Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концептуально-методические основы разработки и оценки региональных комплексных программ с использованием инструментов индикативного планирования: на материалах Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством, п. 5.16 -управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование концепций индикативного планирования и целевого программирования социальноэкономического развития региона. 1.1.конрмическая сущность и гносеологический анализ индикативного планирования.

1.2. Использование индикаторов социально-экономического развития региона в контексте формирования целевых комплексных программ.

1.3. Методические аспекты разработки и оценки региональных программ социально-экономического развития.

Глава 2. Комплексная оценка социально-экономического развития Республики Адыгея в контексте реализации Программы социально-экономического развития на 2004−2008гг.

2.1. Основное содержание Программы социально-экономического развития Республики Адыгеяша 2004−2008 гг.

2.2. Апробация методики целеполагания на примере Программы социально-экономическогофазвития'Республики Адыгея на2004−2008гг.

2.3. Практическая реализация методики оценки эффективности реализации региональной программы посредством индикаторов социально-экономического развития.

Глава 3. Совершенствование методики разработки и оценки региональных программ на основе использования) индикаторов социально-экономического развития (на примере Республики Адыгея)

3.1. Комбинированный подход к разработке и оценке региональных программ комплексного развития.

3.2. Модернизация* структуры региональной программы путем внедрения индикаторов социально-экономического развития территории.

Концептуально-методические основы разработки и оценки региональных комплексных программ с использованием инструментов индикативного планирования: на материалах Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена целесообразностью использования региональных комплексных программ в качестве действенного средства поддержания необходимых территориальных пропорций в! социально-экономической сфере и недопущения чрезмерной дифференциации регионов по уровню развития.

К настоящему времени в мировой практике регионального программирования накоплен существенный опыт теоретических исследований и методических аспектов разработки и оценки целевых комплексных программ, однако в российских условиях теория и методология программно-целевого планирования и управления до сих пор носит незавершенный характер.

Недостаточно проработан и научно обоснован организационно-методический механизм оценки уровня социально-экономического развития территории в контексте реализации региональных программ. В большинстве случаев при формировании целевых комплексных программ раздел о механизме их реализации представляется в виде перечня мероприятий, нацеленных на достижение намеченных результатов, которые, в свою очередь, заменяют систему оценочных процедур. Программы, в которых конкретные показатели социально-экономического развития региона задаются не одной, зачастую не обоснованной, цифрой, а в пределах пороговых значений, свидетельствующих о приближении критического или желаемого состояния социальных и экономических процессов и явлений, сигнализирующего о необходимости включения соответствующих регулирующих или корректирующих рычагов, встречаются крайне редко. И практически нет программ, где эти регуляторы увязывались бы с целевыми установками. Данное обстоятельство нередко является причиной несоблюдения сроков реализации программных мероприятий или необоснованного их финансирования.

Целесообразность использования в программах результативных показателей (индикаторов) в строгой увязке с намеченными приоритетными направлениями развития региона очевидна. Именно благодаря сопоставлению желаемых целей развития социально-экономической сферы региона с ее возможностями территориальным органам управления удается определять реалистичные «точки роста» экономики региона.

Следует f отметить неоспоримую важность процесса определения перспективных направлений социально-экономического развития региона в контексте разработки целевой комплексной программы. Правильный выбор приоритетов, устанавливаемых программой, позволяет концентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать эффективность программных мероприятий.

Однако на практике процедура отбора проблем для программной проработки ограничивается перечнем «больных» участков в социально-экономическом развитии региона, тогда как целесообразнее с применением научно-обоснованного подхода из всего массива проблем выбирать те, решение которых открывает качественно новые перспективы для региона.

Кроме того, в большинстве случаев при разработке целевых комплексных программ не обеспечивается взаимоувязка целей, приоритетов, индикаторов и регуляторов регионального развития.

Преодоление отмеченных выше недостатков представляется актуальным и позволит реализовать более эффективное управление социально-экономической' системой^ территории на основе включения и адаптации элементов индикативного планирования в процесс разработки и реализации региональных программ социально-экономической направленности.

Высказанные положения свидетельствуют об актуальности диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и • методологические основы индикативного планирования социально-экономического развития страны (региона) нашли свое отражение в работах зарубежных ученых Дентона Дж., Казеса Б., Ковача Дж.,. Даллаго Д. и др.

В Отечественной экономической науке анализ вопросов использования зарубежного опыта индикативного планирования, условий его применения в российской практике, проблем становления и развития системы индикативного планирования в России представлен в трудах Дудкина В., Лексина В., ШвецоваА., Кузьбожева Э., Самофаловой Е., Вергаковой Ю., Евченко А., Ивановой Е., Петрова Ю. и др.

Вопросам использования программно-целевого метода в практике управления социально-экономическим развитиемфегиона посвящены: работы Адамеску А., Куева А., Лексина В., Райзберга Б., Лобко А, Митрофановой И., Швецова А.

Весомый вкладв исследование проблематики программно-целевого и индикативного планирования в территориальном аспекте внесли разработки ученых Институтаэкономики: РАИ, Центрального экономико-математического институтаРАН, Фонда «Институт экономики города», Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Совета по изучению производительных сил и экономического сотрудничества МЭРиТ РФ и РАН, ВНИИСИ РАН, Института экономики УрО РАН, Института экономических исследований ДВО РАН и др.

С началом5 кардинального реформирования' российскойэкономики и модификации механизмов государственного регулированияособое значение приобрели исследованияпо проблемам региональной политики таких ведущих: экономистов, как Гранберг. А., Татаркина А., Минакир П., Нчелинцев О, Гапоненко А., Леонов С. и др.

Однако практическиотсутствуют публикации, посвященные возможностям использования элементов индикативного планирования в процессе разработки и оценки региональных программ социально-экономического развития.

Существенный разрыв между теорией индикативного планирования и программно-целевого управления социально-экономическим развитием региона, с одной стороны, и потребностями региональной социально-экономической политики, требующими адаптации инструментальной базы к особенностям российской экономики, с другой стороны, обусловили выбор темы настоящего исследования и определили его цель.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертационного исследования является совершенствование механизма формирования и оценки программ социально-экономического развития регионов в тесной увязке с системой целеполагания на основе применения индикативных инструментов.

Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:

— уточнить место и роль социально-экономических индикаторов как центрального звена индикативного планирования в системе регионального программирования;

— разработать иерархию индикаторов социально-экономического развития как инструмент оценки региональных комплексных программ;

— предложить систему разработки и оценки региональных комплексных программ на принципах целеполагания, сценарного подхода и индикативного планирования;

— апробировать комбинированный подход к разработке и оценке региональной программы социально-экономической направленности;

— обосновать направления совершенствования процедуры разработки программы комплексного развития региона и модернизации ее структуры с учетом особенностей комбинированного подхода.

Объектом исследования явилась социально-экономическая система Республики Адыгея, рассматриваемая под углом зрения разработки и реализации комплексной программы развития.

Предметом исследования явилась методика формирования системы подготовки, реализации и оценки региональных комплексных программ на принципах целеполагания и программного индикатирования социальноэкономического развития.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством, п. 5.16 -управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления, п. 5.17. региональное стратегическое планированиерегиональные программы развития, экономические проблемы федерализмаэкономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерациипроблемы разграничения полномочийи предметов ведения и эффективность государственного управления в территориальном аспектеэкономические проблемы местного самоуправления:

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили научные исследования фундаментального и прикладного характера отечественных и, зарубежных авторов в области государственного регулирования национальной экономики, региональной экономики, программно-целевого планирования и управления, регионального программирования и индикативного планирования.

В ходе исследования применялись расчетно-аналитические методы, экономико-математические методы в части ретроспективного факторного анализа, анализа иерархий, оптимизационного моделирования, методы динамических рядов, экспертных оценок и матричного анализа.

Информационной и^ эмпирической базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа по Республике Адыгея, Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, региональные программы социальноэкономического' развития, а также результаты проведенных автором исследований.

Информационно-эмпирической и нормативно-правовой базой обеспечения доказательности концептуальных положений, достоверности выводов и рекомендаций исследования стали труды российских и зарубежных ученых по вопросам индикативного планирования и регионального программирования, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа по Республике Адыгея, Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, законодательные и нормативные акты органов государственной власти РФ и Республики) Адыгея, регламентирующие основы разработки и реализации региональных программ социально-экономической направленности, определяющие порядок введения системы индикативного управления в.регионах.

Рабочая гипотеза исследования исходит из предположения о том, что эффективность реализации региональной программы социально-экономического развития в значительной мере зависит от того, насколько реалистично в процессе ее разработки были заданы цели и определены приоритеты регионального развития, и как объективно была сформирована система оценочных показателей.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Важнейшими факторами, определяющими успешность реализации региональных комплексных программ, являются стратегическая значимость проблемы для развития территории и эффективная система оценки. Уточнение понятийного аппарата, — содержания методики регионального программирования, обобщение практического опыта позволили определить концептуальные положения по эффективности разработки и оценки региональных программ.

2. До настоящего времени разрабатываемые в Республике Адыгея целевые программы социально-экономической направленности не увязывались со стратегическими приоритетами, не предполагали действенных механизмов оценки программных мероприятий. В данных условиях актуальным представляется выбор наиболее выгодного варианта сценарного развития республики с учетом выявленных «точек роста» экономики и стабилизации социальной сферы региона, и формирование адекватной им системы оценочных показателей (индикаторов).

3. Перспективным направлением совершенствования процесса разработки и оценки региональных комплексных программ является практика использования комбинированного подхода, основанного на сценарном представлении перспектив региона, принципах целеполагания и программном индикатировании социально-экономического развития региона. Предлагаемый подход не только позволит сконцентрировать усилия на стратегически важных участках регионального развития, но и обеспечит взаимоувязку в цепи «цель — приоритет развития — индикатор — регулятор».

4. Одной из наиболее успешных концепций оценки региональных целевых комплексных программ представляется использование трехуровневой иерархии единичных, обобщенных и интегрального индикаторов социально-экономического развития территории, позволяющей определить уровень регионального развития в контексте реализации программных мероприятий и обосновать необходимость включения в случае застоя или регресса соответствующих регуляторов.

5. Использование в практике регионального программирования инструментов индикативного планирования требует модернизации структуры региональной комплексной^ программы и алгоритма ее формирования. Кроме того, представляется целесообразным классифицировать индикаторы по признаку близости к критическому состоянию в развитии и регуляторы в зависимости от способа регулирующего воздействия.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании теоретических основ и методических подходов к разработке и оценке целевых программсоциально-экономического развития региона как необходимого условия обеспечения взаимоувязки-приоритетных целей регионального развития, системы социально-экономических индикаторов^ и соответствующих им регуляторов региональной экономики.

К наиболее значимым результатам, отражающим научную новизну диссертационного-исследования, относятся следующие:

1. Предложены методические рекомендациипо совершенствованию процесса разработкирегиональных программ социально-экономической направленности, предполагающиевнедрение в систему регионального программирования принципов целеполагания' и сценарного представления перспектив развития региона.

2'. Развита инструментально-методическая база регионального программирования, путем включенияи адаптации в процесс разработки и оценкипрограммсоциально-экономического развития регионов. элементов индикативного планирования.

3. Разработана трехуровневая, иерархия: индикаторов оценкиуровня регионального развития, основанная на соподчинении единичных, обобщенных и интегрального индикаторов, позволяющая путем сопоставления индикативных оценок в ходе разработки и: реализации комплексных программопределять, тенденции* социально-экономического развития территории.

4. Установлен алгоритм оценки социально-экономического уровня развития региона в контексте формирования и реализации региональных программпозволяющий повысить степень объективности исследования по сравнению с использованием экспертных методов.

5. Уточнены категориальные формы «программное индикатирование социально-экономического развития» и «программная индикация социально-экономического развития», позволяющие расширить инструментальную базу методики разработки и оценки региональных комплексных программ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы, положения и практические рекомендации могут найти применение в процессе разработки и оценки целевых комплексных программ социальной и экономической направленности. Результаты исследования могут быть использованы при обновлении и дополнении Методических рекомендаций о совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ социально-экономического развития субъектов РФ, а также в процессе разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих основы формирования состава и структуры индикаторов социально-экономического развития региона и определяющие методику их расчета.

Выводы и основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы региональными органами управления при выборе и обосновании инструментально-методологического аппарата планирования социально-экономического развития региона. Материалы исследования представляют интерес для ученых-экономистов, аспирантов, преподавателей и студентов, вузов в процессе освоения дисциплин «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Планирование и прогнозирование в условиях рынка», «Формы финансового оздоровления экономики», «Государственное регулирование экономики».

Апробация результатов исследования. Основные положения, теоретические и практические аспекты диссертационногоисследования на разных стадиях его проведения докладывались соискателем на городских, республиканских и общероссийских научно-практических конференциях в 2004;2007гг. в г. Санкт-Петербурге иМайкопе, а также на VI Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права» в г. Москве.'.

Методические положения данного диссертационного исследования используются в учебном процессе кафедры финансов и кредита Майкопского государственного технологического университета.

Рекомендации и ключевые результаты, полученные автором, нашли свое отражение в 7 научных работах общим объемом 2,14 печ.л., в том числе одна статья в научном сборнике, рекомендуемом ВАК.

Структура диссертационной работы определена целью, задачами и общей логикой исследования, включает введение, три главы, заключение, библиографический список, насчитывающий 161 источник. Работа изложена на 144 страницах машинописного текста, проиллюстрирована 26 рисунками, 22 таблицами, 2 приложениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные научные результаты диссертационного исследования сводятся к следующему.

1. В рамках проведенного гносеологического анализа, корней индикативного, планирования и исследования практического опыта регионального программирования в зарубежных странах и в ряде субъектов РФ установлено, что на нынешнем этапе развития система разработки и оценки региональных комплексных программ крайне нуждается^ в использовании элементов: индикативного планирования как инструмента стратегического планирования развития экономики регионов.

2.. Повышению эффективности процесса реализации программ социально-экономическойнаправленности* в региональномразрезе. будет способствовать внедрение в практику их разработки * трехуровневой. иерархи и индикаторов социально-экономического. развития территории, индивидуальной для каждого, региона и каждой программы.

Комплексная оценка развития региона с использованием индикаторов в контексте разработки и реализации комплексных программ предполагает совокупность единичных индикаторов, сигнализирующих об изменениях условий и факторов, от которых зависит успешное протекание социально-экономических процессовобобщенных" индикаторов, сигнализирующих об обстановке в различных сферах жизнирегионального сообщества. В процессе итоговой индикационной оценки уровня социально-экономического развития региона целесообразно использование интегрального индикатора.

3. Внедрение в практику программной разработкисистемы индикаторов социально-экономического развития региона требует соответствующего расширения понятийного аппарата такими категориями, как программное индикатирование социально-экономического развития и программная индикация социально-экономического развития, учитывающими специфику и условия использования понятия «индикатор» в рамках разработки региональных программ социально-экономической направленности.

3. Особо актуально в процессе формирования региональной комплексной программы стоит вопрос отбора проблем для программной проработки путем выделения наиболее приоритетных направлений развития региона с учетом его специфических особенностей. Принципиальная методика определения приоритетности направлений социально-экономического развития региона в рамках разработки региональных программ развития должна базироваться на принципах целеполагания, позволяющей сделать вывод о желательности и возможности достижения поставленной изначально цели и сценарном подходе предполагающем выбор наиболее выгодного из альтернативных вариантов развития региона. Именно благодаря целеполаганию и количественной оценке альтернатив точнее видятся приоритеты и наиболее важные направления развития региона, а также становится возможным построение адекватной системы оценочных индикаторов.

5. Анализ процесса разработки и реализации Программы социально-экономического развития Республики Адыгея обнаружил ряд недостатков. Незаслуженно мало внимания было уделено процессу определения приоритетных направлений развития региона, оценка эффективности программных мероприятий носила неодносложный, агрегированный характер, не нашли своего отражения экономические регуляторы, которые, в свою очередь, не были увязаны с целевыми установками.

Учитывая выявленные в процессе разработки, оценки и реализации региональных комплексных программ проблемные участки и недостатки, был предложен комбинированный подход к разработке и оценке региональных программ развития, сочетающий в себе сценарное представление перспектив развития региона, целеполагание, программное индикатирование и программную индикацию социально-экономического развития территории.

6. Использование на практике разработки и оценки региональных программ социально-экономического развития комбинированного подхода требует модернизации алгоритма ее формирования.

В качестве типовых этапов предлагаем следующие: отбор проблем (целей) для программной проработкиразработка и утверждение целевой программыпрограммное индикатированиеуправление реализацией программных мероприятий и контроль над ходом реализации программы с использованием программной индикации социально-экономического развития.

В качестве результатов индикации программ территориального развития индикаторы социально-экономического развития считаем целесообразным градировать по признаку близости к критическому состоянию в развитии на индикаторы успеха, стабильноститревоги и экстренного положения, каждый из которых свидетельствует о степени выполнения программных мероприятий и сигнализирует о необходимости-включения тех или иных регуляторов.

В зависимости от способа регулирования считаем приемлемым классифицировать регуляторы социально-экономического развития в контексте реализации региональных программ на юридические, подразумевающие разработку и принятие нормативно-правовых актов и предписаний регламентирующего и корректирующего характера, контролирующие, опосредующие контроль за текущей деятельностью исполнителей и участников реализации программных мероприятий, и экономические, включающие административные и поощрительные меры.

