Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пакт Рериха в истории сохранения культурного наследия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. К. Рерих понимал, что отразить все полутона сложных вопросов сохранения и трансляции культурных ценностей невозможно в одном Пакте. История подписания Пакта, противоположная судьба в странах Европы и США демонстрируют отсутствие понимания перспективности идей Пакта. Н. К. Рерих осознавал, что современники не способны понять и оценить глубину заложенных в Пакте идей, смыслов и предостережений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Истоки и смысловые аспекты Пакта Рериха
    • 1. 1. Понятие «культурное наследие» в историко-культурологическом измерении
    • 1. 2. Концепция сохранения культурного наследия в творчестве Н.К. Рериха
    • 1. 3. Пакт Рериха как гуманистический манифест сохранения культурного наследия
  • Глава 2. Пакт Рериха в контексте международных культурных отношений
    • 2. 1. Становление международной системы охраны культурного наследия
    • 2. 2. Дискуссия о Пакте Рериха в 1930-е гг.: культурно-политический аспект
    • 2. 3. Пакт Рериха и общественное движение в защиту культурного наследия

Пакт Рериха в истории сохранения культурного наследия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Понятие «культурное наследие» разрабатывается в различных сферах социогуманитарного знания, создается теоретическая база для формирования и развития государственной политики, направленной на интерпретацию культурного наследия, его охрану, трансляцию как компонента исторической памяти, образа национального характера, способа приобщения к мировой культуре. Несмотря на огромный опыт сохранения культурных ценностей, накопленный как отдельными странами, так и международным сообществом в целом, в настоящее время процесс утрат и повреждения объектов культурного наследия не прекращается, наблюдается тенденция к его интенсификации.

Приобретает особый интерес обращение к истории становления международной практики сохранения и использования памятников истории и культуры, анализ конкретных инициатив, выявление тенденций общественного отношения к культурному наследию. Конкретные выводы подобного исследования способны дополнить механизм существующей системы сохранения культурного наследия, пересмотреть ее отдельные аспекты в целях повышения ее эффективности.

Необходимым представляется выявить вклад российских деятелей культуры в становление и развитие международного поля сохранения культурного наследия. Имя Н. К. Рериха (1874−1947) в этом отношении сложно переоценить. Ему принадлежит инициатива разработки Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанного странами Панамериканского союза в 1935 г., включая США, и ставшего известным по имени его инициатора как Пакт Рериха. Пакту Рериха выпала судьба открыть историю международного регулирования в сфере охраны культурного наследия. Необходимость исследования заявленной проблематики связана с недостаточной разработкой темы вклада Н. К. Рериха в различные сферы сохранения культуры, включая ее культурологический, общественный, правовой аспекты.

Степень научной разработанности темы. Обозначенная проблема в научной литературе освещена в исследованиях по философии, культурологии, истории, искусствоведению, археологии, эстетике. Научную литературу в рамках исследования можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют исследования, раскрывающие онтологический, аксиологический, семиотический, феноменологический аспекты культурного наследия, понятие культурной ценности. К ним относятся работы М. С. Кагана, Г. П. Выжлецова, В. П. Большакова, И. И. Докучаева, Б. Г. Соколова, С. Н. Иконниковой, Н. В. Голик, Д. Н. Гончарко, Е. Э. Дробышевой, С. Т. Махлиной, В. А. Щученко, С. Г. Колесниченко, В. И. Олешкевича, Н. В. Николаевой. Культурный ландшафт как самостоятельный памятник рассматривается в исследованиях Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой, С. Б. Горбатенко, Ф. Ю. Громова. Современная концепция сохранения культурного наследия отражена в работах Э. А. Шулеповой, М. Е. Каулен, E.H. Мастеницы, E.H. Селезневой, И. В. Чувиловой. Вопрос девальвации культурных ценностей в постмодернизме получил отражение в работах Б. Г. Соколова, H.H. Суворова, Т. П. Калугиной. Исторической и культурной памяти посвящены исследования А. Г. Васильева, H.A. Кочеляевой, И. К. Москвиной. Смысл понятия «подлинность» раскрыт в работах Н. О. Душкиной, Ю. Йокилето, Г. Клиэ. Для выявления эволюции изменения взглядов на культурную ценность использовались труды А. Мальро, Ж. Бодрийяра, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева. К историографическим работам сохранения культурного наследия относятся исследования A.M. Кулемзина, В. П. Грицкевича, A.A. Формозова, М. А Поляковой, А. Н. Медведя, М. Е. Медведевой. Развитию реставрационного дела посвящены труды С. С. Подъяпольского, К. В. Рыцарева, A.C. Щенкова, М. И. Мильчика, В. М. Рославского. История охраны природного наследия прослеживается в публикациях Л. Буатё (L. Boiteux), подробно рассмотрена в исследовании В. Е. Борейко.

Вторую большую группу составляют исследования в области рериховедения. Тема вклада Н. К. Рериха в сохранение культурного наследия начала освещаться еще при жизни художника. Петербургский период его деятельности получил рассмотрение в монографиях и статьях современников.

А.Ф. Мантеля, А. Гидони, С. Р. Эрнста, A.A. Ростиславова. Деятельность, связанная с разработкой Пакта, нашла отражение в 1930;е гг. в работах Р. Я. Рудзитиса, В. А. Шибаева, М. Шмидта, В. Н. Иванова, Э. Ф. Голлербаха, А. Лемари (А. Lesmaries), Ф. Грант (F. Grant), А. Махона (A. Mahon), M. де Во Фалипо (M. de Vaux Phalipau). В СССР творческое наследие Н. К. Рериха стало разрабатываться во второй половине 1950;х гг. Тема вклада Н. К. Рериха в сохранение культуры отражена в монографиях П. Ф. Беликова, В. П. Князевой, работах H.A. Тихонова, А. Д. Алехина, Е. И. Поляковой. Следующий этап изучения рериховского наследия относится к 1970;м гг. и связан с проведением «Рериховских чтений» в Новосибирске. В этот период были исследованы различные аспекты деятельности Н. К. Рериха. Его вклад в археологию, в изучение древних культур в ходе азиатских экспедиций нашел отражение в работах А. П. Окладникова, В. Е. Ларичева, Е. П. Маточкина, B.C. Ревякина, A.B. Куминовой, М. А. Мокульского, A.A. Шпунта. Эта тема был продолжена в исследованиях О. В. Лазаревич, В. И. Молодина, П. П. Лабецкого, Е. А Рябинина, В. Л. Мельникова, которые позволили всесторонне оценить методологическую базу исследований Н. К. Рериха, его научные подходы к изучению культурного наследия.

К 1990;м гг. относится взлет изучения рериховского наследия, связанный с расширением рериховского движения как в России, так и с возрождением рериховских обществ за рубежом. В этот период проводится множество мероприятий научного и просветительского характера различными центрами по изучению и актуализации рериховского наследия, среди которых: Международный центр Рерихов (Москва), Научный отдел наследия Рерихов в Государственном Музее Востока (Москва), Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов, Сибирское рериховское общество (Новосибирск), Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре, Одесский Дом-музей им. Н. К. Рериха. Теме Пакта Рериха были посвящены международные конференции «60 лет Пакту Рериха», «70 лет Пакту Рериха», «75 лет Пакту Рериха», организованные Международным Центром Рерихов в Москве в 1995, 2005 и 2010 гг. Усилиями Санкт-Петербургского Музея-института семьи Рерихов были организованы конференции, посвященные 70летию и 75-летию Пакта. Их ценность состоит в выявлении и введении в научный оборот новых архивных материалов, проливающих свет на процесс подписания Пакта, формирование общественного движения в его поддержку. Эти вопросы получили отражение в работах Т. О. Книжник, A.A. Бондаренко, B. J1. Мельникова, Ю. Ю. Будниковой, К. А. Молчановой, O.A. Лавреновой.

