Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические механизмы экологизации экономики региона: На примере Удмуртской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И в заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что базовым для определения степени экологизации экономики является понятие «устойчивое развитие», которое определено Международной комиссией по проблемам окружающей среды и развития и представленное в докладе комиссии, который был подготовлен под руководством премьер-министра Норвегии Гру-Харлема Брутланда в 1987 г. Определение гласит: «Устойчивым… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
    • 1. 1. Теория эколого-экономической региональной политики
    • 1. 2. Научные и методологические основы эколого-экономических исследований в условиях реформ
    • 1. 3. Принципиальные подходы к построению региональных эколого-экономических систем
    • 1. 4. Анализ зарубежного опыта экологического регулирования экономики
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • 2. 1. Качество окружающей среды и основные экологические проблемы республики
    • 2. 2. Воздействие основных отраслей экономики Удмуртской Республики на окружающую среду. л v '' ."
    • 2. 3. Управление качеством окружающей среды, и использованием природных ресурсов в Удмуртской Республике
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
    • 3. 1. Экологическое регулирование в условиях рыночной экономики
    • 3. 2. Обеспечение взаимосвязи экологических и экономических факторов в хозяйственном развитии
    • 3. 3. Определение приоритетов экологизации экономики
    • 3. 4. Мониторинг в системе экологизации региональной экономики
    • 3. 5. Организационная структура управления экологизацией экономики
    • 3. 6. Концепция экологизации экономики региона

Организационно-экономические механизмы экологизации экономики региона: На примере Удмуртской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

определяется чрезвычайным характером сложившихся в нашей стране отношений в системе «общество-природа» и изменением условий хозяйствования в условиях переходного периода, повлекшими за собой необходимость существенной трансформации теории региональной экономики и разработки соответствующей новым условиям региональной экологическо-экономической теории, построенной на принципах взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и экологических проблем.

При этом необходимо учесть, что если раньше региональные исследования были направлены на обслуживание потребностей централизованной системы управления, то в настоящее время во многом изменились критерии эффективного и оптимального функционирования регионального производстваесли раньше преобладали жесткие экономические критерии, то при развитом рынке должны преобладать социальные и экологические ориентиры.

И, наконец, новые эколого-экономические условия поставили перед наукой актуальную проблемусоздать действенную методологию и механизмы практической реализации результатов новой региональной эколого-экономической теории, которые обеспечили бы минимальный разрыв между теорией и практикой.

Переход к рыночным отношениям вызвали к жизни и поставили перед экономической наукой множество разнообразных и сложных проблем в области природопользования. Наиболее актуальными являются проблемы, стоящие перед теорией региональной экономики природопользования, что связано, на наш взгляд, в основном с двумя причинами.

Прежде всего, это обусловлено тем, что Россия занимает обширную территорию, регионы которой значительно отличаются между собой природными и демографическими ресурсами, климатическими условиями и т. д. При разработке оптимальной стратегии перехода к развитым рыночным отношениям должна быть учтена специфика каждого сколько-нибудь значимого 3 территориального образования. Недооценка, а часто просто игнорирование региональных особенностей перехода к рынку является одним из важнейших факторов снижения эффективности общественного воспроизводства и нарастания кризисной ситуации в стране.

Вторая причина заключается в том, что территориальный аспект эколо-го-экономической политики переходного периода является одним из наименее изученных. Дальнейшее углубление экономических реформ во многом связано с перенесением центра тяжести их проведения в регионы.

Состояние изученности проблемы. Вопросам разработки эффективной эколого-экономической политики посвящено к настоящему времени немалое количество исследований. Однако изучению механизмов ее реализации через экологизацию экономики обращалось не достаточно внимания. В результате, хотя в современной России и заложены новые подходы к охране окружающей среды, они не отражают специфики новой экономической ситуации.

Главной задачей создания общей теории эколого-экономической политики — пока не решенной — является не просто объединение уже разработанных теоретических направлений, а их синтез. Это приведет к новому качественному состоянию теории, что в свою очередь придаст дополнительный импульс для последующего интенсивного развития традиционных направлений экологической и экономической науки. Накопление нового эмпирического материала и его обобщение позволит выявить общие и специфические закономерности экологизации экономики.

По нашему мнению под экологизацией экономики следует понимать процесс внедрения в практику технологических, организационно-экономических систем, принятия управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с одновременным сохранением необходимого уровня качества природной среды.

