Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Золотовалютные резервы России и их роль в стабилизации денежного обращения

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 2000 г. Правительству Российской Федерации не удалось достичь договоренности с Международным валютным фондом о предоставлении очередного транша стабилизационного кредита в размере 10−15 млрд долл. Тем не менее, за счет активной политики Центрального банка по пополнению официальных валютных резервов к концу 2000 г. вновь удалось увеличить их объем до 27,7 млрд долл. По требованию МВФ с ноября… Читать ещё >

Золотовалютные резервы России и их роль в стабилизации денежного обращения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа По дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «Золотовалютные резервы России и их роль в стабилизации денежного обращения»

Москва 2015

Содержание Введение Глава 1. Золотовалютные резервы: понятия сущность, компоненты

1.1 Понятие и сущность категорий золотовалютных резервов

1.2 Компоненты золотовалютных резервов. Исторические факты Глава 2. Золотовалютные резервы РФ: динамика, структура, управление

2.1 Структура и динамика золотовалютных резервов РФ

2.2 Управление международными резервами РФ

2.3 Политика российских банков Заключение Литература

Введение

Золотовалютные резервы (международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.

Размер золотовалютного запаса является одним из важнейших макроэкономических показателей развития экономики, а его постоянный рост — показателем стабильности не только экономики, но и других сфер государства, в том числе и государственного строя. За последние годы в России осуществляется стабильный процесс повышения уровня золотовалютных резервов. Объем и структура, методы и инструменты размещения международных резервов должны быть направлены на достижение законодательно установленных целей деятельности Банка России: защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы России, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Задачи управления золотовалютными резервами, включая их структуру по видам валют, срочности, доходности инструментов размещения средств, минимальные и максимальные объемы резервов необходимо определять с учетом целей и ограничении монетарной политики. Таким образом, остается актуальной проблема оптимизации структуры по видам валют, в которых номинированы международные резервы.

Для определения минимальных объемов резервов применяют разные подходы и критерии. Однако имеющиеся исследования не в полной мере отражают противоречивость и сложность данной проблемы. Сегодня встает вопрос: до каких объемов надо наращивать резервы и как их использовать? При этом необходимо определиться с экономической политикой, которая обеспечивает международные резервы России.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость золотовалютных резервов предопределили выбор темы курсовой работы, постановку цели и задач.

Цель исследования — проанализировать динамику, структуру и управление золотовалютными резервами Российской Федерации.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

· исследовать понятие и сущность категорий золотовалютных резервов;

· рассмотреть составляющие компоненты золотовалютных резервов;

· проанализировать структуру и динамику золотовалютных резервов РФ;

· показать процесс управления золотовалютными резервами России.

Объект исследования — процессы, происходящие с золотовалютными резервами и их роль в экономике.

Предмет исследования — динамика, структура и процесс управления золотовалютными резервами и их роль в стабилизации денежного обращения Российской Федерации.

золотовалютный банк ликвидность доходность

Глава 1. Золотовалютные резервы: понятие, сущность, компоненты

1.1 Понятие и сущность категорий золотовалютных резервов В мировой практике под золотовалютными резервами понимаются официальные запасы золота и иностранной валюты в центральном банке и финансовых органах страны, включая счета в международных валютно-кредитных организациях.

Золотовалютные резервы — это находящаяся в распоряжении центрального банка иностранная валюта, номинированные в иностранной валюте активы и запасы золота. Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где значительная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефти, меди, фосфатов).

Золотовалютные резервы — официальные централизованные запасы резервных ликвидных активов, которые используются для международных макроэкономических расчетов стран, погашения внешних долговых обязательств, регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных единиц. Находятся во владении и распоряжении центральных банков и государственных, правительственных, финансовых органов, а также международных валютно-кредитных организаций.

Золотовалютные резервы характеризуются следующими факторами:

представляют собой национальные высоколиквидные резервы, которые относятся к важнейшим инструментам государственного регулирования сферы международных платежей;

свидетельствуют о прочности финансового положения страны;

являются важным элементом функционирующей системы обеспечения стабильности национальной валюты;

наличие золотовалютных резервов и их размер свидетельствуют об устойчивости финансового положения страны;

служат гарантией выполнения страной международных финансовых обязательств Золотовалютные резервы — одна из категорий финансовых активов государства, как правило, не вовлекаемых в бюджетную сферу.

Косвенно золотовалютные резервы могут служить источником погашения внешнего долга, а в критических ситуациях — как источник покрытия дефицита торгового или платежного баланса.

Золотовалютные резервы предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры. Увеличение золотовалютных резервов позитивно влияет на инвестиционную привлекательность любой страны: снижает риск дефолта по внешним заимствованиям в случае неблагоприятных изменений мировой конъюнктуры, а также уменьшает вероятность резких колебаний курса национальной валюты. В то же время рост золотовалютного запаса страны выше оптимального уровня можно рассматривать как недостаток национальной экономики, нежели как позитивное явление. Необходимый размер золотовалютных резервов страны принято рассчитывать исходя из объема выплат по внешним долгам и объема импорта товаров и услуг. Специалисты считают, что достаточным является объем золотовалютных резервов, покрывающий годовой объем выплат по внешним долгам (выплаты по суверенному, корпоративному долгу) плюс объем 3-месячного импорта товаров и услуг. Согласно другим, более консервативным оценкам, достаточный объем золотовалютных резервов соответствует объему денежной базы, 8-месячному объему импорта товаров и услуг, объему годовых выплат по суверенным долгам плюс общему объему долгов нефинансовых корпораций.

Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт. При достижении такого уровня золотовалютных запасов Центральный банк получает возможность эффективно контролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок в экономике.

Золотовалютные резервы выполняют функции запасного фонда международных платёжных средств и используются в необходимых случаях для покрытия дефицита платёжного баланса, а также для интервенции на валютном рынке в целях поддержания курса национальной валюты страны. Золотовалютные резервы страны не представляют собой постоянной величины. Оптимальным является поддержание их на уровне, обеспечивающем внешнюю ликвидность, т. е. способность страны своевременно, без перебоев погашать причитающиеся другим странам платежи. Истощение золотовалютных резервов свидетельствует о неблагоприятном валютном положении страны.

Обычно официальные валютные резервы хранятся в качестве поддержки для выполнения ряда задач, в том числе следующих:

поддержка и сохранение доверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами и обменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целях поддержки национальной валюты;

ограничение внешней уязвимости при помощи хранения ликвидных средств в иностранной валюте для нейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе к заимствованию;

внушение участникам рынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить свои внешние обязательства;

демонстрация опоры национальной валюты на внешние активы;

помощь правительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте и выполнении обязательств по внешнему долгу;

хранение резерва на случай национальных катастроф или чрезвычайных обстоятельств.

Основным назначением золотовалютных резервов является сокращение волатильности национальной денежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Золотовалютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования. Как правило, международные резервные активы складываются из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ), активов в иностранной валюте и других резервных активов.

В свою очередь к категории активов в иностранной валюте относят наличные деньги, банковские депозиты в банках-нерезидентах с рейтингом не ниже, А (по квалификации «Fitch IBCA» и «Standart and Poor’s») или А2 (по классификации «Moody's») и государственные ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и имеющие аналогичный рейтинг. Как показывает мировой опыт, наиболее крупными запасами свободно конвертируемой валюты располагают страны, которые имеют значительные доходы от экспорта товаров и услуг, туризма, инвестиционной деятельности за рубежом, а также сумевшие создать эффективные механизмы по аккумулированию и рациональному использованию валютных поступлений.

Таблица 1. Уровень международных резервов

Страна

млрд. USD (на конец месяца)

КНР

3497 (июнь 2013)

Япония

1274 (октябрь 2012)

;

Еврозона

903 (август 2012)

Саудовская Аравия

614 (август 2012)

Швейцария

530 (октябрь 2012)

Россия

471,6 (5 мая 2014)

Китайская Республика (Тайвань)

399 (октябрь 2012)

Бразилия

378 (октябрь 2012)

Республика Корея

323 (октябрь 2012)

Гонконг

298 (август 2012)

Индия

295 (октябрь 2012)

Германия

263 (сентябрь 2012)

Следует подчеркнуть, что если большинство промышленно развитых стран традиционно имели относительно значительные объемы золотовалютных резервов, то новым индустриальным странам Азии — Китаю, Тайваню, Республике Корее, Гонконгу — удалось создать крупные запасы валюты благодаря успешному развитию концепции экспортной ориентации.

В начале третьего тысячелетия именно в этом регионе наиболее высокими темпами увеличивались резервные накопления американской валюты. Способствовало этому проведение политики защиты курса национальной валюты. Таким образом, фактически происходит скрытое финансирование растущего бюджетного и внешнеторгового дефицита США.

Важнейшей задачей при проведении денежно-кредитной политики является определение оптимальных показателей золотовалютных резервов, каковыми являются:

валовая величина резервов;

количество включенных в них валют, и их доля в составе резервов;

доля золота в составе резервов.

Общепризнанных критериев достаточности золотовалютных резервов пока не выработано. Для оценки оптимального объема золотовалютных резервов страны используется несколько подходов.

Наиболее часто в международной практике применяют так называемый коэффициент достаточности международных резервов. Данный показатель рассчитывается как возможность покрытия резервами среднемесячного импорта страны. По сложившейся практике, приемлемым считается уровень резервов, покрывающий трехмесячный импорт.

При создании системы рационального использования резервов целесообразно ориентироваться на следующие параметры:

оптимальным параметром можно считать размер резервов, которые достаточны для предупреждения резких девальваций и ревальвации национальной валюты;

пороговым параметром можно считать размер резервов, гарантирующих исключение возможности дефолта по государственным внешним обязательствам;

критическим можно считать размер резервов, который меньше стоимости трехмесячного импорта страны В эпоху глобализации для большинства стран основной задачей формирования и использования золотовалютных резервов становится не обеспечение критического импорта, а сохранение и поддержание устойчивости курса национальной валюты.

Сохранение высоких темпов накопления официальных резервных активов несет в себе большой кризисный потенциал, в том числе в перспективе — увеличение инфляционного давления, избыточных инвестиций и соответственно возникновение переоцененных активов, трудности в реализации денежно-кредитной политики. С этим уже столкнулись КНР, Республика Корея, Индия и другие страны. Решением проблемы накопления избыточных официальных резервных активов в составе международной ликвидности может стать их диверсификация. Центральные банки расширяют спектр инвестиционных инструментов, входящих в состав международных резервов, а также увеличивают среднюю дюрацию активов.

В начале третьего тысячелетия возникла ситуация, когда многие страны, опасаясь сильной зависимости от американской валюты, стали изучать возможность нетрадиционного использования золотовалютных резервов.

1.2 Компоненты золотовалютных резервов. Исторические факты Международные резервные активы страны складываются из:

монетарного золота;

специальных прав заимствования (СДР);

резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ);

активов в иностранной валюте.

