Развитие механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений высшего профессионального образования
Основные направления государственной политики в области высшего образования свидетельствуют о достаточно высоком уровне активности государства в этой сфере. Поэтому закономерным стало отражение вопросов, касающихся вектора развития высшего профессионального образования в современном российском обществе в законодательно-нормативных правовых документах, уточненных, либо принятых в последние годы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Финансово-экономические основы деятельности бюджетных учреждений высшего профессионального образования в современных условиях. Ю
- 1. 1. Государственная политика в сфере финансирования высшего профессионального образования
- 1. 2. Организация финансовых отношений в высшем профессиональном образовании на основе создания различных типов учреждений (казенных, бюджетных, автономных)
- Глава 2. Теоретические подходы к оценке финансового механизма функционирования бюджетных учреждений высшего профессионального образования
- 2. 1. Сравнительный анализ моделей финансового механизма высшего профессионального образования России и развитых зарубежных стран
- 2. 2. Оценка эффективности использования финансового механизма бюджетных учреждений высшего профессионального образования
- Глава 3. Приоритетные направления развития и совершенствования финансового механизма функционирования бюджетных учреждений высшего профессионального образования
- 3. 1. Развитие механизма нормативного обеспечения государственного задания бюджетным учреждениям высшего профессионального образования
- 3. 2. Совершенствование финансовых основ формирования государственного задания на предоставление государственных услуг бюджетными учреждениями высшего профессионального образования
- 3. 3. Предложения по развитию многоканального финансирования бюджетных учреждений высшего профессионального образования
Развитие механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. В условиях постиндустриального экономического развития система высшего профессионального образования выступает одним из наиболее важных факторов обеспечения взаимосвязи между уровнями общей и профессиональной подготовки кадров специалистов, соответствующих динамично развивающимся требованиям воспроизводственных процессов, адекватно и полно реагирующей на запросы рынка труда, являясь при этом одним из значимых условий поступательного социально-экономического общественного развития. Представляя многоуровневую сложную систему, современный производственный комплекс для обеспечения устойчивого функционирования должен обладать не только финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами, но также иметь высококвалифицированный кадровый потенциал способный к быстрой адаптации к условиям изменяющейся конъюнктуры рынка. Поэтому высококвалифицированным кадрам специалистов отводится ведущая роль в осуществлении и реализации всей совокупности экономических процессов.
Основные направления государственной политики в области высшего образования свидетельствуют о достаточно высоком уровне активности государства в этой сфере. Поэтому закономерным стало отражение вопросов, касающихся вектора развития высшего профессионального образования в современном российском обществе в законодательно-нормативных правовых документах, уточненных, либо принятых в последние годы: федерального закона «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об автономных учреждениях», а также федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», принятого в развитие процесса модернизации финансово-экономического механизма высшего профессионального образования и положенного в основу создания нового 3 типа высшего учебного заведения: федерального бюджетного учреждения. Положения этих законов развивают принципы экономической самостоятельности в деятельности высших учебных заведений, уточняют финансовые основы разработки государственного задания, определяют финансово-экономические условия использования ресурсов бизнеса для финансирования высших учебных заведений.
Вместе с тем, проблемы в системе высшего профессионального образования, обусловленные демографическими факторами, нестабильностью экономического развития, дефицитностью финансовых ресурсов, незначительной диверсификацией их источников, недостаточно обоснованными и последовательными действиями по реформированию его организационно-экономического и финансового механизмов, оказывают дестабилизирующее воздействие на высшее профессиональное образование. В результате в России оно постепенно теряет свои мировые лидирующие позиции, а потенциал высшей школы, в том числе и финансовый, являющийся основополагающим условием успешного функционирования и развития высшей школы, ослабевает. В этой связи актуальными становятся проблемы выявления и формирования новых подходов к уточнению и развитию теоретических и практических основ совершенствования финансового механизма бюджетных учреждений высшего профессионального образования, что и определило выбор темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Весомый вклад в развитие экономики высшего образования внесли видные российские ученые: Бабич A.M., Балыхин Г. А., Волгин H.A., Егоров Е. В., Ерошин В. И., Жильцов E.H., Зуев В. М., Коновалов В. В., Степанова В. В., Тамбовцев B. JL, Якобсон Л. И. и другие.
