Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

«Русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе эволюции русской национальной культуры в искусстве формируется понятие «русского стиля» как отражения совокупности осознанных традиций, черт, особенностей свойственных русской культуре не в конкретный исторический период, а со времени формирования единой русской нации и по сей день. Развитие «русского стиля» в искусстве проходило циклично, имманентно отразив все противоречивые теории… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Истоки генезиса «русского стиля» и его особенностей в зодчестве России (XVI -XVII вв.)
    • 1. 1. Истоки возникновения и сложения русской национальной культуры
    • 1. 2. «Русский стиль» как отражения национального мировоззрения в искусстве
    • 1. 3. Формирование русских национальных особенностей в архитектуре
      • 1. 3. 1. Градостроительство
      • 1. 3. 2. Сакральное зодчество
      • 1. 3. 3. Жилая архитектура
      • 1. 3. 4. Оборонительные сооружения
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Эстетико-философское воззрения и историко-архитектурные теории в осмыслении «русского стиля» в России (XVIII — начала XX вв.)
    • 2. 1. Особенности развития русской национальной архитектуры и культуры
      • 2. 1. 1. Развитие национальной архитектуры и культуры в XVIII-нaч.XIX в
      • 2. 1. 2. Русская национальная архитектура и культура в период господства эклектики (кон.Х1Х -нач.ХХ вв.)
    • 2. 2. Осмысление «русского стиля» и его национальных особенностей в архитектуре России XVIII — нач. XX вв
    • 2. 3. Генезис «русского стиля» в архитектуре
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Трансформация понятия «русский стиль» и национальных особенностей в теории и практике архитектуры России (1917- 2000гг.)
    • 3. 1. Отражение национальных особенностей в теории и практике советских архитекторов (1917−1941 гг.)
    • 3. 2. Осмысление русского национального архитектурно-художественного наследия (1941−1970 гг.)
    • 3. 3. Основные особенности и закономерности развития «русского стиля» в советский и постсоветский период (1970−2000гг.)
  • Выводы по главе

«Русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Архитектура и искусство на пороге XXI века находятся на переломном этапе. Широкие возможности применения разнообразнейших конструкций и материалов позволяют осуществить практически самые смелые архитектурные проекты, темпы строительства развиваются с огромной скоростью, радикальные социальные и политические перемены стремительно меняют уклад жизни, отражаясь в искусстве и архитектуре. Между тем происходит необычайно быстрое моральное старение построек последних десятилетий. Эта проблема актуальна не только для России, она приобрела мировой характер, из чего можно заключить, что мы находимся в конце крупной эпохи истории зодчества, когда неизбежно должна возникнуть его принципиально новая концепция. Тенденция интернационализма, сформированная первоначально в архитектуре XX в., направленная на создание чуждой, искусственной для человека среды без учета его национальной культуры1 не получила широкого распространения. В современной российской архитектуре, как в центре, так и на периферии, формируется тенденция поиска художественного языка, способного выразить национальный характер возводимых сооружений, а так же актуальные идеологические ценности российской государственности, что обуславливает актуальность исследования.

В настоящее время перед зодчими возникает проблема обеспечения сохранности и воспроизводства экологически благоприятной среды обитания, для чего необходимо не только стремиться к инновациям в архитектуре, но и учитывать историюи особенность данного места, веками накопленную информацию той или иной части жизненной среды, пригодной для, сохранения.

1 Культура — исторически определенная степень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей. Понятие «культура» характеризует как определенные исторические эпохи, общественно-экономические формации, конкретные общества, нации и народности, так и степень совершенствования разлитаых сфер человеческих жизни и деятельности. Каждая общественная формация характеризуется определенным типом культуры ., при этом наследуется все ценное культуры прошлого. и воспроизводства утраченных биологических и эстетических качеств жизни, особенности природного и архитектурного окружения. Это становится возможным путем изучения и анализа «русского стиля» в архитектуре и национальной культуре, что делает данное исследование актуальным.

В современных условиях проблема национального своеобразия в архитектуре России — одна из важнейших. Она имеет два основных аспекта: исторический — выявление истоков причин тех или иных национальных традиций и современный, с перспективой дальнейшего развития архитектурно строительной практики. Только учтя всю сложность, многообразие, богатство и глубину русской культуры можно создать благоприятную среду для человека, а для этого необходимы не только огромные усилия практиков зодчих, но и разработка соответствующих аспектов теории архитектуры.

Именно накопленные в процессе эволюции архитектуры особенности, свойственные данной нации, выражающие ее характер, которые мы определяем как национальные, обеспечивают возможность творческого восприятия и развития идейно — эстетических достижений прошлого в интересах современности.

В научном сообществе нет единого определения понятия стиля. Под стилем понимается:

— совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства, определенного времени, направления, индивидуальной манеры художника в отношении идейного содержания и художественной формы. совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-либо, присущих чему-либо [190].

— особый феномен, в котором органично слиты духовные смыслы бытия человека в историческом мире, культурные формы их выражения и культурно-психологические механизмы их существования. Независимо от того, отрефлектировано или нет стилевое выражение культуры, оно ей присуще и оно исторично в той же мере, в какой историчен сам человек, его смысложизненная ориентированность, с точки зрения культурологии [109].

— род, образ, вкус, манера [49].

В данной работе под понятием «русский стиль» понимается совокупность осмысленных традиций, черт, особенностей, свойственных русской нации, формирующих ее мировоззрение и являющихся частью ее общей культуры. Понятие традиции не может в полной мере охватить специфику русской национальной архитектуры, так как в науке под ним понимается способ воспроизводства, хранения и трансляции элементов социального и культурного наследия.

Термином «русский стиль» называется обычно конкретно-исторический феномен, рожденный общественной потребностью выразить идеи самобытности, народности и национальности в искусстве, сделав видимым и наглядным то, что в определенный отрезок времени кажется выражением народного духа в представлении людей того или иного периода, что отличает нацию как определенную этническую целостность от других, ассоциируется с корнями национальной культуры. В данном исследовании «русский сталь» рассматривается как форма выражения национального салюсознания или, точнее, выраженный средствами искусства аспект миропонимания, где вечная проблема искусства — соотношение «человек и мир» или «человек в мире» осмысляется через соотношение нация — мир или нация в мире, на протяжении всего периода эволюции русской культуры. История «русского стиля» не является, таким образом, историей русского искусства, а лшиь историей того, что считается русским в русском искусстве, в чем видится русское, как меняется с течением времени представление о «русскости» русского искусства, его значения в ряду других духовных ценностей, а главное, что рождено сознательной установкой на выражение русского в приемах и формах отвечающих исторически конкретному пониманию его существа [74. С. 10].

