Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуализация игрового метода при обучении плаванию детей дошкольного возраста

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Плавание на спине для многих детей оказывается легче, чем плавание на груди. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают сначала на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом с помощью плавательной доски, затем переходят к разучиванию движений ног в скольжении на спине после отталкивания от стенки бассейна. Вначале детей учат держать руки свободно опущенными… Читать ещё >

Индивидуализация игрового метода при обучении плаванию детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Выпускная квалификационная работа

Индивидуализация методики игрового метода при обучении плаванию детей дошкольного возраста

Берникова Кристина Дмитриевна Белгород, 2015

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста

1.2 Особенности методики обучения плаванию дошкольников

1.3 Применение игрового метода в процессе обучения плаванию

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования Глава 3. Результаты исследования Выводы и рекомендации Список используемой литературы Приложения

Дошкольное физическое воспитания является одним из компонентов общей системы физического воспитания всестороннего и гармонично развитого человека. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания, как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями. Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы устойчиво занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен, в основном, двумя группами факторов: с одной стороны — детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой — именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека (И.П. Подласый, 2008). По мнению ряда авторов (В.Н. Платонов, 2000; Е. Н. Карпенко, 2006) наиболее существенные приобретения организма детей связаны с развитием их двигательной функции. Именно в детском возрасте формируются важные базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная деятельность взрослого человека. Если учесть то обстоятельство, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становиться очевидной необходимость интенсивности научной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности у детей дошкольного возраста (А.А. Кореневская, 2008; S. Kokudo et al., 2011). Вместе с тем общеизвестно, что плавание благотворно влияет на организм любого человека.

Плавание — замечательное средство укрепления здоровья. Оно оказывает глубокое воздействие на организм детей и способствует всестороннему физическому воздействию, формированию правильной осанки, укреплению нервной системы, а так же является профилактической мерой в борьбе с простудными заболеваниями. Во время плавания увеличивается работоспособность и сила мышц, в воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация организма к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется так же нервная система, улучшаются сон, аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Перед началом обучения ребёнок должен быть психологически подготовлен к восприятию и освоению учебного материала. (В.В. Дукальский, 2001; А. Д. Котляров, 2003; Б. В. Щербаков, 2007; Н. Ж. Булгакова 2008; С. Кравчик с соавт., 2008; И. П. Подласый, 2008; M. Rejman, 2010; A. Osorio, L.G. De Leon, 2011).

При выборе методов обучения дошкольников, педагогам необходимо сделать занятие увлекательным, интересным, повышающим активность детей, эмоциональный настрой ребенка и позволяющий закреплять знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Объект исследования — система физического воспитания дошкольников.

Предмет исследования — средства и методы обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Цель исследования — совершенствование методики начального обучения плаванию по средствам использования игр и игровых ситуаций при обучении плаванию детей дошкольного возраста на этапе освоения с водой.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Определить исходный плавательный уровень дошкольников на первом занятии по специально разработанной программе.

2. Определить степень готовности детей к обучению плаванию и уровень эмоционального состояние ребенка на первом и последующих занятиях.

3. Разработать индивидуальную методику начального обучения плаванию с учётом готовности ребёнка.

4. Выявить эффективность использования игр и игровых ситуаций в процессе обучения плаванию дошкольников на этапе освоения с водой.

Рабочая гипотеза — предполагалось, что использование индивидуализации игрового метода с применением игр и игровых ситуаций при обучении детей дошкольного возраста плаванию, повысит эффективность самого процесса, а также повысит эмоциональный фон занятий, что поможет увеличить мотивацию занятий плаванием.

Актуальность работы — в процессе начальной подготовки обучения детей дошкольного возраста плаванию существует множество методик. При изучение и анализе учебно-методической литературы нами были обнаружены исследования посвященные данной тематике, но единого мнения среди авторов не существует, поэтому возникает потребность выявить более эффективную из них, что позволит повысить мотивацию и ускорить процесс обучения плаванию детей.

Научная новизна исследования заключается в выявлении наиболее эффективных средств обучения плаванию дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования тренерами-практиками, инструкторами по плаванию с детьми дошкольного возраста.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, приложения.

Список литературы

включает 48 источников, из них семь зарубежных.

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста

Плавание, как двигательное действие требует специально организованного педагогического воздействия с учетом специфики водной среды, определяющие принципиальные различия между наземными и водными локомоциями. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Скорость обучения и закрепления новых двигательных навыков во многом зависит от мастерства учителя, умелого подкрепления агентами, стимулирования интереса к занятиям. При обучении ребенка новым движениям подкрепляющими агентами могут служить слово учителя, оценка успешности действий ребенка, осознание им собственных успехов и самооценка. Физическую активность характеризуют (Осокиной Т.И. и Фурменовой Л. С. (1983), Фролова В. Г. и Юрко Г. П. (1983), Хухлаевой Д. В. (1984), Фоминой А. И. (1984), Хухлаевой Д. В., Кенемана А. В. (1985), Вавиловой Е. Н. (1986), Осокиной Т. И. (1986)), как естественную потребность здорового развивающегося организма в движении и физических нагрузках и преодолении всевозможные препятствия. Восприятие движения приспособлено к восприятию, тех процессов, которые могут иметь жизненно важные значения и связанные с реальными возможностями ребенка. Кроме того, различные части восприятия дополняют друг друга путем ассоциативного воспроизведения. В итоге восприятие внешних впечатлений кажущихся на первый взгляд очень простым и пассивным в действительности является очень сложным процессом, восприятие движения при выполнение спортивного действия отражает различные особенности и свойства этого действия (характер, форма, амплитуда, направление усилие, продолжительность, скорость, положение). (А.Д. Котляров, 2003, 2006; Б. В. Щербаков, 2007; Г. П. Новикова, 2008; А. А Кореневская, 2008; Е. В. Осьмина, 2008; И. П. Подласый, 2008). На основе комплексного взаимодействия различных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного. Часто один из этих анализаторов играет ведущую роль. Анализатор — нервного аппарата осуществляет функции анализа и синтеза раздражителей исходя из внешней и внутренней среды организма. Особо важным моментом является способность головного мозга к обучению, что соответствует активному познанию внешнего мира. Но также необходимо учитывать, что скорость обучения и конечный уровень навыков зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей. Но существует мнение, что дети отличается слабой дифференцировкой, для предотвращения ошибок необходимо научить сравнивать сходные движения и находить различия между ними. Дети плохо различают сходные упражнения, не могут разобраться в деталях, воспринимают упражнение в целом. Необходимо соблюдать меру в требованиях к скорости и точности движений при обучении им. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включаемый в процесс ее выполнения.

1.2 Особенности методики обучения плаванию дошкольников

В последние годы в научно-методической литературе появилось достаточное количество публикаций по обучению детей дошкольного возраста плаванию (В.М. Кубышкин, 1988; Т. А. Протченко, Ю. А. Семенов, 2003; А. Д. Котляров, 2006; В. Ю Давыдов, 2007; Ю. С. Герасимова, Е. В. Ивченко, 2007; Б. В. Щербаков, 2007; С. Кравчик с соавт., 2008; В. Н. Золотов, 2009; A. Osorio, L.G. De Leon, 2011).

Многими авторами высказывается мнение о необходимости начинать обучение плаванию с грудного возраста (А.Д. Котляров, 2003). Одними из первых получили должные научные обоснования исследования Т. И. Осокиной 1985 года и В. С. Васильева 1989 года. В исследовании Т. И. Осокиной 1985 года обосновываются, необходимость и целесообразность обучения детей плаванию в возрасте 5−7 лет. При этом автор рекомендует начинать первоначальное обучение с более доступных для каждого ребенка способов плавания, подразумевая такие способы как «кроль без выноса рук» и «кроль на груди». Большое внимание авторы уделяют организации занятий со старшими дошкольниками.

В результате проведенных исследований в 1989 году, В. С. Васильев, выделил три периода становления навыка плавания. Основными задачами первого периода является:

— освоение основных подготовительных упражнений в опорном положении;

— формирование навыков горизонтального положения;

— изучение движений ногами в опорном положении.

На первом этапе необходимо уделять внимание формированию дыхания в специфической среде, изучению движений ногами в опорном положении, как при плавании кролем на спине и на груди. Во втором периоде обучения изучаются элементы плавания в без опорном положении. Основной задачей третьего периода является совершенствование движений рук и ног в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди или на спине.

В своих исследованиях автор отмечает, что прочность навыка плавания обеспечивается разучиванием большого количества подготовительных упражнений без использования каких-либо поддерживающих средств. Исторически сложившееся направление методики плавания характерно тем, что первоначальное обучение осуществляется со спортивных способов плавания — кроль на груди и на спине, основанных на переменных движениях рук и ног. Это положение в настоящее время распространено и на методику обучения детей младшего школьного и дошкольного возраста (Т.А. Протченко, Ю. А. Семенов, 2003; А. Д. Котляров, 2006; В. Ю Давыдов, 2007; Б. В. Щербаков, 2007; А. Е. Столяров, 2007; О. Ф. Горбатенко с соавт., 2008; С. Кравчик с соавт., 2008; В. Н. Золотов, 2009; J.E. Counsilmen, 1994). При этом допускается первоначальное обучение детьми облегченных способов плавания, таких как: кроль без выноса рук, плавание на сшше при помощи поперемешьих движений ногами и укороченных движений руками (А.А. Дружинин, 2008; Котляров А. Д. 1989). Некоторые исследования указывают на возможности обучения детей младшего возраста облегченных вариантов брасс на груди. По мнению Б. В. Щербакова (2007) старших дошкольников необходимо первоначально обучать со следующих способов: плавание на груди при помощи одновременных гребковых движений руками и попеременных движений ногами, плавание на груди при помощи попеременных движений руками и ногами. Ряд авторов считает, что при освоении плавательных движений и подборе упражнений, необходимо исходить из элементарной автоматической координации, которой не надо обучать. Освоение противоположной координации требует специального обучения нередко основанного на подавлении элементарной, генетически детерминированной, автономной координацией. На суше, для нижних конечностей более элементарной и автоматической является перекрестная координация, для верхних конечностей наоборот, симметричная. При совместных движениях рук и ног наиболее элементарной автоматической координацией является одностороннее, однонаправленное движение (Е.А. Сальникова, 2002; Т. А. Протченко, Ю. А. Семенов, 2003; О. Ф. Горбатенко с соавт., 2008; Seifert L., Chollet D., 2007).

Анализ доступной нам отечественной и зарубежной литературы свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций, об учете предрасположенности детей в возрасте 3−7 лет к освоению бимонолотеральных движений, выполняемых в условиях водной среды. Однако следует отметить, что исследования в данном направлении осуществлялись на детях грудного возраста. Так, при обучении грудных детей плаванию выявлялось около десятка разновидностей техники их передвижения в воде. При этом чаще встречались попеременные и реже одновременные движения руками и ногами, а экспериментально было установлено, что с помощью взрослых, грудные дети предпочитают плыть в положении на спине и только научившись самостоятельно держаться в этом положении на воде, пробуют плыть на груди или на боку.

Относительно продолжительности купания и занятий плаванием с детьми дошкольного возраста в имеющейся литературе сведения не однозначны.

В.Е. Аршавский (1975) рекомендует купаться не более 8 минут, а Т. К. Осокина (1985) не более 15 минут. По мнению В. С. Васильева (1989) дети пяти лет и старше по истечению 4−5 занятий могут находиться в воде 30−40 минут. В тоже время «Программа обучения и воспитания в детских садах» предусматривает следующую продолжительность физических занятий для детей:

1. 4 года — 10 — 15 минут;

2. 5 лет — 13 — 20 минут;

3. 6 лет — 25 — 30 минут;

4. 7 лет — до 35 минут.

Поэтому, некоторые исследователи рекомендуют продолжительность занятий по обучению плаванию с требованиями «Программы» .

Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста отмечаются во многих литературных источниках. По данным Т. И. Осокиной (1985) занятия по плаванию оказывают большое влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. В некоторых работах указывается на уменьшение заболеваний на 30−35% у детей занимающихся плаванием (E.H Карпенко, 2006; В. Ю. Давыдов, 2007; В. Н. Золотов, 2009). Большинство специалистов отмечает, что с увеличением возраста способность к обучению плаванием повышается (Васильев B.C. 1973; В. Ю. Давыдов, 2007; О. Ф. Горбатенко с соавт., 2008; H.M. Toussaint, P.E. Roos, S.V. Kolmogorov, 2004).

Вместе с тем, мнение специалистов по продолжительности освоения тех или иных навыков плавания и способности дошкольников разных возрастных групп к овладению движениями, выполняемыми в условиях водной среды расходятся.

Т.И. Осокина (1985) предлагает разбить процесс обучения на три этапа:

1. этап — «Азбука» обучения — освоение с водой (дети от 1 до 3 лет);

2. этап — освоение основных элементов плавания (дети от 3 до 4 лет);

3. этап — совершенствование навыков плавания (дети от 4 до 7 лет).

К концу 3 этапа обучения дошкольники должны научиться плавать вольным стилем, проплывая расстояние до 25 метров.

Лучшее формирование навыков плавания у детей дошкольного возраста возможно путем включения занятий по плаванию в режим группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде (В.А. Аикин, 1988; Ю. А. Короп, С. Ф. Цвек, 1985). При этом целесообразно нахождение воспитателя в воде для оказания детям поддержки, страховки, помощи в надежном и правильном освоении ими плавательных движений. Между тем (Ле Ван Сем, 1978) в процессе изучения навыков плавания возникновение отрицательных эмоций у детей мешает их овладению, в то время как положительное соперничество содействует более успешному их формированию. Поэтому в методике начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечений на воде (В.С. Васильев, 1963) с нахождением преподавателя в бассейне для лучшей организации проведения занятий.

Дети в возрасте 5−7 лет по своим двигательным возможностям (В.С. Васильев, 1963) вполне готовы к освоению сложных плавательных движений, которые по мере освоения должны постепенно усложняться и детализироваться.

Детей рекомендуется обучать также с помощью картинок по следующим разделам: 1) специальные упражнения на суше; 2) упражнения для освоения водной среды; 3) погружение в воду с головой; 4) дыхание с выдохом в воду; 5) статистическое (пассивное) плавание в воде; 6) скольжение в воде; 7) движение ногами кролем на груди, на спине; 8) движения руками кролем на груди, на спине; 9) плавание кролем без выноса рук; 10) плавание кролем на спине без выноса рук; 11) плавание кролем на груди и на спине без выноса рук; 12) спортивные способы плавания: кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс (Э.Г. Черняев, В. И. Чепелев, 1987). Подробным способом раскрыто индивидуальное обучение детей азбуке плавания, рекомендуемое родителям, бабушкам и дедушкам (А.А. Литвинов и др., 1995).

Образные выражения, жесты, используемые при обучении детей плаванию, также имеют немаловажное значение (В.В. Пыжов, 1977) в доступном овладении изучаемых упражнений (И.А. Ганчар, 1998).

При занятиях плаванием с детьми 5−7 лет следует иметь в виду, что дети в группе могут быть различной подготовленности. Дети 5−7 лет обычно быстро осваиваются в воде. Они сознательно подходят к выполнению подготовительных упражнений, проявляют настойчивость, чтобы добиться желаемого результата. Поэтому период освоения детей этой возрастной группы с водой значительно короче, чем более младших. Раньше можно переходить к упражнениям, помогающим овладеть техникой плавания кролем на груди и на спине (Н.Ж. Булгакова, 1997).

Но, прежде всего, необходимо начинающих плавание научить самостоятельно входить в воду, передвигаться по дну бассейна различными способами (шагом, бегом, опираясь на руки), на различной глубине (от колена до пояса), научиться погружаться в воду, открывать в ней глаза, научить правильному вдоху и выдоху в воду, лежанию в воде на груди и на спине, скольжение на груди и на спине (Н.Г. Дундуков, А. В. Фомин, 1975), а так же выполнение простейших попеременных движений ногами (по типу кроля. Для выполнения этих задач разработано множество различных упражнений и игр («Карусель», «Фонтан», «Крокодил», «Краб», «Качалка», «Хоровод», «Мотор», «Найди клад», «Водолазы», «Кто больше» и т. д.).