Из всего комплекса экономических и экологических дисциплин теория эколого-экономической политики наиболее приближена к непосредственной хозяйственной практике охраны окружающей среды и использования природных ресурсов и должна оказывать на неё наибольшее влияние.

Последние десятилетия наиболее широко рассмотрены проблемы экологизации региональной экономики в работах: А. А. Голуба, Е. Б. Струковой, И. П. Лаптева, Г. П. Лузина, К. В. Павлова, Г. С. Розенберга, О. П. Литовки, М. М. Федорова и др.

В Удмуртской Республике вопросам экологизации экономики посвятили свои труды: К. В. Павлов, А. К. Осипов, М. И. Шишкин, а также ряд ученых-биологов.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка принципов новой эколого-экономической политики и соответствующего ей эффективного механизма экологизации региональной экономики для современных условий хозяйствования.

В соответствии с указанной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— раскрытие теоретических и методологических основ построения эколого-экономической политики и экологизации региональной экономики в современных условиях;

— выявление принципиальных подходов к построению региональных эколого-экономических систем;

— изучение зарубежного опыта экологического регулирования в условиях рыночной экономики;

— оценка экономико-экологической ситуации в Удмуртской Республике;

— выявление воздействия основных отраслей экономики Удмуртской Республики на окружающую среду;

— анализ существующих организационно-экономических элементов механизма охраны окружающей среды и их влияния на экологизацию экономики республики;

— разработка предложений по совершенствованию механизма экологического регулирования хозяйственной деятельности региона.

Объектом исследования является эколого-экономическая система регионов России на примере Удмуртской Республики.

Предметом исследования является существующий механизм экологического регулирования в регионах России и оптимальные варианты, формы и методы экологизации экономики Удмуртской Республики и реализации соответствующей эколого-экономической политики.

Методология исследования. Теоретической основой исследования послужили научные разработки, теоретические и практические положения, представленные в российской и зарубежной литературе, а также нормативные документы Российской Федерации и Удмуртии по проблемам охраны окружающей среды и рационального природопользования. В диссертации использованы материалы статистических и природоохранных органов России и Удмуртии, справочная литература.

В процессе исследования применялись традиционные методы: монографический, аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и др.

Научная новизна исследования. Наиболее важными элементами научной новизны являются:

— авторское изложение теоретических и практических аспектов устойчивого развития региона во взаимосвязи с экологизацией экономики;

— теоретическое обобщение принципиальных подходов к эколого-экономическим исследованиям и построению региональных эколого-экономических систем;

— анализ зарубежного опыта экологического регулирования в условиях рыночной экономики;

— раскрытие содержания современной эколого-экономической политики в регионах России;

— выявление направлений совершенствования механизма экологического регулирования для целей экологизации региональной экономики;

— выбор приоритетов и разработка практических предложений по экологизации ряда отраслей Удмуртии;

— разработка концепции экологизации экономики региона в современных условиях.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения, проведенный анализ и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы законодательной и исполнительной властью Российской Федерации, её регионов при принятии управленческих решений, разработке программ социально-экономического развития региона, нормативных актов по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Апробация работы. Диссертант, непосредственно работая в природоохранных органах Удмуртской Республики, является соавтором всех Государственных докладов «О состоянии окружающей природной среды», начиная с 1992 г. и получал одобрение вышестоящих органов власти и читателей, ученых разных направлений.

Автор диссертации является соавтором монографии «Экологически ориентированная модель хозяйственного развития Удмуртии» в трех частях, общим объемом в 25 печатных листов.

Являясь членом правительственной комиссии по развитию страхового рынка в Удмуртской Республике и руководителем подкомиссии по экологическому страхованию принял активное участие в разработке соответствующей комплексной программы, которая была принята Государственным Советом УР осенью 2001 года.

Неоднократно выступал на научно-практических конференциях по теме диссертации.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Обострение экологической ситуации в России обусловлено, прежде всего, общекризисными явлениями, приведшими к низкой инвестиционной активности в природоохранной сфере и падению технологической и правовой дисциплины. В стране произошло старение как производственных фондов в целом, так и систем природоохранного назначения. В экономике по-прежнему доминируют природоемкие отрасли промышленности, ресурсоемкие и энергоемкие технологии, прогрессирует сырьевая ориентация экспорта. Развитие производительных сил осуществляется без должного учета экологических последствий.

Особенности существующей эколого-экономической ситуации в Удмуртии, как региона России, отражают черты, характерные для страны в целом и заключаются в следующем:

— гипертрофированное развитие промышленности в ущерб природной среде;

— экстенсивный и потребительский характер развития отраслей народного хозяйства, вызывающий возрастающее техногенное «давление» на природную среду;

— слабый учет экологического фактора в региональном производственном процессе, который выражается в недостаточном выделении средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов, защиту окружающей среды;

— недостаточный учет природоохранных аспектов при внедрении новых технологий;

— высокая территориальная концентрация промышленного производства в отдельных населенных пунктах, особенно в Ижевске, превышающая допустимые нагрузки на природную среду;

— нерациональное использование природных ресурсов и технологическая незавершенность ресурсных циклов, ориентация экономики на «неэкологичные», ресурсоемкие производства и виды продукции;

— не выполняются многие положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;

— в последнее десятилетие в республике произошло снижение уровней загрязнения окружающей среды, однако это в большей степени является следствием падения объемов производстватемпы снижения загрязнения окружающей среды неадекватны темпам снижения объемов производства;

— значительная часть водных объектов сильна загрязнена;

— отсутствует единая геоинформационная система республики, из-за чего существующая информация недостаточна для принятия научно-обоснованного решенияфинансовая база охраны окружающей среды крайне недостаточна;

— отнесение платежей, установленных для предприятий, в себестоимость продукции не стимулирует природоохранную деятельность в производственной сфере;

— платное водопользование не стало рычагом и средством для проведения водохозяйственных мероприятий из-за концентрации финансовых потоков в бюджете республики и использования их на другие цели;

— практика программного планирования не сопровождается балансовым обеспечением мероприятий, заложенных в них;

— нуждаются в совершенствовании механизм государственного управления в таких областях, как экологическая экспертиза, нормирование неблагоприятных воздействий, лицензирование природоохранной деятельностиорганизационная структура управления природопользованием и охраной окружающей среды неадекватна существующей ситуации;

— новые для страны направления природоохранной деятельностиэкологическая сертификация продукции, товаров и услуг, экологический аудит, экологическое страхование находятся на начальном этапе развития;

— острота проблем в области природопользования и охраны окружающей среды не стали объектом массовой оценки и участия населения республики из-за информационной недостаточности в работе средств массовой информации.

В этих условиях становится очевидным, что назрела смена самой парадигмы природопользования (т.е. модели постановки и решения проблем). Суть ее не новакратко и емко она выражена еще в решениях Конференции ООН по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро (1992 год): «экономика не ограничивается созданием материальных ценностей, а экология не относится только к охране природыоба понятия в равной мере касаются улучшения судьбы человека» .

Целесообразным представляется подход к рассмотрению эколого-экономических процессов, который заключается в поиске и обосновании не-антогонистических вариантов сосуществования экономики и окружающей природной среды. Нужна разработка новой концепции природопользования в контексте экологизации экономики, а также конкретные конструктивныетеоретические и практические подходы к экономическому развитию с учетом экологического фактора.

Экологизация экономики республики потребует увеличения расходов на экологические программы. Необходимо довести бюджетное финансирование на эти программы не менее 3-х процентов бюджета. Экономия на природоохранных мероприятиях сегодня принесет большие экономические потери в долгосрочной перспективе.

Концепция экологизации экономики республики должна включать в себя совершенствование экологического законодательства и организационной структуры управления природопользованием и охраной окружающей среды. Должно стать приоритетом развитие экономических методов управления охраной окружающей среды и природопользованием, включая формирование налоговой политики и системы налогов, ориентированных на создание экологоориентированного производства, совершенствование системы платежей за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду, с учетом ценообразования, характерного для рыночной экономики и адекватного наносимому ущербу.

Перспективным представляется развитие негосударственных форм управления природопользованием и охраной окружающей среды (экологический аудит и сертификация по экологическим требованиям) и введение системы экологического страхования, обеспечивающее безусловное возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

И, наконец, новой парадигме в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов должно соответствовать глобальное изменение индивидуального и общественного сознания, пересмотр норм, правил и традиций поведения человека. Необходим переход к другой системе ценностей по принципам: максимально возможного невмешательства в природный процесс, понимания природы как закономерно устроенного пространства, где человек — ее часть.

Достижение этих целей в Удмуртии станет возможным, если следовать принципам экологического регулирования в условиях рыночной экономики, наиболее важные из которых сводятся к следующему:

1. Экологическое регулирование должно быть органичной частью региональной экономической политикитребуется более тесная увязка мер, проводимых в таких областях, как энергетика, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.

2. Необходима интеграция различных направлений региональной экологической политики (охрана воды, воздуха, почв, борьба с токсичными отходами и т. д.).

3. Экологическое регулирование в регионе должно быть гибким, т. е. необходимо учитывать не только специфику экологических проблем, степень риска различных загрязнителей для окружающей среды, но и экономические и технологические особенности отраслей, размер предприятий и т. д.

4. Гибкая экологическая политика региона должна иметь в основе оптимальное сочетание регулирования на региональном и общенациональном уровнях, единство административно-законодательных и экономических рычагов.

5. Региональная экологическая политика должна быть нацелена на предупреждение загрязнений, а не на борьбу с их последствиями (это в особой мере важно для новейших производств, а также для предотвращения дальнейшего обострения экологических противоречий), что позволит контролировать экологическую безопасность всего цикла — от разработки и производства продукции до ее потреблениятакой подход более эффективен не только с экологической, но и с экономической и технологической точек зрения.

6. Эффективность экологического регулирования в регионе в значительной степени зависит от взаимодействия и совместных усилий государственных органов, промышленности и общественности, причем их взаимодействие должно осуществляться на возможно более ранней стадии принятия решений.

Экологическая стратегия, предусматривающая реализацию этих принципов, должна стать каналом, который обеспечит учет как долговременных, так и текущих задач охраны окружающей среды в хозяйственном механизме республики.

И в заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что базовым для определения степени экологизации экономики является понятие «устойчивое развитие», которое определено Международной комиссией по проблемам окружающей среды и развития и представленное в докладе комиссии, который был подготовлен под руководством премьер-министра Норвегии Гру-Харлема Брутланда в 1987 г. Определение гласит: «Устойчивым можно назвать такое развитие, которое ведет к удовлетворению текущих потребностей общества без уменьшения возможностей будущих поколений удовлетворять их потребности». Как видим, в определении выделена необходимость достижения равенства всех — нынешних и будущих — поколений. Это означает, что социально-экономическое развитие должно протекать таким образом, чтобы минимизировать отрицательные последствия истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды для будущих поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Л. Экологическое регулирование в хозяйственном механизме США. М., ин-т США и Канады, 1989.
  2. К.А. Введение в теорию устойчивости движения на конечном интервале времени М.: Наука, 1991. 160 с.
  3. А.П. Риск и его роль в общественной жизни М.: Мысль, 1989. 187 с.
  4. И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ. Науч. ред. и автор, предисл. Л. И. Евненко. М.: Экономика, 1989. 519 с.
  5. И. В., Садовский В. И., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник М.: 1969. С. 34−52.
  6. И. Я. Эколого-экономические аспекты предплановых исследований Л.: Наука, 1984. 192 с.
  7. С.Н., Ходжаев A.IJJ. Экономика природопользования. Учебное пособие для вузов -М., ТВИС, 1997 г.
  8. Буржуазная региональная теория и государственно-монополистическое регулирование размещения производительных сил (критический анализ) / Под ред. А. Д. Сапожникова- М.: Мысль, 1981. 252 с.
  9. Н.И.Бурцева. Методические рекомендации по установлению системы категорийности территориальных комитетов по охране окружающей среды. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. Москва, 1998 г.
  10. И. Л., Лафер А. И., Салли И. В. Энтропия в природе и обществе. -М.: Производственно-издат. комбинат ВИНИТИ, 1994. 122с.
  11. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 1671. ФЗ.
  12. Ю. Ф. Выравнивание уровней экономического развития союзных республик М: Наука, 1965. 217 с.
  13. В.И. Устойчивость динамических систем по отношению к части переменных. М.: Наука, 1991. — 288 с.
  14. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем / Пер. с англ. М.: Мир, 1991. 336 с. (1 книга), 342 — 733 с. (2 книга).
  15. Э. В. Экологическая обусловленность социального процесса // В кн.: Экологизация. Третья конференция с международным участием «СВИЕКО-84», Свищов. 1984. С. 18−24.
  16. В. С. Эволюция: От геохимических систем до ноосферы. -М.: Наука. 1992. 110 с.
  17. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования М. Аспект Пресс, 1995 г.
  18. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1999. 319 с.
  19. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Удмуртской Республики в 1998 году»: Информационное издание. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1999. 244 с.
  20. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Удмуртской Республики в 1999 году»: Информационное издание. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. 228 с.
  21. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Удмуртской Республики в 2000 году»: Информационное издание. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2001. 196 с.
  22. АЛ. Тенденции развития предприятия. Апатиты: Изд-во КНЦ АН СССР, 1989. 39 с.
  23. Государство и экономика Канады / Отв. ред. Л. А. Баграмов. М.: Наука, 1986. 320 с.
  24. Л.А. Развитие хозяйственных систем: методы оценки и анализа. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 195 с.
  25. О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. 247 с.
  26. Завьяловский район: природа, история, экономика. Отв. ред. Иль-минских Н. Г. Ижевский полиграфический комбинат, 2000, — 420. с ил. и прил.
  27. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060−1 «Об охране окружающей природной среды» (с изм. и доп. от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г., 27 декабря 2000 г.).
  28. Д.П. Объективные законы общественного развития и политика. -М.: Мысль, 1982. 158 с.
  29. . И. Эффективность региональной экономики: анализ, методы измерения. М.: Наука, 1981. 192 с.
  30. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / Сокр. перев. с англ. М.: Прогресс, 1966. 659 с.
  31. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ.-М.: ИЛ, 1948. 398 с.
  32. В. В. Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР. М.: Экономика, 1968. — 193 с.
  33. В.А., Матросов В. М., Левашов В. К. и др. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: Проблемы формирования национальной стратегии. М.: 1996. — 73 с.
  34. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.736 с.
  35. В.М., Трофимов A.M., Селиверстов Ю. П. и др. Моделирование экологических ситуаций // Изв. РАН, сер. географ. 1995. № 1, с. 5−20.
  36. Красная книга Удмуртской Республики: Сосудистые растения, лишайники, грибы. Под ред. В. В. Туганаева. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001, 290, с ил.
  37. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
  38. И.И., Шапошников Д. А. Концепция безопасности: от риска «нулевого» к «приемлемому» // Вестник РАН. 1994. Т. 64, № 5, с. 402−408.
  39. Кучин Б. Л, Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. -М.: Экономика, 1990. 157 с.
  40. Г. М. Развитие городских агломераций в СССР. М.: Наука, 1978. 198 с.
  41. Лаптев И. П Теоретические основы охраны природы. Томск: 1975.277 с.
  42. Леса Удмуртии: сборник статей. Под ред. проф. В. В. Туганаева. -Ижевск: Удмуртия, 1997. 292 е.: ил.
  43. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 221. ФЗ.
  44. О.П., Павлов К. В., Федоров М. М. Методологические аспекты экологизации экономики природопользования в условиях формирования рыночных отношений. СПб.: Изд-во ПЦ СПб ГТУ, 1996. 76 с.
  45. О.П., Павлов КВ., Федоров М. М. Вопросы теории и практики экологизации экономики природопользования. СПб — Ижевск: Изд-во Института экономики и управления Удмуртского госуниверситета, 1998. 136 с.
  46. Г. П., Павлов КВ. Патоэкономика, или общая теория переходных, кризисных социально-экономических процессов и состояний. -Мурманск: Областное книжное изд-во, 1999. 586 с.
  47. Г. П., Павлов КВ. Патоэкономика: задачи, проблемы, направления исследований. Апатиты: Изд-во КПП РАН, 1995. 112 с.
  48. Г. П., Павлов КВ. Соотношение рыночных и государственных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 1993. 168 с.
  49. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб: ГМП «Формика», 1992. 383 с.
  50. С.В. Основы экономики природопользования. М., Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998.
  51. А. Принципы экономической науки. Т. 1−3 / Пер. с англ. -М.: Прогресс. 1993. 1 том-415 е.- 2 том 310 е., 3 том — 351 с.
  52. С.А. Экономическая эффективность технического оснащения производства в условиях Севера: Вопросы теории и практики. Новосибирск: Наука. 1989. 149 с.
  53. С. Прибыли без производства / Пер. с англ. / Общ. ред. B.C. Васильева. -М.: Прогресс, 1987. 520 с.
  54. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. Москва, 1999 г.
  55. Т.А. Эколого-экономическая сбалансированность промышленных узлов. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та. 1989. 218 с.
  56. Д.А. Устойчивость принципов оптимальности. М.: Наука, 1987. 280 с.
  57. Л. С. Самая интересная политика. М.: Сов. Россия. 1980. 256с.
  58. Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений / Пер. с немец. М.: Мир, 1990. 206 с.
  59. Н. И. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы, 2-е изд. М.: Экономика, 1978. 344 с.
  60. Э.П., Нестеров А. П. Экономика природопользования -М. «Закон и право», ИО «Юнити» 1997.
  61. Николас А.Робинсон. Правовое регулирование природопользования и охрана окружающей среды в США.: Пер. с англ. О. С. Колбасова и А. С. Тимошенко. -М.: Прогресс, 1990.-528 с.
  62. П.Г. Природопользование. Взгляд экономиста. Новосибирск: Наука, 1983.
  63. A.M. Устойчивость в социально-экономических моделях. -М.: Наука, 1979. 296 с.
  64. А.К. Экономика региона: механизм комплексного развития. Екатеринбург. Изд-во УрО РАН., 1996.
  65. К.В. Экономическая устойчивость функционирования основного хозяйственного звена // Региональное самоуправление и самофинансирование / Под ред. Г. П. Лузина. Апатиты: Изд-во КНЦ АН СССР, 1991. С. 76−81.
  66. К.В. Интенсификация производства в условиях неопределенности экономической среды / Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, доктора эконом, наук. СПб. ИСЭП РАН, 1993. 28 с.
  67. КВ., Шишкин М. И. Теория экономического ядра. -Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1996. 92 с.
  68. К.В. О сущности экономического ядра и о точках роста в российской экономике // Журнал «Общество и экономика», 1997. № 5, с. 3−12.
  69. КВ. Общая теория социально-экономической политики. -Ижевск: Изд-во Удмуртского государственного университета, 1998. 174 с.
  70. Я.Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем. Современные концепции, парадоксы и ошибки. М.: Наука, 1987. 352 с.
  71. И.Я., Ротарь В. И. Фактор неопределенности и управление экономическими системами. М.: Наука, 1985. 191 с.
  72. В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. -М.: Издательство БЕК, 1995. 557 с.
  73. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
  74. Постановление Правительства РФ от 19.02.96 № 155 «О плане действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996−1997 годы».
  75. Постановление Государственного Совета УР от 8 февраля 2000 г. N 152-И «Об Экологическом фонде Удмуртской Республики»
  76. Постановление Правительства УР от 12 мая 1997 г. N 484 «О системе экологического мониторинга на территории Удмуртской Республики»
  77. Приказ Минэкологии РФ от 16.04.92 «О порядке действия на территории РФ нормативных актов бывшего Союза ССР в области охраны природы и регулирования использования природных ресурсов».
  78. Природопользование. Учебник под ред. проф. Э. А. Арустанова -М. Издательский Дом «Дашков и К0», 1999 г.
  79. Природопользование и экология Удмуртии: проблемы и перспективы.-Ижевск: Удмуртия, 2000. 80 с.
  80. А. О науке / Пер. с фр. / Под ред. Л. С. Понтрягина. М.: Наука, 1990. 736 с.
  81. Региональное программирование в развитых капиталистических странах. М.: Наука, 1974. 327 с.
  82. Региональные социально-экономические проблемы Севера в переходный период. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 1993. 79 с.
  83. Региональная экономика: новые подходы / Л. А. Козлов. И. А. Ильин, Б. М. Штульберг и др. М.: Наука, 1993. 127 с.
  84. Региональные проблемы сбалансированного развития процесса природопользования. Эколого-экономические, организационные и правовые аспекты / Под ред. О. П. Литовки. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. 508 с.
  85. Н.В. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия Молодая, 1994. 367 с.
  86. Г. С. Экологическая экономика и экономическая экология: Состояние и перспективы // Экология, 1994. №№ 5−6, с. 3−13.
  87. Т., Керне К Аналитическое планирование. Организация систем / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. 224 с.
  88. Северный экономический район: проблемы, тенденции, перепек-тивы развития / Под ред. Г. П. Лузина. СПб.: Наука, 1992. 256 с.
  89. Системный анализ экономики региона. Часть I, II, III. Учебное пособие. Под научной редакцией проф. К. В. Павлова и М. И. Шишкина. -Ижевск «Удмуртия», 1999 2000.
  90. Е.К. Экономические показатели промышленности. -М.: Экономика. 1974. 381 с.
  91. В.А., Соколов В. Г. Системное моделирование надежности плановых решений. Новосибирск: Наука, 1984. 224 с.
  92. В.В., Мельченко В. Е., Бутовский Р. С. и др. Оценка состояния и устойчивости экосистем. М.: Мин. экологии и природ, ресурсов, 1992. 127 с.
  93. Современные проблемы изучения и сохранения биосферы. Проблемы восстановления и сохранения систем биосферы. Т. 3. СПб: Гидроме-теоиздат, 1992. 360 с.
  94. Д.Е. Саморегулирование в социалистической экономике. -М.: Экономика, 1990. 159 с.
  95. В.И. Геоэкология и природопользование. Курс лекций. -Ижевск. Изд. Удм. гос. ун-та, 1999.
  96. Территориальное управление общественным производством. Словарь-справочник / Под ред. А. П. Сысоева, Д. Г. Черника. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1993. 176 с.
  97. И.К. Концепция самоорганизации и проблемы молекулярной эволюции. М.: Наука. 1994. 143 с.
  98. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  99. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
  100. К.Ф. Оценка уровня предпринимательства в регионе. -Уфа: Вестник ВЭГУ, 1995. № 1, с. 33−34.
  101. Федеральный закон «Земельный Кодекс РФ» от 25.04.91 (с изменениями от 28.04.93).
  102. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».
  103. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».
  104. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  105. Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».
  106. Федеральный закон от 19.07.97 № 109 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
  107. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N ПЗ-ФЗ «О гидрометеорологической службе».
  108. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г., 12 мая, 29 декабря 2000 г.).
  109. Федеральный закон от 06.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изменениями от 30.03.99).
  110. Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями от 15.04.98).
  111. Федеральный закон от 4.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  112. Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями от 07.08.2000).
  113. Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2000.
  114. Федеральный закон от 03.03.95 «О недрах» (с изменениями и дополнениями от 02.02.2000).
  115. Федеральный закон от 19.12.91 № 2060−1 «Об охране окружающей природной среды» (с изменениями от 27.12.2000).
  116. М.М. Развитие экологических исследований на современном этапе совершенствования системы природопользования // Региональная экология, 1994. № 34, с. 6−13.
  117. Формирование и развитие рыночных отношений в регионе / Под ред. Г. П. Лузина. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 1992. 234 с.
  118. Целевая комплексная программа Удмуртской Республики по охране окружающей среды до 2000 года (ЦКП «Экология УР 2000»). Министерство природнях ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики. Ижевск, 1966.
  119. В. Распад СССР и пути формирования новой системы экономических отношений России в постсоюзном пространстве // Вопросы экономики. 1995. № 2, с. 104−113.
  120. Н.Г. Проблемы теории и практики региональной политики в Украине // Предприятие и регион: проблемы развития и управления / Отв. ред. Н. Г. Чумаченко. Донецк: Ин-т экономики пром-ти АН Украины, 1993. С. 5−26.
  121. Экология и экономика природопользования. Под ред. Э.В. Гирусо-ва. М. «Закон и право», ИО «Юнити», 1997.
  122. Экологическое законодательство Российской Федерации. Сборник законов. М. С-Пб. Изд-во «Торговый дом Герда», 1998.
  123. Экология. Учебное пособие. М.: Знание, 1997.-288 с.
  124. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды. Сборник аналитических материалов, нормативных и правовыхактов и ведомственных документов. Под общ. ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во ГУМЦ Госкомэкологии России, 1999.
  125. Экономическая политика КПСС: Учеб. пособие / Рук. авт. кол. Л. И. Абалкин. -М.: Политиздат, 1981. 367 с.
  126. Экономическая энциклопедия. Политэкономия. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1980. 429 с.
  127. Я.Я. Экономика природопользования. Екатеринбург. Из-во Уральского гос. экономического ин-та, 1997.
Заполнить форму текущей работой