Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация интерактивных технологий обучения в процессе предпрофильной подготовки учащихся сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап (2001;2002 гг.) — выявление исходных теоретических и методологических основ исследования. На этом этапе осуществлялась выборка для проведения констатирующего эксперимента, была проведена поисковая работа по выявлению образовательных потребностей сельского населения Балтасинского района Республики Татарстан, основных противоречий в образовательной практике сельских школ, от решения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты реализации интерактивных технологий обучении в процессе профилизации образования в сельской школе
    • 1. 1. Сущность и особенности предпрофильной подготовки в образовательном пространстве сельской школы
    • 1. 2. Модульное проектирование элективных курсов как фактор интеграции предпрофильного обучения в образование
    • 1. 3. Структурно-содержательная характеристика интерактивных технологий обучения в контексте профилизации образования
  • Выводы по I главе
  • Глава 2. Дидактическое обеспечение процесса реализации интерактивных технологий обучения в условиях предпрофильной подготовки учащихся сельской школы
    • 2. 1. Научно-практическое обоснование дидактических условий реализации интерактивных технологий обучения в процессе профилизации гуманитарного образования в сельской школе
    • 2. 2. Методы интерактивного обучения сельских школьников при изучении элективных курсов, входящих в модульную программу «Профессии филологического профиля»

    2.3. Методика организации, ход и результаты опытпо-эксперимепталыюй работы по проверке эффективности дидактических условий реализации интерактивных технологий обучения в процессе предпрофильной подготовки учащихся.

    Выводы по II главе.

Реализация интерактивных технологий обучения в процессе предпрофильной подготовки учащихся сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одна из задач модернизации образования — формирование у учащихся способностей действовать и быть успешными, усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, правильно строить общение с другими людьми, кооперировать имеющиеся у них интеллектуальные ресурсы для достижения общих целей.

На успешное социальное становление личности ученика направлено профильное обучение, в то время как предпрофильная под-готовка содействует осознанному выбору школьниками профиля дальнейшего обучения в старшей школе. В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

Сегодня система предпрофильной подготовки в основной школе органически вписалась в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений России и является неотъемлемой его частью. Именно в основной школе (I — IX классы), по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания, чему способствует введение курсов по выбору в ходе предпрофильной подготовки учащихся.

В условиях сельской школы данные курсы приобретают еще большую значимость. Разнообразные, небольшие по объему элективные курсы, содержащие интересные профессионально значимые эпизоды, зачастую выходящие за рамки содержания общеобразовательных дисциплин, позволяют девятиклассникам выбрать направление дальнейшего профиля обучения и профессиональной деятельности обдуманно, реально оценив свои способности и наклонности. Задача школы состоит в том, чтобы предоставить учащимся наибольший выбор таких курсов.

Представители отечественной педагогической науки внесли значительный вклад в рассмотрение проблемы организации предпрофильпой подготовки и профильного обучения: А. А. Пинский (основы предпрофильной подготовки в 9-х классах) — Е. А. Климов (теоретические основы профконсультации) — А. Г. Каспржак (элективные курсы в школе) — Б. А. Федоришин (системный подход к профессиональной информации школьников) — Л, В. Байбородова (концепция профильного обучения сельских школьников) — Н. Ф. Гейжан (модель содержания и этапы профессионального консультирования) — М. Гурьянова (модели и рсики профильного обучения в сельской школе) — Н. С. Пряжников (игровые технологии в групповом консультировании) — И. В. Кузнецова (процедура принятия решения в выборе профессии) — Д. А. Метелкип (диагностика учебно-методической готовности учащихся к профильному обучению) — Н. Наумов (профильное обучение в сельской малокомплектной школе) — А. К. Осинский (роль саморегуляции в формировании активной личности) — А. А. Остапенко (реализация концепции профильного обучения в сельской школе) — П. Д. Новиков (становление системы профильного обучения школьников в условиях сельского района) — А. И. Ростунов (формирование профессиональной пригодности) — С. Н. Никифоров (роль профсссиоведения в качестве информационной базы выбора профессии) — С. Н. Чистякова (профильное обучение) — Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутчепков, Е. Е. Федотова (зарубежный опыт создания портфолио в профильном обучении), О. А. Прасолова (успешная организация предпрофильпой подготовки учащихся) — Г. Ч. Тахтамышева (профильное обучение в сельской школе) — Н. М. Ладушкина (моделирование индивидуальной предпрофильной подготовки) — И. В. Фролов (уровневая дифференциация в сельской школе с профильным обучением) и др.

Проблемы профессионального самоопределения рассматриваются в работах отечественных ученых Б. Г. Анапьева, В. Л. Бодрова,.

М.Р.Гинзбурга, А. А. Дергача, В. Г. Зазыкина, Е. М. Ивановой, Е. А. Климова,.

И.С.Кона, А. Н. Леонтьева, А. К. Маркова, В. Н. Мяеищева, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др.

В ряде диссертационных работ последних лет раскрывается педагогический аспект предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе и в сельской школе (Е.А.Богданова, Е. А. Вербичева, О. Р. Хуказова и др.), сущность интерактивного процесса преподавания (В.В.Клыков, А. П. Паифилова, И. С. Пешня, Р. М. Рафикова, В. Д. Назарова и ДР-).

Для нашей работы имели значения исследования по проблемам структурирования и организации учебного материала (Ю.К.Бабанский,.

B.П.Беспалько, В. И. Загвязинский, Л. Я. Зорина Б.И.Коротяев, Ч. Куписевич, Б. Т. Лихачёв, Л. К. Хабибуллина, С.А.Шапоринский) — использования технологии проблемно-модульного обучения (Е.М.Дурко, Г. И. Ибрагимов,.

C.И.Куликов, М. И. Махмутов, П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов и др.). Специфике сельских школ в педагогической науке посвящены работы.

Р.А.Лкбашева, Л. В. Байбородовой, Г. Н. Волкова, Г. Г. Габдуллипа, И. Р. Идрисова, В. В. Копусовой, М. И. Рожкова, А. Н. Хузиахметова,.

A.П.Чернявской и др.

В сельских школах Республики Татарстан, где обучение ведется преимущественно на татарском языке (78% школ), особенно остро встает вопрос об учебно-методическом обеспечении предпрофильной подготовки учащихся через организацию курсов по выбору: большинство рекомендуемых в России курсов излагается на русском языке. Возникает проблема — на каком языке предлагать элективные курсы. Если на русском, то изложение курса должно быть интерактивным, погружающим ученика в русскую языковую среду.

Исследованием сущности, развития педагогических технологий в России занимались М. Е. Бершадский, В. П. Беспалько, В. И. Боголюбова,.

B.А.Бухвалов, А. К. Гастев, В. К. Дьяченко, О. Епишева, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, М. М. Левипа, В. Я. Овакимян, А. Я. Савельев, Г. К. Селевков зарубежной педагогике Р. Глейзер, П. Грехем, М. Грин, Дж. Дыои, А. Ламсдейн, Л. Ларсон, М. Канеко, В. Н. Кобаяши, П. Д. Митчелл, К. Ричмонд, Р. Н. Томас, Л. Элтоп и др.

Для нашего исследования особое значение имели работы, посвященные личностно-ориентированным интерактивным образовательным технологиям.

Было установлено, что особенности использования таких технологий, а также особенности предпрофильной подготовки в сельской школе (технология построения элективных курсов, методы предпрофилыюго обучения) еще недостаточно изучены.

Анализ исследований по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет говорить о недостаточной психолого-педагогической и лингводидактической подготовленности сельского учителя к этой работе, хотя известно, что многие элективные курсы содержат в себе большой педагогический потенциал для успешной реализации предпрофильной подготовки, а значит и социализации учащегося. Однако преподавание элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки зачастую строится на основе информационной, а не интерактивной парадигмы образования.

Таким образом, анализ образовательной практики показывает, что па сегодняшний день существует противоречие между требованием организации предпрофильной подготовки в сельской школе и неразработанностью интерактивных технологий, позволяющих осуществить такую подготовку в двуязычных условиях.

Это общее противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы: каковы дидактические условия реализации интерактивных технологий обучения в процессе предпрофильной подготовки учащихся сельской школы.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации «Реализация интерактивных технологий обучения в процессе предпрофилыюй подготовки учащихся сельской школы».

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация дидактических условий интерактивного обучения в процессе предпрофилыюй гуманитарной подготовки учащихся сельской школы.

Объект исследования: процесс предпрофильной подготовки учащихся сельской школы.

Предмет исследования: дидактические условия реализации интерактивных технологий в процессе предпрофилыюй гуманитарной подготовки учащихся сельской школы. •.

В своем исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой реализация интерактивных технологий в процессе предпрофилыюй гуманитарной подготовки учащихся сельской школы должна быть успешной, если осуществить комплекс дидактических условий:

•системный мониторинг профориентации и предпрофильной подготовки учащихся сельской школы в двуязычной татарско-русской среде;

•проектирование и реализация модульной программы элективных курсов «Профессии филологического профиля» иа основе учета региональных, кадровых, иационально-культурных потребностей, принципов целостности знаний, информативности, на основе выделения инвариантных компонентов (модульных центров), усиливающих уровень теоретического обобщения межпредметных знаний;

•построение интерактивных технологий на основе алгоритма: мотивация на разрешение проблемы, зиание-воспроизведение, осмысление-передача, перенос-творчество, диагностика-оценка;

•комплексная информационно-компьютерная и мультимедийная поддержка элективных курсов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности предпрофильной подготовки учащихся в сельской школе.

2. Раскрыть структуру и содержание интерактивных технологий обучения в контексте предпрофильной подготовки в сельской школе.

3. Разработать содержание и методы интерактивного обучения сельских школьников при изучении элективных курсов, входящих в модульную программу «Профессии филологического профиля».

4. Обосновать и экспериментально доказать эффективность разработанных дидактических условий реализации интерактивных технологий обучения в процессе гуманитарной предпрофильной подготовки учащихся сельской школы.

Методологическую базу исследования составили идеи гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения (Ш.А.Амонашвили, П. Ф. Каптерев и др.) — психолого-педагогические теории эффективного развития личности в процессе обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер и др.) — основные положения теории общения (А.А.Леоитьев, Б. Ф. Ломов, М. С. Каган и др.) — теории речевой деятельности и языковой личности (Н.И.Жинкин, Ю. Н. Караулов, В. Ф. Габдулхаков, Л. З. Шакирова и др.) — теории содержания образования (В.С.Леднев, И. Я. Лернер, В. А. Опищук, А. В. Хуторский, С. Н. Чистякова и др.) — теории индивидуализации учебной деятельности (В.В.Давыдов, А. В. Захарова,.

A.Л.Кирсанов, И. Упт), концепции, раскрывающие особенности профессионального и личностного самоопределения личности (М.Р.Гипзбург, Р. Г. Камеиский, А. К. Маркова, А. К. Осницкий,.

B.Д.Шадриков и др.) — теоретическое осмысление предмета, сущности и коннотации понятия «педагогическая технология» (В.И.Боголюбов, В. В. Гузеев, В. К. Дьяченко, И. К. Журавлев, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, М. М. Левина, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка эффективности выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов исследования:

— общетеоретических: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение при изучении педагогической, методической, психологической, специальной литературы, нормативных документов об образовании и осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения;

— логических и сравнительно-аналитических: изучение накопленного российского и республиканского опыта по осуществлению предпрофильной подготовки;

— эмпирических: опрос, педагогический эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, диагностирование, анкетирование, беседа, моделирование, самоанализ, самооценка учащихся.

Онытно-экспериментальная база исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения: Балтасинская средняя школа, Пижмарипская школа, Смаильская школа Балтасипского района Республики Татарстан. В исследовании приняло участие 343 учащихся, 114 родителей, 4 учителя, 3 школьных психолога.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2001;2002 гг.) — выявление исходных теоретических и методологических основ исследования. На этом этапе осуществлялась выборка для проведения констатирующего эксперимента, была проведена поисковая работа по выявлению образовательных потребностей сельского населения Балтасинского района Республики Татарстан, основных противоречий в образовательной практике сельских школ, от решения которых во многом зависела успешность предпрофильной подготовки. Содержанием констатирующей фазы эксперимента стал мониторинг качества знаний учащихся, определение уровня информированности учащихся о профессиях филологического профиля, уровня профильной мотивации и профессиональной направленности каждого ученика. На основе полученных результатов разрабатывалось содержание авторских курсов «Хочу быть журналистом», «Филолог — это звучит гордо!», «Заветные 32 балла».

На втором этане (2002;2004 гг.) осуществлялась корректировка учебного процесса с целью усиления педагогического воздействия на качество знаний учащихся, сформированности профильной мотивации. В ходе работы возник замысел учебного модуля, определена его тема и предмет.

Третий этан (2005;2007 гг.) являлся основным в плане определения результативности нашего исследования. Этот этап включал систематизацию и апробацию учебного модуля, внедрение результатов исследования в практику, статистическую обработку данных, полученных в результате проведенного исследования, оформление рукописи диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены дидактические условия реализации интерактивных технологий обучения в процессе гуманитарной предпрофильной подготовки учащихся в сельской школе: системный мониторинг предпрофильной деятельности учащихся на двух языках: татарском и русскомпроектирование модульной программы элективных курсов на основе принципов целостности знаний, информативности, системности содержания гуманитарных предметов за счет выделения инвариантных компонентов (модульных центров), систематизации знаний по понятиямсоздание комфортных условий для рефлексивного общенияобеспечение учебно-методического и информационно-компьютерного оснащения элективных курсовразработка межпредметного поля элективного курса и др.

2. Предложена модифицированная структура урока для сельской двуязычной школы, которая реализуется по следующей схеме: и.

— мотивация на разрешение проблемы — является наиболее важной стадией элективного курса. Важно не только заинтересовать содержанием курса по выбору, по и сузить разносторонние, сложные процессы, взятые из реальной жизни и касающиеся определенной профессии;

— знание — воспроизведение — представляет собой взаимодействие учащихся с учебным материалом в процессе самостоятельной работы. Данный этап позволяет концентрироваться на новых знаниях, на самых важных элементах и структурах нового материала путем применения различных методов: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевая игра, метод «займи позицию», анализ конкретных ситуаций, понятийная коробка, работа с интерактивной доской, работа с компьютером и др.;

— осмысление — передача — предполагает, что участники сами осмысливают полученные знания и передают их друг другу в процессе групповой работы. Данный этап обусловлен тем, что учащиеся могут меняться информацией, анализировать публицистический материал, совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь;

— неренос-гворчество подразумевает перенос решений с обучающих ролевых игр, анализов текстов и ситуаций, групповых дискуссий па реальные сложившиеся трудности из практики обучаемых. Итоговой работой данного этапа должен стать какой-либо «продукт» деятельности учащихся (сочинение-миниатюра (например, «образ идеального журналиста»), эссе, анализ публицистической статьи, выпуск газеты и др.);

— диагностика-оценка — призван обеспечить стадию проверки усвоения нового материала, готовности к выбору профиля обучения, широкий самоконтроль учащихся.

3. Определены типичные недостатки по использованию элективных курсов в организации предпрофильной подготовки учащихсяраскрыты функциональные возможности применения интерактивных методов обучения иа занятиях элективных курсов в процессе предпрофильной подготовки в сельской школеразработаны эффективные приемы преодоления недостатков на основе использования в обучении интерактивных технологий.

4. Разработан и внедрен учебный модуль «Профессии филологического профиля» и элективные курсы, способствующие самоопределению и самореализации учащихся 9-х классов, развитию коммуникативной культуры и творческого мышления обучающихся («Хочу быть журналистом», «Филолог — это звучит гордо!», «Заветные 32 балла»).

Теоретическая значимость исследования. Исследование является одной из форм реализации концепции предпрофильной подготовки и профильного обучения. В диссертации предпринята попытка свести в единую систему самые разные типы и виды методов реализации интерактивных технологий, определить критерии эффективности тех или иных элективных курсов.

Результаты исследования могут служить основой для уточнения теоретических положений совершенствования процесса предпрофильной подготовки в сельской школе.

Уточнено понятие «интерактивные технологии» применительно к условиям сельской школы и двуязычной аудитории.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что рассматриваются вопросы не только практической реализации интерактивных технологий в процессе предпрофильной подготовки учащихся сельской школы, но и интерактивные методы и приемы, позволяющие на новом качественном уровне отрабатывать все виды учебной деятельности, преодолевать языковые барьеры, овладевать свободной русской речью.

Разработаны и внедрены в практику: рекомендации по обеспечению многоуровневого комплекса дидактических условий успешной реализации предпрофильной подготовки в сельской школенаучно-методическому обеспечению комплекса системы интерактивных технологий обучения.

Рекомендации могут быть полезны преподавателям гуманитарных дисциплин при осуществлении проектирования и организации учебного процесса в связи с реализацией задач предпрофильного обучения, а также при разработке отдельных уроков для проведения элективных курсов. Использование интерактивных технологий обучения позволит активизировать предпрофильную, учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся 9-х классов сельской школы.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке будущих учителей в педагогических вузах и в процессе повышения их квалификации после окончания вуза.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, длительным наблюдением и анализом процесса предпрофильной подготовки учащихся сельской школы, научно обоснованной экспериментальной проверкой, анализом, обобщением результатов работы, использованием педагогических методов, адекватных предмету и задачам исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были освещены и получили одобрение на Всероссийских научно-практических конференциях «Русская речь в современном вузе» (Орел: ОрелГТУ, 2006), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск: 2007) — па республиканских, районных конференциях и семииарах с демонстрацией авторских уроков (около 50 уроков), в том числе и уроков на конкурсе «Учитель года"-2007 (соискатель был удостоен Диплома II степени МОиН РТ, 2007 г.). Результаты исследования освещались в выступлениях по теме исследования на республиканских курсах повышения квалификации (2005.

2006, 2006;2007 уч. год), на республиканских конкурсах авторских программ (работа соискателя отмечена Дипломом II степени МОиН РТ, 2005 г.), ыа республиканских проблемных семинарах «Предпрофиль и профиль в действии» (2004), «Обмен опытом по профилизации сельского района» (2005), «Профилизация образования в Балтасинском районе РТ» (2006), на заседаниях педагогических и методических советов образовательных учреждений, на Республиканской августовской конференции 2007 г. «Взаимодействие власти, бизнеса и образования в формировании конкурентоспособной личности» (г. Заинек) и представлены в публикациях федерального и регионального уровней.

На защиту выносятся:

1. Понятийное обеспечение проблемы реализации интерактивных технологий обучения в процессе профилизации образования в сельской школе.

2. Дидактические условия реализации интерактивных технологий обучения в процессе гуманитарной предпрофильной подготовки учащихся в сельской школе.

3. Алгоритм реализации элективных курсов на уроках гуманитарного цикла.

4. Содержание и методы интерактивного обучения, реализуемые на авторских элективных курсах, вошедших в разработанную автором модульную программу «Профессии филологического профиля».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключении, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Результаты формирующего эксперимента показали продуктивность разработанных программ по элективным курсам для предпрофильного обучения учащихся в сельской школе.

2. Предлагаемый курс «Хочу быть журналистом» является иитеграгивным. Он способствует повышению качественного уровня коммуникативной культуры и развития творческого мышления учащихся, повышению самооценки сформированное&tradeзнаний в области стилистики русского языка. Результаты исследования свидетельствуют, что уровень сформированное&tradeкоммуникативной культуры и творческого мышления повысился по сравнению с контрольным классом па 31%.

3. Анализ результатов, полученных в ходе контрольных срезов в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволил сравнить уровни сформированное&tradeзнаний о публицистическом стиле речи учащихся контрольной и экспериментальной групп. В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что изначально в контрольной и экспериментальной группах учащиеся имели практически одинаковые уровни сформированное&tradeзнаний учебного материала. В контрольных классах показатели высокого и среднего уровня усвоения учебного материала были ниже на 18%. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что уровень сформированное&tradeзнаний в экспериментальных классах повысился на 32%.

