Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления развитием образовательных услуг вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт инновационных учебных заведений, практика управления развитием образовательных региональных систем, имеющиеся научные исследования и разработки говорят о возможности изменения содержания образования, его обновления, для решения чего необходима поддержка уже имеющихся позитивных тенденций в развитии системы образовательных услуг вузов. Прежде всего, необходимо отметить формирование идеологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы развития сферы образования на современном этапе
    • 1. 1. Новое содержание и философия образования
    • 1. 2. Анализ основных проблем развития рынка образовательных услуг
    • 1. 3. Тенденции развития образовательных услуг высших учебных заведений
  • Глава 2. Теоретико-методические основы управления развитием образовательных услуг вузов
    • 2. 1. Основные подходы к управлению развитием вузовских образовательных структур
    • 2. 2. Методические аспекты оценки эффективности управления функционированием развития образовательных услуг вузов
  • Глава 3. Основные направления повышения эффективности управления развитием образовательных услуг в вузах
    • 3. 1. Формирование инновационной стратегии развития образовательных услуг высшей школы
    • 3. 2. Программное управление развитием образовательных услуг вузов
    • 3. 3. Формирование эффективной системы управления учреждением высшего образования: маркетинговый аспект

Совершенствование управления развитием образовательных услуг вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном обществе образование становится главным фактором, влияющим на уровень развития человеческого капитала, следовательно, и страны в целом. Подобная его роль существенно изменяет требования к деятельности образовательных учреждений, что выдвигает необходимость введения новых методик обучения, создания условий для повышения активности включения обучающихся в творческий процесс, формирование нравственно-культурных ценностей и т. п. Все более значимым становится необходимость инновационного обучения, когда образование понимается как достояние личности, средство ее самореализации. Все это ведет к развитию сферы образования и созданию рынка образовательных услуг с учетом конкурентоспособности человеческого капитала.

Для конкурентной экономики необходимы специалисты высокого профессионального уровня, способные к его постоянному повышению в соответствии с потребностями постиндустриального общества, базой которого является экономика знаний. Новые требования общества, государства, рынка труда влекут за собой изменение содержания высшего образования, т.к. наука и техника сегодня развиваются темпами, вызывающими рост потребности в новых знаниях.

Современная наука обосновывает, что обновление знаний должно происходить каждые 3−5 лет, а в компьютерных технологиях — каждые 1−2 года. Смена парадигм обучения ведет к изменению всего образовательного процесса, его социально-экономической ориентации. В связи с этим возникает комплекс проблем, требующих новых решений. В частности, становится важным переосмысление понятий «обучение», «воспитание», «развитие», которые по мере изменения учебной деятельности на инновационной основе должны сближаться. В этом видятся основные признаки инновационного обучения, соответствующие требованиям современного общества.

Указанные и другие положения объективно выдвигают необходимость исследования современных подходов к совершенствованию управления развитием образовательных услуг вузов. Все более важным становится создание системы управления, адекватной различным формам образовательных услуг и способной обеспечить снижение социальной напряженности. При этом в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды особое значение приобретает стратегическое управление, принципы которого позволяют учитывать индивидуальность каждого региона, а также специфику и отраслевую структуру его экономики. Вместе с тем возрастает роль государства в процессе формирования и становления образовательных услуг нового типа, в создании системы экономических и административных связей с коммерческими и общественными образовательными структурами.

Сложность и многогранность стоящих и возникающих проблем управления развитием образовательных услуг вузов в условиях российской действительности предопределяют необходимость разработки современной научной базы, глубокого исследования теории и методологии функционирования и развития управления. Только на такой основе возможен выбор путей и направлений его совершенствования с учетом специфики многообразных форм образовательных услуг в вузах и потребностей общества в специалистах различного профиля и уровня подготовки. Научное обеспечение способствует созданию действенного и эффективно функционирующего управления образовательными услугами, как в масштабе страны, так и отдельного региона, что особенно важно для России, обладающей огромной территорией, большими человеческими ресурсами, передовой наукой и значительным творческим потенциалом населения. Это и определило выбор темы и актуальность проведенного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические основы управления развитием образовательных услуг рассматриваются в трудах многих отечественных и зарубежных ученыхэкономистов. Различные аспекты решения данной проблемы нашли свое отражение в работах Агранович М., Андреевой И. В., Белого Е. М., Березина И. Н, Бойко Л. И., Дусавицкого А. К., Демина В. М., Заборовой E.H. Ивановой И. Н., Кельчевской Н. Р., Крухмалевой О. В., Лазарева Г. И., Мартыненко О. О., Новикова A.M., Перегудова Ф. К., Романовой И. К. и др.