7. Учитывая специфику предлагаемых нововведений, представляется целесообразной реструктуризация самой программы таким образом, чтобы предлагаемая структура полностью учитывала специфику и особенности использования индикативного инструментария в контексте разработки и оценки региональных программ социально-экономической направленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Назначение и последовательность целевого программирования социально-экономического развития территории// Известия Самарского научного центра РАН. — 2005. — Спец. выпуск. Актуальные проблемы экономики и права. — С. 89−104.
  2. А. А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // Российский экономический журнал. — 1993. -№Ю.
  3. А. А. Методические вопросы обоснования региональных программ в условиях перехода к рыночным отношениям // Регион, агросистемы: экономика и социология. — Саратов, 1994. — С.73−78.
  4. А.А. Современная роль региональных программ // Регионология и региономика. 1995. — № 3. — С. 121−123.
  5. А., Кистанов В. Региональные, программы: перспективные вопросы // Экономист. — 1997. № 3. — С.34 — 46.
  6. М.М., Дурдаева А. Б., Кураева 0:А. Об одном подходе к краткосрочному прогнозированию макропоказателей регионального развития // Экономика и математические методы. 1995. — Т. 31, вып. 1. — С. 76−85.
  7. В.В., Вертакова Ю. В., Самофалова Е. В. Программирование регионального развития с учетом инвестиционных возможностей // Известия Курского государственного технического университета. 2005. — № 1. — С. 203−208.
  8. А. Эволюция планирования // Экономист. — 2002. № 12. — С.39−46.
  9. Д.Л., Максимов В. П. Целевое управление и краевые задачи для макроэкономического моделирования // Вестник Пермского университета. Экономика. 1995. — Вып.2. — С.102−123.
  10. А.В., Кузнецов М. А., Андрейчикова О. Н. Математические модели и средства аналитического планирования на основеметода анализа иерархии. — Волгоград: Политехник, 2004. — 233с.
  11. О.А., Яковлева Ю. А. Методы и модели экономического прогнозирования во Франции. — М.: ЦЭМИ РАН, 1989.
  12. B.C. Региональный экономический кругооборот и его воздействие на параметры макроэкономического равновесия // Финансы и кредит. 2000. — № 9. — С. 42−53.
  13. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. — М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. 326с.
  14. М.К. Государственная региональная экономическая политика // Регионология. — 1996. № 2.
  15. М.К., Есикова Т. Н., Малов В. Ю. Координация интересов в программе освоения региона // Региональная экономика и социология. — 1994. № 4. — С.42−59.
  16. М.К. Территориально-производственные комплексы. Новосибирск: Наука, 1980. 154с.
  17. Басовский J1.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2003. — 260с.
  18. В. Организация государственного планирования и регулирования экономики // Плановое хозяйство. 1990. — № 3.
  19. Р. А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М.: Мысль, 1987.
  20. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд. переп. и доп. М.: Статистика, 1980. 263с.
  21. А.А. и др. Выбор модели рыночной экономики для России. -М.: Диалог МГУ, 1996.
  22. B.C. Стратегическое планирование развития территории — нарождающаяся экономическая реформа ответа на вызовы рынка или глобализации // Экономика региона. 2005. — № 1. — С. 20−38.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системногоподхода. М.: Наука, 1973. -250с.
  24. В.Ю. Долгосрочные народнохозяйственные программы (теория и методология программного подхода НТП). М.: Мысль. 190с.
  25. С.П., Синченко В. П. Государственное регулирование регионального развития в период становления рыночных отношений. — Петропавловск-Камчатский: Крамштат, 1994.
  26. Г. Ю., Визгалов Д. В., Шанин А. А., Шевырова Н. И. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований / Под общ. ред. Г. Ю. Ветрова. М.: Институт экономики города, 2002.- 134с.
  27. А. Использование в планировании первых целевых комплексных программ // Плановое хозяйство. 1982. — № 3. — С. 109−113.
  28. М.П. Программирование региональной экономики: Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный-университет, 1996.
  29. О.С. Стратегическое управление. Учебник. 2-е изд. М.: Гардарика, 1998.
  30. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. — М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2001. 308с.
  31. Воронков А. А'. Методы анализа и оценки государственных программ в США. -М.: Российский экономический журнал, 1996.
  32. A.JI. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона // Пространственная экономика. — 2005. -№ 4.-С. 40−53.
  33. Т., Оганджанян С. Стратегия развития промышленноэкономического потенциала региона // Ресурсы регионов России. 2002. -№ 5. — С. 14−20.
  34. И.Р. Стратегическое программирование как современный подход к управлению территориальным развитием // Объединенный научный журнал. 2005. — № 5. — С. 9−12.
  35. И.Р. Эффективность использования экономического потенциала территории при реализации программ регионального развития // Экономические науки. 2005. — Т.5, № 2. — С. 88−92.
  36. Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  37. Дж. К. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс, 1976.
