Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления затратами на качество как основы повышения эффективности системы менеджмента качества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана концепция учета затрат на качество, являющаяся основой построения системы управленческого учета затрат на качество на предприятии, позволяющей обеспечивать специалистов необходимой информацией о планировании, ведении учета, анализа и контроля, а также стать основой в принятии решений по вопросам совершенствования качества и предоставлять внешним и внутренним пользователям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к совершенствованию управления затратами на качество
    • 1. 1. Концептуальные основы управления затратами на качество
    • 1. 2. Учет затрат на качество как элемент общей системы управления
    • 1. 3. Понятийный аппарат управления затратами на качество
  • Глава 2. Методические подходы к оценке затрат на качество
    • 2. 1. Классификация затрат на качество в системе управленческого учета по источникам зарубежных и отечественных авторов
    • 2. 2. Критерии и показатели эффективности затрат на качество в системе менеджмента качества
  • Глава 3. Методические рекомендации по управлению затратами на качество как основы повышения эффективности системы менеджмента качества
    • 3. 1. Методика учета потерь, связанных с несоответствиями
    • 3. 2. Методика учета затрат на качество
    • 3. 3. Методика аудита затрат на качество

Совершенствование управления затратами на качество как основы повышения эффективности системы менеджмента качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях рыночной экономики, когда качество продукции становится действительным системообразующим фактором конкурентоспособности продукции, производимой экономически самостоятельными единицами, приходит осознание рыночной важности совершенствования управления затратами на качество как основы повышения эффективности системы менеджмента качества (СМК). Затраты на качество выступают в роли внутренней экономической основы системы качества, позволяющей определять экономические последствия любых управленческих решений, принимаемых в системе менеджмента качества. Ученые и практики российских предприятий пришли к единому мнению, что настало время для внедрения и принятия всеобщего управления качеством (TGM) как способа обеспечения значительных конкурентных преимуществ. Руководство компаний в этих условиях хозяйствования сосредотачивает свое действенное внимание на проблеме качества, что приводит к сокращению затрат и увеличивает удовлетворенность потребителя. Руководители осознают, что управление качеством продукции (услуг), основанное на планировании, учете, анализе и аудите затрат, «вкладываемых» в качествоединственная основа их процветания.

В настоящее время в экономической науке еще четко не определились концептуальные подходы к методологии и организации управленческого учета затрат на качество, недостаточно разработаны технологии управления затратами на качество, отсутствует методическое обеспечение учета затрат на качество, нуждается в совершенствовании система оценочных показателей эффективности затрат на качество.

Данное обстоятельство, а также роль качества в современной экономике определили актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время существуют две проблемы, связанные с совершенствованием управления затратами на качество как основы повышения эффективности СМК: переориентирование отечественной теории и накопленного в этой области практического опыта на решение новых задач, стоящих перед предприятием в области управления затратами на качествоорганизация новых нетрадиционных систем получения информации о затратах на качество и принятия на этой основе управленческих решений.

Огромное влияние на современную теорию и практику управления качеством и его затратами оказали работы таких всемирно известных специалистов, как Ф. Тейлор, У. Шухарт, Э. Деминг, Дж. Джуран, Ф. Кросби, А. Фейгенбаум, К. Исикава, Г. Тагути.

В российской экономической литературе вопросы совершенствования управления затратами на качество в системе менеджмента качества в той или иной степени затрагивают в целом ряде работ следующие авторы: Безруких П. С., Богатая И. Н., Бородкин А. С., Версан В. Г., Гличев А. В., Демиденко Д. С., Ивашкевич В. Б., Карлик Е. М., Ластовецкий В. Е., Новиченко П. П., Палий В. Ф., Риполь-Сарагоси Ф.Б., Скрипко JI.E., Ткач В.И.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических подходов совершенствования управления затратами на качество как основы повышения эффективности системы менеджмента качества.

Поставленная цель исследования обусловила решение следующих задач:

— исследовать теоретические и методические подходы совершенствования управления затратами на качество и предложить новую концепцию управления затратами на качество, как одного из основных факторов повышения качества и конкурентоспособности продукции;

— разработать концепцию учета затрат на качество, являющуюся основой построения системы управленческого учета в соответствии с требованиями международных стандартов и обеспечивающую высокую эффективность СМК;

— изучить существующие критерии и показатели эффективности затрат на качество и разработать новые критерии оценки эффективности затрат на качество;

— разработать новые методики по совершенствованию управления затратами на качество и рекомендации по их использованию.

Объектом исследования является система менеджмента качества предприятия.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие при развитии системы менеджмента качества предприятия.

Теоретической и методологической базой диссертационной работы послужили фундаментальные и прикладные исследования в области менеджмента качества, изложенные в работах российских и зарубежных ученыхнаучные публикации по проблемам формирования системы менеджмента качества и управления затратами на качество, материалы научных конференций.

Работа выполнена в рамках п. 9.4 «Теоретические и методологические основы формирования и мониторинга систем качества предприятия» и п. 9.13 «Резервы и механизмы повышения качества продукции» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством.

Научная новизна работы заключается в разработке теоретических и методических подходов совершенствования управления затратами на качество как основы повышения эффективности системы менеджмента качества.

В процессе проведенного исследования получены следующие результаты, представляющие научную новизну:

— проведен научный анализ теоретических и методических подходов совершенствования управления затратами на качество и предложена концепция управления затратами на качество, отличающаяся тем, что управление затратами на качество в СМК осуществляется через такие функции, как: планирование, учет, анализ и контроль. Реализация этих функций базируется на процессном подходе с ориентацией всех процессов на потребителя;

— разработана концепция учета затрат на качество, являющаяся основой построения системы управленческого учета затрат на качество на предприятии, позволяющей обеспечивать специалистов необходимой информацией о планировании, ведении учета, анализа и контроля, а также стать основой в принятии решений по вопросам совершенствования качества и предоставлять внешним и внутренним пользователям соответствующую информацию, содержащуюся в управленческой документации;

— разработаны новые критерии оценки эффективности затрат на качество: критерий, учитывающий степень полезности затрат на качествокритерий, учитывающий степень экономичности затрат на проведение мероприятий в области обеспечения качества и критерий, определяющий уровень доходности, которые позволяют достоверно и оперативно оценивать текущие положения и принимать соответствующие корректирующие воздействия для повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

— разработаны новые методики по совершенствованию управления затратами на качество: методика учета потерь, связанных с несоответствиями, которая позволит разработать мероприятия по снижению затрат за счет повышения качества продукции и совершенствования технологического процессаразработана методика учета затрат на качество, которая позволит распределять затраты по процессам и тем самым рассчитывать стоимость качества как в целом по СМК, так и по ее процессамразработана методика аудита затрат на качество, которая обеспечивает выполнение конкретных практических функций в области соответствующих затрат как по процессам, так и в целом по СМК.

Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию СМК, а также выявлению резервов и разработке новых механизмов повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 90 012 001 и ГОСТ Р 12.0.006−2002.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были обсуждены на научно-практических конференциях и изложены в научных журналах:

— VI ежегодная итоговая научная конференция: «Проблемы и перспективы развития регионов России», г. Чебоксары, 2005 г.;

— Всероссийская научно-практическая конференция: «Гуманитарно-экономические проблемы современного общества», г. Чебоксары, 11 февраля 2006 г.;

— V Всероссийская научно-практическая конференция: «Качество и конкурентоспособность в XXI веке», Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2006 г.;

— Вестник Чувашского университета: «Гуманитарные науки», Научный журнал № 6 2006г.;

— Всероссийская научно-практическая конференция: «Перспективы социально-экономического развития субъектов национальной экономики в условиях вступления России в ВТО», г. Чебоксары, 18 января 2007 г.;

— Международная научно-практическая конференция: «Актуальные проблемы современной экономики России». Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, 2 февраля 2007 г.;

Результаты работы апробированы и внедрены на предприятиях малого бизнеса Чувашской Республики ООО «Живой продукт» и ООО «Чувашкабель-Техно», что подтверждено соответствующими справками.

Отдельные положения диссертационной работы используются в учебном процессе при преподавании дисциплин «Управленческий учет» и «Экономическое управление организацией» для специальности 220 501 (340 100) «Управление качеством».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ, общим объемом 9,12 условных печатных листа. Список публикаций приведен в конце автореферата.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 109 источников, включает 4 таблицы, 8 рисунков. Общий объем работы 149 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совершенствование управления качеством производимой продукциинастоятельное веление времени. Для Российской экономической науки и практики эта проблема приобретает исключительную актуальность. Применяемая система менеджмента качества, в которой отсутствуют надежные механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной, так как преимущественно организационными мерами невозможно решать обозначенные задачи.

Дорого обходятся не столько организационное обеспечение качества, сколько несоответствия, приводящие к переделкам, ремонту и утилизации бракованной продукции. Между тем в настоящее время в экономической науке еще четко не определились концептуальные подходы к методологии и организации управленческого учета затрат на качество, недостаточно разработаны технологии управления затратами на качество, отсутствует методическое обеспечение учета затрат на качество, нуждается в совершенствовании система оценочных показателей эффективности затрат на качество.

Основное содержание диссертации заключается в разработке теоретических и методических подходов совершенствования управления затратами на качество и состоит в разработке организационных методических рекомендаций по формированию СМК, а также поиска резервов и новых механизмов повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. На основе анализа существующих концепций можно сделать следующие выводы:

1. Предложена концепция управления затратами на качество, отличающаяся тем, что управление затратами на качество в СМК осуществляется через такие функции, как: планирование, учет, анализ и контроль. Реализация этих функций базируется на процессном подходе с ориентацией всех процессов на потребителя.

2. Разработана концепция учета затрат на качество, являющаяся основой построения системы управленческого учета затрат на качество на предприятии.

3. Разработаны новые критерии оценки эффективности затрат на качество, которые позволяют достоверно и оперативно оценивать текущие положения и принимать соответствующие корректирующие воздействия для повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

4. Разработана методика учета потерь, связанных с несоответствиями, которая позволит разработать мероприятия по снижению затрат за счет повышения качества продукции и совершенствования технологического процесса.

5. Практическая значимость предлагаемой работы усиливается еще и тем, что в ней излагается разработанная методика учета затрат на качество, которая позволит распределять затраты по процессам и тем самым рассчитывать стоимость качества как в целом по СМК, так и по ее процессам.

6. Разработана методика аудита затрат на качество, которая обеспечивает выполнение конкретных практических функций в области соответствующих затрат как по процессам, так и в целом по СМК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Нили Э., Кеннерли М. Призма эффективности. Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. С. 414.
  2. Ю. Чего нет в восьми принципах, но без чего нет смысла в стандартах ИСО серии 9000:2000? // Стандарты и качество. 2001. № 11. С. 86.
  3. Л. МС ИСО серии 9000 версии 2000: процветание через качество // Стандарты и качество. 2001. № 7−8. С. 72.
  4. О.В. Экономика управления качеством: Учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 90 с.
  5. Арифметика качества // Стандарты и качество. 2001. № 11. С. 28−29.
  6. Н.С., Рахлин К. М. Применение экономических методов в системе качества // Стандарты и качество. 2000. № 10. С. 24−25.
  7. П.С. Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) // Главный бухгалтер. 1999. № 13. С. 8082.
  8. А.С. Проблемы учета в управлении научно-техническим прогрессом. М.: Финансы, 1980. 160 с.
  9. И.Н. Стратегический учет собственности предприятия. Серия «50 способов». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 320 с.
  10. В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000. 320 с.
  11. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. / А. С. Бакаев, П. С. Безруких, Н. Д. Врублевский и др.- Под ред. П. С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2002. 719 с.
  12. Ф.П. Управление качеством продукции и организация учета // Бухгалтерский учет. 1976. № 7.
  13. С.А. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.207 с.
  14. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М.:ВНИИС, 1994.
  15. Внутренний аудит. Сер. «Все о качестве. Отечественные разработки». М.: НТК «Трек», 2001. Вып. 2. 32 с.
  16. Г. П. Качество одна из главных составляющих развития экономики // Стандарты и качество. 2000. № 1. С. 3−6.
  17. Н.Д. Построение системы счетов управленческого учета//Бухгалтерский учет. 2000. № 17. С. 63−66.
  18. Н.Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. М.: Бухгалтерский учет, 2004.
  19. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. 600 с.
  20. К.А. Кто в ответе за качество товара? // Главная книга.2001. № 19. с. 24−34.
  21. В.И. Проблемы формирования логистической системы управления качеством. Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2000. 240 с.
  22. А.В. Очерки по экономике и организации производства II Стандарты и качество. 1992−1996.
  23. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования.
  24. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.62 002. Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.
  25. Ю.А. Основы аудита: Учеб. пособие. ВЗФЭИ. М.: АО «Финстатинформ», 1995. 80с.
  26. И.П., Чайников В. Н. Система управления качеством -мощный рычаг улучшения качества продукции. Вестник Чувашского университета. № 1 2. Гуманитарные науки, 2001. — 7с.
  27. JI.C. ИСО 9001:2000. Вопросник аудитора // ММК. 2002. № 1.С. 19−25.
  28. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  29. В.Э. Выход из кризиса. Тверь, 1994.
  30. Г. М. О работе с показателем «затрат на качество» // Стандарты и качество. 1992. № 10. С. 56−58.
  31. К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С. А. Табалиной. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1994. 560 с.
  32. М.Х. Корреспонденция счетов при нормативном методе // Материалы конференции по нормативному учету в тяжелой промышленности. М., 1934.
  33. И.А., Фомченкова JI.B. Место и роль общей системы учета в стратегическом управлении организацией // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 13−18.
  34. Закон о защите прав потребителей. М.: Изд-во ПРИОР, 1999. 32 с.
  35. Затраты на качество или стоимость плохого качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». М.: НТК «Трек», 1998. Вып. 9. 40 с.
  36. Ю.В., Ярыгин В. Т. Системы качества и управление процессами. Самара: СПИ, 1997. 2004 с.
  37. В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. 2000. № 5. С. 56−59.
  38. Е.В. Ситуационная бухгалтерская модель резервной системы предприятия // Актуальные аспекты бухучета: Межвузовская НПК: Тезисы докладов. Ростов-на-Дону, 2002.
  39. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.
  40. ИСО/ТО 10 014 «Руководящие принципы управления экономикой качества» (Первая редакция 01.08.98 г.): Пер. с англ. М.: НТК «Трек», 2001. 16 с.
  41. Н.Г., Чхутиашвили JI.B. Анализ себестоимости в условиях конкуренции // Аудит и финансовый анализ. 1997. № 3. С. 92−117.
  42. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции. Их классификация // Стандарты и качество. 1997. № 8. С. 27−31.
  43. Е.М., Демиденко Д. С., Шкловский В. М. Затраты на повышение качества продукции на машиностроительных предприятиях. Ленинград: Изд-во ЛДНТП, 1979.28 с.
  44. З.М. Некоторые вопросы совершенствования учета и калькулирования себестоимости продукции инструментальной промышленности: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. М., 1974.
  45. В.Э. Управленческий учет: Учебник. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 268 с.
  46. В.Э., Петрище Ф. А., Селиванов П. В., Керимов Э. Э. Методы управления затратами и качеством продукции: Учеб. пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 108 с.
  47. О.В. Организация функционального учета затрат и калькулирования себестоимости продукции // Системные проблемы экономических технологий: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. Н. М. Улышицкой. Ростов-на-Дону: СКНЦВШ- СКИАПП- РГУ ПС, 2000. С. 78−90.
  48. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998. 279 с.
  49. Т. Тенденции и перспективы // Стандарты и качество. 2001. № 7. С. 74−75.
  50. С.А. Управление затратами. СПб.: Питер, 2001. 160 с.
  51. Н.Т. Аудит: теория, методология и практика. М.: Финансы и статистика, 1998. 288 с.
  52. Н.Т., Конобеев Ю. В. Адаптирование международных стандартов экологического аудита в российскую практику // Практика применения аудиторских стандартов: Тезисы межрегиональной НПК. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2000. С. 44−46.
  53. Н.Т., Попова Т. Д. Учет и аудит затрат на улучшение качества продукции и услуг. М.:Изд-во «Бухгалтерский учет», 2004. 136 с.
  54. Н.Т., Шароватова Е. А., Михайленко Р. Г. Управленческий учет и аудит в условиях рыночной экономики: Науч.-практ. пособие / РГЭУ (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2001. 265 с.
  55. Н.И., Герасимов Б. И. Экономико-математические методы управления затратами на качество. Под научн. ред. д-ра экон. наук, проф. Герасимова Б. И. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та., 2005. 112 с.
  56. В.А. Тенденции и перспективы // Стандарты и качество. 2001. № 8. С. 74−76.
  57. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. М.: Финансы и статистика, 1988.
  58. М.В., Махалжа О. М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.:Изд-во ПРИОР, 1998. 384 с.
  59. Манфред Брун, Доминик Георги. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 97.
  60. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 398.
  61. Международные стандарты качества ИСО 10 011. Ч. 1−3. Руководящие указания по проверке систем качества. М.: ВНИИС, 1995.
  62. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: Омега, 2005. С. 224.
  63. Методические материалы по определению затрат на обеспечение качества продукции. М.: Всесоюзный НИИ сертификации продукции и аккредитации испытательных лабораторий, 1991.21 с.
  64. Э.В., Кричевский M.J1. Качество и конкурентоспособность. СПб.: Питер, 2004.
  65. С., Пономарев С., Герасимов Б., Пономарева О. Экспертные оценки затрат на качество на предприятиях Тамбовской области // Стандарты и качество. 2001. № 7−8.
  66. Модель предупреждения, оценки и отказов // ДЮ 6143 «Руководство по экономике качества». 1990.35 с.
  67. Настольная книга внутреннего аудитора / М. З. Свиткин, К. М. Рахлин, В. Д. Мацута, О. Д. Дымкина. СПб: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.68 с.
  68. П.П. Учет и калькулирование себестоимости продукции в важнейших отраслях промышленности. М.: Экономика, 1970.
  69. Обращение участников 10-й Международной научно-практической конференции по менеджменту качества «TQM-2000 / Стандарты и качество. 2000. № 7. С. 55.
  70. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ОАО «Издательство Экономика», 1998. 639 с.
  71. Опыт проведения внутренних аудитов системы качества в ОАО «Ярославский лакокрасочный завод «Победа рабочих» // Внутренний аудит. Сер. «Все о качестве. Отечественные разработки». М.: НТК «Трек», 2001. Вып.2.
  72. В.Ф. Комментарий нового Плана счетов бухгалтерского учета 2001г. М.: Проспект, 2001.200 с.
  73. В.Ф. О новом Плане счетов бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 1999. № 12. С. 101.
  74. Положение по бухгалтерскому учету 1/98. П. 6.
  75. Т.М. Теория и практика перехода к менеджменту качества по стандартам ИСО 9000:2000 // Стандарты и качество. 2004. № 7. С. 35−36.
  76. Т.М. Роль документации при создании эффективной системы менеджмента организации // Стандарты и качество. 2004. № 6. С. 66.
  77. Т.Д. Управленческий учет и аудит в системе управления качеством. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 2002. 192 с.
  78. Т.Д. Управленческий учет и контроль в системе обеспечения качества продукций. Экономический поиск. По страницам докторских диссертаций / Под ред. В. Ю. Наливайского, С. Р Левиной. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2000. 115 с.
  79. Т.Д. Учет затрат на качество / Бухгалтерский учет. 2001. № 11. С. 71−72.
  80. Т.Д., Шмельцер Л. А. Внутренний контроль издержек организаций: Монография / Ин-т открытого образования. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2001.88 с.
  81. К.М., Скрипко Л. Е. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество. 1997. № 3. С. 49−52.
  82. К.М., Скрипко Л. Е. Принципы планирования и учета затрат на качество // Стандарты и качество. 2000. № 3. С. 60−62.
  83. Риполь-Сарагоси Ф. Б. Основы финансового и управленческого анализа. М.: ПРИОР, 2000.
  84. Г., Михеева С., Сурсяков В., Басаргин В. // Стандарты и качество. 2004. № 7. С. 58−60.
  85. А.И. Планирование качества промышленной продукции. М.: Экономика, 1971.
  86. Н.К. Управление качеством. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
  87. О.С., Пашигорева Г. И. Системы управленческого учета и анализа: Учеб. пособие.1. СПб.: Питер, 2003.
  88. JI.E. Анализ и оценивание затрат на качество // Экономика качества. Сер. «Все о качестве. Отечественные разработки». М.: НТК «Трек», 2001. Вып. 4.
  89. JI.E. Методология оценивания затрат на качество // Методы менеджмента качества. 2001. № 5−8.
  90. JI.E. Практика применения экономических методов в системе менеджмента качества на российских предприятиях // Экономика качества. Сер. «Все о качестве. Отечественные разработки». М.: НТК"Трек», 2001. Вып. 4.37 с.
  91. Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  92. М.М. Управленческий учет: Учеб. пособие для высшей школы. М., 2003. С. 17.
  93. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник / Под ред. проф. В. Д. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 487 с.
  94. Статистические методы повышения качества: Пер. с англ. / Под ред. X. Куме. М.: Финансы и статистика, 1990. 304 с.
  95. В.А. Бухгалтерский учет и стратегия рынка // Международный бухгалтерский учет. 2001. № 10(34). С. 2.
  96. В.К., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика, 1994. 144 с.
  97. Управление затратами на предприятии: Учебник / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В, П. Кустарев и др.- Под общ. ред. Г. А. Краюхина. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000.277 с.
  98. Управление качеством: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2000. 199 с.
  99. Э.А., Мартынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999. 272 с.
  100. Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 2 января 2000 г.
  101. Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Изд-во Эксмо, 2004. С. 504.
  102. А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.
  103. О.А. Учет затрат на качество как элемент общей системы управления // Вестник чувашского университета: «Гуманитарные науки», Научный журнал № 6 2006. С. 478−488.
  104. Дж., Датар Ш., Хорнгрен Ч. Управленческий учет. СПб.: Питер, 2005.
  105. . Дж. К., Говиндатджан В. Стратегическое управление затратами: Пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999.278 с.
  106. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат: Пер. с англ. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. 344 с.
  107. К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. 544 с.
Заполнить форму текущей работой