Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность и постановка проблемы. В условиях глобализации мировой экономики, перехода к рыночным отношениям в России, перестройки целей, содержания и структуры образования в стране выдвигаются принципиально новые требования к целям, содержанию и управлению системой образования. Реализация социокультурных преобразований в России нуждается в творчески мыслящих, образованных специалистах, которые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы и практические предпосылки управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях
    • 1. 1. Сущность управления научно-исследовательской деятельности студентов университета в современных социокультурных условиях
    • 1. 2. Состояние проблемы управления научно-исследовательской деятельностью студентов в теории и практике вуза
    • 1. 3. Модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях
    • 2. 1. Критерии оценки уровней сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности университета
    • 2. 2. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по реализации модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета
  • Выводы по главе II
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы. В условиях глобализации мировой экономики, перехода к рыночным отношениям в России, перестройки целей, содержания и структуры образования в стране выдвигаются принципиально новые требования к целям, содержанию и управлению системой образования. Реализация социокультурных преобразований в России нуждается в творчески мыслящих, образованных специалистах, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства, и условия жизнедеятельности его граждан. Изменение миссии человека в обновляющейся системе его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности молодого члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Все очевиднее становится необходимость научного обеспечения социальных, экономических, политических, культурных преобразований, происходящих в нашей стране. Это обусловливает социальный заказ системе образования на подготовку не только грамотной, интеллектуальной, компетентной, но и творчески развивающейся личности, имеющей навыки научно-исследовательской деятельности, способной к созданию новых научных технологий, соответствующих мировым стандартам, к преобразованию социальной действительности на основе представлений о месте человека в системе научной картины мира.

Одной из главных предпосылок реализации этого требования выступает создание современной управленческой, методической, финансовой и материальной базы научно-исследовательской деятельности студентов в вузах как непременной составной части высшего профессионального образования. Интересы государства по отношению к студенчеству должны заключаться во всемерном росте его интеллектуального, духовного, экономического потенциала через развитие системы поддержки высшего профессионального образования, в частности, научно-исследовательской деятельности студентов.

Согласно Концепции модернизации российского образования, в качестве одной из приоритетных задач государства признана поддержка и развитие российской науки, реформирование ее сферы путем совершенствования управления, финансирования и организации научных исследований [73].

Управление научно-исследовательской деятельностью студентов в вузах призвано решать проблему профессионального отбора талантливой молодежи для пополнения научно-педагогических кадров страны.

Вопросы управления образованием, изучение его функциональных особенностей, построение на этой основе моделей управления раскрыты в трудах В. П. Беспалько, Ю. В. Васильева, М. Г. Захарова, К. И. Золотаря, Т .А. Ильиной, Ю. А. Конаржевского, М. И. Кондакова, И. Р. Лазаренко, В. М. Лопаткина, И. К. Новиковой, В .П. Симонова, Н. С. Сунцовой, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, И. К. Шалаева и др.

Сущность и способы управления педагогическим процессом в высшем учебном заведении, его объект, содержание задачи, средства, формы и методы рассматриваются в исследованиях С. И. Архангельского, И. Я. Конфедератова,.

A. И. Молибога, А. Н. Орлова, В. А. Сластенина, В. Н. Столетова, Н. Ф. Талызиной, Ф. Р. Филиппова, и др.

Общие закономерности развития высшей школы в контексте современной социокультурной ситауции отражены в работах А. И. Галаган, М. Г. Гарунова,.

B. С. Кагерманьян, Н. В. Кузьминой, Л. Г. Семушиной, В. А. Сластенина, Н. Д. Хмель и др.

Различные аспекты управления социальными системами выявлены Ф. Тейлором, Г. Ганттом, С. Томпсоном, А. Файолем, П. Друккером, Р. Лайкертом, Д. Мак Грегором, Д. Блейком, Я. Мутоном, Ф. Фидлером и др.

Психолого-педагогические проблемы научно-исследовательской деятельности раскрыты в работах А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Ж. Пиаже, В. Д. Шадрикова и др. Базовыми в понимании принципов организации научно-исследовательской деятельности явились идеи Г. Гиргинова, Ю. Я. Голикова,.

И. М. Гуткиной, Г. Иванова, И. П. Ивановской, А. Леонтович, А. Обухова,.

A. Онучина, В .А. Сластенина, И. И. Ильясова и др.

На связь научно-исследовательской деятельности и творчества в своих работах указывали Н. П. Абовский, В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская,.

B. С. Библер, В. Р. Ирина, Б. М. Кедров, А. Н. Лук, А. А. Новиков, М. А. Слем-нев, А. Эйнштейн, Л. X. Югай, К. П. Ягодовский и многие др.

Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В. И. Гинецинского, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, Т. И. Ерофеева, И. И. Ильясова, А. В. Коржуева, В. В. Кра-евского, А. М. Новикова, В. А. Попкова, В. А. Сластенина, М. Г. Ярошевского и др.

Организации исследовательской деятельности студентов посвящены исследования Л. Ф. Авдеевой, Г. Н. Александровой, А. Н. Алексеевой, В. И. Ба-бурова, М. А. Байдан, В. И. Грошева, В. Е. Евлютиной, В. И. Загвязинского,.

C. И. Зиновьева, Н. В. Кузьминой, В. С. Кузнецовой, И. Я. Макаровой, М. И. Махмутова, Г. А. Николаева, Е. С. Спициной, Г. М. Храмовой и др.

