Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. В процессе исследования основное содержание и полученные результаты диссертационной работы были отражены: в авторских статьях, опубликованных в рецензируемых научных журналах: Ученые записки Орловского государственного университета (г. Орел, 2011 г.), Ученые записки Орловского государственного университета (г. Орел, 2012 г.), Вестник Орловского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научно-педагогические основы самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения
    • 1. 1. Теоретический анализ педагогической теории и практики реализации дистанционного обучения в системе профессиональной подготовки студентов медицинских специальностей вузов
    • 1. 2. Особенности организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей в информационной образовательной среде
    • 1. 3. Разработка теоретической модели организации самостоятельной работы будущих медиков в условиях дистанционного обучения
  • Глава II. Экспериментальное исследование педагогических условий технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей
    • 2. 1. Проектирование технологии дистанционного обучения математическим дисциплинам студентов медицинских специальностей
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей в процессе преподавания математических дисциплин
    • 2. 3. Педагогические условия эффективности реализации технологии дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов

Технология дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние науки и уровень развития общества ставят перед педагогическим сообществом задачи, которые требуют оптимизации методик обучения для достижения высокого уровня профессиональных компетенций, вызывают поиск и разработку эффективных технологий освоения фундаментальных знаний, в том числе и в области математических дисциплин. В настоящее время разрабатывается Концепция развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики эта Концепция должна быть утверждена в декабре 2013 г.

Математика проникла во все сферы человеческой жизни. Нашла она широкое применение и в медицине. Современный этап развития общества характеризуется качественным изменением деятельности врача, во многом связанным с необходимостью внедрения математических методов, в том числе методов математической статистики.

Особо подчеркнем, что будущим медицинским работникам крайне необходимы дополнительные знания в области математики в связи с расширением нормативной базы, регулирующей проведение клинических исследований и статистическую обработку медико-биологических данных. Между тем для теоретического освоения математики студентами медицинских специальностей на первом курсе выделяется не более 20 часов, а практическое освоение отнесено в разряд самостоятельной работы. Учебники и методические пособия слабо мотивируют освоение математики. Этим и объясняется недостаточный уровень знаний студентов как в области различных статистических методов, так и в области умений их использования.

Считаем, что обеспечить эффективность самостоятельной работы возможно за счёт новых форм и методов организации педагогического процесса и структурирования материала. Возникает необходимость в привлечении таких технологий, которые бы отвечали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражали бы логику и специфику математических знаний, способны были бы удовлетворить запросы смежных дисциплин и были бы ориентированы на использование современных информационных и коммуникационных технологий (далее по тексту — ИКТ).

Одним из вариантов решения существующей проблемы представляется активное изучение и использование возможностей дистанционного обучения, которое направлено на расширение спектра образовательных услуг, способствует росту профессиональной мобильности специалистов, повышению эффективности профессионального образования. Дистанционное обучение является одной из наиболее прогрессивных систем подготовки специалистов, в том числе и медицинского профиля. Это обусловлено тем, что учебный процесс в условиях высшего профессионального медицинского образования подчинен не столько задаче информационного насыщения материалами медицинского характера, сколько формированию продуктивного мышления будущих медицинских работников, развитию интеллектуального потенциала личности, способной к самообразованию и самоорганизации в условиях будущей сложной медицинской профессиональной деятельности.

Проблемы организации, всестороннего обеспечения, качества дистанционного обучения исследовались многими учеными и специалистами, среди которых A.A. Андреев, Т. П. Воронина, A.M. Бершадский, А. Д. Иванников, М. П. Карпенко, В. П. Кашицин, О. Я. Кравец, Я. М. Нейматов, П. И. Образцов, В. И. Овсянников, О. П. Околелов, Р. В. Пимонов, Е. С. Полат, Э. Г. Скибицкий, В. И. Солдаткин, В. П. Тихомиров, А. Н. Тихонов, С. А. Щенников и др.

Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике обучения показал, что на данном этапе недостаточно полно изучены вопросы внедрения технологии дистанционного обучения в процесс организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов. Таким образом, в системе профессиональной подготовки в условиях современного вузовского обучения существует ряд противоречий:

— между потребностью в развитии дистанционного обучения с целью получения качественного профессионального образования студентов медицинских специальностей и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий его эффективного функционирования;

— между увеличивающейся долей самостоятельной работы в общем объеме содержания основных образовательных программ и существующей методической системой, недостаточно обеспечивающей процесс организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Выявленные противоречия и необходимость их разрешения обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия реализации технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — процесс организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Предмет исследования — технология дистанционного обучения студентов медицинских специальностей в процессе организации их самостоятельной работы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что реализация технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов будет эффективной, если:

— дистанционное обучение студентов рассматривать как форму организации профессиональной подготовки в процессе самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ в целях получения необходимого объема и требуемого качества знаний;

— разработана и обоснована теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов вузов на примере изучения математических дисциплин;

— спроектирована технология дистанционного обучения с использованием автоматизированного рабочего комплекса дисциплины «Математика», которая реализована в процессе организации самостоятельной работы студентов вузов;

— выявлены и внедрены в образовательный процесс педагогические условия реализации технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить и конкретизировать сущность, содержание и структуру дистанционного обучения в условиях организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

2. Разработать и обосновать теоретическую модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов на примере изучения математических дисциплин.

3. Спроектировать технологию дистанционного обучения с использованием автоматизированного рабочего комплекса дисциплины и практически реализовать ее в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

4. Выявить, обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия реализации технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют: на философском и общенаучном уровне: положения философии о человеке как субъекте, личности и индивидуальностиличностно-ориентированной педагогики о человеке как субъекте своего развития, об учете индивидуально-психологических особенностей и стимулировании творческой реализации личности в процессе совместно-продуктивной обучающей деятельности (H.A. Алексеев, В. А. Петровский, В. В. Сериков, С. А. Смирнов, Г. А. Цукерман, И.С. Якиманская) — положения системного (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, A.A. Бодалев, В. П. Давыдов, Ю. А. Кустов, Б. Ф. Ломов, А. Н. Садовский, Э. Г. Юдин, В.А. Якунин), личностно-ориентированного (К.А. Абульханова-Славская, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, C.B. Панюкова, С. Л. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.) и контекстного подходов (A.A. Вербицкий) — общие вопросы информатизации образования (Я.В. Ваграменко, Г. М. Водопьян, Л. Н. Горбунова, A.A. Кузнецов, Д. Ш. Матрос, В. Л. Матросов, Е. И. Машбиц, В.В. Мик-лушевский, В. Н. Переверзев, Е. С. Полат и др.) — на специально-научном и технологическом уровне: положения деятелъностного (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.) — компетентностного (В.А. Адольф,.

A.A. Деркач, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.M. Митяева,.

B.А. Сластенин и др.) — технологического подходов к организации образовательного процесса (В.П. Беспалько, М. Я. Виленский, М. В. Кларин, П. И. Образцов, В. А. Сластенин, А. И. Уман, Л. И. Фишман, В. Л. Шатуновский и др.) — положения в области теории и практики высшего профессионального образования (С.И. Архангельский, Т. М. Давыденко, И. Ф. Исаев, Н. И. Костина, Л. Н. Макарова, В. М. Петровичев, П. И. Пидкасистый, B.C. Саблин, и др.) — и педагогического моделирования образовательных систем (В.П. Беспалько, А. Д. Гонеев, А. Н. Дахин, В. М. Монахов, A.A. Орлов, П. И. Пидкасистый, Г. С. Селевко, H.H. Суртаева, Н. О. Яковлева и др.).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы исследования осуществлялись с использованием следующего комплекса методов исследования: общенаучных (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, моделирование и др.) — эмпирических (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативной документации, анкетирование, беседа, изучение результатов деятельности, наблюдение, педагогический эксперимент, самооценка) — статистических (регистрация, ранжирование, сравнение, шкалирование, математическая и статистическая обработка данных, корреляционный и факторный анализ). Используемые методы были адекватны поставленным задачам, что позволило фиксировать динамику качественных и количественных изменений в предмете исследования.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования явился ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». В формирующем этапе опытно-экспериментальной работы принимали участие 116 человек.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2009;2010гг.) проводился анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, практики организации дистанционного обучения, организации самостоятельной работы студентов. В результате данной работы были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, задачи, выявлен и уточнен используемый понятийно-категориальный аппарат. Проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, который подтвердил актуальность выбранной проблемы. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы.

На втором этапе (2011;2012гг.) была разработана и обоснована теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов на примере изучения математических дисциплин, спроектирована технология дистанционного обучения будущих медицинских работников, создан автоматизированный рабочий комплекс дисциплины (далее по тексту — АРКД) «Математика», проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (2012;2013 гг.) результаты опытно-экспериментальной работы послужили основой для выявления новых, а также проверки, подтверждения и обоснования педагогических условий реализации технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей. В ходе данного этапа проводились: анализ, систематизация, математическая обработка, теоретическое обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, коррекция и уточнение основных положений исследования. Было осуществлено литературное оформление результатов диссертационной работы.

Личный вклад автора заключается: в разработке теоретического, технологического обеспечения процесса организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов в условиях дистанционного обученияпроектировании технологии дистанционного обучения математическим дисциплинам будущих медицинских работников с помощью автоматизированного рабочего комплекса дисциплины «Математика" — в планировании, разработке и проведении опытно-экспериментальной работы с целью выявления, проверки, подтверждения и обоснования педагогических условий реализации технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоят в следующем:

— конкретизированы сущность, содержание и структура дистанционного обучения в условиях организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов;

— разработана и обоснована теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов в условиях дистанционного обучения на примере изучения математических дисциплин;

— спроектирована технология дистанционного обучения с использованием автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, которая реализована в процессе организации самостоятельной работы будущих медицинских работников;

— выявлены педагогические условия реализации технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории профессиональной подготовки будущих медицинских работников новыми знаниями об организации самостоятельной работы с использованием ИКТуточнении содержания понятий «дистанционное обучение студентов медицинских специальностей вузов», «самостоятельная работа студентов медицинских специальностей вузов» и «автоматизированный рабочий комплекс дисциплины" — разработке и обосновании теоретической модели организации самостоятельной работы студентов и ее реализация посредством технологии дистанционного обученияполучении новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что учет содержащихся в нем теоретических положений и выводов позволит повысить эффективность организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузовразработанная теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов может быть использована в процессе преподавания математических дисциплин в различных учреждениях системы высшего образованиятехнология дистанционного обучения с использованием автоматизированного рабочего комплекса дисциплины успешно реализуется в образовательном процессе при изучении математических дисциплин студентами гуманитарных направлений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессаприменением апробированной методики, адекватной целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью эмпирических результатовопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Дистанционное обучение студентов медицинских специальностей — форма организации профессиональной подготовки в процессе самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ в целях получения необходимого объема и требуемого качества знаний. Самостоятельная работа студентов медицинских специальностей вузов на основе дистанционного обучения представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого преподаватель, используя различные ИКТ, реализует индивидуальный образовательный маршрут студента в соответствии с формируемыми компетенциями будущих медицинских работников.

2. Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов в условиях дистанционного обучения — это дидактическая система, направленная на формирование математической компетентности студентов медицинских специальностей и представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных блоков: целевого, содержательно-процессуального и результативно-оценочного. Реализацию теоретической модели целесообразно осуществлять с опорой на информационно-технологическое обеспечение учебного процесса, при обязательном соблюдении условия, связанного с применением в процессе организации самостоятельной работы автоматизированного рабочего комплекса дисциплины.

3. Технологию дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов медицинских специальностей целесообразно рассматривать как совокупность и последовательность дидактических процедур, обеспечивающих индивидуальную образовательную траекторию студента в соответствии с формируемыми компетенциями будущих медицинских работников. Спроектированная технология дистанционного обучения реализуется с помощью автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, разработанного на основе использования современных ИКТ на базе среды Моос11е. АРКД включает следующие основные разделы: тематический указатель учебной дисциплины, комплект методических материалов, элементы учебного курса, ресурсы учебного курса, систему контроля и оценки. Все элементы АРКД находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, а значимость каждого из них зависит от решаемых прикладных задач в процессе организации самостоятельной работы.

4. Эффективность реализации технологии дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов медицинских специальностей обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

— формированием у обучающихся положительной мотивации к самостоятельной работе в процессе изучения математических дисциплин;

— обеспечением готовности преподавателей к использованию технологии дистанционного обучения;

— своевременным оперативным наполнением информационной образовательной среды учебным контентом;

— установлением междисциплинарных связей содержания дисциплины «Математика» с дисциплинами естественнонаучного и математического, профессионального циклов.

Апробация и внедрение результатов исследования. В процессе исследования основное содержание и полученные результаты диссертационной работы были отражены: в авторских статьях, опубликованных в рецензируемых научных журналах: Ученые записки Орловского государственного университета (г. Орел, 2011 г.), Ученые записки Орловского государственного университета (г. Орел, 2012 г.), Вестник Орловского государственного университета (г. Орел, 2013 г.) — сборниках научных трудовдокладывались и обсуждались на всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в российской системе образования» (г. Пенза, 2010 г., г. Пенза, 2011 г.) — международной научно-методической конференции «Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития» (г. Уфа, 2011 г.) — международной научно-практической конференции «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (г. Тамбов, 2010 г., г. Тамбов, 2011 г.), «Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года» (г. Новосибирск, 2013 г.) — международной научной конференции «Педагогическое мастерство» (г. Москва 2012 г.) — «Педагогическое мастерство» (г. Пермь, 2013 г.), «Теория и практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург, 2013 г.), обсуждались основные положения диссертации на заседаниях кафедры математики и информационных технологий. По итогам исследования было опубликовано 16 работ, среди которых 1 учебно-методическая работа.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

В основе разработанной модели организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов лежит проектирование и конструирование технологии дистанционного обучения, представляющее собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучающихся.

1. В ходе проектирования и конструирования достигнуты следующие основные результаты:

— определены диагностические цели самостоятельной работы студентов, описаны в измерительных параметрах ожидаемые результаты;

— обосновано содержание обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиставыявлена структура содержания учебного материала;

— осуществлен выбор методов, организационных форм, средств индивидуальной и коллективной самостоятельной работы студентов, а также процедур контроля, оценки качества усвоения программы и способов индивидуальной коррекции учебной деятельности студентов.

2. В рамках технологии дистанционного обучения был разработан АРКД «Математика» на базе среды Моос11е, представляющий собой совокупность информационных средств, подготовленных преподавателем с помощью современных информационный и коммуникационных технологий и предназначенных для дистанционного обучения математических дисциплин в ходе самостоятельной работы студентов медицинских специальностей как неотъемлемой составляющей образовательного процесса.

Используемый АРКД отвечает современным требованиям, предъявляемым к учебно-методическим комплексам, и позволяет в процессе СР студентов реализовать дидактические функции.

3. В результате опытно-экспериментальной работы была апробирована теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что положительная динамика формирования математической компетентности подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

4. Выявленные педагогические условия реализации технологии дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов были подтверждены в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.

Комплекс педагогических условий технологии дистанционного обучения включает: формирование у обучающихся положительной мотивации к самостоятельной работе в процессе изучения математических дисциплинобеспечение готовности преподавателей к использованию технологии дистанционного обучениясвоевременное оперативное наполнение информационной образовательной среды учебным контентомустановление междисциплинарных связей дисциплины «Математика» с содержанием дисциплинам естественнонаучного и математического, профессионального циклов.

Заключение

.

Проведенное исследование было направлено на разрешение ряда противоречий, выявленных в системе профессиональной подготовки студентов медицинских специальностей в условиях современного вузовского обучения, а именно:

— между необходимостью развития системы дистанционного обучения с целью обеспечения качественного профессионального образования студентов медицинских специальностей и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий ее эффективного функционирования;

— между увеличивающейся долей самостоятельной работы в общем объеме содержания основных образовательных программ и недостаточным умением студентов медицинских специальностей осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Решение проблемы организации эффективной самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов посредством внедрения технологии дистанционного обучения при изучении математики находится в плоскости использования передовых достижений педагогической науки, в частности, системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компе-тентностного, технологического подходов к подготовке специалистов. Ее решение предполагалось осуществить через создание педагогических условий, способствующих повышению эффективности реализации технологии дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Данное предположение обусловило выбор следующих задач, решение которых проходило в рамках настоящего диссертационного исследования.

Первой задачей являлась конкретизация сущности, содержания и структуры дистанционного обучения в условиях организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Под дистанционным обучением студентов медицинских специальностей предлагается понимать форму организации профессиональной подготовки в процессе самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ в целях получения необходимого объема и требуемого качества знаний.

Дистанционное обучение, изначально ориентированное на самостоятельную работу обучающихся, позволяет педагогам-исследователям и практикам образования разработать и апробировать эффективные образовательные технологии управления самостоятельной работой студентов.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил установить, что существует неоднозначность подходов исследователей к выбору формы организации дистанционного обучения будущего специалиста в определенном виде деятельности.

В ходе изучения практики организации самостоятельной работы студентов вуза мы сформулировали основные требования, которым, на наш взгляд, должна отвечать система самостоятельной работы студентов медицинских специальностей. Во-первых, цели и задачи системы внеаудиторной самостоятельной работы должны определяться целями, задачами и содержанием дисциплины. Во-вторых, общая трудоемкость заданий для самостоятельной работы по теории вероятностей не должна превышать количества часов, отводимых стандартом ФГОС ВПО для самостоятельной работы по математике. Кроме того, целесообразно, на наш взгляд, чтобы содержание системы заданий для самостоятельной работы отвечало требованиям компе-тентностного и личностно-ориентированного подходов.

С этой целью необходимо внедрение творческих самостоятельных работ (участие в медицинских научных исследованиях, методических разработках студенческих научных коллективов или кафедры и т. п.), результаты которых будут востребованы, оценены и проконтролированы преподавателем по особым разработанным преподавателем условиям контроля внеаудиторной самостоятельной работы. Несомненно, высокая роль преподавателя в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов медицинских специальностей в планировании, организации, консультировании, обучении студентов методам творческого познания, изучения и анализа медицинской информации.

В нашем исследовании мы также исходим из понимания, что ключевую роль при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов медицинских специальностей играют современные информационные и коммуникационные технологии, которые открывают студентам доступ к новым источникам информации, в том числе и медицинской направленности, дают возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

Вторая задача исследования заключалась в разработке и обосновании теоретической модели организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов на примере изучения математических дисциплин.

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов представляет собой дидактическую систему, направленную на формирование математической компетентности студентов и представляющую собой совокупность функционально взаимосвязанных блоков: целевого, содержательно-процессуального и результативно-оценочного.

Целевой блок теоретической модели определяется социальным заказом общества и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к подготовке будущих медиков, он предполагает уточнение и конкретизацию целей обучения математическим дисциплинам.

Содержательно-процессуальный блок предусматривает отбор содержания учебного материала в контексте модульного подхода. В современных условиях развития высшего профессионального образования отбор содержания наиболее целесообразно проводить на основе теории дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения. В связи с этим представляется возможным рассматривать аспекты содержательной и процессуальной сторон обучения в рамках соответствующего объединенного блока теоретической модели.

Структура и содержание результативно-оценочного блока определены совокупностью выбранных критериев, показателей и уровней сформированное&tradeматематической компетентности, которые позволяют более эффективно организовать самостоятельную работу студентов медицинских специальностей вузов.

Разработанная теоретическая модель организации самостоятельной работы была реализована в образовательном процессе вуза посредством технологии дистанционного обучения.

Третьей задачей является проектирование технологии дистанционного обучения с использованием автоматизированного рабочего комплекса дисциплины и практической реализации ее в процессе самостоятельной работы будущих медиков.

При проектировании технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов было введено понятие автоматизированного рабочего комплекса дисциплины.

Под автоматизированным рабочим комплексом дисциплины мы понимаем систему, ориентированную на использование ее обучающимися в процессе самостоятельной работы, в которую интегрируется совокупность дидактических средств и методических материалов в изучаемой предметной области.

Реализацию АРКД «Математика» студентами медицинских специальностей вузов мы осуществили на примере изучения модуля «Математическая статистика», разработанного на основе среды Моос11е.

Опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения позволила определить критерии ее эффективной реализации, что было решением четвертой задачи исследования: выявить, обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия реализации технологии дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов. Среди них выделили следующие:

— формирование у обучающихся положительной мотивации к самостоятельной работе в процессе изучения математических дисциплин;

— обеспечение готовности преподавателей к использованию технологии дистанционного обучения;

— своевременное оперативное наполнение информационной образовательной среды учебным контентом;

— установление междисциплинарных связей дисциплины «Математика» с содержанием дисциплин естественнонаучного и математического, профессионального циклов.

Представленные в диссертации педагогические основы разработки и применения технологии дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов позволяют педагогам вузов на научной основе решать эту проблему, а осуществление практических рекомендаций и предложений по её проектированию и реализации с гарантированным качеством обеспечат выполнение требований социального заказа государства и общества по профессиональной подготовке специалистов медицинской сферы.

Изложенные в настоящем исследовании результаты теоретического анализа, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердили в целом выдвинутую гипотезу исследования. Однако полученные на этой основе выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы эффективной организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

Настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, но может служить методологической основой для дальнейшего научного поиска в направлении совершенствования структуры содержательно-технологического базиса формирования математической компетентности бакалавров и магистров гуманитарных направлений подготовки в условиях реализации двухуровневого образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и личность. М., 1980.335 с.
  2. , C.B., Джалиашвили, З.О., Кречман, Д.Л., Никифоров, М.С., Ченосова, Е.С., Юрков, A.B. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. З. О. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 336 с.
  3. , H.A. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / H.A. Александров // Информатика и образование. 1993. — № 5. — С. 7−19.
  4. , Б.Г. Избранные психологические труды. М: Институт практической психологии. — 1996.
  5. , A.A. Педагогика высшей школы. Новый курс М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. — 264 с.
  6. , A.A., Солдаткнн В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.
  7. , A.B., Андреева, С.В, Доценко, И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle / A.B. Андреев, C.B. Андреева, И. Б. Доценко. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 146 с.
  8. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. — 608 с.
  9. П.Андреев, A.A. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1996. — 75 с.
  10. , A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: диссертация. доктора педагогических наук: 13.00.02: / Андреев A.A. Москва, 1999. — 289 с.
  11. , A.A., Барабанщиков, A.B. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика. 1995. — № 2. — С. 75−78.
  12. , А.М. Работа в системе дистанционного обучения в Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. — Харьков, ХНАГХ. — 2009. -292с.
  13. , А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск: ОмГПУ, 1998 — 29 с.
  14. , О.Н. Дистанционное обучение на основе интернет-технологий / О.Н. Антипина//Высшее образование сегодня. 2003.-№ 4.-С. 50−53.
  15. , С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента: материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее. М.: Знание, 1974. — 75 с.
  16. , Г. П., Лаврова И. Г., Трошина И. М. Некоторые современные методы статистического анализа в медицине. Учебное пособие. M.: 1 МОЛМИ им. И. М. Сеченова, 1971. — 76 с.
  17. , В.П. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. 2001. -№ 4. — С. 147−150.
  18. , Д., Гурье, JT. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 138−144.
  19. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: 1982.- 216 с.
  20. Бакшеева, J1. Дистанционная и традиционная модели: взгляды потребителей / JI. Бакшеева, Ю. Прокопенко // Высшее образование в России. -2007.-№ 1.-С. 150- 157.
  21. , Г. С. Особенности культуры глубинного общения педагога// Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М.: ИФАН, 1987. -111с.
  22. , A.B. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. СПб., 2007. — 108 с.
  23. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. Воронеж, 1996. — 304 с.
  24. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. Воронеж, 1996. — 304 с.
  25. , А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 21−27.
  26. , A.M., Кревский, И.Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий Пенза, 1997. — 55с.
  27. , В.П. О возможностях системного подхода в педагоги-ке//Советская педагогика. 1990. — № 7. — С.59−60.
  28. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: 1995.- 144 с.
  29. , В.И. Педагогическая технология. Пятигорск: ПГЛУ, 1997.- 245 с.
  30. , Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. — 21 с.
  31. , М.Ю. Учебные проекты: возможности Интернет. // Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М., 1996.
  32. Введение в педагогическую деятельность. Под ред. A.C. Роботовой. -М., 2002. 208 с.
  33. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  34. , A.A., Бакшаева, H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  35. , В.Ф. Технологическое образование в российской школе и его место в социальном механизме повышения качества деятельности россиян // Высшее образование в Росси. 1998. — № 1. — С.28−38.
  36. , В. Я., Образцов, П. И., Уман, А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие: под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России. — 2004. — 275 с.
  37. , О.В. Критерии создания электронных учебных материалов / Виштак О. В. // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 19−22.
  38. , Л.С. Педагогическая психология. М., 1926.- с. 346.
  39. Гаевская, Е. Г Система дистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий: учебное пособие / Е.Г. Гаевская-СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. 26 с.
  40. , Л.П. Методология дистанционного обучения. Учебное пособие. Мн.: ред.-изд. Центр Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. — 164 с.
  41. , М. Г. Самостоятельная работа студентов. М., 1998.
  42. , Б.С. Философия образования для XXI века: (в поисках практикоориентированных образовательных концепций М.: Совершенство, 1998.-605 с.
  43. , С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М., Практика, 1998.-459 с.
  44. , В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Изд-е 7-е, стереотипное. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2001. -478с.
  45. , В.А. Дистанционное обучение в системе подготовки и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления: монография/
  46. B. А. Гневко. СПб.: Бизнес-центр, 1998. — 75 с.
  47. , H.A. Компетентностный подход в условиях модернизации высшего профессионального образования и формирования инновационной экономики в России / H.A. Гончарова // Ученые записки. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2011.- N 3. — с.95.
  48. , Е.И. Образование 2.0 это будущее отечественного образования? 4.1 «Попытка теоретической рефлексии» // Образовательные технологии и общество. — 2009. — Т. 12, № 2. — С.449−465.
  49. , Ю.П. Использование Интернет-технологий в организации НИРС / Ю. П. Господарик // Высш. образование в России. 2012. -№ 2.1. C.115−121.
  50. , Ю. П. Возможности дистанционного обучения истории на профильном уровне / Ю. П. Господарик // Преподавание истории и общест-вознания в школе. 2005. — № 9. — С. 39−46.
  51. , И.В. Технологии web 2.0: Электронный портфолио в образовательном процессе современного ВУЗа / Под ред. М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 98с.
  52. , Ю.Н., Семенов, Ю.А. Файлообменные сети Р2Р: основные принципы, протоколы, безопасность // Журнал о компьютерных сетях и телекоммуникационных технологиях. 2006 — № 11. Режим доступа: http://www.ccc.ru/magazine/depot/06 1 l/read.html?0302.htm
  53. , В.В., Образцов, П.И., Щекотихин, В. М. Информационные технологии в образовательном процессе вуза Орел: ВИПС, 1997. — 126 с.
  54. , В.П., Образцов, П.И., Уман, А. И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие. М: Издатель-ско-торговая корпорация «Логос», 2003. — 165 с.
  55. , А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 21−26.
  56. , В. Дистанционное обучение и мультимедиа / Демкин В., Вы-мятнин В. и др. // Высшее образование в России. 1998 — № 4. — С. 121−124.
  57. Дистанционное обучение в электронном здравоохранении // Е.А. Бело-зерова, В. Б. Кристальный, М. Я. Натензон, В. И. Тарнопольский. Информационное общество, 2007. — с. 85−93.
  58. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
  59. Дистанционное обучение: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998.- 192 с.
  60. Дистанционное профессиональное обучение: технологии, организация, перспектива: Учебное пособие / Под ред. В. А. Дятлова. М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 160 с.
  61. , Л.И. Иформационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты: монография/ Рос. гос. проф-пед. ун-т, Екатеринбург, 2003.
  62. Дубова, Н., Web 2.0: перелом в парадигме обучения // Открытые системы 2008 — № 9. Режим доступа: http://www.competentum.ru/articles/ elearning/465
  63. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1 991 315 с.
  64. , В.М., Лифляндский, В.Г., Маринкин, В. И. Прикладная медицинская статистика. СПб., ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003. — 432 с.
  65. Закон об образовании (редакция N 69 от 12.11.2012, последняя редакция, действующая редакция).
  66. , П.В. Подготовка преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / П. В. Закотнова Омск, 2004. — 211 с.
  67. , И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 192 с.
  68. , C.B. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 2007.
  69. , С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968.
  70. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Компетенции в образовании опыт проектирования- Под ред. A.B. Хуторского. — М., 2007. — С.33−44.
  71. Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке «ИТО-Самара 2011». — Самара- М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2011. — 494 с.
  72. , O.A. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. М., 2002.
  73. , С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием web-технологий: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -Ярославль, 2010. 169 с.
  74. , В.П. Системы дистанционного обучения: модели и технологии // Проблемы информатизации. 1996. — № 2. — С. 14−19.
  75. Кинелев, В. Дистанционное образование образование XXI века / Ки-нелев В.// Aima mater (Вестник высшей школы). — 1999. — № 5. — С.4−9.
  76. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1994.
  77. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года.
  78. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р. Режим доступа: http://www.government.ru/content/governmentactivity/
  79. , М.В., Скрипина, И.В. Использование системы Moodle при дистанционной организации самостоятельной работы студентов // Системы обработки информации. 2010. -№ 7. — С. 117−120.
  80. , О .Я., Лейкин, М.А., Подвальный, С. Л. Организация локально-дистанционного обучения по специальности обучения // Дистанционное образование. 2000. — № 4. — С. 28−34.
  81. , В.В., Хуторской, A.B. Основы обучения: дидактика и методика / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. М.: Академия, 2007.
  82. , К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвитияличности: Интернет-журнал «ЭЙДОС». — Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2004/0622−10.htm —12.01.2011.
  83. , И. В. Информационные технологии в профессиональной подготовке специалиста / Кузнецова И. В.// Высшее образование сегодня. -2007. -№ 12.-С. 51−54.
  84. , Н. В. Методы системного педагогического исследования.-Л.: ЛГУ, 1982.- 138 с.
  85. , В.Ж., Новоднов, В.Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России, 1994. -№ 1. С. 22−24.
  86. , А.Ю. Роль и место дистанционного обучения в подготовке будущего специалиста социальной работы / Вопросы современной науки и практики. -№ 10−12(31). -2010.
  87. , Г. В., Лаврентьева, Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та. — 2002. — 156с.
  88. , В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр. 1996. -№ 1. — С. 36−41
  89. , И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. — 1981. — 186с.
  90. , П.С. Распознавание пользователей в компьютерных системах и сетях: обзор // Educational Technology & Society 4(2) М., 2001 -P. 211−216.
  91. , К.Ю. Паршиков, Б.Л., Солдаткин, В. И. Об особенностях дистанционных образовательных технологий // Материалы Шестой международной конференции «ДО в России: проблемы и перспективы». М., 1998.-С. 269−272.
  92. , P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1940.
  93. , Е. Дистанционное образование в России: реальные условия и проблемы развития / Миннибаев Е.// Высшее образование в России.2008. -№ 11.-С. 34−40.
  94. , A.B., Злотникова, И.Я., Кравец, В. В. Педагогические аспекты дистанционного образования: Монография Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1997.- 116 с.
  95. , М.В., Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Нежурина, М. И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. Кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004.-216 с.
  96. , М.В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. — № 1. — С. 25−29.
  97. , М.Ш. Эффективность применения математической статистики как основа функционирования и развития социальных процессов в системе здравоохранения: дис.. канд. мед. наук: 14.00.52. Новосибирск, 2009.- 116 с.
  98. , A.A., Федоров, A.B. Медиаобразовательные квесты / A.A. Новикова, A.B. Фёдоров // Инновации в образовании. 2008. — № 10. — С. 71−93.
  99. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В. Г. Разумовского, И. М. Бобко. Новосибирск: НИИИВТ, 1991. — 69 с.
  100. , П. И., Косухин, В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 .-317с.
  101. , П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2004. — 263 с.
  102. , П.И. Дидактический комплекс как информационная основа организации системы дистанционного обучения // Открытое образование. -2001.-№ 5.-С. 39−44.
  103. , П.И. Педагогические аспекты информатизации учебного процесса в системах дистанционного обучения // Сборник научных статей № 8. М.: Изд. Отд. погранологии МАИ, 2001. — С. 5−16-
  104. , П.И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П. И. Образцова. Орел: ОГУ, 2005. — 114 с.
  105. , П.И., Пимонов, Р.В. Технологический подход как основа организации дистанционного обучения военных специалистов / Открытое образование. № 6. — 2006.
  106. , В.И., Кашицин, В.П. Дистанционное образование в России: Постановка проблемы и опыт организации- М., 2001. 294 с.
  107. Ш. Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -Москва 1992.-825 с.
  108. , О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2 — С. 45−49.
  109. , О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования // Дистанционное образование. 2000. — № 3. — С. 37−43.
  110. , А.И. Прикладная статистика. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 656 с.
  111. Основы открытого образования Т.1 /Отв. ред. В. И. Солдаткин. — М.: НИИЦ РАО, 2002.
  112. Основы статистического анализа в медицине: Учебное пособие / Чернов В. И., Есауленко И. Э., Семенов С. Н., Сереженко Н. П. Воронеж, 2003. -113 с.
  113. , М.А. Траектория непрерывного развития // Медицинская Академия. 2007. — № 9 (2353) (18 мая).
  114. , С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании М.: Издательский центр «Академия», 2010.224 с.
  115. , Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.О.-М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176с.
  116. Педагогика профессионального образования // Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. — 364с.
  117. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое Общество России, 1998. — 640 С.
  118. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского, — 2-е изд., доп. и перераб.— М., Просвещение, 1988. —479 с.
  119. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  120. , А., Сэбин, К. Наглядная статистика в медицине / Пер. с англ. В. П. Леонова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 144 с.
  121. , М.В. Основные принципы организации дистанционного обучения / Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании». г. Йошкар-Ола, 2012.
  122. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972.- 184с.
  123. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. — 230 с.
  124. , П.И., Тыщенко, О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 7−13.
  125. , Р.В. Технологический подход к организации дистанционного обучения в условиях повышения квалификации военных специалистов в вузе / дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Пимонов Р. В. Орел. — 2007.
  126. , И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.-613 с.
  127. , Е.С., Буханкина, М.Ю., Моисеева, М. В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. — 416 с.
  128. , Е.С., Моисеева, М.В, Петров, А.Е., Бухаркина, М.Ю., Аксенов, Ю.В., Горбунькова, Т. Ф. Дистанционное обучение М.: ВЛАДОС, 1998, 192с
  129. , Е.С., Петров, А.Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России: Режим доступа: http://www.distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm.
  130. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
  131. , Ф.Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт / Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». Казань: КГУ, 2008.
  132. Решение коллегии Госкомвуза России от 9 июня 1993 года № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в РФ».
  133. , И.В., Панюкова, C.B., Кузнецов A.A., Кравцова, А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. / Под ред. И. В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2006. — 374 с.
  134. , И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / Роберт И.В.-М, 1995.-40 с.
  135. , А.Н., Торопцов, B.C., Григорович, Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
  137. , А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования Текст. // Высшее образование в России. № 2. — 1994. — С. 2937.
  138. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  139. , И. В. Дидактические принципы дистанционного обучения/ Сергиенко И. В.// Инновации в образовании. 2006. — № 2. — С. 69 — 77.
  140. , И.В. Проектирование и реализация системы самостоятельной работы студентов по математике в аграрном вузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Сечкина И. В. Омск, 2002.
  141. , Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., ООО «Речь», 2001. -350 с. (42−47 IQ критерий Розенбаума).
  142. , С.А. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 113−124.
  143. , Б.Я. Моделирование систем: учеб. для вузов / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев 4-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2005. — 343 с.
  144. , Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. — № 1. — С. 21−25.
  145. , Э.Г. Теоретические основы дистанционного обучения / Э. Г. Скибицкий, Л. И. Холина. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т (НГПУ), 2002. — 134 с.
  146. , В.А. Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.-М., 1997.-73 с.
  147. , В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, E.H. Педагогика. -М.: Академия, 2002. 576 е., С. 270.
  148. Словарь русского языка. T. II. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. — 789 с.
  149. , A.A. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России 2000. — № 3. — С. 116−120.
  150. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.
  151. , Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Сб. научн. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. — С. 15−26.
  152. , Ю.Г. Государственная образовательная политика в сфере высшего образования: цели, средства, проблемы / В сб. науч. тр. «Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования». М.: НИИВО, 1996. — С. 6−26.
  153. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева- Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-416 с.
  154. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / под ред. П. И. Образцова. Орёл, 2011.
  155. , A.A., Витковская, C.B., Максимча, C.B. Самостоятельная работа студентов или врачей // Современная стоматология. № 1. — 2009.
  156. , В.П., Солдаткин, В.И., Лобачев, C. JL, Ковальчук, O.K. Дистанционное обучение к виртуальным средам знаний (часть 1) // Дистанционное образование. 1999. — № 2., с. 3−7.
  157. , А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы: Монография. Орел: ОГУ, 1997. — 208 с.
  158. , Т.А. Реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Фадеева Т. А. -Челябинск, 2003. 161 с.
  159. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 60 101 Лечебное дело (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 1118).
  160. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 60 103 Педиатрия (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 1122).
  161. , O.K. Информатизация современных технологий обучения в ВШ -Ростов: ТОО Мираж, 1997. 213 с.
  162. , Ю.В., Махотин, Д.А. Компетентностая модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8.
  163. , В.А., Михалев Ю. Б., Михалева Т. Г. и др. Основные принципы построения понятий и терминов педагогического тестирования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. -№ 2. — С. 53−62.
  164. , М.В. Дистанционное обучение в медицине. Режим доступа: http://www.mma.ru/article/id299005/froml
  165. , A.B. Научно-педагогические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. 2001. — № 2. — С. 30−35.
  166. , В.И. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 124−126.
  167. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  168. , Д.В., Филатов, O.K. Технологии обучения в высшей школе / Под ред Д. В. Чернилевского М.: «Экспедитор», 1996. — 228 с.
  169. , Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
  170. , С.Е., Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования/ С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М., 2000. — С.73−74.
  171. , JI.K. Акмеологические основы управления педагогическими системами: учебное пособие для студентов педвузов, аспирантов, учителей и слушателей ФПК М.: РИЦ «Альфа», 2003. — 228 с.
  172. , С. Открытое дистанционное образование и современная экономика / Щенников С., Клеева J1. // Высшее образование в России. 2005. — № 7. — С. 27 — 29.
  173. , С.А. Открытое дистанционное образование М.: Наука, 2002. — 527 с.
  174. , Н.О. Проектирование как педагогический феномен// Педагогика. 2002. № 6. С. 8−14.
  175. , Е.П. Педагогические основы разработки и использования дидактического обеспечения дистанционного обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Яхина Е. П. Новосибирск, 2004. — 166 с.
  176. Amadco, A. Distance education without high costs / A. Amadco // Learning fnd leading with technology. 1995. Vol 22. № 8.
  177. Fensel, D., Wahlster, W, Lieberman, H., Hendler, J. L. (2003). Spinning the Semantic Web. Bringing the World Wide Web to Its Full Potential Cambridge: MIT Press. — 267p. http://offline.computerra.ru/2008/760/388 331.
  178. , D. (2007). Pedagogical forms of mobile learning: Framing research questions // N. Pachler (Ed.), Mobile learning: Towards a Research Agenda (Vol. 1, pp. 33−54). London: WLE Centre, Institute of Education.
  179. Ljosa, E., Sandvold, K.E. The student’s freedom of choice within the didactical structure of a correspondence course // Distance education: International perspectives. L.: Routledge, 1998. — P. 291−315.
  180. Moore, M. American distance education: A short literature review // Open and distance learning today. L.: Routledge, 1995. — P. 32−41.
  181. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations. Division of Higher Education, (c)UNESCO 2002, 95 p., p. 65−70. rfgovernmentdeci-sions/archive/2008/1 l/17/2 982 752.htm.
  182. Vangie Aurora' Beal All About Peer-To-Peer // The 1 online encyclopedia dedicated to computer technology (P2P) Электронный ресурс. 2005. Режим доступа: http://www.webopedia.com/DidYouKnow/Internet/2005/peerto peer. asp
Заполнить форму текущей работой