Среди зарубежных ученых в области исследования образовательной деятельности известны труды Гершуна А., Гордона М., Каплан Р., Нельсона Ричарда Р., Нортона Д., Томсопа Р., Уинтер Сиднея Дж. и др.

Однако многие вопросы теоретического и методологического характера, связанные с формированием и развитием образовательных услуг вузов при действии рыночных отношений, изучены еще недостаточно, что негативно отражается на практических аспектах данной проблемы. В частности, нерешенными остаются вопросы формирования механизма адаптации образовательных учреждений к условиям рынка, создания благоприятных организационно-экономических условий в сфере образования, участия государства в функционировании и развитии высшего и профессионального образования. Сравнительно слабо изучены направления совершенствования управления системой образовательных услуг, учитывающие специфику процессов обучения и особенности получения образовательных услуг вузов в том или ином регионе. Эти и другие проблемы предопределили цель, задачи и направления настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по совершенствованию управления развитием образовательных услуг вузов, а также направлений, способствующих повышению его эффективности в условиях реформирования образования на современном этапе хозяйствования.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие зада ч и:

— углубление теоретических основ развития сферы образования в современном обществе;

— выявление основных проблем и определение тенденций развития образовательных услуг в России в постперестроечный период;

— изучение содержания, особенностей и основных подходов к совершенствованию управления развитием образовательных услуг вузов в сложившихся условиях России;

— аналитическое обобщение методических подходов к оценке эффективности управления развитием образовательных услуг вузов;

— определение критериев и показателей оценки эффективности управления развитием образовательных услуг в вузах;

— разработка инновационной стратегии развития образовательных услуг высшей школы;

— определение направлений повышения эффективности управления развитием образовательных услуг вузов, отвечающих требованиям современного образования и потребностям отечественной экономики;

— разработка мер по укреплению государственного регулирования развития образовательных услуг в вузах.

Предметом исследования является совокупность проблем теоретического, методического и прикладного характера, связанных с разработкой эффективных систем управления развитием вузовских образовательных услуг в современных условиях хозяйствования.

Объектом исследования является сфера образовательных услуг высшей школы Российской Федерации и Республики Дагестан.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам теории и методологии управления развитием системы высшего образования и сферы образовательных услуг в современной рыночной экономике.

Исследование базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, логического и статистического анализа, методах математического моделирования и других общенаучных методах.

Информационную базу исследования, наряду со специальной и периодической литературой отечественных и зарубежных авторов, составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, в том числе «Закон об образовании РФ», «Закон об образовании РД», «Национальная доктрина в образовании», Федеральная программа развития образования", «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», «Новая концепция Государственного управления имущественным комплексом в сфере образования и науки» и др.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке и уточнении теоретических положений и методических рекомендаций по обоснованию основных направлений повышения эффективности управления развитием образовательных услуг высшей школы в соответствии с новой концепцией образования на основе инновационного обучения, способствующих усилению роли образования, как достояния и средства самореализации личности.

В рамках проведенного исследования автором получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

— уточнено содержание управления образовательными услугами с ориентацией на маркетинг и инновации, способствующее повышению адаптации образовательных структур к изменяющимся факторам и условиям внешней среды;

— выявлены основные проблемы развития образовательных услуг вузов, обусловленные недооценкой интересов и потребностей инвестирования в человека и снижением роли интеллекта в процессе социально-экономического развития российского обществапредложены основные подходы к управлению развитием образовательных структур высшей школы, базирующиеся на применении стратегического планирования и анализа, управленческих технологий максимального использования интеллектуального потенциала, методов принятия эффективных стратегических решенийразработаны методические положения оценки конкурентоспособности управления развитием образовательных услуг вузов на основе программного подхода к управлению социально-экономическими комплексами различных уровней сложности;

— сформулирована инновационная стратегия развития образовательных услуг высшей школы, исходящая из экономических, социокультурных и иных условий, а также имеющегося научного и интеллектуального потенциала учреждений образования, способствующая адаптации управления данными учреждениями к механизмам рыночной саморегуляции;

