Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Жанры деловой и учебно-научной речи

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В доказательной части ответа выделяются пример и его объяснение. Объяснение примера — это его анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Существуют разные типы объяснений, например объяснение-пояснение и объяснение-толкование. Ответ — также один из наиболее распространенных жанров учебно-научной речи. Выделяют несколько типов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Деловая речь и ее жанровые разновидности
  • Учебно-научная речь и ее жанры
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Жанры деловой и учебно-научной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В таком алгоритме проявляется компетентностная сущность образовательной информации. Среди основных жанров учебно-научной речи можно назвать следующие: учебник и учебное пособие, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение), объяснение, рассуждение, языковой пример. В речевой учебной практике чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи, как сообщение и ответ. Сообщение и ответ — выступление учащихся, тематически связанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задача которой — продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степень усвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматривать как рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета.

В таком рассуждении выделяются тезис и аргументы. В доказательной части ответа выделяются пример и его объяснение. Объяснение примера — это его анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Существуют разные типы объяснений, например объяснение-пояснение и объяснение-толкование. Ответ — также один из наиболее распространенных жанров учебно-научной речи. Выделяют несколько типов ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка и другие.

Каждый из разновидностей ответа как жанра учебно-научной речи строится по определенной схеме. Что отчасти напоминает нам формуляры деловых текстов. Овладение нормами учебно-научной речи приводит и к овладению существенными для научного общения смысло-речевыми категориями, такими, например, как согласие, несогласие, сомнение, уверенность, неуверенность, комментирование, аргументирование, оценка выдвинутых аргументов, разъяснение или защита точки зрения, дополнение мысли отвечающего (говорящего), утверждение, отрицание и пр. Если характеризовать жанры учебно-научной речи в целом, то можно выделить некоторые универсальные признаки, среди которых можно назвать логичность и структурированность композиции, терминологичность, лаконичность, достаточно строгий отбор лексических средств.

Заключение

.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что учебно-научный и деловой типы речи являются особыми разновидностями русского литературного языка, обладающими разветвленной жанровой системой. Жанрамделовой и научной речи присущи свои индивидуально-стилевые черты, в то же время они наследуют общие черты стиля. Учебно-научная и деловая речь оказываются близки друг другу и совпадают в некоторых своих характеристиках. Так, обоим типам речи свойственна точность, лаконичность, логичность и последовательность повествования, стандартизированность используемых лексических средств и синтаксических конструкций. Ключевые отличия жанров учебно-научной речи от деловой обусловлены различием их функции. Если функции деловой речи — это информативная функция, предписывающая и регламентирующая, то функции учебно-деловой речи — информативная и дидактическая. Как следствие, жанры официально-делового стиля в большей мере подвержены стандартизации.

Выбор того или иного жанра обусловлен конкретной ситуацией в сфере правовых отношений. Ситуация обусловливает не только набор элементов, присущих жанру, но и последовательность их расположения. Жанры деловой речи обладают строго определенной, закрепленной в инструкциях структурой, отступление от которой невозможно. Что касается жанров учебно-научного стиля речи, то влияние стандартизациипроявляется в них в меньшей степени. Они отражают особенности учебной коммуникативной ситуации, и поэтому более гибки, ориентированы на диалог, взаимодействие в процессе обучения и допускают большую свободу автора текста.

Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи / А. Н. Васильева. — М.:МУБУ, 1976. — 210 с. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы / Л. А. Введенская [и др.] - Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 283 с. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб.

— М.: Логос, 2003. — 355 с. Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева.

— М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. — 560 с. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / Под ред.

Л.Ю. Иванова [и др.] - М.: Флинта, Наука, 2003. — 840 с. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева — Ростов н/Д, 2010. -.

562 с. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев — М.: Наука, 1977. URRL:

http://www.twirpx.com/file/337 263/ (дата обращения: 11.

04.2014).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи / А. Н. Васильева. — М.:МУБУ, 1976. — 210 с.
  2. Л.А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы / Л. А. Введенская [и др.] - Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 283 с.
  3. И.Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. — М.: Логос, 2003. — 355 с.
  4. Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. — 560 с.
  5. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова [и др.] - М.: Флинта, Наука, 2003. — 840 с.
  6. Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева — Ростов н/Д, 2010. — 562 с.
  7. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев — М.: Наука, 1977. URRL: http://www.twirpx.com/file/337 263/ (дата обращения: 11.04.2014).
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