Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов: На примере ССУЗов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В комплекс педагогических условий развития познавательной активности в контексте антропологического подхода должны входить: обучение: персонализация и индивидуализация обучения (самопознание, самообразование, обучающее инициативное сотворчество, самостоятельная творческая познавательная деятельность, проблемное обучение и активные методы обучения, самоорганизация и организация учебного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы развития познавательной активности 12 в среднем специальном образовании
    • 1. 1. Роль системы среднего специального образования в подготовке профессиональных кадров
    • 1. 2. Сущности познавательной активности и уровни ее 29 развития
    • 1. 3. Критерии эффективности развития познавательной 52 активности студентов в учебно-образовательном процессе ССУЗа
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательной активности студентов
    • 2. 1. Анализ профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста
    • 2. 2. Группы средств обучения в средней 71 профессиональной школе
    • 2. 3. Структурно-логическая модель развития 80 познавательной активности
    • 2. 4. Педагогическая культура и ее роль в формировании 93 профессионально значимых качеств будущего специалиста

Формирование познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов: На примере ССУЗов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Среднее профессиональное образование в России переживает в настоящее время период реструктуризации, вызванного необходимостью более полного удовлетворения потребности государства, общества в получении гражданами образования и высокой профессиональной квалификации.

Подходы к реформированию среднего профессионального образования определены основными направлениями развития профессионального образования. Одним из главных направлений реформирования системы среднего профессионального образования является «обновление содержания среднего профессионального образования, его переориентация на удовлетворение запросов и образовательных потребностей личности и реализацию права личности на получение соответствующего уровня профессионального образования и квалификации» (39). Для решения этих проблем необходима разработка и внедрение новых технологий обучения, в том числе технологий формирования познавательной активной личности будущего специалиста. Среднее профессионального образование развивается как важное звено в системе непрерывного образования.

Современное общество нуждается в творческих людях, обладающих познавательной активностью в их социальной и профессиональной деятельности. Требования общества к социально-профессиональной компетентности специалистов постоянно повышаются, а личностная осознанность новых условий активной социальной деятельности еще недостаточно изучена.

Эффективность любой деятельности, в том числе и учебно-образовательной, зависит от уровня активности и самоорганизации сторон, в ней участвующих. Активизация познавательной деятельности студентов является актуальной проблемой педагогики. Научно-педагогической разработкой этой проблемы занимались Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Б. П. Есипов, B.C. Ильин, З. И. Калмыкова, Г. С. Костюк, Т. В. Кудрявцев, В. А. Крутецкий, A.M. Матюшкин, В. А. Сухомлинский, П. И. Третьяков, З. Ф. Чехлова, Т. И. Шамова, Д. Б. Эльконин и другие.

Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной активности обучаемых позволили установить, что активизация учебно-познавательной деятельности личности должна быть, прежде всего, направлена на развитие мышления, внимания, памяти. Одним из путей активизации студентов в учебной деятельности является целесообразная организация их самостоятельной работы. Проблема познавательной самостоятельности — важная проблема, изучению которой уделялось значительное внимание в педагогической науке и практике.

В истории советской педагогики проблему самостоятельной работы освещали А. В. Буянкин, JI.B. Васильева, В. А. Григорьев, Н. Г. Дайри, Б. П. Есипов, М. Н. Колмакова, Н. Д. Константинов, Ф. В. Королев, В. Я. Ляудис, P.M. Микельсон, З. И. Рявкин, Р. Б. Срода, Т. Д. Степучева, М. Н. Шувалова и другие.

Вопросы организации самостоятельной работы студентов рассматривали в диссертациях Б. А. Алейников, М. А. Бондаренко, И. М. Варава, Я. Г. Гендлер, Н. П. Грекова, И. Гуломов, A.JI. Денисова, О. В. Зимонина, Р. А. Лозовская, JI.A. Нужных, В. Г. Орловский, Е. К. Осипьянц, П. И. Пидкасистый, Р. С. Семенова, И. Е. Торбан, А. В. Усова, Е. Б. Ястребова и другие.

Однако, многие аспекты рассматриваемой проблемы остаются еще не полностью раскрытыми. Так, недостаточно изучены дидактические условия развития познавательной активности студентов средних специальных учебных заведений. Сегодня коренным образом изменилось отношение к профессиям современных кадров и требования к уровню профессиональной квалификации, профессиональным обязанностям.

Эффективность существующей системы профессиональной подготовки специалистов во многом определяется соответствующими качествами педагогов такими как: творческая инициатива, универсальность мышления, профессиональная эрудиция, инновационная готовность, способность критически с учетом новой образовательной парадигмы и локальных особенностей оценивать и трансформировать в учебный процесс необходимые изменения, выдвигаемые современной практикой. Кроме того, достижение значимых результатов в подготовке современных специалистов невозможно без активного включения в процесс обучения самих студентов, развития их познавательной активности.

Исследования по педагогическому проектированию и технологии обучения, научные достижения Н. М. Александровой, С. Ф. Артемьевой, С. Я. Батышева, Т. П. Зайченко, В. И. Сопина, показали, что на современном этапе актуализируется проблема системного подхода построения обучения, направленного на качество результатов профессиональной подготовки специалистов и их дальнейшей социализации.

В последние годы в педагогической теории и практике сложились различные направления исследования инновационной педагогической деятельности: общие и специфические особенности как творческой представлены в работах В.А. Кан-Калика, А. К. Марковой, Н. Д. Никандрова и др.- основы педагогической инноватики рассмотрены в работах М. В. Кларина, А. И. Пригожина, В. А. Латсенина и др.- вопросы внедрения в практику достижений педагогической науки исследованы в трудах Ю. К. Бабанского, Н. В. Кухарева, М. М. Поташника, JIM. Фридмана и др.

Анализ научной и специальной литературы показал, что современные ученые и практики подробно рассматривают педагогическую эффективность учебного процесса. Однако, в них только намечены подходы к проблеме повышения уровня подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях через развитие их познавательной активности и включению студентов в образовательный процесс.

Таким образом, усиление психолого-педагогической направленности в деятельности средних специальных учебных заведениях — одна из существенных задач. Необходимость более глубокого изучения данной проблемы и выработки практических рекомендаций предопределили выбор темы данного исследования.

Целью исследования является повышение качества подготовки специалистов в среднем специальном образовательном учреждении путем применения достижений теории и практики педагогической науки, современных психолого-педагогических технологий развития познавательной активности студентов.

Объектом исследования — выступает образовательный процесс в системе средних специальных учебных заведений.

Предмет исследования — процесс развития познавательной активности студентов в образовательной деятельности средних специальных учебных заведений.

Гипотеза исследования развитие познавательной активности студентов будет эффективной при выполнении следующих условий: ведущим фактором познавательной активности студентов должна стать позитивносубъективная оценка практической значимости в содержании образования и профессиональной подготовкеосновой учебно-познавательной деятельности необходимо выбрать индивидуальный стиль взаимодействия информационного материала с содержанием образованияпри выработке познавательной активности студентов необходимо учитывать их индивидуально — психологические особенности восприятия учебного материалавыработать определенную структуру учебной деятельности студента, способствующую становлению его личностному и профессиональному становлению.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1. изучить состояние исследуемой проблемы в науке и педагогической практике;

2. выявить специфические черты в подготовке специалистов в среднем специальном учебном заведении;

3. обосновать индивидуально-психологические особенности, необходимые студентам для качественного восприятия учебного материала в современных условиях;

4. определить значимость познавательной активности в содержании образования среднего специального учебного заведения и ее роль в профессиональной подготовке специалистов;

5. разработать эффективную модель организации учебного процесса в современных средних специальных учебных заведениях в личностном и профессиональном становлении будущих специалистов.

Методологической основой данного исследования является концепции личностно — деятельностного подхода (Л.С.Выготский, ПЛ. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н.Ф.Талызина), системно-целостного подхода к организации процесса обучения (В.П. Беспалько, В. В. Краевский, Н.В. Кузьмина), теоретические основы педагогической инноватики (В.И. Загвязинский, В. А. Сластенин, Н.Р. Юсуфбекова), теоретические основы профессионального образования (С.Я.Батышев, Э. Ф. Зеер, В. С. Леднев, А.М.Новиков), общенаучные и базовые принципы познания, принципы познания современной психологии развития личности, единство сознания, комплексности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, С.Л.Рубинштейн).

Проблемам разработки специального раздела педагогических свойств личности посвятили свои исследования И. Я. Зязюн, Е. И. Рогов, С. М. Фридман.

