Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние и тенденции развития отраслевого рынка полиграфических работ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое значение приобретают системы комплексной автоматизации типографий. Высокая степень автоматизации производства увеличивает скорость прохождения заказов в производстве, приводит к ускорению оборота, сокращает непроизводительные операции и упрощает контроль, расширяет возможности типографии, повышает эффективность работы и обеспечивает высокое качество обслуживания. Однако большинство… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения отраслевого рынка полиграфических работ
    • 1. 1. Понятие отрасли печати и история ее развития
    • 1. 2. Понятие отраслевого рынка и определение его субъектов
    • 1. 3. Особенности объектов отраслевого рынка полиграфических работ
  • Выводы по ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. Состояние и анализ отраслевого рынка полиграфических работ
    • 2. 1. Общая характеристика и состояние отраслевого рынка
    • 2. 2. Оценка производственной деятельности субъектов отраслевого рынка полиграфических работ
    • 2. 3. Анализ финансовых показателей и обобщенная оценка деятельности полиграфических предприятий
  • Выводы по ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. Разработка методических рекомендаций по оценке положения предприятия на рынке полиграфических работ
    • 3. 1. Тенденции развития и проблемы отрасли печати и рынка полиграфических работ
    • 3. 2. Оценка внешнего окружения с применением SNW-подхода
    • 3. 3. Сбалансированная система показателей для оценки внутренней среды полиграфического предприятия и использование рейтинговой оценки
  • Выводы по ГЛАВЕ 3

Состояние и тенденции развития отраслевого рынка полиграфических работ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящее время рынок полиграфических работ развивается быстрыми темпами в количественном и качественном отношении. В отрасли печати появляются новые предприятия, предлагаются новые виды работ и услуг, развиваются новые технологии и совершенствуется техническое оснащение промышленности.

Изменяются и предпочтения потребителей, повышаются их требования к качеству продукции и обслуживания. Деятельность полиграфических предприятий должна быть нацелена на максимальное удовлетворение потребностей заказчиков полиграфических работ. Клиентов нельзя заставить сотрудничать, их можно только заинтересовать, предложить выполнение работ в минимальные сроки, с наименьшими затратами и на высоком качественном уровне.

Наряду с развитием производства и изменением потребительских предпочтений необходимо отметить высокий уровень конкуренции на рынке полиграфических работ, способствующий выживанию предприятий, которые ориентируются на требования потребителей, и отсеивает предприятия, оказавшиеся в силу разных причин нежизнеспособными.

Для изучения потребностей покупателей и определения, какие работы или услуги востребованы, целесообразно исследовать рынок, на котором полиграфическое предприятие функционирует. Для предприятия является актуальной задачей ведение постоянного наблюдения за динамикой внешней и внутренней среды и оперативное реагирование на новые направления развития отрасли. Необходимо повышать конкурентоспособность предприятия, получать новые преимущества перед конкурентами, чтобы наилучшим образом удовлетворять требования потребителей и, таким образом, улучшить деятельность своего предприятия в целом.

Вопросами маркетинга, исследований рынка, конкурентоспособности занимались отечественные и зарубежные авторы. Среди них можно выделить работы Алексунина В. А., Басовского JI.E., Березина И. С., Герчиковой И. Н., Голубкова Е. П., Завьялова П. С., Киреева А. П., Костюхина Д. И., Матанцева А. Н., Романова А. Н., Уткина Э. А., Эриашвили Н. ДБейкера М., Джоббера Д., Котлера Ф., Парасурамена А., Черчилля Г.

Изложению отдельных теоретических и практических аспектов данной проблемы в отрасли печати посвящены работы и публикации Абрамовой Г. П., Богомоловой В. А., Есенькина Б. С., Исаевой О. Г., Кондрашовой В. К., Косовой Л. Н., Косовой Ю. А., Кривко И. В., Кузьмина Б. А., Ленского Б. В., Майсурадзе Ю. Ф., Марголина Е. М., Мерзликиной Е. М., Мильчина А. Э., Никольской Э. В., Пановой Н. А., Перлова В. И., Стефанова С.И.

Для повышения эффективности работы предприятию необходим инструмент, позволяющий систематически проводить анализ показателей деятельности, оценивать положение предприятия на рынке, оперативно выявлять ухудшение состояния и своевременно принимать меры для улучшения ситуации.

В экономической литературе предложен ряд методик сравнительной рейтинговой оценки предприятий. Однако они не учитывают особенности рынка полиграфических работ и тенденции его развития. Чтобы повысить качество принимаемых управленческих решений, требуется сбалансированная система показателей, которая позволит оценить положение предприятия на рынке, сформировать новые конкурентные преимущества выявить тенденции его развития, определить направления инвестирования средств, перспективные виды деятельности.

Таким образом, разработка методических рекомендаций для комплексной оценки положения полиграфического предприятия на рынке полиграфических работ представляет собой значительный научный и практический интерес и является важной задачей, требующей решения.

Значимость проблем, связанных с оценкой положения предприятия на рынке полиграфических работ, их актуальность и недостаточная проработанность определили выбор темы и содержание диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является исследование состояния и тенденций развития отраслевого рынка полиграфических работ и разработка методических рекомендаций для комплексной оценки положения предприятия на рынке полиграфических работ.

Для достижения поставленной цели диссертационного исследования необходимо решить следующие ключевые задачи:

— изучить состав отрасли печати, конкретизировать понятие «отрасль печати» с учетом последних изменений в экономике и политике;

— рассмотреть основные понятия отраслевого рынка, уточнить классификацию рынка полиграфических работ и раскрыть его специфику;

— исследовать современное состояние и тенденции развития рынка полиграфических работ;

— изучить и проанализировать деятельность отдельных субъектов отраслевого рынка;

— рассмотреть особенности объектов рынка полиграфических работ, определить основные характеристики полиграфических работвыделить основные, наиболее значимые компоненты конкурентоспособности, на которые необходимо обратить внимание при оценке деятельности предприятия;

— разработать методические рекомендации для комплексной оценки положения полиграфического предприятия на рынке полиграфических работ и апробировать ее действие на анализируемых предприятиях.

В качестве базы исследования нами были использованы данные статистической и бухгалтерской отчетности, результаты опросов на отраслевых предприятиях, различных по масштабам деятельности и формам собственности. Учитывая состояние отрасли, территориальную концентрацию и распределение мощностей предприятий, для оценки деятельности субъектов отраслевого рынка и сопоставимости результатов анализа выбраны типографии, расположенные в г. Москве, основным видом выпускаемой продукции для которых является книжно-журнальная продукция. В целях сохранения конфиденциальности информации здесь и далее рассмотренные полиграфические предприятия будут обозначаться сокращенно: Предприятие 1- Предприятие 2- Предприятие 3- Предприятие 4.

Объект исследования: отраслевой рынок полиграфических работ.

Предмет исследования: деятельность полиграфических предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.

Период исследования: 1999;2003 гг.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных специалистов по экономике, маркетингу, менеджменту, маркетинговым исследованиям, материалы научных конференций, статистические справочники, официальные документы (законодательные акты, Гражданский и Налоговый кодексы РФ), специализированные издания. Источниками информации служили также отчетные материалы предприятий отрасли печати, периодическая литература, ресурсы Интернет.

Рассмотрение предмета и объекта исследования основывалось на методологии научного познания, в том числе на анализе и синтезев работе применялся комплексный подход, опирающийся на сочетание количественных и качественных методов исследования.

При написании диссертационной работы были использованы следующие программные продукты: Microsoft Windows ХР (в качестве операционной системы), Microsoft Word (текстовой редактор), Microsoft Excel (электронные таблицы).

Научная новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций для комплексной оценки положения полиграфического предприятия на рынке полиграфических работ.

Конкретные, наиболее существенные результаты исследования:

• Конкретизировано определение «отрасль печати» в современных условиях с учетом изменений в управлении отраслью, которое учитывает хозяйственную самостоятельность предприятий, повышающую степень ответственности руководителей за результаты принятия решений.

• Исследованы содержание и основные характеристики работ, уточнено определение категории «работа», что позволяет выявить специфику деятельности полиграфического предприятия.

• Разработана система показателей и адаптирован SNW-подход для оценки внешнего окружения полиграфического предприятия, которые дают возможность оценить влияние внешней среды на динамику предприятия.

• Представлена адаптация сбалансированной системы показателей (BSC) для анализа внутренней среды полиграфических предприятий. Обоснована необходимость включения кадрового аспекта отдельной группой в систему показателей, что позволяет в процессе анализа охватить все внутренние процессы и подсистемы, и достоверно оценить состояние предприятия.

• Разработан коэффициент инновационных работ, характеризующий удельный вес инновационных работ (новых для предприятия) в общей сумме выполняемых работ и услуг, который имеет практическое значение для оценки аспекта инноваций и развития предприятия.

• Обосновано применение расчета рейтинговой оценки для сравнения и анализа состояний предприятий на рынке полиграфических работ, что дает возможность выявить изменения в его развитии и своевременно принять адекватные управленческие решения.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что теоретическое рассмотрение рынка полиграфических работ, изучение современного состояния и тенденций развития отраслевого рынка доведены до конкретных методических рекомендаций для комплексной оценки положения предприятия, учитывающих специфику отрасли печати и экономическую ситуацию. Применение методических рекомендаций будет способствовать проведению мониторинга внешней и внутненней среды предприятия, выявлению внутрипроизводственных резервов, а также определению стратегий развития и направлений инвестирования средств.

Апробация работы и реализация результатов исследования.

Основные положения диссертации изложены на четвертой научно-технической конференции студентов и аспирантов (г. Киев, 2004 г.), докладывались и обсуждались на юбилейной научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников МГУП, посвященной 75-летию МГУП (2005 г.). Результаты и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы как в практической деятельности полиграфических предприятий, так и в учебном процессе при изучении курса «Экономика предприятий», «Экономика отрасли», «Маркетинг», «Менеджмент», при организации новых учебных курсов по вопросам современного состояния развития промышленности и рыночной ситуации.

Публикации.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 3 научных работах общим объемом 1,11 печатных листов.

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка использованной литературы (169 наименований). Работа содержит 165 страниц, включает 21 таблицу, 13 рисунков, 7 приложений.

Выводы по ГЛАВЕ 3.

1. Развитие новых средств коммуникаций и широкое распространение информации меняют отношение к традиционной (бумажной) печатной продукции и уменьшают необходимость в печатных изданиях. В настоящее время характерна конвергенция (сближение) средств связи и массовой информации — телевидения, телефона, Интернета, печати. Также необходимо отметить сближение и конкуренцию печатных средств информации с цифровыми средствами массовой информации, например, компакт-диски (CD) как приложения журналов или как самостоятельные издания (электронные учебники).

2. В отрасли печати технологии производства постоянно совершенствуются, появляются новые виды расходных материалов, модернизируется оборудование, технологии управления и организации производства. В допечатной подготовке все большее влияние приобретают технологии с цифровым преобразованием данных клиентов при изготовлении печатных форм, возрастает количество пользователей систем CtP: технологий «Computer-to-Plate» (от компьютера на печатную форму) и «Computer-to-Print» (от компьютера на печать). Допечатные технологии являются ключевым источником повышения производительности типографий.

3. Большое значение приобретают системы комплексной автоматизации типографий. Высокая степень автоматизации производства увеличивает скорость прохождения заказов в производстве, приводит к ускорению оборота, сокращает непроизводительные операции и упрощает контроль, расширяет возможности типографии, повышает эффективность работы и обеспечивает высокое качество обслуживания. Однако большинство типографий автоматизированы только на уровне отдельных подразделений, поэтому отсутствует сбор и анализ данных об «узких» местах в работе, требуется многократный ввод информации, частое вмешательство персонала практически на всех этапах рабочих процессов.

4. Современное развитие рынка и рекламы приводит к росту требований к качеству продукции и разнообразию способов отделки готовой продукции. Наблюдается тенденция увеличения модульности послепечатного оборудования, специализированное оборудование послепечатной обработки все чаще заменяется системами с универсальными функциональными возможностями. Увеличивается спрос на автоматически настраиваемое оборудование.

5. Выделены общие проблемы отрасли печати: несовершенство инвестиционной, таможенной и налоговой политикипроблемы отечественного полиграфического машиностроенияотсутствие целостной государственной политики регулирования и поддержки издательско-полиграфического комплексаустаревшая нормативная базадефицит квалифицированных кадров на предприятии, который особенно остро ощущается в связи с быстрым развитием полиграфической техники и технологиитерриториальная концентрация.

