Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс подготовки специалиста в условиях высшей школы в современных условиях связан с усилением внимания к решению задач подбора определенного контингента будущих студентов, поскольку за последние годы в значительной степени увеличился разрыв между требованиями вуза к будущему абитуриенту и уровне подготовки выпускников общеобразовательных школ. Поэтому не случайно процесс включения студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования
  • §-1.Проблема социальной адаптации студентов в условиях высшей школы
    • 2. Социально-педагогическая характеристика студентов технического вуза
  • Выводы
  • Глава II. Пути обеспечения адаптации студентов в вузе средствами внеучебной деятельности
    • 1. Особенности внеучебной деятельности студентов в вузе и их роль в адаптации
    • 2. Организационно-педагогические аспекты формирования внеучебной деятельности студентов в вузе
    • 3. Анализ опытно-экспериментальной работы по адаптации студентов в процессе внеучебной и учебной деятельности
  • Выводы

Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена изменением парадигмы профессионального образования специалистов в новых социально-экономических условиях. Модернизация образования, в том числе и высшей школы, одним из факторов предопределяет повышение качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, мобильных в условиях изменяющихся производств и технологий, способных к непрерывному образованию в процессе выполнения трудовой деятельности. Готовность к переменам в условиях рыночной экономики определяется сформированностью личностных качеств, знаний и умений выпускника, позволяющих адаптироваться к динамично изменяющейся профессиональной среде.

В известных работах по философии и социологии современного образования (Буева Л.П., Гершунский Б. С., Глазунов А. Т., Гурова Р. Г., Никандров Н. Д., Турченко В. Н., Шадриков В. Д. и др.) образование понимается как способ «вхождения личности в мир культуры» (в самом широком смысле, в том числе и профессиональной). Система психолого-педагогических предпосылок развития и становления специалиста, базируясь на личностных факторах, должна быть обращена на активное творческое саморазвитие студентов как способа освоения профессиональной культуры и адаптации в условиях рыночной экономики.

Педагогические условия формирования личности студентов в учебно-воспитательном процессе традиционно рассматриваются в контексте организации подготовки будущих специалистов. Естественно, что в современных условиях требуются новые подходы к решению исследуемой нами проблемы, где реализация адаптация личности в динамично изменяющейся рыночной экономике, занимает одно из ведущих мест. Таким образом, умение адаптироваться к изменяющимся условиям учебной и профессиональной среды выступает важнейшим качеством современного выпускника высшей школы.

Развитие творческого потенциала студента связано не только с решением проблемы адаптации к вузовскому обучению, но и в связи со становлением молодого специалиста как личности. В отечественной науке проблема формирования личности отражена в исследованиях психологов и педагогов: Абульхановой-Славской К.А., Андреевым В. И., Анцыферовой Л. И., Арсеновой С. П., Архангельского JI.M., Асеева В. Г., Асмолова А. Г., Богоявленской Д. Б., Брушлинского A.B., Выготского J1.C., Галагузовой М. А., Давыдовой Г. А., Зарецкой И. И., Калмыковой З. И., Кирсанова A.A., Леонтьева А. Н., Лук А. И., Матюшкина A.M., Полякова В. А., Посталюк Н. Ю., Пономарева Я. А., Романовой Л. О., Рубинштейна С. Л., и др.

По проблеме адаптации к вузовскому обучению в настоящее время имеется большое число публикаций (Андреева Д.А., Болотова Г. Н., Медведев Г. П., Ольшанский Д. В., Соломатина Т. Б. и др.). Проведенный нами анализ основных подходов, посвященных проблеме адаптации студентов к обучению в вузе показывает, что авторы рассматривают социальный, профессиональный аспекты, связывая их только с учебным процессом. Однако возможность опоры на творческий потенциал личности будущего специалиста, особенно раскрываемой в процессе внеучебной деятельности, оказалась не изученной.

Проведенный нами в ходе исследования анализ состояния данной проблемы в теории и на практике показал, что в современных условиях социально-экономических преобразований и развития высшей школы необходим поиск путей, позволяющих создавать необходимые условия для адаптации студентов к процессу обучения в вузе, опирающиеся на личностные особенности и творческий потенциал. Противоречие, возникающее между потребностью практики в создании условий для адаптации студентов к обучению в вузе и неразработанность условий и средств ее осуществления в процессе внеучебной деятельности, определило проблему исследования: каковы условия и средства, обеспечивающие адаптацию студентов к процессу обучения в вузе и осуществляющие подготовку выпускника как творческой личности к успешной социальной и профессиональной адаптации? Решение этой проблемы определило цель исследования: разработать педагогические условия адаптации студентов к процессу обучения в вузе на основе реализации студентами творческого потенциала во внеучебной деятельности.