Обращение к архитектурно-художественным традициям, на базе которых сформировался «русский стиль», способствует развитию специфического видения мира, обеспечивает возможность творческого восприятия и развития идейно-эстетических достижений прошлого в интересах современности, являясь актуальным при формировании функционально и психологически комфортного пространства для жизнедеятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Первые исследования «русского стиля» в национальной культуре связаны с попытками осмысления стилистики художественных произведений и сооружений в XVI—XVII вв. в работах И. Владимирова «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу», С. Ф. Ушакова, С. Герберштейна.

В конце XVII—XVIII вв. в трудах мыслителей наблюдаются первые попытки теоретических исследований истоков русской национальной архитектуры и осмысления русского национального архитектурно-художественного наследия: Н. М. Карамзина, Н. И. Новикова, архитекторов: Ф. Коржавина, A.M. Горностаева, Я. М. Земцова и др.

Первая половина XIX в. связана с развитием «национально-романтического» направления в искусстве и поисками национальной образности в архитектуре в размышлениях А. И. Галича, Н. В. Гоголя, П. Я. Чаадаева, С. М. Соловьева, Н. И. Надеждина «О современных направлениях изящных искусств» (1833), В. И. Баженова, М. Ф. Казакова и др.

К середине XIX в. возникает проблема стилеобразования в национальной архитектуре, которой занимались такие исследователи как: К. А. Тон, И. И. Свиязев, A.M. Горностаев, И. М. Снегирев, А. К. Красовский «Гражданская архитектура» (1851), В. В. Суслов, JI.B. Даль «Сохранение древнерусских памятников», С. У. Соловьев и др.

Монография Э.Э. Виолле-ле-Дюка «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, ее будущее» в 1871 г. вызвала широкий резонанс в русской общественной мысли, Э.Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Россия владеет чрезвычайно богатым запасом искусства, в течение двух столетий она держала его под ключом. Теперь ей остается открыть его и черпать из него полными пригоршнями.» [121].

На рубеже 1850−1860-х. годов родилась, а в 1870-х. годах сформировалась археологическая" теория «русского стиля», выдвинутая крупным историком И. Е. Забелиным «Черты самобытности в русском искусстве» (1878) и критиком В. В. Стасовым, основанная на признании древнерусской архитектуры как самостоятельного феномена, включенного в контекст мирового развития. При этом история русской архитектуры рассматривается как неразрывно связанная с развитием народных представлений, его бытом и культурой.

Конец XIXнач. XX вв. — период повышенного интереса к вопросам происхождения и развития форм русской национальной архитектуры, что, в свою очередь, привело к развитию различных художественных систем «русского стиля». Вопросами происхождения форм, декора в русской архитектуре занимались не только архитекторы, но и историки, писатели, искусствоведы, художники: В. И. Бутовский «История древнерусского орнамента», И. Е. Забелин, A.B. Щусев, В. А. Покровский, В. А. Курбатов, В. А. Васнецов, М. А. Врубель и др.

Попытки исследования «русского стиля» с целью выявления основных закономерностей в развитии русской национальной архитектуры впервые осуществляет В. О. Шервуд в своей работе «Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика» (1895). Сравнительно-исторический анализ в исследовании русского искусства проводили также в своих работах такие искусствоведы, как И. Э. Грабарь «История искусства», A.A. Коринфский «Народная Русь», В. И. Миллер, А. И. Павлинов, Н. В. Султанов, JI.B. Даль, и т. д.

В дальнейшем интерес к «русскому стилю» возобновился лишь во второй половине XX в. в результате изменения политической обстановки в стране с последующей переоценкой ценностей. Советский период XX в. связан преимущественно с исследованием проблемы национального в архитектуре, данным вопросом занимались: A.B. Щусев, А. И. Некрасов «Очерки по истории древнерусского зодчества XI—XVI вв.ека», М. Я. Гинзбург, И. А. Фомин, М. А. Ильин, H.H. Воронин «У истоков русского национального зодчества» С.О. Хан-Магомедов, Ю. С. Яралов «Национальное и интернациональное в советской архитектуре», A.B. Иконников «Тысяча лет русской архитектуры»,.

A.C. Косинский, Г. П. Арбалиев и т. д. Русское и древнерусское искусство исследовали: Б. А. Рыбаков «Рождение Руси», Л. Д. Любимов, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, и др. Большое внимание уделяли изучению русского деревянного зодчества A.B. Ополовников «Русское деревянное зодчество», Ю. С. Ушаков «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера» и др.

Исторический анализ «русского стиля» и национальных особенностей проводят в своих работах А. Е. Борисова «Русская архитектура конца XIX начала XX», Е. И. Кириченко «Архитектурные теории XIX века в России», Т. П. Каждая, Г. В. Алферова «Русские города XVI—XVII вв.еков», В. И. Пилявский, Н. Ф. Гуляницкий «Градостроительство московского государства XVI—XVII вв.»,.

B.И. Косточкин, Т. В. Ильина, И. А. Бондаренко «Русская архитектура XVIII и XIX веков», И.Л. Бусева-Давыдова, П. А, Раппопорт и др., ограничиваясь временными рамками до 30-х годов XX в. Исследованиями русской архитектурной теории занимались H.A. Евсина, С. П. Заварихин, H.A. Ильин, Т. А. Славина.

Зарубежных научных исследований по данной теме фактически не проводилось, из наиболее значимых можно выделить работы Я. Вуека и Л. Брумфилда, ряд вопросов русской архитектуры лишь затрагивался русскими архитекторами, находившимися в иммиграции.

Некоторые аспекты русского национального зодчества в Сибири рассматривались в работах сибирских ученых: А. Д. Крячкова, Е. А. Ащепкова «Русское деревянное зодчество», С. Н. Баландина, Л. Н. Вольской, В. Т Горбачева, Т. М. Степанской, А. Г. Туманика, Д. Я. Резуна и др.

Целостного изучения национальных особенностей в архитектуре России XX века не проводилось, а последние (наиболее полные) ограничивались временными рамками дореволюционной России. Среди исследователей постсоветского периода следует выделить монографию Е. И. Кириченко «Русский стиль» (1997), посвященную формированию и развитию «русского стиля» в период с XVIIIнач. XX вв. Вопросам изучения национальных особенностей архитектуры России посвящены работы В. Г. Лисовского «» Национальный стиль" в архитектуре России" (2000), а так же А. Е. Борисовой, Г. К. Вагнера, Я. В. Малькова, Н. А, Мерзлютина и др.

Интерес к национальной культуре России, в целом, достаточно сильно возрос в начале 90-х годов XX в: именно в этот период был обозначен ряд проблем в теории «русского стиля», требующих решения, однако исследований по данной теме еще практически не проводились. В конце XX века большой объем сведений (из исследований вышеперечисленных деятелей) по «русскому стилю» и его национальным особенностям в архитектуре и искусстве вошло в учебники и учебные справочники, пособия, путеводители.

Гипотеза исследования: на протяжении всей эволюции русской культуры в архитектурной теории и практике закономерно формируется и развивается «русский стиль» наряду с существующими мировыми стилистическими направлениями, отражающий особенности русской национальной культуры.

Цель исследования: анализ эволюции «русского стиля» в архитектуре и национальной культуре России (ХУ1-ХХ вв.), выявление особенностей, основных закономерностей его развития.

Предмет исследования: генезис «русского стиля» в зодчестве и национальной культуре России (ХУ1-ХХ вв.).

Объект исследования: «русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России (ХУ1-ХХ вв.).

Задачи:

— Определить предпосылки формирования русской национальной культуры.

— Выявить истоки формирования «русского стиля» и его национальных особенностей в архитектуре и искусстве.

— Проанализировать теоретические исследования по «русскому стилю» в архитектуре.

— Сформулировать закономерности, тенденции развития «русского стиля» в архитектуре и национальной культуре России, отметить его специфику и своеобразие.

Границы исследования:

Хронологические: исследование проводится с XVI по XX вв.

Территориальные: географические границы исследования соответствуют территории Российского государства в период с XVI по нач. XX вв., а также территории бывшего СССР.

Методология и методика исследования.

Общеметодологической основой исследования является принцип историзма, системности и научной объективности.

Для достижения поставленных задач были использованы общенаучные методы: метод анализа, комплексный, культурно-исторический подходи узкоспециальные методы: описательный, сопоставительный.

Источники исследования: Теоретическую основу работы составили статьи, монографии, где во всем многообразии представлены теоретические представления по теме исследования и проводится анализ русской национальной архитектуры. Использованы архивные источники и опубликованные материалы. Изучены материалы фондов Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, Новосибирского государственного архитектурно-строительного института, Государственной публичной научно-технической библиотеки (Новосибирск), Российской государственной библиотеки им. Ленина (Москва), Государственной Третьяковской галереи (Москва). Источником фактологического материала исследования стали периодические издания: «Архитектура СССР», «Архитектурное наследство», а также памятники архитектуры, произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, этнографические источники. Проведен визуальный обзор и фотофиксация сооружений.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые «русский стиль» и его особенности подверглись комплексному анализу в искусствоведческом, культурологическом и теоретико-историческом аспектах.

Зарождение и развитие «русского стиля» исследуется не в узких временных границах (что характерно для большинства исследовательских работ в данной области), а с начала формирования централизованного Русского государства (XIV в) и до конца XX в. В исследовании комплексно анализируются градостроительство, жилая, сакральная, общественная архитектура.

Теоретическая и практическая значимость: основные положения исследования могут быть применены для разработки принципов проектирования как для нового строительства и организации жизненного пространства, так и для реконструкции, реставрации сооружений с учетом специфики национальной культуры.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке монографий, статей, методических пособий и лекционных курсов. Основные положения работы служат основанием для осуществления дальнейшего изучения русского национального стиля.

Апробация диссертации: основные положения исследования отражены в семи опубликованных статьях. Отдельные аспекты исследования доложены на Новосибирской межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (НГАХА) в 2007 г, Всероссийской научно-практической конференции (НГАХА) 2007 г.

На защиту выносятся:

— Предпосылки формирования русской национальной культуры.

— Истоки формирования «русского стиля» и его национальных особенностей в архитектуре и искусстве.

— Анализ теоретических исследований по «русскому стилю» в архитектуре.

— Закономерности, тенденции развития «русского стиля» в архитектуре и национальной культуре России, его специфика и своеобразие.

Общим итогом диссертации является анализ эволюции «русского стиля» в зодчестве и национальной культуре России (XVI-XX вв), определение его особенностей. На основе анализа теории и практики выявлены основные закономерности развития «русского стиля».

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из одного тома, включающего в себя введение, 3 главы, заключение, библиографический список, и иллюстративно-графическое приложение. Основной текст работы составляет 224 страницы.

Основные выводы и результаты исследования:

1. Процесс сложения русского национального зодчества и искусства позволяет выделить следующие основные особенности, развивавшиеся на протяжении веков, сохранившие традиционную устойчивость и преемственность: органичная связь с природным окружением, строительство городов с нерегулярной планировкой, строительство по образцу, (не просто копирование, а усовершенствование и дополнение), динамичность композиции, многоплановость и живописность сооружений, свободное построение их плана, яркая колористика, нарядность, стремление к ярусности, многообъемность, пейзажность и декорирование.

2. Указанные особенности связаны с историческими закономерностями в развитии русского зодчества и культуры:

• параллельное существование локальных архитектурно-художественных школ, отразивших региональные особенности архитектуры (преимущественно в культовом зодчестве и конкретных произведениях искусства).

• единый архитектурно-художественный подход, связанный с общерусскими культурными представлениями (композиционно-планировочных методы, семантике жилища).

• заимствование извне методов и приемов архитектуры, их переосмысление, адаптация и последующие органичное включение в контекст русской архитектуры и культуры;

• устойчивость национальных традиций в народном искусстве.

• открытость инновациям в общественной архитектуре.

• сохранение и осмысленное использование национального архитектурно-художественного опыта.

