Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые основы финансовой политики государства в сельском хозяйстве

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коммерческий кредит, по определению ст. 823 ГК РФ, это особое условие при заключении основной сделки, связанной с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей. При этом кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту… Читать ещё >

Правовые основы финансовой политики государства в сельском хозяйстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа

по дисциплине Управление АПК в муниципальном образовании

Тема: Правовые основы финансовой политики государства в сельском хозяйстве

Введение

Глава 1. История становления правовой основы сельского хозяйства

1.1 Система финансовых отношений в сельском хозяйстве

1.2 Нормативно-правовое регулирование финансовых отношений в сельском хозяйстве Глава 2. Государственная поддержка сельского хозяйства

2.1 Классификация государственной поддержки сельского хозяйства

2.2 Договорные меры государственной поддержки

2.3 Правовое регулирование кредитования сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства

2.4 Правовое регулирование страхования в сельском хозяйстве

2.5 Правовое регулирование налогообложения в сельском хозяйстве Заключение Список используемой литературы

Агропромышленный комплекс (АПК) — это совокупность отраслей экономики, связанных с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и поставками их населению. Сложившаяся в стране ситуация потребовала значительных финансовых вложений и других мер экономического характера для поддержания катастрофически сокращающегося сельскохозяйственного производства.

В настоящее время в России заметно активизировалась деятельность государства по регулированию аграрной сферы экономики, что сопровождается реформированием аграрного законодательства, прежде всего в сфере государственной поддержки сельского хозяйства.

Поэтому основной целью данной курсовой работы является: изучение правовых аспектов государственной поддержки сельского хозяйства.

Для выполнения данной цели были поставлена следующая задача:

· ознакомиться с законодательством, регулирующим данный аспект;

· рассмотреть систему финансовых отношений в сельском хозяйстве;

· сформулировать понятие финансовой поддержки государства;

· изучить основные разновидности государственной финансовой поддержки сельского хозяйства;

Актуальность данной работы заключается в том, что сельское хозяйство является частью хозяйственной системы в государстве, а в свою очередь коммерческие структуры включены в общие для всей экономики финансовые отношения.

Глава 1. История становления правовой основы сельского хозяйства

Основным документом, устанавливающим правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ г. Москва «О развитии сельского хозяйства» .

В ряду финансирования сельского хозяйства важное место занимают стабилизационная политика и разработанные на ее основе правовые акты о стабилизации экономики и отдельных отраслей и секторов в АПК. Начало этого направления положил Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О мерах по стабилизации экономики агропромышленного комплекса», постановление Правительства РФ от 12 апреля 1993 г. «О дополнительных мерах по стабилизации АПК в 1993 г.», одноименные постановления Правительства на 1996 г., принятые 7 февраля 1996 г. 135 и от 21 июня 1996 г. 723. Отдельные Указы Президента РФ в этой области были приняты по вопросам стабилизации и развитию реформ в АПК (от 16 апреля 1996 г.), стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами (от 31 мая 1996 г.). Сейчас это положение нашло отражение в ст. 1 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» 1997.

Постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства» изменены методы приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и предприятий по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственные производители стали привлекаться к участию в приватизации предприятий указанных сфер.

Новый этап в развитии сельского хозяйства, обусловленный изменениями в механизме правового регулирования государственной поддержки, начался в 2006 году и связан с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и последующей разработкой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008;2012 годы» .

1.1 Система финансовых отношений в сельском хозяйстве

Государством устанавливается определенная система финансовых отношений, с помощью которых осуществляется взаимодействие бюджетных денежных средств и денежных средств негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций и граждан. Управляя этой системой, государство контролирует финансы, регулирует хозяйственную и социальную деятельность в обществе; используя экономические методы, оно поощряет или притормаживает те или иные виды этой деятельности.

Система финансовых отношений включает следующие их виды:

* бюджетные отношения, возникающие по поводу сбора (аккумулирования) и расходовании бюджетных денежных средств;

* налоговые, по поводу сбора и перечисления налогов и налоговых платежей;

* отношения по поводу страхования;

* кредитные и расчетные отношения.

Финансовое право различает также отношения по поводу регулирования денежного и валютного обращения, но они с хозяйственной деятельностью в АПК прямой связи не имеют.

Финансовые отношения в аграрном секторе претерпели существенные изменения, связанные с экономическими преобразованиями в стране.

1.2 Нормативно-правовое регулирование финансовых отношений в сельском хозяйстве

аграрный товаропроизводитель доход бюджетный Правовое регулирование финансовых отношений в государстве в целом, а значит, и в сельском хозяйстве, осуществляется нормами финансового права. Эти нормы распространяются на все сферы общественной жизни, если они связаны с денежными расчетами, кредитом, страхованием и другими видами финансовой деятельности. Распространяются данные нормы и на аналогичные отношения в сельском хозяйстве. Одновременно действуют нормативные акты, регулирующие эти отношения именно в сельском хозяйстве.

Основу регулирования бюджетных отношений составляет Бюджетный кодекс РФ. Налоговые отношения урегулированы частью I Налогового кодекса РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., законами, регулирующими взимание отдельных видов налогов. Отношения по поводу страхования охватываются законодательством, в основе которого — Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. Банковская деятельность регулируется особым банковским законодательством, во главе которого — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции законов с 1995 по 1999 г., а также Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 г., изложивший данный Закон в новой редакции. Для регулирования кредитных и расчетных отношений наиболее значимы нормы ГК РФ и Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г.

Законодательство о финансовых отношениях в сельском хозяйстве отражает государственную политику в этой области. Основы данной политики установлены Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. Так, ст. 2 данного Закона «Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства» установлено, что государство регулирует финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение в сельском хозяйстве.

Глава 2. Государственная поддержка сельского хозяйства

По существу государственная поддержка сельского хозяйства представляет собой законодательно закреплённый сложный механизм, включающий меры воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, структуру и размеры сельскохозяйственного производства, агропродовольственный рынок, социальную инфраструктуру села посредством выделения на эти цели из бюджетов различных уровней финансовых средств. Поэтому определяющим фактором в системе мер государственной поддержки является бюджетная поддержка, направленная на комплексное развитие сельского хозяйства.

2.1 Классификация государственной поддержки сельского хозяйства

Правовые меры государственной поддержки сельского хозяйства включает три группы:

· меры, предусматривающие выплаты бюджетных средств непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях поддержки их доходов. К ним относятся субсидии на реализацию растениеводческой и животноводческой продукции, в том числе некоторые компенсационные платежи (на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на приобретение элитных семян и племенных сельскохозяйственных животных, минеральных удобрений и средств химизации, на электроэнергию и др.), проведение закупочных интервенций (с установлением предельного уровня минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию).

· меры, направленные на поддержку инвестиционных проектов по строительству и приобретению основных фондов (например, строительству животноводческих комплексов и ферм, приобретению племенного скота).

· меры, направленные на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения. И, наконец, к четвёртой группе относятся меры, направленные на финансирование услуг, оказываемых сельскому хозяйству. Все перечисленные меры способствуют восстановлению социальной справедливости по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям и повышению их доходности.

Законодательством установлены цели, на которые должны быть использованы бюджетные средства, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства. Так, средства федерального бюджета, согласно ст. 3 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», должны использоваться на:

* поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

* повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

* кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

* компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур.

2.2 Договорные меры государственной поддержки

Основным способом организации экономических взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими субъектами хозяйствования, опосредующим предоставление государственной поддержки, является договор.

В настоящее время такие договоры применяются в следующих основных формах:

1) кредитование за счёт средств кредитных организаций с последующим субсидированием части процентной ставки по договорам кредита (займа);

2) страхование с последующим субсидированием части страховой премии по договору страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) осуществление лизинговых операций с использованием средств федерального бюджета;

4) проведение закупочных интервенций посредством биржевых торгов.

2.3 Правовое регулирование кредитования сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства

Кредитным отношениям в АПК придается особое значение. Основные принципы кредитных отношений — возвратность и срочность — ожидают от получателя кредита рационального расходования заемных денежных средств и мобилизации своей деятельности, с тем чтобы, получив доход, вернуть сумму и проценты кредитору. Такое положение вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей проявлять большую активность на рынке.

Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей производится в настоящее время из нескольких источников: из государственных денежных средств (государственное кредитование АПК), из муниципальных денежных средств, а также кредитование коммерческими банками или кредитными организациями.

Кредитование из разных источников предполагает разное правовое регулирование отношений по поводу кредита.

Кредитные отношения с участием коммерческих банков подчиняются нормам гражданского законодательства (глава 42 «Заем и кредит» ГК РФ) и иным нормативным актам.

Предоставление же кредита из государственных или муниципальных денежных средств регулируется специальным законодательством. В основе этого законодательства находится Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» .

В то же время деятельность банков, выполняющих операции по кредитованию из средств государственного бюджета, подчиняется и общим нормам ГК РФ о займе и кредите.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).

