Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные и экспериментально проверенные дидактические условия должны соблюдаться при планировании и организации процесса обучения с использованием компьютерных технологий в младших классах. Результаты опытно-экспериментальной работы нашли свое отражение в Ф разработанных по вопросу применения компьютерных технологий в начальной школе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность понятия и пути внедрения компьютерных технологий в процесс начального обучения
    • 1. 2. Процесс обучения и пути повышения его эффективности
    • 1. 3. Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе начального обучения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика осуществления опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Организация процесса обучения младших школьников с учетом дидактических условий использования компьютерных технологий
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их статистическая обработка
  • Выводы по второй главе

Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в постиндустриальное общество. Компьютерные технологии должны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью ф целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

В последние годы компьютер стал доступным для большинства детей. По исследованию компании «КОМКОН», численность российских пользователей сети Интернет на сегодняшний день составляет 3,7−3,8 миллиона человек в возрасте в среднем от 12 до 34 лет, относительный прирост за каждый из последних трех лет составляет более 120 процентов. В Москве до 50 процентов детей школьного возраста имеют дома компьютераналогичная картина наблюдается в Туле и Тульской области. По данным статистических исследований сайта «ИнфоАрт», около десяти.

• крупнейших российских серверов уже перешли рубеж миллионного посетителя. Что же касается «детского» пользования, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16−17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов — 5−7-классники и даже дети младшего школьного возраста.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного ф образования. Однако наше исследование показывает, что дети, постоянно пользующиеся компьютером, работают в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений (прослушивание музыки, просмотр видео фильмов и т. п.). При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер практически не используется.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в начальной школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не Ф все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий в начальных классах. Свою работу они строят на основе интуиции и эмпирического опыта, отмечая при этом отсутствие литературы по данному вопросу.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере • образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

Большой вклад в разработку проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов,.

В.И.Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране А. П. Ершовым, АА. Кузнецовым, Т. А. Сергеевой, И. В. Робертметодические — Б. С. Гершунским, # Е. И. Машбицем, Н. Ф. Талызинойпсихологические — В. В. Рубцовым, В.В.

Тихомировым и др.

В области психолого-педагогических наук можно выделить основные подходы к использованию компьютерных технологий в начальном образовании. Одни исследователи рассматривают возможность применения компьютеров в школе для развития детей (Р.Вильямс, К. Клейман, С. Пейперт, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Т. В. Минькович, Р. А. Волкова, Н. Л. Королева, И. А. Терских, А. М. Галимов и др.) — другие — с позиции формирования их информационной культуры (О.Ф.Брыскина, Ю. А. Первин, Д. В. Зарецкий, З. А. Зарецкая, Г. Л. Луканин и др.) — третьи — как этап подготовки к более серьезному изучению информатики в старших Ф классах (И.В.Левченко, А. А. Дуванов, Я. Н. Зайдельман, М. Гольцман,.

В.Н.Просвиркин, В. М. Костылевская, Т. Н. Данюшевская и др.).

Особый интерес представляют исследования, в которых компьютер выступает в качестве средства развития логического и алгоритмического мышления учащихся (А.В.Горячев, В. В. Дубинина, И. В. Левченко, В. Н. Могилева и др.), средства интеллектуального развития (Л.Л.Буркова), средства контроля (Х.Гассан), а также в качестве средства формирования учебной деятельности (В.И.Варченко, В. Прядко, Э. В. Черникова, Ю.А.Иванов). Эти работы в основном посвящены вопросам содержания и методики преподавания информатики в младших классах. Ш В то же время анализ данных исследований показал, что проблеме гармоничного включения компьютерных технологий в процесс обучения в начальной школе уделяется явно недостаточное внимание. Дидактические возможности компьютерных технологий анализируются изолированно от составляющих процесса обучения, без учета требований к его целостности (И.Я.Лернер). Многие исследователи отмечают, что компьютер необходимо рассматривать не только как средство обучения, но как один из важнейших элементов образовательного процесса. Но дидактические показатели такого использования компьютера остаются невыявленными.

Таким образом, актуальность исследования по теме «Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников» обусловлена тем, что наблюдается явное противоречие между осознанием необходимости использования компьютерных технологий на начальной ступени обучения и отсутствием научно обоснованных ориентиров эффективного их включения в целостный образовательный процесс начальной школы.

В соответствии с избранной темой были определены: объект, предмет, цель, задачи исследования, его гипотеза.

Объектом исследования является процесс обучения в начальной школе с использованием компьютера.

Предмет исследования — дидактические условия эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников.

Цель исследования состоит в выявлении совокупности дидактических условий, обеспечивающих эффективное использование компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников.

При этом мы исходили из следующей гипотезы: использование компьютерных технологий значительно повысит эффективность процесса обучения младших школьников при соблюдении следующих дидактических условий: включение компьютерных технологий в процесс преподавания учебных дисциплин в начальной школеиспользование предметно — ориентированных компьютерных программвыполнение на компьютере задании, соответствующих логике излагаемого на уроке учебного материалапроведение занятий с применением компьютерных технологий непосредственно учителями начальных классовналичие у преподавателей начальных классов достаточного уровня знаний и умений для осуществления работы с использованием компьютерных технологийсоздание на занятиях атмосферы, способствующей пробуждению у младших школьников положительных мотивов к использованию персонального компьютера на урокахприменение на уроках компьютерных программ технологически и операционально доступных для младших школьников.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, необходимо было решить следующие задачи:

1) уточнить сущность, содержание и структуру понятия «компьютерные технологии»;

2) на основе анализа современных психолого-педагогических исследований выделить основные направления использования персонального компьютера в начальной школе;

3) выявить составляющие элементы целостного процесса обучения младших школьников и определить место и роль компьютерных технологий в этом процессе;

4) выявить и обосновать совокупность дидактических условий эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников;

5) разработать и в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность методики использования компьютерной технологии на уроках русского языка и математики с учетом выявленных дидактических условий.

В диссертационной работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиянаблюдение за деятельностью младших школьникованкетирование, тестирование, изучение продуктов учебной деятельности младших школьниковлогико-педагогический анализ содержания учебных дисциплин начальной школыпедагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись начальные классы школы «Призвание» при Тульском педагогическом колледже № 1, средней школы № 58 г. Тулы, начальной школы — детского сада № 10 города Суворова и Киреевской школы № 7, где используются компьютерные технологии в процессе обучения младших школьников.

Теоретическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о смысле существования и развития человеческого общества, социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации (З.А.Звягинцев, К. А. Зуев, ф И. Н. Смирнов, Г. А.Смолян) — теория эффективного использования компьютера в учебном процессе (Е.И.Машбиц) — работы в области теории, методологии и практики компьютеризации образования (А.П.Ершов, Ю. А. Первин, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, Л. С. Зауэр, А. М. Галимов, В. И. Варченко, Н.С.Назипова) — понятие целостности процесса обучения и системно-структурного подхода в его исследовании (И.Я.Лернер) — современные подходы формирования информационной культуры младших школьников (О.Ф.Брыскина, И. Г. Овчинникова, Д. В. Зарецкий, З. А. Зарецкая и др.) — теория активизации познавательной деятельности школьников (А.М.Матюшкин, Т. И. Шамова, Г. И.Щукина) — теория.

• оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, П.В.Попова).

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов, начиная с 1997 г.

Первый этап (1997;1998гт.) посвящен концептуальному анализу проблемы: изучение психолого-педагогической литературы по вопросу использования компьютерных технологий в процессе обучения младших ф ШКОЛЬНИКОВ.

На втором этапе (1998;1999гг.) были сформулированы теоретические положения, дающие основания для выявления дидактических условий использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьниковразрабатывалась база определения критериев эффективности обучения младших школьников с использованием компьютерных технологий.

На третьем этапе (1999;2002гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации выделенных нами дидактических условий использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников, анализировались и обобщались результаты опытно-Ф экспериментальной работы, осуществлялось оформление диссертационных материалов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• внесен вклад в теорию начального обучения путем доказательства возможности эффективного использования компьютерных технологий в целостном учебном процессе начальной школы;

• выявлены дидактические условия, способствующие эффективному использованию компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников;

• разработана структура организации и проведения уроков с применением компьютерных технологий, реализующая определенную совокупность дидактических условий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные и экспериментально проверенные дидактические условия должны соблюдаться при планировании и организации процесса обучения с использованием компьютерных технологий в младших классах. Результаты опытно-экспериментальной работы нашли свое отражение в Ф разработанных по вопросу применения компьютерных технологий в начальной школе методических рекомендациях, которые могут быть использованы для совершенствования педагогических технологий. Теоретические положения и практические выводы исследования используются на лекционных и практических занятиях со студентами Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, при чтении спецкурса по данной проблеме. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Использование компьютерных технологий возможно в целостном процессе обучения младших школьников.

2. Включение компьютерных технологий в целостный процесс ^ обучения младших школьников должно осуществляться с соблюдением следующих условий: сама технология будет органично включена в целостный процесс обучения — при изучении всех учебных дисциплин начальной школыприменение на занятиях предметно-ориентированных программно-методических комплексов, учитывающих содержание и логику изучения учебного предметаиспользование компьютерных программ, соответствующих дидактической цели урока, органично входящих в его структуру и ведущих к рациональному решению поставленных задачпроведение занятий с применением компьютерных технологий должно осуществляться учителем начальных классов, обладающим достаточным уровнем знаний и умений для проведения данной работысоздание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у младших школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельностиприменение на занятиях компьютерных программ, технологически и операционально доступных для младших школьников и более эффективных, чем другие учебные средства, используемые на уроках. # 3. Соблюдение дидактических условий создает принципиальную совместимость компьютерных технологий с уже используемыми дидактическими технологиями, рациональное их сочетание на различных этапах урока способствует его эффективности.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены: на научно-практической конференции «Гуманитарная информатика» (Тула: ТО ИРО, 1999) — на Международной научно-практической конференции «Педагогика как наука и как учебный предмет» (Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000) — на Всероссийской научно-практической конференции «Высшая профессиональная подготовка? учителей начальных классов на пороге нового тысячелетия» (Калуга:

КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001) — на Всероссийском научном форуме в рамках III фестиваля гуманитарных наук «Новый университет: классика и современность» (Тула: ТГУ, 2001).

Структура диссертации соответствует общей логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (205 источников) и 8 приложений.

Выводы по второй главе.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что в целом решены поставленные на этом этапе исследовательские задачи:

1) разработан механизм вариативного эксперимента, проведенного для обоснования эффективности обучения младших школьников с учетом дидактических условий использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников;

2) рассмотрены особенности и структура построения уроков по различным вариантам включения компьютера в учебный процесс;

3) проверена эффективность методики использования компьютерных технологий на уроках математики и русского языка с учетом выявленных дидактических условий;

4) доказана статистическая достоверность результатов факторного эксперимента, проведенного для обоснования эффективности обучения младших школьников с использованием компьютерных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С появлением компьютерной техники возникла проблема рационального ее использования в современной школе.

Важным аспектом дидактической теории использования компьютерной ф технологии в начальной школе явилось раскрытие ее сущности, содержания и структуры. Это дало возможность определить основные функции и пути использования компьютера в начальных классах.

Полученные в ходе исследования знания о функциях компьютерных технологий позволили определить возможность использования компьютерных технологий в целостном процессе обучения младших школьников на всех этапах урока.

В ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы было показано, что процесс обучения с использованием компьютерных технологий становится эффективным при соблюдении следующих дидактических условий: сама технология органично включена в целостный процесс обученияприменение на занятиях предметно-ориентированных программно-методических комплексов, учитывающих содержание и логику изучения учебного предметаиспользование компьютерных программ, соответствующих дидактической цели урока, органично входящих в его структуру и ведущих к рациональному решению поставленных задачпроведение занятий с применением компьютерных технологий должно осуществляться учителем начальных классов, обладающим достаточным уровнем знаний и умений для проведения данной работы и др.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что •> соблюдение выделенных дидактических условий создает принципиальную совместимость компьютерных технологий с уже используемыми дидактическими технологиями, рациональное их сочетание на различных этапах урока способствует повышению его эффективности.

Полученные результаты позволяют утверждать, что цель нашего исследования, заключавшаяся в выявлении дидактических условий эффективного использования компьютерных технологий в начальной школе, достигнута. Отслеженная положительная динамика выбранных нами показателей эффективности процесса обучения приводит к выводу, что выдвинутая гипотеза исследования верна.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы использования компьютерных технологий в начальном обучении. Не решены вопросы, связанные с созданием методических систем использования компьютерных технологий по различным учебным предметамтребуется разработать на основе точных диагностических методик критерии и принципы создания индивидуальных компьютерных программсуществует проблема повышения уровня профессиональной подготовленности учителей начальных классов к использованию компьютерной техники на своих уроках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Агапова.- М., 1994.
  2. , О.И. О трех поколениях компьютерных технологий обучения / О. И. Агапова, О. А. Кривошеее, А. С. Ушаков //ф, Информатика и образование. 1994. — № 2. -С.34−35.
  3. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. М.: ВЛАДОС, 1994.
  4. , А.К. Информатика и теория развития / А. К. Айламазян, Е. В. Стась. М.: Наука, 1988,-174 с.
  5. , В.И. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей/В.И.Андреев. Казань. 1989. — 155с.
  6. , В.А. Условия эффективной реализации индивидуальногоподхода в обучении: Автореф.канд.пед. наук / В. А. Аникеев. —1. Москва, 1997.- 26с.
  7. , А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения / А. П. Аношкин. Омск: ОмГТГУ, 1998.
  8. , Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку /Л.И.Айдарова. М., 1978.
  9. , М.Ф. Математика. Тесты: Начальная школа. 1−3 кл.: Учебно-метод.пособие / М. Ф. Александров, О. И. Волошина. — М.:Дрофа, 2001. 128 с.
  10. Ю.Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения /Ю.К.Бабанский. — Ростов-на-Дону, 1972.-348с.11 .Бакунина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс / Г. А. Бакунина. М.: • Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. — 144 с.
  11. , Г. А. Об основных положениях и некоторых применениях теории познавательных задач /Г.А.Балл // Вопросы психологии. -1984.- № 3.
  12. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 143 с.
  13. , В. Основы информационного моделирования /В.Белошапка, А. Лесневский // ИНФО. 1989. — № 3.
  14. , В.П. Программированное обучение / В. П. Беспалько. — М.: ф, Высшая школа, 1970.-300 с.
  15. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Высш. шк., 1995.- 336 с.
  16. , В.П. Основы теории педагогических систем /
  17. B.П.Беспалько. Воронеж: ВГУ, 1977.- 304 с.
  18. , С.А. Обучение информатике в начальной школе / Материалы Первой международной научно-практической конференции «Современные технологии в начальном образовании» /
  19. C.А.Бешенков, А. А. Кузнецов, Н. В. Матвеева. М.: Информатика и образование. 1999. — 108 с.
  20. , В.И. Педагогическая технология / В. И. Боголюбов. — Пятигорск, 1997. 245 с.
  21. , М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности /М.В.Бодунов //Вопросы психологии. 1977. -№ 5.-С. 129−134.
  22. , Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред.Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд./ Л. И. Божович. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: ИПО «МОДЭК», 1997. — 352с.
  23. , Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. М., 1955, вып.73.ф 23. Болтянский, В. Г. Игровые компьютерные среды учебногоназначения /В.Г. Болтянский, В. В. Рубцов // ИНФО. 1990. — № 5. -С.10−15.
  24. , В.Г. Проблемы компьютеризации обучения /В.Г. Болтянский, В. В. Рубцов // Математика в школе. 1986. — № 1.
  25. Боровиков, В. STATISTIC А: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов / В.Боровиков. СПб: Питер, 2001.-656с.
  26. , О.Ф. Планируем урок информационной культуры вначальной школе / О. Ф. Брыскина //ИНФО. 2001. — № 2. — С.86−92.
  27. , JI.JI. Методические возможности использования компьютеров при обучении шестилетних детей в школе: Автореф. .канд.пед.наук / Л. Л. Буркова. Москва, 1994. — 16с.
  28. , В. Обучение младших школьников началам информатики /
  29. B.Буцик // ИНФО. 1991. — № 2.
  30. , В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой / В. В. Васильев. Минск: Педагогика, 1990.-214с.
  31. , Е.Е. Уровни развития познавательной потребности / ^ Е. Е. Васюкова // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.17−23.
  32. , В.И. Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе / В. И. Варченко // Начальная школа. 1997.- № 10.1. C.92−94.
  33. , В.И. ПМК «Радуга в компьютере» технология игрового обучения в начальной школе / В. И. Варченко // ИНФО. — 2001. — № 3.-С.86−93.
  34. , В.И. Компьютерный практикум для начальной школы: сборник дидактических материалов. 1 класс / В. И. Варченко, Л. М. Фуксон. Калининград: ГП «КГТ», 2000.• 34. Велихов, Е. П. Новая информационная технология в школе /
  35. Е.П.Велихов // ИНФО. 1986. — № 1.
  36. , Р. Компьютеры в школе: Пер. с англ./ Общ.ред. и вступ.ст.В. В. Рубцова / Р. Вильямс, К.Маклин. М.: Прогресс, 1988.-333с.
  37. , A.A. Содержание и структура курса «Информационная культура» / A.A. Витухновская // Начальная школа.-1998.- № 5.- С.43−46.
  38. , Е.В. Отношение учителей к современным педагогическим технологиям: Дис.. канд. пед. наук / Е. В. Вишничкина. Калининград: КГУ, 2000. — 252с.
  39. , О.И. Русский язык. Тесты: Начальная школа. 1−3 кл.: Учебно-метод.пособие / О. И. Волошина. М.:Дрофа, 2000. — 128 с.
  40. Вопросы компьютеризации учебного процесса / Сост. Н. Д. Угринович. М., 1987.
  41. Вопросы по психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  42. Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.
  43. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.пед.учеб.заведений / Сост.И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-320с.
  44. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. М.: Просвещение, 1984.
  45. , P.A. Преподавание информационных технологий в начальной школе/ Р. А. Волкова // ИНФО 2001. № 6.- С.90−92.
  46. , А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебно-методическое пособие / А. Г. Волостникова. Свердловск, 1971.
  47. , Т. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе / Т. Гергей, Е. И. Машбиц // Вопросы психологии. 1985.- № 3.
  48. , P.C. Дидактические условия применения компьютерных моделей в процессе проблемного обучения: Дис.
  49. Ф .канд.пед.наук./ Р. С. Гершунская. М., 1996.
  50. , Б.С. Компьютеризация в сфере образования / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 405 с.
  51. , В.И. Информационная технология: вопросы развития и применения / В. И. Гриценко, Б. Н. Пеныиин. Киев: Науч. думка, 1988.-272 с.
  52. , В.И. Методологические проблемы анализа развития информационных технологий / В. И. Гриценко, Б. Н. Пеньшин.- Киев: Науч. думка, 1984. 67 с.
  53. , Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
  54. , Г. Р. Очерки информационной технологии / Г. Р. Громов. -М.: Инфо Арт, 1993.-336с.
  55. , В.В. Системные основания образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Знание, 1995.
  56. , В.В. Планирование результатов образования и Ф образовательная технология / В. В. Гузеев. — М.: Народноеобразование, 2000.
  57. , В.В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У, Вардарян. Ереван, 1981.
  58. , В.В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения / В. В. Давыдов // ИНФО. 1989. — № 3. — С.3−16.
  59. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1986.
  60. , М.А. Процесс обучения / Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1972.
  61. , H.H. Формирование готовности студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд.пед.наук / Н. Н. Диканская.- Ставрополь: СГУ, 2000.-183с.
  62. , H.H. Формирование готовности студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. .канд.пед. наук / Н. Н. Диканская. Ставрополь, 2000.-24с.
  63. , А. Избранные педагогические сочинения /1. А.Дистерверг. М., 1936.
  64. , H.H. Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников: Дис. .канд.пед.наук / Н. Н. Донина. Новгород: НГУ, 1999.- 214с.
  65. , О.В. Страх перед компьютером : природа, профилактика, преодоление / О.В.Доронина// Вопросы психологии. 1993. — № 1.
  66. , В.В. Уроки развития, или пропедевтический курс информатики для малышей / В. В. Дубинина // ИНФО. 1995. — № 3. — С.61−68.
  67. , A.A. Роботландия курс информатики для младших школьников / А. А. Дуванов, Я. Н. Зайдельман, Ю. А. Первин, М. Гольцман//ИНФО. — 1989. -№ 5.
  68. , А.К. Загадка птицы Феникс / А. К. Дусавицкий. — М.: Знание, 1978.-С.99.
  69. , М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. М., 1981.
  70. , А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А.П.Ершов// Коммунист. 1988 — № 2.
  71. , А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы): Препр.№ 152/ А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин. Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979.
  72. , М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф.. д-ра пед. наук / М. И. Жалдак. М., 1989.
  73. , A.A. Игра как метод обучения при решении задач на уроках информатики / А. А. Зубрилин, О. В. Яшина // ИНФО. 2000. -№ 1. — С.69−72.
  74. , К.А. Компьютер и общество / К. А. Зуев. М.: Политиздат, 1990.-315 е.- 17 см.
  75. , Л.В. Элементы алгоритмизации в начальном курсе математики / Л. В. Игнатова // Начальная школа. 1989. — № 7. -С.34−35.
  76. , В.А. Ионосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения / В. А. Извозчиков. СПб., 1991.
  77. Ф 88. Илиева, М. Компьютерная игра / М. Илиева, В.Цонева. София:1. Народна просвета. 1989.
  78. , С.А. Персональные ЭВМ и их применение в учебном процессе / С. А. Илюшин, Б. Л. Собкин. М.: Издательство МАИ, 1992. — 138 с.
  79. Информатика и компьютерная грамотность / Отв. редактор академик Б. Н. Наумов. АН СССР, Ин-т пробл.информатики.- М.: Наука, 1988.238 с.
  80. , С.И. Дидактические условия активизации познавательной деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся 5−6 классов: Автореф. .канд.пед. наук / С. И. Исмаилова. —1. Липецк, 2000.- 18с.
  81. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. -М., 1981.
  82. , К.С. Пути повышения эффективности обучения математике с использованием рейтингово-балльной системы оценки учащихся средней школы: Автореф. .канд.пед.наук / К. С. Карелин. — Москва, 1999.- 18с.
  83. , К. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / К. Клейман, М.Гленн. М.:Радио и связь, 1987. — 223 с.
  84. , Е.Я. Информационная культура региональный компонент • школьного образования / Е. Я. Коган, Ю. А. Первин // ИНФО. — 1995.1.
  85. , Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова,
  86. A.Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2000. -176с.
  87. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиций математического моделирования / Авт.пред.А. А. Самарский .-М.: Наука, 1988.-176с.
  88. Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено. / Начальное образование. 2001. — № 1. — С.305−312.
  89. , Т.В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером / Т. В. Корнилова, О. К. Тихомиров. — М., Изд-во МГУ, 1990.
  90. , Н.Л. Педагогические условия развития младших школьников в процессе раннего обучения информатике. Автореф. .канд.пед.наук / Н. Л. Королева. Липецк, 2001.- 21с.
  91. , Н.Л. Единство и различие терминов «условие» и «средство» в педагогике / Н. Л. Коршунова // Новые исследования в педагогических науках. № 1(49) / Сост. И. В. Журавлев. М., 1987.
  92. , В.В. Дидактика как теория образования и обучения / Дидактика средней школы / В. В. Краевский. М., 1982.
  93. , В.Ф. Перспективные направления обновления содержания обучения и воспитания в начальной школе /
  94. B.Ф.Кривашеев //Начальная школа. 1989. — № 1.
  95. , В.Я. Психология / В. Я. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. — 213 с.
  96. , А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, А. Р. Сворень. — М.: Просвещение. 1990.
  97. , И.В. Методические средства развития алгоритмических умений при изучении информатики в начальнойшколе. Автореф.. канд.пед.наук / И. В. Левченко. Москва, 1997.-16с.
  98. , И.В. Обучение младших школьников работе спрограммным обеспечением / И.В.Левченко// ИНФО. 2001. — № 1. — С.92−95.
  99. , М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина //Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−35.
  100. , Л.В. Чему учить на уроках информатики? / Л. В. Листрова // Компьютер в школе. 2000. — № 5. — С.17−19.
  101. , Г. Л. Информационная культура как составная часть математического образования младших школьников / Г. Л. Луканин, Т.Ф. Сергеева// Начальная школа. 1999. — № 11. — С.80−85.
  102. , Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новойинформационной технологии: Автореф. д-ра пед. наук /1. Н. В. Макарова. СПб., 1992.
  103. , Я. Шестилетки: к творчеству через компьютер / Я. Марголис, А. Иванов// ИНФО. 1991. — № 3.
  104. , С.И. Дидактика: Учебное пособие/ С. И. Маслов.- Тула: Изд-во Тульского госпедуниверситета им. Л. Н. Толстого, 1998. -28с.
  105. Материалы Первой международной научно-практической конференции «Современные технологии в начальном образовании». М.: Информатика и образование, 1999. — 108 с.
  106. , М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. -144с.
  107. , A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности /A.M. Матюшкин //Вопросы психологии. 1982.- № 4. — С.5−17.
  108. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика. 1988. -192с.
  109. , Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М., 1986. ф 119. Михалевич, B.C. Информатика: общие положения /
  110. В.С.Михалевич, Ю. М. Каныгин, Ю.М., В. И. Гриценко. КиевД983. -45с.
  111. , H.A. Обучение. Педагогическая энциклопедия. Т.З./ H.A. Менчинская. М., 1976.
  112. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ/ Сост. Е. И. Машбиц. Киев, 1993.
  113. , Т.В. «Информатика в играх и задачах». Логомиры, творчество/Т.В.Минькович//ИНФО.-2001.- № 1.- С.84−91.
  114. , В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: Автореф.. .канд.пед.наук / В. Н. Могилева. Москва, 2001. — 21с.
  115. , А.Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: ТОО «Версия», 1997. -256с.
  116. , Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997.- № 3. — С.20−27.
  117. , P.C. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. 3-е изд./ Р. С. Немов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. — С.211.
  118. М.В.Моисеева, А.Е.Петров- Под ред.Е. С. Полат. — М.: Издательский цент «Академия», 2000. — 272 с.
  119. , Дж. Что могут дать компьютеры педагогике / Дж. Нокс // ИНФО. 1991. — № 5. — С.107−112.
  120. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: ф Высшая школа, 1990. — 382 с.
  121. , С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С.Пейперт. М.: Педагогика, 1989.- 345 с.
  122. , Ю.А. Роботландия. АН СССР, Институт программных систем / Ю. А. Первин. Переславль — Залесский. 1988.
  123. , Ю.А. Информационная культура и информатика: раздельно или слитно? / Ю. А. Первин // ИНФО. 1995. — № 3. -С.11−14.
  124. , Ю.А. Информационная культура. Модуль: Класс 2. / Ю. А. Первин. Самара — Переславль-3алесский, 1994.
  125. , Ю.А. Технологические принципы проектирования и ^ применения программного обеспечения начальной школы /
  126. Материалы Первой международной научно-практической конференции «Современные технологии в начальном образовании» / Ю. А. Первин. М.: Информатика и образование. 1999. — 108 с.
  127. , В.В. Использование вычислительной техники в учебном процессе: Учеб. пособие / В. В. Персианов, H.A. Шайденко. — Тула: Изд-во Тульского госпедуниверситета, 1997. — 231 с.
  128. , В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие / В. Ю. Питюков. М.: Гном и Д., 2001.
  129. , C.B. Осуществление межпредметных связей информатики с математикой в обучение информатике студентов факультета начальных классов педвуза: Дис.. канд.пед.наук / С. В. Поморцева. Омск: ОГПУ, 2000.- 197с.
  130. , П.В. Дидактическая информационно-предметная среда как фактор оптимизации обучении в начальной школе: Автореф.. .канд.пед.наук / П. В. Попова. Киров, 2000. — 14с.
  131. , Г. Информационная технология миллионные прибыли: Пер. с англ./Науч.ред.и авт.предисл. В. В. Симаков / Г. Поппель, Б.Голдастайн. -М.:Экономика, 1990. — 238с.
  132. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования // ИНФО. 1997. — № 1. С.3−11.
  133. , С.Е. Информатика в начальной школе / С. Е. Пронина //ИНФО. 1993.- № 5.
  134. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
  135. , В.Н. Методические рекомендации к экспериментальной программе по «Азбуке информатики"для младших классов / В. Н. Просвиркин, В. М. Костылевская, Т. Н. Данюшевская // ИНФО. 1997. — № 7.
  136. , В. Арифметика для маленьких / В. Прядко, Е. Кобзина //Мир ПК. 1997.-№ 1.
  137. Развитие учащихся в процессе обучения (1−2 классы) / Под ред.Л. В. Занкова.-М., 1963.
  138. Развитие школьников в процессе обучения (3−4 классы) / Под ред.Л. В. Занкова.-М., 1967.
  139. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
  140. , А.И. Философия компьютерной революции /
  141. A.И.Ракитов. -М.: Политиздат, 1991.
  142. Рекомендации по проблемам законодательного регулирования экономических отношений в сфере образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 6. 105 с.
  143. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт.- М.: Школа- Пресс, 1994.- 129 с.
  144. , И.В. Средства новых информационных технологий в школе / И. В. Роберт // ИНФО. 1989. — № 2.
  145. , Е.И. Психология человека / Е. И. Рогов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. -320с.
  146. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. М.:ВЛАДОС, 1996.
  147. , В.М. Проблема гуманизации информатики. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации (материала «круглого стола») /
  148. B.М.Розин//Вопросы философии. 1986. -№ 11.
  149. , Н.В. Отношение учителей к использованию новых информационных технологий / Н. В. Сафронова // Вопросы психологии. 19 932. — № 4.
  150. , С.С. Современные информационные технологии /
  151. C.С.Свириденко. М.: Радио и связь, 1989.- 304 с.
  152. , А.Л. Учебная программа «Информатика 1−3» / А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко, О.В. Щеглова//ИНФО. 1998. — № 6.-С. 19−23.
  153. , Т.А. НИТ и содержание обучения / Т. А. Сергеева // ИНФО. 1991. -№ 1.-С.З-10.0 162. Симоненко, В. Д. Педагогические теории, системы, технологии:
  154. Уч.пособие для пед. работников и студ. педвузов / В. Д. Симоненко,
  155. A.М.Воронин. Брянск, 1998.
  156. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Диссертац.. .д-ра пед.наук. М., 1977.
  157. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность /
  158. B.А.Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-308 с.
  159. , В.А. Использование педагогических технологий в современных условиях // Технологические аспекты развивающего обучения / В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко. Ред. сост.М. В. Гончар. -Калининград, 1998. — С.24−28.
  160. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.- 384с.
  161. , Е.П. К концепции обучения информатике в младших классах / Е. П. Смирнов // ИНФО. 1988. — № 2.
  162. , С. Нужен ли компьютер на обычном уроке? /
  163. C.Смирнов // ИНФО. 1986. — № 2.
  164. , Г. Л. Человек и компьютер: социально-философскиеаспекты автоматизации управления и обработки информации / Г. Л. Смолян. М.: Политиздат, 1981.-192 е., ил.- 20 см.
  165. , В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский.- Киев: Радянська школа, 1974.
  166. , Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н. Ф. Талызина. -М.: Просвещение, 1988, — 267 с.
  167. , Е.Г. Организационно-педагогические основы Ф проектирования информационного пространства в педвузе: Дис.канд.пед.наук / Е. Г. Торина. Тула, 1998.
  168. , H.H. О категориях «цель», средство, «результат» / Н. Н. Трубников. М.: Высшая школа, 1968. — 148с.
  169. , Ю.Н. Анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров // Под редакцией В. Э. Фигурнова. М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995. — 384с.
  170. , Э.З. Мотивы мышления в условиях конфликтной деятельности / Э. З. Усманова. // Вопросы психологии. 1980. — № 6. -С.121−127.
  171. , Б. Мои ученики работают на компьютерах / Б.Хантер.- М.:Просвещение, 1989. 289 с.
  172. , И.Ф. Как активизировать учение школьников? / И. Ф. Харламов. Минск: Нов. света, 1975. — 239 с.
  173. , Э.А. Активизация учения школьников / Э. А. Хейе // Начальная школа. 1983. — № 6. — С.47−50.
  174. , С.А. Информатизация образования / С.А.
  175. Христочевский // ИНФО. 1994. — № 1.
  176. , С. А. Информатизация школьного образования: почему так медленно? / С. А. Христочевский // ИНФО.- 1977.-№ 3.
  177. , Э.В. Педагогические условия использования компьютера для управления первичным формированием знаний:ф Дис.. .канд.пед.наук / Э. В. Черникова. Краснодар, 1999.
  178. , О.Н. Информационные аспекты компьютеризации./Отв.ред. В. М. Жеребин — АНСССР, Центр. экон-мат.ин-т / О. Н. Чирненко.-М.:Наука, 1989.-125с.
  179. , H.A. Из опыта формирования творческой структуры дидактической деятельности будущего учителя / Н. А. Шайденко. — Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 1997. -36с.
  180. , Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова.- М.: Педагогика, 1998. 208с.
  181. , A.A. Учет типа познавательных интересов школьников в процессе работе над проектами по информатике / А. А. Шапарин, Г. М. Птицына // Педагогическая информатика. 1999.- № 2. С.21−28.
  182. , В.Ф. Куда исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. — М.: Педагогика, 1979. 278 с.
  183. , В.А. Взгляд на информатизацию обучения / В. А. Шлык // ИНФО. 1996. — № 6.
  184. , Н.П. К исследованию личностный особенностей мышления, в групповом решении задач. В сб.: Деятельность и психические процессы. Тезисы докладов V всесоюзного съездаф психологов / Н. П. Щербо. М., 1979.
  185. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
  186. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  187. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М., 1971.
  188. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред.Д. И. Фельдштейна.- 2-е изд. / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: ИПО «МОДЭК», 1997.-416с.
  189. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М., 1989.
  190. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. Под ред. Карелина А. А. — М. ЮОО «Издательство ACT», 1997.
  191. , B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности / В. С. Юркевич //Вопросы психологии. 1980. — № 2. -С.83−92.
  192. , B.C. Светлая радость познания / В. С. Юркевич. — М., 1977. -64с.
  193. , И.С. Технология личностного ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. Москва, 2000.
  194. Hebenstreit, J. Computers in Education- the Next Step / J. Hebenstreit// Education and Computing. 1985. -№ 1. P.37−43.
  195. Hurtley, R. Computer assisted learning / R. Hurtley // Human interaction with computer. 1980.- P. 129−159.
  196. Killian, J. Child’s play: computers in early childhood programs / J. Killian, J. Nelson, D. Byrd // «Computing teacher». 1986. — 14. № 1. — P.13−16.
  197. Lindstrom, B. Using the computers to Holland / B. Lindstrom, E. Ekeblad, D. Neuman //Education and Computer. 1987. — Vol.3 -P.223−230.
  198. McClurd, P. Computer games: Environments for developing spatial Cognition / P. McClurd, C. Chaille // «Journal Education Computer Research». 1987. — 3.№ 1.- P.95−111.
  199. Newsam, T.M. Computer science in schools / T.M.Newsam, S.J. Pratt // «University Computing». 1986. — 8. № 3. — P. 135−140.
  200. Papert, S. Mindstorm: Children, Computer and Powerful Ideas / S. Papert. N.Y., 1980.
Заполнить форму текущей работой