Упражнения для выработки умения держаться на воде в горизонтальном положении: «Медуза», «Звёздочка», «Поплавок», «Стрелка на груди» и другие.

Важной задачей является научить детей выходу в воду. Этому способствуют такие упражнения и игры как: «У кого больше пузырей?», «Погружение с головой и выдохом в воду в парах», «Выдох с поворотом головы», «Ворота» и д. р.

Следующим этапом обучения является обучение координационным возможностям в воде. Начать следует с обучения движений ног при плавании кролем на груди и на спине. Для этого используют упражнения, как на суше, так и в воде (Ю.В. Шапошников, 1979). Попеременные движения ногами, сидя на полу, попеременные движения ногами, лёжа на скамейке, движения ногами в воде, сидя на бортике, на дне бассейна, движения ногами в воде, опираясь на руки, скольжения, на груди и на спине с переменными движениями ног и т. д.

Далее можно переходить к обучению движений рук в плавании на груди и на спине. Обучение начинается с обучения движений рук на суше. Это могут быть упражнения подготовительного и имитационного характера (выполнение различных вращений вперёд, назад, одной и двумя руками, имитация гребковых движений и т. д.). Обучение движений рук проводится первоначально при произвольном дыхании ребёнка, затем на задержке дыхания, а после этого обучение движений рук с выдохом в воду (И.Ю. Кистяковский, 1976).

После освоения всех упражнений по данной задаче (А.А. Волошин, М. М. Киселёв, 1980) эти упражнения закрепляются и совершенствуются в играх и развлечениях в воде с постепенным усложнением условий выполнения (различные варианты глубины, использование вспомогательного инвентаря — досок, надувных игрушек и т. д.).

Следующим этапом является обучение сочетание движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду. Обучение координации руками и ногами осуществляется параллельно на груди и на спине. В качестве подготовительных упражнений рекомендуются различные вращения одной, двумя руками, вперёд, назад, одновременные, попеременные, а также движения ног. При выполнении имитационных упражнений уделяется внимание, в первую очередь, на правильность выполнения гребковой фазы движения, а затем — подготовительной фазы — выведение рук в исходное положение для гребка. При выполнении упражнений на суше тренер оказывает непосредственную помощь ребёнку, придавая правильное положение рук в отдельных фазах гребка (Л.П. Макаренко, 1985).

Освоение плавательных движений в сочетании с дыханием представляет главную трудность при обучении детей плаванию (В.Я. Лопухов, 1995). К разучиванию движений рук в сочетании с дыханием приступают в положении стоя в воде, нагнувшись вперёд. Дошкольников желательно приучить поворачивать голову для вдоха направо и налево. Попытки сочетать плавательные движения с дыханием могут долго не получаться у детей. Стремление приспособить дыхание к движениям нарушает координацию, часто ведёт к грубым ошибкам. Поэтому можно разрешать детям плавать с задержкой дыхания на вдохе длительное время. Это упрощённая форма способа плавания, построенная на технически правильной основе.

Плавание на спине для многих детей оказывается легче, чем плавание на груди. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают сначала на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом с помощью плавательной доски, затем переходят к разучиванию движений ног в скольжении на спине после отталкивания от стенки бассейна. Вначале детей учат держать руки свободно опущенными вдоль туловища, не делая никаких движений. Затем положение рук усложняется: одна рука остаётся свободной вдоль туловища, другая выносится вперёд и располагается по направлению движения. При обучении гребковым движениям рук применяют плавание на спине с доской, зажатой между ногами, а также упражнения в парах: один удерживает другого за ноги. Постепенно дети начинают выполнять согласованные движения руками и ногами, чтобы овладеть ритмом движений, они выполняются на счёт. Упражнения выполняются многократно на коротких дистанциях (В.Ю. Давыдов, 1993).

Естественно, что в начале обучения дети могут совершать ошибки. Чаще всего это зависит от недостаточной общей физической и координационной подготовленности дошкольников. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общий рисунок движений способа плавания. В силу подвижности, неуравновешенности многим детям с трудом удаются чёткие движения в воде. Не надо требовать от них большой точности в технике плавания. Это возможно лишь в результате упорного труда в течение нескольких лет. Но грубые ошибки в технике нужно последовательно исправлять.

Высокое положение головы, например, вызывает неправильное положение туловища и затрудняет дыхание (В.Н. Мухин, Ю. И. Родыгин, 1988). Прежде всего, надо поправить положение тела, головы, затем добиться правильного дыхания.

При низком положении таза глубоко погружаются ноги, нарушается равновесие. Иногда дети производят резкие, неритмичные, несогласованные движения ногами, сильно сгибают их. Вначале нужно исправить ошибки в положении тела и движений ног и только затем приступать к совершенствованию движений рук и общей координации.

У многих новичков при повороте головы в сторону для вдоха наблюдается замедление работы руками и особенно ногами. Детям легче приспособить дыхание к движениям рук и ног в соответствии со своими возможностями. Это нельзя считать ошибкой, постепенно с течением времени этот недостаток исчезнет (Г. Левин, 1981).

При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность плавать всеми способами — кролем на спине, кролем на груди, дельфином и брассом. Бывают случаи, когда ребёнок никак не может овладеть каким-либо способом, а другой схватывает без затруднений и быстро.

Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно и нужно позволять ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше (А.А. Волошин, Н. Б. Кулибаба, 1982).

Для многих детей в возрасте 5−7 лет более доступным способом плавания является брасс. Принято сравнивать движения брассиста с действиями лягушки. Действительно, в них много общего, и дети могли наблюдать этот момент в своей жизненной практике, поэтому этот способ некоторым детям более понятен.

Процесс изучения элементов способа плавания, брасс начинается на суше с освоения движений ног, работа которых является важнейшим элементом в технике данного способа плавания. Для этого используют разнообразные подготовительные и подводящие упражнения и игры в воде.

С техникой движений при плавании брассом тоже знакомятся сначала на суше. Для этого имитируют движения рук в положении стоя в наклоне вперёд, прогнувшись, руки вытянуты вперёд ладонями вниз-кнаружи.

В воде движения рук разучивают, стоя на глубине по грудь и наклонившись вперёд так, чтобы подбородок лежал на поверхности воды. Затем это упражнение повторяют в согласовании с дыханием. Важно разучивать дыхание с самого начала, уже во время подготовительных упражнений, так как ритм дыхания в брассе чётко совпадает с движениями рук.

Обратить внимание надо на следующее: не поднимать голову, смотреть вперёд во время гребка; в конце гребка немного приподнять подбородок вперёд-вверх и сделать вдох через рот; когда руки выводятся вперёд, подбородок и рот опускаются в воду, начинается продолжительный выдох, который продолжается в течение почти всего гребка (В.Г. Ровчин, 1984).

Дошкольникам рекомендуется разучивать согласование движений рук и ног брассом в скольжении на груди. Во время скольжения на задержке дыхания сначала 2−3, а потом и более циклов движений. Затем ребёнок останавливается, делает выдох-вдох и вновь повторяет согласование движений рук и ног в скольжении. Движения рук и ног в дальнейшем сочетаются с дыханием (А.А. Волошин, М. М. Киселёв, 1980). Правильное согласование движений в полной координации устанавливается постепенно в процессе тренировки.

Многие дети 5−7 летнего возраста осваивают технику плавания способом дельфин, хотя она считается более сложной по сравнению с другими способами. Это особый способ плавания. В его технике имеются элементы и брасса и кроля, поэтому изучать этот способ плавания надо после того, как ребёнок освоит технику плавания кролем и брассом.

Обучение детей способом плавания способом дельфин также начинается с подготовительных упражнений на суше и в воде. В волнообразных движениях участвует всё туловище — плечевой пояс, поясница, таз и ноги, поэтому этот способ плавания представляет собой отличное, разносторонне развивающее упражнение. Сомкнутые ноги движутся одновременно, напоминая хвост дельфина, поэтому, используя образное мышление детей, нетрудно научить их выполнять это движение.

Сложнее произвести ребёнку гребок обеими руками, так как он выполняется одновременно двумя руками, движение каждой напоминает гребок при плавании кролем.

Согласование движений в дельфине сложное. Упражняться лёжа на груди удобнее с доской в руках, а осваивать координацию в скольжении. НЕ все дети в возрасте 5−6 лет в состоянии освоить этот способ плавания, и в этом нет необходимости. Достаточно ознакомить с ним детей (В.Ю. Давыдов, 1993).

1.3 Применение игрового метода в процессе обучения плаванию

В процессе обучения плаванию у детей воспитываются черты характера — дисциплинированность, смелость, товарищеская взаимопомощь и другие. Приступая к обучению плаванию дошкольников, всегда надо иметь это в виду, способствовать воспитанию этих черт (В.Ю. Давыдов, 2007; М. И Лисина, 2009; H.M. Toussaint, P.E. Roos, S.V. Kolmogorov, 2004).

Широкое применение в работе с дошкольниками находит и принцип индивидуализации. Детский организм нежный, хрупкий, окончательно еще не сформированный. Поэтому необходимо тщательно учитывать способности, склонности, а главное, возможности каждого ребенка.

По мнению ряда авторов, ведущее место в обучении плаванию дошкольников занимает игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей, позволяет учитывать число повторений одних и тех же упражнений (С.М. Чурбанова, 2009). Среди мотивов, побуждающих детей 5 — 7 лет к занятиям плаванием, основную роль играют желание и стремление к игровым действиям и совместным занятиям в воде (В.Ю. Давыдов, 2007).

Особенности подбора игр и игровых ситуаций на этапе освоения с водной средой определяются в первую очередь особенностями этой самой непонятной малышам среды. На обучающегося ребенка действует множество факторов, не встречавшихся ему при наземном передвижении, с которыми он не в состоянии сразу освоиться. Это, прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде — земля — воздух, адаптацией с новым способом опоры о воду и передвижением в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка дыхания; замена локомоций в условиях относительной невесомости, перестройка дыхания, замена локомоций в вертикальном положении на локомоции в положении горизонтальном (Н.Ж. Булгакова, 2008).

Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой, что помогает детям преодолевать детям чувства неуверенности и страха, способствует быстрому процессу адаптации в воде. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями (Х.Ф. Лейнус, 1977).

Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости навыков (Н.Ж. Булгакова, 1997).

При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы — игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнований, эстафеты.

Выбирая игры и методические приёмы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений.

Игры подбираются в соответствие с поставленной определённой воспитательно-образовательной задачей. Важно чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.

Для наиболее эффективной организации занятий с детьми 5−7 лет используют различные поддерживающие средства. Это доски из пенопласта, надувные игрушки (резиновые круги, мячи и т. д.), а также мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой и открывания глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна), обручи для упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч», «Поезд в туннель» и т. д.) (Н.Ж. Булгакова, 1997).

Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде (Г. Левин, 1981).

Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне.

Большое количество разнообразных игр, забав на воде приведено в книге «Обучение плаванию в детском саду» авторов Т. И. Осокиной, Е. А. Темофеевой, Т. Л. Богиной (1991). Игры имеют подробное описание, конкретно поставленные задачи, полезные методические указания, подобраны в соответствие с поставленной задачей занятий, и позволяют на протяжении всех занятий увлекать детей, пробуждая в них интерес, активность, коллективизм.

Игры также подбираются по направленности воздействия.

Для воспитания ловкости надо обновлять и варьировать знакомые игры, ставить перед играющими новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий. Для воспитания быстроты полезно проводить игры, требующие незамедлительных двигательных ответов в часто изменяющейся обстановке, усложненное дополнительными заданиями, а также с преодолением расстояния 5 — 10 метров на скорость.

Учитывая возрастные особенности, по мнению В. В. Дукальского (2001), игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью подвижных игр в воде воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение игр состоит в том, что они одновременно развивают моторную и психическую сферы деятельности ребенка. При обучении плаванию дошкольников игра занимает основное место на занятии, а если быть точнее, то можно сказать, что занятие — это одна игра с постоянно меняющимися сюжетами и правилами (С.П. Осипенко, 2008 В. А Нестеров,. 2009; H.M. Toussaint, P.E. Roos, S.V. Kolmogorov, 2004)

Игровой характер обучения отражает необходимость внимательного и требовательного, но в тоже время непринужденного подхода к детям, обуславливает живое участие тренера в процессе обучения (А.Д. Котляров, 1998;). Доступно для детей должны быть преподнесены все элементы организации игры объяснение, техническая сложность двигательных действий, включаемых в игру. Необходимо разъяснить занимающимся значение игры для лучшей подготовки к овладению навыком плавания. Объяснение не должно быть слишком подробным, чтобы не ограничивать самостоятельное мышление участвующих в игре, не подавлять их активность. Дети легче ориентируются в игре, концентрируя внимание на главном. В некоторых случаях предварительное объяснение новой игры полезно сопровождать показом типичных действий (Н.Ж. Булгакова, 2008).

Доступность игры на воде не означает, однако, легкость ее содержания. Очень легкие игры могут оказаться малоэффективными для решения конечных учебных задач и, кроме того, вызвать потерю интереса к занятиям (Осокина Т.И. 1991; С. П. Осипенко, 2008).

Особенности методики проведения игр на занятиях по освоению с водой состоит в том, что между играми и игровыми ситуациями, включенными в урок, должна быть обеспечена тесная организационнометодическая взаимосвязь. На одном и том же занятии нежелательно совмещать изучение новых игровых ситуаций с разучиванием новой игры. Надо правильно определить место выбранной игры среди игровых ситуаций и учитывать ее длительность (С.М. Чурбанова, 2009). Доступность, при освоении малышей с водой, предполагает постоянное преодоление трудностей. Только в этом случае будет обеспеченно решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В процессе игр в воде необходимо соблюдать правила «от известного к неизвестному», «от легкого к сложному», а это значит опираться при изучении новой игры на ранее усвоенные навыки, учитывать координационную сложность игровых действий, нагрузку, получаемую юными пловцами в процессе игры (С.П. Осипенко, 2008).

Рациональная организация занимающихся в процессе игр на этапе освоения с водой предполагает предъявление двигательных задач постепенно нарастающей трудности. Критерием оценки степени в играх следует считать такое установление последовательности двигательных задач, решение которых обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач.

Игровой метод на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности занимающихся, принимая во внимание уровень их физической и плавательной подготовленности, функциональные и психические особенности организма детей, а также условия в которых проводятся занятия. Участвуя в играх, дети должны научиться проявлять сдержанность и самодисциплину, упорство, настойчивость, нетерпимое отношение к проявлению грубости в игре, уважение победителей к побежденным.

Занимающиеся будут с удовольствием участвовать в предлагаемых играх тогда, когда они:

1. понимают их содержание и задачи,

2. активно участвуют в игре.

На занятиях по плаванию проводятся игры 3-х типов:

1. простейшие игры, включающие элемент соревнований;

2. более сложные игры с сюжетом,

3. командные игры.

Простейшие игры, включающие элемент соревнований, не требуют предварительного объяснения. Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?» и так далее. Необходимость соревноваться заставляет стремиться лучше всех выполнить задание, делает занятие более эмоциональными и повышает интерес детей к плаванию.

Несколько сложнее игры сюжетного характера, которые являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Как правило, их проводят после того, как дети освоились с водой («Караси и Карпы», «Поезд в тоннель»).

Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего и старшего возраста («Мяч своему партнеру», «Водное поло»). Во время борьбы 2-х команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников, немедленно пресекать грубость, нарушения правил игры, нетоварищеское поведение.

Выбор игры, зависит от задач урока, глубины бассейна и температуры воды, числа и возраста занимающихся, а также их подготовленности.

В процессе обучения плаванию большое внимание уделяют показу упражнений и заданий. Показ должен быть четким и правильным, сопровождаться доступным дошкольникам пояснением, так как они на основе подражания хорошо воспринимают структуру движения.

Особенно важен показ упражнений, проводимых в воде, в таком случае дети не только зрительно воспринимают движение, но и убеждаются в том, что его выполнение в воде вполне возможно.

Показ обязательно должен сопровождаться доступным для детей пояснением. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют сознательное овладение движениями.

В обучении плаванию дошкольников широко применяются образные сравнения в названиях и объяснениях игровых ситуаций и игр (С.М. Чурбанова, 2009).

Установлено, что от характера игр и игровых ситуаций, используемых в обучении, зависит не только быстрота образования навыка, но и его качественные особенности, внутренняя структура.

Известно, что овладение сложными двигательными действиями, например, упражнение «Поплавок» представляет для детей большие трудности. Включая в содержание игры без предварительной подготовки это упражнение, мы тем самым ориентируем занимающихся преимущественно на результат действия. Что касается способа его выполнения, то он оказывается на периферии внимания, в следствии чего анализ поступающих киностетических сигналов, а также установление соответствующих связей чрезвычайно затруднено. Эффективность овладения двигательными действиями и уровень их выполнения значительно повышается, если в игры включать уже знакомые игровые ситуации и стараться привлечь внимание занимающихся к способу выполнения действия.

Как показали исследования, на первых парах занимающийся проявляет внешние, зрительно воспринимаемые признаки двигательного действия. Однако в дальнейшем, можно полагать, начинают выделяться и сопровождающие их внутренние, проприорецептивные сигналы движения, в частности тактильные, вестибулярные раздражения, сигнализирующие о перемещениях частей тела.

Поскольку от особенностей начального обучения зависит структура формируемой системы двигательных действий в новой среде, и прежде всего ее сенсорной части, эти особенности предопределяют дальнейшее направление выработки навыка плавания.

Навыки сложившиеся на основе применения широкого круга игр и игровых ситуаций оказываются значительно более, пластичными, легче переносятся в новые, измененные обстоятельства, чем те, которые формировались при суженной, ограниченной выборке средств и условий, задач. Этому способствует применение всевозможных развлечений в воде, на занятиях по плаванию (Н.Ж. Булгакова, 2008).

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

1. Анализ специальной научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогическое тестирование.

4. Психологическое тестирование (анкетирование).

5. Педагогический эксперимент.

6. Методы математической статистики.

Анализ специальной научно-методической литературы. В связи с рассматриваемой проблемой нами было изучено и проанализировано 48 источников. Это способствовало выбору направления данной работы.

Педагогические наблюдение. Педагогические наблюдения осуществлялись за детьми 5 — 7 летнего возраста во время проведения эксперимента, с целью выявления эффективности предложенной нами методики. Регистрировались сроки освоения следующих упражнений:

— погружение лица и головы в воду;

— лежание на груди в воде;

— лежание на спине в воде;

— скольжение на груди;

— скольжение на спине;

— выдох, опуская лицо в воду.

Параллельно отмечалось эмоциональное состояние ребенка на каждом занятии. Сведения заносились в специально заведенную карточку на каждого ребенка. При обобщение результатов исследования были получены данные об эффективности использования игр и игровых ситуаций на этапе освоения с водой детей 5−7 лет.

Педагогическое тестирование. На I этапе определялся исходный плавательный уровень на первом занятие детей контрольной и экспериментальной групп по специально разработанной программе.

На 2-ом этапе процесс освоения с водой в контрольной группе проходил по общепринятой методике обучения плаванию дошкольников, в экспериментальной группе с использованием игр и игровых ситуаций. На 12, 24 и 36 занятии в обеих группах фиксировался процент детей, освоивших программу каждого этапа.

На заключительном этапе в педагогическом тестировании заключалось определение освоения детьми обеих групп специальных упражнений этапа освоения с водой:

— «Поплавок» (с.) — упражнение на задержку дыхания;

— «Звезда» (с.) — лежание на спине и на груди;

— «Торпеда» (м.) — скольжение на груди и на спине;

— «Насос» — (количество раз) — выдохи в воду, стоя на дне бассейна — Оценивалось умение «дышать в воду»

Психологическое тестирование (анкетирование). Проводилось среди высоко квалифицированных тренеров по плаванию с целью определения:

а) элементов отбора;

б) упражнений при помощи, которых тренеры определяют готовность детей к обучению плаванию;

в) упражнений по освоению с водой, которые можно использовать для определения готовности ребёнка к обучению плаванию (приложение 2)

Для оценки эмоционального состояния ребенка до и после тренировки, в начале исследования и после него, и выявления желания или нежелания заниматься плаванием, нами была разработана специальная анкета для родителей (приложение 1). Анкета заполнялась до и после эксперимента. Полученные данные позволили выявить мотивы детей и родителей к занятиям плаванием.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился с целью выявления индивидуализации эффективности использования игр и игровых ситуаций на этапе освоения с водой в процессе обучения плаванию дошкольников.

Методы математической статистики Математическая обработка данных проводилась по специальной программе. По данным измерений определены следующие статистические данные:

X — средняя арифметическая величина;

Р — показатель достоверности;

t — критерия Стьюдента.

2.2 Организация исследования

Исследование проходило в городе Москва, на базе фитнесс клуба «Терраспорт «Радужный» «с сентября по декабрь 2014 года. Всего было обследовано 44 ребенка в возрасте 5 — 7 лет, формирование групп соответствовало общепринятым правилам, причем для удобства дети были разделены на подгруппы. Занятия проводились 3 раза в неделю, длительностью одного занятия 40 минут.

В начале каждого занятия с детьми экспериментальной группы проводилась зарядка, в которую были включены общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения, упражнения на дыхание и координацию.

Основная часть занятия проводилась по разработанной программе. Эта программа предполагала 3 этапа.

На I этапе (первые 12 занятий) дети обучались самостоятельно передвигаться по дну, погружаться в воду, задерживать дыхание в воде, лежать на воде на спине и на груди.

На 12 занятии оценивался уровень освоенных упражнений. Подобранные тесты определили готовность ребёнка к обучению плаванию (передвижения по дну, погружение лица в воду, всплывание, лежание, скольжение, дыхание). На исходном уровне определялась подготовленность к обучению плаванию последующим показателям: передвижение в воде, опускание лица в воду, всплывание (поплавок), скольжение. На основе этих показателей было составлено две группы:

а) Подготовленные к обучению плаванию — могли передвигаться в воде, опускали лицо в воду, выполняли погружение и всплывание, скольжение на груди.

б) Неподготовленные к обучению плаванию — боялись опускать лицо в воду, передвигаться самостоятельно в воде, не могли или выполняли малое время упор, поплавок и скольжение на груди. В группе подготовленных к плаванию обучение проводилось в соответствие с общепринятой программой обучения детей плаванию. Выявлялся уровень освоения учебным материалом в двух группах. Необходимо было исследовать динамику показателей этих двух групп (обгонит ли группа не подготовленных к обучению плаванию (занятия проводятся в игровой форме) подготовленных к обучению плаванию (занятия проводятся в соответствие с общепринятой методикой обучения)).

На II этапе (13−24 занятия), детям предлагались более сложные упражнения; «Поплавок» — упражнение на задержку дыхания в воде, «Звезда», «Стрелочка», «Крест» — упражнение на лежание на воде на груди и на спине. Дети обучались выдохам в воду и скольжению на груди и на спине.

На 24-ом занятии детям предлагалось выполнить следующие упражнения:

— «Поплавок» (с.);

— «Звездочка» на груди (с.);

— «Звездочка» на спине (с.);

— Выдохи в воду (кол-во раз);

— «Торпеда» на груди (м.);

— «Торпеда на спине (м.)

На III этапе продолжалось закрепление дыхания в воду, скольжения на груди и на спине с подключением работы ног на задержке дыхания.

На итоговом 36-м занятии дети сдавали следующие нормативы:

— «Поплавок» (с.);

— «Звездочка» на груди (с.);

— «Звездочка» на спине (с.);

— Выдохи в воду (кол-во раз);

— «Торпеда» на груди (м.);

— «Торпеда на спине (м.);

— «Насос» (кол-во раз).