4. Подобранный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся и может быть использован при проведении предпрофилытых курсов.

5. Наиболее адекватными данным элективным курсам является реализация интерактивной технологии обучения в комплексе таких методов, как мозговой штурм, групповая дискуссия, дебаты, анализ печатных материалов, создание журнала, метод «займи позицию», ролевые игры, ситуациоиио-ролевые игры, работа с понятиями и др.

6. В исследовании учитывались различные формы контроля, как традиционные, так и использование тестирования, написание сочинений в публицистических жанрах, построение алгоритмов по пройденным темам, выпуск школьного журнала. Диагностирование являлось всеохватывающей формой контроля и обеспечивала оперативность обратной связи.

7. Элективные курсы способствуют профильной ориентации учащихся. Если учащиеся IX классов в начале курсов не осознавали свой выбор (это показало 78% учащихся), то в конце их количество составляло -15%.

8. В ходе реализации модульной программы нами использовались методы изучения личности школьников, методы отбора оптимального содержания учебного материала по русскому языку для проектирования его в дидактических модулях, методы анализа учебных программ.

На основе результатов экспериментальной работы по апробации элективных курсов «Филолог — это звучит гордо!», «Хочу быть журналистом», «Заветные 32 балла» в IX классах можно сделать соответствующие выводы. За три года эксперимента повысилось качество обученности учащихся на 32%, усилилась мотивация учения на 52%, наблюдался рост уровня эмоционально-ценностных отношений учащихся, что способствовало повышению их творческого и профессионального самоопределения. Предлагаемый содержательный материал элективного курса вполне доступен и интересен учащимся 9-х классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профилизация обучения — важное направление модернизации образования в РФ. Исследование особенностей предпрофильной подготовки в условиях сельской школы, школы с разным национальным составом учащихся позволил сделать следующие выводы:

Исходя из анализа теоретических основ предпрофильной подготовки в сельской школе, особенностей организации предпрофильной подготовки мы можем дать следующее определение предпрофильной подготовки: предпрофильпая подготовка в сельской школе — необходимая личностио-ориентироваиная процедура повышения готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Элективные курсы — это дисциплины, которые выбирают учащиеся и связанны они с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, способностей, с построением жизненных планов в соответствии с избирающим профилем.

Результативность организации предпрофильной подготовки обеспечивается правильным подбором содержания учебного материала элективных курсов, использованием авторских технологий, которые позволяют удовлетворять потребности и склонности каждого школьника, и направлены па формирование основных представлений о профессиональной деятельности.

Нами была спроектирована модульная программа «Профессии филологического профиля», два элективных курса по русскому языку, которые учитывали интересы учащихся и запросы старшего школьного возраста. Как показывал эксперимент, используемая форма модульного построения учебного материала обеспечивала учащимся более широкие возможности саморазвития и самореализации.

Содержание элективных курсов и условия преднрофильной подготовки в сельской школе обеспечивают развитие познавательной самостоятельности учащихся, позволяют применять различные интерактивные методы и формы обучения, реализовывать авторскую технологию учителя. В модули хорошо вписываются мозговые штурмы, ролевые игры, разрешение проблемных ситуаций, анализ печатных материалов, дебаты, работа с понятиями, ситуационно-ролевые игры, учебная и групповая дискуссии, написание собственных публицистических работ, издание школьного журнала, участие в различных соревнованиях по выявлению уровня творческого развития учащихся.

Ведущими дидактическими условиями, обеспечивающими эффективность проектирования учебного материала элективных курсов в процессе преднрофильной подготовки в сельской школе, выступают:

• системный мониторинг профориентации и преднрофильной подготовки учащихся сельской школы в двуязычной татарско-русской среде;

• проектирование и реализация модульной программы элективных курсов «Профессии филологического профиля» па основе учета региональных, кадровых, национально-культурных потребностей, принципов целостности знаний, информативности, па основе выделения инвариантных компонентов (модульных центров), усиливающих уровень теоретического обобщения межпредметных знаний;

• построение интерактивных технологий на основе алгоритма: мотивация на проблему, знание-воспроизведение, осмысление-передача, перенос-творчество, диагностика-оценка;

• комплексная информационно-компьютерная и мультимедийная поддержка элективных курсов.

• организация и развитие диалогового общения па уроке, направленного па взаимодействие в совместном решении общих задач, преимущественное использование корпоративной организации преднрофильной подготовки по гуманитарному циклу.

Необходимость повышения эффективности профильного обучения в сельской школе поставила нас перед необходимостью разработки технологии интерактивного обучения. Эта технология позволяет повысить эффективность не только общего, но и профильного обучения, сделать профильное образование интересным и необходимым для каждого учащегося.

Процесс интерактивного обучения весьма сложен и не может быть успешным без тщательной подготовки учителя. Информатор-эксперт излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т. д. Организатор-фасилитатор налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением: разбивает на группы, побуждает их к самостоятельной деятельности, координирует выполнение заданий и др. Консультант обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т. д. Как показал наш опыт, наилучших результатов можно добиться при освоении партнерского стиля обучения.

Корпоративная организация предпрофильпой подготовки по гуманитарному циклу помогла бы наиболее удобно компоновать профильные классы, если бы учителя определенной школы составляли элективные курсы сообща. Например, учитель русского языка составляет курс «Хочу быть журналистом», учитель физкультуры «Спортивная журналистика», учитель права «Права и обязанности журналиста», учитель истории «История русской журналистики» и т. д.

Полученные результаты опытно-экспериментального исследования дают основание утверждать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем творческой и профессиональной самоориеитации старшеклассников в учебно-познавательной деятельности. Мы предприняли попытку теоретически обосновать эффективность педагогических условий реализации интерактивной технологии обучения в процессе предпрофильной подготовки учащихся сельской школы путем апробирования элективных курсов и экспериментально проверить эффективность интеграции предметов русского языка и журналистики.

Диссертационное исследование убеждает нас в том, что профконсультацию следует проводить в несколько этапов:

Первый этап — ранняя профконсультация — проходит спонтанно и основную нагрузку при этом ведут воспитатели детских садов и учителя начальных классов, чья деятельность выражается в организации подражательных игр. Мы же полагаем, что этот факт может оказаться решающим при выборе основной профессии в дальнейшей жизни. Консультация на данном этапе направлена на родителей и представляет собой беседу воспитателя и родителей об увлечениях и склонностях их ребенка в небольшом социальном институте — детском саду, в начальных классах. При случае, если ребенок рано проявил свою одаренность, консультация будет связана не только с формированием положительного отношения к труду, но и посодействует выбору школы, кружка, специализированной школы и т. д. На данном этапе профконсультация носит характер скорее направительный, чем ознакомительный или информационный. Главными принципами при этом являются наблюдение за своими подопечными, организация и проведение игр, беседа с родителями.

Второй этап — средняя профконсультация — предполагает проведение информационной работы по той или иной профессии. Делать окончательные выводы и давать определенные рекомендации, па наш взгляд, рано, поскольку па этом этапе у детей формируется лишь представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей. Однако учитель, профконсультант или психолог, который проводит определенные тесты или профориептационпые занятия, может делать свои пометки для дальнейшего самоопределения учащихся.

Таким образом, профкоисультация на данном этапе имеет информационный, диагностико-корректирующий характер.

Третий этап — старшая профкоисультация — носит осознанный характер и предполагает работу в трех направлениях: работа с учащимися, с родителями, с учителями-предметниками. Мы полагаем, что на этом этапе нужно провести совместные встречи учащихся, родителей и учителей с целыо исключения дальнейших проблем в самоопределении учащихся. Что же требуется конкретно от этой триады? Возможно в школе, коим является социальная среда учащегося, ребенок может совсем по-другому проявить свои возможности, которые известны только учителям, тогда как родители представляют своего ребенка совсем с другими склонностями и интересами. Прояснить ситуацию поможет сам ученик, при совместном общении с родителями и учителями. В этом, несомненно, помогут проводимые классным руководителем классные собрания, тренинги общения и др.

Главное направление работы данного этапа — содействие конкретному выбору, совмещение понятий: «хочу», «желаю», «могу». Данный этап является заключительным и носит аналитический характер, выражается в содействии окончательному выбору и его уточнении.

Здесь же важным является работа с выпускниками школы и абитуриентами. Подразумевается, что профконсультант (в лице классного руководителя, учителя — предметника, психолога или специально подготовленного специалиста) должен быть максимально осведомлен об особенностях того или иного вуза, также иметь возможность оказать реальную информационную помощь при поступлении в вуз.

Итак, опираясь на свой опыт, мы утверждаем, что профкоисультация и профориентациоппая работы должны осуществляться не только па уровне «школа — вуз», но и по схеме «детский сад — начальная школа — основная школа — средняя школа — вуз».

Перспективность проведенного исследования заключается в том, что на основе разработанных нами элективных курсов могут быть разработаны аналогичные элективные курсы. Также может быть полностью реализована программа учебного модуля «Профессии филологического профиля». Расширение учебного модуля в виде учебного материала подразумевает рассмотрение отдельным элективным курсом такие профессии, как корректор, гид-переводчик, учитель, логопед, языковед и др. ч.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев.- 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
  2. , Ю. Интерактивные методы обучения как часть гражданского образования. / Ю. Аппохов // Гражданское образование: активные методы обучения.- Санкт- Петербург, 1999.
  3. , И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников. / И. П. Арефьев // Педагогика: научно-теорет. журн. / учредитель ООО «Педагогика». 2003. — № 5.- С.49−55.
  4. Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. / Л. К. Артемова // Педагогическое образование и паука. 2003.- № 1- С.46−51.
  5. И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе. / И. С. Арпохова // Педагогика: паучпо-теорет. журп. / учредитель ООО «Педагогика». 2004 -. № 2 — С.28−33.
  6. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития)./ А. Г. Асмолов, Ягодин Г. А. // Вопросы психологии. 1992. — № 1 — С.6−13.
  7. Ахметова, И., Иванова Т. и др. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. // И. Ахметова, Т.Иванова.- М.: ООО «Фирма вариант», 2003.-120 с.
  8. , Ю.К. Избранные педагогические труды. /Сост. М. Ю. Бабапский. М.: Педагогика, 1989 — 419 с.
  9. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения. /А.Л.Кузнецов // Вопросы образования. 2004 -№ 3 — С.162−192.
  10. , Л.В., Серебренников, Л.Н. Концепция профильного обучения сельских школ. / Л. В. Байбородова, Л. П. Серебренников. // Школьные технологии. 2003. — № 5. — С.47−62.
  11. Банк энергизаторов: Упражнения для проведения тренинга. // Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». М., 2005. — 46 с.
  12. , В.П. Слагаемые педагогических технологий. / В.П.Беспаль-: Педагогика, 1989. 192 с.
  13. , В.И. Методы и средства реализации педагогических технологий. / В. И. Боголюбов // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 18−31.
  14. М.Боголюбов, JI.H. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах. / В. И. Боголюбов.// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003 — № 6 — С.31−34.
  15. , В.А. Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного обучения старшеклассников. / В. А. Болотова // Наука и школа. 2000.-№ 3-С. 25−28.
  16. Большая советская энциклопедия. Т.20/30 3-е изд. Под ред. Л. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1975 439 с.
  17. Большой энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». СПб.: «НОРИЛТ» — 1999 — 971с.
  18. , Н.В., Шатохина, Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы: Программа «Обучение здоровью». / Н. В. Борисова. Л. Ф. Шатохина. Москва, 2005.- 95с.
  19. , Л.Г., Уварова Т. Ю. Элективные курсы в предпрофильпой подготовке гимназистов. / Л. Г. Ботвииовская, Уварова Т. Ю. // Профильная школа. 2004. — № 6.
  20. , Г. А. Сельская школа России и Финляндии: партнерство во имя будущего. // Образование в современной школе: Учредитель НОУ «Школа «11оляриая звезда». 2001. — № 2. с. 18 — 22.
  21. , А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие./А.К.Быков. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с., с.-31.
  22. , Р., Оли, Дж., Эваис, В., Ли, Дж., Спрунгср, Б., Пеллаукс, Д. Обучение жизненным навыкам в школах. / Р. Вайсеп, ДЖ. Оли, В. Эванс, Дж. Ли, Б Спрунгер, Д. Пеллаукс М.: Вита-Преее, 1996. — 66 с.
  23. , И.Г., Шакирова Д. М. Профилизадия образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи: Учебно-методическое пособие. / И. Г. Вахрушева, Д. М. Шакирова. Казань.: Центр инновационных технологий, 2004. — 204 с.
  24. , Д.В. Методы научного познания в школьном обучении./ Д. В. Вилькеев. Казань: татар, кн. издательство, 1975 — 160с.
  25. , II.B. О педагогических основаниях формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению. / Ы.В.Гафурова//Профильная школа.- 2005.-№ 6.- с.6−10.
  26. , B.C., Семешок, Э.Г., Урсул, Д. Д. Категории современной пауки./ B.C. шт, Э. Г. Семешок, Д. Д. Урсул. М.: Мысль, 1984 — С. 13.
  27. Государственный образовательный стандарт в системе общего образования. /Под ред. В. С. Леднева М.: «Модэк». 2002 — С. 147−149.
  28. , Г. Г., Хмара А.Г.Практикум по развитию речи: Учеб. Пособие для студентов и старшеклассников. 4.2. -Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1991.-288с.
  29. , С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции. / С. С. Гриншпун // Педагогика. 2004.- № 7. с.85−91.
  30. ЗГГузеев, В. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. В. Гузеев //Народное образование. 2002.-№ 9. — с. 113−122.
  31. Гузеев, В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. / В. В. Гузеев // М.: Народное образование. 2001.- № 7. с. 2428.
  32. В.В. Иерархия целей в учебном процессе: элемент, урок, модуль, блок. / В. В. Гузеев //Директор школы. 2006. № 4. С. 47- 51.
  33. , М. Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ: документ надежды или., памятник исчезнувшим. / М. Гурьянова // Народное образование. 2002. — № 10. с. 38 — 48.
  34. , В.В. О понятии развивающего обучения. / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995 № 1 — С.29−39.
  35. Деятельпостиый подход в обучении и формировании творческой личности. //Тез. докл. Уфа-Москва. 1990- 171 с.
  36. Дидактика средней школыТекст.: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М. Н. Скаткииа. -М.: Просвещение, 1982 139 с.
  37. Дик, Ю. И. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования: /Ю.И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др. // От профильной подготовки к профессиональному образованию. М., 2002 -С.11−28.
  38. Д. В., Джонсон Р. Т., Смит, 2001.
  39. , Г. Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения. / Г. Дуганова // Директор школы. 2005. № 8. с. 39 -44.
  40. , С.З. Взаимосвязанное изучение различных видов искусств как средство развития профессиональной речи педагогов: Дис. канд. пед наук. Казань, 1997. — 166 с.
  41. , О. Что такое педагогическая технология? / О. Епишева //Школьные технологии. № 2. -2004. — С. З 1−36.
  42. , Д.С., Рыбкина, Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. / Д. С. Ермаков, Т. И. Рыбкина // Профильная школа. 2004. — № 3.
  43. , А.Ж. Гуманизация школьного образования через профильное обучение: (концепция и опыт реализации). / П. Ж. Жафяров. Новосибирск: Из-во Новосиб. гос. ун-та, 1995 — 28с.
  44. , Л.Ж. Предпрофильная подготовка на средней ступени общего образования. / А. Ж. Жафяров // Профильная школа. 2004. — № 3.
  45. , О. Профилизация: как избежать однобокости и односторонности? / О. Железнякова // Директор школы. 2006 .№ 4. С. 57 -62.
  46. , В.И. Методология и методика дидактическою исследования. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика. 1982 — 83 с. 48.3акирова, 10. Использование интерактивных методов в докурсовой подготовке. / Ю. Закирова // Наука и школа. — 2003. — 3 7. — с. 54.
  47. Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. / С. Заир-Бек // Директор школы. 2005. -№ 4. С. 66- 73.
  48. , М. ДЛкильменская, Н. Сельская малокомплектпая школа: уровень базовый и повышенный / М. Зайкин // Сельская школа. 2003. — 3 5. с. 71−75.
  49. , И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. / И. Д. Зверев, В. П. Максимова. -М.: Педагогика, 1981 160 с.
  50. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. / Л. Я. Зорина М.: Педагогика, 1978. — 128.
  51. , Г. И. Педагогическая технология в средней профессиональной школе / Г. И. Ибрагимов. Казань, 1995 — С. 30.
  52. Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентировапного образования. // Сборник научно-методических материалов. Казаиь: РИЦ «Школа», 2006. — 572 с.
  53. Интерактивные методы обучения. / Программа «Обучение здоровью». Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005. -123с. 5 8. Интерактивные методы подготовки менеджеров. Под редакцией Сучкова A.A. МЦУМ, 2002. — 304 с.
  54. Использование интерактивных методов преподавания на уроках гуманитарного цикла. Казань: ООО НПО «Образовательные технологии», 2002. — 45 с.
  55. История русской журналистики. Хрестоматия. М., — Высшая школа, 1991.-243 с.
  56. , Р. Изучение способностей школьников основа профориентации. / Р.Каверина. // Народное образование. 2001. — № 5. с. 129−136.
  57. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений (серия «Профильное обучение»). -СГГб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2005.-159 с.
  58. , А.Г. Элективные курсы образовательной области «Естествознание». /А.Г. Каспржак // Профильная школа. 2005 — № 1 -С.39.
  59. , А.Г. Элективные курсы ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства. / А. Г. Каспржак // Директор школы. — 2006. -№ 1.С.З- 10.
  60. , А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. / А. Г. Каспржак М.: Новая школа, 2004. — 160с.
  61. , С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Минск: Вышейшая школа, 2004. — 176 с.
  62. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. -М.: Наука, 1977.-223 с.
  63. , M.B. Технология обучения. / М. В. Кларип // Школьные технологии. №. 1. 2005.с. 12.
  64. , М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я. Научно-практическое пособие. / М. В. Кларин 2-е изд., испр. и дополн. — М.: Дело, 2002. — 224 с.
  65. Концепция модернизации российского образования па период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11−40.
  66. Концепция профильного обучения. М., 2003 19 с.
  67. Концепция развития системы высшего образования в РТ. Кабинет министров РТ, Совет ректоров вузов РТ. / Казань. Гос. технол. Ун-т- Казань, 2000 20с.
  68. Концепция структуры и содержания общего и среднего образования (в 12-й школе) //Школа и производство 2000 — № 3 — С.4−9.
  69. , JI. И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт. / JI. И. Корнеева // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 4(32). С. 78−83.
  70. , Б.И. Учение процесс творческий. / Б. И. Коротяев. — М.: Просвещение, 1989 — С. 22.
  71. , Т.С., Ванников Ю. В. Тайны текста. Программа элективного курса для старших классов гуманитарного профиля. / Т. С. Кудрявцева, Ю. В. Ванников // Русский язык в школе № 3 — 2005.
  72. , A.A. Некоторые аспекты разработки содержания образования на старшей ступени школы. / A.A. Кузнецов, М. А. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003 № 1 — С.40−46.
  73. , В. Модульная технология: учебный план, расписание и календарь. / В. Лврептьев // Директор школы. 2006. № 4. С. 68 — 72.
  74. , Т.А. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8−9кл.): Пособие для учащихся». / Т. А. Ладыженская М.: Просвещение, 1990.- 176с.
  75. , В. Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы школы. / В. Лазарев // Сельская школа. 2003. — № 2. с. 4 — 11.
  76. , Э., Прокофьева, О., Люшнина, И. Метод иидивидуальпо-грунпового обучения. / Э. Левин, О. Прокоиьева, И. Люшпипа // Директор школы.-2005. № 9. с. 53 58.
  77. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. / П. С. Лериер М.: Высшая школа, 1991 -224с.
  78. , П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. / П. С. Лернер // Школьные технологии. 2003 — № 4 — С.50−82.
  79. , П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении. / П. С. Лериер // Профильная школа. 2004. — № 3.
  80. , П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей. / П. С. Лериер // «Школьные технологии» 2002 — № 6 — С.75−81.
  81. , Б.Т. Педагогика. Курсы лекций: учебное пособие для студентов. М.: Прометей, 1992 — С. 51.
  82. , Е.В. Профилизация учебного процесса как способ построения образовательной реальности. / Е. В. Макарова // Профильная школа № 5 — 2005.
  83. , В.П. Межпредметные связи как дидактическая проблема. / В. Н. Максимова //Советская педагогика. -1981 № 8 — С.78−84.
  84. , А. Мотивация и личность. /А.Маслоу- перевод A.M. Татылбаева с.п.: Евразия, 1999. — 479с.
  85. М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся. / М. И. Махмутов, Г. И.ибрагимов, М.А.Чошанов- Казань, 1993 -88с.
  86. , М.А. Дифференцированное обучение. //Педагогическая энциклопедия. T.l. С. 44.
  87. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. 2-е изд. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004. — 192 с.
  88. Модульная. технология обучения: методические рекомендации. СПб., 1993 -43с.
  89. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы./ Составители серии: Гериш A.A., Тростанецкая Г. Н. Москва -2003. 120 с. С. 11−12.
  90. Монахов, В.М., Орлов, В.А., Фирсов, В. В. Проблемы дифференцированного обучения в средней школе. / В. М. Монахов В.А. Орлов, В. В. Фирсов -М., 1990 С. 42 — 47.
  91. , Т.А. «Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей» М., 2004. 251 с.
  92. , A.B. Общение школьников. М.: Знания, 1987. — 80с.
  93. , П. Профильное обучение в сельской малокомнлектпой школе. / П. Паумов // Директор школы. 2005. — № 5. с. 50 — 56.
  94. Национальная доктрина образования в РФ. //Основные направления социально-экономической политики права РФ па долгосрочную перспективу. Реформирование образования. /Обзор мероприятий первого этапа. Вып. 4. Йошкар-Ола, 2001 С. 64.
  95. Ю1.Немова, П. Предпрофилыгая подготовка и профильная ориентация девятиклассников. / Н. Немова // Директор школы. 2005. — № 5. с. 41 — 50.
  96. , II. Психологическая служба в сельской школе / П.Псупокоева. // Сельская школа.- 2003. № 5. с. 99 -106.
  97. , Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений. / Науч.ред. В. В. Бабайцева. М.: Просвещение, 1995.- 192с.
  98. , А. Речевое взаимодействие на уроке. / А. Новгородская //Директор школы. -2005. № 3. с. 98 101.
  99. , С. Жизненные ценности и профессиональное самоопределение старшеклассников. / С. Новикова // Директор школы. -2005. № 8. С. 74 — 80.
  100. , Н.Т. Методы активного социально психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. / Н. Т. Оганесяп.- М., 2002, 45
  101. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н. Л. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во Рос.экой.акад., 2004. — 88 е.
  102. Опарин, Р.В., Куликова, H.A. Интерактив в экообразовании: Практическое руководство. / Р. В. Опарин, Н. А. Куликова. Горно-Алтайск: Boreas, 2000.- 46 с.
  103. , A.A. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы. / А. Л. Остапенко // «Школьные технологии». 2003 — № 3 — С.95−98.
  104. , А., Скопип, Л. Пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе. / А. Остапенко, А. Скопип // Сельская школа. -2003 -№ 4. с. 18- 25.
  105. Пашкова, М. Содержательные компоненты нредпрофильной подготовки. / М. Пашкова // Директор школы. 2005. — № 10. С. 49 — 52.
  106. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. с. 98.
  107. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 608 с.
  108. , B.C. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы // Профильная школа № 5 — 2005.
  109. , В.А., Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи. // Педагогика № 5. 1993. — С.34 — 36.
  110. , O.A. Некоторые педагогические аспекты успешной организации предпрофилытой подготовки. / О. А. Прасовлова // Профильная школа. -2005. -№ 5.с.-41.
  111. Примерное положение о классах с профильным обучением // I Грофильная школа. 2004. — № 4.
  112. Программы элективных курсов образовательной области «Филология» // Профильная школа. 2004. -№ 4.
  113. Пряжников, Н. С Направления и методы профориентации. / П. С. Пряжииков //Директор школы // № 2.- 2006- с. 82.