В трудах JI.B. Шапошниковой, В. Г. Соколова, С. Н. Иконниковой,.

A.A. Бондаренко, Е. А. Трофимовой, O.A. Черкасовой, В. А. Козара выявляются культурологические взгляды Н. К. Рериха, рассмотрены их гуманистический, этический, аксиологический аспекты. Вклад Н. К. Рериха в архитектуру освещается в работах С. С. Левошко, в этнографию — в исследованиях A.M. Решетова. Различные аспекты Пакта Рериха получили рассмотрение в работах П. Ф. Беликова, В. Л. Мельникова, Д. Н. Попова, Д. Энтина, В. А. Росова, А. П. Соболева, П. Д. Баренбойма, Е. Г. Петренко, Э. А. Томши, Т. В. Аверьяновой, К. Н. Смирнова. Символика Знамени мира рассматривается в работах A.A. Бондаренко, А. Л. Барковой, М. Н. Чирятьева,.

B.А.Волкова, Е. С. Лазарева. Отдельные аспекты культурологической концепции Н. К. Рериха, его деятельности в сфере сохранения культурного наследия получили рассмотрение в диссертациях В. М. Сидорова,.

C.Ф. Аблеева, А. О. Букина, В. В. Волкова, И. А. Жерносенко, О. В. Лазаревич, Е. Г. Сойни, В. Г. Соколова, Е. А. Трофимовой, H.A. Фроловой. Методы и формы деятельности Н. К. Рериха по сохранению культурного наследия раскрыты в диссертации И. Ю. Дьяченко.

Правовому анализу Пакту Рериха посвящены исследования М. М. Богуславского, Э. Александрова, Л. Н. Галенской, М. Куцаровой, М. А. Александровой. Вопросы защиты памятников во время войны нашли отражение в трудах А. Ноблекура (A. Noblecourt), Ж. Томана (J. Toman), С. Нахлика (S. Nahlik), П. Бойлана (P. Boylan), Я. Хладика (J. Hladik), Р. О’Кифа (R. O’Keefe), Дж. Нафцигера (J. Nafziger), Е. Ставрики (Е. Stavriki), В. Малея (W. Maley), Д. Феррарини (D. Ferrarini). В них в разной степени подробности упоминается Пакт Рериха и дается его оценка.

Исследователи уделяли большое внимание деятельности Н. К. Рериха в качестве археолога, этнографа, художника, общественного деятеля. Однако выявление комплексной концепции сохранения культурного наследия в творчестве Н. К. Рериха и анализ ее соотношения с положениями Пакта Рериха не становилось темой отдельного исследования.

Третью группу составляют исследования и публикации, которые позволяют выявить основные тенденции развития международного поля сохранения культурного наследия, проанализировать конкретные инициативы периода конца XIX в. — первой трети XX в. Особенности формирования зарубежных национальных правовых норм отражены в публикациях Ш. де Вишера (Ch. de Visscher), Е. Фундукидиса (Е. Foundoukidis), Ж. Дестре (J. Destree), Д. С. Ричардсона (J.S. Richardson). Проблеме борьбы с хищением и незаконным вывозом культурных ценностей посвящено исследование Р. Гоя (R. Goy), в котором прослеживается история вопроса с начала XX в. История создания и деятельность Международного института интеллектуального сотрудничества, Международного комитета музеев отражены в монографии Ж.-Ж. Ренолье (J.-J. Renoliet). А. Свенсон (A. Swenson) выявляет предпосылки формирования международного поля охраны культурного наследия.

Вопросы культурной политики рассмотрены в исследованиях С. Б. Синецкого, проблематика культурной дипломатии освещена в трудах JI.E. Вострякова, Г. Ю. Филимонова. Последний анализирует роль фактора культуры как «мягкой силы» во внешней политике США. Основными источниками исследования являются:

— опубликованные труды, в т. ч. очерки, эссе, археологические отчеты и эпистолярное наследие Н. К. Рериха, а также членов его семьи (Е.И. Рерих, Ю. Н. Рерих, С.Н. Рерих) и ближайшего окружения;

— периодические российские издания конца XIX в. — 1910;х гг., содержащие отклики на деятельность Н. К. Рериха в сфере сохранения культурыевропейские издания 1930;х гг., содержащие освещение и оценку Пакта Рериха (Esope (Париж), Comcedia (Париж), Le Soir (Брюссель));

— периодическое издание «Mouseion», издававшееся в 1927;1946 гг. Международным комитетом музеев на английском и французском языках;

— нормативная база: 1) законы, регламентирующие охрану культурного и природного наследия в России, США, Франции, Бельгии, Великобритании конца XIX в. — первой трети XX в.- 2) конвенции и рекомендации ЮНЕСКО;

— документы 1) Архива ЮНЕСКО (Париж): переписка сторонников Пакта Рериха со структурными подразделениями Лиги Наций (вторая половина 1930;х гг.) — 2) «Бахметьевского архива» (Колумбийский университет США): пояснительная записка Г. Г. Шклявера о проекте Пакта Рериха (1929) — программа Первой международной конференции за Пакт Рериха в Брюгге (1931).

Несмотря на огромное количество исследований по заявленной проблематике, в культурологической, исторической и правовой литературе отсутствует целостное рассмотрение Пакта Рериха в контексте международной системы сохранения памятников 1930;х гг., не выявлено соотношение международных инициатив этого периода и положений Пакта Рериха.

Объектом исследования является исторический процесс преемственности культурного наследия.

Предметом исследования является формирование культурологической концепции Пакта Рериха как идейной основы сохранения культурного наследия.

Цель исследования: выявить гуманистические идеи Пакта Рериха в истории сохранения культурного наследия.

Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

— определить историко-культурологическое измерение понятия «культурное наследие»;

— определить исторические истоки и идейные основы Пакта Рериха;

— выявить смысловые аспекты Пакта Рериха;

— проанализировать основные вехи дискуссии о Пакте Рериха в 1930;е гг.;

— выявить основные направления формирования международной системы охраны культурного наследия в период конца XIX в. — первой трети XX в.;

— проанализировать развитие общественного движения за распространение идей Пакт Рериха.

Методологическая основа исследования базируется на применении комплексного культурологического подхода, основанного на междисциплинарных связях гуманитарного знания — культурологии, истории, философии. Методологической основой исследования послужили труды культурологов и философов Д. С. Лихачева, М. С. Кагана,.

С.Н. Иконниковой, В. П. Большакова, Б. Г. Соколова, А. Я. Флиера, Ю. Н. Солонина, А. Г. Васильева, В. А. Щученко.

