Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития
Нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок «особенный», ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми; Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении… Читать ещё >
Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. В «Кратком словаре по семейному воспитанию» (И.В. Гребенников, Л.В. Новинников) указывается, что семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Важнейшие функции семьи — продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная.
Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой. Характеризуя роль семьи в развитии и формировании личности ребенка, Е. Н. Гуриненко отмечает следующее:
- 1. Воспитательное воздействие человек ощущает со дня своего рождения. Именно в семье в дошкольные годы создается сердцевина человеческой личности, вызревают свойства психики, основы его отношения к жизни.
- 2. Семейное воспитание является непрерывным, оказывает продолжительное и многообразное влияние на развитие ребенка.
- 3. Семья — это основа естественного воспитания. Эмоциональная насыщенность взаимоотношений взрослого и детей есть важнейший фактор, формирующий эмоционально-мотивационную среду детей, их отношение к жизни, людям.
- 4. Родители имеют больше возможностей для глубокого и систематического изучения и учета индивидуальности ребенка и более вдумчивого наблюдения за развитием его личности.
Каждая семья — это система неповторимых микросредовых условий, индивидуальности родителей, и это накладывает неизгладимый отпечаток на духовный, нравственный облик, взгляды, интересы, потребности личности.
- 5. Незаметный, скрытый характер педагогических воздействий родителей обеспечивают высокую эффективность воспитательного процесса.
- 6. Семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапному расширению его кругозора и опыта.
Семья детей с ОПФР имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей нормально развивающегося ребенка (Т.Г .Богданова, Е. И. Исенина, М. М. Семаго, В.В. Ткачева).
Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.
Е.В. Любезнова отмечает, что существуют разные типы отношений родителей к ребенку с особенностями психофизического развития:
- — полное принятие: родители понимают и принимают дефект ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
- — сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
- — нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок «особенный», ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
- — безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежание общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка с особенностями развития.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем (падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей и т. д.). Значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.