Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В динамично развивающейся государственной социальной политике, проводимой в интересах детей, формирование ее новой эффективной конструкции и получение значимых результатов возможно лишь на основе детального анализа и осмысления происходящих преобразований в социальной жизни страны, изучения опыта строительства новых отношений и взаимосвязей в социальной сфере. Это вызывает необходимость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Соотношение социальной политики и воспитания как научных категорий
    • 2. Сущность и содержание государственной социальной политики в области воспитания детей
  • Глава 2. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В 1991—1995 ГОДЫ
    • 1. Социально-экономические и социально-педагогические условия развития государственной социальной политики в области воспитания детей в начале 90-х годов XX века в России
    • 2. Основные направления государственной социальной политики в области воспитания детей в 1991—1995 гг. и динамика их практической реализации в деятельности государственных органов
    • 3. Влияние Конвенции ООН о правах ребенка на государственную социальную политику России в области воспитания детей в постсоветский период
  • Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В 1996—2003 ГОДЫ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
    • 1. Анализ государственных нормативных документов по проблемам социальной политики в области воспитания детей в 1996—2003 гг.
    • 2. Приоритетные проблемы воспитания детей в 1996—2003 гг. и их отражение в государственной социальной политике
    • 3. Основные тенденции развития современной государственной социальной политики в области воспитания детей и ее среднесрочные перспективы

Развитие государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые социально-экономические реалии, складывающиеся в стране в постсоветский период, привели к ряду принципиальных изменений в жизнедеятельности россиян. Существенные перемены произошли в социальной сфере, в том числе и в области воспитания детей. Быстро возникающие политические и социально-экономические трансформации обусловили кардинальное преобразование социальной политики в интересах детей, эффективное осуществление которой становится одним из главных государственных приоритетов в современных условиях развития России.

Актуальность исследования педагогического аспекта государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период развития нашей страны обусловлена рядом факторов.

Во-первых, воспитание в российском обществе реализуется сегодня в условиях трансформированного состава и деятельности субъектов воспитаниясемьи, государственных органов, школы, системы дополнительного образования, средств массовой информации, детских и молодежных общественных объединений, религиозных организаций. Коренным образом изменились мировоззрение и ценностные ориентации подрастающего поколения.

В динамично развивающейся государственной социальной политике, проводимой в интересах детей, формирование ее новой эффективной конструкции и получение значимых результатов возможно лишь на основе детального анализа и осмысления происходящих преобразований в социальной жизни страны, изучения опыта строительства новых отношений и взаимосвязей в социальной сфере. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования и определения приоритетных целей и задач осуществления государственной социальной политики в области воспитания детей, уточнения научно-педагогических представлений о ней — выявления ее сущности и содержания в новых экономических и общественных условиях, определения динамики практической реализации конкретных мер в деятельности государственных органов в постсоветский период. Исследование современных теоретических и практических основ государственной социальной политики, в свою очередь, делает возможным обоснование ее ведущих тенденций, прогнозирование среднесрочных перспектив с целью проведения масштабного улучшения положения подрастающего поколения, приведения деятельности государственных органов, — как основного субъекта социальной политики в области воспитания, — по защите и воспитанию детей в соответствие с требованиями общества и складывающейся социально-экономической ситуацией.

Во-вторых, выполнение Россией взятых на себя международных обязательств в области защиты прав и интересов детей объективно поднимает планку требований к воспитанию, уровню и качеству подготовки молодого поколения к жизни. В современных условиях более 90 стран (в том числе и Россия) сформировали и реализуют национальные планы и программы действий в интересах детей в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

В настоящее время решения специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей определяют всемирную стратегию развития политики в интересах детей и предлагают механизмы ее реализации на период до 2010 года. Исходя из принципов Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, в контексте «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года» в нашей стране разработаны «Основные направления государственной социальной политики в интересах детей до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей)», которые нацелены на решение приоритетных задач жизнеобеспечения и воспитания детей.

Вместе с тем, анализ документов, затрагивающих вопросы защиты и воспитания детей, изучение результатов их практической реализации свидетельствуют о том, что усилия, предпринимаемые государством по разным направлениям воспитания детей, неадекватны сложившейся ситуации. Не созданы в полной мере правовые, экономические, культурные предпосылки для обеспечения жизнедеятельности детей независимо от социального положения семей. Недостаточно эффективен государственный и общественный контроль за выполнением правовых норм защиты детства, их соблюдением в деятельности различных ведомств, организаций, учреждений. Отсутствует необходимая экспертиза проводимых преобразований с точки зрения их воздействия на воспитание детей.

В-третьих, анализ современной научной литературы показал недостаточный уровень теоретической разработанности социальной политики в области воспитания детей, поскольку лишь отдельные научно-педагогические аспекты исследуемой проблемы отражены в трудах JI.B. Алиевой, С. В. Дармодехина, В. И. Жукова, С. П. Иваненкова, В. Ю. Красновой, Н. С. Моровой, А. В. Мудрика, Л. Я. Олиференко, В. В. Павловского, И. Л. Первовой, H.JI. Селивановой, О. Н. Субаевой, С. В. Тетерского, Е. Е. Чепурных и др. В ряде работ, в частности, исследованы некоторые вопросы взаимосвязи развития социальной политики и становления личности, педагогического потенциала социальной среды, социализации подрастающего поколения в современных условиях, проанализированы вопросы воспитательного значения социальных инициатив детей и молодежи и их общественно-государственной под держки в плоскости развития социальной политики, улучшения социально-педагогической под держки детства.

Специального педагогического исследования по проблеме развития государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период не проводилось. В научно-педагогических работах не раскрыты сущность и содержание государственной социальной политики в области воспитания детей как социально-педагогического феномена, не исследована динамика ее развития в постсоветские годы. Высокая актуальность, недостаточная научная разработанность и практическая значимость рассматриваемой проблемы послужили основой для выбора темы диссертационного исследования.

Объектом исследования избрана государственная социальная политика в области воспитания детей в постсоветский период развития страны как социально-педагогический и конкретно-исторический феномен, а его предметомпроцесс развития государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период (1991—2003 гг.).

Цель исследования — раскрыть сущность, содержание, основные направления и тенденции развития государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании ставились и решались следующие задачи:

1. Уточнить научно-педагогические представления о государственной социальной политике в области воспитания детей.

2. Выявить педагогическое содержание, основные направления и динамику государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период.

3. Обосновать современные ведущие тенденции государственной социальной политики в области воспитания детей и ее среднесрочные перспективы.

При разработке гипотезы исследования в качестве исходного принято положение о том, что в современных условиях существует противоречие между объективно возрастающими требованиями (формируемыми как внутри страны, так и на международном уровне) к эффективности государственной социальной политики в области воспитания детей в Российской Федерации, улучшению положения подрастающего поколения, соблюдению прав ребенка и реальным решением проблем детства на временном пространстве постсоветского периода на основе действующих государственных нормативных правовых документов, проявляющимся в отсутствии единого концептуального понимания исследуемого феномена, системности и планомерности в практических мероприятиях. Это приводит к дискретности воспитательного процесса (в отличие от непрерывного процесса социализации), к неоднозначности и рассогласованности воспитывающих влияний на детей в социокультурном пространстве.