Для решения поставленных задач используется принцип историзма, который позволяет провести анализ роли Пакта Рериха в историко-культурном контексте, рассмотреть деятельность Н. К. Рериха в контексте общих тенденций охраны культурного наследия периода конца XIX в. -первой трети XX в.- соотнести ее с вкладом в эту область других деятелей культуры. Междисциплинарный подход позволяет определить значение идей Пакта Рериха в развитии исторического процесса сохранения культурных ценностей. Реконструктивный метод позволил выявить основные положения концепции сохранения культурного наследия в творчестве Н. К. Рериха. Системный и генетический методы дают возможность охарактеризовать становление международного поля охраны культурного наследия в 1930;е гг. Анализу его предпосылок способствовал социокультурный историко-генетический метод. Соотнести основные тенденции и инициативы охраны памятников этого периода и положения Пакта Рериха позволяет компаративистский метод. Для интерпретации заложенных в Пакте идей был применен метод герменевтики. Структурно-функциональный метод обеспечивает выявление исторических этапов общественного движения за распространение идей Пакта Рериха, прояснение роли Пакта в развитии последующих инициатив сохранения культурного наследия. В работе также используются методы анализа и синтеза, изучения и систематизации теоретического материала по заявленной проблематике.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определено историко-культурологическое измерение понятия «культурное наследие» на основе единства онтологического, аксиологического, семиотического, феноменологического подходов;

— показано, что идейным основанием Пакта Рериха явилась комплексная концепция сохранения культурного наследия, разработанная Н. К. Рерихом;

— раскрыто ценностное значение Пакта Рериха как гуманистического манифеста сохранения культурного наследия в общественной системе ценностей, международной охране культурного наследия, культурной политике;

— выявлена роль Международного комитета музеев в становлении международной системы сохранения культурного наследия;

— выявлены причины отклонения Пакта Рериха Лигой Наций в 1930;е гг. на основе анализа дискуссии в Международном комитете музеев;

— обоснованы исторические этапы развития общественного движения за распространение идей Пакта Рериха в XXXXI вв.;

— введены в научный оборот документы: 1) Архива ЮНЕСКО (Париж), фонд Международного комитета музеев (Archives de l’UNESCO. Paris. Archives de l’Institut international de cooperation intellectuelle. Fonds Office international des musees. Dossier VI 26. 2. (1937;1938)) — 2) «Бахметьевского архива» (Нью-Йорк), фонд М. А. Таубе (Columbia University Libraries. New York. Manuscript Collection. Bakhmeteff archive. Mikhail A. Taube Collection. Dossier Roerich (58) to Russian nobility. 3748−14), которые позволили проанализировать процесс дискуссии о Пакте Рериха Лигой Наций в 1930;е гг., дополнить историю формирования общественного движения за распространение идей Пакта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Историко-культурологическое измерение, основанное на единстве онтологического, аксиологического, семиотического, феноменологического подходов, выявляет многообразие, ценностное содержание, историческую изменчивость культурного наследия, динамику его трансляции, актуализацию исторической памяти.

2. Концепция сохранения культурного наследия в творчестве Н. К. Рериха базируется на гуманистической философии культуры, результатах археологических исследований, практических инициативах, общественной деятельности. Концепция включает многообразие форм культурного наследия: памятники археологии, архитектуры, нематериального культурного наследия, исторический пейзажкомплекс мер по сохранению: выявление, учет, изучение, консервацию и реставрацию памятников, государственную систему охраны, общественный контроль, воспитание в традициях уважения к культурному наследиюположение о необходимости охраны в мирное и военное время.

3. Потенциал идей Пакта Рериха раскрывается в форме гуманистического манифеста сохранения культурного наследияслужит ориентиром для формирования общественной системы ценностейобладает побудительной силой для развития положительных тенденций в сфере сохранения культурного наследия и культурной политики.

4. Международная дискуссия в 1930;е гг. раскрыла правовой и ценностный аспекты содержания идей Пакта Рериха. Лига Наций отклонила Пакт, сделав акцент на правовом несовершенстве: широком толковании объекта охраны, отсутствии мер организации защиты памятников, санкций за нарушение положений Договора. Ценностный потенциал Пакта в формировании гуманистической платформы культурной политики был воспринят президентом США Ф. Д. Рузвельтом и послужил основанием для подписания странами Панамериканского союза (1935).

5. Контуры международной системы сохранения культурного наследия, были сформированы в деятельности Международного комитета музеев в 1930;е гг.- получили рассмотрение вопросы реставрации и консервации памятников, регламентации археологических раскопок, незаконного вывоза культурных ценностей, защиты памятников и произведений искусства в период военных действий.

6. Идеи Пакта Рериха послужили импульсом для формирования и развития международного общественного движения за сохранение культурного наследия в XX — начале XXI вв.- «Декларация прав культуры» и концепция экологии культуры академика Д. С. Лихачева развивают идею сохранения целостности культурыкомплексный подход к сохранению культурного наследия воплощается в современном градозащитном движении в России.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что деятельность Н. К. Рериха в сфере выявления, сохранения и актуализации культурного наследия исследована в широком историко-культурном контексте. Представленные выводы позволяют наметить новые перспективы в понимании сущности идей Пакта Рериха, соотнести его положения с международными инициативами по защите культурных ценностей, дополнив историю охраны памятников в международном контексте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в различных формах учебной, методической и научно-исследовательской работы в культурологических, исторических, музееведческих дисциплинахдополнить спецкурсы и лекционные циклы по истории охраны культурного наследия.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представлены в виде докладов на научных конференциях и выступлений в рамках круглых столов, среди которых: ежегодная международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие» (Санкт-Петербургский Государственный Музей-институт семьи Рерихов, 2007, 2009, 2010) — 4-я международная научная конференция «Восток-Запад: Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2009) — международная конференция «Американские деятели искусства из Российской Империи. Первая половина XX века» (Санкт-Петербург, Русский музей, 2009) — научная конференция «Россия-Франция. Взаимодействие культур в XVIII — XXI вв.» (Санкт-Петербург, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, 2010) — 2-я и 3-я международные научные конференции «» Живая Этика" и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни" (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2012, 2013) — круглый стол «Пакт Рериха в ретроспективе вопроса защиты «сокровищ культуры» «(Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет, 2010) — круглый стол «Образовательные программы в культуре и паломническом туризме» (Институт туризма и международного экономического образования Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, 2013).

Диссертация обсуждалась на методологическом семинаре и заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и рекомендована к защите.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение и библиографический список.

Заключение

.

На протяжении всей жизни Николай Константинович Рерих демонстрировал деятельное отношение к культурному наследию, являясь примером для подражания во многих начинаниях в защиту памятников. Н. К. Рерих в своей философской, научной, художественной деятельности заложил идейные основы комплексного сохранения культурного наследия. Его философия культуры базировалась на идее гуманизма, раскрывающейся в одухотворении человека, облагораживании им окружающей среды. Понимание Н. К. Рерихом культурного наследия как духовной ценности идет в русле традиции русской философии серебряного века. Философия культуры, отраженная в системе «Живой Этики» и публицистическом наследии Н. К. Рериха, стала фундаментом его системы взглядов, отразившей разнообразный спектр вопросов культурного наследия.

Культурные ценности, составляя ценностное поле, неосязаемую душу культуры, подвергаются постепенному забвению. Осязаемой природе ценностей грозит не только забвение, но и пренебрежение, неграмотный уход, «тихие погромы», разрушение в результате военных столкновений.

Попытка решения Н. К. Рерихом этих проблем привела к формированию цельной концепции сохранения культурного наследия, преломленной в Пакте Рериха.

