Организация коммерческой деятельности в организации на примере ООО «ШаБо»
Тарифная ставка (оклад) работника рассчитывается на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Тарифная ставка (оклад) работника определяется путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда (кратный размер тарифной ставки первого разряда), установленного работнику по его… Читать ещё >
Организация коммерческой деятельности в организации на примере ООО «ШаБо» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Организация коммерческой деятельности в организации
1.1 Нормативно — правовое обеспечение деятельности организации
1.2 Организация управления, структура органов управления, методы управления, используемые в организации
1.3 Ассортиментная политика, особенности ценообразования, стандартизации и сертификации продукции организации
1.4 Особенности сбора, хранения, использования коммерческой информации, о рынке
1.5 Особенности коммерческой работы с поставщиками и покупателями
1.6 Порядок анализа конкурентной среды организации
2. Организация бухгалтерского учета, экономической работы организации
2.1 Организация бухгалтерского учета организации
2.2 Организация экономической работы в организации
3. Основные и оборотные средства организации
3.1 Основные средства организации
3.2 Оборотные средства организации
4. Трудовые ресурсы и производительность труда
5. Оплата труда работников организации
6. Затраты на производство и реализацию продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Технологическая практика проходила на ООО «ШаБо».
Руководство практикой осуществлял директор предприятия Шабуневич Наталья Владиславовна.
ООО «ШаБо» — компания, занимающаяся производством и реализацией свечной продукции. Поэтому прохождение практики в данной организации является полезным для приобретения необходимых навыков ведения коммерческой деятельности.
Целью практики являлось приобретение профессиональных умений и навыков по специальности, закрепление и углубление теоретических знаний в сфере коммерческой деятельности, полученных в процессе обучения, изучение технологии и организации производства, приобретение практического опыта и сбор материалов для выполнения отчета.
Задачи технологической практики были следующие:
· изучение организационно-экономической структуры предприятия (год основания, правовая форма, виды деятельности);
· планирование и управление экономической деятельностью на предприятии;
· подготовка, заключение и выполнение торговых сделок;
В ходе практики были изучены все вопросы. Итогом работы является данный отчет, который представляет собой информацию для анализа деятельности предприятия.
1. Организация коммерческой деятельности в организации
1.1 Нормативно — правовое обеспечение деятельности организации
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность ООО «ШаБо»:
1. Гражданский кодекс РБ (определяет порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия договоров на территории РБ).
2. Положение о поставках товаров в РБ (регулирует только общеобязательные требования, включает характеристику каждого раздела договора поставки).
3. Положение о коммерческой тайне (определяет информацию и документы, относящиеся к коммерческой тайне, формирует перечень источников и каналов утечки конфиденциальной информации).
4. Положение о порядке приемки товаров по количеству и качеству.
5. Постановление об ассортиментных перечнях товаров.
6. Закон о торговле.
7. Указ о развитии фирменной торговли.
8. Устав ООО «ШаБо».
Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Устав ООО «ШаБо» содержит следующие разделы (Приложение 1):
1. Общие положения
2. Предмет и цели деятельности общества
3. Участники общества
4. Уставной фонд
5. Порядок образования имущества и распределения прибыли общества
6. Органы управления общества
7. Хозяйственная деятельность общества
8. Филиалы и представительства
9. Трудовой коллектив
10. Реорганизация и ликвидация общества
1.2 Организация управления, структура органов управления, методы управления, используемые в организации
Обществом с ограниченной ответственностью — признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, в частности, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
Учредительный документ — устав ООО «ШаБо».
Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать 50 (пятьдесят). В противном случае общество с ограниченной ответственностью подлежит реорганизации в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законодательными актами предела.
Общество с ограниченной ответственностью не может иметь одного участника минимум 2 (два).
Минимальный уставный фонд ООО законодательством в настоящий момент не установлен. На предприятии ООО «ШаБо» уставный фонд составляет 3,420 млн руб.
На предприятии имеются следующие функциональные подразделения:
— бухгалтерия;
— производственный отдел;
Аппарат управления состоит из директора и заместителя директора.
Руководителем является назначаемый согласно Уставу ООО «ШаБо», Генеральный директор, который действует в рамках обязанностей и прав, определенных уставом ООО.
В настоящее время на предприятии работает 5 человек.
На предприятии используется линейная организационная структура управления:
Схема 1 — организационная структура управления.
Управление персоналом на предприятии осуществляется на основе следующих принципов:
· научности;
· демократического централизма;
· плановости;
· первого лица;
· единства распорядительства;
· отбора, подбора и расстановки кадров;
· сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;
· линейного, функционального и целевого управления;
· контроля исполнения решений и др.
Существует три традиционных метода управления:
ь административные;
ь экономические;
ь социально-психологические.
ООО «ШаБо» использует экономические методы управления.
Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата.
Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т. д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников.
Для предприятия данного типа производства целесообразно иметь минимальный штат сотрудников. Исходя из этого организация ООО «ШаБо» пользуется следующими услугами профессиональной поддержки:
— юридические услуги;
— банковские услуги;
— услуги страховой компании;
— услуги рекламных компаний.
1.3 Ассортиментная политика, особенности ценообразования, стандартизации и сертификации продукции организации
управление экономический стандартизация оборотный
Продукция ООО «ШаБо» — компании, занимающейся производством и реализацией свечей ручной работы, представлена следующим ассортиментным перечнем:
— интерьерные свечи;
— резные свечи;
— столовые свечи;
— свадебные свечи;
— напольные свечи;
— подарочные корзины;
— свечи с тематикой «Пасха».
Для организации производства и реализации товаров данного вида не требуется получение лицензий.
Подтверждение безопасности качества готовой продукции, путем ее декларирования, либо сертификации, не предусмотрено. Так как свечи не попадают по действие существующих технических регламентов, не поименованы в перечнях, введенных постановлениями правительства.
В политике ценообразования, ООО «ШаБо» использует затратный метод образования цены. Применяя данный метод, к расчетной себестоимости добавляется планируемый размер прибыли, а так же косвенные налоги и обязательные платежи.
1.4 Особенности сбора, хранения, использования коммерческой информации, о рынке
Коммерческая информация представляет собой совокупность данных, необходимых для принятия коммерческих решений. К коммерческой информации относят показатели коммерческой деятельности фирмы, различные сведения о рыночной ситуации (данные о ценах, поставщиках, конкурентах, динамике покупательского спроса и т. д.).
Коммерческая информация должна обладать следующими свойствами:
* актуальностью, т. е. поступающая информация должна отражать текущую ситуацию, содержать свежие данные;
* достоверностью, т. е. информация должна быть точной и не искажать реальное положение дел;
* полнотой, т. е. данных должно быть достаточно для принятия коммерческих решений.
Коммерческая информация, полученная при комплексном изучении рынка, может поступать из внутренних и внешних источников.
Внутренними источниками получения информации являются данные статистической и бухгалтерской отчетности, учета выполнения договоров, наблюдения специалистов за работой предприятия. Эта информация об объеме производства, закупках сырья и материалов, выполнении заключенных договоров, объемах и динамике сбыта, остатках нереализованной продукции на складах предприятия, рентабельности предприятия и т. д. На основе этой информации выявляются проблемы в работе предприятия и определяются пути их решения.
Внешние источники информации дают сведения об изменениях на рынке товаров и услуг. К ним относятся данные государственной статистики, материалы периодической печати, Интернет, различные рекламные материалы, консультации специалистов и организаций и др.
Кроме того, источники коммерческой информации делятся на первичные и вторичные.
Первичные источники содержат сведения, полученные из бесед со специалистами в процессе деловых переговоров, при заключении договоров, путем проведения опросов, интервью.
Вторичные источники информации содержатся в основном в статистических, справочных изданиях, отчетах, документах предприятия.
Это могут быть статистическая отчетность предприятия, нормы и нормативы потребления материальных ресурсов, материалы специальных обследований, опросов, наблюдений, а также государственная статистика о численности населения, состав семей, денежные доходы и др.
Коммерческая информация, полученная при комплексном исследовании рынка, используется для принятия коммерческих решений. Коммерческое решение является программой действий для поставленной цели, указывает этапы работ, их последовательность, методы и средства достижения цели.
Ни одно, даже самое простое, решение не может быть принято без информационного обеспечения. Первостепенная задача коммерческого работника — отобрать необходимую информацию, которая позволила бы объективно оценить рыночную ситуацию.
Особенностью коммерческих решений является то, что они многовариантны. При их решении следует учитывать большое количество факторов, изменения на рынке. Коммерческое решение может быть оптимальным только для данной коммерческой ситуации, в данный момент; оно может быть более эффективным, чем у конкурентов, но не может быть единственно правильным.
Коммерческая тайна защищается с помощью организационных, технических, специальных мероприятий.
К организационным мероприятиям относят:
* создание службы безопасности предприятия;
* наличие на предприятии утвержденного руководителем Положения о коммерческой тайне, с которым под личную подпись должны быть ознакомлены лица, имеющие к ней доступ. Руководитель приказом издает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну с определением степени секретности: строго секретно, конфиденциально, не подлежит огласке;
* маркировка на документах в правом углу: «КТ», «строго конфиденциально» или «конфиденциально»; указание количества экземпляров документа и кому они направляются;
* работа с персоналом. Руководитель проводит беседы с работниками при приеме на работу и увольнении, заключает с работниками Соглашение о неразглашении коммерческой тайны, проводит инструктаж с обучением методам сохранности конфиденциальной информации;
* комплексный анализ по выявлению каналов утечки информации, контроль работы подразделений и отдельных лиц.
К техническим мероприятиям относят:
* ограничение посещений посторонних лиц, выдача пропусков;
* установление дополнительных дверей, запоров, сигнализации;
* охрана фото — и копировального оборудования;
* защита электронной информации;
* хранение заключенных договоров и контрактов, других документов в сейфе.
К специальным мероприятиям относят:
* наличие в тексте заключаемых договоров ответственности сторон за несанкционированное разглашение коммерческой тайны;
* доступ работника лишь к информации, необходимой ему по службе;
* разработка должностных инструкций специалистов с обязанностями по сохранению коммерческой тайны. Указание в трудовом договоре деловой информации, представляющей тайну.
1.5 Особенности коммерческой работы с поставщиками и покупателями
ООО «ШаБо» — компания, занимающаяся производством и реализацией свечей ручной работы, что связано с необходимостью закупки материалов для обеспечения производственных потребностей и сбытом продукции.
ООО «ШаБо» использует прямой метод сбыта.
Прямой (непосредственный) сбыт позволяет устанавливать прямые контакты с покупателями, не прибегая к услугам независимых посредников.
ООО «ШаБо» ориентировано на оптовые и розничные продажи свадебных и декоративных свечей.
Основным рынком сбыта свечей предприятия является город Минск.
Однако предприятие периодически осуществляет внешнеэкономическую деятельность с покупателями таких стран как: Российская Федерация, Англия, Греция и т. д.
Так же организация осуществляет сбытовую деятельность путем участия на зарубежных выставках и ярмарках.
1.6 Порядок анализа конкурентной среды организации
Функциональным назначением продукции, выпускаемой ООО «ШаБо» является дизайн интерьера. Универсальность товара в том, что его можно использовать как в качестве декора, так и в качестве освещения.
Главное преимущество организации перед конкурентами — является наличие оказания услуги «мастер-класс», которая заключается на предоставлении возможности покупателям изготовить свечу самостоятельно. Так же немало важным фактором является более низкая цена, чем у конкурентов за счет низких издержек.
Уровень конкурентоспособности ООО «ШаБО» можно увидеть по данным анализа (таб. 1).
Таблица 1 — оценка конкурентоспособности ООО «ШаБо» на базе «4Р».
Факторы конкурентоспособности | «Свечной переулок» (ООО «ШаБо») | «Decoretto» | «Svechka.by» | |
Продукт: 1.Широта ассортимента | 7 групп видов свечей | 5 групп видов свечей | 4 группы видов свечей | |
Цены: 1.маленький размер 2.средний размер 3. Большой размер | 1.От 50 до 70 тыс. руб. 2.От 100 до 130 тыс. руб. 3. От 150 до 200 Тыс.руб. | 1.От 73 до 100 тыс. руб. 2.От 135 до 180 тыс. руб. 3.От 200 до 350 тыс. руб. | 1.От 65 до 80 тыс. руб. 2.От 115 до 140 тыс. руб. 3. От 170 до 250 тыс. руб. | |
Место: 1.Стратегия сбыта 2.Регион сбыта | 1.В розницу и оптом 2. РБ и экспорт | 1.В розницу и оптом 2.РБ | 1.В розницу и оптом 2.РБ | |
Продвижение: 1.Формы рекламы 2.Участие в выставках 3. Упоминание в СМИ | 1. — Печатная, — наружная, — радиореклама, — интернет реклама. 2. Участвует 3.Неоднократно упоминались в новостях, на радио и в газетах | 1. — Печатная, — интернет реклама. 2.Не участвует 3.Не упоминались | 1. — Печатная, — интернет реклама. 2.Не участвует 3.Не упоминались | |
Основное преимущество ООО «ШаБо» перед конкурентами заключается в более низкой цене при практически одинаковых характеристиках.
Как можно увидеть по данным таблицы, предприятие имеет преимущества перед конкурентами по всем критериям оценки.
2. Организация бухгалтерского учета, экономической работы организации
2.1 Организация бухгалтерского учета организации
Организация бухгалтерского учёта на предприятии ведётся на основе закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности»
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» (12 июля 2013 г. № 57-З) содержит правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и предоставлению бухгалтерской отчётности регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности в Республики Беларусь.
Общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета регламентируются законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
1. Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
2. Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.
3. Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.
4. Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.
5. Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).
6. Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
7. Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
8. Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена.
9. Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.
10. Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.
11. Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.
12. Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.
13. Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации.
На ООО «ШаБо» бухгалтерский учет ведется в соответствии с:
Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» № 57-З от 12.07.2013;
Законом «О налоге на добавленную стоимость» № 302-З от 26.12.2007;
Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2013 год» № 432-З от 26.10.2012;
приказом об учетной политике № 374-П от 31.12.2013 сформированный в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, исходя из структуры предприятия, отраслевой и иных особенностей деятельности;
разработанным на базе типового «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий» рабочим планом счетов;
типовыми формами бухгалтерской отчетности и указаниями по их применению и заполнению;
другими нормативными правовыми актами, регламентирующими учет операций.
Руководитель организации организует бухгалтерский учет и создает необходимые условия для правильного его ведения.
Руководитель организации обеспечивает неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.
Учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением предприятия. Возглавляет ее главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю.
Главный бухгалтер назначен на должность руководителем организации.
В компетенцию главного бухгалтера входят:
— постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
— формирование учетной политики организации;
— составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В штат бухгалтерии организации ООО «ШаБо» состоит только главный бухгалтер.
Особенности бухгалтерского учета
1.1. Учетная политика ООО «ШаБо» на 2014 год разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57−3 «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон), Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 N 62 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», а также с учетом норм Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 N 111 (с изменениями и дополнениями), других актов законодательства по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению, регламентирующих вопросы вариантного учета хозяйственных операций.
1.2. В отношении однозначно определенных нормативно-правовыми актами способов ведения бухгалтерского учета и отчетности следует руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь.
1.3. При ведении бухгалтерского учета следует исходить из базового юридического правила: если по аналогичному вопросу одним органом в разное время изданы два нормативно-правовых акта (установлены две нормы) и при этом в более позднем из них не указано о признании утратившим силу ранее изданного акта (нормы), то следует руководствоваться более поздним нормативно-правовым актом (нормой).
1.4. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с 01 января 2012 года.
1.5. Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:
— реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;
— изменения законодательства Республики Беларусь;
— изменения условий деятельности.
1.6. Если изменения в учетной политике повлияют на метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (метод признания выручки «по отгрузке» меняется на метод «по оплате»), то списание на счета учета реализации товаров, продукции, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, производится «по отгрузке» в течение первого квартала отчетного года.
1.7. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
1.8. Изменения учетной политики, оказавшие влияние на финансовые результаты деятельности, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности. Изменения учетной политики объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Формы бухгалтерского учета, применяемые в организации Применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.
В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, которые позволяют обеспечить синтетический и аналитический учет средств, источников хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.
Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно.
Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организации, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.
При ведении аналитического и синтетического учета используются журналы-ордера.
Составление и представление бухгалтерской отчетности по организации обеспечивает главный бухгалтер.
2.2 Организация экономической работы в организации
За организацию экономической работы в ООО «ШаБо» отвечает заместитель директора
Основными задачами экономической работы являются:
· формирование ценовой и экономической политики предприятия на основании действующих нормативных актов;
· формирование финансового плана (бизнес-плана) развития предприятия, контроль за ходом его выполнения, организацию ведения государственной статистической отчетности на предприятии, увязанной с экономическими показателями развития;
· проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
· анализ состава затрат при формировании цен на услуги предприятия;
· контроль соблюдения государственной финансовой дисциплины при заключении договоров и осуществлении экономической и хозяйственной деятельности предприятия;
· внутренний финансовый контроль за правильностью применения цен (тарифов) на услуги, оказываемые предприятием;
· оформление служебных командировок работников предприятия;
· разработка сметной документации.
Основными функциями экономической работы являются:
· организация технико-экономического планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений на основе качественных факторов роста производства;
· разработка перспективных, текущих планов на основании технико-экономических обоснований и расчетов, в соответствии с установленными заданиями перспективных, текущих планов, сроками представления, формами и методическими указаниями;
· разработка бизнес-плана предприятия;
· осуществление экономического анализа деятельности организации за месяц, квартал, год, пятилетку;
· разработка предложений по улучшению деятельности организации;
· подготовка и представление, в соответствии с действующими инструкциями и положением, материалов для обоснования и утверждения оптовых и розничных цен.
3. Основные и оборотные средства организации
3.1 Основные средства организации
Основные средства — средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость по частям на себестоимость продукции.
В ООО «ШаБо» амортизация внеоборотных активов начисляется в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6.
К основным средствам, согласно учетной политики ООО «ШаБо» относится следующее имущество:
— имеющие материально-вещественную форму;
— используемые в течение срока службы продолжительностью свыше одного года;
— стоимость единицы которых на момент приобретения превышает 30 базовых величин за единицу (без НДС) на дату ввода его в эксплуатацию (величина, определяемая в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2004 г. № 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств»);
— если предприятием на момент принятия на бухгалтерский учет не предполагается перепродажа данных активов.
К основным средствам относятся ковры и ковровые изделия, имеющие стоимость свыше 10 базовых величин за единицу (без НДС) на дату ввода его в эксплуатацию.
К основным средствам независимо от срока их службы относятся
— сельскохозяйственные машины и орудия;
— строительный механизированный инструмент;
— библиотечные фонды;
— сценическо-постановочные средства и оборудование,
— объекты внешнего благоустройства и наружного освещения,
— объекты жилого фонда.
К основным средствам независимо от стоимости относится компьютерная техника.
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной (восстановительной) стоимости, т. е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку, монтаж, наладку, включая:
— услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств, включая регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
— таможенные платежи;
— расходы по страхованию при перевозке;
— проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам);
— курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками);
— расходы, связанные с покупкой валюты для расчетов с поставщиками (подрядчиками);
— погрузочно-разгрузочные работы;
— налоги, если иное не предусмотрено законодательством;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию.
Объектами начисления амортизации являются основные средства и нематериальные активы ООО «ШаБо» как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности.
В ООО «ШаБо» по всем объектам внеоборотных активов амортизация начисляется линейным методом. При линейном методе годовая сумма амортизации начисляется равномерно по годам.
Таблица 2 — Динамика и структура внеоборотных активов ООО «ШаБо» за 2013;2014 гг.
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | Динамика | ||
млн. руб. | % | ||||
Внеоборотные активы | ; | ||||
Основные средства | ; | ||||
Нематериальные активы | ; | ; | ; | ; | |
Внеоборотные активы не изменились в целом в 2013 году по сравнению с 2011 годом.
Сегодня ООО «ШаБо» испытывает достаток производственных мощностей для выполнения текущей производственной программы.
Реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов предприятие производит за счет собственных средств.
Таблица 3 — Состав основных средств ООО «ШаБо» в 2014 году.
Виды основных фондов | Стоимость основных фондов на конец года, млн. руб. | Удельный вес, % | |
Здания | ; | ; | |
Сооружения | ; | ; | |
Передаточные устройства | ; | ; | |
Машины и оборудования | 90,9 | ||
Транспортные средства | ; | ; | |
Инструмент | ; | ; | |
Производственный инвентарь и принадлежности | 9,1 | ||
Хозяйственный инвентарь | ; | ; | |
Прочие основные фонды | ; | ; | |
ИТОГО | |||
Таким образом, наибольший удельный вес занимают машины и оборудование. Их удельный вес составляет 90,9%.
3.2 Оборотные средства организации
В ООО «ШаБо» постоянно ведутся работы по эффективному использованию всех видов ресурсов с целью снижения себестоимости продукции и соответственно повышению их конкурентоспособности.
Большое внимание уделяется совершенствованию системы материально-технического снабжения, повышению ответственности за рациональное использование и экономию ресурсов, бесперебойное снабжение предприятия материалами и оборудованием.
Также проводится экономический анализ с целью оценки реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем товаров, оценки уровня эффективности использования материалов, выявление внутрипроизводственных резервов экономии материалов.
Таблица 4 — Показатели использования оборотных средств ООО «ШаБо» и их динамика.
Наименование показателя | 2013 г. | 2014 г. | Динамика | ||
млн. руб. | % | ||||
1.Выручка от реализации, млн. руб. | — 514 | 9,6 | |||
2.Оборотные средства, млн. руб. | — 257 | 52,6 | |||
3.Коэффициент оборачиваемости, (стр.1/стр.2) | 1,04 | 0,19 | — 0,84 | 18,2% | |
4.Длительность оборота, дн. (360/стр.3) | 547,6 | ||||
Эффективность использования оборотных активов за рассматриваемый период снизилась, о чем свидетельствует коэффициент оборачиваемости оборотных средств. В 2014 году он составляет 0,19, что на 0,84 пункта ниже по сравнению с 2013 годом или на 81,8% в относительной величине.
Расчет дополнительного вовлечения средств проводится по формуле:
В ос = Q Ч ДД/Т где Q — Выручка от реализации, млн. руб.
Д — Длительность оборота, дн.
T — Рассматриваемый период, дн.
В ос = 55 Ч 1549/ 360 = 236,6 млн руб.
С учетом данных показателей за период 2014 года, ООО «ШаБО» разработало программу по эффективному использованию всех видов ресурсов с целью снижения себестоимости продукции и соответственно повышению ее конкурентоспособности.
4. Трудовые ресурсы и производительность труда
Динамика изменения среднесписочной численности работающих и удельного веса персонала по роду деятельности в среднесписочной численности работающих в декабре 2014 года в сравнении с декабрем 2013 года приведена в таблице 5.
Данные подтверждают, что показатель численности работников в ООО «ШаБо» имеет тенденцию к уменьшению. В качестве причины изменения численного состава можно обозначить изменение норм труда.
Таблица 5 — Динамика изменения среднесписочной численности работающих за 2009;2010 гг.
Категория работающих | Среднесписочная численность, чел. | Отклонение (+,-) чел. | Динамика, % | ||
декабрь 2013 г. | декабрь 2014 г. | ||||
Всего работающие | — 2 | 66,7 | |||
Работники аппарата управления | ; | ||||
Работники промышленно-производственного персонала | — 2 | 33.4 | |||
Численность промышленно-производственного персонала за 2014 г. уменьшилась на 2 человека или на 66,7% и составила 1 человек; среднесписочная численность всех работающих предприятия в декабре 2014 г. составила 4 человек и уменьшилась в сравнении с декабрем 2013 г. на 2 человек или 33,3%, а численность работников аппарата управления осталась без изменений.
С целью повышения эффективности производства, качества работы, производительности труда, своевременного выполнения плановых объемов работ работникам ООО «ШаБо» в течение отчетного периода была увеличена премия за производственные результаты всем категориям работающих и составила — 20%.
Высшее образование имеют 75% работников предприятия.
Структура предприятия является удовлетворительной для такого вида деятельности, какую осуществляет предприятие.
В ходе анализа использования рабочего времени оценивалась полнота использования рабочего времени. На основании баланса рабочего времени, отчета по труду и табельного учета был составлен баланс рабочего времени по организации (табл. 6).
Таблица 6 — Использование рабочего времени на ОАО «МАЗ»
Показатели | за 2013 г. | за 2014 г. | Отклонения | ||
сумма | % | ||||
1. Выпуск продукции (млн. руб.) | — 228 | — 93,8 | |||
2. Среднегодовая численность рабочих, чел. | — 2 | — 66,7 | |||
3. Отработано человеко-дней этими рабочими (тыс. дн.) | — 464 | — 33,3 | |||
4. Отработано человеко-часов (тыс. ч.) | — 73,3 | ||||
5. Среднее число дней, проработанных каждым рабочим | ; | ; | |||
6. Дневная выработка рабочего (млн. руб.) | 0,349 | 0,06 | — 0,284 | — 82,8 | |
7. Часовая выработка рабочего (млн. руб.) | 0,0349 | 0,008 | — 0,026 | — 77,1 | |
8. Продолжительность рабочего дня (час) | — 2 | — 20 | |||
9. Отработано одним рабочим за год (час) | — 464 | — 20 | |||
Приведенные в таблице 6 данные позволяют установить, что в анализируемой организации имелись положительные моменты в использовании рабочего времени, а именно:
а) среднее число дней, проработанных одним рабочим не изменилось.
б) снижение объема выпуска продукции в расчете на одного рабочего составило:
· за счет сокращение среднесписочной численности на 2 человека;(- 162 млн руб.)
· за счет снижения целодневных потерь; (- 0,284 млн руб.)
· за счет снижения продолжительности дня; (- 0,026 млн. руб) Итого в расчете на 1 рабочего снижение выпуска продукции составило 66 млн руб. (81 млн руб. — 15 млн руб.).
в) задания по среднедневной и среднечасовой выработке не выполнены соответственно на 82,8и 77,1%, за счет чего снижен объем продукции;
Анализ использования рабочего времени показал, что в организации имеется резерв повышения производительности труда рабочих за счет ликвидации потерь рабочего времени, то есть возможно увеличение выработки продукции на одного рабочего в процентах к фактической выработке.
Производительность труда работников рассчитывается как отношение выручки предприятия к численности его работников.
Таблица 7 — Расчет показателей производительности труда работников ООО «ШаБо» в 2013;2014 годах.
Показатель | 2012 год | 2013 год | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение, % | |
Выручка, млн. руб. | — 541 | — 90,7 | |||
Численность работников, чел. | — 2 | — 33,3 | |||
Производительность труда, млн. руб./чел. | 99,3 | 13,7 | — 85,6 | — 86,1 | |
Прибыль от продаж, млн. руб. | — 142 | — 88,1 | |||
Прибыль от продаж на 1 работника, млн. руб. / чел. | 26,8 | 4,75 | — 22,05 | — 82,2 | |
В целом по ООО «ШаБо» выручка на 1 работника в 2014 году составила 13,7 млн руб., и снизилась в сравнении с 2013 г. на 86,1%.,
На основании соотношения с динамикой по соответствующим показателям (выручка на 1 работника) можно судить об эффективном управлении затратами на персонал в анализируемом периоде деятельности.
Прибыль от продаж на 1 работника составила 4,75 млн руб. и снизилась на 82,2% в сравнении с 2013 годом.
Производительности труда — один из важнейших показателей эффективности работы предприятия. На ее величину влияют изменение выпуска продукции и среднесписочная численность промышленно-производственного персонала.
Повышение производительности труда связано с изменением всех затрат производства, в связи с чем на предприятии проводится работа по управлению этими процессами, их планирование и координирование (включая занятость, структуру кадров, технологию и оборудование, продукцию и рынки сбыта). Для повышения производительности труда в системе управления производительностью сочетаются два направления: мотивационное и техническое, т. е. усиление заинтересованности в повышении производительности труда и обеспечение условий ее роста.
Темпы роста производительности труда следует обеспечивать за счет:
· совершенствования организационной структуры управления;
· более рационального использования рабочего времени;
· исключения непроизводительных выплат и других направлений;
· расширения объемов производства и ассортимента выпускаемой продукции.
Рисунок 1 — Динамика производительности труда на ООО «ШаБо»
В дальнейшем планируется рост производительности труда за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции с более низкими затратами производства, расширения сферы услуг, оказываемых населению, выход предприятия на международные рынки за счет развития служб маркетинга и других направлений деятельности.
5. Оплата труда работников организации
В ООО «ШаБо» применяются в качестве минимальных гарантий оплаты труда основных профессионально-квалификационных групп, единые тарифные ставки и оклады, устанавливаемые в соответствии с действующей Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь и утвержденным размером тарифной ставки 1-го разряда работников ООО «ШаБо», при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей.
Тарифная ставка (оклад) работника рассчитывается на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Тарифная ставка (оклад) работника определяется путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда (кратный размер тарифной ставки первого разряда), установленного работнику по его профессии и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности, отраслям согласно Приложению № 2 к Рекомендациям по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) утверждаются генеральным директором.
Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, исчисляются исходя из тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих.
Начисление премии в ООО «ШаБо» по результатам финансово-хозяйственной деятельности производится с учетом доплат и надбавок за:
1. Совмещение профессий (должностей); Увеличение объема работ;
2. Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
3. Работу с разделением рабочего дня на части;
4. За работу в сверхурочное время.
В зависимости от условий труда работникам ОАО «МАЗ» могут устанавливаться следующие доплаты к тарифным ставкам, должностным окладам:
1. За работу в сверхурочное время в размере 40 процентов (включительно) тарифной ставки (оклада) работника за каждый час работы в сверхурочное;
2. За работу с разделением рабочего дня на части с перерывом в работе свыше двух часов либо с двумя и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4-х часов в размере 30 процентов (включительно) тарифной ставки за фактически отработанное время в расчетном месяце.
Выплата заработной платы обеспечивается 2 раза в месяц:
1. Аванс 15-го числа месяца, следующего за отработанным месяцем;
2. Заработная плата 30 числа, следующего за отработанным месяцем;
В ООО «ШаБо» применяются повременно-премиальная, сдельная формы оплаты труда.
6. Затраты на производство и реализацию продукции
Себестоимость (издержки) — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта.
В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж.
Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.
Хозяйственно-производственная деятельность в ООО «ШаБо» связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат.
Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки ООО «ШаБо» от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении.
Таким показателем и является себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.
Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально.
Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента.
Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия, поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором.
Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях.
Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.
Таблица 8 — Показатели деятельности ОАО «МАЗ»
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | Динамика, млн. руб. | Темп проста, % | |
Выручка от реализации, млн. руб. | — 514 | 9,2 | |||
Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг), млн. руб. | — 228 | 6,17 | |||
Расходы на реализацию, млн. руб. | — 428 | 12,1 | |||
Прибыль от основного вида деятельности, млн. руб. | — 142 | 11,8 | |||
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. руб. | +115 | ||||
Прибыль отчетного периода, млн. руб. | — 27 | ||||
Чистая прибыль, млн. руб. | — 27 | ||||
Рентабельность продаж, % | 28,2 | 34,5 | 6,3 | ; | |
Из данных таблицы видно, что в 2014 г. по сравнению с 2013 г. выручка от реализации ОАО «МАЗ» снизилась на 514 млн руб.
Прибыль от реализации (прибыль от основного вида деятельности) тоже снизилась на 142 млн руб., или на 88,2%. Прибыль отчетного периода ООО «ШаБо» снизилась на 9%.
Рентабельность продаж ООО «ШаБо» увеличилась в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 6,3% .
Основными источниками снижения издержек производства и реализации продукции являются:
— снижение расходов сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции;
— уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции;
— снижение расхода заработной платы на единицу продукции;
— сокращение административно-управленческих расходов;
— ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
На экономию ресурсов оказывает большое влияние число технико-экономических факторов. Наибольшее влияние имеют следующие группы внутрипроизводственных факторов: повышение технического уровня производства; совершенствование организации производства и труда; изменение объема производства.
Повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства и труда приводит к снижению затрат сырья, материалов и заработной платы.
Уменьшение затрат сырья и материалов достигается за счет снижения норм их расходов, сокращение отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных материалов, внедрения безотходных технологий. На величину издержек существенное влияние оказывает изменение цен на сырье и материалы. При их увеличении издержки возрастают, а при снижении — уменьшаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «ШаБо» — организация, занимающаяся производством и реализацией свечей.
Продукция реализуется в основном на национальном рынке. Основным рынком сбыта продукции является город Минск.
Практика является составной частью учебного процесса и направлена на укрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе изучения экономических дисциплин, приобретение навыков практической деятельности.
В ходе практики я ознакомилась с организационной структурой ООО «ШаБо». Ознакомилась с учредительными документами и направлениями деятельности предприятия. Приобрела практические навыки выполнения функций специалиста экономиста. Овладела нормативно-правовой информацией, регулирующей коммерческую деятельность организации. Закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения.
Программа практики выполнена полностью. Итогом работы является данный отчет, который представляет собой ценную информацию для анализа деятельности предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2013 год» от 26.12.2012 № 302-З. / Главный бухгалтер. Бюджетные организации № 2 (42), 2013.
2. Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 № 3321 — XII с изменениями и дополнениями от 29.12.2008.№ 188 — З. / Главный бухгалтер. Бюджетные организации № 1 (41), 2008.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.01.2008. — Мн.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007.
4. Архипов, А.И., Большаков, А. К. Экономика: учебник / Архипов А. И., Большаков А. К., Дерябина М. А. и др.; Ред. Архипов А. И., Большаков А. К. — Изд. 3-е, переработанное и дополненное. — М.: Проспект, 2011.
5. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учебное пособие / Бабук И. М. — 2-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010.
6. Бабына, В.Ф., Шикальчик, С. В. Финансы предприятий: практическое пособие / Бабына В. Ф., Шикальчик С. В.; Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011.
7. Бардовский, В.П., Бордовский, В. П. Экономика: учебник для студентов вузов / Бардовский В. П. / Бордовский В. П., Рудакова О. В., Самородова Е. М. — М.: Форум-ИНФРА-М, 2011.
8. Близнюк, И. Н. Финансы предприятий: вопросы и ответы / Близнюк И. Н.; Международный институт трудовых и социальных отношений. — Минск: МИТСО, 2010.
9. Большаков, С. В. Финансы предприятий: теория и практика: учебник для вузов / Большаков С. В. — М.: Книжный мир, 2011.
10. Герасимова, В.И., Харевич, Г. Л. Анализ хозяйственной деятельности: пособие / Герасимова В. И., Харевич Г. Л.; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010.
11. Жилкина, А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник / Жилкина А. Н. Изд. исправленное. — М.: Инфра-М, 2011.
12. Романов, А.Н., Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Романов А. Н., Горфинкель В. Я., Швандар В. А. и др.; Ред. Горфинкель В. Я. 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: ЮНИТИ-ДАНА.