6. Отмечены типичные проблемы полиграфических предприятий: несоответствие материально-технической базы многих полиграфических предприятий потребностям рынка печатной продукциинедостаточная загруженность оборудованиятехническая и технологическая отсталость большинства предприятийуменьшение объема заказов на издательскую продукцию в связи со снижением покупательской способности населенияотсутствие информации о реальной потребности в печатной продукциипостоянный рост затрат на производство печатной продукцииконкуренция со стороны зарубежных типографий.

7. Предложены методические рекомендации для комплексной оценки положения предприятия на рынке полиграфических работ, построенные на сочетании различных методов анализа и на изучении широкого круга факторов с целью получения объективной оценки деятельности предприятия. Используется перечень качественных и количественных показателей, обязательных для изучения, который может быть дополнен в зависимости от поставленных задач.

Многошаговость разработанных рекомендаций позволяет выбрать необходимый в данный момент уровень анализа.

8. Разработанные методические подходы можно применять как отдельным организациям при сравнении с предшествующим или базовым периодом времени, так и материнской компании, оценивающей деятельность нескольких дочерних предприятий.

9. Положение предприятия на рынке полиграфических работ предлагается оценивать в разрезе экономических субъектов — государство, отрасль, отдельное предприятие — в следующем порядке:

• Изучение политики государства и его влияние на отрасль.

• Изучение состояния отрасли и отраслевых тенденций.

• Изучение внутреннего состояния предприятия и определение перспективных направлений для развития.

10. Для анализа нами предлагается применять SNW-подход как метод представления и характеристики данных, на основе которых строятся оценки, планы, прогнозы. SNW-подход подразумевает анализ качественных показателей деятельности предприятия. По нашему мнению, с целью более полного отражения информации следует расширить применение подхода и использовать также для анализа количественных показателей.

11. Влияние государства на положение полиграфического предприятия предлагается оценить по следующим факторам:

• Увеличение ВВП на душу населения, динамика темпов роста ВВП.

• Укрепление, стабильность курса национальной валюты.

• Процент по привлеченным кредитным ресурсам.

• Объем и динамика инвестиций в отрасль.

• Таможенные пошлины.

12. Состояние отрасли рекомендуется оценивать по таким факторам:

• Изменение темпов роста натуральных показателей выпуска издательской продукции (количество книг и брошюр, печ.ед.- тираж, тыс.экз.- печатные листы-оттиски, тыс.).

• Динамика количества полиграфических предприятий отрасли.

• Обеспеченность населения полиграфическими предприятиями (количество типографий на 1 млн. жителей), географическое распределение.

• Наличие отраслевых ассоциаций и объединений.

• Динамика и тенденции импорта.

• Наличие входных барьеров в отрасль.

• Изменение емкости рынка отрасли печати.

13. Анализ деятельности предприятия мы рекомендуем проводить на основе сбалансированной системы показателей — BSC, адаптированной нами к отрасли печати. Структура системы BSC представлена такими группами показателей: клиенты, внутрихозяйственный аспект, инноваций и развитие, финансы. Считаем необходимым дополнить эту классификацию кадровым аспектом. По каждому аспекту деятельности выделены показатели для оценки деятельности предприятия.

14. Для характеристики аспекта инноваций и развития нами разработан новый показатель — коэффициент инновационных работ, который представляет удельный вес инновационных работ в общей сумме выполняемых работ и услуг. Под инновационными работами подразумеваются новые для предприятия работы, которые появились в деятельности предприятия на протяжении определенного анализируемого периода и раньше не выполнялись. В современных условиях предприятию необходимо постоянно двигаться вперед в своем развитии, чтобы не отстать от конкурентов и от общего отраслевого уровня техники и технологии. Получению уникальных конкурентных преимуществ, которые позволяют предприятию выделиться среди конкурентов и привлечь новых заказчиков, способствует инновационный фактор (например, использование новых технологий в производстве или выполнение новых видов работ). Предложена формула расчета разработанного показателя.

15. В качестве конечного ориентира, базового показателя, по которому измеряется успешность реализации стратегии и эффективность деятельности предприятия предлагается показатель рейтинговой оценки, который учитывает показатели, выраженные в числовом виде. Итоговый расчет рейтинговой оценки осуществляется финансовыми службами предприятий с учетом данных, представленных другими отделами (производственным отделом, кадровым, маркетинга). Окончательные выводы и управленческие решения на основе полученных выводов принимает высшее руководство предприятий.

Заключение

.

1. Отрасль печати является самостоятельной и чрезвычайно значимой отраслью промышленности, хотя занимает небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны. В России доля производства печатной продукции в ВВП составляет 0,82−0,84%.

2. Основными составляющими отрасли печати являются издательское дело, полиграфия (полиграфическое производство) и книжная торговля. Полиграфическое производство является материально-технической базой печати, издательского дела, средств массовой информации. Выделены два подхода для характеристики принадлежности предприятия к отрасли печати: продуктовый (чистый) и административно-организационный.

3. В работе проведено хронологическое исследование изменений организационной структуры руководящих органов отрасли. В связи с неоднократными реорганизациями государственных органов управления отраслью печати изменялись и их функции. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти в отрасли печати является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

4. Конкретизировано определение отрасли печати в современных условиях: отрасль печати — это совокупность юридически самостоятельных предприятий, которые в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества занимаются подготовкой и выпуском печатной продукции для населения, а также печатных изделий для использования другими предприятиями в деловом и хозяйственном обороте.

5. Определен состав рынка отрасли печати: рынок полиграфических работ, рынок печатной продукции, рынок полиграфического оборудования, рынок бумаги и расходных материалов. Все выделенные части рынка отрасли печати являются взаимозависимыми друг от друга и требуют комплексного рассмотрения. Предложена сегментация рынка полиграфических работ на основе ОКВЭД.

6. Рассмотрены субъекты и объекты рынка отрасли печативыделены различия между понятиями «продукция», «работа», «услуга" — предложено определение категории «работа» — это вид деятельности, направленной на изготовление нового предмета (готового товара, полуфабриката), в которой само выполнение работы считается основным итогом функционирования предприятия (или отдельного работника), результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц.

7. Особенностью деятельности полиграфических предприятий отрасли является невозможность самостоятельно определять технологические параметры будущей продукции, которые задаются заказчиком (например, издателем). Спрос на полиграфические работы является производным от спроса на печатную продукцию. Таким образом, анализ рынка печатной продукции способствует выявлению тенденций рынка полиграфических работ.

8. Потребление печатной продукции в России постоянно растет, и по данным Abercade Consulting в 2002 году этот показатель составил $ 1765,2 млн. Более трети потребляемой в России печатной продукции составляют газеты и журналы. Вместе с книжной продукцией этот сегмент рынка занимает более 50% всей печатной продукции.

9. В настоящее время для издательского дела (в большей степени для выпуска книг, брошюр и журналов) характерна концентрация по географическим регионам и по субъектам рынка. Издание газет более равномерно распределено по всей территории России, на Москву и Санкт-Петербург приходится не более 10% общего числа газет. В работе выделены основные тенденции, характеризующие выпуск газетно-журнальной продукции в России.

10. Учитывая состояние отрасли, территориальную концентрацию и распределение мощностей предприятий, для оценки работы субъектов отраслевого рынка и сопоставимости результатов анализа в работе проанализировано состояние четырех предприятий, расположенных в г. Москве, основным видом выпускаемой продукции для которых является книжно-журнальная продукция.

11. На протяжении рассматриваемого периода только одно предприятие работало с прибылью. Другие предприятия в разные временные периоды получали убытки от продаж. Во многом это обусловлено недостаточным и нерациональным использованием ресурсов предприятия, в первую очередь неполной загрузкой мощностей предприятия. У всех предприятий в разные периоды наблюдается недостаточное обеспечение собственными средствами. Показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности свидетельствуют о том, что предприятия периодически испытывают финансовые трудности, не наблюдается стабильного планомерного развития.

12. Предприятия по-разному справляются со своими проблемами, связанными с изношенным, морально устаревшим оборудованием, снижением тиражей и объемов заказов на книжную продукцию, наличием больших площадей, не используемых по прямому назначению. А именно: пытаются осуществлять модернизацию оборудования или приобретают новоерасширяют спектр возможной продукции, которую могут изготовитьоказывают дополнительные услуги заказчикам и сторонним организациямесли не являются государственным предприятием, сдают в аренду свободные площади и получают стабильный доход.

13. В отрасли печати постоянно совершенствуются техника и технология производства, управления и организации деятельности. В допечатной подготовке расширяется применение цифровых технологий, возрастает количество пользователей систем CtP. Большое значение приобретают системы комплексной автоматизации типографий. Наблюдается тенденция увеличения модульности послепечатного оборудования, специализированная техника все чаще заменяется системами с универсальными функциональными возможностями. Увеличивается спрос на автоматически настраиваемое оборудование.