Н.К. Рерих понимал, что отразить все полутона сложных вопросов сохранения и трансляции культурных ценностей невозможно в одном Пакте. История подписания Пакта, противоположная судьба в странах Европы и США демонстрируют отсутствие понимания перспективности идей Пакта. Н. К. Рерих осознавал, что современники не способны понять и оценить глубину заложенных в Пакте идей, смыслов и предостережений, но он полагал, что это дело будущего. Поэтому для раскрытия содержательного потенциала Пакта необходимо прочитывать его как послание будущим поколениям в форме гуманистического манифеста сохранения культурного наследия. При таком подходе прочтение Пакта превращается в его постижение. Благодаря широте идей Пакта постижение его содержания всегда будет стремиться к усложнению, каждому поколению будет открываться нечто новое, актуальное именно его эпохе. Это обуславливается не только внешними предпосылками — культурным потенциалом человека, но и заложенной эволюцией идей Пакта, объектов и способов охраны, что обеспечивает возможность его интерпретации в пользу культурного наследия в любых историко-культурных контекстах. Поэтому Пакт Рериха может быть действенным и эффективным механизмом сохранения культурного наследия исключительно в руках образованных людей, культурной элиты, тех, кто воспринимает культурное наследие не одномерно, а во всем многообразии его форм и в тоже время органической целостности.

Попытки корректировки Пакта, внесения в него дополнений, как будто отвечающих необходимости сохранения культурного наследия, обречены на неудачу. Подобный подход имеет в своей основе не постижение содержательного потенциала Пакта, а заведомо ошибочный путь по его актуализации за счет включения в изменчивые рамки правовой государственной системы и соответствия подвижному мировоззрению.

Высказывание о необходимости сохранения культурного наследия в форме Пакта Рериха оказалось настолько сильным, что оно остается актуальным спустя более 75 лет после подписания, когда в международном праве сложилась система норм, направленных на сохранение памятников истории и культуры. Причина актуальности его идей заключается в том, что Пакт превратился в культурную норму, стал нормативным явлением социокультурной практики. Пакт заложил аксиологическое основание правовой системы охраны памятников. В то же время архетипический образ его идей позволяет выявить его опосредованное влияние на генезис международной системы сохранения культурного наследия и последующие инициативы в деятельности ЮНЕСКО.

В истории общественного движения за сохранение культурного наследия Пакт сыграл решающую роль, став идейной платформой для последующих общественных инициатив, для развития культурной политики и экологии культуры. Пакт Рериха стал одним из образов культурной идентичности в картине мира разделяющего его идеи сообщества. Его принципы разделяются международным сообществом, которое в своей деятельности ориентировано на сохранение и осуществление преемственности непреходящих ценностей, воспитание молодого поколения в ценностных ориентирах. Это сообщество не ограничено территориальными рамками, Пакт Рериха известен во многих странах мира.

Идеи Пакт Рериха благодаря своей архетипичности актуализируются именно тогда, когда это остро необходимо культурному наследию, когда общество приходит к осознанию необходимости его сохранения после периодов социокультурных трансформаций, надломов истории, сопровождающихся забвением памятников истории и культуры. Вариативная интерпретация Пакта постоянно приводит к актуализации его идей. Пакт, по сути, актуален всегда, также как всегда актуальны вопросы культуры, но иногда ее развитие происходит незаметно в глубине общественного сознания, порой выходит на поверхность из его пористых пластов.

Судьба Пакта Рериха оказалась счастливой — он был подписан и открыл историю правовой регламентации в сфере сохранения культурного наследия. В отличие от него, детально разработанные силами Международного комитета музеем проекты конвенции по защите исторических памятников и произведений искусства во время войны и конвенции по защите национальных художественных и исторических коллекций не были подписаны до начала Второй мировой войны и не смогли сыграть своевременной положительной роли в сохранении культурных сокровищ. На фоне значения Пакта Рериха в мощном всплеске общественного интереса к культурному наследию, многообразная деятельность Международного комитета музеев и его попытка комплексного решения различных вопросов сохранения культурного наследия не могут претендовать на полный успех, несмотря на то, что многие инициативы воплотились в жизнь, и благодаря его усилиям был сформирован плацдарм для дальнейшей деятельности ЮНЕСКО.