Предполагалось, что разрешение данного противоречия возможно на основе выявления сущности и педагогического содержания государственной социальной политики в области воспитания детей, анализа и научного обоснования основных тенденций ее развития на современном историческом этапе, что позволит при комплексном сочетании непосредственных и опосредованных форм воспитательного воздействия на детей на основе реализации системных и непрерывных воспитательных мер повысить эффективность государственных мероприятий по защите детства и воспитанию детей, добиться положительной динамики процессов жизнеобеспечения подрастающего поколения.

Теоретико-методологические основы исследования составили философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего миранаучные положения о системности и непрерывности педагогического процесса в социуме, о воспитании как конкретно-историческом явлении, связанном с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием обществаобщенаучные подходы (исторический, системный, процессуальный, функциональный и др.). Ведущими принципами исследования стали принципы объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического.

Теоретическую базу исследования составили: фундаментальные работы известных ученых в области методологии педагогических и историко-педагогических исследований (Б.С. Гершунский, В. И. Журавлев, В. И Загвязин-ский, В. В. Краевский, Г. Н. Филонов и др.) — базовые положения современной педагогики и психологии о воспитании (Е.В. Бондаревская, М. В. Воропаев, Н. С. Дежникова, И. Д. Демакова, И. А. Зимняя, И. А. Липский, Ю. С. Мануйлов,.

A.В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Сластенин, П. В. Степанов, Г. Н. Филонов, Н. Е. Щуркова и др.) — научные положения теоретиков педагогики и психологии о процессе социализации подрастающего поколения и его влиянии на развитие личности ребенка (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский,.

B.В. Давыдов, B.C. Мухина, Н. Д. Никандров, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.) — теоретические подходы к сущности, содержанию, основным приоритетам социальной политики в России в интересах детей, представлению ее как динамично развивающейся системы.

С.В. Дармодехин, В. И. Жуков, С. В. Тетерский и др.) — концептуальные положения социологии и политологии о социальной политике государства (Ф.М. Бородкин, В. И. Жуков, В. Ю. Краснова, Э. В. Тадевосян и др.).

Методы исследования. Решение диссертационных задач осуществлялось на основе комплексного использования преимущественно теоретических методов: анализа педагогической, психологической, социологической и политологической литературы по проблеме социальной политики в области воспитания детейизучения международных и российских нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение прав и интересов детей, а также их воспитание и развитие в современном российском обществеизучения и анализа статистических данных по результатам социологических и педагогических исследований, представленных в публикацияхобобщения, сравнения, синтеза и статистической обработки научных данныхмоделирования социальных и педагогических процессов. Среди эмпирических применялись методы включенного педагогического наблюдения, бесед, анализа результатов деятельности.

Источниковедческая база исследования. В исследовании использовались: социологическая, политологическая, педагогическая и психологическая научная литература (диссертации, монографии, энциклопедии, справочники, научные брошюры, статьи и др.) — информационно-справочные и статистические материалы по проблемам социальной политики и воспитания. В качестве основной группы источников были взяты нормативные правовые акты, разработанные в сфере социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период (1991—2003 гг.), в том числе нормативные международные документы.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998—2001 гг.). Его основной задачей было изучение социологической, педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме, определение объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования. На данном этапе разрабатывался замысел работы, формировались программа исследования и источниковедческая нормативно-правовая база.

Второй этап (2001—2003 гг.) представлял собой комплекс мероприятий: уточнение гипотезы исследованияанализ научной литературы, внутригосударственных и международных законодательных актов по проблеме социальной политикивыявление в ходе историко-педагогического анализа основных социально-экономических и социально-педагогических условий, динамики развития государственной социальной политики в области воспитания детеймоделирование социальных и педагогических процессов в исследуемой областивыработку ключевых теоретических положений по исследуемой проблеме.

Третий этап (2003—2004 гг.) включал в себя обработку, анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатовформулировку уточненных теоретических выводов и практических рекомендацийпубликацию полученных данных в научных статьях, методической литературеапробацию результатов в научных сообщениях в административных и научно-исследовательских структурах министерств и ведомств, занимающихся проблемами детей в Российской Федерацииоформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в следующем:

— уточнены и расширены научно-педагогические представления о государственной социальной политике в области воспитания детей, в основу которых положена интегративность педагогических подходов к воспитанию как социальному феномену и социологических положений о сущности государственной социальной политики в интересах детей;

— выявлены педагогическое содержание, основные направления и динамика государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период, опирающиеся на комплексный анализ социально-экономических и социально-педагогических условий развития страны, приоритетных проблем воспитания подрастающего поколения, влияния на государственную социальную политику международных обязательств России в сфере защиты прав и интересов детей;

— обоснованы современные ведущие тенденции и перспективы государственной социальной политики в области воспитания детей, учитывающие ценностно-целевые, содержательные, организационные и технологические векторы совершенствования воспитательного процесса с детьми.

Практическая значимость исследования заключается в разработанном содержании научно-педагогического сопровождения государственной социальной политики в области воспитания детей, включающего в себя анализ основных направлений развития и опыта государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветский период истории страны, социально-экономических и социально-педагогических факторов и условий воспитания, решаемых приоритетных проблем воспитания, современных тенденций государственной социальной политики, в совокупности позволяющего государственным органам целенаправленно осуществлять рассматриваемую политику, разрабатывать и осуществлять меры непосредственного и опосредованного социально-педагогического воздействия на детей. Прогнозные научные представления, сформулированные в тенденциях развития государственной социальной политики в области воспитания детей, теоретические выводы исследования могут быть использованы для выработки конструктивных управленческих решений, организационно-методических указаний, направленных на создание устойчивых, целостных и законосообразных связей между процессами воспитания детей и осуществления задач государственной социальной политики. Научно-методические разработки и публикации по актуальным проблемам социальной политики в области воспитания детей нашли применение в деятельности ряда общественных организаций. Материалы исследования могут быть использованы в содержании обучения специалистов социально-педагогического профиля в системе повышения их квалификации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положенийадекватностью применяемых методов его предмету, цели и задачамширокой источниковедческой базой данныхобъемной апробацией результатов исследования в научных и методических публикацияхвостребованностью диссертационных данных в государственных и общественных организациях, занимающихся проблемами социальной политики в области воспитания детей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись, в основном, путем авторского руководства и участия в подготовке и выполнении государственных и общественных проектов, реализующих различные аспекты государственной социальной политики в области воспитания детей. К их числу относятся: «Права ребенка (1998—2004 гг.) — проект, в ходе выполнения которого проведено три частных научных исследования, выпущено более 50 методических пособий сборников правовых документов, справочных изданий, обучающих игр и программ- «Внимание: Дети!» (2000—2001 гг.) — проект, направленный на привлечение взрослых к проблемам детей в России- «На пути к новой России» (1999—2000 гг.) — проект, направленный на гражданское образование детей и молодежи- «Компьютерный всеобуч (2000—2004 гг.) — проект по овладению детьми компьютерной грамотностью- «Добровольная помощь населению» (1997—2004 гг.) — проект по обучению детей жизненным навыкам через добровольный труд на благо местного сообществаи др. Предварительные и промежуточные результаты исследования публиковались в научных статьях, брошюрах и методических пособиях, обсуждались на уровне инициативных предложений в государственных структурах, ответственных за выработку социальной политики в интересах детей, и нашли отражение в ряде принятых законов и постановлений Правительства России. Автор также выступал с научными докладами и сообщениями в административных и научно-исследовательских структурах министерств и ведомств, занимающихся проблемами детей в Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Государственная социальная политика в области воспитания детей представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность государственных органов по осуществлению крупномасштабных задач развития и совершенствования специфической части социальной сферы общества, связанной с интересами и жизнедеятельностью детей и направленной на реализацию основных прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, формирование у подрастающего поколения качеств гражданина-патриота на основе комплекса мер непосредственного и опосредованного воспитательного воздействия. Государственная социальная политика в области воспитания детей имеет специфику, позволяющую говорить о ее социально-педагогическом феномене как относительно самостоятельном направлении социальной политики со своей системой целей, принципов, осуществляемых функций, совокупностью форм и методов.

2. Государственная социальная политика в области воспитания детей в исследуемый период (1991—2003 гг.) была неоднозначной, осуществлялась в сложных и противоречивых политических и социально-экономических условиях, строилась в контексте выполнения международных обязательств в области защиты прав детей, была ориентирована на решение приоритетных проблем воспитания подрастающего поколения. Ее динамика выражалась в изменении нормативно-правовой, научно-теоретической и финансово-экономической базы, расширении комплекса практических социально-педагогических мер в сфере воспитания детейна основании качественной выраженности этих изменений анализ государственной социальной политики условно подразделен на временные отрезки в 1991—1995 гг. и 1996—2003 гг.

3. Становление государственной социальной политики в новых общественно-экономических условиях в начале 90-х годов XX века явилось периодом анализа и осмысления происходящих трансформаций в социальной жизни в стране, приобретения опыта в строительстве новых отношений и взаимосвязей в социальной сфере, создания правового фундамента новой государственной социальной политики, проводимой в интересах детей, оформившегося принятием «Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» после подписания Указа Президента РФ от 14.09.95 г. № 942. Однако, воспитание подрастающего поколения на первоначальном этапе постсоветского периода оказалось на периферии государственных и общественных интересов. Усилия, предпринимаемые государством по разным направлениям социальной политики в области воспитания, были явно недостаточны. В стране не были в должной мере созданы правовые, экономические, социально-педагогические предпосылки для обеспечения полноценной жизнедеятельности и воспитания детей.

Основными социально-экономическими и социально-педагогическими условиями, оказавшими существенное влияние на становление государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветской России, явились: социально-экономические реформытрансформация концептуальных основ правовой регламентации воспитанияизменение социальной инфраструктуры детстваобразование новой религиозной ситуации в странеактивизация этнических проблемкриминализация обществавозникновение многообразных воспитательных стратегийизменение информационного поля воспитательного процесса. Ведущие направления государственной социальной политики в области воспитания детей в 1991—1995 гг. включали в себя: преодоление негативных тенденций по снижению уровня жизни семей с детьми, их государственную поддержкусовершенствование охраны здоровья и повышение качества медицинского обслуживания подрастающего поколенияреформирование и развитие образованиягосударственную под держку детских общественных объединений и организацийстабилизацию ситуации с безнадзорностью несовершеннолетних, снижение уровня преступности и правонарушенийразвитие государственной помощи детям, находящимся в особо сложных обстоятельствах.

4. Государственная социальная политика в области воспитания детей в 1996—2003 гг. характеризуется существенными качественными приращениями, ее основными направлениями стали: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизниобеспечение качественного образования детейулучшение экономических условий жизнедеятельности детейповышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. В качестве приоритетных проблем воспитания детей в поле государственной политики находились: воспитание гражданственности и патриотизмасемейное воспитаниеразвитие творческих способностей ребенкавоспитание здорового образа жизниправовое воспитание и предупреждение правонарушений. Вместе с тем, в эти годы, при усилении системности и плановости деятельности государственных органов в области воспитания детей в целом, совершенствование нормативной правовой базы, улучшение кадрового, информационного и материального обеспечения государственной социальной политики сочеталось с ослаблением проводимой практической работы по отдельным направлениям воспитания подрастающего поколения, его социально-педагогического сопровождения.

5. На содержание государственной социальной политики в области воспитания детей значительное влияние оказывает выполнение Россией международных обязательств в сфере защиты прав и воспитания детей. Основное воздействие Конвенции ООН о правах ребенка выразилось в том, что в стране на законодательном и исполнительном уровнях был заложен фундамент принципиально новой, личностно ориентированной социально-педагогической инфраструктуры обслуживания семьи и детей.

6. Ведущими современными тенденциями развития государственной социальной политики в области воспитания детей, определяющими ее среднесрочные перспективы, являются: повышение роли социальных и воспитательных ценностей и установок, включаемых в концептуальные положения целевых программ, реализующих задачи государственной социальной политики в области воспитания детейусиление ориентированности нормативно-правовой базы детства на проблемы воспитания, защиты прав и интересов детей, стремление к приведению ее в соответствие с требованиями международных норм правареализация программно-целевого подхода при решении основных задач государственной социальной политикиактивная интеграция усилий в социальной политике в интересах детей с общественными организациями, усиление их роли в воспитании подрастающего поколениякомплексное совершенствование всех видов обеспечения условий для воспитания детейстабилизация и дальнейшее развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детейрасширение кадровой базы субъектов социального развития и воспитания детейувеличение масштабов исследований и разработок в области теории и современных технологий воспитания детей, моделирования воспитательных систем.

7. Перспективы развития социальной политики в области воспитания детей в приоритетном порядке зависят от качества разрешения государственными органами сложившегося противоречия между осложнением ситуации с защитой детства в стране в связи с возникновением ранее не имевших места проблем (появление детей-беженцев, вынужденных переселенцев, распространение алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, рост детской беспризорности, социального сиротства и насилия в отношении детей и др.) и потенциальным ростом возможностей государства по преодолению создавшихся проблем в условиях определенной экономической стабилизации в России. Важнейшим условием эффективности государственной социальной политики в области воспитания детей в среднесрочной перспективе выступает обеспечение непрерывного и системного характера мер непосредственного и опосредованного воспитательного воздействия на детей.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (более 250 источников) и приложений.

Результаты исследования позволяют предложить комплекс практических рекомендаций по совершенствованию государственной социальной политики в области воспитания детей:

— государственным органам рекомендуется использовать содержание научно-педагогического сопровождения государственной социальной политики в области воспитания детей, разработанное в диссертации, которое позволит целенаправленно разрабатывать и осуществлять меры непосредственного и опосредованного социально-педагогического воздействия на детей;

— предлагается сместить акцент со статистического характера содержания ежегодного государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации», с перечисления проведенных многочисленных мероприятий, на анализ причин, по которым не достигнуты те или иные цели, конкретизировать предложения по устранению этих причин;

— предлагается разработать Концепцию государственной социальной политики в области воспитания детей, в которой сформулировать единые научные подходы к пониманию данной политики в широком социальном значении, выработать теоретические принципы конструирования федеральных целевых и государственных программ с целевой направленностью на правовую и финансовую поддержку детства и воспитание подрастающего поколения;

— рекомендуется усилить взаимодействие государственных органов с общественными организациями, средствами массовой информации по проблемам воспитания подрастающего поколения, связанным с развитием у них ценностных ориентаций, формированием чувств патриотизма, национальной гордости, гражданской ответственности, нравственности, любви и уважения к семейному очагу как важнейших индикаторов успешности воспитания с позиций государства;

— в интересах повышения воспитательной роли семьи и повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей государственным органам предлагается наполнить новым социальным содержанием государственную семейную политику;

— рекомендуется обеспечить перспективное планирование издательской деятельности, направленной на решение воспитательных проблем, с реализацией заказной системы разработки и внедрения комплектов пособий, научно обосновывающих и методически обеспечивающих развитие воспитания детей;

— государственным органам предлагается ускорить формирование правовой базы для института ювенальной юстициисоздать условия для максимально точного и правдивого положения в освещении дел с безнадзорностью и беспризорностью детей.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям: теоретико-методологические проблемы прогнозирования развития государственной социальной политики в области воспитания детейорганизационно-педагогические основы взаимодействия государственных органов и общественных организаций в осуществлении социальной политики в области воспитания детейоптимизация социальной политики в области воспитания детей на региональном уровненаучно-педагогические аспекты формирования системы государственной экспертизы эффективности социальной политики в области воспитания детей, осуществляемой различными субъектами.

Основное содержание исследования изложено в следующих публикациях:

1. Серякова Н. А. Социальная политика в интересах детей // Семья в России." 2003. (Специальный выпуск «Семья и права ребенка»).- С 5−12.

2. Серякова Н. А. Социальная политика России в области воспитания: реализация международных обязательств // Семья в России. — 2004. ~ № 3. С.5−13.

3. Серякова Н. А., Быков А. К. Государственная социальная политика в области воспитания детей: сущность, содержание, основные тенденцииразвития-М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. — 64 с. (авторство не разделено).

4. Дети Севера: проблемы формирования здорового поколения /Под ред. Н. А. Серяковой. — М., 1998. 40 с.

5. Серякова Н. А., Ручкин Б. А., Гришина Е. А. Российская молодежь: десять главных проблем.- М., 1999. — 90 с. (авторство не разделено).

6. Серякова Н. А. О добровольчестве //Добрая воля / Под ред. Н. А. Серяковой.- М., 2001. — 98 с. (авторская статья — С.4−6).

7. Технологии успеха — /Под ред. Н. А. Серяковой. — М., 2002 — 98 с.

8. Серякова Н. А. Опыт Фонда «Новые перспективы» в защите прав ребенка // Права ребенка: Опыт проектной деятельности Фонда «Новые перспективы. 2000;2004» / Сост. Н. А. Серякова — М., 2004. — 88 с. (авторская статьяС.3−6).

9. Seriakova N. On The Path to a New Russia: The Youth Novement // Rus-sias Fate Through Russian Eyes.- Colorado: Westview Press, 2004. P.202−211.

Общий объем публикаций — свыше 30 п.л., из которых авторская часть составляет более 11 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы становления и развития государственной социальной политики в области воспитания детей в 1991;2003 годах, изучение практики ее реализации на нормативно-правовом уровне подтвердили, что она входит в комплекс важнейших задач, решаемых педагогической наукой. Рассматриваемая проблема многогранна, характеризуется сложностью и противоречивостью ее разрешения. Полученные и проанализированные данные исследования развития государственной социальной политики в области воспитания детей позволили сформулировать основные теоретические выводы.

Государственная социальная политика в области воспитания детей представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность государственных органов по осуществлению крупномасштабных задач развития и совершенствования специфической части социальной сферы общества, связанной с интересами и жизнедеятельностью детей и направленной на реализацию основных прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, формирование у подрастающего поколения качеств гражданина-патриота на основе комплекса мер непосредственного и опосредованного воспитательного воздействия. Государственная социальная политика в области воспитания детей имеет специфику, позволяющую говорить о ее социально-педагогическом феномене как относительно самостоятельном направлении социальной политики со своей системой целей, принципов, осуществляемых функций, совокупностью форм и методов.

Государственная социальная политика в области воспитания детей в исследуемый период (1991—2003 гг.) была неоднозначной, осуществлялась в сложных и противоречивых политических и социально-экономических условиях, строилась в контексте выполнения международных обязательств в области защиты прав детей, была ориентирована на решение приоритетных проблем воспитания подрастающего поколения. Ее динамика выражалась в изменении нормативно-правовой, научно-теоретической и финансово-экономической базы, расширении комплекса практических социально-педагогических мер в сфере воспитания детейна основании качественной выраженности этих изменений анализ государственной социальной политики условно подразделен на временные отрезки в 1991—1995 гг. и 1996—2003 гг.

Становление государственной социальной политики в новых общественно-экономических условиях в начале 90-х годов XX века явилось периодом анализа и осмысления происходящих трансформаций в социальной жизни в стране, приобретения опыта в строительстве новых отношений и взаимосвязей в социальной сфере, создания правового фундамента новой государственной социальной политики, проводимой в интересах детей, оформившегося принятием «Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» после подписания Указа Президента РФ от 14.09.95 г. № 942. Однако, воспитание подрастающего поколения на первоначальном этапе постсоветского периода оказалось на периферии государственных и общественных интересов. Усилия, предпринимаемые государством по разным направлениям социальной политики в области воспитания, были явно недостаточны. В стране не были в должной мере созданы правовые, экономические, социально-педагогические предпосылки для обеспечения полноценной жизнедеятельности и воспитания детей.

Основными социально-экономическими и социально-педагогическими условиями, оказавшими существенное влияние на становление государственной социальной политики в области воспитания детей в постсоветской России, явились: социально-экономические реформытрансформация концептуальных основ правовой регламентации воспитанияизменение социальной инфраструктуры детстваобразование новой религиозной ситуации в странеактивизация этнических проблемкриминализация обществавозникновение многообразных воспитательных стратегийизменение информационного поля воспитательного процесса. Ведущие направления государственной социальной политики в области воспитания детей в 1991—1995 гг. включали в себя: преодоление негативных тенденций по снижению уровня жизни семей с детьми, их государственную поддержкусовершенствование охраны здоровья и повышение качества медицинского обслуживания подрастающего поколенияреформирование и развитие образованиягосударственную поддержку детских общественных объединений и организацийстабилизацию ситуации с безнадзорностью несовершеннолетних, снижение уровня преступности и правонарушенийразвитие государственной помощи детям, находящимся в особо сложных обстоятельствах.

Государственная социальная политика в области воспитания детей в 1996—2003 гг. характеризуется существенными качественными приращениями, ее основными направлениями стали: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизниобеспечение качественного образования детейулучшение экономических условий жизнедеятельности детейповышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. В качестве приоритетных проблем воспитания детей в поле государственной политики находились: воспитание гражданственности и патриотизмасемейное воспитаниеразвитие творческих способностей ребенкавоспитание здорового образа жизниправовое воспитание и предупреждение правонарушений. Вместе с тем, в эти годы, при усилении системности и плановости деятельности государственных органов в области воспитания детей в целом, совершенствование нормативной правовой базы, улучшение кадрового, информационного и материального обеспечения государственной социальной политики сочеталось с ослаблением проводимой практической работы по отдельным направлениям воспитания подрастающего поколения, его социально-педагогического сопровождения.

На содержание государственной социальной политики в области воспитания детей значительное влияние оказывает выполнение Россией международных обязательств в сфере защиты прав и воспитания детей. Основное воздействие Конвенции ООН о правах ребенка выразилось в том, что в стране на законодательном и исполнительном уровнях был заложен фундамент принципиально новой, личностно ориентированной социально-педагогической инфраструктуры обслуживания семьи и детей.

Ведущими современными тенденциями развития государственной социальной политики в области воспитания детей, определяющими ее среднесрочные перспективы, являются: повышение роли социальных и воспитательных ценностей и установок, включаемых в концептуальные положения целевых программ, реализующих задачи государственной социальной политики в области воспитания детейусиление ориентированности нормативно-правовой базы детства на проблемы воспитания, защиты прав и интересов детей, стремление к приведению ее в соответствие с требованиями международных норм правареализация программно-целевого подхода при решении основных задач государственной социальной политикиактивная интеграция усилий в социальной политике в интересах детей с общественными организациями, усиление их роли в воспитании подрастающего поколениякомплексное совершенствование всех видов обеспечения условий для воспитания детейстабилизация и дальнейшее развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детейрасширение кадровой базы субъектов социального развития и воспитания детейувеличение масштабов исследований и разработок в области теории и современных технологий воспитания детей, моделирования воспитательных систем.

Перспективы развития социальной политики в области воспитания детей в приоритетном порядке зависят от качества разрешения государственными органами сложившегося противоречия между осложнением ситуации с защитой детства в стране в связи с возникновением ранее не имевших места проблем (появление детей-беженцев, вынужденных переселенцев, распространение алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, рост детской беспризорности, социального сиротства и насилия в отношении детей и др.) и потенциальным ростом возможностей государства по преодолению создавшихся проблем в условиях определенной экономической стабилизации в России. Важнейшим условием эффективности государственной социальной политики в области воспитания детей в среднесрочной перспективе выступает обеспечение непрерывного и системного характера мер непосредственного и опосредованного воспитательного воздействия на детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М., Интыкбаев М. К. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждение Моногр. Караганда: Караганд. высш. школа КНБ РК, 1997.
  2. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (История и современность): Материалы XVIII сессии Науч. совета по проблемам истории образования и воспитания, окт. 1997 г. / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997.
  3. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Е. М. Рыбинского. М.: НИИ детства Рос. дет. фонда, 1998. — Вып.5.
  4. JI.C. Бурмистрова Е. В., Чупракова Н. Н., Косолапова JI.A. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.
  5. JI.C., Буданова Л. Б., Данъярова Т. А., Ширинский В. И. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность». М.: КИИ семьи, 1997.
  6. JI.B. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2002. — 43 с.
  7. Е.Ф. Семья и насилие над детьми // Будущее России и новейшие социологические подходы. 4.2. — М., 1997.
  8. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Мифы (По материалам проекта «Том. инициатива») / Отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. М.: Дом интеллект, книги, 2003. — 448 с.
  9. В.И. О концепции воспитания в Российской образовательной системе (изложение авторского подхода). -М., 1997.
  10. Л.И. Несовершеннолетний в воспитательной колонии: что полезно знать воспитателю. -М.: Проект, группа по правам человека, 1997.
  11. М.Я. Законы социологии и истории в производстве жизни со-циосферы. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003. — 241 с.
  12. М.И., Шарафутдинов З. Т. Проблема преемственности между детским садом и школой в вопросах воспитания и обучения. Казань: Б.и., 1997.
  13. В.В. Семья в переходный период: социально-психологические проблемы // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информ. бюл. ВЦИОМ. 1995. — № 2.
  14. В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социологические исследования. № 2. — 2003. — С.28−39.
  15. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности/Юпыт разработки концепций воспитания: В 2 ч. -Ростов-на-Дону, 1993.
  16. . С компасом через лабиринт жизни: Как дети решают важнейшие вопросы бытия. СПб.: Изд-во Т. В. Новиковой, 1998.
  17. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.
  18. Вместе с семьей / Сост. Н. Н. Серова. СПб.: СПбГУМП, 1998.
  19. Г. Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. -1997.-№ 4.
  20. Вопросы правового регулирования жизнедеятельности семей в законодательстве России. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.
  21. В.П. Воспитательное воздействие на личность: многоуровневая модель: Учеб. пособие. Пенза: ПГАСА, 1998.
  22. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998.
  23. Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования: Материалы науч.-практ. конф. Вып. 1,2.- Ростов н/Д, 1993.
  24. Воспитание и развитие личности: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Н. Г. Осуховой. М.: Ин-т развития личности РАО, 1997.
  25. Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века: Материалы VI конф. молодых ученых, 19−20 мая 1998 г. В 2 ч. — М.: Ин-т развития личности РАО, 1998.
  26. Воспитание и современность: опыт, проблемы, решения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф./ Ред. Р. Я. Мезрина. Ижевск, 1999.
  27. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. А. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997.
  28. Е.М. Несчастливые дети трудные родители: Наблюдения детского психиатра. — М.: Семья и школа, 1997.
  29. В.В., Трикоз Н.А Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. № 1. — 2002. — С.96−105.
  30. С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М.: МГУКИ, 2002. — 146 с.
  31. M.JI. Правосознание подростков. М.: Магистр, 1998.
  32. И.А. Религия и молодежь. Религия и образование // Современные религии народов России. М., 1999.
  33. З.Т., Игитханян Е. Д. Личность в трансформирующемся обществе. Социогрупповые предпочтения // Общество и право. № 1. — 2003.
  34. А. Переизбрание России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информ. бюл. ВЦИОМ. 1998. -№ 3.
  35. А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. Белгород- Курск: Кур. гос. пед. ун-т, 1998.
  36. М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность. 1992−2002: Социологический анализ. М.: РОССПЭН, 2003. -512 с.
  37. М.Д. Социальная опека над ребенком. Самара: Самар. ун-т, 1998.
  38. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы»: Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122.-М.:Росвоенцентр, 2001.
  39. Григорьева В. К, Мухортов Д. С. Лидер и ученическое сообщество. -Хабаровск, 1998.
  40. Л. Россия в ряду других стран: к проблеме национальной идентичности // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информ. бюл. ВЦИОМ. 1999. -№ 1.
  41. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (В описаниях их авторов и исследователей) / Н. А. Баранова, А. Е. Баранов, Л.Ф. Брюхо-вецкая и др.- Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. о-во России, 1998.
  42. Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социол. исслед. 1996. — № 3.
  43. А.И. Принципы формирования социальных институтов государства. Мн.: Технопринт, 2001. — 144 с.
  44. С. В. Основные направления государственной семейной политики. Национальный план действий в отношении семьи на среднесрочный период: Науч. проект. М.: НИИ семьи, 1996.
  45. С. В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики. М.: НИИ семьи, 1998.
  46. С.В., Архангельский В.К, Иващенко Г. М., Муратов Ю. И. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности: Итоги социол. исследования. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.
  47. С.В. Семья и государство: новое качество социальных отношений. Вестник аналитики. М.: Институт стратегических оценок и анализа, 2002.
  48. Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика.- № 10.
  49. Действующие факторы и индикаторы эффективности и методы повышения качества начального воспитания и образования: Материалы симп., Зла-тибор, 28−30 окт. 1997 г. Златибор: Б.и., 1997.
  50. И.Ф. Механизмы социализации детей в семье // Общество и право.-№ 1.-2003.
  51. И.Ф. Подростки и наркотики. М.: Изд-во ИПК и ПРНО, 1997.
  52. И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. 1996 -№ 6.
  53. Т.Н. Теоретические основы региональной концепции воспитания школьников в Республике Мордовии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
  54. Демографический ежегодник России.1997. М., 1997.
  55. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М., 1994.
  56. Демографический ежегодник СССР. 1990. М., 1990.
  57. Д.П. Социальная адаптация подростков // Социол. журн. -1997. -№½.
  58. Десять лет социологических наблюдений / Сост. А. А. Черняков. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003. — 698 с.
  59. Дети в меняющемся мире: Актуал. проблемы соц. педагогики и соц. работы: Материалы рос.-герм. семинара, Омск, 25−29 мая 1997 г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
  60. Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
  61. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998.
  62. Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Сб. научных трудов / Под ред. Г. А. Котельникова. Вып.6. — Белгород: БГТУ, 2003. — 228 с.
  63. В.И., Кухтевич Т. Н. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. — № 4. — С. 166−177.
  64. Д. Ч. Непослушный ребенок / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 1997.
  65. . Религиозная вера в России 90-х годов // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информ. бюл. ВЦИОМ. 1999. -№ 1.
  66. .В. Дети трех поколений // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информ. бюл. ВЦИОМ. 1996. -№ 4.
  67. Естественное движение населения Российской Федерации за 1995 год: Стат. бюл. М.: Госкомстат РФ, 1996.
  68. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985−2001 годы. М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 672 с.
  69. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. — 573 с.
  70. Д.В. Трансформация социально-образовательной политики России // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -2003.-№ 4.-С. 149−158.
  71. Закон «Об образовании» № 12 ФЗ от 13.01.96.
  72. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. — 568 с.
  73. А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
  74. Защита прав семьи и детей в программе действий Президента Российской Федерации на 1996−2000 годы «Россия: человек, семья, общество, государство»: Материалы науч.-практ. конф., май 1997 г. М.: Юрид. лит., 1998.
  75. И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (Состояние, пути решения) — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998.
  76. С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Моск. пси-хол.-соц. ин-т- Флинта, 1999.
  77. С.П. Социализация молодежи в современных условиях: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., МГУ, 1999.
  78. Г. М., Плоткин М. М., Ширинский В. И. Детский труд в условиях перехода к рынку // Семья в России. 1996. — № 3−4.
  79. Л.Г. Культура на переломе (Механизм и направление современного культурного развития России) // Социол. исслед. 1995. — № 2.
  80. Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей. Челябинск: Факел, 1997.
  81. Искать сердцем: воспитание экологической культуры: Программа «Маленький принц Земли» / Авт.-сост. И. В. Цветкова. М., 1997.
  82. Ф. В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников: Пособие для педагогов. Минск: Ушверс1тэцкае, 1998.
  83. А. Как сделать мир действительно безопасным для детей // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. — № 3. — С.83−92.
  84. Карцева: Л. В. Социальная работа с семьей: психолого-педагогический анализ: Учеб. пособие. В 2 ч. — Казань: Казан, гос. мед. ун-т, 1998.
  85. .Ф., Спицнаделъ В. Б., Минко Н. И. Ценностные основы семьи: Моногр. СПб.: СПбЮИ МВД РФ и др., 1997.
  86. Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. -1997. № 2.
  87. .А. Общество и индивид: Методологические исследования (Пер с нем.). М.: Дом интеллект, книги, 2002. — 160 с.
  88. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. — № 1. -2003. С.109−115.
  89. М.И. Теоретико-методологические проблемы социально-экономических и социально-политических преобразований в России в конце XX века. 1990−2000 гг. М.: Наука, 2002. — 213 с.
  90. Конвенция ООН о правах ребенка: Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.- М., 1991.
  91. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. — 101 с.
  92. Конференция Национального совета молодежных и детских объединений России // Молодежные ведомости / Нац. совет молодеж. и дет. об-ний России. М., 1999.
  93. Концепция взаимодействия Национального совета молодежных и детских объединений России с государственными органами Российской Федерации: Проект // Молодежные ведомости / Нац. совет молодеж. и дет. об-ний России. М., 1999.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р. -М, 2002.
  95. А.В. Социальная эволюция: Факторы, закономерности, тенденции. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 2003. — 278 с.
  96. В.М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции. -М., 1991.
  97. А. И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы. Минск, 1997.
  98. А.И. Теория формирования личности. 4.1. Факторы, структура, сущность формирования личности. — Минск: НИО, 1997.
  99. А.Д., Алексеева JI.C. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка: Науч.-метод. пособие. М.: НИИ семьи, 1997.
  100. В.Ю. Некоторые проблемы государственной политики защиты детства. М., АллА Принт, 2004.
  101. В.Ю. Основные направления государственной политики России по защите детства. — М, ИНИОН, 2004.
  102. В.Ю. Защита детства: институционально-правовые аспекты государственной политики // Наука-сервису. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. -М., Изд-во Гос. академии быта и услуг, 1999.
  103. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. 4.2. Методологические проблемы психологии развития. — Дубна, 1997.
  104. Т.Ю. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Социологические исследования. № 11. — 2003. — С.84−88.
  105. Т.Ю. Культурно-историческая среда в социальном воспитании дошкольников. М.: 000 «Педагогика», 1998.
  106. О.В. Девиантное поведение подростков (статистический аспект) // Проблемы социальной и демографической статистики. М.: МЭСИ, 1997.
  107. О. В. Наука, культура и образование Москвы в статистике // Культура, наука, образование в Москве. М.: Ком. по телекоммуникациям и средствам массовой информ. Правительства Москвы, 1998.
  108. И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ: Учеб. пособие.- М.: Сфера, 2004.- 317 с.
  109. В.Т. Динамика социальных изменений (Опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социол. исслед. -1998. -№ 5
  110. В.Т. Концепция воспитательной работы со студентами. -СПб 1997.
  111. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара, 1997.
  112. .Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998.
  113. .Т. Социология воспитания и образования: Курс лекций по социальной педагогике. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999.
  114. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 1995.
  115. Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. М.- Вологда: Русь, 1997.
  116. В.В. Трансформация российского общества. Социологические аспекты. М.: ИСПИ РАН, 2002. — 252 с.
  117. А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. -М.: Рус. раритет, 1997.
  118. Луков Б А., Пашин Л. А. Ребенок на дороге: Социологическое исследование социальных последствий детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. -М.: Социум, 1998.
  119. Е.А., Меламуд В. Э. Компьютер и школа: Социокультурные последствия компьютеризации. М., 1998.
  120. Маврин С. А, Бурмистрова Е. В. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке. М&bdquo- 1997.
  121. Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. М.: Пед. о-во России- Издат. дом «Ноосфера», 1999.
  122. З.А., Новикова Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. М., 1997.
  123. Молодежь и духовность: Материалы междунар. студ. семинара (7−8 апр. 1997 г.). Томск: Томск, гос. пед. ун-т, 1997.
  124. Молодежь и наркотики: Правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты проблемы: Материалы к лекциям / Авт.-сост.: О. Ю. Кондратьева, В. В. Кузьминов, В.Л.Попов- Под общ. ред. В. А. Попова. Владимир: Изд-во ВГПУ, 1998.
  125. Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?: Аналит. доклад по заказу моек, представительства Фонда им. Ф. Эберта / Рос. независ, ин-т соц. и нац. проблем. М., 1998.
  126. Молодежь-97: надежды и разочарования / НИЦ при Ин-те молодежи- Центр социол. исследований Моск. гос. ун-та. М., 1997. — (Сер. Молодежь на пороге нового тысячелетия. — Кн. 1).