3 процессе исследования применялись традиционные методы исследования: наблюдение, анализ документации, образовательно-педагогический эксперимент, а также моделирование экспертных оценок в самых разнообразных вариантах, в том числе учебных программ и методов обучения.

Исследование проводилось на базе средних специальных учебных заведений г. Москвы и прежде всего на базе Колледжа городской инфрастуктуры, экономики и права.

Этапы исследования. Теоретические и экспериментальные исследования осуществлялись в период с 1997 по 2000 гг.

На первом этапе — 1997/98 учебном году анализировалась организация образовательного процесса средних специальных образовательных учреждений г. Москвы, проводилось исследование познавательной активности студентов различных ССУЗов и на основе обобщенных данных осуществлялся анализ научной литературы по этой теме.

На втором этапе — 1998/99 учебном году — проведен теоретический анализ предмета исследования, разработана модель системы познавательной активности студентов, разрабатывалась методика проведения эксперимента.

На третьем этапе — 1999/ 2000 учебном годупроанализированы результаты исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации, апробирована система познавательной активности студентовпроведен анализ эффективности применявшихся методов, систематизирован материал исследования, опубликованы аналитические материалы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и научно обоснованы педагогические и психологические условия повышения познавательной активности студентов в средних специальных учебных заведенияхразработана технология повышения профессиональной эффективности преподавателя и учебно-образовательной деятельности студентаопределены критерии эффективности образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях с точки зрения познавательной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в разработке системы познавательной активности студентов средних специальных учебных заведений и других учреждений системы профессионального образования, повышению качества подготовки профессиональных кадров. Результаты исследования могут быть также использованы в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов системы профессионального образования.

Научная новизна исследования состоит в научном обосновании необходимости включения в содержание педагогической инноватики в качестве системообразующего фактора подготовки современного специалиста, а также в адаптации содержания педагогической инноватики к специфике среднего специального учебного заведения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Организационные и психолого-педагогические условия эффективности развития познавательной активности студентов;

2. Создание оптимальной модели, опирающейся на эффективное развитие познавательной активности студентов в средних специальных учебных заведениях, с учетом их индивидуально-личностных особенностей восприятия;

3. Новые педагогические и инновационные технологии формирования индивидуального взаимодействия студента с содержанием образовательного процесса должны охватывать все компоненты профессионально-личностной готовности.

4. Внедрение педагогических факторов оптимизации содержания образования на основе инновационных образовательных технологий, интегрирующих в себе разные педагогические новшества (интерактивное обучение, организация надпредметной учебной деятельности и др.) и традиционные формы организации учебного процесса системы профессионального образования.

5. Применение современных методик, развивающих познавательную активность студентов оказывает существенное влияние на уровень образовательной подготовки и помогает сформировать профессиональное мышление будущего специалиста, конкурентно способного на рынке труда.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения, материалы и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических и методических советах средних специальных учебных заведений, на научной и научно-практической конференциях по данной проблеме профессиональных учебных заведений г. Москвы на кафедре Московского педагогического университета. Основные материалы исследования отражены в публикациях автора и внедрены в учебный процесс среднего специального учебного заведения.

Выводы по II главе.

Подводя итоги научно-теоретического анализа и экспериментальной проверки модели формирования профессионально значимых качеств будущего педагога, мы пришли к следующим выводам:

1. Осуществление личностно-ориентированного образования требует новых организационно-методических подходов в деятельности профессиональных учебных заведений и педагогической науки к проблемам педагогической культуры будущего специалиста, как интегративной характеристике целостного процесса подготовки специалиста в условиях колледжа.

2. Педагогическая культура в нашем исследовании рассматривается с позиций гносеологического, деятельностного, личностного подхода и раскрывается как динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога и формирование профессионально значимых качеств/является условием и средством формирования этого явления.

3. Рассматривая педагогическую культуру на личностно-индивидуальном уровне, как сущностную характеристику целостной личности педагога, в качестве её компонентов были выделены следующие: педагогическая позицияпрофессионально значимые качества, профессиональны знаниякультура педагогического мышленияпрофессиональные умения и творческий характер педагогической деятельностисаморегуляция личности и культура профессионального поведения.

4. Под профессионально значимыми качествами в нашем исследовании понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения в ходе образовательной практики колледжа.

5. Профессионально значимые качества, являясь структурным компонентом педагогической культуры, обуславливают уровень её сформированности, если эти профессионально значимые качества формируются исхода из определённых организационнометодических условий.

6. Экспериментальные данные подтвердили гипотетическое предположение о том, что адаптирующая воспитательная система на основе развивающего управления стимулирует развитие способностей и профессионально значимых качеств студентов колледжа, углубляя их педагогическую направленность,.

7. В ходе исследования было выявлено, что профессионально развивающие пространство, представленное средовыми сферам (самоопределение, становление, самоутверждение) погружает студентов в моделируемые ситуации, адаптирующие к специфике педагогической деятельности, способствующие рефлексии и сомооценке сформированности профессионально значимых качеств на этапе обучения в колледже.

8. В исследовании предложены и описаны методические основы формирования воспитательной системы, профессионально — развивающей студента колледжа. В качестве основных организационных форм воспитательного пространства были выбраны: клуб, творческая мастерская, педагогическая студия.

9. Организационно — методические основы формирования профессионально значимых качеств в нашем исследовании представлены:

— учебным планом имитационного режима работы;

— индивидуализированными учебными программами;

— гибкими образовательными технологиями на основе имитационного моделирования, двуплановости и диалогового общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость развития познавательной активности в образовательном процессе ССУЗа обусловлена современными требованиями, спецификой образовательного процесса и закономерностью профессионально — педагогического становления творческой саморазвивающейся личности студента.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы и наше исследование практического состояния данной проблемы показали, что требуется поиск новых путей развития познавательной активности в образовательном процессе средних специальных учебных заведений, позволяющем сделать этот процесс более целенаправленным и эффективным.

В теоретической части исследования дан анализ важным понятиям: «активность», «познавательная активность», «развитие», «развитие познавательной активности» и «образовательный процесс».

Познавательная активность в нашем исследовании рассматривается как объективно присущее человеку свойство, компонент личности, процесс психического отражения в форме чувственного восприятия и представления, рационального и внерационального (иррационального) мышления, воли и практической деятельности (опыта), детерминированный (обусловленный) социокультурными факторами.

А развитие познавательной активности — это возрастание способности создавать психологические образования (знания, умения, навыки, опыт, психические свойства, жизненные позиции и др.) в процессе решения познавательных и практических задач в конкретном социуме и культуре.

Выявлено, что познавательная активность — важнейший компонент личности. Она объективно присуща студенту является предпосылкой и условием познавательной деятельности, и в то же время познавательная деятельность будущего специалиста порождает его познавательную активность.

Анализ философской и педагогической литературы позволил определить сущность антропологического подхода в педагогике и применение его к процессу развития познавательной активности студентов средних специальных учебных заведений. Сущность антропологического подхода состоит в следующем:

— рассмотрение развития познавательной активности в целостности всех ее аспектов (чувственного восприятия, представления, рационального и иррационального мышления, практической деятельности, воли);

— изучение развития познавательной активности во взаимодействии, взаимном дополнении всех факторов развития, внутренних и внешних условий;

— познание развития познавательной активности будущего офицера и педагогического воздействия на него с точки зрения всех человековедческих наук (философии, педагогики, психологии, социологии, культурологии, политологии, физиологии и т. д.);

— понимание развития познавательной активности студентов как совокупности мировоззренческой, теоретической и практической образовательной деятельности как главной цели и ценности.

С этих позиций в исследовании рассматривается познавательная активность, направленная на познание окружающего мира и самопознание личности специалистов в средних специальных учебных заведениях.

На основе синтеза полученных данных определены факторы развития познавательной активности студентов в образовательном процессе ССУЗов путем систематического и целенаправленного педагогического воздействия. Комплекс факторов развития познавательной активности условно разделен на источники, внешние и внутренние проявления и результат.

Источники: интеллект, познавательные потребности, ценности образования и профессии, учебные и профессиональные мотивы, познавательные интересы, стимулы, воля, учебная самоорганизация и организация.

Внешние и внутренние проявления: мыслительные действия, вербальные действия, познавательная деятельность (творческая, самостоятельная, инициативная).

Результат: профессиональная компетентность, профессиональная и познавательная направленность, умственная самостоятельность, интенсивная познавательная деятельность, учебная успешность.

Для оценки уровня развития познавательной активности студентов ССУЗов установлены три уровня их развития: высокий, средний и низкий.

Установлен комплекс показателей (на основе факторов развития познавательной активности), которые характеризуют уровни развития познавательной активности студентов и критерии на основе качеств, свойств, признаков этих показателей.

Исследование показало, что развитие познавательной активности следует рассматривать одновременно как процесс и как сложную систему, диалектически связанную с развитием личности, с социальным заказом общества, с составными частями образовательного процесса ССУЗов обучением, воспитанием, развитием и психологической подготовкой.

В комплекс педагогических условий развития познавательной активности в контексте антропологического подхода должны входить: обучение: персонализация и индивидуализация обучения (самопознание, самообразование, обучающее инициативное сотворчество, самостоятельная творческая познавательная деятельность, проблемное обучение и активные методы обучения, самоорганизация и организация учебного процесса) — воспитание: гуманизация, демократизация образовательного процесса (самовоспитание, профессиональная направленность) — личностное развитие будущего специалиста: становление личности на основе самореализации и развития познавательной активности (саморазвитие, самоутверждение, гармоническое развитие) — психологическая подготовка: воспитание волевых качеств (самоуправление, саморегуляция, самоконтроль).

Структурно-логическая модель отражает динамику процесса развития познавательной активности студента, созданную на основе целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности составляющих ее компонентов, и является средством раскрытия целевого, структурного аспектов развития познавательной активности студентов ССУЗов.

На основании полученных результатов опытно-экспериментальной работы доказано, что антропологический подход действительно является фактором развития познавательной активности студентов в образовательном процессе.

Проведенное исследование и полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования. Вместе с тем проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ обозначенной проблемы. Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях: разработке педагогических технологий самообразования и образования, самовоспитания и воспитания, саморазвития и развития познавательной активности. Эти технологии должны быть рассчитаны на формирование целостной культуры как самого педагога ССУЗа, так и будущего специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активность // Педагогическая энциклопедия. Т.1. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — С. 61−63.
  2. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1998. -255 с.
  3. О.В., Овчаренко В. П. Управление качеством. Калининград: БГА, 1997, — 12 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1986. — 399 с.
  5. А. Психологическое тестирование. Кн. 1. — Пер. с англ. Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  6. П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ // Среднее профессиональное образование. 1997, № 2. -с. 8−15.
  7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  8. Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  9. Г. С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1984. — 230 с.
  10. М.В., Верницкий А. А. Дифференциация образования. -Новокузнецк, 1998. 122 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1986. — 158 с.
  12. Асмолов* А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.- 104 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  14. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 192 с.
  15. М.Я. Личность и профессия. М.: Педагогика, 1998. — 146 с.
  16. А.А. Понятие профессионального мышления. Томск: ТПИ, 1985.-230 с.
  17. B.C. Педагогика: учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 147 с.
  18. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  19. В.А. организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях: Методические рекомендации. -Магнитогорск: МГПИ, Управление образования, 1998. -40 с.
  20. В.А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов. Магнитогорск, 1994. -69 с.20а. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  22. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1986, № 4. — с. 69−79.
  23. Д.Б., Петухова И. А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1989. — с. 95−101.
  24. М.В. Исследование соотношений формально динамической стороны активности с интегральными параметрами. М., 1980. — 258 с.
  25. Д. Психология познания. М., 1977. — 255 с.
  26. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся: Сб. трудов / Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: МГПИ, 1974. — 191 с.
  27. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов: Сб. МГПИ. -М.: МГУ, 1988. 164 с.
  28. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  29. Выготский J1.C. Собрание сочинений в 6 т. М., 1984. — т.4.
  30. Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М.: МГУ, 1995.- 160 с.
  31. П.Я. Мое мировидение. Курс лекций. М., 1992.
  32. JI.A., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта: Монография. М.: ИРПО, 1997. — 140 с.
  33. М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности // Педагогические исследования интеллектуальной деятельности. -М.: МГУ, 1989. с 161 — 167.
  34. Ю.В. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1998. -347 с.
  35. А.Т., Зиновьева И. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. Методическое пособие / АПО.- М.: ИРПО, 1999.-92 с.
  36. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Мол. гвардия, 1992. -124 с.
  37. М.В. разработка примерных норм оценки знаний, умений и навыков учащихся ПТУ. Методические рекомендации. М.: ВНМЦ ПТО, 1986.- 106 с.
  38. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М.: Торговля, 1997. — 28 с.
  39. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации: Основные положения, М.: ИПО МО РФ, 1993.- 16 с.
  40. А.А., Рогов Е. И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. Ростов-на-Дону, 1997. — 34 с.
  41. М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика. — 1993, № 3. — с. 21−33.
  42. В.А., Барабанов Т. П., Андросюк Е. Р. Организация итоговой аттестации студентов по специальности // Высшая школа и социально-экономическое развитие страны. — Волгоград: ПИ, 1997. 55 с.
  43. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1996.- 11 с.
  44. К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  45. В.В., Баранов А. В. Программное обеспечение ЭВМ для организации самостоятельной работы студентов по физике // Сборник научно-методических статей по физике. М.: Высшая школа, 1988. -С. 67−71.
  46. Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1996. — 175 с.
  47. М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение» // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1995. -№ 5.-С. 11−22.
  48. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  49. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1996. — 174 с.
  50. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. Минск: БГУ, 1978.-334 с.
  51. С.П. и др. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях: (проблемы, технологические решения) / Теория и практика физической культуры.- 1996, № 8.-с. 2−4.
  52. Ю.Н. Активное социально-психологическое образование. -Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с.
  53. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1995.- 159 с.
  54. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. — 112 с.
  55. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. Взгляды выдающихся представителей педагогической мысли по вопросу о самостоятельности учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 1961. — с. 5−37.
  56. Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. -Л.: ЛГПИ, 1982.-74 с.
  57. В.М. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 164 с.
  58. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1988. — 264 с.
  59. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-ое, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 1999. — 384 с.
  60. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Изд. 2-ое, испр. и дополн. М.: УРАО, 1998. — 144 с.
  61. А.Н. Административный менеджмент в деятельности директора многопрофильной гимназии. Автореферат дисс. .канд. пед. наук. М.: ИРПО, 1995.- 18 с.
  62. В.В. Познание в социальном контексте. М., 1994. — 358 с.
  63. B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1994.- 144 с.
  64. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1986.-35 с.
  65. А.Г. Современные педагогические технологии: Методические рекомендации. —М., 1999. 136 с.65а. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
  66. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188 с.66а. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223 с.
  67. В.В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. С.-Пб., 1995. — 229 с.
  68. Н.А., Эйдельнант В. И., Власенко А. Н. Профессиональные учебные заведения и пути адаптации в современных рыночных условиях. Невинномысск: Образование, 1996. — 195 с.
  69. Я.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1995. -201 с.
  70. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 50 с.
  71. И.И., Плотицкая Е. Е. Опыт и стратегия развития регионального многопрофильного колледжа // Среднее профессиональное образование. М., 1999, № 3. — 7с.
