Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика использования краеведческих материалов при обучении физике в средней общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (1993;1995 г. г.) проводилось изучение основных правительственных документов по вопросам народного образования с целью уточнения задач школы на современном этапе: анализ работ по дидактике, психологии и методике преподавания физики, относящихся к проблеме исследования. Практическая сторона исследования на этом этапе заключалась в наблюдении за работой учителей физики ряда школ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические и методические основы использования краеведческого материала в обучении физике
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы использования краеведческого материала в педагогике, психологии, дидактике и в школьной практике
    • 1. 2. '. Сущность и значение использования краеведческого материала в обучении физике
    • 1. 3. Уточнение понятий «краеведение» и «краеведческий материал»
    • 1. 4. Классификация краеведческого материала по физике
    • 1. 5. Принципы сбора, отбора и систематизация краеведческого материала по физике
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Методика использования краеведческого материала в процессе обучения физике
    • 2. 1. Методика использования краеведческого материала в процессе формирования физических понятий
    • 2. 2. Методика использования краеведческого материала для профессиональной ориентации учащихся на уроках физики
    • 2. 3. Воспитательное и образовательное значение использования краеведческого материала на занятиях физики в школе
      • 2. 3. 1. Методика использования краеведческого материала по физике для воспитания патриотизма и интернационализма
      • 2. 3. 2. Значение краеведческого материала для эстетического воспитания школьников
      • 2. 3. 3. Методика использования краеведческого материала по физике для экологического воспитания учащихся
      • 2. 3. 4. Методика использования краеведческого материала по физике для экономического воспитания учащихся
    • 2. 4. Педагогический эксперимент и его результаты
  • Выводы по второй главе

Методика использования краеведческих материалов при обучении физике в средней общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что общеобразовательная школа должна дать каждому обучающемуся или учащемуся общественно необходимый уровень научных знаний, создать все условия для получения полноценного среднего образования, развития способностей и дарований, сформировать у них потребности и навыки самообразования. В связи с этим перед общеобразовательной школой встают задачи воспитания таких черт личности, как способность к самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию личности, привить каждому учащемуся устойчивое желание и умение учиться, самостоятельно пополнять и углублять свои знания. На это нацеливает школы Закон Республики Таджикистан «Об просвещении» [2] и «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан» [1]. Одним из направлений решения указанных задач является исследование специфического вида учения школьников — самостоятельной деятельности, которая включает в себя применение краеведческого материала при обучении физике.

Важно отметить, что проблема широкого использования краеведческого материала в преподавании физики в средней общеобразовательной школе республики специальному исследованию не подвергалась, тогда как специфика производственного окружения, климатические и природные особенности республики этого настоятельно требуют.

Изучение и анализ школьной практики преподавания физики и личный опыт работы в школе (около 20 лет) показывают, что краеведческий материал располагает большими возможностями, влияющими на качество обучения и воспитания учащихся. Не случайно, что классики педагогики (Я.А. Каменский, Н. К. Крупская, С. Т. Шатский и др.) уделяли большое внимание краеведческим материалам в системе обучения и воспитания. Вопросы, связанные с использованием и изучением краеведческого материала, нашли свое отражение в психолого-педагогических исследованиях М. А. Данилова, Е. П. Есипова, В.Н. Кабанова-Миллера, Д. Н. Левитова, Н. Р. Менчинского, М. Н. Скаткина и др.

Вопросы краеведения как средства воспитания патриотизма у учащихся исследуются в работах В. М. Андрианова и B.C. Костюка, С. Бабаджанова, О. И. Балабекяна, М. А. Гусейнова, У. М. Мухтарова, Г. О. Норузбаева, и других. В своих исследованиях они придают большую роль краеведческому материалу как одному из средств воспитания патриотизма у учащихся.

Различные формы краеведческой деятельности проанализированы в диссертационных работах А. Г. Абдуллаевой, С.С. Маглуевой-Неверовой, С. Г. Меджидова, А. Е. Сухарева Б. Тачева и др. В этих работах даны глубокие научно-теоретические аргументации познавательно-воспитательного значения краеведческого материала в преподавании разных дисциплин и даны методики его использования. Однако вопрос о необходимости использования краеведческих материалов в преподавании физики в этих работах не рассматривается.

Ряд авторов (П.А. Аллаберенов, З. М. Беджанова, Т. Бобоев, Н. М. Бергер и А. В. Хатулаева, М. Бозоров, А. Ф. Бондарева, Х. Ж. Ганиев, Г. А. Гришина, X. Джумаев, Б. Имонов, X. Маджидов, Ю. Г. Махмудов, Б. Мирзоев, В.А. Полог-рудов, А. В. Усова и Н. С. Антропова, Т. Фатхуллаев, Е. Г. Харченко, Ф. Хакимов, А. П. Шибаев и др.) рассматривает в своих исследованиях вопросы краеведения' как средства связи школы с жизнью. Работы этих авторов оказывают большую помощь учителям общеобразовательных школ в сближении преподавания учебных дисциплин, в том числе физики с жизнью.

Следует отметить фундаментальные исследования психологов, педагогов и учёных-методистов А. Ш. Комилова, А. И. Маркушевича, В. А. Фабриканта, Т. А. Шукурова, о ядре и оболочке содержания образования в связи с анализом исторического аспекта изучения учебных дисциплин. Известно, что освещение учебного материала в исторической связи расширяет научный кругозор учащихся и, оживляя урок, всегда пробуждает у школьников интерес к предмету, благоприятно влияя на успеваемость по физике. В связи с этим важно учитывать работы П. Р. Атутова, О. И. Балабекяна, М. А. Бакиевой, А. Ш. Комилова и С. К. Таварова, Ф. И. Кочурова, П. С. Кудрявцева, П. Н. Курицина, И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, Ю. Г. Махмудова, Б. М. Мирзахмедова, В. Н. Мощанского и Е. В. Савеловой, И. Файзиева, П. С. Цатуряна, Т. А. Шукурова и М. Х. Маликова, Р.Н.

Щербакова и др., посвященные вопросам реализации принципов историзма и политехнизма в курсе школьной физики.

