Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя: на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время наблюдается постоянное повышение уровня требований к языковой и педагогической подготовке учителей, для которых иностранный язык является дополнительной специальностью, в частности для студентов факультета информатики и вычислительной техники, обучающихся по специальности «Информатика» с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Внедрение в учебный процесс дистанционных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Научно-теоретические основы применения дистанционных технологий в процессе профессионального педагогического образования
    • 1. 1. ' Педагогические возможности применения дистанционных образовательных технологий в современных условиях
    • 1. 2. Подходы к формированию методической компетентности учителя иностранного языка с применением дистанционных образовательных технологий
    • 1. 3. Дидактические основы применения дистанционных технологий в профессиональном педагогическом образовании
  • Выводы по Главе 1
  • ГЛАВА II. Разработка и реализация педагогической модели применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном педагогическом образовании

Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя: на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в современном отечественном профессиональном образовании происходит переосмысление целей и задач непрерывного профессионального образования личности. На первый план выходит необходимость подготовки компетентного специалиста, способного к адекватной адаптации в условиях динамичного, постоянно меняющегося современного мира. Происходит переход от «знаниевой» к «компетентностной» образовательной модели высокого информационного уровня, что нашло отражение в «Концепции модернизации Российского образованиям 2010 года».

На первый план выходит развитие базовых компетенций, необходимых специалисту в любой области для" адекватной адаптации к условиям динамического, постоянно изменяющегося современного мира. Советом Европы были определены следующие ключевые компетенции:

1. Политические и социальные компетенции.

2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовности сосуществовать с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным языком, имеющим столь большое значение в общественной жизни, что его трудно переоценить. Эти же компетенции включают и владение несколькими языками.

4. Компетенции, связанные с возникновением и развитием информационного общества. Владение новыми информационными и коммуникационными технологиями, знание их сущности и возможностей. к.

5. Компетенции, реализующие способности и желание учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни [15, 64, 98].

Разработка психолого-педагогических основ формирования компетентности учителя в рамках компетентностного подхода является актуальным направлением в современной теории и практике профессионального образования. Разработке проблемы применения компетентностного похода в профессиональной подготовке учителя посвящены исследования Н-В. Баграмовой, А. С. Белкина, В. А. Болотова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Р. П. Мильруд, JI.M. Митиной, В. В. Нестерова, В. В. Серикова, А. В. Хуторского и др.

Очевидно, что преподавание языков в современных условиях приобретает исключительно важное значение. Оно непосредственно направлено на формирование и коммуникативной, и информационной, и социокультурной компетенций, а также на подготовку к взаимодействию и пониманию различных проблем современного поликультурного мира.

Однако новые тенденции в системе преподавания в целом и в системе преподавания иностранных языков в частности не ограничиваются лишь новой трактовкой целей и обновлением содержания образования. Огромное значение играет процесс обучения и используемые в нем технологии. В условиях модернизации и интенсификации учебного процесса внимание многих отечественных и зарубежных исследователей обращается на применение дистанционных и информационных образовательных технологий.

Усиление степени автономии учащихся, в свою* очередь, предъявляет новые требования к организации и реализации, образовательных программ. Современный уровень развития высшей школы характеризуется глубокой информатизацией образовательного процесса. Информатизация образования является актуальным направлением развития современной высшей школы. В настоящее время информационно-технические средства активно внедряются в процесс обучения. В: основе этого' явления, лежит опора на, различные компьютерные и программно-педагогические средства поддержки учебного процесса.

Поэтому разработка научно-методических основ проектированиями использования дистанционных, а: также информационных и компьютерных технологий в образованиистудентов, как средства достижения задачу поставленных в нормативных и методических документах, посвященных развитию системы образования, является актуальной проблемой теории и методологии? профессионального образования.

В настоящее время" информационно-технические средстваактивно^ внедряются в процесс обучения: Информационныетехнологии хорошо зарекомендовали: себя* среди точных наукв последнее время они получили достаточно* широкое* распространение и среди предметов гуманитарного профиля-, где особенно часто' наблюдается? применение: информационных технологий в процессе, обучения иностранному языку.

Так, на эффективность применения дистанционных технологий в. учебном процессе указывалиА. А., АндреевА.А. Ахаян, Д-А. Богданова-. Д. А. Давыдов, ВШ Колмогоров-:В:€. ЛазаревВ-И! ОвсянниковD. Keegan. Методологическиеаспектыприменения дистанционных и информационных технологий1 в профессиональномобразовании исследовали В.Т. ВоловЕ. ИДмитриева, А.Ж. ЖафяровВШКашицин, E.G. Полат, И. В! Сергиенко. Над изучением основприменениям дистанционных и информационных образовательных технологий в практике: преподаванияв высшей школе: работали В. М. Тихомиров, С. А. Щепников, A.W. Bates, J. Rose. Проблемам. использованиядистанционных, и информационных образовательных технологийв преподавании иностранных языков посвящены, исследования Е. И. Дмитриевой, О. П. Крюковой, М. В. Моисеевой, E.G. Полат, О. И. Сафроненко.

В работах этих исследователей рассмотрены, аспекты наиболее эффективного использования возможностей дистанционных технологий в преподавании гуманитарных и специальных технических дисциплин. Большое количество работ посвящено вопросам дистанционного изучения иностранных языков, в частности с использованием современных информационных технологий.

Однако вопросы применения современных информационных и дистанционных образовательных технологий в изучении методики обучения иностранным языкам и формировании методической компетентности учителя иностранного языка изучены недостаточно.

В настоящее время наблюдается постоянное повышение уровня требований к языковой и педагогической подготовке учителей, для которых иностранный язык является дополнительной специальностью, в частности для студентов факультета информатики и вычислительной техники, обучающихся по специальности «Информатика» с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Внедрение в учебный процесс дистанционных технологий особенно актуально-для этих студентов, так как, с одной стороны, весьма ограниченный объем курса не позволяет сформировать необходимые методическиеумения будущих учителей иностранного языка в рамках традиционного подхода к обучению, а с другой стороны, особенность учителей иностранного языка с основной специальностью «информатика» состоит в том, что именно они более всего подготовлены не только к восприятию учебного материала, поданного с помощью дистанционных и современных информационных технологий, но и к их использованию в будущей педагогической деятельности.

Мы проанализировали такие способы интенсификации образовательного процесса, как использование информационно-технических средств обучения, электронных учебников и учебных пособий, разработанных с использованием информационных технологий, гипертекста, графической наглядности, аудио-визуальных средств, построение курса на базе интерактивных учебно-методических комплексов и сделали вывод, что именно применение дистанционных образовательных технологий позволит объединить, все эти способы и за счет этого повысить их общую эффективность, добиться: более:высоких результатов.

Таким образом, актуальность, исследования определяется существующими противоречиями между: сущностью компетентностного подхода и практикой его реализации в профессиональной подготовке студентов, современным уровнем требований? к методической" подготовке учителяиностранного языка, и отсутствием эффективных технологийее осуществления, необходимостью модернизации учебного процесса и< отсутствием необходимого учебно-методического обеспечения: в условиях применения дистанционных образовательных технологий.,.

Проблемаисследования состоит Визучении возможностейсредств и< условий реализации, педагогическоймодели применения дистанционных технологий-в процессе формированияшетодической компетентности учителя иностранного языка.

Целью" исследованияявляется выявление научно-методологических основ"формированияметодической, компетентности учителя иностранного языка и: экспериментальная проверка эффективности педагогической: модели-применения" - дистанционных технологий в. процессе изучения дисциплины «Теория-и методика обучения иностранным языкам».

Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка учителя иностранного языка в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования. — процесс формирования: методической компетентности^ учителя иностранного языка на основе применения дистанционных технологий:

Гипотеза исследования’предполагает, что формирование методической компетентности учителя иностранного языка с применением дистанционных технологий в образовательном процессе вуза будет эффективным, если методическая компетентность будущего учителя будет рассматриваться как субъективная потребность и будет соблюдаться следующая совокупность условий:

— сформирована готовность будущего учителя к реализации методической компетентности;

— создана и функционирует педагогическая модель применения дистанционных образовательных технологий, включающая в себя такие компоненты, как: цели, принципы, содержание образовательной технологии, условия ее реализации, а также критерии оценки эффективности модели;

— осуществляется интеграция дистанционных технологий и профессионального иноязычного образования в соответствии с психолого-педагогическими и методическими особенностями подготовки учителя иностранного языка;

— применение дистанционных образовательных технологий в курсе. «Теория и методика обучения иностранным языкам» происходит при поддержке программно-педагогического средства «Методика обучения английскому языку», построенного на базе информационных и1 коммуникационных технологий.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

— определить совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности учителя иностранного языка;

— уточнить сущность и содержание понятия методическая компетентность применительно к профессиональной подготовке учителя иностранного языка с основной специальностью «информатика»;

— разработать педагогическую модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности учителя иностранного языка;

— выявить и определить эффективность использования дистанционных образовательных технологий в курсе «Теория и методика обучения иностранным языкам»;

— разработать программно-педагогическое средство поддержки применения дистанционных технологий по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам».

Методологическую основу исследования составляют философские и педагогические положения о единстве теории* и практики, человеке как субъекте деятельности и отношений, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов. Основными методологическими-ориентирами исследования<�послужили: опора на компетентностный подход в> языковом ипедагогическом образовании^ (А.С. Белкин, В. А. Болотов, И. А. Зимняя,. Р. И. Мильруд, В. В. Нестеров, В. В: Сериков) — технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе, а также методы психолого-педагогического исследования- (В .Я. Виленский, В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А.И. Уман) — теориями методика, преподавания иностранных языков (А.А. Миролюбов, Е.И. ПассовИ.В. Петривняя, E. G Полат, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, D. Nunan, Ur. Penny) — педагогическое моделирование образовательного процесса (А.Н. Дахин, О. М. Полещук, И.В. Сергиенко).

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения и стратегии развития педагогики профессионального образования^ (Л.П. АристоваС.И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, А. А. Вербицкий, Б.С. ГершунскийА. Д: Гонеев, А. В. Коржуев, Н. М. Мочалова, А. Г. Пашков, И. П. Подласый, В. А. Попков, В. А. Сластенин, А. Н. Ходу сов, Д.В. Чернилевский) — работы, посвященные формированию компетентности педагогических кадров (И.В. Ильина, И. М. Подушкина, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин, Т.И. Шамова) — исследования в области психологии образования (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев) — положения теории обучения иностранным языкам в системе профессионального образования (И.Л. Бим, Н. Д1 Гальскова, Н. И. Гез, Е. Н. Соловова, Е.И. Пассов).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс исследовательских методов и методик: теоретические (анализ проведенных исследований, посвященных вопросам дистанционного образования, государственных нормативных и методических документов, специальной литературы по вопросам высшего и профессионального образования) — диагностические (педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование) — опытно-экспериментальная работаматематические методы обработки эмпирических материалов.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступал Курский государственный университет. В. исследовании участвовали студенты 4 и 5 курсов факультета информатики и вычислительной техники, обучающиеся по специальности «Информатика с дополнительной специальностьюиностранный (английский) язык».

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в, несколько этапов.

2005 — 2006 г. г. — этап теоретического и экспериментального исследования проблемы применения дистанционных образовательных технологий в подготовке преподавателей иностранного языка.

2006 — 2007 г. г. — этап экспериментальной проверки разработанных теоретических положений и технологии, внедрение полученных результатов в практику.'.

2007 — 2008 г. г. — завершение работы, обобщение и оформление дис-сертационногоисследования.

Научная новизна исследования:

— уточнены сущность, содержание и педагогические возможности дистанционных образовательных технологий, в изучении дисциплины.

Теория и методика обучения иностранным языкам" для студентов с основной специальностью «информатика»;

— уточнено понятие методическая компетентность применительно к профессиональной подготовке учителя иностранного языка с основной специальностью «информатика»;

— разработана педагогическая модель реализации дистанционных образовательных технологий в вузе на примере дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»;

— выявлены технологии формирования методической компетентности учителя иностранного языка, а. также экспериментально проверена их эф фективность;

— разработано и* внедрено в практику преподавания программно-педагогическое средство поддержки применения дистанционных технологий в курсе «Теория и методика обучения иностранным языкам».

Теоретическая значимость исследованиязаключается, в уточнении основных теоретико-методологических положений, обеспечивающих эффективность применения дистанционных технологий в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе. Конкретизированы дидактические и технологические основы и условия реализации учебного процесса с использованием дистанционных и современных информационных образовательных технологий в подготовке учителя иностранного языка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что прошедшая опытно-экспериментальную проверку педагогическая1 модель применения дистанционных технологий, а также разработанное в ходе исследования программно-педагогическое средство* поддержки «Методика обучения английскому языку», могут использоваться в вузе при разработке и модернизации учебных курсов по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам».

Достоверность и обоснованность результатов исследования-обеспечивались использованием таких методов исследования как: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа, анализ результатов учебно-познавательной деятельности студентов, адекватных предмету, цели, и задачам исследования, логике изучаемой дисциплины. Теоретические положения методологически обоснованы и основаны на базисных позициях информатизации профессионального образования, полученных в результате эксперимента данных, использовании математического аппарата для оценки результатов исследования, а также апробации результатов исследования в практике преподавания.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Дистанционные образовательные технологии позволяют реализовать целенаправленное и методически организованное руководство учебной и познавательной-деятельностью обучающихся. Они основываются на использовании широкого спектра традиционных, а. также информационных и коммуникационных форм, методов, средств обучения и включают в себя такие элементы, как: цели, принципы построения, содержание, методы и средства, организационные формы. Дистанционные технологии, положенные в основу профессиональной подготовки учителя-иностранного языкас основной специальностью «информатика», позволяют сформировать его профессиональную методическую компетентность, личностные качества, а также развить творческие способности.

2. Методическаякомпетентность учителя иностранного языка с основной специальностью «информатика» представляет собой совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям. Методическая компетентность формируется в процессе профессиональной подготовки учителя и, как результат, формирует его ценностные ориентиры, а также готовность к творческой самореализации в педагогической деятельности. Методическая компетентность предполагает способность к методической рефлексии, умение критически оценивать и переосмысливать качества собственной обучающей деятельности, анализировать используемые приемы и упражнения с точки зрения их эффективности.

3. Педагогическая модель применения дистанционных технологий при изучении дисциплины «Теорияи методика обучения иностранным языкам» представляет собой совокупность функционально связанных элементови включает в себя цель, принципы, содержание, технологии, условия внедрения модели, а> также критерии сформированности профессиональной методическойкомпетентности.

4. Построение курса на базе кейсовой' дистанционной образовательной технологии при поддержке метода проектов обладает значительным потенциалом в формировании методической компетентности учителя иностранного языка, оцененной по таким критериям, как: методические знания и умения, речевое поведение, профессионально-личностные характеристики, способность к методической рефлексии.

5. Применение дистанционных технологий в процессе профессиональной подготовки учителяиностранного языка должно обеспечиваться применением программно-педагогического средства поддержки, реализованного на базе информационных и коммуникационных технологий. Программно-педагогическое средство поддержки может быть использовано в вузе как основное и дополнительное средство при разработке и модернизации учебных курсов по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам». Его содержательная целостность, структурная вариативность, проработка методической части позволяют обеспечить формирование методической компетентности, а также повысить качество подготовки учителя иностранного языка.

Экспериментальная проверка и внедрение результатов исследования в практику в ходе эксперимента осуществлялись на базе кафедры методики преподавания иностранных языков и факультета Информатики и вычислительной техники Курского государственного университета. Результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания иностранных языков, кафедры педагогики в период с 2005 по 2007 годы, на Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи (Москва НТТМ-2005), на Межвузовской студенческой научной конференции «Актуальные проблемы современного иноязычного образования» (Курск-2005), Всероссийской научно-практической. конференции «Профессиональная подготовка специалиста: проблемы, перспективы, тенденции» (Курск-2006), Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье 2006)», Международной научной конференции «Педагогика, и психология как ресурс развития современного общества» (Рязань-2007), Всероссийской, научно-практической конференции1 «Философия'отечественного образования: история и современность» (Пенза-2008), Международной научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в, вузе и школе» (Пенза-2008). Основные материалы исследования изложены в семи публикациях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Курского государственного университета.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введениядвух глав, заключения, библиографии и приложений.

В современной педагогике высшей школы происходит постепенная замена традиционной системы образования, основанной на пассивном усвоении знаний и воспитании «человека знающего», на новую, в основу которой положен принцип формирования «человека мыслящего», способного к творчеству, самосовершенствованию. Образовательная деятельность в вузах России в последние десятилетия характеризуется ускоренным развитием и широким внедрением электронных технологий обучения, включающих использование сети Интернет, учебно методических мультимедиа-материалов, удаленных лабораторных практикумов и других электронных ресурсов учебного назначения. Вузы, на уровне государственных нормативно-правовых документов, получили возможность строить свою деятельность по организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В современном обществе развиваются процессы информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня и темпов информационного и технологического развития зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Во всех развитых и во многих развивающихся странах идет процесс интенсивной информатизации сферы образования. Разрабатываются пути повышения эффективности образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии становятся основой для применения новых педагогических и информационных технологий. В этой связи актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения применительно к новым образовательным условиям. Усилия многих теоретиков и практиков образования сегодня сосредоточены в области информационных образовательных технологий и связанных с этим различных видов организации дистанционной деятельности. Развитие дистанционных образовательных технологий, в частности, способно послужить движущей силой не только реформы профессионального образования, но и переходу от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на активной и конструктивной совместной деятельности. В современных условиях совершенствование методики обучения иностранным языкам в высшей школе невозможно без внедрения в процесс обучения дистанционных и новых информационных технологий, кроме того, улучшать качество обучения можно только в том случае, если используются современные достижения в области психологии, дидактики, методики преподавания, учитывается накопленный опыт обучения. Методическая компетентность является одной из основных для учителя иностранного языка. Именно поэтому на формирование методической компетентности будущего учителя в первую очередь направлено совершенствование курса теории и методики обучения иностранным языкам. В представленном исследовании была поставлена цель: выявить научно-методологические основы формирования методической компетентности учителя иностранного языка и экспериментально проверить эффективность педагогической модели применения дистанционных технологий в процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам». Рассмотренные в работе научно-педагогические основы использования возможностей дистанционных образовательных технологий в профессиональной подготовке учителя иностранного языка позволили разработать педагогическую модель их применения в процессе формирования методической компетентности учителя иностранного языка. Данная модель включает в себя цель, принципы, содержание, технологии, условия внедрения модели, а также критерии сформированности профессиональной методической компетентности. В исследовании были определены педагогические условия эффективного использования дистанционных образовательных технологий в курсе теории и методики обучения иностранным языкам. Среди них реализация^ принципов применения дистанционных технологий, использование кейсовой образовательной технологии при поддержке метода проектов, интенсификация и повышение мотивации к обучению за счет использования! информационных и коммуникационных технологий, реализация? проблемного подхода за счет работы над профессионально ориентированными проектами. В. ходе педагогического эксперимента разработанная, педагогическая модель была внедрена в учебный процесс. Перед экспериментом ставилась задача определения эффективности организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и формирования методической компетентности студентов^ Проведенный педагогический эксперимент показал положительное влияние на качество обучения педагогических возможностей дистанционных образовательных технологий и доказал успешность предложенной педагогической модели. Эффективность реализации предложенной модели выразилась в достаточно высоком уровне сформированности методической компетентности студентов, в частности таких критериев как методические знания и умения, речевое поведение, профессионально-личностные характеристики, способность к методической рефлексии. В диссертационном исследовании продемонстрировано, что с использованием дистанционных образовательных технологий процесс обучения становится более динамичным, информационно емким и распределенным. Дистанционные образовательные технологии, таким образом, в силу перечисленных выше обстоятельств, оптимизируют учебный процесс настолько, что в их условиях учебная деятельность становится более плодотворной и эффективной. В результате проведенного исследования удалось разрешить все поставленные задачи, а также подтвердить исходную гипотезу. В ходе исследования были сделаны следующие выводы: • разработка педагогических основ формирования компетентности учителя иностранного языка в рамках компетентностного подхода, является актуальным направлением в современной педагогической практике. В условиях реализации компетентностного подхода в вузе дистанционные технологии позволяют более эффективно формировать методическую компетентность будущего учителя иностранного языка- • дистанционные технологии, положенные в основу формирования методической компетентности учителя иностранного языка с основной специальностью «информатика» особенно эффективны, т.к. именно данная категория будущих специалистов более всего подготовлена не только к восприятию учебного материала, поданного с помощью дистанционных и современных информационных технологий, но и к их использованию в будущей педагогической деятельности- • разработанная нами педагогическая модель применения дистанционных технологий, включающая в себя цель, принципы, содержание, технологии, условия внедрения модели, а также критерии сформированности профессиональной методической компетентности, позволяет на качественно более высоком уровне сформировать профессиональную методическую компетентность учителя иностранного языка, а также личностные качества, которые обеспечивают понимание важности профессиональной деятельности и способность к творческому решению профессиональных задач- • применение кейсовой дистанционной образовательной технологии при поддержке метода проектов в ходе реализации разработанной нами педагогической модели показало значительную эффективность в формировании методической компетентности учителя иностранного языка, т.к. позволяет будущему учителю не только приобрести методические знания, операционно-методические умения, но и способность к их творческому воплощению в последующей педагогической работе- • применение дистанционных образовательных технологий в ходе формирования методической компетентности учителя иностранного языка должно обеспечиваться программно-педагогическим средством поддержки «Методика обучения английскому языку», которое позволяет интенсифицировать учебный процесс за счет возможностей современных информационных и коммуникационных технологий, а также может быть использовано в вузе как самостоятельное средство при разработке и модернизации учебных курсов по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам». Выполненное исследование, отвечая на запросы практики преподавания в вузе, на наш взгляд, вносит определенный вклад в практику применения дистанционных технологий, а также открывает перспективы дальнейшего развития обоснованного в нем теоретико-методологического направления, состоящего в создании целостной системы дистанционных образовательных курсов, в широком внедрении дистанционных образовательных технологий и рекомендаций по их проектированию и использованию в учебном процессе в практику высшего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию (на примере иноязычной профессиональной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогических вузов) Автореф. дис. док. пед. наук Санкт-Петербург 2007.
  2. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. Монография М.5 1999.
  3. Е.С., Булатов И. А., Кулемина Е. Н. Выбор оптимального информации студентам основы создания заочной и метода передачи учебно-методической формы обучения. Фундаментальные наукоемких высокотехнологических приборов тез. докл. науч.-тех, конф. 20−22 мая 1997 г. М 1997. 4. 1968.
  4. Архангельский С И Лекции по теории обучения в высшей школе. Аристова Л. П. Активность учения школьников М.: Педагогика, М «Высшая школа», 1974.
  5. Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: «ЕАИ-пресс», 2001.
  6. А.А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования: дис… д-ра пед. наук. СПб., 2001.
  7. П.К., Леонтьева Т. П., Андреасян И. М., Будько А. Ф., Чепик И. В. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский, учеб. пособие Изд. 2-е, стер. Мн.: Тетрасистемс, 2003.
  8. И.И. Структурные особенности дистанционного обучения научно-практической конференции и бизнесе. Материалы VII Международной «Информационные технологии в экономике, менеджменте Проблемы науки, практики и образования» Киев, 2002.
  9. Е.П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. Педагогика профессионального образования, учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенина. М Издательский центр «Академия», 2004. 11. 2002. 12. Бим И. Л. Личностно ориентированный подход основная Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., стратегия обновления школы ИЯШ. 2002. № 2.
  10. Д.А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России Информатика и образование 1996, № 4−5.
  11. А., Долгоруков A.M., Щенников А. Дистанционное обучение выпуск 2(3), 1997.
  12. В. А. в бизнес-образовании Бизнес-образование, Компетентностная модель: от идеи образовательной программе В. А. Болотов, В. В. Сериков Педагогика. 2003.-№ 10.
  13. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие. М.: Домодедово, 2000.
  14. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  15. Я.А. Информационные технологии и модернизация образования. Педагогическая информатика, 2000, № 2.
  16. В.И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Философия адаптивного тестирования. М.: МГЛУ, 2002.
  17. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в ВУЗе Вопросы психологии 1987, 5.
  18. А.А. Проблемы гуманитаризации и гуманизации педагогического образования Человек как феномен педагогики матер, междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти педагога О. А. Казанского (ЛГПУ, 4−5 октября 2006 г.): В 2 т. Т.
  19. Липецк: РИД ЛГПУ, 2006.
  20. В.Я., Образцов П. И., Уман в А.И. Технологии школе. профессионально-ориентированного обучения высшей Педагогическое общество России, 2005.
  21. СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ ОТО, 1999.
  22. Л.А. Как нужно писать учебники для Вузов? Университетская книга, 1998, 4.
  23. В.Т. Методология исследования педагогических инноваций С Щ РАН, 2004.
  24. В.Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: дис. д-ра пед. наук. Казань, 2000.
  25. В.Т., Волова Н. Ю., Четырова Л. Б. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы Самара: Рос. Академия наук, Самарский научный центр, 2000.
  26. Н.Ю. Педагогические основы дистанционного обучения: дис. канд. пед. наук. Самара, 2000.
  27. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. Т. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты М.: Изд-во «Информатика», 1995. 30. «Восток-Запад». Конференция (6−9 апреля по новым информационным докладов технологиям в образовании 1992 г.) Тезисы конференции М., 1992.
  28. И.Р. Компьютер в образовании Информатика и образование. 2000, № 1.
  29. М.А. Теоретические и методические основы организации профессионального образования в системе дистанционного обучения, дис. канд. пед. наук Москва, 2006.
  30. П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Кн. дом «Ун-т»: Высш. шк., 2002.
  31. Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  32. В.З., Богомолов О. А. Теория и практика организации обучения на примере использования комплекта и дистанционного программных средств семейства «Прометей» Телекоммуникации информатизация образования. 2001. 3(4).
  33. В.П., Столярова И. Е. Динамика учебно-познавательной активности студентов. М.: Социологические исследования, 2000, 12. 37.
  34. .С. Философия образования. М., 1
  35. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. Ml: ИТП и МИОРАО, 1993.
  36. В.В. Компьютерные технологии в бизнес-образовании Бизнес-образование. 1997, выпуск 2(3).
  37. З.Г. Педагогические условия" использования дистанционного обучения в преподавании* математических дисциплин в высшей школе, дис. канд. пед. наук Курск, 2004.
  38. ГромыкоЮ.В. Деятельностный подход: новые линии исследований. М.: Вопросы философии, 2001, № 2.
  39. Д.А., Шарафиев, Р.Г. Дистанционное образование и обучение Уфа: Изд-во «Демиург», 2005. 43.
  40. А.Н. Педагогическое моделирование. М., 2
  41. Дистанционное обучение: Учебное пособие под ред. Полат Е. С. -М.": Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  42. В.Г. Новые информационные технологии в педагогическом процессе Инновационные технологии 2005, 1.
  43. Е.И. Основная методическая языкам через проблема дистанционного обучения иностранным компьютерные телекоммуникационные сети Internet Иностр. яз. в шк. 1998, № 1.
  44. В.Т. Дистанционное обучение: возможности и перспективы Высшее образование в России 1994, 3.
  45. Ю.А. Педагогические условия реализации проблемно- деятельностного подхода к профессиональному иноязычному образованию (на материале подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям в вузе) автореф. дис. канд. пед. наук Курск 2007.
  46. А.Ж. Дистантная система образования (Концепция и опыт ее реализации в педвузах и школах) Новосиб. гос. пед. ун-т, НИИ Приклад, дидактики СО РАО при НГПУ, Ассоц. образоват. учреждений Сибири Новосибирск: Издательство Новосиб. гос., пед. ун-та, 1995.
  47. .Н., Рубин Ю. Б., Титареа Л. Г. и др. Интернет- образование: не миф, а реальность XXI века Под ред. Тихомирова В. П. М: Изд-во МЭСИ, 2000.
  48. И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  49. Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н.О.* Профориентология: Теория и практика учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006. 53.
  50. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2
  51. А.В. Интеллектуальное развитие студентов в вузе Прикладная психология. 2002, № 3. 55. всеобщего Карпенко М. П. Концепция Национальной программы развития и непрерывного образования на основе информационно- коммуникативных технологий «Инновации в образовании» 2005, №-1.
  52. М.П. Эффективные дистанционные образовательные технологии. //Инновации в образовании № 3. М.: СГИ, 2001.
  53. М.П. Единое образовательное пространство: проблемы организации и технологии «Вузовские вести» 1998, 8.
  54. КинелевВ. Дистанционное образование образование XXI в. Энергия: экономика, техника, экология. 1999, № 12.
  55. F.M., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  56. И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ“», «Cambridge University Press», 2001.
  57. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.
  58. В.П., Малитиков Е. М., Карпенко МЛ, Теоретические и практические аспекты развития дистанционного образования в Российской Федерации Образование 2000, № 3.
  59. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Инновации в образовании 2002, № 3.
  60. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации Бюллетень «Проблемы высшей школы» 1998 3 4.
  61. А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004.
  62. А.В., Попков В. А. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  63. Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: РИД МГИУ, 2002.
  64. О. В. Смоленцева А.Ю. Новые образовательные учреждения в России. М.: Педагогика, 2000.
  65. О.П., Лаврененко Л. Я., Ролицина Е. Ю. Новые информационные технологии в преподавании иностранных языков М., Экзамен, 2004.
  66. В.Н. Мониторинг профессионально-личностного развития студентов. М.: Специалист, 2002. 11.
  67. Кузяева С Р Дистанционное профессиональное образование специалистов гуманитарного профиля в России, автореф. дис. канд. пед, наук Москва, 2001.
  68. В.Ж., Паводов В. Г. О сравнении педагогических технологий Высшее образование в России 1994, 1.
  69. Е.Н. Дистанционное обучение и его социальные аспекты Человек в системе социальных отношений М.: Фонд Новое тысячелетие, 1997.
  70. Крупченко как А. К. Становление профессиональной проблема в лингводидактики теоретико-методологическая профессиональном образовании, автореф дис. док. пед. наук Москва 2007.
  71. Л. Формирование личности важнейшая задача высшей школы. Развитие личности. М.: Высшее образование, 2002. 8.
  72. В.Н., Пак Н.И. Электронный учебник Информатика и образование. 2000, № 9.
  73. B.C., Овсянников В. И. Концепция дистанционного образования Новые знания 1997, 2.
  74. B.C., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия Педагогика. 2004, № 4.
  75. М.М. Технологии профессионального педагогического образования учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  76. O.K. Работа с абитуриентами при подготовке к поступлению в вуз с дистанционным обучением. Инновации в образовании, 2002. № 3. 82. 2001.
  77. Г. Способные студенты и работа с ними Современная Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: «Смысл», высшая школа- 1989, № 4.
  78. Т.Ю. диверсификации непрерывного профессионального образования. М.: Педагогика, 2002. № 1.
  79. Е.М., Карпенко М. П. Колмогоров В.П. Телекоммуникации и информатизация образования. 2004 № 3 (4).
  80. Р.П. Компетентность в изучении языка Р.П. Мильруд Иностранные языки в школе. 2004. 7.
  81. . А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.
  82. Н.М. Педагогически эффективная система: состав, структура и принципы конструирования Казань: Изд-во КГПУ, 1996
  83. Мочалова Н.М. Введение
  84. В.В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург, 2003.
  85. Новиков С П Применение новых информационных технологий в образовательном процессе Педагогика. 2003, № 9.
  86. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М.: Издательство «Астрель», 2004.
  87. Т.Н. «Педагогические проблемы дистанционного обучения в системе открытого образования России», Март 2001, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена, электронный ресурс, http://www.emissia.spb.su/offline/a821.htm
  88. Н. Система тестового контроля Высшее образование в России. 2002, № 2.
  89. П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы Педагогика. 2003, № 5.
  90. Обучение говорению на иностранном языке: учеб. пособие Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Инерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 11).
  91. Обучение общению на иностранном языке: учеб. пособие Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Инерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 15).
  92. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Страсбург: Комитет по языковой политике. М.: МГЛУ, 2003.
  93. В.И., Густырь А.В. Введение
  94. А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества Педагогика. 2002, № 10.
  95. П.И., Луганский A.M. Проект создания и использования региональной научно-образовательной супермагистрали. Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 3(4). 1021 Отипова А. Педагогическая оценка знаний в России: историческая ретроспектива и современное состояние, автореф. канд. пед. наук. Москва, 2002.
  96. А.П. Новые информационные технологии в высшем образовании США* и России Информационные технологии и образование М., 1996.
  97. Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. М н Лексис, 2003.
  98. Е.И. Методика обучения иностранным языкам Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
  99. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. и др. Мастерство и личность учителя. М.: Флинта: Наука, 2001.
  100. Е.И. Методология методики. Избранное. J Л НУ, 2002.
  101. Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного, образования Е.И. Пассов. М.: «Просвещение», 2000.
  102. Г. Н., Шамова Т. И., Худин А. Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода, учеб.-метод., пособие., Педагогика Педагогический поиск, 2006. ПО. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  103. Е.С. Теория и практика дистанционного образования. М.: «Академия», 2004 г.
  104. Е.С. Дистанционное обучение: организационный и школьного возраста. М.: Центр педагогический аспекты Информатика и образование 1996, 3.
  105. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. Центр «Академия», 1999:
  106. Полещук 0: М. Некоторые подходы к моделированию системы управления образовательным процессом. Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. 3 (10).
  107. А.В., Савельева И. М. Спрос и предложение услуг в сфересреднего и высшего образования в России. IVL, 2001.
  108. Е.И. Психология самоопределения и* выбор специальности. М.: Специалист, 2002. 8.
  109. А.А. Системы дистанционного образования (Рос, Федерация) Новые знания 1996, 3.
  110. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989.
  111. Рабочая1 программа дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам», Бужинский В. В. Курский государственный университет, 2006.
  112. И.В. Перспективные направления исследований в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании Среднее профессиональное образование. 1998, № 3.
  113. В.Х. Педагогика: Учебное пособие Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2004.
  114. Т.И. Некоторые проблемы понимания гипертекста. Современные лингвистические исследования. М Экзамен, 2004.
  115. О.И. Об эффективности использования информационных технологий в обучении иностранным новых языкам. Современные лингвистические исследования. М.: Экзамен, 2004.
  116. И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий, дис. д-ра пед. наук Ижевск, 2005.
  117. И.В., Павлова А. Повышение эффективности подготовки специалистов на базе дистанционного обучения «Экономика образования» М.: изд-во РАНОУ, 2001. 3(4).
  118. В.М. Педагогика. Краткий курс лекций Волгоград: Учитель, 1965.
  119. В.А. О проектировании, содержания высшего пед. обр-я Преподаватель. 1999, № 5.
  120. В.А. Профессиональное саморазвитие. М., 2000.
  121. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
  122. В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стереотип.- М.: «Академия», 2004.
  123. В.И. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие М.: Высшая школа, 2003.
  124. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение. 2005.
  125. Е.Н. Практику к базовому курсу методики обучения- иностранным языкам. М.: Просвещение, 2004.
  126. B.C. Проблемы использования классических: и инновационных технологий в современном образовательном процессе Современные технологии- образования и обучения- в высшей школе. Mi: МГСУ «Союз», 2001.
  127. Л.Г. Создание, фундаментальных основ построения и функционирования? Информатика, 2003. 136: Тихомиров В. М. Дистанционное образование: история, информационной- образовательной среды М.: экономика, тенденции Материалы: 3-й Всероссийской конференции по дистанционному образованию М., 8−9 апреля 1997.
  128. Тихомиров В .М Современное: состояние ш актуальные: проблемы? дистанционного- образования, Тезисы- докладов Пятой Международной конференции по дистанционному образованию-М, 1998 138- Трайневг В: А., Трайнев И: В Информационные коммуникационные педагогические технологии:. Учебное пособие. М-: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 139: Уман А. И, Давыдов В. П., Образцов? П: И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. М.: Логос, 2006:
  129. Философский энциклопедический словарь Редколл. С. Аверинцев и др. М, 1989D
  130. Хубаев Т. О. Дистанционное экономическое образование Высшее образование в России 1997, 3
  131. Хуторский А. В:. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.
  132. А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению М ИОСО PAOj 2000.
  133. И.А. Северо-Западная региональная подсистема Единой системы дистанционного образования в России. Развитие образования и
  134. Чернилевскгаг Д: В- Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ, 2002.
  135. Шамова Т. И, Подчалимова F. H-, Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учебное пособие для дополнительного профессиональног-педагогического образования: М: Педагогическое общество Россищ 20.08.
  136. В.В. Применение сетевых учебно-методических комплексов в: условиях профессиональной подготовки специалистов в вузедис канд. пед. наук Ставрополь, 2004- 148- Щепников А. Развитие системы открытого дистанционного: профессионального образовании, автореф. дис. докт. пед. наук Москва, 2003.
  137. А. Особенности учебных открытого дистанционного: образования материалов в- системе «Управление взрослых персоналом» 2002, № 9 (74):
  138. А.Н. Обучение иностранным:языкам: Теория- и практика, учеб. пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и д о п М-: Филоматис, 2006. 1511 Этап формирования лексических навыков говорения, учеб.-метод. пособие /Автор-составитель: доц., канд. пед1 наук Медведева Л. С Липецк: ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2005.
  139. Этап формирования грамматических навыков говорения, учеб-метод., пособие Автор-составитель: доц., канд. пед. наук, Медведева Л-С. Липецк: ГОУ ВПО «ЛРПУ», 2005.
  140. Этап совершенствования речевых навыков говорения, учеб-- метод. пособие Автор-составитель: доц., канд. пед. наук Медведева ЛС. Липецк: ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2005.
  141. Этап обучения монологическому высказыванию и диалогической форме общения, учеб.-метод. пособие Автор-составитель: доц., канд. пед. наук Медведева Л. С. Липецк: ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2005.
  142. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе-М.: Сентябрь, 1996.
  143. Bates A.W. Technology- Open Learning and Distance Education Routledge: London, 1995.
  144. Cybernetics. Technological barriers and education Rose J. Kybernetes. 1 9 9 1 2 0 № 7.
  145. David Nunan. Second Language Teaching Learning. Heinle Heinle Publishers. Boston, 2000.
  146. Diana L. Fried-Booth Project Work: Resource books for teachers. 2-nd edition. Oxford University Press, 2005.
  147. Jones Ph. W. Globalisation and internationalism: democratic prospects for world education Comparative education, 1998. V. 34, 2.
  148. Infotech: English for computer users Teachers book, Students book by Santiago Remacha Esteras. Cambridge University Press, 2002.
  149. Keegan D, Foundations of distance education. L. N.Y., 1996.
  150. Krasner S. Globalization and sovereignty State and sovereignty in the global economy. L. N.Y., 1999.
  151. Penny Ur. A course in Language teaching. CUP 2002.
  152. Phillip С Slechty. Schools for the XXIst Century. San Francisco, 1990.
Заполнить форму текущей работой