План-конспект урока по биологии 9 класса (учеб. П. Пономаревой)
Ранние неандертальцы — характеризовались меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти черты в строении скелета определённо свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения мозга — развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей — говорит о том, что эти существа вступили на путь, прямо ведущий… Читать ещё >
План-конспект урока по биологии 9 класса (учеб. П. Пономаревой) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема урока: «Этапы эволюции человека».
Цель урока: Изучить основные вопросы антропогенеза, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Задачи урока:
Образовательные: Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов, доказательствах эволюционного происхождения человека и его систематическом положении, принадлежности к царству животных.
Развивающие: Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека.
Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала).
Вид урока: Урок-лекция (с элементами поиска и диспута).
Методы и методические приемы:
Словесные: Объяснение, беседа (рассказ о предшествующих формах современного человека, о начале прямохождения и расселения его по земле, объяснение стадий эволюции.).
Наглядные: Просмотр таблиц с изображением древних людей, просмотр слайдов и презентаций.
Оборудование: Демонстрационное (таблицы, макеты, учебник, рисунки, и. т.д.).
Структура урока:
I. Организационный момент (1мин).
II. Опрос домашнего задания (6 мин).
III. Изучение нового материала (25 мин).
IV. Закрепление нового материала (5 мин).
V. Итог урока. Оценка знаний и выставление отметок (2 мин).
VI. Домашнее задание (1 мин).
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы «Антропогенез». На предыдущем уроке познакомились с эволюцией приматов (именно они являются «предшественниками» рода Homo). В ходе этого урока изучим стадии эволюции человека, выясним основные особенности наших «предков»: их образ жизни, биологические и социальные факторы эволюции, то есть займёмся изучением «глобальной» истории людей как биологического вида. Я надеюсь, что тема будет для вас интересна. Ведь знать, кто мы и как появились, кем были, позволяет осознать сущность человека, его место в системе органического мира. Но, перед этим (чтобы получилась целостная картина), давайте вспомним материал прошлого урока, то есть то, что нам уже известно по теме «Антропогенез».
Организация проверки домашнего задания:
Один учащийся работает у доски. Задание: составить схему «Стадии эволюции приматов» /именно эта схема послужит отправной точкой при объяснении нового материала/.
Три-четыре учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках. Положение человека системе органического мира — вставить пропущенные слова:
Империя Клеточные Надцарство Ядерные Царство?
Подцарство Многоклеточные Тип Хордовые Подтип?
Класс Млекопитающие Подкласс?
Отряд?
Подотряд Человекообразные обезьяны Секция Высшие узконосые обезьяны Семейство?
Род?
Вид?
В это время с остальными учащимися организуется фронтальная беседа по следующим вопросам: биология контроль эволюция насекомый.
- — какие существуют группы доказательств эволюционного происхождения человека?
- — почёму человек является биосоциальным видом?
- — какой учёный сыграл основную роль в доказательстве животного происхождения человека? (Ч. Дарвин, 1871 год «Происхождение человека и половой отбор»).
- — почему Дарвин, признавая развитие человека от ствола древних обезьян, подчёркивал, что современные человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека, называл их «нашими двоюродными братьями»?
- — в чём заключаются особенности дриопитеков как наиболее вероятных предков человека?
После этого происходит проверка выполненного задания на доске с использованием метода взаимопроверки.
Учитель: Схему эволюционного происхождения человека мы закончили дриопитеками и появлением австралопитеков. Но это ещё не представители рода Homo. А как вы думаете, что может являться «границей», отделяющей обезьяну от человека? (ответ: объём и масса головного мозга — она должна составлять не менее 750 грамм!). Кто же такие были Австралопитеки?- («australis» — южный, «pithecus» — обезьяна), находки сделаны главным образом в Южной Африке.
Лекция учителя сопровождается заполнением схемы учителем, учащиеся конспектируют — полученный материал должен выглядеть следующим образом:
Биологические особенности. | Социальные особенности. |
|
|
В 1959 году на склоне кратера Нгоронгоро (плато Серенгети) в Олдовайском ущелье вместе с останками одного из австралопитеков (зинджантропа) были найдены кости посткриниального скелета, а в1960 году на том же месте — череп существа, значительно более близкого человеку, чем австралопитеки. Это существо назвали Homo habilis — Человек умелый (человек галечной культуры).
Биологические особенности. | Социальные особенности. |
|
|
Столь же примитивные орудия найдены недавно в Горном Алтае и Якутии, их возраст до 1 млн. 400 тыс. лет. Если эти датировки подтвердятся и будут найдены скелетные останки, следует признать, что Человек умелый был широко распространён не только в Африке, но и в Азии.
Архантропы (древнейшие люди), Homo erectus /Человек выпрямленный/. Представителями являлись питекантроп (Ява), синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Средняя Европа), атлантроп (Алжир), телантроп (Южная Африка), олдовайский питекантроп (Центральная Африка).
Биологические особенности. | Социальные особенности. |
|
|
Палеантропы (древние люди), Homo sapiens Neanderthalensis /Человек разумный. Представителями являлись неандертальцы.
Учитель: Теперь, имея общий план описания эволюции человека, попробуйте самостоятельно найти информацию об этой группе людей, используя различные источники:
Репродуктивный уровень: использование учебника основ общей биологии.
Частично-поисковый:
- А) — используя ресурсы Интернет, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;
- Б) — используя научную литературу, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;
- В) Исследовательский — сопоставить всю полученную информацию, сведя данные в единую таблицу, (работа организуется в группах в зависимости от уровня знаний, при этом позволяет вовлечь в работу всех учащихся класса).
Биологические особенности. | Социальные особенности. |
|
|
Дополнительный материал:
Увеличение числа находок позволило выяснить, что неандертальцы — неоднородная группа. Неоднородность проявляется не только при сравнении неандертальцев, живших, например, но о. Ява, в Африке, Средней Азии или в Крыму, но и при сравнении многочисленных скелетов, обнаруженных в одном и том же месте. Возможно, существовало две главные дифференцированные расы:
Поздние неандертальцы — характеризовались описанными выше признаками (см. таблицу). Они имели мозг, в котором, как и у архантропов, форма лобных долей была клювовидной. Скелет имел крупные остистые отростки позвонков — свидетельство мощно развитой мускулатуры. Они очень небольшими (видимо, семейными) группами могли выжить и побеждать в борьбе за существование. В них как бы был воплощён чрезвычайно обычный эволюционный принцип мощного физического развития, приносящий успех группе в борьбе за существование.
Ранние неандертальцы — характеризовались меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти черты в строении скелета определённо свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения мозга — развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей — говорит о том, что эти существа вступили на путь, прямо ведущий от орды к возникновению общества. В группах этих неандертальцев были более развиты внутригрупповые связи на охоте, при защите от врагов и от неблагоприятных условий окружающей среды. Они оказались совершенно на ином эволюционном пути — выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что привело 60−50 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим и мы с вами, — Человека разумного — Homo Sapiens.
Учитель: Но о современных людях (неоантропы), представителем которых является кроманьонец, мы познакомимся на следующем уроке.
А теперь, обратив внимание на полученные таблицы, попробуйте ответить на вопросы:
- 1. Какие факторы (биологические или социальные) усиливали своё воздействие на эволюцию человека?
- 2. Что происходило с объёмом головного мозга человека, почему?
- 3. Как изменялся «быт» человека у представителей разных групп?
- 4. Можете ли вы сказать, что эволюция человека носила линейный характер? Какая, на ваш взгляд, из схем, полученных на доске, является наиболее точной?
Домашнее задание: § 46.Знать: стадии эволюции человека. Уметь: характеризовать биологические и социальные особенности, а так направления эволюции представителей рода Homo. Индивидуальные задания: подготовить сообщение «Неоантропы».