  127. Мониторинг социально-экономического потенциала семей (за III квартал 1996 г.). М.: Минтруд и Госкомстат России, 1996.
  128. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Второй этап / Минсоцзащиты РФ. Госкомстат РФ. М., 1996.
  129. Монтессори в России: новый взгляд: Сб. науч.-практ. ст. / Под ред. К. Е. Сумнительного. Вып. 1. — М.: МЦМ, 1998.-
  130. МороваН.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1998.-
  131. А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов. -М.: 1997.
  132. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997.
  133. B.C. Психология детства и отрочества: Учеб. для студентов психол.-пед. фак. М.: Ин-т практ. психологии, 1998.
  134. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Науч.-метод. пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.
  135. Насилие над детьми в семье: Результаты социол. исслед. Науч. отчет. Рукопись. М.: НИИ семьи, 1996.
  136. Научные труды Государственного НИИ семьи и воспитания. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999. — Т.1.
  137. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 г № 751 -М, 2001.
  138. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997.
  139. JI.E. Социальная педагогика: Учеб. пособие.- М.: Академический проект, 2003.- 268 с.
  140. О действенности государственной власти в России: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1995.
  141. О детях, будущем с тревогой: Практика проводимой профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями как реальное выполнение государственной программы: Материалы науч.-практ. конф. в Ом. воспи-тат. колонии, 28 нояб. 1997 г.-0мск, 1998.
  142. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад1995 г. М, 1996.
  143. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад1996 г. М, 1997.
  144. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад.1997 г.-М., 1998.
  145. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад.1998 г. М., 1999.
  146. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад.1999 г. М., 2000.
  147. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад.2000 г.-М., 2001.
  148. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад.2001 г.-М., 2002.
  149. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад.2002 г. М., 2003.
  150. О положении детей в Российской Федерации: Гос. доклад.2003 г. М., 2004.
  151. О положении семей в Российской Федерации: 1994−1996. М.: НИИ семьи, 1998.
  152. О состоянии и перспективах развития воспитания детей в РФ/ Аналитический доклад. М.: РАО РФ, Минобразования РФ, Гос. НИИ семьи и воспитания. — 144 с.
  153. Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ / Ред.-сост. Д. Л. Константиновский, Л. П. Веревкин. М.: ЦСП, 2003. — 432 с.
  154. Образование и воспитание в меняющемся мире: Пособие для педагогов / Под ред. И. И. Валеева и П. В. Конаныхина. М., 1997.
  155. Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 46 с.
  156. Опасно- наркотики! / Ред.-сост. М. И. Никитин. М.: Воскресенье, 1998.
  157. Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях: Метод, рекомендации / Авт.-сост. А. Ф. Лялин и др. Саранск: МО РМ- МРИПКРО, 1997.
  158. Осенний кризис 1998 года: Российское общество до и после: Аналит. доклады РНИСиНП / Под ред. М. К. Горшкова, А. Ю. Чепуренко, Ф. Э. Шереги. -М.: Рос. полит, энциклопедия (РОССПЭН) — РНИСиНП, 1998.
  159. Основные итоги законодательной деятельности в 1994—1998 годах // Вестн. Фонда развития полит, центризма. 1999. — № 1.
  160. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы: Приложение к приказу Минобразования России от 21.01.2002 г. № 193.-М., 2002.
  161. В.В. Ювентология: проект интегративой науки о молодежи.-М., 2001.-304 с.
  162. Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. Л. Г. Герцик, А. В. Решетникова. М.: Форум, 1997.
  163. И.Л. Асоциальное поведение несовершеннолетних: социоти-пологический анализ: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 2000.
  164. Переходные эпохи в социальном измерении: История и современность / Отв. ред. В. Л. Мальков. М.: Наука, 2002. — 480 с.
  165. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993—1997 гг.: Проект // Семья в России. 1997. — № 4 (Спец. вып.).
  166. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993—1997 годах. М.: Международн. издат. дом «Синергия», 2000. — 243 с.
  167. Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997.
  168. В.Ф. Криминальная психология. В 2 кн. — М.: Изд-во «Ось-89″ 1998.
  169. Д.П. Российское право в условиях рыночной экономики (Социально-психологический и правовой аспекты проблемы противоправного поведения молодежи). В 3 ч — Кострома: КГУ, 1999.
  170. М.М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. 1997. — № 2.
  171. Подростки „группы риска“ в школе / Ин-т развития личности РАО. — М.: АОЗТ „Ариант“», 1997.
  172. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С. В. Кривцовой.- М.: Генезис, 1997.
  173. Положение детей в мире. 1997. ЮНИСЕФ, ООН, 1997.
  174. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Гос. доклад / Гос. ком. Рос. Федерации по делам молодежи. М., 1998.
  175. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год / Гос. ком. Рос. Федерации по делам молодежи. М, 1996.
  176. А.А., Парубочий В. П. Нравственное воспитание: Учеб. пособие. -Тюмень: Тюмен. юрид. ин-т МВД РФ, 1997.
  177. Постановление Правительства российской федерации от 1 июля 1995 г. № 676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  178. Права ребенка. Институт Уполномоченного по правам ребенка в РФ: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база. /Под общей и научной ред. Г. Н. Кареловой. М.: Благотворительный фонд «Альтернативное образование», 2001. — 187 с.
  179. Православное воспитание детей // Н.Пестов. Путь к совершенной радости. -М.: Данилов, благовестник, 1997.
  180. Преступность и правонарушения. 1991: Стат. сб. М: Финансы и статистика, 1992.
  181. Преступность и правонарушения. 1992−1996: Стат. сб. М., 1997.
  182. Преступность несовершеннолетних в России (1992−1996 гг.): Стат. сб.- М, 1997.
  183. Программа развития воспитания в системе образования России в 1999—2001 гг. М.: Минобразование России, 1999.
  184. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде. Проблемы и перспективы: Материалы Первой обл. науч.-практ. конф., 17−18 июня 1998 г. Омск: ГУ «Ом. обл. центр соц.-психол. помощи несовершеннолетним и молодежи», 1998.
  185. Психологические основы воспитания и обучения: Материалы 23-й науч. конф. СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта (25−26 дек. 1997 г.). СПб.: Санкт-Петербург акад. физ. культура, 1997.
  186. Психологические основы учебно-воспитательной работы: Материалы меж-вуз. науч. конф. (Санкт-Петербург, 17 марта 1998 г.) / Под ред. А. Н. Николаева. СПб.: Балт. пед. акад., 1998.
  187. Психологические особенности наркоманов периода взросления (Опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / С. В. Березин, О. П. Зинченко, К. С. Лисецкий и др.- Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. Самара: Самар. ун-т, 1998.
  188. Психосексуальное развитие и воспитание детей: Теор. курс / Под ред. Н. Ю. Масоликова. М.: МЭГУ, 1998.
  189. Развитие личности в процессе обучения и воспитания: Межвуз. сб. науч. тр. -Пенза: Изд-во ПГПУ, 1997.
  190. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н. Л. Селивановой. Калуга, 2001. — 248 с.
  191. Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2 002 104 с.
  192. Ребенок и общество в преддверии XXI века. Проблемы и перспективы совершенствования дошкольного образования и психолого-педагогической помощи детям в регионе: Сб. материалов регион науч.-практ. конф., 14−15 апр. 1998 г. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.
  193. Региональные социокультурные процессы: Темат. сб. / Под ред. НГ.Хайруллиной. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2003. — Вып. 1. — 224 с.
  194. Результаты опросов // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информ. бюл. ЗЦИОМ. 1997. -№ 5.
  195. Результаты опросов // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информ. бюл. ВЦИОМ. 1999. -№ 1.
  196. Реформирование России: реальность и перспективы. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2001 году. М.: ИСПИ РАН, 2003.-470 с.
  197. Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
  198. П., Гатвинский, А Социальные изменения и социальная политика // Журнал исследований социальной политики (Саратов, 2003). Том 1, № 1.
  199. Российский статистический ежегодник. 1997: Офиц. изд. / Госкомстат России. -М., 1997.
  200. Россия 98: Стат. справочник М., 1998.
  201. Россия в цифрах. 1996: Офиц. изд. / Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996.
  202. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник (Госкомстат России). М., 2003. — 398 с.
  203. Россия. 2003: Статистический справочник / Госкомстат России. — М., 2003.-51 с.
  204. Семья в процессе развития // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 10−11 декабря 1998 г. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.
  205. Семья в России: сб. стат. М., 1996.
  206. Семья и причины наркозависимости / Сост. Р.Медведев. СПб.: Са-тисъ, 1997.
  207. Д. Экономическая модель развития детского общественного объединения // Молодежные ведомости / Нац. совет молодеж. и дет. объед. России. М., 1999.
  208. В.П. Особенности развития и воспитания младших детей: Конспект-пособие. М.: Моск. .гор. пед. о-во, 1999.
  209. Н.А. Социальная политика в интересах детей // Семья в России.- 2003.- (Специальный выпуск «Семья и права ребенка»).- С 5−12.
  210. Н.А. Социальная политика России в области воспитания: реализация международных обязательств // Семья в России. 2004. — № 3.- С.5−13.
  211. Н.А., Быков А. К. Государственная социальная политика в области воспитания детей: сущность, содержание, основные тенденции разви-тия.-М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. — 64 с.
  212. Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
  213. Г. В., Калугина Н. Г. Памятка сотруднику отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и члену комиссии по делам несовершеннолетних по гражданскому законодательству: Метод, пособие. -Домодедово: РИПК работников МВД России, 1997.
  214. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска: Аналит. доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998.
  215. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика). -М.: ИФРАН, 1998.
  216. Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика: Тез. Пятой науч.-практ. конф. мол. ученых, г. Москва, 13−14 мая 1997 г. М.: Ин-т развития личности РАО, 1997.
  217. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.
  218. А.В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. — № 1. 2003. -С.115−123.
  219. Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. Челябинск, 1996.
  220. Социальная защита неполных семей в регионе (на материалах социологических исследований в Челябинской области) / Под ред. Б. С. Павлова, В. Ф. Ивановой. Челябинск, 2001.-215 с.
  221. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. — 648 с.
  222. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П.Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. — 456 с.
  223. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография / Под общ. ред. В. И. Жукова. М., 2000.- 312 е.-
  224. Социальная стратификация российского общества / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: Летний сад, 2003. — 366 с.
  225. Социальная сфера России: Стат. сб. М., 1995.
  226. Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т.2 / Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. — 863 с.
  227. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи, защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22−25 сент. 1998, М.: Грааль, 1998.
  228. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. -М.: 1998.
  229. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. -М.: 1997.
  230. Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы: Тез. докл. Рос. науч.-практ. конф., 16−17 дек. 1997 г. Кемерово: Кузбасвуз-издат, 1997.
  231. Социально-психологические проблемы студенчества России на рубеже XXI века: Материалы науч. тр. межвуз. науч.-метод. конф.- Сыктывкар: Сыктывкар, ун-т, 1998.
  232. Социально-экономическое положение России. 1998. -№ 12.
  233. Статистические материалы к анализу проблем воспитания детей в Российской Федерации / ГосНИИ семьи и воспитания. -М., 1999.
  234. В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. Изд. 2-е, стереотип. -М.: Academia, 1998.
  235. Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 1997.
  236. О.Н. Становление системы социальной защиты населения в РФ в 1991—1995 гг.. -М., МГСУ, 1999.
  237. Н.М. Системно-синергетическая теория воспитания: методики и технологии системно-ориентированного человековедения. -Казань: ИССО РАО, 1996.
  238. Л.П. В зоне особого риска. -М.: Знание, 1997.
  239. Л.П. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. М.: Знание, 1997.
  240. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Л.А. Бай-кова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др -Рязань: Изд-во РГПУ, 1997.
  241. Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л. И. Новиковой.- В 2 кн. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-
  242. Д. Социальное влияние (Пер с англ.). СПб.: Питер, 2003. -256 с.
  243. С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография. — М., 2003. 214 е.-
  244. Федеральный Закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № ЮЗ-ФЗ) // Рос. газета. 1998. — 5 авг.
  245. Федеральный закон № 98-ФЗ от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» .- М., 1995.
  246. Г. Н. Воспитание в Российском обществе: тенденции теории и практики.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000- 197 с.
  247. Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М. 1995.
  248. Г. Н. Теоретико- методологические основы социальной педагогики. -М., 1998.
  249. Формирование ценностных ориентаций школьников / С. А. Пожар, В. И. Сапронова, Н. Е. Сальникова и др. СПб.: СПбГУПМ, 1998.
  250. Н.А., Ханжиева Ю. М. Проблемы воспитания учащихся в школе. Пособие для учителей и студентов пед. вузов. Майкоп: Изд-во Адыг. Гос. ун-та, 1997.
  251. А.Н., Калаев А. В. Воспитание личности школьника / Под общ. ред. А. Н. Хузиахметова. Казань: Дом печати, 1998.
  252. И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования.- М., 2002.
  253. С.Д., Шариков А.А, Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире: По результатам социол. исслед. / ЮНИСЕФ. М.: Творч. об-ние ЮНПРЕСС, 1998.
  254. Человек в переходном обществе: Социол. и соц.-психол. исслед. / Отз. ред. Г. Г. Дилигенский. М.: ООД ИМЭМО, 1998.
  255. С.Ю. Теоретические основы современного трудового воспитания: Логико-дидактический аспект / РОА, Ин-т общ. сред, образования. М.: Высш. школа, 1997.
  256. Е.Е. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Ярославль, ЯГПУ, 2001.
  257. Л.П. Роль семьи, школы в формировании и сохранении знаний национальной культуры. Ульяновск: Ульян, гос. пед. ун-т, 1997.
  258. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М:. Владос, 1998.
  259. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997.
  260. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учеб. пособие. Красноярск: Изд-во КГТТУ, 1998.
  261. З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие для учителя. М.: Вита Пресс, 1997.
  262. Щеглова С Н. Экзамен без оценок: Что рассказали ребята, отвечая на вопросы анкеты о соблюдении прав детей. М.: Социум, 1998.
  263. С.Н. Права детей и дети о правах: Социол. анализ. -М.: Социум, 1998.
  264. С.Н. «Социология детства» как элективный курс. Опыт преподавания // Социологические исследования. № 3. — 2003. — С. 109−113.
  265. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М., 1997.
  266. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. о-во России, 1998.
  267. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 15−16 апреля 1999 г. М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 1999.
  268. Я в мире людей: Пособие для учащихся. В 2 ч. / A.JI. Бжиска, М. Станеки-Козвоски, Д. Феллини, У. Хейнс- Под ред. Б. П. Битинаса. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Междунар. фонд образования: «Республика», 1997.
  269. Е. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики (Саратов, 2003). Том 1, № 1.
  270. Grinnell R.M. Social Work Research and Evaluation. 3 ed. F (E) Peacock Publisher, Illinois, 1988,544 p.
  271. Sherraden M.S. Developing Transnational Social Policy: A North American Community Service Program? Working Paper No. 01−10. St Louis: Centre for Social Development, Washington University, 2001.
  272. Seriakova N. On The Path to a New Russia: The Youth Novement // Rus-sias Fate Through Russian Eyes.- Colorado: Westview Press, 2004.- P.202−211.
Заполнить форму текущей работой