  38. .И., Тишина JI.C., Зенчева Н. В. Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов России / Под науч. Ред. Б. И. Герасимова. — Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. ун-та, 2005.- 110с.
  39. В.А. Научное обеспечение системы управления развитием региона: методологический аспект // Экономика и управление. — 2005. № 4. -С. 9−14.
  40. Е.Д. Экстраполяционная прогностика: классификационное и математическое моделирование в исторических и прогностических исследованиях. Новосибирск: Наука, 1988. — 180с.
  41. А.Г. Основы региональной экономики. М: ГУ ВШЭ, 2000.
  42. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации// Вопросыэкономики. 2001. — № 9. — С. 15−27.
  43. В.И. Факторы стабилизации экономического и социального положения в регионах // Финансы. — 2001. № 8. — С. 3−6.
  44. А.П. Системное управление региональными программами социально-экономического развития. — Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2004. — 402с.
  45. Гутман Г. В, Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой / Под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.— 176с.
  46. . Есть ли будущее у макропланирования в Восточной Европе? // Российский экономический журнал. 1992. — №№ 3−4.
  47. JI.A. Развитие хозяйственных систем: методы оценки и анализа. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1998.
  48. JI.H. Методологические основы программного управления региональными системами // Вестник государственного > университета управления. — 1999. — № 1. — С. 171−180.
  49. Э.И., Малаков В. В. Государство и экономика во Франции: организационно-правовые аспекты. М.: Наука, 1981. — 235с.
  50. В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. — 1997. № 10.
  51. В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии // Российский экономический журнал. — 1997. № 4.- СЮ.
  52. В. Конкретный пример использования индикативного планирования // Российский экономический журнал. 1997. — № 11−12.
  53. , В. Регулирование и саморегулирование рыночной экономики // Российский экономический журнал. 1998. — № 5.
  54. В. Феномен индикативного планирования рыночной экономики. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998.
  55. В., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономики // Российский экономический журнал. 1998. — № 6.
  56. И.И. Региональное управление: опыт Иркутской области // Пространственная экономика. 2005. — № 2. — С.93−105.
  57. А.В. Система методологии и логика стратегического планирования регионального развития // Известия Курского государственного технического университета: 2005^ № 2. — С. 156−162.
  58. В.К. Система- национальных счетов и государственное программирование в Японии. М:-: Наука, 1984. 190с.
  59. Е. Индикативное планирование рыночной экономики // Экономист. 1993. — № 9.
  60. Е. Французское программирование: эволюция механизма разработки планов. Л.: Ленинградский- институт информатики и автоматизации, 1990.
  61. Ильина Р: Об индикативном (рекомендательном) планировании в капиталистических странах//Плановое хозяйство- -1990: № 11.
  62. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / СПб.: Знание, 2000. 246с.
  63. Индикаторы структурной реформы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города», 1998.-с. 180.
  64. Жуковский А. И-, Васильев С. В., Штрейс Д. С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта). Учебно-методическое пособие / Под общей ред. С. Ю. Фабричного.
  65. Оттава Москва — Нижний Новгород, 2006 г. — 240с.
  66. К.К. Разработка региональных целевых программ / Отв. ред. К.К. Качимуратов- АН КазССР, ИЭ Алма-Ата: Наука КазССР, 1990- 120с.
  67. В.Ю. Целевая программа развития регионов России и их роль в смягчении межрегиональной ассиметрии // Федерация. 2004. -№ 1. -С. 15−20.
  68. Г. А. Стратегическое планирование регионального развития как механизм устойчивого социально-экономического роста территории // Регионология. 2004. — № 2. — С. 95−105.
  69. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 237с. -
  70. С.В., Бердышев О. О. Стратегия социально-экономического развития регионов. Основные направления стратегии развития регионов РФ // Менеджмент: теория и практика. 2005. — №½. — С. 33−39.
  71. Концепция стратегического развития России до 2010 года. Государственный Совет Российской Федерации. М.: ИСЭПН, 2001.
  72. А.И. Организационно-экономические основы .рыночной стратегии развития территориально-производственной системы региона: Афтореферат дисс. на соиск. ученой степени д-ра экон. наук: 08.00.05−08.00.13 // СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 1995. 30с.
  73. JI.C. Теория роста и структурные сдвиги в экономике: показатели планирования и статистики. М.: Экономика, 1981.
  74. О.В. Теоретические основы регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. — 2002. № 4. — С. 46−67.
  75. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования /
  76. О.В. Кузнецова. М.: Комкнига, 2005. — 241с.
  77. Э.Н., Вертакова Ю. В., Самофалова Е. В. Прогнозирование и индикативное планирование: Учебное пособие. Курск: Изд-во КГТУ, 2001.
  78. Э.Н. Прогнозирование и выработка рационального варианта регионального развития // Экономический анализ: теория и практика. -2005. -№ 18. С. 7−14.
  79. Э.Н., Самофалова Е. В. Управление структурной динамикой экономики региона. Курск: Изд-во КГТУ, 2003.
  80. А.И. Оценка проектов и программ. М.: Компонент «Процесс+Консалтинг», 2005. — 66с.
  81. А.Р. Проблемы методологии и организации разработки комплексных программ. М.: Наука, 1983. — 110с.
  82. Лексин В. Б, Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика регулирования регионального развития. -М.: Изд-во «УРРС», 1997.
  83. В.Б., Швецов А. Н. Программные методы регулирования регионального развития // Российский экономический журнал. — 1996. № 2.
  84. В.Б., Швецов А. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья девятая. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал 1996 — № 2, с. 62 — 69.
  85. В.Б., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. — 2000. -№ 8. С.23−35.
  86. В.Б., Швецов А. Н. Смысл и механизм государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. 1997. — № 3. — С. 33.
  87. М.Я., Панченко А. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. М.: Экономика, 1973. — 80с.
  88. Е.С. Анализ практики программного управления зарубежом. Проблемы синтеза организационно-экономических механизмов межотраслевого управления. -М.: Мысль, 1986.
  89. Г. П., Кузьбожев Э. Н. Управление региональным развитием в период перехода к регулируемому рынку (прогнозы, анализы, варианты). Апатиты: Изд-во Кольского научного центра АН СССР, 1991.
  90. Г. Н., Мальцева И. Г. Финансы: проблемы управления и прогнозирования. М.: Экономика, 2005. 344с.
  91. Международный опыт индикативного планирования и возможности его применения в Узбекистане: Доклад под эгидой Центра экономических исследований- под рук. Г. К. Саидовой. Ташкент: изд-во ЦЭИ, 2003. 65с.
  92. Механизмы финансирования программ регионального развития / В. Н. Бурков, А. Ю. Заможнев, С. В. Леонтьев и др.- Рос. акад. наук, Ин-т проблем упр. им. В. А. Трапезникова. — М.: ИПУ, 2002. — 55с.
  93. Митрофанова И: В. О необходимости совершенствования организационно-методических основ реализации федеральных целевых программ // Вестник Волгоградского государственного университета. -Сер.З. Экономика. Экология. 2005. — Вып. 2. — С.80−86.
  94. И.В. Программно-целевое управление социально-экономического развития региона // Регионология. — 2005. № 1. — С. 252.
  95. Модели и методы оптимизации региональных программ развития / Н. Г. Андроникова, С. А. Баркалов, В. Н. Буркова, A.M. Катенко. М.: Ин-т проблем упр. им. В. А. Трапезникова, 2001. — 60с.
  96. Мониторинг и оценка в условиях программно-целевого управления региональным развитием / Д. В. Вязгалов, Б. С. Мозгалин, И. Е. Никулина, И.В. Хоменко- под общ. Ред. И. Е. Никулиной, И. В. Хоменко. — Томск: Дельтаплан, 2004. 325с.
  97. Т.Г., Пикулькин А. В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Юнити-Дана, 2000. — 318с.
  98. А.Д., Васина Т. В. Прогнозирование отраслевого и территориального развития. М.: Гелиос, 2002.
  99. B.C. Приведенные затраты, магистрали, прогнозирование и ирегулирование экономики // Экономика и технология. — 1991. № 5. — С.13−23.
  100. X. Корпоративный капитализм в Японии. М: Мысль, 1986.
  101. В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  102. К.В., Шишкин М. И. Теория экономического ядра. Ижевск: Удмуртия, 1996.
  103. Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 223с.
  104. Э.Л. Основные направления исследований социально-экономического регионального развития // Регионология. — 2005. № 4. — С. 3−21.
  105. Ю. Оздоровление финансовой системы и нормативные методы государственного регулирования экономики // Российский экономический журнал. — 1997. № 3.
  106. Ю. «Тринадцатая пятилетка» российской экономики (о ее итогах и о необходимости смены экономической политики) // Российскийэкономический журнал. 1995. — № 8.
  107. Г. Г., Рулев В. М. Индикативное планирование в Японии // Экономика и математические методы. — 1976. Т. 12. — Вып.5.
  108. Подходы к организации и методологии разработки индикативных среднесрочных планов социально-экономического развития в Узбекистане: Доклад под эгидой Центра экономических исследований- под рук. Г. К. Саидовой. Ташкент: изд-во ЦЭИ, 2003. — 58с.
  109. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио, 1974.
  110. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 17 июня 2002 г. № 170 (Д) О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации.
  111. Прогнозирование регионального развития: материалы всероссийской научно-практической конференции, 18−19 дек. 2002 г. / Редкол.: Хасаев Г. Р. и др. Самара: СамГЭА, 2002. — 350с.
  112. Прогнозирование социально-экономического развития регионов в условиях рынка: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции / Редкол.: Л. П. Кураков, А. И. Петров и др. -Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т им. И. Н. Ульянова 1996. — 228с.
  113. Программирование и прогнозирование социально-экономических процессов: Всерос.науч.-практ. конф., сент. 2003 г.: Сборник материалов / Под ред. В, В. Маркина. Пенза: ПДЗ, 2003. — 129с.
  114. Программирование регионального развития: Материалы всерос. науч.-практ. конф., 18−19 дек. 2002 г. / Редкол.: Г. Р. Хасаев и др. Самара:1. СамГЭА, 2002.-350с.
  115. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития регионов / Н. Д. Гуськова, Е. Г. Коваленко, JI.A. Кормишкина и др.- Под науч. Ред. Н. П. Макаркина. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1998. — 199с.
  116. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004. 258с.
  117. А. Прогнозы, целевые программы, государственный план // Плановое хозяйство. 1991. — № 5.
  118. .А., Голубков Е. П., Пекарский JT.C. Системный подход в перспективном планировании. М.: Экономика, 1975.
  119. .А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление: Учебник для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 20 002. 426с.
  120. С.В. Стратегическое планирование регионального развития: проблемы и перспективы // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми. Сер.: Гос. и мун. упр. 2004. — № 5. — С. 108−110.
  121. А. ' Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист. 2001. — № 8. — С. 17−21.
  122. Е.В. Целевые комплексные программы: Организационно-экономический механизм / Отв. ред. Н.П.Федоренко- АН СССР, ЦЭМИ -М.: Наука, 1989.-260с.
  123. Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1989. 316с.
  124. А.Ю. Основные положения стратегии социально-экономического развития региона // Современные аспекты экономики. — 2004. -№ 15.-С. 114−122.
  125. Е.В., Кузьбожев Э. Н., Вертакова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики. М.: КНОРУС, 2006.-272с.
  126. Л.И. Индикаторы социально-экономическогоразвития регионов: методологические подходы к разработке // Региональная экономика и социология. 1996. — № 1. — С. 44−58.
  127. Л.И. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник. — Калининград: Факел, 1999. 998с.
  128. Л.А. Проблемы программно-целевого планирования развития регионов / Л. А. Серебрякова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2004. — № 2. -С. 126−130.
  129. А.В. Ключевые вопросы совершенствования управления экономическим и социальным развитием регионов РФ // Проблемы управления региональной экономикой. — 1997. № 4. — С. 13−21.
  130. В.Г. Муниципальное планирование: Учебное пособие / Федеральное агентство по образованию, Владимир, гос. ун-т. — Владимир: Изд-во Владимир, гос. ун-та, 2005. — 93с.
  131. Д.Ю. Проблемы совершенствования целевого программного развития регионов // Вопросы экономических наук. — 2004. -№ 3. С. 114−115.
  132. С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики // Российский экономический журнал. — 2000. № 2. — С. 18−24.
  133. В.Л., Тихомиров А. А. Организация управления комплексными программами. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 177с.
  134. Теория и практика программного развития регионов: материалы всерос. науч.-практ. конф.^ 25−26 нояб. 2004 г. / редкол.: Исянбаев М. Н. и др. Уфа: Шлем, 2004. — 341с.
  135. Тхакушинов^ Э. К. Региональное стратегическое планирование: методология и инструментальное обеспечение: (На материалах Республики Адыгея): Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Адыгейс. гос. ун-т. -Майкоп, 2003.-21с.
  136. Н. П. Календжанян С.О., Минакир П. А. Комплексноерегиональное развитие. — М.: Наука, 1989. — 157с.
  137. В.П. Региональное прогнозирование в переходной экономике. — Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1998. 217с.
  138. Е.А., Молчанова Н. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Приор, 2000. -355с.
  139. В. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Экономист. 1994. — № 4. — С. 90.
  140. З.А. Проблемы определения приоритетности' проектов в стратегическом планировании региона // Экономика и технологии. 2005. -№ 2.-С. 110−114.
  141. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В. Я. Любовный, И. Ф. Зайцев, А. К. Ушаков, О. С. Пчелинцев. М.: Институт макроэкономических исследований, 2000. — 120.с.
  142. . Роль государственного регулирования в экономике Китая // Вопросы экономики. 1997. — № 7. — С. 156.
  143. М. Механизмы реализации индикативных планов // Экономист. 1999. — № 7. — С. 19−27.
  144. В.В. Основные индикаторы социально-экономического развития республики Адыгея // Фундаментальные исследования. — 2007. -№ 1. С. 110.
  145. Шарипов Ш. И.' Стратегия регионального развития: выравнивание или поляризация? // Региональная экономика: теория и практика. — 2006. -№ 2.-С. 19−23.
  146. В.Д. и др. Управление целевыми комплексными программами. СПб.: ДваТри, 1996.
  147. В. Государство и экономика в контексте реформационного процесса // Российский экономический журнал. 1995. -№ 10. — С. 12.
  148. Г. М. Разработка прогнозов социально-экономическогоразвития регионов // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. -2005. Т. 10, № 4. — С. 49−54.
  149. Cazes В. Indicative Planning in France // Journal of Comparative Economics. — 1990. — December.
  150. Gordon L.G. Strategic Planning For Local Government. Washington. JCMA, 1993.
  151. Denton G., Mackennan M. Planification et politiques economiques en France, Allemagne et Grand Bretagne. Paris: Gauthier-Villars, 1969.
  152. Hatry H. P., Singer T. Monitoring The Outcomes Of Economic Development Programs. Washington, The Urban Institute Press, 1990.
Заполнить форму текущей работой