  114. , P.C. Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов. Автореферат па соискание ученой степени каид.пед.наук. / Р. С. Рафикова. Казань, 2007. 22 с.
  115. Редько, 3. Профильная школа и профильное образование -реалыюсть.//Наука и школа в Татарстане. 2002. — № 8. — С. 19−23.
  116. , М.В., Филатова, JI.O. Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы // Профильная школа. 2004. — № 6.
  117. , С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в старшей школе./ С. Н. Рягин //Школьные технологии. 2003 — № 2 — С. 121 129.
  118. , Т.К. Групповые формы учебной деятельности. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 2005. — № 1. С. 124- 132.
  119. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х томах. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  120. Л. Содержание преднрофильпой подготовки школьников. / Л. Серебреппиков // Народное образование. № 7. 2005. с. 127 132.
  121. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. филол. паук, НЛО. Шведовой. 14-е издание, стереотип. — М.: Рус.яз., 1983.- 816с
  122. Советский энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1983.
  123. Современные технологии обучения. / под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Авеговой, Л. И. Косовой. СПб., 2002. 79 с.
  124. , А.Б. Мозговой штурм. / А. Б. Соколов // Директор школы. -2006. -№ I.e. 30−34.
  125. , И. Технология профконсультировапия. / И. Соломип // Школьный психолог. 2003. — № 4. с. 10.
  126. , Е., Храмцов, П., Ильиных, Л. Урок с активной динамической нагрузкой. / Е. Сотникова, П. Храмцов, Л. Ильиных // Директор школы. 2005. — № 8. С. 100 — 102.
  127. , Г. Б. Педагогические основы интегрирования искусств и предметов гуманитарного цикла. / Е. Б. Спорышева // Стандарты и мониторинг № 5 — 2005.
  128. , И. Интерактивное обучение: Новые подходы. / Н.Суворова. М, 2000. — 145 с.
  129. , Г. Ч. Молодому учителю о современном уроке. / Г. Ч. Тахтамышева Казань: РИЦ «Школа». — 2006.- 68 с.
  130. , Г. Ч. Сельская школа и профильное обучение. / Г. Ч. Тахтамышева // Профильная школа. 2003. — № 3. — С.39−48.
  131. , В.В. Обучение рецензированию в 10 11 классах профильной школы. / В. В. Тихова // Русская словесность — № 8 — 2005.
  132. Толковый словарь иностранных слов под редакцией Л. П. Крысииа. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2004.
  133. , Ю.С. Модульная организация процесса обучения в условиях непрерывного обновления содержания подготовки специалистов / Ю. С. Тюиников. // В кн.: Подготовка техников в новых экономических условиях. М.: АПО, 1994 — 376 с.
  134. , А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей. / Л. В. Усова //Межпредметиые связи естественнонаучных дисциплин. Пособие для учителя /Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980 — С. 40 — 53.
  135. Уит, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И. Э. Упт. -М.: Педагогика, 1990 192 с.
  136. , В.В. Беседы о журналистике. / В. В. Ученов. М., Молодая гвардия, 1985. 189с.
  137. , Л.О. Метод учебных проектов в старших классах как фактор развития преемственности образования в школе и вузе. / Л. О. Филатова // Стандарты и мониторинг № 3 — 2005.
  138. , В.М. Встречная полоса: Беседа о профильном обучении. / В. М. Филиппов // Лидеры образования. -2003 № 6 — С. 16 — 17.
  139. , Д.Е. Компьютер: предмет интерьера или?. / Д. Е. Фишбейн // Директор школы. 2005. — № 10. с. 61 — 64.
  140. , И.В. Профильное обучение в условиях сельской школы: состояние, проблемы. /И.В. Фролов //Наука и школа. 2000 -№ 3 — С.48−54.
  141. Л.К. Современное образование: проблемы и перспективы. / Л. К. Хабибуллина. МО и H РФ, Иаб.гос.пед. институт. Казанская школа. 2005. 384 с.
  142. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки. Москва, 2003. 26 с.
  143. Цель и смысл предпрофильной подготовки. Беседа с доктором педагогических паук И. Д. Чечель. // Директор школы. 2005. — № 3. С. 4651.
  144. , Л.М. Профильное обучение как резерв развития сельской школы. / Л. М. Цыгаикова // Образование. 2002. — № 6. — С.84−86.
  145. Черникова,'Т.В. Методические рекомендации, но разработке и оформлению программ элективных курсов. / Т. В. Черпикова. Профильная школа. № 5−2005.-С. 11−16.
  146. , И.Д. Подготовка педагогического и управленческого персонала к введению профильного обучения. /И.Д.Чечель //Профильная школа 2003 — № 2 -Издательство: «Русский журнал» — С. 17 — 19.
  147. , СЛ. Основы методики профессионального самоопределения школьников. /С.Н. Чистякова //Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя Кемерово, 1996 — С.8−10.
  148. , СЛ., Родичев, Н.Ф. Предложения, но организации эксперимента по профильной ориентации учащихся основной школы. /
  149. С.Н.Чистякова, Н. Ф. Родичев //Педагогическая мастерская. 2003 — № 4 -С.9−11.
  150. , C.JI. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения. / С. Л. Чистякова // Профильная школа. 2004. — № 5.
  151. , М. Сельская школа Татарстана: традиции и новые технологии. / Шаймиев М. Ш. // Сельская школа. 2002 — № 4. с. 4 — 8.
  152. , М.Ш. Сельская школа Татарстана: традиции и новые технологии. / Шаймиев М. Ш. // Народное образование.-2002.- № 6. с.20−24.
  153. , C.B. Развитие познавательных интересов школьников при использовании дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках по зоологии. / С. В. Шаляпин. Томск: ТГАСУ, 1998.-1 Юс.
  154. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.:Педагогика, 1982−208 с.
  155. , П.В. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса. / Н. В. Шароиова // Завуч. 2000.-№ 4 -, с.88−91.
  156. , К. Информационно-компьютерные технологии в управлении школой: возможности и перспективы. / К. Шапиро // Директор школы. -2006. № 2. с. 28 — 33.
  157. , В.II. Профилизация школы: о чем говорят опросы учащихся и родителей? / В. Н. Шмелев // Директор школы. 2005. — № 9. с. 9 -14.
  158. , И.Н. Реализация профильного обучения в школе. / И. Н. Щербо // Директор школы. 2005. № 4. С. 47- 56.
  159. , Е.Е., Арцев, М.Н. методические рекомендации по разработке авторских и учебных программ. / Е. Е. Шестерников, М.Н.Арцева//Практика. -2003 .-№ 5.- с.3−11.
  160. , А. Рождение репортажа / А. Югорский // Шаболовка, 53, Страницы истории телевидения.- М., Искусство, 1988, с. 91−96.
  161. , П.Л. Создание модульных программ. / П. А. Юцявичене //Советская педагогика. 1990 — № 2 — С. 28.
  162. , И.С. Личностно-ориентированиое обучение в современной школе. / И. С. Якиманская. М., 19 996. с. 26.
  163. , И.С. Личностно-ориентированиое обучение в современной школе. / И. С. Якиманская // Директор школы. -1996. -Спецвынуск-2. 156 с.
  164. Я и моя профессиональная карьера: Книга для старших школьников. /Под ред. С.II. Чистяковой Кемерово, 1994 — 49 с.
  165. Arnold R. Padagogische Professionalisierung betrieblicher Bildungsarbeit. Frankfurt a/Main, 1999. 354 s.
  166. Chohenh. Education and Individues. L., s. 253 — 255. Daniels II. & Bizar M. Methods that matter. Six structures for best practice classrooms. Yok, Maine: stenhouse Publishers. — 1998. -213 s.
  167. D.W. & Johnson R.T. Learning together and alone: Cooperative, competitive, and individualistic learning (4 th ed.) Boston: Allyn & Bacon.-1994.-351 s.
  168. LeFransua G.R. Psichologi for teaching/ 10th edition. First published in 2000 by Wadsworth. A division of Thomson learning. 576 s.
  169. Osborn A.F. Applied imagination. New York: Scribner s. 1957/ - 156 s.
  170. The Structure of school Improvement.- № V. 1983. — 13 s.
  171. Schelten A. Begriffe und Konzepte der beruf-spadagogischen Fachsprache. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2000. 164 s.
  172. Schweitzer J. Methodenvielfalt in der betrieblichen FuhrungskrafteWeiterbildung // Personal.- 1994. № 3. — S. 524−527.
  173. Stoo? F., Weidig I. Der Wandel der Tatigkeitsfelder und — profile bis zum Jahre 2010 // Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt — und Berufsforschung 23.- 1990, — S. 34−51.
Заполнить форму текущей работой