Роль Н. К. Рериха проявляется в преемственности градозащитного движения Санкт-Петербурга. Его идеи были созвучны взглядам и практическим действиям в экологии культуры и «Декларации прав культуры» Д. С. Лихачева. Преемственность также обнаруживается в другом аспекте. При подготовке заявки на включение Санкт-Петербурга в Список всемирного наследия в 1989 г. были пересмотрены существовавшие тогда подходы к сохранению исторического центра, в итоге была разработана концепция города как единого и уникального градостроительного и историко-культурного памятника. В объект вошла вся исторически сложившаяся часть агломерации города. Этот системный взгляд на сохранение петербургского текста также обнаруживает преемственность универсальной концепции Н. К. Рериха, его комплексного подхода к сохранению культурных традиций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. История западного искусствознания XX века: учеб. пос. для вузов / В. Г. Арсланов. — Москва: Академический Проект, 2003. — 768 с.
  2. П.Д. Пакт Рериха в XXI веке / П. Баренбойм, А. Захаров. — Москва: Летний сад, 2010. — 160 с.
  3. А.Л. Символика Знамени Мира / А. Л. Баркова // 70 лет Пакту Рериха: материалы межд. научно-общественной конф. 2005. — Москва: Междунар. Центр Рерихов- Мастер-Банк, 2006. — С. 301−315.
  4. П.Ф. Николай Константинович Рерих / П. Ф. Беликов, В. П. Князева — 3-е изд., доп. — Самара: Издательский дом «Агни», 1996.199 с.
  5. В. Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости. Избранные эссе / В. Беньямин- под. ред. Ю. А. Здорового. —Москва: Медиум, 1996. — 239 с.
  6. М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты / М. М. Богуславский. — Москва: Юристъ, 2005. — 427 с.
  7. М.М. Международная охрана культурных ценностей / М. М. Богуславский. —Москва: Междунар. отношения, 1979. — 192 с.
  8. М.М. Пакт Рериха Текст. / М. М. Богуславский // Наука и жизнь. — 1975. —№ 6.— С. 88−91.
  9. Ю.Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. — Москва: Рудомино, 2001.218с.
  10. П.Большаков В. П. Современные смыслы понятия «культура» /
  11. B.П. Большаков // Теория культуры: учеб пос. / Под ред.
  12. C.Н. Иконниковой, В. П. Большакова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — С. 82−89.
  13. В.П. Ценности культуры и время: некоторые проблемы современной теории культуры / В. П. Большаков. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 112 с.
  14. Ю.Ю. Ю.Н. Рерих. К 50-летию возвращения на Родину Электронный ресурс. / Ю.Ю. Будникова. — Режим доступа: http://www.lomonosov.org/aspects/fouraspects201405.html. — Загл. с экрана.
  15. В Императорском СПб. Обществе архитекторов // Зодчий. — 1904. — 21 марта. № 12. — С. 144−146.
  16. Ю.А. Методы сохранения и реконструкции культурного ландшафта / Ю. А. Веденин // Наследие народов российской Федерации. — 2008. — № 4. — С. 16−22.
  17. Война и художники // Петербургская газета. — 1904. — № 43. — 13 февраля. — С. 4.
  18. Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // Культура на границах: материалы семинара. Москва, Ясная Поляна, 1821.03.2004. М.: Институт культурной политики, 2004. — Вып. 2. — С. 1232. — (Культурные стратегии: Экспертный клуб).
  19. Всемирный день культуры Электронный ресурс. / Оргкомитет Международного Движения по утверждению 15 апреля — Всемирным Днем Культуры. — Режим доступа: http://udculture.info/. — Загл. с экрана.
  20. Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. — Санкт-Петербург: СПбГУ, 1996. — 152 с.
  21. Гаагская конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта // Пакт Рериха в XXI веке / П. Баренбойм, А. Захаров. — Москва: Летний сад, 2010. — С. 107−132.
  22. Л.Н. Пакт Рериха: от проекта к реализации / Л. Н. Галенская // Пакт Рериха: 70 лет: материалы межд. научно-практич. конф. 15 апреля 2005 г. в Санкт-Петербургском Доме юриста. — Санкт-Петербург: Рериховский центр СПбГУ, 2005. — С. 20−28.
  23. Э. Социология / Пер. с англ.- науч. ред. В.А. Ядов- общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — Москва: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
  24. Государство как произведение искусства: 150-летие концепции / Ин-т философии РАН- Московско-Петербургский философский клуб- Отв. ред.
  25. A.A. Гусейнов. — Москва: Летний сад, 2011. — 288 с.
  26. Грандиозный аукцион в пользу раненых // Петроградские ведомости. — 1914. — 27 сентября-10 октября. № 218. Суббота. — С. 2.
  27. Д.А. Феномен Лихачева / Д. А. Гранин // Гранин Д. Тайный знак Петербурга. — Санкт-Петербург: Logos, 2000. — С. 339−344.
  28. В.П. История музейного дела до конца XVIII века /
  29. B.П. Грицкевич- Санкт-Петербург, гос. ун-т культуры и искусств. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2004. — 408 с.
  30. Н.О. Всемирное наследие: между «подлинником» и «новоделом» / Н. О. Душкина // Международный программный семинар «Объекты Всемирного Наследия: сохранение и использование в целях устойчивого развития». — Несвиж, 2012. — С. 79−100.
  31. Н.О. Предисловие / Н. О. Душкина // Материальная база сферы культуры: опыт решения управленческих, научных и техническихпроблем. Понятие подлинности в современной теории и практике реставрации.— Москва, 1996. — Вып. 3. — С. 4−8.
  32. И.Ю. Деятельность Н.К.Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы: автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / И. Ю. Дьяченко. —Москва, 2012. — 22 с.
  33. И.Ю. Пакт Рериха и программа сохранения культурного наследия / И. Ю. Дьяченко // Философия и культура. — Москва, 2011. — № 8(44). —С. 126−135.
  34. Европа между миром и войной. — Москва: Наука, 1992. — 224 с.
  35. Зб.Заворотный В. И. Борьба за сохранение культурного наследияуникальный опыт Санкт-Петербурга / В. И. Заворотный // Отчет MAPS Санкт-Петербург: наследие под угрозой. — Без вых. данных 2012. — С. 209−219.
  36. Знаки Агни-Йоги. Беспредельность. Часть I. —Париж, 1933. — 107 с.
  37. Знамя Мира: сб. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва: Междунар. Центр Рерихов, 2005, —644 с.
  38. Знамя Мира. Пакт Рериха. Международный договор по охране культурных ценностей / Сост. Д. Н. Попов. — Москва: Сфера, 1999. — 64 с.
  39. Знамя Мира: Русский комитет Пакта Рериха в Харбине: Отчет / Организационное заседание 5 сентября 1934 г. — Б. вых. данных. — 24 с.
  40. В. Д.С. Лихачев в общественной жизни России конца XX века / В. Зубок. — Санкт-Петербург: Европейский дом, 2011. — 174 с.
  41. С.Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова.2.е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 474 с.
  42. С.Н. Н.К. Рерих о мире через культуру / С.Н. Иконникова // История культурологии. Идеи и судьбы. Санкт-Петербург: Академия культуры, 1996. С. 161−174.
  43. М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. — 205 с.
  44. Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. — Санкт-Петербург: Петрополис, 2001. — 224 с.
  45. Т.О. Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира / Т. О. Книжник // 70 лет Пакту Рериха: материалы межд. научно-общественной конф. 2005. — Москва: Междунар. Центр Рерихов- Мастер-Банк, 2006. —С. 175−192.
  46. В.П. Н.К. Рерих. / В. П. Князева. — Ленинград, Москва: Искусство, 1963, —172 с.
  47. Комитет единения народов под Знаменем мира Электронный ресурс. — Режим доступа: http://paxpercultura.org/star2.html. — Загл. с экрана.
  48. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (№ 18 540.) // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 20 (1900 г.). Часть 1.
  49. Санкт-Петербург, 1902. —С. 419−429.
  50. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия Электронный ресурс. Режим доступа: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf. — Загл. с экрана.