Вместе с тем, анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе показал, что, несмотря на имеющиеся теоретические исследования и практический опыт в области управления образовательным процессом, недостаточно изученным остается аспект управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях. Таким образом, возникает противоречие между усиливающимися требованиями к компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории и практике.

Выделенное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий повышения эффективности управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях.

Противоречие и проблема обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования «Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях».

Целью исследования является разработка и внедрение модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях.

Объект исследования — научно-исследовательская деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе.

Предмет исследования — процесс управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях повысится, если:

— разработана и внедрена в образовательный процесс университета модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов;

— реализован специальный курс «Методология, логика и методы научного исследования»;

— организована деятельность «Школы молодого исследователя».

Задачи исследования.

1. Раскрыть сущность понятия «управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях».

2. Проанализировать состояние проблемы управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в теории и практической деятельности вузов.

3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных уело.

ВИЯХ.

4. Разработать критерии оценки уровней сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности.

5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета.

Методологическую основу исследования составили.

— на философском уровне: диалектическая теория о необходимости изучения явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с окружающим миром;

— на общенаучном уровне: идеи системного подхода (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.) — теория деятельности и общения (А. А. Бодалев, JL С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн и др.) — теория социального управления (В. Г. Афанасьев, В. И. Свидерский, др.);

— на конкретно-научном уровне: методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — основы моделирования как метода научного познания (Г. С. Альтшуллер, В. В. Краевский, В. А. Штофф и др.) — современные педагогические концепции, раскрывающие управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности как особый вид взаимодействия и связей между людьми — субъектами этой деятельности (С. И. Архангельский, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, А. Н. Орлов, М. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.).

Теоретическую основу исследования составили результаты психолого-педагогических и философских исследований, раскрывающие сущность понятия «управление» (В. Г. Афанасьев, П. И. Третьяков, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова и др.), характеристику основных компонентов профессиональной деятельности (И. Д. Багаева, Л. В. Занков, Н. В. Кузьмина, Г. М. Кучинский,.

В. А. Сластенин, Е. П. Ухабина, Т. А. Флоренская и др.), исследовательской деятельности (И. А. Зимняя, С. И. Зиновьев, М. И. Махмутов, A.M. Новиков) — контекстный подход к обучению (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.).

Методы исследования: анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделированиеобобщение, наблюдение, педагогический эксперимент, беседы, интервьюирование, анкетирование, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина», ГОУ СПО «Горно-Алтайский педагогический колледж» В опытно-экспериментальной работе приняли участие 199 студентов и 60 преподавателей.

Этапы исследования:

Первый этап (2002;2003 гг.) — изучение состояния проблемы управления научно-исследовательской деятельностью студентов в педагогической теории и практике вузовопределение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования, составление программы исследования.

Второй этап (2003;2004 гг.) — разработка и внедрение сконструированной модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях, проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2004;2006 гг.) — анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных, формулирование основных выводов. Литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— определена сущность понятия «управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях»;

— сконструирована структурно-функциональная модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета, включающая комплекс взаимосвязанных элементов: целевой — совокупность последовательных взаимодействий педагогов и студентов, направленных на формирование у студентов компетентности в области научно-исследовательской деятельностисодержательный — методическое обеспечение специального курса «Методология, логика и методы научного исследования», научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесстехнологический — система форм, средств и методов научно-исследовательской деятельностирезультативныйуровни сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности (высокий, средний, низкий);

— обоснованы структурные компоненты научно-исследовательской деятельности студентов: мотивационный, гностический, деятельностный;

— определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета;

— разработаны критерии оценки уровня сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в исследовании состояния проблемы управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях, на основе чего разработана структурно-функциональная модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов университетав обосновании структурных компонентов научно-исследовательской деятельностив разработке критериального аппарата оценки уровней сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что представлено методическое обеспечение реализации модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях, разработан спецкурс «Методология, логика и методы научного исследования», учебно-методическое обеспечение данного курса, организована деятельность «Школы молодого исследователя». Апробированная и внедренная модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях является основой для анализа и оценки ее практической эффективности. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам и логике исследования, экспериментальной проверкой выводов, сопоставлением полученных результатов с имеющимся педагогическим опытом, математической обработкой результатов исследования, количественным и качественным анализом полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях недостаточно рассматривать только как целенаправленное взаимодействие субъектов управления, обеспечивающее формирование компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности и перевод ее в более высокое, качественное состояние. При ее управлении актуализируются политические, экономические и культурные факторы общественного развития, выступающие непосредственными стимулами совершенствования личности.

2. Процесс управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях протекает более эффективно при следующих организационно-педагогических условиях: реализация специального курса «Методология, логика и методы научного исследования», организация деятельности «Школы молодого исследователя».

3. В основе повышения результативности управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях выступает структурно-функциональная модель, рассматриваемая как система взаимосвязанных элементов: целипринципов, функций и методов управленияструктурных компонентов научно-исследовательской деятельностисодержаниятехнологии и результата.

4. Критерии оценки уровня сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности, которые позволяют фиксировать влияние управления на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов являются стремление к саморазвитию, самообразованиюзнание методологии, логики и методов научного исследованияорганизация работы над научным исследованием.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения выводы обсуждались и получили одобрение на международных (Самара, 2003; Горно-Алтайск, 2003;2006), всероссийской (Саранск, 2004), региональных (Набережные Челны, 2004; Горно-Алтайск, 2003;2006) научно-практических конференциях, заседаниях кафедры общей педагогики ГорноАлтайского государственного университета.

Структура диссертации отражает логику и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе II.

1. Результатом управления научно-исследовательской деятельностью студентов выступает компетентность студентов в научно-исследовательской деятельности, качественный уровень которой может быть определен с помощью критериев, которые представляют собой совокупность трех структурных компонентов: мотивационного, гностического и деятельностного.

2. Для достижения поставленной цели, в соответствии с основными теоретическими положениями, была реализована сконструированная модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в процессе изучения специального курса «Методология, логика и методы научного исследования», участия в «Школе молодого исследователя», а также в научной деятельности дополняющей учебный процесс. Реализация модели на практике осуществлялась поэтапно:

— приобретение первоначальных знаний исследовательской деятельности, формирование и развитие мотивации у студентов к научно-исследовательской деятельности;

— систематизация и развитие теоретических знаний о процессе и результатах научно-исследовательской деятельности, их использование на практике при решении исследовательских задач.

3. Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной и контрольной группах обнаруживается общая положительная динамика повышения уровней сформированности компонентов научно-исследовательской деятельности по мере продвижения по этапам подготовки, предложенных в соответствии с моделью. Вместе с тем, характер динамики отдельных структурных компонентов научно-исследовательской деятельности и уровней ее сформированности оказались различными для экспериментальной и контрольной групп. Опытно-экспериментальная работа подтвердила достоверность и результативность предлагаемой модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов.

4. Анализ результатов исследования, т. е. сопоставление уровней сформированности компетентности научно-исследовательской деятельности студентов университета экспериментальной группы до формирующего этапа и по его окончании позволяет констатировать эффективность сконструированной модели.

Заключение

.

Будущее нашей страны напрямую зависит от компетентности, профессионализма, мобильности молодых специалистов, умеющих эффективно работать на уровне мировых стандартов. Современная социокультурная ситуация, обусловленная влиянием традиционных (культурных) и актуальных (политических и экономических) факторов общественного развития, выступающих непосредственными причинами совершенствования личности, сложившаяся в системе высшего профессионального образования (инновационные процессы, демократизация и гуманизация образовательного процесса, крупные достижения в области высоких технологий, рынок труда и т. д.), указывает на необходимость в воспитании нового поколения молодых исследователей, способных реализовать свой интеллектуальный потенциал в условиях рыночной экономики, научиться приносить пользу себе и обществу.

Научные знания, которые получают студенты, должны применяться для анализа окружающей действительности и решения жизненных проблем, такую возможность дает им научно-исследовательская деятельность. Поэтому в вузе необходимо целенаправленное формирование компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности, как одному из показателей качества будущего специалиста.

Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования на методологическом, теоретическом и методическом уровнях позволяют охарактеризовать научно-исследовательскую деятельность студентов как поисковую деятельность научного характера, направленную на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, выявление закономерностей посредством научных методов познания в результате которой субъективный характер деятельности может приобретать объективную значимость и новизну.

В нашем исследовании научно-исследовательская деятельность определена как специфическая деятельность, регулируемая сознанием и активностью личности, направленная на удовлетворение познавательных и интеллектуальных потребностей, результатом которых является новое знание.

Исходя из определения сущности понятия научно-исследовательская деятельность нами определены структурные и функциональные компоненты ее формирования. Структурный анализ любого предмета исследования означает расчленение его на отдельные части или элементы, его составляющие, и выполнение взаимосвязи между ними, способы воздействия одного элемента на другой, характер отношений между ними. В нашем исследовании, структуру формирования научно-исследовательской деятельности студентов образуют моти-вационный, гностический и деятельностный компоненты.

Научно-исследовательская деятельность студентов университета представлена тремя видами: научно-исследовательская деятельность, включаемая в учебный процесс, выполняемая во внеучебное время и параллельная учебному процессу. Научно-исследовательская деятельность студентов, включаемая в учебный процесс, предусматривает:

— выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных работ (проектов), содержащих элементы научного исследования;

— выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственной или учебной практики;

— изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований (планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных) в рамках специальных курсов.

Научно-исследовательская деятельность параллельная учебному процессу предполагает:

— индивидуальное или групповое участие студентов в выполнении госбюджетной или хоздоговорной тематики, выполняемой на кафедрах, в работах по индивидуальным планам преподавателей.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется в форме:

— участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (вузовские, региональные, всероссийские, международные). К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ у.

— работы в студенческих научных обществах.

В диссертации обоснована совокупность предпосылок управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях: рассмотрены ведущие аспекты научно-исследовательской деятельности студентов, определена структура, содержание и организация управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях.

Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях определяется нами как целенаправленное взаимодействие субъектов управления, обеспечивающее формирование компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности и перевод ее в более высокое, качественное состояние, адекватное современным требованиям, предъявляемым выпускнику.

Анализ проблемы управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета показал, что исследование ее теоретического и практического аспектов еще не завершено и требует дальнейшего развития. На наш взгляд, это развитие совершается через построение и использование структурно-функциональной модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета. Метод моделирования в настоящее время является одним из основных способов исследования педагогических процессов. Модель в исследовании образовательного процесса выступает как важнейшее средство наглядного представления связей между элементами и отношений его компонентов.

Основная концепция исследования базируется на том, что управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях может осуществляться в контексте целостности структурных элементов. Сконструированная нами модель управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: цели, принципов, функций и методов управленияструктурных компонентов научно-исследовательской деятельностисодержаниятехнологии реализации и результата. В основу функционирования модели положены принципы диалогичности, преемственности, координации, интеграции, единства управления и самоуправления.

Технология реализации сконструированной модели является многоступенчатой программой, все части которой взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему формирования компетентности научно-исследовательской деятельности у студентов, в которой немаловажным фактором является необходимость осуществления субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов.

Процесс управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета предполагает переход от низкого уровня к более высокому.

Для определения уровней сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности нами разработаны критериальные показатели, которые послужили оценкой развития, как отдельных компонентов научно-исследовательской деятельности, так и системы в целом. При определении значимых критериев учитывалось, что совокупность критериев сформированности должна быть адекватна структурообразующим компонентам научно-исследовательской деятельности. С учетом заявленных положений были разработаны критерии сформированности компетентности научно-исследовательской деятельности студентов университета по каждому структурному компоненту.

На основе интеграции структурных компонентов научно-исследовательской деятельности определены критерии оценки что позволило выявить обосновать уровни сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности — низкий, средний, высокий.

Анализ научной литературы по проблемам изучения научно-исследовательской деятельности студентов показал, что необходимо развитие когнитивной деятельности студентов, а соответственно научно-исследовательской, которая является одной из ее форм, посредством интериоризации внешних действий субъектов образовательного процесса во внутренние. Таким образом, сконструированная модель, предполагала реализацию следующих организационно-педагогических условий:

— внедрение программы спецкурса «Методология, логика и методы научного исследования», направленной на формирование, развитие и систематизацию у студентов знаний, умений, навыков научно-исследовательской деятельности;

— создание и организация деятельности «Школы молодого исследователя»;

— осуществление студенческого самоуправления и соуправления, как совместной деятельности преподавателей и студентов по управлениию деятельностью научного сообщества.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила достоверность и результативность сконструированной модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов. Установлены значительные изменения в уровнях сформированности компетентности студентов в научно-исследовательской деятельности в экспериментальной группе под влиянием выявленных условий и используемых педагогических средств, что доказывает их эффективность.

Успешная апробация модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов университета, на основе системного подхода, в образовательном процессе показывает реальную возможность повышения эффективности научной деятельности студентов университета в целях совершенствования высшего профессионального образования.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с управлением научно-исследовательской деятельностью студентов. Необходима разработка мониторинга эффективности реализации научно-исследовательской деятельности студентов университета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. «Об образовании» Текст. 2-е изд. -М.: ИНФРА-М., 2000. — 52 с.
  2. Комментарий к Федеральному Закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Текст. М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1998. — 368 с.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст.: Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756 — р//Собр. закон.-2002.-№ 1.-С. 119.
  4. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы» Текст.: Утверждена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1062 // Собр. закон.- 1996. № 38. — Ст. 4432.
  5. Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002−2006 годы» Текст.: Утверждена постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. № 660 // Собр. закон.-2001. № 37.1. Ст. 3695.
  6. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981. — 365 с.
  7. , С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Наука, 1976. — С. 16−17.
  8. , Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. Текст. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  9. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 2000.-351 с.
  10. , С. А. Прикладная статистика в задачах и упражнениях Текст. / С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян. М.: ЮНИТИ, 2001. — 270 с.
  11. , В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
  12. , В. И. Диагностика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.-264 с.
  13. , Г. А. Студент и культура: информация к размышлению. Текст. / Г. А. Андреев // Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С. 121 130.
  14. , В. Г. Управление Текст. / В. Г. Афанасьев // Филос. эн-цикл. словарь. М.: Политиздат, 1983. — С. 704.
  15. , Ю. К. Методология и методика педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский. Тюмень: Изд. Тюменского университета, 1976. — 185 с.
  16. , Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1981. — 294 с.
  17. , П. Г. Социальная психология научного коллектива Текст. / П. Г. Белкин, Е. Н. Емельянов, М. А. Иванов. М.: Наука, 1987. — 212 с.
  18. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — С. 6.
  19. , Л. С. Введение в гуманитарную экспертизу образования: психологические аспекты Текст. / JI. С. Братченко. -М.: Смысл, 1999. 137 с.
  20. , А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  21. , А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики Текст. / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 2000. -№ 6.-С. 5−11.
  22. , В. Н. Как управлять организациями Текст. / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. М.: Синтег, 2004. — 404 с.
  23. Большая Советская энциклопедия. В 30 т. Т.24 Текст. / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1969−1978. — 575 с.
  24. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ Текст. / М. Вартовский. М.: Просвещение, 1988.- С. 1.
  25. Введение в специальность Текст. / JI. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин [и др.]. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  26. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. М.: Наука, 1990.-646 с.
  27. , А. А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий Текст. / А. А. Вербицкий // Средне профессиональное образование. 1998. -№ 1. — С. 24−35.
  28. , Е. А. Ученые в современном российском обществе. Текст. / Е. А. Володарская // Высшее образование в России. 2004. — № 4. -С. 121−130.
  29. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации Текст. / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  30. , JI. С. Педагогическая психология Текст. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  31. , П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: Мысль, 1965.-52 с.
  32. , Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−8.
  33. , Б. С. Философия образования для 21 века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  34. , Г. Наука и творчество Текст. / Г. Гиргинов- пер. с болгарского О. И. Попова. М.: Прогресс, 1979. — 126 с.
  35. , И. 3. Студенческие научные кружки и лаборатории. Заметки методиста. Текст. / И. 3. Гликман // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 6.-С. 56−59.
  36. , JI. Ю. Вузовская наука: перспективы развития. Текст. / JL Ю. Гохберг, И. В. Кузнецова // Высшее образование в России. 2004. — № 4. -С. 121−130.
  37. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Просвещение, 1997. 136 с.
  38. , А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию Текст. / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  39. , Р. Г. Общество и молодежь: 1998 год Текст. / Р. Г. Гурова // ИЗМ. 1999. — № 1. — С. 98−108.
  40. , В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  41. , М. А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся Текст. / М. А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972. — 323 с.
  42. , В. В. Социокультурные процессы в постсоциалистических странах. Текст. / В. В. Добрынин, Т. А. Емчура // Вестник высшей школы. -2005.-№ 8. -С. 37−43.
  43. , Н. А. Университеты в системе высшей школы. Текст. / Н. А. Егоров // Вестник высшей школы. 2005. — № 9. — С. 13−16.
  44. , Е. А. Социокультурная реальность Hi-Tech: изменение подготовки элиты будущего. Текст. / Е. А. Жукова // Высшее образование в России. 2006. — № 11.-С. 86−97.
  45. , В. И. Стоит ли ломать российскую систему высшего образования? Текст. / В. И. Загвязинский // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 9193.
  46. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -192 с.
  47. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  48. , JI. В. Избранные педагогические труды Текст. / JI. В. Занков. -М.: Педагогика, 1990. 418 с.
  49. , А. Н. Организационная психология Текст. / А. Н. Занков-ский. М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
  50. , В. П. Научно-исследовательская деятельность кафедры педагогического вуза: качество, управление, оценка Текст. /В. П. Засыпкин // Университетское управление: практика и анализ. 2006. — № 1 (41). — С. 49−58.
  51. , X. Тестирование личности: Перевод с нем Текст. / X. Зиверт. -М.: Интерэксперт, 1997. 198 с.
  52. , И. А. Предметный анализ текста как продукта говорения Текст. / И. А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976.-С. 57−64.
  53. , А. Ф. Структура научного мышления Текст. / А. Ф. Зотов. М.: Мысль, 1973. — 80 с.
  54. , Г. А. Педагогические проблемы современного отечественного высшего образования Текст. / Г. А. Ильин // Вестник высшей школы. 2005. -№ 11.-С. 35−42.
  55. , Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения
  56. Текст. / Т. А. Ильина. М.: Педагогика, 1972. — 196 с.
  57. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингенкамп- пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  58. , В.Р. В мире научной интуиции Текст. /В. Р. Ирина, А. А. Новиков. М.: Наука, 1978. — 75 с.
  59. , Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя Текст. / Т. Е. Исаева // Педагогика. 2006. -№ 9.-С. 55−61.
  60. , Ю. К. Оптимизация управления качеством образовательного процесса в высшей школе Текст. / Ю. К. Итин. М.: Изд-во МПГУ, 2000. -359 с.
  61. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: обзор информ. Министерства высшего и среднего специального образования Текст. / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1977. -51 с.
  62. , А. С. Культурология Текст. / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. -СПб.: Питер, 2004. 464 е.: ил.
  63. Карпов, Ю В. Критерии и методы диагностики умственного развития Текст. / Ю. В. Карпов // Вест. МГУ. Сер 14, Психология. 1982. — № 3. — С. 1825.
  64. , А. А. Молодежь в науке Текст. / А. А. Карпов // Высшее образование в России. 2005. — № 5. — С. 46−53.
  65. , Б. Н. Классификация наук Текст. / Б. Н. Кедров. М.: Мысль, 1985.-543 с.
  66. , А. Н. Управление развитием высшего образования: некоторые тенденции Текст. / А. Н. Киселев // Вестник высшей школы. 2004. — № 4. -С. 4−5.
  67. , Ю. В. О научно-исследовательской работе в тогово-экономическом вузе Текст. /Ю. В. Клещевский, О. О. Рязанова, О. А. Кириличева // Высшее образование в России. 2005. — № 5. — С. 20−25.
  68. , И. Д. Методы исторического исследования Текст. / И. Д. Ковальченко. М.: Мысль, 1987. — С. 360.
  69. , Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. T.I. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — С. 100.
  70. , Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -224 с.
  71. Крупенин, A. JL Эффективный учитель Текст. / A. JI. Крупенин, И. М. Крохина. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 480 с.
  72. , Н. Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  73. Куликов, J1. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению Текст. / J1. В. Куликов. СПб.: Речь, 2002. — 184 с.
  74. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. JL: Знание, 1985. — 32 с.
  75. , И. Р. Основы управления инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования Текст. / И. Р. Лазаренко / Науч. ред А. Н. Орлов. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2004. -337 с.
  76. , В. С. Управление образованием на пороге новой эпохи
  77. Текст. / В. С. Лазарев // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 12−22.
  78. , И. И. Стандартизация и диагностика обучения: теория и практика Текст. / И. И. Легостаев. М.: Изд. МГОПИ «Альфа», 1993. — 122 с.
  79. , А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии Текст. / А. В. Леонтович // Народное образование. 1999. -№ 10. — С. 152−158.
  80. , Л. В. Особенности организации самостоятельной работы магистрантов Текст. / Л. В. Лебедева // Вестник высшей школы. 2005. — № 10. -С. 52−54.
  81. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1972. — 575 с.
  82. , П. С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей Текст. / П. С. Лернер // Школьные технологии. 2002. — № 6. — С. 75−82.
  83. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — С. 3−5.
  84. , Б. Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1998.-463 с.
  85. Логика научного исследования Текст. / Под ред. П. В. Копнина и М. В. Поповича. М.: Наука, 1965. — 236 с.
  86. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  87. , В. М. Алтайский университетский школьно-педагогический округ Текст. / В. М. Лопаткин, Г. П. Зырянов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. -22 с.
  88. Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.-С. 9.
  89. , Ю. Тейлор и Файоль Текст. / Ю. Любович. Рязань, 1924.1. С. 9.
  90. Лютенс, Фред. Организационное поведение Текст. / Фред Лютенс- пер. с англ. 7-е изд. — М.: ИНФРА-М. — 692 с.
  91. , Е. М. Интеграция управления обучением на основе моделей и алгоритмов конструирования учебной информации и диагностики степени обу-ченности Текст.: дис. д-ра. тех. наук: Воронеж, 2000. — 241 с.
  92. , Е. А. Уровни педагогической компетентности Текст. / Е. А. Макогина, И. В. Турунтаева // Вестник высшей школы. 2004. — № 10. -С. 50−51.
  93. , М. В. Социализм и управление Текст. / М. В. Марков. М.: Просвещение, 1973. — С. 11.
  94. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. -96 с.
  95. , А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов и др. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  96. ЮЗ.Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — С. 5.
  97. Менеджмент в управлении школой Текст. / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Мысль, 1992. — С. 27−45.
  98. , Н. А. Психология усвоения понятий Текст. / Н. А. Мен-чинская / Вып. 28. Вопр. психол. обуч. 1950. — С. 3−17.
  99. Моделирование как метод научного познания Текст. / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Е. А. Никитин. М.: Недра, 1965. — С. 19.
  100. Моделирование педагогической ситуации: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — С. 19.
  101. , А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи Текст. / А. В. Мудрик // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: ИННОВА-ТОР, 1995.- 192 с.
  102. , А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании Текст. / А. В. Мудрик // Новые ценности образования. 1996. — С. 51−55.
  103. Научно-исследовательская и творческая работа студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений: сборник основных постановлений, приказов и инструкций Текст. / Под. ред. В. И. Крутова. М.: Высш.шк., 1984.- 143 с.
  104. Научно-исследовательская работа Горно-Алтайского государственного университета за 5 лет с 2000—2005 гг. Текст. / Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. — 147 с.
  105. , Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики Текст. /Р. С. Немов. Зе изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр В ЛАД ОС, 2001. — 640 с.
  106. , А. М. Методология образования Текст. / А. М. Новиков. -М.: Эгвес, 2002.-320 с.
  107. Новый энциклопедический словарь Текст. М.: Изд-во Большая
  108. Российская энциклопедия, «Рипол Классик», 2000. С. 74.
  109. , В. С. Воображение и учебная деятельность: монография Текст. / В. С. Нургалеев. Красноярск: Сиб. ГТУ, 1998. — 196 с.
  110. , В. С. Психологические факторы развития воображения в процессе когнитивной деятельности Текст.: дис.. канд. психол. наук. Красноярск, 1998.-378 с.
  111. , В. П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технической среды Текст. / В. П. Овечкин // Педагогика. 2005. — № 10. -С. 18−27.
  112. , И. Т. Педагогика Текст. / И. Т. Огородников, П. Н. Шимбарев. М.: Учпедгиз, 1954. — 147 с.
  113. , Т. И. Опыт критического осмысления диалектического материализма Текст. / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 2000. — № 2. -С. 3−31.
  114. , В. Введение в общую дидактику. Пер. с польского Текст. / В. Оконь. -М.: Педагогика, 1991. С. 34.
  115. , А. Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессенепрерывного образования: проблемы и перспективы Текст. / А. Н. Орлов. -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. 196 с.
  116. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка системы науч но-исследовательской работы, научного и технического творчества студенческой молодежи»: заключительный отчет по теме 3015−95 Текст. / Рук. темы
  117. B. В. Балашов. -М.: ГАУ, 1995.-С. 21.
  118. Отчеты кафедр по НИР и НИРС Текст. Горно-Алтайск, 1975. -124 с.
  119. , И. П. Избранные труды. Соч.Т. З. Текст. / И. П. Павлов Кн.1. М.: Просвещение, 1985. — С. 104.
  120. , А. Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров Текст. / А. Ю. Панасюк. М.: Высшая школа, 1991.1. C. 79.
  121. , Г. В. Соуправление условие модернизации системы образования Текст. / Г. В. Паринов, С. К. Фролов, Л. А. Токарева // Школьные технологии.-2002.-№ 6.-С. 146−150.
  122. , А. А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы Текст. /А. А. Петров // Вестник высшей школы. -2004. -№ 10. С. 6−11.
  123. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  124. , П. И. Навыки самообразования важная цель обучения Текст. / П. И. Пидкасистый, А. Е. Пискунов // Вестник высшей школы. — 1987. -№ 4.-С. 31−34.
  125. , П. И. Педагогика Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  126. , С. А. Вузовское молодежное Интернет-сообщество Текст.
  127. С. А. Пиявский // Вестник высшей школы. 2003. — № 8. — С. 24−29.
  128. , С. А. Парадоксы реформирования российского высшего образования Текст. / С. А. Плаксий // Вестник высшей школы. 2005. — № 10. -С. 3−11.
  129. , А. И. Проблемы целевой интенсивности подготовки специалистов Текст. / А. И. Половицкий, В. П. Чудков, Г. И. Баранов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: сб. науч. трудов. Волгоград: ВПИ, 1985. — 208 с.
  130. , Г. М. Общие проблемы современного образования Текст. / Г. М. Пономарева // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. М.: АПК и ПРО, 2001. — С.6.
  131. , Т. А. Научно-исследовательская работа в педагогическом колледже Текст. / Т. А. Потапенко // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 125−126.
  132. , Ю. А. Диалектика научности и доступности в обучении Текст. / Ю. А. Правдин // Вестник высшей школы. 2003. — № 8. — С. 54−56.
  133. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности Текст. / Под ред. Мухиной В. С. М.: Мысль, 1981. — 149 с.
  134. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ЛГУ Текст. / А. П. Беляева, Н. Ф. Золотухин и др. М.: Высшая школа, 1991.- 160 с.
  135. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории Текст. / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1997. — С. 15.
  136. , В. В. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей Текст. /В. В. Путин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 6. — С. 2−4.
  137. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика Текст. / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880 с.
  138. , Н. Н. Основы системно-структурного исследования в процессе обучения Текст. / Н. Н. Ржецкий // Программированное обучение. -1986.-№ 23.-С. 29−43.
  139. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник Текст. М.: Финансы и статистика, 1996. — С.80.
  140. , М. Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология» Текст. / М. Б. Романовская. М.: АПК и ПРО, 2004. — 32 с.
  141. , С. JI. Основы общей психологии: в 2-х т Текст. / С. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  142. Рубинштейн, J1. С. Основы общей психологии Текст. / J1. С. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  143. , JI. С. Принципы творческой самодеятельности Текст. / Л. С. Рубинштейн. Одесса, 1922. — С. 9.
  144. , В. А. Реорганизация управления образованием и наукой и перспективные задачи высшей школы Текст. / В. А. Садовничий // Вестник высшей школы. 2004. — № 3. — С. 3−8.
  145. , В. А. Роль образования и науки в переходе к устойчивому развитию Текст. / В. А. Садовничий // Высшее образование сегодня. 2002. -№ 1.-С. 10−18.
  146. , В. А. Актуальные вопросы развития высшей школы в условиях реформы образования Текст. / В. А. Сальников, С. А. Сизов // Вестник высшей школы. 2005. — № 10. — С. 11−16.
  147. , Е. В. «Студент-исследователь» Текст. / Е. В. Сахарчук // Высшее образование в России. 2004. — № 4 — С. 145−149.
  148. Сборник положений Горно-Алтайского государственного университе та. Ч. I Текст. / Отв. ред. Ю. В. Табакаев. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005.196 с.
  149. , В. П. Управление образовательными системами: программно-методическое пособие Текст. / В. П. Сергеева. М.: Методический издательский центр «Палладиум», 2000. — 136 с.
  150. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: «Речь», 2002. — 350 с.
  151. , В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом Текст. / В. П. Симонов. М.: Роспе-дагенство, 1997. — 264 с.
  152. , М. Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1971. — 206 с.
  153. , В. А. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин, В. В. Пустовойтов. М.:"Связь-Принт", 2002. — 64 с.
  154. , В. А. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
  155. A. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  156. , В. А. Инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JI. С. Подымова. М.: ИЧП «Магистр», 1997. — 224с .
  157. , В. А. Введение в педагогическую аксиологию Текст. /
  158. B. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: ИЦ Академия, 2003. — С. 84.
  159. , М. А. Свобода научного творчества Текст. / М. А. Слеме-нев / Науч. ред. Д. И. Широканов. Минск.: Наука и техника, 1980. — 240 с.
  160. , В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях Текст. / В. И. Смирнов. М.: Пед. общество России, 1999. — 416 с.
  161. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: ИЦ Академия, 2001. -304 с.
  162. , JI. Н. ЭВМ и психология Текст. / JI. Н. Собчик // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука, 1987.-С. 152−156.
  163. Современная психология: справочное руководство Текст. М: ИН-ФРА, 1999.-688 с.
  164. Создание проекта системы координационного управления научно-исследовательской работой студентов, научным и техническим творчеством учащейся молодежи Текст. -М.: НИИВО, 1995. С. 35.
  165. , Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) Текст. / Н. Н. Соловьева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АПК и ПРО, 2003. — 102 с.
  166. Социально-экономическое положение и развитие экономических реформ в Российской Федерации в 1992 году: сообщение Госкомстата РСФСР Текст. // Эконом, газета, № 4. 1993. — С. 13−15.
  167. , JI. Ф. Теория и технология решения педагогических задач: развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование Текст. / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Изд. Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
  168. Способности и склонности: комплексные исследования Текст. / Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  169. , JI. А. Философия и история образования Текст. / JI. А. Степашко. М.: МП-СП, 1999. — 253 с.
  170. , В. А. Павлышская средняя школа. Изб. пед соч.: в 3-х т. Т.2 Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1980. — 393 с.
  171. , Т. А. Педагогика: наука и искусство Текст. / Т. А. Стефановская. -М.: Совершенство, 1998.-368 с.
  172. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1975. — 343 с.
  173. , Б. М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  174. , Е. В. О подготовке будущего учителя к непрерывному профессиональному самосовершенствованию Текст. / Е. В. Тесля // Вестник высшей школы. 2004. — № 6. — С. 50−54.
  175. , П. И. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. Практика педагогического менеджмента Текст. / П. И. Третьяков, Е. Г. Мартынов / Под ред. П. И. Третьякова. -М.: Новая школа, 2001. 368 с.
  176. , П. И. Практика управления современной школой Текст. / П. И. Третьяков. М.: Наука, 1995. — С. 22−25.
  177. , Н. Н. Теория и практика экспертизы качества образования на основе стандартизации: монография Текст. / Н. Н. Тулькибаева, Н. М. Яковлева, 3. М. Большакова, А. Э. Пушкарев. М.: Изд. Дом Восток, 2002.-206 с.
  178. , А. В. Теория и методика обучения физике: Общие вопросы Текст. / А. В. Усова. СПб.: Изд-во «Медуза», 2002. — 157 с.
  179. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд М. Политиздат, 1986. — С. 303.
  180. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: сб. типовых методик Текст. / Ред. Е. Э. Смирнова. Томск: ТГУ, 1984. -189 с.
  181. , И. Т. Перспективы человека Текст. / И. Т. Фролов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  182. , М. В. Преподаватель студент: возможность понимания Текст. / М. В. Фроловская // Вестник высшей школы. — 2005. — № 10. — С. 2934.
  183. Фитуни, JI. J1. Наука без государства: становление исследовательскойдеятельности в независимых вузах Текст. / J1. Л. Фитуни // Высшее образование сегодня. 2002. — № 1. — С. 28−34.
  184. , Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методо логия, цели и содержание, творчество Текст. / Ю. Г. Фокин. М.: ИЦ Академия, 2002. — 224 с.
  185. , Н. Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя Текст. / Н. Д. Хмель. Алма-Ата: Мектеп, 1978. — 126 с.
  186. , О. Г. Развитие школы как инновационный процесс Текст. / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов / Под. ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  187. , В. В. Университет как системообразующий фактор развития региона: методология управленческой деятельности Текст. / В. В. Чекмарев, А. В. Наумов // Вестник высшей школы. 2003. — № 5. — С. 3336.
  188. , И. К. Методика оценки эффективности управления кафедрой, факультетом, вузом: методическая разработка Текст. / И. К. Шалаев. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 51 с.
  189. , В. Д. Психология деятельности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  190. , В. Д. Проблема системного анализа профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  191. , Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Педагогический поиск, 2001.-384 с.
  192. , Т. И. Управление образовательными системами Текст. /
  193. Т. И. Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  194. , В. Ф. Основы философии современности Текст. /
  195. В. Ф. Шаповалов. М.: Наука, 1998. — 272 с.
  196. , С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты Текст. / С. Г. Шевченко. М.: ВЛАДОС, 1999. -136 с.
  197. , А. С. Интегральная оценка состояния обученности массива школьников на основе системы качественных характеристик Текст. / А. С. Шепетов // Проблемы педагогических измерений. М.: Просвещение, 1984.-С. 106.
  198. , А. С. Институт школы: социокультурное измерение Текст. / А. С. Шипилов // Вестник высшей школы. 2003. — № 2. — С. 51−52.
  199. , Г. П. Деятельность и понятие о деятельности. Текст. / Г. П. Щедровицкий // материалы V всесоюзного съезда общества психологов. -Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 38−47.
  200. , А. Собрание научных трудов. В 4-х томах. Т.4 Текст. / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1967. — С. 79−83.
  201. , Д. Б. Введение в психологию развития Текст. / Д. Б. Эль-конин. М.: Просвещение, 1994. -167 с.
  202. , А. И. Научно-исследовательские работы в Интернете Текст. / А. И. Эндрес // Образование и наука. 1996. — № 4. — С. 51−52.
  203. , Л. X. Научные проекты студентов колледжа Текст. / Л. X. Югай // Профессиональное образование. 2000. — № 10. — С. 13−14.
  204. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 392 с.
  205. , Э. Г. Становление сущности системного подхода Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал, 1997. — 230 с.
  206. , К. П. Исследовательский метод в школьном обучении Текст. / К. П. Ягодовский. М.: Просвещение, 1929. — 37 с.
  207. , Н. М. Теория и практика педагогического творчества
  208. Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПУ, 1987. — 68 с.
  209. , М. Г. Программно-ролевой подход к исследованию научных коллективов Текст. / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1978. -№ 3.-С. 40−53.
  210. Maslow А.Н. Motivation and Personality. N.Y. 1954. 400 p.
  211. Piage J. Traite de logigut. 1972. p. 5.
  212. Pjincare H. L invention mathematique. Vol. 6. «Revue de Mois». 1908.
Заполнить форму текущей работой