Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под сферой телерадиовещания, как правило, понимается система распространения социально-культурной и экономической информации в динамической аудиовизуальной форме с помощью электронных устройств, посредством электронных средств массовой коммуникации. Наиболее радикальные изменения в сфере телерадиовещания в России происходят с начала 1990;х годов. Сфера телерадиовещания находится в стадии быстрого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания
    • 1. 1. Инновационная деятельность предприятий сферы телерадиовещания как объект управления: основные понятия и особенности организации
    • 1. 2. Роль инновационной деятельности в повышении экономического потенциала сферы телерадиовещания в современной экономике
    • 1. 3. Особенности управления инновационной деятельностью предприятий, предоставляющих услуги телерадиовещания
  • Глава 2. Способы организации и управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания
    • 2. 1. Анализ зарубежного опыта управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания и возможности его применения при организации коммерческого телевидения
    • 2. 2. Критерии формирования и реализации инновационных проектов предприятий сферы телерадиовещания как основа развития коммерческого телевидения в России
    • 2. 3. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью предприятий, предоставляющих услуги телерадиовещания
  • Глава 3. Основные направления инновационного развития предприятий сферы телерадиовещания в современной экономике
    • 3. 1. Современные технологии инновационного развития предприятий сферы телерадиовещания
    • 3. 2. Совершенствование системы государственной поддержки инновационного развития предприятий сферы телерадиовещания
    • 3. 3. Построение модели управления инновационным развитием телеканала «РБК ТВ», предоставляющего услуги коммерческого телерадиовещания
  • Заключение
  • Список литературы

Управление инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Смена командно — административной экономики рыночной привела к активизации коммерческих механизмов развития предприятий и организаций различных отраслей и территорий. Это было связано с необходимостью получения конкурентных преимуществ, захватом рынков влияния и совершенствованием форм и методов управления. За десять лет активного развития практически все отраслевые и региональные структуры исчерпали возможности экстенсивного роста. Возникла необходимость интенсификации народнохозяйственных связей. Поэтому сегодня для повышения эффективности развития предприятий и организаций различных отраслей и территорий необходимо повышение их инновационной активности. Это положение объективно и для предприятий сферы телерадиовещания, выбранных нами в качестве объекта исследования.

Под сферой телерадиовещания, как правило, понимается система распространения социально-культурной и экономической информации в динамической аудиовизуальной форме с помощью электронных устройств, посредством электронных средств массовой коммуникации. Наиболее радикальные изменения в сфере телерадиовещания в России происходят с начала 1990;х годов. Сфера телерадиовещания находится в стадии быстрого количественного роста, претерпевая при этом существенные структурно-функциональные изменения, что связано с социально-экономическими реформами, проходящими в стране. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к настоящему буму в развитии телерадиовещания, созданию пестрого телерадиоландшафта, изменению возможностей и потенциала инновационной деятельности. В результате число телеканалов всех уровней в стране возросло с 200 в 1990 г. до 1500 в 2004 г. При этом наиболее характерными тенденциями развития сферы телерадиовещания являются: реорганизация государственного телерадиовещания и становление коммерческого вещания.

Повышение инновационной активности предприятий сферы телерадиовещания в современной экономике приводит к созданию новых возможностей эффективного управления ими. Для этого необходимо определить организационные структуры управления инновационной деятельностью предприятия сферы телерадиовещания, оценить ее эффективность и технологии инновационного развития сферы телерадиовещания. Это поможет сформировать меры.

В этой связи, ключевым направлением совершенствования российской сферы телерадиовещания является повышение эффективности инновационной деятельности ее предприятий за счет внедрения современных способов управления инновационными проектами, определения и реализации мер по сохранению и развитию сферы телерадиовещания, а также за счет разработки и внедрения модели управления инновационным развитием каналов коммерческого и государственного телерадиовещания. Изучение данных вопросов обладает необходимой актуальностью.

Актуальность повышения эффективности управления инновационной деятельностью раскрыта в ряде работ зарубежных и отечественных ученых и практиков. Исследованию данного вопроса посвящены труды известных российских ученых и руководителей: Аньшина В. М., Афонина И. В., Баркера А., Барютина JL, Бегиджанова П. М., Васильева А. В., Грачева М. В., Гуркова И., Дагаева А. А., Денисова Г. А., Дыпкина А. А., Завлина П. Н., Колоколова В. А., Мухамедьярова A.M., ОголевойЛ., Санто Б., Трифиловой А. А., Хотяшевой О. М., Янсена Ф. и других.

Кроме того, при написании диссертационной работы использовались научные труды ведущих экономистов различных областей экономики, инвестиций и инноваций. Значительный вклад в разработку теоретических подходов к решению проблем развития сферы телерадиовещания внесли такие отечественные и зарубежные исследователи как: Брайант Д., Глейзер М. С., Иванов Г. П., Огурчиков П. К., Сидоренко В. И., Томпсон С., Фирсов Б. М. и другие. Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.

Несмотря на наличие работ по развитию сферы телерадиовещания, в экономической литературе недостаточно изучены особенности инновационной деятельности ее предприятий и механизмы моделирования процессов инновационного развития для каналов коммерческого телерадиовещания. В тоже время, внедрение моделей управления инновационным развитием для каналов, предоставляющих услуги коммерческого телерадиовещания, позволяет существенно повысить эффективность управления их инновационными проектами и программами. Данная область не получила достойного освящения в отечественной экономической литературе и обладает необходимой новизной.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании методов организации и управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания, направленных на повышение эффективности их развития в современной экономике. Достижеиие поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда логически взаимосвязанных задач, раскрывающих тему работы: изучить теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания в современной Россииопределить роль инновационной деятельности в повышении экономического потенциала сферы телерадиовещания и оценить особенности управления предприятий, предоставляющих услуги телерадиовещанияизучить способы управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания и провести анализ возможности применения зарубежного опыта при организации коммерческого телевиденияструктурировать критерии формирования и реализации инновационных проектов предприятий сферы телерадиовещания в Россииоценить эффективность управления инновационной деятельностью предприятий, предоставляющих услуги телерадиовещанияопределить технологии и направления инновационного развития предприятий сферы телерадиовещания в современной экономикедать характеристику системы государственной поддержки инновационного развития для предприятий сферы телерадиовещания и определить меры по сохранению и развитию телерадиовещанияпредложить модель управления инновационным развитием коммерческого телеканала «РБК ТВ».

Объект исследования — система управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания в современной экономике России.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения между участниками инновационной деятельности предприятий сферы телерадиовещания.

Методологические и теоретические основы исследования. В процессе работы применялись общенаучные методы: систематизация данных, сравнения, системный подход, аналогии, логико-аналитическая оценка параметров. Совокупность используемой методологической базы позволила обеспечить в конечном итоге достоверность и обоснованность выводов и практических решений. Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания.

В ходе диссертационного исследования изучена общая и специализированная литература. Использованы законодательные и нормативно-правовые документы, годовые отчеты и официальные публикации по проблемам управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания и реализации их инновационных проектов, материалы научных конференций, а также федеральные, региональные и корпоративные статистические и аналитические материалы. Ряд методологических положений и выводов, содержащихся в диссертации, иллюстрирован расчетными таблицами и графическими схемами, подготовленными автором на основе статистических данных Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Госкомстата России.

Научная новизна работы заключается в разработке и обосновании методических подходов к совершенствованию управления инновационной деятельности предприятий сферы телерадиовещания, основанных на использовании различных организационных структур управления ими и систематизации критериев отбора их инновационных проектов, практическая реализация которых способствует повышению эффективности инновационного развития каналов коммерческого телерадиовещания.

Научные результаты, полученные лично автором:

1.Сформулированы условия организации и эффективного управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания, позволившие на основе анализа структуры и современных проблем развития отрасли определить этапы внедрения нововведений и особенности трансформации инновационной системы сферы телерадиовещания.

2.0пределены и обоснованы организационные структуры управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания, учитывающие уровень диффузии нововведений (управление по дисциплинам, управление по проектам, организация по услуге матричная организация и венчурное управление), целесообразность практического применения которых определяется соответствием данных структур организационным критериям развития отрасли.

З.Выявлены тенденции американской, западноевропейской и советской моделей управления инновационной деятельностью предприятий сферы телерадиовещания, базирующиеся на конкуренции коммерческого и общественного телевидения, что способствовало повышению эффективности социально-экономической организации отрасли и росту инновационной активности ее предприятий.

Систематизированы критерии формирования и реализации инновационных проектов предприятий сферы телерадиовещания, учитывающие современные тенденции развития отрасли и привлекательность услуг телерадиовещания, выражающуюся через динамику показателя среднесуточного телесмотрения, что позволило дать комплексную оценку эффективности затрат и эффекта от внедрения инноваций в текущей и перспективной деятельности предприятий сферы телерадиовещания.

5.Предложепа технология синергетического инновационного развития предприятий сферы телерадиовещания, учитывающая разработку и производство оборудования для интенсификации инновационных процессов на предприятиях отрасли, практическая реализация которой способствует повышению конкурентоспособности данных предприятий па российском и международном рынках. Проведен расчет объемов необходимых инвестиционных вложений для обеспечения условий инновационного развития сферы телерадиовещания.

6.Разработана модель управления инновационным развитием телеканала РБК-ТВ, оказывающего услуги коммерческого телевещания, основой для построения которой послужили меры по сохранению и развитию сферы телерадиовещания, а также задачи государственной поддержки, реализуемые ее предприятиями в цикле создания, освоения и производства новых изделий, технологий и техники телерадиовещания.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы отечественными предприятиями сферы телерадиовещания для совершенствования механизмов организации и управления инновационной деятельностью в современной экономике России. Практическая значимость проведенной работы состоит в целесообразности применения ее положений и выводов в текущей инновационной деятельности предприятий, занимающихся оказанием услуг коммерческого и государственного телевещания.

Заключение

.

1. В современной экономике сфера телерадиовещания (СТРВ) — сложное, многоаспектное, многостороннее пространство. В соответствии с процессом производства информации и последующей ее продажи она делится на две системообразующие части. Первая из них — ресурсный рынок. Он охватывает все, что необходимо для производства информации на предприятиях сферы телерадиовещания (ПСТРВ). К этим ресурсам относятся финансы, рабочая сила, материалы и энергия, техника и различные виды информации — журналистской, рекламной, статистической, научной и др. Каждый из этих ресурсов, без наличия которых невозможна деятельность ПСТРВ, продается на соответствующем рынке. ПСТРВ выходят па эти рынки как покупатели. Необходимые им товары они приобретают у финансовых организаций и промышленных предприятий, а недостаточную информацию — у информационных агентств и других ПСТРВ.

Вторая часть СТРВ — это пространство, где продукция ПСТРВ превращается в товар, и где идут процессы обмена, т. е. его продажи и покупки. Это — собственно информационный рынок. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара. Все элементы СТРВ (стороны, сегменты ее ресурсной и собственно информационной частей) взаимосвязаны. При отсутствии хотя бы одного ресурса или какого-либо элемента среды производство информации, оказание услуг телерадиовещания и их продажа становятся крайне затруднительными, а то и просто невозможными. А от некоторых ресурсов прямо зависит существование ПСТРВ. К ним относятся, прежде всего, финансы.

Структура рынка и его элементы детально изучены в работе. При этом наибольший интерес представляет сегмент рынка информации — рынок идей и инноваций, развивающих ПСТРВ. Новые идеи и инновации становятся механизмом повышения экономического потенциала ПСТРВ, реальным инструментом обеспечения эффективности его взаимодействия со всеми системообразующими и поддерживающими частями СТРВ.

Для нововведения ПСТРВ можно выделить рыночную и научно-техническую новизну. Рыночная новизна предполагает признание пользователем новшества его полезных свойств и преимуществ перед альтернативными услугами, а если нововведения представляют технологический процесс, то нововведение можно признать успешным, если оно позволит повысить прибыль, благодаря снижению издержек и улучшению качества услуг ПСТРВ. Каждое нововведение может характеризоваться не только абсолютной, но и относительной рыночной новизной, т. е. конкретная услуга может стать новым способом удовлетворения сложившихся потребностей не для всех своих потребителей, но лишь для какой-то части из них.

Нововведение ПСТРВ может характеризоваться и научно — технической новизной. Хотя научно-техническая новизна есть, скоре, свойство не нововведения, а изобретения. Степень оригинальности научно — технической идеи не интересует потребителя, его скорее привлекает полезный эффект. Для производителя же степень научно-технической новизны интересна постольку, поскольку, используя научно-технические знания как уникальное условие производства, каждый индивидуальный производитель независимо от размеров может претендовать на монопольную прибыль при помощи патентов и секретов производства. Это одновременно обеспечивает ему и рыночную новизну.

Инновации ПСТРВ представляют идею, материальный объект или деятельность, которые являются новыми для организационных систем, генерирующих и использующих их. Появление и распространение инноваций в СТРВ сопряжено с изменениями в вещественной и социальной среде общества. При всем многообразии инноваций в их динамике прослеживается определенная логика, что дает основание для их систематизации и эффективного управления инновационной деятельностью ПСТРВ. Оценивая соотношение разных типов инноваций в СТРВ, выявляя динамику и тенденции изменения таких соотношений в различные периоды развития, можно получать своего рода диагностику этих периодов с инновационных позиций. Отсюда же вытекают и критерии выбора стратегии и оценки перспектив экономического, научно-технического, социального развития СТРВ, а также особенностей трансформации инновационной системы, обслуживающей ПСТРВ.

Существуют общие закономерности в изменении экономического потенциала СТРВ под воздействием инноваций, а именно взаимосвязь и взаимообусловленность базисных нововведений в основных секторах национальной экономики. Это в дальнейшем отражается на использовании трудовых ресурсов, определении их квалификации и формировании соответствующего типа инновационных процессов в СТРВ. Формирование новой инфраструктуры, соответствующей энергетической базы, новых конструкционных материалов является предпосылкой распространения технологий нового этапа технико-экономического развития, которые существуют в виде заделов в НИОКР, опытного производства, а также отдельных новых технологий, которые существенно увеличивают экономический потенциал СТРВ за счет усиления передающих возможностей и обеспечения уникальных услуг телерадиовещания. Когда традиционные технологические возможности расширения капитала оказываются исчерпанными (вследствие насыщения потребностей и достижения пределов в повышении эффективности), указанные условия реализуются, превращаясь из потенциальных способов вложения капитала в реальные, обеспечивающие прирост капитала для инвестиций в ПСТРВ. В свою очередь, распространение псевдоинноваций приводит к накоплению морально и физически устаревшего капитала, следовательно, к отвлечению значительных финансовых ресурсов. Поток улучшающих инноваций обычно возрастает на этапе экономического роста сферы телерадиовещания. Этот тип инноваций также консервирует финансовые ресурсы ПСТРВ, принуждая их использовать стратегию «дойных коров» в отношении своих основных телерадиовещательных активов.

В жизненном цикле инновационной деятельности и ее влиянии на экономический потенциал СТРВ ключевую роль играют процессы диффузии. В большинстве исследований в этой области принято представление о двух различных типах деятельности: первичном акте создания принципиально нового, носящем истинно творческий характер, и более рутинной последующей деятельности, связанной с диффузией инноваций. Применительно к СТРВ диффузия нововведений характеризуется особенностями: на начальном этапе, после оказания первой новой услуги телерадиовещания, при максимальном ее освоении масштабы распространения новшества в абсолютном выражении расширяются не столь заметнона основном этапе периода распространения инновация завоевывает потенциальную область своего эффективного применения в СТРВна завершающем этапе распространение нововведения проникает в области предельные с точки зрения сравнительной эффективности его использования по отношению к альтернативным услугам телерадиовещания.

Финансовый профиль инновационной деятельности ПСТРВ определить е достаточной точностью невозможно. Тем не менее, его форма во многом определяется решениями руководства ПСТРВ. Так, длительность жизненного цикла услуги телерадиовещания зависит исключительно от даты ее выхода на рынок. Поэтому руководство ПСТРВ должно сосредоточиться на сокращении сроков осуществления основных мероприятий в рамках управления инновационной деятельностью. Другой наиболее важной особенностью управления инновационной деятельностью ПСТРВ является необходимость осуществления оптимального выбора организационной структуры внедрения и реализации инноваций. Организационная структура оказывает заметное воздействие на управление инновационной деятельностью ПСТРВ.

2. Рассмотрение теоретических основ управления инновационной деятельностью ПСТРВ и определение роли инноваций в повышении экономического потенциала СТРВ в современной экономике актуализирует множество вопросов, наиболее важным из которых является определение способа организации и управления нововведениями. Для комплексного анализа способов организации и управления инновационной деятельностью ПСТРВ необходимо оценить зарубежный опыт управления инновациями и возможности его применения при организации коммерческого телевидения, определить критерии формирования и реализации их инновационных проектов, а затем оценить эффективность управления.

Исторически сложилось так, что регулярное телерадиовещание началось почти одновременно в трех регионах — США (1944г.), Западной Европе (во Франции в 1944 г., в Англии в 1946 г.) и Советском Союзе (1945г.). (В остальных странах появление и развитие телевидения происходило уже в 1950;е годы.) Соответственно сформировались три основные модели социально-экономической организации и управления инновационной деятельностью ПСТРВ: американская, западно-европейская и советская. Различия между ними радикальны, в каждой из них по-своему решаются ключевые вопросы: кому принадлежит телевидение (ТВ), кто его финансирует, чьи интересы оно отражает, кто и как его контролирует, каковы взаимоотношения между ТВ и обществом, ТВ и культурой, ТВ и властью.

Модель управления инновационной деятельностью ПСТРВ, возникшую и получившую распространение в США, называют коммерческой. США являются классической страной коммерческого телевидения и максимальной коммерциализации внедряемых новшеств. Телевидение здесь находится в частной собственности, государственное телевидение отсутствует. Частное коммерческое телевидение подчиняется жестким законам рынка, и, прежде всего, принципу конкурентной борьбы, который заставляет ПСТРВ находиться в постоянном поиске новых телевизионных форм, технических ухищрений, для того чтобы удержать телезрителей у своего канала, иными словами стимулирует активную инновационную деятельность. Этот принцип диктует американскому телевидению ориентацию на зрительские интересы, высокую мобильность, нацеленность на динамичное инновационное развитие.

Ориентация на интересы и потребности «большинства» определяет преобладание в программах наиболее массовых видов зрелищ: информации и развлекательных программ, и па разработку этих услуг телевещания именно и направлена инновационная деятельность ПСТРВ в США. Развлекательные программы составляют до 70% эфирного временив основном это телесериалы и фильмы, игры, шоу, викторины и музыкальные программы. И хотя профессиональный уровень американских телепрограмм высок, их интеллектуально-художественная ценность, как правило, очень низка, поскольку ориентация па массовость и общедоступность требует «усреднения» их до уровня наиболее распространенного потребителя. Иными словами, культурно-просветительские функции ТВ вступают в противоречие с коммерческими целями и приносятся в жертву последним.

Противоположностью коммерческой модели управления инновационной деятельностью ПСТРВ выступает государственное телевидение. Модель государственного телевидения, которая сложилась на этапе появления и распространения телевидения в Западной Европе, называют общественной (иногда общественно-государственной, публично-правовой и т. д.). ПСТРВ и их инновационную деятельность здесь финансируют полностью или в основном сами зрители путем ежемесячной абонентской платы. Эта модель функционирования и инновационной деятельности телевидения имеет некоторые защитные механизмы от рыночной стихии и конкурентной борьбы, а главноеот диктата рекламодателей, ориентированных на вкусы усредненного большинства, что позволяет ПСТРВ создавать культурно-просветительские программы, ориентироваться на гуманистические, общечеловеческие ценности.

Общественно-государственная модель телевидения в Европе унаследовала специфику и структуру системы радиовещания, которая начала складываться в 1920;е годы. Во многих странах распределением воздушного пространства для оптимального использования ограниченного набора доступных частот занимались министерства связи (или коммуникаций). И потому считалось само собой разумеющимся, что телевидение должно осуществляться национальными радиовещательными службами, основанными в 1920;х годах. Такая модель общественно-государственного регулирования СТРВ просуществовала в странах Западной Европы вплоть до конца 1970;х годов, когда появилось спутниковое и кабельное телевидение, и начались процессы коммерциализации и дерегуляции СТРВ, и, соответственно, появились возможности коммерциализации новшеств в отношении формирования новых услуг и развития возможностей ПСТРВ.

И, наконец, третья модель организации и социального функционирования и инновационного развития телевещания сложилась в СССР и была в основном репродуцирована в социалистических странах Восточной Европы. Это тоже государственное телевидение, но построенное на совершенно иных принципах. Советскую модель телевещания называют государственно-монополистической, авторитарной, тоталитарной. Она характеризуется государственной монополией на телевещание, госбюджетным финансированием, полным подчинением телевизионной политики и инновационной деятельности ПСТРВ власть предержащим, жестким идеологическим контролем.

Планомерному и целенаправленному осуществлению этих функций способствовала централизованная структура института телевидения, управлявшегося из единого центра — Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио). Этот же орган определял направления инновационной деятельности, программную политику, регулировал содержание телевизионных передач путем тематического планирования. В тематических планах советского телевидения главное место занимали общественно-политические передачи, затем — культурно-просветительские, наименьшая доля приходилась на развлекательные программы. Большую часть передач готовили одни и те же редакции Центрального телевидения. Руководство Гостелерадио — по идеологическим, прежде всего, соображениям — могло спять с эфира любую передачу, какой бы популярностью она ни пользовалась у зрителей.

Таким образом, в 1960;х годах в мировой СТРВ окончательно оформились три ведущие модели организации и управления инновационной деятельностью ПСТРВ. Но развитие техники, освоение новых технологических возможностей телевещания, а также изменения в социально-политической атмосфере привели к трансформации сложившихся моделей. Так, коммерциализация и дерегуляция европейского телевещания вызвали трансформацию традиционной европейской модели общественно-государственного телевидения и формирование новой — «смешанной» — модели организации и управления инновационной деятельностью ПСТРВ, в рамках которой развиваются и конкурируют друг с другом как государственные, так и коммерческие телеканалы. Так, во Франции помимо трех общенациональных государственных каналов — «Франс-2», «Франс-3» и «Арте» (совместное детище французов и немцев) — функционируют два общенациональных коммерческих — ТФ1 и Мб, а также популярный платный спутниковый «Капал-плюс». Кроме того, кабельное телевидение позволяет за умеренную плату принимать большое количество разнообразных платных спутниковых каналов.

Такая «смешанная» модель организации и управления инновационной деятельностью, несмотря на проблемы, которые существуют (в частности, американизация телепрограмм, доминирование развлекательной продукции и пр.), оказывается, по мнению многих специалистов, наиболее творчески плодотворной. Конкуренция коммерческого и общественно-государственного ТВ «стимулирует достоинство каждой из этих моделей вещания и поглощает их недостатки (опасность элитарного телевидения для «высоколобых» или, напротив, угрозу культурной стерилизации).

3. Переходя к критериям, лежащим в основе организации и управления инновационной деятельностью ПСТРВ необходимо оценить привлекательность проведенных и внедренных инноваций в усиление возможностей телепередачи и приобретение новых высококачественных или уникальных услуг телерадиовещания. Одним из важнейших факторов, определяющих направления инновационной деятельности ПСТРВ, выступает среднесуточное телесмотрение (ССТС), которое можно фиксировать как для отдельного индивида (индивидуальное телесмотрение), так и домохозяйства (телесмотрение по домохозяйству). Показатель ССТС носит расчетный характер.

2004;й год, по сравнению с 2003, характеризовался значительным ростом времени ССТС: оно выросло на 7 минут и достигло величины в 208 минут — это почти 3,5 часа. В 67% рассматриваемых территорий наблюдался рост объемов ССТС в 2004 году по сравнению с предыдущим годом. Значительное влияние на рост показателей оказали события, имеющие мировое значение, обильная демонстрация наиболее популярных телевизионных форматов и активизация инновационной деятельности ПСТРВ.

Решение о реализации инновационного проекта ПСТРВ должно приниматься с учётом множества характеристик. Использование только ССТС явно недостаточно. Часть из этих характеристик должна учитывать экономические, экологические и социальные последствия реализации проекта. Другая часть — разнообразные риски, связанные с его осуществлением и факторы неопределённости. Поэтому в работе были систематизированы критерии выбора инновационного проекта ПСТРВ. Первая группа критериев определяет направления инвестиций, предполагающие поддержку со стороны государства, а остальные относятся к конкретному проекту ПСТРВ. Критерии каждой из групп подразделяются на обязательные и оценочные. Невыполнение обязательных критериев влечёт отказ от участия в инновационном проекте. Представленные критерии отбора инновационных проектов ПСТРВ позволяют не только увеличить точность оценки инновации, но и облегчить управление ими.

На практике особенно важно правильно выбрать приемы, методы и средства, применение которых позволит наиболее точно отразить природу и преимущества управления инновационными проектами в СТРВ. Это достигается посредством применения принципов системного подхода к анализу объективных и субъективных факторов, влияющих на результаты разработки и реализации отдельных проектов по намеченным к внедрению новшествам. Вместе с тем, методы управления проектами для ПСТРВ имеют разную степень важности и вовсе не являются строго обязательными к применению в традиционно существующей форме. Все зависит от конкретной ситуации, их потребностей, существующих ограничений, прежде всего ресурсных, и других факторов аналогичного порядка.

Оценка эффективности управления инновационной деятельностью ПСТРВ должна производиться в двух направлениях: оценка эффективности затрат на инновационную деятельность и оценка использования инноваций в текущей и перспективной деятельности данных предприятий, т. е. эффекта от их внедрения. Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность ПСТРВ необходимо решить проблему оценки ее результатов. При этом следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и покупателей услуг и технических средств, необходимых для функционирования ПСТРВ.

Значимость определения эффекта от реализации инноваций в текущей и перспективной деятельности ПСТРВ возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики. В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают шесть видов эффекта от внедрения инноваций в текущей и перспективной деятельности ПСТРВ. При этом общим принципом оценки эффективности инновационной деятельности ПСТРВ является сопоставление эффекта (результата) и затрат. В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций в текущей и перспективной деятельности ПСТРВ требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой — сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.

4. Изучение способов организации и управления инновационной деятельностью ПСТРВ, а также оценка ее эффективности, позволяют на основе комплексного анализа экономической ситуации в СТРВ перейти к определению перспектив ее совершенствования в современной экономике России. Для решения данной задачи в работе раскрываются современные технологии инновационного развития ПСТРВ, рассматриваются возможности совершенствования системы государственной поддержки их инновационного развития, а также предлагается модель управления инновационным развитием телеканала «РБК ТВ», предоставляющего услуги коммерческого телерадиовещания. При этом к современным технологиям инновационного развития ПСТРВ относятся:

1. Разработка и производство оборудования для создания систем цифрового телевизионного вещания в России.

2. Разработка и производство передающего оборудования для цифрового эфирного телевизионного вещания.

3. Модернизация (замена) главных фидеров телевизионных и радиовещательных антенн.

4. Поставка земных станций спутниковой распределительной сети телевизионных и радиовещательных программ.

5. Поставка профессионального оборудования DVB и DRM.

Ожидаемый рынок сбыта бытового оборудования для цифрового телевизионного и радиовещания с 2006 до 2015 гг. — 936 млрд руб., в том числе за счет поставок российскими ПСТРВ — 562 млрд руб.

5. В современных условиях развития массовых коммуникаций необходим принципиально новый взгляд на совершенствование СТРВ, отвечающий стратегии социально-экономического развития России и укрепления государственности. Такой подход должен определять граничные условия развития и первоочередные задачи государственной поддержки инновационного развития ПСТРВ, а также вырабатывать меры по сохранению и развитию сферы телерадиовещания.

Как показывают расчеты, только для модернизации аналоговой передающей сети государственного телерадиовещания (без учета негосударственного вещания) и внедрения цифрового вещания, в период 2006 — 2015 годов требуется около 30, 85 млрд руб. При этом в целях получения больших коммерческих доходов от рекламы и более полного отражения социальных и политических задач регионов в пределах федеральных округов целесообразно пересмотреть число зон вещания. Вместо 5 вещательных зон, учитывающих только разницу по времени, необходимо ввести 8 вещательных зон, учитывающих и разницу по времени, и разные рекламные предпочтения. Такая схема зонального вещания позволяет решить вопрос федерального телевещания (и радиовещания) па каждый федеральный округ с охватом до 99% населения округа без каких-либо капитальных затрат на создание окружной федеральной сети и дополнительной платы за услуги по распространению программ.

Также государство должно адекватной контролировать негосударственное телевещание, особенно в аспекте выполнения национальной доктрины информационной безопасности. Доступ коммерческих ПСТРВ к эфирному вещанию в процессе перехода на цифровое эфирное вещание должен быть широко открыт. Коммерческие каналы могут учитывать интерес телезрителей и радиослушателей, выявленный социологическими исследованиями. Кроме того, с целью успешной реализации мер по совершенствованию системы государственной поддержки инновационного развития ПСТРВ необходимо акцептировать внимание на: своевременном создании соответствующей производственной инфраструктуры и разработке стратегии развития отечественного производства цифрового телерадиовещательного оборудованияформировании и размещении государственного заказа по созданию и серийному производству профессионального и бытового цифрового радиотелевизионного оборудованияразработке перспективного плана цифрового телерадиовещания- &diams-разработке плана по переводу аналоговых сетей государственного телевизионного вещания на апалогово-цифровые технологии.

Если опираться на теоретическую и аналитическую базы управления инновационной деятельностью СТРВ, то можно зафиксировать тезис, что ПСТРВ такое, например, как РБК-ТВ представляет собой инструмент достижения совокупности экономических, социальных и политических целей, сформированных основными заинтересованными группами (в первую очередь, государством, собственниками, высшим руководством и персоналом РБК-ТВ). Целью создания РБК-ТВ, было извлечение материально-финансовой выгоды в виде имущества (в том числе, его суррогатов) и/или дохода от предоставления услуг коммерческого телерадиовещания. С тем, чтобы перейти к построению модели управления инновационным развитием канала РБК-ТВ, в работе раскрыта процессная составляющая его деятельности, определены условия рыночного позиционирования, дана характеристика факторов совершенствования системы саморегулирования и государственной поддержки текущей деятельности канала, а также даны необходимые рекомендации по формированию модели его инновационного развития.

В основе формирования модели управления инновационным развитием РБК-ТВ лежит цикл исследование-производство-реализация, который представляет собой совокупность периодически повторяющихся взаимосвязанных процессов по созданию, освоению и производству новых изделий, технологий, техники телерадиовещания (СОНТ), выполняемых на современном этапе в условиях научно-производственного комплекса. Процессы создания включают научно-исследовательские и опытно — конструкторские работы (НИОКР), процессы освоения включают в себя комплекс работ по подготовке производства к промышленному выпуску, и собственно, производствопредставляет собой процесс промышленного изготовления новой техники и производства услуг телерадиовещания.

Анализ проблем использования существующих методов и механизмов оценки процессов инновационного развития при реализации и подготовке программы НИОКР в СТРВ, показал недостаточность спектра критериев оценки каждого метода в отдельности, разрозненность подходов к качественной оценке разрабатываемых услуг телерадиовещания, наличие сложности в сопоставимости критериев оценки отдельных методов, отсутствие принципов комплексной оценки качественных и количественных параметров внедряемых инновационных проектов РБК-ТВ и в целом по СТРВ. Таким образом, сегодня не определен спектр критериев оценки массива НИОКР для СТРВ. Предложенная в работе модель управления инновационным развитием телеканала РБК-ТВ учитывает аспекты теории и практики организации инновационной деятельности ПСТРВ:

4. Критерии ранжирования инновационных проектов в СТРВ на различных этапах реализации по циклу СОНТ, учитывающие ограничения по ресурсам ПСТРВ, предоставляющего услуги коммерческого телевидения.

5. Критериальный механизм, в котором представлена шкала значимых критериев оценки, основанная на едином подходе к оценке качественных и количественных параметров инновационных проектов в СТРВ.

6. Прогнозирование перспектив развития рынка новой техники и услуг телерадиовещания, базирующиеся на определении доли рынка посредством моделирования частных конкурентных преимуществ в СТРВ по отношению к конкурентам па локальном региональном рынке.

Функционирование модели управления инновационным развитием РБК-ТВ происходит следующим образом: массив входящих инновационных проектов идентифицируется на предмет уровня технологии изготовления, конструктивного исполнения, уровня сложности и т. д., таким образом, производится предварительная экспертиза выполнения инновационных проектов с точки зрения прогнозирования условий перспективной хозяйственно-экономической деятельности РБК-ТВ по предоставлению услуг телерадиовещания. В критериальном механизме определяется значимость критериев оценки согласно приоритетам инновационной деятельности РБК-ТВ, проекты оцениваются по шкале и соотносятся с приоритетами стратегии инновационного развития. Оценка распределения рынка новой техники и услуг телерадиовещания происходит в блоке определения конкурентоспособности услуг РБК-ТВ с прогнозированием возможной доли рынка и выручки от реализации услуг телерадиовещания.

Далее определяются инвестиционные показатели результативности инновационных проектов, исходя из бюджета разработки, объемов производства и продаж услуг телерадиовещания. Таким образом, массив проектов проходит несколько стадий «фильтрации», где роль фильтров выполняют представленные в работе способы организации и управления инновационной деятельностью ПСТРВ. Па входе при учете критериев ранжирования инновационных проектов определены инвестиционные показатели проектов, конкурентоспособность новой техники и услуг телерадиовещания на рынке, соответствие проектов стратегии инновационного развития РБК-ТВ, другие показатели. Иерархическая последовательность построения массива инновационных проектов после ранжирования ограничивается наличием (доступностью) свободных производственных ресурсов: мощностей, людей, капитала, с последующей корректировкой бюджета РБК-ТВ.

К достоинствам модели управления инновационным развитием РБК-ТВ относятся непрерывный мониторинг рынка на предмет оценки конкурентоспособности новой техники и услуг телерадиовещания, соответствие пула проектов стратегии развития РБК-ТВ, единый подход к оценке качественных и экономических параметров внедряемых проектов. Таким образом, РБК-ТВ постоянно оценивает конкурентные преимущества приобретаемой техники и разрабатываемых (приобретаемых) услуг телерадиовещания в условиях складывающейся рыночной конъюнктуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В., Арзамасцев Н. В. Инновационная деятельность: состояние, проблемы, пути развития // Инновации 1999, №½, с. 28−32
  2. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 2000.
  3. Аминов М. С, Баталов М. М. Региональные проблемы развития инновационной деятельности //Инновации, 2002, № 1−2.
  4. Ю.П. Обновление продукции и конкурентоспособность //Инновационные процессы в условиях рынка: Материалы семинара. Москва, 1998. — Реферативный журнал «Экономика промышленности», № 10, 1999.
  5. В. М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. М.: Анкил. 2003.
  6. И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 2000.
  7. И. В. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во Гардарика. 2005 г. 224 с.
  8. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование//Экономист, 1998, № 12.
  9. Н.Ю. Меры по активизации инновационной деятельности в регионах членах Ассоциации «Большая Волга» //Инновации. 2001, № 7.
  10. К.А. и др. Новое в методологии управления крупными научно-технологическим программами в современной экономики. — М.: ЦЭМИ, 1998, с. 176.
  11. Балахаиова J1.K. «Государственное регулирование научно-технического прогресса в национальной экономике России» — М.: Российская Экономическая Академия им. Плеханова, 1998 г., с. 115.
  12. В.И. Исследование основных тенденций государственной научно-технической политики США — М.: Экономист, 1990 г. с. 170−176.
  13. А. Алхимия инноваций. М.: ООО Вершина". 2004 г. 224 с.
  14. Барютии J1. Основы инновационного менеджмента. М.: Экономика. 2004 г. 518 с.
  15. Р.А. Государсвтенпое управление НТП в США в 80-е гг. — М.: АРГО. 1990 г., с. 142−148.
  16. П. М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием. М.: Монолит, 2002. — 411 с.
  17. Ф.Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия инновация и его классификация //Инновации. 2000, № 2,3
  18. А.П. Замечания к концепции законопроекта «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» //Инновации. 2000, № 5,6.
  19. А.П. Налог на прибыль по отношению к инновационной деятельности, науке и подготовке кадров //Инновации. 2002, № 7.
  20. A.JI. Стратегическое планирование и нововведения в корпорациях // Сборник трудов ВНИИСИ, 2000.
  21. И.В. Регион: первичный уровень формирования национальной инновационной системы //Инновации. 2002, № 10.
  22. И.М. К вопросу управления инновационной деятельностью // Российский экономический журнал, 2002, № 3.
  23. Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России //Финансы, 1999, № 11,12.
  24. Ю.Б., Флястер A.M. Инновационные фирмы в наукоемких отраслях и банки (на примере Японии и ФРГ) /Деньги и кредит, 2000, № 9.
  25. П.И. Формирование инновационной политики в системах предпринимательства: Автореферат к.э.н. / С.-Петербургский государственным университет экономики и финансов СПб., 1996. с. 18
  26. JI.B. Государственное регулирование, развитие научно-технического развития региона при переходе к рынку: Автореферат к.э.н. / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 1997, с. 22
  27. СВ. Динамика технологических возможностей и инвестиционная конъюнктура // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 5, Вып. 4, 1998.
  28. СВ. Менеджмент инноваций. // Вестник СПбГУ, Сер.5, 1993, нын.2, № 12.
  29. СВ. Формирование инновационной политики в регионах // Вестник С.-Петербургского государственного университета, сер. 5 Экономика 1995.
  30. И. Инновационный менеджмент. М.:РИОР. 2004 г. 80 с.
  31. Васильева J1. Методы управления инновационной деятельностью. М.: КНОРУС. 2005 г. 320 с.
  32. Ю.А. Эпоха НТР: масштабы перемен //Политические исследования, 1999, № 1.
  33. В.А., Миндели J1. Научно-техническая политика России па современном этапе: основные задачи и методы реализации. М.: Центр исследования и статистики науки, 1995, с. 78
  34. Векша J1.H. Разработка принципов инновационного управления предприятиями иорганизациями: Автореферат к.э.п. / Московская геологоразведочная академия. М, 1996, с. 29
  35. В. Стратегическое управление. М.: ТК Велби. 2004 г. 328 с.
  36. О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд. — М.: Гардарика, 2002 г. — 296 с.
  37. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. //Вопросы экономики, 2002, № 1.
  38. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку. // Вопросы экономики, 2001, № 9.
  39. М.С. Радио и телевидение в СССР: даты и факты (1917−1986). М., Искусство, 1989.
  40. В. Стратегия развития предприятия. М.: Дашков и Ко. 2004 г. 594 с.
  41. В. Экономика организаций (предприятий). 2004 г. 608 с.
  42. Государство и малый бизнес //Сборник обзоров. М.: 2000.
  43. Гохберг JL, Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы //Экономист, 2002, № 2.
  44. Гражданский кодекс Российской Федерации. М: ИНФРА — М., 1996.
  45. В.П. и др. Экономика предприятия. М., Банки и биржи: ЮНИТИ, 1999. с. 534
  46. И. Инновационное развитие и конкурентоспособность. М.: ТЕИС. 2003 г. 236 с.
  47. Г. А. и др. Прикладная наука и инновационная деятельность: Экономика н управление. М.: Дело, 1998, с. 329
  48. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — Москва, 1999.
  49. B.C. Инновационная деятельность и ее особенности в трансформационной экономике: Автореферат к.э.п. / казанский государственный технический университет, Казань, 1998, с. 22
  50. B.C. Инновационный метод: новый этап развития // Социальная инженерия: Сб. тр. семинара. — М., 1996. с. 51−67
  51. И.С. и др. Технополис «Стрежевой». -М.:РАН, Институт проблем управления, 1998 г., с. 194.
  52. О.В., Овдиенко Г. Д. Организация, планирование и управление предприятием, ч. 1 СПб., 1996. с. 233.
  53. Закон Стивенсопа-Уайдлера «О технологических нововведениях» США, 1980.
  54. В. Менеджмент инноваций. М.: Дело. 2005 г. 496 с.
  55. В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации, 2002-№ 5
  56. В.В. Российская инновационная системы: территориальный подхлд //Инновации. 2000, № 9−10.
  57. И. Высокотехнологические предприятия в эпоху глобализации. СПб: Аль-пина Бизпес-Букс. 2003 г. 416 с.
  58. И. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики, № 7,2001 г., с. 59−71
  59. Н.И. Инновационная система России в глобальной экономике //Инновации.2002 № 4.
  60. С.Д. Инновационный менеджмент — М.: ЮМИТИ, 2000 г., с. 327−350.
  61. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. В. Яковца. М.: РА ГС, 2000.
  62. Инновационная деятельность предприятий Самарской области в 2001 г. /Самарский областной комитет государственной статистики. Самара, 2001.
  63. Инновационная политика: Под общей редакцией д.э.п. проф., академика Дужепкова В. И.-М: 2000
  64. Инновационные контуры мировой экономики (прогноз развития па 2000−2015 гг.) / РАН И МЭМО М, 1999, с. 82
  65. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизмы) //Под ред. Рудаковой И. Е. М.: МГУ, 1999.
  66. В.А., Тренев В. Н. Реформирование и реструктуризация предприятий:
  67. Е.П. Научно-технический потенциал Японии // Вестник РАН. 1996, № 6, с. 48−57.
  68. Н.Н., Основы менеджмента. Минск.: Новое знание, 2001 г. 335−340 с.
  69. И.В. Налоговые методы регулирования инвестиций в западной экономике право и экономика: документы и комментарии. 2001, № 3.
  70. В.О. Эффективность развития строительного комплекса. // Вопросы экономики. Москва, 2002, № 3.
  71. В.И. Формирование рынка научно-технической продукции: дис. каид. экон. наук. М.: АОН ЦК КПСС, 1991.
  72. Д.И. Инновационная деятельность. М.: Издательство «Экзамен», 2002, № 7.
  73. В. А. Инновационные механизмы предпринимательских систем. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001.
  74. II.Д. Основные проблемы экономической динамики М.: Наука, 1991 г., с. 306.
  75. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987., с. 260.
  76. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.: Наука, 2000."
  77. Концепция государственной инновационной политики РФ на 2002−2005 годы. Одобрена Правительственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол № 2 от 24 января 2002 г.).
  78. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001−2005 гг. Приказ Министерства образования РФ от 6.06.2000г. № 1705.
  79. В.И. «Конкурентоспособность: факторы, влияние». М.: Прогресс, 1991 г., с. 34.
  80. В.И. и др. «Инновационная модель развития теория и практика нововведений». М&bdquo-: ИНФОРМПЕЧАТЬ ИТРК РСПП, 1998 г., с. 248.
  81. В.И. Научно-технические нововведения: Организационно экономический механизм управления в условиях перехода к рынку. 1999.
  82. Л.Г. Инновационные стратегии в машиностроепии.-М., 1998, с. 248
  83. В. НТП и механизм его реализации // Научно-технический прогресс в США: опыт, проблемы, перспективы. Москва: Наука, 2001.
  84. А.А. Технологические нововведения в экономике США. Москва: Наука, 2001.
  85. В.И. и др. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы. -М.: Изд. РАГС. ч. 1−2, 1997 г., с. 324
  86. Н.И. Проблемы системного исследования нововведений / Достижения и перспективы, вып. 28. Управление и научно-технический прогресс, № 5, 2001.
  87. Лебедева Е. А. Инновационный бизнес в США / РАН, Инст-т мир. экономики и международных отношений.-М., 1994, с. 166.
  88. . Экспертные технологии в управлении. М.: Дело. 2004 г. 400 с.
  89. В., Кулагин А. Инновационная политика: меры по активизации // Экономист, 2001, № 9.
  90. Н., Еременко В. К созданию системы правового регулирования инноваций / Российский экономический журнал, 2002, № 2.
  91. Н.Е. Экономика производства и применения средств гибкой автоматизации СПб., С.-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 1996, с. 160
  92. К.Р. Брю С.Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика» М.: Экономика, 1997 г. 2 т. в 2-х томах, том 2
  93. Т.Ю. Исследование и моделирование процессов внедрения новой техники и технологий на предприятиях: Автореферат к.э.н. / Московский университет экономики, статистики и информатики. М., 1998, с. 23
  94. Мариаи Хучек, ML инновации на предприятиях и их внедрение. М.: — Луч, 1992, с. 228.
  95. A.M. Технологические нововведения как фактор саморазвития хозяйственных систем: Автореферат к.э.н. / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. — М., 1996, с. 22
  96. . Теория организации, М.: Инфра-М, 2004 г.
  97. Мотовилов 0.13. Источники капитала для финансирования нововведений СПб.: Экономикс, 1997 г., с. 167
  98. A.M. Инновационный менеджмент. М.: Термика. 2004 г. 127 с.
  99. Налоги в развитых странах /Под ред. Русаковой И. Г. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  100. Научно-инновационная сфера в регионе: Проблемы и перспективы развития. -СПб.: Наука, 1996 г., с. 194
  101. Научно-техническая и инновационная деятельность в Самарской области 19 992 002гг. (Информационно-аналитический бюллетень). Самарский инновационный центр «Перспектива», 2002
  102. АЛ. Государственный рынок НИОКР в США и механизмы его функционирования в 80-е- 90-е гг. -М.: Дело, 1995 г., с. 255.
  103. Д. Институциоиальиые предпосылки экономического роста в России // Вопросы экономики, 2001, № 11.
  104. С. Формирование будущего Поволжья и роль инженерного корпуса //Волга-бизнес, 2003, № 4.
  105. Оголева J1. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М. 2004 г. 238 с.
  106. Г. К., Колесников А. В., Куприянов Л. И. Механизмы поддержки инновационного бизнеса: система фондов венчурного финансирования на Западе //Вестник РАН № 9, 2000.
  107. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. П. Н. Завлина. — М.: Экономика, 2000.
  108. Основы инновационного менеджмента: учебное пособие /Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Минделя. -М.: Экономика. 2001.
  109. В.В., Меньшов В. М. Финансовая поддержка лизинга. // Финансы, № 10, 2001. Пономарев А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп / Экономист 2002, № 12.
  110. СБ., Петров А. И. Малые научно-технические фирмы (Зарубежный и отечественный опыт) М.: Знание, 2000.
  111. Политика промышленного развития России. /Под ред. к.э.н. Л. Н. Володина. — М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  112. Поршнев Управление организацией. М.: Инфра-М. 2003 г. 716 с.
  113. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. — Москва: Политиздат, 1998.
  114. А.П. Информатизация общества: экономика и эффективность Киев.: Наукова думка, 1993 г., с.462−470.
  115. А.И., и др, Государственные приоритеты в науке и образовании. -М.: ИНИОН РАН, 2001 г. 230−235 стр.
  116. Е.М. Венчурное предпринимательство в России: Теория и практика: Автореферат к.э.н. С.-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 1995, с.21
  117. М.В. Финансы и управление научно-техническим прогрессом. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  118. . Инновация как средство экономического развития: Перевод с Венгерского. — М.: Прогресс, 1990 г., с. 458.
  119. Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки. Москва: Финансы и статистика, 1985.
  120. А. Экономика высоких технологий: «Криокора» / Экономист, 2001, № 11.
  121. Стратегия совместного инновационного развития государств участников
  122. . Управление научно-техническими нововведениями — М.: Экономика, ' 1989 г. с. 279.
  123. А.В. Экономический анализ и прогнозирование рынка научно-технической продукции: дис. канд. экон. наук. — М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования АН СССР, 1991.
  124. Е. Финансово-промышленные группы — перспективы и проблемы // Хозяйство и право, 2000, № 4.
  125. JI.A., «'Патентное законодательство: нормативные акты и
  126. В.Н., Ириков В. А. и др. Реформирование и реструктуризация предприятий: Методика и опыт. /. М.: ПРИОР, 1998 г. с. 318
  127. А. А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: ФиС. 2003 г. 176 с.
  128. Указ Президента Российской Федерации «О неотлагательных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27.04.92 г. № 426.
  129. Н.Г. Формирование региональной инновационной политики //Инновации. 2002, № 5.
  130. Ф. Философия технологии // Реферативный журнал. Общественные пауки за рубежом, Серия философия и социология, 1999, № 3.
  131. .М. Ваше мнение о телевидении. Москва. 1969. Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога М., «Искусство», 1971. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. Ленинград. 1977. 197
  132. Г. Оценка опыта Японии для формирования рыночного механизма управления экономическими процессами в России -М.: Экономика, 1995 г. с. 457−463.
  133. А.Н. Техника нового типа. Майкоп.: Адыгея, 1994 г., с. 228.
  134. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х частях. -М.: Финансы и статистика. 1992.
  135. Г. Инновации и конкурентоспособность техники.- М.:// Экономист, 1998 г.,-№ 2.
  136. О.М. Инновационный менеджмент. СПб. Изд-во «Питер». 2005 г. 318 с.
  137. Л. И. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать па рынке. М.:// Финансы и статистика, 1991 г. № 5.
  138. И.Т. Инновационная стратегия развития предприятия — Саранск: Мордовский университет, 1998 г., с. 175.
  139. В. Малое предпринимательство //Экономист. 2000, № 11.
  140. Н. Великобритания: консультативно-экспертная служба в секторе НИОКР // Проблемы теории и практики управления. М.: Экономика, 1996 — № 4, с. 8789
  141. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982 г., с. 458−470.
  142. СП., Тренов С. А. Экономические основы инновационных процессов к промышленном производстве: Уч. пособие Ростов н/Допу.: «Дон», 1998 г., с. 129.
  143. К. Введение в инновационное предпринимательство. СПБ.: Питер. 2004 г. 189 с.
  144. Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002
  145. A Bibliography Raisonne for Sociology Courses оп the Mass Media/Compiled and annotated by Jack Niemonen. University of Soutth Dakota. American Sociological Association. 1994. P.16−17.
  146. Bagdikian B. The Media Monopoly. Boston, 1983. P. XY.
  147. Garofalo J. Crime and the Mass Media: A Selective Review of Research//Journal of Research in Crime and Delinquency. 1981 (July). P.326−327.
  148. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. Charting the Mainstream: Television Contributions to Political Orietations//Journal of Communication. 1982 (Spring). P. 106.
  149. Head S. World Broadcasting Systems. A Comparative Analysis. Belmont, California, 1986. P.95.
  150. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. Lnd.- Beverly Hills- New Delhi, 1983.
  151. Rivers W. News in Print. Writing and Reporting. N.Y.- Cambridge- Philadelphia- San Francisco- Lnd.- Mexico City- Sydney, 1984. P.185.
  152. Rivers W., Christians C., Schramm W. Responsibility in Mass Communication. N.Y., 1980. P.17.
  153. Sehattenberg G. SocialControl Functions of Mass Media Depictions of Crime//Sociological Inquiry. 1981. Vol.51. N 1. P. 73.
Заполнить форму текущей работой