Все занятия в экспериментальной группе проходили в игровой форме. Дети контрольной группы обучались плаванию по общепринятой методике обучения плаванию дошкольников (Т.Н. Осокина).

На 12, 24, 36 занятиях в двух группах фиксировался процент детей, освоивших программу каждого этапа.

На 36 занятии в контрольной и экспериментальной группах дети сдавали контрольные тестовые испытания.

Данные были обработаны и сравнены с результатами первого тестирования и обработаны методами математической статистики.

Мы предполагаем, что при индивидуализации обучения дошкольников плаванию в игровой форме на начальном этапе не только повысит его эффективность, но и поднимет эмоциональный фон занятия, что позволит привить интерес и мотивацию к занятиям плаванием.

Глава 3. Результаты исследования

плавание обучение дошкольник мотивация Анализ литературы показал, что по мнению ряда авторов, ведущее место в обучении плаванию дошкольников занимает игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей, помогает преодолеть чувство неуверенности и страха на первых занятиях (В.Г. Морев 1977;Т. С. Казаковцева 1984; Т. Н. Осокина 1991).

Однако ряд авторов считает, что применение игрового метода с первых занятий закладывает множество грубых ошибок, которые, в последствии, очень тяжело исправить. Они предлагают использовать игру в качестве закрепления пройденного материала (Ж.С. Ванькова 1980; Ю. А. Семенов 1984; А. Д. Котляров 1989). Разность точек зрения на один и тот же вопрос подтолкнула нас к предпринятому исследованию.

При проведении первого занятия 60% тренеров делят группу на подготовленных к обучению детей и неподготовленных, а 40% не делят. Все 100% опрошенных используют упражнения при помощи которых, они могут определить готовность ребёнка к обучению плаванию.

С помощью упражнений по освоению с водой, можно определять готовности ребёнка к обучению плаванию, большинство тренеров — 80%, считает — лежание является основой, 60% - погружение лица в воду, 40% - скольжение и упор, 20% - дыхание и передвижения по дну.

Тренеры, работающие с детьми 5−7 лет при наборе в группу начального обучения учитывают мотивацию родителей и ребёнка, спортивное прошлое родителей и готовность к обучению плаванию. При проведении первого занятия, большинство делит группу на подготовленных и неподготовленных, при этом у всех тренеров имеются упражнения, при помощи которых можно определить готовность ребёнка к обучению плаванию. Из упражнений по освоению с водой наиболее часто используются в практике: лежание, погружение лица в воду, скольжение, упор, передвижения по дну.

Для внесения ясности в вопрос об использовании игр и игровых ситуаций на этапе освоения с водой детей дошкольного возраста был проведен педагогический эксперимент. Анализ полученных данных показал, что группу можно разделить на подготовленных и неподготовленных к обучению плаванию, используя упражнения по освоению с водой. У детей подготовленных к обучению плаванию занятия проводились по общепринятой методике, а в группе детей неподготовленных к плаванию со второго занятия использовался игровой метод обучения. По ходу освоения учебного материала проводилось тестирование на четырнадцатом, двадцать четвёртом и тридцать шестом занятиях.

В результате исследования была выявлена положительная динамика в освоении первоначальных плавательных движений дошкольниками благодаря использованию игрового метода.

На начальном этапе, для первоначального знакомства с детьми и их родителями нами была разработана специальная анкета. Анализ анкетирования показал, что большинство родителей в обеих группах положительно относится к раннему детскому спорту — как средству разносторонней подготовленности своего ребенка, и даже как будущий интерес в жизни. Однако в следствии нехватки времени и непросвещенности в вопросах физического воспитания многие родители не предлагают дополнительную нагрузку своему ребенку. Но вопрос «Что побудило вас привести ребенка в плавательный бассейн?» — 85% опрошенных ответили частые простудные заболевания, слабое физическое развитие.

Дальнейший анализ показал, что плаванию отдано предпочтение именно благодаря его закаливающим процедурам. Таким образом подводя итоги можно заключить, что дети в современных семьях ведут пассивный образ жизни, имеют слабую физическую форму, нуждаются в дополнительной двигательной активности.

На следующем этапе эксперимента нами изучался исходный плавательный уровень детей на первом занятии в контрольной и экспериментальной группах (таблица 1).

Анализ исходного плавательного уровня на первом занятии выявил следующую картину. В экспериментальной группе из всех детей только 4% зашли безбоязненно в воду. 12% проявили неуверенность, но без посторонней помощи зашли в воду. Присутствие тренера-инструктора в воде 40-ка % детей придало уверенность и они с удовольствием вошли в воду. Еще 36% детей вошли в воду с тренером, но при этом испытывали дискомфорт. И лишь 8% детей так и не решились войти в воду.

В контрольной группе показатели не сильно отличались от показателей экспериментальной группы. 5% детей вошли в воду самостоятельно, без страха; 10% - без помощи тренера, но проявили встревоженность; 48% детей вошли в воду с тренером, не проявляя при этом отрицательных эмоций. 38% проявили дискомфорт даже в присутствии тренера. И лишь 5% детей так и не смогли на первом занятии познакомиться с водой.

Из этого можно заключить, что большинство детей 5−7 лет испытывают неуверенность, а иногда и страх при первом знакомстве с водой. Однако присутствие старшего в воде, четкие и слаженные его действия помогают быстрее детям эмоционально адаптироваться. Это подтверждается следующими результатами. Войдя в воду, в экспериментальной группе 4% детей передвигались по дну уверенно, без посторонней помощи; еще 28% передвигались неуверенно, но без посторонней помощи, воспользовавшись бортами бассейна; 64% детей передвигались с помощью поддерживающих средств и при поддержке тренера; 8% так и не сдвинулись с места.

Аналогичная картина наблюдалась и в контрольной группе.

Таблица 1. Исходный плавательный уровень дошкольников на первом занятии

Вопросы

% соотношения в группах

Экспериментальная

Контрольная

1.

Самостоятельно вошел в воду:

а) да, уверенно без пт (безбоязненно)

б) да, не уверенно без пт (со страхом)

в) да, с пт (безбоязненно)

г) да, с пт (со страхом)

д) не вошел на первом занятии

2.

Передвижение по дну:

а) уверенно без посторонней помощи

б) неуверенно без посторонней помощи

в) с помощью поддерживающих средств

г) с помощью тренера

д) воспитанник не передвигался

3.

Погружение лица в воду:

а) лицо в воду

б) голова в воду

в) погрузил нос

г) погрузил рот

д) не погрузили вообще

20% детей самостоятельно без посторонней помощи передвигались по дну, 18% это делали неуверенно, но без посторонней помощи; 59% передвигались либо с помощью тренера, либо с помощью поддерживающих средств. И только 3% детей контрольной группы не передвигались.

Третьим, и немаловажным показателем на наш взгляд является погружение лица в воду. В экспериментальной группе, по заданию, полностью опустили голову в воду 8%, в контрольной группе — 10%. Опустились до уровня глаз в экспериментальной группе 4%, в контрольной — 8% детей.

До уровня носа погрузились в контрольной 25%, в экспериментальной -16% детей. 22% и 20% соответственно погрузились в воду до уровня рта. И 52% детей в экспериментальной и 35% в контрольной группах не погрузили лицо в воду вообще.

Таким образом, подводя итог первого занятия в обеих группах выявлено, что дети неуверенно чувствуют себя в воде, испытывают дискомфорт. Им нужно время для адаптации к воде.

Эмоциональное состояние детей на первом и последующих занятиях оценивалось визуально по общепринятым характеристикам (приложение 1): по опросу родителей и при помощи вышеупомянутых анкет.

Так анализ результатов показал, что эмоциональное состояние детей на первом занятии резко отличается от последующих занятий. Большинство детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах испытывают встревоженность, неуверенность, а иногда и страх при первом знакомстве с водой. Благодаря умениям тренера и подбору средств уже на первом занятии уходит страх и нежелание находиться в воде.

Анализ полученных данных говорит, что уже к 8−10 занятию многие дети полностью адаптируются к новой среде и в их поведении читается «положительный заряд» от занятий в воде. Большинство родителей отмечают, что после 2-х месяцев занятий ребенок с удовольствием ходит в бассейн, имеет хороший эмоциональный настрой, с удовольствием рассказывает другим о своих занятиях плаванием.

Следующей, немаловажной задачей было выявление эффективности применения игр и игровых ситуаций в процессе обучения плаванию дошкольников на этапе освоения с водой.

Рис. 1. Показатели эффективности применения игр и игровых ситуаций в процессе обучения с 1 — 12 занятие Анализ показателей зарегистрировал следующую картину (рис. 1). На 12 контрольном занятии упражнение «погружение лица в воду» в экспериментальной группе выполнило 96% детей, в контрольной 82% детей, упражнение «Звезда на спине» в экспериментальной — 41%, в контрольной — 20%.

Упражнение «Звезда на груди» в экспериментальной группе выполнило —28% занимающихся, а в контрольной — 12%.

На 24 занятии освоения навыка плавания оценивалось по следующим показателям (рис. 2).

Рис. 2. Показатели эффективности применения игр и игровых ситуаций на 13 — 24 занятии Упражнение «Поплавок» в экспериментальной группе выполнило 80% детей, в контрольной — 68%, «Звезда на груди» — в экспериментальной 83% занимающихся в контрольной — 60%.

Упражнение «Звезда на спине» в экспериментальной группе — 78%, в контрольной — 63%.

Упражнение «Насос» (выдохи в воду) — выдох стоя в воду к 24 занятию в экспериментальной группе освоили 80% занимающихся, в контрольной — 49%.

Упражнение «Торпеда на спине», «Торпеда на груди» к 24 занятию в обеих группах освоили только 12% детей.

На 36 заключительном занятии в обеих группах оценивались первоначальные навыки плавания у занимающихся (рис. 3). Детям предлагалось выполнить контрольные упражнения этапа освоения с водой. Упражнение «Поплавок» в экспериментальной группе выполнило 98% детей, в контрольной 85%, «Звезда на груди» в экспериментальной 100%, в контрольной — 100%, «Звезда на спине» — в экспериментальной — 96%, в контрольной группе 89% детей. «Торпеда на груди» — 100% в экспериментальной, и 95% в контрольной, «Торпеда на спине» — соответственно — 100% в контрольной и экспериментальной группах. Упражнение «насос» (выдохи не менее 10 раз) в экспериментальной группе выполнило 100% детей, и 75% в контрольной.

Рис. 3. Показатели эффективности применения игр и игровых ситуаций на 36 занятии.

Таким образом, анализ полученных результатов подтверждает, что использование только игр в процессе обучения плаванию существенно не влияет на сроки обучения на первоначальном этапе.

Так как и в контрольной и в экспериментальной группах на 36 занятии контрольные упражнения выполнили более 73% детей. Хотя процент освоенных в экспериментальной группе все же несколько выше, это натолкнуло нас посмотреть эффективность выполняемых упражнений (таблица 2).

Так в результате анализа полученных результатов были выявлены достоверные отличия между детьми экспериментальной и контрольных групп в выполнении данных упражнений, а именно, из 6-ти основных упражнений в 4-х показатели детей экспериментальной группы достоверно выше. В частности, упражнение «Звезда на спине» — р < 0,01; «Звезда на груди» — р < 0,05; «Торпеда на спине» — р < 0,05; «Насос» — р < 0,001.

Таблица 2

Упражнения

Экспериментальная

Контрольная

Р

1.

Поплавок (с.)

11 ± 1

8,7 ± 0,9

Р > 0,05

2.

Звезда на спине

11,1 ±0,9

7,8 ±3,1

Р < 0,01

3.

Звезда на груди

10,8 ±0,7

8,4 ± 0,6

Р < 0,05

4.

Торпеда на спине

4,1 ±0,4

3 ± 0,15

Р < 0,05

5.

Торпеда на груди

3,5 ± 0,2

3 ± 0,2

Р > 0,05

6.

Насос

21,1 ±2,1

8,2 ±0,17

Р < 0,001

Таким образом, видно, что дети экспериментальной группы более качественно подготовлены к этапу освоения способов плавания.

Следовательно применение игрового метода на этапе освоения с водой в процессе обучения плаванию дошкольников необходимо. Так как это положительно сказывается на эффективности процесса обучения.

Выводы и рекомендации

1. Анализ исходного плавательного уровня на 1-м занятии выявил следующую картину: большинство детей проявили встревоженость при первом знакомстве с водой, только 5% занимающихся вошли в воду самостоятельно, без боязни; еще 89% вошли в воду вместе с преподавателем и тренероминструктором, и 6% детей так и не смогли преодолеть страх на первом занятии. Использование игрового метода уже на первом занятии позволило практически всем детям свободно передвигаться по дну без посторонней помощи, а некоторым из них погрузиться под воду.

2. Использование игрового метода на первом занятии позволило контролировать эмоциональное состояние ребенкадошкольника, помогло ему преодолеть страх и неприятные ощущения испытуемые в связи с попаданием в незнакомую среду. Положительные эмоции на последующих занятиях помогают быстрому освоению ребенка в воде и привитию ему любви и интереса к занятиям плаванием в более старшем возрасте.

3. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения плаванию дошкольников на начальном этапе способствует более быстрому знакомству детей с водой, что способствует более качественному освоению навыков плавания, но на сроки обучения не влияет.

4. Для отстающих детей 5−7 лет на наш взгляд, эффективной методикой обучения может являться, методика с использованием игрового метода. Занятия необходимо строить в игровой форме, включать обучающие, психотехнические, развивающие игры, адаптированные к плаванию. А также необходимо учитывать сенситивные периоды развития ребёнка данного возраста.

Практические рекомендации:

1. При обучении навыкам плавания детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуального развития занимающихся.

2. Целесообразно, в процессе обучения, с первых занятий применять игры и игровые ситуации.

3. Для большей уверенности занимающихся необходимо присутствие тренера и его помощника в воде на первых занятиях.

4. В процессе обучения плаванию необходимо давать детям проявлять свои личностные качества. Не пресекать их самостоятельные начинания.

5. После выполнения каждого задания поощрять и обращать внимание на всех занимающихся.

6. В процессе обучения плаванию необходимо использовать простейшие игры, включающие в себя элемент соревнований, не требующие предварительного объяснения. Это игры типа «Чемпион», «Кто быстрее?», «Кто дольше?», «Кто дальше?». Необходимость соревноваться заставляет ребенка стремиться лучше всех выполнить задание, делает занятие более эмоциональным и повышает интерес детей к плаванию.

7. Тренерам и педагогам проявлять терпение и понимание к детям испытуемым страх к воде. На занятиях с ними использовать принцип индивидуализации.

8. Учитывая возраст занимающихся занятие должно проходить эмоционально, ярко, но в рамках общих требований. Преподаватель должен контролировать эмоции детей.

9. Начальная программа обучения плаванию дошкольников индивидуальна и зависит от особенности развития каждого ребенка. Но дети 5 — 7 лет уже к 36 занятию свободно выполняют следующие нормативы:

а) лежат на воде на груди и на спине в течении 5−6 секунд;

б) выполняют скольжение на груди и на спине на 1,5 метра;

в) умеют выполнять выдох в воду, опуская голову — 5−6 раз;

г) выполняют упражнение «Поплавок» — в течении 5 секунд.

10. Необходимо обратить внимание тренеров, работающие с детьми 5−7 лет, что при наборе в группу начального обучения необходимо учитывают мотивацию родителей и ребёнка, спортивное прошлое родителей и готовность к обучению плаванию. При проведении первого занятия, необходимо делить группу на подготовленных и неподготовленных. Из упражнений по освоению с водой наиболее часто используются в практике: лежание, погружение лица в воду, скольжение, упор, передвижения по дну.

11. Необходимо использовать на занятиях с детьми неподготовленной группы игровой метод обучения. Освоение учебного материала проходит более эффективно. К тридцать шестому занятию группа неподготовленных к плаванию опережает по тестируемым показателям группу подготовленных к обучению плаванию.

Список используемой литературы

1. Абольянина, С. Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.04: [ДВГАФК] /Абольянина Светлана Геннадьевна. Хабаровск, 2009. 24с.

2. Абсалямов Т. М., Тимакова Т. С. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования. — М.:ьФизкультура и спорт, 2010. — 191 с.

3. Березина, Т. Н. Интеллект и креативность / Т. Н. Березина // Эдип. 2008, № 3 — С. 92−101.

4. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов. М.: Академия, 2008. — 432 с.

5. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М: 2009. 208 с.

6. Голубева, Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребёнка до 6 лет Текст. / Г. Н. Голубева // Теория и практика физической культуГры. 2008. — № 2. — С. 83−86.

7. Герасимова Ю. С., Ивченко Е. В. Построение занятий по обучению плаванию детей дошкольного возраста на основе сказочных сюжетов // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация». — СПб.: Плавин, 2007. — С. 193 — 196.

8. Давыдов В. Ю. Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим / В. Ю. Давыдов. -М.: Сов. спорт, 2007. 100 с.

9. Дукальский В. В., Маряничева Е. Г. Игры на воде при обучении детей плаванию: учебное пособие. — Краснодар, 2001. — 112 с.

10. Дружинин, А. Ваш ребенок от 0 до 7 лет: как развить интеллект вашего малыша / А. Дружинин, О. Дружинина. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. 191 с.

11. Жуков Р. С. Построение технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования техники плавания //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация». — С-Пб.: издательство ООИ «Плавин», 2001. — с. 105−108.

12. Иванченко Е. И. Наука о спортивном плавании (Планирование подготовки, контроль и совершенствование техники, силы, гибкости, выносливости, скорости, управление спортивной тренировкой): Учеб.-метод. пособие. — Мн.: АФВиС РБ, 2008. — 168 с.

13. Каунсилмен Д. Е. Спортивное плавание /Пер. с англ. Л. П. Макаренко. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 208 с.

14. Котляров А. Д. Применение активно-пассивных и рефлекторных упражнений на занятиях по плаванию с детьми первого года жизни // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 8. — С. 49 — 50.

15. Котляров А. Д. Формирование двигательных представлений у детей 5−7 лет на начальном этапе обучения плаванию // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация». — СПб.: Плавин, 2003. — С. 268 — 271.

16. Кореневская, А. А. Физическое воспитание детей 5−7 лет с учетом соматических особенностей организма / А. А. Кореневская, В. Н. Прокофьева. Чита: Заб ГТПУ, 2008. — 249 с.

17. Кубышкин В. М. «Учите школьников плавать» — Москва, Просвещение, 1998 — 109 с.

18. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет» — Москва, 1997.

19. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. Спб.: Питер, 2009. 410 с.

20. Карпенко, E.H. Плавание: игровой метод обучения / E.H. Карпенко, Т. П. Коротнова, E.H. Кошкодан. М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство. 2006.-48 с.

21. Леванова, Е. А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина, В. А. Плешаков, А. Н. Соболева, И. О. Телегина, — Изд.2. СПб.: Питер, 2009. — 208 е.: ил. — (Серия «Практическая психология»).

22. Кравчик С., Кравчик Я., Давыдов В. Методика обучения плаванию грудных детей и детей до 4 лет в Варшаве // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008. — № 2. — С. 64 — 69.

23. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» / Пособие для практических работников дошкольных учреждений, — Москва, АРКТИ, 1999 — 48 с.

24. Новикова, Г. П. Проблемы модернизации и перспективы развития дошкольного образования / Г. П. Новикова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 1. — С. 8−10.

25. Нестеров, В. А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков Текст.: учеб. Пособие / В. А. Нестеров. Хабаровск: ДВГАФК, 2009. — 90 с.

26. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. «Обучение плаванию в детском саду» — Москва, Просвещение, 1991 — 158 с.

27. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. Культ./ Под ред. В. С. Иванова. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.

28. Осьмина Е. В. Психологические критерии проявления дошкольником субъектности на начальных этапах обучения плаванию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008. — № 2. — С. 12 — 16.

29. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 80 с.

30. Погребной А. И., Моглина А. Д., Дукальский В. В. [и др]. Плавание: учебное пособие. — Краснодар: КГУФКСТ, 2004. — 164 с.

31. Платонов В. Н. Плавание. — Киев: Олимпийская литература, 2000. -496с.

32. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры /Под ред. Н. Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура, образование, наука, 1996. — 430 с.

33. Столяров А. Е. Характеристика педагогической направленности игр и развлечений в воде на этапе начальной подготовки в плавании // Материалы XI Международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». — Минск, 2007. — Ч. 3. — С. 143 — 146.

34. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия Текст. / авт. Сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Т. П. Попова. — Волгоград: Учитель, 2008. — 159 с.

35. Чеснокова, JI. JI. Влияние двигательной активности на становление ритма сердца в процессе роста и развития ребенка / JI. JI. Чеснокова // IV Сибирский физиологический съезд: тез. докл. Барнаул, 2008. — С. 109.

36. Оценка двигательных качеств и навыков первоклассников / М. С. Авдеева, О. В. Тулякова, О. А. Юрчук и др. // Гигиена и санитария. 2008. -№ 2. — С.78−80.

37. Чурбанова, С. М. Творческое развитие как психологическая предпосылка исследование) / С. М. Чурбанова, Н. А. Корягина // Вестник РГГУ успешного обучения младших школьников: (экспериментальное. 2009. — № 7. -С. 97−119.

38. Чеботарев А. В. Место педагога — валеолога в валеологическом пространстве дошкольного образовательного учреждения. 2000.

39. Щербаков Б. В. Особенности формирования плавательных навыков у дошкольников 4−7 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 3. — С. 32, 49 — 50.

40. Фельдштейн, Д. И. Современное детство: проблемы и пути их решения / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. — 2009.-№ 2.-С. 28−32.

41. Эльконин Д. Б. «Психология Игры», 2-е издание, — Москва / Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999 — 360 с.

42. Kokudo S., Nishijima T., Suzuki K. et al. Optimal age of swimming and gymnastic skill development on Japanese children and youths // Medicine and science in sports and exercise. — 2011. — Vol. 35. — № 5. — Р. 108.

43. Osorio A., De Leon L.G. Stroke analysis during a maximal swimming speed test in children and adults // Medicine and science in sports and exercise. — 2011. — Vol. 38. — № 5. — Р. 2681.

44. Rejman M. The dynamic and timing criteria of assessment the single fin swimming technique // Acta of bioengineering and biomechanics. — 2010. — Vol. 3. — № 2. — P. 67−79.

Приложение 1

Мимические «коды» эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональное состояние

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Открыт

Обычно закрыт

Губы

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза широко раскрыты

Прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Динамическое

Приложение 2

Анкета

Уважаемые тренеры! Вам предлагается ответить на данную анкету, содержащую в себе вопросы об элементах отбора детей в группу начального обучения. Ответы на данные вопросы позволят нам, студентам кафедры плавания, определить элементы и упражнения отбора для учёта готовности детей к освоению техники плавания на этапе начального обучения. Мы планируем использовать данные этой анкеты в написании курсовых и дипломных работ.

Ф.И. О. тренера: Кириченко Нина Васильевна

Стаж работы: 20 лет

Стаж работы с группами начального обучения: 20 лет

1) Какие элементы отбора Вы учитываете при наборе детей в группу начального обучения:

а) антропометрические данные;

б) спортивное прошлое родителей;

в) образование родителей;

г) готовность к обучению плаванию;

д) мотивацию:

-родителей

— ребёнка

2) При проведении первого занятия делите ли Вы группу на подготовленных к обучению детей и неподготовленных:

— да

-нет

3) Есть ли у вас упражнения при помощи которых, Вы в воде определяете готовность ребёнка к обучению плаванию:

-да

— нет

4) Как Вы считаете, какие из перечисленных упражнений по освоению с водой можно использовать при определении готовности ребёнка к обучению плаванию:

а) передвижение по дну;

б) погружение лица в воду;

в) всплывание;

г) лежание;

д) скольжение;

е) дыхание;

Спасибо Вам за сотрудничество!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой