Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

П. Г. Марковой. Я. И. Ковальчук, Л. П. Князевой, Г. Е. Дикопольской. Их совместное использование позволяет глубоко и разносторонне изучить предмет нашего исследования и выявить педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. Опираясь на концептуальную идею, цель и предмет исследования, а также ориентируясь на основные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
    • 1. 1. Становление и развитие проблемы формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе в теории и на практике
    • 1. 2. Особенности формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
    • 1. 3. Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно — поисковая работа по формированию интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
    • 2. 1. Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе
    • 2. 3. Анализ и истолкование результатов опытно — поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование детей до школы было и остается важной педагогической задачей. Особую значимость в условиях продолжения модернизации российского образования и в новом нормативно-правовом контексте приобретает проблема преемственности дошкольного и начального общего образования, ядром которой является готовность детей к обучению в школе.

В документах Министерства образования РФ последних лет («Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», «Концепция Федеральной Целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг.») поставлена задача создания условий для обеспечения равных возможностей детям, находящимся на школьном старте. Предшкольное образование рассматривается как условие обеспечения доступности и качества школьного образования, которое будет выше, если цели, задачи и условия дошкольного образования соответствуют особенностям воспитанников.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что, несмотря на проводимую в дошкольных образовательных учреждениях работу по формированию готовности детей к обучению в школе, успешность их адаптации к системе школьного обучения остается невысокой. Это вызывает необходимость анализа форм и методов работы, направленной на развитие интеллектуального потенциала ребёнка, выявления причин ее неэффективности.

На научно-теоретическом уровне актуальность вызвана, тем, что в педагогической науке выделяют различные критерии и виды готовности: морфофункциональную (М.В. Антропова, С.М. Громбах), социально-психологическую (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович), мотивационную (Е.Е. Кравцова, В. Я. Панько, Н.И. Гуткина), коммуникативную (М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова), интеллектуальную (Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, А.В. Запорожец) готовность к обучению в школе, при этом не учитывается половая принадлежность ребенка-будущего школьника.

Ученые длительное время видели основной критерий готовности ребенка к школе только в уровне его умственного развития, точнее, в запасе тех знаний, представлений, с которыми ребенок приходит в школу. Именно широта круга представлений ребенка считалась гарантией успешного обучения в школе и прочной базой обретения знаний. Однако психологические и педагогические исследования, а также практика школьного обучения показали, что прямого соответствия между запасом представлений и тем общим уровнем умственного развития, который обеспечивает его интеллектуальную готовность к школьному обучению, нет.

Каждый ребенок имеет определенный уровень интеллектуального развития, который зависит от многих причин. Особенно ярко различия прослеживаются в развитии познавательных процессов детей разного пола, в связи, с чем необходимо учитывать их в процессе формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе.

На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что в отечественных и зарубежных исследованиях отмечаются различия мальчиков и девочек в эмоциональных реакциях и сфере самосознания, направленности интересов, способностях, личностных качествах. Так, психологи называют меньшую эмоциональность мальчиков в сравнении с девочками (А.П. Сопиков), их большую агрессивность (Р.Д. Парк, К. Левин), меньшую зависимость в поведении от взрослых (Цж. Каган, Б. Фагот), меньшую активность мальчиков в общественной жизни (Э.С. Соколова, В.П. Селиванов), разную направленность интересов мальчиков и девочек (Ю.А. Азаров, А.П. Лутошкин). В рамках дошкольной педагогики и психологии вопрос различий чаще рассматривается в контексте полоролевой социализации. В современной науке и практике малоисследованным остается вопрос о взаимосвязи пола ребенка и уровня его интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов-практиков позволили выявить противоречия:

— между социальной значимостью развития интеллекта детей и низким уровнем интеллектуальной готовности подрастающего поколения к обучению в школе;

— между необходимостью формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей и недостаточным уровнем теоретического осмысления данной проблемы в педагогической теориимежду необходимостью дифференцированного формирования интеллектуальной готовности дошкольников разного пола к обучению в современном образовательном учреждении и традиционно существующим образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении, не учитывающим интеллектуальные особенности мальчиков и девочек.

