Организация управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС в регионах России на основе адаптивных механизмов (на примере Пензенской обл.)
Научная новизна. В диссертации рассматривается проблема адаптации региональных подразделений МЧС в условиях проведения спасательных операций при ликвидации последствий крупных техногенных катастроф и масштабных стихийных бедствий. Дается анализ применяемых подходов и моделей управления этими подразделениями. Разработаны модели управления на основе адаптивных механизмов управления подразделениями… Читать ещё >
Содержание
- 1. Современные проблемы управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС в регионах России
- 1. 1. Современное состояние вопроса в части борьбы с пожарами и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в регионах России
- 1. 2. Системный анализ процесса управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС
- 1. 3. Предложения по совершенствованию Единой дежурно-диспетчерской службы Главного управления МЧС России по Пензенской области
- Выводы по 1 главе
- 2. Модели управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС на основе адаптивных механизмов
- 2. 1. Адаптация пожарно-спасательных подразделений МЧС
- 2. 2. Спасательные адаптивные механизмы управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС
- 2. 3. Командные адаптивные механизмы управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС
- Выводы по 2 главе
- 3. Система поддержки принятия решения при управлении подразделениями МЧС в регионах России
- 3. 1. Спасательные интеллектуальные механизмы
- 3. 2. Интеллектуальная система поддержки принятия спасательного решения
- 3. 3. Система поддержки принятия решения при управлении подразделениями МЧС в регионах России
- 3. 4. Рекомендации по организации структуры управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС в регионах России
- Выводы по 3 главе
Организация управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС в регионах России на основе адаптивных механизмов (на примере Пензенской обл.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Характерная черта современных спасательных операций сил Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) — дефицит жизненно необходимой информации для принятия решений [1 — 4]. Все, кто принимает решения, нуждаются в более полной информации. Возникает несоответствие между возможностями подразделения МЧС и потребностями проводимой ими операции, обусловленное ростом необходимых скоростей решений и действий. Ускорение изменений обстановки в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) требует разработки методов, моделей и механизмов управления подразделениями пожарных частей и спасательными отрядами (далее — подразделениями) МЧС, основанных на адаптации к конкретным условиям обстановки. В настоящее время в научной литературе недостаточно полно рассмотрена проблема несоответствия боевого потенциала спецподразделения требованиям к спасательной операции, причинами которого являются ускорение изменений условий и случайные факторы (помехи). Для его устранения можно уменьшить степень неопределенности, за счет адаптации подразделения к изменяющимся условиям ликвидации последствий ЧС.
В настоящее время остро встала проблема обеспечения эффективного управления оперативными подразделениями ГПС и поисково-спасательными формированиями МЧС при их совместной деятельности на пожарах и при ликвидации последствий ЧС (при самом широком спектре аспектов этой проблемы — от законодательной базы до технического оснащения).
По сути функции и задачи, определенные для спасателей и пожарных перечисленными федеральными законами [5 — 7], являются однородными, основной приоритет отдается спасению жизни и сохранению здоровья людей. И задача создания единой пожарно-спасательной службы на региональном уровне (например, в Пензенской области), поэтому носит не идеологический характер, а социальный и имеет чисто техническую направленность.
Анализ процессов обеспечения спасательных операций свидетельствует о том, что в большинстве случаев только совместные усилия спасательных и противопожарных формирований позволят в полном объеме проводить разведку места ЧС, поиск людей, их спасание и эвакуацию, локализацию и ликвидацию пожаров.
Пожарным и спасателям при ликвидации крупных катастроф и сложных пожаров в регионах России (особенно в труднодоступных и удаленных районах) приходится действовать автономно, часто не имея связи с руководством МЧС, принимая ответственные спасательные решения самостоятельно.
К сожалению не одна спасательная операция по ликвидации последствий крупных техногенных катастроф и стихийных бедствий, тушения сложных пожаров не обходится без потерь среди населения и личного состава подразделений МЧС России, поэтому одна из целей этой работы — снизить возможные человеческие и материальные потери.
Таким образом, целью диссертационной работы является повышение эффективности управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС на региональном уровне на основе адаптивных механизмов.
Объект исследования — процессы управления региональными пожарно-спасательными подразделениями МЧС (на примере Пензенской области).
Предмет исследования — модели и механизмы организации управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС в регионах России.
Научная задача, решаемая в диссертационной работе: проведение системного анализа проблемы управления подразделениями пожарной охраны и поисково-спасательными формированиями МЧС с учетом особенностей регионов Россииразработка моделей управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС на основе адаптивных механизмовразработка системы поддержки принятия решения при управлении подразделениями МЧС региона и предложений по совершенствованию Единой дежурно-диспет-черской службы Главного управления МЧС России по Пензенской области.
Научная новизна. В диссертации рассматривается проблема адаптации региональных подразделений МЧС в условиях проведения спасательных операций при ликвидации последствий крупных техногенных катастроф и масштабных стихийных бедствий. Дается анализ применяемых подходов и моделей управления этими подразделениями. Разработаны модели управления на основе адаптивных механизмов управления подразделениями МЧС в сложных условиях, включающие процедуры оперативного управления, учета, планирования и контроля, основанные на алгоритмах адаптивного прогнозирования, обучения, классификации и опознавания образов. Предложена структура системы поддержки принятия решения при управлении подразделениями МЧС в регионах России, разработаны предложения по совершенствованию Единой дежурно-диспетчерской службы Главного управления МЧС России по Пензенской области, которые позволяют сократить время приема, обработки и принятия решения должностными лицами МЧС при управлении подразделениями, участвующими в тушении пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий. Предложенные рекомендации по организации структуры управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС в регионах России, позволяют повысить оперативность управление подчиненными пожарно-спасательными подразделениями.
Методы исследования — общая теория систем, методы исследования операций, математического моделирования, математической статистики и теории систем управления, методы адаптивного прогнозирования, обучения, классификации и опознавания образов.
Результаты исследования. Основными результатами исследования, выносимыми на защиту, являются:
1. Модели управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС на основе адаптивных механизмов.
2. Система поддержки принятия решения при управлении подразделениями МЧС в регионах России.
3. Предложения по совершенствованию Единой дежурно-диспетчерс-кой службы Главного управления МЧС России по Пензенской области.
4. Рекомендации по организации структуры управления пожарно-спа-сательными подразделениями МЧС в регионах России.
Научно-практическая значимость полученных результатов определяется их важностью для региональных пожарно-спасательных подразделений МЧС России, так как повышается возможность существенно повысить эффективность управления совместными действиями оперативных подразделений пожарной охраны и поисково-спасательных служб МЧС с единого органа управления — системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ). Разработана структура СОДУ Пензенской области и её подсистемыЕдиной дежурно-диспетчерской службы Главного управления МЧС России по Пензенской области.
Разработаны модели управления пожарно-спасательными подразделениями МЧС на основе адаптивных механизмов. Предложен подход к исследованию адаптации подразделений пожарной охраны и спасательных отрядов МЧС на основе теории дальновидных активных систем. Он основывается на двухуровневой модели подразделения «Командир — исполнители», спасательные дальновидные элементы (пожарные и спасатели) которого ставят определенные цели и осуществляют, для их достижения, адаптацию и спасательные действия, используя для этого спасательный потенциал подразделения. Задачей подразделения является наиболее эффективное использование этого потенциала для решения поставленных перед ним задач.
Предложена структура системы поддержки принятия решения при управлении подразделениями МЧС в регионах России, использование которой в региональных органах управления МЧС позволит повысить эффективность принятия решений руководству МЧС субъектов РФ.
Результаты диссертационного исследования внедрены в Северо-Западном региональном центре МЧС России, Главном управлении МЧС России по Пензенской области и Санкт-Петербургском институте Государственной противопожарной службы МЧС России.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на кафедре пожарной тактики института, а так же на следующих конференциях: международной научно-практической конференции «Международный опыт подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля», Санкт-Петербург, 20−21 января 2004 годанаучно-практической конференции «Новые технологии в деятельности органов и подразделений МЧС России», Санкт-Петербург, 26 мая 2004 годамеждународной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях», Санкт-Петербург, 2728 октября 2004 годана научно-теоретических семинарах «Проблемы внедрения новых сетевых технологий» в Военном университете связи в 2003;2004 годах.
Публикации по работе. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ, в том числе 1 монография.
Выводы по 3 главе.