Важной частью официальных золотовалютных резервов является золотой запас в виде монетарного золота. Под золотым запасом, как правило, понимается централизованный резерв золота в слитках и монетах, сосредоточенный в центральном эмиссионном банке или казначействе страны.

За всю историю человечества по оценкам специалистов, было добыто 143 тыс. тонн золота (86% добыто в текущем столетии) из них:

48 тыс. тонн было использовано для изготовления ювелирных изделий

40 тыс. тонн составляет официальный золотой запас государств мира

26 тыс. тонн тезаврировано частными лицами

19 тыс. тонн использовалось в промышленных целях

10 тыс. тонн было утрачено В процессе развития мировой экономики золотой запас на протяжении многих веков определял прочность валютно-финансового положения каждой страны.

В период свободного обращения золота в начале прошлого столетия золотой запас использовался в качестве:

резервного фонда для международных платежей (резервный фонд мировых денег);

резервного фонда для внутреннего металлического обращения;

резервного фонда для платежей по вкладам и для размена банкнот.

С заменой металлического обращения бумажным и прекращением размена банкнот на золото сфера функционирования золота сузилась. Создались возможности для более полной концентрации ресурсов в централизованных фондах.

Золото стало направляться на обслуживание операций только внешнеэкономического порядка, т. е. сохранило значение резервного фонда для международных платежей.

В условиях обострения валютного кризиса после 2-й мировой войны роль золота значительно возросла, т. к. увеличилась потребность в нем, вызванная расстройством платёжных балансов, инфляцией и обесценением валют. Возросла также роль золотого запаса как военно-финансового резерва.

Однако, по инициативе США 1 июля 1944 г., в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир) была созвана международная конференция, в которой приняли участие 44 государства. На конференции были приняты важные решения. В частности, созданы Международный Валютный Фонд (МВФ), и Международный Банк реконструкции и развития (МБРР).

В уставах созданных организаций было зафиксировано важное положение: «Паритет валют каждой страны-члена будет выражен в золоте, (веса и пробы, существующих на 1 июля 1944 года, 1 доллар = 0,888 671 грамму чистого золота) как общем знаменателе, или в американских долларах».

Кроме того, государства — участники соглашения для покрытия дефицитов платежных балансов обязались иметь в своих центральных банках резервы в золоте и долларах США. Становление американской валюты как мировой и резервной проходило на фоне обесценения в результате войны таких мировых валют, как немецкая марка, итальянская лира и японская иена.

С тех пор доллар превратился в такой же символ богатства, власти и неограниченных возможностей, как и золото. Бумажные американские деньги в конце 60-х годов прошлого столетия были обеспечены золотом на 55%, а в 1970 г. лишь на 22%.

Но на этом попытки окончательно свергнуть «царя металлов» с трона не прекратились. В августе 1971 г. был отменен официальный размен долларов на золото, и введены плавающие курсы валют. По Ямайскому валютному соглашению МВФ от 1 апреля 1978 г. золото было исключено из международных валютных расчетов.

Постепенно во всех промышленно развитых странах было осуществлено огосударствление золотого запаса путём сосредоточения подавляющей массы ресурсов в центральных банках и казначействах.

Несмотря на то, что золото постепенно теряет свое былое значение в качестве единственного средства накопления, промышленно развитые страны продолжают сохранять значительные запасы золота, которые составляют в среднем около половины всех золотовалютных резервов.

В начале третьего тысячелетия мировые запасы золота оценивались в 36 тыс. т. Крупнейшие золотые запасы сосредоточены в США, и на начало 2000 г. составляли 8138 т. В Германии запасы золота оценивались в 3469 т, Франции — 3025 т, Швейцарии — 2590 т, Италии — 2452 т, Нидерландах — 1012 т, Японии — 754 т, Великобритании — 715 т, Португалии — 622 т, Испании — 523 т.

Несмотря на то, что США имеют самый большой в мире золотой запас, именно США наиболее активно выступают против золота в качестве резервного актива и перманентно ведут войну против золота, пытаясь передать его основные функции доллару США.

Валютные резервы — официальные валютные запасы в центральном банке, в финансовых органах страны или в международных валютно-кредитных организациях. Валютные резервы предназначены для международных расчетов, на случай непредвиденных ситуаций, для целей получения дохода и регулирования валютного рынка.

Валютные резервы используются главным образом для регулирования внешних расчетов, покрытия дефицита баланса платежного и стабилизации валютного курса на валютных рынках. Для покрытия дефицита платежного баланса обычно используются резервы иностранной валюты, однако эта возможность ограничена из-за неравномерности распределения валютных резервов.

В большинстве стран мира основу валютных резервов по-прежнему составляют доллары США. Кроме доллара США, к основным резервным валютами относятся евро, английский фунт стерлингов, японская иена и швейцарский франк.

С переходом ряда европейских стран на единую валюту евро изменилась структура золотовалютных резервов. В частности, уже в 2003 г. около 25% валютных резервов европейских стран приходилось на евро.

Мировая практика показывает, что мотивация центральных банков при включении той или иной валюты в состав резервных активов может быть самой разнообразной.

Использование данных моделей позволяет определять наиболее оптимальное для каждой страны соотношение валют при включении в состав международных резервов, повышает эффективность их использования.

Таблица 2. Международные накопления в иностранных валютных резервах

1995 (%)

1996 (%)

1997 (%)

1998 (%)

1999 (%)

2000 (%)

2001 (%)

2002 (%)

2003 (%)

2004 (%)

2005 (%)

2006 (%)

2007 (%)

2008 (%)

2009 (%)

2010 (%)

2011 (%)

2012 (%)

2013 (%)

USD

59,0

62,1

65,2

69,3

70,9

70,5

70,7

66,5

65,8

65,9

66,4

65,7

64,1

64,1

62,1

61,8

62,3

61,1

61,2

EUR

17,9

18,8

19,8

24,2

25,3

24,9

24,3

25,2

26,3

26,4

27,6

26,0

24,7

24,3

24,4

GBP

2,1

2,7

2,6

2,7

2,9

2,8

2,7

2,9

2,6

3,3

3,6

4,2

4,7

4,0

4,3

3,9

3,8

4,0

4,0

YEN

6,8

6,7

5,8

6,2

6,4

6,3

5,2

4,5

4,1

3,9

3,7

3,2

2,9

3,1

2,9

3,7

3,6

4,1

3,9

CHF

0,3

0,2

0,4

0,3

0,2

0,3

0,3

0,4

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,3

0,2

Прочие

13,6

11,7

10,2

6,1

1,6

1,4

1,2

1,4

1,9

1,8

1,9

1,5

1,8

2,2

3,1

4,4

5,1

6,3

6,2

Анализ данных таблицы о валютной структуре международных резервов позволяет сделать вывод, что, несмотря на неоднократно высказываемые центральными банками намерения диверсифицировать их, доля доллара США на протяжении последнего десятилетия остается достаточно стабильной.

Среди причин такого соотношения можно назвать:

высокую ликвидность и стабильность американского финансового рынка в целом и рынка облигаций в частности;

ведущую роль доллара в качестве валюты интервенций;

возможность участвовать в операциях на рынках других иностранных валют опосредовано, через производные финансовые инструменты (валютные свопы).

Последнее десятилетие характеризовалось стремительным развитием мирового финансового рынка. Появились новые инструменты с усложненной структурой, совершенствовались процедуры контроля над рисками, существенно повысилась квалификация специалистов, занятых управлением финансовыми активами.

Эти тенденции нашли свое отражение в диверсификации международных резервов большинства стран мира. Условно можно выделить несколько этапов диверсификации инвестиционных инструментов. Первоначально в середине 70-х годов Центральные банки начали переводить краткосрочные активы из казначейских векселей США в частные инструменты денежного рынка или обязательства Банка международных расчетов с целью увеличения показателей доходности. Это означало увеличение кредитного риска.

Увеличилась средняя дюрация активов, что привело к возрастанию рыночного риска. Несмотря на то, что данные о временной структуре американского долга, находящегося в активах иностранных инвесторов — официальных органов власти, не публикуются, эта информация подтверждается аналитическими материалами МБМР и МВФ.

Следующий этап формирования современной структуры международных резервов начался в конце 90-х годов прошлого столетия. Тогда многие ЦБ, чтобы улучшить показатели доходности своих активов, начали постепенно переходить от облигаций министерства финансов США к ценным бумагам с повышенным уровнем кредитного риска.

В частности, к таким видам ценных бумаг можно отнести облигации специализированных федеральных учреждений США, являющихся частными финансовыми институтами общенационального масштаба, созданными под эгидой правительства. Эмитентами такого рода ценных бумаг являются:

Федеральные банки жилищного кредита США (Federal Home Loan Banks);

Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита США (Federal Home Loan Mortgage Corporation);

Федеральная национальная ипотечная ассоциация США (Federal National Mortgage Association).

Данные организации не имеют официальной государственной гарантии, однако она подразумевается, поскольку подобные организации относятся к числу ключевых субъектов экономики США и считается, что их банкротство маловероятно.

Мировой финансовый кризис 2008 г. и кризис на рынке ипотечного кредитования США привел к значительному снижению надежности этих финансовых инструментов, используемых при формировании валютных резервов.

В настоящее время европейский рынок облигаций достаточно диверсифицирован и интересен с точки зрения наличия инструментов с высоким уровнем надежности.

Последние годы отмечены началом очередного этапа эволюции международных резервов. В последнее время возникла заинтересованность во включении в состав международных резервов облигаций, наделенных высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности, но не гарантированных государством. Это облигации, обеспеченные активами и ипотечными обязательствами, а также облигации ведущих промышленных корпораций.

В начале третьего тысячелетия порядка 80% облигаций, обращавшихся на мировом финансовом рынке, были наделены рейтингом долгосрочной кредитоспособности на уровне ААА. Это объясняется особой структурой формирования обеспечения по данным видам обязательств.

Классическая модель эмиссии облигаций, обеспеченных активами, предполагает передачу прав собственности на денежные потоки от активов, принадлежащих определенному юридическому лицу, специально созданному органу. Такое условие позволяет инвестору избежать рисков неплатежеспособности юридического лица — собственника активов.

Самыми распространенными подгруппами в рассматриваемом классе облигаций являются:

обеспеченные долговые обязательства;

ипотечные ценные бумаги, обеспеченные коммерческой недвижимостью;

ценные бумаги, обеспеченные жилищной ипотекой.

Институциональных инвесторов интересуют, главным образом, последние. Их особенность заключается в отсутствии фиксированного купонного дохода. Подобным образом структурированные ценные бумаги обеспечиваются пулом ипотек, а доход по ним выплачивается за счет платежей по ипотечным кредитам. Ведущие эмитенты облигаций, обеспеченных ипотеками — Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита и Федеральная национальная ипотечная ассоциация США.

Однако, разразившийся в 2007 г. ипотечный кризис в США и некоторых других стран привел к банкротству ряда ипотечных компаний и соответственно повлиял на надежность и ликвидность долговых ценных бумаг, выпушенных по ипотечные кредиты.

Этот сегмент рынка остается слабо востребованным по сравнению с традиционным объектом интересов центральных банков — казначейскими облигациями и ценными бумагами, в различной форме гарантированными правительством.

Речь идет исключительно о международных резервах, то есть активах, находящихся в свободном доступе для реализации целей денежно-кредитной политики, а также других целей и задач, таких как поддержание курса национальной валюты, предотвращение распространения финансовых кризисов, а также создание благоприятного имиджа страны в глазах международных инвесторов.

Проблема диверсификации международных резервов актуальна в свете высокой концентрации активов у небольшой группы стран, а также особенностей их географического распределения. Этот вывод подтверждается тем, что в активах центральных банков, являющихся наиболее консервативными инвесторами, сконцентрированы существенные объемы казначейских облигаций.

Операции по покупке и продаже облигаций, проводимые крупными держателями резервных активов, приводят к изменению уровней доходности на мировых рынках облигаций.

Такая же ситуация отмечалась в период мирового финансового кризиса начала 2008 г. Для повышения привлекательности облигаций США правительство в марте 2008 г. уменьшило минимальную номинальную стоимость бумаг с 1000 долл. США до 100 долл.

Специальные права заимствований (СДР) представляют собой международные активы, созданные МВФ для пополнения международных резервов государств — членов МВФ. СДР является также расчетной единицей МВФ. Стоимость СДР определяется исходя из корзины международных валют, состоящей из долларов США, евро, японской иены и фунта стерлингов Соединенного Королевства. Резервная позиция в МВФ определяется как средства, выраженные в СДР, которые Россия вправе изъять из своего членского взноса в МВФ в безусловном порядке, а также задолженность МВФ перед РФ по предоставленным займам.

Глава 2. Золотовалютные резервы РФ, динамика, структура, управление

2.1 Структура и динамика золотовалютных резервов РФ Золотовалютные резервы России, как и других стран мира, представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования. В России это Банк России и Министерство финансов РФ.

Международные резервные активы России складываются из:

монетарного золота;

специальных прав заимствования (СДР);

резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ);

активов в иностранной валюте;

других резервных активов.

К категории активов в иностранной валюте относят валютные активы Банка России и Правительства Российской Федерации в форме: наличных денег; банковских депозитов в банках-нерезидентах с рейтингом не ниже, А (по квалификации «Fitch IBCA» и «Standart and Poor’s») или А2 (по классификации «Moody's»); государственных ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг.

Таблица 3. Структура международных резервов РФ от начала 2014 года, млн. долл. США

Дата

Международные резервы

В том числе

Валютные резервы

В том числе

Монетарное золото

Ин. валюта

Счет в СДР

Резервная позиция в МВФ

01.09.2014

465 228

419 239

406 404

8 642

4 193

45 990

01.08.2014

422 654

409 647

8 716

4 291

46 109

01.07.2014

478 250

431 958

418 828

8 798

4 332

46 292

01.06.2014

467 227

423 768

410 866

8 767

4 136

43 459

01.05.2014

472 278

427 975

414 758

8 820

4 397

44 303

01.04.2014

486 131

442 776

429 689

8 796

4 291

43 355

01.03.2014

493 326

448 738

435 565

8 805

4 368

44 588

01.02.2014

498 926

457 211

444 149

8 730

4 332

41 715

01.01.2014

509 595

469 605

456 447

8 762

4 396

39 990

Динамика спада, зафиксированная на период с 1 января по 1 сентября 2014 года Рисунок 2.1

Данные о международных резервах РФ публикуются в миллионах долларах США — пересчет осуществляется по кросс-курсам иностранных валют к доллару США. Кросс-курсы рассчитываются на основе официальных обменных курсов российского рубля к иностранным валютам, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату. Монетарное золото оценивается в долларовом эквиваленте путем умножения его величины в граммах на учетную цену золота в рублях за 1 г и деления на официальный курс доллара США к российскому рублю, устанавливаемые Банком России.

Рисунок 2.2

Международные резервы современной России, в том числе и золотовалютные, начали формироваться в 1992 г. после выхода Указа Президента РФ об обязательной продаже 50% экспортной выручки резидентов Центральному банку России.

В том же году валютные резервы были пополнены за счёт средств первого транша стабилизационного кредита «Stand-by», предоставленного России Международным валютным фондом.

С отменой обязательной продажи части валютной выручки основным источником пополнения валютных резервов стали операции Банка России на внутреннем валютном рынке и прямые покупки валюты у Министерства финансов РФ, а также доходы от операций со средствами валютного резерва на мировом валютном рынке.

В середине 90-х годов Центральный банк России уделял особое внимание формированию и поддержанию на должном уровне валютных резервов. В процессе аккумулирования валютных средств была создана система управления ими, обеспечивающая достаточную ликвидность и рациональную структуру размещения резервов с точки зрения безопасности и доходности.

Общие аналитические данные о состоянии международных резервов России в период с 2000 по 2014 года.

Рисунок 2.3

По соглашению России с Международным валютным фондом к концу 1995 г. золотовалютные резервы страны должны были быть увеличены до 11,5 млрд долл., что являлось одним из условий предоставления России очередного стабилизационного кредита в размере 6,3 млрд долл. Однако данный показатель был значительно превышен. К середине 1997 г. золотовалютные резервы России возросли до 20 млрд долл., в т. ч. запасы валюты — до 17,5 млрд долл. и запасы золота — до 2,5 млрд долл.

