Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя: на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»
В настоящее время наблюдается постоянное повышение уровня требований к языковой и педагогической подготовке учителей, для которых иностранный язык является дополнительной специальностью, в частности для студентов факультета информатики и вычислительной техники, обучающихся по специальности «Информатика» с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Внедрение в учебный процесс дистанционных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Научно-теоретические основы применения дистанционных технологий в процессе профессионального педагогического образования
- 1. 1. ' Педагогические возможности применения дистанционных образовательных технологий в современных условиях
- 1. 2. Подходы к формированию методической компетентности учителя иностранного языка с применением дистанционных образовательных технологий
- 1. 3. Дидактические основы применения дистанционных технологий в профессиональном педагогическом образовании
- Выводы по Главе 1
- ГЛАВА II. Разработка и реализация педагогической модели применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном педагогическом образовании
Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя: на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время в современном отечественном профессиональном образовании происходит переосмысление целей и задач непрерывного профессионального образования личности. На первый план выходит необходимость подготовки компетентного специалиста, способного к адекватной адаптации в условиях динамичного, постоянно меняющегося современного мира. Происходит переход от «знаниевой» к «компетентностной» образовательной модели высокого информационного уровня, что нашло отражение в «Концепции модернизации Российского образованиям 2010 года».
На первый план выходит развитие базовых компетенций, необходимых специалисту в любой области для" адекватной адаптации к условиям динамического, постоянно изменяющегося современного мира. Советом Европы были определены следующие ключевые компетенции:
1. Политические и социальные компетенции.
2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовности сосуществовать с людьми других культур, языков и религий.
3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным языком, имеющим столь большое значение в общественной жизни, что его трудно переоценить. Эти же компетенции включают и владение несколькими языками.
4. Компетенции, связанные с возникновением и развитием информационного общества. Владение новыми информационными и коммуникационными технологиями, знание их сущности и возможностей. к.
5. Компетенции, реализующие способности и желание учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни [15, 64, 98].
Разработка психолого-педагогических основ формирования компетентности учителя в рамках компетентностного подхода является актуальным направлением в современной теории и практике профессионального образования. Разработке проблемы применения компетентностного похода в профессиональной подготовке учителя посвящены исследования Н-В. Баграмовой, А. С. Белкина, В. А. Болотова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Р. П. Мильруд, JI.M. Митиной, В. В. Нестерова, В. В. Серикова, А. В. Хуторского и др.
Очевидно, что преподавание языков в современных условиях приобретает исключительно важное значение. Оно непосредственно направлено на формирование и коммуникативной, и информационной, и социокультурной компетенций, а также на подготовку к взаимодействию и пониманию различных проблем современного поликультурного мира.
Однако новые тенденции в системе преподавания в целом и в системе преподавания иностранных языков в частности не ограничиваются лишь новой трактовкой целей и обновлением содержания образования. Огромное значение играет процесс обучения и используемые в нем технологии. В условиях модернизации и интенсификации учебного процесса внимание многих отечественных и зарубежных исследователей обращается на применение дистанционных и информационных образовательных технологий.
Усиление степени автономии учащихся, в свою* очередь, предъявляет новые требования к организации и реализации, образовательных программ. Современный уровень развития высшей школы характеризуется глубокой информатизацией образовательного процесса. Информатизация образования является актуальным направлением развития современной высшей школы. В настоящее время информационно-технические средства активно внедряются в процесс обучения. В: основе этого' явления, лежит опора на, различные компьютерные и программно-педагогические средства поддержки учебного процесса.
Поэтому разработка научно-методических основ проектированиями использования дистанционных, а: также информационных и компьютерных технологий в образованиистудентов, как средства достижения задачу поставленных в нормативных и методических документах, посвященных развитию системы образования, является актуальной проблемой теории и методологии? профессионального образования.
В настоящее время" информационно-технические средстваактивно^ внедряются в процесс обучения: Информационныетехнологии хорошо зарекомендовали: себя* среди точных наукв последнее время они получили достаточно* широкое* распространение и среди предметов гуманитарного профиля-, где особенно часто' наблюдается? применение: информационных технологий в процессе, обучения иностранному языку.
Так, на эффективность применения дистанционных технологий в. учебном процессе указывалиА. А., АндреевА.А. Ахаян, Д-А. Богданова-. Д. А. Давыдов, ВШ Колмогоров-:В:€. ЛазаревВ-И! ОвсянниковD. Keegan. Методологическиеаспектыприменения дистанционных и информационных технологий1 в профессиональномобразовании исследовали В.Т. ВоловЕ. ИДмитриева, А.Ж. ЖафяровВШКашицин, E.G. Полат, И. В! Сергиенко. Над изучением основприменениям дистанционных и информационных образовательных технологий в практике: преподаванияв высшей школе: работали В. М. Тихомиров, С. А. Щепников, A.W. Bates, J. Rose. Проблемам. использованиядистанционных, и информационных образовательных технологийв преподавании иностранных языков посвящены, исследования Е. И. Дмитриевой, О. П. Крюковой, М. В. Моисеевой, E.G. Полат, О. И. Сафроненко.
В работах этих исследователей рассмотрены, аспекты наиболее эффективного использования возможностей дистанционных технологий в преподавании гуманитарных и специальных технических дисциплин. Большое количество работ посвящено вопросам дистанционного изучения иностранных языков, в частности с использованием современных информационных технологий.
Однако вопросы применения современных информационных и дистанционных образовательных технологий в изучении методики обучения иностранным языкам и формировании методической компетентности учителя иностранного языка изучены недостаточно.
В настоящее время наблюдается постоянное повышение уровня требований к языковой и педагогической подготовке учителей, для которых иностранный язык является дополнительной специальностью, в частности для студентов факультета информатики и вычислительной техники, обучающихся по специальности «Информатика» с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Внедрение в учебный процесс дистанционных технологий особенно актуально-для этих студентов, так как, с одной стороны, весьма ограниченный объем курса не позволяет сформировать необходимые методическиеумения будущих учителей иностранного языка в рамках традиционного подхода к обучению, а с другой стороны, особенность учителей иностранного языка с основной специальностью «информатика» состоит в том, что именно они более всего подготовлены не только к восприятию учебного материала, поданного с помощью дистанционных и современных информационных технологий, но и к их использованию в будущей педагогической деятельности.
Мы проанализировали такие способы интенсификации образовательного процесса, как использование информационно-технических средств обучения, электронных учебников и учебных пособий, разработанных с использованием информационных технологий, гипертекста, графической наглядности, аудио-визуальных средств, построение курса на базе интерактивных учебно-методических комплексов и сделали вывод, что именно применение дистанционных образовательных технологий позволит объединить, все эти способы и за счет этого повысить их общую эффективность, добиться: более:высоких результатов.
Таким образом, актуальность, исследования определяется существующими противоречиями между: сущностью компетентностного подхода и практикой его реализации в профессиональной подготовке студентов, современным уровнем требований? к методической" подготовке учителяиностранного языка, и отсутствием эффективных технологийее осуществления, необходимостью модернизации учебного процесса и< отсутствием необходимого учебно-методического обеспечения: в условиях применения дистанционных образовательных технологий.,.
Проблемаисследования состоит Визучении возможностейсредств и< условий реализации, педагогическоймодели применения дистанционных технологий-в процессе формированияшетодической компетентности учителя иностранного языка.
Целью" исследованияявляется выявление научно-методологических основ"формированияметодической, компетентности учителя иностранного языка и: экспериментальная проверка эффективности педагогической: модели-применения" - дистанционных технологий в. процессе изучения дисциплины «Теория-и методика обучения иностранным языкам».
Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка учителя иностранного языка в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования. — процесс формирования: методической компетентности^ учителя иностранного языка на основе применения дистанционных технологий:
Гипотеза исследования’предполагает, что формирование методической компетентности учителя иностранного языка с применением дистанционных технологий в образовательном процессе вуза будет эффективным, если методическая компетентность будущего учителя будет рассматриваться как субъективная потребность и будет соблюдаться следующая совокупность условий:
— сформирована готовность будущего учителя к реализации методической компетентности;
— создана и функционирует педагогическая модель применения дистанционных образовательных технологий, включающая в себя такие компоненты, как: цели, принципы, содержание образовательной технологии, условия ее реализации, а также критерии оценки эффективности модели;
— осуществляется интеграция дистанционных технологий и профессионального иноязычного образования в соответствии с психолого-педагогическими и методическими особенностями подготовки учителя иностранного языка;
— применение дистанционных образовательных технологий в курсе. «Теория и методика обучения иностранным языкам» происходит при поддержке программно-педагогического средства «Методика обучения английскому языку», построенного на базе информационных и1 коммуникационных технологий.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
— определить совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности учителя иностранного языка;
— уточнить сущность и содержание понятия методическая компетентность применительно к профессиональной подготовке учителя иностранного языка с основной специальностью «информатика»;
— разработать педагогическую модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности учителя иностранного языка;
— выявить и определить эффективность использования дистанционных образовательных технологий в курсе «Теория и методика обучения иностранным языкам»;
— разработать программно-педагогическое средство поддержки применения дистанционных технологий по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам».
Методологическую основу исследования составляют философские и педагогические положения о единстве теории* и практики, человеке как субъекте деятельности и отношений, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов. Основными методологическими-ориентирами исследования<�послужили: опора на компетентностный подход в> языковом ипедагогическом образовании^ (А.С. Белкин, В. А. Болотов, И. А. Зимняя,. Р. И. Мильруд, В. В. Нестеров, В. В: Сериков) — технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе, а также методы психолого-педагогического исследования- (В .Я. Виленский, В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А.И. Уман) — теориями методика, преподавания иностранных языков (А.А. Миролюбов, Е.И. ПассовИ.В. Петривняя, E. G Полат, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, D. Nunan, Ur. Penny) — педагогическое моделирование образовательного процесса (А.Н. Дахин, О. М. Полещук, И.В. Сергиенко).
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения и стратегии развития педагогики профессионального образования^ (Л.П. АристоваС.И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, А. А. Вербицкий, Б.С. ГершунскийА. Д: Гонеев, А. В. Коржуев, Н. М. Мочалова, А. Г. Пашков, И. П. Подласый, В. А. Попков, В. А. Сластенин, А. Н. Ходу сов, Д.В. Чернилевский) — работы, посвященные формированию компетентности педагогических кадров (И.В. Ильина, И. М. Подушкина, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин, Т.И. Шамова) — исследования в области психологии образования (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев) — положения теории обучения иностранным языкам в системе профессионального образования (И.Л. Бим, Н. Д1 Гальскова, Н. И. Гез, Е. Н. Соловова, Е.И. Пассов).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс исследовательских методов и методик: теоретические (анализ проведенных исследований, посвященных вопросам дистанционного образования, государственных нормативных и методических документов, специальной литературы по вопросам высшего и профессионального образования) — диагностические (педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование) — опытно-экспериментальная работаматематические методы обработки эмпирических материалов.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступал Курский государственный университет. В. исследовании участвовали студенты 4 и 5 курсов факультета информатики и вычислительной техники, обучающиеся по специальности «Информатика с дополнительной специальностьюиностранный (английский) язык».
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в, несколько этапов.
2005 — 2006 г. г. — этап теоретического и экспериментального исследования проблемы применения дистанционных образовательных технологий в подготовке преподавателей иностранного языка.
2006 — 2007 г. г. — этап экспериментальной проверки разработанных теоретических положений и технологии, внедрение полученных результатов в практику.'.
2007 — 2008 г. г. — завершение работы, обобщение и оформление дис-сертационногоисследования.
Научная новизна исследования:
— уточнены сущность, содержание и педагогические возможности дистанционных образовательных технологий, в изучении дисциплины.
Теория и методика обучения иностранным языкам" для студентов с основной специальностью «информатика»;
— уточнено понятие методическая компетентность применительно к профессиональной подготовке учителя иностранного языка с основной специальностью «информатика»;
— разработана педагогическая модель реализации дистанционных образовательных технологий в вузе на примере дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»;
— выявлены технологии формирования методической компетентности учителя иностранного языка, а. также экспериментально проверена их эф фективность;
— разработано и* внедрено в практику преподавания программно-педагогическое средство поддержки применения дистанционных технологий в курсе «Теория и методика обучения иностранным языкам».
Теоретическая значимость исследованиязаключается, в уточнении основных теоретико-методологических положений, обеспечивающих эффективность применения дистанционных технологий в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе. Конкретизированы дидактические и технологические основы и условия реализации учебного процесса с использованием дистанционных и современных информационных образовательных технологий в подготовке учителя иностранного языка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что прошедшая опытно-экспериментальную проверку педагогическая1 модель применения дистанционных технологий, а также разработанное в ходе исследования программно-педагогическое средство* поддержки «Методика обучения английскому языку», могут использоваться в вузе при разработке и модернизации учебных курсов по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам».
Достоверность и обоснованность результатов исследования-обеспечивались использованием таких методов исследования как: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа, анализ результатов учебно-познавательной деятельности студентов, адекватных предмету, цели, и задачам исследования, логике изучаемой дисциплины. Теоретические положения методологически обоснованы и основаны на базисных позициях информатизации профессионального образования, полученных в результате эксперимента данных, использовании математического аппарата для оценки результатов исследования, а также апробации результатов исследования в практике преподавания.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Дистанционные образовательные технологии позволяют реализовать целенаправленное и методически организованное руководство учебной и познавательной-деятельностью обучающихся. Они основываются на использовании широкого спектра традиционных, а. также информационных и коммуникационных форм, методов, средств обучения и включают в себя такие элементы, как: цели, принципы построения, содержание, методы и средства, организационные формы. Дистанционные технологии, положенные в основу профессиональной подготовки учителя-иностранного языкас основной специальностью «информатика», позволяют сформировать его профессиональную методическую компетентность, личностные качества, а также развить творческие способности.
2. Методическаякомпетентность учителя иностранного языка с основной специальностью «информатика» представляет собой совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям. Методическая компетентность формируется в процессе профессиональной подготовки учителя и, как результат, формирует его ценностные ориентиры, а также готовность к творческой самореализации в педагогической деятельности. Методическая компетентность предполагает способность к методической рефлексии, умение критически оценивать и переосмысливать качества собственной обучающей деятельности, анализировать используемые приемы и упражнения с точки зрения их эффективности.
3. Педагогическая модель применения дистанционных технологий при изучении дисциплины «Теорияи методика обучения иностранным языкам» представляет собой совокупность функционально связанных элементови включает в себя цель, принципы, содержание, технологии, условия внедрения модели, а> также критерии сформированности профессиональной методическойкомпетентности.
4. Построение курса на базе кейсовой' дистанционной образовательной технологии при поддержке метода проектов обладает значительным потенциалом в формировании методической компетентности учителя иностранного языка, оцененной по таким критериям, как: методические знания и умения, речевое поведение, профессионально-личностные характеристики, способность к методической рефлексии.
5. Применение дистанционных технологий в процессе профессиональной подготовки учителяиностранного языка должно обеспечиваться применением программно-педагогического средства поддержки, реализованного на базе информационных и коммуникационных технологий. Программно-педагогическое средство поддержки может быть использовано в вузе как основное и дополнительное средство при разработке и модернизации учебных курсов по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам». Его содержательная целостность, структурная вариативность, проработка методической части позволяют обеспечить формирование методической компетентности, а также повысить качество подготовки учителя иностранного языка.
Экспериментальная проверка и внедрение результатов исследования в практику в ходе эксперимента осуществлялись на базе кафедры методики преподавания иностранных языков и факультета Информатики и вычислительной техники Курского государственного университета. Результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания иностранных языков, кафедры педагогики в период с 2005 по 2007 годы, на Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (Москва НТТМ-2005), на Межвузовской студенческой научной конференции «Актуальные проблемы современного иноязычного образования» (Курск-2005), Всероссийской научно-практической. конференции «Профессиональная подготовка специалиста: проблемы, перспективы, тенденции» (Курск-2006), Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье 2006)», Международной научной конференции «Педагогика, и психология как ресурс развития современного общества» (Рязань-2007), Всероссийской, научно-практической конференции1 «Философия'отечественного образования: история и современность» (Пенза-2008), Международной научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в, вузе и школе» (Пенза-2008). Основные материалы исследования изложены в семи публикациях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Курского государственного университета.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введениядвух глав, заключения, библиографии и приложений.
В современной педагогике высшей школы происходит постепенная замена традиционной системы образования, основанной на пассивном усвоении знаний и воспитании «человека знающего», на новую, в основу которой положен принцип формирования «человека мыслящего», способного к творчеству, самосовершенствованию. Образовательная деятельность в вузах России в последние десятилетия характеризуется ускоренным развитием и широким внедрением электронных технологий обучения, включающих использование сети Интернет, учебно методических мультимедиа-материалов, удаленных лабораторных практикумов и других электронных ресурсов учебного назначения. Вузы, на уровне государственных нормативно-правовых документов, получили возможность строить свою деятельность по организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В современном обществе развиваются процессы информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня и темпов информационного и технологического развития зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Во всех развитых и во многих развивающихся странах идет процесс интенсивной информатизации сферы образования. Разрабатываются пути повышения эффективности образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии становятся основой для применения новых педагогических и информационных технологий. В этой связи актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения применительно к новым образовательным условиям. Усилия многих теоретиков и практиков образования сегодня сосредоточены в области информационных образовательных технологий и связанных с этим различных видов организации дистанционной деятельности. Развитие дистанционных образовательных технологий, в частности, способно послужить движущей силой не только реформы профессионального образования, но и переходу от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на активной и конструктивной совместной деятельности. В современных условиях совершенствование методики обучения иностранным языкам в высшей школе невозможно без внедрения в процесс обучения дистанционных и новых информационных технологий, кроме того, улучшать качество обучения можно только в том случае, если используются современные достижения в области психологии, дидактики, методики преподавания, учитывается накопленный опыт обучения. Методическая компетентность является одной из основных для учителя иностранного языка. Именно поэтому на формирование методической компетентности будущего учителя в первую очередь направлено совершенствование курса теории и методики обучения иностранным языкам. В представленном исследовании была поставлена цель: выявить научно-методологические основы формирования методической компетентности учителя иностранного языка и экспериментально проверить эффективность педагогической модели применения дистанционных технологий в процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам». Рассмотренные в работе научно-педагогические основы использования возможностей дистанционных образовательных технологий в профессиональной подготовке учителя иностранного языка позволили разработать педагогическую модель их применения в процессе формирования методической компетентности учителя иностранного языка. Данная модель включает в себя цель, принципы, содержание, технологии, условия внедрения модели, а также критерии сформированности профессиональной методической компетентности. В исследовании были определены педагогические условия эффективного использования дистанционных образовательных технологий в курсе теории и методики обучения иностранным языкам. Среди них реализация^ принципов применения дистанционных технологий, использование кейсовой образовательной технологии при поддержке метода проектов, интенсификация и повышение мотивации к обучению за счет использования! информационных и коммуникационных технологий, реализация? проблемного подхода за счет работы над профессионально ориентированными проектами. В. ходе педагогического эксперимента разработанная, педагогическая модель была внедрена в учебный процесс. Перед экспериментом ставилась задача определения эффективности организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и формирования методической компетентности студентов^ Проведенный педагогический эксперимент показал положительное влияние на качество обучения педагогических возможностей дистанционных образовательных технологий и доказал успешность предложенной педагогической модели. Эффективность реализации предложенной модели выразилась в достаточно высоком уровне сформированности методической компетентности студентов, в частности таких критериев как методические знания и умения, речевое поведение, профессионально-личностные характеристики, способность к методической рефлексии. В диссертационном исследовании продемонстрировано, что с использованием дистанционных образовательных технологий процесс обучения становится более динамичным, информационно емким и распределенным. Дистанционные образовательные технологии, таким образом, в силу перечисленных выше обстоятельств, оптимизируют учебный процесс настолько, что в их условиях учебная деятельность становится более плодотворной и эффективной. В результате проведенного исследования удалось разрешить все поставленные задачи, а также подтвердить исходную гипотезу. В ходе исследования были сделаны следующие выводы: • разработка педагогических основ формирования компетентности учителя иностранного языка в рамках компетентностного подхода, является актуальным направлением в современной педагогической практике. В условиях реализации компетентностного подхода в вузе дистанционные технологии позволяют более эффективно формировать методическую компетентность будущего учителя иностранного языка- • дистанционные технологии, положенные в основу формирования методической компетентности учителя иностранного языка с основной специальностью «информатика» особенно эффективны, т.к. именно данная категория будущих специалистов более всего подготовлена не только к восприятию учебного материала, поданного с помощью дистанционных и современных информационных технологий, но и к их использованию в будущей педагогической деятельности- • разработанная нами педагогическая модель применения дистанционных технологий, включающая в себя цель, принципы, содержание, технологии, условия внедрения модели, а также критерии сформированности профессиональной методической компетентности, позволяет на качественно более высоком уровне сформировать профессиональную методическую компетентность учителя иностранного языка, а также личностные качества, которые обеспечивают понимание важности профессиональной деятельности и способность к творческому решению профессиональных задач- • применение кейсовой дистанционной образовательной технологии при поддержке метода проектов в ходе реализации разработанной нами педагогической модели показало значительную эффективность в формировании методической компетентности учителя иностранного языка, т.к. позволяет будущему учителю не только приобрести методические знания, операционно-методические умения, но и способность к их творческому воплощению в последующей педагогической работе- • применение дистанционных образовательных технологий в ходе формирования методической компетентности учителя иностранного языка должно обеспечиваться программно-педагогическим средством поддержки «Методика обучения английскому языку», которое позволяет интенсифицировать учебный процесс за счет возможностей современных информационных и коммуникационных технологий, а также может быть использовано в вузе как самостоятельное средство при разработке и модернизации учебных курсов по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам». Выполненное исследование, отвечая на запросы практики преподавания в вузе, на наш взгляд, вносит определенный вклад в практику применения дистанционных технологий, а также открывает перспективы дальнейшего развития обоснованного в нем теоретико-методологического направления, состоящего в создании целостной системы дистанционных образовательных курсов, в широком внедрении дистанционных образовательных технологий и рекомендаций по их проектированию и использованию в учебном процессе в практику высшего профессионального образования.
Список литературы
- Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию (на примере иноязычной профессиональной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогических вузов) Автореф. дис. док. пед. наук Санкт-Петербург 2007.
- Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. Монография М.5 1999.
- Апачев Е.С., Булатов И. А., Кулемина Е. Н. Выбор оптимального информации студентам основы создания заочной и метода передачи учебно-методической формы обучения. Фундаментальные наукоемких высокотехнологических приборов тез. докл. науч.-тех, конф. 20−22 мая 1997 г. М 1997. 4. 1968.
- Архангельский С И Лекции по теории обучения в высшей школе. Аристова Л. П. Активность учения школьников М.: Педагогика, М «Высшая школа», 1974.
- Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: «ЕАИ-пресс», 2001.
- Ахаян А.А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования: дис… д-ра пед. наук. СПб., 2001.
- Бабинская П.К., Леонтьева Т. П., Андреасян И. М., Будько А. Ф., Чепик И. В. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский, учеб. пособие Изд. 2-е, стер. Мн.: Тетрасистемс, 2003.
- Бажин И.И. Структурные особенности дистанционного обучения научно-практической конференции и бизнесе. Материалы VII Международной «Информационные технологии в экономике, менеджменте Проблемы науки, практики и образования» Киев, 2002.
- Белозерцев Е.П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. Педагогика профессионального образования, учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенина. М Издательский центр «Академия», 2004. 11. 2002. 12. Бим И. Л. Личностно ориентированный подход основная Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., стратегия обновления школы ИЯШ. 2002. № 2.
- Богданова Д.А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России Информатика и образование 1996, № 4−5.
- Богомолов А., Долгоруков A.M., Щенников А. Дистанционное обучение выпуск 2(3), 1997.
- Болотов В. А. в бизнес-образовании Бизнес-образование, Компетентностная модель: от идеи образовательной программе В. А. Болотов, В. В. Сериков Педагогика. 2003.-№ 10.
- Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие. М.: Домодедово, 2000.
- Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования. Педагогическая информатика, 2000, № 2.
- Васильев В.И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Философия адаптивного тестирования. М.: МГЛУ, 2002.
- Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в ВУЗе Вопросы психологии 1987, 5.
- Вербицкий А.А. Проблемы гуманитаризации и гуманизации педагогического образования Человек как феномен педагогики матер, междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти педагога О. А. Казанского (ЛГПУ, 4−5 октября 2006 г.): В 2 т. Т.
- Липецк: РИД ЛГПУ, 2006.
- Виленский В.Я., Образцов П. И., Уман в А.И. Технологии школе. профессионально-ориентированного обучения высшей Педагогическое общество России, 2005.
- Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ ОТО, 1999.
- Волкова Л.А. Как нужно писать учебники для Вузов? Университетская книга, 1998, 4.
- Волов В.Т. Методология исследования педагогических инноваций С Щ РАН, 2004.
- Волов В.Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: дис. д-ра пед. наук. Казань, 2000.
- Волов В.Т., Волова Н. Ю., Четырова Л. Б. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы Самара: Рос. Академия наук, Самарский научный центр, 2000.
- Волова Н.Ю. Педагогические основы дистанционного обучения: дис. канд. пед. наук. Самара, 2000.
- Воронина Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. Т. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты М.: Изд-во «Информатика», 1995. 30. «Восток-Запад». Конференция (6−9 апреля по новым информационным докладов технологиям в образовании 1992 г.) Тезисы конференции М., 1992.
- Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании Информатика и образование. 2000, № 1.
- Гайдук М.А. Теоретические и методические основы организации профессионального образования в системе дистанционного обучения, дис. канд. пед. наук Москва, 2006.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Кн. дом «Ун-т»: Высш. шк., 2002.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Гаркуша В.З., Богомолов О. А. Теория и практика организации обучения на примере использования комплекта и дистанционного программных средств семейства «Прометей» Телекоммуникации информатизация образования. 2001. 3(4).
- Гарькин В.П., Столярова И. Е. Динамика учебно-познавательной активности студентов. М.: Социологические исследования, 2000, 12. 37.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. Ml: ИТП и МИОРАО, 1993.
- Годин В.В. Компьютерные технологии в бизнес-образовании Бизнес-образование. 1997, выпуск 2(3).
- Гончарова З.Г. Педагогические условия" использования дистанционного обучения в преподавании* математических дисциплин в высшей школе, дис. канд. пед. наук Курск, 2004.
- ГромыкоЮ.В. Деятельностный подход: новые линии исследований. М.: Вопросы философии, 2001, № 2.
- Давыдов Д.А., Шарафиев, Р.Г. Дистанционное образование и обучение Уфа: Изд-во «Демиург», 2005. 43.
- Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. М., 2
- Дистанционное обучение: Учебное пособие под ред. Полат Е. С. -М.": Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Дмитриев В.Г. Новые информационные технологии в педагогическом процессе Инновационные технологии 2005, 1.
- Дмитриева Е.И. Основная методическая языкам через проблема дистанционного обучения иностранным компьютерные телекоммуникационные сети Internet Иностр. яз. в шк. 1998, № 1.
- Домрачев В.Т. Дистанционное обучение: возможности и перспективы Высшее образование в России 1994, 3.
- Ефимова Ю.А. Педагогические условия реализации проблемно- деятельностного подхода к профессиональному иноязычному образованию (на материале подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям в вузе) автореф. дис. канд. пед. наук Курск 2007.
- Жафяров А.Ж. Дистантная система образования (Концепция и опыт ее реализации в педвузах и школах) Новосиб. гос. пед. ун-т, НИИ Приклад, дидактики СО РАО при НГПУ, Ассоц. образоват. учреждений Сибири Новосибирск: Издательство Новосиб. гос., пед. ун-та, 1995.
- Зайцева Ж.Н., Рубин Ю. Б., Титареа Л. Г. и др. Интернет- образование: не миф, а реальность XXI века Под ред. Тихомирова В. П. М: Изд-во МЭСИ, 2000.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н.О.* Профориентология: Теория и практика учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006. 53.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2
- Капцов А.В. Интеллектуальное развитие студентов в вузе Прикладная психология. 2002, № 3. 55. всеобщего Карпенко М. П. Концепция Национальной программы развития и непрерывного образования на основе информационно- коммуникативных технологий «Инновации в образовании» 2005, №-1.
- Карпенко М.П. Эффективные дистанционные образовательные технологии. //Инновации в образовании № 3. М.: СГИ, 2001.
- Карпенко М.П. Единое образовательное пространство: проблемы организации и технологии «Вузовские вести» 1998, 8.
- КинелевВ. Дистанционное образование образование XXI в. Энергия: экономика, техника, экология. 1999, № 12.
- Коджаспирова F.M., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ“», «Cambridge University Press», 2001.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.
- Колмогоров В.П., Малитиков Е. М., Карпенко МЛ, Теоретические и практические аспекты развития дистанционного образования в Российской Федерации Образование 2000, № 3.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Инновации в образовании 2002, № 3.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации Бюллетень «Проблемы высшей школы» 1998 3 4.
- Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004.
- Коржуев А.В., Попков В. А. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
- Краснова Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: РИД МГИУ, 2002.
- Крухмалева О. В. Смоленцева А.Ю. Новые образовательные учреждения в России. М.: Педагогика, 2000.
- Крюкова О.П., Лаврененко Л. Я., Ролицина Е. Ю. Новые информационные технологии в преподавании иностранных языков М., Экзамен, 2004.
- Куделин В.Н. Мониторинг профессионально-личностного развития студентов. М.: Специалист, 2002. 11.
- Кузяева С Р Дистанционное профессиональное образование специалистов гуманитарного профиля в России, автореф. дис. канд. пед, наук Москва, 2001.
- Куклин В.Ж., Паводов В. Г. О сравнении педагогических технологий Высшее образование в России 1994, 1.
- Кулемина Е.Н. Дистанционное обучение и его социальные аспекты Человек в системе социальных отношений М.: Фонд Новое тысячелетие, 1997.
- Крупченко как А. К. Становление профессиональной проблема в лингводидактики теоретико-методологическая профессиональном образовании, автореф дис. док. пед. наук Москва 2007.
- Кураков Л. Формирование личности важнейшая задача высшей школы. Развитие личности. М.: Высшее образование, 2002. 8.
- Лаврентьев В.Н., Пак Н.И. Электронный учебник Информатика и образование. 2000, № 9.
- Лазарев B.C., Овсянников В. И. Концепция дистанционного образования Новые знания 1997, 2.
- Лазарев B.C., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия Педагогика. 2004, № 4.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Леоновец O.K. Работа с абитуриентами при подготовке к поступлению в вуз с дистанционным обучением. Инновации в образовании, 2002. № 3. 82. 2001.
- Леыанн Г. Способные студенты и работа с ними Современная Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: «Смысл», высшая школа- 1989, № 4.
- Ломакина Т.Ю. диверсификации непрерывного профессионального образования. М.: Педагогика, 2002. № 1.
- Малитиков Е.М., Карпенко М. П. Колмогоров В.П. Телекоммуникации и информатизация образования. 2004 № 3 (4).
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка Р.П. Мильруд Иностранные языки в школе. 2004. 7.
- Миролюбов. А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.
- Мочалова Н.М. Педагогически эффективная система: состав, структура и принципы конструирования Казань: Изд-во КГПУ, 1996
- Мочалова Н.М. Введение
- Нестеров В.В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург, 2003.
- Новиков С П Применение новых информационных технологий в образовательном процессе Педагогика. 2003, № 9.
- Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М.: Издательство «Астрель», 2004.
- Носкова Т.Н. «Педагогические проблемы дистанционного обучения в системе открытого образования России», Март 2001, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена, электронный ресурс, http://www.emissia.spb.su/offline/a821.htm
- Нохрина Н. Система тестового контроля Высшее образование в России. 2002, № 2.
- Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы Педагогика. 2003, № 5.
- Обучение говорению на иностранном языке: учеб. пособие Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Инерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 11).
- Обучение общению на иностранном языке: учеб. пособие Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Инерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 15).
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Страсбург: Комитет по языковой политике. М.: МГЛУ, 2003.
- Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение
- Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества Педагогика. 2002, № 10.
- Орлов П.И., Луганский A.M. Проект создания и использования региональной научно-образовательной супермагистрали. Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 3(4). 1021 Отипова А. Педагогическая оценка знаний в России: историческая ретроспектива и современное состояние, автореф. канд. пед. наук. Москва, 2002.
- Павлов А.П. Новые информационные технологии в высшем образовании США* и России Информационные технологии и образование М., 1996.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. М н Лексис, 2003.
- Пассов Е.И. Методика обучения иностранным языкам Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
- Пассов Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. и др. Мастерство и личность учителя. М.: Флинта: Наука, 2001.
- Пассов Е.И. Методология методики. Избранное. J Л НУ, 2002.
- Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного, образования Е.И. Пассов. М.: «Просвещение», 2000.
- Подчалимова Г. Н., Шамова Т. И., Худин А. Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода, учеб.-метод., пособие., Педагогика Педагогический поиск, 2006. ПО. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- Полат Е.С. Теория и практика дистанционного образования. М.: «Академия», 2004 г.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационный и школьного возраста. М.: Центр педагогический аспекты Информатика и образование 1996, 3.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. Центр «Академия», 1999:
- Полещук 0: М. Некоторые подходы к моделированию системы управления образовательным процессом. Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. 3 (10).
- Полетаев А.В., Савельева И. М. Спрос и предложение услуг в сфересреднего и высшего образования в России. IVL, 2001.
- Полищук Е.И. Психология самоопределения и* выбор специальности. М.: Специалист, 2002. 8.
- Поляков А.А. Системы дистанционного образования (Рос, Федерация) Новые знания 1996, 3.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989.
- Рабочая1 программа дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам», Бужинский В. В. Курский государственный университет, 2006.
- Роберт И.В. Перспективные направления исследований в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании Среднее профессиональное образование. 1998, № 3.
- Рындак В.Х. Педагогика: Учебное пособие Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2004.
- Рязанцева Т.И. Некоторые проблемы понимания гипертекста. Современные лингвистические исследования. М Экзамен, 2004.
- Сафроненко О.И. Об эффективности использования информационных технологий в обучении иностранным новых языкам. Современные лингвистические исследования. М.: Экзамен, 2004.
- Сергиенко И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий, дис. д-ра пед. наук Ижевск, 2005.
- Сергиенко И.В., Павлова А. Повышение эффективности подготовки специалистов на базе дистанционного обучения «Экономика образования» М.: изд-во РАНОУ, 2001. 3(4).
- Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс лекций Волгоград: Учитель, 1965.
- Сластёнин В.А. О проектировании, содержания высшего пед. обр-я Преподаватель. 1999, № 5.
- Сластёнин В.А. Профессиональное саморазвитие. М., 2000.
- Сластёнин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
- Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стереотип.- М.: «Академия», 2004.
- Солдатким В.И. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие М.: Высшая школа, 2003.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение. 2005.
- Соловова Е.Н. Практику к базовому курсу методики обучения- иностранным языкам. М.: Просвещение, 2004.
- Сурков B.C. Проблемы использования классических: и инновационных технологий в современном образовательном процессе Современные технологии- образования и обучения- в высшей школе. Mi: МГСУ «Союз», 2001.
- Титарев Л.Г. Создание, фундаментальных основ построения и функционирования? Информатика, 2003. 136: Тихомиров В. М. Дистанционное образование: история, информационной- образовательной среды М.: экономика, тенденции Материалы: 3-й Всероссийской конференции по дистанционному образованию М., 8−9 апреля 1997.
- Тихомиров В .М Современное: состояние ш актуальные: проблемы? дистанционного- образования, Тезисы- докладов Пятой Международной конференции по дистанционному образованию-М, 1998 138- Трайневг В: А., Трайнев И: В Информационные коммуникационные педагогические технологии:. Учебное пособие. М-: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 139: Уман А. И, Давыдов В. П., Образцов? П: И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. М.: Логос, 2006:
- Философский энциклопедический словарь Редколл. С. Аверинцев и др. М, 1989D
- Хубаев Т. О. Дистанционное экономическое образование Высшее образование в России 1997, 3
- Хуторский А. В:. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.
- Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению М ИОСО PAOj 2000.
- Цикин И.А. Северо-Западная региональная подсистема Единой системы дистанционного образования в России. Развитие образования и
- Чернилевскгаг Д: В- Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ, 2002.
- Шамова Т. И, Подчалимова F. H-, Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учебное пособие для дополнительного профессиональног-педагогического образования: М: Педагогическое общество Россищ 20.08.
- Шарвин В.В. Применение сетевых учебно-методических комплексов в: условиях профессиональной подготовки специалистов в вузедис канд. пед. наук Ставрополь, 2004- 148- Щепников А. Развитие системы открытого дистанционного: профессионального образовании, автореф. дис. докт. пед. наук Москва, 2003.
- Щетшков А. Особенности учебных открытого дистанционного: образования материалов в- системе «Управление взрослых персоналом» 2002, № 9 (74):
- Щукин А.Н. Обучение иностранным:языкам: Теория- и практика, учеб. пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и д о п М-: Филоматис, 2006. 1511 Этап формирования лексических навыков говорения, учеб.-метод. пособие /Автор-составитель: доц., канд. пед1 наук Медведева Л. С Липецк: ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2005.
- Этап формирования грамматических навыков говорения, учеб-метод., пособие Автор-составитель: доц., канд. пед. наук, Медведева Л-С. Липецк: ГОУ ВПО «ЛРПУ», 2005.
- Этап совершенствования речевых навыков говорения, учеб-- метод. пособие Автор-составитель: доц., канд. пед. наук Медведева ЛС. Липецк: ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2005.
- Этап обучения монологическому высказыванию и диалогической форме общения, учеб.-метод. пособие Автор-составитель: доц., канд. пед. наук Медведева Л. С. Липецк: ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2005.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе-М.: Сентябрь, 1996.
- Bates A.W. Technology- Open Learning and Distance Education Routledge: London, 1995.
- Cybernetics. Technological barriers and education Rose J. Kybernetes. 1 9 9 1 2 0 № 7.
- David Nunan. Second Language Teaching Learning. Heinle Heinle Publishers. Boston, 2000.
- Diana L. Fried-Booth Project Work: Resource books for teachers. 2-nd edition. Oxford University Press, 2005.
- Jones Ph. W. Globalisation and internationalism: democratic prospects for world education Comparative education, 1998. V. 34, 2.
- Infotech: English for computer users Teachers book, Students book by Santiago Remacha Esteras. Cambridge University Press, 2002.
- Keegan D, Foundations of distance education. L. N.Y., 1996.
- Krasner S. Globalization and sovereignty State and sovereignty in the global economy. L. N.Y., 1999.
- Penny Ur. A course in Language teaching. CUP 2002.
- Phillip С Slechty. Schools for the XXIst Century. San Francisco, 1990.