Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль мониторинга в совершенствовании управления промышленными предприятиями региона: На примере Краснодарского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государство — это особый вид организации в обществе. И его особенность не в том, что оно сильнее других организаций, а в том, что это единственная из организаций, которая призвана отражать интересы населения, интересы развития общества как целого. Единственная из организаций, достаточно сильная, чтобы противостоять финансовым и экономическим гигантам, которые особенно, будучи транснациональными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МОНИТОРИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛНИЯ ПРОМЫШЛННОСТЬЮ
    • 1. 1. Постановка проблемы
    • 1. 2. Объекты, субъекты, средства и методы мониторинга f промышленности в регионах страны
    • 1. 3. Международный опыт управления промышленностью в рамках мониторинга
  • ГЛАВА 2. ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 1996—2000 гг.
    • 2. 1. Оценка экономического состояния промышленных
    • V. предприятий края на основе мониторинга
      • 2. 2. Оценка эффективности обслуживания промышленности
  • Кубани кредитными организациями края и страны
    • 2. 3. Динамика, факторы и тенденции изменения масштабов неплатежей в промышленности края
  • ГЛАВА 3. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ КРАСНОДРСКОГО КРАЯ НА БАЗЕ РАЗВИТИЯ И * УГЛУБЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА
    • 3. 1. Целевое привлечение и направление инвестиций как ключевой элемент совершенствования управления промышленностью
    • 3. 2. Пути повышения эффективности мониторинга промышленности

Роль мониторинга в совершенствовании управления промышленными предприятиями региона: На примере Краснодарского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постепенное возрождение отечественной экономики началось, но протекает чрезвычайно медленно.

Несмотря на то, что главные причины низкой эффективности российской экономики достаточно хорошо известны, а методы повышения эффективности — тем более, глобальных сдвигов в народном хозяйстве не наблюдается, ожидаемый перелом в позитивную сторону так и не наступает. Многие хозяйственные решения недопустимо запаздывают, во многих отраслях зарубежные конкуренты теснят все дальше и дальше с товарного рынка российские предприятия.

Свободные деньги в стране есть, возможности для их инвестирования — тоже.

Оптимально использовать сложившуюся благоприятную конъюнктуру мешает отсутствие оперативной и достоверной информации о денежных потоках в регионах страны.

Выход экономики России из затяжного экономического кризиса, обеспечение ее стабильного, поступательного движения по пути рыночных реформ невозможно без полноценного финансового обеспечения реального сектора экономики. В свою очередь, это предполагает наличие мониторинга, на основе которого исключаются такие негативные процессы, как неплатежи, банкротства, крупномасштабные аварии и катаклизмы, такие, как дефолт августа 1998 г., такие как катастрофы в Баренцевом море и с Останкинской телебашней, отопительная катастрофа в Приморье зимой нынешнего года и т. д.

Без мониторинга реального сектора экономики регионов тревожные тенденции в их изменении, проявившие себя в последние несколько лет, неизбежно приведут к новому, еще более сильному, чем предыдущий экономическому кризису.

Все это предопределило выбор автором темы данного диссертационного исследования.

Многие аспекты рассматриваемой проблемы рассмотрены в многочисленных публикациях по ней.

Исследованию взаимосвязи финансовых потоков и развития реального сектора экономики, а также мониторингу, анализу, оценке и прогнозированию развития реального сектора экономики посвятили свои труды многие известные отечественные и зарубежные авторы. Среди отечественных можно и нужно назвать Бернстайна Т. А., Балабанова И. Т., Ефимову О. В., Ильенкову Н. Д., Ковалева В. В., Павлову Л. Н., Павлову В. П., Морозову Т. Т., Савицкую Т. В., Уткина Э. А., Шеремета А. Д. и других.

Среди зарубежных авторов можно выделить Ансофф И., Бритхе-ма К., Долана Э., Линдсея Д., Портера М., Самуэльсона Д., Уотермена Р., Шима Д. И других.

Однако, как усилия отечественных, так и зарубежных исследователей были главным образом направлены на углубление и расширение существующих представлений о финансовом менеджменте на различных уровнях народного хозяйства, о методах и приемах финансового анализа и прогнозирования.

Вопросам же мониторинга в современном и широком смысле этого слова в существующей научной литературе уделено незаслуженно мало внимания.

Выявленная совершенно недостаточная разработанность проблемы действенного мониторинга реального сектора экономики в регионах предопределила цели и задачи данного диссертационного исследования.

Целью данной диссертационной работы явилась разработка обоснованных предложений и рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию мониторинга, анализа, оценки и прогнозирования реального сектора экономики в регионах страны, в современных рыночных условиях хозяйствования.

Задачами, которые необходимо было решить, чтобы реализовать поставленную цель, явились:

— рассмотрение функционального назначения, сущности, отдельных элементов и их взаимосвязи в системе мониторинга, анализа, оценки и прогнозирования реального сектора экономики регионов;

— формирование концепции регионального мониторинга реального сектора экономики в рыночных условиях современной России — на основе всестороннего изучения мирового опыта в данной сфере деятельности;

— анализ динамики, тенденций, факторов и условий изменения финансовых и социально-экономических показателей ситуации в регионе, выбранном для этой цели;

— исследование возможностей совершенствования инвестиционного климата и повышения экономической устойчивости реального сектора экономик данного региона;

— формирование предложений по улучшению сложившегося в регионе положения в реальном секторе экономики;

— определение путей дальнейшего совершенствования мониторинга реального сектора экономики в регионах страны.

Предметом диссертационного исследования явились организационный и экономический механизмы повышения эффективности управления реальным сектором экономики.

Объектом исследования был выбран реальный сектор экономики Краснодарского края и отрасли его народного хозяйства, имеющие достаточно большой удельный вес в материальном производстве России и играющие не последнюю роль в обеспечении населения страны продуктами питания.

Теоретической и методологической основой исследования стали труды известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также официальные документы и материалы.

Эмпирической базой данных стали статистические публикации Кубани (1996;2000 гг.) и материалы мониторинга Центрального Банка Российской Федерации 1998;2000 гг.

Учитывая все вышесказанное, диссертация изначально предполагалась как исследование на стыке ряда научных, экономических дисциплин — финансов, региональной экономики, экономики и управления народным хозяйством, что определило в дальнейшем не совсем традиционную структуру данной диссертационной работы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— расширено и углублено содержание мониторинга реального сектора экономики в регионах;

— уточнены объекты, субъекты, принципы, формы, методы и средства, цели и задачи мониторинга;

— выявлены факторы, влияющие на эффективность взаимодействия финансовой сферы и реального сектора экономики в регионе;

— определены научные и методические подходы к формированию системы предостережений предприятиям, находящимся на грани банкротства и регионам, в которых могут возникнуть кризисные явления и социально-экономические потрясения.

Научно-практическая значимость данной диссертационной работы заключается в возможностях властных и финансовых структур своевременно и объективно оценивать возникающие большие и малые сбои в работе реального сектора экономики регионов, определить степень зависимости этих сбоев от финансовой обеспеченности реального сектора, находить пути решения подобных возникающих проблем.

Практическая значимость данной работы состоит еще и в том, что использование ее результатов в хозяйственной практике способно в достаточно большой мере уменьшить негативные последствия массовых неплатежей, инфляции и т. д. Внедрение предложенных в работе мероприятий должно также помочь пресечь умышленные банкротства предприятий с целью их перехода в частные руки, улучшить использование оборотных средств на предприятиях, оздоровить их финансовое состояние, стимулировать рост выпуска на них экспортной продукции, снизить удельные издержки на ее изготовление, увеличить прибыль от ее реализации.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на 2-й Всекубанской научно-практической конференции «Проблемы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, перспективы развития финансовой системы» (Краснодар 2000 г.). Кроме того, они были представлены в отделы Центрального Банка России, занимающиеся диагностикой и прогнозированием развития реального сектора экономики в регионах, а также в Министерство экономики и Министерство торговли и экономического развития Российской Федерации. s.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вопросы полноценного финансового обеспечения реального сектора экономики в регионах пока решаются неудовлетворительно.

Финансовые структуры страны в своей деятельности в первую очередь руководствуются собственной, сиюминутной выгодой, не заботясь ни о реальном секторе экономики, ни об общественных (в том числе неизбежно одновременно и своих собственных) интересах в целом.

Для того, чтобы устранить существующие перекосы в этой области, в проведенном нами исследовании был изучен достаточно представительный комплекс вопросов, относящихся к осмысленному пониманию связи финансов с реальным сектором экономики, позволяющей не в слепую управлять его развитием в нужном направлении, в нужных масштабах и нужных пропорциях.

Видимо, в этой связи потребность в мониторинге возникла не вчера и не сегодня, причем не только и не столько в простом отслеживании процессов, происходящих в реальном секторе в регионах страны, а в гораздо более сложном, комплексном, синтетическом изучении процессов, включающем в себя еще и их анализ и оценку, прогнозирование, а также предупреждения о возможных катаклизмах в социально-экономическом положении реального сектора экономики регионов страны.

Исследованию и факторному анализу должны подвергаться как движение финансовых потоков, дебиторская и кредиторская задолженность, инвестиционные процессы, так и структурные изменения в реальном секторе экономики регионов страны, деловая активность, уровень безработицы, инфляции, загрузки имеющихся производственных мощностей и т. д.

Особое внимание в общем мониторинге реального сектора экономики должны занимать мониторинг, анализ, оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции и предприятий, средняя заработная плата рабочих, процент изношенности производственных фондов, уровень их технического совершенства в сравнении с мировым уровнем, степень прогрессивности применяемых технологий, достаточности оборотных средств для обеспечения нормального полноценного хода производственного процесса и процесса реализации изготовленной продукции.

Все это осуществляется в тесной связи с финансовым анализом состояния регионов, отраслей их народного хозяйства и наиболее крупных предприятий.

Особо важной частью мониторинга реального сектора экономики региона должен быть мониторинг состояния предприятий, близких к банкротству. В связи с тем, что организованная преступность в стране не прекращает своей активной деятельности по переделу общенародной собственности — с помощью целенаправленного, умышленного доведения предприятий до банкротства с последующей скупкой этих предприятий по низкой цене и превращения их в свою, частную собственностьнеобходимо своевременно обнаруживать следы подобной деятельности и своевременно и адекватно реагировать на нее.

Приведенный в рамках данной диссертационной работы анализ показал ряд тревожных тенденций в динамике развития реального сектора экономики Краснодарского края, которые в немалой степени в ближайшие годы могут осложнить социально-экономическую ситуацию в нем.

Позитивному изменению социально-экономической ситуации в регионе могут быть в достаточно большой степени полезны предложения и рекомендации, сформулированные автором как по результатам исследований, проведенных м в рамках данной диссертационной работы, так и по результатам обобщения выкладок, сделанных Центральным Банком Российской Федерации и краевым статистическим управлением Краснодарского края.

Практическое применение этих рекомендаций даст ощутимый стимул для финансового оздоровления реального сектора экономики Краснодарского края в предстоящие годы и для более быстрого, чем до сих пор, выхода народного хозяйства края из затяжного экономического кризиса.

Таким образом, на текущем этапе эволюционного развития российской экономической системы остро и злободневно стал вопрос об усилении регулирующей роли государства, направленной на создание рыночной, социально-ориентированной экономики.

Государство — это особый вид организации в обществе. И его особенность не в том, что оно сильнее других организаций, а в том, что это единственная из организаций, которая призвана отражать интересы населения, интересы развития общества как целого. Единственная из организаций, достаточно сильная, чтобы противостоять финансовым и экономическим гигантам, которые особенно, будучи транснациональными, становятся фактически неподконтрольными национальным государствам, их цели которых вовсе не обязаны включать благосостояние той или иной страны, заботится о ее будущем, решать ее социальные задачи. Там, где государство, не было достаточно сильно, чтобы служить противовесом экономической мощи и политическому давлению ТНК, деятельность корпораций приводила к тяжелым социальным последствиям.

Те страны, которые выходили из тяжелых кризисов или сумели добиться успехов в модернизации своей экономики (как восточно-азиатские «тигры»), добились этого за счет мощного регулирующего и организующего воздействия государства. Идеология либерализации внешней торговли и внутренней экономики стала осуществляться в европейских странах и Японии только с конца 60-х — начала 70-х гг. До этого регулирующая роль государства и во Франции и в Японии была очень сильной. Идеология, утверждающая необходимость устранения государства от регулирования экономики, от защиты и поддержки внутренних производителей, стала выгодна развитым странам, когда для них наиболее важными стали проблемы завоевания внешних рынков для их товаров и капиталов.

Учитывая все вышесказанное необходимо отметить, что только путь радикальных рыночных реформ является приемлемым для России, однако государство никогда, даже в самые благоприятны, с точки зрения экономических показателей, годы не должно самоустраняться от воздействия на экономические процессы. Предлагаемая в диссертационной работе концепция мониторинга реального сектора экономики является одним из факторов активизации экономической роли государства в рыночной экономике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Аудит: Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  3. И. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  4. И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1985.
  5. П.Д., Быкадоров В. Л. Финансово-экономическое состояние предприятия. М.: Финансы и статистика, 2000.
  6. В.К., Степанюк Л. Н., Остроухова В. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухгалтерский учет, 1996.
  7. КС. Выбор стратегии народного хозяйства // Экономист. 2001.
  8. А.С., Шнейдман Л. З. Учетная политика предприятия. М.: Бухгалтерский учет, 1994.
  9. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1995.
  10. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М.: Финансы и статистика, 1994.
  11. Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995.
  12. П.Л. Управленческие ошибки как угроза государственной безопасности // ЭКО. 1997. № 9.
  13. В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и корпораций. СПб., 2000.
  14. К., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2 т. СПб.: Экономическая школа, 1997.
  15. С.Т. Наука управления: новый подход, точка зрения ученого. М.: Знание 1990.
  16. А.С. Экономика. М.: ИНФРА-М, 1994.
  17. М.К. Национальная экономика. М.: Дело. 1997.
  18. Е.В. Показатели денежного потока в оценке финансовой устойчивости предприятия // Финансы. 2000. № 2.
  19. Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. М.: Перспектива, 1995.
  20. B.C. Принципы японского управления. М.: Дело, 1992.
  21. Е.А. Российское предприятие: трудный поиск конкурентных отношений //ЭКО. 1998. № 10.
  22. Ю.Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффекты и парадоксы. М.: Бек, 1995.
  23. A.M. Развитие промышленности основа подъема экономики страны // Экономист. 2001. № 1.
  24. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высшая школа, 1994.
  25. В.Н. К вопросу о стимулировании экономического развития//Финансы. 2001. № 2.
  26. В.В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности. М.: МНИИГУ, 1998.
  27. А.Р. Управление финансовыми потоками и организация финансовых служб предприятий, региональных администраций и банков. М.: ИНФРА-М 2000.
  28. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс/ под ред. Морозовой Т. Г., Пикулькина А. В. М.: Финсатаинформ, 1997.
  29. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству / Под ред. Ю. М. Осипова М.: Международные отношения, 1991.
  30. С.Д. Вертикальная интеграция магистральный путь развития // Экономист. 2001. № 1.
  31. P.M. История экономики России. М.: ИВЦ Маркетинг, ЮКЭА. 1999.
  32. В.Н. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования российской экономики // РЭЖ. 2000. № 11−12.
  33. Э., Линдсей Дж., Дейвид Е. Рынок: Макроэкономическая модель. СПб: Автокомп, 1992.
  34. Ю. Впередсмотрящие бизнеса // Экономические стратегии. 2000. Май-июнь.
  35. О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1999.
  36. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: Маркетинг, 1998.
  37. Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 1996.
  38. А.С. Структурная политика: усиление регулирующей роли государства //ЭКО. 1997. № 2.
  39. Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 1997.
  40. С.Д. Производственный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.
  41. М.З., Правдин Д. И. Управление: взаимодействие экономики и политики. М.: Знание, 1990.
  42. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  43. В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. М.: Экономика, 1999.
  44. В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиции. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996.
  45. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2000.
  46. Е.М., Шеломецев А. Р. Оценка социально-экономического состояния регионов //Экономист. 1999. № 11.
  47. Ф.Л., Кушникова И. А. Ресурсный потенциал субъектов федерации и его использование // Экономист. 1998. № 12.
  48. О.Т. Пути стабилизации социально-экономического положения региона // Экономист. 2000. № 8.
  49. . Г. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // РЭЖ. 2000. № 3.
  50. А.И., Шлей Н. В., Железняков А. С. Стратегическое планирование и управление в ключевых отраслях // ЭКО. 1999. № 10.
  51. Н.С. Промышленный комплекс Краснодарского края: современное состояние и проблемы развития // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996. № 2.
  52. Р., Макконел С., Брю Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: В 2 т. М.: Республика, 1992.
  53. М.Г., Шаршукова Л. Т. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1998.
  54. В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997.
  55. В.В., Шевцов А. Д. Общероссийские реформы и территориальное развитие: социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы // РЭЖ. 2001. № 1.
  56. В.М. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  57. М.Т., Николаев М. С. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопросы экономики. 1999. № 9.
  58. .И. Управление промышленностью: проблемы и решения //Вопросы экономики. 1993. № 9.
  59. Я. Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989.
  60. М.С., Махотаева М. Т. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист. 2000. № 3.
  61. Об организации мониторинга предприятий в системе центрального банка / Ю. В. Степанов, A.M. Гришин, И. А. Моргачева и др. //Деньги и кредит. 1999. № 10.
  62. С.И., Фирсова М. Л. Об условиях разработки региональной экономической политики // Экономист. 1999. № 12.
  63. У. Методы организации производства. Теория, учет. Японский и американский подходы. М.: Экономика, 1984.
  64. В.П., Финкельштейн А. Л. Новые условия хозяйствования: опыт, проблемы. М.: Экономика, 1989.
  65. Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  66. P.M. Оценка эффективности промышленного производства. Методы и показатели. М.: Экономика, 1990.
  67. .Ю. Экономические условия, способствовавшие разрушению СССР // Экономист. 2000. № 12.
  68. A.M., Лавровский Б. Ю., Масаков В. В. Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы) // Вопросы экономики. 2000. № 10.
  69. Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар: Сов. Кубань. 2000.
  70. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  71. Программа развития реального сектора экономики (предложения отечественных товаропроизводителей) // РЭЖ. 2000. № 4.
  72. Промышленность РФ: Статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1998.
  73. Разрушение системы неплатежей в России: создание условий для устойчивого экономического роста: Доклад Всемирного банка // Вопросы экономики. 2000. № 3.
  74. Региональная экономика / Под ред. Т. Т. Морозовой М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  75. Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М.: Экономика, 1998.
  76. Г. И., Мартынов В.Т Курс рыночной экономики. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  77. Е. М. Причины неплатежей в России // Вопросы экономики. 2000. № 6.
  78. Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Экоперспектива, 1998.
  79. П. Экономика: В 2 т. М.: АЛЛОН, 1992.
  80. А.С. К оценке управления экономикой в свете результатов реформ 90-х годов // Экономист. 2000. № 9.
  81. И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2000.
  82. С. И. Промышленная политика: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2000. № 9.
  83. И.А. Международная конкуренция М.: Мысль, 1993.
  84. Ю.В. Вопросы организации мониторинга предприятия в системе Банка России // Деньги и кредит. 1999. № 2.
  85. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина М.: Тандем, 1998.
  86. С.Р. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики // РЭЖ. 2000. № 2.
  87. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
  88. С. Конкурентные стратегии российских оборонных компаний // Российский экономический журнал. 1998. № 4.
  89. А.К. К использованию западноевропейского опыта стимулирования, конкуренции и антимонопольного контроля // Российский экономический журнал. 1998. № 4.
  90. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988.
  91. Управление экономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России / Под ред. Э. Э. Батизи. М.: ИНФРА-М, 1998.
  92. Э.А. Управление фирмой. М.: Акапис, 1996.
  93. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1996.
  94. Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. М.- Финансы и статистика, 1993.
  95. Ф.М. Корректировка экономических реформ -объективная необходимость // Экономист. 1998. № 3.
  96. С.Р. Антикризисное управление социально-экономическими процессами в регионах России // Общество и экономика. 1999. № 2.
  97. И. Т. Развитие производства основной источник повышения уровня жизни населения // Экономист. № 2000. № 4.
  98. И.В., Майборода А. Н. Прогнозирование регионального социально-экономического развития на основе модели динамического состояния // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1999. № 4.
  99. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятия. М.: ИНФРА-М, 1997.
  100. Шим Джей К., Сиж Джоэл Г. Финансовый менеджмент. М.: Филинъ, 1996.
  101. Т.С. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
  102. Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков. М.: Экономика, 1988.
  103. В.Е. Управление кризисными ситуациями // ЭКО. 1999. № 12.
  104. Экономика и бизнес / Под ред. В. В. Камаева. М.: МГТУ им. Баумана, 1993.
  105. Экономика предприятия / Под ред. О. И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2001.
Заполнить форму текущей работой