  51. Кризис и война: международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30−40-х годах. / Отв. ред. А. Д. Богатуров. — Москва: Моск. обществ, науч. фонд, 1998. — 352 с.
  52. Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. — Москва: Институт Наследия- СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 620 с.
  53. М. Пакт Рериха основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и ее будущее // 70 лет Пакту Рериха: материалы межд. научно-общественной конф. 2005. — Москва: Междунар. Центр Рерихов- Мастер-Банк, 2006. — С. 241−260.
  54. O.A. Конференции Пакта Рериха в Брюгге и Вашингтоне 1931— 1933 гг. / O.A. Лавренова // 70 лет Пакту Рериха: материалы межд. научно-общественной конф. 2005. — Москва: Междунар. Центр Рерихов- Мастер-Банк, 2006. —С. 193−211.
  55. Лазарев Е.С.'Знак триединства в культуре человечества / Е. С. Лазарев, Д. Н. Попов // Пакт Рериха, Знамя мира. 1935−2010 / Сб., сост. Д. Н. Попов, В. А. Росов. — Москва: ГМВ, 2010. — С. 62−68.
  56. О.В. Археология в жизни и творчестве Н.К. Рериха: автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.06 / О. В. Лазаревич. — Новосибирск, 1999. — 19 с.
  57. О.В. Н.К. Рерих археолог / О. В. Лазаревич, В. И. Молодин, П. П. Лабецкий. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002, — 116 с.
  58. Латвийское общество Рериха Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.latvijasrerihabiedriba.lv. — Загл. с экрана.
  59. Д.С. Декларация прав культуры / Д. С. Лихачев // Лихачев Д. С. Раздумья о России. — Санкт-Петербург: Logos, 1999. — С. 635−640.
  60. Д.С. О петербургской культуре начала XX века /Д.С. Лихачев // Петербург. Художественная жизнь. 1900—1916. Фотолетопись. — Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2001. — С. 5−9.
  61. Д.С. Письма о добром / Д. С. Лихачев. — Санкт-Петербург: Logos, 2007, — 256 с.
  62. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история / Ю. М. Лотман. — Москва: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  63. А. Зеркало лимба: сборник / А. Мальро- сост. Е.П. Кушкин- авт. предисл. Л. Г. Андреев. — Москва: Прогресс, 1989. — 520 с.
  64. М.В. Петр Петрович Покрышкин и проблемы охраны памятников: по материалам архивов ИИМК РАН / М. В. Медведева // Археологические вести. — Санкт-Петербург, 2004. — Вып. 11. — С. 379−386.
  65. А.Н. Музеефикация памятников археологии в России: прошлое и настоящее / А. Н. Медведь. — Москва: Гном и Д, 2004. — 80 с.
  66. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия // Акты Генеральной конференции. 32-я сессия. Том 1. Резолюции. — Париж: ЮНЕСКО, 2004. — С. 60 68.
  67. Международный Комитет Знамени Мира Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.banderadelapaz.org/ru/committee/index.shtml — Загл. с экрана.
  68. B.JI. О культурологических взглядах Н.К. Рериха /
  69. B.J1. Мельников // Петербургский Рериховский сборник: Вып. II-III. — Самара: Издательский дом «Агни», 1999. — С. 745−770
  70. Ю. Руководство к действию / Ю. Минутина // Отчет MAPS Санкт-Петербург: наследие под угрозой. — Без вых. данных 2012. — С. 220−227.
  71. К.А. Из истории Рериховского движения / К. А. Молчанова // Рериховское движение: Актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте: материалы межд. общ.-науч. симпозиума. — Москва, 2002. — С. 112−119.
  72. П.И. Собрание западноевропейской живописи Николая Константиновича Рериха / П. Мягков // Рериховский век. Каталог выставки. Живопись и графика. — Санкт-Петербург: Золотой век, 2009. —1. C. 29−32.
  73. Нарский документ о подлинности // Материальная база сферы культуры: опыт решения управленческих, научных и технических проблем. Понятие подлинности в современной теории и практике реставрации. — Москва, 1996. —Вып. 3—С. 9−14.
  74. А. Декларация Прав произведения искусства Электронный ресурс. / А. Небольсин // Великая художественная воля. Ежегодник Музея
  75. Новой академии изящных искусств. — Санкт-Петербург, 1999. Режим доступа: http://www.newacademy.spb.ru/egegod99/textynebolsin.html. — Загл. с экрана.
  76. Очерки русской культуры XVIII века: Ч. 3: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. — Москва: МГУ, 1998. — 400 с.
  77. Пакт Рериха и Знамя Мира: Сб. ст. / Пер. с англ. К. Гилевич, К. Шундяк- Одес. Дом-музей им. Н. К. Рериха. Одесса: Астропринт, 2005. — 96 с.
  78. М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пос. для вузов / М. А. Полякова. — Москва: Дрофа, 2005. — 271 с.
  79. М.А. Подходы к изучению культурного наследия России в XVIII начале XX в. / М. А. Полякова // Вестник РГГУ. — 2008. — № 10. — С. 257−266.
  80. Д.Н. К вопросу об истоках Пакта Рериха / Д. Н. Попов // Рерихи. Восток Запад / Сост. Д. Н. Попов, В. А. Росов. — Москва.: Государственный музей Востока, 2006. — С. 24−32.
  81. Премия имени Д. С. Лихачева Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.lfond.spb.ru/prizes/likhachev/. — Загл. с экрана.
  82. Реставрация памятников архитектуры: учеб. пос. для вузов / Под общ. ред. С. С. Подъяпольского. 2-е изд. — Москва: Стройиздат, 2000. — 288 с.
  83. Е.И., Рерих Н. К., Ассеев A.M. Оккультизм и Йога: летопись сотрудничества: сб. в 2 т. — Т. 2. — Москва: Сфера, 1996. — 352 с.
  84. H.K. Берегите старину/ H.K. Рерих. — Москва: МЦР, 1993. — 72 с.
  85. Н.К. Держава Света. Священный дозор / Н. К. Рерих. — Рига: Виеда, 1992. — 287 с.
  86. Н.К. Избранное / Н.К. Рерих- сост. В. М. Сидоров. — Москва: Сов. Россия, 1979. — 384 с.
  87. Н.К. Искусство воинам // Биржевые ведомости. — 1914. — 18 ноября — 1 декабря. Утренний выпуск. № 14 502. Вторник. — С. 4.
  88. Н.К. Искусство и археология (окончание) / Н. К. Рерих // Искусство и художественная промышленность. — 1899. — Январь-февраль. — № 4−5. — С. 251−266.
  89. Н.К. Листы дневника / Н. К. Рерих. Т.1. — Москва: Межд. Центр Рерихов, 1995. —672 с.
  90. Н.К. Листы дневника / Н. К. Рерих. Т.2 (1936−1941). — Москва: Межд. Центр Рерихов, 1995. — 512 с.
  91. Н.К. Листы дневника / Н. К. Рерих. Т. 3 (1942 1947). — 2-е изд. / Сост. Н. Г. Михайлова. — Москва: Межд. Центр Рерихов, Мастер Банк, 2002. — 672 с.
  92. Н.К. Об искусстве / Н. К. Рерих. — Москва: МЦР, 1994. — 128 с.
  93. Н.К. Поиски Древней Руси / Н. К. Рерих // Петербургский Рериховский сборник: Вып. II-III. — Самара: Издательский дом «Агни», 1999. —С. 561−562.
  94. Н.К. Твердыня пламенная / Н. К. Рерих. — Москва: Эксмо-Пресс, 2003, —71 с.
  95. С.Н. Пакт Рериха и Знамя мира / С. Рерих // Знамя мира: сб. 2-е изд., доп. и перераб. — Москва: Междунар. Центр Рерихов, 2005. — С. 216 218.
  96. Рерихи. Восток — Запад / Составители: Д. Н. Попов, В. А. Росов.— Москва: Государственный музей Востока, 2006. — 64 с.
  97. А. Развитие движения Знамени Мира и новая культура мира в Мексике // 70 лет Пакту Рериха: материалы между, научно-общ. конф. 2005. — Москва: Междунар. Центр Рерихов- Мастер-Банк, 2006. — С. 367−368.
  98. В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План / В. А. Росов. — Санкт-Петербург: Алетейя- Москва: Ариаварта-Пресс, 2002. — 272 с.
  99. В. А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга II: Новая Страна / В. А. Росов.
  100. Москва: Ариаварта-Пресс, 2004. 304 с.
  101. К.В. Европейская реставрационная мысль в 1940—1980-е годы: пос. для изучения теории архитектурной реставрации / К. В. Рыцарев, A.C. Щенков. — Москва: Рохос, 2003. — 96 с.
  102. Е.А. Н.К. Рерих и Императорская Археологическая комиссия / Е. А. Рябинин // Петербургский Рериховский сборник: Вып. II-III. — Самара: Издательский дом «Агни», 1999. — С. 15−34.
  103. И.В. История частного коллекционирования в России: учеб. пос. / И.В. Саверкина- Санкт-Петербург. Гос. Ун-т культуры и искусств.
  104. Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2006. — 208 с.
  105. E.H. Формирование новых культурных кодов и культурное наследие / E.H. Селезнева // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций. — Москва, 2010. — С. 18−26.
  106. К. Глазами активиста: Москва, Самара, Петербург и Тверская область / К. Сесил // Отчет MAPS Санкт-Петербург: наследие под угрозой.
  107. Без выход, данных 2012. — С. 228−236.
  108. К. Общественное движение в защиту наследия / К. Сесил, Э. Харрис // Отчет MAPS Московское архитектурное наследие: точка невозврата. — Без выход, данных 2009. — Вып.2. — С. 196−204.
  109. Т.К. Движение последователей Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции: автореф. дисс.. канд. философ, наук: 09.00.13 / Т. К. Симанженкова — Омск, 2006. — 18 с.
  110. Символ Знамени Мира: ступени тысячелетий / авт-сост., отв. ред. А. П. Соболев. — Санкт-Петербург: Коста, 2010. — 216 с.
  111. .Г. Онтология музея и культурного наследия Электронный ресурс. / Б. Г. Соколов. — СПб.: СПбГУ, ВВМ, 2010. Режим доступа: http://aesthetics.philosophy.spbu.ru/ru/sokolov/. — Загл. с экрана.
  112. В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры / В. Г. Соколов // Культура и время. — Москва: МЦР. — 2008. — № 1. — С. 5−17.
  113. П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин. — Санкт-Петербург: РХГИ, 2000. — 1056 с.
  114. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII начала XX века: сборник документов / Сост. B.C. Дедюхина. — Москва: Отечество, 1997. — 400 с.
  115. JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / JI.H. Столович. — Москва: Республика, 1994. — 464 с.
  116. H.H. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма / H.H. Суворов. — Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2004. — 372 с.
  117. Устав Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. — СПб., 1912. — 20 с.
  118. Г. «Мягкая сила» культурной дипломатии США: монография / Г. Филимонов. — Москва: РУДН, 2010. — 212 с.
  119. А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пос. / А. Я. Флиер. — Москва: Академический Проект, 2000.— 496 с.
  120. A.A. Русское общество и охрана памятников культуры / A.A. Формозов. — 2-е изд., доп. — Москва: Сов. Россия, 1990. — 112 с.
  121. Художественный аукцион в пользу раненых дал 6000 рублей // Петроградская газета. — 1914. — 2 октября. № 270. Четверг. — С. 13.
  122. М.Н. Эволюционное значение Пакта Рериха и Знамени Мира / М. Н. Чирятьев // 70 лет Пакту Рериха: материалы между, научно-общ. конф. 2005. — Москва: Междунар. Центр Рерихов- Мастер-Банк, 2006. — С. 221−240.
  123. И.В. От «древностей» к «памятникам»: трансформация понятий и пути отечественного коллекционирования / И. В. Чувилова // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций. — Москва, 2010. — С. 357−361.
  124. Шапошникова J1.B. Философия космической реальности Вступ. ст. / Л. В. Шапошникова // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. — Москва: МЦР, Мастер-Банк, 2003. — С. 5−165.
  125. Э.А. Наследие и современность: проблема изучения и сохранения / Э. А. Шулепова // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций. —Москва, 2010. — С. 3−10.
  126. В.П. Архитектоника культурного наследия: между музеем и свалкой / В. П. Щербаков // Культурное наследие в ситуации постмодерн. — Санкт-Петербург: СПбГУ, ВВМ, 2009. — С. 234−239.
  127. В.А. Метаисторическое и конкретно-историческое: историко-культурное измерение / В.А. Щученко- С-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2010. — 184 с.
  128. С. Н.К. Рерих / С. Эрнст // Держава Рериха / Сост. Д.Н. Попов. — Москва: Изобраз. искусство. 1993. — С. 10−38.
  129. Юнг К. Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг- сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. —Москва: Ренессанс, 1991. — 304 с.
  130. Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы / Т. Ю. Юренева. — Зе изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2006. — 560 с. — («Gaudeamus»).
  131. Т.И. Значение программы Людмилы Живковой «Международная детская ассамблея „Знамя Мира“» / Т. Й. Яламов // Рериховское наследие: Труды конференции. — T. I. — СПб., 2002. — С. 136−138.
  132. The Athens Charter for the Restoration of Historic Monuments (1931) // International Charters for Conservation and Restoration / ICOMOS. — Munchen. 2004. Vol. I. — P. 31−33 (Monuments and Sites).
  133. Avant projet de convention internationale pour la protection des monuments et des? uvres d’art au cours des conflits armes // Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1939. — Vol. 47−48. — P. 180−201.
  134. Boiteux L. La sauvegarde des monuments de la nature (naturdenkmaler) en Allemagne / L. Boiteux // La Nature. — Paris. — 1912. — № 2043. — P. 118 122.
  135. Boylan P.-J. Reexamen de la Convention pour la protection des biens culturels en cas de conflit arme (Convention de La Haye de 1954) / P.-J. Boylan. — Londres, 1993. — 179 p.
  136. Chklaver G. L’Association pour le Pacte Roerich repond a l’Office International des Musees / G. Chklaver // Com? dia. — Paris. — 1933. — 15 decembre.
  137. Chklaver G. Le Pacte Roerich. Rapport au Congres de la Federation internationale des Arts, des Lettres et des Sciences / G. Chklaver // Esope. — Paris. — 1938. — mars.
  138. Chklaver G. The Roerich Pact / G. Chklaver // Le Pacte Roerich. Banniere de Paix. —Paris, 1931, —№ 1. —P. 55−58.
  139. Chronologie des lois et reglements: La protection du patrimoine, de la nature et des sites. Ressource electronique. — Mode d’acces: http://sauv-derniere.over-blog.org/pages/Chronologiedesloisetreglements-3 843 846.html. — Ecran titre.
  140. Comite britannique pour la protection et la restitution des oeuvres d’art // Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1946. — Vol. 55−56. — P. 75−76.
  141. Congres international pour la protection des? uvres d’art det des monuments, tenu a Paris du 24 au 29 juin 1889: Proces-verbaux sommaire. — Paris: Imprimerie nationale, 1889. — 32 p.
  142. Destree J. La Guerre et les Monuments de l’Esprit / J. Destree // Le Soir. — Bruxelles. — 1931. — 31 mai.
  143. Edsel R.M. The Monuments Men: Allied Heroes, Nazi Thieves, and the Greatest Treasure Hunt in History. — New York: Center Street, 2009.
  144. Einstein A., Freud S. Pourquoi la guerre?: Extraits / A. Einstein, S. Freud // Cooperation intellectuelle. — Paris, 1933. — № 25−26. — P. 14−19.
  145. Les Etudes de l’Office international des Musees et la Protection des Monuments et? uvres d’Art en temps de guerre // Mouseion: Supplement mensuel. — Paris: Office international des musees, 1938. — Avril. — P. 1−3.
  146. Final act of the International conference on excavations // Mouseion. Supplement mensuel. — Paris: Office international des musees, 1937. — Septembre-Octobre. — 23 p.
  147. Flamma. — 1939. — № 6. — Summer.
  148. Florissone M. La commission francaise de recuperation artistique / M. Florissone /Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1946. — Vol. № 55−56,—P. 67−73.
  149. Goy R. Le regime international de l’importation, de l’exportation et du transfert de propriete des biens culturels / R. Goy // Annuaire francais de droit international. — Paris, 1970. — Vol. 16. — P. 605−624.
  150. Keller, Captain Deane Electronic resource. — Access mode: http://www.monumentsmenfoundation.org/bio.php?id=166. — Title screen.
  151. LambourneN. War damage in Western Europe: the destruction of historic monuments during the Second World War / N. Lambourne. — Edinburgh: University Press, 2001. — 231 p.