3. Формирование и развитие «русского стиля» в исследуемый период происходит поэтапно:

• XVIXVII вв. — период образования единого Русского государства, русской национальной культуры, архитектурно-художественных традиций и приемов в искусстве, явившихся предпосылками в сложении «русского стиля».

• Начало XVIII в. — формирование архитектурной теории и архитектурной исторической науки, первые попытке осмысления русского национального стиля и исследование древнерусских памятников. Середина XVIII в. — развитие романтического направления в культуре России, усиление внимание деятелей искусства к русской национальной архитектуре.

• Конец XVIIIXIX вв. — первые попытки поиска национальной образности в русской архитектуре и искусстве. Тенденция «национальности» и «народности» приобретает официальный характер.

• В середине XIX в. — исследования происхождений различных форм и деталей в русской архитектуре. Это время формирования археологической теории «русского стиля», выдвинутой И. Е. Забелиным и В. В. Стасовым, выразившаяся в дальнейшем в различных художественных системах: русско-византийском стиле, псевдорусском стиле.

• Конец XIXнач. XX в. — дальнейшее развитие архитектурно-художественных систем «русского стиля», формирование и развитие неорусского стиля, исследование происхождения различных форм и деталей русской архитектуры.

• Советский период (1917;1990) — поиск новых методов, приемов и средств развитие стиля социалистического «реализма», анализ культурно-исторического наследия в многонациональной культуре СССР, развитие теории «стиля», выработка принципов отношения к русскому национальному архитектурно-художественному наследию.

• Постсоветский период характерен новой волной «национально-романтических» настроений в обществе, неупорядоченной ситуацией «многостилья», где «русский стиль» в национальной культуре и архитектуре представляет собой цельный, но не завершенный этап русской архитектуры и культуры.

4. «Русский стиль» связан с влиянием национально-романтических и патриотических настроений в обществе, способствовавших стремлению продолжить в современном искусстве русские национальные традиции.

Рассматривая теоретические представления, можно заключить, что проблема национальных особенностей сводится к выявлению «своего» в архитектуре русского народа на основе изучения истоков русской культуры и архитектуры. Анализ всего периода развития русской национальной архитектуры позволяет выделить основные подходы, сформированные деятелями искусства в отношении к применению «русского стиля» в архитектуре: типизация, переосмысление, отрицание. Каждый из сформировавшихся подходов имеет свое место в истории русской архитектуры, обладая своими преимуществами и недостатками, составляя в целом сложную и многообразную картину «русского стиля» и национальных особенностей в архитектуре.

5. В процессе эволюции русской национальной культуры в искусстве формируется понятие «русского стиля» как отражения совокупности осознанных традиций, черт, особенностей свойственных русской культуре не в конкретный исторический период, а со времени формирования единой русской нации и по сей день. Развитие «русского стиля» в искусстве проходило циклично, имманентно отразив все противоречивые теории и настроения в обществе. Подобная цикличность совпадает с переломными моментами в истории России и сменой общеисторических художественных стилей. Несмотря на различие формальных признаков «русского стиля», отвечавших разным этапам его эволюции, образно-содержательный аспект его оставался неизменным, а самобытность, национальная характерность являлись идейно-художественной доминантой.

