное и среднее профессиональное образование — 11 ведущие формы социальной адаптации молодежи к рынку труда
    • 1. 1. Социально-экономическая адаптация молодежи к рын- 11 ку труда как фактор социального развития
    • 1. 2. Тенденции развития начального и среднего 32 професссионального образования в условиях трансформации и проблемы социально-экономической адаптации их выпускников к рынку труда
  • Глава 2. Социально-экономическая адаптированность выпуск- 54 ников начального и среднего профессионального образования к региональному рынку труда: проблемы анализа
    • 2. 1. Основные направления и методы анализа соответствия 54 профессиональной подготовки рабочих массовых профессий и специалистов среднего звена потребностям регионального рынка труда
    • 2. 2. Уровень адаптированности выпускников начального и 81 среднего профессионального образования к региональному рынку труда
  • Глава 3. Пути повышения социально-экономической адаптации 106 выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда
    • 3. 1. Модернизация системы профессионального образова- 106 ния — необходимое условие повышения адаптированности выпускников к рынку труда
    • 3. 2. Зарубежный опыт социально-экономической адапта- 127 ции выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда и его использование в России
  • Заключение

Социально-экономическая адаптация выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования к рынку труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастающим значением роли образования для модернизации экономики и развития страны в целом. Ныне действующая система профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.

Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего начального и среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям.

Система начального и среднего профессионального образования явно не в полной мере обеспечивает подготовку кадров массовых рабочих профессий и специалистов среднего звена. Структура подготовки выпускников все еще не адекватна структуре потребностей в них рынка труда, качество подготовки во многих учебных заведениях этого уровня продолжает оставаться невысоким. Не обеспечивается в достаточной степени воспроизводство и развитие инновационного потенциала, подготовка хозяйствующего субъекта, предпринимателя. В связи с переходом к рыночной экономике появилась необходимость в новых специальностях и профессиях, например, в сфере финансов, менеджмента, банковского дела и т. д., которую многие профессиональные учебные заведения не в состоянии удовлетворить на качественном уровне.

Значимость начального и среднего профессионального образования возросла и в силу того, что система подготовки работников на производстве оказалась практически разрушенной.

К сожалению, проблемы функционирования и развития системы начального и среднего профессионального образования в условиях социальной трансформации не получали до последнего времени должного внимания со стороны государства.

В результате в ряде традиционных и новых отраслей экономики образовалась значительная нехватка рабочих массовых профессий и специалистов среднего звена.

Четко обозначившееся в последнее время «возвращение» государства к решению накопившихся проблем в системе начального и среднего профессионального образования востребовало и соответствующее научно-методическое обеспечение. Среди основных направлений исследований важное место занимает проблема социально-экономической адаптации выпускников этого уровня профессионального образования к существующим и перспективным потребностям рынка труда, а в рамках этой общей проблемы — вопросы методики и инструментария анализа. Все это и обусловило выбор темы и основные направления исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы адаптации населения к рыночным отношениям, связанные с различными сторонами жизнедеятельности людей (производством, потреблением, доходами, уровнем и качеством жизни и т. д.) нашли отражение в работах ученых: Е. М. Авраамовой, В. Н. Бобкова, Н. А. Волгина, Н. Н. Гриценко, Е. Д. Катульского, А. В. Кашепова, Ю. П. Кокина, Р. П. Колосовой, С. А. Кузьмина, И. С. Масловой, К. И. Микульского, А. А. Никифоровой, Г. И. Осадчей, В. А. Павленко, В. В. Радаева, Б. В. Ракитского, Н. М. Римашевской, Р. В. Рыбкиной, С. Н. Смирнова, Э. Р. Саруханова, М. Р. Феоновой, JI.C. Чижовой и др.

Общие проблемы адаптации личности и различных категорий населения, в которых в той или иной степени освещались вопросы социально-экономической адаптации к рыночным отношениям учащейся молодежи, исследовались в работах А. А. Ананьева, З. В. Бабкиной, B.C.

