Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономико-географические предпосылки производства и потребления биомоторного топлива на территории России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Транспортный фактор в размещении производства биодизеля. Произведённый биодизель, также как и биоэтанол, не имеет ограничений по дальности перевозок и видам транспорта, но имеет относительно небольшой срок хранения — в среднем всего три месяца (без внесения специальных антиоксидантов). Однако эти сроки варьируются для различных видов биодизеля в зависимости от используемого биосырья для его… Читать ещё >

Содержание

  • Бведение
  • Глава 1. Биомоторное топливо как объект экономико-географического изучения
    • 1. 1. Тенденции и причины роста интереса к проблеме биомоторного топлива в современном мире
      • 1. 1. 1. Мировой опыт использования альтернативных видов моторного топлива
      • 1. 1. 2. Биомоторное топливо из возобновляемых источников энергии
      • 1. 1. 3. Оценка отрасли биомоторного топлива в современном мире
    • 1. 2. Подходы к изучению биомоторного топлива в экономической географии
      • 1. 2. 1. Особенности производства биоэтанола и факторы его размещения
      • 1. 2. 2. Особенности производства биодизеля и факторы его размещения
      • 1. 2. 3. Общие особенности потребления биомоторного топлива
      • 1. 2. 4. Производство биомоторного топлива в рамках концепции ЭПЦ и ресурсных циклов И.В.Комара
  • Глава 2. Экономико-географические предпосылки и особенности производства биомоторного топлива на различных иерархических территориальных уровнях
    • 2. 1. Экономико-географические предпосылки формирования отрасли по производству биодизеля и биоэтанола на глобальном и межстрановом территориальном уровне
      • 2. 1. 1. Предпосылки формирования отрасли по производству биоэтанола в мире
      • 2. 1. 2. Предпосылки формирования отрасли по производству биодизеля в мире
    • 2. 2. Экономико-географические предпосылки формирования отрасли по производству биодизеля и биоэтанола в России и её регионах
      • 2. 2. 1. Экономико-географические предпосылки развития производства биоэтанола в России
      • 2. 2. 2. Экономико-географические предпосылки развития производства биодизеля в России
  • Глава 3. Подходы к оценке экономико-географических предпосылок потребления биомоторного топлива
    • 3. 1. — Экономико-географические предпосылки и особенности потребления биомоторного топлива в мире и отдельных зарубежных странах
      • 3. 1. 1. Экономико-географические предпосылка и особенности потребления биоэтанола в мире и отдельных зарубежных странах
      • 3. 1. 2. Экономико-географические предпосылки и особенности потребления биодизеля в мире и отдельных зарубежных странах
    • 3. 2. — Экономико-географические предпосылки и оценки перспектив потребления биомоторного топлива в России
      • 3. 2. 1. Экономико-географические предпосылки и перспективные направления потребления биоэтанола в России
      • 3. 2. 2. Экономико-географические предпосылки и перспективные направления потребления биодизеля в России
    • 3. 3. — Методические подходы к оценке потребления различных видов моторного топлива (в т.ч. биомоторного) во внутригородской среде
      • 3. 3. 1. Факторы формирования выбросов от автотранспорта во внутригородской среде при использовании различных видов топлива (в т.ч. биомоторного)
      • 3. 3. 2. Методика оценки плотности автотранспортного загрязнения при использовании различных видов моторного топлива в крупных городах России
      • 3. 3. 3. Оценка роли биомоторного топлива в изменении ареалов и плотности загрязнения во внутригородской среде на основе предложенной методики

Экономико-географические предпосылки производства и потребления биомоторного топлива на территории России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена исследованию предпосылок развития производства и поиску приоритетных направлений потребления биомоторного топлива на территории России.

Выбор темы диссертационного исследования обусловлен динамическими изменениями современной системы потребления моторного топлива в мире, смещающейся в сторону увеличения потребления биомоторного топлива. К причинам этого изменения можно отнести и истощение запасов нефти, и энергетическую политику ряда государств Европы, направленную на независимость от экспорта традиционных энергоносителей, а также действующие механизмы Киотского протокола, направленные, в том числе, на уменьшение выбросов от автотранспорта. Россия, обладая большим потенциалом для развития производства биомоторного топлива, имеет возможность занять заметное место в мире по его производству и потреблению.

Настоящее исследование обусловлено необходимостью научного обоснования перспектив развития производства и направлений использования моторного биотоплива в России.

Актуальность темы

исследования.

Необходимость решения глобальных проблем, связанных с ограниченностью ископаемых запасов топлива, обеспечение экологической и энергетической безопасности, обуславливает развитие в мире возобновляемой энергетики и, в частности, биоэнергетики.

Однако уже сегодня возможности дальнейшего прироста в отрасли производства биомоторного топлива в странах Европы (главных потребителей биомоторного топлива) практически исчерпаны из-за недостатка сельскохозяйственных площадей для выращивания сельскохозяйственных культур, пригодных для производства биотоплива. Поэтому, перспективы роста этих отраслей в дальнейшем будут связаны с их развитием в иных, в основном, развивающихся странах. Россия, как страна, имеющая в настоящее время запас свободных сельскохозяйственных площадей и благоприятные условия для выращивания ряда культур, пригодных для производства биомоторного топлива, может в будущем занять заметное место в производстве товарной продукции данной отрасли.

При этом в России необходимо не просто обозначить перспективы развития и размещения производства биомоторного топлива, а максимально комплексно оценить имеющиеся предпосылки для его производства и определить приоритетные направления их использования. Под предпосылками в данном случае подразумеваются сложившиеся в данный момент условия, в том числе — уникальные, или их сочетание, для производства и потребления биомоторного топлива, которые могут быть потенциально использованы.

Научной задачей, лежащей в основе настоящего исследования, является определение предпосылок производства и приоритетов потребления биомоторного топлива на определённой территории (на примере России). Экономические возможности развития производства и внедрения биомоторного топлива находятся вне области внимания экономико-географических исследований.

Методические проблемы работы. В настоящее время существует множество разрозненных экономически и технологически обоснованных точек зрения на перспективы производства и использования биомоторного топлива в России. Существующие в географической науке теоретические разработки могут помочь сформировать обоснованную, комплексную экономико-географическую оценку перспектив производства и потребления биомоторного топлива, которая базируется на природно-экономической, социальной и экологической дифференциации территории, влияющей на возникновение различного рода предпосылок развития данного производства.

Целью исследования является выявление основных географических предпосылок производства и приоритетов потребления биомоторного топлива на территории России.

Задачи исследования:

— Систематизация с экономико-географических позиций природно-ресурсной, социально-экономической, юридической, экологической и технологической информации, которую можно рассматривать в качестве предпосылок или ограничений производства и потребления биомоторного топлива;

— Выделение, а также сравнительный анализ основных и дополнительных экономико-географических предпосылок и ограничений производства/потребления биомоторного топлива в мире и в России;

— Выявление наиболее перспективных пилотных регионов РФ для развития в них экспериментального (опытного) производства биомоторного топлива (биодизеля);

— Определение значимости и приоритетности применения биомоторного топлива в больших, крупных и городах-миллионерах России.

Объект исследования — совокупность взаимосвязанных технологических и экономических процессов и специфических экономико-географических особенностей отрасли по производству биомоторного топлива.

Объект предполагает изучение на двух территориальных уровнях:

1) Уровне субъектов РФ (как регионов предполагаемого производства).

Потенциал развития производства биомоторного топлива в России оценивался в целом для страны и в разрезе субъектов РФ. Различные сочетания природно-ресурсного, в том числе — экологического, трудового и инфраструктурного потенциала для производства биомоторного топлива в разных частях страны обусловил необходимость проведения исследования именно на региональном территориальном уровне с целью выявления наиболее перспективных регионов для организации пилотных (опытных) цепочек по выращиванию биологического сырья, его переработке и производству конечного продукта — биомоторного топлива, с учётом возможностей организации переработки возникающих при этом отходов производства.

2) Уровне внутригородского пространства крупных городов России, как локальных ареалов наиболее актуального и результативного потребления биомоторного топлива. Города (20 городов России) в данной работе рассматривались как локальные ареалы наибольшей концентрации автотранспортного загрязнения атмосферного воздуха и, соответственно, с точки зрения приоритетности потребления биомоторного топлива в них по критерию получения наибольшего положительного экологического эффекта за счет снижения плотности и ареалов загрязнения.

Предмет исследования — особенности пространственно выраженных предпосылок для размещения и выращивания технических сельскохозяйственных культур, являющихся воспроизводимым природным ресурсом для биомоторного топливаособенности размещения предприятий по производству собственно биомоторного топлива, а также предпосылок для его приоритетного потребления в крупных городах России с наибольшим современным автотранспортным загрязнением атмосферы.

В предмет исследования входит изучение:

1) сельскохозяйственного, трудоресурсного и инфраструктурного потенциалов регионов России для выявления и обоснования наиболее перспективных регионов РФ с целью создания пилотного производства биомоторного топлива;

2) плотности автотранспортного загрязнения атмосферы во внутригородском пространстве (жилые и промышленные районы городов в связи с существующей' автотранспортной инфраструктурой и парковыми зонами), при использовании биомоторного топлива по сравнению с использованием традиционного углеводородного моторного топлива.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Отрасль по производству биомоторного топлива впервые рассмотрена с экономико-географических позиций как комплексная взаимосвязанная технологически и в пространстве цепочка производств от стадии выращивания биологического сырья, через его переработку, получение промежуточного, конечного и побочного продуктов и их потребление;

2. Применён комплексный экономико-географический подход к выявлению предпосылок развития производства и потребления биомоторного топлива в регионах и отдельных городах России;

3. Разработана методика оценки факторов формирования плотности выбросов от автотранспорта в крупных городах России при использовании биомоторного топлива как альтернативы традиционным видам моторного топлива.

Практическая значимость. Описанная в работе методика сравнения экономико-географических предпосылок и ограничений развития производства биомоторного топлива может быть использована при формировании стратегии социально-экономического развития регионов, в том числе для обоснования выбора сельскохозяйственных угодий для выращивания биотопливного сырья и мест размещения предприятий по производству биомоторного топлива.

Разработанная автором методика оценки факторов формирования плотности выбросов от автотранспорта в городах может быть применена в градостроительной и экологической практике при планировании развития автотранспортной инфраструктуры. На её основе может быть рекомендовано первоочередное внедрение биомоторного топлива на локальном уровне в качестве одной из важных мер по снижению негативного влияния автотранспорта на атмосферу городов.

Информационная база исследования. В работе использованы статистические, картографические, цифровые, правовые, литературные, аналитические материалы, в том числе:

1. Данные различных международных и российских официальных и неправительственных организаций — министерств и ведомств, институтов, агентств и фондов, в том числе: Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Международного энергетического агентства (IEA) и др.;

2.Статистические данные по величине автотранспортных потоков в городах РФ, предоставленные ЗАО «ЭСПАР-Аналитик»;

3.Ряд географических карт различного масштаба, картосхем регионов и городов России;

4.Аналитические и статистические отчёты и ресурсы, размещённые в режимах различного доступа в сети Интернет;

5.Материалы справочной нормативно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Теоретические и методологические основы. Работа основана на методологической базе отечественной школы экономической и социальной географии, прежде всего в сфере географии промышленности и сельского хозяйства, территориальных социально-экономических систем, экологических проблем развития транспорта в крупных городах. В работе были использованы основополагающие работы отечественных и зарубежных экономико-географов, в том числе: Н. Н. Баранского, В. Бунге, А. А. Минца, Ю. Г. Саушкина — в части разработки общей методологии географического исследования отраслей производстваН.Н. Колосовского — теория ТПК и ЭПЦН.В. Алисова, А. П. Горкина, В. М. Гохмана, Л. В. Смирнягина, А. И. Трейвиша, А. Т. Хрущевазакономерности размещения отдельных отраслей хозяйства, факторы и условия их размещенияИ.В. Комара — ресурсные циклыГ.А. Гольца, С. А. Тарховагеография транспортаВ.П. Дронова — география инфраструктурыИ.Н.Волковой, Н. Н. Клюева, Г. А. Приваловской — обоснование экологического фактора размещения производстваА.И.Алексеева, С. А. Ковалева, В. Г. Крючкова, Т. Г. Нефедовойзакономерности и факторы территориальной организации сельскохозяйственного производства и сельского расселенияВ.Р. Битюковой, М. П. Ратановой — при разработке методики оценки распределения выбросов автотранспорта во внутригородской средеА.В. Берёзкина — при разработке методики измерения транспортных потоков.

В работе применялись методы комплексной балльной оценки, сравнительно-географический, статистический, картографический, экономико-географической типизации и районирования.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена в Отделе экономической и социальной географии Института географии РАН. Основные положения и результаты работы были представлены на научно-практических конференциях и съездах: 1. «Пространственная организация хозяйства: ТПК или кластеры» (Липецк, МАРС, ИГ РАН, 2006) — 2. «Унаследованные социально-экономические структуры и переход к постиндустриальному обществу» (Иваново, МАРС, ИГ РАН, 2007) — 3. «Техносферная и экологическая безопасность на автотранспорте» (Санкт-Петербург, СПб Государственный Университет путей сообщения, 2008) — 4. «Комплексные географические исследования: теория, практика, образование» (Москва, МПГУ, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объёмом более 2 п.л., в том числе в рецензируемых изданиях, рекомендованных к публикации ВАК РФ — 1 печатная работа.

Структура и объём диссертационной работы. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы и Приложений, общим объёмом 207 машинописных страниц, включая 32 рисунка (в том числе, схемы и графики), 33 таблицы. Список использованной литературы содержит 203 наименования.

ВЫВОДЫ:

За последние пять лет широкое распространение в мире получила практика использования биомоторного топлива (биодизеля и биоэтанола). В основном эти виды топлива используются в следующих странах:

1. В развитых странах ЕС, Канаде, Японии, где основная цель их использования — снижение экологической нагрузки.

2. В США основная цель использования — независимость от нефти;

3. Развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Аргентина, Колумбия и ряд других) — где благоприятные климатические условия позволяют использовать биомоторное топливо, производимое на местах, с целью уменьшения зависимости от нефти;

4. Неразвитые страны (Замбия) — имеют ограниченные возможности покупки нефтяного топлива, поэтому производят его из собственных ресурсов.

В будущем потребление биомоторного топлива в мире будет увеличиваться, но будут и сдерживающие факторы:

1. Ограничение применения биомоторного топлива в условиях холодного северного климата, а также в высокогорных районах, где требуется специальная доработка двигателя и добавление специальных присадок в двигатель;

2. Биомоторное топливо, производимое из пальмового и кокосового масла — не пригодно для его переработки в биодизельное топливо в условиях умеренного климата, где потребляется значительная часть биомоторного топлива;

3. В условиях кризиса отрасль по потреблению замедлила темпы роста (из-за увеличения стоимости биомоторного топлива), но это временные явления, поскольку запасы нефти сокращаются и во многих странах реализуются программы по увеличению доли биомоторного топлива на автотранспорте.

В России потребление биомоторного топлива сдерживается по нескольким причинам:

1. Природные условия не позволяют использовать биоэтанол и биодизель в чистом виде на большей части территории страны. Круглогодичное использование биодизельного топлива теоретически возможно в южной части Краснодарского края, где природные условия благоприятны для его потребления в течении практически всего года;

2. Использование биоэтанола в качестве добавки к бензиновому топливу ограничивается по технологическим причинам низкими зимними температурами практически на всей территории РФ;

3. Использование смеси дизельного топлива из нефти и биодизеля без доработки двигателя теоретически возможна (смесь В20), но на данный момент не проведено долгосрочных экспериментов такого использования (на российских автомобилях и в российских условиях).

В будущем потребление биомоторного топлива в России перспективно в нескольких направлениях:

1. Потребление биоэтанола в качестве добавки к бензиновому топливу (5%), чем уже сегодня заинтересованы некоторые крупнейшие нефтяные компании;

2. Использование биодизельного топлива сельскохозяйственной техникой.

В результате полученных результатов динамики изменения ареалов и плотности их загрязнения выбросами автотранспорта при использовании традиционного и биомоторного топлива в крупных городах России, нами было определено, что в больших, крупных и городах-миллионерах наиболее перспективно потребление биомоторного топлива в следующих направлениях:

1. Наибольший экологический эффект за счет возможного снижения плотности загрязнения атмосферы от транспорта при условии гипотетического внедрения биомоторного топлива может быть достигнут в Перми, Белгороде и Краснодаре. В этих городах применение биомоторного топлива может более чем в 5 раз снизить автотранспортное загрязнение в их центральных частях, а также более чем в 4,8 раза в кварталах, расположенных вдоль трасс въезда в эти города;

2. В Хабаровске и Ростове-на-Дону как в городах, имеющих субширотную или субмеридианальную структуру, вытянутых вдоль соответствующих рек, гипотетический перевод автомобильного транспорта на биомоторное топливо показал наиболее ощутимое сокращение не только общего фона нагрузки, но и выполаживание плотности автотранспортного загрязнения между кварталами, расположенными вдоль центральных автотрасс и центральной части города.

3. В наименьшей степени гипотетическое внедрение биомоторного топлива найдет своё отражение в Волгограде и Архангельске, поскольку эти города вытянуты вдоль рек и значительная часть автотранспортного загрязнения будет приходится на кварталы, примыкающие к улицам вытянутым вдоль рек через весь город. При этом, при использовании биомоторного топлива уменьшится общий фон загрязнения, но структура основных ареалов загрязнения останется неизменной.

Заключение

.

При использовании полимасштабного метода исследования на нескольких территориальных уровнях — оценки России на фоне мира, на уровне субъектов РФ и на уровне внутригородского пространства — исследованы все основные географические предпосылки производства и потребления биомоторного топлива в России.

Первичной основой изучения перспектив производства и потребления биомоторного топлива являлся анализ различной литературы. Во второй главе были проанализированы различные аналитические отчёты, исследованы тренды мирового развития биомоторного топлива и выявлены основные географические предпосылки производства биомоторного топлива. В третьей главе определены основные географические предпосылки потребления биомоторного топлива, главным образом во внутригородской среде на микроуровне.

В ходе исследования нами достигнуты задачи, поставленные в начале:

— С экономико-географических позиций систематизирована природно-ресурсная, социально-экономическая, юридическая, экологическая и технологическая информация, которую можно рассматривать в качестве предпосылок или ограничений производства и потребления биомоторного топлива.

Результатом систематизации данной информации стало описание различных факторов формирования производства и возможных направлений потребления биомоторного топлива, в том числе опираясь на теорию ЭПЦ и ресурсные циклы А. В. Комара.

Характер размещения производства биоэтанола зависит от следующих факторов:

Природно-сырьевой фактор. Производится биоэтанол из возобновляемых источников энергии, непосредственно связанных с сельскохозяйственным, а также лесозаготовительным производством, поэтому отрасль по производству биоэтанола на сегодняшний день развивается преимущественно с учетом природно-ресурсных предпосылок и ограничений.

Экономический фактор. Этим фактором для производства биоэтанола является, главным образом, недостаточная обеспеченность традиционным моторным топливом из углеводородов некоторых стран мира. С целью обеспечения независимости от углеводородного топлива экономически эффективна организация производства биоэтанола за счёт собственных биоресурсов.

Транспортный фактор в размещении производства биоэтанола. Произведённый биоэтанол не имеет ограничений по дальности перевозки и может храниться в течение двух лет, но транспортные предпосылки производства биоэтанола значительно отличаются по странам мира в зависимости от конкретного вида сырья, используемого для его производства. Основные географические особенности размещения производства биодизеля.

Природно-сырьевой фактор. Процесс производства биодизеля предполагает выращивание и использование особых масличных сельскохозяйственных культур (главным образом — рапса). Рапс — влаголюбивая культура, требующая плодородных чернозёмных или среднесуглинистых почв для произрастания. Таким образом, возникают довольно жесткие географические природно-сырьевые ограничения для производства биодизеля из этой культуры. Специфические географические природно-сырьевые ограничения имеются и у других сельскохозяйственных культур, используемых для производства данного вида биомоторного топлива (соевое и пальмовое масла и др.).

Экономический фактор. Этим фактором, также как и для биоэтанола, является недостаточная обеспеченность традиционным моторным топливом из углеводородного сырья некоторых стран мира, обладающих достаточным количеством природно-сырьевых ресурсов, пригодных для получения альтернативного биодизельного топлива.

Транспортный фактор в размещении производства биодизеля. Произведённый биодизель, также как и биоэтанол, не имеет ограничений по дальности перевозок и видам транспорта, но имеет относительно небольшой срок хранения — в среднем всего три месяца (без внесения специальных антиоксидантов). Однако эти сроки варьируются для различных видов биодизеля в зависимости от используемого биосырья для его производства (к примеру, биодизель произведённый из рапса и сои имеет больший срок годности, чем биодизель из пальмового масла и ятрофы). Соответственно, транспортный фактор производства биодизеля напрямую зависит от типа сырья, используемого для его получения, что, безусловно, сказывается на его стоимости и на географии производства.

Общие особенности потребления биомоторного топлива.

Биоэтанол или топливные смеси, содержащие биоэтанол, сегодня успешно используются во всех типах автомобильных двигателей, работающих на бензине. Использование биоэтанола в качестве топлива для автомобильных двигателей в своем натуральном виде нецелесообразно в силу природно-климатических ограничений его применения (при использовании автомобилями чистого биоэтанола, при температуре ниже +15 °С мотор не заводится).

Биодизель применяется на автотранспорте в чистом виде или в смеси с традиционным дизельным топливом (например, 2% биодизеля — 98% дизельного топлива, или -100% биодизеля). При применении смеси из 20% биодизеля и 80% солярки (марка топлива В20) становится возможным использование биодизеля в районах с низкими среднегодовыми температурами без модификации двигателя, что значительно расширяет потенциальные границы его внедрения.

— Выделены и сравнены основные и дополнительные экономико-географические предпосылки и ограничения производства/потребления биомоторного топлива в мире и в России;

В работе было проведено исследование, описывающее основные экономико-географические предпосылки производства биомоторного топлива в мире в целом и отдельных зарубежных странах, в России в целом и отдельных её регионах.

Основными экономико-географическими предпосылками производства биомоторного топлива стали следующие: природно-сырьевые (во многом определяющие географию производства биомоторного топлива), экономические (мотивирующие производство с точки зрения ожидаемого экологического эффекта от его внедрения и экономической выгоды при его производстве или возможной реализации) и институциональные (стимулирующие производство на разных уровнях, в разных странах).

Так же было выявлено, что наиболее вероятно более массовое развитие в мире и в России в будущем получит производство биоэтанола. Производство биодизеля также будет развиваться, но оно будет менее массовым из-за специфических природно-ресурсных ограничений.

Экономико-географическими предпосылками потребления биомоторного топлива стали экологические (в развитых странах, для улучшения экологической ситуации), политические (для большинства стран, возможность меньше зависеть от нефтяного топлива) и экономические (развитие сельскохозяйственного производства).

— Выявлены наиболее перспективные пилотные регионы РФ для развития в них экспериментального (опытного) производства биомоторного топлива (биодизеля);

Для 86 субъектов РФ (по данным и сетке АТД на 2006 г.) был рассчитан итоговый интегральный индекс, оценивающий сельскохозяйственный, трудоресурсный и инфраструктурный потенциал выращивания рапсового сырья (с целью организации производства биодизельного топлива). В результате нами была выделена группа регионов с наибольшими (лучшими) интегральными показателями, куда было отнесено 15 регионов РФ (интегральный балл в интервале от 24 до 26). Это те регионы, где формально выращивание рапса может быть наиболее эффективным. Максимальное количество (26 баллов) при этом получили Ростовская и Курская области.

При условии исключения из данной группы регионов, стратегически важных с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности и урбанизированной Московской области, наиболее подходящими субъектами РФ по комплексу предпосылок для развития в них пилотного производства биодизельного топлива в первую очередь в будущем могут стать следующие регионы Республика Татарстан, Нижегородская, Тульская и Рязанская области.

— Определена значимость и приоритетность применения биомоторного топлива в больших, крупных и городах-миллионерах России.

В работе была разработана и применена методика оценки плотности автотранспортного загрязнения во внутригородском пространстве при использования различных видов топлива (в том числе традиционного бензинового.

— При гипотетическом внедрении биомоторного топлива для автотранспорта общий фон плотности загрязнения атмосферы в городах уменьшится почти в 2,7 раза. При этом, особенно заметно изменится общий фон плотности загрязнения в жилых районах центральной части исследуемых городов и жилых районов, располагающихся вдоль трасс въезда и выезда из города (загрязнение здесь сократится более чем в 3 раза), в то время как в жилых районах с минимальными значениями современного автотранспортного загрязнения, расположенных на городских окраинах, плотность и ареалы загрязнения изменятся незначительно;

— Наибольший экологический эффект от гипотетического внедрения биомоторного топлива может дать в Архангельске. Это объясняется тем, что общий существующий транспортный трафик в городе ниже в сравнении с другими исследуемыми городами и, соответственно, меньше расчетное автотранспортное воздействие на жилые районы города. При гипотетическом внедрении биомоторного топлива площадь воздействия автотранспортного загрязнения в целом значительно сократится, а на большую часть жилых районов в центральной части города и трассах въезда в город автотранспортное загрязнение практически перестанет воздействовать;

— В Волгограде и Перми, как в городах, имеющих субширотную или субмеридианальную структуру, вытянутых вдоль соответствующих рек, гипотетический перевод автомобильного транспорта на биомоторное топливо показал ощутимое сокращение не только общего фона нагрузки, но и выполаживание плотности автотранспортного загрязнения между жилыми районами, расположенными вдоль центральных автотрасс и в центральной части городов;

— Саратов, Белгород и Краснодар имеют компактную планировочную структуру с узкими улицами, что способствует возникновению трудностей перемещения автотранспорта в центре и при подъезде к городу, формируя устойчивые зоны загрязнения, а при использовании биомоторного топлива площадь воздействия загрязнения уменьшается, сужая тем самым устойчивые зоны загрязнения и принося ощутимый экологический эффект. Схожая ситуация характерна для центральной части Новосибирска, Н. Новгорода, Уфы и Омска.

Итогом поставленных задач исследования стало достижение цели диссертационной работы — выявлены основные географические предпосылки производства и определены приоритеты потребления биомоторного топлива на территории России.

Полученные результаты помогают наиболее полно оценить перспективы развития биотопливной отрасли в России.

Описанная в работе методика сравнения экономико-географических предпосылок и ограничений развития производства биомоторного топлива может быть использована при формировании стратегии социально-экономического развития территории на региональном и федеральном уровнях, в том числе для обоснования выбора сельскохозяйственных угодий для выращивания биотопливного сырья и мест размещения предприятий по производству биомоторного топлива.

Разработанная методика оценки факторов формирования плотности выбросов от автотранспорта в городах при использовании различных видов топлива может быть применена в градостроительной и экологической политике при планировании развития автотранспортной инфраструктуры. На её основе может быть рекомендовано первоочередное внедрение биомоторного топлива на локальном уровне в качестве одной из важных мер по снижению негативного влияния автотранспорта на атмосферу городов.

По-новому оценена социальная и экологическая роль биомоторного топлива не только в городах, но и на уровне регионов РФ. Анализ современной ситуации в области производства и потребления биомоторного топлива показал, что мировая структура потребления энергоносителей постепенно смещается в сторону увеличения доли возобновляемых источников энергии и ведёт к постепенному переходу на более чистые технологии, к снижению доли потребления углеводородного топлива, что, в свою очередь, стимулирует увеличение производства биомоторного топлива в современном мире, где ведущее место в будущем может занять Россия.

В ходе нашего исследования получены следующие результаты и выводы, которые мы выносим на защиту:

1. Основной предпосылкой производства и потребления биомоторного топлива является не нехватка в настоящий момент традиционного моторного топлива в мире или в отдельно взятой стране, а его важнейшая экологическая функция — возможность замены в перспективе исчерпаемого, невозобновимого углеводородного сырья как топлива на возобновимое и практически неисчерпаемое биосырьё, способное к тому же дополнительно связывать свободный углерод биосферы.

2. Анализ современного опыта производства и потребления биомоторного топлива в ряде стран мира показал перспективность наращивания его производства в будущем, в основном, за счёт развивающихся стран, обладающих достаточно большой ресурсной базой. Наряду с этими странами одно из ключевых мест в мировом производстве биотоплива в будущем может занять и Россия, обладающая в качестве важнейшей предпосылки необходимым природно-климатическим потенциалом и значительными площадями пригодных для этого сельскохозяйственных земель.

3. Среди других предпосылок производства биомоторного топлива в России обоснованы следующие:

— Способность рапса очищать землю от радионуклидов не накапливая их в зёрнах, что особенно важно для устранения последствий Чернобыльской аварии;

— Возможность утилизации практически неограниченного объёма широко распространённых лесных древесных отходов для производства биоэтанола в объёме, равном 7% современного мирового производства биоэтанола;

— Диверсификация экспортной продукции и доходов от экспорта;

— Возможность использования биомоторного топлива в отдалённых, мелких сельских хозяйствах вместо традиционного моторного топлива.

4. Среди основных ограничений производства и потребления биомоторного топлива в России с учётом её природно-климатических, демографических и институциональных особенностей выделены:

— технические затруднения круглогодичного применения биомоторного топлива на Севере;

— нехватка трудоспособного населения для его производства во многих пригодных для выращивания биосырья регионах страны;

— недостаточная поддержка развития этой новой отрасли со стороны государства по сравнению с развитыми странами мира.

5. При полимасштабном исследовании территории России было выявлено, что субъектами РФ, наиболее подходящими по комплексу предпосылок для развития в них опытно-экспериментального производства биодизельного топлива, в первую очередь, в будущем могут стать: Республика Татарстан, Нижегородская, Тульская и Рязанская области.

6. При гипотетическом внедрении биомоторного топлива для автотранспорта в исследованных 20-ти крупных городах России общий фон плотности загрязнения атмосферы от автотранспорта в центральной части городов и в жилых районах, располагающихся вдоль трасс въезда и выезда из них, уменьшится в наибольшей мере, а в жилых районах с современными минимальными значениями автотранспортного загрязнения, расположенных на городских окраинах, плотность и ареалы загрязнения при использовании биомоторного топлива останутся практически неизменными.

В результате в исследуемых городах произойдёт выполаживание плотности автотранспортного загрязнения между различными частями городского пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобили переходят на спирт и растительное масло // Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы», № 2, февраль 2008.
  2. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
  3. Н.В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира. Учеб. М., 2000, с. 56.
  4. В.В. Экологические аспекты формирования производственных зон в крупнейшем городе (на примере Москвы) // Антропоэкол. оценка и формир. оптим. гор. среды. Л., 1988.
  5. А. И. География сельской местности. М.: Знание, 1989.
  6. Амбарцумян В. В, Носов В. Б. «Экологическая безопасность автомобильного транспорта» -М.: Научтехлитиздат, 1999 г., с.8−12
  7. Е.Г., Елохов A.M., Сухих В. А. Качество жизни населения крупнейшего города. Екатеринбург, 2000, с.48
  8. Н.Н. Становление советской экономической географии. Научные принципы географии Избранные труды: М., 1980.
  9. Ю.О. Развитие промышленного производства биоэтанола в России как одно из приоритетных направлений развития альтернативной энергетики, М., 30/12/2007.
  10. Д. М., Козлов А. И., Вопросы экономической эффективности гидролизной промышленности, М. — Л., 1961, стр. 112−114.
  11. П.Безуглая Э. Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. М., 1986.
  12. В.Р. Социально-экологические проблемы развития городов России, М. Едиториал УРСС, 2004.
  13. В.Р. «Принципы и методы комплексной оценки экологического состояния городской среды» Сборник статей. М., 2002.
  14. С.Н., Ксенофонтов М. Ю., Перелет Р. А., Петров А. П. Макроэкономика и окружающая среда, г. Пушкино, 2004, с. 19−21
  15. Большая Российская Энциклопедия, т.1. По материалам обзора А. В. Яблоков, М. 2004 г.
  16. В.Н. «Транспорт в территориальных системах» М.: Наука, 1987.
  17. В. Теоретическая география. М.: Прогресс, 1967.
  18. В. Аналитика:Украинская рапсодия-«Агро-перспектива».-2007.-№ 1-с. 2.
  19. И.А. Избранные сочинения. М., 1998.
  20. Возобновляемые источники энергии // План внедрения и продвижения технологий на период до 2020 года // EREC, Renewable Energy House, Brussels, 2007.
  21. И.Н. Некоторые вопросы учета природоохранных факторов при размещении производительных сил.// Достижения и перспективы, 1986, вып.50. Природные ресурсы и окружающая среда, № 15. С.28- 35 (в соавторстве с Клюевым Н. Н. и Крыловым М.П.)
  22. И.Н. Проблема сочетания принципов приоритетности и комплексности в моделях и программах развития российских регионов. В кн.: Проблемы регионального развития. Модели и эксперименты. М., МАРСС, ИГ РАН, 1997.
  23. И.Н. Инновации в сфере охраны окружающей среды и природопользования в развитии Российских регионов. В сб. «Инновации в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Ярославль, НПО «Кадастр"-МПР России.2003г. С. 284−291.
  24. И.Н., Приваловская Г. А. Промышленное природопользование и требования к размещению промышленности. Глава 4 в кн.: Территориальная структура хозяйства староосвоенных районов. М.: Наука, 1995 г С. 109−115.
  25. И.Н. Эколого-географические противоречия природопользования. Известия РАН, сер.геогр., 31, 1997 г. 1.0. п.л. (в соавторстве с Г. А. Приваловской).
  26. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. Сп-б., 1998.
  27. Глобальная экологическая перспектива 3 //ЮНЕП, 2002, с.102−137, 246−280.
  28. И.М., Маранджева Т. А., «Экологически чистые дизельные топлива с биокомпонентами» // http://mixent.ru
  29. Г. А. Транспорт и расселение. М.: Наука, 1981.
  30. ГОСТ 11 048–95 Жмых рапсовый. Технические условия
  31. ГОСТ Р51 866 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия.
  32. ГОСТ Р 52 368−2005 (ЕН 590:2004). Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия.
  33. Государственный доклад о состоянии природной среды в Ростовской области в 2003, 2004 гг. Ростов-на-Дону, 2003, 2004.
  34. Государственный доклад «Состояние окружающей природной среды Белгородской области в 1999 году», Белгород, 2000 г.
  35. Государственный доклад — «Состояние природной среды и природоохранная деятельность в Нижегородской обл в 2004 г.», Н. Новгород — 2005 г.
  36. Государственный доклад — «Состояние природной среды и природоохранная деятельность в Нижегородской обл в 2003 г.», Н. Новгород — 2004 г.
  37. Государственный доклад о состоянии природной среды в Курской области в 2005, 2006гг.-Курск, 2006.
  38. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской федерации в 1999, 2000, 2001, 2005 г., М.: 1999, 2000, 2001, 2005.
  39. Государственный доклад — «Состояние природной среды и природоохранная деятельность в Хабаровском крае в 2003 г.», Хаб — 2004.
  40. В.В., Рыбальский Н. Г. «Городской транспорт и безопасность его использования» // http://mail.menr.gov.ua
  41. А.П., Гохман В. М. Факторы размещения производства в региональных исследованиях за рубежом.- В сб.: «Региональные исследования за рубежом». М., 1973.
  42. А.П., Гохман В. М., Смирнягин JI.B. Территориально-производственная структура промышленности (на примере системы «промышленность капиталистической страны») //Известия АН СССР. Серия географическая, 1976. -№ 6. С.107−114.
  43. А.П., Смирнягин JI.B. «О факторах и условиях размещения капиталистической промышленности». // Извести АН СССР. Сер геогр. 1973, № 1.
  44. В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  45. В.И. «Особенности возделывания ярового рапса в условиях Брянской области» // Комитет сельского хозяйства Брянской области, 2006 г.
  46. C.JI. «Экология и промышленность России» // 2000 г. 7вып. Стр.40−41
  47. A.M. Применение присадок в топливах. М., Мир, 2005. 288 с.
  48. Р.Дж. География и географы: Очерк развития англо-американской социальной географии после 1945 года / Пер. с англ. М., 1987.
  49. Л.В. «Топливный биоэтанол: пути развития» // Международная академия информатизации, 2009.
  50. А.Г. Экологическая география России. Сп-б.: Изд.-во Сан-Петербургского университета, 2001.
  51. Л.В. Особенности формирования инфраструктуры инноваций на уровне региона// Академия управления «ТИСБИ», вып.1, 2005 г.
  52. В.М., Карпов С. А., Кунашев Л. Х., Царев А.В Применение алифатических спиртов в качестве экологически чистых добавок в автомобильные бензины // «Нефтегазовое дело», РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2006.
  53. В.М., «Мировой опыт» // Российская Национальная Биотопливная Ассоциация, www.bioethanol.ru
  54. С.А. «Автомобильные бензины с улучшенными экологическими свойствами» // Экология и промышленность России, январь 2006 г. стр. 30−32.
  55. Н.Г. Энергетика и промышленность России № 4 (32) апрель 2003 года.
  56. Н.Н. Эколого-географическое положение России и её регионов, М., 1996.
  57. Н.Н. «Сельскохозяйственное природопользование в постсоветской России: общие параметры, региональная специфика, пути экологизации» М.: Товарищество научных изданий КМК. 2005 г. 615 с. с. 259 — 277.
  58. С.А. Сельское расселение. М., 1963
  59. В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: Учеб. для студентов вузов. М., 2001.
  60. Н.Н. Основы экономического районирования. М., 1958.
  61. И.В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 1975.
  62. А., Марков А. Бензин из угля и газа // Журнал «Инноватика. Коммерционализация», 12.04.06
  63. .К. Биодизель будущее Украины.//ЦУР «Роза ветров», Киев, 28/02/2006, с. 2.
  64. Д. «Бензин из пробирки» // Украинский деловой еженедельник «Контракты», 28 мая 2005 г., www.biodiesel.com.ua.
  65. В.Г. Территориальные системы хозяйства в сельской местности России. В кн.: Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: Зарубежный опыт и проблемы России. М.: Т-во научных изданий КМК. 2005 г. с. 228- 242.
  66. В.Г. Технико-экономические основы сельскохозяйственного производства. Учебноепособие для вузов. М., 1998.
  67. В.Г., Раковецкая Л. И. Зерновое хозяйство: территориальная организация и эффективность производства. М., МГУ, 1990 г., с. 278.
  68. Кугучин К, «В какой мере спрос на биотопливо повлиял на рост цен на продукты?» // Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), 08.11.2008.
  69. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М., 2002
  70. Г. М. «География городов», М. Владос, 1997.
  71. А.Г., Головных И. М. «Повышение эффективности ОДД на регулируемых пересечениях» // ИркутГТУ, 2003.
  72. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.
  73. В.Н., Трофименк Ю. В. «Промышленно-транспортная экология», М. изд. Высшая школа, 2001.
  74. И.М. Социалистическая интеграция и размещение производительных сил. В сб. «Экономическая география. География промышленности». Выпуск 4−5. МФ ГО СССР. М., 1971.
  75. И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск, 1986.
  76. Международный стандарт EN 590:2004 «Automotive fuels Diesel — Requirements and test methods»
  77. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) Л., 1987.
  78. А.А. Экономическая оценка природных ресурсов. М., 1972.
  79. Мировой рынок биоэтанола в 2007 году // Исследовательская компания «Abercade», Москва, 2008 г., www.abercade.ru
  80. Н.С. Страноведение. Теория и методы. Учеб. для студентов вузов. М., 2001.
  81. На смену нефти и газу приходит древесное биотопливо // Российская лесная газета, № 45−46 (123−124) от 26.11.2007.
  82. Не в атоме дело // Минатомом РФ, апрель 2003.
  83. Т.Г. Сельская Россия на перепутье. М.: Новое издательство, 2003.
  84. Т.Г. Пространственная эволюция сельского хозяйства России в XX веке В кн.: Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2006. 448 с. с. 230 249.
  85. Т.Г. Продовольственное самообеспечение России: региональные сдвиги. // География, февраль, 2000 г. № 5 (491 492).
  86. JI. «Биотопливо: российский рецепт» // Журнал «ЮГ-спецтехника» № 27/2007 Выпуск № 87, статья 2, 21 ноября 2007 г.
  87. Охрана окружающей среды в ОАО «ЛУКОЙЛ» и его дочерних обществах в 2007 г"// http://www.lukoil.ru.
  88. Парк легковых автомобилей в России по состоянию на 1 января 2008 г. // 17 November 2008, DISCOVERY Research Group
  89. Перевод всего транспорта на газ: мечта или реальность? // Информационное агентство «Бел.Ру», Белгород, 21.02.2006, www.bel.ru.
  90. Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. М., 2000.
  91. А.В. Устойчивое развитие сельских территорий в России: направления и проблемы. // Всероссийский институт агрономических проблем и информатики РАСХН. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2005 г. 615 с. С.228−242.
  92. Н.В. Особенности территориальной структуры энергопроизводственного цикла алюминия в Сибири // «География и природные ресурсы», № 1, 2006 г., стр. 96−103.
  93. Г. А., Рунова Т. Г. Территориальная организация промышленности и природные ресурсы СССР. М., 1980.
  94. Приказ Министерства финансов РФ от 14.11.2006 № 146н «Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и порядки их заполнения»
  95. Природный комплекс большого города: ландшафтно-экологический анализ. М.: Наука, 2000.
  96. А.Е. Вопросы размещения социалистической промышленности. М., 1971.
  97. Прогноз развития мирового рынка биоэтанола, проблемы индустрии // Комитет по энергетической политике 16.10.08, http://www.rsppenergy.ru
  98. Производители этанола в Бразилии столкнулись с проблемами // 08.01.2009, www.biz.liga.net.
  99. В.А., Игнатьева А. Е. Географически аспекты «зелёной революции» в развивающихся странах востока. Вопр. геогр М.: Мысль -1979, с.171−185 .
  100. А.Н. География сельского хозяйства. М., 1970.
  101. Рапс очистит почву от цезия // Журнал «С.О.К.», 20 мая, 2007 г. www. c-o-k.com.ua
  102. М. П. Экологические основы общественного производства. — Смоленск, 1999.
  103. М.П., Битюкова В. Р., Остапенко JI.C. Медико-географические проблемы загрязнения воздушного бассейна городских агломераций. // Вестник Моск. ун-та, сер. 5, геогр. 1988, № 2.
  104. Регионы России, Госкомстат РФ, М., 2006 г.
  105. РЖД готовы использовать биодизель // Журнал «Нефтехимия», 23.01.2008, www.rccnews.ru
  106. А.Д. «История автомобильного транспорта России», М. изд. Акас1егта, 2003.
  107. А. А., Цивенкова Н. М., «Транспортный газогенератор — новый взгляд на старую технологию» // 22.12.2006, www.laes.ru.
  108. Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1973.
  109. Ю.Г. Энергопроизводственные циклы // Вестник МГУ, сер.5. География — 1967 № 4.
  110. Ю.Г. Избранные труды. Смоленск, 2001.
  111. Г. В. Индия, переход к САРД в условиях планируемой рыночной экономики и усложняющейся эколого-демографической ситуации // Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, М., изд. КМК, 2005, с.206−227.
  112. Г. В., Тишков А. А. 1995 Ключевые районы устойчивого развития // Оценка качества окружающей среды и экологическое картографирование. М. с. 107−116
  113. Синяя книга IRU, «Автомобильный транспорт России 2002−2003», 2004 г.
  114. СниП 2.07.01−89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений/ Госстрой России. М.: ФГУП ЦПП, 2004. -56 с. Раздел 6: Транспорт и улично-дорожная сеть (с. 13−20).
  115. Е.П. «Оценка экологического состояния города для целей градостроительного регулирования (на примере г. Москвы)» // МГУ, 2008.
  116. Н.Т. Возможности использования альтернативных видов топлива в АПК России // ФГУП, Российский центр сельскохозяйственного консультирования, 2006.
  117. Стратегия развития автомобильной промышленности России // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2005, стр.48−51.
  118. Спирт шагает по планете // Журнал «Бизнес курс», № 22(249) от 11.06.2008, с.37−41
  119. США. Рост производства биоэтанола замедлится // Торговая система «Зерно-online», 24 октября 2007, www.zol.ru .
  120. Сырьё для производства биоэтанола //Российская Национальная Биотопливная Ассоциация, 16.04.2006, www.bioethanol.ru
  121. С.А. «Эволюционная морфология транспортных сетей», Смоленск-М., изд. «Универсум», 2005, с. 1−7.
  122. ТУ 38.401−58−244−99 «Бензины автомобильные неэтилированные, содержащие этанол»
  123. Е., Коптюбенко Д. Госдуме предложат закон о чистом бензине. //РосБизнесКонсалтинг, РБК daily, 14.02.2006.
  124. А.И. Географически особенности формирования атомной энергетики. Вопр. геогр -М.: Мысль -1979, с.75−86
  125. Третье Национальное сообщение Российской Федерации по РКИК. -М., 2002.
  126. В.Н., Морева JI.A. Северный Кавказ: природно- экологические и социально-экономические условия территориальной дифференциации сельского хозяйства. В кн.: Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий:
  127. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: Т-во научных изданий КМК. 2005, С. 406−434.
  128. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года.
  129. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года.
  130. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 102-ФЗ от 31 декабря 2005 года.
  131. А.Т. География промышленности СССР М.: Высш. школа -1990.
  132. М.Д. Дробное районирование и локальные производственно-территориальные комплексы. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1976.
  133. Ю. «Биодобавка для природного газа» /, Издательский дом «Время», № 123, 14.07.2006, г. Москва
  134. Экологический аспект строительства и эксплуатации автомобильной дороги // 09.10.2006, http://www.rtsh.ru
  135. Энергетическая политика России // Комиссия государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, июнь 2007 г.
  136. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года //Министерство промышленности и энергетики РФ, № 1234-р, от 28 августа 2003.
  137. З.Н. Экологические аспекты формирования среды крупного города. -М.1989.
  138. Яровой рапс — культура универсального типа // 23.01.2009, http://selhoz.mbslaboratories.ru
  139. A. Zervos, Ch. Lius, О. Schrafer. Tomorrow’s world, Renewable energy world. 2004, V.7,n 4.
  140. Биоэтилтрибутиловый эфир (bio-etbe). Получается смешиванием биоэтанола (48% по объему) и третичного бутанола с последующим нагреванием в присутствии катализаторов (октановое число — 112). Используется в смеси с бензином для любых двигателей.
  141. Биометанол может стать предпочтительным топливом для топливных элементов. Его производят из сингаза, или смеси Н2 и СО, получаемых из биомассы в присутствии 02 (производство синтетического метанола составляет 27 млн. т/год).
  142. Биометилтрибутиловый эфир (bio-ratbe) — аналогичен bio-etbe, получается смешиванием биометанола (36% по объему) и третичного бутанола при нагревании и катализаторах.
  143. Биодиметил эфир (bio-drae) добавляется к дизельному топливу (2%) для улучшения его качеств. Может быть получен из сингаза или чистого метанола в присутствии алюмосодержащих катализаторов.
Заполнить форму текущей работой