Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Новые технологии в современном постановочном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационные технологии в современной сценографии позволили сформировать новую культуру сценографии, дополнив эмоциональную сторону традиционной графической и живописной техникой создания эскизов более подробными профессиональными характеристиками: вариативностью, пространственной композицией, точным масштабом, обилием фактур и специальных эффектоввозможностью точного воспроизведения и передачи… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • С
  • ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 1. 1. Историческая эволюция постановочных технологий в С. 17 театральном искусстве
    • 1. 2. Компьютерные и медиа технологии в сценографии как новое С. 38 направление развития постановочной деятельности
    • 1. 3. Использование информационных технологий в* организации, С. 54 театрального процесса
  • ГЛАВА II. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 2. 1. Постановочный процесс как взаимодействие театральной С. 63 условности и виртуальной реальности
    • 2. 2. Новые технологии в профессиональной деятельности художника- С. 77 постановщика
  • ГЛАВА III. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1990−2010 ГГ
    • 3. 1. Инновационные технологии в спектаклях театров Санкт- С. 94 Петербурга
    • 3. 2. Новые технологии в практике учебного театра С
    • 3. 3. Проблемы и перспективы применения новых технологий в С. 125 театральной деятельности

Новые технологии в современном постановочном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный постановочный процесс и сценография характеризуются глубокой взаимной интеграцией художественного начала и информационных технологий. Диссертационная работа посвящена исследованию особенностей постановки современного театрального спектакля с использованием информационно-компьютерных и медиатехнологий.

Актуальность темы

.

В театре на рубеже ХХ-ХХ1 веков произошли существенные изменения, коснувшиеся всех сторон его деятельности, связанные с применением информационных технологий. Современный театр становится на инновационный путь развития, используя достижения новых технологий в основных составляющих постановочного процесса: режиссерской экспликации, создании эскизов декораций и костюмов, а также в осуществлении сценографического решения спектаклей. Новые технологии оказывают огромное влияние на развитие театра как вида искусства: появляются уникальные формы спектаклей, новые театральные специальности, специфические технологии постановочного творчества и театрального дела.

Современный этап развития театра требует новой формы планирования и управления театральным проектом, что актуально для оптимизации творческого и материального постановочного комплекса, как в государственных, так и в частных театрах.

Новые технологии сценографических решений позволяют совершенствовать процесс осуществления гастрольной деятельности, что расширяет возможности обмена культурных связей между народами, а также столицей и регионами.

Информационные технологии в сценографии увеличивают диапазон возможностей создания уникальной формы спектаклей в учебном театре. Их использование в учебном процессе также способствует оптимизации временных и материальных ресурсов.

На современном этапе возникла потребность не только в исследовании художественно-технологических возможностей информационных технологий в постановочном процессе, но и определения значения термина «новые технологии», под которым диссертант понимает комплекс технических средств, участвующих в создании художественного образа спектакля на разных его этапах — от эскизирования, где применяются разнообразные графические компьютерные программы, до сценического воплощения, где используются проекционные дисплеи и экраны, мультифункциональные световые приборы и т. д.

Учитывая важность экспериментальных постановок для развития театра, исследование вопросов соотношения, взаимодействиятворческой задачи и практической реализации, определение роли новых технологий, их использование в современном постановочном процессе является актуальной проблемой для современной теории и истории искусства.

Степень разработанности проблемы.

На данный момент издано большое количество-научной, исторической, научно-популярной, мемуарной литературыпо театральному искусству. Это исследования, посвященные творчеству мастеров: театрального искусства, творческим и организационно-практическим аспектам, создания произведений сценического искусства.

Исследованию специфики художественной культуры второй половины XX — начала XXI века посвящены, труды К. З. Акопяна, М. А. Ариарского, А. С. Запесоцкого, С. Е. Зуева, М. С. Кагана, С. Т. Махлиной, Н. А. Хренова, Т. Е. Шехтер, Ю. М. Шора, А. К. Якимовича и других.1 В этих исследованиях.

1 Акопян К. 3. XX век в контексте искусства. М.: Академический проект, 2005; Акопян К .3. Массовая культура. Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2004; Ариарский М. А. Прикладная культурология. СПб.: ЭГО, 2001; Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб.: ИГУП, 1996; Зуев С. Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии. 1991. № 2. С. 21−27- Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972; Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996; Каган М. С.

Введение

в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2003; Махлина С. Т. Взаимодействие видов искусства. Л.: Знание, 1976; Махлина С. Т. О синергетическом анализе художественного произведения // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Кагана М. С. Материалы международной научной конференции.18 мая 2001 г. Серия «Зетроэшт». Выпуск № 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 300−311- Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. В 2-х кн. СПб.: Композитор, 2000; Махлина С. Т. Язык искусства в рассматриваются проблемы развития культуры в эпоху глобализации, вопросы взаимодействия видов искусства, диалогичности культуры, противостояния и взаимовлияния элитарной и массовой культур.

Культурологические и эстетические аспекты взаимодействия человека и социума с достижениями научно-технического прогресса освещены в многочисленных работах Ю. В. Борева, А. С. Запесоцкого, Я. Б. Иоскевича, А. В. Костиной, К. Э. Разлогова и других.2 Эти авторы исследуют как общие вопросы указанной темы, так и вопросы адаптации личности к художественной среде, преобразованной достижениями новых технологий.

Большое значение для исследовательских задач данной диссертации имеют труды В. В. Базанова, В. И. Березкина, В. Е. Быкова, Н. Н. Громова, Г. Кайзера, В. М. Шеповалова, М. Г. Эткинда, посвященные теоретическому анализу проблем сценографического творчества. В них уделяется внимание вопросам развития, анализу функций и типологии мировой и отечественной сценографии. контексте культуры. СПб.: СПбГУКИ, 1995; Шехтер Т. Е. Глобализация как тенденция развития современной культуры и художественного рынка // Международный художественный бизнес в контексте глобализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25 января 2007 г. СПб.: СПбГУП, 2007. С. 3−6- Шехтер Т. Е. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного. СПб.: Астерион, 2005; Шехтер Т. Е. Процессы маргинализации в современной художественной культуре. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора филос. наук. СПб.: СПБГУ, 1999; Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005 С. 21−45- Шехтер Т. Е. Современное искусство как предмет гуманитарного знания // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб: СПбГУП, 2005. С. 7−20- Шор Ю. М. К характеристике поля гуманитарного знания // К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск № 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 170 -172.

2 Борев Ю. А. Художественная культура XX века. М., 2007; Иоскевич Я. Б. Электронная революция: искусствоведческий аспект // Новые аудиовизуальные технологии / отв. ред. К. Э. Разлогов. М., 2005. С.281−282- Костина А. В. Проблемы массового и элитарного искусстваМ., 2005; Разлогов, К. Э. Культура и искусство: консерватизм против инновации // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 11−16.

3 Базанов В. В. Сцена, техника, спектакль. Л-М., 1963; Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Кн. 1. От истоков до середины XX века. М.: Эдиториал УРСС, 1997. Кн. 2. Вторая половина XX век: В зеркале Пражских Квадриеннале 1967;1999 гг. М.: Эдиториал УРСС, 2001; Быков В. Е. Проблемы театральной архитектуры и сценография. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора архитектуры. M., 1973, Громов Н. Н. Горизонты сценографии. Художественная условность в искусстве оформления спектакля. СПб., 2006; Кайзер Г. Принципы анализа сценического оформления: Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. искусствоведения. Л., 1977; Шеповалов В. М. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре // Искусство и эстетическая культура: сборник научных трудов. СПб., 1992. С. 149 — 157- Эткинд М. Г. О диапазоне пространственно-временных решений в искусстве театральной декорации (опыт анализа творческого наследия советской театральной декорации) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. / отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 209−219.

Значимый круг научных исследований составляют работы по истории театра, искусства монографии и творчеству отдельных художников-сценографов: М. А. Васильевой, Р. И. Власовой, Л. И. Гительмана, М. В. Давыдовой, Д. Н. Катышевой, В. И. Козлинского, Е. М. Костиной, Е. А. Панкратовой, М. Н. Пожарской, И. Н. Пружан, Ф. Я. Сыркиной, Э. П. Фрезе.4 Одни из этих авторов уделяют в своих исследованиях внимание общим проблемам исторического развития театра, другие анализируют примеры сценографических решений и ценных находок художников-сценографов многих стран в различные периоды истории.

Особый интерес представляют труды, посвященные творчеству современных театральных художников (Д. Боровского, Э. Капелюша, П. Каплевича, М. Китаева, В. Окунева, А. Шишкина и др.), среди которых есть как полноценные монографии5, так и отдельные критические статьи, опубликованные в ведущих театральных журналах («Театр», «Театральная жизнь», «Сцена» и др.) и Интернет-сайтах.6.

Важными для подготовки диссертации стали научные труды, анализирующие художественный образ спектакля (Ю. М. Барбой, А. А. Михайлова и В. М. Шеповалов). В работах этих авторов анализируются положения о деятельности всех форм сценографического творчества, как.

4 Васильева M. А. Художники театра. Проблемы развития русского и советского театрально-декорационного искусства. Л., 1983; Власова Р. И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Л., 1984; Гительман Л. И. История зарубежного театра. СПб., 2005; Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII — начала XX века М., 1974; Катышева Д. Н. Петербургские сезоны. Начало XXI века. (Драма. Балет). СПб.: СПбГУП, 2011; Козлинский В. И., Фрезе Э. П. Художник и театр. М., 1975; Панкратова Е. А. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX — нач. XX века. Л., 1983; Пожарская M.H. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX — нач. XX века. М., 1970; Пожарская M. H. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908;1929. М.: Искусство, 1988; Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975; Сыркина Ф. Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века. М., 1956; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978.

5 Березкин В. И. Открытая сцена Давида Боровского: Летопись творчества в контексте сценографии мирового театра второй половины XX — начала XXI века. СПб., 2009.

6http://www.alexandrinskv.ru. http://www.conservatorv.ru. http ://www.mikhailo vsky.ru. http://www.mariinsky.ru, http://www.stageportal.com и др. организованной динамической системео концепции единства значений, знаковых средств в сценографиио стадиях развития пространственного фактора и его уровневой организации в театрально-декорационном искусстве.

Вопросы техники и технологий театральных декораций, практические рекомендации по созданию театрального макета и воплощению его на театральной щене, исследованы театроведами и практиками театрально-декорационного искусства: В. В. Базановым, А. Д. Понсовым, В. Я. Рывиным,.

A. В. Соллогубом, Н. Н. Сосуновым, К. Уинслоу.8 Здесь следует отметить значение трудов Базанова, в которых анализируются конструктивно-технологические принципы построения-театральных декораций, исследуются эстетические функции театральной техники, дается классификация материально-технических, вещественных и художественных средств, при помощи которых организуется сценографическая работа и определяется-пластический стиль спектакля, уделяется внимание составлению театрально-технической терминологии.

Так как новые технологии влияют на создание и развитие световой экспликации постановок, возникла необходимость в исследовании работ посвященных истории и развитию этого вопроса. Здесь представляет интерес труд Н: П. Извекова9, где рассматривается влияние театрального света на художественный строй представления. Проблемам светового решения спектакля также посвящены труды А. А. Бронникова, Д. Г. Исмагилова, Е. П. Древалевой.10.

8 Базанов В. В. Техника изготовления театральных декораций. Л.-М., 1961; Базанов В. В. Эстетические функции театральной техники. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. Л., 1971; Базанов.

B.B. Техника и технология сцены. Л., 1976; Базанов В. В. Сцена XX века, Л., 1990; Понсов А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций. М., 2001; Рывин В. Я. Устойчивость театральных декораций. СПб., 2007; Соллогуб А. В. Проектирование и выполнение чертежей на театральные декорации. СПб.: СПбГАТИ, 1995; Сосунов Н. Н. Театральный макет. М., 1960; Сосунов H.H. От макета к декорации. М., 1962; Уинслоу К. Новые технологии для макетов театральных декораций // Сцена. 2004. № 4. С. 20−21.

9 Извеков Н. П. Свет на сцене. Л.-М., 1940.

Диссертант изучил и творчество отдельных художников по свету, к примеру, Г. Филыдтинского, который создает великолепные решения световой драматургии в соответствии с режиссерским рисунком и постановочными задачами. Следует отметить, что Филыптинский еще вел курс «Технология художественного оформления спектакля» в СПбГАТИ.11 Интерес представляют и светодиодные костюмы. Но исследование их художественно-технологического своеобразия выходит за рамки данной диссертации.

Диссертантом были проанализированы и те исследования, где учитываются особенности композиционного построения театрального действия. Следует отметить ряд трудов, авторы которых подробно раскрывают специфику пластических основ композиции. К этой группе исследователей относятся Ю. П. Волчек, В. М. Мошков, О. И. Кузнецов,.

1 9.

А. В. Степанов, О. В. Чернышев.. В их работах рассматриваются средства художественной выразительности, применяемые в сценографическом искусстве (линия, пятно, симметрия, асимметрия, формообразование и т. д.) и дизайне, проблемы стилизации, а также категории качественной и количественной меры, соразмерности, соподчинения, масштаба.

Технология мягких декораций, история, и типология сценического костюма рассматривается в монографиях К. В. Градовой, Ш. Джексон, Р. В. Захаржевской, Р. М. Кирсановой, Ф. Ф. Коммисаржевского, Т. Б. Серебряковой.13.

11 Сайт Глеба Фильштинского. [Электронный ресурс]. URL: http://www.filshtinskv.ru (дата обращения 1 июня 2011 года).

12 Волчек Ю. П. Технология и тектоника. М., 1984; Мошков В. M., Кузнецов О. И. Пластическая основа композиции. Проблемы синтеза искусств. СПб., 1994; Степанов А. В. Объемно-пространственная композиция. М., 2004. Чернышев О. В. Формальная композиция. Минск.: Харвест, 1999.

13 Градова К. В. Театральный костюм. Кн. 1-я. Женский костюм. M., 1986. Кн. 2-я. Мужской костюм. М., 1987; Джексон Ш. Пособие по изготовлению театрального костюма. М., 1984; Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. M., 1973; Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. Калининград, Москва: Янтарный сказ. Артист. Режиссер. Театр, 1997; Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. Минск, 1999; Серебрякова Т. Б. Мягкие и аппликационные декорации. М., 1952.

В работах В. Л. Климовского, И. С. Сыромятниковой, И. А. Шатохина, С. П. Школьникова представлен обширный материал о сценическом гриме, моделировании театральной мебели и бутафории, 14.

В исследование театральных организационных технологий, планирования и управления театральной постановкой значительный вклад внесли Г. Г. Дадамян, Ю. М. Орлов, Л. Г. Сундстрем и другие.15.

Проблемы применения информационных технологий в организации театрального процесса изучали: Е. В. Ампелогова, Е. А. Левшина, И. Овчинников, В. Павлюк, А. Порай-Кошиц, Д. Трубочкин, В. М. Шеповалов, С. Штернин.16 В их работах рассматривается значение компьютерных технологий в деятельности каждого участника театрального процесса.

Исследованию виртуальности как феномену художественной культуры посвящены труды В. В. Бычкова, М. Б. Игнатьева, Н. Б.

Маньковской, А. А. Никитина, Н. Н. Решетниковой, Т. Е. Шехтер. Эти авторы в своих исследованиях показывают специфику виртуальной реальности и способы введения в «заблуждение» людей, которые благодаря новым технологиям «перемещаются» в особую мистически-реальную среду.

14 Климовский В. Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. М., 1982; Сыромятникова И. С. Искусство грима и прически. М., 2000; Шатохин И. А. Грим как средство художественного воплощения сценического образа: Авторефер. дисс. на соис. уч. ст. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1978;.Школьников С. П. Искусство грима. Минск, 1963.

15 Дадамян Г. Г. Театр одного продюсера // Отечественные записки. 2005. № 4. С. 239−251- Орлов Ю., Сундстрем Л. Сетевое планирование в театре Л., 1972.

16 Ампелогова Е. «Не WORD’om единым.» // Сцена. 2004. № 4. С. 9−11- Левшина Е. Компьютер в театревчера, сегодня, завтра // Сцена. 2004. № 4. С. 4−5- Павлюк В. Компьютер для театрального художника -«костыли» или инструмент // Сцена. 2004. № 4. С. 11−12- Порай-Кошиц А. Будем осваивать CATIA // Сцена. 2004. № 5. С. 47- Овчинников И. Театр и цифровая революция // Сцена. 2004. № 4. С. 15−17- Трубочкин Д. В. Театр в киберпространстве // Театральная жизнь. 2006. № 2. С. 14−18- Шеповалов В. М. Персональный компьютер — заведующему постановочной частью // Сцена. 2004. № 4. С. 14- Штернин С. Информационное обеспечение театрального процесса // Сцена. 2004. № 4. С. 6.

17 Бычков B.B., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006. С. 32−60- Игнатьев М. Б., Никитин А. А., Никитин А. В., Решетникова Н. Н. Архитектура виртуальных миров. СПБ.: Политехника, 2005; Маньковская Н. Б. Виртуалистика: художественно-эстетический аспект // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004. С. 328−341- Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития. // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. С. 21−44.

Исследователи также уделяют большое внимание проблеме интеграции науки и искусства.

Возможности компьютерной графики и мультимедийных технологий исследуются в трудах И. А. Алдошиной, Н. И. Дворко, А. В. Денисова, П. В. Игнатова, И. Р. Кузнецова, В. Ф. Познина, Е. А. Попова, В. Д. Сошникова, Т. Е. Шехтер, Е. С. Чичканова, О. В. Шлыковой, а также публикации зарубежных авторов R. Brinkmann, S. Dixon, M. Fleischman, U. Reinhard.18.