Заем — понятие более общее, и заимодавцем может быть любое лицо, а не обязательно кредитная организация. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 809 ГК РФ). Можно сказать, что кредит рассматривается как особый случай займа. Поэтому ГК РФ (ч. 2 ст. 819) устанавливает, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа, если иное не установлено законом.

Среди договоров, определяемых ГК РФ и имеющих место в сельскохозяйственных отношениях, выделяют особые разновидности: товарный кредит и кредит коммерческий. По договору товарного кредита могут быть переданы только вещи, определенные родовыми признаками, а не деньги (ст. 822).

Коммерческий кредит, по определению ст. 823 ГК РФ, это особое условие при заключении основной сделки, связанной с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей. При этом кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту применяются правила, установленные гражданским законодательством для займа и кредита, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

На кредитные отношения в АПК распространяются общие требования о форме кредитного договора, а именно кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность.

2.4 Правовое регулирование страхования в сельском хозяйстве

Страхование является важным видом финансовой деятельности, обеспечивающим стабильность экономических отношений в сельском хозяйстве. Ни лизинговые, ни кредитные отношения, да и вся предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве не обходятся без страхования.

Под страхованием в самом общем смысле понимают отношения по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц (страхователей) при наступлении так называемых страховых случаев. Страхование производится за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов.

Страхование подразделяют на несколько видов, в первую очередь добровольное и обязательное (ст. 927 ГК РФ). При этом из обязательного выделено обязательное государственное страхование.

Добровольное и обязательное страхование имеют место в финансовых отношениях с участием сельскохозяйственных предпринимателей и организаций. Специфика же этих отношений связана со все теми же особенностями сельскохозяйственной деятельности — большим риском потерь продукции, сезонностью, зависимостью от природных условий. Поэтому, реальная возможность страхования потерь сельскохозяйственного производства очень важна и должна стать существенной частью финансовых отношений в отрасли.

2.5 Правовое регулирование налогообложения в сельском хозяйстве

Налогообложение в сельском хозяйстве тесно связано с принципами финансовой, и в том числе налоговой политики государства в отношении этой отрасли экономики. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» (ст. 2.), установил что льготное налогообложение в сельском хозяйстве является одним из основных направлений государственной политики. Однако и до принятия данного закона налоговое законодательство предусматривало большое количество льгот для тех, кто занят в сельскохозяйственном производстве.

Для приобретения права льготного налогообложения необязательно именоваться сельскохозяйственным кооперативом или крестьянским хозяйством. Это могут быть любые юридические лица, граждане, занятые предпринимательством без образования юридического лица, или индивидуальные предприниматели, вся или определенная часть (доля) деятельности которых связана с сельским хозяйством. Причем для разных видов налогов и налоговых платежей установлены разные доли в качестве критерия определения льгот.

Порядок взимания налогов и платежей, установленный законодательством, конкретизируется в ведомственных актах Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и других государственных органов. Одним из таких актов является письмо Госналогслужбы РФ «О рекомендациях при осуществлении контроля за правильностью исчисления и своевременностью внесения платежей в бюджет» .

Заключение

Таким образом, в ходе изучения данного вопроса были выявлены документы, которые устанавливают правовые основы государственной политики в сфере сельского хозяйства как экономической деятельности:

· ФЗ РФ от 29 декабря 2006 г N 264-ФЗ г. Москва «О развитии сельского хозяйства» ;

· Бюджетный кодекс РФ;

· Налоговый кодекс РФ;

· ФЗ РФ от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» ;

· нормы ГК РФ и Федеральный закон «Об ипотеке» от 16 июля 1998 г.;

· Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г

· ФЗ РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г

· ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции законов с 1995 по 1999 г.;

Кроме того, была рассмотрена финансовая система отношений в сельском хозяйстве, которая устанавливается государством и служит для осуществления взаимодействия бюджетных и внебюджетных средств. Отсюда можно сделать вывод о том, что государство с помощью этой системы контролирует финансы, а также хозяйственную и социальную деятельность.

Также было рассмотрено понятие государственной поддержки сельского хозяйства, которая представляет собой законодательно закрепленный механизм, её классификация.

Список используемой литературы

1. Глеба О. В. Правовое регулирование государственной поддержки сельского хозяйства России на современном этапе // Аграрное и земельное право. 2009. № 12. С. 56−67. — 0,85 п.л.35

2. Глеба О. В. Направления совершенствования правового регулирования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Право и государство. 2009. № 10 (58). С. 60−62. — 0,35 п.л.

3. Боголюбов С. А., Минина Е. Л. (ред.) — Аграрное право М.: Норма, 2011. — 480 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой