Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей
П. Г. Марковой. Я. И. Ковальчук, Л. П. Князевой, Г. Е. Дикопольской. Их совместное использование позволяет глубоко и разносторонне изучить предмет нашего исследования и выявить педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. Опираясь на концептуальную идею, цель и предмет исследования, а также ориентируясь на основные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
- 1. 1. Становление и развитие проблемы формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе в теории и на практике
- 1. 2. Особенности формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
- 1. 3. Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно — поисковая работа по формированию интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
- 2. 1. Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы
- 2. 2. Реализация педагогических условий формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
- 2. 3. Анализ и истолкование результатов опытно — поисковой работы
- Выводы по второй главе
Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Образование детей до школы было и остается важной педагогической задачей. Особую значимость в условиях продолжения модернизации российского образования и в новом нормативно-правовом контексте приобретает проблема преемственности дошкольного и начального общего образования, ядром которой является готовность детей к обучению в школе.
В документах Министерства образования РФ последних лет («Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», «Концепция Федеральной Целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг.») поставлена задача создания условий для обеспечения равных возможностей детям, находящимся на школьном старте. Предшкольное образование рассматривается как условие обеспечения доступности и качества школьного образования, которое будет выше, если цели, задачи и условия дошкольного образования соответствуют особенностям воспитанников.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что, несмотря на проводимую в дошкольных образовательных учреждениях работу по формированию готовности детей к обучению в школе, успешность их адаптации к системе школьного обучения остается невысокой. Это вызывает необходимость анализа форм и методов работы, направленной на развитие интеллектуального потенциала ребёнка, выявления причин ее неэффективности.
На научно-теоретическом уровне актуальность вызвана, тем, что в педагогической науке выделяют различные критерии и виды готовности: морфофункциональную (М.В. Антропова, С.М. Громбах), социально-психологическую (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович), мотивационную (Е.Е. Кравцова, В. Я. Панько, Н.И. Гуткина), коммуникативную (М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова), интеллектуальную (Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, А.В. Запорожец) готовность к обучению в школе, при этом не учитывается половая принадлежность ребенка-будущего школьника.
Ученые длительное время видели основной критерий готовности ребенка к школе только в уровне его умственного развития, точнее, в запасе тех знаний, представлений, с которыми ребенок приходит в школу. Именно широта круга представлений ребенка считалась гарантией успешного обучения в школе и прочной базой обретения знаний. Однако психологические и педагогические исследования, а также практика школьного обучения показали, что прямого соответствия между запасом представлений и тем общим уровнем умственного развития, который обеспечивает его интеллектуальную готовность к школьному обучению, нет.
Каждый ребенок имеет определенный уровень интеллектуального развития, который зависит от многих причин. Особенно ярко различия прослеживаются в развитии познавательных процессов детей разного пола, в связи, с чем необходимо учитывать их в процессе формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что в отечественных и зарубежных исследованиях отмечаются различия мальчиков и девочек в эмоциональных реакциях и сфере самосознания, направленности интересов, способностях, личностных качествах. Так, психологи называют меньшую эмоциональность мальчиков в сравнении с девочками (А.П. Сопиков), их большую агрессивность (Р.Д. Парк, К. Левин), меньшую зависимость в поведении от взрослых (Цж. Каган, Б. Фагот), меньшую активность мальчиков в общественной жизни (Э.С. Соколова, В.П. Селиванов), разную направленность интересов мальчиков и девочек (Ю.А. Азаров, А.П. Лутошкин). В рамках дошкольной педагогики и психологии вопрос различий чаще рассматривается в контексте полоролевой социализации. В современной науке и практике малоисследованным остается вопрос о взаимосвязи пола ребенка и уровня его интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов-практиков позволили выявить противоречия:
— между социальной значимостью развития интеллекта детей и низким уровнем интеллектуальной готовности подрастающего поколения к обучению в школе;
— между необходимостью формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей и недостаточным уровнем теоретического осмысления данной проблемы в педагогической теориимежду необходимостью дифференцированного формирования интеллектуальной готовности дошкольников разного пола к обучению в современном образовательном учреждении и традиционно существующим образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении, не учитывающим интеллектуальные особенности мальчиков и девочек.
На основании вышеизложенных противоречий была сформулирована проблема исследования: недостаточная разработанность условий формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей».
Цель исследования — изучение, теоретическое обоснование и опытная апробация педагогических условий, обеспечивающих формирование интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
Объект исследования — процесс формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
Предмет исследования — педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
В основу исследования положена гипотеза о том, что уровень интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе повысится, если:
— процесс ее формирования осуществляется в соответствии с индивидуально-дифференцированным подходом;
— разработана структурная модель формирования интеллектуальной готовности, отражающая особенности психического и личностного развития детей разного пола;
— будут созданы и учтены педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе: осуществление просвещения педагогов, использование дифференцированных дидактических упражнений в гомогенных группах, организация взаимодействия ДОУ и семьи.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были определены задачи исследования:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. На основе индивидуально-дифференцированного подхода разработать структурную модель формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность действия выявленных педагогических условий в процессе формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
Методологическую основу исследования составляют: диалектика как метод научного познания общественных явлений, положения философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В.В. Краевский), исследования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей (Т.И. Бабаева, А. В. Бурма, Я. И. Ковальчук, Л. П. Князева, И. Унт), идеи личностно-деятельностного подхода (Э.Ф. Зеер, C. J1. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн,.
И.С. Якиманская) — теория педагогического моделирования (Б.Г. Глинский, JI.M. Фридман, В.А. Штофф).
Теоретическую основу исследования составляют: исследования учения об особенностях психического развития дошкольников (A.JI. Венгер, JI.A. Венгер, J1.C. Выготский, B.C. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), концепция оптимизации интеллектуального развития дошкольников в процессе освоения системных знаний (В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков), научные положения о формировании готовности ребенка к обучению в школе (Л.И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, Т. В. Тарунтаева, А. П. Усова и другие), нейропсихологические исследования о природе пола (В.Д. Еремеева, В. Г. Каменская, Т.П. Хризман), исследования половых психических различий (Т.В. Бендас, М. Гариен, И. В. Грошев, К. Джеклин, В. Г. Каменская, И. С. Кон, Е. Маккоби, А.А. Чекалина).
Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года (с последующими изменениями и дополнениями) — Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года от 25.10.2001 годаКонцепция дошкольного воспитанияКонцепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Федеральная программа развития образования (2006 — 2010 гг.).
База исследования: дошкольные образовательные учреждения г. Челябинска (МДОУ № 64, 333). За время проведения опытно-поисковой работы исследованием было охвачено 82 ребенка старшего дошкольного возраста (41 мальчик и 41 девочка), 16 педагогов ДОУ и 80 родителей.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические — анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование, эмпирические — наблюдение, анкетирование, беседы с детьми, интервьюирование, тестирование, опытно-поисковая работа, количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап исследования, констатирующий (2004 — 2005 гг.), включал изучение и анализ различных аспектов проблемы исследованияобоснование центральных идей, формулирование цели, задач, гипотезыразработку стратегического плана исследованияопределение методологии и методики опытно-поискового исследования. Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, прогнозирование, планирование, интервьюирование, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Второй этап исследования, формирующий (2005 — 2006 гг.), был направлен на проверку гипотезы исследования. Разрабатывались и внедрялись педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. На данном этапе использовались теоретические и эмпирические методы (прогнозирование, планирование, наблюдение, беседа).
Третий этап исследования, обобщающий (2006 — 2007 гг.), включал систематизацию и обобщение результатов исследования, уточнению теоретических положений, формулирование выводов и оформление диссертации. Основные методы исследования: количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— на основе индивидуально-дифференцированного подхода разработана структурная модель формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей;
— определены педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе: осуществление просвещения педагоговиспользование дифференцированных дидактических упражнений в гомогенных группахорганизация взаимодействия ДОУ и семьи.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— в теории дошкольной педагогики получила дальнейшее развитие проблема формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей;
— конкретизировано понятие «интеллектуальная готовность к школьному обучению», которое трактуется нами как способность к выполнению учебной деятельности на основе развития мыслительных операций, речи, познавательной активности, осведомленности детей с учетом их половых особенностей.
Практическая значимость исследования заключается:
— в разработке и апробации структурной модели формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей, которая обеспечивает целенаправленное формирование готовности детей разного пола к обучению в условиях образовательного процесса ДОУ;
— во внедрении в образовательный процесс ДОУ педагогических условий формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе;
— в возможности использования материалов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использованием комплекса современных методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью исследовательской выборки, использованием математических методов обработки результатов и оценки их достоверности, статистической значимостью экспериментальных данных, итогами внедрения в практику разработанных материалов в других дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
— участия автора в работе: IV Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования» (г. Челябинск, 2005) — Межрегиональной научно-практической конференции «Начальное образование: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации» (г. Челябинск, 2005) — Международной научно-практической конференции «Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика» (г. Пермь, 2005) — IV Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития» (г. Челябинск, 2006) — Международной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение профессионального образования» (г. Челябинск, 2006) — V Международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования» (г. Екатеринбург, 2007) — Международной научно-практической конференции факультета начального образования СГПУ «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях модернизации образования» (Самара, 2006) — V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста» (г. Челябинск, 2007);
— публикации результатов исследования в научных вестниках сборниках (Челябинск, 2004, 2005,2006, 2007; Воронеж 2006, Москва 2006, 2007; Костанай 2007, Нижний Новгород 2005, 2006);
— выступлений на заседаниях кафедры педагогики и психологии детства факультета дошкольного образования ЧГПУ (2004 — 2007 гг.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при формировании интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе обеспечит повышение уровня интеллектуальной готовности, благодаря учету индивидуальных и половых особенностей детей.
2. Структурная модель формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе, отражающая особенности формирования готовности к обучению в школе мальчиков и девочек.
3. Эффективность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе предопределяется соблюдением следующих условий: осуществление просвещения педагоговиспользование дифференцированных дидактических упражнений в гомогенных группахорганизация взаимодействия ДОУ и семьи.
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка. Текст изложен на 165 страницах, содержит 29 таблиц, 10 рисунков.
Выводы по второй главе.
1. Опытно-поисковая работа, направленная на проверку выдвинутой в исследовании гипотезы, осуществлялась на базе дошкольных образовательных учреждений № 64 и № 333 города Челябинска в период с 2004 — 2007 год. Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Целью констатирующего этапа работы явилось выявление исходного уровня сформированности интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. Результаты констатирующего этапа позволяют говорить о недостаточном уровне интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
2. С целью подтверждения и уточнения выдвинутой гипотезы нами был проведён формирующий этап опытно-поисковой работы в соответствии с педагогическими условиями формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.
3. С целью подтверждения гипотезы исследования были проведены промежуточный и контрольный срезы, направленные на определение динамики уровня сформированности интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе, а также на выявление эффективности предложенных педагогических условий. Сравнительный анализ нулевого, промежуточного и контрольного срезов показал, что в опытной группе, где реализовались все три педагогические условия, как мальчики, так и девочки в большинстве своем достигли желаемого уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе по сравнению с детьми других групп. Объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью методов математической статистики, что в целом подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования.
Заключение
.
Диссертация выполнялась в общем контексте основных приоритетов государственной политики в области образования, ведущих направлений модернизации российского образования. Исследование проблемы показало, что оно отвечает возросшей потребности государства и общества в необходимости предшкольной подготовки, суть которой заключается в выравнивании стартовых возможностей детей, поступающих в школу. Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем образования.
Проблему готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе рассматривали многие ученые: Т. В. Тарунтаева, JI.E. Журова, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Д. П. Озубел и другие. Особое внимание уделялось интеллектуальной готовности к обучению в школе, так как именно в развитии интеллектуальных способностей мы видим основу успешности обучения.
В исследовании мы придерживаемся понимания интеллектуальной готовности к школьному обучению как одного из компонентов готовности, предполагающего определенный уровень развития познавательных процессов. В процессе формирования интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе учитываются возрастные и индивидуальные особенности, но до последнего времени не рассматривался вопрос о половых различиях в уровне готовности детей. Мы определили специфику развития познавательных процессов мальчиков и девочек, выявили особенности формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. При выборе концептуального основания нашего исследования мы основывались на таких подходах, как личностно-деятельностный подход, который представлен в исследованиях К.А. Абдульхановой-Славской, М. Я. Басова, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман, дифференцированный подход в области образования, которым занимались Г. Краус, И. З. Унт, И. М. Чередов, И. С. Якиманская, индивидуальный подход, которому посвящены исследования Н. В. Литвиной,.
П.Г. Марковой. Я. И. Ковальчук, Л. П. Князевой, Г. Е. Дикопольской. Их совместное использование позволяет глубоко и разносторонне изучить предмет нашего исследования и выявить педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. Опираясь на концептуальную идею, цель и предмет исследования, а также ориентируясь на основные положения деятельностного и индивидуально-дифференцированного подхода, на особенности образовательного процесса в ДОУ мы выявили теоретически обосновали педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе: 1) осуществление просвещения педагогов- 2) использование дифференцированных дидактических упражнений в гомогенных группах- 3) организация взаимодействия ДОУ и семьи.
На констатирующем этапе опытно-поисковой работы нами были определены критерии и уровни сформированности интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы свидетельствуют о преобладании низкого и среднего уровней интеллектуальной готовности к обучению в школе как мальчиков, так и девочек, хотя по большинству критериев результаты девочек незначительно выше, чем мальчиков. Следовательно, деятельность по формированию интеллектуальной готовности детей к обучению в школе организована не на должном уровне: не учитываются особенности формирования интеллектуальной готовности детей разного пола.
Опытная проверка выдвинутых педагогических условий осуществлялась в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы. Положительные изменения в уровне готовности детей к обучению в школе были зафиксированы во всех опытных группах, но наиболее значительными они были в группах, где проверялись все три педагогические условия.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что цель и задачи, поставленные в исследовании, решены. Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы. Эффективность процесса формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе достигается за счет учета интеллектуальных особенностей детей разного пола и реализации сформированных нами педагогических условий.
Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: поиск, разработка и внедрение новых педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе, отработка преемственности данной проблемы в начальном звене школы.
Список литературы
- Аверин, В.А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: -конспект лекций / В. А. Аверин. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2000. — 170с.
- Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-256 с.
- Айзман, Р. Готов ли ваш ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах / Р. Айзман, Г. Жарова, Г. Вартапетова, Е. Петрова. М.: НЦ ЭНАС, 2006. — 208 с.
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М.: Академия, 1997. 400 с.
- Амонашвили, Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Анастази, А. Дифференциальная психология / А. Анастази. М.: Апрель-пресс- Эксмо-пресс, 2001.-280 с.
- Андреев, Г. И. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: учеб. пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
- Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. И. Костромина. М.: Эксмо-пресс, 2000. — 120 с.
- Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т. И. Бабаева. М.: Просвещение, 1993.-258 с.
- Бабаева, Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в ДОУ / Т. И. Бабаева. СПб., 1990. — 60 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Баландина, JI.A. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении / JI.A. Баландина, В. Г. Гаврилова, И. А. Горбачева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 288 с.
- Барташникова, И.А. Учись, играя: тренировка интеллекта: игры и тесты для детей 5−7 лет / И. А. Барташникова, А. А, Барташников. Харьков: Фолио, 1997.-412 с.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения / под. ред. В. Н. Мясищева, B.C. Мерлина. М.: педагогика, 1975. — 432 с.
- Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе / М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Н. К. Князева. М.: Академия, 1994. — 155 с.
- Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? / М. М. Безруких. М.: Вентана-Граф, 2004. — 63 с.
- Безруких, М.М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей. 2-е изд., стер. / М. М. Безруких. — М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы, и методы / К. Ю. Белая. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
- Берн, Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПб.- М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-160 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 695 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. М.: Академия, — 1997.-240 с.
- Бочарова, Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек / Н. Бочарова // Дошк. воспитание. 1997. — № 12. — С. 23 — 25.
- Бужигеева, М.Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М. Ю Бужигеева // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 29−35.
- Буре, Р.С. Готовим детей к школе: книга для воспитателя детского сада / Р. С. Буре. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
- Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, JI.A. Бахтурина, И. И. Кабитина. М.: Просвещение, 1990. — 210 с.
- Ваценков, О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательных школ в процессе становления рыночных отношений: дис.. канд. пед. наук Ваценков О. В. Екатеринбург, 1993.-180 с.
- Введение в тендерные исследования: учеб. пособие / И. В. Костикова, А. В. Митрофанова, Ю.В. Градсков- под ред. И. В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.
- Венгер, JI.A. Готов ли ваш ребенок к школе? / JI.A. Венгер, A.JI. Венгер. -М.: Знание, 1994. -234 с.
- Венгер, JI.A. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» / JI.A. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
- Венгер, A.JI. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, JI.A. Венгер. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. М.: АРКТИ, 2003. — 205 с.
- Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М.: 2006. -144 с.
- Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практ. работников дошк. Образоват. учреждений. 3-е изд., испр. и доп. / авт. сост.: Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. -М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
- Виноградова, Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопр. психологии 1993. — № 2. — С. 63 — 71.
- Водовозова, Е.Н. История одного детства / Е. Н. Водовозова. СПб.: Веско, 1992.-288 с.
- Возрастная динамика характеристик памяти мальчиков и девочек 6−12 лет / Н. Л. Горбачевская, Л. П. Якупова, Е. Ю. Давыдова, А. Е. Назаренко // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: тез. докл. 24 26 сент. 1997 г.-М., 1997.-С. 25.
- Волков, Б.С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: «Ось-89», 2004. — 192 с.
- Выготский, Л.С. Возрастная и педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Академия, 1998. — 325 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 2-й том / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1982.-251 с.
- Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. 2-е изд. — М.: Акад. проект, 2005. — 256 с.
- Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: пер. с англ. / М. Гариен. М.: Астрель: ACT, 2004. — 301 с.
- Тендерная психология: учеб. пособие / под ред. Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2006.-431 с.
- Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека / В. А. Геодакян // Человек в системе наук. М., 1989. — С. 33 — 35.
- Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений. (Концепция образования детей дошкольного возраста) / А.Г.
- Гогоберидзе // «Управление ДОУ» Научно-практический журнал. М.: ТЦ Сфера, 2006.-№ 1.-С. 10−20.
- Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. М.: Скрипторий, 2003. — 80 с.
- Готов ли Ваш ребенок к школе? / В. Г. Каменская, JI.B. Томанов, С. В. Зверева, Е. И. Шапиро. СПб.: Детство пресс, 1996. — 112 с.
- Готовность детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, A.JI. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова. Томск: Пеленг, 1992. — 100 с.
- Готовность к школе: руководство практ. психолога: метод. Пособие для детск. Практ. психологов учреждений образования / под. ред И. В. Дубровиной. -М.: Наука: Академия, 1995. 121 с.
- Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И. В. Грошев. -М.: Изд. Моск. психол. соц. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2005.-464 с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. / Н. И. Гуткина. — М.: Академ. Проект, 2000. — 184 с.
- Детская практическая психология: учебник / под ред. Т. Д. Марцинковского. -М.: Гардарика, 2003. 255 с.
- Диагностика готовности детей к обучению в школе. Программа и методические указания / под ред. Н. А. Фомина, В. Н. Худякова, B.C. Зайцевой. -Челябинск, 1992.-51 с.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /под ред. JI.A. Венгера. -М.: «Просвещение», 1973. — 1 Юс.
- Доронова, Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада. 2-е изд. / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др.- науч. рук. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2004. — 78 с.
- Доронова, Т.Н. На пороге школы: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6−7 лет по программе «Радуга" — 2-е изд. /
- Т.Н. Доронова, Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова и др.- сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2003. — 160 с.
- Дошкольное образование в России, сб. действующих нормативно-правовых док. и науч. метод, материалов. — М.: ACT, 1996. — 156 с.
- Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки. Учить по разному, любить по разному / В. Д. Еремеева. Самара: учеб. лит., 2005. — 160 с.
- Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. М.: Знание, 1987. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология- № 9).
- Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска /
- B.И. Загвязинский. Тюмень: Легион-Групп, 2005. — 72 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для пед. вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Академия, 2001.-208 с.
- Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. / О. Л. Зверева. М.: Сфера 2003. — 54 с.
- Зверева, С.В. Особенности готовности к школе мальчиков и девочек /
- C.В. Зверева//Дошкол. педагогика. -2003. № 4. — С. 14−18.
- Зверева, С.В. Раздельное воспитание мальчиков и девочек / С. В. Зверева // Дошкол. педагогика. 2002. — № 7. — С. 12−14.
- Земцова, Л.И. Готовность к школьному обучению / Л. И. Земцова, Е. Ю. Сушкова. -М.: Просвещение, 1988. 180 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. / И. А. Зимняя. -М.: ВЛАДОС, 1999. 195 с.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми: науч. попул. мед. лит.: для матерей / Ю. Ф. Змановский. — М.: Медицина, 1989. — 125 с.
- Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.-286 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / JI.A. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова и др. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 518 с.
- Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М. Н. Ильина. СПб.: Питер, 2007. — 205 с.
- История дошкольной педагогики в России: хрестоматия. / сост. С. В. Лыков, Л.М. Волобуева- под. ред. С. Ф. Егорова. М.: Академия, — 1999. -520 с.
- История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.- ред. М. Н. Колмакова, В. И. Логинова. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. — 477 с.
- Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет / В. Е. Каган // Вопр. психологии. 2000. — № 2. — С. 65−69.
- Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В. Г. Каменская. М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2005. — 288 с.
- Каменская, В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В. Г. Каменская, С. В. Зверева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 120 с.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. -М.: Моск. психол. социал. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 331 с.
- Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения: пер. с нем. / под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
- Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя дет. сада / Я. И. Ковальчук. М.: Просвещение, 1981. — 127 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Козлова, А.В., Работа ДОУ с семьёй: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина -М.:ТЦ Сфера, 2004.-110 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред, пед. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, 1998. — 432 с.
- Колесов, Д.В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. М.: Моск. психол.- социал. ин.: Флинта, 2000. — 176 с.
- Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста /Я.Л. Коломинский, Е. А. Панько. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. Т. 1 / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1992. — 656 с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1988. -145 с.
- Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: учеб. пособие / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 135 с.
- Кондаков, И.М. Психология: иллюстрир. словарь / И. М. Кондаков. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 783 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. — № 4. — С. 254 — 269.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). // Начальная школа. 2000. № 4. — С. 3 — 20.
- Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исслед. / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994. — 165 с.
- Красоткина, И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки / И. Красоткина // Дошкол. воспитание. 2003. — № 12. — С.44−50.
- Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 512 с.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 / под ред. А. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1978. — 452 с.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании / Н. К. Крупская. М.: Учпедгиз, 1959.-208 с.
- Крыгина, Н.Н. Основы психологии пола: учеб. пособие для студентов ун-ов / Н. Н. Крыгина. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 110 с.
- Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика) / Н. Б. Крылова, Е.А. Александрова- ред. М. А. Ушакова. М.: сент., 2005. — (Библиотека журнала «Директор школы" — Вып. № 2,2005 г.). — 207 с.
- Кудрявцева, Е.А., Воспитание детей в игре / Е. А. Кудрявцева, Градусова Л. В. М.: Академия, 1993. — 135 с.
- Кузнецов, И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. М.: Академия, 2005. — 452 с.
- Кустов, Л.М. Практика обработки и представления результатов педагогического исследования: учеб. пособие / Л. М. Кустов. Челябинск: Акме-Проф, 2006. — 172 с.
- Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.- Просвещение, 1983.-т. 1.С. 303 -323.
- Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. / А. А. Люблинская. изд. 2-е. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада. / Д.В. Менджерицкая- под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева М.: Айрис-пресс, 2006. — 224 с.
- Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод, пособие для воспитателей ДОУ / Н. В. Микляева. М.: Айрис -пресс, 2006. — 144 с.
- Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: метод, пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с.
- Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965.-248 с.
- Мухина, B.C. Психология дошкольника: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов и учащихся пед. училищ. / B.C. Мухина- под ред. JI.A. Венгер. М.: Просвещение, 1975.-239 с.
- Немов Р.С. Психология: учебник для пед. вузов: в 3 кн. кн.1: Общие основы психологии. / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: Владос, 2000. — 687 с.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность к школе: пособие для практ. психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова. -М.: Владос, 2001.-376 с.
- Новейший психологический словарь / под ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-512 с.
- Новиков, A.M. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / Новиков A.M. // Доп. образование. 2002. -№ 8.-С. 44−51.
- Новиков, A.M. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты / A.M. Новиков // Доп. образование 2002. — № 5. — с. 42.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- Российская акад. наук- Ин-т рус. яз. им В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997.-944 с.
- Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, JI.A. Венгер: под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. -271с.
- Пантина, Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве / Н. С. Пантина. -М.: Просвещение, 1996. 184 с.
- Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И. О. Пастухова. М.: Сфера, 2007. — 48 с.
- Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.- под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2004. — 432 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. Энцикл., 2003. — 528 с.
- Педагогическая энциклопедия: актуал. понятия соврем, педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Восток, 2003. — 274 с.
- Петровский, В.А. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский, Л. А. Смывина, Л. М. Кларина М.: Просвещение, — 1993. — 191 с.
- Подцъяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. шк. 2004. — 512 с.
- Полякова, М.Н. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе, готовимся к аттестации: метод, пособие для педагогов ДОУ / М. Н. Полякова. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 144 с.
- Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2006. — 688 с. 130. «Предшкольная пора»: программа обучения и развития детей 5 лет / под. ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вента — Граф, 2006. — 32 с.
- Проскура, Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. Киев: рад. шк., 1985. — 128 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: метод, пособие / под ред. Е. А. Стреблевой. М.: Полиграфсервис, 1998.- 105 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под. ред. JI.A. Венгера. М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
- Ращикулина, Е. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методолог, ориентиры / Е. Ращикулина // Дошкольное воспитание 2004. -№ 12.-С. 78−80.
- Реан, А.А. Как подготовить ребенка к школе / А. А. Реан, С. Н. Костромина. СПб: Питер, 1998. — 156 с.
- Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. -М.: Из-во Моск. психол. соц. ин-та, 2004. — 288 с.
- Репина, Т. А, Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. / Т. А. Репина. -М.: ВЛАДОС, 1995. 180 с.
- Репина, Т.А. Учиться искусству воспитания / Т. А. Репина, Т. П. Хризман. М.: ВЛАДОС, 1993. — 180 с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
- Романов, Е.В. Моделирование образовательных процессов в научно-творческой деятельности студентов / Е. В. Романов // Образование и наука. -2000.-№ 4 (6).-С. 78−83.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1993. — 2 т.
- Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. / под ред. Т. К. Каракаш. 3-е изд. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 1997.-119 с.
- Рябышева, Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: метод, пособие для воспитателей дет. садов, психологов, методистов, учителей нач. кл. и родителей / Е. В. Рябышева. Челябинск: ПБОЮЛ Петров А. И. 2002. — 116 с.
- Севостьянова, Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5−7 лет: индивид, занятия, игры, упражнения / Е. О. Севостьянова. -М.: ТЦ Сфера, 2005. -80 с.
- Сергеева, И.А. Тендерные различия произвольного внимания и памяти старших дошкольников / И. А. Сергеева // Психология XXI века: Тез. Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. СПб: 2001. — С. 251−252.
- Сергеева, И.А. Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе / И. А. Сергеева // Дошкол. педагогика. 2006. — № 5.-С.54−58.
- Сиденко, А. Вы начали эксперимент / А. Сиденко, В. Чернушевич // Народ, образование. 1997. — № 7. — С. 103 — 107.
- Сиротюк, A.JI. Дифференциация обучения на основе тендерного подхода / А. Л. Сиротюк //Нар. образование. 2003. № 8. — С.23−25
- Сиротюк, A.JI. Обучение детей с учетом психофизиологии: практ. рук. для учителей и родителей / A.JI. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика, педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. -150 с.
- Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. М.: АРКТИ. — 2004. — 80 с.
- Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1979. 396 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-288 с.
- Тельнюк, И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5- 6 лет в детском саду дис. канд. пед. наук / И. В. Тельнюк. СПб., 1999. — 180 с.
- Терещенко, М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М. Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск, 2006. — № 9. — С. 58 — 62.
- Терещенко, М.Н. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению / М. Н. Терещенко // Начальная школа плюс До и После.- Москва 2006. — № 7. — С. 58 — 62.
- Терещенко, М.Н. Особенности готовности к обучению в школе мальчиков и девочек / М. Н. Терещенко // Начальная школа плюс До и После.- Москва, 2007. — № 5. — С. 20 — 23.
- Унт, Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М.: Знание, 1990.-190 с.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для сред, пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1999. — 336 с.
- Урунтаева, Г. А. Помоги принцу найти Золушку: занимат. дидактика: задания для детей ст. дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение, 1994. — 144 с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. -М.: Наука, 1974, 2 т.
- Филиппова, С.О. Мир движения мальчиков и девочек / С. О. Филиппова. -М.: Детство-пресс, 2001. 110 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. -М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.
- Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. -М.: Просвещение, 1991. 288 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. / М. А. Холодная. М.: Просвещение, 1997. — 190 с.
- Хризман, Т.П. Мальчики и девочки два разных мира / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева. — СПб.: Тускарора, 2001. — 160 с.
- Чекалина, А.А. Тендерная психология / А. А. Чекалина. М.: «Ось-89», 2006.-256 с.
- Чейпи Дж. Готовность к школе: как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Дж. Чейпи. М.: Педагогика — пресс, 1992. -128 с.
- Шаграева, О.А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / О. А. Шаграева. М.: АРКТИ, 2002. — 189 с.
- Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей ст. дошкол. возраста / И. П. Шелухина. М.: ТЦ Сфера, 2006.-96 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. М.- СПб.: Наука, 1966.-280 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999.-360 с.
- Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, И. О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
- Maccobi, Е.Е. The development of sex differences / E.E. Maccobi. — Stanford- California: Stanford University Press, 1966. — 432 p.
- Maccobi, E.E. The psychology of sex differences / E.E. Maccobi, C.N. Jacklin. — Stanford- California, 1974. — 412 p.
- Maccoby, E.E. Gender and relationships: a developmental account / E.E. Maccody // American Psychologist. — 1990. — Vol. 45, № 11. — P. 513 529.
- MacNemar, Q. The Revision of the Stanford-Binet Scale / Q. MacNemar. -N.Y.: Wiley, 1942.- 342 p.