6. Русское национальное искусство на основе анализа многочисленных произведений не только не уступает зарубежному, но и представляет лучшие произведения в мировом искусстве. Памятники русской архитектуры и произведения русского искусства говорят о национальном своеобразии (характере), традициях и преемственности на всех этапах развития Русской культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. Архитектура народов СССР (в том числе Сибири и Дальнего Востока): отчет о НИР (промежуточ.) / Государственный музей-заповедник- сост. A.A. Воронов. — П., 1986.- 18 с.
  2. Возрождение и развитие национальных особенностей архитектуры народов России: материалы Всероссийской конференции. Улан-Удэ, сентябрь 1991 / Союз архитекторов РФ. Улан-Удэ, 1992. — 80 с.
  3. С. Записки о Московии / С. Герберштейн. М.: Изд-во Московского университета, 1988. — 430 с.
  4. Из истории советской архитектуры 1926−1932 гг., документы и материалы, творческое объединение / М.: Наука., 1970. 210 с.
  5. Мастера искусств об искусстве. В 7 т. Т. 6 / ред. Д. Е. Аркин, Б. Н. Терновц.— М.: Огиз / Изогаз, 1969.— 634 с.
  6. Мастера советской архитектуры об архитектуре. В 2 т. Т. 1. / ред. М. Г. Бархин A.B. Иконников. М.: Искусство, 1975. — 344 с.
  7. Памятники архитектуры Москвы. Земляной юрод. — М.: Искусство, 1989. 856 с.
  8. Памятники архитектуры Московской области. Каталог в 2-х томах. Т. 2. — М.: Искусство, 1975. 172 с.
  9. Проблемы национального в архитектуре России: материалы Всероссийской конференции., Казань. Сентябрь 1990 г. / Госкомархстрой РСФСР, союз архитекторов РСФСР. М., 1991. — 73 с.
  10. Русские иконы, каталог выставки частной коллекции икон арт-галереи «Дежа Вю». М.: Эст-М, 2003. — 184 с.
  11. Русские народные традиции и современность. Этнографические материалы/ РАН Институт этнологии и антропологии. М., 1995. — 302 с.
  12. Теоретические концепции творческих течений советской архитектуры (1917−1932) / Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры (ЦНИИТИ) — сост. С.О. Хан-Магомедов. -М., 1974. 62 с. Монографии:
  13. З.Алексеева С. А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе / С. А. Алексеева. М.: Московский гос. ун-т культуры, 1996. — 20 с.
  14. Г. В. Русские города XVI—XVII вв.еков / Г. В. Алферова. М.: Стройиздат, 1989. — 216с.
  15. Архитектура в истории русской культуры / ред. И. А. Бондаренко. — М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
  16. П.Афанасьев К. Н. Построение архитектурных форм древнерусскими зодчими / К. Н. Афанасьев. М.: Ладомир., 2002. — 274 с.
  17. Э.А. Русское деревянное зодчество / Э. А. Ащепков. — М.: Гос. издательство архитектуры и градостроительства, 1950. 102 с.
  18. Е.А. Борисова Т. П. Каждан. М.: Наука, 1971. — 240 с. I 24. Борисова Е. А. Русский неоклассицизм / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин.1. М.: Галарт, 2002. 288 с.
  19. B.B. Византийская эстетика / B.B. Бычков. М.: Искусство, 1977. — 199 с.
  20. В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII вв.. / В. В. Бычков. -М.: Мысль, 1995.-637 с.
  21. Г. К. Искусство древней Руси / Г. К. Вагнер. — М.: Искусство, 1993. -255 с.
  22. Г. К. Старые Русские города / Г. К. Вагнер. М.: Искусство, 1984. — 424 с.
  23. А. Суздаль / А. Варганов. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944.-63 с.
  24. A.M. Великий Новгород и Псков / A.M. Веретенников. — М.: Изд-во Вече, 2003. 207 с.
  25. В.Г. Стили в искусстве. Словарь / В. Г. Власов. СПб.: Изд-во Кольна, 1995.-680 с.
  26. И. Опыт начертания общей теории изящных искусств / И. Войцехович. -М.: Университетская типография, 1823. — 18 с.
  27. JI.H. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири и основы его сохранения при реконструкции : автореф. дис.. докт. архит. М., 1997.-42 с.
  28. Вопросы истории архитектуры: сборн. научн. тр. / ред. A.A. Воронов. -М., 1990.-201 с.
  29. Вопросы стиля в отечественной архитектуре: учеб.-методич. пособие/.— JI.: Институт жив. и скульпт. им. Репина, 1991. — 83 с.
  30. H.H. У истоков русского национального зодчества / H.H. Воронин. М.: ЕИИИ., 1952. — 276 с.
  31. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. Т. 1. / ред. Н. В. Баранов. М.: Стройиздат, 1975. — 750 с.
  32. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 2. / ред. A.JI. Чегодаев. М.: Искусство, 1956. — 3000 с.
  33. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 4. / ред. A.JT. Чегодаев. М.: Искусство, 1956. — 3000 с.
  34. Я. Мифы и утопии архитектуры XX в. пер. с пол. М. В. Предтеченского. / Я. Вуек- ред. B.JT. Глазычева. — М.: Стройиздат, 1990. 286 с.
  35. А.Ф. Зодчество / А. Ф. Гольдштейн. — М.: Просвещение, 1979. -415 с.
  36. , И.Э. История русского искусства. В 6 Т. / И. Э. Грабарь. М.: Издание Кнебель, 1910 — 2530 с.
  37. Градостроительство Московского государства XVI—XVII вв. / ред. Н. Ф. Гуляницкий. М.: Стройиздат, 1994. — 320 с.
  38. , Т.С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие / Т. С. Георгиева. — М.: Юрайт, 1999. 576 с.
  39. А.Е. Московское дворцовое архитектурное училище и стилевые поиски в русской архитектуре второй трети XIX века : автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2003. — 24 с.
  40. А.Э. Будущее города / А. Э. Гутнов, И. Г. Лежава. М.: Стройиздат, 1977. — 126 с.
  41. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4: Р— Я / В. И. Даль. М.: Рус. яз.-Медиа, 2006. — 683 с.
  42. H.A. Архитектурная теория в России XVIII века / H.A. Евсина. — М.: Наука, 1975.-260 с.
  43. A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальность. В 2 т. Т. 1. / A.B. Иконников. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 656 с.
  44. A.B. Архитектура Москвы XX века / A.B. Иконников. М.: Московский рабочий, 1984. — 222 с.
  45. A.B. Историзм в архитектуре / A.B. Иконников. — М.: Стройиздат, 1997. 560 с.
  46. A.B. Тысяча лет русской архитектуры. Архитектура и история / A.B. Иконников. М.: Искусство, 1990. — 384 с.
  47. A.B. Функция, форма, образ в архитектуре / A.B. Иконников. М.: Стройиздат, 1986. — 288 с.
  48. М.А. О русской архитектуре / М. А. Ильин. М.: Молодая гвардия, 1963.- 143 с.
  49. Т.В. Русское искусство XVIII века / Т. В. Ильина. М.: Высшая школа, 1999.-398 с.
  50. Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник / Т. В. Ильина. М.: Высшая школа, 2000. — 407 с.
  51. История градостроительного искусства / Специальность «Архитектура" — ред. Т. В. Саваренская. М., 1989. — 390 с.
  52. История крестьянства в России с древнейших времен до 1917 г. (сер. XVIII в. 1861 г.). Т. 3. -М.: Наука, 1993. — 665 с.
  53. История русской архитектуры: учеб. для вузов / ред. Ю. С. Ушакова, Т. А. Славина. СПб.: Стройиздат, 1994. — 600 с.
  54. История русского искусства: учеб. Для вузов / ред. И. А. Бартенев, Р. И. Власов. -М.: Изобразительное искусство, 1987. 400с.
  55. История советской архитектуры (1917−1954) / Специальность «Архитектура" — ред. Н. П. Былинкин, A.B. Рябушин. М., 1985. — 255 с.
  56. А.И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун. М.: Стройиздат., 1985. -232 с.
  57. М.К. Новгород Великий. Сокровища русского зодчества / M.K. Каргер. -М.: Искусство, 1966. 181 с.
  58. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России / Е. И. Кириченко. -М.: Искусство, 1986. 344 с.
  59. Е.И. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность традиций древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII — начала XX века / Е. И. Кириченко. — М.: Галарт, 1997. 432 с.
  60. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России / Е. И. Кириченко. -М.: Искусство, 1986. 344 с.
  61. Е.И. Русский стиль / Е. И. Кириченко. — М.: Галарт, 1997. -432с.
  62. A.A. Народная Русь / A.A. Коринфский. М., 1901. — 548 с.
  63. В.В. Крепостное зодчество древней Руси / В. В. Косточкин. -М.: Издательство Изобразительное искусство, 1967. — 30 с.
  64. .И. Очерки истории русской культуры XVIII века / Б. И. Краснобаев. М.: Просвещение, 1987. — 319 с.
  65. В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России / В. Г. Лисовский. — М.: Совпадение, 2000. 416 с.
  66. В.Г. Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики. / В. Г. Лисовский. СПб.: Коло, 2008.- 488 с.
  67. Л.И. Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа. Искусство и культура / Л. И. Лифшиц. СПб.: Изд-во Гос. ин-т искусств, мин-ва Рос. Фед., 2002. — 475 с.
  68. Д.С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. СПб.: Издательство Logos, 1999.-672 с.
  69. Л.Д. Искусство Древней Руси / Л. Д. Любимов. М.: Просвещение, 1974. — 336 с.
  70. Л.Д. Искусство Западной Европы / Л. Д. Любимов. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  71. А.Г. Принципы и особенности формирования архитектурных стилей : автореф. дис.. канд. архит.: Новосибирск, 2000. 28 с.
  72. П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих / П. Н. Максимов. М.: Стройиздат, 1976. — 240 с.
  73. Я.В. Древнерусское деревянное зодчество / Я. В. Малков. — М.: Издат. дом. «Муравей», 1998. 185 с.
  74. Я.В. Древнерусское каменное зодчество / Я. В. Малков. М.: МГУ, 1999.-353 с.
  75. И.Л. Творческий метод и художественное наследство / И. Л. Маца. -М.: ОГИЗ./Изогиз, 1933. 336 с.
  76. H.A. Традиционные бесстолпные храмы «нарышконского» стиля : автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 2002. — 26 с.
  77. С.С. Художественно-эстетические тенденции в истории развития культуры России XVIII века : автореф. дис.. канд. культурологич. наук.-СПб., 1999.-22 с.
  78. Национальное в советской архитектуре: дайджест / сост. Н. И. Орехова. — М. Стройиздат, 1989.-128 с.
  79. А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества / А. И. Некрасов. -М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1936. — 400 с.
  80. А.И. Византийское и русское искусство / И. Н. Некрасов. М.: Издание государственного Универсального магазина, 1924. — 210 с.
  81. В.И. История Русской архитектуры / В. И. Пилявский, A.A. Диц, Ю. С. Ушаков. М.: Стройиздат, 1984. — 512 с.
  82. , В.И. Национальные особенности русской архитектуры. Русская архитектура XI—XX вв.еков: учеб. пособие / В. И. Пилявский. JL: Изд-во Ленингр. инж.-строит. ин-т. каф. Истории архитектуры, 1974. -90 с.
  83. В.И. Русская архитектура XI начала XX в. / В. И. Пилявский, Н. Я. Горшкова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 158 с.
  84. О. Терновый венец России. История Русского народа в XX веке. T. U О. Платонов. М.: Родник, 1997. — 896 с.
  85. П.А. Зодчество древней Руси / П. А. Раппопорт. Л.: Наука, 1986.-160 с.
  86. С.Б. Русская народная худ. традиция в современном обществе (арх. декор и худ. промыслы): автореф. дис.. докт. истор. наук. — М, 1988.-48 с.
  87. Русские. М.: Наука. 1999. — 828 с.
  88. .А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М.: Наука, 1994.-75 с.
  89. A.B. Советская архитектура / A.B. Рябушин, И. В. Шакурова. М.: Стройиздат, 1984. — 216 с.
  90. A.B. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада / A.B. Рябушин А. Н. Шакурова. М.: Стройиздат, 1985. — 272 с.
  91. Т.Ф. История градостроительного искусства / Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский, Ф. А. Петров // Специальность «Архитектура». М., 1989. — 390 с.
  92. П.А. Русская культура IX—XX вв.. Опыт осмысления / П. А. Сапранов. СПб.: Паритет, 2005.-704 с.
  93. В.В. Происхождение и становление псковской архитектурной традиции / В. В. Седов. М.: МГУ, 1989. — 25 с.
  94. Т.А. Исследователи Русского зодчества. Русская историко-архитектурная наука XVIII начала XX века/ Т. А. Славина. — Л.: ЛГУ, 1983.- 192 с.
  95. И.М. Памятники Московской древности 1842−1845/ И. М. Снегирев. СПб.: Альфарет, 2006. -527 с.
  96. Современный толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: НОРИНТ, 2003. 1535 с.
  97. М.Н. Средневековая Москва в XIV—XV вв.еках / М. Н. Тихомиров. М.: МГУ, 1957. — 319 с.
  98. Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера (пространственная организация, композиционные приемы, восприятие) / Ю. С. Ушаков. Л.: Стройиздат, 1982. — 168 с.
  99. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: в 2 т. / С.О. Хан-Магомедов. -М., 1996−1997.
  100. Хан-Магомедов С. О. Архитектор Константин Мельников / С.О.Хан-Магомедов. М.: Знание, 1981. — 48 с.
  101. Н.Б. Русская национальная духовность в зеркале византийского наследия / Н. Б. Чернова. Майкоп: Аякс, 2002. — 67 с.
  102. Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 т. Т. 2. / Н. Г. Чернышевский. М., 1949.-944с.
  103. В.О. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика/ В. О. Шервуд. М., 1895. — 235с.
  104. Г. М. Архитектура новгородской земли XI—XIII вв.ека :автореф дис.. канд. архит-Л., 1984. 30 с.
  105. Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре / Ю. С. Яралов. — М.: Стройиздат, 1971. — 350 с.
  106. Ю.С. Проблема национального и интернационального в советской Архитектуре : автореф. дис.. канд. архит. — М., 1966. — 52 с.
  107. Brumfield W.C. A history of Russian architecture / text a. phot, by William Craft Brumfield. Cambridge: Cambridge univ. press, 1993. — 644 p.1. Периодическая печать:
  108. Г. В. Русское искусство глазами француза / Г. В. Аксенова // Московский журнал. Вып. 4. — М., 2008. — С. 23−26.
  109. Е.И. Развитие традиций «нарышкинского» стиля в храмах Москвы и Подмосковья первой половины XVIII в. / Е. И. Александрова // Архитектурное наследство. Вып. 38. — М., 1991. — С. 50−61.
  110. Д. О ложной «классике», новаторстве и традиции / Д. Аркин // Архитектура СССР. Вып. 3. — М., 1940. — С. 12−30.
  111. Архитектура СССР / Журнально-газетное объединение. Вып. 3. — М., 1935.-80 с.
  112. Архитектурное творчество СССР / ред. Ю. Яралов. Вып. 2. — М.: Стройиздат, 1974. -234 с.
  113. Архитектурное творчество СССР / ред. Ю. Яралов. Вып. 8. — М.: Стройиздат, 1988. — 181 с.
  114. A.JI. Особенности «итальянизмов» в московском каменном зодчестве рубежа XVI—XVII вв. / A.JI. Баталов // Архитектурное наследство. -Вып. 34. -М&bdquo- 1986. С. 238−245.
  115. И.А. О роли мастеров-иноземцев в традиционной культуре Руси / И. А. Бондаренко // Архитектурное наследство. — Вып. 43. — М., 1999. -С. 37—42.
  116. О.И. Новое и традиционное в храмовом зодчестве Москвы конца XVII в. / О. И. Брайцева // Архитектурное наследство. Вып. 26. — М., 1978. — С. 31—41.
  117. Н. К вопросу о некоторых связях русской архитектуры с зодчеством южных славян / Н. Брунов // Архитектурное наследство. — Вып. 2. М., 1952. — С. 3−43.
  118. Бусева-Давыдова И. Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля. / И.Л. Бусева-Давыдова // Архитектурное наследство. — Вып. 38. М., 1995.-С. 38−49.
  119. Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые особенности пространственной организации древнерусских монастырей / И.Л. Бусева-Давыдова // Архитектурное наследство. Вып. 34. -М., 1986. — С. 201−207.
  120. Бусева-Давыдова И.Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в XVII веке / И.Л. Бусева-Давыдова// Архитектурное наследство. Вып. 36. — М., 1988. — С. 43−54.
  121. Бусева-Давыдова Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Архитектурное наследство. Вып. 38. — М., 1991. — 400 с.
  122. Г. К. Проблема жанров в архитектуре Древней Руси / Г. К. Вагнер // Архитектурное наследство. Вып. 36. — М., 1988. — С. 3—22.
  123. , А. Современность и наследство / А. Веснин // Архитектура СССР.-Вып. 9.-М., 1937.-С. 37−39.
  124. H.H. Оберегать архитектурное наследие / H.H. Воронин // Архитектура СССР. Вып. 3. — М., 1940. — С. 30−33.
  125. Т.Н. О значении образца в древнерусской архитектуре / Т. Н. Вятчанина // Архитектурное наследство. Вып. 32. — М., 1984. -С. 26−32.
  126. Город и его застройка / Архитектурное наследство- ред. О. Х. Халпахчьяна. Вып. 33. — М., 1985. — 285 с.
  127. Г. Региональное, национальное и синдром одинаковости / Г. Давиташвили // Архитектура СССР. Вып. 3. — М., 1988. — С. 60−64.
  128. Ежегодник института искусств. Живопись и архитектура / ред. И. Э. Грабарь. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. — 350 с.
  129. A.B. Становление модерна в архитектуре Москвы /
  130. A.B. Планировочные традиции в народном зодчестве /
  131. A.B. Иконников // Архитектурное наследство. — Вып. 14. М., 1962. — С. 159−185.
  132. Е. Спорные вопросы жилищного строительства. Образ жилого дома / Е. Иохелес // Архитектура СССР. Вып. 9. — М., 1937. — С. 34−36.
  133. A.A. Статьи об архитектуре в русских журналах второй половины XVIII в. / A.A. Кипарисова // Архитектурное наследство. -Вып. 22. М., 1974. — С. 19−27.
  134. Кириченко Е. И. Поиск национального стиля в творчестве архитектора
  135. B.А. Покровского / Е. И. Кириченко // Архитектурное наследство. -Вып. 21. М., 1973. — С. 69−83.
  136. Е.И. Проблема национального стиля в архитектуре России 70-х годов XIX в. / Е. И. Кириченко // Архитектурное наследство. Вып. 25. -М., 1976.-С. 131−154.
  137. Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (к вопросу о двух фазах развития эклектики) / Е. И. Кириченко // Архитектурное наследство. Вып. 36. — М., 1988. — С. 130−144.
  138. А.И. О достоинстве советского архитектора / А. И. Комеч //Архитектура СССР.- Вып 9.- М., 1937. С. 2−3.
  139. В.В. К вопросу о традициях и новаторстве в русском зодчестве XVIII в. (градостроительный анализ) / В. В. Косточкин // Архитектурное наследство. Вып. 27. — М., 1979. — С. 29—38.
  140. В.В. Проблемы воссоздания в архитектурном наследии / В. В. Косточкин // Строительство и архитектура, подписная научно-популярная серия. Вып. 1. — М., 1984. — 64 с.
  141. И.С. Некоторые особенности градостроительной структуры Киева середины XII в. / И. С. Красовский // Архитектурное наследство. Вып. 25. — М., 1976. — С. 12−19.
  142. М.П. Использование рельефа местности в русском градостроительстве на примере Москвы XVII в. / М. П. Кудрявцев // Архитектурное наследство. Вып. 21. — М., 1973. — С. 3—14.
  143. Т.Н. Проблемы промышленного строительства в России конца XVIII начала XIX вв. / Т. П. Кудрявцева // Архитектурное наследство. — Вып. 21. -М., 1973. — С. 83−87.
  144. В. О Русском стиле для современных построек / В. Курбатов // Зодчий. Вып. 30. — М., 1910. — С. 310−312.
  145. Л. Рельеф в архитектуре города / Л. Лопоков // Архитектура СССР. Вып. 3. — М., 1932. — С. 28−32.
  146. И. О конструктивизме (историко-художественные заметки) / И. Маца // «Искусство». Вып. 8. — М., 1971. — С.-40−47.
  147. A.B. Россия: архитектура, градостроительство и строительная наука на пороге XXI века / A.B. Матвеев // Бюл. строит, техники. — Вып. 4. -М, 1998.-С. 2−6.
  148. .П. Вопросы освоения наследия древнерусского зодчества в современной архитектуре / Б. П. Михайлов // Ежегодник института искусств. М., 1954. — С. 94−139.
  149. М.Б. Принцип зависимости от образа при возведении монументальных зданий классицизма / М. Б. Михайлова // Архитектурное наследство. Вып. 31. — М., 1983. — С. 3−12.
  150. И.Р. Архитектура Галицкой и волынской земель XII—XIV вв.. в свете новых открытий / И. Р. Могытыч // Архитектурное наследство. — Вып. 33. М., 1985. — С. 208−222.
  151. Г. Я. Многоглавые храмы Древней Руси / Г. Я. Мокеев// Архитектурное наследство. — Вып. 26. М., 1978. — С. 41—53.
  152. Г. Я. Типология древнерусских городов / Г. Я. Мокеев// Архитектурное наследство. — Вып. 25. М., 1976. — С. 3—12.
  153. M.B. Античность в русской архитектурной теории 30−50-х годов XIX века / М.В. Нашокина// Архитектурное наследство. Вып. 36.-М., 1988.-С. 119−130.
  154. А.И. Скульптурная декорация в древнерусском каменном зодчестве / А. И. Некрасов // Архитектура СССР. Вып. 1. — М., 1937. — С. 51−57.
  155. .А. Некоторые проблемы раннемосковского зодчества/ Б. А. Огнев // Архитектурное наследство. Вып. 12. — М., 1960. — С. 45−63.
  156. A.B. Русское деревянное зодчество / A.B. Ополовников. М.: Искусство, 1986. — 312 с.
  157. A.B. Стены и башни Мангазеи / A.B. Ополовников, Н. П. Крадин // Архитектурное наследство. Вып. 28. — М., 1980. — С. 89−98.
  158. Т.С. О преемственности в русском градостроительстве второй половины XVIII в. / Т. С. Проскурякова // Архитектурное наследство. Вып. 33. — М., 1985. — С. 40−51.
  159. , Т.С. О регулярности в русском градостроительстве XVII—XVIII вв.. / Т. С. Проскурякова // Архитектурное наследство. -Вып. 28. М., 1980. — С. 37−47.
  160. Е. Кузнецкий мост / Е. Пхор, А. Асадов// Архитектура, приложение к строительной газете. — Вып. 18. М., 1979. — 8 с.
  161. Советская архитектура / ред. H.A. Милютин.— Вып. 4.— М.: Стройиздат, 1931. — 64 с
  162. Сообщения Кабинета теории и истории архитектуры / Академия архитектуры СССР. Вып. 1. — М., 1940. — 42 с.
  163. Ю.П. К вопросу о взаимовлиянии деревянного и каменного зодчества в Древней Руси / Ю. П. Спегальский // Архитектурное наследство. Вып. 19. — М., 1972. — С. 66−76.
  164. В.В. Памятники древнего русского зодчества / В.В. Суслов// Издание Акад. Худ. Вып. 1−7. — СПб., 1895−1901.
  165. А.Я. Вопросы осмысления архитектурного наследия /
  166. A.Я. Флиер // Архитектурное наследие. Вып. 37. — М., 1990. — С. 106−119.
  167. JI.B. Проблемы национального в архитектуре / JI.B. Хихлуха // Архитектура и строительство России. М., 1992. — № 2. — С. 32−35.
  168. Черников, Яков / Архитектура, приложение к строительной газете. — Вып. 9.-М., 1983.-8 с. 1. Интернет ресурсы:
  169. И.А. Русская архитектура XVIII и XIX веков Электронный ресурс. / И. А. Бондаренко. Условия доступа: http://www.archi.ru/ publications/index.html.
  170. B.JI. Город на все времена Электронный ресурс. /
  171. B.JI. Глазычев. Условия доступа: http://www.glazychev.iii/ habitations&cities/gorodnavsevremena.htm.
  172. И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки Электронный ресурс. — автореф. дис.. докт. архит.: М., 2007.- Условия доступа: http://www.niitag.ru/info/doc/7110.
  173. В.В. На переломе от Средневековья к Новому времени (русская модель европеизации архитектуры) Электронный ресурс. / В. В. Кириллов. Условия доступа: http://www.archi/publications.ru/.
  174. А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов Электронный ресурс. / А. И. Кравченко. 3-е изд. — М. Академический Проект, 2002. — Условия доступа: http://lib.ua-ru.net/content/1415.html.
  175. Ю.М. Беседы по русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX века). Электронный ресурс. / Ю. М, Лотман. -Условия доступа: www.gumer.info/bibliotek Buks/Historv/Lotman/02.php
  176. П.А. Древнерусское жилище Электронный ресурс. / П. А. Раппопорт. Л., 1975. — Условия доступа: http://www.rusarch.ru/rappoport.html.
  177. .А. Рождение Руси Электронный ресурс. / Б. А. Рыбаков.-Условия доступа: http://thelib.ru/books/ribakovba/rozhdenierusi-read.html.
  178. В.М. Русская культура с древнейших до наших дней Электронный ресурс. / В. М. Соловьев. Условия доступа: http ://allbest.ru/library/texts/ist/solv 1 /2 .html.
  179. Ю.В. Русская архитектура первой трети XVII века : автореф. дис.. канд. искусствоведения Электронный ресурс. — М., 1999.— Условия доступа: http://www.archi.ru/files/publications/abstracts/tarabarina.htm.
  180. E.H. Культура и стили Электронный ресурс. / E.H. Устюганова. СПб.: СПбГУ, 1997. — Условия доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/ustyugova/metares0502.html
  181. , Д. Новые версии советской архитектурной истории Электронный ресурс. / Д. Хмельницкий. — Условия доступа: http://www.archi.ru/lib/publication.html?id=1 850 569 546&fl=5&sl=l.1. Иллюстрации:
  182. Рис. 2. Дмитровский собор во Рис. 3. Собор СВв. Софии в Киеве
  183. Владимире 1194 1197 гг. XI в. Интерьер.
  184. Рис. 4. Собор Св. Софии в Новгороде 1045 —1050гг.
  185. Рис. 5. Икона «Преображения» Феофан Грек
  186. Рис. 6. Икона «Архангела Михаила» Андрей Рублев
  187. Рис. 7. Церковь Троицы в с. Троице-Лыково, Я. Бухвостов, 1698— 1704 гг.
  188. Рис 8. Основные типы древнерусских городов, выделенных по структурно-планировочным признакам и общей форме (Схема Г. Я. Мокеева): а — круглый (Дмитров) — б — полукруглый (Ростов Великий) — в — сегментный (Яготин) — г — секторный (Рогачев).
  189. Рис. 9. Церковь Вознесенья в селе Коломенском, 1532 г.0тлшшоч XI нач лцеаI1. ПьЧШПпШ2» к 111 ещ2.
Заполнить форму текущей работой