Объект исследования — процесс формирования специалиста в современном вузе.

Предмет исследования — педагогические условия адаптации студентов к процессу обучения в вузе.

Гипотеза исследования. Адаптация студентов к обучению в вузе будет осуществлена в процессе внеучебной деятельности, если:

— цель, содержание, формы и методы, результаты обучения и внеучебной деятельности направлены на развитие творческой активности студентов, адаптированы к личностным особенностям обучающих и обучаемых;

— организация учебного процесса и внеучебной деятельности обеспечивает индивидуальную и коллективную творческую деятельность, поэтапную коррекцию в зависимости от достигнутых результатов и текущих задач обученияосуществляется наблюдение, контроль и анализ деятельности студентов с целью выявления отклонений в развитии активности в учебной и внеучебной деятельности;

— в учебно-воспитательном процессе комплексно реализуются личностно-ориентированный и индивидуальный подходы, учитываются особенности студентов и складывающаяся динамика взаимоотношений.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме адаптации студентов к обучению в вузе, формирования творческой активности студента в учебном процессе и внеучебной деятельности, внедрению личностно-ориентированных технологий в современные образовательные учреждения.

2. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия и средства адаптации студентов к вузовскому обучению на основе формирования творческой активности в процессе внеучебной деятельности.

3. Осуществить экспериментальную проверку педагогических условий в практике работы современного учебного заведения.

Методологической основой исследования являлись положения материалистической философии о единстве теории и практики, общем, особенном и конкретном в анализе педагогической деятельности, основные положения и концепции отечественной и зарубежной педагогики и психологии по проблеме развития системы образования, адаптации личности к условиям учебной и профессиональной деятельности, а также формирования творческой личности будущего специалиста.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы и исследований, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, анализ результатов исследования.

Основные этапы исследования.

1этап. (1996;1997гг.). Изучение состояния данной проблемы в теоретических исследованиях и педагогической практике. Определение исходных теоретических позиций, обоснование проблемы исследования.

2этап. (1997;1999гг.). Определение целей и задач исследования, разработка экспериментальных материалов. Подготовка экспериментальной базы исследования.

Зэтап. (2000;2002гг.). Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов. Оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Определена роль творческой деятельности в процессе внеучебной деятельности в осуществлении адаптации студентов к вузовскому обучению, которая выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности для преодоления затруднений дидактического характера, а также создания межличностного взаимодействия, позволяющего снять проблемы социальной дезадаптации студентов в группе.

2. Определены педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе (организация внеучебной деятельности студентов в процессе развития творческой активностисоздание форм индивидуальной и коллективной творческой деятельности студентовосуществление контроля и анализа активности студентов в учебном процессе и внеучебной деятельностисоздание в структуре управления работой факультета службы психолого-педагогической поддержки деятельности студентов и преподавателей).

Практическая значимость данного исследования определяется разработанными методическими материалами, которые могут быть использованы преподавателями вузов, колледжей, лицеев, а также в системе повышения квалификации педагогических работников и преподавателей вузов различных специальностей.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам, логике проведения исследования.

На защиту выносятся:

1. Положение о том, что осуществление адаптации студентов к вузовскому обучению может быть реализовано в процессе внеучебной деятельности. При этом особая роль принадлежит творческой деятельности, организуемой в процессе учебной и внеучебной деятельности, которая выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности для преодоления затруднений дидактического характера, а также создания межличностного взаимодействия, позволяющего снять проблемы социальной дезадаптации студентов в группе;

Ш 2. Педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе организация внеучебной деятельности студентов в процессе развития творческой активностисоздание форм индивидуальной и коллективной творческой деятельности студентовосуществляется контроль и анализ активности студентов в учебном процессе и внеучебной деятельностив структуре управления работой факультета вводится служба психолого-педагогической поддержки деятельности студентов и преподавателей).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные подходы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях ректората Московского государственного индустриального университета, лабораториях Института общего образования Министерства образования РФ, а также бъши представлены в выступлениях автора на семинарах для преподавателей вузов и публикациях.

Экспериментальной базой исследования являлся Московский государственный индустриальный университет.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы.

В соответствии с предлагаемым нами принципом взаимопроникновения воспитания и внеучебной деятельности, обратим внимание, что цель системы внеучебной деятельности вуза подчиняется общей целевой направленности.

Ф личностно — ориентированного образования на создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации человека, гармонизации его потребностей. Поэтому внеучебная деятельность в вузе есть целеправленное создание условий для цивилизованного социального становления и развития личности молодого специалиста, соответствующей благоприятной атмосферы дня самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни.

Общеизвестно, что внеучебная деятельность в вузе состоит из разнообразных видов и направлений, реализуемых на уровне вуза, департаментов, факультетов, профильных (выпускающих) кафедр, академических групп. Естественно, что на каждом из этих уровней функциональная и содержательная нагрузка субъектов внеучебной деятельности — преподавателей, студентов, руководителей подразделений и служб — неодинакова. Вопрос вовлечения их в процесс внеаудиторной деятельности связан с повышением педагогической квалификации, специальной подготовкой, наличием мотивационных стимулов (или стимулирующих мотивов), включая материальные.

Далее, внеучебная деятельность нами рассматривается и как важнейший компонент вузовской воспитательной системы, подчиняясь реализации ее целей. Цель воспитательной системы вуза, как прогнозируемый результат возникает на основе согласованных устремлений и желаний всего его коллектива (администрации, преподавателей, студентов) и социального заказа со стороны государства и общества, учета особенностей и возможностей учреждения и ближайшего его социального окружения.

Наряду с целью вуз определяет и базовую совокупность идей, на основе которых и будет выстраиваться воспитательный процесс. Это не какие — то отдельные идеи, касающиеся только воспитания, но — это те идеи, которые входят в единую концепцию жизнедеятельности учреждения в целом, опираются на понимание миссии, осознанный выбор стратегии и практики образования, реальную модель выпускника конкретного учреждения высшего профессионального образования.

Специфической особенностью личностно — ориентированной системы внеучебной деятельности вуза является использование в ее функционировании центров (объединений студентов и преподавателей) на основе общего интереса к осуществлению разноплановой деятельности внутри объединения и вне его — в вузе, микрорайоне, городе и т. д., а также — социально — педагогических проектов вуза, направленных на реализацию конкретного социально — значимого проекта регионального, федерального или международного уровня. Важным аспектом из содержания последнего компонента воспитательной системы вуза для нас является активное включение вузовского сообщества в деятельное освоение, преобразование окружающей социокультурной и природной среды.

Заключение

.

1. Процесс подготовки специалиста в условиях высшей школы в современных условиях связан с усилением внимания к решению задач подбора определенного контингента будущих студентов, поскольку за последние годы в значительной степени увеличился разрыв между требованиями вуза к будущему абитуриенту и уровне подготовки выпускников общеобразовательных школ. Поэтому не случайно процесс включения студентов первого курса в учебно-воспитательный процесс сопряжен с высокими нагрузками как дидактического, так и психологического характера. По результатам проведенного нами анализа до 40% (в среднем, поскольку на разных факультетах данные варьируются) студентов первого курса испытывают трудности, связанные как с учебным процессом, так и с процессом формирования студенческой группы. В условиях возникающих демографических проблем и стремления вуза сохранить свой контингент проблема создания необходимых условий для адаптации студентов первого курса к процессу обучения в вузе выступает как одна из важных, поскольку требует опоры на личностные особенности студентов, возможности развития их активности в различных областях творчества, что позволит развивать и познавательную активность в учебном процессе.

2. Анализ литературы и психолого-педагогических исследований позволил установить важное значение внеучебной деятельности студентов, позволяющей развивать творческую активность. Исследование проблемы адаптации студентов к вузовскому обучению в современных условиях привело к выводу о том, что в основе решения данной проблемы лежат две основные составляющие — активная деятельность студента в учебной и внеучебной работе и педагогически обоснованное взаимодействие преподавателя и студента, направленные на преодоление деформаций в личностной сфере и преодоления процессов социально-психологической и дидактической дезадаптации.