14. В результате проведенного исследования предложены методические рекомендации для комплексной оценки положения предприятия на рынке полиграфических работ, сочетающие в себе различные методы анализа и широкий круг факторов с целью получения объективной оценки деятельности предприятия. Используется перечень качественных и количественных показателей, обязательных для изучения, который может быть дополнен в зависимости от поставленных задач. Многошаговость рекомендаций позволяет выбрать необходимый в данный момент уровень анализа.

15. Положение предприятия на рынке полиграфических работ предлагается оценивать в разрезе экономических субъектов — государство, отрасль, отдельное предприятие. Для каждого этапа выделены показатели оценки.

16. Для анализа внешнего окружения нами предлагается применять SNW-подход, на основе которых строятся оценки, планы, прогнозы. SNW-подход подразумевает анализ качественных показателей деятельности предприятия. По нашему мнению, с целью более полного отражения информации следует расширить применение подхода и использовать для анализа количественных показателей.

17. Для анализа деятельности предприятия предлагается использовать сбалансированную систему показателей BSC, адаптированную к отрасли печати. Структура системы BSC представлена такими группами показателей: клиенты, внутрихозяйственный аспект, инновации и развитие, финансы. В работе данная классификация дополнена кадровым аспектом.

18. Для характеристики аспекта инноваций и развития нами разработан новый показатель — коэффициент инновационных работ, который представляет удельный вес инновационных работ в общей сумме выполняемых работ и услуг. Под инновационными работами подразумеваются новые для предприятия работы, которые появились в деятельности предприятия на протяжении определенного анализируемого периода и раньше не выполнялись. Предложена формула расчета разработанного показателя.

19. В качестве конечного ориентира, по которому измеряется успешность реализации стратегии и эффективность деятельности предприятия предлагается показатель рейтинговой оценки. Итоговый расчет рейтинговой оценки осуществляется финансовыми службами предприятий с учетом данных, представленных другими отделами (производственным отделом, кадровым, маркетинга). Окончательные выводы и управленческие решения на основе полученных выводов принимает высшее руководство предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Рис. 2.4. Ассортиментная структура предложения издательской продукции, %
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 1997. — 416 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1, 2. М.: Дело, 1999. -448 с.
  4. Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 784 с.
  5. ГОСТ Р стандарт ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- Госстандарт России. М.: Изд-во стандар-тов, 2001.- 27с.
  6. Инвестиции в России. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. — 252 с.
  7. Печать Российской Федерации в 2003 году: Статистический сборник. Российская книжная палата / Ред. Е. Б. Ногина. Сост. JI.A. Кириллова, Л. И. Филиппова, М., 2004. 216 с.
  8. Россия в цифрах. 2003: Крат.стат.сб./Госкомстат России. М., 2003. -398 с.
  9. Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2003. — 544 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  10. Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы. М.: Агропромиздат, 1991.- 159с.
  11. М.С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической ' деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Дело и сервис, 1998. — 256 с.
  12. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Юристъ, 1999. 368 с.
  13. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1995.
  14. JI.E. Маркетинг: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. -134 с.
  15. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 260 с. — (Высшее образование).
  16. И.С. Маркетинг сегодня. М.: Менеджер, 1996.
  17. И.С. Маркетинговый анализ. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 352 с.
  18. А., Абрамов. Время собирать камни // Полиграфия. 2001. -№ 2.-С. 34−35.
  19. В.А., Исаева О. Г., Никольская Э. В. Анализ конкурентоспособности полиграфических предприятий // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2003. — № 1. — С. 108−118.
  20. В.А., Никольская Э. В., Исаева О. Г. Оценка конкурентоспособности полиграфических предприятий // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2002. — № 4. — С. 118−128.
  21. А.О. Понятия конкурентоспособности продукции и оценка конкурентной позиции отдельных издательских продуктов / проектов // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2003. — № 4. — С. 133 -140.
  22. Бумага будет всегда. Состояние, перспективы, технологии в производстве бумаги // КомпьюАрт. 2002. — № 10. — С. 16−46.
  23. М.И. Планирование на предприятии: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 416 с. — (Высшее образование).
  24. Газетное производство: вчера, сегодня, завтра // Полиграфия. 2002. — № 3.. с. 42−44.24
Заполнить форму текущей работой