Итак, как показал анализ литературы, связанный с темой диссертационного исследования, существует достаточно большое число источников, в которых затрагивается поставленная автором диссертации тема. Однако в них рассматриваются лишь некоторые ее аспекты, не дающие общего представления о роли информационных технологий в развитии постановочного процесса. В частности, влияние информационных технологий на художественную образность сценического произведения, формирование нового типа художественного пространства и изменение характера диалога художественного произведения и зрителя.

Цель диссертационного исследования — определение роли новых технологий в развитии отечественного театрального искусства конца XX — начала XXI века.

Задачи исследования:

Рассмотреть в исторической ретроспективе воздействие новых технологий на развитие театрального искусства.

Исследовать особенности новых технологий в современной сценографии.

18 Авдошина И. А., Сошников В. Д., Познин В. Ф., Денисов А. В., Игнатов П. В., Кузнецов И. Р. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. СПб.: СПбГУП, 2010; Дворко H. И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. искусствоведения. М., 2004; Попов Е. А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2011; Чичканов Е. С. Интерактивность как форма диалога в пространстве цифрового экранного произведения. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2011; Brinkmann R. The Art and Science of Digital Compositing. N. Y., 1999; Dixon S. Digital Performance. The History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. Cambridge, Massachusetts Institute of Technology. The MIT Press, 2007; Fleischman M., Reinhard U. Digital Transformations. Media Art at the Interface between Art, Science, Economy and Society. 2004; Rewa N. Scenography in Canada: Selected designers. University of Toronto Press Incorporated, 2004.

Выявить значение новых технологий в организации современного театрального процесса.

Рассмотреть постановочный процесс как взаимодействие театральной условности и виртуальной реальности.

Раскрыть роль новых технологий в формировании синтетических форм современных зрелищных искусств.

Проанализировать роль новых технологий в театральных постановках Санкт-Петербурга рубежа ХХ-ХХ1 столетий.

Определить значение новых технологий в художественно-практической работе учебного театра.

Выявить проблемы и определить перспективы применения новых технологий в театральной деятельности.

Объект исследования — театральное искусство конца XX — начала XXI века.

Предмет исследования — новые технологии в современной театральной деятельности (на материале отечественной театральной практики рубежа ХХ-ХХ1 веков).

Источники исследования.

1. Научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций), соответствующие тематике диссертационного исследования (теория и история искусства, теория и история театра, эстетика, философия искусства).

2. Интервью с деятелями искусства (режиссеры, сценографы), проведенные автором диссертации.

3. Анализ видеоматериалов современных драматических и музыкальных спектаклей Мариинского, Александринского и других театров Санкт-Петербурга.

4. Примеры сценографии спектаклей театров Санкт-Петербурга, в том числе выполненные автором диссертационного исследования, с использованием новых технологий.

5. Профильные электронные ресурсы.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования базируется на комплексном использовании методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и художественно-практическое осмысление основных аспектов постановочного процесса в современном театре:

— метод культурно-исторического анализа, позволяющий рассмотреть тенденции развития театральных технологий;

— типологический метод, позволяющий систематизировать новые технологии производства и показа спектаклей;

— метод образно-стилистического анализа произведений театрального искусства.

Научная новизна диссертационного исследования определяется целостным анализом рассматриваемого явления и его художественно-технологических особенностей и состоит в следующем:

1. Определена художественно-практическая роль информационных технологий на всех этапах постановочного процесса: от компьютерных эскизов сценографии и 3D макетирования до практического осуществления спектакля.

2. Сформулированы требования к работе художника-постановщика на современном этапе:

— знание и использование программ: векторной, растровой и трехмерной графики для разработки эскизов сценографии и проектной документации (программные пакеты фирм Adohe^, Corel20, Autodeskг21 и др.).

— использование новых технологий в создании художественного.

19 К примеру, программный пакет Creative Suite 4 Design Premium, включающий программу Adobe Photoshop.

CS4 Extended, которая позиционируется как редактор растровой графикипрограмму Adobe Illustrator CS4, предназначенную для работы с векторной графикойпрограммное обеспечение Adobe Flash CS4 Professional, необходимую для разработки интерактивных проектов и др.

20 К примеру, графический пакет CorelDraw Graphics Suitsредактор для рисования Corel Painter и др.

21 К примеру, программное средство для 3D-моделирования, анимации и визуализации проектов — Autodesk.

3ds Max Design и др. оформления (полноцветная печать на тканях, имитация разнообразных фактур с применением негорючих, синтетических материалов, использование современных материалов со специфическими характеристиками и др.);

— практическое применение возможностей новых технологий в постановке (светодиодные экраны (табло), мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункциональные световые приборы, туманный экран, медиа-платформы, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекции и др.);

3. Проведена дифференциация применения новых технологий в различных жанрах театрального искусства на примере постановок драматического и музыкального театров, массовых зрелищ (особенности режиссерского и сценографического решения связанные с использованием технико-технологического инструментария).

4. Впервые рассмотрены в комплексе возможности применения новых технологий в постановочном процессе профессионального и учебного театров.

5. Проанализированы изменения в характере взаимодействия режиссера и художника в современном постановочном процессе (трансформация профессиональных возможностей режиссера и художника на основе использования новых технологий, слияние постановочной деятельности, соавторство) и дана их оценка.

Практическая значимость работы.

1. Данное исследование может служить научно-методическими рекомендациями режиссеру-постановщику и художнику-постановщику в работе над театральной постановкой.

2. Полученный автором научно-практический опыт использован в сфере подготовки и переподготовки театральных специалистов. На основе полученного и собственного опыта сценографа разработан АРМ «Художник-постановщик», включающий аппаратно-программный комплекс.

3. Результаты выполненных исследований вошли в практику создания ряда спектаклей, осуществленных в Оперной студии Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, российских и зарубежных театрах оперы и балета.

4. Предложены новые методы использования современных технологий в учебном театре. Фактический материал, основные теоретические и практические положения в настоящее время используются в учебном процессе, в постановках дипломных спектаклей выпускников кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Положения, выносимые на защиту.

1. Характеристика влияния информационных технологий на развитие современного театрального искусства, что выражается:

— в специфике художественной образности сценического произведения, формировании нового типа театрального художественного пространства и изменении характера диалога художественного произведения и зрителя;

— в формировании новых художественных тенденций развития современного театра (многообразность, экспериментальность, технологичность, зрелищность);

2. Оценка роли информационно-компьютерных технологий в формировании художественного языка произведений современного сценического искусства, что выражается:

— в созидании новых принципов художественного оформления спектакля, отвечающим ведущим тенденциям развития мирового театрального искусства (интерактивность, симультанность, многомерность и др-) — в трансформации характера взаимодействия традиционных элементов художественной структуры сценического произведения (реальноеирреальное, вербальное — визуальное, монолог — диалог и др.) — в поиске новых средств художественной выразительности и совершенствовании методов постановочного процесса в учебном театре.

3. Оценка значения новых технологий в социально-эстетическом контексте развития современного театрального искусства, что выражается: в повышении конкурентоспособности спектаклей в условиях современного художественного рынкав возможности негативного воздействия на постановочный процесс (снижение профессионализма, уровня художественного вкуса, духовно-эстетических предпочтений).

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в пятнадцати научных публикациях, в том числе, три из них опубликованы в изданиях рекомендованных ВАК (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 4 п. л.). Научные результаты диссертационного исследования представлены в докладах на Международном форуме «Информационно-коммуникационные технологииважнейший фактор формирования общества знаний» (Санкт-Петербург, май 2008 г.) — Международной конференции «Системные проблемы надежности, качества, информационно-телекоммуникационных и электронных технологий в инновационных проектах» (Сочи, октябрь 2010 г.) — Международном форуме модернизации и инновационных технологий для учреждений культуры и искусства. (Санкт-Петербург, октябрь 2010 г.) — III Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, январь 2010 г.) — IV Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, февраль 2011 г.) — VIII Международном театральном фестивале «Классика сегодня» — Семинар

Технологии творческого поиска в современной сценографии" (Днепродзержинск, май 2011 г.).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающем 185 наименований, приложения, альбома иллюстраций (эскизы, моделирование сценографии, макеты спектаклей), видео и фотоматериалов на СБ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования осуществлена попытка определения роли новых технологий в постановочном процессе в современное время.

Рассмотрено значение информационных технологий в постановочном процессе на различных этапах его осуществления — от замысла до завершения.

Сформулированы требования к профессиональной культуре современного театрального художника. Выявлено, что современному театральному художнику необходимо осваивать новые компьютерные программы, чтобы его знания и умения соответствовали требованиям, предъявляемым современным театром в сфере создания художественного оформления постановки.

Отмечено, что в настоящее время происходит не только эстетизация театральной техники, но и технологизация художественного оформления, что является общим процессом развития взаимовлияния науки и искусства.

Проведена дифференциация применения новых технологий на примере постановок драматического, музыкального театров и массовых зрелищ.

Рассмотрены процессы взаимовлияния опыта профессионального и учебного театра в сфере применения новых технологий в постановочном процессе (на примере творческой и педагогической деятельности автора диссертационного исследования).

Проанализированы вопросы «размытия» границ в сфере деятельности режиссера постановщика и художника постановщика на основе применения новых технологий в театральном процессе.

Уточнены вопросы терминологии: дано новое понимание сценографии относительно применения в этом виде искусства новых технологий, обозначено само понятие «новые технологии» в постановочном процессе в сфере художественного оформления, уточнена сущность понятия «виртуальный театр» и т. д.

Отмечено, что ведущие театры Санкт-Петербурга, применяющие информационные технологии в постановочном процессе, создают театральные представления, которые являются достоянием не только отечественного театрального искусства, но и мировой художественной культуры.

В результате исследования были сделаны следующие выводы относительно поставленных выше задач:

1. Становление новых технологий в театре в контексте исторического развития связано: с изменениями сценографической образности картины мира, с развитием социально-эстетических особенностей различных эпох, с возникновением зрелищной эстетизацией техники и нарастающим влиянием технической оснащенности театра, способствующим созданию новых жанров и форм зрелищных искусств.

2. Информационные технологии в современной сценографии позволили сформировать новую культуру сценографии, дополнив эмоциональную сторону традиционной графической и живописной техникой создания эскизов более подробными профессиональными характеристиками: вариативностью, пространственной композицией, точным масштабом, обилием фактур и специальных эффектоввозможностью точного воспроизведения и передачи их в цифровом формате. Создание сценографии из файлов позволяет быстро воспроизводить элементы декорационного оформления: живописные задники, декоративные занавесы, имитацию фактур, не требует полного авторского надзора. Быстрая трансформация эскизов, их проработка в графических программах, компактное хранение и запись полнотекстовых файлов сценографии на цифровых носителях, компьютерное ЗБ моделирование, создание партитуры спектакля с использованием мультимедиа программ, сбор и передача профессиональной информации в глобальной сети Интернет и многое другое объединяются в разнохарактерную, многокомпонентную деятельность сценографа. АРМ «Художник-постановщик», специфика использования которого позволяет осуществление полного цикла создания сценографии с элементами режиссуры, способствует принятию оптимальных решений в реализации постановки.

3. В организации театрального процесса новые технологии способствуют формированию новых принципов осуществления этого рода деятельности. Они представляют совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

4. В современном театральном творчестве проявляются тенденции взаимодействия художественных языков, пересечения их смысловых полей. Новые виртуальные технологии позволяют зрителю перевоплотиться из наблюдателя в сотворца, способного влиять на развитие и модификацию произведения театрального искусства. Принцип интерактивности, как форма сотворчества постановщика и зрителей модифицирует произведение театрального искусства, способствует многообразию творчества.

5. Новые технологии, внесшие в синтезированные жанры массовых театрализованных представлений, городских праздников, карнавалов, фестивалей зрелищность, наглядность, информативность, способствовали эстетизации технологий, как вида зрелища и творческой деятельности.

6. Применение новых технологий в постановочном процессе театров Санкт-Петербурга расширяет творческие возможности сценографов в создании художественного образа спектаклей, отвечающего новым эстетическим требованиям эпохи.

7. Применение новых технологий в учебном театре способствует подготовке студентов к требованиям современного театра, активизируют учебный процесс.

8. Новые технологии способствуют унификации и глобализации театрального искусства, в том числе через онлайн-трансляции спектаклей в сети Интернет. Возможности информационной сценографии изменили организационные процессы гастрольной деятельности, позволили быстро сформировать сценическое пространство спектаклей в помещениях и на открытых площадках, внесли в спектакль зрелищную составляющую творческого замысла. Однако, необходимость частой смены репертуара, создание спектаклей в условиях самофинансирования приводит к тиражированию элементов информационной сценографии, однообразному использованию проекционного, экранного оформления, коллажированию, типовых изображений, к цитированию и т. д., что негативно влияет на развитие театра.

Новые технологии, радикально воздействуя на динамику художественного процесса, являются источником многообразия современных видов и форм художественной практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акопян К.З. XX век в контексте искусства. М.: Академический проект, 2005. 336 с.
  2. К.З. Массовая культура. Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2004. 304 с.
  3. . В. Проблемы формирования театрально-постановочного комплекса императорских театров: создание и оснащение сцены Александринского театра (1828−1832). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. СПб., 2001. 24 с.
  4. Е. «Не WORD’ом единым.» // Сцена. 2004. № 4. С. 9−11
  5. Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб: СПбГУ, 2003. 398 с.
  6. М.А. Прикладная культурология. СПб.: ЭГО, 2001. 288 с.
  7. В. В. Сцена, техника, спектакль. Л.-М.: Искусство, 1963. 120 с.
  8. В. В. Сцена XX века. Л.: Искусство. ЛО, 1990. 240 с.
  9. В. В. Театральная техника в образном решении спектакля. М.: Искусство, 1970. 144 с.
  10. В. В. Техника изготовления театральных декораций. Л.-М.: Искусство, 1961. 92 с.
  11. В. В. Техника и технология сцены. Л.: Искусство, 1976. 368 с.
  12. В. В. Технология сцены. М.: Импульс-свет, 2005. 391 с.
  13. В. В. Эстетические функции театральной техники. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. Л., 1971.20 с.
  14. Ю.М. К теории театра. СПб.: СПбГАТИ, 2008. 240 с.
  15. А. Н. Мои воспоминания. В 5-ти кн. М.: Наука, 1990. Кн. 1, 2, 3. 711 с. Кн. 4,5. 743 с.
  16. В.И. Искусство оформления спектакля. М.: Знание. 1986. 128 с.
  17. В. И. Искусство сценографии мирового театра. Кн. 1. От истоков до середины XX века. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 544 с. Кн. 2. Вторая половина XX век: В зеркале Пражских Квадриеннале 19 671 999 гг. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 807 с.
  18. В. И. Открытая сцена Давида Боровского: летопись творчества в контексте сценографии мирового театра второй половины XX начала XXI века. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 380 с.
  19. В.И. Спектакль и сценическое пространство. М.: Советская Россия, 1968. 88 с.
  20. В.И. Театр Йозефа Свободы. М.: Изобразительное искусство, 1973. 197 с.
  21. В. Учебный театр художника // Сцена. 2004. № 6. С. 27−28.
  22. Ю.А. Художественная культура XX века. М.: Юнити, 2007. 484 с.
  23. А.А. Осветительное оборудование сцены. М.: Искусство, 1961. 110 с.
  24. А. А. Театральные световые эффекты. М.: Искусство, 1962. 96 с.
  25. В.Е. Проблемы театральной архитектуры и сценография. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. М., 1973. 46 с.
  26. В. В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта // Вопросы философии. 2006. № 11. С. 47−59.
  27. В. В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006. С. 32−60.
  28. В. Цифровой звук: неотъемлемая часть современного театра// Сцена. 2004. № 4. С. 18−19.
  29. К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре. СПб.: Лань, 2011. 320 с.
  30. М. А. Художники театра. Проблемы развития русского и советского театрально-декорационного искусства. Л.: «Знание» РСФСР, 1983. 17 с.
  31. Р. И. Русское театрально- декорационное искусство начала XX века. Л.: Художник РСФСР, 1984. 184 с.
  32. Т. Тот самый «ОНЕГИНЪ»? // Петербургский дневник. 23 февраля 2009 г. № 6 (217). С. 17.
  33. Л. И. История зарубежного театра. СПб.: Искусство-СПб., 2005. 573 с.
  34. Л. И. Искусство режиссуры за рубежом. СПб.: СПбГАТИ, 2004.319 с.
  35. Л. И. Предпринимательство в сфере театрального искусства // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции 21−23 января 2004 года. СПб.: СПБГУП, 2004. С. 24−31.
  36. Л. И. Предпринимательство в сфере театрального искусства: история и современность // Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. СПб.: СПбГУП, 2004. С. 140 155.
  37. И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. СПб.: Санкт-Петербургская Государственная консерватория им. H.A. Римского-Корсакова, 2007. 119 с.
  38. К. В. Театральный костюм. Кн. 1. Женский костюм. М.: ВТО, 1976. 312 с. Кн. 2. Мужской костюм. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1987. 351 с.
  39. . Апология рынка // Декоративное искусство СССР. 1991. № 2. С. 15−19.
  40. Н. Н. Горизонты сценографии. Художественная условность в искусстве оформления спектакля. СПб.: Акционер и К, 2006. 279 с.
  41. Н. Н. Изобразительное искусство социалистических стран. Становление театрально-декорационного искусства. JL, 1978. 88 с.
  42. Н. Н. Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства. Л., 1983. 54 с.
  43. Н. Н. Сценография стран социализма. Годы 1970-е. Л.: ЛГИТМИК, 1985. 89 с.
  44. Н. Н. Элементы сценического творчества в педагогике Баухауза // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 3 (65). С. 29−34.49.
Заполнить форму текущей работой