Боровика, В. В. Быкова, A.JI. Дадашева, Г. Г. Дилигенского, Д. Ю. Зубарева, И. К. Золотовой, А. Э. Зуева, Ю. В. Гана, В. А. Ефимова, С. В. Кинелева, Т. Л. Кончанина, Н. С. Маликова, B.C. Немченко, А. С. Потапова, Л. М. Ростовой, Ю. А. Румянцева, В. Н. Судакова, В. И. Чупрова, А. И. Шендрика и других.

Однако, несмотря на активизацию исследований проблем адаптации населения, в том числе и молодежи, к рыночным отношениям в существующей научной литературе проблема социально-экономической адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда непосредственно не рассматривалась.

Актуальность, недостаточная научная разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы диссертации и определили ее цель.

Цель диссертации заключается в выработке основных подходов к анализу процессов социально-экономической адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования для определения основных направлений повышения эффективности этого процесса.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие основные задачи:

1.) разработка теоретических проблем и инструментария анализа социально-экономической адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда;

2.) определение тенденций и динамики развития взаимосвязи системы начального и среднего профессионального образования и рынка труда в трансформационный период;

3.) выявление основных проблем и путей повышения уровня подготовки выпускников в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда с учетом региональной специфики и международного опыта;

4.) совершенствование управления процессом адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к региональному рынку труда.

Объектом исследования выступает уровень социально-экономической адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования, определяемый их востребованностью на рынке труда и перспективами его развития.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, определяющих социально-экономическую адаптацию выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда.

Теоретико-методологические основы исследования опираются на фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области социально-трудовой проблематикипринципы и категории экономической теориисистемный подход к исследуемым процессамключевые положения трудов отечественных ученых, посвященные проблеме адаптации молодежи к рыночным отношениям.

Особую значимость в проведении исследования имело изучение федеральных законов и программ в области занятости населения и развития образования в трансформационный период.

Эмпирической базой работы являются:

1. данные органов государственной статистики, отдельных министерств и ведомств Российской Федерации, ряда регионов России;

2. информация, содержащаяся в периодических изданиях и публикациях, в том числе и Международной организации труда (МОТ);

3. результаты социологического исследования по теме «Профессиональная квалификация и рынок труда», проведенного ИСЭПН РАН при участии автора в двух регионах России — Ставропольском крае и Нижегородской области в середине 90-х годов;

4. результаты социологических опросов учащейся и студенческой молодежи, выпускников учебных заведений.

Новизна исследования.

• исследование является одной из первых работ, посвященных проблеме социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников начального и среднего профессионального образования;

• уточнено содержание понятия «социально-экономическая адаптация к рынку труда». По мнению автора социально-экономическую адаптацию выпускников профессиональной школы к рынку труда следует рассматривать как их способность накапливать и использовать имеющиеся профессионально-квалификационные ресурсы, личностный потенциал для встраивания в сложившуюся хозяйственную ситуацию с целью реализации своих потребностей и интересов, а так же изменения этой ситуации;

• показано, что взаимосвязь и взаимозависимость между рынком образовательных услуг и рынком труда не сводится к соответствию количества и качества выпускников профессиональных учебных заведений количеству и качеству вакансий на рынке труда, к текущей конъюнктуре спроса и предложения рабочей силы. Взаимодействие между этими рынками с необходимостью включает в себя и изменения самого рынка труда под влиянием воздействия на него нового поколения рабочей силы;

• на основе анализа основных тенденций и динамики развития профессионального образования на первых этапах социально-экономической трансформации выявлена объективная необходимость опережающей модернизации системы профессионального образования относительно текущих потребностей рынка труда;

• поставлена проблема анализа региональной специфики социально-экономической адаптации учащейся молодежи к рынку труда и показаны основные пути ее решения;

• сформированы основные подходы к анализу социально-экономической адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда, очерчена основная проблематика этого процесса, разработан инструментарий, позволяющий вести его мониторинг на федеральном и региональном уровнях;

• разработаны основные направления и пути повышения социально-экономической адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда с учетом региональных особенностей и международного опыта.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные положения и выводы, сформулированные в работе, разработанные подходы к анализу подготовки выпускников начальной и средней профессиональной школы к производственной и хозяйственной деятельности, могут быть использованы органами управления различных уровней для определения путей совершенствования обучения новой рабочей силы, изучения тенденций в изменении спроса и предложения молодой рабочей силы, управления процессом адаптации деятельности учебных заведений к текущим н перспективным потребностям рынка труда.