Одной из задач школы является такая организация учебной и воспитательной работы, которая могла бы подготовить учащихся к сознательному выбору профессии. Профессиональная ориентация, являясь важной педагогической проблемой, выступает в то же время и как проблема социально-экономическая. Проведение этой работы тесно связано с необходимостью планирования подготовки кадров и трудоустройства населения, расширения общественного производства. По данной проблеме высказались Ю. С. Адигамов, В. Г. Аликперов, М. Т. Благинин, В. Г. Гайфуллин, О. Н. Занина, Н. А. Лебедева, В. А. Пологрудов, В. Т. Самсонов, И. П. Шевченко и др. В их работах рассматриваются содержание, методы, формы и средства профориентационной работы при обучении школьных предметов, в том числе физики, но, однако, следует отметить, что в них не учитываются те профессии, которые нужны в нашей Республике.

Вопрос об экономическом воспитании учащихся рассматривается в работах А. Ф. Аменда, М. Анарбаева, Е. К. Есенжалова, З. К. Левчука, М. Л. Малышева, Х. Р. Матякубова, Л. К. Пономарёва, Н. П. Рябининой, И. А. Сасовой, В. А. Севастьянова, Л. С. Сусской, Ш. Н. Файзуллаева, и др. Эти работы оказывают большую помощь учителям, в частности учителям физики, в решении задачи экономического образования. Однако в этих работах не находит отражения специфика экономики нашей Республики.

Анализ научно-методической литературы, методических пособий и программ, изучение состояния преподавания физики в школах Таджикистана показывают, что краеведческие материалы в процессе обучения очень редко используются, а методические основы данной проблемы все ещё не разработаны. Поэтому мы придаём большое значение использованию краеведческих материалов, которое включает в себя единство социального, психологического и педагогического, единство всех функций обучения и единство всех компонентов учебного процесса (целей, содержания, методов и организационных форм обучения).

На наш взгляд, использование краеведческих материалов в учебном процессе в какой-то мере разрешает проблему познавательной деятельности школьников и формирует у них творческие способности.

Таким образом, социальный заказ в условиях перестройки всех сфер жизни нашего общества, промышленного и сельскохозяйственного производства в республике, теоретическая и практическая не разработанность проблемы исследования обуславливают ее актуальность.

Отсутствие исследований по проблеме использования краеведческого материала в процессе преподавания физики в школах (в том числе и в школах Таджикистана) явилось для нас основанием для выбора темы исследования.

Основу данного исследования составляет теоретическое осмысление и практическая переработка краеведческого материала в обучении физике в общеобразовательных школах республики.

Проблему настоящего исследования составляет использование краеведческих материалов с целью повышения качества обучения и подготовки школьников к творческому мышлению.

Вышерассмотренное обусловило постановку общей цели исследования — разработки методики использования краеведческих материалов в обучении физике в средней общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс обучения физике в средней общеобразовательной школе.

Предметом исследования явилась деятельность учителя и учащихся по использованию учащимися краеведческих материалов в процессе обучения физики.

Гипотеза исследования: если использование краеведческих материалов органически связать с содержанием школьного курса физики, то это позволит эффективно включить учащихся в процесс познания окружающего мира, сознательного выбора профессии, воспитания бережного отношения к природе и природных ресурсов и ознакомить их с наследием предковсоздаст предпосылки для познавательной деятельности и повышения их обученности, воспитанности и социальной активности.

В соответствии с поставленной целью и избранной гипотезой решаются следующие задачи:

— проанализировать и обобщить исследования, посвященные проблеме использования краеведческих материалов на уроках физики;

— выявить систему факторов, влияющих на качество знаний учащихся, с учетом социально психологических, экономических и природоведческих особенностей республики;

— выявить и научно обосновать условия, при которых краеведческий материал как средство обучения и воспитания способствовал бы повышению качества физико-технического образования школьников;

— определить объем, содержание и место краеведческого материала по физике, которые можно дать в рамках школьного курса физики, не перегружая учащихся и не нарушая логики самого курса физики;

— разработать систему сбора, отбора, классификации и систематизации краеведческого материала с целью его применения в преподавании физики, исходя из структуры и содержания, целей и задач обучения физике;

— определить оптимальные организационные средства, наиболее рациональные пути и возможности использования краеведческого материала в преподавании физики для воспитания учащихся;

— экспериментально проверить влияние краеведческих материалов на качество знаний, умений, навыков и интересов учащихся и на уровень их воспитанности.

Методологические и теоретические основы исследования: диалектический метод познанияпринцип системности обучения и его связь с практикой, научность обучения и его доступностьпринцип соотношения всеобщего, особенного и единичного как особой формы отражения действительностисистемно-структурный и деятельностные подходы к анализу педагогических явлений и процессов, теории развивающегося обучения.

При решении проблемы были применены следующие методы исследования: изучение правительственных документов по вопросам образования с целью уточнения задач школы на современном этапе и определения методологических основ исследования с целью использования краеведческих материаловизучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по выявлению постановки и уровня разработанности проблемынаучно-методический анализ психолого-педагогической, методической литературы, а также статей из различных источников по вопросам исследования с целью выявления структурных элементов комплексного подхода к использованию краеведческих материаловизучение и обобщение опыта краеведческой работы учителей физики республики путём педагогического наблюдения, анкетирования учителей и учащихся, бесед с учителями и учащимися, работниками образованиятеоретическая разработка основных дидактических принципов и методов решения проблемы исследованияэкспериментальная проверка целесообразности комплексного подхода к использованию краеведческого материала в активизации познавательной деятельности учащихся при изучении школьного курса физики, эффективности основных приёмов, форм привлечения локального материала в преподавании физикианализ и обобщение полученных результатов.

Научная новизна исследования:

— впервые определены характерные организационные формы работы по изучению физических основ производства, природных явлений и быта родного края;

— определены оптимальный объём и содержание краеведческих материалов- - определены те вопросы школьного курса физики, при изучении которых учащиеся знакомятся с краеведческими материалами местности;

— выявлены основные формы и методы использования краеведческих материалов;

— определены возможности курса школьной физики для ознакомления учащихся с элементами краеведческих материалов;

— построена методическая система использования краеведческих материалов в процессе обучения и воспитания учащихся физики средней школы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит:

— в творческой разработке использования краеведческих материалов в процессе обучения физике;

— в разработке методических рекомендаций для учителей школ по использованию краеведческих материалов;

— в положительном влиянии применения в учебном процессе по физике разработанной методики использования краеведческих материалов на развитие активности и самостоятельности учащихся, воспитание качеств личности учащихся в познавательной деятельности и качество их знаний по предмету.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на теорию познания и теорию развивающего обучения, использованием методов исследования, адекватных поставленных задачам, и анализом фактических данных.