— предложена организационная структура управления развитием образовательных услуг в вузах с использованием маркетинговых и логистических элементов, реализующих основные направления коммерческой и некоммерческой деятельности, позволяющих осуществлять управление потоками информации и услуг, как важного условия повышения конкурентоспособности той или иной структуры образования на современном рынке.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что теоретические выводы и предложения могут быть использованы при разработке направлений и практических рекомендаций по повышению эффективности управления развитием образовательных услуг в высшей. Одновременно они направлены на достижение успешного развития системы образовательных учреждений в стране и регионах. Отдельные положения диссертационной работы могут быть положены в основу деятельности федеральных и региональных органов управления образованием для разработки мер по совершенствованию и развитию вузовских образовательных услуг в условиях высокой неопределенности внешней и внутренней среды.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях и научных семинарах профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, проводимых Дагестанским государственным педагогическим университетом, Дагестанским государственным техническим университетом, Институтом социально-экономических исследований ДНЦ РАН и Дагестанским государственным университетом в 2005;2007 г. г. Они также были опубликованы в сборниках научных трудов и использовались в практической деятельности.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В условиях постиндустриального развития экономики образование становится главным ее ресурсом, что существенно изменяет требования к деятельности образовательных учреждений. Современная система образования требует новых методик обучения, создания высокой степени активности, включения обучающихся в творческий процесс, формирование нравственно-культурный ценностей, развития новых форм образовательных организаций, сферы вузовских образовательных услуг. Переход от массового образования, служащего целям индустриального производства, к образовательной парадигме постиндустриального общества означает необходимость инновационного обучения, когда образование понимается как достояние личности, средство ее самореализации. Такой подход влияет на цели, мотивы и формы обучения, для преобразования которых необходимо решение комплекса проблем внешне — и внутриэкономического, организационного характера, проблем управления сферой образования.

2. Проведенный в работе анализ показал, что современные цели обучения и образования гораздо шире и должны опираться на психологические свойства человека (ситуативную активность, надситуативную активность и творческую активность). В условия развития конкурентоспособной экономики необходимо, на наш взгляд, развивать способности личности ставить цели избыточные с точки зрения текущей задачи, самостоятельно выявлять проблемы и искать пути их решения. Только активизация интересов обучающихся и преподавателей позволит изменить к лучшему и повысить качество образовательного процесса. Иначе говоря, современная парадигма образования состоит в переходе образования на базе только знаний к творчеству, личностно ориентированному, помогающему обучающемуся адаптироваться в динамично изменяющихся социально-экономических условиях для применения своих знаний, способностей, умения в практической деятельности. В тоже время, изменение идеологии требует новых подходов к управлению образовательным процессам, развитию сферы вузовских образовательных услуг.

3. Анализ ситуации, сложившейся в системе образования позволяет сформулировать цели реформирования системы и средства достижения этой цели. Целью является качественное обновление содержания образования путем усиления социо-культурной ориентации, реализации на практике общеобразовательной направленности обучения. Средством достижения этой цели должна стать реорганизация системы управления и механизма финансирования, направленная на создание условий для качественного обновления содержания образования с учетом спроса потребителей вузовских образовательных услуг.

Создание нового образовательного продукта связано с личностью, которая видит и понимает необходимость развития новых аспектов профессиональной деятельности, что требует формирования позиции специалистов в области исследования и прогноза образовательных потребностей и конструирования образовательных продуктов. Сфера вузовских образовательных услуг должна быть ориентирована на стремление человека к самореализации, подготовку специалистов, моделирование общения и взаимодействия при решении задач образования.

Несмотря на тенденцию укрепления позиций государственных вузов, расширение предлагаемых специальностей по первому высшему образованию и новых форм довузовского и после вузовского профессионального образования, происходит дифференциация и индивидуализация предпочтений потребителей, повышение требований к дополнительным характеристикам образовательных услуг вузов. Это ведет к формированию небольших, четко локализованных сегментов, в которых наиболее эффективными оказываются малые коммерческие образовательные учреждения.

4. Опыт инновационных учебных заведений, практика управления развитием образовательных региональных систем, имеющиеся научные исследования и разработки говорят о возможности изменения содержания образования, его обновления, для решения чего необходима поддержка уже имеющихся позитивных тенденций в развитии системы образовательных услуг вузов. Прежде всего, необходимо отметить формирование идеологии развития в единстве общества, образования и личностирасширение спектра образовательных программповышение значимости инновационных процессов в развитии образовательной системыориентация на более полное использование образовательных возможностей социокультурной средыосвоение информационных технологий и др. При этом предполагается расширение перечня услуг по всем специальностям, формирующим комплексную систему непрерывного профессионального образования на базе специализированных структурных подразделенийформ дополнительного профессионального образования в государственных университетах, развития и укрепления филиальной сети ведущих вузов страны.

5. В условиях нестабильности внешней среды, неопределенности во времени, наиболее целесообразным представляется подход, базирующийся на стратегическом управлении, принципы которого позволяют учитывать индивидуальность каждого региона, их территорий, а также специфику и отраслевую структуру региональной экономики, при разработке стратегии развития образовательных услуг, способствующей улучшению их содержания, качества и удовлетворяющих потребности региональной экономики в специалистах различного профиля. Такой подход требует целенаправленного управления государственными образовательными учреждениями и создания системы экономических и административных связей с коммерческими и общественными образовательными структурами. При этом главной целью управления развитием образовательных услуг является удовлетворение исходной потребности в специалистах за счет конечного результата функционирования учреждения. Уже сегодня крупные образовательные организации начинают широко использовать системный подход, базирующийся на взаимодействии элементов организации считая их важными, в контексте целого.

6. Сегодня преобладают экстенсивные способы развития сферы образовательных услуг вузов, что требует изменение стратегии решения проблем управления, которая должна быть ориентирована на реализацию социально-экономических задач. Наличие стратегии способствует снижению риска при принятии управленческих решений. Стратегия только тогда может быть продуктом рационального анализа и управленческих решений, если менеджеры располагают полной информацией для рассмотрения всех альтернативных вариантов стратегий, могут проанализировать все возможные последствия и риски.

В условиях ограниченности ресурсов, нестабильности заказчиков и потребителей, конкуренции необходимым становится формирование стратегии деятельности образовательных учреждений. Причем, перед государственными и коммерческими структурами в сфере образованных услуг стоит одна и та же задача — подготовка специалистов (высшего образования) как «продукцию» более высокого качества, используя современные модели бизнеса для повышения эффективности деятельности образовательных учреждений. При выработке целей развития образовательных услуг вузов необходимо учитывать внутренние ценности каждого учреждения независимо от организационно-правовой его формы и формы собственности. К таким ценностям относятся: материальная база, интеллектуальный потенциал коллектива сотрудников, научно-техническая база, учебно-методическая среда и технологии обучения, социальная и культурно-воспитательная среда. Причем реализация стратегических целей приращения ценностей учреждения образования основана на эффективном использовании своего внутреннего потенциала. При этом актуальным сегодня становится развитие стратегического планирования в системе образования, предусматривающего создание управленческих технологий, способствующих максимальному использованию интеллектуального потенциала образовательного учреждения.

7. Сегодня развитие образовательных услуг вузов непосредственно зависят от решения проблем ликвидации разрыва между уровнем развития высоких технологий и уровнем подготовки специалистов, расширения направленности подготовки. В этом случае целесообразным представляется органичное сочетание традиционного и инновационного подходов в образовании. Такой подход должен базироваться на концепции теории менеджмента, включая элементы теории организационного поведения, теории принятия решений, инновационного менеджмента, реализуемые с позиций системного подхода.

Развитие предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг вузов возможно лишь при наличии многообразных организационно-правовых форм образовательных организаций и эффективных систем управления ими, т.к. недостаточный уровень менеджмента и маркетинга, инновационной и коммерческой деятельности сегодня является основной проблемой развития предпринимательства в системе образования.

Развитие образовательных учреждений высшего специального' образования имеет высокую экономическую и социальную значимость как для развития экономики регионов, так и страны в целом, т.к. от уровня образования и подготовки профессиональных кадров зависит эффективность функционирования предприятий различной отраслевой ориентации. Поэтому только эффективно функционирующие образовательные учреждения различной организационно-правовой формы, активно внедряющие принципы и методы инновационной деятельности и предпринимательства, могут обеспечить экономическую систему страны не только специалистами по специальностям, востребованным обучающимися, но и профессионалами, необходимыми хозяйствующим субъектам. Эффективность функционирования учреждений образовательных услуг вузовнепосредственно зависит от эффективности управления развитием этих структур. В связи с этим возникает необходимость оценки эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем управления. Для этого в работе проведено исследование методических подходов к оценке конкурентоспособности, финансовой устойчивости и экономического потенциала учреждений, что особенно важно при прогнозировании и планировании их деятельности.

8. В современных условиях любое учебное заведение для улучшения своего финансового состояния стремиться расширить свой сегмент на рынке образовательных услуг. Для решения этих задач необходимо проведение маркетинговых исследований, направленных на анализ методов оценки качества образовательных услуг для выбора базовой методики с учетом всех ее преимуществ и недостатков. При этом важными являются экономические показатели, включающие стоимость образовательных программ, используемую систему скидок при оплате, налоговые льготы, условия оплаты, которые необходимы для моделирования конкурентоспособности образовательной программы и образовательного учреждения в целом.

9. Для оценки эффективности развития образовательных услуг (на уровне организации) необходимо проведение комплексного анализа и прогнозирование темпов изменения основных показателей на базе программного метода, на основе чего разрабатывается программа-прогноз развития образовательного учреждения. В этой связи рекомендуется руководствоваться методологическими и методическими основами системы эффективного управления социально-экономическими комплексами различных уровней сложности, исходя из таких моделей, которыми предусматриваются вариантный подход и соответствующие критерии оптимальности и ограничения с учетом специфики образовательных структурных элементов.

При этом для оценки эффективности развития образовательных структур необходимо исследование и разработка мероприятий по снижению уровня риска и неопределенности, а также специальных методик их учета.