Изложенный инструментарий анализа и методика его проведения могут оказать определенное научно-методическое содействие в организации и проведении мониторинга социально-экономической адаптации выпускников профессиональной школы к текущим и перспективным потребностям рынка труда.

Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты исследования опубликованы в девяти статьях, в том числе в ежегодных аналитических докладах ИСЭПН РАН «Россия» (1997 — 2001 гг.), а также з сборниках отдельных научно-практических конференций.

Предлагаемая система анализа положения выпускникоз профессиональных учебных заведений на рынке труда получила апробацию в Ставропольском крае и Нижегородской области. Результаты исследования были использованы органами управления этих регионов для внесения корректив в планы профессиональной подготовки, усиления взаимодействия с предприятиями и организациями региональных систем начального и среднего профессионального образования.

Заключение

.

Проведенное нами диссертационное исследование позволяет сделать ряд выводов:

• Социально-экономическая адаптация выпускников профессиональной школы, включая начальное и среднее профессиональное образование, выступает важнейшим фактором всего социального развития общества, так как профессиональная учеба является фундаментальной характеристикой молодежи;

• Под социально-экономической адаптацией выпускников профессиональной школы к рынку труда нами понимается их способность накапливать и использовать имеющиеся профессионально-квалификационные ресурсы, личностный потенциал для включения в сложившуюся хозяйственную ситуацию с целью реализации своих потребностей и интересов, а так же изменения этой ситуации;

• Социально-экономическая адаптация выпускников профессиональных учебных заведений начального и среднего образования к рынку труда подразумевает процесс повышения уровня их профессиональной подготовки, конкурентоспособности, занятости, предприимчивости. Этот процесс также включает в себя формирование у выпускников стремления к качественному и эффективному труду, профессиональному совершенствованию знаний и умений, воли, инициативы, ответственности, умения работать в коллективе и с коллективом. Он ставит своей основной целью подготовку хозяйствующего субъекта — индивида, способного эффективно распорядиться своей рабочей силой на рынке труда;

• Трудоустройство выпускников профессиональной школы осложнено исчезновением его распределительной системы, появлением конкуренции, преимущественной ориентации работодателей на профессионализм и опытность работника, инерционностью системы образования;

• Стремление молодежи к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда привело к росту численности учащихся вузов и техникумов, что способствовало качественному изменению образовательного уровня занятых: ныне большинство занятых в экономике имеют среднее специальное, незаконченное высшее образование, в то время как большинство рабочих мест не требуют такого уровня квалификации. Это и предопределяет необходимость в опережающем развитии систем начального и среднего профессионального образования, усиления к ним внимания со стороны государства.

• Модернизация систем начального и среднего профессионального образования должна проводиться с учетом всех социальных последствий для каждого конкретного региона, города или района, сохранения достигнутого уровня социальной защищенности подростков и молордежи;

• Повышение уровня социально-экономической адаптированности выпускников профтехучилищ и техникумов к рынку труда предполагает усиление взаимодействия между органами по труду и занятости и органами всей системы образования, а также с работодателями;

• Наряду с созданием системы регулярного прогнозирования краткосрочных и перспективных потребностей рынка труда в выпускниках начального и среднего профессионального образования необходимо и создание системы постоянного наблюдения за уровнем их социально-экономической адаптированности к рынку труда, рыночным отношениям в целом;

• Мониторинг социально-экономической адаптации выпускников профтехучилищ и техникумов позволяет: определять уровень насыщения основных сфер региональных рынков труда, для которых традиционно осуществляется подготовка рабочих и специалистовнаходить новые сферы занятости, притягивающие рабочую силу из сфер традиционного приложения трудаустанавливать уровень частичной занятости и безработицы по регионам среди молодых рабочих и специалистов, мужчин и женщин и в профессиональном разрезекорректировать пропорции приема и выпуска рабочих и специалистов в регионах по основным сферам деятельности, для которых осуществляется подготовкапредусматривать сокращение подготовки по ряду профессий и ее расширение по кругу профессий, пользующихся спросомопределять соответствует ли квалификация новой рабочей силы требованиям работодателей, и с учетом их оценок совершенствовать содержание и продолжительность подготовки;

• Специфика социально-экономической адаптации выпускников профтехучилищ и техникумов к рынку труда заключается и в их большой зависимости от регионального или даже локального рынка труда, что обусловливает определяющую роль региональных органов в управлении этим процессом.

В профессиональном образовании и подготовке кадров назрела потребность в более систематических и целенаправленных преобразованиях, интегрированных к социально-экономическим условиям России:

— необходимо усилить поддержку профобразования и подготовки кадров со стороны новых промышленных структур, инвесторов, требуется развивать институт социального партнерстванеобходимо повышать внутреннюю и внешнюю систему профобразования и подготовки кадров;

— содержание профессионального образования должно преодалеть узкоспециализированную ориентацию, открыть новые стороны привлекательности и востребованности системы, предоставитьвозможность выпускникам учебных заведений более демократического и либерализированного продвижения по различным образовательным траекториям;

— следует придать системе необходимые свойства релевантности, доступности, мобильности с учетом негативных и позитивных процессов и тенденций, которыми характеризуется российская и международная действительность;

— минимизировать дефицит рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, проводить экономическое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, разработку и реализацию разнообразных образовательных программ;

— развивать формы диалога между рынком рабочей силы и системой образования;

— усилить взаимодействие региональных систем служб занятости и профессиональной подготовки.

— выработать комплекс законодательных, экономических, социальных мер, напрвленных на развитие внутрифирменного обучениянельзя допустить свертывания объемов профессиональной подготовки на том основании, что рынок сейчас не проявляет заинтересованности в тех или иных профилях образования. Ориентация на спрос со стороны невысокотехнологичных производств, столь распространенных в наше время, порождала бы воспроизводство устаревших квалификаций. Реформа в сфере развития кадрового потенциала включает следующие мероприятия: разработка и координация программ развития человеческих ресурсов, подготовки и переподготовки кадров, организация системы профессиональной ориентации населения, планирование трудовой карьеры и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда-М. 1998.-407 с.
  2. Е.М. Время перемен: социальная адаптация населения.-М.:ИСЭПН РАН, 1998.-229 с.
  3. А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике// Вопросы экономики. М.1995. Вып.5.
  4. В.В. Регулирование занятости в Германии//Труд за рубежом. 1999.-№ 1
  5. Е., Петров О. Мониторинг социально-трудовой сферы// Экономист. М.: 1998.-№ 4.
  6. Е.Г. Профессиональная подготовка молодых рабочих кадров.// Народонаселение. М.:1999. — № 1.
  7. B.C. Социальное развитие региона. -Саратов, 1995.-117 с.
  8. Е. Россия: проблема безработицы в переходный период//Проблемы теории и практики управления.М.1993. Вып.1.
  9. Батяева Т, Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. Безработица среди специалистов российкий феномен//Человек и труд.М. — 1993.№ 11
  10. Ю.Бестужев-Лада И.В., Башмаков В. И. Социальные проблемы молодежи. М. 1982. с. 14.11 .Бестужев-Лада И. В. Безработица? Не может быть! М.: Знание, 1992
  11. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России М.: ВЦУЖ, 1995. -258с.
  12. Э., Кузьмин С. Реальный путь противодействия безработице//Человек и труд. М. 1996. Вып.11.
  13. .Д. Подвижность населения и трудовых ресурсов.-М.:Статистика. 1977.-175с.
  14. Бузгалин А. В. Переходная экономика.М.: Таурус. 1994.
  15. Ю.Е., Мошняга В. П. Занятость и безработица населения в условиях рыночной экономики: международный опыт.-М:Ин-т пов. квал. РФ и Ин-т молодежи, 1993
  16. Вишневская Н. Государственная политика занятости.// Труд за рубежом. 1999.-.№ 2
  17. JI., Соловьева А., Устинов В., Шолохов И. Трудоустройство выпускников вузов С.-Петербурга: основные тенденции. // Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.-Петербурга. С.-Петербург: 1999. — № 1−2. С. 18−24-
  18. А., Андреев Е. Естественный прирост населения в России в предстоящие 50 лет будет отрицательным. // Вопросы экономики. 2001 г. № 1
  19. Н.А., Плакся В. И. Доходы и занятость населения: мотивацион-ный аспект.-М.Российская академия управления, 1994.-184с.
  20. Г. К вопросу о безработице в переходный период// Российский экономический журнал. М. 1994. Вып.4.
  21. Вопросы статистики. М.: 1995, № 2. С. 21−25
  22. O.JT. Система образования в ФРГ// Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ. М.: НИИВО, 1991. Вып.1. С. 132.
  23. А.И. Система образования в Японии// Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ. М.: НИИВО, 1989. Вып.1. С. 60.
  24. Л. А., Смирнов И. П., Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М.:
  25. Институт развития профессионального образования, Академия профессионального образования, 1997.
  26. С.В. Общая характеристика социально-экономической адаптации.-М.: Сборник научных трудов Академии труда и социальных отношений, 1998. 13с.
  27. С.В. Сущность и содержание социально-экономической адаптации выпускников негосударственных вузов. М.: Академия труда и социальных отношений, 1998. 52с.
  28. .М. Экономика и социология труда. М.: изд. Норма, 1998.-384 с.
  29. И.И. Регулирование процессов занятости населения. Народонаселение. ИСЭПН РАН. 1999.-№ 1
  30. С.С., Мукашева JI.K. Профессиональная консультация в средней школе США// Советская педагогика. М. 1990. Вып.9.
  31. А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации (региональный аспект)//Вопросы экономики.-1993. -№ 12.
  32. А.А., Мирская М. И. Социология труда. М.: Высшая школа. 1989
  33. А.Н. Школа Франции XX столетия. М.1989.
  34. А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. М. 1997.
  35. Э. Три источника и три составные части кризиса школы //Народное образование. 2000. № 2. с. 12−17
  36. Доклад о состоянии занятости в мире в 1998—1999 гг. Серия публикаций по социально-трудовым вопросам в странах Восточной Европы и Средней Азии. Выпуск 3. М.: Бюро МОТ. 1999. С.73-
  37. В. Диалоги о реформировании школы //Народное образование. 2000. № 2.
  38. Е.Н. Интересы общества и личности в области высшего образования. Проблемы социологического изучения потребности в образовании. М. 1981. с. 56.
  39. И. Е. О пользе рынка труда//Вопросы экономики.М.1991. Вып. 9.
  40. И.Е. Узловые проблемы политики на рынке труда//Вопросы экономики. -1994.- № 9.
  41. С. Система профессионального образования должна чутко реагировать на запросы рынка труда.//Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.-Петербурга. С. Петербург: 1998. — № 1. С.27−29.
  42. О.И., Смирнова Г. П., Фролов Д. Ф. Специалист с высшим образоваем на рынке труда.//Гуманитарные науки. С.-Петербург. № 2. 1999.
  43. А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития//Экономист. М.1992. Вып. 12.
  44. С.А., Одегов Ю. Г., Никонова Т. В., Журавлев П. В. Поиск работы: проблемы и решения (теоретические основы и практические рекомендации).- М.: Изд-во РЭА, 1995.-256 с.
  45. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управлеия. М.: ЗАПО «Финстатинформ», 1998
  46. Е.Д., Якимов В. Н. Управлене трудом и социальными процессами.- М., 1996.- 240с.
  47. А.Кашепов.Проблемы предотвращения массовой безработицы в России//Вопросы экономики.М. № 5.1995.
  48. Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. М.1988.
  49. В. Правовое регулирование занятости//Советские профсоюзы. М.1992. Вып.2.
  50. Н.А. Очерки истории средней школы. Гимназии и реальные училища конца XIX в. до Февральской революции 1917 г. М. 1956.
  51. Н.А. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX вв.: Сб. науч. трудов.М. 1980. С. 67−95.
  52. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990
  53. А.О. О понятии рынка труда.// Вопросы экономики.-1998-№ 1
  54. С. Методология оценки безработицы//Человек и труд.М. № 8 -1993.
  55. Краткий словарь по социологии/Авт.-сост.П. Д. Павленок.-М.:ИНФА-М, 2000.-272с.-Библиотека малых словарей «ИНФА-М»
  56. Ч. Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции. М.1995.
  57. Г. М. Планирование вопроизводства квалифицированных кадров в регионе. -JI.: ЛГУ, 1985.-160с.
  58. К. Р., Брю С. Л. Экономикс: в 2-х то мах.-М.:Республика, 1992.
  59. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-проресс, 1995. 13 с.
  60. Матыцина Н. Обеспечение занятости населения//Экономист.М. № 4 -1992.
  61. И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект). М.: Экономика, 1990
  62. Между народная стандартная класификация образования (МСКО) ЮНЕСКО/ превод И. Е. Волковой М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  63. А.А. Трудовой потенциал российской молодежи: структура, вопроизводство, перспективы.-М., 19 992.-109с.
  64. Молодежь России: тенденции, перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1993−215с.
  65. Молодежь 97: надежды и разочарования. М.:НИЦ ИМ. 1997.-339с.
  66. Мэнкью Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994
  67. Е. Модель для сборки: труд молодежи. Зарубежный опыт.//Служба кадров. 1999.-№ 8
  68. Образование и развитие человеческого потенциала.//Доклад о развитии человеческокого потенциала в Российской Федерации. М. вып. 3. 1998.
  69. Официальные документы в образовании. № 8 апрель. 2001 г. 81 .Официальные документы в образовании. № 9 март. 2001 г.
  70. Официальные документы в образовании. № 14 май. 2001 г.
  71. Л.И. Тенденция развития современной школы ФРГ.// Педагогика. М.1991. Вып.2.
  72. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1015.
  73. А.С. Особенности рынка труда молодежи и приоритеты участия государства в его развитии (на примере г. Москвы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 1999 г.
  74. А.С., Быков В. В., Маликов Н. С. Столичная молодежь: отношение к жизни.//Человек и труд. 2000 г.-№ 6.
  75. А.С., Быков В. В., Кравченко Л. В., Герасимова Т. В. Рекомендации для работодателей по проведению трудовой адаптации молодежи на предприятиях. М. МУТЗМ «Перспектива» 2000.
  76. Подбор персонала и трудоустройство населения (деятельность негосударственных организаций). Выпуск 2.//Комитет труда и занятости Правительства Москвы. М., 1999.
  77. Проблемы трудоусторойства и адаптации к рынку труда выпкскников учреждений профессионального образования. Первая Межрегиональная научно-практическая конференция. М., 2000.
  78. Проблемы прогнозирования. М.: 1995. вып. 3. С. 147−148-
  79. В.В. Экономическая социология М. Аспект Пресс. 1998.
  80. Т.Н. Подростки на рынке труда//Человек и труд.-1998.-№ 4.
  81. Е. Все мы в одной лодке // Народное образование. 2000. № 2.
  82. Результаты социологических опросов, проведенных специалистами Академии труда и социальных отношений, другими учреждениями г. Москвы
  83. Реформирование региональной системы профессионального образования: опыт и проблемы. Европейский фонд образования. М., 1998.
  84. В.З. Управление потребностью в образовании как задача социальной политики. Проблемы социологического изучения потребности в образовании. М. 1981. с. 43.
  85. С. Служба занятости и ее функции. М.: РЭА, 1992
  86. М.Н., Рубина Л .Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.:Политиздат. 1998−224с.
  87. В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. М.: Наука, 1995.- 95с.
  88. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования.- М.: Наука, 1995.-95с.
  89. Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России/ Под. ред. Р. П. Колосовой, М. В. Артамоновой.-М.МГУ, 1995.-213 с.
  90. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина.-М.:"Экзамен", 2000.-448с.
  91. Н.Б. Впечатления о современной немецкой школе// Педагогика.М.1993.Вып.2.
  92. Ю4.Сенявский С. Л. Социальный структура советского общества в условиях развитого социализма. 1961−1980 гг. М. 1982. С. 89.
  93. Ю5.Сидоров В. А., Катульский Е. А., Никулин Н. Г. Социально-экономические проблемы подготовки молодежи к труду. М. 1982.с.57,74.
  94. Юб.Системы профессионального образования в Российской Федерации. Национальная Обсерватория профессионального образования., 1998.
  95. С.Н., Синягин А. К., Богданов J1.H. Практическое пособие по составлению региональных программ занятости населения.-М.:Цезан, 1993.-87с.
  96. Ю8.Словарь. Социальная политика, уровень и качество жизни. Под редакцией д.э.к. Бобкова В. Н, д.э.н. Починка А. П. М. 2001 г.
  97. С.Н. Рынок труда России. М.: ФАСТПРИНТ, 1998
  98. Ю.Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики. М.:Гелиос, 1999.
  99. Ш. Смирнов С. Н. Очерки государственной политики занятости. М.: ФАСТПРИНТ, 1999.
  100. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики/ Научн. ред. и сост. Н. А. Волгин, А. И. Щербаков. -М.: РАГС, 1996.-180с.
  101. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы/Под общ. ред. А. К. Акимова, Н. А. Волгина.-М.:Молодая гвардия, 1996.-221с.
  102. Социальная политика и социология. МТСУ «Союз»:М.2001 .-№ 3
  103. Социологические исследования. М.:1996, № 2, С. 19−24-
  104. Пб.Стендинг Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы //
  105. Вопросы экономики. М. № 12 1993.
  106. Г. Рынок промышленной рабочей силы в России//Проблемы теории и практики управления. -1993.-№ 2, с.46−50
  107. Т.А. Принципы регулирования рынка и трудоустройства молодых специалистов в разных капиталистических странах. Проблемы зарубежной высшей школы. Вып. № 3, М., 1991.
  108. Н.М. Из опыта индивидуализации подготовки специалистов в США// Современная высшая школа. 1989. Вып.4. С. 154 160.
  109. М.Г. Объединенная Германия: образовательная политика //Педагогика.М.1994.Вып.5.
  110. М.Р., Спиридонова Г. В. Общеобразовательная и профессиональная подготовка.Россия -1997.Социально-демографическая ситуация. VII ежегодный доклад. ИСЭПН РАН. М.1998.
  111. М. Р., Спиридонова Г. В. Профессиональная квалификация и рынок труда. Россия 1998. Социально-демографическая ситуация. VIII ежегодный доклад. ИСЭПН РАН. М.1999.
  112. М.Р., Спиридонова Г. В. Образовательный и профессиональный уровень молодого поколения. Россия -1999. Социально-демографическая ситуация. IX ежегодный доклад. ИСЭПН РАН. М.2000.
  113. В. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад на Всероссийском совещании работников образования // Народное образование. 2000. № 2.
  114. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. В. В. Розанов. В. П. Коптерев. М. 1995.
  115. П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991.
  116. Э.К. Новая модель занятости. Актуальные проблемы Европы .№ 4, 1999.
  117. Т.В. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США.М.1989.
  118. В.В. Экономические проблемы образования. Монография. /Под ред. д.э.н., проф. Скаржинского М.И.- Кострома. Издательство КГПУ им. Н. А. Некрасова. 1996. -Часть 1.200 с.
  119. Т. Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы) //Проблемы теории и практики управления.М. № 4 1994.
  120. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. № 9
  121. Экономика труда. Под ред. Г. Р. Погосяна и Л. И. Жукова. М.: Экономика, 1991.
  122. Bildungsgesamtplan. Stuttgart, 1973. Bd 1.
  123. Grund- und Strukturdaten BMBM 1988/89. Bad Honnef, 1989.
  124. M.SJ. 25 YEARS of Evolution of Engineering Education and Training in Westen European Countries// Contemporary Higher Education. 1989.№ 3. p. 115−126.
  125. Richter. Training needs. Assessment and monitoring. International labour office Geneva. 1986. p.82.
  126. Planning, Programming and Evaluating Vocational Training, Report of APSDEP/ILO/Japan Regional Workshop, 11−12 August 1986, Chiba, Japan, APSDEP, Islamabad, 1986.p.l09.
  127. Statistisches Jahrbuch 1984 fur die DRD. Wiesbaden, 1989.
  128. Winkler R. Differenzierung, Funktionen, Formen und Probleme. Regensburg, 1978.
Заполнить форму текущей работой