На защиту выносятся следующие положения:

— систематическая, целенаправленная работа учителя по использованию краеведческих материалов по предмету является одним из важных условий повышения познавательной деятельности и качества знаний, учащихся по физике;

— краеведческие материалы, выступающие как средство обучения, должны быть направлены на формирование познавательной активности и самостоятельности, воспитание качеств личности учащихся в процессе усвоения учебного материала по физике;

— выводы и рекомендации, вытекающие из обобщения данного исследования и педагогического эксперимента по выявлению и применению воспитательного значения краеведческого материала в процессе преподавания физики.

Исследования проводились в несколько этапов в период с 1993 г по 2009 г.

На первом этапе (1993;1995 г. г.) проводилось изучение основных правительственных документов по вопросам народного образования с целью уточнения задач школы на современном этапе: анализ работ по дидактике, психологии и методике преподавания физики, относящихся к проблеме исследования. Практическая сторона исследования на этом этапе заключалась в наблюдении за работой учителей физики ряда школ г. Душанбе, Айнинского, Вахдатского районов и района Рудаки с целью изучения состояния исследуемой проблемы в практике школьного обучения. На втором этапе (1996;1999 г. г.) в теоретическом плане осуществлялись разработка гипотезы и уточнение задач исследования. Были определены подлежащие экспериментальному исследованию методики использования краеведческого материала в преподавании физики. Практический аспект заключался в проведении констатирующего эксперимента с целью проверки гипотезы и задач исследования.

На третьем этапе (2000;2002 г. г.) был проведен пробный эксперимент по проверке эффективности отобранных для исследования форм и методов использования краеведческих материалов в преподавании физики. Практический аспект исследования заключался в разработке методики использования краеведческих материалов в процессе обучения физики в общеобразовательных школах Республики Таджикистан.

На четвёртом этапе (2003;2006 г. г.) проводился систематический обучающий эксперимент, сопровождавшийся анализом полученных данных в исследуемой проблеме.

Пятый этап (2006;2009 г. г.) в теоретическом плане заключался в оформлении и завершении теоретических основ исследования. Практический аспект заключался в анализе полученных данных, в оценке достоверности полученных результатов и в оформлении диссертации.

Апробация работы осуществлена:

— на юбилейной научной конференции преподавателей и студентов ТГПУ, «посвященной 5 -ой годовщине Независимости Республики Таджикистан», в г. Душанбе (1996 г.);

— на республиканской научно-практической конференции, посвященной.

25-летию физического факультета, по проблеме: «Теплофизика и молекулярная физика» и «Межпредметные связи курса физики в средней и высшей школе», в г. Душанбе (1997 г.);

— на научно-практической конференции по проблемам: «Совершенствование технологической и профессиональной подготовки молодёжи на пороге XXI века», в г. Душанбе (2001 г.).

— на республиканском семинаре-совещании по проблеме: «Природа и экологическое просвещение», в г. Душанбе (2003 г.);

— на республиканском семинаре по теме: «Современное общество и требование к учебным планам, программа и учебникам», в г. Душанбе (2006 г.);

— на республиканской научно-методической конференции «Современные проблемы физики», посвященной памяти Заслуженного учителя Таджикской ССР Джабарова Г. Д., в г. Душанбе (2007 г.);

— на международной научной конференции «Методическая система обучения. Математика, физика, информатика и технология» в г. Душанбе (2009);

— на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им С. Айни (1996 -2009 гг.);

— на ежегодных августовских совещаниях учителей физики района И. Со-мони города Душанбе (1998 -2009);

По теме диссертации опубликованы 24 работы автора, среди которых одно методическое пособие, 7 статей в научно-методическом журнале «Маърифати омузгор» (ранее «Мактаби Совети» и «Маърифат»), 1 статья в научно-методическом журнале «Адаб», 5 статей в научно-методическом журнале «Вестник педуниверситета», 1 статья в научном журнале «Вестник национального университета», 1 статья в научном журнале «Известия АН РТ», 3 статьи в разных научных сборниках.

8. Результаты исследования, приведенные в диссертации, подтвердили эффективность методики применения краеведческих материалов при обучении физике в воспитательных целях, изучении физико-технических аспектов краеведческих знаний в школьном курсе физики.

Результаты контрольных работ, анкетирование, проведенное в ходе исследования, мнение учителей физики общеобразовательных школ свидетельствуют об эффективности данного принципа. Целенаправленная и правильно организованная краеведческая работа имеет большое значение в системе общего и политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся.

Возможности использования краеведческого материала в преподавании физики как одной из форм связи физики с жизнью и воспитания учащихся используются далеко не достаточно и не всегда правильно. Все это — результат слабой подготовки учителей физики к этому виду работы.

Для усиления краеведческой подготовки учителей на основе результатов данного исследования предлагаются следующие практические рекомендации:

— в объяснительной записке к программе по физике для средней общеобразовательной школы следует указать необходимость использования краеведческого материала;

— в методических пособиях по методике преподавания физики включить параграфы «Краеведческий принцип в преподавании физики» и «Воспитательное и образовательное значение краеведческих материалов в преподавании физики»;

— необходимо (это должно стать обязательным требованием при составлении учебников по физике) включать в перечень вопросов и заданий к главам и разделам учебников вопросы и задания краеведческого характера, то есть требующие от учащегося обращения к местному материалу;

— в систему учебных занятий в педуниверситетах и университетах (по специальности учитель) ввести «Основы школьного краеведения» или «Введение в краеведение» как спецкурс по педагогике или по методике преподавания учебных предметов, курсовые и дипломные работы по краеведению и методике школьного краеведения;

— в областях целесообразно проводить раз в 2 года при педуниверситетах или РИПКРО конференции учителей-краеведов для подведения итогов и обсуждения новых задач и методических вопросов по краеведению;

— раз в 2 года необходимо проводить слёты (конференции) учащихсяюных краеведов в областных центрах и раз в 2 года (чередуясь) районные и межшкольные конференции юных краеведов;

— РИПКРО должны изучить и распространить передовой опыт работы учителей физики по изучению и использованию краеведческого материала;

— органам народного образования необходимо усилить руководство краеведческой работой в школах.

Заключение

.

В ходе проведенного диссертационного исследования по выявлению, обоснованию и применению обучающего и воспитательного значения краеведческого материала в процессе преподавания физики в общеобразовательной школе были полностью выполнены поставленные задачи и достигнуты следующие результаты:

— проанализированы и обобщены имеющиеся результаты исследований по данной проблеме. Выявлена система факторов, влияющих на качество физических знаний учащихся с учетом социально-психологических, экономических и природоведческих особенностей республики;

— дан анализ школьного краеведения, на основе чего определена сущность использования краеведческого материала в деле обучения и воспитания, учащихся в процессе преподавания школьного курса физики;

— выявлены и научно обоснованы условия, при которых краеведческие материалы по физике проявляют свои методические возможности, то есть, обосновано методическое значение краеведческого принципа при обучении физике;

— выявлены и научно обоснованы условия, при которых краеведческий материал как средство обучения и воспитания способствует повышению качества физико-технического образования школьников;

— изучен опыт краеведческой работы учителей физики общеобразовательных школ и уровень краеведческих знаний учащихся;

— определены объем, содержание и место краеведческого материала по физике как средства воспитания учащихся в соответствии с современными требованиями педагогической науки и практики к обучению и воспитанию учащихся, связи обучения физике с окружающей средой;

— разработана система сбора, отбора, классификации, систематизации и хранения краеведческого материала с целью его применения в преподавании физики, исходя из структуры и содержания, целей и задач обучения физики;

— разработана методика создания тетрадей для регистрации краеведческих материалов по физике;

— определены оптимальные организационные средства, наиболее рациональные пути и средства использования краеведческого материала в деле воспитания учащихся в процессе преподавания школьного курса физики;

— с помощью педагогического эксперимента проверена возможность и целесообразность применения краеведческого материала в воспитательных целях в процессе преподавания школьного курса физики.

Обобщая результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования проблемы методики использования краеведческого материала в изучении школьного курса физики, можно сказать следующее:

1. С целью формирования надлежащего уровня обучения и воспитания учащихся краеведческие материалы имеют огромное значение. Для достижения этой цели их можно использовать на различных уроках и на различных этапах освоения знаний, при составлении и решении физических задач с краеведческим содержанием, в домашних самостоятельных опытах и наблюдениях и во внеклассной работе по физике.

2. Краеведческие вопросы школьного курса физики, ориентированные на важнейшие направления современного НТП, механизацию и автоматизацию сельскохозяйственного производства, выступают как связующее звено теории и практики, физики и техники, физики и технологии производства.

3. Определено инвариантное и вариативное содержание школьного курса физики с краеведческим содержанием на основе использования разработанных нами критериев. Это содержание связано с важнейшими направлениями сельскохозяйственного производства, промышленности и транспорта, охватывающими широкий диапазон приложений физики.

4. Выявленные возможности эффективного использования краеведческих материалов позволяют оптимизировать соотношение фундаментальной и краеведческой составляющих школьного физического образования в целом. Примерно третью часть учебного времени, отводимого для изучения физики, можно использовать для изучения краеведческих вопросов. В диссертации доказана достаточность этого времени для изучения краеведческих вопросов физики в целях осуществления профессиональной подготовки, формирования чувства бережного отношения к природе и природных ресурсов, ознакомления учащихся с наследием предков.

5. Систематическое использование краеведческих материалов в процессе преподавания физики положительно влияет на повышение уровня знаний учащихся, способствует конкретизации и углублению знаний, расширению кругозора, развитию наблюдательности, формированию исследовательских навыков, является одним из действенных средств преодоления формализма в знаниях учащихся.

6. Использование краеведческих материалов в преподавании физики содействует повышению интереса учащихся к физике, развитию их активности и самостоятельности, способствует привитию им практических умений и навыков.

7. Важнейшим условием применения краеведческого материала в преподавании физики в воспитательных целях является правильный их подбор, учитывающий конкретные цели использования того или иного материала, правильно разработанная и четко организованная методика их использования. Краеведческие материалы, используемые в преподавании физики в воспитательных целях, должны бить понятными и не сложными по содержанию и доступными учащимся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Национальная концепция образования в Республике Таджикистан: В кн. «Вестник Министерство образования Республики Таджикистан». —Душанбе, 2003, -С. 67−86.
  2. Закон Республики Таджикистан «Об просвещении». В кн. «Вестник Министерство образования Республики Таджикистан». -Душанбе, 2003, -С. 26−50.
  3. Ю.П. Использование местного материала в профориентационной работе со школьниками // Физика в школе. -1982. -№ 5. -С.35.
  4. Ю.С. Совершенствование профессиональной ориентации учащихся сельской средней школы в связи с потребностями сельского хозяйства района в кадрах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. —М.: 1982, -16 с.
  5. П.А. Элементы краеведения в преподавании физики (на материалах школ Туркменской ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1978,-19 с.
  6. В.Г. Ориентация учащихся на массовые рабочие профессии в процессе обучения физике в средней школе (на примере нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1978, -26 с.
  7. А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания школьников: В сб. Педагогические подготовки школьников. -М.: Изд -во АПН СССР, 1986, -С. 19−34.
  8. А.Ф. Экономическое воспитание в общеобразовательной школе: В сб. вопросы экономического образования и воспитания: Тез. VII межвуз. семинара/Отв. Ред. Л. П. Мельникова. -Челябинск, ЧГПИ, 1982, -С. 22−24.
  9. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся IV —X (V-XI) классов: Учебное пособие. -Челябинск, ЧГПИ, 1987, -164 с.
  10. М. Формирование элементов экономических знаний у учащихся в процессе изучения математики в восьмилетней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1990, -24 с.
  11. В.М., Костюк B.C. Из опыта патриотического воспитания на краеведческом материале // Физика в школе, -1977, -№ 1, -С.21−23
  12. Г. С. Привлечение местного материала при решение задач по кинематике // Физика в школе. -1988. -№ 4. -С.67.
  13. В.Ф. Логика. —М.: Госполитиздат, 1947, -387с.
  14. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1983, -128 с.
  15. С. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся -подростков в школах —интернатах: (на материале Таджикской ССР): Дис.. канд. пед. наук. -Душанбе, 1970, -215 с.
  16. К. Музейно -следопытская работа как средство военно — патриотического воспитания учащихся подростков: (на материале общеобразовательных школ Таджикской ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1986, -17 с.
  17. М.А. Реализация политехнического принципа в обучении физике в сельской средней школе как основа профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1980, -20 с.
  18. О.И. Воспитание патриотизма при изучении физики // Физика в школе. -1987, -№ 3. -С. 27−29.
  19. З.М. Использование местного экологического материала при изучении физики // Физика в школе. -1991. -№ 1. -С. 50−52.
  20. Н.М., Хатулаева А. В. Из опыта использования местного промышленного материала в преподавании физики. -Смоленск, 1961, -24 с.
  21. А. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия). Пер. A.M. Белиницкого. /Под. ред. Г. Г. Леммлейна. -Л.: Изд -во АН СССР. 1963.-518 с.
  22. М.Т. Профориентационная работа с учащимися старших классов сельской средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1981, -18 с.
  23. М. Физика и окружающей среды //Познание (Маърифат), -1991, -№ 4. -С. 46 -49.
  24. М. Воспитание патриотизма на уроках физики // Советская школа (Мактаби Совета). -1981. -№ 10. -С. 47−48.
  25. М. Использование местных материалов на уроках физики // Советская школа (Мактаби Совети). -1976, -№ 6. С. 34−36.32:Большаков A.M. Введение в краеведение. -Л.: Прибой, 1929, -208 с.
  26. Большая Советская энциклопедия (БСЭ): В 30 т. Т. 13. Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3 -е. -М.: Советская энциклопедия, 1973, -608 с.
  27. А.Ф. Краеведческая работа по физике: В сб. Краеведение в средней школе: (Сборник статей об опыте школьно -краеведческой работы). /Под ред. проф. А. А. Яковлева. -М.: Изд -во АПН РСФСР, 1949, -С. 79 -82.
  28. Н.С. и др. Методика историко -краеведческой работы в школе. /Под ред. Н. С. Борисова. -М.: Просвещение, 1982, -224 с.
  29. М. Физика в жизни моего поколения. Сб. стат. (перевод). /Под общ. ред. и с Послесл. С. Г. Суворов. -М.: Изд. иностр. лит. 1963, -535 с.
  30. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. основы. Учеб. пособие для студентов пед. ин -тов по физ. -мат. Спец. -М.: Просвещение, 1981, -288 с.
  31. А.И., Шарко В. Д. Экологическое воспитание при изучении звуковых колебаний /Физика в школе. -1987. -№ 3. -С. 29−31.
  32. Е.К. Понятие. -М.: Изд -во Моск. ун -та. 1967, -286 с.
  33. А.И., Харитонова Н. З. Охрана природы. Учеб. пособие для лесотехнических вузов и факультетов. Изд. 2-е. перераб. -М.: высшая школа, 1977. -408 с.
  34. JI.C. Изб. психол. соч. М.: 1956, -124 с.
  35. А. Экскурсия на метиостанцию //Советская школа (Мактаби Совета). -1972. -№ 8. -С. 27−28.
  36. В.Г., Морозов Р. Г. Профессиональная ориентация учащихся на массовые рабочие профессии // Физика в школе. -1984. -№ 3. -С. 38−39.
  37. В.Г. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. —JL: 1989. -32 с.
  38. Х.Ж. Методика использования краеведческих и местных материалов при обучении метематике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1980, -24 с.
  39. О.Г. Использование краеведческих материалов как средство нравственного воспитания учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Баку, 1992, -17 с.
  40. С.Г., Иксанова Т. Г., Изергин Э. Г. Вопросы экологии в начальном курсе физики// Физика в школе. -1991. -№ 1. -С. 47−50.
  41. М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. -М.: «Глобус», 2007, -268 с.
  42. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977,-136 с.
  43. Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1978, -24 с.
  44. М.А. Воспитание советского патриотизма в преподавании курса физики средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Баку, 1975, -47 с.
  45. Т., Алишеров Д., Арабова 3., Алимардонова Э. Политехническое воспитание учащихся по средством наследия предков // Советская школа (Мак-таби Советй). -1990, -№ 8. -С. 37−39.
  46. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. / Под общ. ред. Б. П. Есипова. -М.: Изд-во АПН РСФСР. 1957,-518 с.
  47. А.В. и др. Краеведение. Пособие для учителя./ Под ред. А.В. Да-ринского. -М.: Просвещение, 1987, -158 с.
  48. М., Курбоналиева М. Применение материалов окружающей среды на уроках // Советская школа (Мактаби совети). -1987. -№ 3. -С. 41 -44.
  49. Т. За высокое качества преподавания физики // Советская педагогика (Мактаби Совети). -1969. -№ 3. -С. 25−26.
  50. Т. Преподавание физики в школах Таджикистана в период 19 311 945 гг. -В кн. Ученые записки./ Под ред. И. Т. Тухтасунова. -Душанбе, ДГПИ, 1971, Т.81, -С. 4−29.
  51. Дидактика современной школы: Пособие для учителей. /Под ред. В. А. Онищука. -Киев, Рад. шк. 1987. -350 с.
  52. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем, дидактики./ Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. перераб. и доп. -М. Просвещение. 1982, -319с.
  53. В.В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.:1986, 17 с.
  54. С.М. Профессиональная ориентация школьников села // Физика в школе. -1980. -№ 3. -С. 18 -20.
  55. Р.А. Основы экскурсоведения. / Под ред. Б. В. Емельянова. -М.: Просвещение, 1985, -256 с.
  56. Е.К. Экономическое воспитание учащихся старших классов в ходе решения задач с практическим содержанием (на материале преподавания математики в сельской школе): Автореф. дис. .канд. пед. наук. —Алма —Ата, 1988, -22 с.
  57. О.Н. Педагогические условия ориентация школьников на рабочие профессии. Автореф. дис.. канд. пед. наук. —Киев, 1992, -25 с.
  58. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. / Предис. И. Д. Зверева. -М.: Педагогика, 1981, -184 с.
  59. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. — М.: Знание, 1980, -96 с.
  60. Т.Н. Педагогические проблемы применения краеведческих материалов на уроках истории СССР в 7−10 классов Таджикской школы: Дис.. канд. пед. наук. -Душанбе, 1991, -182 с.
  61. З.А. Профориентация учащихся на местное производство // Физика в школе, -1984, -№ 4, -С. 24.
  62. B.C. Методика преподавания основных природоохранительных знаний в условиях работы школ Якутской АССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л.: 1972,-17 с.
  63. Т.Н., Кузибецкий А. Н. Физико —краеведческая конференция старшеклассников о радио, телевидение и связи // Физика в школе, -1989, -№ 3, -С. 118−123.
  64. П.В. Педагогические основы школьного краеведения: Петрозаводск, Госиздат Карел. АССР, 1966, -182 с.
  65. Известия АПН: Вып. 50, -С. 97.
  66. Т.В., Безгина Т. А. Поиск и изучение краеведческого материала как способ познания родного края // География в школах и вузах Казахстана. -2007,-№ 1.-С. 18.
  67. Э. Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе учебно — воспитательной работы по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1985,-17 с.
  68. М.С. Формирование патриотических и интернациональных убеждений учащихся V-X классов во внеучебной деятельности (на материале школ Таджикской ССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Казань, 1984, -19с.
  69. И.А. Краеведческая работа в школах Крайнего Севера //Советская педагогика. -1987. -№ 1. -С, 29−32.
  70. И.В. Экскурсии на производство в плане профориентационной работы с учащимися: В сб. О профессиональной ориентации учащихся. -Душанбе, ДГПИ и НИИПН, 1971, -С. 33−38.
  71. И.Г. Книга для чтения по физике: Учеб. пособие для учащихся 67 кл. сред. шк. -2 -е изд. перераб. -М.: Просвещение, 19 876, -207 с.
  72. Е.Б. Формирование фундаментальных понятий экологии при изучении курса физики в старших классах средней школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1987, -16 с.
  73. Ю.А. Краеведческий материал в повышении эффективности обучения // Преподавание истории в школе. -1971, -№ 1. -С. 75−82.
  74. А. Ш., Таваров С. К. Из истории физики Средней Азии в 1Х-Х111 вв. -Душанбе, Нодир, 2005, -146 с.
  75. Н.И. Логический словарь справочник. 2-е испр. и доп. изд. -М.: Наука. 1975, -720 с.
  76. И.А. Из опыта использования краеведческого материала для раскрытия ленинский идей //Физика в школе. -1981. -№ 2. -С.33−37.
  77. Г., Смильгин П. Объекты экскурсий по физике в сельской школе: В сб. Вопросы политехнического обучения в школе. Сборник статей. /Под ред.
  78. А.Г. Калашникова. Составитель А. С. Енохович. -М.: Изд-во АПН РСФСР. 1953, -С.189−198.86/ Кочуров Ф. И. Проблемы политехнического обучения и профориентации при изучении физики в сельской школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М.: 1976, -67 с.
  79. З.С. Использование краеведческого материала на уроках Истории СССР в VIII-IX классах. // Преподавание истории в школе. -1958,-№ 3, -с. 54−57.
  80. И.А. Краеведческие чтения как способ активизации учебной деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. 2003. № 3. -С. 145−148.
  81. М.Я. Экскурсии по физике для ознакомления с сельскохозяйственной техникой: В сб. Вопросы политехнического обучения в школе. Сб. ст. / Под ред. А. Г. Калашникова. Составитель А. С. Енохович. -М.: Изд -во АПН РСФСР. 1953.-С. 205−229.
  82. .К., Турдыкулов Э. А. Деятельность учащихся по охране природы в процессе выращивания и уборки хлопка // Физика в школе. -1984. -№ 5. -С. 19−20.
  83. П.Н., Кабилов З. А. Возможности использования солнечной энергии в Таджикистане: Обзорная информация. -Душанбе, Таджик НИИНТИ, 1980, -58 с.
  84. И.Я. Профориентация школьников на уроках физики: В кн. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физики: Из опыта работы: Пособие для учителей /Сост. А. В. Чеботарева. -М.: Просвещение, 1981, -176 с.
  85. О.Н. Производственные экскурсии по физике. -М.: Учпедгиз, 1975. -72 с.
  86. Н.А. Исследование возможностей осуществления профориентации в процессе преподавания физики в 6−8 классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1982, -25 с.
  87. З.К. Экономическое воспитание учащихся IV —VIII классов сельских школ в учебной и внеклассной работе по математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1984. -17 с.
  88. В.И. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7−8 классов средней школы. Душанбе, Маориф, 1991. -190 с.
  89. А. Организация и методика проведения производственных экскурсии по физике в X классе // Советская школа (Мактаби Совета) -1966, № 5, -С. 37−38.
  90. Маглуева-Неверова С. С. Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеклассной работе (на примере работы школ Кабардино -Балкарской АССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Баку, 1972, -21 с.
  91. М.Л. Экономическое воспитание учащихся IV -X классов в процессе производительного труда:Автореф. дис.канд. пед. наук. -М.:1982, -16 с.
  92. Э. Связь курса физики VI —VII классов с жизнью //Физика в школе. -1982, -№ 1, -С.16−19.
  93. Н. Моглы. Экологическое воспитание в процессе учебно — воспитательной работы по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук, 1987, -18 с.
  94. Л.М., Мусин А. А. модели очистительных систем //Физика в школе. -1987, -№ 6. -С. 70−71.
  95. И.С. Школа и охрана природы. -М.: Знание, 1976, -64 с.
  96. И.С. Школьное краеведение. //География в школе. -1963. -№ 3, -С. 2−6.
  97. Х.Р. Экономическая подготовка учащихся V -VIII классов сельской школы в процессе трудового обучения и его соединение производительным трудом: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Ташкент, 1990, -17 с.
  98. Ю.Г. Дидактико —методические основы краеведения в физико — техническом образовании школьников. -Ташкент. Изд -во Фан. АН. Рес. Узбекистан, 1997,-111 с.
  99. С.Г. Краеведческая работа по географии в школах Азербайджанской ССР: Автореф. дис. .канд. пед. наук. —Баку, 1964, -51 с.
  100. Методика преподавания физики в восьмилетней школе: Пособие для учителя. /Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. -М.: Просвещение, 1965, -544 с.
  101. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. /Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. -М.: Просвещение, 1980, ч.1. -320 с.
  102. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя. / Под ред. А. В. Усовой. -4-е. изд. перераб. -М.: Просвещение, 1990, -319 с.
  103. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы. /Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. -М.: Просвещение, 1976, -384 с.
  104. .М., Бакиева М. А. Некоторые элементы профориентационной работы учителя физики: В кн. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физики: Пособие для учителей./Сост.А. В. Чебатерева. -М.: Просвещение, 1981, -176 с.
  105. .М. Использование вопросов сельского хозяйства для политехнической подготовки учащихся// Физика в школе. -1980. -№ 2. -С. 44−49.
  106. . Значение и место качественных задач в процессе обучения физике в 6−7 классах средней школы- Дис.. .канд. пед. наук. Душанбе, 1978, -206 с.
  107. . Качественные задачи в обучении физике. -Душанбе, ДГПИ, 1992,-112 с.
  108. О.В. Формы и методы краеведческой работы в исследовательской деятельности учащихся // Одаренный ребенок. -2006. -№ 5. -С. 73−78.
  109. В. Н., Савелова Е. В. История физики в средней школе. -М.: Просвешение, 1981, -134 с.
  110. У.М. Организация системы школьной краевевдческой работы как средство формирования патриотизма учащихся подростков: Дис. .канд. пед. наук. -Душанбе, 1973, -192 с.
  111. И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие для учащихся./Под ред. А. В. Перышкина. -2 -е. изд. перераб. —М.: Просвещение, 1980, -96 с.
  112. А. Опыт проведения производственных экскурсии по физике// Советская школа (Мактаби Совети). -1959, -№ 2, -С. 33−36.
  113. Г. О. Внеклассная географическая краеведческая работа как средство патриотического и интернационального воспитания (на материале школ Киргизской ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Фрунзе, 1973, -24с.
  114. Нурулхаков 3., Абдулов Н. Связь уроков физики с жизнью // Советская школа (Мактаби Совети). -1977, -№ 7. -С. 39−41.
  115. Е.В. Экологический аспект политехнического принципа преподавания физики в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1983, -18 с.
  116. С.И. Словарь русского языка: 18 издание, стереотипное. / Под ред. член. кор. АН. СССР. Н. Ю. Шведовой. -М.: Русский язык. 1987, -797 с.
  117. Педагогическая энциклопедия. /Гл.ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. Т. З, -М: Советская энциклопедия, 1965, -912 столб.
  118. АВ.В., Родина Н. А. Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. -10-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1989, -191 с.
  119. Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд -во АПН РСФСР, 1953, -752 с.
  120. В.А. Краеведческая работа по физике: В кн. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы: Пособие для учителей. /Сост. А. В. Чеботарева. М.: Просвещение, 1981, -С. 90−96.
  121. В.А. О профессиональной ориентации школьников при обучении физике// Физика в школе. -1973, -№ 4, -С. 64−65.
  122. В.А. Физико техническое краеведение в школе// Физика в школе. -1970, -№ 5, -С. 82−84.
  123. И.А. Информация о профессиях и производстве при изучении физики //Физика в школе, -1991, -№ 1. -С. 36−39.
  124. Программы восьмилетней и средней школы: Физика. Астрономия. -М.: Просвещение, 1979, -47 с.
  125. Н.А. Профориентация учащихся сельской школы: В кн. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физики: Из опыта работы: Пособие для учителя./Сост. А. В. Чебатерева. -М.:Просвещение, 1981, -176 с.
  126. Рабочие профессии Таджикистана. /Сост. Т. JI. Тупайло. —Душанбе, Ир-фон, 1983, -86 с.
  127. Ф. Работа по профориентации учащихся в VI классе // Физика в школе, -1978, -№ 6. -С. 25.
  128. Р., Коршак Е. В., Шадыев Т. Задачи по физике с сельскохозяйственным содержанием (VII —VII класса): Методическое рекомендация. — Душанбе, ДГПИ, 1989, -47 с.
  129. З.М. Опыт профориентационной работы с учащимися // Физика в школе, -1981. -№ 3, -С. 32−34.
  130. Н.А., и др. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7−8 классах средней школы: Дидакт. материал./Под ред. Н. А. Родиной. -М.: Просвещение, 1991,-128 с.
  131. Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1984, -21 с.
  132. Ю.С. Проблема организации краеведческих исследований школьников // Внешкольник. -2006. -№ 7−8. -С. 24−26.
  133. Т.Н. Вопросы охраны природы во внеклассной работе по физике: В кн. Краеведение и охрана природы в педагогических институтах, училищах и школах. (Материалы научно -методической конф.). -Алма-Ата, Мектеп, 1974, -С. 128 -129.
  134. Т.Н. Вопросы охраны природы во внеклассной работе по физике: В кн. Краеведение и охрана природы в педагогических институтах, училищах и школах. (Материалы научно-методической конф.). —Алма -Ата, Мектеп, 1974, -С. 104−105.
  135. В.Т. Профориентационная работа учителя со школьниками //Физика в школе. -1984, № 5. -С.20.
  136. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1990, -36 с.
  137. В.А. Экономическое образование на уроках физики // Физика в школе. -1985. -№ 2, -С. 42−44.
  138. В.Г. Экскурсии в сельской школе.// Физика в школе. -1975. -№ 5, -С. 42−46.
  139. В.Г. Экскурсии по физике в сельской школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы: -2-е изд. перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1991, -224с.
  140. О. Развитие экологических знаний по использованию энергии Солнца: В сб. Тезисы докладов зонального семинара -совещания по проблемам: Пути реализации межпредметных связей в преподавании общеобразовательных предметов.-Термиз, 1989,-С. 10−12.
  141. М.Н. Формализм в знаниях учащихся и пути его преодоления: В сб. Вопросы советской дидактики. Подгот. Ф. Ф. Королев. -М.: Изд -во АПН РСФСР, 1950, 4.2. -463 с.
  142. Н.А. Производственные экскурсии по физике: В сб. Вопросы политехнического обучения в школе. Сб. статей. /Под ред. А. Г. Калашникова. Сост. А. С. Енохович. -М.: Изд -во АПН РСФСР. 1953. -С. 177−188.
  143. И.И. Методика преподавания физики в средней школе: Учеб. пособие для студентов физмат фак. пед. ин-тов. Изд. 3-е перераб. -М.: Учпедгиз, 1951,-519 с.
  144. А.Е. О школьном краеведение: В сб. Краеведение в средней школе. (Сборник статей об опыте школьно -краеведческой работы). /Под ред. проф. А. А. Яковлева. -М.: Изд -во АПН РСФСР, 1949, -С. 11−23.
  145. М.С. Логика. Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. -М.: Госполитиздат, 1949, -363 с.
  146. К.Ф. Краеведение. -М.: Просвещение, 1967, -144 с.
  147. К.Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии // География в школе, -1963, -№ 3, -С. 37−43.
  148. Л.С. Экономическое просвещение учащихся при изучении физики // Физика в школе, -1982, -№ 5. -С. 32−33.
  149. А.Е. Использование краеведческого материала на уроках зоологии в общеобразовательных школах Узбекистана: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1967, -21 с.
  150. . Использование краеведческих материалов в Туркменской школе (на материалах курса ботаники): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ашхабад, 1974,-16 с.
  151. Таджикистан (природа и природные ресурсы). -Душанбе, Дониш, 1982, -601 с.
  152. О.С. Элементы краеведения в обучении учащихся начальной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1952, -24 с.
  153. М.Е. Качественные задачи по физике в 6−7 классах: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1976, -127 с.
  154. Э.А. Введение природоохранительных понятий // Физика в школе. -1979, -№ 1. -С. 34−39.
  155. Э.А. Развитие экологических знаний на первой ступени обучения физике // Физика в школе. -1983. -№ 3. -С. 34−39.
  156. Э., Хакимов Э. Экологическое образование при обучении физике // Физика в школе. -1981, -№ 6. -С. 18−20.
  157. У.С. Использование краеведческих материалов в деле профессиональной ориентации школьников // Познание (Маърифат). -1996. -№ 1−2, -С. 5254.
  158. У.С. Краеведение в преподавании физики // Вестник педагогического университета (серия естественных наук), -Душанбе, ДГПУ, -1996. -№ 4, -С. 35−36.
  159. У.С. Патриотическое воспитание учащихся посредством краеведческих материалов: В сб. Совершенствование преподавания физики. —Душанбе, ДГПУ, 1995,-С. 46.
  160. У.С. Экскурсия на производство // Познание (Маърифат), -1994, -№ 7−8, -С. 56−60.
  161. Умаров У, С. Экскурсия по физике // Советская школа (Мактаби Совети), v 1990,-№ 11,-С. 47−48.
  162. У.С. Экономическое воспитание учащихся посредством краеведческих материалов: В сб. Сборник научных статей посвященный 30- летию физического факультета. -Душанбе, ДГПУ, -С. 205−211.
  163. У.С. Значение краеведческого материала в процессе формирования физических понятий. // Вестник Таджикского национального университета, 2009, № 2 (50), -С. 189−192.
  164. А. Экологическое образование и воспитания учащихся средней школы во внеклассной работе по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1989, -16 с.
  165. М. Экологическое образование школьников на первой ступени обучения физики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1988, -15 с.
  166. А.В., Антропова Н. С. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством: -М.: Просвещение, 1965, -140 с.
  167. А.В., Вологодская З. А. Дидактический материал по физике: 6−7 кл. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983, -127 с.
  168. А.В., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. -М.: Просвещение, 1984, -143 с.
  169. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. —М.: Педагогика. 1986, -176 с.
  170. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся. //Советская школа, 1980, № 4, -С. 46−48.
  171. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. ~М.: Просвещение, 1981, -158 с.
  172. Г. Из опыта политехнического воспитания нашей школы // Советская школа (Мактаби Совети), -1957, -№ 3, -С. 24−31.
  173. К.Д. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1939, T. II, -472 с.
  174. К.Д. Избран, пед. соч. -М.: Просвещение, 1968, -655 с.
  175. К.Д. Избранные произведения: Приложение к журналу «Советская педагогика». Вып. 4. Человек как предмет воспитания. Книга первая. /Под ред. В. Я. Струминского. -М.:-Л. Изд-во АПН РСФСР. 1946, -332 с.
  176. С.М. Роль межпредметных связей в развитии экологических знаний учащихся в процессе обучения физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1991, -17 с.
  177. Э. Экологическое образование учащихся VIII —X классов средней школы в процессе обучения физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Баку, 1981,-19 с.
  178. Е.Г. Переложение содержания физических задач на материал местного производства. // Физика в школе. -1977, -№ 6. -С. 58−59.
  179. Е.Г. Составление физических задач на материале местного производства // Физика в школе. -1973, -№ 4. -С. 96−97.
  180. Е.Г. Составление физических задач на материале местного производства: В кн. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучениифизике: Из опыта работы. Пособие для учителей. /Сост. А. В. Чебатерева. -М.: Просвещение. -1981, -С. 85−90.
  181. И.В. Вопросы охраны природы на уроках физики: В кн. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы. Пособие для учителей/ Сост. А. В. Чебатерева. -М.: Просвещение, 1981, -С. 50−58.
  182. И.В. Вопросы охраны природы на уроках физики// Физика в школе. -1988, -№ 4, -С. 68−69.
  183. И.В. Вопросы охраны природы на уроках физики в VI —VII классах // Физика в школе, -1976, -№ 3. -С. 40−41.
  184. П.С. Физические задачи исторического и краеведческого содержания //Физика в школе. -1983. -№ 1. -С. 73−74.
  185. А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6−7 классах: Дидакт. материал: Пособие для учителей. Изд. -2е. перераб. -М.: Просвещение, 1977, -255 с.
  186. М.И. Использование местного материала при ознакомление освещении в школьном курсе физики ленинский идей электрификации страны // Физика в школе, -1970, -№ 2, -С. 18−19.
  187. М.И. Использование местного материала при ознакомление учащихся в курсе физики с задачами пятилетнего плана // Физика в школе, -1972, -№ 6. -С. 54−55.
  188. Э. Пути совершенствование преподавания физики // Советская школа (Мактаби Совета). -1969, -№ 5, -С. 47−49.
  189. В.Д. Элементы экологии и охраны окружающей среды в курсе физики средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1983, -24 с.
  190. И.П. Профессиональная ориентация на горнорудные и металлургические профессии // Физика в школе. -1978, -№ 3, -С. 28−31.
  191. А.П. Элементы краеведения на уроках физики. В сб. трудов Пятилетнего гос. пед. ин-та. Вып. 1. -Ставрополь, 1947, -С. 169−173.
  192. Т. А., Маликов М. X. Истифодаи маълумотх, ои таърихй хднгоми таълими физика. К^исми 1. Душанбе, 1991,-143 с.
  193. A.M. Почвенный климат и снегозадержание. -М.: Изд-во АПН СССР, 1954,-108 с.
  194. A.M. Температурный режим почвы. -М.: Гидрометеоиздат, 1957, -242 с.
  195. Н.Д. Опыт краеведческой работы в школе. В сб. Краеведение в школе (методический сборник). /Под ред. И. Б. Аронина. -Куйбышев, 1951, -С. 31−37.
  196. Экологическое образование школьников. /Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Су-равегиной. -М.: Педагогика. 1983, -160 с.
Заполнить форму текущей работой