Среди зарубежных ученых, посвятивших свои работы исследованию проблем развития экономических основ высшего образования в условиях рынка отметим труды Дж. Грехена, Д. Б. Джонстоуна, Н. П. Дронишинца, Дж. Ю. Стиглица, Дж. Стрика, Г. А. Строма, М. Фридмана, Х. Г. Хоффмана, К. Хитера.
В области изучения финансового механизма финансирования высшего профессионального образования в целом и отдельных его элементов прирост знаний обеспечен работами Белякова С. А., Гохберга Л. М., Демидова С. Р., Иваницкого В. П., Ишиной И. В., Клячко Т. Д., Молчанова И. Н., Рождественской И. А., Романовского В. М., Серовой Т. В., Синицкой Н. Я. и рядом других ученых.
Вместе с тем за рамками проведенных исследований осталась проработка и обоснование вопросов, связанных с адаптацией финансового механизма функционирования высших учебных заведений к условиям их финансового обеспечения через субсидии, выделяемые для выполнения государственного задания, методологии разработки нормативов затрат, которые должны быть положены в основу расчета объемов субсидий. Также недостаточно полно раскрыты в концептуальном и методическом плане возможные формы участия в финансовом обеспечении высшего профессионального образования бизнес-структур и населения как важного условия диверсификации источников финансирования и эффективного использования бюджетных средств.
В большей степени нуждаются в углубленной разработке проблемы финансового механизма таких новых типов высших учебных заведений как бюджетные учреждения.
Необходимость решения очерченного круга проблем предопределила выбор цели и задач исследования, логику и структуру построения диссертации, последовательность изложения материала и положения научной новизны, выносимые на защиту.
Целью исследования является обоснование направлений совершенствования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений высшего профессионального образования.
Для достижения цели диссертации были поставлены следующие задачи:
— определить основные экономические характеристики и критерии отнесения высших учебных заведений к бюджетным учреждениямрассмотреть назначение и сущность государственного задания как элемента механизма финансирования государственных образовательных услугсистематизировать условия его формирования и распределения;
— выявить назначение субсидий для формирования экономической основы финансового обеспечения предоставления государственных образовательных услуг бюджетными учреждениями высшего профессионального образования;
— определить роль нормативов затрат в регулировании и распределении объемов бюджетных ресурсов, направляемых в бюджетные учреждения высшего профессионального образования;
— разработать методику формирования нормативов затрат бюджетных учреждений высшего профессионального образования и сформулировать предложения по их уточнению;
— разработать предложения по возможным формам участия в формировании бизнес-заказа потребителей услуг бюджетных учреждений высшего профессионального образования.
Объектом исследования является финансовое обеспечение бюджетных учреждений высшего профессионального образования.
Предметом настоящего исследования выступает совокупность финансовых отношений бюджетных учреждений высшего профессионального образования, определяющая основы формирования механизма их финансового обеспечения.
Методологической основой диссертации послужили работы ведущих зарубежных и российских ученых в области экономической теории, теории финансов и экономики высшего образования. В диссертации использованы современные методы научной абстракции, статистического анализа, методы сравнения.
Информационную базу диссертации составили нормативно-правовые акты в части регламентации развития финансово-экономических основ деятельности бюджетных учреждений высшего профессионального образования, материалы Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской.
Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики и Федерального казначейства.
Информационной основой проведения исследования послужили также материалы научных обсуждений, публикации в периодической печати по вопросам, рассматриваемым в диссертации, собственные разработки автора.
Научная новизна исследования заключается в обосновании концептуальных направлений развития финансового механизма бюджетных учреждений высшего профессионального образования для обеспечения более эффективного формирования, распределения, использования финансовых ресурсов при предоставлении государственных образовательных услуг.
Основные научные результаты, которые получены лично автором, и их научная новизна состоят в следующем:
— выявлены основные экономические характеристики и финансовые условия выделения в системе высшей школы бюджетных учреждений высшего профессионального образованияопределено, назначение государственного задания как фактора регулирования основных показателей деятельности бюджетного учреждения, повышения эффективности использования им бюджетных средств;
— определено, что объемы бюджетных субсидий, выделяемых бюджетным учреждениям высшего профессионального образования на финансирование государственного задания по предоставлению государственных образовательных услуг, не соответствуют реальным потребностям в бюджетном финансировании, что обусловливает дефицитность бюджетных средств в высшем образованиипредложено концептуальное обоснование формирования нормативов затрат бюджетного финансирования как регуляторов формирования и распределения финансовых ресурсов государства, которые необходимы для производства и реализации государственных услуг бюджетными учреждениями высшего профессионального образования;
— разработана методика расчета размера субсидии на выполнение государственного задания бюджетным учреждением высшего профессионального образования на основе уточнения элементов нормативов затрат на предоставление государственных образовательных услуг и обеспечения развития их материально-технической базы;
— разработана модель бизнес-заказа на финансовое обеспечение образовательных услуг бюджетных учреждений высшего профессионального образования и обоснован алгоритм использования бюджетными учреждениями механизма государственно-частного партнерства.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при уточнении принципов формирования, направлений и схем развития финансово-экономического механизма функционирования разных типов учреждений высшего профессионального образования, совершенствовании методического аппарата разработки нормативов бюджетного финансирования государственных образовательных услуг, обоснования экономических условий диверсификации источников финансирования бюджетных учреждений высшего профессионального образования.
Апробация основных результатов диссертационного исследования. Основные выводы и предложения диссертации были освещены и доложены на следующих конференциях: V Международной научно-практической конференции «Человек-образование-профессия» (Москва, 2009) — Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления современным обществом: посткризисное развитие и модернизация (экономические, социальные, философские, правовые тенденции)» (Саратов, 2012) — 13 Международной межвузовской научно-практической конференции «Стратегия развития экономики РФ и проблемы национальной безопасности» (Москва, 2011).
Основные положения диссертации используются в учебном процессе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Финансы», «Бюджетная система Российской Федерации».
По теме диссертации лично автором опубликованы 7 научных работ, общий объем которых 4,4 п.л., из них четыре работы — в изданиях, 8 рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Заключение
.
Высшее профессиональное образование является одним из условий повышения качественного уровня человеческого капитала, поэтому его получение является одним из необходимым факторов успешного трудоустройства и построения карьеры.
В постперестроечные годы постоянно происходят процессы активной модернизации высшей школы, наделения ее демократическими свободами, самостоятельностью в решении финансово-экономических вопросов и автономии в управлении высшим учебным заведением.
Последний этап реформирования высшей школы связан с трансформацией типов учебных заведений входящих в ее систему. Переход с 2012 г. к казенным, бюджетным и автономным учреждениям высшего профессионального образования сопровождается изменением их организационного статуса, положением и участием в бюджетном процессе, механизмом финансового обеспечения. Основная часть высших учебных заведений перешла в бюджетные учреждения высшего профессионального образования. В работе показано, что основные отличия бюджетных учреждений высшего профессионального образования от других типов состоят в следующем: бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, финансируются по субсидиям в рамках государственного задания, могут самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от внебюджетной деятельности.
На основании исследования формирования механизма государственного задания бюджетным учреждениям высшего профессионального образования в работе сделан вывод, что оно формируется в рамках объемов бюджетных средств (субсидий), которые могут быть направлены на текущее финансирование бюджетных учреждений, при этом не учитываются реальные их потребности в финансовом обеспечении и инновационном развитии. О недостаточных объемах бюджетного финансирования свидетельствуют в том числе сложившиеся масштабы средней заработной платы профессорско-преподавательского состава, уровень которой существенно меньше чем в среднем по экономике России. Причем подобное положение характерно не только для периода, связанного с кризисной и посткризисной ситуацией в экономике, но и для периода стабильного экономического роста.
В работе сделан вывод, что выделяемые в рамках государственного задания субсидии бюджетным учреждениям высшего профессионального образования рассчитываются, исходя из усредненных затрат (показателей) на оказание государственных услуг и содержание имущества, несмотря на то, что в правовых актах, регламентирующих переход к механизму государственного задания, эти показатели определены в качестве нормативных. Автором обосновано, что для разработки нормативов затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества для обеспечения приближения их стоимостного наполнения к фактическим потребностям учреждений в бюджетном финансировании необходимо при их расчетах основываться на следующих важных факторах: структуре кадрового потенциала учебных заведений разного профиля и уровняуровне и продолжительности обучения (трудоемкости образовательной программы) — стоимостных рыночных показателей по каждому элементу, составляющему норматив затратпрофилю учебного заведенияразмерам ресурсного обеспечения бюджетного учреждения высшего профессионального образованиярегиональных факторах. Рассчитанные с учетом перечисленных факторов затраты будут иметь приближаться к нормативным их значениям, поскольку в определенной степени отражают общественно-необходимые затраты на реализацию государственной услуги бюджетным учреждением высшего профессионального образования.
Одно из предложений работы, сделанное по итогам проведенного исследования касается необходимости определения инвестиционной субсидии бюджетным учреждениям высшего профессионального образования с учетом потребностей обновления и модернизации материально-технической базы, в том числе технических средств обучения, информатизации учебного процесса. Для расчета инвестиционной субсидии определены методические подходы к расчету нормативов затрат на эти цели с учетом структуры материально-технического оснащения бюджетных учреждений высшего профессионального образования и номенклатуры необходимого технического оборудования.
При проведении исследования сформулированы выводы, касающиеся проблем развития финансового обеспечения бюджетных учреждений высшего профессионального образования за счет каналов и источников, формируемых вне государственного бюджета. На основе проведенного анализа опыта зарубежных стран в решении вопросов привлечения внебюджетных средств в систему высшего профессионального образования, критического его рассмотрения и возможной адаптации в практику механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений высшего профессионального образования России сформулированы предложения по развитию государственно-частного партнерства как институциональной и организационной структуры, реализующей механизм финансового взаимодействия между государством и предпринимателями в целях выполнения социально-значимых проектов в сфере бюджетных учреждений высшего профессионального образования. В работе конкретизирован ряд этапов создания государственно-частного партнерства в рамках бюджетных учреждений высшего профессионального образования.
Сформулирован ряд предложений по развитию системы образовательного кредитования студенческого контингента бюджетных учреждений высшего профессионального образования для создания финансовых условий расширения доступа в высшее профессиональное образование.
Список литературы
- Акперов А.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в
- Российской Федерации: Учеб. пособ. /И.А. Коноплева, С. П. Головач.- М.: -Финансы и статистика, 2007.
- Алпатов A.A., Пушкин A.B., Джапаридзе P.M. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. М.: Альпина Паблишерз, 2010.
- Апарина Н.Ф., Курбатова М. В. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной российской экономике // TERRA ECONOMICUS. 2008. Т. 6. № 4.
- Астахова Е.В. Высшее образование на рубеже веков: трансформация социальных функций/АЙРЕКС. Электронный журнал «Полемика». Выпуск 7 http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/ast/.
- Ахинов Г. А., Жильцов E.H. Экономика общественного сектора: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.
- Бабич A.M. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов/А.М. Бабич, Павлова. М. 2000.
- Балацкий Е.В. Институциональные конфликты в сфере высшего профессионального образования// Свободная мысль XXI.-2005, № 11.
- Балыхин Г. А. Система образования в Российской Федерации: финансовое, организационное и нормативно-правовое обеспечение // Экономика образования = Economics of education. Кострома, 2001, № 1.
- Берсенев B.JI. История экономических учений. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001.
- Борисова Е. Качество образования и место высшей школы в обществе//Вестник высшей школы. 2003, № 11.
- Бурак П.И., Рождественская И. А., Ростанец В. Г. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики. 1999.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Изд-во «Экмос», 2000.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Правовой сайт Консультант плюс.
- Волгин H.A. Оплата труда. Производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения. Издательство: Экзамен, Москва, 2002.
- Волгин H.A. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. Издательство: Экзамен, Москва, 2006.
- Высшее образование в Швеции//Университетское управление: практика и анализ.-1998, № 2.
- Высшие учебные заведения// Образование.- Государственный комитет по статистике Российской Федерации.: http://www.gks.ru.
- Гаврилюк В., Печеркина И. Национальная безопасность и эффективность подготовки высококвалифицированных кадров//Безопасность Евразии.2005, № 1.
- Гий М. Студенческие займы: решение для Европы?// Университетское управление: практика и анализ. 2002, № 4.
- Голиченко О.Г. Высшее образование и наука: интеграция или партнерство// Экономика и математические методы. 2005, № 1.
- Государственные и муниципальные финансы: Учебник /Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2004.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)// Правовой сайт Консультант плюс.
- Джонстоун Д.Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование// Университетское управление: практика и анализ. 2003, № 5−6.
- Джонстоун Д.Б. Сокращение финансирования высшего образования: стимулы и ограничения диверсификации доходов//Университетское управление ¡-практика и анализ. 2002, № 2.
- Добрынин А., Дятлов С., Курганский С. Человеческий капитал методологические аспекты анализа. СПБ. — 1999.
- Долганов B.C., Захаров Ю. А., Курбатова М. В., Морозова Е. А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление. 2004, № 1(29).
- Дронишинец Н.П. Проблемы управления системой высшего образования в Японии//Университетское управление: практика и анализ. 2002, № 2.
- Дудченко Н.П., Курбатова М. В. Проблемы становления системы частного инвестирования в высшее профессиональное образование // Университетское управление. 2003, № 3(26).
- Евсеенко Т.П., Курбатова М. В., Чурекова Т. М. Модели финансовой поддержки малообеспеченных студентов Кемеровской области // Университетское управление. 2006, № 3(43).
- Егоров Е.В., Беляева Т. Б. Инновационное развитие сферы услуг: Учебное пособие. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010.
- Егоров Е.В. Социальное страхование: Учебное пособие. М.: Экономиста, 2008.
- Егоршин А.П. Стратегические проблемы высшего экономического образования в России// Научный доклад Нижний Новгород.: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2006.
- Ерошин В.И. Финансово-экономическая деятельность общеобразовательного учреждения: настольная книга руководителя. Издательство: Центр социальных и экономических исследований, 1997.
- Заборовская A.C., Клячко Т. Д., Королев И. Б. Основные результаты эксперимента по переводу отдельных учреждений высшего профессионального образования на финансирование с использованием ГИФО в 2002 году // Информационный бюллетень. 2003.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 янв. 1996 г. № 12-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19 июня 1996 г. № 125-ФЗ // Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию. 1996. — № 10.
- Зуев В.М. Образовательные услуги в условиях рынка: экономический аспект. Экономика. Налоги. Право. 2012, № 2.
- Жигалов Д.В. Оказание услуг «новыми» бюджетными учреждениями: подходы к реформированию системы // Руководитель бюджетной организации. 2011, № 10. www.urbaneconomics.ru
- Жилина H.H. Частно-государственное партнерство и кластерный подход к системе образования Республики Татарстан // Экономика и управление: проблемы и решения. 2012, № 1.
- Иваницкий В.П., Пешина Э. В. Финансирование социально ориентированных затрат в воспроизводстве человека. Екатеринбург: Изд. «Академкнига», 2001.
- Ильин А.Е., Ильина Г. В., Иванов М. А. Стандартные налоговые вычеты: изменения есть, но недостаточные // Налоговая политика и практика. 2009, № 4 (76).
- Ильина Л.И. Особенности бюджетного финансирования высших учебных заведений // Финансы и кредит. 2010, № 21(405).
- Кадочников С.М. Особенности высшего образования как экономического блага и некоторые практические следствия этих особенностей //Университетское управление: практика и анализ. 2001, № 2.
- Капелюшников P.M. Социальный и человеческий капитал России: проблемы измерения и особенности эволюции// Общественные науки и современность. 2005, № 3.
- Клячко Т.Д. Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) // Университетское управление. 2002, № 4(23).
- Клячко T.JI. Модели финансирования высшего образования // Вопросы образования. 2006, № 1.
- Клячко Т.Л. Модернизация российской системы высшего профессионального образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН, 2007.
- Клячко Т.Л. Образование в Российской Федерации: проблемы и тенденции развития в начале XXI века // Мир России. 2011. Т. 20. № 1.
- Клячко Т. Л., May В. А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2007, № 3.
- Коган Е.С., Курбатова М. В., Левин С. Н. Структура социального капитала как фактор институционального развития региона // Общественные науки и современность. 2010, № 6.
- Коновалов В.В., Лапко К. С. Оценка качества профессиональной подготовки в бюджетном вузе на основе показателей инвестиционного анализа // Креативная экономика. 2010, № 4 (40).
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 г. № 1756-р //Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1 (ч.П).-ст.119.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 № 1340 — р).
- Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999—2001 гг. «Собрание законодательства РФ», 10.08.1998, № 32, ст. 3905.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Правой сайт КонсультантПлюс.
- Краевский В. Разнобедренный треугольник реформы образования//Здравый смысл. 2006.
- Курбатова М. В., Левин С. Н., Каган Е. С. Структура социального капитала как фактор институционального развития региона // Общественные науки и современность. 2010, № 6.
- Курбатова М.В. Общественно-договорные механизмы формирования социально-экономических моделей рыночной экономики. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.
- Курбатова М.В. Проблемы становления системы частного инвестирования в высшее профессиональное образование/М.В. Курбатова, Н.П. Дудченко// Университетское управление: практика и анализ. 2003, № 3 (26).
- Курбатова М.В. Проблемы формирования институциональной среды постиндустриальной экономики в современной России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010. Т. 2. № 1.
- Курбатова М.В., Саблин К. С. Субъекты развития в условиях территориально фрагментированной институциональной среды российской экономики // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 2.
- Лиман И.А. Проблемы финансирования высшего образования в Российской Федерации // Университетское управление: практика и анализ.2005, № 1.
- Лукьянова К.А. Формирование и функционирование механизма государственно-частного партнерства: научно-теоретические и практические аспекты // Лизинг, 2011, № 2.
- Майбуров И. А. Оценка эффективности инвестирования в человеческий капитал в России и США. Екатеринбург.-2003.
- Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-ч т. Т.1./ Пер. с англ. М.:Республика, 1992.
- Маркуччи П.Н. Политика платы за обучение в сравнительной перспективе: теоретические и политические обоснования// Университетское управление: практика и анализ. 2004, № 3.
- Марцинкевич В.И. Человек в экономической науке и в российской экономике (что скрывается за термином «человеческий капитал»)// Общественные науки и современность. 2005, № 3.
- Материалы Пленума ЦК 1СПСС 25−26 июня 1987 г. -М. 1987.
- May В. Бизнес и образование: в ожидании помолвки // Профиль.-17 апреля 2006 г.
- Махакова Г. Ч. Реализация государственной политики в отраслях социальной сферы в связи с принятием Федерального закона № 83-ФЗ. Доклад на заседании Минэконоразвития. Правовой сайт КонсультантПлюс.
- Меняйлова P.A. Качество образования как обобщающий показатель результативности его финансового обеспечения // Финансы и кредит. 2006, № 12(444).
- Модели нормативно подушевого финансирования: перспективный региональный опыт. Министерство Образования и Науки РФ.-М.: 2006.
- Морган Э.В. Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор / Э. В. Морган // Университетское управление: практика и анализ. 2004.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М.: Т. К. Велби, Изд-во Проспект, 2005.
- Нестеренко Т., Сауль С. Формирование расходов бюджетов Бюджетной системы Российской Федерации на основании расходных обязательств. Правовой сайт Консультант Плюс.
- Новиков П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. М.: РГАТИЗ, 2000.
- О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации//А1та mater: Вестник высшей школы. 2004,-№ 6.
- Основные положения нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы. М.: 1987.
- Пономаренко Е.В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010.
- Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. «Собрание законодательства РФ», 20.08.2001, № 34, ст. 3503.
- Резникова О.С. Финансирование образования социально ответственным бизнесом: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Волгоград.: Волгогр. гос. ун-т, 2007.
- Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы сбережения населения // Российский экономический журнал. 2004, № 29.
- Рогов С.М. Функции современного государства и наука// Экономическая наука современной России. 2005, № 3.
- Ройтер В. Финансирование образования: Международные модели, пути, опыт и мышление// Университетское управление: практика и анализ. 2000, № 4.
- Рудник Б.Л. Новая модель финансирования высшего профессионального образования // Интернетконференция. www. ecsocman.ru.
- Сидорова Н.И. Бюджетное финансирование образования -необходимое условие развития человеческого потенциала // Финансы и кредит. 2007, № 10(442).
- Сидорова Н.И. Тенденции и источники финансирования образования в России // Дайджест-Финансы. 2011, № 199.
- Синицкая Н.Я. Развитие человеческого потенциала как стратегическая цель региональной социальной политики: Монография. -Архангельск: Поморский университет, 2004.
- Система финансирования образования: анализ эффективности / Под. ред. С. А. Белякова. -М.: Технопечать, 2003.
- Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России // Материалы заседания Политического консультативного совета. — М.: ПКС, 2000. Вып. 12.
- Солянникова С.П. Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на высшее профессиональное образование на основе нормативов подушевого финансирования // Финансы и кредит. 2008, № 7(295).
- Социально экономическое положение России. Январь 2000 г. Стат сб./ Госкомстат России — М., 2011.
- Статистика по уровням образования: Высшее профессиональное образование. http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml.
- Столбова A.A. Проблемы финансирования высшего профессионального образования в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007, № 39(279).
- Стиглиц Дж.Ю. Капитал, заработная плата и структурная безработица (Capital, Wages and Structural Unemployment, 1969).
- Стрик Дж. Государственные финансы Канады / Пер. с англ.: Сев. Осет. Научный центр: Владикавказский ин-т управления. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
- Стром Г. А. Национальная система финансирования вузов Норвегии // Университетское управление: практика и анализ. 2000, № 4.
- США: сфера услуг в экономике/ Отв. ред. Е. А. Громов. М.: Наука, 1971.
- Тамбовцев В.А. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: ТЕИС, 1997.
- Тамбовцев В. А. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики. 2005, № 3.
- Тамбовцев В. А. Теории государственного ре1улирования экономики: Учеб. пособие. -М: ИНФРА-М, 2010.
- Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии Правительства Российской Федерации: Монография. М.: Финакадемия, 2008.
- Типенко Н.Г. Международный опыт организации и финансирования общего образования. М.: Институт экономики города. 2003.
- Тульчинский Л.И. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР (в училищах, технических вузах). М. 1968.
- Федеральный закон от 20.08.04 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». Правовой сайт Консультант Плюс.
- Федеральный закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании». Правовой сайт Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 198-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Правовой сайт Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Правовой сайт Консультант Плюс.
- Федеральный закон РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Правовой сайт Консультант Плюс.
- Федеральный закон РФ от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Правовой сайт Консультант Плюс.
- Федеральная программа развития образования. М.: Минобразования России, 2000.
- Федеральная целевая программа развития образования на 20 062 010гг. (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803). Правовой сайт Консультант Плюс.
- Федоренко Н.П. О системе элементов структуры управления народным хозяйством России // Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / Отв. Ред. Д. С. Львов. -М.: Наука, 2004.
- Финансово кредитный энциклопедический словарь/ Колл. авторов- Под общ. Ред А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002
- Фонова О.В. Повышение эффективности расходов регионального бюджета на начальное и среднее профессиональное образование в условиях финансового кризиса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010, № 29(86).
- Фонова О.В. Развитие механизма финансирования профессионального образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2011.
- Формирование мониторинга качества подготовки выпускников высшего учебного заведения: основные положения: Монография /Под. ред. А. П. Балакиной. М.: ВГНА Минфина РФ.- 2007.
- Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под. ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
- Фридман М. Количественная теория денег. — М.: Дело, 1996.
- Харитонов Д.Я., Утяшова О. В. Финансирование системы образования // Финансы и кредит. 2007, № 27.
- Хоффман Х.Г. Новые формы финансирования, гарантирующие равное образование для всех, и развитие системы платного образования, некоторые примеры западноевропейских стран // Университетское управление: практика и анализ. 2000, № 4.
- Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.
- Якобсон Л.И., Волков А. Е. и др. Российское образование 2020: модель образования для инновационной экономики / Российское образование: тенденции и вызовы. Под ред. В.А. May и др. М.: Дело, 2009.
- Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
- Якобсон Л.И. Социальная политика, гражданское общество и федерализм // Модернизация экономики и общественное развитие / Под ред. Е. Г. Ясина. Т. 1. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.
- Friedman М. Capitalism and Freedom. Chicago, 1982.