На основании вышеизложенных противоречий была сформулирована проблема исследования: недостаточная разработанность условий формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей».

Цель исследования — изучение, теоретическое обоснование и опытная апробация педагогических условий, обеспечивающих формирование интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

Объект исследования — процесс формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

В основу исследования положена гипотеза о том, что уровень интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе повысится, если:

— процесс ее формирования осуществляется в соответствии с индивидуально-дифференцированным подходом;

— разработана структурная модель формирования интеллектуальной готовности, отражающая особенности психического и личностного развития детей разного пола;

— будут созданы и учтены педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе: осуществление просвещения педагогов, использование дифференцированных дидактических упражнений в гомогенных группах, организация взаимодействия ДОУ и семьи.

На основании цели исследования и рабочей гипотезы были определены задачи исследования:

1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

2. На основе индивидуально-дифференцированного подхода разработать структурную модель формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность действия выявленных педагогических условий в процессе формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

Методологическую основу исследования составляют: диалектика как метод научного познания общественных явлений, положения философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В.В. Краевский), исследования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей (Т.И. Бабаева, А. В. Бурма, Я. И. Ковальчук, Л. П. Князева, И. Унт), идеи личностно-деятельностного подхода (Э.Ф. Зеер, C. J1. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн,.

И.С. Якиманская) — теория педагогического моделирования (Б.Г. Глинский, JI.M. Фридман, В.А. Штофф).

Теоретическую основу исследования составляют: исследования учения об особенностях психического развития дошкольников (A.JI. Венгер, JI.A. Венгер, J1.C. Выготский, B.C. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), концепция оптимизации интеллектуального развития дошкольников в процессе освоения системных знаний (В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков), научные положения о формировании готовности ребенка к обучению в школе (Л.И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, Т. В. Тарунтаева, А. П. Усова и другие), нейропсихологические исследования о природе пола (В.Д. Еремеева, В. Г. Каменская, Т.П. Хризман), исследования половых психических различий (Т.В. Бендас, М. Гариен, И. В. Грошев, К. Джеклин, В. Г. Каменская, И. С. Кон, Е. Маккоби, А.А. Чекалина).

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года (с последующими изменениями и дополнениями) — Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года от 25.10.2001 годаКонцепция дошкольного воспитанияКонцепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Федеральная программа развития образования (2006 — 2010 гг.).

База исследования: дошкольные образовательные учреждения г. Челябинска (МДОУ № 64, 333). За время проведения опытно-поисковой работы исследованием было охвачено 82 ребенка старшего дошкольного возраста (41 мальчик и 41 девочка), 16 педагогов ДОУ и 80 родителей.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические — анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование, эмпирические — наблюдение, анкетирование, беседы с детьми, интервьюирование, тестирование, опытно-поисковая работа, количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап исследования, констатирующий (2004 — 2005 гг.), включал изучение и анализ различных аспектов проблемы исследованияобоснование центральных идей, формулирование цели, задач, гипотезыразработку стратегического плана исследованияопределение методологии и методики опытно-поискового исследования. Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, прогнозирование, планирование, интервьюирование, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Второй этап исследования, формирующий (2005 — 2006 гг.), был направлен на проверку гипотезы исследования. Разрабатывались и внедрялись педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. На данном этапе использовались теоретические и эмпирические методы (прогнозирование, планирование, наблюдение, беседа).

Третий этап исследования, обобщающий (2006 — 2007 гг.), включал систематизацию и обобщение результатов исследования, уточнению теоретических положений, формулирование выводов и оформление диссертации. Основные методы исследования: количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— на основе индивидуально-дифференцированного подхода разработана структурная модель формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей;

— определены педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе: осуществление просвещения педагоговиспользование дифференцированных дидактических упражнений в гомогенных группахорганизация взаимодействия ДОУ и семьи.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— в теории дошкольной педагогики получила дальнейшее развитие проблема формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей;

— конкретизировано понятие «интеллектуальная готовность к школьному обучению», которое трактуется нами как способность к выполнению учебной деятельности на основе развития мыслительных операций, речи, познавательной активности, осведомленности детей с учетом их половых особенностей.

Практическая значимость исследования заключается:

— в разработке и апробации структурной модели формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей, которая обеспечивает целенаправленное формирование готовности детей разного пола к обучению в условиях образовательного процесса ДОУ;

— во внедрении в образовательный процесс ДОУ педагогических условий формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе;

— в возможности использования материалов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использованием комплекса современных методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью исследовательской выборки, использованием математических методов обработки результатов и оценки их достоверности, статистической значимостью экспериментальных данных, итогами внедрения в практику разработанных материалов в других дошкольных образовательных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

— участия автора в работе: IV Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования» (г. Челябинск, 2005) — Межрегиональной научно-практической конференции «Начальное образование: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации» (г. Челябинск, 2005) — Международной научно-практической конференции «Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика» (г. Пермь, 2005) — IV Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития» (г. Челябинск, 2006) — Международной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение профессионального образования» (г. Челябинск, 2006) — V Международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования» (г. Екатеринбург, 2007) — Международной научно-практической конференции факультета начального образования СГПУ «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях модернизации образования» (Самара, 2006) — V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста» (г. Челябинск, 2007);

— публикации результатов исследования в научных вестниках сборниках (Челябинск, 2004, 2005,2006, 2007; Воронеж 2006, Москва 2006, 2007; Костанай 2007, Нижний Новгород 2005, 2006);

— выступлений на заседаниях кафедры педагогики и психологии детства факультета дошкольного образования ЧГПУ (2004 — 2007 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при формировании интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе обеспечит повышение уровня интеллектуальной готовности, благодаря учету индивидуальных и половых особенностей детей.

2. Структурная модель формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе, отражающая особенности формирования готовности к обучению в школе мальчиков и девочек.

3. Эффективность формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе предопределяется соблюдением следующих условий: осуществление просвещения педагоговиспользование дифференцированных дидактических упражнений в гомогенных группахорганизация взаимодействия ДОУ и семьи.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка. Текст изложен на 165 страницах, содержит 29 таблиц, 10 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. Опытно-поисковая работа, направленная на проверку выдвинутой в исследовании гипотезы, осуществлялась на базе дошкольных образовательных учреждений № 64 и № 333 города Челябинска в период с 2004 — 2007 год. Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Целью констатирующего этапа работы явилось выявление исходного уровня сформированности интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. Результаты констатирующего этапа позволяют говорить о недостаточном уровне интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

2. С целью подтверждения и уточнения выдвинутой гипотезы нами был проведён формирующий этап опытно-поисковой работы в соответствии с педагогическими условиями формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе.

3. С целью подтверждения гипотезы исследования были проведены промежуточный и контрольный срезы, направленные на определение динамики уровня сформированности интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе, а также на выявление эффективности предложенных педагогических условий. Сравнительный анализ нулевого, промежуточного и контрольного срезов показал, что в опытной группе, где реализовались все три педагогические условия, как мальчики, так и девочки в большинстве своем достигли желаемого уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе по сравнению с детьми других групп. Объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью методов математической статистики, что в целом подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования.

Заключение

.

Диссертация выполнялась в общем контексте основных приоритетов государственной политики в области образования, ведущих направлений модернизации российского образования. Исследование проблемы показало, что оно отвечает возросшей потребности государства и общества в необходимости предшкольной подготовки, суть которой заключается в выравнивании стартовых возможностей детей, поступающих в школу. Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем образования.

Проблему готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе рассматривали многие ученые: Т. В. Тарунтаева, JI.E. Журова, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Д. П. Озубел и другие. Особое внимание уделялось интеллектуальной готовности к обучению в школе, так как именно в развитии интеллектуальных способностей мы видим основу успешности обучения.

В исследовании мы придерживаемся понимания интеллектуальной готовности к школьному обучению как одного из компонентов готовности, предполагающего определенный уровень развития познавательных процессов. В процессе формирования интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе учитываются возрастные и индивидуальные особенности, но до последнего времени не рассматривался вопрос о половых различиях в уровне готовности детей. Мы определили специфику развития познавательных процессов мальчиков и девочек, выявили особенности формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. При выборе концептуального основания нашего исследования мы основывались на таких подходах, как личностно-деятельностный подход, который представлен в исследованиях К.А. Абдульхановой-Славской, М. Я. Басова, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман, дифференцированный подход в области образования, которым занимались Г. Краус, И. З. Унт, И. М. Чередов, И. С. Якиманская, индивидуальный подход, которому посвящены исследования Н. В. Литвиной,.

П.Г. Марковой. Я. И. Ковальчук, Л. П. Князевой, Г. Е. Дикопольской. Их совместное использование позволяет глубоко и разносторонне изучить предмет нашего исследования и выявить педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. Опираясь на концептуальную идею, цель и предмет исследования, а также ориентируясь на основные положения деятельностного и индивидуально-дифференцированного подхода, на особенности образовательного процесса в ДОУ мы выявили теоретически обосновали педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе: 1) осуществление просвещения педагогов- 2) использование дифференцированных дидактических упражнений в гомогенных группах- 3) организация взаимодействия ДОУ и семьи.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы нами были определены критерии и уровни сформированности интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы свидетельствуют о преобладании низкого и среднего уровней интеллектуальной готовности к обучению в школе как мальчиков, так и девочек, хотя по большинству критериев результаты девочек незначительно выше, чем мальчиков. Следовательно, деятельность по формированию интеллектуальной готовности детей к обучению в школе организована не на должном уровне: не учитываются особенности формирования интеллектуальной готовности детей разного пола.

Опытная проверка выдвинутых педагогических условий осуществлялась в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы. Положительные изменения в уровне готовности детей к обучению в школе были зафиксированы во всех опытных группах, но наиболее значительными они были в группах, где проверялись все три педагогические условия.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что цель и задачи, поставленные в исследовании, решены. Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы. Эффективность процесса формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе достигается за счет учета интеллектуальных особенностей детей разного пола и реализации сформированных нами педагогических условий.

Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: поиск, разработка и внедрение новых педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе, отработка преемственности данной проблемы в начальном звене школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: -конспект лекций / В. А. Аверин. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2000. — 170с.
  2. , А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-256 с.
  3. , Р. Готов ли ваш ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах / Р. Айзман, Г. Жарова, Г. Вартапетова, Е. Петрова. М.: НЦ ЭНАС, 2006. — 208 с.
  4. , М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М.: Академия, 1997. 400 с.
  5. , Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  6. , А. Дифференциальная психология / А. Анастази. М.: Апрель-пресс- Эксмо-пресс, 2001.-280 с.
  7. , Г. И. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: учеб. пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.
  8. , В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
  9. , А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. И. Костромина. М.: Эксмо-пресс, 2000. — 120 с.
  10. , Т.И. У школьного порога / Т. И. Бабаева. М.: Просвещение, 1993.-258 с.
  11. , Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в ДОУ / Т. И. Бабаева. СПб., 1990. — 60 с.
  12. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  13. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  14. , JI.A. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении / JI.A. Баландина, В. Г. Гаврилова, И. А. Горбачева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 288 с.
  15. , И.А. Учись, играя: тренировка интеллекта: игры и тесты для детей 5−7 лет / И. А. Барташникова, А. А, Барташников. Харьков: Фолио, 1997.-412 с.
  16. М.Я. Избранные психологические произведения / под. ред. В. Н. Мясищева, B.C. Мерлина. М.: педагогика, 1975. — 432 с.
  17. , М.М. Как подготовить ребенка к школе / М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Н. К. Князева. М.: Академия, 1994. — 155 с.
  18. , М.М. Готов ли ребенок к школе? / М. М. Безруких. М.: Вентана-Граф, 2004. — 63 с.
  19. , М.М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей. 2-е изд., стер. / М. М. Безруких. — М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
  20. К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы, и методы / К. Ю. Белая. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
  21. , Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПб.- М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-160 с.
  22. П.П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 695 с.
  23. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  24. , Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. М.: Академия, — 1997.-240 с.
  25. , Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек / Н. Бочарова // Дошк. воспитание. 1997. — № 12. — С. 23 — 25.
  26. , М.Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М. Ю Бужигеева // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 29−35.
  27. , Р.С. Готовим детей к школе: книга для воспитателя детского сада / Р. С. Буре. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  28. , А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, JI.A. Бахтурина, И. И. Кабитина. М.: Просвещение, 1990. — 210 с.
  29. , О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательных школ в процессе становления рыночных отношений: дис.. канд. пед. наук Ваценков О. В. Екатеринбург, 1993.-180 с.
  30. Введение в тендерные исследования: учеб. пособие / И. В. Костикова, А. В. Митрофанова, Ю.В. Градсков- под ред. И. В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.
  31. , JI.A. Готов ли ваш ребенок к школе? / JI.A. Венгер, A.JI. Венгер. -М.: Знание, 1994. -234 с.
  32. , JI.A. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» / JI.A. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  33. , A.JI. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, JI.A. Венгер. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  34. , Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. М.: АРКТИ, 2003. — 205 с.
  35. , Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М.: 2006. -144 с.
  36. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практ. работников дошк. Образоват. учреждений. 3-е изд., испр. и доп. / авт. сост.: Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. -М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
  37. , Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопр. психологии 1993. — № 2. — С. 63 — 71.
  38. , Е.Н. История одного детства / Е. Н. Водовозова. СПб.: Веско, 1992.-288 с.
  39. Возрастная динамика характеристик памяти мальчиков и девочек 6−12 лет / Н. Л. Горбачевская, Л. П. Якупова, Е. Ю. Давыдова, А. Е. Назаренко // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: тез. докл. 24 26 сент. 1997 г.-М., 1997.-С. 25.
  40. , Б.С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: «Ось-89», 2004. — 192 с.
  41. , Л.С. Возрастная и педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Академия, 1998. — 325 с.
  42. , Л.С. Собрание сочинений: в 2-й том / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1982.-251 с.
  43. , Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. 2-е изд. — М.: Акад. проект, 2005. — 256 с.
  44. , М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: пер. с англ. / М. Гариен. М.: Астрель: ACT, 2004. — 301 с.
  45. Тендерная психология: учеб. пособие / под ред. Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2006.-431 с.
  46. , В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека / В. А. Геодакян // Человек в системе наук. М., 1989. — С. 33 — 35.
  47. , А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений. (Концепция образования детей дошкольного возраста) / А.Г.
  48. Гогоберидзе // «Управление ДОУ» Научно-практический журнал. М.: ТЦ Сфера, 2006.-№ 1.-С. 10−20.
  49. , Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. М.: Скрипторий, 2003. — 80 с.
  50. Готов ли Ваш ребенок к школе? / В. Г. Каменская, JI.B. Томанов, С. В. Зверева, Е. И. Шапиро. СПб.: Детство пресс, 1996. — 112 с.
  51. Готовность детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, A.JI. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова. Томск: Пеленг, 1992. — 100 с.
  52. Готовность к школе: руководство практ. психолога: метод. Пособие для детск. Практ. психологов учреждений образования / под. ред И. В. Дубровиной. -М.: Наука: Академия, 1995. 121 с.
  53. , И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И. В. Грошев. -М.: Изд. Моск. психол. соц. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2005.-464 с.
  54. , Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. / Н. И. Гуткина. — М.: Академ. Проект, 2000. — 184 с.
  55. Детская практическая психология: учебник / под ред. Т. Д. Марцинковского. -М.: Гардарика, 2003. 255 с.
  56. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Программа и методические указания / под ред. Н. А. Фомина, В. Н. Худякова, B.C. Зайцевой. -Челябинск, 1992.-51 с.
  57. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /под ред. JI.A. Венгера. -М.: «Просвещение», 1973. — 1 Юс.
  58. , Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада. 2-е изд. / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др.- науч. рук. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2004. — 78 с.
  59. , Т.Н. На пороге школы: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6−7 лет по программе «Радуга" — 2-е изд. /
  60. Т.Н. Доронова, Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова и др.- сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2003. — 160 с.
  61. Дошкольное образование в России, сб. действующих нормативно-правовых док. и науч. метод, материалов. — М.: ACT, 1996. — 156 с.
  62. , В.Д. Мальчики и девочки. Учить по разному, любить по разному / В. Д. Еремеева. Самара: учеб. лит., 2005. — 160 с.
  63. , О.Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. М.: Знание, 1987. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология- № 9).
  64. , В.И. Практическая методология педагогического поиска /
  65. B.И. Загвязинский. Тюмень: Легион-Групп, 2005. — 72 с.
  66. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для пед. вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Академия, 2001.-208 с.
  67. , О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. / О. Л. Зверева. М.: Сфера 2003. — 54 с.
  68. , С.В. Особенности готовности к школе мальчиков и девочек /
  69. C.В. Зверева//Дошкол. педагогика. -2003. № 4. — С. 14−18.
  70. , С.В. Раздельное воспитание мальчиков и девочек / С. В. Зверева // Дошкол. педагогика. 2002. — № 7. — С. 12−14.
  71. , Л.И. Готовность к школьному обучению / Л. И. Земцова, Е. Ю. Сушкова. -М.: Просвещение, 1988. 180 с.
  72. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. / И. А. Зимняя. -М.: ВЛАДОС, 1999. 195 с.
  73. Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми: науч. попул. мед. лит.: для матерей / Ю. Ф. Змановский. — М.: Медицина, 1989. — 125 с.
  74. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.-286 с.
  75. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / JI.A. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова и др. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  76. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 518 с.
  77. , М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М. Н. Ильина. СПб.: Питер, 2007. — 205 с.
  78. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия. / сост. С. В. Лыков, Л.М. Волобуева- под. ред. С. Ф. Егорова. М.: Академия, — 1999. -520 с.
  79. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.- ред. М. Н. Колмакова, В. И. Логинова. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. — 477 с.
  80. , В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет / В. Е. Каган // Вопр. психологии. 2000. — № 2. — С. 65−69.
  81. , В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В. Г. Каменская. М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2005. — 288 с.
  82. , В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В. Г. Каменская, С. В. Зверева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 120 с.
  83. П.Ф. Детская и педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. -М.: Моск. психол. социал. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 331 с.
  84. , Г. Введение в дифференциальную психологию учения: пер. с нем. / под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  85. , Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя дет. сада / Я. И. Ковальчук. М.: Просвещение, 1981. — 127 с.
  86. , Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  87. , А.В., Работа ДОУ с семьёй: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина -М.:ТЦ Сфера, 2004.-110 с.
  88. , С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред, пед. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, 1998. — 432 с.
  89. , Д.В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. М.: Моск. психол.- социал. ин.: Флинта, 2000. — 176 с.
  90. , Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста /Я.Л. Коломинский, Е. А. Панько. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  91. Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. Т. 1 / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1992. — 656 с.
  92. Кон, И. С. Ребенок и общество. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1988. -145 с.
  93. , Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: учеб. пособие / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 135 с.
  94. , И.М. Психология: иллюстрир. словарь / И. М. Кондаков. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 783 с.
  95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. — № 4. — С. 254 — 269.
  96. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). // Начальная школа. 2000. № 4. — С. 3 — 20.
  97. , Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  98. , В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исслед. / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994. — 165 с.
  99. , И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки / И. Красоткина // Дошкол. воспитание. 2003. — № 12. — С.44−50.
  100. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 512 с.
  101. , Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 / под ред. А. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1978. — 452 с.
  102. Н.К. О дошкольном воспитании / Н. К. Крупская. М.: Учпедгиз, 1959.-208 с.
  103. , Н.Н. Основы психологии пола: учеб. пособие для студентов ун-ов / Н. Н. Крыгина. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 110 с.
  104. Н.Б. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика) / Н. Б. Крылова, Е.А. Александрова- ред. М. А. Ушакова. М.: сент., 2005. — (Библиотека журнала «Директор школы" — Вып. № 2,2005 г.). — 207 с.
  105. , Е.А., Воспитание детей в игре / Е. А. Кудрявцева, Градусова Л. В. М.: Академия, 1993. — 135 с.
  106. , И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. М.: Академия, 2005. — 452 с.
  107. , Л.М. Практика обработки и представления результатов педагогического исследования: учеб. пособие / Л. М. Кустов. Челябинск: Акме-Проф, 2006. — 172 с.
  108. , А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.- Просвещение, 1983.-т. 1.С. 303 -323.
  109. , А.А. Воспитателю о развитии ребенка. / А. А. Люблинская. изд. 2-е. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  110. , Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада. / Д.В. Менджерицкая- под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  111. Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  112. , Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева М.: Айрис-пресс, 2006. — 224 с.
  113. , Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод, пособие для воспитателей ДОУ / Н. В. Микляева. М.: Айрис -пресс, 2006. — 144 с.
  114. Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: метод, пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с.
  115. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965.-248 с.
  116. , B.C. Психология дошкольника: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов и учащихся пед. училищ. / B.C. Мухина- под ред. JI.A. Венгер. М.: Просвещение, 1975.-239 с.
  117. Р.С. Психология: учебник для пед. вузов: в 3 кн. кн.1: Общие основы психологии. / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: Владос, 2000. — 687 с.
  118. , Н.В. Психолого-педагогическая готовность к школе: пособие для практ. психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова. -М.: Владос, 2001.-376 с.
  119. Новейший психологический словарь / под ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-512 с.
  120. , A.M. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / Новиков A.M. // Доп. образование. 2002. -№ 8.-С. 44−51.
  121. , A.M. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты / A.M. Новиков // Доп. образование 2002. — № 5. — с. 42.
  122. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- Российская акад. наук- Ин-т рус. яз. им В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997.-944 с.
  123. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, JI.A. Венгер: под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. -271с.
  124. , Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве / Н. С. Пантина. -М.: Просвещение, 1996. 184 с.
  125. , И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И. О. Пастухова. М.: Сфера, 2007. — 48 с.
  126. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.- под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2004. — 432 с.
  127. Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. Энцикл., 2003. — 528 с.
  128. Педагогическая энциклопедия: актуал. понятия соврем, педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Восток, 2003. — 274 с.
  129. , В.А. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский, Л. А. Смывина, Л. М. Кларина М.: Просвещение, — 1993. — 191 с.
  130. , Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
  131. , В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. шк. 2004. — 512 с.
  132. , М.Н. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе, готовимся к аттестации: метод, пособие для педагогов ДОУ / М. Н. Полякова. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 144 с.
  133. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2006. — 688 с. 130. «Предшкольная пора»: программа обучения и развития детей 5 лет / под. ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вента — Граф, 2006. — 32 с.
  134. , Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. Киев: рад. шк., 1985. — 128 с.
  135. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: метод, пособие / под ред. Е. А. Стреблевой. М.: Полиграфсервис, 1998.- 105 с.
  136. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под. ред. JI.A. Венгера. М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
  137. , Е. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методолог, ориентиры / Е. Ращикулина // Дошкольное воспитание 2004. -№ 12.-С. 78−80.
  138. , А.А. Как подготовить ребенка к школе / А. А. Реан, С. Н. Костромина. СПб: Питер, 1998. — 156 с.
  139. , Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. -М.: Из-во Моск. психол. соц. ин-та, 2004. — 288 с.
  140. Репина, Т. А, Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. / Т. А. Репина. -М.: ВЛАДОС, 1995. 180 с.
  141. , Т.А. Учиться искусству воспитания / Т. А. Репина, Т. П. Хризман. М.: ВЛАДОС, 1993. — 180 с.
  142. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  143. , Е.В. Моделирование образовательных процессов в научно-творческой деятельности студентов / Е. В. Романов // Образование и наука. -2000.-№ 4 (6).-С. 78−83.
  144. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1993. — 2 т.
  145. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. / под ред. Т. К. Каракаш. 3-е изд. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 1997.-119 с.
  146. , Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: метод, пособие для воспитателей дет. садов, психологов, методистов, учителей нач. кл. и родителей / Е. В. Рябышева. Челябинск: ПБОЮЛ Петров А. И. 2002. — 116 с.
  147. , Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5−7 лет: индивид, занятия, игры, упражнения / Е. О. Севостьянова. -М.: ТЦ Сфера, 2005. -80 с.
  148. , И.А. Тендерные различия произвольного внимания и памяти старших дошкольников / И. А. Сергеева // Психология XXI века: Тез. Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. СПб: 2001. — С. 251−252.
  149. , И.А. Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе / И. А. Сергеева // Дошкол. педагогика. 2006. — № 5.-С.54−58.
  150. , А. Вы начали эксперимент / А. Сиденко, В. Чернушевич // Народ, образование. 1997. — № 7. — С. 103 — 107.
  151. , A.JI. Дифференциация обучения на основе тендерного подхода / А. Л. Сиротюк //Нар. образование. 2003. № 8. — С.23−25
  152. , A.JI. Обучение детей с учетом психофизиологии: практ. рук. для учителей и родителей / A.JI. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.
  153. , М.Н. Методология и методика, педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. -150 с.
  154. , О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. М.: АРКТИ. — 2004. — 80 с.
  155. , В.А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1979. 396 с.
  156. , Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-288 с.
  157. , И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5- 6 лет в детском саду дис. канд. пед. наук / И. В. Тельнюк. СПб., 1999. — 180 с.
  158. , М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М. Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск, 2006. — № 9. — С. 58 — 62.
  159. , М.Н. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению / М. Н. Терещенко // Начальная школа плюс До и После.- Москва 2006. — № 7. — С. 58 — 62.
  160. , М.Н. Особенности готовности к обучению в школе мальчиков и девочек / М. Н. Терещенко // Начальная школа плюс До и После.- Москва, 2007. — № 5. — С. 20 — 23.
  161. Унт, Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М.: Знание, 1990.-190 с.
  162. , Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для сред, пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1999. — 336 с.
  163. , Г. А. Помоги принцу найти Золушку: занимат. дидактика: задания для детей ст. дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение, 1994. — 144 с.
  164. , К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. -М.: Наука, 1974, 2 т.
  165. , С.О. Мир движения мальчиков и девочек / С. О. Филиппова. -М.: Детство-пресс, 2001. 110 с.
  166. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. -М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.
  167. , Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. -М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  168. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. / М. А. Холодная. М.: Просвещение, 1997. — 190 с.
  169. , Т.П. Мальчики и девочки два разных мира / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева. — СПб.: Тускарора, 2001. — 160 с.
  170. , А.А. Тендерная психология / А. А. Чекалина. М.: «Ось-89», 2006.-256 с.
  171. Дж. Готовность к школе: как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Дж. Чейпи. М.: Педагогика — пресс, 1992. -128 с.
  172. , О.А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / О. А. Шаграева. М.: АРКТИ, 2002. — 189 с.
  173. , И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей ст. дошкол. возраста / И. П. Шелухина. М.: ТЦ Сфера, 2006.-96 с.
  174. В.А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. М.- СПб.: Наука, 1966.-280 с.
  175. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999.-360 с.
  176. , Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, И. О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
  177. Maccobi, Е.Е. The development of sex differences / E.E. Maccobi. — Stanford- California: Stanford University Press, 1966. — 432 p.
  178. Maccobi, E.E. The psychology of sex differences / E.E. Maccobi, C.N. Jacklin. — Stanford- California, 1974. — 412 p.
  179. Maccoby, E.E. Gender and relationships: a developmental account / E.E. Maccody // American Psychologist. — 1990. — Vol. 45, № 11. — P. 513 529.
  180. MacNemar, Q. The Revision of the Stanford-Binet Scale / Q. MacNemar. -N.Y.: Wiley, 1942.- 342 p.
Заполнить форму текущей работой