  152. Lettre d’E. Foundoukidis a G. Chklaver: Paris. Le 17 juin 1930 // Le Pacte Roerich. Banniere de Paix. — Paris, 1931. — № 1. — P. 15−16.
  153. La Loi pour la protection des sites et monuments naturels: texte, documents et commentaires relatifs a son application / Societe pour la protection des paysages de France. — Paris, 1909. — 22 p.
  154. Lynn N. H. The Rape of Europa: The Fate of Europe’s Treasures in the Third Reich and the Second World War / N. H. Lynn. — New York City: Vintage Books. 1994. — 498 p.
  155. Message of 1929. — New York: Roerich Museum Press, 1930. — 155 p. (New Era Library. Ser. VI: Roerich Museum Series. Book I)
  156. Le Messager Francais du Roerich Museum. — Paris, 1930. — №. 1. — 122 p.
  157. Monuments men Electronic resource. — Access mode: http://www.monumentsmen.com/monumentsmen.php. — Title screen.
  158. Nahlik S.-T. Protection of cultural property / S.-T. Nahlik // International dimensions of humanitarian law. —Paris, 1988. —P. 203−215.
  159. Noblecourt A. Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict / A. Noblecourt. — Paris: UNESCO, 1958. — 406 p.
  160. Normand Ch. Compte rendu du premier congres officiel international organise par la Societe a l’Exposition universelle // Bulletin de la Societe des amis des monuments parisiens. — Paris. 1889. — Vol. 3. — № 10. — P. 83−86
  161. Nouvelle legislation sur les monuments historiques aux Etats-Unis // Mouseion. —Paris: Office international des musees, 1935. —Vol. 31−32. —P. 201−209.
  162. Nyns M. La Legislation des Monuments d’art et d’histoire en Belgique / M. Nyns // Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1931. — Vol. 17−18. —P. 56−63.
  163. Le Pacte Roerich. Banniere de Paix. № 1. — Paris, 1931. — 205 p.
  164. Programme de la Commission internationale des Monuments historiques // Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1934. — Vol. 25−26. — P. 178−185.
  165. Projet de Convention internationale pour la protection des patrimoine historiques et artistiques nationaux: Nouvelle redaction 1936 // Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1936. — Vol. 33−34. — P. 283−289.
  166. La Protection des Monuments et? uvres d’Art en Temps de Guerre // Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1939. — Vol. 47−48.
  167. The Protection of cultural property in armed conflict / R. O’Keefe. -Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 404 p.
  168. La radiodiffusion au service de la paix: une convention diplomatique // Cooperation intellectuelle. — Paris, 1936. — № 70. — P. 22−28.
  169. Le reglement pacifique des problemes internationaux // Cooperation intellectuelle. — Paris, 1936. — Juin-juillet. — № 66−67. — P. 1- 43.
  170. Renoliet J.-J. L’UNESCO oubliee: La Societe des Nations et la cooperation intellectuelle (1919−1946) / J.-J. Renoliet. — Paris: Publications de la Sorbonne, 1999. —352 p.
  171. Report of the American Commission for the Protection and Salvage of Artistic and Historic Monuments in War Areas. — Washington: U.S. Govt, print, off. 1946. — 240 p.
  172. Richardson J.S. La protection des Monuments anciens et des Monuments historiques en Grande-Bretagne / J.S. Richardson // Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1937. —Vol. 37−38. — P. 125−156.
  173. Roerich N. Declaration a la Seance du Comite de l’Association Francaise des Amis du «Roerich Museum» / N. Roerich // Le Messager francais du «Roerich museum:—Paris, 1930.—№ lr—P. 40−51-----
  174. Roerich Banner of Peace: Letters supporting the „Banner of Peace“. New York: Roerich Museum Press, 1931.-51 p.
  175. Shelters from the storm: developments in international humanitarian law / Edited by W. Maley. — Canberra: Australian Defence Studies Centre, 1995. — 360 p.
  176. Shibayev V.A. The Roerich Pact and Banner of Peace: Aims and History / V.A. Shibayev. — Lahore: Lion Press, 1935. — 8 p.
  177. Stavriki E. La Convention pour la protection des biens culturels en cas de conflit arme: une convention du droit international humanitaire / E. Stavriki. — Athenes: Editions Ant. N. Sakkoulas, 1996. — 306 p.
  178. Visscher Ch., de. La Protection des patrimoines artistiques et historiques nationaux. Necessite d’une reglementation internationale / Ch. de Visscher // Mouseion. — Paris: Office international des musees, 1938. — Vol. 43−44. — P. 7−33.
  179. L’utilisation du cinema dans l’interet de la paix // Cooperation intellectuelle. — Paris, 1938. — № 85−86. — P. 36−37.
  180. U.S. Code. Electronic resource. — Access mode: http://usc0de.house.gov/download/titlel6.shtml.—- Title screen.1. Архивные документы:1. Архив ЮНЕСКО (Париж)
  181. Lettre de Camill Tulpinck a M. Avenol. Bruges. Le 25 octobre 1937. // Archives de l’UNESCO. — Paris. — Fonds Archives de l’Institut international de cooperation intellectuelle. — Fonds Office international des musees — Dossier VI 26. 2. (1937−1938).
  182. Lettre de G. Radziwill a Camill Tulpinckl. Geneve. Le 28 octobre 1937. // Archives de l’UNESCO. — Paris. — Fonds Archives de l’Institut international de cooperation intellectuelle. — Fonds Office international des musees — Dossier VI 26. 2. (1937−1938).
  183. Lettre de C. Tulpinck a E. Foundoukidis. Bruges. Le 31 janvier 1938. // Archives de l’UNESCO. — Paris. — Fonds Archives de l’Institut international de cooperation intellectuelle. — Fonds Office international des musees — Dossier VI 26. 2. (1937−1938).
  184. Lettre d’E. Foundoukidis a C. Tulpinck. Paris. Le 11 fevrier 1938. // Archives de l’UNESCO. — Paris. — Fonds Archives de l’Institut international de cooperation intellectuelle. — Fonds Office international des musees — Dossier VI 26. 2.(1937−1938).
  185. Lettre de C. Tulpinck a E. Foundoukidis. Bruges. Le 13 aout 1938. // Archives de l’UNESCO. — Paris. — Fonds Archives de l’Institut international de cooperation intellectuelle. — Fonds Office international des musees — Dossier VI 26. 2. (1937−1938).
  186. Lettre d’E. Foundoukidis. a C. Tulpinck. Paris. Le 12 septembre 1938. // Archives de l’UNESCO. — Paris. — Fonds Archives de l’Institut international de cooperation intellectuelle. — Fonds Office international des musees — Dossier VI 26. 2. (1937−1938).
  187. Бахметьевский архив» Колумбийского университета (Нью-Йорк)
  188. Chklaver G. Note sur le Projet d’une convention pour la protection des institutions et monuments consacres aux arts et aux sciences. 9.7.1930 // Columbia University Libraries. — New York. — Manuscript Collection.
  189. Bakhmeteff archive. — Mikhail A. Taube Collection. — Dossier Roerich (5−8) to Russian nobility. — 3748−14. — Dactylographie. 7 p.
  190. H.K. Рериха (Нью-Йорк)
  191. Draft of the International Pact for the Protection of Artistic and Scientific Institutions, Historic Monuments, Missions and Collections, Originated by Nicholas Roerich // New York Roerich Museum — New York. Typescript. 3 p.
  192. Letter from P.N. Kirpal to Frank A. Svengalis. Paris. — 5 October 1954 // Nicholas Roerich Museum. — New York. Typescript. 1 p.
  193. Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов
  194. Н.К. Рериха Председателю Всесоюзного Верховного Совета Париж. 24 декабря 1937 г. // Архив Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов. Машинопись. 3 л.
  195. М. М. Литвинова М.И. Калинину. Москва. 10 марта 1938 г. № 32 262 // Архив Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов. Машинопись. 1 л.
  196. М. М. Литвинова М.И. Калинину. Москва. 21 марта 1938 г. № 39 995 // Архив Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов. Машинопись. 1 л.
Заполнить форму текущей работой