Особое значение в решении поставленной проблемы имеет квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение учебной и внеучебной деятельности студентов. Служба психолого-педагогической поддержки вуза позволяет не только осуществлять диагностику и анализ формирования активности студентов как основы адаптации к обучению в вузе, но и создавать необходимые условия для конкретного студента.

3. В процессе экспериментального исследования были охвачены студенты автомобильного, экономического и гуманитарного факультетов, а также преподаватели, прошедшие подготовку по разработанной нами программе повышения психолого-педагогической квалификации.

Организация процесса внеучебной деятельности опиралась на обеспечение взаимосвязи с подготовкой будущего специалиста в процессе учебной работы. С этой целью проводилось соотнесение результатов проявления активности во внеучебной и учебной деятельности. Их отличительной особенностью применения являлся индивидуальный характер, по уровню знаний, интересов. В основе такого взаимодействия в процессе исследования выступало формирование адекватной самооценки в процессе учебной деятельности. Уровень ее сформированности, как показало наше исследование, достаточно четко фиксируется в процессе наблюдения за уровнем активности студентов.

Анализ полученных результатов позволяет отметить положительные тенденции в решении задач адаптации студентов к обучению в вузе по социально-психологическому и дидактическому аспектам. Как показали полученные данные, развитие творческой активности студентов в процессе внеучебной деятельности может быть успешно использовано для решения задач, связанных с преодолением трудностей адаптации студентов при соответствующем психолого-педагогическом сопровождении и поддержке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни., М., 1991
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II.- М.
  3. .Г. Человек как предмет познания.Л., 1968.
  4. В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста (в вузе)., ж. «Советская педагогика», 1977, № 3.
  5. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991 -416с.
  6. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981. -206 е.
  7. Антропология // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.), Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шибаевой. М.: Педагогика, 1974. — С. 229−547
  8. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Психолог. Журнал. 1991, т.2,№ 2. с. 8.
  9. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978. — 129 с.
  10. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -158с.
  11. П.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 105 с.
  12. А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания./ новое педагогическое мышление. М., МГУ, 1984.
  13. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980.- 80 с.
  14. Байбородова JI. B, Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К JI Ушинского, 1997.-380 с.
  15. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.
  16. В.И. О концепции воспитания в Российской образовательной системе /изложение авторского подхода. М., ИЦКПС, 1997.
  17. Баранов В. Психологическая служба в советской школе 20−30-х гг.// Вопр.психологии. 1995, № 4,с.100−112.
  18. М.М. К философии поступка/ Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. -М., 1991, № 1.
  19. B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1996.
  20. Л.И. Психологическая изоляция подростков в коллективе.М., 1998.
  21. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М., 1996.
  22. Н. А. Философия неравенства / Состав., предисл. и примеч Л. В. Полякова. М: ИМА-пресс, 1990. — 288 с.
  23. H.A. О назначении человека // Мир философии: Книга для тения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. — М.: Политиздат, 1991. С. 256−262
  24. Р. Развитие «Я» концепции и воспитание. — М., Прогресс, 1986.
  25. B.C. Целостная концепция школы диалога культур/Теоретические основы программы. Психологическая наука и образование. 1996. № 4, с.66−73.
  26. Бим Бад Б. М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации./ Педагогика. 1996. — № 1, с. 3−8.
  27. .Т., Бочарова В. Г. Социальное воспитание учащихся /основные теоретические положения. -М., 1997.
  28. М. Зачем школе психолог?//Прикладная психология и психоанализ, 1997,№ 2, с.42−53.
  29. К., Шебек М.Я-твой учитель, ты мой ученик. М., 1991 — 143с.
  30. П.П. Избранные педагогические сочинения. М., Просвящение, 1961.
  31. П.П. О так называемой моральной дефективности // Избр. пед. и психол. соч.: В. 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 340 е.
  32. О. С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  33. Бодров В. А Психологические исследования проблемы профессионализации личности./Психологические исследования проблемы формирования личности профессионалам., 1991 с.3−26.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.
  35. Бондаревкая Е.В., C.B. Кульневич. Педагогика. Москва — Ростов -на -Дону, «Учитель», 1999.
  36. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. -М.1991.
  37. Борисова Е.М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации.//Вопросы психологии, 1988,№ 1, с.74−85.
  38. М. Духовность и личностно ориентированный подход./ Вопр. Психологии. 1992, № 3,4, с. 24 — 33.
  39. Л.П. Проблемы нравственной культуры и развития детей России // Государство и дети: реальности России: Матер, международной науч.-практ. конференции. М., 1995. — С. 46−51.
  40. Бурлачук В. Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
  41. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  42. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М, 1991 -144с.
  43. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999 75 с.
  44. С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников//Школа и производство. 1990,№ 6, с. 17−18
  45. Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л. И-Новиковой. М.: Прогресс, 1981.- 136 с.
  46. В.В. Основы технологии воспитания: конспект пособие для студентов и учителей. — М., 1999.
  47. Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н. Филонова. -М.: Педагогика, 1990. -176 с.
  48. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вузаАТезисы докладов. Сообщений Всероссийской научно -практической конференции 2−4 марта 1999 г. Москва, Институт молодежи, 2000.
  49. Воспитательная система школы: аспект моделирования/Учебно -методическое пособие. Псков, ИОИУУ, 1994.
  50. .З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа. 1992. — № 1. — С. 54−57.
  51. .З. Дети и взрослые: диалектика дистанции. //Государство и дети: реальности России. Материалы международной науч.-практ. конференции. М., 1995. — С. 96−101.
  52. .З. Семь парадоксов воспитания. М., 1996. — 265с. х
  53. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М: Знание, 1981.-96 с.
  54. Л.С. Мышление и речь./ Собр. соч.: в 6 т. М., просвещение, 1982, т.2.
  55. Л.С. Педология подростка // Соб. соч.: В 6 т. М.:
  56. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1988.
  57. О. Потери и приобретения воспитания после 10 лет перестройки./ Воспитание и психологическая поддержка детей в образовании. -М., 1996.
  58. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы/ Новое педагогическое мышление. М., 1989, с. 221 — 237.
  59. .С. Философия образования для XXI века., М., 1998 608 с.
  60. В.В. Межсубъективные отношения в педагогическом процессе: Автореф.дис.док.пед.наук.- СПб, 1992.
  61. О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград. 1995. — 93 с.
  62. С.И., Немировский В. В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. Барнаул., Алтайский государственный университет, 1995.
  63. С. Личностно-деловой потенциал школьникаю/ЯПкола, 1995,№ 3,с.57−63.
  64. М.Т. Если вы преподаватель. М., 1998.
  65. Гульдин В. В .Психологическая служба в системе здравоохранения: состояние и перспективы.//Вопр. Психологии. 1991,№ 3, с.5−12.
  66. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  67. Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: Автореф. докт. дисс. М., 1984. — 40 с.
  68. В.И. Гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования./ Развитие личности в образовательных системах южно российского региона. — Ростов — на — Дону, 1998.
  69. В.Н., Н.М. Оглоблина, H.A. Петрова. Внеучебная воспитательная работа в вузе: организация и управление. Комсомольск — на — Амуре, ГПИ, 1998.
  70. И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. -Ижевск, РЦРОД999 .
  71. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.: Политиздат, 1982. — 304 с.
  72. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории ипрактики. М., Педагогика, 1991. 232с.
  73. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы//Вопр.психологии. 1988№ 5,с.47−54.
  74. Дж. Школа и общество /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., Просвещение, 1971., с. 521 — 522.
  75. И.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно воспитательном процессе: Автореф. кан.пед. наук. -Екатеринбург, 1994.
  76. М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1998.
  77. А.Ю. Нравственная самоорганизация личности в педагогическом сообществе/ Учебное пособие. Воронеж, 1999.
  78. В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра./ Высшее образование в России, № 3, 1998 2000. -с.З-12.
  79. Забродин Ю. М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы./ЯТсихол.журнал. 1984,№ 6,с.З-20.
  80. A.C. Молодежь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социально культурной интеграции. — СПб, 1996.
  81. A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): Автореф. канд пед. наук. Волгоград, 1996.
  82. И.А. Образование поворачивается к воспитанию. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,• 1997.
  83. И.А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание проблема современного образования в России./ Состояние, пути решения. — М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  84. В.П. Образование. Мышление. Культура. /Новое педагогическое мышление. М., 1989, с. 90 -102.щ 87. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.
  85. Из опыта работы организации внеучебной работы в уральском государственном техническом университете/ Состав. A.B. Понамарев, Ю. А. Вишневский и др. Екатеринбург, УПИ — УГТУ, 2000.
  86. Э.В. Что же такое личность? / С чего начинается личность. -М., 1979.
  87. Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.
  88. ЙовайшаЛ.А.Проблемы профессинальной ориентации школьников.М., 1983 128с.
  89. Как построить свое «Я»., М., Педагогика, 1991 136с.
  90. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика, 1982. — 704 с.
  91. В. А. Чтобы воспитание было успешным. М.'Знание, 1979. — 96 с.
  92. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание.Воспитание! М., «Новая школа», 1996.
  93. О. Проблема подросткового возраста: Психолого-педагогическое исследование// Классный руководитель. Научно-методический журнал. М., 1997. -N2 5.- С. 42−44.
  94. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя, 2-е. изд.
  95. М. ¡-Просвещение, 1994. 223 с.
  96. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. / Педагогика. 1996. № 2, с. 14 21.
  97. М.В. Обучение на основе целостного личностного опытаСовременная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М., 1993.
  98. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях.М., 1995 224с.
  99. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.М., 1993 56с.
  100. И.А., Нагавкина Л. С., барышников E.H. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания./ Петербургская концепция. СПб., 1994.
  101. .К. Творческая и воспитательная компонента в высшем образовании. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.
  102. Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — 240 с.
  103. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» (отв. ред. Шкатулла В.И.). М., Информационно -издательский Дом «Филинъ», 1998.
  104. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (под общей редакцией Сырых В. М., Буслова Е.В.). М., «Юристъ», 1998.
  105. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.:
  106. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М., Педагогика, 1984.
  107. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. -176 с.
  108. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 384 с.
  109. Кон. И. С. Социализация и воспитание молодежи./ Новое педагогическое мышление. -М., Педагогика, 1989.
  110. Ю.А. Педагогический анализ учебно воспитательного процесса и управление школой. — М., 1986.
  111. Д.Л. Молодежь 90 х: самоопределение в новой реальности. М., 2000, — 224с.
  112. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М., 1993 г.-М., 1993.-63 с.
  113. Концепция внеучебой работы в Пермском государственном техническом университете. Пермь, ПГТУ, 1997.
  114. Концепция воспитания учащейся молодежи. /А. А. Бодалев, 3. А. Малькова, Jl. Н. Новикова, В. А. Караковский //Педагогика. 1992. — № 34. С.11−19.
  115. Концепция воспитания учащейся молодежи/Сост. A.A. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. Педагогика, 1992, № 3−4.
  116. Концепция воспитательной работы Московского государственного университета пищевых производств. --М., МГУ1111, 1997.
  117. Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области. Ярославль, Департамент образования Ярославской области, 1995.
  118. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций /М.И. Рожков, A.B. Волохов и др. М., 1991. — 67 с.
  119. .Б. Личность и педагогическая одаренность:новый метод.М., 1998 128с.
  120. И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов, 1997.
  121. А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  122. Красило А.И., Новгородцева А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении.М., 1998 192с.
  123. Н.Б. Социокультурный контекст образования./ Новые ценности образования.№ 2. М., 1995, с. 67 — 103.
  124. Ю.А., Шкатулла А. И. Правовое обеспечение развития системы воспитания учащейся молодежи. М., 1997.
  125. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
  126. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.1990.
  127. C.B. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: Автореф. дис. докт.пед. наук. Ростов — на -Дону, 1997.
  128. A.A. Раздумья о будущем: Мысли педагога о воспитании молодежи. М.: Мол. гвардия, 1986. — 207 с.
  129. O.E. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 1992.
  130. М.Л., Нечаев H.H. Измерения в учебно воспитательной деятельности./ Сов. Педагогика. 1990. № 8.
  131. А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 9−44.
  132. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1972. -575с.
  133. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  134. В.Т., Евдокимов А. Н. Научно методическое обеспечение воспитательной работы со студентами вузов. — СПб, СПб госуниверситет, 1996.
  135. .Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. -167с.
  136. .Т. Философия воспитания. М., 1995.
  137. Личность внутренний мир и самореализация. /Идеи, концепции, взгляды.(авт. — сост. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С.) — СПб, «Тускарора», 1996.
  138. А.И., Сняцкий A.A. Социально клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. — Екатеринбург, 1996.
  139. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988. 444 с.
  140. A.K. Психология профессионализма. М., Международный фонд «Знание». 1996.
  141. И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1980. -183 с.
  142. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 287 с.
  143. Ф.С. Подросток и свободное время. JL: Лениздат, 1982. -152с.
  144. Н.В. Приближение к профессиограмме специалиста.-ЭКО, 1980,№ 7.
  145. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991 152с.
  146. Е. Личностные факторы и карьера./ЯТрикладная психология и психоанализ., 1998,№ 2,с.23−33.
  147. А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М.: Знание, 1983. 96 с.
  148. A.B. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. -Пенза, Педагогика, 1994.
  149. A.B. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-80 с.
  150. И.Э., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства -новая область отечественной науки. «Вестник МГУ. Серия 14. Психология». 1995,№ 1.
  151. А .Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования. Ж. «Педагогика», 1994, № 3.
  152. Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1972.215 с.
  153. Национальная доктрина образования в российской Федерации./ Народное образование. 2000. — № 2. С. 14−18.
  154. В.Я. Социология образования. М., ЦСО РАО, 1998.
  155. H.H. Психолого педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. — М., 1985.
  156. Н.Д. Россия: социализация и воспитание./ На рубеже тысячелетий. М., Гелиос АРВ, 2000.
  157. Новые ценности образования: тезаурус. М., ИПИ РАО, 1995.
  158. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон/ Документы в образовании. 2000. — № 8., с. 4 — 75.
  159. H.H. Возрастная психология: юность и зрелость. Санкт-Петербург, 2000 136с.
  160. Образование в поисках жизненных смыслов. Под. ред. Е. В. Бондаревской. Ростов — на — Дону, 1996.
  161. Образование в поиске человеческих смыслов. Под. ред. Е. В. Бондаревской. Ростов — на — Дону, 1995.
  162. А.Б. Склонность и профессия. М., 1981.
  163. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений./Молодежь: будущее России. М., Институт молодежи, 1995.
  164. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов Методическое пособие (под. ред. В.Т. Лисовского). СПб, С-Пб университет, 1999.
  165. М.Н. Человек и культура в научно технической революции. / Вопр. Философии. 1990. № 5.
  166. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии./ Вопр. психологии., 1984, № 4.
  167. В.Я. деловые игры: разработка, организация, проведение. -М., 1991.
  168. Платонова Т. Стратегия профессионального консультирования./ЛЛкола, 1995,№ 3,с. 64−68.
  169. Н.Ю. педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992.
  170. Прикладная психология в высшей школе./Под ред.Н. М. Пейсахова, Казань, КазГУ, 1979
  171. Прихожан А. М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980
  172. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 годы. — М, МО РФ, 1999.
  173. Н.С. Психологический смысл труда.М., 1997 352 с.
  174. Психологическая поддержка в вузе./ Круглый стол. «Психологический журнал», 1994, № 5.
  175. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы./Отв. ред. Б. Б. Коссов.М., 1993
  176. Психологические основы профессионально-технического обучения. М., 1988 144с.
  177. Психологические проблемы социальной регуляции поведения./ Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М., 1976
  178. Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр./ Редкол.: A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев (отв. ред.) и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-152 с.
  179. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  180. Развитие личности и формирование индивидуальности: Сборник материалов. Ярославль, 1996. — 317 с.
  181. Р. Социальная работа: наука -профессия. К развитию концепции/ Пер. с англ. М., 1991. — 40 с.
  182. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., Мир 1991−320с.
  183. З.А. Психологические основы профессионального обучения.М., 1985 206с.
  184. М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. — 119с.
  185. М.И. Социальное закаливание как компонент воспитания личности // Развитие личности и формирование индивидуальности: Сборник материалов. Ярославль, 1996. — С. 47−49.
  186. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся //Ярославский педагогический вестник. 1994. — № 1. — С. 16−19.
  187. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.
  188. М.И., Волохов A.B. Детские организации: возможности выбора.-М., 1996.- 111с.
  189. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., «Большая российская энциклопедия», 1993.
  190. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х том. Т. 1 / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. — М., 1997. — 364 е.- - Т. 2. — 405 с.
  191. Российский вуз: в центре внимания личность. Проблемы воспитания, (тезисы докладов Всероссийской межвузовской научно — практической конференции) — Ростов — на — Дону, 1999.
  192. Л.Я. Новые социокультурные условия воспитательной работы /Проблемы воспитательной работы со студенческой молодежью:
  193. Материалы второй научно практической конференции. — Екатеринбург, УГПУ, 1997
  194. С. В. Основы общей психологии: В 2-х т. М.:
  195. Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981. -184с.
  196. Л.И. Основы самовоспитания. М., 1970.
  197. В.А., Гришина Е. А., Серикова H.A. Российская молодежь: десять главных проблем. М., 1999.
  198. В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании, М., 1991, 159с.
  199. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» / Вопросы философии. 1990, № 5.
  200. В.П. Воспитание на основе потребностей человека, ж. «Педагогика», 1993, № 2.
  201. Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна, 2000 -192с.
  202. М.Ф. Психическая устойчивость человека.//Прикладная психология и психоанализ.М., 1997,№ 2с.36−42
  203. В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986.112 с.
  204. В.В. Личностный подход в образовании /Концепции и технологии. Волгоград, 1994.
  205. В.В. Образование и личность/ теория и практика проектирования образовательных систем, — М., Логос, 1999.
  206. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (Состав. Шайденко H.A., З. Н. Калинина и др).- Тула, ТГГГУ, 2000.
  207. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М., Школа — пресс, 1997.
  208. В.И. Новое образование как путь к новому обществу./ Новые ценности образования. Вып.5. М., 1996, с. 24- 28.
  209. В.М. Социология нравственного развития личности. М.:
  210. Социальная педагогика, социальная работа: Социально-юридический словарь / Под ред. Г. В. Мухамедзяновой. М., 1995. — 96 с.
  211. Социальная адаптация учащихся /Под ред. М. И. Рожкова. -Ярославль: ЯГПУ, 1995. 132 с.
  212. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач:Учеб. пособие. Кострома: КГПУ им Н. А. Некрасова, 1994. — 107 с.
  213. З.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.
  214. А.И. Стратегия развития воспитания и психологической поддержки личности в образовании. СПб, 1997.
  215. В.Н. Мифология воспитания. Свердловск, 1991.
  216. В.А. Методика воспитания коллектива: Избр. произв. в 5 т. Киев, 1979.
  217. В. Я. Семья и формирование личности. М., 1987. -219с.
  218. Е.В. Если знать как действовать. М., 1993.
  219. В., Траунберг С. Воспитание личности будущего специалиста./ Высшее образование в России. 1995 -№ 4.
  220. К.Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Собр. соч.: в 11 т. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Т. 3. — С. 54−55.
  221. К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология- Избр. пед. соч. в 2 т./Под.ред. А. И. Пискунова и др. М., Прогресс, 1974, т.1. с. 229 — 547.
  222. Д.И. Психология взросления: структурно -содержательные характеристики процесса развития личности. М, 1999.
  223. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989 -208 с.
  224. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-224 с.
  225. Философско психологические проблемы развития образования, /под ред. В.В. Давыдова/. — М., 1981.
  226. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — 184 с.
  227. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  228. Л.М., Кулагина И. Ю., Психологический справочник учителя.-М., Просвещение, 1991. 288с.
  229. Э. Человек для себя. Минск, Коллегиум, 1992.
  230. Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности. -Л., 1986.
  231. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. -М.:Просвещение, 1983. 160 с.
  232. А.Г. Становление личности. М.: Знание, 1972. — 48 с.
  233. . Психоанализ профессиональной деятельности.//Прикладная психология и психоанализ. 1997,№ 3, с. 1121.
  234. A.B. Развитие одаренности школьников. М., 2000 320с.
  235. Д.В. и др. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. М., МГТА, 2000 100с.
  236. A.B. Автономия индивидуальности в культуре: Автореф. канд.филос.наук. СПб, 1993.
  237. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников.М., 1983 112с.
  238. Р.Г. Моделирование педагогической ситуации в ролевых играх. М., 1991.
  239. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  240. В.Д. Духовные способности. М., «Логос», 1996.
  241. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982 185с.
  242. Р.Х. Социально психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М., 1990.
  243. С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. /Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. -304 с.--Т. 2.-416 с.
  244. E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов — на — Дону, 1995.
  245. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М., 1994.
  246. Г. П. Система педагогических исследований./ Педагогика и логика. М., 1993.
  247. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  248. П.М. Эмоциональная жизнь школьников. М., 1966. -С. 129.
  249. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997 -224с.
  250. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., 1986 384 с.
  251. М.М. Проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников. Автореф. канд. дисс.-М., 1969.-31 с
Заполнить форму текущей работой