Основной прирост активов был обеспечен за счет увеличения средств ЦБ России, при этом золотовалютные резервы Министерства финансов не претерпели существенных изменений. На конец 1997 г. доля Минфина в международных резервах страны составляла около 60%.

Однако мировой финансовый кризис, распространившийся и на Россию, оказал негативное влияние на состояние золотовалютных резервов. Так, к июлю 1998 г. золотовалютные резервы сократились до 16,2 млрд долл. и к январю 1999 г. опустились до рекордно низкого уровня — 7,8 млрд долл. В целом за этот период золотовалютные резервы в России сократились в два с лишним раза.

В 2000 г. Правительству Российской Федерации не удалось достичь договоренности с Международным валютным фондом о предоставлении очередного транша стабилизационного кредита в размере 10−15 млрд долл. Тем не менее, за счет активной политики Центрального банка по пополнению официальных валютных резервов к концу 2000 г. вновь удалось увеличить их объем до 27,7 млрд долл. По требованию МВФ с ноября 2000 г. в состав золотовалютных резервов не включаются активы, размещенные в банках-резидентах, в уставном капитале которых Банк России имеет долевое участие. Целенаправленная политика Правительства России на увеличение золотовалютных резервов позволила увеличить их объем к концу 2001 г. до 39 млрд долл., к 2002 г. — до 47,8 млрд долл. К середине 2003 г. в связи с укреплением рубля и активными закупками валюты Центральным банком золотовалютные резервы России достигли 65 млрд долл. При этом объем валютных резервов составлял около 60 млрд долл. К концу 2004 г. золотовалютные резервы России почти удвоились и достигли 117 млрд долл. и впервые превысили размер внешней задолженности страны (113 млрд долл.).

Последующие годы характеризовались устойчивой тенденцией роста золотовалютных резервов. В середине 2007 г. в связи с укреплением рубля и активными закупками валюты Центральным банком золотовалютные резервы России достигли своего максимального исторического значения, превысив 400 млрд долл. По данному показателю Россия вышла на 3-е место в мире.

В начале 2008 г. золотовалютные резервы России составляли около 500 млрд долл. (максимальная отметка была зафиксирована на 596 млрд долл.). Но к концу года была заметна тенденция к резкому спаду. Это продолжилось до середины 2009 (до 383 млрд долл.). И только с апреля 2011 г. указывающая на количество средств отметка снова превысила 500 млрд. Далее вплоть до января 2014 г. значения держались практически на одном уровне. И как можно заметить по таблице, далее наблюдался характерно устойчивый, но не критический спад международных резервов.

Аналитика:

По данным МВФ, за последние 10 лет Центральный банк РФ купил 570 тонн золота, что на четверть больше, чем объем покупок Китая, который занял второе место.

Количественное смягчение (иначе говоря, масштабная эмиссия) в крупных экономиках стимулирует спрос на золото со стороны развивающихся стран. Интерес инвесторов к доллару и евро подрывается из-за того, что центральные банки по всему миру печатают деньги, чтобы избежать мирового финансового кризиса.

В последнее десятилетие развитые страны в основном продавали золото. Швейцария продала около 877 тонн, Франция избавилась от 589 тонн, а Испания, Нидерланды и Португалия продали по 200 тонн золота каждая.

Что касается развивающихся стран, то до мирового финансового кризиса их центральные банки были нетто-продавцами золота с объемом в 400−500 тонн в год. Но сейчас во главе с Россией и Китаем они стали нетто-покупателями с объемом в 450 тонн. При этом за 10 лет стоимость золота выросла почти на 400%. «Чем больше золота есть в стране, тем больше суверенитета она будет иметь в случае катаклизмов с долларом, евро, фунтом или любой другой резервной валютой», — говорит депутат Госдумы РФ от «Единой России» Евгений Федоров.

«Покупка золота нужна, чтобы поддерживать золотовалютные резервы, особенно в условиях нестабильности мировой экономики. При турбулентности на мировых рынках золото начинает расти в цене, что обеспечивает страховку при падении курса национальной валюты и росте спроса на ликвидность со стороны банковской системы», — директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев.

Кризис показал, что при катаклизмах на финансовых рынках инвесторы начинают избавляться от рискованных активов и перекладываться в доллары или евро, то есть свободно конвертируемые валюты, тогда как рубль резко теряет в цене. Наличие золотого запаса позволяет российскому ЦБ, который грамотно действовал во время кризиса, быть готовым к стрессовым ситуациям.

2.2 Управление международными резервами РФ Управление резервами — это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. В этой связи органу, занимающемуся управлением резервами, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками.

Золотовалютные резервы являются стратегическими международными резервными активами РФ, составная часть которых находится под управлением Банка России. Управление золотовалютными резервами Банка России осуществляется на основании п. 7 Ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в соответствии с «Основными принципами управления валютными резервами Банка России», утвержденными Советом директоров Банка России. Согласно ст. 23 вышеуказанного федерального закона Банк России осуществляет операции с золотовалютными резервами.

Цель управления резервными активами — обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности. Для этого Банк России применяет комплексную систему управления рисками, строящуюся на использовании только высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявлении высоких требований к своим иностранным контрагентам и ограничении рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности. Банк России проводит эти операции на основании соглашений, заключенных с иностранными контрагентами.

Основная цель управления золотовалютными резервами — достижение приемлемых значений показателей ликвидности и доходности. Такая задача оказывается достаточно сложной для любого финансового института, особенно для ЦБ РФ.

Критерии оценки адекватности резервов Центрального банка РФ. К ним относятся:

— обеспеченность денежного предложения (критерий валютного правления) — отношение широкой денежной базы к резервам Банка России;

— поддержание стабильности внешней торговли (критерий МВФ) — отношение трехили шестимесячного объема импорта к резервам Банка России;

— погашения валютных обязательств Правительства («правило Гидотти») — отношение годового объема внешнего долга к резервам Банка России;

— обеспечение стабильного платежного баланса в краткосрочном периоде (критерий Редди) — отношение шестимесячного объема импорта плюс годовых выплат по государственному и частному внешнему долгу к резервам Банка России.

Для современного этапа характерен ряд тенденций, важных с точки зрения управления резервными активами, в том числе:

устойчивый профицит торгового баланса, обусловленный благоприятной конъюнктурой на мировых рынках основных товаров российского экспорта, который компенсирует отрицательное сальдо по всем остальным статьям платежного баланса и способствует притоку в страну значительных объёмов иностранной валюты;

стабильный профицит государственного бюджета, позволивший досрочно погасить большую часть суверенного долга, а также сформировать Стабилизационный фонд (впоследствии разделенный на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) в целях нейтрализации последствий ухудшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков для государственного бюджета;

улучшение инвестиционного климата, присвоение России кредитного рейтинга инвестиционного уровня (с последующим повышением) способствовали стабильному притоку иностранных инвестиций и достижению профицита по счету операций с капиталом; на фоне улучшения инвестиционного климата отмечается динамичный рост задолженности российских компаний перед иностранными инвесторами, что, несмотря на сокращение суверенного долга, ведет к росту совокупных объёмов внешнего долга России.

В целом макроэкономические условия современного этапа способствовали накоплению Банком России значительных объёмов золотовалютных резервов.

Проблема управления международными резервами России состоит в обеспечении эффективности их использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки решений по следующим направлениям.

Во-первых, определение оптимально необходимого объема резервов. Чрезмерное их сокращение чревато опасностью, что страна не сможет обеспечить свои жизненно важные потребности за счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства. В то же время непомерное увеличение резервов содействует расширению денежной массы, стимулирует инфляцию, приводит к неоправданному переливу ресурсов из производственной сферы в денежную.

Во-вторых, существует проблема выбора между компонентами резервов, установления целесообразного соотношения между ними, в первую очередь между золотом и иностранной валютой. Доводом в пользу сокращения доли золотого запаса является то, что золото, в отличие от валютных активов, не приносит дохода в виде процентов; напротив, его хранение требует расходов. Однако золото — высоколиквидный актив, который может быть в любое время реализован на мировом рынке в обмен на СКВ или использован для получения валютных кредитов посредством залоговых операций и сделок «своп».

Для стран — производителей золота, к числу которых относится Россия, естественна более высокая доля золота в резервах.

В-третьих, стоит задача диверсификации валютного резерва, т. е. выбора конкретных валют и установления их долей.

В-четвертых, государственные органы осуществляют выбор финансовых инструментов для размещения резервных валютных средств с учетом их прибыльности и ликвидности.

При управлении золотовалютными резервами Банк России руководствуется целями монетарной политики, установленными на текущий год. При этом таргетирование инфляции и обеспечение «управляемого плавания» обменного курса рубля налагают ряд ограничен, на управление резервами.

Ограничение первое — нельзя допускать ускорения инфляции даже при росте денежной эмиссии. Снижение инфляции до уровня 7,5−8,5% является главной целью денежно-кредитной политики при базовой инфляции в 7−8%. Поэтому для монетарных властей неприемлемы предложения использовать золотовалютные резервы для расширения внутреннего кредита, увеличивающего денежную массу. К их числу относится, например, предложение Торгово-промышленной палаты РФ о создании Ссудного фонда промышленности. Его источниками финансирования могли бы стать наряду с другими доходы от более целевого управления ресурсами и расходами Центрального Банка и использование 5% золотовалютных резервов. Это дало бы дополнительно в Ссудный фонд промышленности до 3 млрд долл. Торгово-промышленная палата предлагает использовать данные средства, равно как и эмиссионную денежную массу (не менее 15 млрд долл. ежегодно), остатки средств на бюджетных счетах (по итогам 2002 г. до 7 млрд долл.), временно свободные средства бюджета (которые на практике достигают более 6 млрд долл.), до 1,5 млрд долл. собственных средств Сбербанка, па цели внутреннего кредитования.

Ограничение второе — нельзя допускать существенного укрепления рубля в номинальном выражении. Например, ЦБ России не может потратить резервы на расширение внутреннего кредита, продав их па валютной бирже, поскольку это может привести к ряду негативных последствий.

Ограничение третье — нельзя допускать значительного укрепления реального курса рубля к «корзине валют» основных торговых партнеров России.

Остается актуальной также проблема оптимизации структуры по видам валют, в которых номинированы международные резервы, поскольку часть золотовалютных резервов должна размещаться иностранные активы. При этом должны быть исключены потери от переоценки валютных активов ЦБ РФ из-за взаимных колебаний курсов доллара и евро.

Для устранения рисков на сегодняшний момент структура резервов должна соответствовать валютной структуре внешнего госдолга. Тогда убытки (прибыли) при изменении курса доллара к евро по резервам будут в основном компенсироваться прибылями (убытками) по государственным долгам. При равенстве резервов и внешнего госдолга компенсация будет полной. При приобретении Банком РФ долгов российского правительства, если долг номинирован в долларах и его курс относительно рубля упал, правительство уменьшает платежи Банку РФ в рублевом выражении. При этом прибыль последнего соответственно снижается, и он сокращает платежи в федеральный бюджет. Кроме приведения валютной структуры резервов в соответствие с валютной структурой внешнего госдолга, необходимо также перейти к котировке рубля и учету резервов и государственного долга в условной валютной единице, котируемой относительно «корзины валют» со структурой государственного долга. В целом должна быть повышена транспарентность управления резервами и эффективность их использования.

2.3 Политика российских банков В России ценовая политика в отношении драгоценных металлов регулируется государством. Они рассматриваются не как товар, а как валютные ценности. Производимые в стране драгоценные металлы в основном ориентированы на вывоз из России, и лишь небольшая часть из них потребно в ювелирной промышленности, где используется до 40−50 тонн серебра, 20−30 тонн золота и с недавних пор — несколько тонн платиноидов в год. Центральный банк РФ ежедневно в 14 часов московского времени ведет расчет котировок покупки продажи драгоценных металлов по следующей схеме:

— при котировках покупки за основу берется значение действующих на данный момент фиксингов на золото, серебро и платину на лондонском рынке наличного металла (вечерний фиксинг предыдущего рабочего дня) минус 0,5% для золота, 5,5% - для платины, палладия и 7% - для серебра. Они пересчитываются в рубли по курсу, установленному ММВБ для доллара США на текущую дату;

— котировки продажи драгоценных металлов складываются из значения действующих на момент расчета лондонских фиксингов на золото, серебро, палладий и платину плюс 0,5% процента и пересчитываются в рубли все по тому же курсу доллара США. Коммерческие банки России при осуществлении операций с драгоценными металлами дополнительно к котировкам ЦБРФ увеличивают цену продажи еще на 0,1−0,5% и уменьшают цену покупки на 0,5−1,5%. Так как операции по экспорту из России металлов платиновой группы разрешены только через ФГУП «Алмазювелирэкспорт», цена покупки этих металлов у производителей обычно уменьшается еще на маржу этого предприятия (до 1,5%). При реализации драгоценных металлов российским потребителям дополнительно взимается налог на добавленную стоимость (20%), что, несомненно, снижает возможности внутрироссийского оборота. При обороте монет из драгоценных металлов НДС не взимается, но поскольку банки продают монеты исходя из весового содержания металлов, а покупают по номинальной стоимости, этот рынок не выходит за рамки интересов нумизматики и сувениров.

Расширению внутрироссийского рынка драгоценных металлов сегодня немало мешает существующее законодательство. В частности, вывод драгоценных металлов из списка валютных ценностей, отмена НДС при реализации произведенных металлов российским потребителям способствовали бы либерализации огромной отрасли и принесли бы в российский бюджет дополнительные средства.

Центральный банк перешел к использованию термина «международные резервы» в связи с тем, что прежний «золотовалютные резервы» в международной практике не применяется.

Заключение

Золотовалютные резервы не хранятся только в виде золота и наличных денег. Резервы инвестируются в различные активы, которые можно разделить на 3 вида: золото, специальные активы МВФ и валютные резервы. В свою очередь, валютные резервы делятся на валюту в прямом смысле, различные ценные бумаги, депозиты и сделки РЕПО. Любой из валютных активов может быть выражен в евро, долларах США, японских йенах, фунтах стерлингах или швейцарских франках.

Официальные золотовалютные резервы призваны выполнять следующие функции: финансирование дефицита баланса текущих операций; обслуживание международных расчетов, прежде всего государственного внешнего долга; осуществление валютных интервенций при проведении курсовой политики; формирование запаса ликвидности; извлечение прибыли. При управлении золотовалютными резервами необходимо стремиться к обеспечению максимальной эффективности их использования. В этих целях органы валютного регулирования страны должны всесторонне анализировать динамику ЗВР и вырабатывать управленческие решения по нескольким направлениям. В сегодняшних условиях возможно использование значительной части ЗВР для финансирования экономики и социальной сферы. Впрочем, существуют и другие соображения, а именно: чем ЗВР больше, тем лучше, а использовать их следует лишь в форс-мажорных обстоятельствах, чтобы не подвергать риску сам институт резервирования. Социальные и экономические проблемы России надо решать сейчас, а не передавать их в наследство будущим поколениям". Основная цель управления золотовалютными резервами — достижение приемлемых значений показателей ликвидности и доходности. Такая задача оказывается достаточно сложной для любого финансового института. При оптимизации структуры резервов по странам и видам инструментов и свопе части резервов на кредиты иностранных государств российскому правительству значительно возрастут доходы от активов Банка России. Основные направления использования избыточных ЗВР определяются национальными проектами, Посланием Президента РФ, федеральными программами и важнейшими приоритетами. Согласно трехлетнему бюджету, «главным из стратегических целей и приоритетов РФ правительство определило обеспечение достойной жизни для граждан».

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

2. Федеральный закон от 26.31 998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р

4. Лаврушин О. И. «Деньги, кредит, банки», 2010 г.

5. Акаев А. А. «Динамика темпов глобальной инфляции: закономерности и прогнозы» 2010 г.

6. Миркин Я. М. «Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски», 2011 г.

7. Обзор деятельности Банка России по управлению резервными валютными активами www.cbr.ru

8. Экономический портал www.institutiones.com

9. Информационно-аналитический сайт www.gold.ru

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой