Функции налогов и их взаимосвязь.
Требование об уплате налога
В связи с введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД) у налога появилась новая, дисциплинарная функция. Российский ЕНВД распространяется на сферы деятельности, в которых контроль со стороны налоговых органов затруднен, обычно это относится к видам деятельности, осуществляемым в сфере налично-денежного обращения (розничная торговля, оптовая торговля, сфера услуг и т. д.). Единый налог… Читать ещё >
Функции налогов и их взаимосвязь. Требование об уплате налога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Функции налогов и их взаимосвязь
2. Требование об уплате налогов
3. Сделать расчет налоговой базы по налогу на прибыль предприятия
Список используемых источников
1. Функции налогов и их взаимосвязь
«Налог» — это экономическая категория, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, имеют специфическое общественное назначение: они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства [6, c.138].
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.
В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, кроме фискальной налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.
Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.
Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.
Фискальная функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.
Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства, здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.
В частности, снижение налоговой нагрузки для российских малых предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий данного сектора экономики. Льготы, предоставляемые работодателям по уплате единого социального налога, побуждают их к использованию труда инвалидов. Занятие благотворительной деятельностью дает возможность гражданам использовать налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц и т. д.
Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных ее отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию налога, государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.
Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления[7,с.107].
Классическим примером реализации регулирующей функции налогов может служить введенный в Германии еще в начале XX в. и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Цель его установления — прекратить расходовать на изготовление уксусной кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную кислоту, сделанную из вина, резко возросла, в результате чего производить уксусную кислоту из вина стало невыгодным. Данные меры, предпринятые государством, в свою очередь, подтолкнули производителей к созданию искусственной уксусной кислоты. Денежные поступления от данного налога едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая цель была достигнута. Этот пример подтверждает то, что с помощью регулирующей функции налогов государство может влиять на процессы производства и потребления.
Благодаря данной функции налога государство может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и экологические аспекты жизни общества.
Ярким примером является решение с помощью налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована фискальная функция налога. Таким образом, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.
С помощью налогов решаются и проблемы экологии: в свое время промышленность развитых стран сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами из-за значительного увеличения продажной цены на них. Тогда государство снизило налог на автомобили, оснащенные катализаторами, а также акцизный сбор на виды бензина, потребляемого этими автомобилями. Акцизные поступления в доходную часть государственных бюджетов соответственно сократились, однако объем выбросов вредных веществ в атмосферу значительно уменьшился. Так экологическая проблема была решена с использованием налоговых механизмов.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.
В связи с введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД) у налога появилась новая, дисциплинарная функция. Российский ЕНВД распространяется на сферы деятельности, в которых контроль со стороны налоговых органов затруднен, обычно это относится к видам деятельности, осуществляемым в сфере налично-денежного обращения (розничная торговля, оптовая торговля, сфера услуг и т. д.). Единый налог уплачивается вне зависимости от фактических результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, определенных на законодательном уровне. Одна из целей его введения — повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.
2. Требование об уплате налога В соответствии с п. 1 ст. 32 части первой Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу требование об уплате налога и сбора [2,разд.3].
Требование об уплате налога и сбора — ненормативный акт, посредством направления которого налоговые органы информируют налогоплательщика о своих претензиях к нему.
Указанное требование должно соответствовать правилам гл. 10 НК РФ.
Применение требования об уплате налога со стороны налоговых органов направлено на скорейшее исполнение налогоплательщиком (иным обязанным лицом) своих обязанностей и пресечение ненадлежащих действий (бездействия) обязанных лиц. Путем направления требования налоговые органы информируют налогоплательщиков о своих претензиях к ним. Таким образом, требования выполняют пресекательные, предупредительные, информационные и организационные функции.
Одним из важных свойств таких требований является их юрисдикционный характер, поскольку в них содержится оценка правомерности действий (бездействия) налогоплательщиков. Обязанности налоговых органов, касающиеся требований об уплате налогов, прямо вытекают из их основной функции — проведения налогового контроля.
Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (ст. 69 НК РФ).
В этом определении выделяются следующие признаки:
1) основание требования;
2) форма;
3) содержание требования;
4) его адресат;
5) налоговый орган, обязанный направить требование.
Основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога служит наличие у налогоплательщика неисполненной обязанности уплатить налог. Такая обязанность возникает и прекращается в соответствии со ст. 44 НК РФ [2, гл.8]. Она начинает существовать с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Такая обязанность считается исполненной только в том случае, если налогоплательщик исполнил ее в срок, установленный законодательством. Поэтому неисполнением данной обязанности следует также считать нарушение соответствующих сроков уплаты налогов и уплату налога не в полном объеме (частичное исполнение обязанности).
Моментом исполнения обязанности по уплате налога в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ считается момент предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Если налог уплачивается наличными денежными средствами, таким моментом считается момент внесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информации. Если требования ст. 45 НК РФ не соблюдены, то это позволяет говорить о неисполнении обязанности по уплате налога.
После возникновения момента, с которого обязанность по уплате налога считается неисполненной полностью либо исполненной частично, у налоговых органов появляется право направить налогоплательщику требование об уплате налога. Это в свою очередь накладывает определенные обязательства и на законодателя, который в соответствующих законах должен указать четкие сроки уплаты налога, так как любой налог считается установленным только в том случае, когда среди прочего определены порядок и сроки его уплаты.
Привлечение к ответственности налогоплательщика или иного обязанного лица за нарушение законодательства о налогах и сборах не может служить поводом к отказу направить налогопла-тельщику требование об уплате налога. В свою очередь сам налогоплательщик, отказывающийся выполнить требование об уплате налога, не может ссылаться на факт привлечения его к ответственности в качестве обоснования своих действий (бездействия).
Применительно к юридическим лицам данное правило действует также независимо от того, привлечена ли к ответственности эта организация или ее руководители.
Под ответственностью в НК РФ понимаются любые формы юридической ответственности, применяемые для охраны налоговых отношений, а именно административная и уголовная ответственность.
Требование об уплате налога оформляется в виде письменного извещения — официального документа, направляемого уполномоченным налоговым органом и содержащего установленную законом информацию. Устные требования об уплате налога, исходящие от должностных лиц налоговых органов, не могут иметь юридического значения. Форма требования утверждается Государственной налоговой службой РФ.
Содержание требования об уплате налога составляют юридические и фактические данные.
К юридическим относятся:
1) данные об основаниях взимания налога;
2) ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогопла-тельщика (иного обязанного лица) уплатить соответствующий налог.
Общие основания взимания налогов установлены в ст. 3 НК РФ. Применительно к конкретным налоговым правоотношениям такими основаниями являются обстоятельства (юридические факты), предусматривающие уплату данного налога или сбора. При этом по смыслу Налогового кодекса к ним относятся не только традиционные юридические (например, заключение договора), но и экономические основания (предусмотрены в п. 1 ст. 38 НК РФ), наличие которых позволяет говорить об обязанности налогоплательщика по уплате налога в соответствии с законодательством. Отсутствие таких оснований делает требование об уплате налога ненадлежащим.
Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога, выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах) и охватывают сведения о:
1) сумме задолженности по налогу;
2) размере пеней (исчисляется на момент направления требования);
3) сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога или сбора;
4) сроке исполнения требования налогового органа;
5) мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования. налог прибыль декларация Требование об уплате налога адресуется налогоплательщику или иному обязанному лицу. Налогоплательщиком является организация или физическое лицо, которое обязано уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). Налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа и не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими свои служебных обязанностей. Под иными обязанными лицами по смыслу Налогового кодекса следует понимать, прежде всего, налоговых агентов. В соответствии со ст. 24 НК РФ на налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. При этом налоговые агенты имеют тот же правовой статус, что и налогоплательщик (за исключением предусмотренных Налоговым кодексом случаев).
Налоговые органы вправе направить вышеперечисленным лицам требование, обязывающее их уплатить (перечислить) в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Указанные сведения и предписания составляют содержание требования об уплате налога.
Требование об уплате налога или сбора может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования (например, путем отправки заказного письма с уведомлением о вручении). С момента направления надлежащему налогоплательщику требования об уплате налога исчисляется срок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Требование об уплате налога и пени, выставленное на основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности (п. 4 ст. 101 НК РФ) и не врученное налогоплательщику в связи с его умышленными действиями, считается полученным налогоплательщиком (его представителем) по истечении шести дней после его отправки заказным письмом.
Уклонение адресата от получения требования обязывает должностных лиц налогового органа составить соответствующий акт и зафиксировать в нем факт уклонения. Данный акт имеет двоякое правовое значение. С одной стороны, акт является письменным доказательством при рассмотрении дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах, с другой стороны, дата его составления признается датой направления требования.
Налоговый орган, который обязан направить налогоплательщику или иному обязанному лицу требование об уплате налога, определяется в соответствии с п. 5 статьи 69 НК РФ. За основу берется место учета налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 83−86 НК РФ).
Порядок направления требования об уплате налога распространяется и на отношения, связанные с налогами, подлежащими уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Платежи, уплачиваемые при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, указаны в ст. 13 НК РФ и ст. 110−116 ТК РФ. В частности, к ним относятся таможенная пошлина, таможенные сборы и акцизы. Требование об уплате таких налогов (сборов) может быть направлено таможенными органами только тем налогоплательщикам, которые обязаны их уплачивать.
По своей правовой природе требование об уплате налога является ненормативным актом (юридическим фактом). Такие правовые акты, содержащие распорядительное действие, носят индивидуальный характер, т. е. устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц. В отличие от нормативных актов они не устанавливают правовые нормы. Из этого следует, что указанные требования об уплате налога (сбора) могут быть признаны судом недействительными в случае, если они не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица (ст. 13 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ требования налоговых органов можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). Разумеется, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Административный порядок обжалования требований регламентируется в ст. 137−142 НК РФ.
Срок направления налогоплательщику (иному обязанному лицу) требования об уплате налога установлен в Налоговом кодексе и не может быть произвольно изменен (сокращен или продлен) налоговым органом. Требование направляется не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога, который указывается в законодательстве о налогах и сборах (если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе). Момент, с которого требование об уплате налога (сбора) может быть направлено налогоплательщику, определяется с учетом истечения законного срока уплаты налога (сбора) и возникновением неисполненной обязанности по уплате налога. Данное правило позволяет заблаговременно проинформировать налогоплательщика о неуплаченной им сумме налога (сбора) и об обязанности уплатить эту сумму в установленный срок.
В случае если требование выставляется в соответствии с решением налогового органа по итогам налоговой проверки, оно направляется налогоплательщику (иному обязанному лицу) в десятидневный срок с даты вынесения решения по итогам проверки.
Несоблюдение сроков налоговыми органами не освобождает их от обязанности направить требование об уплате налога (сбора). Кроме того, несоблюдение сроков налоговыми органами не может служить основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора.
Если обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) по уплате налогов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан уточнить требование к налогоплательщику и направить ему новое (уточненное) письменное извещение. Это новое требование будет иметь юридическое значение. Сроки исполнения измененной обязанности по уплате налога (сбора) следует исчислять с момента направления налогоплательщику уточненного требования. Это связано с тем, что содержание требования, т. е. его ключевая правовая характеристика, изменилось.
3. Сделать расчет налоговой базы по налогу на прибыль предприятия Предприятие: ЗАО «Умные продажи»
ОГРН: 1 087 604 008 865
ИНН: 7 604 132 891
КПП: 760 401 001
ОКПО: 84 934 819
ОКАТО: 78 401 368 000
Налог на прибыльэто прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.
Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
Прибыль — результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации — является объектом налогообложения.
Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.
1. Период, за который определяется налоговая база: год.
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде: 173 618 105 руб.
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации: 171 698 110 руб.
4. Сумма внереализационных доходов: 458 руб.
5. Прибыль (убыток) от внереализационных операций: 523 567 руб.
6. Прибыль (убыток) от реализации = (Сумма доходов от реализации сумма внереализационных доходов)-(Сумма расходов, уменьшающих сумму от реализации+прибыль (убыток) от внереализационных операций =173 618 473−172 221 677= 1 396 796 руб.
7.Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу =1 396 796−500 000= 896 796 руб.
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период = 896 796 руб.
Ставка налога на прибыль составляет: 20% (2% - в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта РФ).
Налог на прибыль (всего)= 896 796 *20%= 179 359,20 руб.
Налог на прибыль (федеральный бюджет)= 896 796*18%=161 423,28 руб.
Налог на прибыль (бюджет субъекта РФ)= 896 796*2%=17 935,92 руб.
На основании полученных данных заполняем налоговую декларацию.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (в двух частях).
3. Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
4. Приказ от 09.12.2010 № ММВ-7−8/700 «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»
5. Приказ от 22.03.2012 № ММВ-7−3/174 «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка её заполнения»
6. Колчин С. П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: ИПБ’БИНФА, 2011.
7. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2010.
8. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. А. З. Дадашева. — М.: ИНФРА’М: Вузовский учебник, 2011.
9. Пайзулаев И. Р., Бушинская Т. В. Налоги и налогообложение в схемах: учебное пособие. — М.: ВЗФЭИ, 2013
10. ЗАО «Консультант Плюс» — URL: http://www.consultant.ru/ law/review/906 838.html.