  72. Контроль качества знаний учащихся профессиональных образовательных учреждений с использованием заданий тестового типа. Сборник методических материалов. МО РФ под ред. Тупикина Е. И. Серпухов: 1995. — 74 с.
  73. Концепции оценки достижения учащихся требований общеобразовательного стандарта. Проект МО РФ, РАО. М.: ИОШ, 1998.-24 с.
  74. Концепция реформирования системы начального профессионального образования. М.: ИРПО, 1997. — 30 с.
  75. В.Г., Мирошниченко А. А. Профильные образовательные учреждения: проблема преемственности содержания образования // Среднее профессиональное образование. 1999, № 9. — 44 с.
  76. М.Ф. Образовательный стандарт и контрольно-оценочная деятельность. М.: НМЦ, 1996. — 32 с.
  77. Е. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995, № 10. — с. 156−159.
  78. A.M. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988.--382 с.
  79. А.И. Социология: учебник для ВУЗов. М.: Лотос, 2000. -382 с.
  80. В.В. Педагогическая антропология как средство развития профессионального начального образования. Материалы региональной научной конференции. Оренбург: ООИУУ, 1998. — 88 с.
  81. Ю.Н., Сухобской Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1972. — 263 с.
  82. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. — 53 с.
  83. И.Д. Практический менеджмент: Психотехника управления и самотренировки. М.: Элник. 1995. — 492 с.
  84. B.C., Афанасьева Т. П. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСЗИ, 1995. — 186 с.
  85. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — 347 с.
  86. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. — 201 с.
  87. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1983. — с. 245−251.
  88. А.К. Психология профессионализма. М.: 1996. — 312 с.
  89. А. Способы поведения, ведущие к самоактуализации. М.: Твое здоровье, 1991, № 2. — с. 26−31.89а. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд., Т.З. — С. 67.
  90. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.-95 с.
  91. A.M. К проблемам порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1989. — с. 41−53.
  92. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. —М.: Педагогика, 1982.-218 с.
  93. А.Ф. Учебная работа в техническом вузе. М.: МЭИ, 1999. -142 с.
  94. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1998.-456 с.
  95. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1989, — 108 с.
  96. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуального развития. М., 1976. — 56 с.
  97. Николов J1. Структура человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1994.-175 с.
  98. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  99. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Ровесник, 1991.-68 с.
  100. В.Н. Об активности и самостоятельности учащихся // Специалист. 1994, № 9. — с. 30−31.
  101. Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. М.: Прометей, 1997. — 68 с.101а. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю, Шведовой. -М.: Русский язык, 1986. 797 с.
  102. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  103. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев В. М., Мишенко Е. Н., Шиянов Е. Н. -М.: Шкала-Пресс, 1998. 512 с.
  104. Педагогический словарь. М.: АПН, 1980. — Т. 1. — 774 с.
  105. И.Г. Лебединая песня. Лингард и Гертруда. М.: Педагогика, 1989. — 164 с.
  106. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  107. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  108. М.М. Инновационная школа в России: становление и развитие: опыт программно-целевого управления. РАО, ИУО. М.: Новая школа, 1996. — 106 с.
  109. М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. Рекомендации для руководителей школ и учителей. М.: 1991. — 214 с.
  110. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования. М.: Новая школа, 1998. — 16 с.
  111. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов / Под ред. Башишева С .Я. М.: Профессиональное образование, 1997. — 424 с.
  112. А.Е. Наука практике // Профессиональное образование. — 1998, № 3, — с. 15−21.
  113. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). -М.: Педагогика, 1975. 182 с.
  114. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция. Коллектив авторов под руководством Е. Н. Шиянова. — Ставрополь, 1998. 73 с.
  115. Э.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: 1985. — 208 с.
  116. Рубенштейн С .'Л. Проблемы общей педагогики. М.: Педагогика, 1973.-348 с.
  117. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  118. Н.Н. Общая теория статистики. 2-ое изд., перераб. и дополн. -М., 1998, 321 с.
  119. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. 1998. — 65 с.
  120. В.И. Волевая регуляция активности личности // психологический журнал. 1982. — Т. З,., № 4. — с. 34−56.
  121. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. С.-Пб.: ИПТ, 1995. — 264 с.
  122. В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 210 с.
  123. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  124. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1994.-95 с.
  125. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. — 564 с.
  126. Словарь иностранных слов. 9-ое издание. — М.: Русский язык, 1982. — 608 с.
  127. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы / Академия профессионального образования. -М.: Ореол-Лайн, 1998. 88 с.
  128. И.П. Новые модели финансирования профобразования. -М.: ИРПО-АПО, 1996.- 151с.
  129. Советский энциклопедический словарь. 4-ое издание. — М., 1984. -986 с.
  130. Современные теории познания. М., 1992. И — 43 с.
  131. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1997. -174 с.
  132. Среднее профессиональное образование на рубеже веков: Сборник / МО РФ- Управление среднего профессионального образования. М., 2001.-52 с.
  133. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -201 с.
  134. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  135. Унт И. Э. Индивидуализация учебных занятий и ее эффективность: Автореф. дисс.. .доктора пед. наук. Вильнюс, 1975. — 40 с.
  136. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1996. — 174 с.
  137. К.Д. Собрание сочинений в 7 томах. Т.2. — М., 1946. — с. 320.
  138. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. соч. в 2-х томах. Т.1. — М.: Педагогика, 1974. — с. 229−547.
  139. С.Г. Обучать, развивая личность. Екатеринбург: Диамат, 1995, — 186 с.
  140. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.-237 с.
  141. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -Тольятти: 1998.- 132 с.
  142. З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника: Автореф. дисс.. .доктора пед. наук. — С.-Пб., 1991. — 36 с.
  143. Т.Н. Активизация умения школьников. М., 1982. — 76 с.
  144. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1989. -96 с.
  145. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1992.-208 с.
  146. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  147. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 24 с.
  148. Ю.А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения: Методические рекомендации. — М.: ИРПО, 1995.-94 с.
  149. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европ. ин-т экспертов. С.-Пб.: Полюс, 1998. — 639 с.
  150. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. М.: Знание, 1994. — 213 с.
Заполнить форму текущей работой