В главе установлено, что для построения системы управления подразделениями пожарной охраны и спасательными отрядами (далее — подразделениями МЧС) необходимы иерархические человеко-машинные информационные системы поддержки принятия спасательных решений (ИСГТПСР). Предложена ИСППСР с решающей ролью человеческого фактора в процессе управления спасательной операции. В первую очередь, речь идет о способности её исполнителя к спасательной адаптации и обучению. Для того, чтобы субъект спасательного управления, использующий ИСППСР, был адекватен объекту спасательного управления — подразделению МЧС, ИСППСР должна обладать свойством адаптивности. Далее, важнейшим проявлением дальновидности исполнителя является различная степень использования им собственного спасательного потенциала (боеспособности), внутренних спасательных ресурсов. ИСППСР должна активизировать человеческий фактор, быть прогрессивной, способствовать максимальному использованию спасателями (пожарными) подразделения МЧС своей боеспособности.
В главе установлено, что с повышением ответственности руководящего состава Главного управления (ГУ) МЧС региона за результаты управленческой деятельности, возрастает роль научно-технической разработки проблем, связанных с выработкой и принятием решений. Можно сказать, что успешное решение этих проблем определяет повышение эффективности систем управления. С другой стороны, создание и внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководителей ГУМЧС региона на базе персональных компьютеров нового поколения, а также систем информационного обслуживания и поддержки принятия решения с централизованной базой знаний (экспертной системой) являются технической и организационной предпосылкой для постановки и решения задач подготовки и обоснования решений по управлению подразделениями МЧС в регионах.
Предлагается вариант построения системы поддержки принятия решения при управлении подразделениями (СППРУП) МЧС в регионах (на примере Пензенской области) на основе рассмотренной в главе ИСППСР, которая предназначена для подготовки и обоснования оперативных решений на основе анализа стандартных управленческих ситуаций (СУС), возникающих в спасательной деятельности подчиненных подразделений МЧС.
Преимуществом предлагаемого варианта системы является возможность предметного и достаточно полного исследования сложившейся при управлении ситуации, подготовки оптимальных и субоптимальных решений, проверка (проигрывание) полученных решений на компьютерной модели для сведения к минимуму обнаруженного рассогласования между запланированными и фактическими значениями характеристик спасательной деятельности.
Выработаны предложения по организации процесса управления оперативными подразделениями пожарной охраны и поисково-спасательными формированиями МЧС при тушении пожаров в условиях ЧС, в работе предложены структурное построение системы сил Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) России региона и структура пожарно-спаса-тельной части ГПСС. Кроме того, предложена структура самого органа управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации, и структуры органов управления по делам ГОЧС районного города и муниципального образования населенного пункта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Проведен анализ особенностей управления функционированием региональных оперативных подразделений пожарной охраны и поисково-спасательных формирований МЧС при их работе в ходе ликвидации последствий ЧС. Показано, что подразделения пожарной охраны, предназначенные для экстренного реагирования, будут осуществлять первоочередные боевые действия, направленные на спасение людей, локализацию пожара с его последующей полной ликвидацией и спасение материальных ценностей, что в условиях ЧС предполагает их совместную работу с поисково-спасательными формированиями МЧС.
2. В работе разработан подход к исследованию адаптации пожарно-спасательных подразделений МЧС России на основе теории дальновидных активных систем. Рассмотрены модели спасательного адаптивного управления — спасательные адаптивные архетипы пожарно-спасательного подразделения МЧС. Введено определение спасательного адаптивного механизма (САМ) функционирования пожарно-спасательного подразделения МЧС, рассмотрены формальные постановки задач его анализа и синтеза, направленные на повышение эффективности спасательного управления. Найдены достаточные условия прогрессивности САМ, обеспечивающие раскрытие спасательного потенциала исполнителей спасательной операции.
3. Рассмотрены модели управления подразделениями МЧС на основе командных адаптивных механизмах (KAM) управления пожарно-спасательным подразделением, определены условия их прогрессивности. Показано, что в условиях быстрых изменений обстановки, характерных для спасательной операции, KAM функционирования крупного спасательного подразделения с взаимозависимыми элементами (подразделениями) нельзя сделать прогрессивным.
4. В работе установлено, что для построения системы управления подразделениями пожарной охраны и спасательными отрядами (далее — подразделениями МЧС) необходимы иерархические человеко-машинные информационные системы поддержки принятия спасательных решений (ИСППСР). Предложена ИСППСР с решающей ролью человеческого фактора в процессе управления спасательной операции. Для того, чтобы субъект спасательного управления, использующий ИСППСР, был адекватен объекту спасательного управления — подразделению МЧС, ИСППСР должна обладать свойством адаптивности. ИСППСР должна активизировать человеческий фактор, быть прогрессивной, способствовать максимальному использованию спасателями (пожарными) подразделения МЧС своей боеспособности. Предлагается вариант построения системы поддержки принятия решения при управлении подразделениями (СППРУП) МЧС в регионах (на примере Пензенской области) на основе разработанной ИСППСР, которая предназначена для подготовки и обоснования оперативных решений на основе анализа стандартных управленческих ситуаций, возникающих в спасательной деятельности подчиненных подразделений МЧС. Преимуществом предлагаемого варианта системы является возможность предметного и достаточно полного исследования сложившейся при управлении ситуации, подготовки оптимальных решений, проверка (проигрывание) полученных решений на компьютерной модели для сведения к минимуму обнаруженного рассогласования между запланированными и фактическими значениями характеристик спасательной деятельности.
5. Выработаны предложения по организации процесса управления оперативными подразделениями пожарной охраны и поисково-спасательными формированиями МЧС при тушении пожаров в условиях ЧС, в работе предложены структурное построение системы сил Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) России региона и структура пожарно-спаса-тельной части ГПСС. Кроме того, предложена структура самого органа управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации, и структуры органов управления по делам ГОЧС районного города и муниципального образования населенного пункта.
6. Предложен состав системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ) Пензенской области, её структура и функциональное назначение элементов. Представлена структура единой системы оперативно-диспетчерского управления г. Пензы. Приведена структурная схема сбора, обобщения и обмена информацией в СОДУ Пензенской области.
7. Проанализированы структура и функциональные возможности существующей в Пензенской области Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). Выработаны предложения по совершенствованию ЕДДС (единой службы спасения «01» (ЕСС «01»)) Главного управления МЧС России по Пензенской области, а именно: общие положениясостав и задачи, решаемые единой службой спасения «01» областипорядок функционирования ЕСС «01» областиорганизация несения дежурствапорядок комплектования и подготовки кадровнормативно-правовое и техническое обеспечение ЕСС «01" — схемы организации связи ЕДДС Пензенской области.
Установлено, что при дальнейшем развитии ЕДДС муниципального образования путем организации ЕДДС (ЕСС) на базе телефонного номера «01»:
Повысится эффективность реагирования на угрозу возникновения ЧС.
Повысится оперативность управления силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
8. Полученные результаты могут быть положены в основу перспективных нормативных документов, регламентирующих порядок руководства по-жарно-спасательными подразделениями МЧС в регионах России, а также в основу методических разработок в части организации обеспечения пожарной безопасности населения.
Таким образом, все результаты диссертационного исследования имеют актуальность, научную и техническую новизну, апробированы на 5 научно-технических конференциях и семинарах, в том числе 2 международных, и внедрены в Северо-Западном региональном центре МЧС России, Главном управлении МЧС России по Пензенской области и Санкт-Петербургском институте Государственной противопожарной службы МЧС России.
Список литературы
- Алиев A.A., Ближин A.A. Общая схема решения задач при ситуационном управлении. Проблемы внедрения новых сетевых технологий. Сборник научных трудов. Выпуск 4 / Под редакцией Н. И. Буренина. СПб: Военный университет связи. 2003. С. 94 — 96.
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
- Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ.
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.
- Fire Service in Tokyo. Fire department of Tokyo. 1992.
- Magazin der Fenrwehr. 1988. Vol.13, № 4, p. 188−189.
- Carhman J.R. Hazardous Materials Energencies Response and Control. 1983.
- Fire engineering. 1985, Vol.138, № 10, p. 30−41.
- Fire engeneerse journal. 1988, Vol.48, № 150, p. 27−29.
- Fire engineering. 1988, Vol. 141, № 2, p. 8.
- Einrichtunden und Weiterentwicklund des Rettungswes ens. Brandschuts. 1988, Vol. 42, № 9, p. 559−563.
- Tecniches Hilfswerk im Anfgabenbereich der Fenerwehz. Brandhilfe. 1988, Vol. 35, № 5, p. 130−136.
- Topic in Emergency Medicine. 1985, Vol. 7, № 1, p. 1−8.
- Брушлинский H.H., Коробко В. Б., Коломиец Ю. И. Организация пожарной охраны в ФРГ // Пожарное дело. 1992. № 1−6. с .44−45.20. «Feuerwehr magazin». 1992. № 2. S. 27.
- Berliner Feuerwehr. Jahresbericht. Berlin. 1990. S. 88.
- Брушлинский H.H., Соколов C.B. Пожарная охрана Нью-Йорка // Пожарное дело. 1991. № 9. С.42−44.
- FDNY annual report and statistics. 1988, 1990.
- Fire defense in Japan. Tokyo, 1989.
- Mocklinghoff E. Die Aufgabe der Zukunft far Feuerwehr. Brandhilfe. 1980. Vol.27, № 10, S.304−307.
- Политика пожарной охраны Великобритании / Пер. ст. из журн. British
- Fire Service Association Journal. 1980. Vol.6. № 4. p. 1.
- National Fire Protection Association. 1987, 28 p.
- Tecniches Hilfswerk im Anfgabenbereich der Fenerwehz. Brandhilfe. 1988, Vol.36, № 5, p. 130−136.
- Frankel L.S. Police/fire consolidation in municipali ties: 10 000 and over // Urban Data Service. 1978. Vol. l0,№ 10. pp.1−8.
- Chelst K.R. Police-fire merger: a Preimplementation Analysis of Performance and Cost. // Journal of Urban Affairs. 1987. Vol. 9, № 2, p. 171−188.
- Архипова Н.И., Кульба B.B. Управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. 316 с.
- Постановление Кабинета Министров СССР от 23 июня 1991 г. N 394 «О совершенствовании организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий».
- Брушлинский H.H. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. М.: Стройиздат, 1981. 96 с.
- Брушлинский H.H. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы. М.: МИПБ МВД России, 1998. 255 с.
- Брушлинский H.H., Кафидов В. В., Козлачков В. И. и др. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства. М.: Стройиздат, 1988. 413с.
- Брушлинский H.H. Принципы проектирования пожарно-спасательной службы города // О создании Государственной пожарно-спасательной службы. Материалы научно-практической конференции. Москва, 25−26 апреля 2002 г. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2002. С. 56.
- Брушлинский H.H., Коробко В. Б., Коломиец Ю. И. Современные проблемы организации деятельности противопожарных и аварийно-спасательных служб // Проблемы безопасности при ЧС. Вып. 10. М.: 1992, с. 13−35.
- Брушлинский H.H., Семиков B.JI. Проблемы функционирования и создания аварийных служб // Проблемы безопасности при ЧС. Вып. 1. М.: 1990, с. 17−42.
- Брушлинский H.H., Семиков B.JI. Проблемы создания и функционирования аварийно-спасательных служб // Итоги науки и техники: Пожарная охрана. Том 12. М.: 1991, с. 3−56.
- Алексеев H.A. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность защиты. М. 1988.
- Казиев Г. З., Кульба В. В., Миронов П. Б. Методы выбора программы снижения риска загрязнения окружающей среды в условиях рыночной экономики и распределенного суверенитета // Тезисы докладов международной конференции «Мера». М., 1992.
- Ковалевский Ю.Н. Стихийные бедствия и катастрофы. Рига, 1986.
- Кульба В.В., Серегин A.C. Особенности управления в условиях чрезвычайных ситуаций / Российский социально-политический ин-т, М., 1991.
- Кюнрейтер Г. Проблемы принятия решений в условиях риска. М., 1982.
- Порфирьев Б.Н. Концепция риска: новые подходы и экологическая политика // США экономика, политика, идеология. 1988. Т. 11.
- Порфирьев Б.Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях. М., 1989.
- Порфирьев Б.Н. Экологическая экспертиза и риск технологий. М., 1990.
- Порфирьев Б.Н. Управление в чрезвычайных ситуациях проблемы теории и практики // Итоги науки и техники. Сер. Проблемы безопасности: Чрезвычайные ситуации. Т. 1. М.: ВИНИТИ, 1991.
- Постом Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М., 1989.
- Коробко В.Б., Глуховенко Ю. М. Противопожарные службы мира. М.: Пожарное дело. 1998, № 1, с. 42−45.
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».
- Постановление Правительства Пензенской области от 22.04.2003 года № 170 — п.П. «О создании Единой дежурно-диспетчерской службы Пензенской области».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 г. № 1113 «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
- Приказ МЧС от 10.09.2002 г. «Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации».
- Постановление Губернатора Пензенской области от 02.03.98 г. № 194 «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. М.: Синтег, 2000. 528 с.
- Артамонов B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. 198 с.
- Артамонов B.C., Кабанов A.A., Сметанин Ю. В. Теоретический анализ функций управления подразделениями ОМОН и внутренних войск МВД России СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 97 с.
- Бородин В.А., Коровкин А. П., Шишкин Г. Б., Цыганов В. В. Принципы эволюционного менеджмента / В сб.: Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе. Труды XXIX межд. конф. Гурзуф, 2002. С. 129−132.
- Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977. 255 с.
- Бурков В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981. 365с.
- Бурков В.Н., Данев Б., Еналеев А. К., Кондратьев В. В., Нанева Т. Б., Щепкин A.B. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М: Наука, 1989. 246 с.
- Бурков В.Н., Палюлис Н. К., Трасаускас 3. Гибкие системы организационного управления. Вильнюс: Минтис, 1990. 147с.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Синтег, 1999. 126 с.
- Гришуткин А.Н., Цыганов В. В. Прогрессивные адаптивные механизмыглобализации // В сб.: Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. Труды международной конференции, том 2. М.: ИПУ РАН, 2001. С. 101−107.
- Новиков Д.А., Цветков A.B. Механизмы функционирования в многоэлементных организационных системах. М.: Апостроф, 2000.
- Павленко В.П., Цыганов В. В. Адаптивное корпоративное управление // В сб.: Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. Материалы международной конференции, том 2. М.: ИПУ РАН, 2001. С. 108−113.
- Цыганов В.В. Адаптивные механизмы в отраслевом управлении. М.: Наука, 1991. 166 с.
- Цыганов В.В., Щербина H.H., Шишкин Г. Б. Инвестиционная привлекательность и центр капитала // В сб.: Информационные технологии в науке, образовании, бизнесе. Труды XXIX международной конференции. Гурзуф, 2002. С. 121−124.
- Цыганов В.В., Шишкин Г. Б. Прогрессивные адаптивные механизмы программной оценки и ранжирования // В сб.: Теория активных систем. Труды международной конференции. М.: ИПУ РАН, 2001, том 1, с.65−47.
- Цыганов В.В., Щербина H.H. Самоорганизующиеся деловые модели / В сб.: Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. Материалы международной конференции, том 2. М.: ИПУ РАН, 2001, с. 114−118.
- Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.519 с.
- Малыгин И.Г. Методы принятия решений при разработке сложных по-жарно-технических систем. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России. 2004. 367 с.
- Петере Т., Уотермен В. В поисках эффективного управления / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 423 с.
- Гришуткин А.Н., Павленко В. П., Цыганов В. В., Щербина H.H. Адаптивные архетипы овладения капиталом // В сб.: Информационные технологии в науке, образовании бизнесе. Труды XXIX международной конференции. Гурзуф, 2002. С. 117−120.
- Саридис Дж. Самоорганизующиеся стохастические системы управления / Пер. с англ. М.: Наука, 1980. 400 с.
- Цыпкин Я.3. Адаптация и обучение в автоматизированных системах. М.: Наука, 1968. 399 с.
- Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования / Пер. с англ. М.: 1994. 304 с.
- Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. 408 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1996.
- Цыпкин Я.З. Основы теории обучающихся систем. М.: Наука, 1970.
- Цыпкин Я.З. Основы информационной теории идентификации. М. Наука, 1984. 320 с.
- Мизес JI. Человеческая деятельность. М.: Экономика, 2000. 669 с.
- Ближин A.A., Малыгин И. Г., Цыганов В. В. Адаптивные механизмы управления пожарно-спасательными подразделениями. Монография. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005. 90 с.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1987. 261 с.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. 610 с.
- Планкетт П., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: Экономика, 1984. 167 с.
- Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения / Отв. ред. P.P. Ягер. М.: Радио и связь, 1986. 391 с.
- Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981.-206 с.
- Адамович. О.С. Хозяйственные ситуации в торговле. М.: Экономика, 1984. 108 с.
- ЮО.Крисилов А. Д. Алгоритмы количественного обоснования решений для систем, работающих в условиях неопределенности. Киев: «Знание», 1984. 17 с.
- Белоногов Г. Г., Новоселов А. П. Автоматизация процессов накопления, поиска и обобщения информации. М.: Наука, 1979.234 с.
- Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах. М.: Советское радио, 1974.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994.
- Денисов A.A., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления. JL: Энергоиздат, 1982.
- Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М.: Советское радио, 1971.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Радио и связь, 1983.
- Ермилов Л.И. Синтез сетевых моделей сложных процессов и систем. М.: Воениздат, 1970.
- Захаров В.Н., Поспелов Д. А., Хазацкий В. Е. Системы управления. М.: Энергия, 1977.
- Гихман И.И., Скороход A.B. Введение в теорию случайных процессов. М.: Наука, 1977.