В рыночных условиях хозяйствования резко возрастает значимость человеческого фактора, качества жизни человека, которое характеризуется его возможностями удовлетворять свои материальные и духовные потребности за счет соответствующих ресурсов, получаемых главным образом в виде доходов от труда. Уровень относительной социальной защищенности работника образования может быть потенциальным и реальным, значения которых зависят от коэффициента реализации потенциальных возможностей использования доходов работников и цены рациональной потребительской корзины.

10. Становление новых организационных форм и предпринимательства в сфере образовательных услуг вузов должно осуществляться с учетом реальных региональных, экономических, правовых и социокультурных условий, опираясь на имеющийся научный и интеллектуальный потенциал образовательных учреждений. При таком подходе система управления образовательными учреждениями должна адаптироваться к механизмам рыночной саморегуляции, используя инновационные подходы к планированию и управлению. В этом аспекте для уже действующих государственных и негосударственных образовательных учреждений наиболее перспективным является инновационная ориентация на базе постоянного повышения материально-технического и интеллектуального ресурса.

Развитие инновационных процессов в системе образования в приоритетных направлениях необходимо для решения проблемы ускорения инновационных процессов в экономике региона и страны в целом. С этой точки зрения существенно возрастает значимость региональной инновационно-инвестиционной политики, способствующей реализации инновационной стратегии развития вузовских образовательных услуг. Поэтому решение проблемы формирования инновационной стратегии должно опираться на поддержку государственных органов на всех уровнях. На эффективность реализации выбранной инновационной стратегии развития образовательных услуг оказывает значительное влияние социально-экономическая среда, в которой образовательное учреждение осуществляет свою деятельность.

11. В настоящее время представляется важным разработка механизма управления коммерческой деятельностью образовательных организаций, которым представляет собой комплекс действий, направленных на достижение поставленных целей путем разработки эффективных решений по координации и регулирование всех элементов организации.

Инновационная стратегия предполагает выявление стратегических интересов клиента, инвестора, собственника и персонала и определение на этой основе цели инвестиционной деятельности, разработку технологических и организационных мероприятий по достижению баланса интересов. В этой связи руководство учреждения образования должно иметь прочные навыки управления, поддерживать идеи коллективной работы, уметь осуществлять подбор сотрудников в соответствии с их профессиональным опытом и социально-психологическими качествами для выполнения в управленческой команде функциональных ролей, формируя сбалансированную работоспособную группу. Реализация стратегии развития образовательных услуг может быть эффективной, только в том случае, если экономический механизм регулирования развития этой сферы действует на всех уровнях управления от федерального до муниципального. При этом должны быть четко определены методы и стимулы развития и ответственность за их эффективное использование, что позволит обеспечить взаимодействие органов власти всех уровней с руководителями образовательных структур, предпринимателями и организациями, потребителями образовательных услуг вузов.

12. Результаты внедрения новшеств в систему образования в значительной степени зависят от качества планирования и управления, а инновационная стратегия развития образовательных услуг базируется на выявлении приоритетов отраслей, муниципальных образований, совокупности целей и мотивации деятельности. При этом основной задачей управления на муниципальном уровне становится оценки и отбор инноваций на этапе финансовой поддержки, а также отбор проектов развития по приоритетности направлений вложения средств. Это связано с наличием большого количества субъективных и объективных факторов риска, заинтересованности потребителей в различного рода инновационных формах образовательных услуг. Инновационные стратегии развития разрабатываются самими образовательными учреждениями и предпринимателями в области образовательных услуг, но государство должно разрабатывать проекты, программы и системы мер, стимулирующие развитие системы образования в целом.

Мероприятия, обеспечивающие эффективное государственное регулирование развития образовательных услуг можно сформировать в следующие группы: мероприятия, направленные на обеспечение рациональной организационной и управленческой структуры, способствующие созданию и специализации организаций, производящих конкурентоспособные виды образовательных и интеллектуальных услуг;

— мероприятия, обеспечивающие рост образовательных структур за счет внедрения новых методов и технологий регулирования и поддержки;

— мероприятия, обеспечивающие распределение доходов системы, получаемых при реализации вновь созданных образовательных услуг вузов;

— мероприятия, обеспечивающие эффективное сочетание форм государственного регулирования и управления.

13. Системное решение проблемы государственного регулирования развития вузовских образовательных услуг требует использования таких форм, как планирование и программирование как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях (планы, программы, целевые программы), а также на уровне предпринимательских структур. В этой связи повышается значимость стратегической политики государства в деле поддержания и регулирования развития образовательных услуг на всех уровнях регионального управления.

Концепция стратегического развития образовательных учреждений как инновационных организаций требует расширения инновационного влияния региональных высших учебных заведений на процессы устойчивого развития образовательных услуг на отдельных территориях, что должно быть приоритетным при выборе направлений программ развития за счет:

— развертывания на основной базе в региональных представительствах программ дополнительного образования, подготовки и переподготовки персонала;

— расширение количества образовательных услугпривлечение потребителей хозрасчетными образовательными услугами со всех территорий и населенных пунктов региона;

— развертывание филиальной сети образовательных услуг вузов, имеющих приоритетное значение для развития экономики региона;

— создание и развитие инновационных структур вузов технопаркового типа, способствующих реализации инновационной стратегии развития образовательных услуг;

— создание предпринимательских образовательных структур на базе вузовинтеграция с научными, проектными и образовательными организациями соответствующего профиля;

— создание единой информационной сети образовательных учреждений региона;

— стимулирование развития системы самообразования;

— формирование новых ресурсов для развития приоритетных специальностей (на базе новых факультетов, бизнес-единиц образования);

— развитие системы целевой подготовки с участием работодателей;

— диверсификация образовательных услуг (по довузовской подготовке, по получению высшего профессионального образования, по обучению в аспирантуре, по переподготовке специалистов, по повышению квалификации специалистов).

14. Таким образом, реализация стратегического подхода к развитию образовательных услуг, создает преимущество для формирования лояльных отношений с клиентами и создания репутации образовательного учреждения для привлечения потенциальных клиентов. Ориентация на развитие предпринимательских образовательных услуг предполагает формирование отношения к потребителям услуг образования как к активным соучастникам процесса оказания образовательных услуг. Инновационная стратегия развития образовательных услуг, как правило, не ориентирована только на требования рынка, т.к. должна опережать осознанные интересы общества, а требования образовательного процесса могут превышать требования потребителей (в области повышения уровня и качества знаний), что в свою очередь, вызывает определенные противоречия. Сгладить такие противоречия возможно путем создания доверительных отношений к образовательным структурам, которые поддерживаются имиджем организации и безупречным качеством образовательных услуг. При этом основным принципом ориентации на клиентов становится социальная ответственность образовательной организации как отражение баланса интересов всех участников процесса развития образовательных услуг, реализация которого непосредственно зависит от совершенствования системы управления этим процессом, позволяющей гибко реагировать на изменения внешней среды, соответствовать потребностям клиентов, обеспечивая высокое качество образовательных услуг вузов.

15. Выявленные проблемы функционирования образовательных учреждений позволили сделать вывод о том, что необходим новый подход к решению проблем, связанных с восстановлением новых экономических отношений, применение более совершенных методов коммерческой деятельности на основе использования элементов современного маркетинга. При этом предметом маркетинга образовательных учреждений является само учреждение, его имидж. А целью маркетинга — создание и поддержание у потребителей услуг привлекательный облик своего учреждения. Фактически управление образовательным процессом на основе маркетинга представляет собой анализ, планирование, реализация, мотивация и контроль за проведением мероприятий, направленных на установление и укрепление выгодных взаимосвязей целевыми покупателями для достижения главной цели учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. — М.: Наука, 1991
  2. М. Реформирование системы образования // О и Э, 2000, № 8.
  3. P.M. Совершенствование механизма управления развитием сферы образования. Автореферат кандид.дисс. Махачкала: 2002
  4. Г. Л., Яхин В. Е. Краткосрочные формы бизнес-образования: что требует московский рынок // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. № 3. С.27−33.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  6. . и др. Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза. // Высшее образование в России, 2003, № 4, с.3−14.
  7. Г., Кривошеев Н. «Кризис в высшем образовании преодолим». ВВШ№ 3,2003 г., стр. 21.
  8. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М.: Начала-пресс, 1993. — Том 1. — Выпуск 1.
  9. Е.М., Романова И. К. Децентрализация управления университетом // Качество, 21 век, 2003, № 3.
  10. B.C. и др. Возможности использования различных моделей совершенствования управления образовательным процессом в вузе // Вестн. Костром. Универ. Сер. Экон. науки: Экономика образования, 2005, № 2.
  11. И. Интеллектуальный капитал // Эксперт, 2002, № 25.
  12. И., Киринюк И. Открытое образование. Дистанционное .II Высшее образование в России, № 3, 2003, стр.75−81
  13. Л.И. Трансформация функции высшего образования и социальных позиций студенчества // Социс., 2002, № 3.
  14. Н.Буглаев В., Горленко О., Попков В. Вузы в стратегии регионов //Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 145−146
  15. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. «ВВШ» № 3. 1999 г. 29 стр.
  16. В. Организационная структура российских вузов //Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 5−11
  17. Г. Е. Управление качеством высшего образования, к.э.н. Москва, 2001 г., 269с., 61:02−8/1369-х.
  18. A.A. О проблемах формирования экономического механизма функционирования высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям // Материалы международной конференции «Экономика и управление высшей школой». Красногорск, 1992, с.78
  19. Н.Э. Организационно-экономические основы эффективного развития системы высшего образования. Автореферат кандид.дисс. Махачкала: 2006
  20. Т.С. Образование как структура культуры // Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США. М.: Департ. культуры Междунар. центра сист. обучения. 1992
  21. А., Гордон М. Технологии сбалансированного управления М., 2005.
  22. В.В. Информационные технологии и формирование менеджера XXI века//Бизнес-образование. М., 2000. — № 2. — С.65−77.
  23. .Н. Реклама в образовательном ракурсе//Высшее образование в России. М., 2000. — № 6. — С.99−102.
  24. А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования, 2003, № 4.
  25. И. Вузы и информационные ресурсы глобальной сети//Финансовая газета. Региональный выпуск. М., 2000. — № 46. -С.15.
  26. В.М. Способны ли мы ответить на вызов времени? // Администратор образования, 2007, № 4.
  27. JI.H. Маркетинг образовательных услуг // Бизнес-образование. 2001. № 1(10). С. 95−97
  28. А.К. Развивающее образование: теория и практика. Статьи. Харьков, 2002.
  29. С.А. Основы теории человеческого капитала. Изд-во СПб УЭФ, 1994
  30. И. И др. Интернет в вариативном образовании//Высшее образование в России. М., 2000. — № 5. — С.98−102.
  31. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2003, 702с.
  32. В. «Образование бесспорная ценность». Беседа с первым зам. Министра образования РФ//Вузовские вести. -М., 2000. — С. 1,3. № 14.
  33. . Супермаркеты высшего образования//Итоги. М., 2001. — 30 января. — № 4. — С.52−55.34.3арубежный опыт реформ в образовании //Высшее образование сегодня. 2001. № 2. С. 60−67.
  34. E.H. Конкурентные преимущества: сравнительный анализ государственных и негосударственных вузов // Университетское управление, 2002, № 4.
  35. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92. // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  36. И.Н. Образование как фактор социального поведения // Образование и права человека: Материалы научно-практической конференции Воронеж, 2003.
  37. . Вызовы // Платное образование, 2004, № 4.
  38. B.C., Кучер Н. И., Пономарев A.B. и др. Модернизация воспитательной деятельности в вузах: мониторинг и рекомендации. М., 2004, 64с.
  39. Э.М., Сергиевская Ю. А., Соляник В. В. Многоуровневая модель педагога-профессионала, как прообраз меры человека в системе педагогического образования // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Часть первая. М., 1992, с. 25−30
  40. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  41. Р., Нортон Д. Организации, ориентированные на стратегию -М., 2004.
  42. Н.Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов -основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений. Екатеринбург: УГГУ УПИ, 2001.
  43. Н.Р., Стукина С. А. Оптимизация уровня цены образовательных услуг в вузе // Качество, инновации, образование, 2003, № 2.
  44. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996.
  45. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. — 199с.
  46. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюлл. Министерства образования РФ, 2002, № 2. С.3−31.51 .Крухмалева О. В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социс, 2001, № 9.
  47. Я. Образование и реформа. // Отечественные записки, 2002, № 1.
  48. A.B. Моделирование учебного процесса в вузе // Профессиональное образование, 2002, № 8, с. 32.
  49. Г. И. // Университетское управление, 2005, № 2.
  50. С., Бромберг Г. «Основы интеллектуальной собственности» в вузы//Высшее образование в России. — М., 2000. — № 6. — С. 45−53.
  51. В. Система качества для образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 20−24.
  52. Н.С. Тенденции развития образовательного потенциала семьи // Мониторинг социально-экономического потенциала семей, 2002, № 2, с. 26.
  53. О.О. и др. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ, 2005, № 2 (35). С.24−34.
  54. Мерилин и Том Росс. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг / Пер. с анг. Г. Моиссенко. М.: «Агентство «ФАИР», 1996. — 209 с.
  55. Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория технологических изменений / Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
  56. Э.В. КАЧОБРИС: маркетинговый инструмент для изменения качества образовательных услуг // Маркетинг, 2001, № 6.
  57. A.M. Новые педагогические проблемы в условиях перехода и постиндустриальному обществу. // Специалист, 2005, № 3.
  58. Образование в Российской федерации: стат. ежегодник, М., 2005, 376с.
  59. Основы открытого образования. Отв.ред. В. И. Солдаткин, М., 2002. T.l.c.7.
  60. Е.И. Совершенствование управления сервисной экономикой в условиях формирования рыночных отношений. Автореферат кандид.дисс. Махачкала: 2003
  61. А.П. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом. 1997. № 6. С.79−85.
  62. Ф. Системная деятельность и образование // Alma Mater: Вест. Высш.шк., 1990, № 1.
  63. Перспективы: вопросы образования. 1992, с. 218
  64. Проблемы законодательного регулирования процесса сохранения образовательного пространства в России. ВВШ № 6, 1999 г., стр. 10.
  65. Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ» от 4.10.2000 г. № 751 // Бюллетень Министерства образования РФ № 11, 2000 г. — с.З.
  66. Приказ от 11 декабря 2006 г., № 1500 «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году и задачах на 2007 год», Минобразования и науки РФ.
  67. Проблемы формирования современной российской муниципальной науки: фундаментальной и прикладной.: Материалы научн.практ.конф. 26 28 апреля 2001 г., г. Краснодар, 2001.
  68. В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России, 2001, № 2, с. 10−17.
  69. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах: Казань, Унипресс, 2001.
  70. Регулирование социального развития России. — М.: ИЭ РАН, 1997
  71. Российский статистический ежегодник: 2005: Стат.сб. // Госкомстат России, М., 2005.
  72. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ЭИРАН, 1997.
  73. В.М., Корягина Т. И., Арбузова Т. И. и др. Сфера услуг: новая концепция развития // М.: Экономика, 1990, с.115
  74. Социально-экономическое положение РД в 2002—2006 гг. Махачкала: Госкомстат РД.
  75. B.C., Степанов С. А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ, 2004, № 2. С.102−110.
  76. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка: Монография / Под ред. А. Я. Савельева. М.: НИИВО, 1999.
  77. Стратегическое планирование и управление / Под ред. А. Н. Петрова. Ч 1: Изд. 2-е, доп.: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. -142 с.
  78. A.M. Понятие качеста образовательной услуги в условиях рыночных отношений //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 3.- С. 47−50.
  79. Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа/Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.: МГУ. Им. Баумана, 1999. — 279 с.
  80. Ю. Образовательные программы: традиции и новаторство//Высшее образование в России. М., 2000. — № 4. — С. 12−16.
  81. В. Интернет-образование объективная реальность XXI века//Вузовские вести. — М., 2000. — Апрель. № 7. — С. 14−15.
  82. Сфера услуг в России, М. Госкомстат, 2002.
  83. И.В. Инвестиционный климат в России. М.: ИЗДАТЦЕНТР, 1997.
  84. Р. И др. Стратегия управления сложным изменением, Кэмбридж: Берлингтон Пресс Лимитед, 1994.
  85. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995
  86. Управление качеством в современном вузе: Пакет информационных материалов: Межреч. семинар. СПб, 2004, 104с.
  87. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993
  88. Хозяйственный механизм общественных формаций // Под общей редакцией Абалкина Л. И. М.: Мысль, 1986
  89. А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированный университет. ВВШ № 2, 2002 г., стр.3
  90. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества//Высшее образование в России. М., 2000. — № 1. — С.19−26.
  91. Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами, СПб, Петрополис, 1998 г.
  92. Р. Проблемы современного образования: управление и содержание //Деловой партнер. 1997. № 11.- С. 54−58.
  93. И. Маркетинг образовательных услуг требование времени //Маркетинг. 1992. № 4. — С.44−53.
  94. Д. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе // Практический маркетинг, 2002, № 10.
  95. Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования -М., 2001 г.
  96. Г. О низшем качестве высшего образования//Высшее образование в России. М., 2000. — 4. — С.35−39.
  97. E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. — Ставрополь, 1991.
  98. Экономика и организация управления вузом. Учебник. Под ред. д.э.н. В. В. Глухова. 1999 г. СПб.: Издательство «Лань», 1999 г. — 448с. (Васильев Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П., Федотов A.B.)
  99. Экономические реформы в России (итоги первых лет). 1991−1996 гг/Под ред. Логинова В. П., Барышевой A.B., Лекач P.M. М.: Наука, 1997.
  100. Экономические реформы в России (итоги, перспективы)/Под ред. Логинова В. П., М.: ИЭ РАН, 1997.
  101. Экономический механизм федеративных отношений. М.: ИЭ РАН, 1995.
  102. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы. М., 1999, с. 16.
  103. Экономический рост в условиях монополистического капитализма. -Проблемы и противоречия. -М.: Наука, 1975, 315 с.
  104. A.B. Стратегия возрождения российской науки // Высшее образование, 2003, № 11, с.25−26.
  105. А. Система высшего образования Израиля в эпоху перемен //Высшее образование в России. 2000. № 6. С.138−149.
  106. Ядренникова Елена Викторовна «Механизм оценки эффективности подготовки кадров с высшим образованием для промышленности». К.э.н., Екатеринбург, 1998 г.
Заполнить форму текущей работой